Чудодейственная икона Моление о чаше. Ангел гефсимании Камень моления о чаше в гефсиманском саду

Образ, также называемый «Гефсиманское моление», показывает Господа Иисуса Христа в момент последних размышлений перед арестом, страданиями, распятием и смертью. На иконе Он Сам молится Своему Небесному Отцу перед страшными муками, на которые должен идти ради спасения всего человечества, даже возможности спастись тем, кто будет убивать Его.

Икона показывает, что Христос, Всемогущий Господь Вседержитель, был не чужд человеческой слабости, чувству страха, боли. Перед этим образом, отражающим переломный момент в земной жизни Христа и в истории всего человечества, многие молятся в тоске и депрессии, при принятии судьбоносных решений, необходимости сделать важный выбор.

СОБЫТИЯ И ОСОБЕННОСТИ СЮЖЕТА

«Моление о Чаше» - иллюстрация молитвы Господа Иисуса Христа в Гефсиманском саду неподалеку от Иерусалима, куда Он пришел помолиться в одиночестве перед страданиями. Это образ, чья композиция и сюжет широко распространены в западноевропейской живописи — очевидно, он происходит из иллюстраций к Библии. В православной же иконописи указание о написании иконы Иисуса, молящегося в Гефсимании, содержится лишь в иконописном подлиннике (сборник описаний сюжетов икон) авторства афонского монаха — «Ерминии» начала XVIII века.

Художники и иконописцы при создании «Моления о Чаше» обычно точно следуют евангельскому повествованию, отражая все детали, сообщенные евангелистами.

В композиции всегда акцентируется одиночество Господа Иисуса Христа — так, что зачастую другие действующие лица незаметны. Христос всегда стоит на коленях в центре образа, а на иконе в стиле «академической школы» (живописная манера, которая передает светотень и имеет фотографические черты) Он ярко освещен Небесным Светом от ангела с Чашей в руке, Сам Его Лик, поднятый к Небу, словно сияет, а остальная часть иконы тонет в темноте. Руки Христа воздеты в молитве или сцеплены на камне в молитвенном жесте.

По словам евангелистов, Христос молился трижды, до кровавого пота. В первой молитве Он просил Бога Отца о том, чтобы не пить Чашу страданий, говоря в то же время, чтобы совершилось так, как хотел того Бог. Христос выражал свой страх, тоску перед мучениями. Затем Он молился с полной покорностью воле Божией и пониманием, что Ему не миновать мучений. Евангелист Лука пишет, что в это время Бог Отец послал Ему Ангела, поддержавшего Христа. В третий раз Господь повторил слова Своего принятия воли Божией и обратился к ученикам, разбудив их и сказав, что приближается предатель, который отдаст Его в руки грешников. Он даже призвал учеников идти вместе с Ним, чтобы отдаться в стражникам Самому.

Ангел, несущий с Неба золотую Чашу, находится в верхнем углу образа, иногда обозначен только его силуэт. Согласно Священному Преданию, сам Архангел Гавриил благодатью Божией укреплял неслышимой беседой Христа в эту тяжелую ночь начала Его страданий за человечество. Чаша — символ этих страданий и смерти, необходимых для очищения прошлых и будущих грехов всего человечества, каждого, кто поверит в Бога, раскается в своих грехах и призовет Его в молитве.

На заднем плане видны фигуры солдат и Иуды, идущего, чтобы предать Христа в руки стражи за тридцать сребренников, отданных ему фарисеями. Именно они стремились погубить Христа из зависти за любовь народа к Нему.

Неподалеку от молящегося Господа лежат апостолы, которые спали «от печали», то есть утомившись переживаниями за судьбу Иисуса Христа, которого преследовали враги. Значение изображения апостолов в воплощении слов Христа: чтобы не впасть в грех, нужно молиться и духом бодрствовать, не спать, ведь дух бодр, а тело немощно. Так сон учеников, которые после ареста Христа разбежались, противопоставляется молитве Христа, в которой Бог Отец укрепил Его.

Евангельские строки, описывающие молитву Христа в Гефсиманском саду, вдохновляли на размышления многих творцов на протяжении веков. Необычна эта икона, необычно событие: Иисус Христос, Господь Вседержитель, Которого просят о помощи миллиарды людей, Сам испытывает человеческие чувства страха и тоски, Сам молится Своему Отцу. Сейчас по благодати Божией многие люди понимают весь смысл событий земной жизни Господа, поясненный Церковью. Но как сложно представить одиночество Христа, непонимание апостолов, равнодушие и злобу распинающих и истязающих его людей!

ЗНАЧЕНИЕ ИКОНЫ И БОГОСЛОВСКИЙ СМЫСЛ ЕВАНГЕЛЬСКОГО СОБЫТИЯ

Господь и Бог наш Иисус Христос соединил две природы в Себе. Первую — Божественную, которую Он имел от начала времен как Единородный Сын Бога-Отца — Слово Божие, Им же всё в мире и сотворено. Вторую природу — человеческую, которую Он обрел, родившись от Девы Марии и действия Святого Духа. Благодаря человеческой природе, Сам Бог смог жить, как обычный человек, со всеми физиологическими и эмоциональными потребностями, и воспринимать мир, как простые смертные. Своей жизнью, самим своим принятием воли Божией о Себе, Своей смертью Он доказал, что обычный человек со всеми слабостями его природы способен при помощи Божией победить искушения, струсить перед врагами ради других людей, сохранить верность Богу и сохранить в опасности себя как личность.

Образ не только отражает страшный и удивительный момент в земном пути Христа, но и учит нас, обычных людей, стойкости, умению понять и принять волю Божию, молитве.

Эта икона дает нам видеть и чувствовать состояние человеческой природы нашего Господа: боязнь, сомнения, просьбы к Богу об избавлении от мук, тоска одиночества и приближающиеся страшные страдания… Господь знает о приближении предателя со стражниками, но не выбирает иного места для молитвы, доверяя правильности Божиих решений. Трепет человеческой плоти и сильные эмоции, соединенные с крепкой верой, благородством, обращением к Богу Отцу — вот что выражают иконописцы в изображении Христа на иконе.

Христос воплотился на Земле ради возвращения человечества в потерянный по грехам рай. Он Один должен был восстановить Божественную справедливость, нарушенный грехом человека ход мироздания, отдав Себя, Единственного Безгрешного Богочеловека в жертву искупления грехов человечества. И перед главным событием Своей земной жизни — а она была очень трудна, Господь скитался по земле, терпел непонимание и насмешки людей, даже их неблагодарность в ответ на Его чудеса — Он ощущал только одиночество.

Ученики оставили Его, поддавшись усталости. Его Мать была слишком слаба, чтобы удержать, уговорить столь многих людей от зложелательства и жестокости. Божественная воля Его возложила на Него тяжесть грехов людских, а человеческая сущность Господа Иисуса, Его слабость так влияла на Него, что Он был готов отказаться в последний момент от Своего предназначения, от восстановления в раю триллионов людей скончавшихся и будущих поколений.

КАК В СВОЕЙ ЖИЗНИ РЕАЛИЗОВАТЬ УРОКИ ОБРАЗА

Каждый из нас не знает полностью замысла Бога о нашем пути. Не всегда мы делаем и верный выбор, и принимаем правильные решения на жизненном пути. Не знаем мы, отчего Господь задумал для нас именно такие трудности — а трудные жизненные уроки неизбежно встречаются на пути каждого человека.

Но чтобы быть истинным учеником Христа, идти по жизни праведно, чтобы достичь Царствия Небесного со Христом — нужно молиться Богу, просить Его просветить наше сердце в решениях и выборе. Нужно не испытывать бессильной злобы в обстоятельствах, на которые мы не можем повлиять, но верить и доверять Господу. Наша человеческая природа противится трудностям, болезням, несчастьям и самой смерти. Но все мы должны выпить Чашу своей жизни, дарованную нам Богом, подчиниться воле Бога о нас и довериться Ему даже в страданиях.

Чтобы вновь вспомнить о страданиях и трудном даже для Господа Иисуса выборе православные верующие люди молятся в трудных обстоятельствах, скорбях и при сложном выборе перед святым ликом. Господь обязательно пошлет молящимся свою поддержку и просветит советом, поданным в вашей душе. Люди, принявшие такую помощь, свидетельствуют, что в душе является словно понимание единственно верного решения или будто новая идея, которая и принимается ими.

О ЧЕМ МОЛЯТСЯ ПЕРЕД ИКОНОЙ

Особую честь иконе «Моление о Чаше» воздают в Страстной (Чистый) Четверг перед Пасхой, на Страстной Седмице. В этот день, за сутки до Распятия Господа, и творилась Им молитва в Гефсиманском саду. Обычно в этот день образ выносится на середину храма.

Молитва перед этой иконой укрепляет веру любого человека, способствует духовному становлению. Искушения, соблазны, трудности появляются у каждого человека, даже у праведников и святых, но важно, как человек преодолевает их и какие уроки при этом извлекает.

Молитва Господу Иисусу Христу перед иконой «Моление о Чаше» помогает в самых трудных духовных ситуациях:

    • Когда нужно побороть отчаянье, депрессию, уныние;
    • В непонимании и тоске от одиночества;
    • В подражании Христу исполнением своего долга при любых трудностях, колебаниях и страхах, даже когда нет сил и остаются только сомнения — обращайтесь ко Господу за помощью, чтобы пройти свой жизненный путь;
    • В необходимости принять правильное решение;
    • Во время любого трудного жизненного выбора.

Молиться перед иконой «Моление о Чаше» можно несколькими молитвами.
Первая — известная всем молитва «Отче наш».
Вторая — сильная молитва словами Самого Иисуса Христа, обращенными Им к Богу Отцу во время Гефсиманского моления, направленными на человеческие нужды:

«Господь и Отец мой, если можно, пусть пройдет мимо меня Чаша этих страданий — но пусть будет не как я по слабости своей хочу, но как Ты хочешь. Отец мой, если не может эта Чаша миновать меня, чтобы мне не пить этих страданий, пусть будет воля Твоя на все».

Третья молитва перед ликом читается в скорбях, при приближающихся страданиях, а также «перед подвигом» — в ходе военных действий или в мирное время, когда нужно защитить других людей, проявить отвагу:

«Указанную Тебе Богом Отцом Чашу страданий за грехи человеческого рода готовившись выпить, Ты, о Господь Иисус Христос, Бог наш, в саду Гефсиманском трижды молился: «Если возможно, да минует Меня чаша это: впрочем, не Моя воля, но Твоя да будет». Когда же призовет нас Господь совершить подвиг или трудные жизненные обстоятельства появятся на нашем пути, эта молитва будет на устах у нас, будем повторять ее, бодрствовать духом и петь всю жизнь нашу: Аллилуйя».

Да хранит Вас милостивый и знающий все немощи человеческие Господь наш Иисус Христос!

Совершив Тайную вечерю и причастив Своих учеников, Господь Иисус Христос пошел с ними в Гефсиманский сад. Это было в четверг вечером, за день до иудейского праздника Пасхи. Уютный Гефсиманский сад, густо усаженный оливковыми деревьями, некогда принадлежал праотцу Спасителя, царю Давиду. Находясь на западном склоне Елеонской горы, сад возвышался над Иерусалимом, и с него открывался живописный вид на Храм и окружающие его великолепные постройки. Когда Господь посещал Иерусалим, Он неизменно собирался со Своими учениками в Гефсиманском саду. Зная это, Иуда, один из апостолов (который покинул Тайную вечерю, чтобы предать Спасителя) решил именно сюда привести стражу, чтобы они могли здесь арестовать Христа.

Зная о приближении воинов, Господь стал готовиться к предстоящему суду у первосвященников и к Своей крестной смерти. Чувствуя необходимость молитвы в этот решающий момент, Господь сказал апостолам: «Сидите тут, пока Я помолюсь.» Отойдя на небольшое расстояние, Господь начал скорбеть и тосковать. «Душа Моя скорбит смертельно, - сказал Он находящимся невдалеке апостолам Петру, Иакову и Иоанну. - Побудьте здесь и бодрствуйте со Мною.» Потом, немного отойдя, Он пал на лице Свое и начал молиться: «Отче Мой! Если возможно, да минует Меня чаша сия. Впрочем не как Я хочу, но как Ты.» Молитва эта была столь напряженной, что по описанию евангелистов, пот, как капли крови, стекал с Его лица на землю. В это время невероятной внутренней борьбы явился к Иисусу Ангел с Неба и стал укреплять Его.

Никто не может постичь всю тяжесть скорбей Спасителя, когда Он готовился к крестным страданиям для искупления грешного человечества. Нет надобности отрицать естественный страх смерти, потому что Ему, как человеку, были известны обычные человеческие тягости и болезни. Обычным людям естественно умирать, но для Него, как совершенно безгрешного, смерть была противоестественным состоянием.

При этом внутренние страдания Христа были особенно невыносимы потому, что в это время Господь брал на Себя все непосильное бремя грехов человечества. Мировое зло всей своей непосильной тяжестью как бы придавило Спасителя и наполнило Его душу невыносимой скорбью. Ему, как нравственно совершенному, было чуждо и омерзительно даже малейшее зло. Беря на Себя людские грехи, Господь вместе с ними брал на Себя и вину за них. Таким образом то, что должен был претерпеть каждый из людей за свои преступления, сосредоточивалось теперь на Нем Одном. Очевидно, что скорбь Христа усиливалась от сознания того, насколько ожесточилось большинство людей. Многие из них не только не оценят Его бесконечную любовь и величайший подвиг, но будут смеяться над Ним и со злобой отвергнут предлагаемый им праведный путь. Грех они предпочтут праведному образу жизни, а людей, жаждущих спасения, они будут преследовать и убивать.

Переживая это, Господь трижды молился. В первый раз Он просил Отца удалить от Него чашу страданий; во второй раз Он изъявил готовность следовать воле Отца; после третьей молитвы Спаситель сказал: «Да будет воля Твоя!»

С богословской точки зрения, внутренняя борьба, которую Господь Иисус Христос претерпел в Гефсиманском саду, со всей очевидностью обнаруживает две самостоятельные и цельные сущности в Нем: Божескую и человеческую. Его Божественная воля, была во всем согласна с волей Его Небесного Отца, желающего спасти людей Своими страданиями, а Его человеческая воля естественно отвращалась от смерти как от удела грешников и желала найти другой путь спасения людей. В конечном итоге, укрепленная прилежной молитвой, Его человеческая воля подчинилась Его божественной воле.

Восстав от молитвы, Господь подошел к апостолам, чтобы предупредить их о приближении предателя. Застав их спящими, Он кротко упрекает их: «Вы все еще спите и почиваете? Вот приблизился час и Сын Человеческий предается в руки грешников. Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение. Дух бодр, плоть же немощна» (Марк 14:38). Как могло случиться, что ученики уснули в такой решающий момент? Это произошло, очевидно, от чрезмерной печали. Они смутно понимали, что какая-то ужасная трагедия вот-вот произойдет, и не знали, как отвратить ее. Известно, что сильные переживания могут настолько истощить нервную систему, что человек теряет волю к сопротивлению и старается забыться сном.

Однако Господь убеждает Своих учеников, а в их лице и всех христиан не отчаиваться ни при каких трудных обстоятельствах, а бодрствовать и прилежно молиться. Бог, видя веру человека, не допустит уповающему на Него впасть в искушение сверх его сил, а непременно поможет ему.

Евангелист Лука, описывая гефсиманское моление, упоминает об одном эпизоде, который отсутствует в других Евангелиях. А именно: во время моления Христа в Гефсиманском саду «явился… Ему Ангел с небес и укреплял Его» (Лк. 22: 43). Вроде бы ничего необычного, текст привычен нам, и мы не воспринимаем его критически. А между тем данный эпизод затрагивает важную богословскую проблему: может ли Творец всего принимать укрепление от твари? Ответ на этот вопрос находится в Предании Православной Церкви. В данном контексте под словом «Предание» мы понимаем не только мысли святых отцов, но и иконографию сюжета «Молитва в Гефсиманском саду» в православной иконе. Важным для анализа темы представляется сопоставление христианских образов Востока и Запада.

Святитель Афанасий Александрийский, живший в IV веке, говорит об ангельском укреплении в несколько апофатических тонах; он пишет, что Христос был «как бы ободряемый и утешаемый им» , то есть не в прямом смысле, но неким прикровенным образом. Более определенно по этому поводу пишет святитель Епифаний Кипрский, он говорит о том, что не нуждался Сущий Бог в укреплении, но «дабы исполнилось сказанное в великой песне Моисея, воспетой в пустыне, где он говорил: “Поклонятся Ему все сыны Божии и да укрепят Его Ангелы Божии” (Втор. 32: 43)» . Примечательно, что именно эти слова отсутствуют в Масоретском тексте Библии, в том самом тексте Ветхого Завета, который вплоть до X века по Р.Х. редактировали иудеи-масореты, «подчищавшие» пророческие и мессианские места. Не остался без внимания и рассматриваемый фрагмент, из которого исчезли упоминания о поклонении сынов Божиих и укреплении ангелов . Но что это было за укрепление?

В образе, представленном святителем Епифанием, ангелы являются не укрепляющими, но укрепляемыми: «Потому что в них крепло славословие к тому, чтобы славить Бога, так как Он прославляется непрестанно от ангелов небесных и духовных животных, вопиющих и говорящих: “Тебе принадлежит сила, Твоя держава, Тебе принадлежит крепость” (1 Пар. 29: 11–12)». Ангел, воспевая молитву Спасителю, возвещает Его собственную крепость, бывшую от начала, – в этом и явилось укрепление от ангела . Ту же мысль высказывает и святитель Иоанн Златоуст; он говорит, что не силу получил Христос от ангела, но пение, и даже более – славословие: «Твое, Господи, царство и сила» . Интересную мысль мы находим у блаженного Феофилакта; он говорит, что пение ангела восхваляло домостроительство Господне: победу над смертью и крепость Господню, с которой Спаситель совершил это дело, и в пении ангела звучали слова: «Твоя, Господи, крепость!» . То есть, дополняя святителя Епифания, блаженный Феофилакт говорит о крепости Господней, явившейся в воплощении и спасении . Примечательно, что святитель Димитрий Ростовский даже говорит об имени этого ангела. Он считает, что им был архангел Гавриил, «ибо имя Гавриил значит “крепость Божия”» .

Интересно, что споры вокруг толкования этого маленького эпизода с новой силой вспыхнули в эпоху V Вселенского Собора. Дело в том, что в догматической системе Феодора Мопсуестийского Христос постоянно «возрастал духовно» – через преодоление искушений, и ангелы в некоторой мере помогали в этом Христу. В числе прочих нечестивых сочинений Феодора на V Вселенском Соборе были рассмотрены фрагменты с ложным толкованием Гефсиманского борения.

В них Феодор пишет: «Почему Он нуждался в пришествии и явлении ангела, который во время испытания восставлял Его дух, укреплял Его бодрость, воодушевлял Его на предстоящую неизбежность страдания, располагал Его к мужественному перенесению мучений, воспламенял Его на терпеливое преодоление зол, показывал плод от перенесения настоящих мук – имеющую последовать после страданий перемену Его состояния на доброе состояние славы? Ибо кто, по слову евангелиста, укреплял Его, то есть ангел, тот этими словами придавал Ему мужества и убеждал Его стать выше природной слабости и, укрепляя Его мысли, делал Его мужественнее» . И далее: «Объятый во время страданий сильным страхом нуждается в явлении ангела, укрепляющего Его для перенесения и преодоления угрожающих зол (Лк. 22: 43)» .

И когда прочитаны были эти фрагменты, святой Собор воскликнул: «Это мы уже осудили; это уже мы предали анафеме; анафема Феодору Мопсуестийскому, анафема Феодору и его писаниям. Они чужды Церкви; они чужды православным; они чужды отцам; они полны нечестия; они чужды соборам; они восстают на Священное Писание; один Феодор, один Иуда» .

Как видим, сочинения Феодора с подобным толкованием были осуждены V Вселенским Собором. Удивительно, как Феодор Мопсуестийский и святитель Иоанн Златоуст, будучи когда-то очень близкими друзьями и имея даже одного учителя, столь сильно разошлись в понимании Писания, причем один был прославлен Церковью, а другой осужден ею.

Но не только Феодора осудил святой Собор – он также осудил и сочинения блаженного Феодорита Кирского, написанные против святителя Кирилла Александрийского. И среди этих осужденных произведений мы находим такой отрывок: «Итак, кому мы припишем следующее… Кому неведение и страх, кто нуждался в помощи ангелов? Если это свойства Бога Слова, то таким образом мудрость обнаруживает неведение» . И хотя сам блаженный Феодорит не был осужден, но эти произведения были преданы анафеме.

Итак, в рассматриваемом вопросе мы обнаруживаем, что святые отцы отвергают суждение, будто Создатель получал помощь от твари. Но архангел Гавриил воздавал славословие Творцу, воспевая не только Его Божественную крепость, но и крепость, которую Он явил в человеческом естестве. И в этом пении сам ангел укреплялся, подавая нам пример в прославлении Творца.

Иконография гефсиманского борения имеет византийские корни. Самые ранние из дошедших до нас образцов датируются XI–XII веками. Примечательно, что византийские образы отображают именно святоотеческое толкование этого эпизода. Так, например, в византийском Евангелиарии XI века гефсиманское борение изображается в виде трех сюжетов: а) Христос с апостолами, б) Христос восходит на гору, в) Ангел воздает хвалу и славословие коленопреклоненному Христу.

Интересно, что на данной миниатюре ангел изображается позади Христа, руки его раскрыты в молении. Внизу горы находятся одиннадцать учеников, трое из которых спят .

Похожие сюжеты встречаем:

  • в мозаиках XIII века – в соборе святого Марка,
  • на сербских фресках XIV века (Косово. Монастырь Высокие Дечаны. Неф),
  • на Афонских иконах XVI века.

Подобный сюжет встречается и на фреске храма Богоматери Перивлепты в Охриде, датируемой 1295 годом. Но на ней изображается не один, а два ангела, будто иллюстрируя уже упомянутую песнь Моисея: «Поклонятся Ему все сыны Божии и да укрепят Его Ангелы Божии» . Эту песнь, как мы помним, святитель Епифаний прообразовательно относит к явлению ангела в Гефсиманском саду. Таким образом, толкование святителем Епифанием слов Моисея нашло удивительный отклик на стенах македонского храма.

Параллельно с таким иконописным типом существовал иной, в котором фигура ангела помещалась перед Спасителем, но ладони были всё так же распростерты в молении. Так, на итальянской резной иконе 1100 года Спаситель представлен возносящим моление Отцу. От Отца же посылается ангел, который, склонив главу, славит крепость Господню. Об этом иконописном изводе пишет Дионисий Фурноаграфиот в своем «Ерминии»: «Среди вертограда с деревами Христос стоит на коленах, возведши руки и очи к небу. С лица Его каплет на землю кровавый пот. Над Ним во свете виден ангел, простерший к Нему руки».

Такой же образ встречается в Новгородской иконе XVI века и на сербских фресках XVI века.

В то время как на православном Востоке иконописцы следуют святоотеческому Преданию, на Западе идет отрыв искусства от Церкви. Эпоха Возрождения возвеличивает героев языческих мифов и легенд. Западный художник на одних картинах изображает древнегреческих богов, на других – героев Священного Писания. Конечно же, древнегреческая и древнеримская мифологии не могли не синтезироваться в воображении художника с сюжетами Священного Писания.

Каким образом у ангела в руках оказывается чаша? Неужели он хочет показать, что Христос не знает, что Ему «должно много пострадать, и быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть» (Лк. 9: 22)? Конечно, Христос знает о грядущем и Петра называет сатаной за то, что тот просит отвергнуться уготованной Отцом чаши. Так западно-католический иконографический тип моления в Гефсиманском саду не вполне соответствует святоотеческому Преданию. С течением времени данная иконография проникает и в Православную Церковь. Конечно же, мифологические штрихи западных икон отшлифовываются, но перед нами всё равно Христос, предстоящий перед ангелом с чашей.

Итак, даже такая исследованная тема, как страсти Христовы, может открыть новое. Как следует из вышеизложенного, в сюжете «Молитва в Гефсимании» ангел явился не для того, чтобы укрепить Творца всех, но дабы воздать славословие Богу. Данный сюжет получил развитие в визуальных образах. Иконография сюжета сложилась в Византии, но со временем претерпела изменения, так что даже появились расхождения со смыслом евангельского текста. Безусловно, данный беглый обзор не исчерпывает полноты и значимости этой темы, но цель статьи – привлечь внимание к более подробному изучению Предания о жизни и смерти Христа.

Моление о чаше.Сандро Боттичелли.
Моление о чаше (Гефсиманское моление) — молитва Иисуса Христа в Гефсиманском саду, описанная в Евангелиях.

Моление о чаше, Андреа Мантенья, 1455 год
"Потом приходит с ними Иисус на место, называемое Гефсимания, и говорит ученикам: посидите тут, пока Я пойду, помолюсь там. И, взяв с Собою Петра и обоих сыновей Зеведеевых, начал скорбеть и тосковать.
Тогда говорит им Иисус: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною. И, отойдя немного, пал на лице Своё, молился и говорил:
Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты.
И приходит к ученикам и находит их спящими, и говорит Петру: так ли не могли вы один час бодрствовать со Мною? бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна. Ещё, отойдя в другой раз, молился, говоря:
Отче Мой! если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить её, да будет воля Твоя.
И, придя, находит их опять спящими, ибо у них глаза отяжелели. И, оставив их, отошёл опять и помолился в третий раз, сказав то же слово. Тогда приходит к ученикам Своим и говорит им: вы всё ещё спите и почиваете? вот, приблизился час, и Сын Человеческий предаётся в руки грешников; встаньте, пойдём: вот, приблизился предающий Меня. "

От Матфея (26:36-46)

Моление о чаше, Джованни Беллини, 1465—1470
По данной причине в христианстве Гефсиманский сад почитается как одно из мест, связанных со Страстями Христа и является местом христианского паломничества.

Моление о чаше, par Philippe de Champaigne
Место, где молился Иисус Христос, в настоящее время находится внутри католической Церкви всех наций, построенной в 1919 — 1924 годах. Перед её алтарём находится камень, на котором, по преданию, молился Христос в ночь своего ареста.


Моление о чаше.1610. El Greco.
Моление о чаше описано всеми евангелистами, кроме Иоанна, который только сообщает, что «Иисус вышел с учениками Своими за поток Кедрон, где был сад» (Ин. 18:1).


Моление о чаше.Carl Bloch 1834 -1890

Все три евангелиста описывают моление Христа одинаково, только Лука упоминает о явлении ангела и о кровавом поте Иисуса. Также только Лука называет причину сна учеников Иисуса Христа — «нашел их спящими от печали».



Моление о чаше.El Greco.

Матфей и Марк повествуют о троекратной молитве Иисуса:

Первый раз Он молился об отвращении от Него чаши страданий —

«да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты»;



Моление о чаше.Lucas Cranach.
Второй раз изъявляет уже прямую покорность воле Божией (у Луки Eму был послан ангел, чтобы укрепить Его в этой воле) и восклицает — «Отче Мой! если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, да будет воля Твоя»;

Третий раз Он повторяет своё второе моление и возвращается к ученикам сказать о приближении предателя: «вот, предаётся Сын Человеческий в руки грешников. Встаньте, пойдём; вот, приблизился предающий Меня».


Моление о чаше.Dio Patro

Моление о чаше относится к популярным сюжетам в западноевропейской живописи. Обычно художники при изображении данного сюжета точно следовали евангельскому повествованию и изображали молящегося Христа, и ангела с чашей в руке, троих спящих учеников и вдалеке идущих Иуду и стражей.


Моление о чаше, Дуччо, 1308—1311

И прешед мало, паде на лицы Своем,
моляся и глаголя: Отче Мой,
аще возможно есть,
да мимоидет от Мене чаша сия:
обаче не якоже Аз хощу, но якоже Ты.

Мф. 26, 39-47

Молитва Иисуса Христа в Гефсиманском саду относится к одному из событий Страстной Великой недели, в которую во время церковных богослужений воспоминаются последние дни земной жизни Спасителя. Великим называется и каждый из дней этой недели, имеющий свое условное название, посвященное тому или иному событию. Моление Иисуса Христа в Гефсиманском саду воспоминается в Великий Четверг.

«Молением о чаше» называют молитву Иисуса Христа в Гефсиманском саду незадолго до своего ареста. Эта молитва, с точки зрения христианских богословов, является выражением того, что Иисус имел две воли: божественную и человеческую: Спаситель, преклонив колени, молился, говоря: «Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет» (Лк. 20: 40-46). Иоанн Дамаскин так трактует молитву Спасителя: «Господь сообразно Своей человеческой природе находился в борьбе и страхе. Он молился, чтобы избежать смерти. Но так как Его Божественная воля желала, чтобы Его воля человеческая приняла смерть, страдание стало вольным и по человечеству Христову». Как человек Христос умирает, как Бог возрождается.



«Войдя в сад Гефсиманский, Иисус Христос сказал ученикам Своим: "посидите здесь, пока Я помолюсь!" Сам же, взяв с Собой Петра, Иакова и Иоанна, вошел в глубь сада; и начал скорбеть и тосковать. Тогда говорит им: "душа Моя скорбит смертельно, побудьте здесь и бодрствуйте со Мною". И, отойдя от них немного, Он, преклонив колена, пал на землю, молился и говорил: "Отец Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем пусть будет не как Я хочу, но как Ты". Помолившись так, Иисус Христос возвращается к трем ученикам и видит, что они спят. Он говорит им: "так ли не могли вы один час бодрствовать со Мною? Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение". И отошедши, молился, говоря те же слова. Потом снова возвращается к ученикам, и опять находит их спящими; глаза их отяжелели, и они не знали, что Ему отвечать. Иисус Христос отошел от них и молился в третий раз теми же словами. Явился Ему ангел с неба и укреплял Его. Тоска же Его и душевные мучения были так велики и молитва - так усердна, что с лица Его падали на землю капли кровавого пота. Окончив молитву, Спаситель встал, подошел к спящим ученикам и сказал: "Вы все еще спите? Кончено. Наступил час; и Сын Человеческий предается в руки грешников. Встаньте, пойдем; вот приблизился предавший Меня" (Мф. 26:36-56; Мк. 14:32-52; Лк. 22:40-53; Ин. 18:1-12).


Вечером в Страстной Четверг на чтении 12 Евангелий читается рассказ о страшной ночи, одиноко проведенной Иисусом Христом на Масличной горе в ожидании смерти. Это, несомненно, отрывок, к которому мы должны приближаться коленопреклоненно. Здесь изучение должно переходить в поклонение. И перед иконой «Моление о Чаше» не молятся, поскольку в этот момент происходит молитва Самого Христа и мы можем Ему только благоговейно сострадать. Икона эта обычно помещается в алтаре храма, у жертвенника.
В Гефсиманском саду Христос был совершенно уверен в том, что впереди Его ждет смерть. Здесь Иисусу пришлось вынести самую тяжелую борьбу, чтобы подчинить Свою волю воле Божьей. Это была борьба, исход которой решал все. В этот момент Сын Божий знал только одно: Он должен идти вперед, а впереди — крест. Мы можем сказать, что здесь Иисус познает урок, который однажды должен познать каждый: Как принять то, что невозможно понять. Воля Божья властно звала Его вперед. В этом мире с каждым из нас происходят события, которые мы не в состоянии осмыслить, вот тогда в полной мере испытывается вера человека и в такой момент человек может быть укреплен тем, что Христос тоже прошел через это в Гефсиманском саду. А это значит, что каждый человек в нужный момент должен научиться сказать: «Да будет воля Твоя».

Что значит быть Богочеловеком? Что значит иметь особую миссию на Земле? Касается ли это только одного Христа или каждый из людей приходит на землю исполнить свое предназначение? Допустимы ли вообще подобные вопросы по отношению к личности Христа? Что значит пойти сознательно на мучительную смерть? Возможна ли при этом радость или главное в смирении? кто, какая сила сплела терновый венец на голову Спасителя, почему? Как мог мир людей, ради которого Спаситель воплотился в простом человеке, так низко, невежественно Его предать?