Краткая история древнего китая. История древнего китая доклад, сообщение История древнего китая кратко

Первая китайская цивилизация сформировалась в бассейне реки Хуанхэ (Желтой реки), где почти 500 лет правила династия Шан (Инь), пока около 1057 года до н.э. ее не были завоеваны племенем Чжоу, установившим правление династии Чжоу. Первые земледельцы Северного Китая выращивали просо, а также разводили рогатый скот и свиней. Они, возможно, жили в ямах, вырытых в земле и покрытых соломенной крышей. Знатный китайцы времен династии Чжоу ездили на боевых колесницах. Колесница не имела сиденья, в ней можно было только стоять.

Письменность

Древнейшие китайские письмена вырезали на костях животных. Это были записи гадательных текстов, которые считали посланиями богов.

Погребения

Недавно китайцы вскрыли гробницы правителей династии Шан, найденные около города Аньяна. Они нашли там скелеты лошадей и возниц вместе с колесницами. Правители династии Шан считали, что их предками были боги. В таких бронзовых сосудах они приносили им в дар мясо и вино. Многие китайцы до сих пор почитают своих далеких предков. Такие украшения из нефрита нашивали на одежду утершего, а подобные декоративные кинжалы помещали в гробницы знатных и богатых китайцев.

Европейские клады

На этих рисунках показаны некоторые образцы искусства людей, населявших Европу в древние времена. Такие вырезанные на скалах рисунки были найдены на территории Швеции и Норвегии. Они часто изображают ладьи с плывущим по небосклону солнцем. Этот бронзовый шлем - из местечка Виксо в Дании. Его, возможно, никогда не использовали в настоящей битве, потому что он слишком тяжел и громоздок. Это бронзовая модель колесницы, везущей . Ее бросили в болото на территории нынешней Дании в качестве приношения богам. В Европе были очень искусные мастера, работавшие по

Политическая мысль Китая представляет собой – совокупность ранних политических представлений, взглядов и учений древних китайцев. Характерной чертой древнекитайской политической мысли является то, что она рано выделилась из религиозно-мифологической литературы и поставила в центр изучения организацию государства, проблемы взаимоотношения человека с обществом. Уже в ранних политических учениях, отраженных в книге «Шуцзин», древнейшие части которой берут начало в XIV-XI вв. до н.э., проводится стержневая идея о «тань-мин» – праве Неба, которое контролирует всю Поднебесную, на отзыв мандата властелина и передачи его более достойному.

Отцом древнекитайской политической мысли считают Чжоу-гуна (XI-X в. до н.э.), разработавшего формулу смены династий. В соответствии с его учением, мандат властелина Небо предоставляет тому, кто воплощает в своем лице наибольшее количество «дэ» (честность, благодать, справедливость). Правитель уже сам передает власть преемникам, причем необязательно наследникам, до тех пор, пока в них «дэ» не исчерпается. Признаками утраты «дэ» являются аморальность правителя, пренебрежительное отношение к подданным, нарушение норм справедливости. Тогда Небо вновь начинает воздействовать на Поднебесную, выбирает властителя-мудреца, исполненного де, и учреждается новый властный цикл.

На стыке VIII-VII вв. до н.э. Гуань Чжун разработал теорию о двух возможных путях государственного управления: «ба-дао» – правление, основанное на силе, и «ван-дао» – правление, основанное на честности. Причем, государство рассматривалось по аналогии с огромной семьей, в которой люди должны строить отношения по принципу «старший-младший».

Своего расцвета политическая мысль достигла во второй половине I тысячелетия до н.э. В это время сформировались основные политические учения Древнего Китая, не утратившие своего значения и поныне. Среди них: конфуцианство, моизм, легизм, даосизм. Особенно велико значение политического наследия Конфуция (551-479 гг. до н.э.).

Взгляды Конфуция (Кун-цю, или Кун фу-цзы, означает мудрец, учитель) были не только спустя несколько веков были возведены в ранг официальной идеологии, но и по сегодняшний день являются характерной чертой общей и политической культуры Китая (до 1949 г. – официальная идеология), составной частью культурной матрицы Дальневосточной, конфуцианской цивилизации. Это единственная цивилизация на Земле названная именем конкретного человека.

Основой социально-политического и этического учения Конфуция, изложенного в сборнике «Лунь юй» («Беседы и высказывания», составленного учениками после смерти Конфуция), является принцип добродетели – «дэ». Этот принцип распространяется на всех людей, причастных к управлению. По Конфуцию управляющие верхи должны быть совершенными («цзюнь-цзы» – благородные) и подчинены строгим нормам ритуала «ли»: чувству долга и справедливости, стремлению к знаниям, верности, уважению к старшим, гуманному отношению к подчиненным. Благородный чиновник всегда следует справедливости («дао» – путь, служение) и готов к отставке. «Правящий с помощью добродетели подобен полярной звезде, которая занимает свое место в окружении созвездий».


Учение Конфуция пронизано ностальгией по золотым древним временам, когда государь – правитель, почитавшийся народом как самый добродетельный и мудрейший человек, имел обыкновение избирать себе в преемники самого добродетельного и мудрого из своих подчиненных. Все, о чем писал и чему учил Конфуций, опиралось на мудрость древних китайских обычаев. «Передаю, а не создаю, – говорил он. – Верю в древность и люблю ее». Конфуций интерпретировал нормы древности творчески, весьма продуманно, с учетом реальности, в которой он жил. Примерно так, как следуют учению Конфуция современные китайцы, для которых он – древность и традиция.

Признавая божественную и естественную стороны происхождения власти, учитель Кун свой главный интерес видел в том, как обустроить жизнь людей, обеспечить мудрый и справедливый порядок в государстве.

Этот порядок предполагает пять разнородных отношений: властителя и подчиненных, мужа и жены, отца и сына, старшего брата и младшего, друзей. В первых четырех должно быть повеление, с одной стороны, и полное подчинение, с другой. Властвовать следует справедливо и с благоволением, подчиняться же правдиво и искренне. В дружбе же руководящим принципом должна быть обоюдная добродетель.

Опираясь на традиционные воззрения, Конфуций развивал патриархально-патерналистскую концепцию государства. Он уподоблял государство гигантской семье: царь («сын неба») – отец, старшие братья – чиновники, младшие – работники. Цель государства и царской власти – общее благо семьи.

Изображаемая Конфуцием социально-политическая структура строится на принципе неравенства людей: «простолюдины», «низкие», «младшие» должны подчиняться «лучшим», «старшим». Тем самым обосновывалась аристократическая концепция правления восточного образца. Наряду с нравственностью, Конфуций отмечает большое значение четкой организации и формализации естественной деятельности с тем, чтобы каждый соблюдал свои обязанности и находился на отведенном ему месте, должности, посту .

Конфуций пытался восстановить весь комплекс сложившихся веками обычаев, определявших каждый шаг китайцев «ли», пример же в их исполнении должны были показывать высшие и средние чиновники. Характерно, что он достаточно скептически относился к попыткам управления посредством создания новых жестоких законов. Таким путем можно вызвать страх, но не достигнуть нравственного обновления.

Следование ритуалу, обычаю позволяло, по его мнению, избежать насилия и острых социальных конфликтов. Конфуций также обращал внимание на важность использования принципа «исправления имен»: приведения обозначения различных статусных групп общества в соответствии с их реальностью. Многие афоризмы Конфуция широко распространены:

«Не беспокойся о том, что не занимаешь высокий пост. Беспокойся о том, хорошо ли служишь на том месте, где находишься. Не беспокойся о том, что тебя не знают. Беспокойся о том, достоин ли ты того, чтобы тебя знали». «Секрет доброго правления: правитель да будет правителем, подданный – подданным, отец – отцом, а сын – сыном». «Благородный муж берет своей основой чувство долга, претворяет его в жизнь посредством ритуала, являет миру в своей скромности, а приводит к завершению правдивостью своих слов». «Когда верхи чтят ритуал, никто из простолюдинов не посмеет быть непочтительным; когда верхи чтят долг, никто из простолюдинов не посмеет быть непокорным; когда верхи любят доверие, никто из простолюдинов не посмеет быть нечестным». «Когда богатства распределяются равномерно, то не будет бедности; когда в стране царит гармония, то народ не будет малочисленен; когда царит мир в отношениях между верхами и низами, не будет опасности свержения правителя”. “В кругу семьи почитай родителей. Вне семьи почитай старших. Будь честен и милостив с людьми, возлюби добро. Если, соблюдая эти правила, ты еще будешь иметь досуг, используй его для учения» .

Распространены также политические идеи Мо-цзы (479-400 гг. до н.э.), вышедшего из школы Конфуция, но делавшего акцент не только на строгом исполнении законов, но и наказании за их неисполнение. Сборник его изречений, названный именем самого просветителя – «Мо-цзы», составлен в VI в. до н.э.

В этом сборнике отмечается важность договорной теории создания государства (добровольного выбора первого правителя), строгой дисциплины и централизации государственной власти, идей социального равенства. Мо-цзы осуждал аристократизм и ратовал за реформы в интересах народа. Он внес в китайскую политическую мысль идею эгалитаризма, связанную с отказом от роскоши. Мо-цзы полагал, что осуществление преобразований предполагает не только использование обычаев, но и установление новых правил в форме законов, что не всегда одобрял Конфуций. Именно со времен Мо-цзы право стало ассоциироваться в Китае не только с ритуалом «ли», но и с наказанием «син» и законом «фа». Он явился предшественником легизма, важного течения китайской политической мысли, соперничавшего с конфуцианством .

Основателем легизма считается Шан Ян (390-338 гг. до н.э., правитель области Шан, работа – «Книга правителя области Шан»). Шан Ян констатирует, что народ распустился, стремится к удовольствиям, забывает свое основное занятие – земледелие, доходы казны падают. Общие призывы уже не помогают, речи в стиле Конфуция – тоже. Вот почему следует установить единообразие в мыслях и действиях: укрепить чиновничий и карательный аппарат, ввести жесткие нормы, определяющие все сферы жизни, обязательные для всех и обеспеченные наказанием «фа», а не ритуалом «ли» и навести порядок. Латинизированное название школы («фа» – порядок) – «легизм». В трудах «легистов» государство рассматривалось, как самодовлеющий институт, смысл и цель существования общества, восточная деспотия .

Одним из видных представителей школы легистов считается Хань Фэй-цзы (280-233 до н.э.). Сборник «Хань Фэй-цзы» состоит из 55 глав (разделов) об искусстве управления государством. Основные идеи: «Люди по природе эгоистичны и реагируют только на наказания или награды». «Эффективное управление требует наличия законов, авторитета власти и искусства управления». «Ясные и четко сформулированные законы правителя должны заменить расплывчатые моральные нормы в качестве стандарта поведения». «Политическая власть должна принадлежать только правителю и не может быть разделена с аристократией и министрами». «Правитель управляет при помощи сложной, но четко продуманной бюрократической системы, находящейся под его полным контролем». «Подобно тому, как природа без видимых усилий порождает тьму вещей, правитель должен управлять всем, не принимая видимого активного участия в управлении».

Если попытаться сжато сформулировать идеи Хань Фэй-цзы, то можно сказать, что он предлагал управлять при помощи законов, утверждающих абсолютную власть правителя. Он выделял главные факторы, влияющие на эффективность управления: закон «фа», власть, или сила «ши», и политическое искусство «шу». Благодаря ему, в политическую мысль и науку вошло правило (тезис) о том, что «Закон, власть и политическое искусство – три главные составляющие эффективного управления государством».

Со времен легизма, знание законов и правил политического менеджмента считается обязательным для политолога и политического деятеля.

Важным направлением ранней китайской политической мысли является также даосизм (основоположник Лао-цзы, книга «Дао-де цзин» VI-II в. до н.э.). В отличие от традиционно-теологических толкований «дао» как проявления «небесной воли» Лао-цзы характеризует «дао» как независимый от небесного владыки естественный ход вещей, естественную закономерность. «Дао» определяет законы неба, природы и общества. Оно олицетворяет высшую добродетель и естественную справедливостью. В отношении к «дао» все равны. Все недостатки современной ему культуры, социально-политическое неравенство людей, бедственное положение народа и т. д. Лао-цзы приписывает отклонению от подлинного «дао». протестуя против существующего положения дел, он вместе с тем все свои надежды возлагает на самопроизвольное действие «дао», которому приписывается способность восстанавливать справедливость.

Существенная роль в даосизме отводится принципу недеяния, воздержанию от активных действий. Недеяние выступает в этом учении, прежде всего как осуждение антинародной активности властителей и богатых, как призыв воздержаться от притеснения народа и оставить его в покое. «Если дворец роскошен, то поля покрыты сорняками и хлебохранилища совершенно пусты. Все это называется разбоем и бахвальством. Оно является нарушением «дао». Народ голодает оттого, что власти берут слишком много налогов». Все неестественное (искусственно-человеческие установления в сфере управления, законодательства и т. д.), согласно даосизму, – это отклонение от «дао» и ложный путь. В известном смысле «дао» скорее означало отказ от культуры и простое возвращение к естественности, нежели дальнейшее совершенствование общества, государства и законов .

Резкой критике Лао-цзы подвергает всякого рода насилие, войны, армию. «Где побывали войска, – замечает он, – там растут терновник и колючки. После больших войн наступают голодные годы. Победу следует отмечать похоронной процессией». Однако восхваляемое даосизмом недеяние вместе с тем означало также и проповедь пассивности, отказ от активной борьбы народных масс против своих угнетателей и притеснителей. Даосистской критике культуры и достижений цивилизации присущи консервативно-утопические черты. Лао-цзы призывает к патриархальной простоте минувших времен, к жизни в маленьких, разобщенных поселениях с малочисленным населением, к отказу от письменности, орудий труда и всего нового. Эти аспекты даосизма существенно притупляли его критицизм по отношению к реально существовавшим социально-политическим порядкам

Ярким представителем политической мысли Древнего Китая является Сюнь-цзы (313-238 гг. до н.э., автор книг «Сюнь Цзы», «Трактата о военном искусстве»), полагавшего, что между взглядами «легистов» и «конфуцианцев» особых противоречий не существует и что их можно совмещать. Он также уделял значительное внимание анализу проблем политического устройства и управления .

Особый интерес представляют рассуждения Сунь-цзы о политическом искусстве стратагем – умении облекать предварительные стратегические расчеты и планы в форму ловушек, в скрытые от противника хитроумные политические западни.

Стратагемность в какой то степени является чертой национального характера, китайской психологии. Китайцы любят «стратагемно» мыслить, широко используют стратагемные ловушки для достижения успеха. Стратагемность являет собой школу психологического и политического противоборства, которой присущи свои законы и требования.

Образцы китайских стратагем: «Объединиться с дальним врагом, чтобы побить ближнего», «На Востоке поднимать шум, на Западе нападать», «В покое ждать утомленного врага», «Чтобы обезвредить разбойничью шайку, надо сначала поймать главаря», «Тайно подкладывать хворост в котел другого», «Заманить на крышу и убрать лестницу», «Украсть балки и заменить их гнилыми подпорками» .

После II в. до н.э. официальная идеология Китая стала совмещать в себе, как принципы легизма, так и конфуцианства. Особенность древних китайских политологических текстов состоит в том, что в этих источниках собственно политические, государственно-правовые элементы знания не всегда четко выделены.

Древний Китай – крупнейший очаг цивилизации и культуры мирового значения – в течение веков сохранял относительную замкнутость, нерасчлененность своих социально-экономических структур, политических институтов, а также патриархальный характер общественных отношений, семьи и быта, особый менталитет.

Все это нашло отражение в текстах, поражающих нас своей самобытностью, глубиной содержания, образностью, метафоричностью. Древнекитайские документы имеют системное, мировоззренческое значение.

Итак, формирование политических идей и учений на Востоке – колыбели древнейших цивилизаций, религий, государств, политических и правовых документов, не могло не оказать воздействие на близлежащие регионы. Последовавший уже с VI в. до н.э. взлет древнегреческой политической мысли был связан и с возможностью творческого использования древнегреческими мыслителями потенциала восточного политического опыта и идей, поскольку в эти времена культуры и народы древности имели возможность соприкасаться и взаимообогащаться.

Выдающийся мыслитель К. Ясперс отмечал, что с VIII вв. до н.э. по II в. до н.э. «сформировался человек такого типа, какой сохранился и по сей день, когда возникли и взаимодействовали великие культуры: индийская – веды, буддизм; китайская – конфуцианство, даосизм, иранская – зороастризм; палестинская – время пророков Илия, Исайя; греческая – время Гомера, Гераклита, Платона. Именно в эту эпоху, в осевое время были разработаны основные категории, которыми мы мыслим по сей день, заложены основы мировых религий» .


ЛИТЕРАТУРА

1. Антология мировой политической мысли /в 5-ти т. - М.: Юридическая литература, 1997. - Т.1. - 601 с.

2. Антология мировой правовой мысли /в 5-ти т. - М.: Юридическая литература, 1999. - Т.1. - 571 с.

3. Артхашастра или Наука о политике. - М.: Юридическая литература, 1993. - 341 с.

4. Вивекананда Свами. Практическая веданта. Избранные работы. - М.: Мысль, 1993. - 756 с.

5. Древнекитайская философия. - М.: Наука, 1962. - Т.1.

6. Зенгер Х. Стратагемы. О китайском искусстве жить и выживать. Знаменитые 36 стратагем за три тысячелетия. - М.: Наука, 1995. - 401 с.

7. История политических и правовых учений. - М.: БЕК, 1997. - 358 с.

8. Памятники письменности Востока. - М., 1968. - 468 с.

9. Ригведа. - М.: Наука, 1989. - 241 с.

10. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. - М.: Юридическая литература, 1996. - 775 с.

11. Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М., 1994.


Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. - М.: Юридическая литература, 1996. - С.10.

Ригведа. - М.: Наука, 1989. - С.14-17.

Вивекананда Свами. Практическая веданта. Избранные работы. - М.: Мысль, 1993. - С.348-356.

Артхашастра или Наука о политике. - М.: Юридическая литература, 1993.

Древнекитайская философия. - М., 1962. - Т.1. - С.231-239.

История политических и правовых учений. - М.: БЕК, 1997. - С. 84.

Антология мировой правовой мысли / в 5-ти т. - М.: Юридическая литература, 1999. - Т.1. - С.28-31.

Памятники письменности Востока. - М., 1968. - С.141-173.

Антология мировой правовой мысли /В 5-ти т. - М.: Юридическая литература, 1999. - Т.1. - С.494-496.

Антология мировой политической мысли /в 5-ти т. - М.: Юридическая литература, 1997. - Т.1. - 140 с.

Зенгер Х. Стратагемы. О китайском искусстве жить и выживать. Знаменитые 36 стратагем за три тысячелетия. - М.: Наука, 1995. - С.348.

Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М., 1994. - С. 32-33.

Китая — начинаются в Тибетском нагорье и несут к Тихому океану очень много песка и ила. Море, куда впадает Хуан-хэ, из-за цвета воды называется Желтым. Речные наносы очень плодородны, люди издавна селились на берегах рек. Но Хуанхэ и Янцзы часто выходили из берегов, меняли положение русла, что приводило к сильнейшим наводнениям и гибели множества лю-дей. За тысячи лет китайцы построили тысячи километров дамб — защитных земляных валов вдоль Хуанхэ и Янцзы. Но наводнения по-прежнему угрожают стране. Природу Китая, его государствен-ное устройство, обычаи народа описал, вернувшись, Марко Поло .

История Древнего Китая

  • 1766-1027 гг. до н. э. — правление династии Шан.
  • 1027-221 гг. до н. э. — правление династии Чжоу.
  • Ок. 722-481 гг. до н. э. — цари из династии Чжоу теряют власть. Войны между вельможами (период Вёсен и Осеней).
  • 481-221 гг. до н. э. — семь царств воюют между собой (эпоха воюющих царств, или период Сражающихся царств).
  • 221-210 гг. до н. э. — правление Цинь Шихуанди , первого китайского императора.
  • 202 г. до н. э. — 220 г. н. э. — династия Хань.

Династия Шан

Примерно к 1765 г. до н. э. огромная часть Китая находилась под властью царской семьи (или династии) Шан.

Династия Чжоу

Около 1027 г. до н. э. царская династия Шан была побеждена племенем Чжоу. Новые правители из династии Чжоу позволили знатным людям владеть землей. Те в ответ должны были хранить им преданность и помогать во время войн.

С течением времени знать обрела такую силу, что власть начала ускользать из рук династии Чжоу. Вельможи основывали собственные небольшие царства и постоянно сражались друг с другом, стараясь отхватить кусок земли побольше.

Династия Цинь

Династия Хань

Вскоре после смерти первого китайского императора Цинь Шихуанди вспыхнули восстания, и империя Цин ь распалась. В 202 г. до н. э. полководец Лю Бан, распространив свою власть над всей страной, провозгласил себя императором. Он стал основателем новой династии Хань, правившей Китаем последующие четыреста лет . Столицей древних императоров из династии Хань был город Ханьдань.

Чиновники

У императоров из династии Хань было множество чиновников, которые помогали им управлять империей. Чиновники собирали подати, следили за состоянием дорог и каналов, проверяли, все ли подданные послушны закону.

Всякий, кто желал стать чиновником, должен был держать испытание. Претенденту задавали вопросы по древней поэзии и учению философа Конфуция.

Шелковый путь

Приблизительно с 105 г. до н. э. китайские купцы пересекают Азию и вступают в торговые отношения с людьми на западе. С тех пор по ставшему легендарным Шелковому пути, протянувшемуся от Китая до Средиземного моря, начали возить на верблюдах китайский шелк, пряности и драгоценные камни.

Войны с гуннами

Императоры династии Хань вели войны, защищая империю от племен гуннов с севера, и в конце концов взяли над ними верх. Гунны больше не совершали набегов на Китай и ушли на запад.

Падение династии Хань

Власть императора ослабляли раздоры между царским семейством и их придворными. В 220 г. н. э. последний император из династии Хань отрекся от трона, и империя распалась.

Торговля

Послы, воины, купцы Китая попадали в центр Азии по Великому торговому шелко-вому пути. Такое название он получил по главному перевозимому товару — китайско-му шелку. Китай — родина шелка, бумаги, фарфора.

Европейцы начали торговлю с Китаем во времена Древней Греции и Древнего Рима . Потом она перешла в руки арабских куп-цов.

Жизнь и быт в Древнем Китае

  • Ок. 5000 г. до н. э. — в Китай проникает земледелие.
  • Ок. 4000 г. до н. э. — начинают выращивать рис.
  • Ок. 2700 г. до н. э. — начало шелкопрядения.
  • Ок. 1400 г. до н. э. — письмена на гадальных костях.
  • 551 г. до н. э. — рождение Конфуция.
  • Ок. 1 — 100 гг. н. э. — распространение буддизма из Индии.
  • Ок. 100 г. н. э. — изобретение бумаги.

Письменность Древнего Китая

Письменность в Китае появилась около 1400 г. до н. э. Жрецы, желая предсказать будущее, вырезали на гадальных костях вопросы. Кости нагревали, пока те не начинали трескаться, и затем читали по рисунку , образованному трещинами, пытаясь найти ответы на свои вопросы.

Архитектура Древнего Китая

Великая Китайская стена

2300 лет назад китайцы возвели огромную каменную стену длиной около 5000 км, чтобы защитить себя от набегов ско-товодов-кочевников. Часть ее сохранилась до наших дней. Она хорошо видна из космоса, ее часто рисуют на географических карт ах.

Конфуций

Мыслитель по имени Кунцзы (или Конфуций) жил в тревожную эпоху Древнего Китая. Он учил, что войны прекратятся только тогда, когда люди поймут, как должны себя вести. Подданные обязаны повиноваться своему правителю, а правитель должен быть добр к своему народу. Материал с сайта

Наука Древнего Китая

Древние китайцы первыми изобрели бумагу. Они опускали решето из бамбука в смесь из измельченной коры дерева, растений и тряпья. На решете оставался тонкий слой массы, которую сушили.

Китайские ученые изобрели много приборов, которыми пользуются по сей день: компас , тачку и корабельный руль. Древние китайцы изобрели устройство для обнаружения землетрясения — чашу, по сторонам которой были металлические головы дракона с шариком во рту. При землетрясении шарик падал в рот находящейся под каждой головой дракона статуи жабы — так определяли направление землетрясения.

Производство шёлка

Китайцы первыми научились разматывать коконы и ткать из шелковых нитей ткань. Шелковую нить выделяют гусеницы тутовых шелкопрядов (вид бабочки), которые плетут из нее кокон. Перед размоткой коконы промывали в чане с горячей водой. Для поддержания пламени женщины дули на огонь.

Использование металла

Китайские ремесленники в эпоху династии Шан научились делать оружие и посуду из бронзы. Население предпочитало готовить пищу и вино для своих усопших предков, которых они считали богами, в бронзовых, со сложным узором котлах.

Картинки (фото, рисунки)

  • Карта Китая при династии Шан
  • Вельможа из династии Чжоу в своей боевой колеснице
  • Карта Китая при династии Хань
  • Китайский вельможа
  • Деревянная статуэтка вельможи из династии Хань
  • Чиновник со своими слугами
  • Чиновники держат экзамен
  • Знамя из китайского шелка

  • Погребальный костюм царевны Ту Ван из нефрита
  • Деревянная чаша, покрытая блестящим лаком
  • Бронзовый котел
  • Гадальная кость
  • Производство бумаги
  • Китайское устройство для обнаружения землетрясения
  • Древний Китай является одной из самых таинственных стран на нашей планете. Даже сейчас это государство разительно отличается от своих соседей практически во всем. Но главная отличительная черта китайцев заключается в том, что они не мистики, а практики. Нигде не было сделано столько изобретений, как в этой стране. А религия и философия Древнего Китая показывает необычайную мудрость этого народа.

    Возникновение государства Шань-Инь

    Самым древним периодом в истории Китая, который можно изучить по добытым археологами материалам, а также на основании имеющихся документов, является эпоха, относящаяся к XVIII-XII векам до н. э. В это время здесь существовало государство Шан-Инь. Его история осталась в преданиях, которые гласят, что примерно в 1400 году до н. э. некий вождь по имени Пань Гэн вместе со своим племенем пришел в Аньян и построил красивый город Шан на реке Хуанхэ. Название городища было дано не только государству, но и целой династии царей.

    Далее в легенде говорится, что чжоусские племена, проживавшие вблизи реки Вэй, в XII веке до н. э. захватили древнюю страну. После разгрома столицы Шан, произошедшее в 1124 году до н. э., завоеватели дали ему еще и название Инь. Также в легенде было сказано, что правитель Пань Гэн жил мирно и ни с кем не воевал.

    Доказательства существования государства

    До 30-х годов прошлого века эпоху Шань-Инь изучали только на основании легенды. Но в 1928 году были начаты археологические раскопки, в ходе которых нашли памятники материальной культуры, подтвердившие предание о существовании государства Шан. Развалины города обнаружили в округе Аньян, возле деревни Сяотунь, что на севере провинции Хэнань (Китай). История Древнего мира здесь предстала во всей красе. Помимо остатков многочисленных домов, ремесленных мастерских, храма и царского дворца, были найдены около 300 гробниц, 4 из которых принадлежали царской династии. Последние захоронения выделялись среди остальных своими внушительными размерами и роскошным убранством.

    Благодаря раскопкам, ученые сделали вывод, что уже в то время существовало значительное классовое расслоение общества. Кроме гробниц аристократов, археологи обнаружили захоронения попроще, а также те, которые принадлежали явным беднякам. Кроме того, царская усыпальница оказалась настоящей сокровищницей. В ней нашли около 6 тыс. предметов из бронзы, золота, перламутра, нефрита и черепахи. С этими археологическими находками открылись новые возможности в деле изучения многовековой истории Китая.

    Природа

    Эта страна на 80% состоит из гор и плоскогорий. Природа здесь необычайно красива. Западный Китай - это самое большое в мире высокогорье, поэтому оно имеет резко континентальный климат. Восточная часть страны расположена чуть ниже и имеет доступ к морю, а также здесь есть обширные долины рек, что и обусловило появление в этих местах важных торговых путей. В этом регионе преобладает мягкий климат, поэтому он отличается от Западного Китая большим разнообразием растительности. Естественно, что именно на востоке образовалось древнейшее государство со своей земледельческой культурой.

    Природа Древнего Китая несколько отличается от современной. Так, в северной части этого государства лесами была покрыта несравнимо большая площадь, чем сейчас. Это смогли определить по надписям на гадальных костях, которые рассказывали об охотах, часто организовывавшихся на оленей. А в «Книге песен» есть упоминания об обширных лесах. Зеленые массивы во многом способствовали более равномерному выпадению осадков. Это давало здешним жителям возможность охотиться. Кроме того, они имели много древесины для изготовления орудий труда и постройки домов.

    Природные условия, описанные в легендах

    Древний Китай всегда славился своими преданиями. В них часто рассказывалось о борьбе народа с опасной рекой и об их упорной борьбе за организацию земледельческого хозяйства. Из древних преданий видно, что китайцы постоянно вели борьбу с наводнениями, причиной которых являлась Желтая река. Выходившие из берегов воды несли с собой катастрофические бедствия, разрушая многолюдные селения и уничтожая посевы. Кроме того, жители Древнего Китая старались с помощью системы искусственного орошения как можно равномернее распределять воду по всей территории страны.

    Население

    Горные регионы, плоскогорья и степи, которые прилегали к долинам рек, всегда были заселены многочисленными кочевыми племенами. Люди Древнего Китая, которые населяли плодородные равнины, постоянно оборонялись от грабительских набегов горных, степных и кочевых племен, а это значительно тормозило развитие не только культуры, но и государственности. Постепенно китайцы смогли колонизовать те регионы, где хозяйничали отсталые воинственные народы. Но на этих землях еще в течение долгого времени сохранялось кочевое скотоводство, так как оно имело огромное значение в жизни древних государств.

    Национальности, населяющие страну

    Древний Китай по своему этническому составу был достаточно разнообразным. Известно, что эта страна занимает огромную территорию, где живет четвертая часть населения всей планеты. Поэтому кажется естественным, что и в древние времена оно не было столь однородным. В исторических документах упоминаются различные племена, которые постоянно сталкивались друг с другом, воевали и торговали. С северной и северо-западной стороны китайцы соседствовали с монголами, тунгусами и маньчжурами, а на юге и юго-западе - с племенами Тибета, Индии и Бирмы.

    Верования

    Религия Древнего Китая не была персонифицированной. В отличие от других стран мира, здесь не строили храмов, посвященных какому-либо конкретному божеству, а роль жрецов выполняли чаще всего государственные чиновники. Больше всего китайцы почитали различного рода духов, которые олицетворяли саму природу, а также умерших предков шан-ди.

    Важнейшее место в жизни этого народа занимал культ, посвященный духам земли. Им делали постоянные жертвоприношения, сопровождавшиеся молитвами и просьбами на хороший урожай. Чаще всего их записывали на черепашьих панцирях или бараньих лопатках. И все это сопровождалось специальными ритуалами, которые приравнивались к делам государственной важности. Эти церемонии всегда были серьезно и тщательно подготовленными.

    Религия Древнего Китая делила все сущее на две части - инь (мужское) и ян - (женское начало). Первая из них олицетворяла яркое, светлое, сильное, т. е. все положительное, что есть в жизни, а вторая - наоборот, была связана с Луной и воплощала в себе темноту и слабость.

    Учения

    Народы, населяющие Древний Китай, имели свою систему мировоззрения. Они считали, что мир - это хаос, и в нем есть животворные частицы - цы. Небо считалось прародителем всего живого, что есть на земле. Но его не почитали как Бога, к которому можно обратиться и попросить что-либо. Небо для китайцев - лишь какая-то абстрактная сущность, абсолютно безразличная к людям. Именно поэтому существует множество философий, которыми заменяют им божества.

    Учения Древнего Китая весьма разнообразны. Описать их все в одной статье невозможно. Поэтому кратко рассмотрим три самые распространенные.

    1. Конфуцианство - это система, основанная на древнейших традициях, включающих в себя долг и гуманизм. Для его последователей главным является строгое соблюдение всех ритуалов и правил. Основателем этого учения был чиновник, принадлежащий к древнему роду Кун Фу-цзы.
    2. Китайский буддизм появился благодаря близкому соседству с Индией примерно в I веке до н. э. Сами идеи буддизма китайцам пришлись в основном по вкусу. Но два момента этого учения они приняли без восторга. Дело в том, что индийские монахи могли просить милостыню, а для китайцев такое поведение считалось позорным. Вторым моментом была идея монашества. До прихода буддизма здесь не знали подобного образа жизни. Монашеский орден требовал отказаться от имени, а для китайца это означало отречение от своих предков.
    3. Даосизм имеет нечто общее с конфуцианством. В основу учения положена концепция Дао - довольно сложного и многогранного понятия, с которым должны соединиться его последователи. Достичь этой цели можно только соблюдая законы морали, медитируя и отказываясь от ненужных материальных ценностей. Основатель учения - архивариус Лао-цзы.

    Открытие №1

    Первым из величайших изобретений Древнего Китая является бумага. Подтверждение этого факта можно найти в китайских летописях, относящихся ко времени династии Восточная Хань. В документе говорится, что в 105 году бумагу придумал придворный евнух Цай Лун. До этого записи производились на специальных скрученных свитках, сделанных из бамбуковых полос, на глиняных или деревянных табличках, на свитках из шелка и т. д. Более древние письмена, датированные II веком до н. э. (правление династии Шан), были написаны на панцирях черепах.

    Уже в III веке бумага, изобретенная Цай Лунем, получила широкое применение. Технология ее производства была такова: смесь из коры тутового дерева, пеньки, тканей и непригодных для ловли рыбы сетей кипятили до тех пор, пока она не превращалась в пульпу. Затем ее растирали до однородной массы и добавляли немного воды. Полученную смесь загружали в специальное сито из тростника и встряхивали. После этой процедуры на дне образовывался ровный и тонкий волокнистый слой. Далее его откидывали на плоские доски. Делали сразу несколько таких отливок. Затем доски клали друг на друга и крепко связывали, при этом сверху еще ставили груз. Применение данной технологии делало бумажный лист прочным, легким, ровным и удобным для письма.

    Открытие №2

    После изобретения Древнего Китая №1 появилось книгопечатание. Впервые весь его технологический процесс был описан китайским ученым Шень Ко в 1088 году. В книге говорится, что изобретение наборного шрифта и литер из обожженной глины принадлежит некоему мастеру Би Шэну.

    Открытие печати в IX веке потянуло за собой и изменение техники переплетения. В конце эпохи Тан книги, ранее имевшие вид свитков, превратилась в стопку бумаги, которая напоминала привычную всем брошюру. Во время правления династии Юань, а это 1271-1368 годы, корешок книги стали изготавливать из более жесткой бумаги, а позже и прошивать нитками. К счастью, многие книги Древнего Китая сохранились и по сей день. Первым полноценным печатным изданием считается Алмазная сутра. Она была изготовлена при династии Тан, правившей с 618 по 907 год. Длина свитков Алмазной сутры составляет 5,18 м.

    Открытие №3

    Следующим по важности изобретением является порох, который появился в X веке. Его использовали в виде начинки для зажигательных снарядов. Судя по китайским летописям, ствольное пороховое оружие в сражениях впервые применили в 1132 году. Оно представляло собой бамбуковую трубку, в которую помещали порох и поджигали. Таким образом, врагу наносились ощутимые ожоги. Через 125 лет китайцы изобрели ружье, но уже стреляющее пулями. Это была бамбуковая трубка, заряжавшаяся порохом и пулями. Примерно в конце XIII - начале XIV века в Китае появились железные пушки, стрелявшие каменными ядрами.

    Но порох применяли не только для военных целей. Он использовался в качестве дезинфицирующего средства при лечении всевозможных ран и язв, а также во время многочисленных эпидемий. Практически весь Древний Восток, Китай тоже не был исключением, верил, что все злые духи боятся не только громкого звука, но и яркого свечения. Поэтому с незапамятных времен в китайский Новый год во дворах традиционно разводили костры, в которых сжигали бамбук. Начиная сгорать, он шипел и с треском лопался. С появлением пороховых зарядов, создававших намного больше шума и света, от старого способа празднования стали отказываться. В наши дни уже трудно себе представить Новый год без разноцветного фейерверка, который используется практически по всему миру.

    Открытие №4

    Следующее изобретение - компас. Его прототип появился в эпоху династии Хань, правившей в период с 202 г. до н. э. до 220 года н.э. Но первоначальным его предназначением было гадание, а не навигация. Древний компас был похож на тарелку с положенной на нее ложкой, ручка которой указывала строго на юг. Этот прибор, определяющий стороны света, впервые был описан в китайской книге «Уцзин Цзунъяо» в 1044 году. Другую разновидность компаса отливали из железных или стальных болванок в виде рыбы, которую помещали в воду. Для точного определения курса обычно использовали сразу два выше упомянутых устройства.

    Более усовершенствованную конструкцию этого прибора описал все тот же китайский ученый Шень Ко в 1088 году в «Записках о ручье снов». В своем труде он подробно охарактеризовал магнитное склонение, которое указывает истинный север, а также устройство самого компаса с иглой.

    Другие изобретения

    Некоторые открытия китайцев во многом способствовали тому, что большинство направлений культуры и искусства стали доступными не только богатым людям, но и широким массам простого населения. Абсолютно все изобретения Древнего Китая перечислить достаточно тяжело. Вот только несколько из них: чай, шелк, вилка, фарфор, зубная щетка, деньги, лапша, гонг, барабан, игральные карты, арбалет и мн. др. Но большинство ученых считают, что главными изобретениями были все-таки бумага, книгопечатание, компас и порох.

    На юго-востоке Азии, отгородившись от всего мира высокими горами, находится Великая Китайская равнина. Удобное географическое расположение, климат и богатая природа создали все предпосылки для развития одной из мощнейших цивилизаций под названием Древний Китай.

    Образование единого Китайского царства

    На территории Китайской равнины протекают две крупнейшие реки Азии - Хуанхэ и Янцзы. Почвы вдоль побережий этих рек всегда были столь мягкими, что их без труда можно было обрабатывать простейшими орудиями труда, изготовленными из кости или дерева. Поэтому с древних времен здесь было хорошо развито земледелие.

    В переводе Хуанхэ означает Желтая река, поскольку ее воды несут с собой большое количество желтого песка. Именно на ее плодородных почвах и были найдены древнейшие поселения первых китайских земледельцев. Но Хаунхэ всегда обладала строптивым характером, и в сезон дождей эта река часто выходит из берегов и затопляет все вокруг, размывая берега и меняя свое русло. В Древнем Китае ее называли «рекой тысячи бедствий», поскольку во время половодья она безжалостно смывала посевы и целые поселения.

    Рис. 1. Река Хуанхэ.

    В VIII веке до н. э. территория современного Китая находилась под властью множества небольших самостоятельных царств, которые вели между собой бесконечные войны. В ходе ожесточенных сражений окончательную победу одержало царство Цинь и в 221 году до н. э. его правитель принял титул «хуанди», что означает «император».

    В историю он вошел как Цинь Шихуанди, то есть «первый император Цинь». Он назвал себя Сыном Неба, а управляемую им империю окрестил Поднебесной.

    Во времена правления династии Цинь были проведены следующие реформы:

    ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

    • Страна была заново поделена на области, которые контролировались чиновниками.
    • Построена сеть каналов и дорог. Создание единого для всех стандарта колесной оси для одинакового размера дорог.
    • Были определены основные черты права, написан свод единых для всех законов, реформирована судебная система.
    • Создание единой системы письменности.
    • Контроль за качеством выпускаемой продукции. На всех изделиях должно было стоять имя мастера: за плохую работу его могли сурово наказать.
    • Чеканка монет, равнозначных во всех областях империи. Единые деньги, а также установленные меры длины и веса существенно облегчали торговлю в стране и способствовали развитию экономики.

    По приказу Цинь Шихуанди была возведена Великая Китайская стена - гигантское сооружение, призванное защитить северные границы империи от воинствующих племен и кочевников. Часть стены сохранилась до наших дней, и в настоящее время является объектом Всемирного наследия.

    Рис. 2. Великая Китайская стена.

    Несмотря на расцвет во времена правления Цинь Шихуанди, империя рухнула вскоре после его смерти.

    Религия и философия Древнего Китая

    Философия Древнего Китая кардинально отличалась от философии европейских стран. В отличие от мусульманства и христианства, религия Китая не имела единого бога, который наказывал грешников в загробной жизни. Главный принцип всех учений был основан на проявлении доброты и любви к ближним, поиске гармонии внутри себя.

    В Древнем Китае были широко распространены две наиболее значимые философские школы:

    • Конфуцианство . Основоположником этого учения стал великий китайский философ Конфуций, разработавший верный, по его мнению, образ жизни. Согласно ему люди должны помогать ближним, оберегать семейные ценности и традиции, почитать старших, постоянно заниматься самосовершенствованием.
    • Даосизм . Основатель учения - Лао-цзы, который считал, что в основе всех вещей во Вселенной лежит «дао» – «путь». Согласно даосизму, люди должны жить в гармонии с природой, в скромности и простоте, вдали от роскоши, быть смиренными и сострадающими.

    Рис. 3. Конфуций.

    Достижения Древнего Китая

    В Древнем Китае были заложены основы китайской цивилизации и ее культуры - науки, медицины, искусства, литературы.

    Китайцы были великими изобретателями, подарившими миру немало полезных предметов.
    К важнейшим достижениям Древнего Китая относят:

    • Изобретение бумаги. Технология ее изготовления была очень сложной, и требовала большого мастерства. С появлением бумаги китайцы стали первыми, кто изобрел книгопечатание.
    • Порох, который применяли не только в качестве начинки для зажигательных снарядов, но и при лечении язв и ран, создании увеселительных фейерверков.
    • Магнитный компас. Навигационное искусство Древнего Китая было очень хорошо развито благодаря тому, что в стране большое значение уделялось таким наукам как математика и астрономия.
    • Изготовление тонкого и прочного шелка из коконов шелковичного червя.

    В Китае было очень популярно искусство красивого письма - каллиграфия, а основным направлением в живописи было изображение эффектных пейзажей скал Южного Китая, персонажей мифов и легенд.

    Большой интерес представляет архитектура Древнего Китая. Все здания, будь то императорский дворец или жилище простого ремесленника, гармонично вписывались в окружающий ландшафт и всегда были окружены дополнительными пристройками. Обычно они украшались искусной резьбой с изображениями животных и растений, расписывались яркими красками.

    Что мы узнали?

    При изучении темы «Древний Китай» по программе истории 5 класса мы узнали кратко самое главное об истории Древнего Китая. Узнали, как и кем была образована Поднебесная империя, какие философские учения были наиболее популярны, каким наукам уделялось особое внимание. Также мы узнали, какие достижения Древнего Китая заняли особое место в истории страны.

    Тест по теме

    Оценка доклада

    Средняя оценка: 4.3 . Всего получено оценок: 423.