Пути формирования и развития ученического коллектива. по времени существования – постоянные или временные

1.Роль коллектива в развитии личности.

2.Понятие о коллективе, его сущность.

3.Стадии формирования коллектива.

4.Пути и средства развития коллектива.

5. Взаимоотношения личности и коллектива.

6. Педагогическое руководство коллективом.

На роль коллектива в развитии личности существуют разные точки зрения:

– коллектив имеет огромное влияние на развитие и формирование личности;

– коллектив не оказывает влияния на развитие личности;

– коллектив отрицательно влияет на развитие личности, так как подавляет её;

– коллектив оказывает незначительное влияние.

Воспитание в духе коллективизма стало ведущим принципом советской педагогики, а формирование коллектива целью воспитательной работы. Данный принцип в период отхода от социалистического общества подвергался критике. Его связывали с авторитаризмом, социализмом и советским государством. У Маяковского есть слова: «Единица – ноль, единица – вздор». Критике подвергались и идеи А.С. Макаренко, который внес существенный вклад в развитие теории и практики коллективного воспитания. Начиная с 90-х годов прошлого столетия, произошел решительный отход от идей коммунистического воспитания: прекратили свое существование пионерская и комсомольская организации, различные формы детского самоуправления, школьники меньше стали участвовать в общественно полезном труде. Набиравшая авторитет концепция личностно ориентированного образования многими теоретиками декларировалась как свободная от идей коллективного воспитания, а коллективизм противопоставлялся развитой индивидуальности.

Однако педагогическое наследие А.С.Макаренко является достоянием мировой педагогики. В 1991 году была создана Международная ассоциация Антона Макаренко. В Германии при Марбургском университете с 1968 года работает научно-исследовательская лаборатория «Макаренко-реферат», где изучается его педагогическая деятельность и теоретическое наследие. Немецкие педагоги, вопреки примитивным представлениям, что все сторонники коллективного воспитания – апологеты тоталитаризма, не противопоставляют ценности демократии и коллективные принципы воспитания детей. Более того, они считают, что идеи А.С.Макаренко и сейчас помогают в борьбе против школы, где «демократия доводится до абсурда, до отрицания опыта взрослых, до развала порядка, до превращения учителя в своеобразного Петрушку, который должен развлекать ленивых лоботрясов и даже угодничать перед ними – не дай бог пожалуются на авторитарность.

В США, где свобода и индивидуализм считаются важнейшими ценностями, большое число педагогов обеспокоены атмосферой, царящей в государственных школах, в которых обычным делом стало насилие и унижение слабых, издевательство над учителями, грабежи и даже убийства. Американский педагог Джеймс Каунтс сетует, что американская школа всеми способами культивирует «чувство соревнования», соперничество, стремление к лидерству и расплачивается за это. В поисках преодоления этих проблем американские педагоги приходят к мысли, что в школах необходимо создавать организованные на добровольных началах сообщества, которые объединяли бы школьников на основе совместной деятельности, общих интересов и даже соседства. Отношения должны строиться на основе заботы.

Современные исследования западных экономистов установили, что жизнь в эгоцентрическом обществе дороже, чем в солидарном. В эгоцентрическом обществе меньше помогают слабым, и поэтому больше людей попадают в беду или становятся на преступный путь. Те, у кого в жизни все сложилось хорошо, должны дорого платить за свою безопасность. Общество, культивирующее индивидуализм неизбежно зайдет в тупик.

В условиях нарастающих процессов глобализации все отчетливее видны контуры «сетевого общества».

Коллектив – необходимый фактор воспитания. С развитием общества по пути гуманизма значение коллективных способов сотрудничества людей, их общечеловеческой солидарности будет возрастать. Коллектив, по выражению А.С. Макаренко, – своеобразный «гимнастический зал» для обретения и оттачивания опыта гражданского поведения. Реальная производственная деятельность детей и подростков, когда они станут взрослыми, потребует взаимной зависимости и ответственности в экономических ситуациях, проявления деловитости, организованности, способности согласовывать свои действия с партнерами, управлять трудовым коллективом.

Процессы развития личности и коллектива неразрывно связаны друг с другом. Развитие личности зависит от развития коллектива, структуры сложившихся в нем деловых и межличностных отношений. Почему в воспитании необходимо говорить о коллективе?

Человек существо общественное, только в обществе он может развить свою природу. В общении с людьми растущий человек приобретает научные и житейские знания, осваивает умения в разнообразных видах деятельности, научается понимать окружающих людей, строить с ними нормальные отношения, вырабатывает критерии оценки жизненных явлений. Возвратно-оценочные суждения и методы воздействия окружающих людей становятся мощным стимулом для развития в человеке позитивного и торможения негативного.

Ученический коллектив является формой сообщества сверстников, которая наилучшим образом решает воспитательные задачи, т.е. стимулирует развитие личности школьника.

Педагогику интересует вопросы создания коллектива и использовать его возможности для всестороннего развития личности.

Теория коллективного воспитания получила практическое воплощение в опыте первых школ-коммун (1905-1911). Одной из таких школ-колоний «Бодрая жизнь» руководил С.Т.Шацкий. Он на практике доказал возможность организации школьного коллектива и подтвердил его действенность.

Особый вклад в разработку теории и практики воспитания в коллективе внес А.С.Макаренко. Он обосновал концепцию воспитательного коллектива. Последовательное развитие этих идей получило в трудах и опыте В.А.Сухомлинского.

«Для того,чтобы работать с отдельной личностью, нужно её знать и её культивировать. Если в моем представлении отдельные личности будут насыпаны как отдельные горошины, без коллективного масштаба, если я буду подходить к ним без этой коллективной мерки, я с ними не справлюсь» (А.С.Макаренко «Проблемы школьного воспитания»).

«Я глубоко убежден, что цель коммунистического воспитания – человек, а коллектив лишь средство в достижении цели» (В.А.Сухомлинский «О воспитании»).

«Ответственность перед коллективом нельзя привить словами, она воспитывается делами. Чем больше сделает коллектив для ученика, чем острее переживет школьник чувство благодарности за оказанную помощь, тем глубже он ощутит свою связь с товарищами, свою ответственность перед ними. Не добьется успеха тот учитель, который попытается воспитать у учащихся чувство долга перед коллективом только критикой, «прорабатыванием». Критика со стороны воспитателя, товарищей, не будучи подкреплена заботой, помощью, нередко лишь ожесточает школьника» (В.А.Сухомлинский «О воспитании»).,

«Чем больше уважения к человеку, тем больше требований к нему» (А.С.Макаренко).

Ребенок при поступлении в школу становится членом многих коллективов, часть из которых он выбирает самостоятельно (кружки, секции и т.п.), а членом других, и прежде всего классного коллектива, он становится в силу определенных условий. Как член общества и коллектива воспитанник вынужден принимать те правила и нормы взаимоотношений, которые свойственны тому или иному коллективу. Он не может игнорировать, потому что хочет быть принятым коллективом, занять в нем удовлетворяющее его положение, эффективно осуществлять свою деятельность. Это не означает, что школьник должен пассивно приспосабливаться к сложившимся отношениям.

Коллектив открывает возможности накопления опыта коллективного поведения в позициях не только подчинения, но и активного противопоставления и руководства. Это приводит к формированию таких качеств, как гражданственность, гуманизм, инициативность, ответственность, социальная справедливость и др. Только в коллективе формируются такие существенные личностные характеристики, как самооценка, уровень притязаний, самоуважение.

Важна роль коллектива в организации трудовой деятельности детей. Она стимулирует проявление взаимоответственности за конечные результаты труда, взаимопомощи, чувство коллективного сопереживания.

Дети и подростки естественно объединяются в различные общности в игре, спорте, школьном и дворовом общении. В социальной психологии такие объединения получили название – самовозникающие группы. Основа отношений в них – межличностное общение. В них всегда ярко выделяется лидер. Такие группы легко распадаются, если пропадает общий интерес, иссякают общие разговоры и др. Воспитатель не должен игнорировать такие группы. Но самовозникающие группы не являются коллективом. Детский коллектив – явление педагогическое. Он создается и управляется по определенным педагогическим законам.

Коллективус – (лат.) собирающий, объединяющий– объединение, группа.

Используются два понятия: 1) любая организованная группа людей (например, коллектив предприятия); 2) высокоорганизованная группа людей (в педагогике).

Макаренко определил, что коллектив – это такая группа детей, которую объединяют общие, имеющие общественно ценный смысл цели и совместная деятельность, организуемая для их достижения.

Члены коллектива вступают в определенные отношения ответственной зависимости, руководства и подчинения при безусловном равенстве всех членов и их одинаковой ответственности перед коллективом. Каждый коллектив имеет свои органы управления и является частью более общего коллектива.

В Российской педагогической энциклопедии дается следующее определение: коллектив – социальная общность людей, объединенная на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентаций, совместной деятельности и общения.

Уманский Л.И. выделяет критерии коллектива: содержание нравственной направленности группы (единство целей, ценностных ориентаций, мотивов); организационное единство; психологическое единство (интеллектуальное, эмоциональное, волевое).

В педагогической литературе коллектив – это объединение воспитанников, отличающееся рядом важных признаков:

1. Общая социально значимая цель (полезная людям, значимая для других людей), её последовательное развитие.

2. Общая совместная деятельность по достижению общественно значимой цели.

3. Коллективные отношения или отношения взаимной ответственности (органы самоуправления, система поручений и обязанностей, коллективная дисциплина).

4.Демократическое самоуправление, общий выборный руководящий орган – актив.

5. Сплоченность.

6. Взаимопомощь, взаимоответственность, требовательность, доверие, положительные традиции и др.

Эти признаки возникают не сразу и не автоматически. Наращивание их и есть главный предмет заботы классного руководителя по созданию и развитию коллектива. Только высокоорганизованный коллектив успешно выполняет свои социальные функции.

Ученический коллектив, как система, – это часть более сложного объединения воспитательного коллектива. Он включает помимо детского и коллектив педагогов – воспитателей. Это автономная система, которой свойственны процессы самоорганизации, самоуправления. Коллектив выступает субъектом воспитания по отношению к личности каждого из входящих в него членов.

К органам, координирующим и направляющим деятельность коллектива на достижение общих целей, является собрание воспитанников. Для решения оперативных задач формируется актив и избирается староста. Для осуществления мероприятия создаются временные коллективные органы (советы, штабы).

Макаренко разработал технологию поэтапного формирования коллектива, определил пути развития коллектива. Сформулировал закон жизни коллектива: движение – форма жизни коллектива; остановка – форма его смерти. Ввел принцип параллельного действия.

Коллектив явление динамичное. Он находится в постоянном развитии. Каждый этап в развитии коллектива отличается рядом признаков. Меняется позиция воспитателя, отношения друг к другу, к общей деятельности и др.

Выделяют стадии развития. По А.С.Макаренко: 1 стадия первоначального сплочения. Организатор коллектива – педагог. В качестве средства, сплачивающего детей выступают единоличные требования педагога. Главные задачи воспитателя – сблизить воспитанников, найти интересные и нужные дела, «проявить» актив, каждому найти поручение. 2 стадия – когда требования педагога поддерживаются активом, помогающим в их реализации. Актив является основным проводником требований к личности. 3 стадия – «расцвет коллектива», когда требует коллектив, складывается система самоуправления, действует общественное мнение, традиции. Коллектив – субъект воспитания. 4 стадия – продолжение третьей стадии (описан в исследованиях Л.И.Новиковой, И.П.Иванова, О.С.Газмана и др.), когда каждый предъявляет наивысшие требования к самому себе. Коллектив превращается в инструмент развития каждого из его членов. Этап гуманистических отношений.

Другой подход разработан А.Н.Лутошкиным, считавшим самым главным свойством коллектива способность к саморазвитию. Для каждой стадии он определил свой образ – символ, отражающий социально-психологическую характеристику межличностных и деловых отношений: «песчаная россыпь» (каждая песчинка сама по себе), «мягкая глина» (материал легко поддающийся воздействию), «мерцающий маяк» (правильно выбран курс, готовность помочь), «алый парус» (устремленность вперед, преданность делу «Один за всех и все за одного», «горящий факел» (живое пламя дружбы, взаимопонимания, ответственность друг за друга).

Л.И.Новикова выделяет следующие стадии: 1. Группа – конгломерат (группа ранее незнакомых детей); 2. Группа – ассоциация (единая жизнедеятельность группы, начало коллектива); 3. Группа – кооперация (организационная структура, сотрудничество, деловое общение); 4. Группа – автономия (внутренне единство, идентификация с группой). Группа – автономия может уйти в сторону к группе – корпорации (лжеколлектив). Противопоставление себя другим группам, достижение цели любой ценой даже за счет других групп. 5. Группа – коллектив.

Развиваясь, коллектив не всегда поступательно идет вперед, он может останавливаться в своем развитии и даже деградировать. Для развития коллектива важное значение имеют обоснованные Макаренко система перспективных линий (ближняя, средняя, дальняя перспективы).

По мере развития коллектива меняется позиция педагога от авторитарно-декларативной до подлинно-демократической, доверительной, позиции старшего друга, советчика, наставника, коллеги по общему делу.

Пути и средства развития коллектива:

1) В развитии коллектива особая роль принадлежит совместной деятельности. Важно организовать её так, чтобы деятельность сплачивала и объединяла воспитанников.

2) Важнейший фактор становления коллектива – педагогическое требование. Оно вносит дух организованности в деятельность учащихся.

3) Общественное мнение – совокупность общественных оценок, которые даются в среде воспитанников различным явлениям и фактам коллективной жизни. Для выработки общественного мнения – налаживание практической деятельности, проведение организационно-разъяснительных мероприятий.

4) Перспективы: цели и задачи, стоящие перед коллективом. Близкие, средние, дальние (оперативные, тактические, стратегические).

5) Организация самоуправления.

6) Традиции.

7) Принцип параллельного действия.

8) Гласность.

9) Мажорный стиль и тон.

Коллектив может иметь двойную структуру: формальную и неформальную. Задача педагога, работающего с детским коллективом внедрять в сознание и поведение детей идеи толерантности – терпимого отношения к мнениям, взглядам, оценкам, поступкам, образу жизни своих сверстников, соприкасающихся с ними взрослых людей. И самому педагогу быть толерантным. Для этого обеспечивать каждому достойного места в коллективе, подходить с оптимистической гипотезой, сочетать уважение и требовательность, оказание психолого-педагогической поддержки в решении проблем ребенка.

Вопрос об отношениях коллектива и личности – один из ключевых. Как сложатся отношения личности и коллектива зависит как от самой личности, так и от коллектива (уровня его развития). Процесс включения ученика в систему коллективных отношений зависит от индивидуальных особенностей и от индивидуального социального опыта, от отношения учащихся к коллективу и его воздействиям.

Психологи подразделяют людей на две категории: коллективистов и индивидуалистов. Надо ли переделывать природу человека?

В любом коллективе есть группы, связанные с неформальными отношениями. Они также влияют на коллектив. Если позитивные социальные ценности, то способствуют развитию личности. Если негативные, то необходимо координация их влияния на личность. Внимание к коллективу должно быть усилено, так как он среди других средств остается наиболее влиятельным и управляемым.

Педагог должен обеспечить такое взаимодействие ребенка и коллектива когда происходит идентификация его в коллективе (быть со всеми) и обособление (оставаться самим собой).

Гуманистические идеи великих педагогов гуманистов актуальны и в наши дни, поскольку основаны на вечных ценностях: добре, справедливости, уважении к личности ребенка и преподавателя.

Я.М. Неверов, выдающийся педагог-гуманист, отдавший развитию образования на Ставрополье много лет, оставил педагогам и воспитанникам «Нравственный кодекс», не утративший значения доныне. «Кодекс» предусматривает разумные, педагогически обоснованные требования к ученикам, воспитывающие сознательную дисциплину, учит нормам общечеловеческой морали, вменяет в обязанности наставников направлять подопечных по пути добра и гуманности, поощрять к труду, внушать любовь ко всему благому и прекрасному. И сам Януарий Михайлович показывал примеры нравственной чистоты и благородства.

Высшей потребностью личности является потребность в самоактуализации - реализации своих возможностей (А.Маслоу). Большинству людей свойственно стремление стать внутренне состоявшейся, актулизирующейся личностью. Один из главных принципов - безусловная любовь, принятие ребенка таким, какой он есть, положительное отношение к нему. Ребенок должен знать, что его любят и принимают независимо от его проступков. Тогда он уверен в себе и способен позитивно развиваться, в противном случае развивается неприятие ребенком себя, происходит формирование в негативном направлении.

Принцип гуманизма, уважения к личности ребенка в сочетании с требовательностью к нему регламентирует отношения педагогов и воспитанников и предполагает, что эти отношения строятся на доверии, взаимном уважении, авторитете учителя, сотрудничестве, любви, доброжелательности. Принцип требует от учителя умения создать благоприятный психологический климат в коллективе, положительный эмоциональный фон. Одновременно педагог должен помнить о приоритете воспитательных, образовательных задач и проявлять высокую требовательность к воспитанникам для достижения нужных результатов.

Методика создания и развития ученического коллектива

Практически каждый учитель стремится к созданию в классе интеллектуально и духовно богатой, нравственно чистой и эмоционально благоприятной атмосферы в классном сообществе. Однако не всем удается построить такие отношения в классе, так как иногда у педагога отсутствует целостное и детальное представление о характере, направлениях и способах совместной жизнедеятельности членов классного коллектива. Сначала классному руководителю надо определить, какой вид или направление совместной деятельности может стать приоритетным в жизнедеятельности класса. Выбор приоритетного вида деятельности зависит, прежде всего, от интересов и потребностей учащихся, личностных особенностей классного руководителя, особенностей воспитательной работы предыдущего классного руководителя, типа учебного заведения. Нередко увлеченность классного руководителя спортом, танцами, путешествиями перерастает в общее увлечение членов классного сообщества, и на этой основе создается воспитательная система класса, формируется его индивидуальность. Наряду с приоритетными и другими видами деятельности классному руководителю необходимо представить пути, формы и способы совершенствования общения членов классного сообщества. У нас в школе сложилась добрая традиция: уже в 4 классе дети и их родители знают, кто из учителей старшего звена возьмёт классное руководство в следующем году. А так как я преподаю иностранный со 2 класса, то имею достаточно времени для наблюдения и изучения классного коллектива, для построения парадигмы воспитательной работы с моими будущими воспитанниками.

Классному руководителю важно отчетливо представлять реальное состояние межличностных и деловых отношений в классе, возможности и средства их улучшения. В поле зрения педагога должны находиться все члены классного сообщества, но особенно те учащиеся, которые занимают неблагополучное положение в детском коллективе. Необходимо, чтобы в формируемых представлениях о будущем класса учитель смог определить нишу для самореализации и самоутверждения личности каждого ребенка.

В последние годы педагоги стали больше уделять внимания деловому и неформальному общению учащихся, развитию коммуникативной культуры школьников. В педагогическом арсенале появились тренинги общения, коммуникативные игры, часы общения и развития, кружки и клубы коммуникативной культуры. Это не только значительно обогащает воспитательный процесс, но и способствует повышению его эффективности.

Большое место в деятельности классного руководителя должно быть отведено моделированию образа учащегося класса, образа жизнедеятельности классного сообщества, построению в нем деятельности, общения и отношений, представлениям о внешних связях и отношениях класса, о его месте и роли в школьной общности. Очень часто приходится замечать: если основу личности классного руководителя составляют гуманистические ценности, то такие же ценностные ориентации преобладают в классном коллективе; если учитель занимает активную жизненную и педагогическую позицию, то и учащиеся класса отличаются активностью и самостоятельностью. Поэтому система воспитательной работы имеет зачастую и личностную характеристику педагога.

Сплочение коллектива, выступающее не как самоцель, а как способ достижения поставленных перед классом целей, реализуется через ученическое самоуправление. В органы самоуправления должен быть внесён и классный руководитель, так как является членом коллектива. Он также имеет свои обязанности, права, проявляет свою активность, творчество. Развитие навыков самоуправления может осуществляться через систему чередования творческих поручений, которые согласуются с основными видами воспитательной деятельности. Каждый ученик отвечает за работу одного из центров, координирует и направляет работу которых командир, староста класса и классный руководитель. Практическая деятельность в одном из 6 центров способствует становлению самостоятельной и творческой личности.

Через принцип личностно-ориентированного подхода происходит формирование в классе и школе благоприятной среды для развития учащихся. А совместная деятельность и общение членов классного коллектива способствуют возникновению и развитию той неповторимой внутриколлективной атмосферы, того особого психологического климата, благодаря которым отношения между членами ученического коллектива, их взаимопонимание, «чувство локтя» сохраняются на долгие годы. Они расширяют круг знаний учащихся в тех или иных областях науки, помогают формировать определённые отношения к объектам окружающей действительности, вырабатывать материальные и духовные ценности, а также оказывают реальное воздействие на практическую сторону жизни воспитанников.

Пристальное внимание важно уделять классным часам. Я их называю «Часом для души». Это определение было дано одним из моих выпускников, который отличался непростым характером. И это особенно ценно. Ведь именно на классном часе можно поговорить на самые разные темы, выслушать другого. На классный час мы приглашаем гостей, готовим викторины, поднимаем и обсуждаем актуальные вопросы …

Учитывая основы гуманистической педагогики, современные требования к воспитанию подрастающего поколения, целью моей воспитательной деятельности является управление процессом развития образованной, целеустремлённой личности, способной к самопознанию, самовыражению, самореализации, к человеколюбию на основе взаимодействия всех участников воспитательного процесса. Каждый участник воспитательного процесса выполняет свою функцию для достижения единой цели. Здесь может возникнуть вопрос: а согласуется ли гуманистическая педагогика со словом «управление». Управлять для меня значит не руководить, а направлять, оказывать помощь и поддержку. Ведь место педагога внутри воспитательной системы, а не снаружи. И ученик, и учитель определяются активными субъектами воспитательной деятельности. Цели и задачи воспитательной деятельности я реализую, работая по собственной программе «Я - Человек», при помощи которой формирую отношения ребёнка к своему Я: Я - человек. Какой? С какими ценностями? Что мне дорого? Что я могу? Как я могу? Что я должен сделать, чтобы стать лучше, чтобы я был ценен?

Реализация программы подчиняется четырём правилам:

· Не забывай, что ты Человек и ценен прежде всего этим!

· Старайся увидеть в другом Человека в любом его проявлении!

· Помогай другому оставаться Человеком в любых ситуациях!

· Не оценивай что-либо выше Человека!

Ребёнок живёт среди людей и должен быть настроен на волну добра и дружбы, честности и сострадания, толерантности и порядочности. Руководствуясь в своей деятельности принципами гуманистической педагогики, главным для себя считаю - личный пример. Пример активности и тёплого отношения, положительной самооценки и жизнерадостности, сложившейся личности, порядочности, пример отношения к другим. Необходимо также доверие к ребёнку, способность понимать его внутренний мир, его состояние. И всё это в сочетании требовательности к ребёнку, но не жёсткой, а направленной, прежде всего, на саму себя.

Среди задач в работе с классом, направленных на становление и развитие сплоченности детского коллектива я выделяю следующие:

· укрепление классного содружества, главными ценностями которого являются дружба и взаимопомощь;

· создание условий для интеллектуального, нравственного и культурного воспитания учащихся;

· оказание помощи ребёнку в раскрытии его индивидуальности;

· создание атмосферы доверия, оказание помощи в преодолении чувства страха, неуверенности в себе.

От личности способной к самоопределению, самовыражению и самореализации моя задача - развить личность ребёнка до взаимодействия, взаимопонимания, взаимопомощи и взаимоуважения с каждым членом классного коллектива.

В своей деятельности я стремлюсь воспитать у детей чуткость как к глобальным проблемам человечества, радостям, горестям и достижениям жителям других стран, так и участливое отношение к делам и заботам родных, близких и просто живущим рядом людей, одноклассников.

Послесловие

Любая профессия накладывает свой отпечаток на внешний облик человека, на его поступки и дела, на его характер. Человек жестокий, властный, эгоистичный не может быть учителем. Но им не может быть и сухой, пассивный, замкнутый только на себе, на своих интересах человек. Великий педагог Василий Александрович Сухомлинский писал, что воспитание - это отношения. От того, как они сложатся с воспитанниками, от того, какую роль будет играть классный руководитель в жизни ребёнка и зависит успешность его деятельности, результативность его воспитательной системы. Взрослея, мы часто забываем своё детство, юность и как следствие перестаём понимать детей, не умеем поставить себя на их место, оценить их точку зрения, привыкнуть к их вкусам. Видя это, дети отдаляются и уже не подпускают к себе. Чтобы этого не произошло надо ставить во главу угла не только своё «Надо», но и «Понимаю». Дети должны чувствовать уважение к их потребностям, интерес к их увлечениям, им нужна не столько опека, сколько дружеские советы, умное руководство, стремление к сотрудничеству, взаимопонимание и духовная поддержка.

Часто класс сравнивают с маленьким оркестром, в котором каждый играет на своём инструменте, каждый имеет свою партию. От того, насколько профессионально классный руководитель исполнит свою роль дирижёра, зависит слаженность работы ученического коллектива и успех. Необходимо быть наблюдательными и внимательными к особенностям характера и поведения учащегося. изучать его как личность, преумножать его достоинства и работать над его недостатками.

Сегодняшнее поколение находится на ступеньку выше предыдущего. Оно более эрудированно, на «ты» с компьютером, с меньшим количеством комплексов. Наши дети другие. Они по-другому выглядят, по-другому ведут себя, по-другому относятся к учебе. И чтобы не возник вечный спор «отцов и детей» важно идти в ногу со временем, применять в своей работе передовой опыт учителей-новаторов, создавать свою систему воспитательной работы с учётом реалий 21 века. Мы должны помочь учащимся найти себя, добиться достойной жизни.

Надежда Константиновна Крупская писала: «Для ребят идея неотделима от личности. То, что говорит любимый учитель, воспринимается совершенно по-другому, чем то, что говорит презираемый ими, чуждый им человек». Но любимым учителем может быть только учитель любящий. Любите детей. Проявляйте чуткость и душевную открытость. А самое главное - будьте личным примером для них, образцом нравственности и порядочности.

Коллектив – это группа людей (детей или взрослых), являющихся частью общества, объединенная общей целью и совместной деятельностью, направленной на её достижение.

Формирование коллектива – это сложный и довольно длительный процесс. Условно его можно подразделить на четыре стадии. В основу деления процесса развития коллектива по стадиям берётся отношение воспитанников к педагогическим требованиям.

На первой стадии классный руководитель (учитель) имеет дело с классом, который пока не может быть назван коллективом. Ростки коллективизма могут сложиться лишь в результате большой, напряженной работы классного руководителя. На этой стадии дисциплина и порядок в классе или школе соблюдаются на основе требований классных руководителей.

Вторая стадия начинается тогда, когда создан актив класса, и он включается в работу, активно поддерживая требования классного руководителя (учителя).

На третьей стадии требования к личности предъявляет весь коллектив. Каждый член коллектива предъявляет требования прежде всего к себе, а затем к другим. А.С.Макаренко считал такое умение предъявлять требования к себе «высшим этапом формирования коллектива».

Такое деление процесса формирования коллектива на отдельные стадии является условным, но оно помогает любому классному руководителю с определенной меркой подойти к уровню развития коллектива и наметить правильную методику работы с ним в зависимости от стадии развития коллектива.

Классный руководитель при всех обстоятельствах выступает в качестве организатора детского коллектива. Эта его функция особенно ярко проявляется в работе с младшими школьниками. Связи и отношения, возникающие в коллективах начальных классов, являются непрочными, младшие школьники имеют незначительный опыт коллективной жизни, у них слабо развиты организаторские умения. В то же время, именно в начальных классах у детей наиболее интенсивно формируются отношения к людям, к коллективу. Этим объясняется особое значение учителя начальных классов как организатора коллектива детей.



Пути формирования ученического коллектива на первой стадии

Его развития.

Приступая к формированию коллектива, классный руководитель прежде всего должен знать, каким путем он может решить эту задачу на каждой стадии развития детского коллектива.

На первой стадии развития коллектива классный руководитель не может опереться ни на общественное мнение, ни на общественный долг детей. Каждый ученик стремится показать себя.

Главная особенность младших школьников на этом этапе – острое осознание своего «Я», развитие способности воспринимать себя как сторонний объект и оценивать этот объект-субъект в его связях с окружающим миром. Главными задачами классного руководителя на этом этапе формирования коллектива являются:

ü формирование образа «Я – школьник», «Я – ученик», «Я могу…»;

ü усвоение норм поведения в школе;

ü приспособление к новым условиям умственного труда, режиму дня, незнакомым людям;

ü организация межличностного знакомства учащихся в классе.

На этой стадии характер требований классного руководителя должен быть самым категоричным. Не следует заискивать перед детьми. Однако это не значит, что на первой стадии учитель только требует. Он использует все средства влияния на детей. Отношение классного руководителя к ребёнку (замечания, оценка, отчитывание, похвала и пр.) – пример отношения к нему его одноклассников и, в конечном счете, положение первоклассника в ученическом коллективе. От отношения учителя к ученикам на данном этапе во многом зависит то, как будут складываться взаимоотношения «учитель – ученик».

Систематическое наблюдение за детьми позволяет определить степень общительности или замкнутости каждого ребёнка, выявить его умение согласовывать свои действия с действиями товарищей, степень инициативности или стереотипности, силу эгоистических проявлений и, в соответствии с этим, наметить приёмы индивидуального подхода. Ребят, которые чаще других бывают инициаторами, организаторами игр, полезно натолкнуть на необходимость проявлять нетерпимое отношение к нарушителям дисциплины. Дети замкнутые, молчаливые требуют особого внимания и заботы со стороны взрослых, т.к. они долгое время не могут вступить в контакт со сверстниками. Главное в работе с такими детьми – теплый, ласковый тон классного руководителя, его заботливое, внимательное отношение, крайне осторожное, постепенное сближение ребёнка со сверстниками.

Встречаются дети вспыльчивые, неуравновешенные, для них характерна быстрая возбудимость, недисциплинированность, постоянные конфликты с товарищами. Как же у этих ребят воспитывать выдержку, умение подчинить свои желания интересам коллектива, чувство ответственности перед коллективом за порученное дело? Только в индивидуальном подходе, в поощрении со стороны взрослых. В каждом ребёнке есть что-то своё, особенное и это надо выявить и дать ему развиться, опираясь на лучшие черты характера, интересы и способности. Выявление, развитие и совершенствование возможностей каждого ребёнка способствует организации дружного коллектива, члены которого успешно овладевают нормами коллективных взаимоотношений. Дети учатся поступаться своими желаниями, подчиняться требованиям товарищей и, в то же время, отстаивать свою правоту, защищать свои справедливые интересы; учатся считаться с правами других, согласовывать свои действия с окружающими, радоваться общим успехам.

На этой же стадии наряду с педагогическим требованием может быть использовано и соревнование. Оно также пока будет опираться на стремление детей показать классному руководителю, на что они способны. Важно постепенно на этой основе формировать у детей чувство чести коллектива, чувство ответственности перед коллективом и его органами.

Если педагогическое требование довольно ярко выступает на первой стадии формирования коллектива, то не менее важным является также педагогический контроль. Предъявил определённые требования – проверь, как они выполняются учащимися, доведи до их сведения свои решения по результатам проверки – таково общее правило в работе с коллективом на первой стадии его развития.

Надо, чтобы уже на первой стадии формирования коллектива педагогические требования не оставались чисто внешними, а постепенно превращались во внутреннюю потребность ученика, в требования к самому себе, к своему поведению.

Коллектив - это социальный живой организм, который потому и организм, что имеет органы, что там есть полномочия, ответственность, соотношение частей, взаимозависимость, а если этого нет, то нет и коллектива, а есть просто толпа или сборище.

А.С. Макаренко

Человек – существо общественное

Еще Аристотель отметил, что, коль скоро человек - существо общественное, то только в обществе он может развить свою природу. За прошедшие века эта истина многократно подтверждалась в педагогической и широкой социальной практике. В общении с людьми растущий человек приобретает научные и житейские знания, осваивает навыки и умения в разнообразных видах деятельности, научается понимать окружающих людей и строить нормальные с ними отношения, вырабатывает критерии оценки жизненных явлений, формирует у себя систему ценностных ориентации с позиций ИСТИНЫ, ДОБРА И КРАСОТЫ... И наконец, только в общении с людьми возможна самореализация человека: если поет или танцует - - нужны слушатели или зрители; сочинил стихи,- кому-то посвятил; посадил цветы - любуются все; добрый ли, злой ли поступок -опять отражается на людях; построил модель летательного аппарата или корабля - хочется, чтобы оценили; решил сложнейшую задачу первым - гордость проявляется на людях... Так возвратно-оценочные суждения и методы воздействия окружающих людей становятся мощным стимулом для развития в человеке позитивного и тормозом негативного (неодобрение, осуждение, бойкотирование, наказание...).

Столь богатые возможности человеческого сообщества для развития личности растущего человека подводят к выводу о том, что для создания оптимальных условий развития личности в воспитательном процессе -школы необходимо отыскать ту форму сообщества сверстников, которая бы наилучшим образом могла решать задачи воспитательные, т.е. стимулировать развитие личности школьника. Таким содружеством мы считаем ученический коллектив,

В отечественной педагогике, начиная с 1920-1930-х годов до настоящего времени идея воспитания детей в коллективе разработана полно и многогранно.

В последнее время все чаще и чаще идея воспитания в коллективе подвергается резкой критике: основные мотивы ее якобы в том, что коллектив подавляет, нивелирует личность, подчиняет ее мнению большинства, стимулирует проявление конформизма {либо нонконформизма, если личность самобытна и вступает в конфликт с коллективом), а это, мол, неприемлемо и несовместимо с идеями демократии, свободы личности, гласности и т.д. Все дело в том, что понимание коллектива в житейско-обыденной интерпретации и в практике организации детской жизни в некоторых учебно-воспитательных учреждениях, действительно, приводит педагога к авторитарной позиции: коллектив выступает как форма более легкой организации деятельности детей, общественное мнение - как инструмент подавления нежелательного, как приводной ремень наказания виновных и т.д., вплоть до ябедничества, доносительства, разборок, лжелидерства и других нездоровых явлений, которые негативно сказываются на самочувствии и, следовательно, развитии каждой личности. Но с точки зрения научной подобную социально-психологическую группу назвать коллективом нельзя.

Еще Аристотель отметил, что, коль скоро человек -- существо общест­венное, то только в обществе он мо­жет развить свою природу. За прошед­шие века эта истина многократно подтверждалась в пе­дагогической и широкой социальной практике. В общении с людьми растущий человек приобретает научные и жи­тейские знания, осваивает навыки и умения в разнооб­разных видах деятельности, научается понимать окружа-

Глава III. Воспитывающая среда и се развитие

3.3. Ученический коллектив

юших людей и строить нормальные с ними отношения, вырабатывает критерии оценки жизненных явлений, фор­мирует у себя систему ценностных ориентации с пози­ций ИСТИНЫ, ДОБРА И КРАСОТЫ... И наконец, толь­ко в общении с людьми возможна самореализация чело­века: если поет или танцует - - нужны слушатели или зрители; сочинил стихи,-- кому-то посвятил; посадил цветы - любуются всœе; добрый ли, злой ли поступок -опять отражается на людях; построил модель летательно­го аппарата или корабля - хочется, чтобы оценили; ре­шил сложнейшую задачу первым - гордость проявляет­ся на людях... Так возвратно-оценочные суждения и ме­тоды воздействия окружающих людей становятся мощным стимулом для развития в человеке позитивного и тормо­зом негативного (неодобрение, осуждение, бойкотирова­ние, наказание...).

Столь богатые возможности человеческого сообще­ства для развития личности растущего человека подво­дят к выводу о том, что для создания оптимальных ус­ловий развития личности в воспитательном процессе -школы крайне важно отыскать ту форму сообщества свер­стников, которая бы наилучшим образом могла решать задачи воспитательные, ᴛ.ᴇ. стимулировать развитие лич­ности школьника. Таким содружеством мы считаем уче­нический коллектив,

В отечественной педагогике, начиная с 1920-1930-х го­дов до настоящего времени идея воспитания детей в кол­лективе разработана полно и многогранно.

В последнее время всœе чаще и чаще идея воспитания в коллективе подвергается резкой критике: основные мо­тивы ее якобы в том, что коллектив подавляет, нивели­рует личность, подчиняет ее мнению большинства, сти­мулирует проявление конформизма {либо нонконформиз­ма, в случае если личность самобытна и вступает в конфликт с коллективом), а это, мол, неприемлемо и несовместимо с идеями демократии, свободы личности, гласности и т.д. Все дело в том, что понимание коллектива в житейско-обыденной интерпретации и в практике организации дет­ской жизни в некоторых учебно-воспитательных учреж­дениях, действительно, приводит педагога к авторитар­ной позиции: коллектив выступает как форма более лег-

кой организации деятельности детей, общественное мне­ние - как инструмент подавления нежелательного, как приводной ремень наказания виновных и т.д., вплоть до ябедничества, доносительства, разборок, лжелидерства и других нездоровых явлений, которые негативно сказыва­ются на самочувствии и, следовательно, развитии каж­дой личности. Но с точки зрения научной подобную со­циально-психологическую группу назвать коллективом нельзя.

Воспитательный коллектив школы (класса) представляет собой органи­ческое единство двух коллективов: педагогического и ученического; яв­ляется основным фактором развития личности школьника (психологам известен феномен при­оритетности, особенно у подростков и в юношеском воз­расте, отношений со сверстниками). Коллектив, по мне­нию А.С. Макаренко, - это живой социальный организм, в котором развитие, ʼʼдвижение - форма жизни коллек­тива, остановка - форма его смертиʼʼ. Коллективно от­ношению к каждому его члену - это ʼʼинструмент при­косновения к личностиʼʼ.

Воспитательный коллектив решает широкий спектр воспитательных задач: выработка общественно значимых целœей и перспектив совместной деятельности, обеспече­ние каждому члену активной позиции в совместной жиз­ни, деятельности, выработка высоконравственных норм и общих ценностных ориентации на культуру, создание возможности самоактуализации для каждого члена кол­лектива, реализация идеи защищенности в комфортном психологическом климате детско-взрослого содружества...

Глава II!. Воспитывающая среда и ее развитие

Общественно значимая цель. Коллективы по своему це­левому назначению разнообразны: трудовые, ученичес­кие, досуговые, политические, свободного общения и т.д. Школьный класс - коллектив особого рода: он из­начально создан по формальному признаку (детям ис­полнилось семь лет - родители привели в школу, жи­вут в одном микрорайоне, или родителœей привлек про­филь класса или школы, или захотелось отдать ребенка в 1-ый класс к популярному учителю...). Целœенаправ­ленность воспитательного процесса ставит перед класс­ным руководителœем цель и определœение стратегических и тактических задач воспитания. И не только перед со­бой, но и довести их до сознания своих воспитанника. Вместе с тем, эту цель и задачи грамотно расположить в логике перспектив для учащихся: близких, средних, дальних. К примеру, вновь назначенный классный ру­ководитель 9-го класса, профиль которого - туристе-ко-экскурсионный, обрисовывая далекую перспекти­ву - цель (на три последние года в школе), говорит учащимся о том, что, оканчивая школу, они получат к аттестату зрелости удостоверения на право руковод­ства туристскими группами (некоторые из них даже будут водить группы в походы 3-й категории сложнос­ти по Крыму, Кавказу, Алтаю, Хибинам), а также удо­стоверение экскурсовода с правом проведения экскур­сий по Москве и Золотому кольцу. ʼʼКо всœему этому вы будете готовы...ʼʼ И о том, что это должна быть вто­рой профессией. И о том, что это прекрасное хобби. И о том, что это прекрасно развивает всœе стороны лич­ности.

Как средняя перспектива может выступать запланиро­ванный на весенние каникулы поход по партизанским тропам горного Крыма. И как серия ближайших перс­пектив: автобусная экскурсия по Москве (тематика са­мая разнообразная), музеи, театры, встречи с инте­ресными людьми, совместная работа по зарабатыва­нию денег на поездки, ʼʼОгонькиʼʼ и вечера... Общественно значимая деятельность. Межличностное общение детей и начинается, и развивается, и суще­ствует как фактор развития только в разнообразных видах деятельности, так как именно в деятельности

3.3. Ученический коллектив

формируется отношение детей к окружающему миру. Значит, классный руководитель, желая как можно ско­рее создать коллектив, должен насытить жизнь детей разнообразными делами: 1 сентября -- классный час ʼʼНауки сокращают опыт быстротекущей жизниʼʼ, по­священный Дню знаний; поход по Подмосковью; класс­ный ʼʼОгонекʼʼ под названием ʼʼБудем знакомы, знако­мые и незнакомцыʼʼ; поездка в Константинове и чтение любимых стихов С.Есенина; субботник по оборудова­нию и оформлению своего класса, посœещение театра и художественной выставки; конкурс рефератов, по­священных 850-летию Москвы... Это позволит быст­рее узнать детей, перезнакомить их, включить в дело­вые и интимно-личностные отношения. Единственное условие: любая деятельность должна быть, во-первых, общественно полезной и значимой и, во-вторых, при­носить личностное удовлетворение каждому ее участ­нику.

3. Отношения ответственной зависимости. А.С. Макарен­ ко называл их еще отношениями ʼʼвзаимной ответствен­ ности и взаимного подчинœенияʼʼ. Имеется в виду фор­ мальная и неформальная структура коллектива. Это актив и органы самоуправления; это система поручений и обязанностей (каждому члену класса поручение по душе, в русле его интересов и способностей). При этом важно соблюдение еще двух условий: научение испол­ нению поручения (алгоритм, инструктаж, пример взрос­ лого и т.п.) и контроль (с целью доведения до конца начатого дела). Тогда только система поручений (по­ стоянных и временных) позволит создать в коллективе условия для самодктуализации каждого его члена - и взрослого, и школьника.

4. В коллективе реализуется идея свободы личности, ее рас­ кованности и в то же время защищенности каждого чле­ на коллектива. Ю.П. Азаров* пишет: ʼʼСуть в том, чтобы дети и воспитатели ставили на первое место ту свобо­ ду и ту раскованность, которые освобождают челове­ ка духовно, которые создают предпосылки для рожде­ ния страстной увлеченности серьезным деломʼʼ. В со-

Азаров Ю.П. Искусство носшпъшать. М., 1979. С. 88-92.

3.3. Ученический коллектив

временной школе свобода и раскованность непремен­но должны быть связаны с гарантией развития всœех, рассматриваться как свобода деятельности, как свобода духовно обогащающего общения против различных форм разобщенности и дегуманизации отношений в среде взрослых и детей.

По этой причине раскованность должна быть связана с защи­щенностью: ʼʼкаждый уверовал в то, что его не оби­дят, выслушают, вникнут в душевное состояние, по­могут, подскажут, потребуют должного поведения, в случае если человек оступилсяʼʼ... ʼʼДиалектика защищеннос­ти предполагает и воспитанную способность защищать не только себя, но и тех, с кем он живет и общается: мать, отца, близких товарищей... чтобы школьник не чувствовал себя в привилегированном положении в сравнении с другими, чтобы защищенность его не складывалась за счёт незащищенности другихʼʼ. 5. Единая для всœех система требований. Во всœех сферах жизни и деятельности коллектива: в четкости орга­низации каждого вида деятельности, в исполнении поручений всœеми и каждым, в уважительном отно­шении ко всœем, в наивысшей требовательности к себе, в соблюдении порядка, дисциплины, в неукоснитель­ном исполнении норм нравственного поведения и т.д. При этом система требований в коллективе должна быть инструментована тонко и изящно. Она должна быть выражена во множестве вариаций требования: требование-приказ, требование-совет, требование-на­мек, требование-удивление, требование-рекоменда­ция, требование-побуждение, требование-просьба и т.д. Это убережет педагога от авторитаризма требова­ний, которые способны подавить, нивелировать лич­ность, позволить развиться конформизму, провоци­ровать нонконформизм. Уместно вспомнить макарен-ковское ʼʼкак можно больше требований к человеку, как можно больше уважения к немуʼʼ. В коллективах высокого уровня развития - высок уровень требова­ний: непозволительность пустого времяпрепровожде­ния, нельзя не развиваться, требования чуткого от­ношения друг к другу, понимание состояния товари­ща с полувзгляда и т.п.

6. Традиции в коллективе возникают постепенно, по мере накопления совместного опыта деятельности и обще­ ния. Вот в классе прошло увлекательное дело, всœем по­ нравилось, всœе испытали радость общения... И за этим, как правило, следует ребячье: ʼʼА давайте ещеʼʼ. И тог­ да педагог, желая закрепить традицию, проводит на таком же высоком уровне подготовленности серию подобных дел, которые становятся традиционными: их дети ждут, к ним готовятся, их воспитательная эффек­ тивность - максимально высока. Традиционными мо­ гут стать праздники рождения школы, класса, отряда; вечера встречи с выпускниками; туристические слеты и ʼʼогонькиʼʼ; посвящение в туристы (краеведы, искус­ ствоведы, театралы, конструкторы и изобретатели...); круглые столы - с различной тематикой; большие ро­ левые игры; пресс-конференции; дискотеки или балы, посвященные временам года и другие формы воспи­ тательной работы.

Традиционно в хороших коллективах закрепляются и нормы отношений: ʼʼЖиви для улыбки другаʼʼ, ʼʼКаждо­му - дело по душеʼʼ, ʼʼТрудную и неблагодарную ра­боту выполняет лучшийʼʼ, ʼʼВ случае если беда -- всœе на по­мощьʼʼ, ʼʼВсе дела - творчески, иначе - зачемʼʼ и др.
Размещено на реф.рф
Обогащение коллективной жизни традиционными де­лами и нормами эмоционально-положительных отно­шений - один из путей сплочения и развития учени­ческого коллектива. Причем эти две формы традиций в реальной практике воспитания практически всœегда выступают в единстве. К примеру, мажорный стиль и тон ʼʼв коллективе, - писал А.С. Макаренко, - дол­жен иметь очень спокойный и.крепкий вид... вид по­стоянной бодрости, готовности к действию... к спо­койному, энергичному, но в то же время и эконом­ному движениюʼʼ.

7. Связь с другими коллективами - общешкольным, пе­ дагогическим, подшефным, с коллективами трудовы­ ми, других учебных заведений (школ, вузов, детских домов и т.д.). При этом должны быть две линии взаи­ модействия: одна, согласно которой ученический кол­ лектив ʼʼберетʼʼ для себя что-то (спонсорскую матери­ альную помощь, опыт деятельности, навыки взаимо-

Глава III. Воспитывающая среда и ее развитие

отношений, помощь и моральную поддержку...) и дру­гая, согласно которой ученический коллектив ʼʼотда­етʼʼ что-то другим (материальное либо духовное - шеф­ские концерты, подарки воспитанникам детского дома, шефство над домом инвалидов, оказание помощи ма­лышам, озелœенение микрорайона, оснащение дворов детскими площадками, акции милосœердия и т.п.). 8. Коллектив имеет свою историю развития. И это не толь­ко общие события и явления в прошлом. Это и посту­пательное, прогрессивное движение от низших форм существования (диффузной группы) к высшим (кол­лективу); это движение от первой к четвертой стадии (уровню) развития коллектива. От состояния автори­тарного руководства педагогом всœеми делами до пол­ного самоуправления.

ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ КОЛЛЕКТИВА И ПОЗИЦИЯ ПЕДАГОГА

Педагогу-воспитателю, выступающе­му в качестве лидера детского объе­динœения, в воспитательном процессе школы (класса) крайне важно хорошо представлять себе некоторые психоло­гические характеристики ученического коллектива.

В первую очередь, любой коллектив имеет двойную структу­ру: формальную (ученический класс изначально создан по формальному принципу; структура органов самоуправ­ления должна быть достаточно формальной...) и нефор­мальную (интимно-личностные взаимоотношения членов коллектива, наличие неформальных ʼʼлидеровʼʼ, ʼʼзвездʼʼ, ʼʼпредпочитаемыхʼʼ, ʼʼпринятыхʼʼ, ʼʼотверженныхʼʼ - это хо­рошо выявляется педагогом с помощью социометричес­ких методик).

Во-вторых, позиция каждого школьника (да и педаго­га тоже) сложна и неоднозначна, порой даже противо­речива, ибо каждый человек одновременно является чле­ном многих коллективов: временных и постоянных, учеб­ных и производственных, обязательных и досуговых (по выбору), однрвозрастных и разновозрастных, в школе и вне ее - в учреждениях дополнительного образования, в неформальных объединœениях и детско-юношеских орга­низациях. Ю.М. Лотман пишет: ʼʼ...один и тот же человек, входя в разные коллективы, меняя целœевые установки,

Наше перестроечное время, с особой

актуальностью поставившее задачи модернизации образования и воспи­тания,* высветило и еще одну про­блему, связанную с воспитательны­ми проблемами создания и развития коллектива -- это воспитание в личности учащихся таких качеств личности как коммуникативность и толерантность. Именно они в решении задач формирования, у школьников гражданс­кой ответственности, правового самосознания, деловых и предпринимательских качеств, способности к сотруд­ничеству и лидерству, умения разрешать конфликты и с достоинством выходить из сложных жизненных ситуаций имеют приоритетное значение.

Это стало насущным требованием времени по двум основным причинам. В первую очередь, как отмечает исследо­ватель этой проблемы П. Степанов**, ʼʼприходится кон­статировать, что среди молодежи достаточно широко рас­пространились расистские, националистические, профа­шистские настроения, процветают различные формы дис­криминации по групповому, возрастному, половому и другим признакамʼʼ. Это итоᴦ. А начинается всœе с малого: неприятия другого человека (даже маленького к малень­ким) --за ʼʼне такое, как мое отношение к книге, иг­рушке, еде, предметам быта͵ фильму, поступку, подар-

* См. ʼʼКонцепцию модернизации российского образования на пе­риод 2010 годаʼʼ / Распоряжение Правительств;) Российской Федерации от 29 декабря 2001 года; Городская целœевая программа ʼʼМодернизация московского образования (Столичное образование - 3)ʼʼ от 20 ноября 2001 года.

"* Степанов П. Как воспитать толерантность? - ʼʼНародное образова­ниеʼʼ, 200!, № 9. С. 91-92.

Глава 11_Г_Воспитымющая среда и ее развитие

ку, нравственным ценностям - доброте, справедливос­ти, товариществу, дружбе, любви...

И во-вторых, нельзя назвать толерантным господству­ющее в нашем обществе отношение к детству: ребенок зависим от взрослых и материально и морально. ʼʼМы не ценим ребенка за самобытность, просто не замечаем свое­образной детской субкультуры или считаем ее чем-то не­развившимся, несерьезным, каким-то суррогатомʼʼ*. Из-за этого обостряется проблема ʼʼотцовʼʼ и ʼʼдетейʼʼ, растет сте­на неприятия одних другими.

Острота проблемы и крайне важно сть ее разрешения обусловила появление Федеральной целœевой программы ʼʼФормирование установок толерантного сознания и про­филактика экстремизма в российском обществе (2001 - 2005 годы)ʼʼ**.

В процессе школьного воспитания эту проблему решить можно в логике развития ученического коллектива, что позволяет целœенаправленно влиять на развитие личности учащихся коммуникативности и толерантности.

Коммуникативность (от лат. соттшпсаЫНз - соедини­мый, сообщающийся) принято понимать как ʼʼсовместимость (способность к совместной работе), способность к обще­нию, общительностьʼʼ (Российский энциклопедический словарь: В 2 кн. М., 2001. Кн. 1. С, 716). А толерантность (от лат. ю1егаппа - терпение) имеет два важных для педаго­гов-практиков значения: 1) ʼʼспособность организма пе­реносить неблагоприятное влияние того или иного фак­тора средыʼʼ, 2) ʼʼтерпимость к чужим мнениям, верова­ниям, поведениюʼʼ (Российский энциклопедический сло­варь: В 2 кн. М., 2001. Кн. 2. С. 1583).

Как видим, эти два понятия тесно между собой связа­ны и переплетены: толерантность человека позволяет ему легко вступать в коммуникативные связи с другими людь­ми, а этически грамотная позиция в общении делает че­ловека толерантным.

Есть как бы два аспекта у этой проблемы воспитания. В первую очередь, с позиций гуманной педагогики воспитатель

* Степанов П. Как воспитать толерантность? - ʼʼНародное образова­ниеʼʼ, 2001, № 9. С. 91-92.

** Журнал ʼʼНародное образованиеʼʼ, 2002, № 1. С. 255-263.

3.3. Ученический коллектив

принимает ребенка (детей, весь детский коллектив) та­ким, каков он есть - с его достоинствами и недостатка­ми, его успехами и промахами, хорошими взглядами и поступками, с болезнями роста и ошибками. Принима­ет, понимает.., чтобы вести его развитие дальше, воз­действуя позитивно и собственной личностью, и орга­низованным взаимодействием со сверстниками в детском коллективе. По этой причине столь важными становятся такие спо­собы воздействия педагога как обеспечение каждому до­стойного, удовлетворяющего его места в коллективе, под­ход с оптимистической гипотезой, диалектическое соче­тание уважения и требовательности, оказание психолого-­педагогической поддержки в решении насущных проблем каждого ребенка, любого детского коллектива, создания воспитывающих ситуаций, проецирующих позитивное развитие: от негативных качеств личности - к позитив­ным, от ошибочных взглядов и просчетов -- к их пре­одолению, от асоциальной и антисоциальной позиции -к проявлениям позиции, оцениваемой в логике стремле­ния к ИСТИНЕ, ДОБРУ, КРАСОТЕ.

А во-вторых, задача педагога, работающего с детским коллективом -внедрять в сознание и поведение детей идеи толерантности - терпимого отношения к мнениям, взгля­дам, оценкам, поступкам, образу жизни своих сверстни­ков, соприкасающихся с ними взрослых людей - роди­телœей, педагогов, случайно встретившихся людей. Идея­ми толерантности должна быть пронизана вся жизнедея­тельность детей в школе и дома, в ближайшем бытовом окружении. Как же эти два аспекта бывают реализо­ваны в практике воспитания?

Это прежде всœего забота о благожелательном психологи­ческом климате в детском коллективе и о культуре отно­шений взрослых и детей: ʼʼкаждый человек - наивысшая ценность, которую нужно бережно культивироватьʼʼ, ʼʼНе судите - да не судимы будете,ʼʼ, ʼʼЖивите для улыбки дру­гаʼʼ, ʼʼПоступай с другими так, как ты хотел, чтобы посту­пали с тобойʼʼ... Эти и многие другие принципы отноше­ний проецируют проявления толерантности в отношениях.

Идея психолого-педагогической поддержки, осуществ­ляемой детьми и взрослыми (помощь в учебе, ʼʼроскошь человеческого общенияʼʼ в совместных делах - походах,

Глава III. Воспитывающая среда и ее развитие

ʼʼогонькахʼʼ, дружеских чаепитиях и встречах.., позитив­ное разрешение конфликтов со сверстниками и взрослы­ми, научение приемам самопознания и самовоспитания...).

Общая организация жизни и деятельности коллектива (во всœех видах деятельности), мажорный стиль и тон спо­собствуют налаживанию товарищеских и дружеских от­ношений меду детьми и взрослыми, развитию сотрудни­чества, "взаимопомощи, сотворчества.

Могут быть использованы и специальные формы вос­питательной работы с детьми: серия классных часов"под рубрикой ʼʼИнтересный человек рядомʼʼ; цикл уроков.че­ловековедения ʼʼЯ и другие людиʼʼ, ʼʼЧеловек среди лю­дейʼʼ, ʼʼРоскошь человеческого общенияʼʼ; различные те­матические классные часы, специально посвященные определœенным нравственным качествам, связанным с развитием толерантности: альтруизм, великодушие, гу­манность, доброта͵ милосœердие, достоинство личности.., а также и развенчивающие негативные качества - недо­брожелательность, жестокость, равнодушие, бестактность, злословие, высокомерие, критиканство и т.д.

Возможно использование специальных, интересных по форме и содержанию творческих занятий по воспитанию толерантности.* Темы их таковы: ʼʼПрезентация субкуль­турʼʼ, ʼʼСоциальное ʼʼдноʼʼ: проблемы общественного от­ношения и государственной политикиʼʼ, ʼʼЭтнос, нации, межнациональные отношенияʼʼ, ʼʼСлушается дело о кав­казской войнеʼʼ, ʼʼВоенный противник: проблема отноше­нийʼʼ.

Это и индивидуальная работа с детьми - трудными, одаренными, шалунами, изгоями, ʼʼклассными шутамиʼʼ, юными воришками, грубиянами, дерзкими нарушителя­ми школьного распорядка, любителями ʼʼпсевдосвободыʼʼ...

Это и работа воспитателя с детьми (подростками) из неформальных объединœений разного толка - фанатами, панками, хакерами, меломанами...

И еще. Видимо, есть специфика в проявлении толе­рантности, проявляемой в отношениях ʼʼвоспитатель о воспитанникʼʼ. Безусловно, мы должны принять как долж-

3.3. Ученический коллектив

ное всю палитру нравственных отношений воспитанника - к музыке, поэзии, живописи, науке и учению, к образу жизни и поведения, к религии, к сверстникам и взрос­лым... Но ведь в практике воспитания мы встречаемся и с безнравственным, даже противоправными взглядами, точками зрения, поступками... Вот примеры.

Шестиклассник съезжает на перилах по школьной лестнице, размахивая ногами -- ударяет первоклассни­ цу, поднимающуюся навстречу, по лицу, разбивая в кровь нос и губу. На выговор подоспевшей учительницы отве­ чает: ʼʼЯ - человек свободный. Как хочу так и веду себя. Пусть бы она посторонилась. А разбитый нос - это ее проблемыʼʼ.

Подросток, замеченный в кражах, заявляет: ʼʼВоро­ вал, ворую и буду воровать! Задача в том, чтобы научиться не попадаться. Ведь сейчас всœе воруютʼʼ.

Две девочки, восстанавливая ʼʼсправедливостьʼʼ, из­ били третью. Одноклассницы оказались на стороне изби­ вавших: ʼʼТак Лизке и нужно: она - сплетницаʼʼ.

В классе принято повальное списывание. Не дает спи­ сывать и сама не списывает одна Вера В. Естественно, она в классе стала изгоем.

А сколько прозвищ и кличек бытует в детской сре­ де по поводу принадлежности сверстников к разным на­ циональностям - не счесть!

Подобных примеров в школьной практике немало. Как быть в подобных ситуациях: Принимать? Терпеть? Про­являть толерантность?

Видимо, в воспитании ребенка (подростка логика при­нятия иная, чем в отношениях взрослых людей (со сфор­мировавшейся твердой позицией в отношениях к окру-жаюшему миру). Педагог же в отношениях с воспитанни­ком принимает его таким, какой он есть, временно, условно пытается понять, почему таким стал, а в последующих воздействиях старается повлиять с целью изменения от­ношений воспитанника в логике их позитивного разви­тия. Лишь на этой базе развивается взаимопонимание, постепенное взаимопринятие и взаимодействие, что при­водит, в конечном счете, к подлинной толерантности, ᴛ.ᴇ. безусловному принятию самобытной личности воспи­танника. Самобытный во всœем - темпераменте, характе-

204 Глава III. Воспитывающая среда и ее развитие

ре, способностях, увлечениях, склонностях, убеждени­ях, поступках и т.д. Кроме безнравственното и противо­правного в структуре личности.

СТАДИИ РАЗВИТИЯ КОЛЛЕКТИВА

Коллектив - явление динамичное. Он постоянно в развитии, в становлении. Все исследователи, и теоретики, и практики, выделяли несколько {от трех до пяти) стадий развития коллектива. Так, А.С. Макаренко в качестве ос­нования для выделœения стадий выдвигал педагогическое требование, у него получились такие стадии: 1) требова­ние, высказанное в форме, не допускающей возражений; 2) когда требования педагога поддерживаются активом, помогающим в их реализации; 3) когда требует коллек­тив; 4) наивысшая стадия -- когда каждый предъявляет наивысшие требования к самому себе.

Наш современный ученый-исследователь детского кол­лектива Л.И. Новикова выделяет три стадии: естествен­ного сплочения; когда коллективу хорошо удается мас­совое воспитание; когда коллектив становится средством индивидуального развития каждого его члена.

Еше один подход разработан А.Н. Лутошкиным, счи­тавшим самым главным свойством коллектива способ­ность к саморазвитию. Работая с активом старшекласс­ников, он выделял такие пять стадий: ʼʼпесчаная рос­сыпьʼʼ, ʼʼмягкая глинаʼʼ, ʼʼмерцающий маякʼʼ, ʼʼалый па­русʼʼ, ʼʼгорящий факелʼʼ*.

По мере развития коллектива меняется позиция педа­гога в детском коллективе - от авторитарно-декларатив­ной (в хорошем смысле слова) на низшей стадии разви­тия до подлинно демократической, доверительной пози­ции старшего друга, советчика, наставника, коллеги по общему делу.

Спецификой воспитательного про­цесса в школе является тесное взаи­модействие ученического и педагогичес­кого коллективов. В деятельности классного руководителя, воспитате-

Лупюшкин А.Н. Как вести за собой. М., 1981.

3.3. Ученический коллектив

ля определœенной группы школьников это взаимодействие с малым педагогическим коллективом, в котором объе­динœены всœе педагоги (учителя-предметники, педагоги до­полнительного образования, вожатые...). Необходимость этой ʼʼзаботыʼʼ диктуется задачей выработки единой стра­тегии и тактики воспитательного процесса, осуществля­емого всœеми педагогами, работающими с классом, опре­делœения стиля и тона отношений с детьми, разработкой той меры содержания воспитательного воздействия, ко­торую вносит каждый учитель в развитие коллектива и отдельных учащихся... Формы такого взаимодействия в со­временной школе многообразны. Назовем некоторые из них.

1. Рациональный подбор и расстановка кадров учителœей для работы с классом исходя из особенностей клас­са (профиля, изучаемых специальных предметов, пси­холого-педагогических особенностей, сложившейся со­циально-педагогической ситуации развития, истории развития и воспитания, интеллектуального потенциа­ла, психологического климата...). Причем в данном под­боре могут и должны быть личности различного типа: мужчины и женщины, молодые и пожилые, серьез­ные и веселые, важные, значительные и простые, име­ющие различные хобби, владеющие многообразными навыками и умениями... Чем богаче палитра ʼʼкрасокʼʼ, тем лучше, ведь класс многолик, и каждый ребенок должен иметь ʼʼсвоегоʼʼ учителя, близкого ему по ха­рактеру, по духу, более совместимого по психофизио­логическим данным. И, что немаловажно, в идеале группа учителœей, работающих в классе, должна отно­ситься к категории единомышленников самого класс­ного руководителя. Единомышленников по жизненной и педагогической позиции (единые ценностные ори­ентации в жизни и единые педагогические цели, прин­ципы, отношение к работе и детям). Именно это по­зволит создать работоспособный, творческий, оптими­стичный жизнерадостный по стилю и тону отношений. коллектив взрослых и детей, который станет идеаль­ной воспитывающей средой.

2. Систематическое проведение малых педагогических со­ветов. Тематика и назначение их многообразна: опре-

Глава 111. Воспитывающая среда и ее_развитис

3.3. Ученический коллектив

делœение цели, задач, отбор содержания, средств, форм и методов работы с классом; обсуждение ситуации и событий в классе; выработка единого стиля и тона вза­имоотношений с классом и отдельными учащимися; реализация дифференцированного подхода в воспита­нии отдельных групп учащихся (на базе интересов и возможностей педагогов) и др.

3. Проведение общих интегрированных форм учебно-вос­ питательной работы с классом. Кооперирование класс­ ного руководителя с учителями-предметниками разных специальностей, с людьми, имеющими разнообразные увлечения и хобби, позволяет поднять уровень профес­ сионализма воспитательной работы. Назовем некото­ рые интегрированные формы работы, взятые нами из школьной практики.

Ежегодные состязания-турниры ʼʼОтцы и детиʼʼ (в содержании их различные конкурсы: интеллектуаль­ные, трудовые, художественно-творческие, физкулъ-турно-спортивные, игровые...), готовят их под руко­водством классного руководителя учителя-предметни­ки и родители.

...ʼʼПрирода и яʼʼ (назначение - выработка ценностно­го отношения к природе); классный час, проведенный вместе с учителями географии и биологии. ...Классный час ʼʼПсихология молодого человека на войнеʼʼ в 11-м классе, подготовленный классным ру­ководителœем, учителœем истории (в это время по про­грамме изучалась Великая Отечественная война) и учи­телœем литературы.

Урок внеклассного чтения ʼʼПоэзия любви XIX векаʼʼ в рубрике ʼʼЗа страницами учебникаʼʼ, проведенный учителœем литературы и классным руководителœем, учи­телœем этики и психологии семейной жизни (при изу­чении темы ʼʼЛюбовь как высшее человеческое чувст­воʼʼ).

4. Проведение педагогических консилиумов (малые педа­ гогические советы, которым предшествует всœесторон­ нее изучение класса и отдельных учащихся, хода и ре­ зультатов учебно-воспитательного процесса с помощью различных методик психолого-педагогического иссле­ дования; назначение их - решение насущных проблем

класса, отдельных учащихся). Такие консилиумы мо­гут проводиться систематически (раз в четверть), а так­же эпизодически для решения возникших в учебно-вос­питательном процессе проблем. К примеру, снижение уровня успеваемости, высокая степень конфликтное -,ти учителœей с классом, низкий уровень дисциплини­рованности учащихся, чрезвычайные происшествия, неуспеваемость и трудновоспитуемость отдельных уча­щихся, проблемы дифференцированного и индивиду­ального подхода, анализ результатов учебно-воспита­тельного процесса и его эффективности... И многие-.многие другие.

5. Проведение различных форм воспитательной работы со­вместно с классами, где учителя-предметники являют­ся классными руководителями: подготовка и проведе­ние предметных недель, различные турниры типа ʼʼКВНʼʼ, ʼʼЧто? Где? Когда?ʼʼ, ʼʼПоле чудесʼʼ, ʼʼВеселые стартыʼʼ, совместные праздники и ʼʼОгонькиʼʼ, ʼʼЛитературные (театральные, поэтические, музыкальные...) гости­ныеʼʼ, совместные театральные постановки, выставки творческих работ, приглашения на ʼʼоткрытыеʼʼ формы работы...

Эти дела способствуют, кроме того, созданию и раз­витию общешкольной системы воспитательной работы, развитию школьного коллектива, превращению учителœей в единомышленников, улучшают психологический кли­мат в классах и школе, способствуют гуманизации отно­шений учителœей и учащихся.

208______________ ГлаваIII,._Воспитынаюшая среда и ее развитие

Воспитатель вырабатывает специальную стратегию и так­тику предотвращения и преодоления этих явлений.

Вопросы для самопроверки и размышления

1. Коллектив как социальная группа: сущность, отличие от других социальных групп, характерные признаки.

2. Каковы воспитательные возможности коллектива?

3. Психолого-педагогические характеристики коллектива и воспитательная работа классного руководителя.

4. -Попробуйте составить методические правила создания и развития ученического коллектива.

5. Как предотвратить и преодолеть, негативные явления в отношениях ʼʼколлектив <-* личностьʼʼ, в случае если они возник­ ли?

6. Как происходит самоактуализация личности педагога и вос­ питанников в детском коллективе?

Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. М., 1989.

Гордин Л.Ю. Организация классного коллектива. М., 1984.

Иванов И.П. Воспитывать коллективистов. М., 1984.

Класс в воспитательной системе школы // Кн. Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения / Под ред. В.А. Караковского и др.
Размещено на реф.рф
М., 1999. Ч. 3. § 4.

Классному руководителю о воспитательной системе клас­са / Под ред. Е.Н. Степанова. М., 2000.

Коломинский Я.Л. Человек среди людей. М., 1976.

Кульневич С.В. Воспитательная работа в средней школе: от коллективизма к взаимодействию. Ро

Ученический коллектив: методика его создания и развития - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Ученический коллектив: методика его создания и развития" 2017, 2018.