Аничков мост краткое описание. Городские легенды: Аничков мост, кони, Клодт

Аничков мост

р. Фонтанка, 12 - Невский пр., 68хх

Пам. арх. (федеральн.)

Деревянный мост

1716, 1721, 1749 -

Каменный мост с башнями (не сохран .)

1785 - инж. Герард, И. К., инж. Сухтелен П. К. - строительство

Каменный мост с конными группами

1841 - инж. Буттац И. Ф., арх. Шинкель К. Ф. - перестройка (Постановление...)

Скульптурные группы "Укрощение коней"

1841-1850 - ск. Клодт П. К.
1907-1908 - инж. Бобровский С. П., инж. Кривошеин Г. Г., инж. Щусев П. В. -

капитальная перестройка с сохранением внешнего вида

Проложенная в 1710 г. Большая першпективная дорога (Невский пр.) вела к Адмиралтейским верфям. В 1715 г. имп. Петр I издал указ: "За Большою Невой на Фонтанной реке по перспективе сделать мост". К 1716 г. через Фонтанку был построен деревянный балочный многопролётный мост на свайных опорах. Мост длиной 150 м перекрывал всю заболоченную пойму реки. Назвали его Аничков мост - по имени инженера-подполковника М. О. Аничкова, чей полк базировался неподалеку и строил эту переправу.

У моста, на левом берегу реки, располагалась городская застава, где проверялись документы въезжавших в Петербург.

К 1721 г. мост перестроили. Руководил работами "столярных дел мастер" фон Болес. В разработке проекта нового моста принимал участие арх. Доменико Трезини. Мост становится подъемным, на его опоры уложен "дикий камень".

В 1749 г. Семеном Волковым построен новый мост - более широкий на свайных опорах. Пролеты обшиты тесом и отделаны под гранит. При въезде на мост установили фонари на высоких деревянных столбах.

Город быстро рос. При Екатерине II в 1762 г. учреждена Комиссия по устройству Петербурга и Москвы (Бецкий, Чернышев, Дашкова, Квасов). Для улучшения транспорта создается Комиссия (1786) (Экспедиция с 1798) о строении дорог. Учреждена главная дирекция водяных коммуникаций (1767) (Сиверс, Брюс, Архаров) с корпусом гидравликов (1782), перименованная в 1798 в департамент водяных коммуникаций.
В 1770 г. военн.-инж. В. Назимов разработал проект сооружения набережных Фонтанки. Создан проект семи однопролетных мостов через Фонтанку - автор неизвестен. Но только 10 лет спустя инж. Ф. Бауэр приступил к их строительству. В 1782 г. Бауэр умер. Работу продолжили инж-ры И. Борисов и К. Модерах.

Все эти мосты строились по одному проекту. Река перекрывалась двумя гранитными арками (13,5 м). На быках возвышались четырехпилонные башни, увенчанные куполами. Средний пролет был деревянный, разводной конструкции. В башнях размещались подъемные механизмы. Башни сохранились только на Чернышевом и Калинкином мостах, где разводные пролеты заменены гранитными сводами.

Аничков мост был огражден каменным парпетом, на разводной части - легкая решетка. В первой половине XIX в. парапеты заменили решетками с каменными тумбами. При входе на мост были поставлены по два каменных обелиска с двумя фонарями овальной формы на кронштейнах. ([**])

В книге Щусева - Полковник Герард и подполковник Пистор реконструируют Фонтанку. Фонтанка при этом делится перемычками на 7 участков, что позволило вести постройку мостов и набережных последовательно, в освобожденных от воды котлованах.

    Старый мост.

    Каменный мост с башнями.
    1782-1785 гг. (*)

    Панорама Невского проспекта.
    В.С. Садовников. 1830-е гг.

    Аничков мост.
    Садовников В.С. 18..-е гг.
    (добавил Mary)

    Ж. Жакотте и Регамей.
    Аничков мост. 1850-е гг.
    Раскр. литогр. И.И. Шарлемань.

    Фонтанка у Аничкова
    моста

    Аничков мост

    Перестройка моста.
    начало ХХ в.
    (добавил miraru1)

    Установка Коней
    Аничкова моста.
    1945 г.
    Добавил - .

    Мартынов А. Е. Вид Невского
    проспекта от Фонтанки на
    Адмиралтейство, 1809-1810
    Добавил-

* В ночь на 6 ноября 1942 г. фугасная бомба весом в 250 кг попала в Аничков мост. Взрывом смело в Фонтанку чугунные тумбы и более 30 м

Чугунной решетки. На мосту остались лишь изуродованные осколками гранитные постаменты. Но уже во время войны решетка моста была

В 1839 г. принято решение о перестройке моста, поскольку его узкая проезжая часть затрудняла движение по Невскому пр. Проект разработали инж.-майором И. Ф. Буттац, инж. А. Х. Редер. Проект утвержден в декабре 1840 г. Комитет по наблюдению за перестройкой моста возглавил директор Путейского института генерал-лейтенант А. Д. Готман.

Старый мост разобрали. 22 мая 1841 г. был уложен первый камень нового моста. По ширине мост стала равен Невскому пр.. Три пологих кирпичных свода олицевали розовым гранитом. Своды моста предполагалось украсить накладными бронзовыми деталями, на быкам поставить бронзовые вазы, а на береговых устоях - конные группы. Но от накладных украшений и ваз отказались. Мост стал трехпролетным. Облицеван красным карельским гранитом.

Мост огражден массивной чугунной решеткой. Мотив рисунка заимствован с перил Дворцового моста в Берлине, построенного в 1822-1824 гг. немецким арх. Карлом Шинкелем. Массивные звенья с русалками, дельфинами и морскими коньками чередуются между собой. Долгое время считалось, что автором решетки моста был А. П. Брюллов. Мост был перестроен за 6 месяцев.

Но в это время появились отлитые из бронзы скульптурные группы, созданые по проекту плодовитого мастера К. П. Клодта, которые как нельзя лучше подходили для украшения моста.

Торжественное открытие Аничкова моста состоялось 20 ноября 1841 г. К этому времени на массивных гранитных постаментах уже красовались две бронзовые скульптурные группы. На другой стороне моста стояли их точные гипсовые копии, выкрашенные под бронзу. Для замены этих копий Клодт повторил отливку групп в металле. Но Николай I подарил их прусскому королю Фридриху - Вильгельму IV. Статуи, не побывав на мосту, погруженные в Кронштадте на корабль, отбыли в Германию в порт Штеттин, потом в Берлин, и были установлены по обеим сторонам главных ворот королевского дворца. В их установке участвовал и сам автор.

Клодт снова принимается за трудоемкую работу, и в октябре 1844 г. в третий раз благополучно, с большим мастерством заканчивает отливку двух бронзовых групп, которые устанавливаются на постаменты вместо обветшавших гипсовых. Но и новая пара недолго простояла на мосту. "Кони" были подарены неаполитанскому королю Фердинанду Второму. Весной 1846 г. из Кронштадского порта они морем отправились в далекую солнечную Италию, в Неаполь, и были установлены на пилонах ворот при входе в парк королевского дворца.

На Аничковом мосту появились алебастровые бронзированные статуи. Клодту в четвертый раз предстояло отлить в металле своих "коней". Но теперь он уже не стал копировать, а решил создать новые по композиции группы, объединив их с двумя первыми общим сюжетом и подчинив все произведениие единой идее.

Интерес к Аничкову моста после появления коней Клодта стал так велик, что городская администрация, несмотря на запреты АХ, старалась дополнительно его приукрасить. Некоторое время на мосту столяи фонари газового освещения. В 1890-х гг. на углу пешеходной панели была поставлена миниатюрная часовня (1,5 м) с четырехгранным основанием фасонного литья.

В 1906-1908 гг. Аничков мост был капительно перестроен по проекту С. П. Бобровского и Н. Г. Кривошеина. Из-за начавшегося трамвайного движения своды моста не могли выдержать нагрузки. Замена сводов требовала и замены опор. Мост был полностью разобран. Комиссия городской железной дороги под руководсством инж. А. П. Пшеницкого разработала несколько вариантов перестройки моста. В том числе предлагалось заменить мост однопролетным металлическим. 25 апреля 1905 г. АХ приняла решение сохранить прежний каменный мост.

При перестройке уделялось большое внимание сохранению прежней формы моста и прочности. Своды моста были выложены выложены из кирпича, выдержавшего 15-кратное замораживание. Были устранены узкие сходни с моста. Их заменили широкие ступени.

После реконстукции на мосту появилась табличка с надписью "Аничкин мост". Один из потомков М. О. Аничкова обратился в городскую управу с протестом против такого названия. Городская дума восстановила истинное название - Аничков мост.

Переустройство Аничкова моста.

В «Известиях» СПБ. Городской думы за текущий год (№ 10) помещен обширный доклад городской управы о переустройстве Аничкова моста. Докладу предпослана краткая историческая справка, из которой видно, что мост построен инж. бароном фон Дершау в 1841 г. В 1843 г. уже началось его разрушение со стороны Спасской части, что во время было замечено и остановлено. Затем до 1899 г. данных о дальнейшем разрушении моста не имеется. В 1902 г. было замечено разрушение свода среднего пролета и слабость опор, и собранная для этого комиссия пришла к заключению, что весьма желательно перестроить весь мост заново. Комиссия 1905 г. (27 авг.), соглашаясь с мнением предшествовавших комиссий, решила сохранить прежний вид моста, так как были предложения совершено изменить его. При этом докладе приложена смета на перестройку моста на сумму 104.347 руб. Теперешняя комиссия по переустройству моста состоит из следующих лиц: Л. Н. Бенуа, А. И. фон Гоген, Н. Л. Кирпичев, Г. Г. Кривошеин, С. К. Куницкий, Н. Н. Митинский, А. П. Пшеницкий, Г. Н. Соловьёв и В. Г. Тюрин. («Зодчий», 1906, Вып. 17, С. 168, добавил miraru1)

В 1938 г. старую торцовую мостовую на Невском пр. заменили асфальтом. Новые виды транспорта - автобус и троллейбус - оживили движение по мосту.

В годы Великоы Отечественной войны в октябре 1941 г. Исполком Ленгорсовета принял решение о сбережении скульптуры Аничкова моста - снять четыре скульптурные гурппы и закопать в саду Дворца пионеров (Аничкова дворца). Работы проводил "Дормост" во главе с инж. В. Макаровым по руководством специальной комиссии. На катках скульптуры доставили в сад дворца. В промерзлой земле вырыли 4 ямы. Скульптуры смазали тавотом, оклеили бумагой, обшили досками, а пустоты между обшивкой и статуями засыпали землей. Конные гуппы опустили в ямы наполовину их высоты. Сверху насыпали земляные холмы. Долгие годы опустевшие гранитные пьедесталы напоминали людям: "Идет война". Летом на постаментах стояли ящики с травой.

В ночь на 6 ноября 1942 г. фугасная бомба весом в 250 кг попала в мост. Взрывом смело в Фонтанку чугунные тумбы и более 30 м чугунной решетки. На мосту остались лишь изуродованные осколками гранитные постаменты. Но уже во время войны решетка была заново отлита на заводе "Лентрублит" и вновь установлена на мосту.

За несколько дней до победы "Укротители коней" вернулись на свое место. Бронзовые группы были откопаны, очищены от предохранительной смазки, промыты бензином и установлены на гранитные постаменты. Операция по установке началась в 9 часов вечера 1 июня 1945 г., и закончилась в 9 часов утра следующего дня. "Набережные Фонтанки у моста до поздней ночи были запружены народом, - писала "Ленинградская правда". - Все окна окружающих домов были раскрыты настежь, и люди смотрели не отрываясь. "Даже на крышах стояли зрители".

Аничков мост перекинулся через реку Фонтанку по линии Невского проспекта. Из небольших мостов – Аничков мост самый знаменитый в Санкт-Петербурге. Несмотря на вполне заурядную архитектуру самого моста, скульптурная группа Клодта «Укрощение коня человеком» сделала Аничков мост фактически одной из визитных карточек Санкт-Петербурга. Общая длина моста составляет 54,6 метра, ширина – 37,9 метра.


В 1715 году по распоряжению Петра I в месте пересечения Невского проспекта и р. Фонтанки началось строительство деревянного моста со шлагбаумом, которое и было успешно завершено в 1716 году. Здесь стоит отметить, возведение переправы через реку осуществлялось строительным батальоном под командованием подполковника инженера М.О.Аничкова .


Отсюда и название – Аничков мост. А старая финская деревня на Фонтанке, где был расквартирован батальон, с тех пор стала именоваться «Аничковой слободой» . Народные предания, трактующие происхождение названий моста и слободы, связывая их с именем некой Анны (или Анечки), так же как и ударение на первый слог в корне неправильны. Верным считается ударение на второй слог – Ани́чков мост и Ани́чкова слобода.


В 1721 году была проведена реконструкция по расширению Аничкова моста. Для прохождения по Фонтанке мачтовых судовых, в 1726 году мост был переделан в разводной. Следующий капитальный ремонт Аничкова моста состоялся в 1741 году – старые сваи заменили новыми. В 1749 году по проекту архитектора Волкова через Фонтанку была возведена фактически новая переправа.


В 1780 – 1789 годах были проведены работы по благоустройству Фонтанки. Под началом генерала Ф.В.Бауэра были отстроены гранитные набережные с комфортными спусками к воде. По проекту архитектора Ж.-Р.Перроне было возведено семь каменных однотипных мостов. Одним из них стал реконструированный в 1783-1787 годах Аничков мост . Перестроенный мост состоял из трех пролетов. Два пролета были гранитными, средний разводной пролет – деревянный, а на устоях моста находились башни с разводными агрегатами. Стоит отметить, что до конца XVIII столетия река Фонтанка являлась границей города и Аничков мост выполнял функции пограничного моста города.


К 1840 году Аничков мост оказался значительно уже, расширенной к тому времени проезжей части Невского проспекта. К тому же деревянный пролет переправы пришел в негодность. И в 1841-1842 годах мост был полностью перестроен по инженерным проектам И.Ф. Бутаца. Три пролета выложили из кирпича, устои моста облицевали мрамором и установили чугунную ограду с парными фрагментами русалок и морских коньков по эскизам германского архитектора Карла Шинкеля. Также мост был оборудован гранитными пьедесталами, на которые были установлены скульптуры серии «Покорение коня человеком», выполненные выдающимся русским скульптором П.К. Клодтом . По оценке финансового министерства на строительство моста ушло почти 200 тысяч рублей серебром.


Любопытна история возведения статуй «Укрощение коня» . Первоначально конные группы были заказаны Клодту для установки на пристани Адмиралтейской набережной напротив Академии художеств. Однако там установили сфинксов, привезенных из Египта, а пару коней Клодта по предложению самого скульптура было решено установить на западной стороне Аничкового моста. На восточной же стороне временно установили их гипсовые копии, на замену которым вскоре были отлиты бронзовые статуи коней. Однако по приказу Николая I прямо с литейного двора они отправились в Германию в подарок королю Пруссии Фридриху Вильгельму IV. Клодт снова начал работу над скульпутрами и в 1844 году взамен гипсовых статуй водрузились новые бронзовые статуи, но и им было суждено простоять недолго. Этих коней Николай I подарил сицилийскому королю Фердинанду II и снова на Аничковом мосту поставили гипсовые копии. В это время Клодт решает создать абсолютно новые скульптуры, продолжив сюжетную линию «Покорение коня человеком» , и отказаться от копирования коней западной стороны моста. Наконец, в 1850 на пьедесталы восточной стороны были установлены две новые бронзовые скульптуры, а Аничков мост приобрел свой нынешний облик.


Интересно, что кони, «смотрящие» в сторону Дворцовой площади подкованы, а кони, которые «смотрят» в сторону Литейного проспекта – нет. Вокруг данного факта бытует версия, что поскольку в царские времена на Литейном проспекте находились кузницы и литейные мастерские, то неподкованные кони «идут» в сторону кузниц, а подкованные лошади, наоборот – от Литейного проспекта. Еще одним любопытным фактом является то, что у скульптур коней был самый настоящий прототип – арабский рысак Амалатбек.
В создании рисунков для статуй Клодту помогала дочь, которая, оседлав скакуна, ставила его на дыбы, а скульптор делал эскизы.


Дальнейшая история Аничкова моста продолжена в 1902 году, когда его состояние признали аварийным, и в 1906-1908 годах были проведены ремонтные работы. Во время Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда скульптуры Клодта закопали под землю во дворе нынешнего Дворца Пионеров. Однако еще до завершения войны кони Клодта были возвращены на свое место. В 2000 году бронзовые статуи коней были отреставрированы под руководством скульптора В.Г.Сорина, а в 2008 году прошел плановый капитальный ремонт моста.


С Аничковым мостом связаны многие легенды и предания Петербурга. Что в них является вымыслом, а что правдой судить сложно. Например, говорят, что у одного из коней Клодта, расположенного на стороне Гостиного Двора и ближнего к нему, вместо отличительного полового признака изображен профиль Наполеона. Досадил же французский император Клодту тем, что омрачил скульптору медовый месяц настойчивыми ухаживаниями за его молодой женой. Как бы там ни было на самом деле, а безусловно по праву считаются одним из ярчайших символов Санкт-Петербурга.

Аничков мост - автомобильный и пешеходный трёхпролётный каменный мост, пересекающий реку Фонтанку, располагается на Невском проспекте. Один из самых известных мостов Санкт-Петербурга.

К моменту основания Санкт-Петербурга (1703 год) Фонтанка ещё не называлась Фонтанкой, а носила именование Безымянного Ерика. Эта река некоторое время была своеобразной границей города, и когда прокладывался один из основных путей Санкт-Петербурга - Невский проспект, - возникла необходимость возвести переправу через реку, которую Пётр I уже именует "Фонтанной рекой". В указе Перта Первого от 1715 года значится: "За Большою Невой на Фонтанной реке по першпективе зделать мост". По этому указу, к маю 1716 года через "Фонтанную реку", или Фонтанку, был перекинут деревянный многопролётный балочный мост на свайных опорах. Он перекрывал как саму реку, так и её заболоченную пойму, и был, по разным сведениям, от 150 до 200 метров в длину. Чертежей первого моста через Фонтанку не сохранилось, но известно, что он был схож с типичными мостами, которые наводились в то время в строящемся Санкт-Петербурге. Вероятнее всего, мост был обит снаружи досками, и разрисован под каменные русты.

Руст, или рустовый камень - это архитектурный элемент, которые представляет собой мощный камень, с лицевой стороной, имитирующей грубый необработанный натуральный камень. Мосты разрисовывались под руст ради придания им более представительного вида.

Мост через Фонтанку строился силами инженерного батальона, которым командовал инженер-подполковник Михаил Ани́чков (ударение на второй слог). Размещался полк Аничкова тут же, на берегу Фонтанки, в старой финской деревне, которая получила благодаря этому назвение "Аничковой слободы". Таким образом, произношение названия моста "Áничков" является неверным, и происхождение названия от якобы какой-то "Анички" - всего лишь легенда.

Поскольку Фонтанная река некоторое время была границей нового города, первый мост через неё являлся заставой. Он был снабжён шлагбаумом, который опускался в ночное время. На заставе проверяли паспорта и брали плату за проезд (деньги, либо камни, которые шли на мощение улиц).

К 1721 году река Фонтанка была расчищена и по ней стали ходить суда. Мост перестроили, он стал 18-ти пролётным, с разводной средней часть. Однако, уже в первые десятилетия эксплуатации мост трижды подвергался ремонту (в 1726, 1742 и 1749 годах). Последний раз архитектор Семён Волков возвёл через Фонтанку новый деревянный мост, без разводного пролёта. Мост был укреплён, так как по нему должны были пройти доставленные русскому царю слоны - подарок шаха Ирана.

Новый мост, длина которого была более 200 метров, точно так же, как первый, обшили досками, и разрисовали под гранит. Если верить описаниям, он был почти в четыре раза длиннее современного Аничкова моста. Но в то время берега Фонтанки ещё не были укреплены и отделаны гранитом, и река была значительно шире.

Ещё в 1730 году рядом с Аничковым мостом была установлена деревянная Триумфальная арка. Её возвели для того, чтобы встречать в Петербурге вступившую на престол императрицу Анну Иоановну. Впоследствии, в 1741 году, эта же арка, но в отреставрированном виде, приветствовала ещё одну императрицу - Елизавету Петровну. Но уже в 1751 году арку разобрали.

От Аничкова моста сохранился чертёж 1750 года, работы ван Болеса, по которому мост был построен в виде простой балочной системы с разъёмным пролётом. Подъёмные устройства в виде "журавлей" располагались в средней части моста, восемнадцать арочных пролётов были раскрашены под гранитный руст, а ограда моста состояла из ряда деревянных балясин, стоящих между тумбами, на которых установлены вазы и шары. Не исключено, что мост был именно таким, но так же можно предположить, что чертёж остался чертежом, а Аничков мост в середине XVIII века всё - таки был не разводной.

Фонтанка оставалась границей города вплоть до конца XVIII века, и Аничков мост являлся пограничным пропускным пунктом. Однако, уже в середине XVIII века город вышел за пределы первоначальных границ и стали быстро застраиваться пригороды. В это время работала специальная Комиссия о каменном строительстве в Петербурге и Москве. В рамках работы данной комиссии осуществлялись проекты по урегулированию малых рек и каналов. С 1780 по 1789 гг. проводились работы и по обустройству реки Фонтанки. Комиссию возглавлял генерал Ф.В. Бауэр. Под его руководством были возведены береговые каменные стены со спусками к воде, и построены семь однотипных каменных мостов со средними деревянными разводными пролётами и башнями на каменных "быках". Аничков мост так же был перестроен под эти типовые проекты. Предположительно, перестройка моста осуществлялась между 1783 и 1787 годами, и руководил этим проектом французский мостостроитель Ж.-Р. Перроне. документально этот факт не подтверждён, однако сохранилось множество трудов самого Перроне, посвящённых мостостроению, по которым в Санкт-Петербурге мосты возводились вплоть до первой четверти XIX века. Сохранились так же два моста ( и ), возведённые по принципу проектов перроне. По внешнему облику этих мостов можно судить о том, как выглядел Аничков мост до того, как принял свой современный вид. Эти мосты имели боковые пролёты одинаковой величины, перекрыты коробовыми каменными сводами. Средний, деревянный разводной пролёт, располагался между четырьмя гранитными башенными надстройками, которые устанавливались на каменных речных опорах. Между надстройками были протянуты тяжёлые цепи, служившие для подъёма разводной части.

Современный вид Аничков мост приобрёл в начале 1840-х годов. К этому времени проезжая часть невского проспекта значительно расширилась, и ширины моста уже не хватало для свободного проезда большого количества экипажей и телег. Два инженера, инженер-майор И.Ф. Буттац и А.Х. Рейдер, представили проект перестройки Аничкова моста, и этот проект был подписан Николаем I в декабре 1840 года. В 1841 году старый мост разобрали, и под руководством генерал-лейтенанта А.Д. Готмана за семь месяцев возвели новый мост. Торжественное открытие состоялось в январе 1842 года.

Мост сильно изменился. Каменные башни исчезли, мост стал иметь три выложенных из кирпича пролёта, перекрытых пологими сводами. Опоры моста и своды облицевали гранитом. Ограждением моста стали чугунные перила с чередующимися изображениями морских коньков и русалок, выполненных по рисункам немецкого архитектора Карла Шникеля. Точно такие же перила по его рисункам уже были к тому времени на Дворцовом мосту в Берлине.

В начале и конце моста появились гранитные пьедесталы, на которые были воздвигнуты известные сейчас на весь мир статуи "Укротителей коней". Эти скульптурные группы были заказаны П.К. Клодту для украшения Адмиралтейской набережной, а Аничков мост предполагалось украсить бронзовыми вазами на середине моста. над каждой из опор. Но вазы так и не были установлены и от них до наших дней дошли только постаменты.

Знаменитые статуи покорения коня появились на мосту уже в 1841 году. Первые две скульптуры были установлены на Западной стороне моста. Это были скульптуры "Конь с идущим юношей" и "Юноша, берущий коня под уздцы". На Восточном берегу установили копии этих статуй, выполненные из гипса и покрашенные под бронзу. Те, что были отлиты им на замену, прямо с завода были подарены Николаем I прусскому королю Фридриху Вильгельму IV, и сейчас находятся в Берлине. Когда в 1844 году гипсовые статуи были наконец заменены на бронзовые, они простояли всего два года - и снова были подарены Николаем I, на этот раз королю обеих Сицилий за гостеприимство, оказанное русской императрице во время её путешествия по Италии. С 1846 года они находятся в Неаполе.

В 1851 году Аничков мост был, наконец, полностью укомплектован статуями, но Клодт не стал повторять первые две статуи, а изготовил две новые скульптурные группы, чтобы в результате все четыре группы изображали четыре разные стадии укрощения коня.

Если присмотреться, можно заметить, что на статуях коней, которые обращены передом в сторону Адмиралтейства, есть подковы, а на статуях, которые обращены мордами в сторону площади Восстания - нет. Объясняется это легендой, по которой на Литейном проспекте во времена Клодта располагались кузницы, и таким образом, кони, идущие от Литейного, то есть, от кузниц, уже подкованы, а кони, идущие к Литейному - нет. Но это всего лишь легенда, которая не имеет подтверждения.

Многочисленные копии скульптур "Укрощение коня" были так же установлены в Петергофе, Стрельне, и московских Кузьминках - усадьбе Голицыных. Далеко не все из них сохранились до нашего времени. А в 1899 году копии скульптурных групп Аничкова моста были установлены в Москве, на Беговой аллее около Московского ипподрома. В изготовлении копий принимали участие внук Клодта, К.А. Клодт, и скульптор С.М. Волнухин.

Однако, вернёмся к самому мосту.

Новый Аничков мост имел в своей конструкции существенные недостатки, которые уже в течение первых двух лет эксплуатации привели к деформационным процессам в арочных сводах. Исследования моста проводились в 1843, 1847, 1855 и 1899 годах, и в каждом отчёте говорилось о том, что разрушительный процесс прогрессирует. Наиболее логичным объяснением состояния моста виделось то, что твёрдая гранитная облицовка недостаточно надёжно стыковалась с более упругой кирпичной кладкой сводов. Разнородные материалы были состыкованы недостаточно тщательно и не имели надёжной изоляции, в результате чего в щели между камнем и кирпичом попадала вода, и под воздействием морозов и ветров своды начали разрушаться. 9 октября 1902 года состояние моста было признано угрожающим. Необходим был капитальный ремонт.

Проект нового моста создавался почти пять лет. Предполагалась замена каменных сводчатых частей моста металлическими балками криволинейной формы, с навесками металлического настила, выкрашенного под гранит. Однако, уже после того, как проект был утверждён Городской думой, против него восстала Академия художеств и строительный комитет Министерства Внутренних Дел.

В результате реконструкции Аничкова моста, которая велась с 1906 по 1908 гг., под руководством архитектора П.В. Щусева, быки и устои моста были оставлены прежние, кирпичные своды постепенно переложены по коробовой кривой и облицованы розовым гранитом. Все конструкции моста тщательно изолированы рольным свинцом. Длина пролётов оставлена прежняя: средний - 12,5 метров, крайние - по 12,6 метров. Общая ширина моста составила 37,9 метров, а ширина проезжей части - 31,9 метров.

Потрясения двадцатого века сказались и на Аничковом мосте. В 1941 году с него в очередной раз были сняты скульптурные группы "Укротителей коней". На время блокады Ленинграда они были закопаны в саду Аничкова дворца.

Несмотря на то, что Аничков мост страдал от артналётов (были повреждены гранитные парапеты и секции перил), основная конструкция моста не пострадала, и он исправно функционировал всю войну. На гранитных пьедесталах остались следы немецких снарядов, которые сохранили как своеобразный памятник блокады Ленинграда.

Уже после войны, во второй половине XX века, было проведено несколько текущих ремонтов моста, поскольку он, как любое творение человеческих рук, продолжал разрушаться от времени и нагрузок. Уже в середине 1990-х годов были скопированы и заново отлиты чугунные ограждения моста. Заказ был выполнен на предприятии Федерального Ядерного Центра в городе Снежинск, Челябинской области.

В 2000 году скульптурные группы Аничкова моста сняты, отвезены на реставрацию, и возвращены на свои места к празднику 300-летия Санкт-Петербурга.

В 2007-2008 годах отремонтированы пролётные части моста, устранены трещины в асфальтовом покрытии и другие дефекты, проведён ремонт гидроизоляции моста. На данный момент, Аничков мост полностью отремонтирован, и по прежнему является одной из самых ярких "визитных карточек" Санкт-Петербурга.

Недалеко от Аничкова моста находятся такие достопримечательности, как Аничков дворец, дворец Белосельских-Белозерских, Фонтанный дом.


Аничков мост. Вид со стороны Фонтанного дома. Фото: зима 2006 г.

Аничков мост. Вид со стороны Фонтанного дома. Фото: 2006 г.

Фрагмент Аничкова моста со стороны реки Фонтанки. Фото 2011 г.

Набережная реки Фонтанки. Фото 2011 г.

Фрагмент Аничкова моста, набережная и спуск к воде. Фото 2011 г.

Фрагмент решетки набережной Фонтанки и скульптура Аничкова моста. Фото 2011 г.

Аничков мост. Фото 2011 г.

Фрагмент решетки Аничкого моста: дельфин. Фото 2011 г.

Фрагмент решетки Аничкого моста. Фото 2011 г.

Вид на Фонтанку с Аничкова моста. Фото 2011 г.

Окружающая обстановка побуждает к раздумьям...

Атрибут раздумий.

Модные тенденции 2011 года.

Река Фонтанка. Фото 2011 г.

Аничков мост. Фото 2011 г.

Аничков мост. Фото 2011 г.

Первая скульптурная группа (западная) "Укрощение коня".

Памятная доска на постаменте. Фото 2011 г.

Вторая скульптурная группа (западная) "Укрощение коня".

Третья скульптурная группа (восточная) "Укрощение коня".

Четвертая скульптурная группа (восточная) "Укрощение коня".

Изображение шкуры, покрывающей лошадь вместо седла. Фото 2011 г.

"Подкованная" нога лошади. Фото 2011 г.

Возлядовская А.М., Гуминенко М.В., фото, 2006-2015

Аничков мост в Санкт-Петербурге имеет притягательную силу. Скульптурные композиции коней на гранитных постаментах по обеим берегам реки Фонтанки способны завораживать взгляд. Об историях и легендах вокруг коней Аничкового моста и поговорим в этой статье. Но для начала напомним,

Почему Аничков мост так называется

Название «Аничков», мост получил благодаря расквартированному за р. Фонтанкой батальона под командованием подполковника М. Аничкова в Аничковой же слободе. Времена тогда были самые «петровские» - царствование Петра I. С тех пор переправа через реку, как продолжение Невского проспекта, называется Аничков мост. Теперь вернемся к теме статьи.

История коней на Аничковом мосту в СПб

Четыре скульптурные композиции «Укрощение коней человеком» работы петербургского скульптора-анималиста Пётра Карловича Клодта являются главным украшением переправы через реку Фонтанку на Невском проспекте. И, одновременно, одним из самых узнаваемых образов Санкт-Петербурга.

Фактов и занимательных историй вокруг творения П.К.Клодта имеет множество. Для того, чтобы не погружать читателя в глубины истории, мы и кратко перечислим основные:

Окончательно был украшен скульптурами из бронзы только в 1851 году. До этого две композиции из металла постоянно снимались для подарков зарубежным монархам от императора Николая I. На время изготовления новых скульптур, на постаменте находились гипсовые копии покрашенные «под бронзу». Они были повторением первой группы.

Окончательный вид скульптуры приобрели именно в 1851 году – четыре разных стадий укрощения коней. Но табличка «Лепил и отливал барон Пётр Клодт в 1841 году» на одном из постаментов может ввести в заблуждение.

Бронзовые кони с разворотом в сторону Адмиралтейства с подковами на копытах, а их «соседи» на противоположном берегу Фонтанке – без подков. Говорят, что неподкованные кони смотрят на бывшие мастерские (XVIII век, Литейный проспект), где и подковывали лошадей. А те, что уже «обуты», уже вышли из крепких рук кузнеца.

При отливке своих скульптур, П.К.Клод использовал темное пиво. Это доказал проведенный хим/анализ металла при реставрации коней в 2000 году. Историки знали об этом факте, но подтвердить не могли. Кстати, отливал скульптор свои произведения всегда собственноручно.

И теперь немного забавного. Довольно часто туристы в Санкт-Петербурге спрашивают, как связаны

Отвечаем просто: бытует , что в паху одного из жеребцов скульптурной группы угадывается профиль мужчины. Так ли это на самом деле, каждый может удостовериться сам, подойдя к гранитному постаменту. Мы же прилагаем фотографию для тех, кто не имеет такой возможности. Смотрите, угадывайте и сравнивайте.

Народная молва приписывает лицо «у коня» на Аничковом мосту двум персонажам:

  1. Наполеону Бонапарту.
  2. Любовнику жены скульптора.

Первый вариант, возможно, ассоциируется с тяжелыми временами после Отечественной войны 1812 года, которые еще переживались во времена создания великолепных групп коней и укротителей. Возможно, Петр Карлович хотел навсегда расквитаться за народные страдания.

Второй вариант более прозаичен: говорят, что скульптор знал про увлечение жены высокопоставленным царским чиновником. Но сделать ничего не мог. Уж больно высоко «сидел» чинуша. Поэтому решил отомстить вот таким образом. Месть оказалась на века… Как и творения Клодта.

Нажмите, чтобы не потерять

Вот и Аничков мост, где несчастных коней
По приказу царя так жестоко взнуздали...
Я хотел бы спросить этих сильных людей:
«Вы свободу держать под уздцы не устали?»
(Александр Розенбаум)

Ани́чков мост - один из самых известных мостов Санкт-Петербурга. Своим названием мост обязан подполковнику-инженеру Михаилу Аничкову, чей батальон во времена Петра Великого дислоцировался за Фонтанкой в так называемой Аничковой слободе. «Народная этимология», возводящая название к некоей Ане или Аничке, неверна.

До 1712 года Фонтанку называли Безымянным Ериком, или просто Ериком. А после того, как через эту реку перебросили трубы для устройства фонтанов Летнего сада, она стала именоваться «Фонтанной рекой». В то время это была серьезная водная преграда: в некоторых местах река разливалась до 200 метров, берега были заболоченными. Без моста через реку невозможно было представить себе путь в новый город. И в 1715 году Петр приказал: «За Большою Невой на Фонтанной реке по першпективе зделать мост».


Неизвестный художник. Вид Аничкова Дворца и Невского проспекта от Фонтанки к Адмиралтейству. 2-я пол. XVIII в.

Приказ был исполнен к маю следующего года солдатами располагавшегося неподалёку адмиралтейского "строительного батальона". Руководил ими подполковник М. О. Аничков, фамилия которого впоследствии закрепилась в названии переправы.
Мост через Фонтанку стал пограничным для города. На его строительство потратили 50 рублей. Длина первого Аничкова моста составляла 150 метров, он перекрывал не только Фонтанку, но и заболоченную пойму реки. Ширина проезжей части была так узка, что на переправе не могли разъехаться две подводы. О размерах Аничкова моста можно судить по докладу от 15 мая 1716 года:
"На першпективе через реку Фонтанку сделано: намощено на обрубах длиннику 80 сажень, поперёк 3 сажени пластинами, да сверх пластин о весь мост намощено досками ширины 4,5 аршина, и подъёмные щиты сделаны, и во весь мост по обе стороны на перила положены брусья".
Для проводки по Фонтанке мачтовых судов упомянутые в докладе подъёмные щиты снимались и возвращались на место вручную. То есть разводного пролёта здесь изначально не было.
На мосту, который тогда был южной границей города, были шлагбаум и застава, где у въезжающих в город проверяли документы и брали плату – деньгами или… камнями, которые нужны были для мощения улиц. Ночью город закрывали на замок, и открывали только для дворян. Люди подлые (низкого происхождения), хоть и спешившие в Петербург по делам, должны были дожидаться утра.
Как любая деревянная постройка того времени Аничков мост быстро обветшал. В 1721 году, с развитием судоходства по Фонтанной реке, мост перестроили по проекту инженера Германа ван Болеса, реализацией которого занимался Доменико Трезини. Тогда сделали подъемной его среднюю часть. Ее разводили несколько раз в сутки: днем – для пропуска парусных судов, а ночью – чтобы в город не забегали волки.
Затем его ремонтировали в 1726 и 1742 гг., а в 1749 г. по проекту архитектора Семёна Волкова Аничков мост был перестроен. Его основательно укрепили, так как по нему должны были пройти слоны - подарок персидского шаха русской императрице. Мост перестал быть разводным. Его обшили досками и оформили под гранит. При въезде на переправу установили фонари на высоких деревянных столбах. Длина того Аничкова моста была более 200 метров, что почти в четыре раза больше длины современного. Ныне длина Аничкова моста составляет 54,6 метра, ширина - 37,9 метров.

В 1780-х гг. берега Фонтанки одевали в гранит. Тогда же через Фонтанку по проекту Ж. Р. Перроне было построено семь однотипных каменных переправ. В 1783-1787 годах по типовому проекту был перестроен и Аничков мост. С этого времени он представлял собой трёхпролётный гранитный мост, средний разводной пролёт которого был деревянным. На его быках находились башни с разводным механизмом. Аничков мост оградили каменные парапеты. В начале XIX века их заменили решётки с каменными тумбами, повторяющие ограду набережных Фонтанки. При въезде на мост установили каменные обелиски, на каждом из них повесили по два фонаря.
Булыжную мостовую на Аничковом мосту в 1832 году сменила торцевая мостовая.


Река Фонтанка у Аничкова моста. М.-Ф. Дамам-Демартре. 1813 г.


Аничков мост. 1830 г.

К середине XIX века Аничков мост для главной улицы Петербурга стал слишком узок. В 1839 году было принято решение о его перестройке. Соответствующий проект, утверждённый в декабре 1840 года, разработали инженеры И. Ф. Буттац, А. Х. Редер и А. Д. Готман. Для наблюдения за его реализацией был создан специальный комитет, который возглавил директор Путейского института генерал-лейтенант А. Д. Готман.
Строительные работы осуществлялись подрядчиком Макаром Пименовым. Они были начаты с разборки старой переправы, а 22 мая 1841 года в основание нового Аничкова моста был положен первый камень. Три арки выложили всего за четыре месяца - нужно было как можно скорее восстановить движение по магистрали. На период строительства движение транспорта осуществлялось по временному обходному деревянному мосту.


Перестройка моста в 1841 году

Кирпичные своды нового Аничкова моста облицевали розовым гранитом, который в то время завозили в Петербург для возведения Исаакиевского собора. Все работы были завершены уже к осени, они длились всего шесть месяцев. Мост перестал быть разводным, проезжая часть стала значительно шире.
Для декоративной решетки ограды моста использовали рисунки немецкого архитектора Карла Шинкеля (точно такие же русалки-женщины и русалки-лошади есть на Дворцовом мосту в Берлине). Интересно, что та же тема – с мифическими водными конями – гиппокампами – появляется на первом большом мосту в Петербурге – Благовещенском. Автор рисунка – Александр Павлович Брюллов (непонятно, чей гиппокамп был первым – его или Шинкеля?).


В начале ноября 1841 года на Аничковом мосту были установлены перила и гранитные пьедесталы для статуй. По отчётам Министерства финансов строительство переправы обошлось в 195 294 рубля серебром. Торжественное открытие переправы состоялось 20 ноября 1841 года (?). Движение по Аничкову мосту было открыто в январе 1842 года.
Изначально предполагалось украсить своды моста бронзовыми декоративными накладками, на каждом из быков поставить бронзовые вазы, а на береговых устоях - конные группы. Но в процессе строительства было решено ограничиться только последними.
В те годы петербургский скульптор-анималист Пётр Карлович Клодт работал над проектом художественного оформления пристани на набережной Невы у Адмиралтейского бульвара. Тогда её собирались украсить двумя скульптурами коней, ведомых юношами. Но планы изменились. На пристани были установлены львы и вазы. Укротителей коней же, по предложению скульптора, было решено установить на перестроенном Аничковом мосту.
Из литейной мастерской на Васильевском острове к Фонтанке клодтовских коней переместил взвод сапёров. По сведениям А. Л. Пунина это произошло 20 ноября 1841 года, а через два дня их установили на пьедесталах у западного берега реки. Это противоречит тому, что именно 20 ноября произошло торжественное открытие переправы.
Сначала на западной части моста появились отлитые в бронзе первые две статуи - «Конь с идущим юношей» и «Юноша, берущий коня под уздцы». Им соответствовали точно такие же статуи, но из гипса и выкрашенные под бронзу на восточной части.
Через год Клодтом были изготовлены бронзовые копии конных групп. Когда бронзовые скульптуры уже были готовы к установке, их в 1842 году по указанию Николая I подарили прусскому королю Фридриху Вильгельму IV. Кони Клодта оказались в Берлине. В качестве ответного жеста прусский монарх в 1845 году подарил Санкт-Петербургу два изваяния Славы, которые установили на Конногвардейском бульваре.
Гипсовые скульптуры на восточном берегу Фонтанки быстро пришли в негодность. Обер-полицмейстер сообщал президенту Академии художеств, что "у алебастровой фигуры лошади оказалась трещина, а алебастр местами начал отваливаться, отчего фигура делается безобразной". В конце концов у лошади отвалился хвост, и обер-полицмейстер докладывал об опасности для пешеходов.
Новые бронзовые скульптуры на Аничковом мосту были установлены 9 октября 1843 года. Но в апреле 1846 года их сняли с переправы и снова подарили, на этот раз королю Сицилии Фердинанду II. Этим подарком русский царь отблагодарил сицилийского монарха за пышный приём его супруги. Скульптуры отправились в Неаполь, их место снова заняли гипсовые копии. В конце концов Клодт отказался от установки на Аничковом мосту копий и решил создать две новые композиции, развить сюжет "Покорение коня человеком".


По замыслу скульптора находясь на Аничковом мосту нельзя увидеть все четыре фигуры. Их нужно рассматривать постепенно, одну за другой. Наиболее полно сюжет Клодта раскроется, если начать обзор ансамбля с западной стороны, от первой группы, изображающей укротителя с кордой в руках.


Затем надо перейти Невский проспект, затем через мост на его восточную сторону. Вторая скульптура передаёт усиленную динамику борьбы. Человек повержен конём, который почти вырвался на свободу.


В третьей группе драматизм постепенно спадает, а четвёртая показывает укротителя, спокойно шагающего рядом с конём, чья спина укрыта шкурой барса.


Процесс укрощение коня символизируется в том числе тем, что кони третьей и четвёртой группы, в отличие от первых, подкованы.
Кони на Аничковом мосту стали одним из символов Санкт-Петербурга. Ещё три пары таких же скульптурных групп впоследствии были установлены в Стрельне, в Петергофе и в усадьбе Голицыных Кузьминки под Москвой.

В газетах того времени писали: «Новый Аничков мост приводит в восхищение всех жителей Петербурга. Толпами собираются они любоваться удивительной пропорцией всех частей моста и лошадьми - смело скажем, единственными в мире. В Аничковом мосту есть что-то открытое, ловкое, привлекательное! Въехав на мост, кажется, что отдохнул!.. Ни одно из петербургских сооружений не произвело такого впечатления на жителей столицы, как Аничков мост! Честь и слава строителям!».


Людвиг-Франц-Карл Людвигович Бонштедт. Аничков мост на Невском проспекте.

Несмотря на протесты Академии художеств, городская администрация продолжала совершенствовать Аничков мост. Вскоре после его открытия на нём появились фонари только входящего в моду газового освещения. В 1890-х годах здесь поставили часовенку высотой не более 1,5 метров.


При осмотре Аничкова моста 9 октября 1902 года его состояние было признано аварийным. Когда по Невскому проспекту было решено пустить трамвай, с ремонтом переправы медлить стало невозможно. Для замены старых сводов требовалось разобрать и устои, то есть старый мост подлежал полной разборке. Воссоздание Аничкова моста по старому проекту требовало больших временных и финансовых затрат. Поэтому комиссия городской железной дороги под руководством инженера А. П. Пшеницкого рассматривала альтернативный вариант реконструкции, который предполагал создание металлической однопролётной переправы вместо кирпичной трёхпролётной. Это предложение взволновало общественность города, требующую воссоздание Аничкова моста. 25 апреля 1905 года Академия художеств высказалась за сохранение исторического облика переправы. Мало того, даже патина на скульптурах Аничкова моста должна была остаться нетронутой, дабы клодтовские скульптуры не казались новоделом.


Принятый к реализации проект реконструкции Аничкова моста составили С. П. Бобровский и Н. Г. Кривошеин. Восстановительные работы проводились в 1906-1908 годах под руководством архитектора П. В. Щусева. При этом устои и быки остались прежними, тогда как кирпичные своды были переложены. Для удобства пешеходов узкие сходни с моста заменили широкими ступенями.

После реконструкции переправы на ней появилась табличка "Аничкин мост". Это не осталось незамеченным потомками М. О. Аничкова, обратившимся в городскую управу с просьбой исправить ошибку, ведь их предки носили фамилию Аничковы, а не Аничкины. После наведения справок, городская управа, будучи не полномочной изменять название, обратилась в городскую думу, которая и восстановила историческую справедливость.


Предложения по "улучшению" Аничкова моста возникали и после его ремонта. В 1912 году гласный член городской думы архитектор А. П. Ковшаров предлагал нарастить пьедесталы гранитными плитами дабы кони были видны ещё лучше.
В 1938 году на Аничковом мосту, равно как и на всём Невском проспекте, торцевую мостовую сменил асфальт.

В начале войны конные скульптуры с постаментов сняли, но вывезти не успели. Коней Клодта поместили в ящики и закопали во дворе Аничкова дворца. А на их месте стояли ящики, в которых блокадники выращивали летом траву.
Аничков мост серьезно пострадал от артиллерийских налетов. 6 ноября 1942 года на мосту разорвалась 250-килограммовая бомба. Чугунная решетка и одно из гранитных оснований рухнули в Фонтанку. Но уже в ноябре по Аничкову мосту вновь пошел блокадный трамвай, через несколько дней удалось восстановить ограду (пьедестал достали только после войны).
На гранитных парапетах и перилах остались следы снарядов. Один из этих страшных следов заделывать не стали, оставив память о блокаде. Клодтовские кони, благополучно пережившие вражескую осаду, вернулись на место к 1 мая 1945 года.


Кони Аничкова моста занимают свои старые места (1 июня 1945 года)

В середине 90-х годов на Аничковом мосту полностью заменили чугунную решетку. Ее отлили на предприятии Федерального Ядерного Центра в городе Снежинске (если постараться, на ограде можно найти герб этого города – гибрид стилизованной снежинки и ядра с протонами). В 2000 году проводилась реставрация бронзовых конных групп. Восстановительные работы возглавлял скульптор В. Г. Сорин.
Последняя реконструкция моста была в 2007-2008 гг.

Интересные факты

Клодт ваял лошадей с натуры - ему позировал чистокровный арабский скакун Амалатбек. Жеребец был диким и непослушным, но скульптор смог объездить его. В работе Клодту помогала дочь, заставлявшая коня принимать нужные позы.

Лицо на гениталиях коня.
Очертания интимных органов одного из жеребцов удивительным образом напоминают человеческое лицо. По одной из версий такого совпадения, скульптор таким образом отомстил какому-то своему недоброжелателю. По другому мнению, контуры гениталий коня воспроизводят лицо Наполеона, не так давно прошедшего по русской земле с разорительной войной.

После каждой реконструкции городские власти пытались закрепить за мостом название «Невский проспект», но оно не приживалось.

Во время Великой Отечественной войны фашистская пропаганда распространила фотомонтаж - немецкие солдаты стоят у коней Клодта. Свои провокационным плакатом гитлеровцы хотели заставить поверить весь мир, что Ленинград якобы уже захвачен.

Внутри фигур, располагающихся у Дворца Белосельских-Белозёрских, мастера, проводившие реставрацию в 2000 году, поместили медную капсулу. В капсуле - список всех участников восстановительных работ с подписью: «Мы сделали всё, что смогли. Кто сможет, сделайте лучше».

Гости Санкт-Петербурга, думая, что мост связан с некоей Аничкой, неверно произносят название моста, делая в слове «Аничков» ударение на первую букву. Правильно же говорить - АнИчков, делая ударным второй слог.

Во времена сухого закона, введённого в СССР в 80-х годах прошлого века, родилась такая поговорка: «В Питере не пьют только четыре человека, им некогда - они коней держат».

Аналогичные композиции украшают въезд на парижские Елисейские поля.


Кони Марли в Париже

Аничков мост в искусстве:

Четыре черных и громоздких,
Неукрощенных жеребца
Взлетели – каждый на подмостках –
Под стянутой уздой ловца.
Как грузен взмах копыт и пылок!
Как мускулы напряжены
Какой ветвистой сеткой жилок
Подернут гладкий скат спины!

"Аничков мост" Владимир Нарбут (1913)

Лошадь влекли под уздцы на чугунный
Мост. Под копытом чернела вода.
Лошадь храпела, и воздух безлунный
Храп сохранял на мосту навсегда...
Все пребывало. Движенья, страданья -
Не было. Лошадь храпела навек.
И на узде в напряженьи молчанья
Вечно застывший висел человек.

Александр Блок

Веленью мастера покорны,
Пройдя чистилище огня,
Взвились на воздух вихрем чёрным
Четыре бронзовых коня! . .

И в тот же миг четыре юных
Могучих всадника, с земли
Вскочив, поводья, словно струны,
В единоборстве напрягли! . .

Напрасно кони бьют копытом,
Сорваться с места норовят,
И ржут, и прядают сердито,
И рвут поводья и храпят! . .

Но мышцы юношей могучих
Сноровка, разум и напор,
Остепеняя нрав кипучий,
Уже решают старый спор! -

Поводья натянув тугие,
Смиряют дикий нрав коня…
Так город мой смирял стихии
Воды, и стали, и огня! . .

Кони на Аничковом мосту!.. Николай Леопольдович Браун (1956)

Над Фонтанкой застыли, молчанье храня,
В разных группах четыре могучих коня.
Рядом с ними они – молодцы – удальцы.
Держат столько, уж, лет тех коней под уздцы.

Вены вздулись у ног - силам есть же предел.
Ну, еще бы рывок - этот конь бы взлетел.
Опьяненный свободой, далекой пока.
Конь не чувствует как, губы рвут удила.

А река под мостом, тихо воды несет.
И задумчиво ждет жаркой схватки исход…
Тех коней, как и нас, что-то держит всегда.
Но, когда - нибудь конь разорвет удила.

Аничков мост. Иван Александрович Солопчук

Вовсе не Анечка - Анна
Имя мосту подарила,
А инженер, подполковник,
Я расскажу, как всё было:

Звали его Михаилом.
Знали: Аничков в округе
Жил, в слободе за Фонтанкой,
И батальон - друг за друга!

В век восемнадцатый, бурный,
Строил он путь через реку.
Мост и фамилия схожи -
Слава пришла к человеку!

Мост был тогда трёхпролётным.
Башен - четыре, гранитных.
Средняя часть, что подъёмна,
Деревом пахла элитным.

А в девятнадцатом веке
Мост этот был переделан:
Башни исчезли. Русалки
Из чугуна на перилах

Вместе с морскими коньками
Зеленью дышат речною,
Будто немецкие сказки
Тихо нам шепчут с тобою!

Замерли Клодта творенья
На пьедестале из камня.
Неукротимые кони -
В бронзе отлиты созданья!

Сколько же раз вас дарили!
Место искали получше!
Вы, беспокойные кони,
Радость несёте идущим!

Видишь, скакун чистокровной
Гордой арабской породы,
Юношей вмиг укрощённый,
Смотрит в холодную воду..

Аничков мост. Маргарита Люблинская


Андрей Ефимович Мартынов. Вид Невского проспекта от Фонтанки на Адмиралтейство. 1809-10гг.


П.А. Александров. Вид старого Аничкова моста и дома Нарышкина на Фонтанке 1825 г.



Василий Семенович Садовников. Аничков мост


Иосиф Иосифович Шарлемань. Вид с Аничкова моста на дворец Белосельских-Белозерских в Санкт-Петербурге (1850-е годы)


Карл Петрович Беггров. Перспектива Фонтанки от Аничкова моста"


Луи Жюльен Жакотте. Аничков мост. 1850.


Паоло Сала. Аничков мост на Невском проспекте в сумерки.


Виктор Владимирович Меркушев. Аничков мост


Александр Александровский. Аничков мост. Фонтанка. Санкт-Петербург


Азат Галимов. Аничков мост


Евгений Малых. Санкт-Петербург. Вид на Аничков мост


Евгений Малых. Санкт-Петербург. Аничков мост


Бэгги Боем. Скульптура Аничкова моста


Олег Ильдюков. Аничков мост на Фонтанке


Биктимирова. Аничков мост


Сергей Ракутов. Аничков мост


Екатерина Шахова. Аничков мост


Оксана Пивоварова. Аничков мост


Ольга Литвиненко. Аничков мост. Зима


Сабир Тахир-оглы Гаджиев. Аничков мост


Надежда Иванова. Аничков мост