Педагогические и гигиенические требования к организации внеурочной работы.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Настоящие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее - санитарные правила) направлены на охрану здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья в период пребывания их в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - обучающиеся с ОВЗ). Санитарные правила распространяются на организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ОВЗ (далее - организации для обучающихся с ОВЗ) с дневным или круглосуточным (круглогодичным) пребыванием в них обучающихся с ОВЗ, а также распространяются на отдельные классы и/или группы для обучающихся с ОВЗ, в том числе группы продленного дня, организованные в образовательных организациях.

3 слайд

Описание слайда:

Роспотребнадзор утвердил санитарно-эпидемиологические требования к условиям обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в организациях, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы.Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26«Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

4 слайд

Описание слайда:

СанПин для обучающихся с ОВЗ касаются организаций с дневным или круглосуточным (круглогодичным) пребыванием детей, а также распространяются на отдельные классы и/или группы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, в том числе группы продленного дня. В частности, приведены требования к оборудованию и санитарному состоянию помещений, организации образовательной деятельности и режиму дня, питанию и медицинскому обслуживанию детей. Статус: Документ в силу не вступил Дата начала действия: 01 сентября 2016 года

5 слайд

Описание слайда:

Основная образовательная программа реализуется через организацию урочной и внеурочной деятельности. Урочная деятельность состоит из часов обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Внеурочная деятельность в школе формируется из часов, необходимых для обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся с ОВЗ и в сумме составляет 10 часов в неделю на каждый класс, из которых не менее 5 часов предусматривается на реализацию обязательных занятий коррекционной направленности, остальные – на развивающую область с учётом возрастных особенностей учащихся и их физиологических потребностей. Реабилитационно-коррекционные мероприятия могут реализовываться как во время внеурочной, так и во время урочной деятельности.

6 слайд

Описание слайда:

В среду или четверг обучающиеся с ОВЗ должны иметь облегчённый учебный день. Урок не должен превышать 40 мин., за исключением 1 классов. Продолжительность перемен между уроками не менее 10 мин., большой перемены (после 2 или 3 уроков) – 20-30 мин. Вместо одной большой перемены допускается после 2 и 3 уроков устанавливать перемены по 20 мин. каждая. Продолжительность перемены между урочной и внеурочной деятельностью должна составлять не менее 30 мин., за исключением категории обучающихся с умеренной, тяжёлой, глубокой умственной отсталостью, с тяжёлыми множественными нарушениями развития, обучение которых осуществляется по специальным индивидуальным программам развития.

7 слайд

Описание слайда:

Классы Максимально допустимая недельная нагрузка в академических часах Урочная деятельность (аудиторная недельная нагрузка) Внеурочная деятельность 1 (1 дополнительный) 21 До 10 2-4 (5*, 6**) 23 До 10 5 29 До 10 6 30 До 10 7 32 До 10 8-9 33 До 10 10-11 34 До 10

8 слайд

Описание слайда:

Примечание: 5 класс - для глухих, слабослышащих и позднооглохших, слепых и слабовидящих обучающихся и обучающихся с расстройствами аутистического спектра. 6 класс - для глухих обучающихся и обучающихся с расстройствами аутистического спектра. Часы внеурочной деятельности могут быть реализованы как в течение учебной недели, так и в период каникул, в выходные и праздничные дни. Часы, отведенные на внеурочную деятельность, могут быть использованы для: проведения общественно полезных практик, исследовательской деятельности, реализации образовательных проектов, экскурсий, походов, соревнований, посещений театров, музеев. Допускается перераспределение часов внеурочной деятельности по годам обучения в пределах одного уровня общего образования, а также их суммирование в течение учебного года.

9 слайд

Описание слайда:

Физическое воспитание и адаптивная физическая нагрузка планируется для каждого обучающегося индивидуально в соответствии с рекомендациями специалистов и с учётом характера патологии и степени ограничения здоровья. Дети с ОВЗ занимаются по индивидуальным программам, составленным врачом и педагогом по физическому воспитанию с учётом рекомендаций врачей и специалистов. Комплектование классов (групп) для обучающихся с ОВЗ осуществляется в зависимости от варианта программы образования, которых четыре.

10 слайд

Описание слайда:

Обучение в первом (первом дополнительном) классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований: - использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре - по 3 урока в день до 35 минут каждый, в ноябре-декабре - по 4 урока до 35 минут каждый; январь - май - по 4 урока до 40 минут каждый); - обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий; - организуются дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном режиме обучения.

11 слайд

Описание слайда:

Для организации трудового обучения мастерские обеспечиваются необходимым оборудованием и инструментом со специальными приспособлениями, учитывающими особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ. Содержание и методы трудового обучения на каждом этапе должны соответствовать возрасту обучающегося, учебным, воспитательным и коррекционным задачам. Организация профильного обучения в 10 - 11(12) классах не должна приводить к увеличению образовательной нагрузки. Выбору профиля обучения должна предшествовать профориентационная работа.

12 слайд

Описание слайда:

Режим питания и кратность приема пищи должны устанавливаться в зависимости от времени пребывания обучающихся с ОВЗ в организации (дневное или круглосуточное пребывание). Питьевой режим для обучающихся с ОВЗ должен быть организован круглосуточно. Для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, питание которых осуществляется в учебно-жилой ячейке, необходимо предусмотреть буфетную. Буфетная оборудуется двумя моечными ваннами и баком для дезинфекции посуды, шкафом для хранения посуды и инвентаря, столом. Площадь обеденного зала столовой на 1 посадочное место должна составлять не менее 1,6 , для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата - не менее 2,3 .

13 слайд

Описание слайда:

В организациях для обучающиеся с ОВЗ медицинское обслуживание детей осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации на протяжении всего времени пребывания обучающихся в организации. При подозрении на случай инфекционного заболевания обучающегося с ОВЗ помещают в изолятор до его госпитализации в лечебное учреждение. Обучающиеся допускаются к учебным занятиям после каждого перенесенного заболевания только по заключению врача.

14 слайд

Описание слайда:

Во всех помещениях ежедневно не менее двух раз в день проводится влажная уборка с применением моющих средств. Ежедневно моются загрязняющиеся поверхности (ручки дверей, шкафов, подоконники, выключатели, мебель, включая столы) и места скопления пыли (полы у плинтусов и под мебелью, радиаторы, арматуру осветительных приборов, вентиляционные решетки). Поверхность подоконников должна быть гладкой, без сколов, щелей и дефектов. Уборка помещений проводится в отсутствии детей при открытых фрамугах (форточках) или окнах в соответствии с инструкцией по применению моющих и дезинфекционных средств. В жилых помещениях (спальнях) влажная уборка проводится после ночного и дневного сна. Ковры необходимо ежедневно пылесосить и чистить влажной щеткой. Допускается использование пылесоса с влажным режимом работы (моющий пылесос).

15 слайд

Описание слайда:

Руководитель организации для обучающихся с ОВЗ является ответственным лицом за организацию и полноту выполнения настоящих санитарных правил и обеспечивает: - наличие текста настоящих санитарных правил в общеобразовательной организации для обучающихся с ОВЗ; - выполнение требований санитарных правил всеми работниками; - необходимые условия для соблюдения санитарных правил; - прием на работу лиц, имеющих допуск по состоянию здоровья, прошедших профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию;

16 слайд

Описание слайда:

Наличие медицинских книжек на каждого работника и своевременное прохождение ими периодических медицинских осмотров и обследований, профессиональной гигиенической подготовки и аттестации; - организацию профессиональной гигиенической подготовки и переподготовки и аттестации работников; - организацию мероприятий по дезинфекции, дезинсекции и дератизации; - исправную работу технологического, холодильного и другого оборудования.

Внеклассная и общественная работа детей и подростков по своему существу является внешкольной работой, проводимой в отличие от последней не в специальных внешкольных и иных учреждениях, а в самой школе и под непосредственным её руководством. Во многом внеклассная работа совпадает с внешкольной, и в отношении их форм и видов между ними нет резких граней.

Внеклассная работа весьма широка и разнообразна в своих формах и видах. Сюда относятся: 1) всевозможные формы физкультурно-массовой работы, игры, спортивные развлечения, туристические походы и краеведческие прогулки и пр.; 2) кружковая работало различным областям науки, литературы, искусства и техники; 3) детские утренники, литературно-художественные вечера для учащихся старших классов, киносеансы во внеучебное время, посещение музеев и пр. Этими формами и видами не ограничивается внеклассная работа среди детей и подростков. При проведении этих форм и видов внеклассной работы следует пользоваться принципом разнообразия, смены одних видов работы другими и соблюдения известной дозировки, так как при этом обеспечивается сохранение сил детей и подростков и таким образом предупреждается их утомление.

Кружковая работа в большинстве случаев связана с некоторым напряжением сил детей и подростков. Особенно это относится к таким кружкам, занятия которых проводятся в закрытых помещениях и работа, в которых требует от детей и подростков известных усилий (кружки моделирования, радио, фото, рукоделия, драматический и т. п.). Кружковые занятия следует устраивать по преимуществу в старших классах и, как правило, не чаще одного, в крайнем случае - двух раз в неделю. При этом продолжительность такого занятия не должна превышать 50-60 минут. Как правило, каждый учащийся может заниматься лишь в одном кружке и в виде исключения (при условии наличия отличных и хороших оценок учебных занятий) - в двух. В противном случае неизбежна перегрузка детей и подростков кружковой работой, при которой имеет место нарушение нормального режима дня и. значительное утомление детей и подростков.

В младших классах участие детей в кружках допустимо лишь в отношении некоторых видов занятий, не вызывающих большого их утомления и связанных с их интересами (например, кружки пения, драматический, ручного труда и пр.). При этом занятия такого кружка могут происходить не чаще одного - двух раз в две недели, а продолжительность самого занятия не должна превышать 35-40 минут. В младших классах ребёнок может заниматься лишь в одном кружке, и никаких исключений из этого правила допускать не следует.

В гигиеническом отношении мы отдаём преимущество кружкам физической культуры и подвижных игр в младших классах и кружкам физической культуры и спорта - в старших. Занятия в этих кружках являются одним из наиболее действенных средств отдыха и укрепления здоровья детей и подростков лишь в тех случаях, когда соблюдаются известная мера и необходимые предосторожности. В некоторых школах в старших классах физкультурный кружок разделяется на ряд секций в зависимости от вида занятий и спорта (например, баскетбольную, волейбольную, лыжную, конькобежную и др.).

Занятия в физкультурных кружках также должны быть нормированы во времени и нагрузке, так как чрезмерное одностороннее увлечение каким-либо одним видом спорта не безвредно для здоровья и может вызвать значительное расстройство организма и нанести непоправимый вред юношескому сердцу. Занятия в таких кружках должны иметь продолжительность в старших классах не более 1-1,5 часа. В физкультурно-игровых кружках в младших классах продолжительность занятий не должна быть более 40-50 минут при условии соблюдения установленных возрастных норм и обязательных перерывов - пауз для отдыха. Последнее, впрочем, обязательно и в отношении кружковых занятий в старших классах.

Наряду с правильной в гигиеническом отношении организацией и проведением внеклассной работы среди детей и подростков необходимо обращать внимание на нормирование их общественной работы . Одним из основных гигиенических требований в этом направлении является то, чтобы учащийся имел в каждый данный отрезок времени не более одной постоянной общественной обязанности в школе или пионерском отряде, так как в противном случае возможна односторонняя перегрузка одних учащихся за счёт недогрузки других.

В целях предупреждения утомляемости детей и подростков полезно выделение для каждого класса школы определённых дней общественной работы. При этом необходимо учитывать общую учебную нагрузку учащихся на каждый день, не допуская проведения в один и тот же день внеклассной и общественной работы. Следует также зорко следить за тем, чтобы количество детских собраний и заседаний было сведено до минимума и чтобы строго была регламентирована продолжительность каждого собрания учащихся. Одним из основных требований при проведении общественной работы детей и подростков является равномерное распределение её во времени так, чтобы каждому учащемуся, особенно младших классов, приходилось участвовать не более чем на одном заседании (сборе) в течение 1-2 недель.

Детские собрания лучше всего проводить в виде живых бесед. Собрания (сборы) детей и подростков должны вестись в доступной и занимательной для них форме.

Ни в коем случае нельзя допускать таких видов общественной работы детей и подростков, которые не безопасны для их здоровья и могут вызвать те или иные заболевания. Так, например, нельзя разрешать детям и подросткам сбор утиля, поскольку это не безопасно с точки зрения занесения инфекции и возможности травматизма (порезы, ушибы и т. п.). В равной мере нельзя посылать детей и подростков к своим больным товарищам на квартиру для выяснения состояния их здоровья или причины отсутствия их на занятиях в школе, так как в этом случае возможно заражение инфекционной болезнью.

Необходимо помнить, что дети и подростки в психофизическом отношении неодинаковы. То, что совершенно безвредно и даже полезно для одного ребёнка или подростка, особенно если он вполне здоров и физически развит (например, работа по приведению в порядок школьного земельного участка, работа на огороде и т. п.), может оказаться не безвредным для здоровья другого, имеющего ослабленный организм или страдающего тем или иным заболеванием, которое на первый взгляд может быть незаметным для учителя. В связи со всем вышесказанным особенно важно при распределении общественной работы среди детей и подростков принимать во внимание и строго учитывать возраст каждого учащегося в отдельности, его интересы, индивидуальные способности, успеваемость в школе, а также физическое и нервно-психическое развитие и состояние его здоровья. В этом деле особенно существенна роль школьного врача как консультанта, учителей и пионервожатых.

Одним из видов общественной работы детей и подростков является участие их в помощи учителям и родителям в создании санитарно-гигиенических условий в школе и семье. В этом направлении дети и подростки многое могут сделать, принимая участие в порядке общественной работы в школьной организации Красного Креста.

Весьма существенным требованием школьной гигиены к внеклассной и общественной работе детей и подростков является то, чтобы она не проводилась сразу по окончании уроков, так как дети и подростки ещё утомлены и нуждаются в восстановлении своих сил. Занятия внеклассной и общественной работой следует допускать после того, как они пообедали и отдохнули на свежем воздухе, и после того, как они приготовили заданные на дом уроки. Однако дать единое решение этого вопроса нельзя, так как при двухсменных занятиях школы различно время как для приготовления уроков, так и для внеклассной и общественной работы учащихся. Во всяком случае внеклассная и общественная работа детей и подростков, как правило, не должна предшествовать учебным занятиям в школе и приготовлению заданных им на дом уроков, которые требуют от учащихся затраты значительных сил.

К числу важных гигиенических требований к внеклассной и общественной работе детей и подростков относится и то, чтобы учащиеся значительную часть этой работы проводили на свежем воздухе. С этой целью чрезвычайно полезны такие виды внеклассной работы, как занятия подвижными и спортивными играми, разными видами физической культуры и спорта, прогулки, экскурсии и туристические мероприятия.

Особенности организации внеурочной деятельности в системе образовательного процесса в соответствии с ФГОС

Одной из причин применения ФГОС стало то, что в последние годы резко обозначилась проблема недостаточного соответствия качества подготовки выпускников образовательных учреждений требованиям работодателей, общества. При этом основная проблема состоит не в недостатке у выпускников знаний, умений и навыков, а специфического умения исполнять необходимые обязанности, связанные со степенью сформированности тех или иных компетенций как личностных, так и профессиональных. Появился термин «учёная беспомощность».

Социализация ребёнка в настоящее время признаётся в качестве одной из главных задач российского образования. А это означает, что важно вовремя сориентировать ребёнка в современной социальной среде, духовном и культурном наследии. Такая возможность общеобразовательным учреждениям предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом нового поколения. Согласно ФГОС организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе и позволяет рационально решать задачи воспитания и социализации детей.

Требования к организации внеурочной деятельности по ФГОС

Задача школы нового поколения - создание системы воспитывающей внеурочной и внешкольной деятельности с учетом интеграции основного и дополнительного образования в условиях образовательного учреждения, обеспечивающей вхождение ребёнка в самостоятельное общественное действие.

Особенности организации внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения.

При организации внеурочной деятельности в общеобразовательных учреждениях целесообразно использовать разнообразные формы организации деятельности обучающихся (экскурсии, кружковые и секционные занятия, клубные заседания, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики), которые отличны от организационных форм в урочной системе обучения.

Несомненно, внеурочная работа тесно связана с дополнительным образованием детей, когда дело касается создания условий для развития творческих интересов детей и включения их в художественную, техническую, эколого-биологическую, спортивную и другую деятельность.

При организации внеурочной деятельности в образовательном учреждении наполняемость каждого класса не должна превышать 25человек. При наличии необходимых условий и средств возможно деление классов на группы

Внеурочная деятельность в соответствии с ФГОС включена в основную образовательную программу. Время, отводимое на внеурочную деятельность, определяет образовательное учреждение самостоятельно, исходя из необходимости обеспечить достижение планируемых результатов реализации основной образовательной программы на основании запросов обучающихся, родителей (законных представителей), а также имеющихся кадровых, материально-технических и других условий.

При организации внеурочной деятельности обучающихся образовательными учреждениями могут использоваться возможности учреждений дополнительного образования, культуры и спорта.

Требования стандартов к организации внеурочной деятельности школьников:

Внеурочная деятельность включается в вариативную часть базисного учебного плана школы и на нее отводится 10 часов в неделю.

Школа сама вправе определять, под какие виды внеурочной деятельности отдать эти часы.

Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию обучающихся.

Время, отведенное на внеурочную деятельность не входит в предельно допустимую нагрузку обучающихся.

Чередование урочной и внеурочной деятельности определяется образовательным учреждением и согласуется с родителями обучающихся.

Все виды внеурочной деятельности должны быть строго ориентированы на воспитательные результаты.

ВИДЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ .

Для реализации в школе доступны следующие виды внеурочной деятельности:

Игровая деятельность

Познавательная деятельность

Проблемно-ценностное общение

Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение)

Художественное творчество

Социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность)

Трудовая (производственная) деятельность

Спортивно-оздоровительная деятельность

Туристско-краеведческая деятельность.

В базисном учебном плане образовательных учреждений Российской Федерации выделены основные направления внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно полезная и проектная деятельность.

Виды и направления внеурочной деятельности школьников тесно связаны между собой. Например, ряд направлений совпадает с видами деятельности (спортивно-оздоровительная, познавательная деятельность, художественное творчество). Военно-патриотическое направление и проектная деятельность могут реализованы в любом из видов внеурочной деятельности. Они представляют собой содержательные приоритеты при организации внеурочных занятий. Общественно-полезная деятельность может быть опредмечена в таких видах внеурочной деятельности, как социальное творчество и трудовая (производственная) деятельность.

Следовательно, все направления внеурочной деятельности необходимо рассматривать как содержательный ориентир при построении соответствующих программ, а разработку и реализацию конкретных форм внеурочной деятельности школьников основывать на видах деятельности.

КЛАССИФИКАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трем уровням.

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального значения и повседневного опыта.

Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.

Достижение трех уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и социализации детей. У учеников могут быть сформированы коммуникативная, этическая, социальная, гражданская компетенции и социокультурная идентичность.

Каждому уровню воспитательного результата соответствует своя образовательная форма.

Согласно требованиям ФГОС учителю необходимо в образовательном процессе применять разнообразные формы деятельности учащихся, с внедрением инновационных технологий. Для этого в первую очередь нужно использовать внутренние ресурсы образовательного учреждения – библиотечный фонд, Интернет-порталы, мультимедийное оборудование. Во внеурочной деятельности наряду с традиционными кружковыми, секционными формами занятий организовывать конференции, школьные научные общества, диспуты, соревнования. Для взаимодействия школьника с социальными субъектами за пределами школы (в открытой общественной среде) необходимо организовывать социальную добровольческую деятельность, экскурсии вовлекать детей в конкурсную деятельность различных уровней.

Работа учителя с каждым годом становится всё напряженней. Требования к образованию возрастают со стороны общества и государства. Это отражено и в Послании президента Федеральному Собранию. Поэтому учителю необходимо перестроится в организации образовательного процесса согласно требованиям ФГОС нового поколения и при этом повысить качество образования, обеспечить социализацию учащихся и воспитать в них потребность в постоянном саморазвитии.

При организации внеурочной деятельности младших школьников необходимо учитывать, что, поступив в 1 класс, дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Педагог должен поддержать эту тенденцию, используемыми формами внеурочной деятельности достижение ребенком всех уровней результатов.

Внеурочная деятельность по определённому направлению также способствует опережающему обучению. Так, например, внеурочная деятельность по программе «Домашний мастер» даёт возможность детям уже в начальной школе изучать свойства конструкционных материалов, знакомит с физическими понятиями плотность, влажность, упругость, теплопроводность. Ученики обретают навыки применения различных инструментов при выполнении технологических операций.

Внеурочная деятельность спортивного направления «В спортзал за здоровьем» приобщает детей к активным видам отдыха, здоровому образу жизни. Уже в раннем возрасте ученики осваивают различные приёмы спортивных игр. И уже имеются скромные результаты. В районных соревнованиях по мини- футболу заняли второе место, уступив лишь воспитанникам детской спортивной школы.

Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, создать комфортные условия, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.

Гигиенические требования к организации внеурочной деятельности

4.12. Набор и площади помещений для внеурочной деятельности, кружковых занятий и секций должен соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям к учреждениям дополнительного образования детей.

4.28. Потолки и стены всех помещений должны быть гладкими, без щелей, трещин, деформаций, признаков поражений грибком и допускающими проводить их уборку влажным способом с применением дезинфицирующих средств. Допускается в учебных помещениях, кабинетах, рекреациях и других помещениях оборудование подвесных потолков из материалов, разрешенных для применения в общеобразовательных учреждениях, при условии сохранения высоты помещений не менее 2,75 м, а во вновь строящихся не менее 3,6 м.

4.29. Полы в учебных помещениях и кабинетах и рекреациях должны иметь дощатое, паркетное, плиточное покрытие или линолеум. В случае использования плиточного покрытия поверхность плитки должна быть матовой и шероховатой, не допускающей скольжение.

5.1. Каждый обучающийся обеспечивается рабочим местом (за партой или столом, игровыми модулями и другими) в соответствии с его ростом.

6.2. Температура воздуха в зависимости от климатических условий в учебных помещениях и кабинетах, кабинетах психолога и логопеда, лабораториях, актовом зале, столовой, рекреациях, библиотеке, вестибюле, гардеробе должна составлять 18 - 24 С; в спортзале и комнатах для проведения секционных занятий, мастерских - 17 - 20 С; спальне, игровых комнатах, помещениях подразделений дошкольного образования и пришкольного интерната - 20 - 24 С; медицинских кабинетах, раздевальных комнатах спортивного зала - 20 - 22 С, душевых - 25 С.

6.7. Необходимо во время занятий в зале открывать одно или два окна с подветренной стороны при температуре наружного воздуха выше плюс 5 С и скорости движения ветра не более 2 м/с. При более низкой температуре и большей скорости движения воздуха занятия в зале проводят при открытых одной - трех фрамугах. При температуре наружного воздуха ниже минус 10 С и скорости движения воздуха более 7 м/с сквозное проветривание зала проводится при отсутствии учащихся 1 - 1,5 минуты; в большие перемены и между сменами - 5 - 10 минут.

7.1.9. Для рационального использования дневного света и равномерного освещения учебных помещений следует:

Не закрашивать оконные стекла;

Не расставлять на подоконниках цветы, их размещают в переносных цветочницах высотой 65 - 70 см от пола или подвесных кашпо в простенках между окнами;

Очистку и мытье стекол проводить по мере загрязнения, но не реже 2 раз в год (осенью и весной).

Продолжительность инсоляции в учебных помещениях и кабинетах должна быть непрерывной, по продолжительности не менее:

2,5 ч. в северной зоне (севернее 58° с.ш.);

2,0 ч. в центральной зоне (58 - 48° с.ш.);

1,5 ч. в южной зоне (южнее 48° с.ш.).

7.2.2. В учебных помещениях система общего освещения обеспечивается потолочными светильниками с люминесцентными лампами и светодиодами. Предусматривается освещение с использованием ламп по спектру цветоизлучения: белый, тепло-белый, естественно-белый.

7.2.8. Для рационального использования искусственного света и равномерного освещения учебных помещений необходимо использовать отделочные материалы и краски, создающие матовую поверхность с коэффициентами отражения: для потолка - 0,7 - 0,9; для стен - 0,5 - 0,7; для пола - 0,4 - 0,5; для мебели и парт - 0,45; для классных досок - 0,1 - 0,2.

10.6. Расписание уроков составляется отдельно для обязательных и факультативных занятий. Факультативные занятия следует планировать на дни с наименьшим количеством обязательных уроков. Между началом факультативных занятий и последним уроком рекомендуется устраивать перерыв продолжительностью не менее 45 минут.

Для предупреждения переутомления и сохранения оптимального уровня работоспособности организуют облегченный учебный день - четверг или пятница.

10.22. Двигательная активность обучающихся помимо уроков физической культуры в образовательной деятельности может обеспечиваться за счет:

Организованных подвижных игр на переменах;

Спортивного часа для детей, посещающих группу продленного дня;

Внеклассных спортивных занятий и соревнований, общешкольных спортивных мероприятий, дней здоровья;

Самостоятельных занятий физической культурой в секциях и клубах.

10.29. Кружковая работа в группах продленного дня должна учитывать возрастные особенности обучающихся, обеспечивать баланс между двигательно-активными и статическими занятиями и организована в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям дополнительного образования детей.

Внеурочную деятельность реализуют в виде экскурсий, кружков, секций, олимпиад, соревнований и т.п.

Рекомендуется для организации различных видов внеурочной деятельности использовать общешкольные помещения: читальный, актовый и спортивный залы, библиотеку, а также помещения близко расположенных домов культуры, центры детского досуга, спортивные сооружения, стадионы.

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" http://base.garant.ru/12183577/#friends#ixzz41Sox7wwm

Тема.Педагогические и гигиенические требования к организации и проведению различных видов внеклассной работы

Цели: создать условия для усвоения студентами основных педагогических и гигиенических требований для организации учебного процесса.

Педагогические требования к организации процесса обучения

Время проведения внеклассных занятий – от 20 до 40 минут.

Внеклассные занятия имеют свою структуру:

1.Организационный момент

2. Вступительная беседа

4. Итог занятия

5. Рефлексия

Требования к внеклассному занятию можно разделить на 3 группы:

1. Дидактические требования

Четкое определение места занятия согласно плану воспитательной работы,

Соответствие содержания возрастным особенностям учащихся,

Учет принципов целостного педагогического процесса,

Выбор методов и более эффективных средств и приёмов воспитания,

Наличие межпредметных связей,

Разнообразие форм занятий и методов педагогического воздействия,

Систематичность занятий

2. Воспитательные и развивающие

Формирование памяти, внимания и мышления школьников,

Воспитание нравственных качеств личности,

Развитие познавательного интереса и мотивов,

Соблюдение учителем педагогического такта, выдержки и терпения,

Развитие творческих способностей,

3. Организационные требования

Наличие продуманного плана проведения занятия,

Чёткость проведения занятия (в соответствии со структурой урока),

Создание рабочей дисциплины,

Использование разнообразных средств воспитания,

Завершённость занятия, его гибкость и подвижность.

Кроме того:

  • Обращение к учащемуся должно быть уважительным;
  • Учитель вырабатывает спокойный, сдержанный тон. Регулирование поведения учащихся достигается взглядом, изменением тембра голоса, молчанием и другими педагогическими способами;
  • Категорически запрещается крик, оскорбление ученика. Их альтернатива – спокойное требование, спокойный тон, выдержка.
  • Учитель не имеет право удалять учащихся с занятий, не может не допускать опоздавших до занятий.

Применение методов физического и психического насилия по отношению к обучающимся, воспитанникам не допускается".

Закон РФ «Об образовании», ст.15, п.6)

Комментарий:
Физическое насилие - это применение физической силы к ученику.

Формами психического насилия являются:

  • угрозы в адрес обучающегося;
  • преднамеренная изоляция обучающегося;
  • предъявление к обучающемуся чрезмерных требований, не соответствующих возрасту;
  • оскорбление и унижение достоинства;
  • необоснованная систематическая критика ребенка, выводящая его из душевного равновесия;
  • постоянная негативная характеристика обучающегося;
  • демонстративное негативное отношение к обучающемуся.

(Комментарий к Закону РФ "Об образовании")

"Применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или), психическим насилием над личностью обучающегося (воспитанника) является основанием для увольнения педагогического работника по инициативе администрации".

(Закон РФ "Об образовании", ст.56)

Гигиенические требования к организации образовательного процесса

1. Размещение учеников и мебели в кабинете .

В учебных кабинетах объемной прямоугольной конфигурации столы размещаются в три ряда с соблюдением нужной освещенности рабочих мест, разрывов 1. между рядами парт (столов) и стенами.

При этом должно выдерживаться следующее расстояние:

От наружной стены до первого ряда парт (столов) - не менее 0,5 м;

От внутренней стены до третьего ряда -0,5 м;

От задней стены до последних парт (столов) - 0,65 м;

От классной доски до первых парт (столов) -2м;

от классной доски до последней парты (стола) - не более 8 м;

Между рядами - 0,6 м.

В каждом классе в соответствии с количеством ростовых групп необходимо ставить мебель не менее трех различных групп (номеров). Если возникает затруднение с подбором мебели, лучше посадить школьника за парту большего, чем требуется, номера.

Для школьников принята ростовая шкала с интервалом в 15см. В соответствии с этой шкалой изготавливаются парты и комплекты ученических столов со стульями шести номеров. Ученики должны рассаживаться за парты строго согласно цветовой маркировке

Размеры мебели иее маркировка*

Рассаживание учащихся должно проводить учителями и классными руководителями под руководством врача (медицинской сестры) после измерения роста учащихся (в обуви) в начале каждого учебного года.

На первых партах должны сидеть дети ниже других по росту, на последних – самые высокие. Слабовидящие и слабослышащие дети должны сидеть на первых двух партах, неза­висимо от их роста. Часто болеющие дети не должны сидеть в крайнем ряду (у окна). Необходимо менять местами (минимум два раза в год) детей, сидящих в крайних рядах.

Не менее двух раз за учебный год учащиеся, сидящих в 1-м и 3-м рядах, меняют местами, не нарушая соответствия номера парты их росту. При оборудовании учебных помещений для учащихся шестилетнего возраста рекомендуется использовать дошкольную мебель.

Поверхность классной доски должна быть ровной. Цвет покрытия может быть темно-зеленым, темно-коричневым, черным. Состояние зрительных функций, а также работоспособность учащихся более благоприятны при чтении и списывании текста, написанного на темно-зеленой доске ярко-желтым мелом. Нижний край классной доски над полом устанавливается: для начальной школы на уровне 75-80 см.


Похожая информация.