Про дедовщину в советской армии. Как появилась дедовщина в советской армии

В годы Перестройки и Гласности была впервые приоткрыта завеса в закрытый мир военной службы. До этого статистика гибели на учениях, военных преступлений и самоубийств находилась в ведении военной прокуратуры и потому была полностью закрытой. Лишь иногда отдельные эпизоды неуставных отношений расходились в виде слухов. Возвращавшиеся со службы «дембеля» неохотно рассказывали в мужских компаниях о том, что на первом году службы молодым солдатам приходится шестерить на «старослужащих» - чистить им сапоги, заправлять койки, стирать форму, подшивать подворотнички и делать многое другое, что унижает человеческое достоинство.

Повесть «Сто дней до приказа»

1987, Юрий Поляков

Первой «ласточкой», открывшей глаза широкой общественности, стала повесть будущего главреда «Литературной Газеты» Юрия Полякова «Сто дней до приказа», опубликованная в ноябрьском выпуске журнале «Юность» за 1987-й год. Двумя годами ранее Поляков сорвал покровы с ВЛКСМ, разоблачив «несоветское» поведение комсомольских вожаков в повести «ЧП районного масштаба». Критику комсомола цензура пропустила, но армия со времён Великой Отечественной Войны всё ещё была чем-то священным и торжественным, и писать о ней было принято только в положительном ключе! Повесть долго не хотели пропускать в печать.

Ей помог случай - известный эпизод с высадкой немецкого пилота Матиаса Руста на Красной площади в том же 87-м году. И когда военный цензор в очередной раз заявил, что не пропустит повесть в печать, редактор «Юности» Андрей Дементьев ответил ему желчной фразой: «лучше бы вы Руста не пропустили!», и этот аргумент, как ни странно, сработал. А может быть помогло и то, что тема неуставных отношений была поднята на ХХ съезде ВЛКСМ в апреле всё того же 87-го…

Разойдясь по стране, повесть имела эффект разорвавшейся бомбы, но это была лишь верхушка айсберга! Вскоре о неуставных отношениях заговорили в Главпуре и Политбюро. Были выявлены и причины деградации доблестной Красной армии, которых было две.

Первую озвучил ещё Юрий Поляков. Закон о Всеобщей Воинской Обязанности от 12 октября 1967-го года уменьшал срочную службу с трёх лет до двух (на флоте с четырёх до трёх), что вызвало острое недовольство старослужащих солдат, которым предстояло служить на год больше, чем новому призыву, на котором они и вымещали злобу. В результате, после года службы «постаревшие» молодые отыгрывался на новобранцах, а те на ещё более молодых...

Вторая причина была серьёзнее – и, как ни странно, проистекала из того же закона. Из-за резкого недобора призывников, связанного с послевоенным демографическим спадом, в армию стали брать бывших уголовников, что раньше считалось неприемлемым. В героическую Красную армию, где ещё служили офицеры и старшины-фронтовики, урки принесли блатные порядки и воровской жаргон. Истоки многих сегодняшних арамейских «традиций» происходят от тюремных. Но до поры до времени всех всё устраивало - свалив с себя обязанности по воспитанию новобранцев на «стариков», офицеры как бы абстрагировались от ненужных проблем. А в том, что их используют как шестёрок даже видели плюсы – быстрее всему научатся!

Неожиданно слово попросил Валера Чернецкий, встал, раскланялся, точно конферансье, и начал:
- Товарищ майор, если не ошибаюсь, везде у нас пишут о наставничестве. Так?
- Так.
- Должен опытный воин наставлять призывников?
- Должен.
- А опыт закрепляется как? На практике. Значит, чем больше салабон... простите... чем больше молодой воин сделает, тем быстрее освоится, переймет опыт. Правильно?
- Н-ну, правильно...- насторожился Осокин.
- Ну, а раз правильно, то это никакие не издевательства, а самое обыкновенное наставничество. И лучших «стариков» наставников нужно даже поощрять! Я вот, например, ещё ни разу в отпуску не был.

(Юрий Поляков - «Сто дней до приказа»)

В 80-х дедовщину объявили «врагом Перестройки», и гигантская пропагандистская машина начала тиражировать плакаты с осуждением несоветского поведения старослужащих, которое, словно ржавчина разъедает Советскую Армию («оплот миролюбивой политики Партии и Правительства СССР»), а значит и боеспособность всего государства.

Случаи неуставных отношений разбирали на комсомольских собраниях в воинских частях, но, как это опять-таки показал ещё Поляков, толку от них было мало, ведь «старики», как правило, и были комсомольским активом. Именно в этот период были сняты самые жёсткие и отчаянные фильмы о дедовщине, наметившие новую тему в жанре перестроечный нуар - армейскую.

Сегодня перестроечное кино принято показательно ругать и даже обвинять в том, что оно не только не отражало реальность, а наоборот темы, поднятые в кино 80-х, переходили в жизнь. Вот и фильмы про армию, по мнению патриотически-настроенных критиков, должны быть только положительными и патриотическими, вроде застойных «Максима Перепелицы» и «Ивана Бровкина». Но на деле проблема лежала глубже. Деградировавшая армия, словно лакмусовая бумажка, показывала разложение общества, обнажая его самые страшные пороки в более острой и уродливой форме. В наши дни эти фильмы имеют большое значение, помогая нам увидеть советское прошлое без прикрас, без гламурного блеска, которым его сегодня так часто стараются натереть…

Команда 33

1987, Николай Гусаров


Армейская драма-лайт, действие которой разворачивается собственно ещё не в армии, а в поезде, который везёт призывников на Дальний Восток. Фильмы о дедовщине снимать ещё не принято, и её там нет. Есть непростые отношения между будущими солдатами и строгие, но справедливые отцы-командиры, во главе которых мужественный подполковник Никитин (Юрий Назаров, папа из «Маленькой Веры»).

Как и положено перестроечному фильму, он содержит в себе ряд проблем, но критики армии старательно избегает, все проблемы только на гражданке: за поездом следует девушка призывника Голубка, но ему с ней не разрешают встретиться. Проводница-спекулянтка Марина (Милена Тонтегоде), которую покрывает влюблённый в неё старший лейтенант (Валерий Храмцов). Один из призывников тоже спекулянт, но призыв в армию его «обеляет», и он остается безнаказанным.

«Будем ампутировать тупыми ножницами!»


В картине много юмора (как полагали его создатели, армейского). Главного героя, как такового, нет. Сюжет состоит из лоскутного одеяла человеческих судеб, которые волею случая (ну и военкомата конечно) переплелись в грохочущем поезде, мчащемся на край света...

Судя по всему, повесть была написана задолго до Перестройки и потому отражает реалии более раннего, застойного периода. Призывники просят поставить Высоцкого, а командиры всерьёз обсуждают, можно ли им ставить такого неоднозначного певца. Но в эпоху Гласности Высоцкий был давно уже разрешён, да и молодёжь слушала совсем другую музыку. Тема спекуляции тоже была отнюдь не нова, ведь уже вовсю работали кооперативы, на фоне которых меркли все махинации советских гастрономов.

Положительно-патриотический фильм был одобрен Министерством Обороны и даже демонстрировался призывникам, как доказательство того, что в армии ничего страшного нет.

Делай-раз!

1989, Андрей Малюков


Великолепный дуэт Евгения Миронова и Владимира Машкова, где первый играет молодого солдата (в фильме их называют «черепами»), а второй – «деда».

Это первый советский фильм, в котором затронута тема дедовщины, причём его режиссёра трудно обвинить в антисоветчине, ведь до этого он снял канонично-патриотический фильм «В зоне особого внимания».

Призывник Алексей Гаврилов – мечта любого командира. Он не слабак – когда сержант Шипов, которого снарядили от части сопровождать «молодняк», задевает его плечом на плацу, Гаврилов быстро ставит его на место. Однако самолюбивый Шипов не прощает обиды. Он хлопочет о том, чтобы Гаврилова, изначально приписанного к команде морской пехоты, перевели в его мотострелковую часть, где сержант становится его командиром.


День за днём он вымещает злобу на Гаврилове, а заодно и на других молодых солдатах, в особенности на Толстом (Базин из «Курьера»), ломая их личности и остатки самоуважения, подчиняя их суровой военной машине, через которую когда-то прошёл он сам. Ещё одного «деда», младшего сержанта, играет молодой Александр Домогаров. За Гаврилова пытается заступиться сержант Степанов (Сергей Шенталинский), который на фоне общего озверения выглядит каким-то гостем из прошлого, образцово-показательным советским солдатом, чудом сохранившем человечность почти до дембеля. Но «старики» ломают и его, пригрозив, что вместо дома он может отправиться в дисбат...

«Черепа» оказываются практически в бесконтрольной власти стариков, которые ежедневными издевательствами доводят их до крайности…


Позднее режиссёр Андрей Малюков будет неоднократно возвращаться к военной теме, но это будет уже совсем другое кино: «Я русский солдат», «Мы из будущего», а также сериалы «Спецназ» и «Диверсант» - нарочито патриотические ленты в духе нового времени!

Фанат

1989, Владимир Феоктистов

Фильм объединяет сразу несколько излюбленных жанров перестроечного кино: восточные единоборства (несмотря на бешеную популярность карате в СССР, отечественных фильмов на эту тему очень мало), рэкета и армии. Хотя служба героя в армии занимает незначительную часть фильма, тема неуставных отношений в ней хорошо раскрыта.


Ещё подростком Малыш (Алексей Серебряков) приходит в местную секцию карате, где под руководством тренера Олега Ивановича (Олег Кантемиров) из него вырастает опытный боец. Прежним прозвищем Егора теперь зовут разве что в шутку. Из-за своего характера он не уживается с отчимом и в конце концов оказывается в местной подростковой банде. Заступничество тренера спасает Егора, и вместо «малолетки» его отправляют служить в стройбат, где из-за его характера у него сразу возникают проблемы…

Хотя Егор умеет за себя постоять, он сталкивается с местными авторитетами-кавказцами, которые дерутся не хуже. Они устраивают ему испытание – Егор должен победить всех в своём взводе. С этим он почти справляется, и «деды» берут Егора под свою опеку, учат жизни, а заодно помогают отточить мастерство, благодаря чему из армии он выходит другим человеком – более мужественным и жестоким.

Год спустя режиссёр снимет сиквел «Фанат-2», но Алексей Серебряков сниматься в нём откажется, и роль Малыша исполнит Олег Фомин.

Караул

1990, Александр Рогожкин

Пожалуй, один из самых тяжёлых армейских фильмов, драматизма которому придаёт тот факт, что он снят по реальным событиям, подробности которых ещё страшнее, чем показаны в картине…

В феврале 1987-го года на Московский вокзал в Ленинграде прибыл товарный поезд с вагонзаком для этапирования заключённых, однако встречающим никто не отпер дверь. Под матрацами в караульном купе было обнаружено семь трупов, все они были застрелены. Рядовой внутренних войск Артурас Сакалаускас расстрелял шестерых сослуживцев, а также прапорщика и гражданского проводника, после чего скрылся с пятью заряженными пистолетами Макарова. Несколько дней Ленинград жил в страхе – по улицам бродил опасный маньяк, вооружённый и очень опасный! Но потом…

Арестовав Сакалаускаса (в отличие от киношного героя, он сдался без боя), следствие выяснило, что во время транспортировки заключённых, старослужащие регулярно издевались над Артурасом, с молчаливого согласия начкара и проводника, унижая его человеческое достоинство, лишая пищи и сна, чем довели его до убийства семерых человек и дезертирства…


Снятый на чёрно-белую плёнку, фильм смотрится как документальное кино, до мелочей передавая однообразие и тоску бесконечного пути в зарешеченном вагоне, где от безделья солдаты звереют и из смотрителей «зверинца» (так они называют тесные клетки с заключёнными) превращаются в его обитателей …

В этой серости мы постепенно начинаем различать характеры почти безликих солдат: рядовой Иверень (Сергей Куприянов) классический «дух»: худой и осунувшийся от переживаний и отсутствия сна. Его сослуживец Хаустов (Александр Смирнов) - давно уже опустил руки и беспрекословно подчиняется «старикам». Начкар (Алексей Булдаков) прапорщик-интеллектуал, который во время отдыха в своём купе слушает классическую музыку и пишет философский трактат. Он прекрасно видит ситуацию, но ничем не помогает. Старший сержант Жохин (Дмитрий Иосифов, любимец многих поколений советских детей по роли Буратино) заместитель прапорщика и старший в своём призыве. В нём ещё сохранились остатки человечности. В Иверене он видит самого себя год назад. Он делает попытку поговорить с Андреем по душам, но из-за огромной разницы в армейской иерархии у него это получается неумело.


На одной из станций прапорщик временно сходит с поезда (в реальной жизни он никуда не отлучался, да и не имел права). Потерявший контроль личный состав напивается и звереет. Осознав, что за это они могут завтра строго поплатиться, деды пытаются напоить и салаг, но Иверень наотрез отказывается и случайно проливает портвейн. Разъярённые деды бросаются его избивать. Пьяный Жохин переживает за него, но не останавливает подчинённых. Побои прекращают только выстрелы…

…По словам очевидцев, смотревших фильм в кинотеатре в 1990-м году, в момент, когда Иверень открыл огонь по «дедам», зал аплодировал ему стоя...

Любопытные детали, непонятные непосвящённым: один из дембелей пришивает на форму чёрные погоны танкиста, справедливо опасаясь, что с малиновыми погонами внутренних войск (с которыми многие советские граждане знакомы не понаслышке), он не доедет до дома (как минимум, могли сбросить с поезда). По воспоминаниям знакомых автора, страх был так велик, что так поступали и другие «краснопогонники» (например, мотострелки), опасаясь, что их примут за внутренние войска случайно.


Фраза «дембельнуться по высокой траве» означает уехать домой позже всех, то есть летом (аналогично можно уехать зимой «под ёлочку»). Когда «старики» театрализовано исполняют «Разлуку» для старшего сержанта, они напоминают ему о том, как они служили на первом году, выступая так для своих «дедов».

Нищенкин говорит Ивереню, что ему осталось «40 бань» до того, как он станет дедом, то есть 10 месяцев. Бани в Советской Армии были строго раз в неделю.

Осуждённого-стукача сыграл малоузнаваемый в этой роли Никита Михайловский – через год актёр уйдёт из жизни.

«Караул» не первая экранизация дела Сакалаускаса, в 1988-м году режиссёр Саулюс Бержинис снял документальный фильм «Кирпичный флаг».

Тему «одержимости насилием» Алексей Рогожин продолжит в фильмах «Чекист» и «Жизнь с идиотом», но позднее перейдёт к более рейтинговому кино, поставив любимые зрителями «особенности» национальных охоты и рыбалки, «Кукушку» и ментовские сериалы «Улицы разбитых фонарей» и «Убойную силу».

Дезертир

1990, Вадим Костроменко


Малоизвестный перестроечный фильм от создателя патриотического кинобоевика «Секретный фарватер» Вадима Костроменко.

Действие картины начинается в периферийной артиллерийской части, где проходят суровые будни рядового Лукова (Алексей Ясулович – сын Игоря Ясуловича, Карл II из фильма «Мушкетёры 30 лет спустя»). До дембеля «стариков» остаётся 4 дня, дождаться бы! Особенно сильно достаётся Лукову от младшего сержанта Табакина (Сергей Чонишвили – князь Шадурский из «Петербургских тайн»), которого тот ненавидит всеми фибрами души. Но вот свершилось, под музыку оркестра и торжественные речи командиров дембеля строятся на плацу. Одного из них «молодые» успевают заманить за угол и хорошо отлупить, выместив всю злобу за прошлые унижения.

Проходит год. Теперь Луков – ефрейтор. В новогоднюю ночь он дежурит на морозном и пустынном шоссе. Но когда за ним приходит машина, Луков не успевает забраться в кузов, и грузовик уезжает без него… Лукова подбирает автобус с артистами провинциального театра, где он знакомится с костюмершей Машей (Лада Скибюк-Тимошина). Понимая, что за долгую отлучку ему всё равно светит «гауптическая вахта», Луков остаётся с Машей отмечать Новый год.


Случайно в кооперативном баре, куда Луков зашёл за бутылкой шампанского, он столкнулся с Табакиным, который в компании друзей выдаёт себя за воина-афганца (хотя служил в совершенно мирной части). Так же случайно Луков узнаёт, что на гражданке Табакин стал рэкетиром, похитив из части автоматический пистолет Стечкина, за утрату которого невиновный солдат был отправлен в дисбат. Опасаясь, что Луков может его выдать, Табакин пытается устранить бывшего сослуживца, но ему мешают Маша и ветеран-афганец Шурави (Сергей Латун) …

Сюжет фильма как бы напоминает о том, что «народ и армия едины», и беспредел в воинских частях неотделим от социальной деградации всего общества, где роли могут распределяться совсем иначе, чем в армии...

Ивин А.

1990, Игорь Черницкий


Дебютная лента режиссёра Игоря Черницкого, снятая по мотивам рассказа Анатолия Кима «Остановка в августе». Ещё один фильм о военнослужащих внутренних войск, но на этот раз центральная тема в нём не дедовщина, а справедливость заповеди «не убий».

Рядовой Андрей Ивин (Александр Песков), стоя на вышке, не смог выстрелить в убегающего заключённого Мишку Князя. Командиры сочувствуют Ивину и уговаривают написать рапорт о том, что он растерялся или просто заснул на посту, но честный и очень принципиальный юноша пишет в рапорте, что «отказывается и впредь распоряжаться чужой жизнью», что для «вертухая» равносильно измене Родине. Писать «неправду» он отказывается.

«Понимают ли до конца создатели фильма „Ивин А.“, какого героя они вытащили? Ведь от того, куда будут направлены автоматы таких лейтенантов, какой переворот произойдет в их сознании, зависит судьба любой замечательной идеи…».

(Аэлита Романенко, «Десять дней без вранья. Заметки с Всесоюзного кинофестиваля молодого кино „Дебют“ (1990 г.)»).

Начальник зоны – подполковник Овсянников (Владимир Меньшов) полемизирует с Ивиным, упрекая того в том, что не желая делать «грязную работу» сам, он хочет отсидеться за спинами товарищей, у которых, очевидно, права выбора нет.


Значительную часть фильма занимает не экшен, а дорога. Ивина сопровождает в дисбат старший лейтенант Наротьев (его роль исполнил сам режиссёр), который до последнего верит, что Ивин одумается и перепишет рапорт. Он не надевает на Ивина наручники, они по-дружески доверительно беседуют на фоне жаркого лета, словно старые приятели, которые выбрались на прогулку…

Сидя голышом на тёплом речном песке, Наротьев пытается показать Ивину обратную сторону его прекраснодушия, из-за которого убийца теперь бродит на свободе, и если он убьёт кого-то ещё, кровь эта будет на совести пацифиста-Ивина…

В 2007-м году Игорь Черницкий снимет ещё одну армейскую драму, правда совсем уже из другой эпохи – телесериал «Юнкера».

Сто дней до приказа

1990, Хусейн Эркенов

Выше мы уже упоминали повесть Юрия Полякова «Сто дней до приказа», однако, как это часто бывает, от оригинальной повести фильм унаследовал лишь название.

«…Дело в том, что фильм, который снял режиссёр Эркенов, к моей повести не имеет никакого отношения, потому что, это авторское кино. Молодой режиссёр, которому немедленно захотелось стать Пазолини, воспользовался названием моей… даже не названием, а строчкой в тематическом плане, чтобы самореализоваться. Я ему говорил: «Я не буду тебе выкручивать руки, закрывать фильм - Бог с тобой! Но пути тебе в кино не будет, потому что если ты берёшься экранизировать реалистическую повесть, снимай реалистическое кино, на хрена этот сюр? Если ты его хочешь, пиши сам сценарий и снимай». Тем не менее, он сделал по-своему».

О том, что в фильме есть персонажи, имена которых совпадают с героями повести – Зуб, Елин, Титаренко, старший лейтенант Умнов (в книге Уваров) можно узнать только из титров. Со своими прототипами они никак не связаны и живут самостоятельной жизнью.


Если повесть Полякова имела довольно живой (хоть и нелинейный) экшен, в котором серые будни рядового артиллерии Купряшина перемежаются с его отрывочными воспоминаниями о прошлом, в фильме как такового сюжета нет. Его центральная тема – беспросветность военной службы. Он целиком соткан из коротких разорванных сцен, серой осенней слякоти, тёмных коридоров воинской части, обитатели которой давно потеряли человеческий облик. Он о нечеловеческих отношениях в закрытом мужском обществе и об искажённом мировосприятии людей, насильно связанных между собой, которым, даже если очень захочется, бежать некуда. В нём много недосказанности и символов, которые так и остаются не раскрытыми. О прошлом и настоящем персонажей мы можем только догадываться. Смерти солдат показаны аллегорически.


Периодически символизм переход в реализм, и на передний план выходят «осязаемые» фигуры – развратница-Смерть в капитанских погонах (Елена Кондулайнен), плавающая голышом в бассейне для тренировок («хорошо тут у вас») и соблазняющая караульного солдата. Полковник (Армен Джигарханян), прибывший, чтобы самолично разобраться, отчего погибают солдаты. Усатые офицеры, за молчаливое непокорство рядового (Олег Васильков) наказывающие его товарищей…

За солдатами пристально следят камеры видеонаблюдения, развешанные в части на каждом углу, однако они оказываются абсолютно бесполезными, потому что насилие творится под равнодушными взорами дежурных офицеров.

Судя по эмоциональным комментариям, фильм вызывает сложную и неоднозначную реакцию. Зрители делятся на тех, кто ругает фильм:


«Авторы, наверное, сами не служили, в армии никакой дедовщины нет!», тех, кто пытался его понять: «Да, такие случаи имеют место, но служба не состоит лишь из них, в ней есть и светлые и даже смешные моменты, а здесь будто только плохое собрано в кучу из разных частей». И тех, кто в нём разобрался: «Не стоит искать в фильме какой-то сюжет или смысл. Он о другом. Он передаёт то тягостное и депрессивное настроение, в котором находится каждый солдат на первом году службы, когда чувствуешь, что находишься в месте, где не должен быть, и стараешься представить, будто всё это происходит не с тобой».

Среди занятых в фильме актёров можно увидеть героя «Ералаша» Павла Степанова и Олега Яковлева из группы «Иванушки».

Здравия желаю! или Бешеный дембель

1990, Юрий Волкогон

А этот фильм первая попытка показать страшное смешно – этакий «Швейк 80-х» и дедушка фильма «ДМБ».

Главный герой – молодой солдат Митя Агафонов (Антон Андросов, известный нам по фильмам «Плюмбум или опасная игра» и «Беспредел»).

В армии, где давно уже сложился свой порядок, Агафонов буквально изводит всех своим неукоснительным соблюдением устава и оптимизмом, граничащим с идиотизмом, раз за разом одурачивая тупых и жестоких «стариков», недалеких офицеров и даже министерскую инспекцию во главе с генералом (Юрий Катин-Ярцев, Джузеппе-Сизый нос из «Приключений Буратино»)!

«Я был оператором-постановщиком этого фильма. Мне стыдно за эту работу. Стыдно за то, что не мог в силу слабости характера вовремя послать кое-кого и уйти, выдернуть себя из этого «супер-пупер проекта». Сценарий был очень хорошим, его написал очень талантливый человек, ожидалось что фильм будет не хуже, а много лучше. Я верил режиссёру, это была дебютная работа в полнометражном игровом кино и для него, и для меня, верил и старался всеми силами воплотить в реальность замыслы... Потом возник первый и серьёзный конфликт перед съёмками эпизода «сон дембелей», я был против съёмок этого эпизода. Но я оператор и всё решает естественно режиссёр. Потом ещё и ещё... Юра, ты меня прости, но ты не режиссёр. И тебе скажет об этом любой, кто понимает разницу между «быть» и «называться»...».

В духе своего времени, в фильм была добавлена эротика, которой изначально в сценарии не было.

Афганский излом

1991, Владимир Бортко


Последние дни Афганской войны. Уже объявлено о выводе войск, и все пакуют чемоданы. Но вокруг враг, а потому обстановка боевая и расслабляться ещё рано, служба продолжается. Для десантного полка, которым командует подполковник Леонидов (Михаил Жегалов) горячая земля Афганистана стала уже родным домом (рядом с вагончиками бродят куры, а на рынке соседнего Духана выбор больше, чем в московских магазинах). Боевые выезды стали чем-то вроде повседневной рутины, между которыми героический майор Бандура (любимец советских женщин итальянский актёр Микеле Плачидо) крутит любовь с медсестрой Катей (Татьяна Догилева). Здесь всё привычно и знакомо, а вот возвращаться в Союз, где всё так изменилось, страшно...


В этот переломный момент в полк прибывает старший лейтенант Стеклов (Филипп Янковский, отец которого незримо присутствует в кадре в виде голоса майора Бандуры) – необстрелянный сын генерала. Для него поездка в Афганистан – это шоп-тур, где можно прибарахлиться заграничными товарами, а заодно получить корочку «участника боевых действий» (а если повезёт, то и орден Красной звезды). Майор берёт над ним шефство. Но, как смутно догадывается зритель, что-то пойдёт не так…

Фильм мог бы стать полноценным боевиком, если бы не «перегибы», которые сегодня выглядят искусственно и нарушают цельность картины. Видимо режиссёру очень хотелось показать ужас и бессмысленность войны, огрубление нравов (не столько солдат, сколько советских людей вообще), одним словом, сказать в этом жанре что-то «новое». В результате, при великолепно переданной атмосфере выжженной солнцем враждебной страны, сильных характерных ролях, которым сразу начинаешь симпатизировать, в фильме есть несколько отвратительных сцен, из-за которых его не захочется пересматривать и стыдно показать друзьям.


Советские солдаты (хотя воины-афганцы известны своим фронтовым братством) показаны какими-то скотами, в особенности сержант Арсёнов (Алексей Серебряков – Малыш из «Фаната»). Они мародёрствуют, не стесняясь командиров, расстреливая и избивая пленных душманов. Часовые на блокпосту палят из пулемёта ради скуки. Пьяные офицеры, развлекаются стрельбой по мухам. Пьяные «деды» ради забавы накалывают молодому сослуживцу непотребную татуировку…

Такими историями полнились тогда статьи в зарубежных СМИ - например, одно канадское издание написало о том, что советское командование расстреливает своих солдат с вертолётов, «чтобы они не попали в плен». Повторив одну из таких небылиц в интервью иностранным журналистам, депутат-академик Андрей Сахаров навлёк на себя шквал критики Съезда Народных Депутатов в 1989-м году.

В роли камео снялся Александр Розенбаум, действительно приезжавший в Афганистан выступать и посвятивший этой войне немало песен. Хотя съёмки проходили в мирном Таджикистане, избежать неприятностей всё же не удалось. Съёмочная группа оказалась в эпицентре массовых беспорядков в Душанбе, во время которых погиб администратор картины, а актёров пришлось эвакуировать в соседний Узбекистан на военном транспорте. В какой-то момент группу окружила враждебно настроенная толпа, и лишь Микеле Плачидо (необыкновенно популярный в СССР, благодаря главной роли комиссара Каттани в сериале «Спрут»), который не побоялся выйти к толпе, смог разрядить обстановку.

Кислородный голод

1991, Андрей Дончик


Сюжет этой драмы украинского режиссёра Андрея Дончика есть нечто среднее между «Сто дней до приказа» и «Делай-раз». Знакомый уже сюжет противостояния характеров: «сынка» - рядовой Билык (Тарас Денисенко, сыгравший одного из «стариков» в фильме «Караул») и «деда» - сержант Кошачий (Олег Маслеников) на фоне серой осени и унылой беспросветности агонизирующего Союза...

В начале фильма мы празднуем вместе со «стариками» захолустной артиллерийской части день приказа. После зачитывания его текста с тумбочки, молодые солдаты получают по 24 удара ремнём (по количеству месяцев, отданных «дедами» родным вооружённым силам), затем начинается пьянка и развлечения в виде аттракционов «дембельский поезд» и «вождения танков» под койками.

В эту ночь традиционно случается много ЧП, поэтому в повести Юрия Полякова командир батареи старший лейтенант Уваров (видимо наученный горьким опытом), в день приказа ночует в казарме, чтобы избежать «эксцессов». Однако в фильме солдаты предоставлены сами себе.


В конце праздника молодым «пробивают фанеру» - больно бьют в грудь, после чего каждый должен сказать «спасибо», назвав «старика» не по званию, а по имени отчеству (так как теперь он не военный, а гражданский человек) и идти спать. Билык спасибо не говорит, и сталкивается с сержантом…

«Я тебя трогать не буду, такие как ты здесь сами вешаются».

В фильме хорошо показано как работает «система». В острых на язык командирах каждый наверняка узнает кого-то из своих офицеров. Капитан Голиков (Алексей Горбунов) сваливает всю работу на прапорщика (Виктор Степанов, блистательно сыгравший Михайло Ломоносова) и сержанта Кошачьего, а сам лишь задиктовывает политзанятия и лениво журит солдат за расхлябанный внешний вид.

«Красный боец одним своим видом должен вызывать понос у врага и нетерпение у женщин».


«Деды» - после приказа уже гражданские люди, по иронии судьбы, одетые в военную форму, вынуждены торчать в части лишние дни, недели и месяцы, пока их не отпустят. А отпускать их не спешат, ведь начался «дембельский аллюр», когда каждый из них должен заслужить право уехать домой. К примеру, младшему сержанту Бойко поручено отстрелять всех бездомных собак, а сержанту Кошачьему – воспитать Билыка.

Судя по всему, Андрей Дончик не удержался от соблазна «лягнуть» Россию. Его герой – украинец Билык принципиально не говорит по-русски, чем выводит всех из себя. Такие персонажи были и в советском кино (например, Фукин из «Большой перемены» или Пасюк из «Место встречи изменить нельзя»), но над их акцентом безобидно подшучивали. Здесь всё серьёзно, и Билык не просто жертва издевательств старослужащего, но и аллегория «несчастной» Украины, отстаивающей самобытность и страдающей от угнетающей её России, где творится полный беспредел. Вероятно, его должны символизировать грязь на земле и в ветшающих зданиях части, где дотлевают остатки коммунизма; в грудах ржавого железа, бывшего некогда могучими танками и в темных, заброшенных ракетных шахтах…


Интерес вызывает и ещё один персонаж - прапорщик Гамалия, человек в общем-то незлобивый, но строгий. Он пытается бороться с «дедовщиной» (вообще-то этим обычно занимаются замполиты, но здесь гарнизон небольшой, потому действующих лиц не так много). Однако стать «стукачами» молодые солдаты боятся сильнее всего на свете. Потеряв надежду «расколоть» Билыка, прапорщик подставляет его, давая понять Кошачьему, что Билык на него настучал…

Сегодня фильм вызывает совсем не те эмоции, какие должен. Несгибаемость Билыка воспринимается не как героизм, а как упрямство, граничащее с тупостью. Тем же кто служил, сержант Кошачий покажется даже чересчур добрым: несмотря на то, что из-за Билыка он регулярно получает выговоры, а его дембель задерживается на неопределённый срок, он не спешит срывать на нём злость.

Подлее всех выглядит прапорщик, который не только подставил Билыка, но и сразу после гауптвахты отправил в караул, доверив оружие такому проблемному солдату… Создаётся ощущение, что и случаи дедовщины он хотел расследовать только для того, чтобы иметь компромат на каждого из дедов.


Подытоживая всё вышесказанное, хочется отметить ещё один важный посыл, объединяющий все перестроечные фильмы о армии: пока люди позволяют относится к себе как к рабам, их интересы и права будут нарушаться, причём по нарастающей. Это доводит их до крайности, и тогда случаются бунты, кровавые революции и расстрелы. Через бунт униженных и угнетённых солдат показан бессмысленный и беспощадный бунт русского народа!

Дедовщина в армии СССР расцвела в 1970-1980-х годах, однако ее корни следует искать за пределами периода застоя. Случаи неуставных взаимоотношений в Вооруженных силах встречались и в ранние годы советской власти, и в царской России.

Истоки

Вплоть до начала XIX века попытки отношений не по уставу в российской армии успешно пресекались. Это было связно как с авторитетом офицеров, так и с уровнем дисциплины личного состава. Однако ближе к середине столетия по мере либерализации общества более вольными порядки становятся и в среде военнослужащих.

Ученый и путешественник Петр Семёнов-Тян-Шанский в мемуарах вспоминал свое пребывание в Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, куда он поступил в 1842 году 15-летним юношей.

«С новичками обращались, унижая их достоинство: при всех возможных предлогах не только били их нещадно, но иногда прямо истязали, хотя без зверской жестокости. Только один из воспитанников нашего класса, отличавшийся жестокостью, ходил с ремнём в руках, на котором был привязан большой ключ, и бил новичков этим ключом даже по голове», - писал Семёнов-Тян-Шанский.

На рубеже XIX-XX веков случаи дедовщины стали встречаться гораздо чаще. В Николаевском кавалерийском училище даже появилась своя лексика, отражающая неуставные отношения. Младшие там именовались «зверями», старшие - «корнетами», а второгодники - «майорами».

Приемы издевательств старших над младшими в училище поражали своим разнообразием и оригинальностью и были, по мнению современников, выработаны целыми поколениями предшественников. К примеру, суровые «майоры» первого класса могли заставить новичков в наказание и просто так «жрать мух».

Первый случай дедовщины в Красной Армии был зафиксирован в 1919 году. Трое старослужащих 1-го полка 30-й стрелковой дивизии до смерти избили своего сослуживца 1901 года рождения потому, что молодой боец отказался выполнить за старослужащих их работу. По законам военного времени все трое были расстреляны. После этого происшествия почти полвека не было официальных сообщений о зафиксированных случаях дедовщины в армии СССР.

Возвращение

Когда в конце 1960-х годов в советской армии стали вновь отмечаться случаи неуставных взаимоотношений, многие, особенно ветераны Великой Отечественной, не хотели в это верить, называя это выдумкой, брехней. Седовласым фронтовикам, для которых моральный дух, честь и взаимовыручка на войне были превыше всего, подобное было принять непросто.

По одной из версий, дедовщина вернулась в армию после сокращения срока службы по призыву в 1967 году с трех лет до двух в сухопутных войсках и с четырех до трех - на флоте. В течение некоторого времени сложилась такая ситуация, что в одном подразделении находились срочники, которые дослуживали третий год, и те, кому суждено было провести в армии на год меньше. Последнее обстоятельство выводило из себя служащих старого призыва, и они вымещали злобу на новобранцах.

Есть и другая причина. Изменение срока службы совпало с дефицитом призывников, вызванным демографическими последствиями войны. Пятимиллионная советская армия должна была уменьшиться на треть. Чтобы как-то компенсировать демографические потери, Политбюро ЦК КПСС было вынуждено принять решение о призыве в армию мужчин с уголовным прошлым, что прежде было совершенно исключено.

Функционерами это событие объяснялось как исправление оступившихся сограждан. Однако на деле бывшие обитатели тюрем и зон стали вводить в армейский обиход порядки и ритуалы прежних мест своего проживания.

Другие наблюдения вину за дедовщину возлагают на командиров частей, которые начали широко использовать солдатский труд для извлечения личной материальной выгоды. Не предусмотренная уставом хозяйственная деятельность привела к тому, что старослужащие стали выступать в роли надсмотрщиков над солдатами первого года службы.

Впрочем, социолог Алексей Солнышков отмечает, что уже в 1964 году появился ряд работ, посвященных вопросам дедовщины, а значит, эта проблема существовала ранее и имеет более глубокие корни. Более того, некоторые специалисты по неуставным взаимоотношениям в армии утверждают, что дедовщина никуда не уходила, а была всегда и везде.

Болезнь общества

Для многих исследователей дедовщина в советской армии - прямое следствие изменившегося социального фона в стране. Адмирал, в прошлом командующий Северным флотом Вячеслав Попов полагает, что дедовщина – это болезни общества, которые были перенесены в армейскую среду.

В 1960-е годы в советском обществе произошел надлом, когда элита, окончательно вырвавшаяся из-под тотального контроля сталинской системы, начала раскачивать десятилетиями складывающуюся систему субординаций и подчинений. Ответственность сменилась безответственностью, а прагматизм – волюнтаризмом.

Ученый и публицист Сергей Кара-Мурза связывает дедовщину с падением общинного принципа построения Союза и с переходом всего населения на евроцентристские и индивидуалистические рельсы. Кара-Мурза называет это «фактически первым звоночком катастрофического разрушения общественной морали».

Это было время, когда на металлолом резались корабли и самолеты, а в офицерском составе происходили большие сокращения. Генералы, которые пытались противодействовать с их точки зрения деструктивному процессу, немедленно смещались. На их место пришла новая, «паркетная», генерация военачальников, которая больше была озабочена не повышением боеготовности, а личным благополучием.

На рубеже 1960-70-х годов мало кто верил во внешнюю угрозу, и это сильно расхолаживало Вооруженные силы. Однако армия не может существовать вне иерархии и порядка. Все это сохранилось, но согласно новым веяниям трансформировалось в неуставные методы поддержания дисциплины. Как отмечает Кара-Мурза, выхолащивание сталинизма из армии привело к тому, что явная и жесткая форма подавления личности была заменена на более мягкую и скрытую.

Идеологию дедовщины хорошо иллюстрируют слова одного из прапорщиков: «Мне выгодна дедовщина. Для меня что главное? Чтобы порядок был и все выполнялось четко и в срок. Я спрошу с дедов, а они - пусть с молодых требуют».

Язык дедовщины

Дедовщина в армии - это давно устоявшийся принцип быта и способ общения солдат между собой. Естественно, что неуставные отношения требуют и специфической лексики, которая в среде солдат-срочников подчеркивает иерархию. Лексика разнится согласно видам Вооруженных сил, особенностям подразделения и месту нахождения воинской части. Однако любой язык дедовщины понятен всем. Вот наиболее употребительный словарь:

Военнослужащий, еще не принявший присягу и живущий в отдельной казарме: «салабон», «мамонт», «запах», «карантин»;

Военнослужащий первого полугодия службы: «дух», «щегол», «чижик», «гусь»;

Военнослужащий второго полугодия службы: «слон», «морж», «старший гусь»;

Военнослужащий, отслуживший больше года: «котел», «черпак», «помазок», «фазан»;

Военнослужащий, отслуживший от полутора до двух лет: «дед» или «старик»;

Военнослужащий, находящийся в части после выхода приказа об увольнении в запас: «дембель» или «карантин».

Некоторые термины требуют расшифровки. «Вы ещё даже не «духи», вы – «запахи», – так «деды» говорили новобранцам, только что прибывшим в часть. Почему «запахи»? Потому что от призывников еще пахло бабушкиными пирожками, которыми их откармливали перед службой.

Следующая ступень новобранца – «дух» (также «салабон» или «желудок»). В армии он - никто. У него нет никаких прав. Никто ему не должен, а он обязан всем.

«Слонами» называли срочников, уже втянувшихся в армейские будни: они еще не привыкли филонить и готовы выдерживать любые нагрузки.

Когда солдат вступал в переломный период службы, его считали «черпаком». Для обретения статуса «посвящаемый» в «черпаки» должен был выдержать двенадцать ударов половником по ягодицам. Задача «черпака» - следить, чтобы «духи» и «слоны» не мешали друг другу. Он серьезно не напрягается, но все еще не имеет многих прав.

Ритуалы

Переход военнослужащих на следующую иерархическую ступень сопровождался специальным обрядом – переводом. Его формы были различны, но суть - одна. К примеру, солдата били ремнем столько раз, сколько месяцев ему осталось служить, и все это он должен переносить молча. Однако при переходе в категорию «дедов» удары наносились ниткой, при этом солдат должен был кричать во весь голос, словно страдая от сильной боли.

На флоте были свои ритуалы. Так при переводе из категории «карасей» в «полторашники» происходил обряд «смывания чешуи». В зависимости от погодных условий и места действия «карася» выбрасывали за борт, окунали в прорубь или обливали из пожарного шланга, стараясь провести обряд перевода неожиданно для «посвящаемого».

В советской армии практиковались и более жесткие ритуалы, например «пробивание лося». Старослужащий заставлял солдата нового призыва скрестить руки на некотором расстоянии ото лба, после чего наносил ему удар в перекрестие рук. Сила удара зависела от настроения «деда» или от вины новобранца.

Нередко ритуальная сторона дедовщины отходила на второй план, и старослужащие начинали откровенно издеваться над новичками. Иногда это закачивалось трагедией. Не только для «духов». Широкую известность в период перестройки получило «дело Сакалаускаса» – молодого солдата из Литвы, расстрелявшего в феврале 1987 года на подъезде к Ленинграду караул из семи старших сослуживцев.

Среди погибших оказались обидчики Сакалаускаса: повар Гатауллин, который регулярно подсыпал в порцию «духа» полстакана соли или песка, лишал его завтрака или обеда; старший сержант Семенов, не раз макавший рядового лицом в унитаз, ставивший в наряд на 10 часов. После инцидента Сакалаускас с диагнозом «хроническое психическое заболевание с непрерывно прогрессирующим течением» был направлен на принудительное лечение.

И таких трагических последствий дедовщины было немало. Как же реагировало на это военное руководство? Еще летом 1982 года был издан секретный приказ №0100 о борьбе с неуставными отношениями. Однако к этому времени дедовщина приобрела настолько массовый характер, что бороться с ней было практически невозможно.

Более того, высшие партийные и военные чины не особенно спешили искоренять дедовщину. Во-первых, их дети по праву рождения были защищены от этой напасти, а во-вторых, чтобы объявить войну дедовщине, нужно было во всеуслышание признать ее существование. Ну, разве могла в стране развитого социализма быть дедовщина?..

Июль 2002 года. Семинар проводился на базе Интернет-форума "Обсуждение работ С.Г.Кара-Мурзы с его участием (о ситуации в России)"

Сегодня почему-то подавляющая часть молодых людей считает армейскую дедовщину чем-то характерным для Cоветской Армии в течение всего времени ее существования. И очень удивляются, когда впервые слышат о том, что до 1969-1970 года такого явления не было в массовом масштабе. Расспросы более старших поколений дали дату первых упоминаний о появлении неуставных взаимоотношений где-то около 1970 года.

Вот что рассказывают на эту тему:

Оригинал взят у oper_1974


"У меня отца и дядю (по матери) взяли в армию в 1943-м. 2 года на фронте. После войны отец служил 3 года, дядя - 5 лет. Оба говорили, что ничего похожего на дедовщину не было."

"У меня отец служил на флоте в конце 1940-х, при этом успел застать тех, кто участвовал в войне. Ничего похожего на дедовщину не наблюдал. Когда в 1970-е - 1980-е по "голосам" начали рассказывать о дедовщине в Советской Армии, считал это выдумкой и брехней, т.к. искренне полагал, что "такое просто невозможно" (хотя в целом относился к тогдашней власти достаточно критически и другим антисоветским байкам охотно верил.)

"Первый раз я услышал о дедовщине в 1979 году. От одногодка. Тогда впервые в наш лексикон вошло выражение "армейские дедушки". До этого никто (!) из родителей, родственников и знакомых ни разу не упоминал или не намекал об армейских издевательствах."



Нередко наблюдалось, что представители старшего поколения, служившие в армии до начала 50-х годов, категорически отказывались верить в существование дедовщины.
То, что старшее поколение отказывалось верить в существование дедовщины - не зашоренность. А ведь старые люди прожили очень непростую жизнь, хлебнули лиха. Но остались Людьми.
Увидев много всяких более злобных гадостей, нежели дедовщина, они могли сказать: "Бывает хуже, но реже. Людоедство, например, или увечья, или тиф". Но дедовщина-то воспринималась ими как позор, как разрыв с основами жизнеустройства, как глубокое моральное падение.



Все солдатское общество делится на следующие группы:

военнослужащие, еще не принявшие присягу и живущие в отдельной казарме - карантин, слон, мамонт, салабон

военнослужащие первого периода службы (до 0,5 года) - дух, салабон, щегол, чижик, гусь

военнослужащие второго периода службы (0,5 - 1 год) - молодой, морж, леник, щегол, старший гусь

военнослужащие третьего периода службы (1 - 1,5 года) - котел, черпак, помазок, фазан

военнослужащие четвертого периода службы (1,5 - 2 года) - дед

военнослужащие, находящиеся в части после выхода приказа об увольнении в запас (дембельского приказа) - дембель, карантин



Переход солдат из одной категории в другую часто связан с переходным обрядом - переводом. Формы перевода различны в различных частях; существует, например, такой обряд: солдат должен получить столько ударов ремнем, сколько месяцев ему осталось служить, все это он должен переносить молча.
Однако когда котла переводят в деды, удары ему наносят ниткой, при этом он должен кричать во весь голос, как будто от сильной боли. Права, обязанности и даже внешний вид военнослужащих зависят от того, к какой категории они принадлежат.
Самая бесправная среди всех категорий - духи, самая полновластная - деды. Промежуточное положение между ними занимают молодые и котлы. Иначе говоря, военнослужащий имеет тем больше прав и тем меньше обязанностей, чем больше он служит.



Армия стала отражением изменений в обществе. Общество менялось - сменялись поколения, на смену строителю жизни пришёл потребитель жизни. Советское общество оказалось не готово к смене строителей потребителями.
Поменялось "внешнее" общество - отразилось и на армии. Очень интересно читать воспоминания некоторых военнослужащих, относящихся к тому периоду. Видно, что поменялись люди, которые пришли в армию.
Оказалось, что порядок в русской армии держался не на уставе, и не на страхе перед побоями, а на этих самых неуставных отношениях - дружбе, товариществе, поддержке, наставничестве. И когда в армию в массе пришли люди, не способные на эти чувства, армейская дисциплина рухнула. В общем, конечно, похоже на то, что происходило во всей стране.
Возможно, дедовщина - это еще одно достижение западной цивилизации, усвоенное нами в ходе периода, предварившего перестройку. Дедовщина связана с падением "общинного" принципа построения Союза и с переходом на евроцентристские и индивидуалистические рельсы всего мироуклада населения. Фактически - первый звоночек катастрофического разрушения общественной морали.



Все трансформации общества выражались в сбоях "армейской машины". То же самое, например, произошло в 50-е годы - пришло новое поколение, "десталинизация" и т.д. - и вдруг отказ в системе дисциплины и беспомощность офицеров.
Но тогда еще система была с инерцией развития, и с этим справились как с болезнью. В 70-80-е общая болезнь (и прежде всего верхов квази-сословного общества) ослабила организм.
Начавшийся в начале 60х годов надлом, был вызван тем, что элита, вырвавшаяся из-под тотального контроля сталинской системы, начала разворачивать ситуацию в свою пользу. Прагматизм и жесткая ответственность за результат, сменилась волюнтаризмом и безответственностью.
Армии это, понятно, тоже коснулось. Именно тогда шли большие сокращения, резались на металлолом корабли и самолеты, уничтожался сержантский корпус. Генералы, которые пытались противодействовать этому идиотизму, были смещены. А их место заняла новая, "паркетная" генерация, более обеспокоенная своим личным благополучием, чем реальным повышением боеготовности.


Советская армия в 60-70-х гг. находилась в сложном положении: внешней ощутимой угрозы не было (никто всерьез не верил, что буржуи завтра нападут - они, кстати, открыто и не напали!), а внутренняя политика стремительно уходила от принципа закручивания гаек во всех областях. В мирное время система армейских наказаний - всякие наряды вне очереди - рассчитана, в сущности, на школьника.
С другой стороны, советское общество от времен революции к 70-м года неуклонно двигалось по пути демократизации, утверждения законности и пр. (в хорошем смысле). К тому же, люди освобожденные революцией от многовекового гнета, все больше и больше чувствовали вкус и способность к свободе. "Мы не рабы" - читал каждый в букваре.
Однако армия по своей сути не терпит никакой свободы и демократизации, это не в обиду армии, просто так оно и есть. Если бы было обратное, армия не смогла бы выполнять свои функции. Что же мы имели со своей всеобщей воинской повинностью? Масса людей, приходящих в армию, становилась все более и более трудно управляемыми. Никто уже не хотел быть солдатами-рабами, готовыми беспрекословно выполнить любой приказ.
Однако, Система по-прежнему обязывала превращение в кратчайшее время молодого призывника в автомат, беспрекословно выполняющий приказы. Поэтому переход офицеров и сержантов на неуставные методы поддержания дисциплины был предрешен. Выхолащивание сталинизма из армии привело к тому, что явная и жесткая форма подавления личности была заменена на более мягкую и скрытую.


В 1968 г. были ликвидированы полковые школы младших командиров, и сержантов начали готовить в учебных дивизиях. Полковые школы имели ряд существенных преимуществ, они отвечали требованиям индивидуального подбора. Кандидатов в сержанты отбирали через некоторое время после прибытия молодого пополнения и его адаптации в новых условиях.
Не прерывалась связь будущего командира со своим подразделением. В казарму сержант приходил уже признанным лидером. После ликвидации полковых школ сержантский состав потерял всякое влияние в казарме.
Если сравнивать с армиями западных стран, то прослеживается существенная разница - перенасыщенность офицерами и полное отсутствие профессионального сержантского и унтер-офицерского состава.
В американской армии сержант - это немалая власть и это профи. И именно на нем лежит львиная доля обязанностей по поддержанию дисциплины. В нашей - такой же солдат-срочник, только с лишней лычкой. Вовсе не факт, что эта лычка придаст ему авторитет в среде таких же 20-летних.
В прежней СА (первых послевоенных лет) это хотя бы частично компенсировалось наличием "старорежимного старшины". Теперь такие старшины вымерли как мамонты. Планировалось, что эту роль на себя возьмут прапорщики, но на практике прапоры это чуть ли не поголовно хозяйственники в частях.
Однако природа не терпит пустоты - место профи-сержантов и старшин заняли "деды". Но дедовская власть имеет одну существенную особенность - она насквозь неофициальна и посему в большей степени подвержена злоупотреблениям - тем более, что поддержание дисциплины для дедушек побочная задача, хоть и связанная с их благополучием.


Компания шестидесятников против стукачества также немало способствовала процветанию дедовщины, т.к. жаловаться на издевательства стало неприличным и более осуждаемым в обществе, чем сами издевательства.
Прочно перепутав и объединив понятия ябедничества и открытого призыва о помощи “шестидесятники” сделали очень много для разобщения людей. Была блокирована в голове мысль об обращении за помощью к органам государства, специально поставленных для защиты закона и граждан СССР.
Определенную роль сыграли стереотипы холодной войны. В основе психологической войны против СССР лежал метод усиления и развития естественных трудностей и противоречий, имеющихся в каждом обществе. Одним из таких слабых мест в СССР были противоречия между руководящим звеном и народом.
Велась работа по расширению этой щелки до пропасти. В частности, кампания против стукачества - нельзя обращаться к начальникам, ибо они враги, а надо обращаться к "своим" - паханам, дедам.

Конфликт поколений - очень распространенное в обществе объяснение возникновению дедовщины в армии. Период возникновения дедовщины приходятся на конец 60-х - начало 70-х гг. По времени он совпадает с переходом от 3-хлетнего на 2-хлений срок службы.
Поэтому можно предположить, что имел место конфликт поколений. Про этот конфликт многие упоминают, однако имеются две интерпретации:
1) "трехлетки", дослуживавшие свой третий год, и начали вымещать свое неудовольствие на младшем призывы, которому нужно было служить только 2 года. По этой причине могло возникнуть много эксцессов, которые благодаря наличию мощных благоприятствующих факторов быстро развились в устойчивое явление дедовщины.;
2) для поддержания прежней численности именно тогда потребовалось существенно расширить призывной контингент, что привело к его ухудшению и проникновению преступных элементов.

В 70-80-х годах офицеры и прапорщики, имевшие непосредственное общение с личным составом были уже из тех, кто родился после войны, т.е. уже не были свидетелями тяжких лишений. Как раз в это время служить в армии стало выгодно.
Т.е. кто-то шел в училища по призванию и т.п., но появилась масса молодых людей, которые стали рассматривать военную карьеру, как приличное обустройство в жизни: платили неплохо; выход на пенсию к 45 годам; возможность получать в дальнейшем и военную пенсию, и зарплату; по выходу на пенсию многих обеспечивали жильем.
При этом напрягаться многие уже не хотели. Так, к примеру, один прапорщик (комвзвода) откровенно поделился, почему он приветствует и поддерживает дедовщину. "Мне выгодна дедовщина. Для меня что главное? Чтобы порядок был и чтобы все выполнялось четко и в срок. Я спрошу с дедов, а они пусть с молодых требуют. Не смогут - будут сами...ться. Так мне надо всех контролировать, а так - только дедов".

Для попытки создания репрезентативной выборки были опрошены совершенно разные люди, служившие в разное время, в разных частях и регионах. Все без исключения опрошенные (возраст от 20 до 45 лет) говорили, что дедовщина создается, поддерживается и всячески стимулируется именно офицерами.
Данный опрос полезен для понимания сути явления, но надо иметь в виду одну поправку. Если такой опрос проводится среди бывших солдат срочной службы, то велика вероятность, что они буду винить в дедовщине исключительно одних офицеров. Никто не хочет признаваться, что сам поддался искушению стать дедом, всегда легче свалить вину на кого-либо другого (на офицеров, государство, партию и т.п.).

Более интересны опросы среди самих офицеров. Так, например, один опрошенный офицер просто не мог понять, чем возмутительна дедовщина! Он совершенно искренне не понимал, почему для солдат унизительно чистить очко зубной щеткой. Он говорили: "Я чистил, пусть теперь другие почистят".
Мол ничего страшного! Казалось бы наоборот, "я чистил, когда был солдатом, меня унижали, но теперь я полковник, а потому должен хотя бы попытаться искоренить это зло."
И этот полковник не стеснясь рассказывал, что равнодушно взирал, как недавний призывник своей зубной щеткой моет полы. Для этого офицера такое положение вещей - школа мужества.

Таким образом, главная причина устойчивости дедовщины (но не причина ее возникновения!) - поддержка офицеров. Вследствие демократизации общества и деградации механизмов управления у офицеров были резко сужены возможности поддержания порядка и дисциплины.
Поэтому офицеры стали негласно поощрять дедовщину как неуставной метод поддержания порядка - "деды" использовали для этого средства, недоступные офицеру.
Сыграло свою роль и разложение самого офицерского корпуса - второй причиной поддержки дедовщины стало нежелание офицеров напряженно заниматься воспитанием и обучением солдат. Этим стали заниматься "деды".

Получили новую униформу 1969 год.

Сегодня я расскажу, есть ли дедовщина в армии. Перед тем, как ответить на этот вопрос, я объясню, что есть дедовщина в армии, а что — неуставные взаимоотношения.

Дедовщина в армии — это процесс обучения старослужащими (военнослужащие более раннего срока призыва) или по-другому «дедами» молодого пополнения. А неуставные взаимоотношения в армии — это взаимоотношения между солдатами грубо нарушающими требования уставов и обычно являющимися нарушением закона со всеми вытекающими последствиями.

Дедовщина в армии сегодня — миф или реальность?

Как вы поняли, дедовщина в армии и неуставные взаимоотношения в армии — это абсолютно разные вещи. Дедовщина — это когда приходит молодое пополнение, а «деды» или, так называемые «дембеля», военнослужащие более старшего призыва начинают учить их, к примеру, правильно ходить, правильно разговаривать, обращаться к старшим по воинскому званию и т.д. То есть происходит плавное становление военнослужащего и собственно говоря с этого .

Дедовщина в армии и неуставные взаимоотношения в армии

Дедовщина в армии никак не связана с тем, что вы можете увидеть, к примеру, на ютубе, вписав в поиск фильмы про дедовщину в армии . Все, что вы там видите, это неуставные взаимоотношения в армии.

Когда ты приходишь в армию, ты, соответственно, новобранец. Тебе встречаются полугодичники — это такие же солдаты, но они уже отслужили полгода, так называемые «слоны». В общем понимании дедовщина — это когда так называемый старослужащий начинает унижать физически либо морально молодого солдата.

Полезная информация для военнослужащих по призыву:

  • Сколько дней, часов, минут осталось до твоего дембеля.

Но, к счастью, сегодня эта проблема в армии вообщем то сведена на нет. Поэтому, если меня читают матери либо молодые люди, которые только пойдут в армию, запомните: в армии дедовщины нет!

Сейчас разница между дедами и новым пополнением всего полгода. Неуставные взаимоотношения в армии появляются, потому что военнослужащие в армии живут мужским коллективом и у них, конечно же, могут быть разногласия. Эти разногласия появляются по абсолютно разным причинам, даже по бытовым. Так что не думайте, что вся армия построена на том, что деды показывают свое превосходство над молодыми солдатами.

Многие думают что именно так выглядит дедовщина в армии. Но это не так!

В общем понимании дедовщина — это когда старослужащий бьет молодого солдата (так называемого «духа»). Конечно, много зависит от людей, и в каждом воинском коллективе есть такие «гнилые» солдаты, которые начинают рассказывать, какой он «дед» и сколько отслужил.

А по факту при нынешнем сроке службы, какой он может быть «дед»? Он отслужил на 4-5 месяцев больше, чем молодой солдат. Но все же в основном в армии служат более менее адекватные молодые люди, для которых честь и порядочность не пустые слова, и, соответственно, они себя так не ведут.

Молодые люди, сейчас я обращаюсь к вам, запомните, какая бы ни была ситуация всегда держите голову в холодном рассудке. Не давайте верх эмоциям над собой, потому что эта ваша секундная слабость (желание кого то ударить) может привести к необратимым последствиям.

Учитывайте тот момент, что люди военные, в частности солдаты срочники, и все их деяния умножаются на три. Если на гражданке ты ударишь кого-то по лицу, и даже если он напишет на тебя заявление в полицию, то тебе максимум будет административное наказание.

В армии это все умножается на три, если ты ударил солдата, и он написал на тебя рапорт, то тебя 100% посадят на так называемый «дизель» — дисциплинарный батальон (дисбат), там ты можешь отсидеть год, полтора или максимально два года. И вот эта минутная секундная слабость может привести к таким пагубным последствиям.

Поэтому лучше послать такого оппонента на три российских буквы, чем потом кусать себе локти. Подводя итог хочется еще раз сказать: дедовщины как таковой нет. Есть конфликты на бытовом уровне и не совсем адекватные солдаты из старшего призыва, которые думают, что они мега крутые солдаты.

Также, что я хотел сказать в этой статье: в армии есть и дедовщина, и неуставные взаимоотношения. Только дедовщина — это хорошее понятие, процесс обучения молодого пополнения, неуставные взаимоотношения в армии — это любая ситуация, которая нарушает воинские уставы или законы и может привести к плохим последствиям.

Дедовщина’s not dead: Дембельские истории из ада

Рассказы очевидцев о насилии, вымогательствах и суициде в сегодняшней армии

Весенний призыв в армию в самом разгаре - повестки летают по почтовым ящикам на манер волшебных писем из Хогвартса, будущие защитники Родины тухнут в очередях на медкомиссию, а самые заботливые из родителей выясняют, кому нужно заплатить, чтобы спасти чадо. Удивительно, но среди сотен тысяч перепуганных юношей находятся добровольцы, которые сами горят желанием провести «юность в сапогах». Желание это обусловлено не только стремлением чем-то заполнить экзистенциальную пустоту, но и уверенностью в собственной безопасности. «Дедовщина в прошлом, не ссы, боец» - подобное в наши дни можно услышать довольно часто, но стоит ли этому доверять? Мы опросили ребят, которые вернулись на гражданку совсем недавно.

Павел, 20 лет

Срок службы: 2014–2015

Я служил в Каменке под Питером. Эта часть регулярно становилась героем статей и вообще имеет дурную славу . Это официально один из самых сумасшедших регионов для служб и рекордсмен по количеству регулярных трупов, побегов и уголовных дел.

Нас собирали на учения в Архангельск на две недели - там были танки, вертолеты, самолеты и до**ра чего еще. После учений на полигоне остаются неразорвавшиеся снаряды. Сначала прошлись саперы, потом руководство решило второй волной пустить солдат. Человек 150 встало в линию и пошли по полю - по кустам, по грязи, по земле. Если нашел снаряд, то втыкаешь рядом палку с красным наконечником и идешь дальше (лично я нашел пару снарядов РПГ и еще какую-то х**ню). До этого нас построили и заставили расписываться в технике безопасности, но читать нам ее не давали. Нам сразу сказали, что нам лучше не умирать там - никто не будет разбираться и портить и без того плохую репутацию части. Старшина с невозмутимым лицом рассказывал нам, что количество погибших должно превысить 3% от всей суммы солдат, чтобы началось разбирательство. Если, например, из ста солдат на полигоне умрут лишь два-три, то тела закопают в лесу, а родителям скажут, что парни сбежали. Дезертиры, позорные трусы, все дела. Мы были в шоке от столь откровенных инструкций. Большинству из нас повезло - мы ни на гранатах не подорвались, ни пулю не словили. Но один чувак пал жертвой неаккуратного обращения с автоматом. Семье отправили письмо, мол, сын ваш сбежал в леса и пропал без вести.

В принципе, большую часть солдат все устраивало. Я служил с отбитыми бойцами, абсолютно неадекватными. Быдло, гопота - я не знаю, как охарактеризовать эту группу людей. Они постоянно избивали нас, все время требовали деньги. В первый же месяц нам понадобилось 30 фонариков. Мне сказали, что их купить должен я - в противном случае мне сломают руки. Я обзванивал знакомых и друзей, искал деньги.

В моем призыве был парень Ванька, который довольно быстро обзавелся кличкой Ванька Пакет. Причина предельно простая - вся часть трахала его в рот через целлофановый пакет (в том числе некоторые офицеры). Паренек был тихий с очень мягким характером, которому не повезло попасть в такую часть, полную мразей. В итоге он куда-то бесследно пропал - ходили слухи, что он повесился. Это не стало сюрпризом ни для кого - в части постоянно кто-то вешался, это не было событием.

Некоммерческий благотворительный фонд «Право матери» занимается помощью семьям, чьи сыновья погибли в армии из-за неуставных отношений или чудовищных условий проживания. В год в фонд поступает от 3000 до 7000 обращений.

Максим, 21 год

Срок службы: 2013–2014

С медициной был ад. Пока я служил, от пневмонии умерло несколько человек, потому что на них всем было плевать. Все, у кого температура была меньше 38,5, работали наравне с остальными. Было пять человек с температурой 37, но им было пи**** х**во, поэтому их дней пять держали в казарме, но не разрешали лежать, только сидеть и читать устав (в армии лежать можно только в отбой, т. е. ночью). Оказалось, что у всех этих пацанов было воспаление легких. Узнали только через несколько дней, когда все-таки решили их отправить в санчасть.

Был еще один парень - врачи лечили его от гриппа, а в один день он впал в кому. На следующий день умер. Если не ошибаюсь, диагностировали воспаление мягких тканей сердца. Через полгода после моего дембеля один парень сломался и застрелился в карауле. В армии, впрочем, много времени для размышлений - депрессию подхватить как нех** делать.

Однажды я за пять дней спал три часа, в результате заснул прямо в строю на ходу. Но у меня здоровье нормальное, так что держался ОК. А вот был с нами чел - в первые дни армии ему отчего-то было так плохо, он даже обоссался. Он не мог работать, не мог ничего делать - его еще больше чмырили и отправляли делать грязную работу, мыть туалеты и так далее. Он постоянно просился в госпиталь, а таких в армии не уважают и поэтому издевались над ним еще больше - не только служащие, но и офицеры. В итоге его отпустили в госпиталь - оказалось, у него почечная недостаточность и сдвоенная почка. А это стопроцентный откос от армии, сразу уехал домой. Его фейл в том, что он не пришел в военкомат и не проходил осмотр - его сразу из дома увезли, а ведь мог бы откосить. Меня тоже забрали из дома, я вообще военкомате ни разу в жизни не был. Меня привезли сразу на медкомиссию, я там говорил, что у меня в детстве был судорожный синдром. Мне ответили, что это нормальная тема. Вот недавно, впрочем, узнал, что это тоже был стопроцентный откос. Зашибись, чо.

Были парни, которые не выдерживали и пытались свалить по белому билету - ну, типа психи. Их тоже, естественно, еще сильнее чмырили, а им на самом деле было тяжело. Один из таких постоянно жаловался, что у него болит живот, но лечиться его, конечно, не отправляли. Ему мать привезла лекарств, у него от них были газы - его за это еще больше избивали. Всегда плакал, домой хотел - через несколько месяцев этого ада получилось уйти по «психу».