Состав романтической поэмы. Романтические поэмы А

Романтизм, большой и красивый стиль, возникает, расцветает и угасает при жизни Пушкина, в течение каких-нибудь двух десятилетий, в 20 - 30-х годах XIX века. Захватив наиболее чуткую часть среднедворянской интеллигенции, романтизм был своеобразным протестом против серых будней мещанского прозябания. Отрываясь от действительности, романтик уходил в мечту и отвлечённое мышление, старался уединиться в царство идеалистической философии и «высокой» поэзии. Несмотря на краткость своего существования, русский романтизм развернулся в пышное течение, которое шло по четырём руслам. Можно различать: сентиментальный романтизм (главный представитель - Жуковский), философский романтизм (с князем В.Ф. Одоевским во главе), индивидуалистический романтизм (в частности байронизм) и романтизм народности, ярко выразивший себя в историческом жанре. В жизни дворянской интеллигенции романтизм был новой ступенью её культурного развития: он принёс новое мироощущение и новое миропонимание, целую философию жизни и стройную эстетику идеалистического типа. Влияние романтизма было огромным и вышло далеко за пределы дворянского класса. Будучи в своей сущности ирреальным, романтизм на русской почве эволюционирует в направлении реализма и незаметно как переходит в стиль художественного реализма, который увенчивает собою все творческие искания пушкинской эпохи.

Цель моего реферата - проследить изменение героя романтических поэм Пушкина.

В 1817 году ещё в Лицее начал Пушкин свою сказочную поэму “Руслан и Людмила” и закончил в марте 1820 года в Петербурге.

Когда Пушкин начинал первые песни «Руслана и Людмилы», один из его современников сказал: «И всё былое обновилось, воскресла в песнях старина!». Это было первое и проницательное суждение об эпической поэзии Пушкина.

Поэма Пушкина представляет собой и вершину, и путь к вершине русского реалистического стиля. Пушкин должен был и возродить искусство эпического повествования, пришедшего в упадок в начале века, и преобразовать сам жанр поэмы, решительно отвергнув «пиитические условности» классицизма и сентиментализма ради «поэзии действительности».

Поэма «Руслан и Людмила» впервые появилась в 1820 году в Петербурге. Это была волшебная сказка, в которой вдруг послышались отголоски «Руслана Лазаревича» и «Бовы».

Людмила напоминала своим характером героиню известной в своё время поэмы И.Ф. Богдановича «Душенька».

Отрывки из «Руслана и Людмилы» Пушкин читал В.А. Жуковскому ещё в лицейские годы. Он писал эту поэму, «ничьих не требуя похвал…»

Успех «Руслана и Людмилы» превзошёл все ожидания. Поэму можно было сравнить с волшебной сказкой Жуковского «Двенадцать спящих дев», но это сравнение лишь подчёркивало поэтическою силу нового поэта. Его преимущество признал и сам Жуковский, подаривший Пушкину свой портрет с надписью: «Победителю - ученику от побеждённого учителя…»

Признание мастера, к которому Пушкин относился с огромным уважением, совпало с читательским признанием. Всё издание мгновенно разошлось, поэму переписывали от руки. Всех увлёк причудливый и занимательный сюжет. Многое было знакомо по сказкам и легендам, но многое было совершенно новым, например, этот «дышащий холм» - голова богатыря в чистом поле.

И в характере героев соединились сказочные и исторические черты. Рядом с князем Владимиром возникал Черномор, следом за Русланом устремлялись в путь Ратмир и Фарлаф. С замиранием сердца читали рассказ о том, как Людмила перед зеркалом примеряла шапку Черномора: «А девушке в семнадцать лет - какая шапка не пристанет!».

Герои Пушкина торжествовали победу над силами зла и коварства, которые опутывали их, как «борода Черномора». Но самым замечательным в поэме был стих, его живая интонация, его шутливые или грустные «отступления», беседы с читателем - характерная черта пушкинского повествовательного стиля, уже намеченная в «Руслане и Людмиле».

Общий голос нарёк Пушкина «первым поэтом», а его поэму - «лучшим произведением русской эпической музы». Многие стихи из поэмы вошли в пословицу. Казалось бы, поэт мог быть вполне удовлетворён результатами своего труда. Но очень скоро он взглянул на свою поэму с высоты новых замыслов. «Никто не заметил даже, что она холодна», - сказал Пушкин.

В 1828 году во второе издание поэмы Пушкин включил «Пролог», написанный, по - видимому, в 1824 году в Михайловском, «У лукоморья дуб зелёный…», как бы заслонив «холодный мрамор» цветущей ветвью народной поэзии. Это было «драгоценное добавление», как говорилось в журнале Н.А. Полевого «Московский телеграф»: «Здесь целый мир русских сказок, в эскизе представленный рукой великого мастера…»

Общая жизнеутверждающая тональность, образ смелого, бесстрашного, благородного Руслана - всё это вызывало энтузиазм передового общества и вместе с тем ожесточённые нападки консерваторов. Перовский, один из сочувствующих автору критиков, в журнале «Сын Отечества» заметил, что нападки злопыхателей таковы, будто речь идёт не о поэзии, а об уголовном преступлении.

В «Руслане и Людмиле» поэт поэтизирует бесстрашие, борьбу со злом, вольные настроения и вольные чувства молодого поколения. В этом произведении много романтического: волшебные герои, волшебная обстановка, волшебные события. Но эта сказка прекраснее сказки с сюжетом, счастливым концом, где добро побеждает зло.

Когда в начале августа 1820 года поэма «Руслан и Людмила» вышла отдельным изданием, Пушкин находился на Юге, куда был сослан из столицы в мае.

1820 - 1824 годы ознаменованы в духовной биографии и художественном развитии Пушкина важными переменами: созданием нового жанра - романтической поэмы. Были написаны «Кавказский пленник», «Братья - разбойники», «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы». Каждая из поэм отличается своеобразием, но в целом они утвердили особое направление в русском романтизме.

Ссылка на Юг совпала с увлечением Пушкина Байроном. Славу Байрону создала поэма «Паломничество Чайльд - Гарольда». Герой её, аристократ Чайльд - Гарольд, разочарованный в жизни высшего столичного общества, ищет себе счастья и свободы среди первобытной природы, в путешествии по странам Европы.

Любимый жанр Байрона - лироэпическая поэма, дающая простор для лирических отступлений (лирическое отступление - это размышление автора). Сюжет часто не имеет развязки, отличается недосказанностью. Большое место в поэме обыкновенно занимает пейзаж.

Если «Руслан и Людмила» - поэма оптимистического жизнеутверждения, то в совершенно ином ключе, в иной тональности выдержан «Кавказский пленник» (1820 год). В этой поэме отражено разочарование самого поэта, которое он испытал в связи с высылкой его из Петербурга.

После «холодной», северной поэмы Пушкин написал цикл горячих, «южных поэм». В 1821 году он окончил сжатую, драматичную поэму «Кавказский пленник». Она была напечатана в столице в следующем, 1822 году. Это был прежний и новый Пушкин. Поэма наполнена романтическими страстями, пронизана «противоречиями страстей».

Пушкин изобразил Кавказ, войну, страдания плена, радость избавления, счастье свободы и унижение рабства. Мысль о спасении проходит через всю поэму. Много есть неясностей в сюжете, есть пропуски в повествовании, но лица Черкешенки и Пленника, которого она спасла от гибели, озарены романтическим светом.

Пушкин «почти сразу же испытывает потребность выйти за узко личные пределы, увидеть и показать в личном общее, присущее не ему одному, а целому поколению, хочет поставить перед читателями вместо своего лирического «я» художественный образ героя, в котором это личное - общее нашло бы своё отражение и воплощение. В этом же августе 1820 года, когда была завершена Пушкиным элегия, принимается он за работу над своей поэмой “Кавказский пленник”, - как утверждает Д.Д. Благой, не без основания считающий эту поэму элегией, развернутой в лироэпическую повесть.

Личный, лирический мотив звучит уже в «Посвящении Н.Н. Раевскому», которое открывает поэму:

Я рано скорбь узнал, постигнут был гоненьем;

Я жертва клеветы и мстительных невежд…

Но и в главном герое поэмы, кавказском пленнике, есть многое, идущее от пушкинской судьбы и пушкинского сердца:

Людей и свет изведал он

И знал неверной жизни цену.

В сердцах людей нашед измену,

В мечтах любви безумный сон…

Следуя за опытом романтических поэм Байрона, Пушкин наделяет главного героя чертами авторской личности, использует байронический принцип «вершинной» композиции - выхватывает лишь главные эпизоды из жизни героя, окутывая всё остальное атмосферой романтической тайны. Вслед за Байроном Пушкин создаёт романтически идеализированный образ «девы гор», юной Чуркешенки, воспитанной природой, свободной от внутренних противоречий, свойственных пленнику, человеку цивилизации.

Но, в отличие от Байрона, Пушкин пытается в пределах романтической поэмы дать объективный образ главного героя, не во всём похожий на самого автора, несущий в своём характере общераспространённые черты, свойственные современникам Пушкина и в России, и за рубежом.

Душевная пустота героя наиболее ярко проявляется в истории любви пленника к черкешенке, натуре цельной, сильной и искренней, способной на глубокое чувство. Герою нечем ответить на него, ибо он потерял способность любить - «для нежных чувств окаменел». Эта преждевременная старость души не имеет никакого отношения к автору: между героем и автором возникает противоречие, несвойственное жанру байронической поэмы. А между тем это противоречие нарастает. Симпатии читателя по мере развёртывания любовного романа начинают всё более склоняться в пользу героини. «Конечно, поэму приличнее было бы назвать «Черкешенкой» - я об этом не подумал», - отвечает Пушкин своему приятелю В.П. Горчакову, который обратил внимание на странное поведение пленника в финале. Когда Черкешенка, не выдержав разлуки, буквально на глазах у пленника бросается в воду и тонет, герой проявляет поразительное равнодушие:

Всё понял он. Прощальным взором

Объемлет он в последний раз

Пустой аул с его забором,

Поля, где пленный стадо пас…

Впервые в поэме был выведен не сказочный герой и не исторический, а современный герой. Хотя «Кавказский пленник» имел большой читательский успех, Пушкин был поэмой недоволен: «Я в ней хотел изобразить равнодушие к жизни и к её наслаждениям, эту преднамеренную старость души, которая сделалась отличительными чертами молодёжи 19 - 20 века». В этом же письме он отмечает, что «характер Пленника неудачен».

Успех «Кавказского пленника» был ещё более громким, чем успех «Руслана и Людмилы». П.А. Вяземский в журнале «Сын Отечества» утверждал, что Пушкин в своей новой поэме «являет нам степень зрелости совершенной». И, что особенно важно, успех «Кавказского пленника», как полагал Вяземский, свидетельствовал «об успехах посреди нас Поэзии романтической».

Действительно, романтическая поэзия в 20-е годы овладевала многими и увлекала многих. Но сам Пушкин, давший в «Кавказском пленнике» классическое произведение романтического стиля, очень скоро стал охладевать к его бурным характерам и себялюбивым героям. «Я не гожусь в герои романтического стихотворения», - сказал он в «Кавказском пленнике».

Он указывал на личное сходство с образом Пленника. Пушкин строго судил о своей романтической поэме, но всё - таки именно она, как замечал Н.Н. Раевский, открыла новую дорогу в литературе.

Духовная биография героя типична для вольнолюбивой молодёжи того времени («Гоним судьбою», «Обнял гордое страданье»). Романтический способ изображения сковывал Пушкина. Следуя Байрону, Пушкин намеренно списывал мотивировки и детали реалистические, намеренно стремился создать образ недосказанный, во многом эскизный. Так, откинутой оказалась картина пленения героя, изъят отрывок о его чувствах:

Он раб. Усталою главой

К земле чужой припал он снова -

Как будто в ней от скорби злой

Искал приюта гробового -

Не льются слёзы из очей,

В устах сомкнутых нет роптанья

В душе, рождённой для страстей,

Стеснил он гордые страданья.

Он видит лишь одно:

Погиб! Мне рабство суждено.

Фрагментарность композиции - это не только недостаток, на который указывала критика и сам Пушкин, но это и свидетельство раскованности, свободы поэтического воображения. Поэма давала Пушкину широкий простор для лирических отступлений.

Прекрасны вы, брега Тавриды,

Когда вас видишь с корабля,

При свете утренней Киприды,

Как вас впервой увидел я;

Вы мне предстали в блеске брачном,

На небе синем и прозрачном

Сияли груды ваших гор,

Долин, деревьев, сёл узор

Разостлан был передо мною,

А там, меж хижинок татар,

Какой во мне проснулся жар.

(«Евгений Онегин»)

Это воспоминание Пушкина о пребывании в Крыму, оно сыграло важную роль в судьбе поэта. Посетив Бахчисарай, увидев фонтан слёз, Пушкин пишет поэму «Бахчисарайский фонтан». Над ней он работал в Кишинёве с1821 по 1823 год.

Основная тема этого произведения - противоречие страстей. Здесь сталкиваются две культуры - христианская и мусульманская. Мария олицетворяет нравственно - христианский идеал самоотречения. А хан Гирей воплощает власть необузданных страстей, деспотизма и жестокости.

Сюжет произведения исключителен, характеры героев необыкновенны. Но персонажи обрисованы эскизно, подчёркнуто самое важное в них: в Марии - духовность, в Зареме - страстность.

Романтические герои показаны в несвойственных для них условиях - польская княжна Мария томится в ханском гареме.

Многие, так же как и я, посещали

сей фонтан; но иных уже нет,

другие странствуют далече.

Гирей находится в своем дворце, вокруг теснится “раболепный двор”. Предупреждаются любые его желания, гарем его боготворит. Все вокруг благоухает и дышит любовью, радостью. Но Гирей в печали. Он прогоняет всех и остается в одиночестве.

Невольницы меж тем поют “Татарскую песню”, прославляя Зарему, “звезду любви, красу гарема”. Однако грузинская красавица “похвал не слушает” и “поникла юной головою”. Гирей разлюбил Зарему с тех пор, как в гарем привезли польскую княжну Марию. Раньше Мария жила в доме своего отца, не зная ни в чем отказа.

Однако “тьмы татар на Польшу хлынули рекою”, превратив в развалины замок и “мирные дубравы”.

Мария печалится и слезы льет, “в неволе тихой увядая”, вспоминает родной край, тоскует по утерянному дому. Хан, чтобы ей угодить, смягчает “гарема строгие законы”, не тревожит её, приказав также не беспокоить её и слугам.

Над Бахчисараем спускается ночь, евнух, страж гарема, прислушивается к ночным звукам. Не заметив ничего подозрительного, засыпает.

Зарема просит Марию отвратить от нее ослепленного Гирея: “Презреньем, просьбою, тоскою, чем хочешь, отврати его…” 3арема говорит, что “между невольницами хана забыла веру прежних дней”, но мать ее была той же веры, что и Мария. Она требует Марию поклясться ее памятью, что она “возвратит” Гирея, упоминая после этого, что она “близ Кавказа рождена” и, соответственно, владеет кинжалом. Зарема уходит. Мария остается в испуге и недоумении:

Единственное желание Марии - чтобы её оставили в покое, забыли о ней, предоставили её уединению. Проходит время, Мария умирает. Гирей остаётся безутешен. Гарем забыт Гиреем. Жёны его стареют «под стражей хладного скопца».

Хан, вернувшись назад (предварительно “опустошив огнем войны Кавказу близкие страны и сёлы мирные России”), воздвигает мраморный фонтан в память Марии.

Автор говорит о том, что видел этот фонтан, посещая “Бахчисарая в забвенье дремлющий дворец”. Все пустынно вокруг, все безлюдно: “Где скрылись ханы? Где гарем? Кругом все тихо, все уныло...” Однако автор не предается элегическим воспоминаниям о прошлых веках, он не думает о бренности бытия, ему видится женский образ.

Заканчивается произведение своего рода гимном этому южному краю.

Эта поэма, как и «Кавказский пленник», отличается фрагментарностью повествования. Сам Пушкин в письме к Вяземскому определил композицию своего произведения: «Бессвязные отрывки».

Поэт необыкновенно яркими красками рисует картины южной природы:

Настала ночь, покрылись тенью

Тавриды сладостной поля;

Вдали, под тихой лавров сенью

Я слышу пенье соловья;

За хором звёзд луна восходит;

Она с безоблачных небес

На долы, на холмы, на лес

Сиянье томное наводит.

И поэмой, завершающей романтический цикл, является «Цыганы». Писать её Пушкин начал на Юге в 1823 году, а закончил в Михайловском в 1824 году.

Цыганы шумною толпой

По Бессарабии кочуют…

Поэма начинается описанием вольного быта цыган. Затем рисуется картина ночного табора. В одном из шатров не спит старик и “в поле темное глядит”: ждет к ужину свою дочь Земфиру, которая “пошла гулять в пустынном поле”, так как “привыкла к резвой воле”.

Однако, несмотря на простор и волю, расстилающуюся кругом, а также на то, что рядом черноокая красавица Земфира, Алеко печален. Он не видит всех этих красот, великолепие жизни от него скрыто.

Земфира спрашивает Алеко, не жалеет ли он об оставленной родине, о близких. Алеко отвечает, что ему не о чем жалеть - ему не по душе “неволя душных городов”, где “люди, в кучах за оградой, не дышат утренней прохладой, ни вешним запахом лугов; любви стыдятся, мысли гонят, торгуют волею своей, главы пред идолами клонят и просят денег да цепей”.

Земфира возражает, что “там огромные палаты, там разноцветные ковры, там игры” шумные пиры, уборы дев там так богаты!" Алеко отвечает, что она лучше всех этих дев, к тому же “где нет любви, там нет веселий”.

Старик, слышащий разговор, замечает, что “но не всегда мила свобода тому, кто к неге приучен”, то есть, что не каждый человек готов воспринять свободу. Он рассказывает преданье об одном “жителе полудня”, который попал к ним в изгнанье. Он был уже не молод, “имел он песен дивный дар”, но “слаб и робок был, как дети”, “чужие люди за него зверей и рыб ловили в сети”, к “заботам жизни бедной” он так никогда и не привык, весь остаток дней он тосковал, да “горьки слезы проливал”, а по смерти завещал свои останки увезти на родину (речь идет об Овидии, древнеримском мыслителе и поэте). Алеко думает о преходящести славы, о ее бренности - с одной стороны Рим, “певец любви, певец богов”, а с другой - “цыгана дикого рассказ”.

Проходит два года. Цыганы по-прежнему кочуют “мирною толпой”. Алеко постепенно привыкает к “бытью цыганскому”. Он даже “с пеньем зверя водит (медведя), Земфира поселян обходит и дань их вольную берёт”.

Старик, Алеко и Земфира на ночлеге. Земфира качает люльку и поёт песню:

Старый муж, грозный муж,

Режь меня, жги меня:

Я тверда; не боюсь

Ни ножа, ни огня.

Алеко слышит и прерывает ее, говоря, что он “диких песен не любит”. Земфира отвечает, что песню для себя поет, Алеко вновь просит Земфиру замолчать и добавляет, что понял ее песню. Земфира отвечает, что песня действительно про него, и уходит.

Старик говорит, что это старинная песня и что ее “певала Мариула (его жена, мать Земфиры), перед огнем качая дочь”.

Ночью Земфира будит старика, говорит, что Алеко во сне рыдает, кричит, произносит “Земфира”.

Старик замечает: “Тебя он ищет и во сне: ты для него дороже мира”. На это Земфира отвечает: “Его любовь постыла мне. Мне скучно; сердце воли просит”.

Земфира будит Алеко, прерывая его кошмары. Алеко говорит, что ему снились страшные вещи, Земфира в ответ советует не верить лукавым сновиденьям.

В ответ на жалобы Алеко, что Земфира его не любит, старик отвечает;

Утешься, друг: она дитя.

Твое унынье безрассудно:

Ты любишь горестно и трудно,

А сердце женское - шутя.

Алеко продолжает сокрушаться, вспоминать счастливые минуты любви.

Старик рассказывает ему свою собственную историю. Он в молодости любил девушку, добивался её и, наконец, “назвал своею”.

Ах, быстро молодость моя

Звездой падучею мелькнула!

Земфира на свиданье с молодым цыганом. Она торопится домой, так как ее муж “ревнив и зол”. Цыган не отпускает, наконец, Земфира вырывается, пообещав, что придет следующей ночью.

Ночью Алеко просыпается и, не найдя рядом Земфиры, идет по следу и натыкается на влюбленных. Земфира кричит цыгану, чтобы он бежал, но Алеко вонзает в него нож со словами, обращенными к Земфире: “Теперь дыши его любовью”.

Наступает утро. Алеко сидит на камне перед простертыми трупами. Пробудившиеся цыганы окружают его. Потом поднимают мёртвых, роют могилы и погребают их. Алеко в отчаянии падает и лежит на земле.

Главный герой Алеко также разочарован, но характер иной, сильный. Гнев слышится в его речах о среде, с которой он порвал:

Торгуют волею своей,

Главы пред идолами клонят.

Но прошлое его обрисовано намёками, в самых общих чертах. Мы узнаём, что он рождён среди богатого народа, что его преследует закон, что он покинул город, чтобы искать счастье среди дикого народа.

Что же получилось из стремлений этого сильного человека? Он был радушно принят цыганами, полюбил Земфиру, привык к жизни цыган, наслаждался свободой. Казалось, что Алеко слился с новой средой. Но перемена эта была только кажущейся. Внутренне Алеко остался представителем покинутого им общества, гордым эгоистом, умеющим ценить только свою свободу и не уважающим свободу других. Когда Земфира полюбила молодого цыгана, Алеко убивает её. Устами старого цыгана Пушкин вынуждает его:

Оставь нас, гордый человек!

Ты не рождён для дикой доли,

Ты для себя лишь хочешь воли…

Пушкин, использовав байроническую тему, разработал и разрешил её по - своему. Байрон обычно воспевал своих гордых героев. Пушкин, наоборот, осудил Алеко, то есть развенчал байронического героя.

Романтизм бурных страстей и романтическая поэтизация жизни «смиренной вольности детей» соседствует с трезвым признанием, что невозможно уйти от суровой действительности в воображаемый идиллический мир.

Каждую новую поэму Пушкина ждали с нетерпением. И каждая из них была как бы «обещанным рассказом». Но суть дела состояла в том, что Пушкин исполнил больше, чем обещал своему первому учителю Жуковскому, своему первому критику Вяземскому, своим первым читателям, «друзьям Людмилы и Руслана».

В своих поэмах Пушкин шел от мифа («Руслан и Людмила»), через современную быль («Кавказский пленник»), историческое предание («Бахчисарайский фонтан») к философской символике («Цыганы»).

Поэмы Пушкина образуют некую энциклопедию его творческих исканий. В них есть великое разнообразие и определенное единство. Еще Белинский указывал на удивительную способность Пушкина быть как у себя дома во многих и самых противоположных сферах жизни.

Так образовалась сложная поэтическая система, центром которой была личность Пушкина. «По его произведениям, - пишет Белинский, - можно следить за постепенным развитием его не только как поэта, но вместе с тем как человека и характера». В эпическом мире поэмы возникала и зрела «народная мысль» русского романа, родоначальником которого был Пушкин.

Поэзия Пушкина наполнена широким и свежим дыханием эпической и лирической стихии. Он не только возвратил эпос в русскую литературу, но и указал на его народные истоки. Пушкин первый оценил народную мечту о Лукоморье - за лесами, за долами». И его покоряющие строки: «У лукоморья дуб зеленый», сказанные в начале всех начал, никогда не изгладятся из нашей памяти.

Используемая литература

1. В.Я. Коровина “Пушкин в школе”, М.: Рост, 1999г.

2. А.С. Пушкин “Собрание сочинений”, М.: Художественная литература, 1975г.

3. “Русские писатели - классики”, Минск: Книжный дом, 2004г.

4. “Энциклопедический словарь”, М.: Большая советская энциклопедия, 1955г.

5. Ю.В. Лебедев “Русская литература XIX века”, М.: Дрофа, 2003г.

6. Е.М. Борисовская “Все произведения школьной программы по литературе”, М.: ЗАО Славянский дом книги, 2004г.

Развитие немецкого романтизма отличает интерес к сказочным и мифологическим мотивам. Ярким представителем английского романтизма является Байрон, который, по выражению Пушкина, “облек в унылый романтизм и безнадежный эгоизм”. Его творчество проникнуто пафосом борьбы и протеста против современного мира, воспеванием свободы и индивидуализма.

У Пушкина взгляды на романтизм вполне соответствовали духу его романтического творчества. Большинство замечаний и высказываний Пушкина о романтизме относится к 1824-1825 годам, когда были завершены или завершались южные поэмы (в 1824 году были написаны “Кавказский пленник” и “Бахчисарайский фонтан”, в октябре того же года были закончены “Цыганы”).

Пушкин часто подчеркивал свое несогласие с наиболее распространенными определениями романтизма. Он писал друзьям: “Сколько я ни читал о романтизме, все не то”. Взгляды Пушкина на романтизм были прежде всего антиклассическими. Пушкин высмеивал и осуждал тех, кто пишет “по всем правилам парнасского православия”. Он утверждал, что романтическая школа “есть отсутствие всяких правил, но не всякого искусства”. Пушкин рассматривал романтизм как подлинную революцию в области формы. Пушкин-романтик изображает исключительные, чаще всего контрастные психологические состояния, непохожие на пошлую уравновешенность среднего человека. В романтической лирике Пушкина нарисованы или “могучая страсть”, подчиняющая все переживания и поступки человека, или душевная охладелость. То же мы находим в южных поэмах Пушкина. В “Кавказском пленнике” Черкешенка – “страстная дева”, полная “восторгов сердца”. Ей противопоставлен Пленник, который погубил “страстями сердце”, стал “жертвою страстей”. Он почти совершенно охладел душой. В “Бахчисарайском фонтане” Заремой владеют “порывы пламенных желаний”, она “для страсти рождена” и говорит “языком мучительных страстей”.

Но тут же нарисован образ разочарованного героя – татарского хана Гирея. Он еще в начале поэмы “скучает бранной славой”, а после смерти Марии приходит к полному унынию. В “Цыганах” , вершине романтизма Пушкина, “всюду страсти роковые”. Поэт подчеркивает, что ” послушной душой” Алеко “играли страсти”. Играют они и Земфирой, и ее любовником – молодым цыганом, и ее матерью Мариулой. Но в поэме действует также охладевший герой – старый цыган, которому после любовной катастрофы “постыли… все девы мира”.

Первая романтическая поэма Пушкина – “Кавказский пленник”, – законченная в феврале 1821 года, принесла ему успех, наибольший в его литературной деятельности. Успех был вызван тем, что читатели находили в ней образ современного романтического героя, отсутствовавший в допушкинской литературе. Легко убедиться в том, что основные психологические черты заглавного героя поэмы были в высшей степени современными. В Пленнике живет яркое и смелое

Вольнолюбие. Он попадает на Кавказ именно потому, что ищет свободы, которой нет в неудовлетворяющем его “свете”- в цивилизованном обществе:

Отступник света друг природы, Покинул он родной предел И в край далекий полетел С веселым призраком свободы. Свобода! он одной тебя Еще искал в пустынном мире.

Сам сюжет поэмы организует тема свободы: герой, лишенный духовной свободы и стремящийся обрести ее, попав в плен, лишается свободы физической. Таким образом, опять оказывается бессильным найти счастье. В поэме сказано о закованном в цепи Пленнике:

Затмилась перед ним природа. Прости, священная свобода! Он раб.

Другая важная черта Пленника – душевная охладелость. Пленник не может ответить на чувство влюбившейся в него Черкешенки потому, что он лишился способности чувствовать. Об этом говорят его слова, обращенные к Черкешенке:

Бесценных дней не трать со мною; Другого юношу зови. Его любовь тебе заменит Моей души печальный хлад…

Рисуя душевную охладелость Пленника, Пушкин стремился запечатлеть характерную сторону психологии не только русской, но и западноевропейской молодежи. Но вместе с тем Пушкин нарисовал эту “преждевременную старость души” на основе доступного ему жизненного и литературного материала. О том, что пленника привели к душевной охладелости страсти, подробно рассказано в том месте поэмы, где закованный Пленник вспоминает о родине:

Где первую познал он радость, Где много милого любил, Где бурной жизнью погубил Надежду, радость и желанье И лучших дней воспоминанье В увядшем сердце заключил.

Это чисто романтическая предыстория Пленника. Особенно важен здесь образ “душевного увядания”. Особенности же психологии “увядшего” Пленника были раскрыты Пушкиным по законам романтической поэмы, в которой часто встречался

Прием контраста, который позволяет оттенить психологические черты героев. Душевному холоду и увяданию Пушкин – романтик противопоставил пылкую расцветающую страсть. Пушкинская сюжетная ситуация “Пленник-Черкешенка”, сталкивает людей не имеющих ничего общего в своем психологическом складе. Черкешенка – прежде всего страстная дева. Вторая часть поэмы начинается описанием “огненных” душевных переживаний героини:

…Пленник милый, Развесели свой взгляд унылый, Склонись главой ко мне на грудь, Свободу, родину забудь. Скрываться рада я в пустыне С тобою, царь души моей! Люби меня…

Но “огню” в поэме был противопоставлен “холод” а иногда и “окаменелость”. Пленник в ответ на признания Черкешенки жаловался на свою полную разочарованность и жалел, что он уже не может разделить пылкое чувство:

Умер я для счастья, Надежды призрак улетел; Твой друг отвык от сладострастья, Для нежных чувств окаменел…

Здесь в связи с душевной драмой Пленника в поэме звучала еще одна тема. Герой рассказывал о какой-то своей прошлой любви, которая не принесла ему счастья. Мы узнаем, что это была любовь неразделенная, что герой “не знал любви взаимной: любил один, страдал один”. Эта тема влекла за собой другую тему – ревности героини. Черкешенка хотела узнать, кто ее соперница:

Но кто ж она, Твоя прекрасная подруга? Ты любишь, русский? Ты любим?

Но Черкешенка преодолевает ревность – в этом-то и состоит ее душевный героизм. Освобождая Пленника, Черкешенка совершает подвиг великого благородства. Недаром, когда она идет освобождать Пленника, Пушкин говорит:

Казалось, будто дева шла На тайный бой, на подвиг ратный.

В этой сцене поэмы Черкешенка действительно героична: распилив оковы Пленника, она желает ему счастья и даже соединения с “другой”, хотя ее собственная любовь разбита. Это место поэмы отмечено тонким психологизмом. Хотя

Черкешенка преодолела ревность, в ее словах еще звучат отголоски этого чувства. Она не хочет бежать с Пленником именно из-за его любви к “другой”, благословляя его в то же время на новую жизнь, полную любви:

Прости, любви благословенья С тобою буду каждый час. Прости – забудь мои мученья, Дай руку мне… в последний раз.

(No Ratings Yet)

Романтические поэмы А. С. Пушкина: герой и автор

Другие сочинения по теме:

  1. По возвращении из путешествия Пушкин оканчивает начатую еще на Кавказе поэму “Кавказский пленник” (1820-1821). Он стремился воссоздать в ней характер...
  2. Вся жизнь А. С. Пушкина резко изменилась. Поэт был вырван из привычного круга друзей и знакомых, из столичной обстановки, попал...
  3. Герой “Кавказского пленника”, как бы он ни был похож на автора в своих признаниях и характеристиках, является типическим героем времени....
  4. В ауле, где вечером на порогах сидят черкесы и говорят о своих битвах, появляется всадник, тащащий на аркане русского пленника,...
  5. Сочинения по литературе: Романтические поэмы “Кавказский пленник” и “Цыганы” Александр Сергеевич Пушкин – гениальный поэт, создавший ряд замечательных стихотворных произведений....
  6. Субъективно-романтический метод изображения “главного лица” вступал в противоречие с замыслом Пушкина – воспроизвести типический образ героя-современника, ибо нельзя создать объективный...
  7. В романтическом и руссоистском сюжете поэмы любовные отношения приобретают первостепенную важность: они определяют счастье и несчастье героев и судьбу их....
  8. Поэма написана А. С. Пушкиным в 1824 году. В ней отражается сильнейший кризис романтического мировоззрения, который переживал поэт в это...
  9. Пребывание А. С. Пушкина на юге России (Кишинев) было ознаменовано важными переменами в его художественном развитии. Пушкин создал новый жанр...
  10. В предшествующие Поэмы Пушкин вводил в качестве непременного атрибута национальные песни. Но “черкесская песня” “Кавказского пленника”, построенная в типично романсной...
  11. В южный период Пушкин увлекается романтизмом байроновского типа. Недаром в своих письмах этого времени он утверждает начало влияния английской словесности...
  12. Для поэмы “Черкесы” “основанием послужили рассказы, переданные ему теткой его Хостатовой, постоянной жительницей окрестностей Пятигорья, женщиной, храбростью своею снискавшею известность...
  13. Исторический прототип героя Родриго Диас де Бивар по прозвищу Сид жил во второй половине XI в. и умер в 1099...
  14. Своеобразно, чисто художественным приемом – парадоксальным поворотом фабулы – ставится под сомнение в поэме и романтическая иллюзия о возможности для...
  15. Исследователи “Доктора Живаго” иногда указывают на сходство этого романа с некоторыми из “больших” романов XIX века. Изредка в перечнях возможных...

1. Цикл южных поэм А. С. Пушкина.
2. Жанр романтической поэмы и образ романтического героя.
3. «Кавказский пленник».
4. «Цыганы».
5. Общее значение романтического периода.

Где бурной жизнью погубил
Надежду, радость и желанье,

И лучших дней воспоминанье

В увядшем сердце заключил.
А. С. Пушкин

Гениальность великого русского поэта А. С. Пушкина, чьи произведения переведены на более чем 50 языков, неоспорима. Творчество поэта и писателя невероятно разнопланово. Огромное количество тем было им поднято в произведениях, множество проблем было оговорено и решено. Но особое значение, особенно для молодого Пушкина, имеет так называемый романтический период. Эта направленность и лиричность произведений характерна для южных поэм писателя.

Цикл южных поэм включает в себя всего четыре произведения, не связанных друг с другом единством содержания или героями, но близкие за счет внутреннего смыслового стержня каждой из поэм. «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан», «Братья-разбойники», «Цыганы» — главные герои всех четырех поэм сильные, уверенные в себе люди. Объединяет также произведения тема свободы, так или иначе всплывающая по ходу действия. Создавался цикл первоначально из трех произведений на протяжении 1820—1823 годов. И только «Цыганы» были написаны и включены намного позже — после написания Евгения Онегина. Необузданные и свободолюбивые, страстные, порой жестокие и холодные, герои поэм привлекают к себе внимание читателей и исследователей не только своей самобытностью и реалистичностью, но и закономерным появлением в сложный для истории России и российской литературы период. Поэмы созданы автором по всем канонам романтизма, но герои несколько иные. Более сильные и целостные образы населяют эти произведения. В отличие от классического понимания жанра романтического произведения в поэмах Пушкина полностью отсутствует предыстория. Герой находится в полном отрыве от прошлой жизни, о которой читатель может судить только по обрывочным воспоминаниям и фразам. Он действует и живет в настоящем времени.

Герой поэмы «Кавказский пленник», человек «без прошлого», оказывается свободолюбивым и непокоренным. О его прошлом можно только догадываться, однако в тексте есть намек — он представитель высшего общества, которому наскучил свет. От него в поисках внутренней свободы он сбежал на Кавказ, но попал в плен:

Свобода! Он одной тебя
Еще искал в пустынном мире.
Страстями чувства истребя.
Охолодев к мечтам и лире...
Свершилось... целью упованья
Не зрит он в мире ничего... Он раб...
И жаждет сени гробовой.

Свобода лишь приятная иллюзия, к которой стремился герой. Настоящая свобода внутри человека, и ничто не может укротить ее. Внешняя свобода обманчива: герой, думавший, что не сможет жить в неволе привык и к плену:

Казалось, пленник безнадежный
К унылой жизни привыкал.
Тоску неволи, жар мятежный
В душе глубоко он скрывал.
И на челе его высоком
Не изменялось ничего.

Любовь молодой черкешенки дарует герою возможность бежать из плена: «...ты волен, — дева говорит, — беги». Герой убегает, обрекая деву гор на самоубийство от неразделенной любви. Душа героя остается холодной в отличие от жаркого сердца черкешенки, действительно вольнолюбивой и свободной.

«Цыганы» перекликаются с «Кавказским пленником» главным образом в лице героев. Однако похожий на первый взгляд образ Алеко оказывается сложнее и тщательнее проработанным. Он покидает мир, «преследуемый законом» — эта скудная фраза дает пищу читательскому уму Скорей всего герой — беглый каторжник или преступник. Ему кажется, что покой и счастье он может обрести в цыганском таборе, среди свободного, не связанного ничем, кроме чувств, нарда:

Подобно птичке беззаботной,
И он, изгнанник перелетный.
Гнезда надежного не знал
И ни к чему не привыкал...

Но табор не принимает его — он лишь попутчик, совершено чуждый и неспособный понять душу свободного народа, предупреждением звучат авторские слова:

Но Боже! как играли страсти
Его послушною душой!

Рассказывая Земфире, цыганке, в которую Алеко влюблен, герой бросает следующие слова о высшем обществе:

Там люди, в кучах за оградой,
Не дышат утренней прохладой.
Ни вешним запахом лугов;
Любви стыдятся, мысли гонят.
Торгуют волею своей,
Главы пред идолами клонят
И просят денег да цепей.

Герой, влюбившись в цыганку, готов вечно делить с ней «досуг и добровольное изгнание», однако его душа во власти темной страсти. Он по-прежнему не может понять и принять внутреннего духа цыганского народа. Старый цыган говорит о нем:

Он любит горестно и трудно...
А сердце женское — шутя.

Рассказ цыгана о своей неразделенной любви и уходе жены к другому становится пророческим для Алеко. Однако он не способен постичь мудрость рассказа и на слова «Кто в силах удержать любовь?» отвечает резко и грубо: «Я не таков!». Он готов сражаться за остывающие чувства, но в корне неверно это делает. Глаза застилает пелена ревности, он убивает неверную цыганку. Свободолюбивый народ отвергает человека с таким жестоким сердцем:

Оставь нас, гордый человек!
Мы дики; нету нас законов;
Мы не терзаем, не казним —
Не нужно крови нам и стонов,
Но жить с убийцей не хотим...

Добросердечные и мудрые люди, однако, способны понять страсть Алеко, поэтому оставляют ему жизнь:

Ты для себя лишь хочешь воли... —

говорит ему табор, а потому и этот герой оказывается недостойным подлинной свободы чувств. Пушкину удалось создать особый тип романтического героя — мятежного, сильного, но в чем-то ущербного и потому недостойного того, что хочет обрести. В отличие от классических романтических произведений, финал которых отмечен победой героя и счастливым завершением описываемых событий, поэмы Пушкина не имеют счастливого конца. Это делает их не только более жизненными и реалистичными, но и драматичными, а драматизм позволяет лучше понять характер героя.

Описываемые поэтом образы сильных и мятежных духом людей будут существовать и далее, постепенно усложняясь и приобретая многогранность. Новую жизнь образ романтического героя получит в лице Евгения Онегина.

М. Ю. Лермонтов многое переймет от пушкинского романтического типа, но характеристика его главных героев будет иметь другие оттенки.


В 1820 году Пушкин принимается за работу над своей первой южной поэмой «Кавказский пленник» (1820-1821). В «Руслане и Людмиле» поэт уносился на «крыльях вымысла» в мир светлой сказки древних лет. Новая поэма обращена реальной жизни, к современности.

В ней есть «стихи моего сердца»,- писал Пушкин.Неудачу разработки характера героя Пушкин прямо склонен был объяснять тем, что он действовал здесь субъективно- лирическим методом: «списал» его с самого себя: «Характер Пленника неудачен; доказывает это, что я не гожусь в герои романтического стихотворения» (письмо Горчакову- ноябрь 1822).

Увлечение поэзией Байрона, основоположника «новейшего романтизма»(Белинский), творческое использование его опыта и достижений имели важное значение для Пушкина в период создания им своих первых южных поэм и наложили на них заметный отпечаток.

Но уже в Кавказском пленнике при несомненном сходстве с Байроном обнаруживаются и существенные от него отличия, которые придадут творчеству Пушкина совсем иной по отношению к великому английскому поэту характер.

В Кавказском пленнике наряду с лирическим началом сказывается пристальное внимание поэта к окружающей действительности, умение верно воспроизвести некоторые ее черты.

Об образе Пленника сам Пушкин писал: « Я в нем хотел изобразить это равнодушие к жизни и к е наслаждениям, эту преждевременную старость души, которые сделались отличительными чертам молодежи 19го века». Пушкин дает в лице главного героя образ, типичный для современности, наделенный «отличительными чертами» своей эпохи. Психологический портрет Пленника Пушкин в основном списывает с себя. Своего героя ставит в необычную, экзотическую обстановку. Мы лишь знаем, что герой «изведал людей и свет», разочаровался и в том, и в другом, что в прошлом он «обнял» некое «грозное страданье», что его сердце «увяло», наконец, что охладев ко всему, он ищет одного –свободы. Весьма романтична и любовная линия поэмы. Явно романтизированный образ героини- младой черкешенки.

Поэт был неудовлетворен созданным им образом. Пушкин писал «это был первый неудачный опыт характера, с которым я насилу сладил». По отзыву критиков-современников, образ этот был «означен слегка».(характерно, что Пленник, как и героиня-черкешенка, даже не имеют в поэме собственного имени). Пленник бестрепетно глядит в лицо смерти, «с радостью» внимает «бури немощному вою», даже «грозные» черкесы дивятся его смелости и гордятся своей добычей. В то же время он выступает в качестве элегического героя, страдающего – «вянущего» - от неразделенной любви. Столкновение вольнолюбивого героя с общественной средой- глубоко не удовлетворяющим его, презираемым им «светом» -разрешается Пушкиным в соответствии с излюбленной сюжетной схемой романтиков: бегство из мира культуры в мир первобытной, «естественной» жизни.

Обстоятельные описательные места К.п. явно нарушают канон романтической поэмы байроновского типа, которая вся должна быть сконцентрирована на личности и переживаниях героя. Природа и быт Кавказа показаны у Пушкина по преимуществу с романтической их стороны и «дышат чертам ярко

верными»(Белинский).

В финале поэмы в характере Пленника, не делающего ни малейшей попытки спасти только что освободившую его и бросившуюся в горный поток «деву гор», неожиданно проступает совсем не героическая черта. Возвышенно- героическое начало воплощено в поэме в образе не героя, а героини. Характерно, что Пушкин и сам соглашался, что поэму было бы правильнее назвать «Черкешенка».

Пушкин в этой первой южной поэме дает образец вольнолюбивого романтического произведения лирико-повествовательно типа, открывая этим новую и важную страницу в литературе- «новейший романтизм».Таким образом двадцатитрехлетний Пушкин становится во главе всей современной ему литературы.

Разнообразные искания П. разрешаются созданием им новой романтической поэмы «Бахчисарайский фонтан» (1821-1823).

Б.ф.- тоже поэма о прошлом, но если в «Руслане и Людмиле» старина в основном облечена в форму сказки, то есть здесь она дается в форме воспроизведения хотя и легендарного, но все же рассказа о былом.

Как и Кавказский пленник, новая поэма тесно связана с непосредственными, на этот раз крымскими, впечатлениями Пушкина. Есть в ней и автобиографический элемент. Но он дан не в сюжете и образах героев, а в лирических излияниях- «любовном бреде», который прорывает повествовательную ткань поэмы. Романтичнсоть сюжета, в основу которого положено местное предание об исключительной по страстности и силе, преображающей душу любви крымского хана к плененной им польской княжне, яркая живописность образов- разочарованного и мрачного Гирея, трагической натуры грузинки Заремы, «неистовой» страсти которой контрастно противопоставлен ангельски чистый облик Марии, таинственная недоговоренность повествования- все это делает Б.ф. произведением, наиболее отвечающим поэтике «байронической» поэмы.

«Цыганы» - как бы новая вариация «Кавказского пленника». Подобно Пленнику, Алеко в поисках свободы бросает свою «отчизну», цивилизованную жизнь, уходит в степи Молдавии, присоединяется к кочующим цыганам.

Неясно, из чего проистекали его жадные поиски свободы, равно как и то, какой «тюрьме» противопоставлялась свобода, к которой он порывался. Свободные от оседлой, устоявшейся жизни, от сковывающей собственности, земли, дома, от связанных со всем этим «законов», вольные, как ветер тех степей, по которым они кочуют, цыгане являют собой как бы предельное выражение искомой героем романтической «вольности». В цыганский табор Алеко приходит добровольно. В дальнейшем никто н емешает его свободе, которой он невозбранно и пользуется. Но Алеко внутренне не достоин этой свободы. Алеко- незаурядный, резко выделяющийся из окружающей среды человек, обладающий многими несомненно положительными качествами- острокритическим умом, способностью к глубоким чувствам, сильной волей, смелостью, решительностью. Алеко стоит на высотах современной ему образованности. И в то же время он глубоко не удовлетворен окружающим, исполнен передовых стремлений своего времени, искренне ненавидит рабский и торгашеский строй своего времени.

Алеко оказывается игралищем «страстей», их «послушным рабом» и мучеником:

Но,боже, как играли страсти

Его послушною душой!

По ходу поэма раскрывается эгоистическая, злая природа этих страстей. Со всей наглядностью это проявляется в отношениях Алеко и Земфиры. Земфира- предельное выражение степной, цыганской свободы. Эту свободу она вносит и в свое чувство. Мгновенно и своенравно увлеклась она Алеко с которым сошлась без всяких обрядов, обязательств. Два года была она ему подругой но затем его любовь ей прискучила. «Его любовь постыла мне. Мне скучно, сердце воли просит».

Алеко- проповедник вольности оказывается беспредельным эгоистом, злым ревнивцем, собственником, рассматривающим, как принадлежащую ему вещь, судьбу другого человека- женщины, свободно отдававшейся ему, пок АОНа его любила. Так открывается изнанка героя, сокровенная суть, - он совершает страшное преступление- двойное убийство.

В поэме почти отсутствуют черты портретной живописи (наружность Земфиры характеризуется всего лишь одним эпитетом: «черноокая»).

В Цыганах показывано безысходно трагическое положение вкотором оказывается «современный человек», сам зараженный пороками «городского», собственнического общества, которое так ненавидит и презирает.

2. Жанр романтической поэмы и образ романтического героя.

3. «Кавказский пленник».

4. «Цыганы».

5. Общее значение романтического периода. Где бурной жизнью погубил

Романтические поэмы А. С. Пушкина. Гениальность великого русского поэта А. С. Пушкина, чьи произведения переведены на более чем 50 языков, неоспорима. Творчество поэта и писателя невероятно разнопланово. Огромное количество тем было им поднято в произведениях, множество проблем было оговорено и решено.

Но особое значение, особенно для молодого Пушкина, имеет так называемый романтический период. Эта направленность и лиричность произведений характерна для южных поэм писателя. Цикл южных поэм включает в себя всего четыре произведения, не связанных друг с другом единством содержания или героями, но близкие за счет внутреннего смыслового стержня каждой из поэм. «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан», «Братья-разбойники», «Цыганы» - главные герои всех четырех поэм сильные, уверенные в себе люди. Объединяет также произведения тема свободы, так или иначе всплывающая по ходу действия. Создавался цикл первоначально из трех произведений на протяжении 1820-1823 годов. И только «Цыганы» были написаны и включены намного позже - после написания Евгения Онегина. Необузданные и свободолюбивые, страстные, порой жестокие и холодные, герои поэм привлекают к себе внимание читателей и исследователей не только своей самобытностью и реалистичностью, но и закономерным появлением в сложный для истории России и российской литературы период. Поэмы созданы автором по всем канонам романтизма, но герои несколько иные. Более сильные и целостные образы населяют эти произведения. В отличие от классического понимания жанра романтического произведения в поэмах Пушкина полностью отсутствует предыстория. Герой находится в полном отрыве от прошлой жизни, о которой читатель может судить только по обрывочным воспоминаниям и фразам. Он действует и живет в настоящем времени.

Герой поэмы «Кавказский пленник», человек «без прошлого», оказывается свободолюбивым и непокоренным. О его прошлом можно только догадываться, однако в тексте есть намек - он представитель высшего общества, которому наскучил свет. От него в поисках внутренней свободы он сбежал на Кавказ, но попал в плен:

Свобода! Он одной тебя

Еще искал в пустынном мире.

Страстями чувства истребя.

Охолодев к мечтам и лире. .

Свершилось… целью упованья

Не зрит он в мире ничего… Он раб…

И жаждет сени гробовой.

Свобода лишь приятная иллюзия, к которой стремился герой. Настоящая свобода внутри человека, и ничто не может укротить ее. Внешняя свобода обманчива: герой, думавший, что не сможет жить в неволе привык и к плену:

Казалось, пленник безнадежный

К унылой жизни привыкал.

Тоску неволи, жар мятежный

В душе глубоко он скрывал.

И на челе его высоком

Не изменялось ничего.

Любовь молодой черкешенки дарует герою возможность бежать из плена: «…ты волен, - дева говорит, - беги». Герой убегает, обрекая деву гор на самоубийство от неразделенной любви. Душа героя остается холодной в отличие от жаркого сердца черкешенки, действительно вольнолюбивой и свободной.

«Цыганы» перекликаются с «Кавказским пленником» главным образом в лице героев. Однако похожий на первый взгляд образ Алеко оказывается сложнее и тщательнее проработанным. Он покидает мир, «преследуемый законом» - эта скудная фраза дает пищу читательскому уму. Скорей всего герой - беглый каторжник или преступник. Ему кажется, что покой и счастье он может обрести в цыганском таборе, среди свободного, не связанного ничем, кроме чувств, нарда:

Подобно птичке беззаботной,

И он, изгнанник перелетный.

Гнезда надежного не знал

И ни к чему не привыкал…

Но табор не принимает его - он лишь попутчик, совершено чуждый и неспособный понять душу свободного народа, предупреждением звучат авторские слова:

Но Боже! как играли страсти

Его послушною душой!

Рассказывая Земфире, цыганке, в которую Алеко влюблен, герой бросает следующие слова о высшем обществе:

Там люди, в кучах за оградой,

Не дышат утренней прохладой.

Ни вешним запахом лугов;

Любви стыдятся, мысли гонят.

Торгуют волею своей,

Главы пред идолами клонят

И просят денег да цепей.

Герой, влюбившись в цыганку, готов вечно делить с ней «досуг и добровольное изгнание», однако его душа во власти темной страсти. Он по-прежнему не может понять и принять внутреннего духа цыганского народа. Старый цыган говорит о нем: Он любит горестно и трудно… А сердце женское - шутя.

Рассказ цыгана о своей неразделенной любви и уходе жены к другому становится пророческим для Алеко. Однако он не способен постичь мудрость рассказа и на слова «Кто в силах удержать любовь?» отвечает резко и грубо: «Я не таков!». Он готов сражаться за остывающие чувства, но в корне неверно это делает. Глаза застилает пелена ревности, он убивает неверную цыганку. Свободолюбивый народ отвергает человека с таким жестоким сердцем:

Оставь нас, гордый человек!

Мы дики; нету нас законов;

Мы не терзаем, не казним -

Не нужно крови нам и стонов,

Но жить с убийцей не хотим…

Добросердечные и мудрые люди, однако, способны понять страсть Алеко, поэтому оставляют ему жизнь:

Ты для себя лишь хочешь воли…

Говорит ему табор, а потому и этот герой оказывается недостойным подлинной свободы чувств. Пушкину удалось создать особый тип романтического героя - мятежного, сильного, но в чем-то ущербного и потому недостойного того, что хочет обрести. В отличие от классических романтических произведений, финал которых отмечен победой героя и счастливым завершением описываемых событий, поэмы Пушкина не имеют счастливого конца. Это делает их не только более жизненными и реалистичными, но и драматичными, а драматизм позволяет лучше понять характер героя. Описываемые поэтом образы сильных и мятежных духом людей будут существовать и далее, постепенно усложняясь и приобретая многогранность. Новую жизнь образ романтического героя получит в лице Евгения Онегина.

М. Ю. Лермонтов многое переймет от пушкинского романтического типа, но характеристика его главных героев будет иметь другие оттенки.