Интересные факты о творчестве и долголетии. Творческие люди, скорее всего, будут нечестны

Хотя творчество помогает человеческому обществу процветать, наука предлагает немного ответов на то, как действительно работает это бесконечно сложное понятие. Независимо от того, сколько исследований проводится в измерении и постижении существенного явления, кажется, как будто возникает больше вопросов, чем получаешь реальных ответов. Теории и результаты также иногда находятся в противоречии друг с другом, означая, что каждый «факт», представленный сейчас мог быть отвергнут в свое время. Но это нормально, когда изучают то, что кажется почти полностью необъяснимым.

Стресс убивает творчество

Точно так же, как он убивает психическое здоровье, сердце, и в значительной степени все остальное. Напряжение отрицательно воздействует на творческое выражение, особенно когда это ограничивается жесткими сроками и критериями. По словам психолога доктора Роберта Эпштейна, у некоторых людей отсутствует ген или какой-то другой фактор, предрасполагающий к творчеству (эта перспектива, очевидно, оспаривается). Внешние факторы, такие как стресс, влияют гораздо сильнее на возникновение новых идей, чем какие-либо внутренние.

Гении описывают свои творческие процессы так, словно они находятся в трансе

Доктор Нэнси Андрисен, которая написала «Мозг создания»: Гении нейробиологии, возможно, не в состоянии с научной точки зрения объяснить, как появляются творческий потенциал и гений, но они действительно знают, как они вдохновляют и воздействуют на великих мыслителей. Все люди испытывают моменты «обычного творчества», которые возникают в ежедневных задачах. Но художники, композиторы, ученые, авторы, и другие, считающиеся гениями как правило, говорят о сновещательных «вспышках», выделяющих их самые известные, культовые работы.

Связь между выработкой дофамина и творчеством может существовать

Поскольку дофамин повышается вместе с получением одобрения и другими наградами, некоторые нейробиологи (как доктор Дэвид Свитт) полагают, что он также легко согласуется с творчеством. Получение денег или простое удовлетворение от хорошо сделанной работы, может стимулировать уровень инноваций и натурального дофамина. Такая связь существует только в качестве теории, хотя тот факт, который действительно имеет большое значение в объяснении иногда необъясним.

Восприятие - первый шаг к поддержанию творческой искры

Все творческие занятия начинаются, когда мыслитель чувствует внешний стимул и обрабатывает его в уме. Более сложные, чем просто видение, «двигатели нашей изобретательности» соединяют образы с воображением. Личные различия в этой неизбежной связи приводят к творчеству и легко объясняют, почему некоторые люди в конечном итоге получают особые результаты, они помогают обществу продвигаться вперед (развиваться).

Творчество может согласовываться со структурой мозга и его химическим составом

Теорий относительно истинного происхождения творчества имеются предостаточно, и некоторые думают, что способность может быть определена химическим составом мозга и его структурой. Университет Рекса Юнга Нью-Мексико полагает, что, если у вас меньше определенных неврологических явлений, вам же лучше, когда дело доходит до творческих поисков. Меньшая дозировка определенного химического состава, более слабое белое вещество и участок лобной коры головного мозга является более тонким. Интересно, что мозги, тестированные ранее на проверку умственных способностей, показывают состав полной противоположности.

У творческих мыслителей более слабые нервы

В течение творческих моментов левый участок лобной коры головного мозга испытывает сравнительно более вялую деятельность, которая также согласовывается с вышеупомянутым уменьшенным белым веществом и соединяющимися аксонами. В отличие от интеллекта, творчество имеет тенденцию процветать, когда мышление замедляется, хотя «вспышки» вдохновения и озарения происходят со скоростью вспышек. Также эмоции и некоторые познавательные процессы происходят в этой особой зоне, в которой как верят ученые, такие как доктор Юнг, поощряется новизна и абстракция мыслительных процессов.

«Психологическое расстояние» способствует творчеству

Встречая творческое препятствие, лучшее что мыслители могут сделать для себя, это сделать шаг в сторону, и попытаться взглянуть на все с совершенно с иной точки зрения. Исследования показали, что наиболее последовательно творческие люди показывают готовность подойти к проблемам с разных сторон далеко за пределы их первоначальных задач. Оценивание некоторого промежутка между первоначальной точкой зрения и более новыми способствует абстрактному мышлению, как важнейшей составляющей в изобретательном процессе.

Ранние исследования творчества разделили его на три подраздела

Исследование творческих способностей Мэлом Роудзом, - который исследовал, приблизительно 50 человек - в конечном счете, вынудили его разделить все на человека, процесс, и компоненты окружающей среды. Элемент человека, как Вы можете, вероятно, предположить, предполагает уникальный набор особенностей, необходимых, чтобы думать и чувствовать вещи новым, абстрактным способом. Фактически понимая и формулируя идеи и результаты как известный процесс, окружающая среда означает внутреннюю и внешнюю обстановку, в которой работает творческий человек.

Занятие аэробикой увеличивает творческий потенциал

Когда мозг начинает затуманиваться, попробуйте заняться аэробикой, чтобы избавиться от этого. В исследовании 2005 года ученые колледжа Род-Айленда отметили, что спустя два часа после занятия такой физической деятельностью, некоторые оказались наиболее умственно активными. Они использовали тест творческого мышления Торранса, для измерения того, насколько хорошо участники выполняли задания с учетом физических упражнениями и без них.

Творчество пропадает, если оно становится средством для получения наград

Хотя с 1987 года, результаты этого исследования демонстрируют только, как непостижимо истинное лицо творчества в эти дни, они находятся в противоречии с некоторыми более современными теориями, несмотря на тот же смысл. Тесты, проводимые в университете Брандейса на студентах писателях, показали их погружение в мотивации и мысли относительно получения наград за их работы и усилия. Они отнеслись к поэзии с меньшим интересом, что стало открытием, которое относилось к не творческой ситуации.

Импровизация стимулирует языковые центры мозга

FMRIs и импровизированный джаз впервые позволили хирургу Чарльзу Лимба отобразить творческий процесс. В своей лекции TEDxMidAtlantic он рассказывал о своих увлекательных результатах относительно физиологии во время музыкальной импровизации, в частности, как это делает свет Поля Брока в день независимости США. Мозг, по мнению ученых, эта часть, которая отвечает за развитие языка и познание, подразумевая, что один из самых существенных органов тела мог бы признать музыку (и возможно даже другое выразительное занятие) сродни речи.

Двуязычие и многоязычие могут совершенствовать свои творческие навыки

У исследователей, «возможно момента открытия», когда дело доходит до доказательства связи между дву- и многоязычием, но убедительные доказательства этого, безусловно, существуют. Люди, способные говорить больше чем на одном языке вообще, показывают больше компетентных навыков мультиуправления задачами и улучшенного познания, как правило выделяют ключевые компоненты в творчестве. Самым впечатляющим, однако, является то, что они способны лучше анализировать ситуации и причины с разных точек зрения, что говорит о необходимости попыток определения творчества.

Творческие люди, скорее всего, будут нечестны

Это не означает, что всем творческим людям нельзя доверять, и что их противоположности всегда самые честные люди. Но люди, способные к более новым и абстрактным мыслям и обладающие более гибкими моральными устоями «наслаждаются» более высоким риском, заслуживающим меньшего доверия к их поведению. Многочисленные исследования показывают, что возможность состряпать более прочные, жизнеспособные рассказы стимулирует просмотр сценариев с разных точек зрения о возможности попасться.

Высокий IQ и творчество могут соотноситься друг с другом

Гарвард, как многие другие учреждения высшего образования, надеется открыть необычные тайны творчества. Доктор Шелли Карсон, занимающаяся разработкой нового стандарта для измерения загадочного феномена, хочет попытаться найти связь между интеллектом и творческим мышлением. Некоторые из ее более ранних исследований отмечают, что происходит совместное увеличение в 120, 130, и 150 уровней IQ, но необходимы дополнительные исследования, чтобы доказать это соотношение.

Таким образом, творчество и психические заболевания могут совпадать

Все творческие личности, как безумные - в частности, влиятельные и гениальные - всегда были и, вероятно, всегда будут образцами, которые имеют некоторые признаки. Их мозг, как было доказано, более открыт к внешним источникам и обладает большим объемом памяти, чем другие, но это приводит к некоторым нежелательным побочным эффектам. Сверхвозбуждение может вызвать (или ухудшить) беспокойство и депрессию.

Александр Александрович Блок родился 28 ноября 1880 г. Великий русский писатель, поэт, драматург и переводчик, он был ярким представителем отечественного символизма. Интересные факты о Блоке позволят лучше узнать о его характере и привычках.

Факты из жизни Блока

  • Первые стихи Александр начал сочинять, когда ему было всего 5 лет. Но первой серьезной пробой пера можно назвать небольшой сборник, созданный им в одиннадцатилетнем возрасте. Все свои стихи юный Блок посвятил матери.
  • Когда поэту было семнадцать лет, он влюбился в женщину намного старше себя. Двадцатилетняя разница в возрасте не была помехой для романтических отношений, которые закончились только 4 года спустя.
  • Женился Блок на Л.Менделеевой, которую знал с детства. Считая супругу идеалом красоты и нравственной чистоты, первые годы брака поэт любил ее платонической любовью.
  • Огромное влияние на творчество Блока оказал известный отечественный философ В.Соловьев.
  • Поэт с воодушевлением принял революцию. Несмотря на это, его однажды арестовали на полтора суток по подозрению в сговоре против власти Советов. Отпустили литератора только после того, как за него заступился А. Луначарский.
  • Долгое время ходили слухи о романтической связи Блока и А.Ахматовой. После смерти Александра Александровича они были развеяны. Все точки над “i” были поставлены самой Ахматовой в ее мемуарах.
  • Отношения Блока и Л.Менделеевой можно назвать специфическими. Боготворя жену, поэт не гнушался знакомствами с “дрянными женщинами”. Устав от его измен, Любовь Дмитриевна уступила ухаживаниям А.Белого. Узнав об этом, Блок не осудил супругу. Он был убежден, что она всего лишь “отвечает на его преступления”.
  • Брак А.Блока и Л.Менделеевой был бездетным. Он продлился восемнадцать лет.
  • Знакомясь с интересными фактами из жизни Блока Александра Александровича, следует знать, что его годы могли существенно сократиться. Однажды друг поэта, художник Сапунов пригласил его отдохнуть в рыбацком поселке. Блок, сожалея, отказался. В одну из ночей Сапунов с приятелями решил покататься на лодке. Она перевернулась и не умеющий плавать художник утонул. Эта же участь ждала и Блока, поскольку он тоже плохо держался на воде.
  • Александр Александрович был знатным сладкоежкой и не упускал случая “побаловаться” мороженым. Любимым напитком поэта было пиво.
  • Поэма “Двенадцать” получила огромную популярность у рабочего класса и военных. Но многие друзья поэта, несогласные с революцией, отвернулись от него. Прочитав поэму, З.Гиппиус назвала Блока предателем.
  • Сегодня стали известны и мрачные факты из биографии Блока. Отец поэта страдал душевным расстройством. Оно передалось и сыну. В последние дни жизни Александра Александровича его рассудок омрачился. В бреду поэт пытался избавиться от поэмы “Двенадцать”. По мнению В.Маяковского, она его и погубила.
  • Последнее выступление Блока, представляющего свои стихи, состоялось за два месяца до его смерти. Атмосфера в Большом театре была настолько мрачной и гнетущей, что один из зрителей вслух сравнил творческий вечер поэта с поминками.

Самые популярные материалы февраля для класса.

Всем известен факт, что такие техники, как медитация, раскрывают наш творческий потенциал. Однако есть менее очевидные, но не менее действенные способы помочь себе мыслить более креативно.

Витание в облаках. Валяние дурака. Бесцельное любопытство. Горе от потери близких. Всё это вызывает у нас преимущественно негативные ассоциации. Но на деле удивительным и позитивным образом воздействует на наше творческое начало.

В книге Скотта Барри Кауфмана и Кэролин Грегуар «Созданные, чтобы творить: раскрытие тайн творческого разума» (Wired to Create: Unraveling the Mysteries of the Creative Mind) представлен обширный и описанный доступным языком обзор последних исследований особенностей творческого мышления. В ней можно найти множество примеров из жизни знаменитостей и реальных исторических лиц. И вот что обнаружили авторы книги.

1. К 72% людей озарение приходит в душе

Это действительно работает! Когда мы стоим под потоком горячей воды в обнажённом виде, нам в голову часто приходят действительно гениальные мысли. Возможно, душевая кабина изолирует нас от окружающих и создаёт медитативный эффект, что делает её своеобразным инкубатором новых идей.

Этот способ повышения креативности активно пропагандирует . И он далеко не один такой. По результатам исследования, проведённого в 2014 году, 72% респондентов со всего мира подтвердили, что в душе на них снисходит что-то вроде озарения. Вероятно, это связано со следующим открытием Кауфмана и Грегуар.

2. Интроверты знают толк в креативности

Работая в группах, мы можем быть очень продуктивны. Однако, как показывают исследования, наш мозг выдаёт самые лучшие идеи, когда мы находимся в . Именно в такие моменты мы способны к конструктивной рефлексии - состоянию сознания, крайне важному для креативности и генерации идей.

Когда все раздражители из внешнего мира «отключены», наш мозг лучше выстраивает определённые связи, вспоминает нужные детали и обрабатывает информацию.

The Beatles @Depositphotos.com

3. Вы становитесь более креативным, когда пробуете что-то новое

Открытость новому повышает ваш творческий потенциал. Например, The Beatles сделали кардинальный прорыв в музыке, экспериментируя с различными звуковыми эффектами и такими новыми и необычными инструментами, как ситар и меллотрон.

Писатели-битники, например Джек Керуак, не боялись пренебрегать литературными канонами и смогли сформировать целое новое направление.

Оказывается, эта связь имеет научное обоснование. Жажда новизны связана с работой нейромедиатора дофамина, который, кроме всего прочего, также связан с мотивацией и обучением новым навыкам. Он же способствует психологической гибкости, склонности принимать и усваивать новое.

Многие упомянутые в книге исследования предполагают, что стремление к изучению этого мира во всех его проявлениях, вероятно, и является основным личностным фактором, определяющим творческие свершения.

4. Иногда стоит довериться интуиции

Тем, кто интересуется медициной и психоделической культурой, хорошо известна история о том, как химик Альберт Хофманн открыл ЛСД и затем отправился в знаменитый первый в истории кислотный трип. Но мало кто знает о другом факте: впервые он синтезировал ЛСД-25 (одну из нескольких химических комбинаций, которые он создал впоследствии) ещё за пять лет до этого, но не выявил для себя ничего интересного.

По прошествии пяти лет Хофманн снова вернулся к экспериментам. Почему? Как он рассказывал, его одолело «предчувствие».

Этот тип интуиции представляет собой подсознательные сигналы, которым доверял ещё Стив Джобс (кстати, он также был фанатом ЛСД). Джобс считал, что эти сигналы действуют мощнее, чем интеллект.

Интуиция привела к созданию вещества, которое оказало огромное влияние на музыку и популярную культуру. ЛСД заинтересовало даже ЦРУ, которое провело ряд серьёзных исследований его воздействия на сознание.

Порой нам трудно даже представить, насколько велика сила подсознания.

Интуиция и внезапные озарения, связанные с ним, до сих пор мало изучены, но вызывают огромный интерес среди нейробиологов и психологов. По результатам исследования, опубликованного в журнале American Psychologist в 1992 году, процессы, которые происходят в подсознании, действительно могут действовать гораздо быстрее и иметь гораздо более сложную структуру, чем сознательное мышление.

5. Психологические травмы дают удивительные плоды

Фрида Кало, Джон Леннон, Пол Маккартни, Трумен Капоте, Робин Уильямс, Джерри Гарсия… Многих известнейших творческих личностей объединяет один факт: они пережили тяжёлую утрату, горе (смерть родителей или любимого человека) или получили серьёзную психологическую травму, что оказало огромное влияние на их деятельность.

Психологи называют данное явление посттравматическим ростом. Наше мышление часто адаптируется к сложным для нас событиям таким образом, что находит новые нетривиальные решения проблем. Это является своеобразной частью процесса «перестройки» жизни, когда для того, чтобы выжить, приходится отказываться от прежних привычек. Так открываются новые перспективы, меняются приоритеты и взгляд на происходящее.

Многие учёные посвятили свои работы изучению посттравматического роста. Например, исследование, опубликованное в 2014 году в Journal of Traumatic StressP. A. Linley, S. Joseph. Positive Change Following Trauma and Adversity . , показало, что 70% людей, которым удалось успешно пережить какие-то травмирующие события, испытали на себе позитивные психологические изменения.

6. Нашему мозгу нравится, когда мы мечтаем

Разумеется, во время важного совещания не стоит мысленно застревать на своём воображаемом островке счастья. Однако мечты удивительным образом влияют на наши творческие способности.

Когда на рабочем месте вы воображаете себе батут в виде замка, внутри которого резвятся щенки корги, или оживляете в памяти лучшие моменты вашего прошлого отпуска, возможно, вы не ощущаете прилива . Однако занимаясь этими, казалось бы, бессмысленными вещами, вы запускаете в мозге интересные процессы.

Психологи изучают позитивно-конструктивное мечтание (positive-constructive daydreaming) уже несколько десятилетий. Как говорят учёные, подобное витание в облаках создаёт своеобразный инкубационный период для наших мыслей и творческих идей. Оно также положительно сказывается на нашей способности к долгосрочному планированию и повышает уверенность в себе.


Galileo Galilei showing the Doge of Venice how to use the telescope @Wikimedia Commons

7. Одни из лучших идей поначалу подвергаются всеобщему осмеянию

Существует множество примеров открытий или идей, которые изначально были отвергнуты, а потом признаны и приняты. Все знают печальные истории Галилео Галилея и Джордано Бруно. Венгерский врач Игнац Земмельвайс выдвинул радикальное для XIX века предположение о том, что инфекции распространяются с помощью бактерий. После этого его выгнали с работы и отправили в психиатрическую лечебницу.

Сопротивление чему-то новому, нешаблонному и противоречащему традициям является частью человеческой натуры.

В 2009 году в журнале Scientometrics была опубликована работа, в которой были представлены примеры идей нобелевских лауреатов, изначально подвергшиеся критике со стороны научного сообщества. Это исследование продемонстрировало системный характер проявления скептицизма по отношению к теориям, бросающим вызов текущим научным представлениям.

Психологи из Корнелльского университета подтвердили, что мы склонны относиться предвзято к нетривиальным идеям, применение которых кажется нам непрактичным. Эта тенденция, по-видимому, имеет глубокие корни.

Ещё в 50-х годах XX века учёные выявили, что люди чаще всего соглашаются с мнением, одобряемым большинством. Согласно этому исследованию, механическое запоминание и следование чётким инструкциям, чему нас и учат в школе, также уничтожают нашу способность мыслить нешаблонно. По мнению Кауфмана и Грегуар, учителя поощряют как раз тех учеников, которые меньше склонны к творчеству.

Выходит, креативность развить можно, и это не всегда трудно. Следуйте своей интуиции. Мечтайте. Выделяйте себе немного времени, которое вы сможете провести наедине с собой, если вы чувствуете, что это вам необходимо. Постарайтесь извлечь положительный опыт даже из неприятных событий. И не бойтесь быть осмеянными. Кто знает, вдруг ваша идея перевернёт этот мир.

Без сомнения, творческие люди сильно отличаются от большинства. Они будто живут в другом мире, в другой вселенной. А их изобретательность и оригинальность поражают и вызывают у остальных вопрос: «Как? Как они до этого додумались?»

1. Творческие личности постоянно витают в облаках

Если наблюдать за ними в шумной компании, где все общаются и веселятся, они будут сидеть в углу комнаты, что-то писать, рисовать, о чем-то размышлять. В школе такие дети могут замечтаться на уроке геометрии, пока Мария Ивановна объясняет теорему Пифагора. Они часто уходят в себя, забывая обо всем на свете, и именно в такие мгновения в их голове рождаются гениальные мысли.

2. Они хорошие наблюдатели, и у них неплохо получается анализировать то, что происходит вокруг

Источником новых идей для них может послужить что угодно: пейзажи, здания, элементы одежды или декора. Зацепившись за какую-нибудь мелочь, такие люди создадут шедевр, превратят слово в целую историю.

3. Распорядка дня не существует

Просыпаться в 7, обедать в полдень, полдничать в 16, ужинать в 19 и ложиться спасть в 22 - точно не удел творческих личностей. Они будут работать, когда захотят, поедят, если подвернется случай (а могут и совсем об этом забыть), и будут спать на чем угодно и как угодно - хоть за письменным столом.

4. Они обожают уединение

Многие боятся одиночества, но только не творческие создания. Для них это способ укрыться от агрессии окружающего мира, от формальностей, царящих в обществе. Оставшись наедине с собой, зная, что никто не потревожит и не прогонит их музу, творческие личности могут спокойно наслаждаться настоящим.

5. Им всегда хочется испытать что-то новое

Рутина - что это? Творческие люди об этом никогда не сышали. Однообразный ритм жизни - «работа - дом - сон» - самое страшное, что может с ними случиться. Им нужен адреналин, нужны движение, новые эмоции.

6. Они не боятся рисковать

Чтобы придумать что-то новое, порой нужно совершать неожиданные поступки, ставить все на карту. Чего бы это ни касалось: работы, личной жизни. Нельзя же создать что-то необычное, не рискнув.

7. Для них неудачи и промахи - огромная мотивация

Жизнь, как мы знаем, в черно-белую полоску. За невероятным успехом может следовать грандиозный провал. Все гениальные изобретатели и художники когда-нибудь да испытывают сомнения, ошибаются. Но, если другие забросили бы дело на полпути, не увидев вразумительных результатов, творческие люди все так просто не оставят. Безусловно, настойчивость свойственна не только нестандартно мыслящим личностям, но для последних это качество очень важно.

8. Они делают то, что их вдохновляет

Важнее всего для творческих людей - делать то, что действительно нравится. Не нужно им никакого признания. И придумывать что-то из-под палки они тоже не будут. Свобода создавать все новое и новое, работать все лучше и лучше - в этом счастье.

9. Творческие личности часто ставят себя на место других

Ведь это так интересно - познать еще чью-то философию, посмотреть на мир с другой точки зрения. На мгновение начать думать как другой человек - отличный способ саморазвиваться, а также учиться понимать окружающих.

10. Они замечают все

Эти люди обладают способностью соединять части в единое целое. Видят то, что не видят остальные, и используют свои наблюдения, чтобы лучше понять сущность того или иного явления.

Без таких людей мир был бы более скучным и тоскливым. Творческие личности побуждают нас развиваться, меняют нас в лучшую сторону. Говорить, что они на 100% отличаются от «нетворческих», неверно - просто у них есть желание создавать что-то новое. А оригинальничать и пытаться изобрести неизобретенное можно и нужно всем.

МБОУ СОШ № 19 городского округа город Камышин Волгоградской области.

Исследовательский проект.

«Интересные факты из жизни Н.В.Гоголя».

Работу выполнили ученики 6а класса: Кузнецова Ульяна, Минулина,Дарья, Мухина Валерия,

Котенко Данил, Костычев Владимир.

Руководитель УИР:

учитель русского языка и литературы:

Говорусская Зоя Олеговна.

Камышин 2014г.

Цель проекта :

1. Активизировать исследовательские, творческие навыки учащихся;

совершенствовать навыки анализа текста, монологической речи, навыки коллективной работы, создание условий для повышения познавательной активности учащихся на уроках литературы и во внеурочной деятельности по литературе.

2. Изучить биографию Н.В.Гоголя, выделив особенно яркие и интересные моменты его жизни и творчества.

Задачи:

1. способствовать осознанному восприятию учащимися изучаемого материала;

2. содействовать установлению в сознании ребенка прочных и устойчивых связей между ранее накопленным и новым опытом познавательной и практической деятельности;

3. обеспечить включенность в процесс познания механизмов самодеятельности ученика.

4. проектировать ситуации, способствующие формированию субъектного опыта ученика;

5. показать способность учащихся к формированию учебно-познавательной компетентности (сотрудничество, исследовательская деятельность).

6. показать эффективность проектно-исследовательской деятельности учащихся на уроках через активные формы работы;

Актуальность темы :

Н.В.Гоголь - самый необычный поэт и прозаик, каких только рождала Россия.

Обоснование выбора темы :

Каждый может оценить уникальность творчества этого писателя, с первых страниц окунувшись в строки его произведений. Его жизнь тоже полна интересных фактов, которые помогают раскрыть смысл его творчества.

Практическая значимость :

Полученную информацию в результате проведенной работы сформировать в форме буклета и презентации и выступить с ней на научно - практической конференции.

    Введение ………………….. 4 стр.

    История семьи Гоголя. ………………….. 4-8 стр.

    Учеба. Полтава. Нежин. …………………..8-10 стр.

    Интересные факты из жизни Н.В. Гоголя. …………………..11-17 стр.

    Заключение. …………………..18-20 стр.

    Используемая литература. …………………..21 стр.


«Я почитаюсь загадкою для всех».

Н.В. Гоголь

Часто, когда мы говорим о писателях, мы забываем о том, что ко всему прочему они были людьми со своими достоинствами и недостатками, а также со своими, порой, удивительными увлечениями.

Николай Васильевич Гоголь – совершенно уникальный писатель, не похожий на других мастеров слова. В его творчестве много поразительного, вызывающего восхищение и удивление: смешное переплетается с трагическим, а фантастическое с реальным.

Гоголя называют «самой загадочной фигурой в русской литературе», по словам русского философа Н. Бердяева. Загадочностью отмечен прежде всего жизненный путь писателя, начиная с первых его шагов.

Предки Гоголя были люди страстные. Дед по отцовской линии бежал со своей возлюбленной, у которой был репетитором, с намерением тайно обвенчаться.

Необычайно интересна, окрашена мисткой история знакомства и женитьба родителей будущего писателя.

Отец Гоголя, Василий ещё попросту назывался Васютой, объявил отцу и матери, что знает, кто его суженая. Выяснили: по пути на богомолье пришлось им заночевать на постоялом дворе, где мальчику привиделся сон. Сошла к нему Царица Небесная, сообщила, какие болезни его ждут, а потом сказала Василию: «Выздоровеешь ты, женишься, и вот твоя жена». Подняла руку, и увидел он у ног её ребёнка, сидящего на полу.
О сне скоро все забыли, а зря…

Как-то заехали к помещикам Кисяровским, к тетке по материнской линии. Тут кормилица вынесла в сад семимесячную малышку, Машеньку Кисяровскую. Взглянул на неё Васюта и сердце его защемило…и еле дотерпел, пока той исполнится 14 лет. Священник обвенчал двадцативосьмилетнего Василия и четырнадцатилетнюю Машеньку в сельской церкви. 17 лет в любви и заботе друг о друге прошли незаметно.

Отец писателя.

В.А.Гоголь-Яновский, отец писателя, талантливый рассказчик и писатель. Сын полкового писаря, Гоголь по происхождению, характеру, складу ума и литературной деятельности был типичный малоросс. Он числился на почтовой службе, в 1805 г. вышел в отставку с чином коллежского асессора и женился.


М.И.Гоголь-Яновская, мать писателя происходила из помещичьей семьи. По преданию, она была первой красавицей на Полтавщине. Замуж за Василия Афанасьевича она вышла четырнадцати лет. Про свою семейную жизнь Мария Ивановна сообщает: «Жизнь моя была самая спокойная; характер у меня и у мужа был веселый. Мы были окружены добрыми соседями. Но иногда на меня находили мрачные мысли. Я предчувствовала несчастья, верила снам».

Мать Гоголя была глубоко религиозной женщиной, нервной и впечатлительной. Она, потеряв двоих детей, умерших в младенчестве, окружила сына особой лаской и вниманием. От матери Гоголь унаследовал тонкую душевную организацию, склонность к мистицизму и религиозность. Множество таинственных и героических историй слышал он и от бабушки, Татьяны Семёновны. В её комнатах было полным-полно всяких коробочек, шкатулочек и безделушек, так что Никошу, как его тогда называли, так и тянуло в её комнаты. Так вот, она могла подолгу рассказывать про запорожских казаков, среди которых был и его славный предок Остап Гоголь. А ещё знала бабушка массу народных песен и сказок, которые не всегда оканчивались всеобщим пиром да свадьбой.


Дом доктора М.Я.Трохимовского в Сорочинцах, где родился Гоголь.

Николай Васильевич Гоголь родился 20 марта (1 апреля н.с.) в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии.

Гоголь родился третьим в семье, где всего было шесть девочек и шесть мальчиков. Первые два его брата родились мертвыми, так что он был первым выжившим ребенком. Имя Николай он получил в честь иконы Святого Николая, находившейся в местной церкви.

Гоголь родился в пору предчувствия радости, ликования людей и природы, накануне явления всего нового - будь то новые листья на деревьях или новые надежды. Он и сам стал надеждой отца и матери, которые, потеряв двоих детей, со страхом и неуверенностью ждали третьего. Много раз ездили они молиться к святой иконе Николая-чудотворца в соседнюю Диканькскую церковь, много раз просили угодника заступиться за них, даровать им здоровое дитя; судьба сжалилась над ними - родился сын.

По семейному преданию Василий Афанасьевич и Мария Ивановна в благодарность Богу за рождение сына построили церковь и назвали мальчика в честь Николая Чудотворца, перед чьей иконой молилась мать.


Мать писателя Мария Ивановна Гоголь и его сестры.

Маленький Николай был окружён безоговорочным обожанием, и позиций этих не поколебало ни рождение сестры Марии в 1811 году, ни брата Ивана в 1812. «Я ничего в детстве сильно не чувствовал, я глядел на всё, как на вещи, созданные для того, чтобы угождать мне», - писал он

позднее матери.

Гоголь поздно научился говорить (в три года) и очень стеснялся вначале говорить на людях. Застенчивость Гоголя с годами не исчезла: как только в компании появлялся незнакомец, Гоголь исчезал из комнаты.

Дома, вдохновившись отцовскими постановками, он пытался сочинять стихи. И ещё он рисовал и даже как-то организовал выставку своих картин в Васильевке.

Но пора было учиться. Так что для Николая и Ивана был нанят семинарист, однако дело не двигалось, поэтому в 1819 году родители решили отправить обоих мальчиков в Полтавскую гимназию. За всякую провинность там жестоко наказывали, а случалось, и пороли…

В годы своего гимназического ученичества Гоголь показывал неважные результаты. Успешен он был в основном в рисовании и неплохо знал грамматику русского языка, а вот талантом к языкам не обладал и, как ни странно, сочинения писал плохо. В гимназии обучение было организовано даже по тем временам консервативно, приветствовалась зубрежка и применялись наказания розгами, отведать которых приходилось и Гоголю.

С детства Н.В.Гоголь перенял от отца любовь к садоводству. Всегда, когда у него была свободная минута, он отправлялся в лицейский сад и там подолгу беседовал с садовником. «Ты рассаживай деревья не по ранжиру, как войска в строю, один против другого на рассчитанном расстоянии, а так, как сама природа это делает»,- говорил он.

Уже в гимназии Гоголь не представлял свою судьбу такой, какая обычно ждала большинство людей его круга. Он был уверен в том, что ему уготована особая судьба, и говорил о знаках провидения, в которые верил. И, действительно, мистика преследовала его всю жизнь, что нашло отражение в особенностях его творчества.

Недостатки школы восполнялись самообразованием в товарищеском кружке, где нашлись люди, разделявшие с Гоголем литературные интересы.

Товарищи выписывали в складчину журналы; затеяли свой рукописный журнал, где Гоголь много писал в стихах.

Иван часто болел, и родители взяли его домой. Гоголь лишился брата, когда ему было 10 лет.Н.В.Гоголь всю свою жизнь винил себя за это - он часто играл с братом в покойника и думал, что именно этим он накликал смерть на брата.Он сильно плакал, сочинил поэму «Две рыбки» о брате и о себе, где скорбел о смерти одной из них.

После смерти Ивана отец забрал Николая домой - родители боялись за его здоровье.

В 1821 году Николая определили в Нежин, в гимназию высших наук, которую ещё называли лицеем. Оттуда вышло много замечательных людей.

Нежинская гимназия высших наук.

Появление Гоголя в лицее (в гимназии) запомнилось однокашникам как комическое зрелище: новичок был укутан в шубы, свитки. Одеяла. Их долго развязывали, а когда, наконец, развязали, глазам предстал невзрачный мальчик с длинным носом, пугливо озирающийся по сторонам. Из его ушей торчала вата.

В юности, во время учебы в гимназии, из-за его неряшливости и золотушного вида (у него текло из ушей) многие ученики брезговали подавать ему руку, отказывались брать его книги - это был настоящий ад для нормального человека. «Гоголь постоянно косился на нас, держался в стороне, всегда смотрел букою…»

В нежинском лицее ученики дали ему прозвище «таинственный Карла» - у невысокого ростом Гоголя обнаружились странности в характере, которые и были подмечены его однокашниками.

Да, это только в учебниках литературы гении рождаются на свет сразу в виде бронзовых памятников! А в жизни они подчас даже золотухой болеют и бывают, некрасивы, напуганы и нелюдимы.

Главным святилищем для Николая была библиотека – 7 тысяч томов. Здесь он и сам на добровольных началах состоял библиотекарем. Он так благоговейно относился к книгам, что требовал от других учеников листать книги не голыми пальцами, а предварительно надев на них бумажные кулёчки, которые сам же и вертел для этой цели и раздавал их всем

Гоголевское затворничество закончилось, когда в гимназии открылся театр. Гоголь расписывал роли для исполнителей, рисовал декорации, сооружал подмостки, делал бутафорские вещи и даже шил костюмы. Тут пригодился его васильевский опыт вышивания по тюлю. Естественно, что он играл почти в каждом спектакле. Актёрский талант Гоголя (говорили талант передразниванья) здесь раскрылся полностью

Гоголь был одинаково хорош во всех ролях. особенно ему удалась роль госпожи Простаковой в комедии Фонвизина «Недоросль». В этой роли он своей игрой вызывал у зрителей и смех, и слёзы. Им было жаль невежественную госпожу Простакову, которая страдает от своей безмерной любви к сыну.

Но актёрская карьера не манила Гоголя – он мечтает о литературном поприще.

.


Гоголь-гимназист (портрет неизвестного художника 1820-х

Гоголь стеснялся своего носа. На всех портретах Гоголя его нос выглядит по-разному – так, с помощью художников, писатель пытался запутать будущих биографов.


Это настояший портрет Николая Васильевича, здесь ему 23 года

Это единственна, дошедшая до нашего времени фотография Гоголя, сделанная в Риме в 1845 г.

Интересные факты о Гоголе Н.В. уже издавна волнуют критиков и историков

И это происходит потому, что Николай Васильевич Гоголь был очень незаурядной личностью, поэтому и возникает многочисленное количество значимых расхождений во мнениях. Примеров, можно привести достаточно много, но суть остается, до сих пор не раскрыта.

Выделим основные принципиальные особенности личности Гоголя Н.В.

В первую очередь , неотъемлемый интересный факт о жизни Гоголя - это то, что он был весьма нелюдимым человеком. Это проявлялось абсолютно во всех сферах и этапах жизни. Например: еще в школьном возрасте он не поддавался не на серьезную строгость педагогов и никогда не контактировал со своими ровесниками. Из записок сестер Николая Гоголя, выяснилось, что он практически всю свою сознательную жизнь очень сильно подвергался депрессивным состоянием, что никак не вовлекало общество. То есть, при появлении в круги семьи посторонних людей, он удалялся и никогда не присутствовал на церемониях чаепития, бала и многое другое.

Во вторую очередь , как ни странно, но для многих из нас станет интересным фактом то, что Гоголь Н.В. еще при учебе в школе отличался будоражащей неграмотностью при письме, а вот красноречивость высказываний, которые звучали, крайне редко, удивляли всю аудиторию.


В третью очередь , любовь и привязанность к рукоделию: вязал шарфы, кроил платья сестрам, шил себе шейные платки

В четвертую очередь , сегодня современники выделяют еще целую массу версий о жизни, творческом развитии и конкретном душевном равновесии поэта. Но до сих пор многие утверждают, что он был человеком, живущим ради материальных жизненных ценностей. А вот о контакте с женщинами не написано ни в одном из исторических источников или записок.

    Н.В.Гоголь несколько раз посещал монастырь в Оптиной Пустыни.

    Монахи были поражены набожностью светского писателя, тщательностью и аккуратностью, с которой он подходил к исполнению религиозных обрядов.

    Сохранилось даже предание, повествующее о желании Николая Васильевича поселиться в скиту Оптиной Пустыни, сделавшись иноком.

    Н.В.Гоголь всю жизнь, как он сам считал, боролся с дьяволом.

    Он ненавидел всё склизкое и продолговатое (червяков или гусениц), убивал жуков, пауков, так как считал, что все они от дьявола.

    Даже когда тяжело заболел, он отказывался от лечения пиявками, которые были для него воплощением дьявола.

    Н.В.Гоголь очень много ел (был способен повторить плотный обед без перерыва), но умел и готовить.

    Если бы судьба не сделала Гоголя писателем, он был бы непременно великим артистом-поваром. Любимейшее блюдо - макароны. Он их мастерски готовил. Живя в Риме, Николай Васильевич специально ходил на кухню учиться у поваров, а потом, вернувшись в Россию, угощал своих друзей изысканными блюдами. Они вызывали в нем особенно хорошее расположение духа. Он сам готовил их.

    Гоголь любил готовить и угощать друзей варениками и галушками.

Украинские галушки

Один из любимых его напитков - козье молоко, которое он варил особым способом, добавляя ром. Эту стряпню он называл гоголем-моголем и часто, смеясь, говорил: «Гоголь любит гоголь-моголь!»

«Гоголь-моголь»

Гоголь был образцовым сладкоежкой. Мог, например, без посторонней помощи съесть в один присест банку варенья, гору пряников и выпить целый самовар чаю… «В карманах брюк у него всегда был запас конфет и пряников, он жевал не переставая, даже в классах во время занятий. Забирался куда-нибудь в угол, подальше от всех, и там уже поедал свое лакомство» - так описывает Гоголя товарищ по гимназии.

Комната Гоголя

При жизни Н.В.Гоголь страдал тафефобией- страхом погребения заживо, поскольку с 1839 года, после перенесенного малярийного энцефалита, был подвержен обморокам с последующим продолжительным сном.

Писатель патологически боялся, что во время подобного состояния его могут принять за умершего и похоронить. Более 10 лет он не ложился в постель. Ночами дремал, сидя или полулёжа в кресле или на диване

Писал только стоя, а спал - только сидя. Однажды, во время приступа малярии (он заболел ею в Италии) его тело сильно окоченело, и присутствовавшие решили, что он умер… С тех пор, боясь как бы его вновь не приняли за мертвого, он проводил ночь, дремля в кресле и не ложась в постель. С рассветом он взбивал и разметывал свою постель для того, чтобы служанка, прибиравшая комнаты, не могла ничего заподозрить…

Николай Васильевич страстно увлекался всем, что попадало в поле его зрения. История родной Украины была для него одним из любимых исследований и увлечений. Именно эти исследования подвинули его на написание эпической повести «Тарас Бульба».



Писатель обожал миниатюрные книжные издания. Не любя и не зная математики, он выписал математическую энциклопедию только потому, что она была издана в шестнадцатую долю листа (10,5×7,5 см).

Писатель ходил по улицам и аллеям обычно с левой стороны, поэтому постоянно сталкивался с прохожими.

Гоголь очень боялся грозы. По словам современников, непогода плохо действовала на его слабые нервы.

О неряшливости Гоголя ходили целые легенды. Он редко мыл себе лицо и руки по утрам, всегда ходил в грязном белье и выпачканном платье.

Поэт и переводчик Николай Берг вспоминал: «Гоголь либо ходил по комнате, из угла в угол, либо сидел и писал, катая шарики из белого хлеба, про которые говорил друзьям, что они помогают разрешению самых сложных и трудных задач. Когда он скучал за обедом, то опять же катал шарики и незаметно подбрасывал их в квас или суп рядом сидящих…

Гоголь любил совершать продолжительные пешие прогулки… дома. «В крайних комнатах, маленькой и большой гостиных, ставились большие графины с холодной водой. Гоголь ходил из одной в другую и через каждые десять минут выпивал по стакану. Ходил Гоголь всегда чрезвычайно быстро и как-то порывисто.

В молодости Н.В. Гоголь проявлял интерес не только к литературе, но и к истории, географии, ботанике и к фармации. В его “Книге всякой всячины, или подручной Энциклопедии” среди описаний малороссийских обрядов, пословиц и частушек, вооружения древних греков, денег и монет разных государств есть заметки “Аптекарский вес” и “Следующими знаками изображают вес Аптекарский”, впервые опубликованные недавно И.А. Виноградовым.


Это рисунки Гоголя из «Книги всякой всячины, или подручной Энциклопедии».

Гоголь свято верил в загробную жизнь. Поэтому, чтобы не оказаться в аду, ночи напролёт изнурял себя молитвами, стоя на коленях перед образами. В последний год своей жизни Великий пост начал даже на 10 дней раньше, чем полагалось по церковному календарю. По существу это был не пост, а полный голод, продолжавшийся три недели, до самой смерти писателя.

За неделю до смерти, ночью, Гоголь слышал какие-то голоса, которые назвали ему дату его смерти. Он проснулся 14 февраля и сказал, что через неделю умрёт. 21 февраля Н.В.Гоголь скончался. Существует много версий причины смерти Н.В.Гоголя. По одной из них, писатель умер от брюшного тифа, вспышка которого в это время была в Москве. По другой - от менингита. Есть версия, что Гоголь сам отравился ртутным ядом, но для православного, глубоко верующего человека, каким был Гоголь, любая попытка самоубийства была страшным грехом. Но, скорее всего, настоящей причиной смерти Гоголя было истощение организма длительным голоданием. Его можно было спасти насильственным кормлением высокопитательными продуктами, обильным питьём,подкожными вливаниями соляных растворов. Если бы это было сделано, его жизнь была бы сохранена.

Что случилось в ночь на 12 февраля 1852 года, доподлинно не знает никто. Биографы, совместными титаническими усилиями пытались буквально по минутам восстановить события той ночи, но совершенно точно известно только то, что до трех часов ночи Гоголь истово молился. Потом он взял свой портфель, достал из него какие-то листы бумаги, а все, что в нем осталось, велел немедленно сжечь. После чего перекрестился и, вернувшись в постель, неудержимо рыдал до утра. Традиционно принято считать, что в ту ночь Гоголь сжег второй том «Мертвых душ», но некоторые биографы и историки, уверены в том, что это далеко от истины, которую уже вряд ли, кто-то узнает.

Современные специалисты в области психиатрии проанализировали тысячи документов и пришли к совершенно определенному выводу о том, что никакого психического расстройства у Гоголя не было и в помине. Возможно, он страдал депрессией, и если бы к нему было применено правильное лечение, великий писатель прожил бы намного дольше

Когда Гоголь был маленьким, его бабушка, Татьяна Семеновна рассказывала Гоголю, что ангелы спускают лестницу с небес, когда праведная душа поднимается к Богу. А если неправедная, то в ад по этой же лестнице - распространенный образ посмертной жизни человека. И, конечно, оба этих восклицания не зависят друг от друга. Насчет Пушкина - это у Даля есть, он присутствовал при смерти Пушкина, и у Жуковского, который закрыл ему глаза. Он сказал: "Лестницу, лестницу..." И Гоголь перед смертью произнес буквально то же. Но у Гоголя была прямая связь с детским рассказом - он был очень впечатлительный ребенок.

24 февраля (7 марта) 1852 Николая Васильевича Гоголя предали земле на кладбище Данилова в городе Москва приходским священником Алексеем Соколовым и диаконом Иоанном Пушкиным.

В 1952 году, в столетнюю годовщину со дня смерти Гоголя, На Новодевичьем кладбище установили новый монумент, созданный скульптором Н. Томским и архитектором С. Голубовским.

Могила писателя Булгакова М.А.

При перезахоронении на новой могиле Гоголя решили установить бюст, а камень «Голгофу», лежавший там ранее, перенесли на могилу Булгакова. Так после смерти протянулась связь между, наверное, двумя самыми мистическими русскими писателями. И камень с могилы учителя лег в изголовье могилы ученика. Сбылась мечта Булгакова, в трудные дни обращавшегося к Гоголю, сидящему у бульварного кольца: «Учитель, укрой меня своей чугунной шинелью».

После смерти Гоголя среди многочисленных бумаг был обнаружен странный лоскуток бумаги с запиской, написанной, судя по всему, уже после сожжения второй части «Мертвых душ»: «Будьте живые, а не мертвые души!» Странная вещь: человек, который никого не любил, включая самого себя, и всегда убегавший от яркого света и шума жизни, вдруг заявляет: будьте живые души!

Что это - сожаление об утраченном? Неожиданный вывод после подведения итогов жизни? Божественное озарение? Возможно. Однако больше всего это похоже на завещание. Может быть, это и есть то самое главное, что хотел сказать нам, своим потомкам, великий русский писатель Николай Васильевич Гоголь.

Вся жизнь Гоголя до сих пор остается неразгаданной загадкой. Его преследовала мистика, и после его смерти осталось больше вопросов, чем ответов. Они позволяют взглянуть на творчество любимого писателя с совершенно другой стороны, попытаться объяснить какие-то противоречия и несоответствия и увидеть его не идолом, а простым, невероятно тонким и талантливым человеком.