Потери японского флота во второй мировой войне. Шесть разгромов японских войск во второй мировой войне

Цусимское сражение

ТВД Тихий океан
Место остров Цусима, Восточно-Китайское море
Период Русско-японская война
Характер сражения Генеральное сражение

Противники

Командующие силами сторон

Силы сторон

Цусимское сражение (яп. 対馬海戦 ) - крупнейшее в эпохе додредноутного броненосного флота сражение, произошедшее 27-28 мая 1905 г. Сражение закончилось полным разгромом 2-ой эскадры Тихоокеанского флота под командованием З. П. Рожественского силами Объединённого флота Японии под командованием адмирала Х. Того . Итоги сражения окончательно предопределили победу Японии в русско-японской войне , а также значительно повлияли на развитие мирового военного кораблестроения.

Общие данные

Внезапное начало русско-японской войны ночной атакой кораблей 1-ой Тихоокеанской эскадры дало японцам возможность заполучить стратегическую инициативу и превосходство над русскими морскими и сухопутными силами . Чтобы усилить российский флот и затем завоевать господство на море, командование приняло решение сформировать 2-ю и 3-ю Тихоокеанские эскадры.

Подготовка 2-ой ТОЭ затянулась с апреля по сентябрь 1904 г. ввиду различных сложностей, связанных со снабжением, ремонтом, достройкой и вводом в строй новых кораблей программы 1898 г. К концу сентября всё же укомплектованная эскадра сосредоточилась в районе Либавы, заправившись углём, водой и провизией, после чего 2 октября начала переход во Владивосток. Совершив беспримерный переход в 18 тыс. миль, потребовавший многих усилий, эскадра Рожественского в ночь на 14 мая вошла в Корейский пролив.

Характеристики участвующих сторон

Российская сторона

Состав

Военно-морской план действий

З. П. Рожественский поставил эскадре задачу достичь Владивостока посредством прорыва хотя бы части эскадры (это противоречило директиве Николая II, требовавшей «завладеть Японским морем»), почему и выбрал кратчайший путь, пролегавший через Корейский пролив . Вице-адмирал не мог рассчитывать на сколь-нибудь существенную помощь со стороны владивостокской эскадры , а также отказался от проведения разведки. При этом русский командующий не разработал детальный план боя, дав лишь несколько общих указаний отдельным кораблям.Тоесть эскадра должна была обойти Японию и не вступать в бой до прихода во Владивосток.А завладеть Японским морем должна была путем борьбы на коммуникациях уничтожая транспорты.Чего адмирал Рожественский не выполнил и обрек эскадру на гибель.Можно сказать саботировал переход и просто подарил эскадру врагу.

Командующий русским флотом вице-адмирал Зиновий Рожественский критикуется историками за то, что он придерживался в бою против японцев оборонительной тактики. Начиная с отплытия из Балтики, он очень мало уделил времени подготовке экипажа, в частности артиллеристов, и единственный серьезный маневр был совершен лишь накануне сражения. Создается устойчивое впечатление, что он не доверял своим подчиненным и не сообщал им о своих планах сражения, а сам во время боя собирался руководить кораблями со своего флагмана «Суворов» .

Японская сторона

Состав

Военно-морской план действий

Главная цель адмирала Х. Того - уничтожить русскую эскадру. Он, зная о пассивной тактике русских, следующих в кильватерных колоннах , решил действовать небольшими манёвренными соединениями (4-6 кораблей), которые бы, пользуясь своей скоростью, атаковали русскую кильватерную колонну с выгодных курсовых углов . Первоочередные цели этих соединений - головные и концевые корабли колонны. Уверенность японскому адмиралу прибавили данные разведки, благодаря чему он знал, где, в каком составе и как движется русская эскадра.

Ход сражения

Время Событие
В ночь на 14 (27) мая 1905 г. русская эскадра подходила к Цусимскому проливу. Она двигалась 5-узловой скоростью тремя колоннами, соблюдая светомаскировку. Впереди в строю клина шёл разведочный отряд. Главные силы шли в двух кильватерных колоннах: слева 3-й броненосный отряд и в кильватер ему отряд крейсеров, справа - 1-й и 2-й броненосные отряды.
04 ч. 45 мин. Адмирал Того, находящийся на борту IJN Mikasa , получает радиограмму от разведчика вспомогательного крейсера IJN Shinano Maru , содержащую информацию о местонахождении и примерном курсе русской эскадры.
06 ч. 15 мин. Адмирал Того во главе Объединённого флота выходит из Мозампо на встречу эскадре З. П. Рожественского, вошедшей в восточную часть Цусимского пролива
07 ч. 14 мин. Русская эскадра замечает японский крейсер 3 класса IJN Izumi . Становится понятно, что русское соединение обнаружено, но Рожественский не отменяет своего приказа и сохраняет радиомолчание.
ок. 11 ч. К русской эскадре, выполнявшей перестроение в боевой порядок, с левого борта на 40 кб приблизился отряд японских крейсеров (IJN Kasagi , IJN Chitose , IJN Otowa , IJN Niitaka ), были обстреляны «Ослябей», «Князем Суворовым» и броненосцами III отряда и поспешно отошли. По приказу Рожественского «не бросать снарядов» безрезультатная стрельба была прекращена.
12 ч. 00 мин. - 12 ч. 20 мин. 2-я ТОЭ меняет свой курс на Владивосток и сохраняет 9-узловую скорость. Японские крейсера-разведчики вновь обнаружены, что заставляет Рожественского отменить начатый манёвр построения фронта из 12 броненосцев.
13 ч. 15 мин. «Сисой Великий» сигналом докладывает об обнаружении главных сил японского флота, пересекающих курс эскадры справа налево.
13 ч. 40 мин. Японские корабли пересекли курс русской эскадры и начали разворот на параллельный ей курс, чтобы не расходиться контркурсами (и избежать кратковременного боя).
Дневной бой 14 мая
13 ч. 49 мин. «Князь Суворов» сделал первые выстрелы по IJN Mikasa с дистанции 32 кб. За ним по японскому флагману открыли огонь «Александр III», «Бородино», «Орёл», «Ослябя» , возможно, «Наварин». Сисой Великий и все три броненосца береговой обороны ведут стрельбу по «Ниссину» и «Касуге», спустя 5-10 мин. открыли огонь и «Николай I» и «Адмирал Нахимов».
13 ч. 51 мин. Первый выстрел с IJN Mikasa , после чего стрельбу начинают остальные японские корабли: IJN Mikasa , IJN Asahi , IJN Azuma - по «Суворову»; IJN Fuji , IJN Shikishima и большинство броненосных крейсеров - по «Ослябе»; IJN Iwate и IJN Asama - по «Николаю I».
ок. 14 ч. Флагман Того IJN Mikasa выходит из-под огня «Бородино», «Орла» и «Ослябя», получив за первые 17 мин. боя 19 попаданий (из них пять - 12-дюймовыми снарядами). С 14 ч. по нему вели огонь не более двенадцати крупнокалиберных орудий. Несмотря на затопление угольной ямы в результате пробития каземата №1, вывести корабль из строя не удалось.
14 ч. 09 мин. В результате артиллерийской стрельбы русских серьёзно пострадал лишь IJN Asama , который на 40 мин. вышел из боя.
ок. 14 ч. 25 мин. «Ослябя», с первых минут боя получивший серьёзные повреждения (уничтожена носовая башня, оторвалась 178-мм бронеплита главного пояса, в носовой части левого борта по ватерлинии образовалась пробоина, вызвавшая затопление), и объятый пожарами «Князь Суворов» вышли из строя. Это привело к потере боевого управления главными силами эскадры.
14 ч. 48 мин. Японские корабли поворотом «все вдруг» перестроились и начали обстреливать «Бородино».
ок. 14 ч. 50 мин. «Ослябя» перевернулся и начал уходить под воду.
15 ч. 00 мин. «Сисой Великий» и «Наварин» получили пробоины вблизи ватерлинии, на последнем корабле смертельно ранен командир.
15 ч. 40 мин. Начало боя между русскими силами во главе с «Бородино» и японцами на дистанциях 30-35 кб, длившийся около 35 мин. В результате все башни «Князя Суворова» выведены из строя, тяжёлое ранение получил командир «Бородино», на «Сисое Великом» начался пожар, из-за чего корабль временно вышел из строя. «Александр III» получил тяжёлые повреждения. От стрельбы русских кораблей тяжёлые повреждения получили IJN Mikasa и IJN Nisshin .
17 ч. 30 мин. Миноносцем «Буйный» сняты с полностью вышедшего из строя «Суворова» оставшиеся в живых офицеры штаба и раненый в голову адмирал З. П. Рожественский.
17 ч. 40 мин. Русская эскадра во главе с «Бородино» была обстреляна нагнавшим её отрядом адмирала Того, что привело к растягиванию строя русских и отставанию от колонны «Александра III».
18 ч. 50 мин. «Александр III», будучи обстрелянным крейсерами Х. Камимуры с дистанции около 45 кб, потерял остойчивость, перевернулся на правый борт и вскоре затонул.
19 ч. 00 мин. Раненый Рожественский формально передал командование эскадрой Н. И. Небогатову с приказанием идти во Владивосток.
19 ч. 10 мин. «Бородино», возможно, в результате попаданий 12-дюймовых снарядов с IJN Fuji , приведших к взрыву боезапаса, перевернулся на правый борт и затонул.
19 ч. 29 мин. «Князь Суворов» был окончательно потоплен в результате четырёх попаданий торпед, выпущенных в упор японскими миноносцами.
ок. 20 ч. Н. И. Небогатов, выполняя последний приказ командующего, взял курс на Владивосток, увеличив скорость до 12 узлов.
В результате дневного боя были потоплены четыре из пяти лучших русских броненосцев; «Орёл», «Сисой Великий», «Адмирал Ушаков» получили серьёзные повреждения, отразившиеся на их боеспособности. Японцы одержали победу в этом бою во многом благодаря своей тактике: общей и применения артиллерии (концентрация огня на головных кораблях русской эскадры, высокая точность стрельбы).
Бой в ночь с 14 на 15 мая
Ночью эскадра Небогатова подверглась атакам японских миноносцев, от которых в основном пострадали уже повреждённые корабли. В целом, русские корабли успешно отразили минные атаки (возможно, из-за неприменения прожекторов и отличительных огней). От огня русских кораблей погибли два японских миноносца (№№34, 35), ещё 4 корабля серьёзно повреждены.
ок. 21 ч. Крейсер «Адмирал Нахимов», обнаружив себя после включения боевого освещения, получил минную пробоину в носовой угольной яме.
ок. 22 ч. Мина Уайтхеда , выпущенная с японского миноносца, попала в корму «Наварина», в результате чего он погрузился до кормовой башни. Попадание мины в носовую часть получил также «Владимир Мономах».
23 ч. 15 мин. В результате взрыва мины «Сисой Великий» потерял рулевое управление.
ок. 02 ч. Повреждённый «Наварин» был обнаружен японскими миноносцами, выпустившими по нему 24 мины Уайтхеда. Получивший попадания броненосец вскоре затонул.
Отдельные бои 15 мая
Днём 15 мая почти все русские корабли, пытавшиеся самостоятельно достигнуть Владивостока к югу от острова Дажелет подверглись атакам превосходящих сил японского флота.
ок. 05 ч. Эсминец «Блестящий» затоплен своей командой южнее о. Цусима.
05 ч. 23 мин. В результате неравного боя с крейсером IJN Chitose и истребителем IJN Ariake , длившегося более часа, потоплен эскадренный миноносец «Безупречный».
08 ч. 00 мин. Броненосец «Адмирал Нахимов» затоплен севернее о. Цусима.
10 ч. 05 мин. «Сисой Великий» затонул в результате попадания японской мины.
10 ч. 15 мин. Отряд кораблей адмирала Небогатова (броненосцы «Император Николай I» (флагман),«Орёл» , «Генерал-адмирал Апраксин» , «Адмирал Сенявин») оказался в полукольце пяти японских боевых отрядов и сдался. Прорваться из японского окружения удалось лишь крейсеру II ранга «Изумруд».
ок. 11 ч. После неравного боя с 2 японскими крейсерами и 1 миноносцем экипажем был затоплен крейсер «Светлана».
14 ч. 00 мин. Экипажем затоплен «Владимир Мономах».
17 ч. 05 мин. Командующий 2 ТОЭ вице-адмирал З. П. Рожественский, находившийся на миноносце «Бедовый», сдался в плен.
18 ч. 10 мин. Японскими крейсерами «Якумо» и «Ивате» потоплен русский броненосец «Адмирал Ушаков».

Хронология на картах-схемах
красный цвет - русские
белый цвет - японцы

Потери и итоги

Российская сторона

Русская эскадра потеряла убитыми и утонувшими 209 офицеров, 75 кондукторов , 4761 нижних чинов, всего 5045 человек. Ранены 172 офицера, 13 кондукторов и 178 нижних чинов. В плен взяты 7282 человека, включая двух адмиралов. На захваченных кораблях остались 2110 человек. Всего личного состава эскадры перед сражением было 16 170 человек, из них 870 прорвались во Владивосток. Из 38 участвовавших с русской стороны кораблей и судов затонули в результате боевого воздействия противника, затоплены или взорваны своими экипажами - 21 (в т.ч. 7 броненосцев , 3 броненосных крейсера, 2 бронепалубных крейсера , 1 вспомогательный крейсер, 5 миноносцев , 3 транспорта), сдались в плен или были захвачены 7 (4 броненосца, 1 миноносец, 2 госпитальных судна). Таким образом, для продолжения боевых действий могли быть использованы крейсер «Алмаз», миноносцы «Бравый» и «Грозный», транспорт «Анадырь».

Японская сторона

По донесению адмирала Того всего на японской эскадре погибло 116 человек, ранено 538. По другим данным 88 человек было убито на месте, 22 умерло на кораблях, 7 - в госпиталях. 50 инвалидов оказались негодными к дальнейшей службе и были уволены. 396 раненых выздоровело на своих кораблях и 136 - в госпиталях. Японский флот в результате огневого воздействия потерял только два маленьких миноносца - № 34, 35 и третий № 69 - в результате столкновения с другим японским миноносцем. Из кораблей, участвовавших в сражении, снаряды и осколки не попали в крейсера „Ицукусима“, «Сума», «Тацута» и «Яэма». Из 21 эсминца и 24 миноносцев, подвергшихся огневому воздействию, в 13 эсминцев и 10 миноносцев попали снаряды или осколки, несколько получили повреждения из-за столкновений.

Основные последствия

Трагедия, произошедшая в водах Корейского пролива, серьёзным образом сказалась на внутриполитическом положении России. Поражение привело к подъёму общественно-политического движения в стране, в том числе и революционно-сепаратистского характера. Одним из самых тяжёлых последствий для Российской империи стало падение её престижа, а также превращение во второстепенную морскую державу.

Цусимское сражение окончательно склонило чашу весов в пользу победы Японии, вскоре Россия вынуждена была заключить Портсмутский мирный договор. Окончательное господство на море осталось также за Японией.

С точки зрения военно-технического влияния на развитие кораблестроения опыт Цусимского сражения еще раз подтвердил, что главным средством нанесения удара в бою являлась крупнокалиберная артиллерия, которая и решила исход сражения. Артиллерия среднего калибра в связи с ростом боевой дистанции не оправдала себя. Это привело к развитию так называемой концепции «только больших пушек». Увеличение пробивной способности бронебойных и разрушительного действия фугасных снарядов потребовало увеличения площади бронирования борта корабля и усиления горизонтальной брони.

«Я умру на палубе «Нагато», и к этому времени Токио будет разбомблен 3 раза»
- адмирал Исороку Ямамото


Поражение Японии во Второй мировой войне представляется настолько закономерным, что здесь не может быть каких-либо вариантов и разночтений. Тотальное превосходство США в природных, людских и промышленных ресурсах, помноженное на могучую экономику и высокий уровень развития науки - в таких условиях, победа Америки в войне становилась лишь вопросом времени.

Если с общими причинами поражения Японской империи все предельно очевидно, то неподдельный интерес представляет чисто техническая сторона морских боёв на Тихом океане: Императорский флот Японии, некогда один мощнейших флотов в мире, погибал под ударами численно превосходящих сил противника. Погибал в страшной агонии, страданиях и муках. Корежилась броня, и вылетали заклёпки, лопалась обшивка, и потоки хлынувшей воды сталкивались в ревущем водовороте на палубах обреченного корабля. Японский флот уходил в бессмертие.

Тем не менее, перед своей трагической гибелью, японские моряки отметились рядом ярких побед. «Второй Перл-Харбор» у острова Саво, погром в Яванском море, дерзкий рейд авианосцев в Индийский океан…

Что касается знаменитого нападения на ВМБ Перл-Харбор, то роль данной операции в значительной мере преувеличена американской пропагандой: руководству США потребовалось сплотить нацию перед лицом врага. В отличие от Советского Союза, где каждый ребенок понимал, что страшная война идет на территории его собственной страны, Соединенным Штатам предстояло вести морскую войну на чужих берегах. Вот здесь и пригодилась сказка об «ужасном нападении» на американскую военную базу.


Мемориал на корпусом погибшей "Аризоны" (линкор был спущен на воду в 1915 году)


В реальности Перл-Харбор стал чистым провалом японской палубной авиации – весь «успех» заключался в потоплении четырех дряхлых линкоров времен Первой мировой (два из которых были подняты и восстановлены к 1944 году). Пятый поврежденный линкор – «Невада» был снят с мели и возвращен в строй уже к лету 1942 года. Всего в результате японского налета были потоплены или повреждены 18 кораблей ВМС США, при этом, значительная часть «пострадавших» отделалась лишь косметическими дефектами.

В то же время, ни одна бомба не упала на:

Электростанцию, судоремонтные предприятия, портовые краны и механические мастерские. Это позволило янки начать восстановительные работы уже через час после окончания налета.

Гигантский сухой док 10/10 для ремонта линкоров и авианосцев. Непростительная ошибка японской палубной авиации станет роковой во всех последующих сражениях на Тихом океане: с помощью своего супердока американцы будут в считанные дни восстанавливать поврежденные корабли.

4 500 000 баррелей нефти! Ёмкость резервуаров заправочного пункта ВМС США в Перл-Харборе на тот момент превышала все топливные запасы Императорского флота Японии.

Топливо, госпитали, причалы, хранилища боеприпасов – японские летчики «подарили» ВМС США всю инфраструктуру базы!

Существует легенда об отсутствие в Перл-Харборе в день нападения двух авианосцев ВМС США: дескать, если бы японцы потопили «Лексингтон» и «Энтерпрайз», исход войны мог быть иной. Это абсолютное заблуждение: за годы войны промышленность США сдала флоту 31 авианосец (многим из которых даже не пришлось участвовать в боях). Уничтожь японцы все авианосцы, линкоры и крейсера в Жемчужной гавани, вместе с Перл-Харбором и Гавайскими островами – исход войны был бы прежним.

Следует отдельно остановиться на фигуре «архитектора Перл-Харбора» - японском адмирале Исороку Ямамото. Спору нет, это был честный военный и грамотный стратег, не раз предупреждавший руководство Японии о бесперспективности и губительных последствиях грядущей войны с США. Адмирал утверждал, что даже при самом благоприятном развитии событий, Императорский флот Японии продержится не более года – далее последует неминуемый разгром и гибель Японской Империи. Адмирал Ямамото остался верен своему долгу – если Японии суждено погибнуть в неравном бою, он сделает все, чтобы память об этой войне и подвигах японских моряков навечно вошли в .

Японские авианосцы на пути к Гавайям. На переднем плане - "Дзйкаку". Впереди - "Кага"


Некоторые источники называют Ямамото одним из самых выдающихся флотоводцев – вокруг фигуры адмирала сформировался образ «восточного мудреца», чьи решения и поступки преисполнены гениальности и «непостижимой вечной истины». Увы, реальные события показали обратное – адмирал Ямамото оказался совершенно бездарен в тактических вопросах управления флотом.

Единственная спланированная адмиралом успешная операция – нападение на Перл-Харбор – продемонстрировала полное отсутствие логики при выборе целей и отвратительную координацию действий японской авиации. Ямамото планировал «оглушающий удар». Но почему оказались нетронутыми топливохранилище и инфраструктура базы? – важнейшие объекты, уничтожение которых могло действительно затруднить действия ВМС США.

«Они не держат удар»

Как и предрекал адмирал Ямамото, японская военная машина неудержимо двигалась вперед в течение полугода, яркие вспышки побед одна за другой освещали Тихоокенский ТВД. Проблемы начались позже – непрерывное усиление ВМС США замедлило темпы японского наступления. Летом 1942 года ситуация едва не вышла из-под контроля – тактика адмирала Ямамото с дроблением сил и выделением «ударных» и «противокорабельных» групп палубной авиации привела к катастрофе при Мидуэе.

Но настоящий кошмар начался в 1943 году – японский флот терпел поражения одно за другим, все острее сказывался дефицит кораблей, самолетов и топлива. Дала о себе знать научно-техническая отсталость Японии – при попытке прорваться к эскадрам ВМС США, японские самолеты осыпались с небес, словно лепестки вишни. В это же время, американцы уверенно летали над самыми мачтами японских кораблей. Не хватало радаров и гидроакустических станций – все чаще японские корабли становились жертвами американских подлодок.

Трещал по швам японский оборонительный периметр – колоссальные резервы позволяли американцам высаживать десанты одновременно в разных регионах Тихого океана. А тем временем … на просторах Тихоокеанского ТВД появлялись все новые и новые корабли – промышленность США ежедневно сдавала флоту по паре новых боевых единиц (эсминцев, крейсеров, подлодок или авианосцев).

Открылась безобразная правда об Императорском флоте Японии: ставка адмирала Ямамото на авианосный флот потерпела крах! В условиях тотального превосходства противника, японские авианосцы гибли, едва достигнув зоны боевых действий.

Японская палубная авиация добивалась заметных успехов в набеговых операциях - рейд на Цейлон или Перл-Харбор (если не принимать во внимание упущенные возможности). Фактор неожиданности и большой боевой радиус действия авиации позволяли избежать ответного огня и вернуться на базу после успешного выполнения задания.

Японцы имели равные шансы на победу в эскадренных с ВМС США (Сражение в Коралловом море, Мидуэй, Санта-Крус). Здесь все решало качество подготовки летчиков, экипажей кораблей и, самое главное, Его Величество Случай.

Но в условиях численного превосходства противника (т.е. когда вероятность попасть под ответный огонь была равна 100%) японский авианосный флот не имел даже призрачной надежды на сколь-нибудь благоприятный исход ситуации. Принцип «побеждать не числом, а умением» оказался бесполезен – любой огневой контакт заканчивался скорой и неминуемой смертью авианосного корабля.

Оказалось, что некогда грозные авианосцы совершенно «не держат удар» и топятся, как щенки, даже при слабом воздействии огня противника. Порой, для потопления авианосца было достаточно нескольких попаданий обычных авиабомб. Это был смертельный приговор Императорскому флоту – авианосцы и палубная авиация оказались крайне неэффективны в оборонительной войне.

Об отвратительной живучести авианосцев лучше всего поведало сражение при атолле Мидуэй: прорвавшаяся группа из 30 пикирующих бомбардировщиков «Донтлесс» под командованием капитана Мак-Класки буквально за минуту сожгла два японских ударных авианосца «Акаги» и «Кага» (выгоревшие насквозь коробки корпусов затонули к вечеру). Аналогичная участь постигла в тот же день авианосцы «Сорю» и «Хирю».


Американский ударный авианосец "Беллоу Вуд" после атаки камикадзе


Все познаётся в сравнении: в октябре 1944 года японская эскадра из 12 линкоров и крейсеров шла несколько часов под непрерывными атаками более чем 500 американских палубных самолетов. Без какого либо воздушного прикрытия и с примитивными системами ПВО. Результатом стала лишь гибель крейсера «Судзуя» и тяжелые повреждения пары других кораблей. Остальная часть эскадры адмирала Такэо Куриты благополучно покинула зону действия американской авиации и вернулась в Японию.

Даже страшно представить, что бы случилось, будь на месте линкоров «Ямато» и «Нагато» крупные авианосцы – град мелкокалиберных бомб вызвал бы неконтролируемые пожары на полетной и ангарной палубах, а затем скорую гибель кораблей от внутренних взрывов.


Причина плохого состояния надстроек "Нагато" - ядерный взрыв мощностью 23 кт.
Старый японский линкор оказался сильнее ядерного огня!


Эскадра адмирала Куриты счастливо избежала гибели. А в это время на просторах Тихого океана происходила настоящая бойня:

19 июня 1944 года был потоплен тяжелый авианосец «Тайхо». Единственное попадание торпеды с подлодки «Альбакор» не причинило значительных повреждений, но вызвало разгерметизацию топливной магистрали. Мелкая незаметная проблема обернулась катастрофой – через 6,5 часов после торпедной атаки «Тайхо» был разорван в клочья взрывом паров бензина (1650 погибших моряков).
Фокус заключался в том, что новенький авианосец «Тайхо» был уничтожен в своем первом боевом походе, всего через три месяца после спуска на воду.

Через сутки, 20 июня 1944 года, при аналогичных обстоятельствах погиб ударный авианосец «Хийо». С той лишь разницей, что роковую торпеду сбросил палубный самолет.

Фантастическое потопление суперавианосца «Синано» спустя 17 часов после своего первого выхода в море – всего лишь обычный курьез в истории морских сражений. Корабль был не достроен, переборки не герметизированы, а экипаж не обучен. Впрочем, в каждой шутке есть доля шутки – очевидцы докладывали, что одно из торпедных попаданий пришлось точно в район цистерн авиатоплива. Возможно, экипажу авианосца крепко повезло - в момент потопления «Синано» шел порожняком.


Кажется, у авианосца "Секаку" проблемы с полетной палубой


Впрочем, авианосцы выходили из строя и по менее значимым причинам. В ходе сражения в Коралловом море три авиабомбы надолго вывели из игры тяжелый авианосец «Сёкаку».

Песнь о быстрой гибели японских авианосцев была бы не полной без упоминания их противников. Американцы столкнулись с одинаковой проблемой – малейшее воздействие огня противника вызывало страшные пожары на борту авианосных кораблей.

В октябре 1944 года всего от попадания двух 250-кг авиабомб полностью сгорел легкий авианосец «Принстон».

В марте 1945 года был тяжело поврежден авианосец «Франклин» - в корабль попало всего две 250-кг авиабомбы, что стало причиной одной из самых крупных по количеству жертв трагедий ВМС США. Бомбы упали в центре полетной палубы – пожар мгновенно охватил 50 полностью заправленных и готовых к вылету самолетов. Результат: 807 погибших, полностью уничтоженное авиакрыло, неконтролируемые пожары на всех палубах корабля, потеря хода, 13-градусный крен на левый борт и готовность к затоплению авианосца.
«Франклин» спасли лишь благодаря отсутствию поблизости основных сил противника – в реальном бою корабль был бы непременно затоплен.


Авианосец "Франклин" еще не решил - остаться ему на плаву или затонуть
Выжившие пакуют чемоданы и готовятся к эвакуации


Камикадзе достали авианосец "Интерпид"


Пожар на авианосеце "Сент-Ло" в результате атаки камикадзе (корабль погибнет)

Но настоящее безумие началось с появлением японских камикадзе. Падающие с неба «живые бомбы» не могли повредить подводную часть корпуса, но последствия их падения на уставленную самолетами полетную палубу были просто ужасны.

Хрестоматийным стал случай на ударном авианосце «Банкер Хилл»: 11 мая 1945 года корабль был атакован двумя камикадзе близ берегов Окинавы. В страшном пожаре «Банкер Хилл» потерял все своё авиакрыло и более 400 человек экипажа.

Из всех этих историй следует вполне очевидный вывод:

Императорский флот Японии был обречен – постройка тяжелого крейсера или линкора вместо авианосца «Тайхо» не имела бы никакого значения. Противник имел 10-кратный численный перевес, вкупе с подавляющим техническим превосходством. Война была проиграна уже в тот час, когда японские самолеты нанесли удар по Перл-Харбору.

Тем не менее, можно предположить, что имея высокозащищенные артиллерийские корабли вместо авианосцев, Императорский флот, в той ситуации, в которой он оказался к концу войны, мог продлить свою агонию и причинить дополнительный ущерб противнику. Американский флот с легкостью громил японские авианосные группировки, но всякий раз, при встрече с тяжелым японским крейсером или линкором, ВМС США приходилось изрядно «повозиться».

Ставка адмирала Ямамото на авианосные корабли оказалась губительной. Но почему же японцы продолжали строить авианосцы до самого конца войны (даже перестроили последний линкор типа «Ямато» в авианосец «Синано»)? Ответ прост: умирающая промышленность Японии не могла построить ничего сложнее авианосца. Прозвучит невероятно, но 70 лет назад авианосец конструктивно был довольно прост и дешев, гораздо проще, чем крейсер или линкор. Никаких электромагнитных суперкатапульт или ядерных реакторов. Простейшая стальная коробка для обслуживания таких же маленьких и простых самолетов.

Правда, авианосное корыто потонет даже от бомб мелкого калибра, но экипаж авианосца надеется, что им придется воевать только против заведомо слабого и неподготовленного противника. Иначе – манёр «оверкиль».

Эпилог

Низкая живучесть заложена в самой идее авианосца. Авиации нужен ПРОСТОР – вместо этого её загоняют на тесные палубы качающегося корабля и заставляют проводить взлетно-посадочные операции при длине ВПП в три раза короче потребной. Плотная компоновка и скученность авиатехники неизбежно служит источником повышенной аварийности авианосца, а общий недостаток защищенности и постоянная работа с легковоспламенимыми веществами приводят к закономерному результату – авианосцу противопоказан серьезный морской бой.

8-часовой пожар на борту авианосца «Орискани» (1966 год). Взрыв магниевой сигнальной ракеты (!) привел к объёмному пожару в ангаре, с гибелью всей находящийся в нем авиатехники и 44 моряков из экипажа корабля.

Страшный пожар на авианосце «Форрестол» (1967 год), ставший самой крупной трагедий по числу жертв в послевоенной истории ВМС США (134 погибших моряка).

Повторение аналогичных событий на борту авианосца «Энтерпрайз» (1969 год).

Были экстренно приняты меры по повышению живучести авианосных кораблей, появилось автоматические системы орошения палуб и пр. спецоборудование. Казалось бы, все беды позади.

Но … 1981 год, неудачная посадка самолета РЭБ EA-6B «Праулер». На полетной палубе атомного авианосца «Нимиц» гремят взрывы, языки пламени поднимаются выше надстройки корабля. 14 жертв, 48 раненых. В огне, помимо самого «Праулера» и его экипажа, сгорели три перехватчика F-14 «Томкэт». Серьезно повреждены десять штурмовиков «Корсар II» и «Интрудер», два F-14, три противолодочных самолета «Викинг» и вертолет «Си Кинг». «Нимиц» в один момент лишился трети своего авиакрыла.


Аналогичный случай на авианосце "Мидуэй"


Неискоренимая проблема с безопасностью и живучестью будет преследовать авианосцы до тех пор, пока существует цирк под названием «палубная авиация».

Линкор… С этим словом ассоциируется огромный бронированный корабль, всей массой глубоко осевший в воду. Он щетинится стволами пушек, которых может быть более 200. Наиболее впечатляющи циклопические башни главного калибра.

Достаточно вспомнить японский "Ямато". При водоизмещении более 72 тысяч тонн он нес в качестве главного калибра девять 457-мм орудий в трех башнях. Длина ствола была 20 метров. Вес башни превышал 2500 тонн. Этот исполин мог послать снаряды весом около 1,5 тонны на 45 километров. На этом фоне знаменитая "кувалда Сталина" - 203-мм Б-4 ("Гаубица-долгожительница") - стреляла семечками: какие-то 100 килограммов на дальность около 17 километров. Соответствующим было и бронирование мастодонта. Главный пояс достигал 650 миллиметров. Толщина броневых палуб, боевой рубки, башен главного калибра измерялась сотнями миллиметров. Система конструктивной противоторпедной защиты также выглядела внушительной - более восьми метров суммарной глубины.

“ Лишь отсутствие на линейных кораблях фугасных снарядов для орудий главного калибра спасло американские авианосцы от полного уничтожения ”

Под стать "японцу" были его противники - линкоры США. Наиболее совершенный из них - тип "Айова" при 65 тысячах тонн полного водоизмещения имел девять 406-мм орудий главного калибра. В конструктивной защите "американец" уступал японскому гиганту не более чем на 10-20 процентов, если брать ее глубину и толщину брони.

Но Вторая мировая, как считается, поставила точку в истории линкоров. Их могильщиками, утверждают военно-морские специалисты, стали авианосцы, начавшие господствовать на морских и океанских просторах. Хотя началом ухода линкоров в историю следует считать Первую мировую. То, что классического генерального сражения флотов, решающего исход борьбы на море, больше в мире не будет, стало очевидным по итогам знаменитой Ютландской битвы, когда в ограниченном по размеру районе (так сложилась обстановка) сошлись основные линейные силы двух флотов - английского и германского. Результат оказался ничтожным в сравнении с масштабом участвующих сил: несколько потопленных крупных кораблей с каждой стороны. Время классических сражений флотов, когда противники, выстроившись в линию друг напротив друга, в ходе артиллерийской дуэли (в ту пору еще говорили "состязания") решали, кто будет господином на море, прошло. А ведь именно для такого боя и создавались линкоры. Само название линкор - сокращение от линейный корабль, то есть предназначенный для артиллерийского боя в линии.

Кто на море главный

Однако альтернативы линкорам военные специалисты в межвоенный период не видели. Авиация в целом, палубная в особенности, была еще очень слаба и не рассматривалась как серьезный противник для свободно маневрирующего корабля. Поэтому линкоры как класс продолжали развиваться во всех наиболее развитых странах. Естественно, речь уже не шла о генеральном сражении и классическом линейном бое. Но линкор как наиболее мощный надводный корабль, определяющий исход любого по масштабу боя надводных сил, оставался главным во всех флотах. Удар британской палубной авиации по базе итальянского флота в Таранто, сражение в Коралловом море, потопление "Бисмарка" и другие баталии показали: появился иной главный игрок - его величество авианосец. И от линкоров сразу отвернулись. Придавать большое значение этим кораблям стало признаком дурного тона, ретроградством.

Между тем линкоры отошли на второй план только в части решения одной из задач флота - завоевания превосходства на море путем уничтожения сил флота противника, да и то не полностью. Десантные операции американского и британского флотов шли при активнейшем участии линейных сил, которые своей крупнокалиберной артиллерией крушили мощные фортификационные сооружения противника. И далеко не всегда заменой могла стать авиация - бомбы сопоставимого с линкоровскими снарядами веса поднимали только тяжелые бомбардировщики. Однако в точности они значительно уступали первоклассной артиллерии линейных кораблей. Авиация далеко не всегда могла "работать" и по метеоусловиям, а линкоры вели огонь в любую погоду.

Их роль осталась значимой в морских сражениях. Линкоры обеспечивали боевую устойчивость авианосных и иных корабельных соединений. Отсутствие такого крупного артиллерийского корабля иногда заканчивалось фатально даже для авианосцев. Так, в ходе попытки англичан отразить немецкое вторжение в Норвегию 8 июня 1940 года был потоплен огнем главного калибра "Шарнхорста" и "Гнейзенау" британский авианосец "Глориес", охраняемый двумя эсминцами. Сражение 25 октября 1944 года у острова Самар, где главные линейные силы японского флота вышли в район, в котором располагались прикрытые эсминцами авианосцы США, едва не закончилось гибелью большей их части. Лишь отсутствие на линейных кораблях японского флота фугасных снарядов для орудий главного калибра и ошибочные решения командующего адмирала Курита спасли американское соединение от полного уничтожения.

“ Вес 16 залпов линкора "Айова" соответствует суточной работе авиагруппы "Нимица" ”

Линкоры Второй мировой имели мощное вооружение ПВО - от 16 до 24 орудий универсального калибра (105-127 мм) и от 40-60 до 120-150 стволов МЗА (20-40 мм). Именно зенитная артиллерия в сочетании со средствами ПВО других крупных артиллерийских кораблей - крейсеров была главным средством отражения прорвавшихся сквозь истребительные заслоны вражеских бомбардировщиков и торпедоносцев. Эсминцы той поры имели несопоставимо менее мощное вооружение - от 4-8 до 12-18 орудий МЗА и существенного влияние на исход противовоздушного боя оказать не могли. В США эту роль линкоров очень хорошо понимали, поэтому основные оперативные авианосные соединения американского флота (38 и 58-е) включали в свой состав линкоры.

Тем не менее после окончания Второй мировой строительство линкоров прекратилось. Некоторым исключением стала консервативная Англия, которая после войны завершила постройку линкоров типа "Вэнгард". Однако эти корабли были выведены из состава британского флота к 1958 году и разделаны на металл. К 1961-му линкоров не осталось. Лишь Турция сохраняла в боевом составе флота линейный крейсер "Явуз", бывший "Гебен", постройки 1911 года без существенных модернизаций, впрочем он имел скорее музейное значение. Правда, США наиболее совершенные из линкоров (тип "Айова") сохранили, переведя в резерв.

Окончательный крест на судьбе линкоров поставили два обстоятельства: ядерное оружие, управляемые противокорабельные и зенитные ракеты. Первое сделало бессмысленным создание мощной конструктивной защиты корабля. Ракеты обесценили артиллерию крупного калибра. Не у дел остались все классы крупных артиллерийских кораблей. Вместе с линкорами уходили в прошлое и классические крейсеры. В США последними стали "Сейлем", в СССР - проект 68-бис ("Свердлов"), законченные постройкой к началу 60-х. Хотя именно линкоры продемонстрировали исключительно высокую устойчивость к поражающим факторам ядерного взрыва. Так, "Пенсильвания" постройки времен Первой мировой удержалась на плаву, находясь всего в километре от эпицентра подводного ядерного взрыва на атолле Бикини. Да и боевые части ПКР в обычном снаряжении для линкоров были не настолько разрушительными, как для кораблей других классов, включая авианосцы.

Взвешиваем залпы

Между тем выяснилось, что завоевание господства на море - далеко не единственная задача флотов. За ними огневая поддержка приморского фланга армии, высадка морских десантов, нанесение ударов по военно-морским базам и иным важным объектам в прибрежной полосе. В США полагали решать эти задачи главными силами палубной авиации. В СССР делали ставку на морскую авиацию берегового базирования, действия которой на этом направлении по сути ничем не отличались от фронтовой и дальней. Однако ограничения, связанные с располагаемым летным ресурсом, возможностью действий по погодным условиям, точностью применяемого оружия, временем реакции и организацией взаимодействия с наземными силами заставили вернуться к крупным надводным артиллерийским кораблям. В СССР крейсеры проекта 68-бис оставались в составе флотов почти до начала 90-х. А США несколько раз вводили линкоры в боевой состав из резерва для действий в локальных войнах и вооруженных конфликтах. Эти корабли отметились во Вьетнаме. Разрушительная сила снарядов по 1200 килограммов весом поражала. Бронебойный пробивал до девяти метров бетонных перекрытий. А фугасный создавал воронку в плотном грунте глубиной шесть и диаметром 15 метров. При стрельбе по джунглям взрыв такого снаряда валил деревья в зоне до 180 метров, образуя площадку для посадки вертолетов. Американские линкоры участвовали и в других локальных войнах, в частности против Ирака в 1991 и 2003-м, обеспечивая высадку оперативного морского десанта.

Интересно сопоставить огневую производительность линкора типа "Айова" с возможностями авиакрыла "Нимица" ("Битва авианосцев"). Последний несет 60 ударных F/A-18С. С учетом выделения ресурса самолетов на решение задач ПВО АУГ остается возможность двух ударов в сутки силами 40 палубников. Применяя бомбы свободного падения с нагрузкой по четыре тонны на штурмовик и сосредоточив половину ударной авиагруппы на задачах боевого обеспечения, авианосец способен обрушить на противника 160 тонн бомб. А один залп линкора весит около 10 тонн (9 снарядов по 1200 кг). Делая один выстрел в две минуты, он такую огневую задачу решит за полчаса. При этом цена двух налетов с авианосца более чем в 20 раз выше (и это без учета возможных потерь), чем 32 залпов линкора. Правда, и глубина воздействия несопоставимо больше - 800 километров против 42.

Не лучше дело с высокоточным оружием большой дальности при ударах по хорошо защищенным объектам. Это продемонстрировала сирийская ПВО, отражая удары американских и израильских ракет. А ведь каждый "Томагавк" стоит около двух миллионов долларов. Так что применение ВТО и авиации в современных условиях сопряжено со значительными материальными потерями. И на них приходится идти, если нет иного способа решить боевую задачу.

Однако есть задачи, выполнить которые применением такого оружия все равно, что забивать гвозди компьютером: дорого, а главное - неудобно. Речь идет о площадных целях - аэродромах, опорных пунктах обороны частей сухопутных войск, районах сосредоточения ударных группировок и резервов, расположения соединений и частей тылового обеспечения, представляющих собой множество объектов, относительно легко поражаемых, но распределенных на большой площади и часто способных маневрировать с различной интенсивностью. Размеры таких целей колеблются в больших пределах: от 1-1,5 квадратного километра, (ротный опорный пункт в обороне) до 10-20 (аэродром или батальон в районе сосредоточения).

Для подавления роты в обороне потребуется выделение до двух звеньев ударных самолетов, что составляет 10 процентов суточного ресурса авиакрыла. Подавление батальона в районе сосредоточения потребует привлечения 20-30 машин или 50-70 процентов суточного ресурса палубной авиации. И надо иметь в виду, что будут потери самолетов. Расход КРМБ и КРВБ для поражения подобных целей огромен. Об этом можно судить по Сирии - по аэродрому Шайрат американцы выпустили 59 "Томагавков" стоимостью порядка 120 миллионов долларов ("Бородатые "Томагавки"). Линкор "Айова" такие огневые задачи решает с расходом боекомплекта главного калибра два-три и 10-15 процентов соответственно.

Что мы имеем сегодня в российском ВМФ? Самый крупный калибр корабельной артиллерии - 130 миллиметров на эсминцах проекта 956. Вес снаряда - около 30 килограммов при дальности стрельбы до 30 километров. Этим оружием самый мощный в артиллерийском отношении российский корабль способен в лучшем случае решить задачу подавления двух ротных опорных пунктов на глубину тактической противодесантной обороны от уреза воды. Это прямо вытекает из сопоставления площади зоны поражения 130-мм фугасного снаряда, боекомплекта эсминца и размеров ротного опорного пункта американской или иной иностранной армии. Такой снаряд не может поразить фортификационные сооружения из толстого железобетона и иные сильно защищенные объекты, в частности танки. Стало быть, необходимо говорить о том, что наш флот (как, впрочем, и любой другой, за исключением США, которые сохраняют свои линкоры как музеи, но готовые в любой момент вернуться в строй) не имеет кораблей, способных оказать действенную огневую поддержку приморскому флангу армии или десанту при высадке, тем более осуществлять сопровождение последнего в оперативной глубине. А необходимость в этом есть.

Участие Японии во Второй мировой войне оказалось трагическим для империи. Триумфальные бои и территориальные захваты сменились поражениями на суше и на воде, одним из которых стала потеря острова Гуадалканал. 14 января 1943 японские войска начали эвакуацию с острова, уступив войскам антигитлеровской коалиции. Впереди Японию ждали еще много проигранных битв, самые известные из которых - в подборке "РГ".

Операция "Мо"

Битва между кораблями Японии и США в южной части Тихого океана, в Коралловом море в мае 1942 года историки считают одним из первых поражений азиатских военных сил во Второй мировой войне. Хотя исход сражения был неоднозначен. До этого японцы захватили остров Тулаги на Соломоновых островах и планировали занять Порт-Морсби на Новой Гвинее (отсюда и название операции Mo Sakusen) для укрепления позиций в океане. Флотилией командовал адмирал Сигэёси Иноуэ, кстати, после операции отстраненный от командования. И вот почему. Говорят, в этой операции корабли противников даже не видели друг друга, ударами и нападениями обменивались авианосцы. Японцы потопили несколько американских суден, но и у них были серьезные потери. Были серьезно повреждены авианосцы "Сехо" и "Секаку", выполнявшие ключевую роль в операции "Мо". В итоге адмирал Иноуэ отменил нападение на Порт-Морсби, а оставшихся кораблей и самолетов не хватило для победы в битве за Мидуэй. Для японцев в войне началась "черная полоса".

Сражение за Мидуэй

В ходе морского сражения в районе в районе тихоокеанского атолла Мидуэй в июне 1942 года японский флот был разгромлен американским противником. Япония атаковала атолл, на котором базировались войска США. двумя группами: авианосцев под командованием адмирала Нагумо и линкоров, которые вел адмирал Ямамото. Историки полагают, что на самом деле атака японцев на Мидуэй была ловушкой, с целью завлечь в нее американские эсминцы. Силы императорской армии были подорваны предыдущим сражением в Коралловом море, кроме того, американцы знали их план и подготовили контрнаступление, первыми нанеся удар. Потери Японии в этом бою составили пять авианосцев и крейсеров, около 250 самолетов, не считая человеческих жертв. Самое главное, что Япония лишилась преимущества над противником в авианосцах и базирующихся на них самолетах, и с тех пор уже не нападала, а только оборонялась.

Захват Окинавы

Десантная операция вооруженных сил США в 1945 году носила кодовое название "Айсберг". Ее целью стал захват японского острова Окинава, на котором держала оборону 32-я армия под командованием генерал-лейтенанта Мицуру Усидзимы, для последующего вторжения войск на территорию страны. Остров охраняли около 100 тысяч японцев, американское наступление было почти в три раза больше, не считая техники и авиации. Штурм Окинавы начался первого апреля. Войска Усидзимы отчаянно сопротивлялись вплоть до лета, посылая в бой камикадзе. На помощь был выслан флот, включая легендарный линкор "Ямато". Одной из их главных функций было отвлечение огня на себя, чтобы к противнику сумели прорваться пилоты-смертники. Все корабли были потоплены американской авиацией. "Ямато" пошел ко дну вместе с 2,5 тысячами членов экипажа. В конце июня японская оборона пала, генерал-лейтенант и офицеры японского штаба совершили ритуальное самоубийство - сэппуку. Окинаву заняли американцы, для которых "Айсберг" стал последней десантной операцией в этой войне.

Потеря Сайпана

Еще одним поражением японской армии в Тихом океане стала проигранная битва за остров Сайпан в 1944 году. Эта битва была частью американской Марианской операции по захвату Сайпана и еще двух островов - Тиниан и Гуам. По разным оценкам в боях за острова Япония потеряла около 60 тысяч военнослужащих. На захваченных островах американцы разместили военные базы, перекрыв японцам каналы поставки сырья для нужд военной и оборонной промышленности из стран Юго-Восточной Азии. После потери Сайпана в отставку ушёл премьер-министр Японии Хидэки Тодзио, популярность которого начала падать после поражения императорских войск у Мидуэя. Позже Тодзио был признан собственным правительством военным преступником и казнен. Американцам захват Сайпана и двух других островов позволил организовать наступательную операцию на Филиппины.

Битва за Иводзиму

Ближе к концу войны боевые действия велись уже на территории Японии. Одной из главных побед американцев на суше стало сражение за остров Иводзима в конце зимы 1945 года. Иводзима была стратегически важна для империи. Там располагалась военная база, мешавшая американцам атаковать противника с воздуха. Японцы готовились к нападению не только укрепляя наземную оборону, но и обустраивая подземные оборонительные сооружения. Первая атака американцев шла с воды, остров обстреливали из корабельной артиллерии, затем к бою подключились бомбардировщики, а вслед за этим на Иводзиму высадились морские пехотинцы. Кампания прошла успешно, на горе Сурибати установили американский флаг, а фотография этого события стала классикой военной документалистики. Японцы, кстати, свой флаг сожгли, чтобы не достался противнику. После завершения кампании в подземных тоннелях оставались японские солдаты, которые еще долгое время вели с американцами партизанскую войну.

Маньчжурская операция

Организованная в 1945 году советскими и монгольскими войсками Манчжурская операция фактически положила конец участию Японии во Второй мировой. Целью операции был разгром Квантунской армии на территории Манчжурии, Внутренней Монголии, Ляодунского полуострова и Кореи. На японские вооруженные силы были одновременно нанесены два основных удара - с территорий Монголии и Советского Приморья - а также ряд вспомогательных ударов. Блицкриг начался 9 августа 1945 года. Авиация начала бомбить японцев в Харбине, Чанчуне и Цзилине, одновременно тихоокеанский флот в Японском море атаковал военно-морские базы в Унги, Наджине и Чхонджине, а на суше противника громили солдаты Забайкальского фронта. Отрезав японским войскам пути к отступлению, участники операции расчленили их военные формирования на небольшие группы и окружили их. 19 августа японские военные начали сдаваться в плен. С учетом атомных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки, Япония была вынуждена капитулировать, война была окончена.

23–26 октября 1944 года в заливе Лейте флот Японии потерпел сокрушительное поражение от американских эскадр, и начался обратный отсчет до окончательного разгрома империи. На фото – линкор «Ямато» под бомбовым ударом авиации США, 24 октября 1944 года


После боя в заливе Лейте японский флот проводил лишь тактические операции. Во время одной из них линкор «Ямато» попал под удар 227 самолетов флота США, получил 3 авиабомбы и до 20 торпедных попаданий и взорвался. Столб огня взметнулся на 2 километра вверх, а дымный гриб высотой 6 километров немногим уступал атомному. На фото – взрыв линкора «Ямато», 7 апреля 1945 года

Последний поход «Ямато» ознаменовал и конец организованных действий Японии на море. После этого японские корабли добивали там, где они попадали в прицел. На фото – линейный крейсер «Харуна», затонувший в гавани Куре, октябрь 1945 года

Источник: U.S. Naval Historical Center


Легкий крейсер «Оедо», лежащий на боку в акватории базы ВМС в Куре. Фото сделано с самолета американского авианосца «Уосп». «Оедо» затонул 28 июля 1945 года после восьми попаданий бомб


И все же война, уже не имевшая стратегического смысла, продолжалась. Западных историков ставит в тупик отчаянная решимость японцев сражаться до последнего человека, до последнего самолета и корабля. На фото – линейный крейсер «Харуна» в боевом походе


Пока император не отменил приказ сражаться – Япония сражалась. Когда он приказал сложить оружие – нация подчинилась, невзирая на рекордное количество случаев самоубийств среди военных. На фото – линкор «Исэ» в боевом походе

Источник: Kure Maritime Museum


Тяжелый крейсер «Тонэ» затонул неподалеку от Хиросимы 23 июля 1945 года

Источник: U.S. Naval Historical Center


Эсминец «Акисимо», погибший в гавани Манилы под ударами авиации США 13 ноября 1944 года


Эскортный авианосец «Кайо» в заливе Беппу. Уничтожен бомбардировщиками В-25 «Митчелл» с авианосца «Тикандерога» 24 июля 1945 года

Источник: U.S. Naval Historical Center


Авианосец «Амаги». Атакован при налете на Куре 28 июля 1945 года, затонул 29 июля

Источник: U.S. Naval Historical Center


Авианосец «Амаги» в лесах перед разборкой на металл. 1 июня 1946 года

Источник: U.S. Naval Historical Center


Линкор «Нагато» на рейде Йокосуки. Был захвачен американцами в качестве трофея и отправлен к атоллу Бикини для участия в испытаниях ядерного оружия – подводного взрыва в рамках операции «Кроссроад» («Перекресток»). Фото 1946 года

Источник: U.S. Naval Historical Center


Взрыв 40-килотонной атомной бомбы на глубине 27 метров у атолла Бикини. У подножия водяного «гриба» видны силуэты кораблей. Столь зрелищно не погибал даже «Ямато»