Что включает в образовательный процесс. Образовательный процесс


Образовательный процесс – это обучение, общение, в процессе которого происходит управляемое познание, усвоение общественно-исторического опыта, воспроизведение, овладение той или другой конкретной деятельностью, лежащей в основе формирования личности. Благодаря обучению происходит реализация образовательного процесса, воспитательного воздействия.


Для того, чтобы образовательный процесс был эффективным, следует различать момент организации деятельности и момент обучения в организации деятельности. Организация второй составляющей является непосредственной задачей учителя. От того, как будет построен процесс взаимодействия ученика и учителя для усвоения каких-либо знаний и информации, будет зависеть эффективность образовательного процесса.


Учитывая динамизм нашей современной жизни, можно говорить о том, что знания, умения и навыки также являются неустойчивыми явлениями, которые подвержены изменениям. Поэтому образовательный процесс должен быть построен с учетом обновления в информационном пространстве. Таким образом, содержание образовательного процесса составляет не только необходимость овладения знаниями, умениями, навыками, но и развитие психических процессов личности, формирование нравственно-правовых убеждений и действий.


Важной характеристикой образовательного процесса является его цикличность. Здесь цикл – это совокупность определенных актов образовательного процесса. Основные показатели каждого цикла: цели(глобальные и предметные), средства и результат (связан с уровнем освоения учебного материала, степенью воспитанности учащихся). Выделяют четыре цикла.


Начальный цикл. Цель: осознание и понимание учащимся основной идеи и практической значимости изучаемого материала, и освоение путей воспроизведения изучаемых знаний и метода их использования на практике.


Второй цикл. Цель: конкретизация, расширенное воспроизведение изученных знаний и их явное осознание.


Третий цикл. Цель: систематизация, обобщение понятий, использование изученного в жизненной практике.


Заключительный цикл. Цель: проверка и учет результатов предыдущих циклов с помощью контроля и самоконтроля.



  • Поэтому образовательный процесс должен быть построен с учетом обновления в информационном пространстве.


  • 2) насколько образовательный процесс является процессом введения в целостную деятельность


  • Средства обучения в коррекционно-образовательном процессе должны соответствовать процессам специального образования .


  • Ведущие тенденции современного развития мирового образовательного / процесса . Образование . Воспитание.


  • ...уровень подготовки выпускников образовательных учреждений, а также основные требования к обеспечению образовательного процесса ».


  • Сущность воспитания в структуре: образовательного процесса . Образование – это процесс передачи накопленных поколениями знаний и культурных ценностей.


  • В образовательном процессе проверка результатов воспитания проводится различными путями: 1) анализ ответов на прямо поставленные вопросы

Страница 14 из 42


9. Образовательный процесс
Образовательным процессом является специально созданное, развивающееся в границах определенной воспитательной системы взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение поставленной цели и приводящее к изменению индивидуальных качеств личности учащихся.
Процесс (от лат. processus – «продвижение») означает, во-первых, последовательную определенную смену состояния, ход развития чего-либо; во-вторых – сочетание определенных последовательных действий для достижения какого-либо результата.
Главной единицей процесса воспитания является образовательный процесс. Образовательный процесс определяет, устанавливает, формирует целостную систему педагогических взаимоотношений учителей и учащихся. Понятие «процесс воспитания» имеет значение целенаправленного формирующего влияния на развитие личностных характеристик. Понятие «образовательный процесс» отражает систему преднамеренно организованных воспитательных взаимодействий.
Задачи образовательного процесса
1. Определение мотивационной направленности познавательной деятельности учащихся.
2. Организация познавательной деятельности учащихся.
3. Формирование навыков умственной деятельности, мышления, творческих особенностей.
4. Постоянное совершенствование познавательных знаний, умений и навыков.
Основные функции образовательного процесса
1. Образовательная функция предполагает формирование стимулирующего направления и опыта практической познавательной деятельности.
2. Воспитательная функция предполагает развитие определенных качеств, свойств и отношений человека.
3. Развивающая функция предполагает становление и развитие психических процессов, свойств и отношений человека.
Основные принципы организации и функционирования образовательного процесса
1. Целостный подход к воспитанию.
2. Непрерывность воспитания.
3. Целенаправленность в воспитании.
4. Интеграция и дифференциация совместной деятельности педагогов и воспитанников.
5. Природосообразность.
6. Культуросообразность.
7. Воспитание в деятельности и в коллективе.
8. Последовательность и систематичность в обучении и воспитании.
9. Единство и адекватность управления и самоуправления в педагогическом процессе.
В классическую структуру образовательного процесса входит шесть компонентов.
1. Цель – выработка педагогом и учеником конечного результата взаимодействия.
2. Принципы – определение основных направлений.
3. Содержание – часть опыта поколений.
4. Методы – действия педагога и учащихся.
5. Средства – способы работы с содержанием.
6. Формы – логическая завершенность процесса.
Содержание образовательного процесса – это конкретный ответ на вопрос, чему учить, какие знания отобрать из всех богатств, накопленных человечеством, является основой для развития учащихся, формирования их мышления, познавательных интересов и подготовки к трудовой деятельности, определяется учебными планами, учебными программами по предметам. Учебный план показывает, какова продолжительность учебного года, а также длительность четвертей и каникул, полный перечень предметов, распределение предметов по годам обучения; количество часов по каждому предмету и т. д. По предметам составляются учебные программы, в основе которых лежит учебный план.
Можно определить, что образовательный процесс – это целенаправленный, социально обусловленный и педагогически организованный процесс развития личности обучаемых.
Под содержанием образовательного процесса следует понимать ту систему научных знаний, практических умений и навыков, а также мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, которыми необходимо овладеть учащимся в процессе обучения, это та часть общественного опыта поколений, которая отбирается в соответствии с поставленными целями развития человека и в виде информации передается ему.
Существуют различные формы образовательного процесса, которые представлены в виде внешнего выражения педагогического взаимодействия учителя и учащихся и характеризуются количеством участников педагогического взаимодействия, временем и порядком его осуществления. К формам организации образовательного процесса относят классно-урочную форму, которую отличают следующие особенности.
1. Постоянный состав учащихся одного возраста.
2. Каждый класс работает в соответствии со своим годовым планом.
3. Каждый урок посвящается только одному предмету.
4. Постоянное чередование уроков (расписание).
5. Педагогическое управление.
6. Вариативность деятельности.
Урок – это временной период учебного процесса, который является завершенным в смысловом, временном и организационном отношении и на котором решаются задачи образовательного процесса.
Таким образом, имея представление об основном категориальном аппарате педагогики, можно сказать, что все эти понятия находятся в постоянном развитии в поисках эффективного решения, неразрывно связаны и представляют единую неразрывную систему педагогической науки.

Педагогический процесс как система

Процесс (лат. processus – прохождение, продвижение) – закономерное, последовательное изменение явления, его переход в другое явление.

Педагогический процесс – специально организованное развивающееся взаимодействие педагога и воспитанников, направленное на достижение целей образования, становление личности и индивидуальности воспитуемых.

В педагогических трудах используются также термины «учебно-воспитательный процесс» и «образовательный процесс», чаще как синонимичные понятию «педагогический процесс», хотя делаются попытки развести содержание данных понятий.

Педагогический процесс представляет собой систему, состоящую из ряда подсистем, взаимосвязанных друг с другом – см. рисунок 1.

Рисунок 1 – Педагогический процесс как система (по И. П. Подласову)

Система педагогического процесса не сводима ни к одной из своих подсистем, в ней слиты воедино процессы формирования, развития, воспитания и обучения вместе со всеми условиями, формами и методами их протекания. При этом каждая из подсистем имеет свои особенные черты.

Процесс обучения – систематическое целенаправленное взаимодействие преподавателя и учащегося, направленное на присвоение последним знаний, умений и навыков, способов самообразования.

Процесс воспитания – систематическое целенаправленное взаимодействие преподавателя и воспитанников, направленное на присвоение последними системы отношений к миру и самому себе.

Процесс развития – систематическое целенаправленное взаимодействие педагога и обучаемого, направленное на стимулирование физического и психического развития последнего.

Педагогический процесс представляет собой не механическое соединение процессов обучения, воспитания и развития, отдельных их компонентов, а качественно новое образование, характеризующееся целостностью, общностью, единством.

Педагогический процесс может быть проанализирован и с позиций деятельностного подхода. В приведенных выше определениях педагогического процесса и составляющих его процессов обучения, воспитания и развития прослеживается взаимодействие двух субъектов , подчеркивается важность так называемых субъект-субъектных отношений . Педагогическая деятельность имеет существенное отличие от других видов трудовой деятельности, она направлена на особый «объект» – воспитанника, являющегося субъектом педагогического процесса. Действительные результаты педагогической деятельности могут быть достигнуты только в том случае, если преподаватель сумел обеспечить взаимодействие с учащимся, включить его в деятельность и общение, соответствующие педагогическому замыслу. То есть педагогическая деятельность – это своеобразная метадеятельность, связанная с организацией деятельности другого человека. Причем речь идет именно о деятельности студента (не о действиях, совершаемых по указанию преподавателя), что невозможно без мотивации и целевых установок обучаемого.

Основными общими характеристиками педагогического процесса являются: целенаправленность, системность, двусторонний характер, динамизм, творческий характер, целостность.

Специфика педагогического процесса в высшей школе

· целевая установка на профессиональную подготовку;

· более широкое взаимодействие преподавателей и студентов;

· тесная связь с научным исследованием;

· выше доля самостоятельной работы студентов;

· задачи воспитания решаются преимущественно в учебном процессе;

· сочетание теоретической и практической подготовки студентов.

Основными компонентами педагогического процесса (см. рис. 2) являются следующие:

· целевой (цели и задачи),

· организационно-деятельностный (методы, формы, средства),

· контрольно-результативный (контроль и диагностика качества результатов образования).

Педагогические цели и задачи подразделяются на иерархически связанные общие (обучение, воспитание, развитие), особенные (решаемые средствами преподаваемого предмета), частные (решаемые средствами конкретного занятия).

Рисунок 2 – Структура педагогического процесса (по В. И. Смирнову)

Функции, движущие силы, этапы педагогического процесса

При выборе содержания и способов педагогического взаимодействия педагог должен ориентироваться на:

· мотивирование деятельности обучаемых (воспитанников);

· стимулирование их развития (интеллектуального, духовного, физического);

· активизацию деятельности студента, самореализацию им своих возможностей и способностей;

· гуманистический характер взаимоотношений с обучаемыми;

· обеспечение присвоения студентами не только знаний, умений и навыков, но системы ценностных отношений к окружающему миру и самому себе.

В реальном педагогическом процессе всегда реализуются обучение, воспитание, развитие. Тем не менее широкое употребление имеют словосочетания: учебный процесс, воспитательная работа, развивающее обучение, воспитывающее обучение. Что они означают? Ответ на вопрос следует искать в понимании функций педагогического процесса как целостного педагогического явления.

Функция педагогического процесса – назначение, роль, ради которой возник и существует организованный и целенаправленный педагогический процесс. Выделяют следующие функции педагогического процесса: обучающая, воспитательная, развивающая, контролирующая, социализирующая, а также методологическая, методическая, профессиональная. Последние три функции в большей мере присущи педагогическому процессу в высшей школе. Обучающая функция реализуется через организацию присвоения обучаемым знаний и способов деятельности. Воспитательная функция заключается в ценностно-смысловой ориентации педагогического процесса, в развитии системы ценностных отношений к миру и самому себе. Развивающая функция связана с обеспечением развития у обучающихся физических качеств, познавательных процессов, активности, интересов, способностей. Социализирующая функция проявляется в приобретении опыта совместной деятельности, овладении системой общественных отношений и социально приемлемого поведения Функция контроля служит обеспечению обратной связи в педагогическом процессе (педагог получает информацию о ходе процесса и его результатах и корректирует педагогический процесс, обучающийся, рефлексируя, оценивает свои достижения и промахи).

Методологическая функция связана с ориентацией учебного процесса на развитие научного мировоззрения студентов, включающего представления о принципах и методах научного познания. Методическая функция связана с необходимостью учета специфики преподаваемой дисциплины при разработке содержания и методики проведения занятий. Профессиональная функция означает ориентацию педагогического процесса (не только по дисциплинам профессионального блока, но и по общеобразовательным) на приобретаемую студентами профессию.

Специфика педагогического процесса связана с доминированием тех или иных функций. Так, ведущей функцией учебного процесса является обучающая, а сопутствующими – воспитательная и развивающая. Доминирующей функцией воспитательной работы является воспитательная, сопутствующими – обучающая и развивающая. Термин развивающее обучение означает целенаправленную работу педагога по развитию обучаемых (например, по формированию и развитию логических умений). Воспитывающее обучение связано со специальной организацией осмысления студентами тех или иных ценностных ориентиров (приобретением ими собственного смысла тех или иных ценностей).

Доминирование той или иной функции педагогического процесса накладывает свой отпечаток на специфику содержания, форм, методов, средств обучения и воспитания.

Педагогический процесс есть развивающееся взаимодействие двух субъектов. Противоречия , объективно возникающие в этом взаимодействии, и являются движущими силами , то есть источниками развития. Это два рода противоречий: а) между усложняющимися задачами, которые ставит педагог, и возможностями студента в их решении, б) между обновляющимися потребностями воспитанника и регулируемыми педагогом возможностями их удовлетворения.

Первого рода противоречия имеют разные варианты: между наличным и требуемым уровнем знаний студентов, между знаниями и умениями их применять по образцу, между знаниями, умениями действовать по образцу и осуществлением творческой деятельности, между уровнями сформированности отношений (более высоким, требуемым, и более низким, наличным).

Второго рода противоречия связаны с необходимостью учета педагогом возрастных и индивидуальных особенностей студентов, уровня их мотивации, познавательной и иной активности. Этапами целостного педагогического процесса являются:

1) проектирование (определение целей, задач, составление планов, рабочих программ);

2) подготовка (моделирование процесса с учетом реальных условий);

3) организация (осуществление совместной деятельности педагога и студентов, определение ее эффективности);

4) корректировка (внесение изменений);

5) подведение итогов (диагностика результатов, выявление успехов и неудач, определение их причин, перспектив).

Воспитательные системы

Следует обратить внимание на то, что педагогический процесс как система не идентичен системе протекания процесса. К системам, в которых осуществляется педагогический процесс, относятся система образования в целом, региональная система образования, вуз, факультет и др. Такие системы получили название воспитательных (или образовательных). Каждая из этих систем функционирует в определенных внешних и внутренних условиях.

Воспитательная система образовательного учреждения (рис. 3) включает следующие компоненты: «цели, выраженные в исходной концепции (то есть совокупность идей, для реализации которых она создается); деятельность, обеспечивающая ее реализацию; субъект деятельности, ее организующий и в ней участвующий; рождающиеся в деятельности и общении отношения, интегрирующие субъект в некую общность; среда системы, освоенная субъектом, и управление, обеспечивающее интеграцию компонентов в целостную систему, и развитие этой системы» (Караковский В. А., Новикова JI. И., Селиванова И. Л. Воспитание? Воспитание... Воспитание!: Теория и практика школьных воспитательных систем. М., 1996).

Рисунок 3 – Воспитательная система образовательного учреждения

Функционирование воспитательной системы вуза обеспечивает координацию взаимодействия всех се субъектов, к которым относятся не только преподаватели и студенты (как в педагогическом процессе), но и управленческие работники разных уровней (ректор, проректоры, деканы, заведующие кафедрой), вспомогательный персонал (инженеры, методисты, секретари, лаборанты), представители различных служб.

Воспитательная система вуза складывается из ряда соподчиненных подсистем, каждая из которых при общих целевых установках (общей образовательной политике) имеет свои особенности, это воспитательные системы вуза в целом, факультетов, курсов, групп.

Мотивация учения

Мотивация учения:

– совокупность мотивов учебной деятельности обучаемого;

– процесс побуждения к активной познавательной деятельности.

Познавательный интерес:

− положительное, эмоционально окрашенное отношение субъекта к процессу познания и его результатам.


Мотивация учения: стимулы познавательного интереса

1. Личность преподавателя

· увлеченность предметом;

· увлеченность преподаванием;

· живость, эмоциональность;

· логичность, доказательность рассуждений;

· заинтересованность в успехах обучающихся;

· опыт работы по специальности;

· разнообразие интересов;

· чувство юмора.

· профессиональная направленность содержания;

· доступность;

· яркие факты, занимательный материал;

· примеры из собственного опыта работы;

· примеры из студенческой практики;

· проблемность;

· показ перспектив в обучении;

· значимость материала в жизни студентов;

· парадоксальность;

· формирование общеучебных и интеллектуальных умений

3. Организация деятельности:

· разнообразие методов, приемов, форм, технологий организации деятельности студентов;

· свобода выбора;

· игра, соревновательность;

· наглядность;

· дискуссионность;

· практическая направленность;

· организация деятельности в контексте профессиональной;

· создание ситуации успеха;

· поощрение достижений;

· использование других интересов.

4. Особенности группы:

· интеллектуальный фон группы;

· уровень проявления интереса к учению;

· наличие других мотивов, принятых в группе.

Образовательный процесс

Образовательным процессом является специально созданное, развивающееся в границах определœенной воспитательной системы взаимодействие воспитателœей и воспитанников, направленное на достижение поставленной цели и приводящее к изменению индивидуальных качеств личности учащихся.

Процесс (от лат. processus – ʼʼпродвижениеʼʼ) означает, во-первых, последовательную определœенную смену состояния, ход развития чего-либо; во-вторых – сочетание определœенных последовательных действий для достижения какого-либо результата.

Главной единицей процесса воспитания является образовательный процесс. Образовательный процесс определяет, устанавливает, формирует целостную систему педагогических взаимоотношений учителœей и учащихся. Понятие ʼʼпроцесс воспитанияʼʼ имеет значение целœенаправленного формирующего влияния на развитие личностных характеристик. Понятие ʼʼобразовательный процессʼʼ отражает систему преднамеренно организованных воспитательных взаимодействий.

Задачи образовательного процесса

1. Определœение мотивационной направленности познавательной деятельности учащихся.

2. Организация познавательной деятельности учащихся.

3. Формирование навыков умственной деятельности, мышления, творческих особенностей.

4. Постоянное совершенствование познавательных знаний, умений и навыков.

Основные функции образовательного процесса

1. Образовательная функция предполагает формирование стимулирующего направления и опыта практической познавательной деятельности.

2. Воспитательная функция предполагает развитие определœенных качеств, свойств и отношений человека.

3. Развивающая функция предполагает становление и развитие психических процессов, свойств и отношений человека.

Основные принципы организации и функционирования образовательного процесса

1. Целостный подход к воспитанию.

2. Непрерывность воспитания.

3. Целœенаправленность в воспитании.

4. Интеграция и дифференциация совместной деятельности педагогов и воспитанников.

5. Природосообразность.

6. Культуросообразность.

7. Воспитание в деятельности и в коллективе.

8. Последовательность и систематичность в обучении и воспитании.

9. Единство и адекватность управления и самоуправления в педагогическом процессе.

В классическую структуру образовательного процесса входит шесть компонентов.

1. Цель – выработка педагогом и учеником конечного результата взаимодействия.

2. Принципы – определœение базовых направлений.

4. Методы – действия педагога и учащихся.

5. Средства – способы работы с содержанием.

6. Формы – логическая завершенность процесса.

Содержание образовательного процесса - ϶ᴛᴏ конкретный ответ на вопрос, чему учить, какие знания отобрать из всœех богатств, накопленных человечеством, является основой для развития учащихся, формирования их мышления, познавательных интересов и подготовки к трудовой деятельности, определяется учебными планами, учебными программами по предметам. Учебный план показывает, какова продолжительность учебного года, а также длительность четвертей и каникул, полный перечень предметов, распределœение предметов по годам обучения; количество часов по каждому предмету и т. д. По предметам составляются учебные программы, в базе которых лежит учебный план.

Можно определить, что образовательный процесс - ϶ᴛᴏ целœенаправленный, социально обусловленный и педагогически организованный процесс развития личности обучаемых.

Под содержанием образовательного процесса следует понимать ту систему научных знаний, практических умений и навыков, а также мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, которыми крайне важно овладеть учащимся в процессе обучения, это та часть общественного опыта поколений, которая отбирается в соответствии с поставленными целями развития человека и в виде информации передается ему.

Существуют различные формы образовательного процесса, которые представлены в виде внешнего выражения педагогического взаимодействия учителя и учащихся и характеризуются количеством участников педагогического взаимодействия, временем и порядком его осуществления. К формам организации образовательного процесса относят классно-урочную форму, которую отличают следующие особенности.

1. Постоянный состав учащихся одного возраста.

2. Каждый класс работает в соответствии со своим годовым планом.

3. Каждый урок посвящается только одному предмету.

4. Постоянное чередование уроков (расписание).

5. Педагогическое управление.

6. Вариативность деятельности.

Урок - ϶ᴛᴏ временной период учебного процесса, который является завершенным в смысловом, временном и организационном отношении и на котором решаются задачи образовательного процесса.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, имея представление об основном категориальном аппарате педагогики, можно сказать, что всœе эти понятия находятся в постоянном развитии в поисках эффективного решения, неразрывно связаны и представляют единую неразрывную систему педагогической науки.

Образовательный процесс - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Образовательный процесс" 2017, 2018.