Иван Шаховской: Задача эмигрантов – участвовать в духовном возрождении России, а не желать независимости от нее. Князь Шаховской – гордость чернского края

Глава комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников Александр Макаров назначил своим заместителем Ивана Шаховского, который до этого работал начальником управления популяризации и информационно-аналитического обеспечения охраны памятников. Об этом во вторник, 8 октября, сообщает "Фонтанка.ру".

Новый зампред КГИОП Иван Шаховской родился во Франции в семье русских эмигрантов, принадлежащих к знаменитому княжескому роду Шаховских. В Россию он приехал после окончания учебы в университете и службы во французской армии.

В Смольный Шаховской пришел в начале прошлого года на должность замдиректора Дирекции заказчика по ремонтно-реставрационным работам на памятниках истории и культуры, подведомственной КГИОП.

В должности зампреда комитета князь Иван Шаховской будет, в том числе, курировать взаимоотношения с ЮНЕСКО.

Шаховские - русский княжеский род, происходящий от Рюрика в XVII колене. Родоначальник его - Константин Глебович, князь Ярославский, по прозвищу Шах, бывший воеводой в Нижнем Новгороде (1482). Многие из Шаховских назывались еще Шемякиными, по имени князя Александра Андреевича Шемяки, но с XVII века все без исключения стали называться Шаховскими.

В энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона говорится, что из потомков Константина Глебовича более известны: князь Мирон Михайлович, письменный голова в Тобольске, начальник неудачной экспедиции, снаряженной на реку Тару для построения при ее устье острожка и обложения инородцев ясаком, воевода каргопольский, псковский, костромской и нижегородский (умер в иночестве в 1632 г.); Григорий Петрович, любимец первого самозванца, воевода путивльский; Иван Федорович Большой, воевода рыльский и томский, участник войны с поляками (1634), судья владимирского судного приказа. Семен Иванович, по прозванию Харя, енисейский воевода, писатель (см. соотв. статью). Юрий Иванович, известный своей победой в 1612 г. над целой польской армией под Погорелым Городищем. Михаил Никитич, стольник, воевода орловский и тарский (1653-63). Михаил Семенович, судья в московском и владимирском судных приказах. Алексей Иванович (умер в 1752 г.), сенатор, генерал-аншеф и правитель Малороссии; его братья, Михаил Иванович, сенатор, и Григорий Иванович, белгородский губернатор; Иван Леонтьевич (1777-1860), генерал от инфантерии, член государственного совета, отличившийся во время военных действий в 1812-14 гг. и при усмирении польского мятежа 1830-31 г.; Николай Леонтьевич (умер в 1836 г.), сенатор; Александр Александрович, драматический писатель; Алексей Иванович (умер в 1900 г.), генерал от инфантерии, один из кавказских героев.

В Википедии так описывается герб рода Шаховских: Щит разделен на четыре части. В первой и третьей - герб великого княжения Киевского: в голубом поле ангел в серебротканой одежде держит в правой руке обнаженный серебряный меч, а в левой - золотой щит. Во второй и четвертой частях помещен герб княжения Смоленского: в серебряном поле, на зеленой траве, обращенная влево черная пушка на золотом лафете, а на пушке - райская птица. Посредине герба малый щиток с гербом княжения Ярославского: в золотом поле черный медведь, влево обращенный, стоит на задних лапах и держит на плече золотую секиру. Герб расположен на горностаевом поле развернутой княжеской мантии и увенчан российскою княжескою шапкой.

Тем временем, эксперт по этикету и представитель Ассоциации членов семьи Романовых подчеркивает, что обращение "ваша светлость" или "ваше сиятельство", принятое в высших кругах ранее, в современных реалиях стерлось, и так обращаться к новому зампреду КГИОП - глупость. "Мы живем в эпоху постмодернизма, современный этикет отличается отсутствием сословности. Даже к членам семьи Романовых мы обращаемся по имени и отчеству", - пояснил он, добавив, что даже на балу в Париже далеко не все обращаются друг другу по статусу. Те же, кто так поступает, делают это, не скрывая иронии. "Сейчас даже лорды при общении скрывают свое положение, стараются не акцентировать на нем внимание. Желание во всем показать свой высокий статус – это остатки советизма, не более того", - уверен эксперт.

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter

Мученика за веру, расстрелянного на Бутовском полигоне в 1937 г., и его жены Наталии Дмитриевны Шаховской-Шик, - собрала полный зал.

Первый раздел книги «Путь к Богу» начинается с писем, датированных концом 1911 года, - к этому времени Михаил Владимирович (будущий о. Михаил) знаком с Наталией Дмитриевной около 3 лет, и завершается в 1918 г., когда Михаил принимает крещение и женится на Наталии. Также первый том содержит переписку и дневниковые записи между арестом и ссылкой в Турткуль уже дьякона Михаила (рукоположен в 1925 г. митрополитом Петром (Полянским)). Книга вышла в издательстве Культурно-просветительского фонда «Преображение» и имеет гриф Издательского совета Русской православной церкви.


Открыл презентацию , председатель Преображенского братства, по инициативе которого издана книга.

Преображенское братство считает честью, что нам довелось работать над этой книгой и способствовать ее выходу, - сказал он. - Когда читаешь переписку, поначалу охватывает неловкость, что ты прикасаешься к интимным отношениям двух людей, но поскольку в этих же письмах они говорят не только о том, что происходит в их сердцах и умах, но и о том, что происходит в стране, эта переписка - свидетельство времени. Она о том, как сохранить живую веру, живой разум, как сохранить главные вещи в своей жизни во время, когда, казалось бы, все сдвигается со своих мест и не остается камня на камне. Поэтому эта книга ценна для всей нашей церкви и всего нашего народа.

На презентацию пришли представители нескольких поколений семьи Шиков-Шаховских, начиная со старшего сына о. Михаила и Наталии Дмитриевны Сергея Михайловича и заканчивая правнуками. рассказал о том, как развивались отношения отца и матери с 1911 года, делился воспоминаниями о жизни семьи: о верности Богу, мужестве и стойкости Наталии Дмитриевны, которая, болея туберкулезом, смогла родить и воспитать пятерых детей; о священническом служении о. Михаила, про которого говорили, что во время богослужения он не просто служит, а «предстоит перед Богом»; об их любви друг к другу и последней встрече в вагоне поезда в 1937 году, когда арестованный о. Михаил переписывался с Наталией Дмитриевной знаками на заиндевевших стеклах.

Внуки о. Михаила и зачитали сохранившиеся воспоминания детей о. Михаила и Наталии Дмитриевны Дмитрия Михайловича и Марии Михайловны, а также жены Владимира Ивановича Фаворского Марии Владимировны, бабушки Ивана Дмитриевича. Такой портрет о. Михаила и Наталии рисовала в своих воспоминаниях Мария Владимировна Фаворская: «Миша был широк в плечах, огромные глаза, нос с горбинкой: ему было хорошо играть ассирийца… Когда одел рясу и отпустил бороду - голова Иоанна Крестителя с картины Иванова. Наталья была очень легкая, вся была как горящая свечечка, маленькая головка с типичным лицом русской крестьянки, хотя она не была крестьянкой, брови еле-еле обзначались над маленькими ямками глазниц, безбровое лицо кажется чистеньким, хорошо промытым, выступающий подбородок - признак сильного характера… Наружностью они были прямая противоположность друг другу - он типичный яркий еврей, она - типичная русская».


Смысл христианского брака о. Михаил и его жена видели в служении Господу, в воспитании детей и в очень большом внимании друг другу. Из писем после поездки Наталии Дмитриевны в Турткуль: «Только тогда мы сможем стать хорошими по-христиански супругами и родителями, если наши руки будут протянуты друг к другу выше крыши нашего дома. Если сердца будут соединяться в поклонении Кресту. И оттуда переходить к кроваткам наших младенцев».

Редактор книги сообщила, что в издательстве КПФ «Преображение» готовится к публикации второй том «Непридуманных судеб на фоне ушедшего века», в работу над которым включились Сергей Михайлович Шик и Иван Дмитриевич Шаховской.


Зачастую о новомучениках и исповедниках в архивах хранится только сухая информация, поэтому живой опыт Шиков-Шаховских оказался востребованным. , главный режиссер дирекции документального кино Первого канала, генеральный директор студии «Встреча», показала кинозарисовку о семье Шиков-Шаховских, основанную на материалах нового фильма о новомучениках и исповедниках веры, съемки которого начались больше года назад. Она рассказала, что стремилась в первую очередь показать какое отношение жизнь новомучеников и исповедников имеет к нашей повседневной жизни, как мы связаны.

Очень сложно было найти живые опыт и веру и перенести на нашу жизнь. И я искала как раз такие свидетельства. Сначала я познакомилась с Елизаветой Михайловной, увидела большие детские глаза и увидела в них живую веру, перечитала все письма [о. Михаила и Наталии Дмитриевны], по 6-8 часов по ночам, и увидела здесь тот опыт, который абсолютно применим к нашей жизни. Ведь в нашем современном мире без духовных основ семью не удержать, не удержать глубинной связи с детьми. Без него у нас не будет чего-то общего, которое цементирует, и дальше свяжет нас с внуками.


Все выступавшие вспоминали о том, что выход книги был бы невозможен без многолетней работы , дочери о. Михаила и Наталии Дмитриевны (1926-2014). Она расшифровала и перепечатала всю переписку на машинке, а потом в 75 лет, овладев компьютером, перевела их в электронную форму, снабдила примечаниями и комментариями, полностью проработала с редактором Ольгой Борисовой первый том.

Когда мы начали работу над письмами стало понятно, что он требует комментариев, чтобы картина была более полной, чтобы был задан фон времени, раскрывающий события для читателя не очень владеющего реалиями XX века и был показан круг людей, подвижников, неравнодушных к тому, что происходило вокруг них и радеющих о преображении жизни, - вспоминала Ольга Борисова.

Елизавета Михайловна всего несколько месяцев не дожила до выхода первого тома. Последние месяцы перед смертью Елизавета Михайловна отказывалась от участия в конференциях, считая главным делом работу над изданием переписки. и Ольга Борисова с благодарностью вспоминали об общении с Елизаветой Михайловной.

Я помню, когда Елизавета Михайловна появилась в нашем братстве - это был взрыв духа. Все стремились на встречи с ней, отменяли дела, слушали записи встреч. И это было обосновано, потому что она открыла новый мир, рассказывала о семье, воспитании детей… Елизавета Михайловна была человеком ответственным и трудолюбивым, заражала всех оптимизмом, и ее приходы были праздником для всех сотрудников. Мы всегда ждали с нетерпением обеденного времени, в ходе которого всегда узнавали от нее что-то новое, и всегда это была духовная беседа.

По словам , выход книги - дань памяти не только о. Михаилу и Наталии Дмитриевне, но и Елизавете Михайловне.

В этих письмах содержится свидетельство о том внутреннем, духовном, сердечном труде по поиску своего места в жизни, отношении друг ко другу, том участии в общественной и исторической жизни, без которого невозможно никакое возрождение и невозможно никакое созидание, никакое строительство. То, что все ищут, есть в этом опыте есть… Эта переписка - свидетельство того, что может сделать вера, надежда и любовь, - подытожил .

25 мая презентация книги «Непридуманные судьбы на фоне ушедшего века» состоится в Санкт-Петербурге.

Государственная академия промышленного менеджмента вот уже несколько лет изучает свою историю и жизнь Николая Петровича Пастухова, имя которого носит. Основатель одного из лучших до революции учебных заведений Ярославля - Пастуховского технического училища, известный на всю Россию купец и промышленник, Николай Петрович Пастухов был кроме того главой большой семьи, многочисленные ответ-вления которой в результате бурных событий двадцатого века оказались в разных странах. Энтузиасты академии разыскивают их по всему свету, уже вышло две изданных ими книги интереснейших документов, живых свидетельств и фотографий. Только что появилась третья книга под названием «Прошу детей моих жить в мире и согласии». Это цитата из завещания Николая Петровича, которому, как прозвучало на презентации, Пастуховы всех поколений всегда старались следовать.

На презентации присутствовали Мария Павловна Науменко из США, Екатерина Беляева-Редали из Швейцарии и гости из Франции, из Парижа - князья Шаховские: Дмитрий Михайлович с супругой Тамарой Георгиевной и их сын Иван Дмитриевич, которые тоже, оказывается, родственники Пастуховых. Деталь любопытная сама по себе. Николай Петрович Пастухов - купец, дворянское звание получил не по праву родства, а за свои заслуги. Если бы он узнал, что его род породнится с Шахов-скими, наверное, это стало бы ещё одним подарком его честолюбию. К сожалению, это произошло уже после его смерти.

Для старшего из париж-ских гостей Пастуховы были бабушкой и дедушкой. Шаховской стала мама Дмитрия Михайловича после замужества, с тех пор княжеский титул, как и положено, передаётся по наследству. В ответ на вопрос «Северного края» о самом ярком впечатлении от первой встречи с Ярославлем Дмитрий Михайлович сказал, что у него здесь был ещё более дальний предок - князь Фёдор Ростиславович Чёрный, живший в XIII веке. Постепенно род Фёдора Чёрного множился и дробился, из него происходят такие князья, как Белосельские, Бельские, Львовы, Прозаровские и Шаховские тоже.

Первый раз Дмитрий Михайлович оказался в Ярославле в 1998 году, когда праздновалось 1000-летие Крещения Руси. Он вспоминает, как ему довелось тогда увидеть мощи первых ярославских князей Фёдора, Давида и Константина. По его словам, вопреки церковной традиции он увидел их в музее «нагими». Сопровождавший его священник прикрыл их, но Дмитрий Михайлович успел увидеть «лицо, сохранившееся, несмотря на прошедшие столетия». Встреча лицом к лицу со своими далёкими пращурами - такое не забывается.

Ярославль - это наши корни, - продолжил он. - Я слышал о Ярославле от матери. Слышал и о Пастухове, о том, как он вместе с братом начал чугунно-литейное дело в Ростове-на-Дону. Но о том, что Николай Петрович Пастухов сделал для Ярославля, я раньше ничего не знал. Я очень благодарен ректору академии Нине Николаевне Аниськиной за то, что она собрала нас всех здесь вместе, что познакомила нас с другими потомками, о которых нам до сих пор тоже не было известно. Увлекла дальнейшими поисками. Со своей стороны мне удалось узнать о документах, которые хранятся у моего племянника в Лондоне. Мы их передадим вам, сюда, потому что уверены: с вашей помощью они послужат и нашему потомству.

Самое удивительное, - дополнил рассказ Дмитрия Михайловича его сын Иван Дмитриевич Шаховской, - что отец не только филолог и историк, но и генеалог, председатель родословной комиссии Союза русских дворян в Париже. Но историей пастуховской ветви своего рода он никогда не занимался, считая, что информация о ней слишком скудная. Теперь мы убедились, что на самом деле она безгранична.

В книге, которая сейчас передо мной, разбросано множество интереснейших частностей, деталей и картинок из жизни семьи в России и за рубежом. Приведу несколько.

Дмитрий Шаховской:

Из-за начавшейся Первой мировой войны семья застряла в Швейцарии, куда приехала провести лето. «Мама вспоминала, что жилось очень трудно. Однажды они оказались вообще без ничего, и их выручила случайная находка: в кармане бабушка нашла затерявшийся золотой, который и помог продержаться».

«Позднее мамина семья Пастуховых переехала в Брюссель. Дед Дмитрий Александрович скончался в старческом доме (в 1927 году, Т.Е.), бабушка и мама переехали в Париж, где жизнь была тоже нелёгкой. Бабушка из верёвочек и кусочков материи делала маленькие русские куколки в 5-6 сантиметров, которых продавала. Две из них долго у нас лежали, и я их так хорошо помню...»

Екатерина Беляева-Редали:

О бабушке Елене Ивановне Беляевой, урождённой Пастуховой. «Папа помогал ей вести счета. Он мне рассказывал, что много лет бабушка рассчитывалась с долгами - за шляпы, которые она накопила, когда ещё не знала, что они разорены из-за революции».

О бабушкиной сестре Глафире Ивановне. «Она мне рассказывала, что была ещё в Санкт-Петербурге, когда разразилась революция, и как ей удалось бежать, выдавая себя за мужика, своровавшего (свою же!) шубу».

«Она дожила до 101 года. Внимательно следила за событиями, смотрела телевизор и читала «Пари Матч». Однажды летом, когда мои родители уезжали из Женевы, она провела месяц в доме для пожилых людей. Когда я везла её домой, крайне уверенным голосом мне было сказано: «Передай своей маме, что больше никогда я не поеду в это место, с этими стариками, которые даже не читают Солженицына». Во время своего пребывания она сама прочитала там «Раковый корпус».

В книге, впрочем, есть имя, которое по-настоящему ещё не привлекло внимания исследователей. Михаил Дмитриевич Шаховской вскользь замечает, что в детстве бабушка водила его в церковь и читала сказки Пушкина. А сестра Дмитрия Михайловича Елизавета, родившаяся в 1937 году, вышла в свое время замуж за барона Алексея Николаевича Тизенгаузена. Стоит вспомнить, что эту фамилию носила внучка М. И. Кутузова Екатерина Фёдоровна, петербургская приятельница Пушкина с конца 1820 - по 1830-е годы. Так что кто знает, какие находки ещё могут всплыть в семейных архивах потомков Пастухова!