Синтаксический разбор прямой речи. В простом предложении
Конспект
Урок 50. Синтаксический и пунктуационный разбор предложений с чужой речью. Изложение.
В каких ситуациях нужны знания по оформлению предложений с чужой речью?
Оформляя цитаты в сочинениях и изложениях, мы сталкиваемся с пунктуационными затруднениями. Мы часто задаёмся вопросами: как цитата оформляется? Чем отличаются предложения с прямой речью от предложений с косвенной речью? В какой речи – научной или художественной – чаще употребляются цитаты, а в какой – диалог?
Цитата – точная выдержка из высказываний или сочинений кого-либо, приводимая для подкрепления и пояснения речи.
Цитаты выделяются кавычками. Но из этого правила существует исключение – при цитировании стихов с соблюдением стихотворной строки кавычки не ставятся.
Первый способ цитирования – предложение с прямой речью, которое оформляется по пунктуационным правилам прямой речи:
«Горек чужой хлеб», - говорит Данте, - и тяжелы ступени чужого крыльца» (А. Пушкин).
Второй способ цитирования – предложение с вводным словом или вводным предложением. Цитатой является предложение без вводного слова:
Как пишет биограф поэта, это была женщина «умная и тактичная, полная душевной мягкости и доброты» (В. Афанасьев).
Цитата может быть оформлена в форме сложноподчинённого предложения (цитата входит в состав придаточной части):
В одном месте у А. И. Герцена сказано, что Москва всегда «становится в уровень с обстоятельствами, когда над Русью гремит гроза» .
На этом уроке:
установим порядок устного и письменного разбора предложений с чужой речью;
научимся проводить устно и письменно синтаксический и пунктуационный разбор предложения с чужой речью;
сможем использовать умения при построении текста.
Основное содержание урока
Предложения с прямой речью включают в себя и прямую речь, которая является самостоятельным предложением, и слова автора. Слова автора могут стоять и перед, и после прямой речи или разрывать её.
Прямую речь всегда можно заменить косвенной.
Косвенной речью называется чужая речь, предаваемая с сохранением её содержания, но с изменением формы.
По форме предложение с косвенной речью является сложноподчинённым, в котором слова автора представлены в главной части, а придаточное изъяснительное – это чужая речь:
Лесков говорил, что любую вещь надо писать вдоль, а потом поперёк (Ю. Нагибин)
Потренируемся в грамматическом разборе предложения с чужой речью:
«Язык, - писал лингвист Т. П. Ломтев, - представляет собой такую сущность, способом существования и проявления которой является речь» .
Проведём устный синтаксический разбор. Это предложение повествовательное, невосклицательное, состоит из двух частей: язык представляет собой такую сущность, способом существования и проявления которой является речь и писал лингвист Т. П. Ломтев. Часть писал лингвист Т. П. Ломтев комментирующая. Произносится с убедительной, утверждающей интонацией. В части Язык представляет собой такую сущность, способом существования и проявления которой является речь буквально, точно воспроизводится чужая речь. Произносится спокойно. Комментирующая часть разрывает чужую речь, что позволяет с особым интонационным выделением произнести первое слово в предложении, сделать паузу – язык .
Потренируемся в грамматическом разборе предложения с чужой речью. Рассуждаем так: в конце предложения стоит знак завершения – точка. Чужая речь выделяется кавычками и пишется с большой буквы. Комментирующая часть стоит в середине чужой речи. Поэтому ставятся сочетающиеся знаки – запятая и тире.
Грамотное оформление цитат – свидетельство высокой культуры письменной речи.
Проанализируем текст.
Подготовимся к выполнению последующих заданий и написанию изложения.
Прочитайте текст. Определите его основную мысль. Установите цитаты. С какой целью они введены в текст? На основе этого текста выполните задания из тренировочного модуля.
(1) Жизнь – движение. (2) Именно этот образ прежде всего и отразился во фразеологии: пройти жизнь с кем-то, чей-то век прошёл, идти по дороге жизни, выйти на широкую дорогу
… (3) Фразеологизмы показывают, что жизнь представляется в русской фразеологии в образе дороги, пути, колеи – выйти из колеи, вернуть в свою колею
и т.п. (4) Как свидетельствуют устойчивые выражения, для каждого в жизни определяется своя дорога: идти своей дорогой, своим путём, сбиться с пути
. (5) Переходить дорогу человеку нельзя, это нехорошо. (6) Отсюда и суеверный запрет: нельзя переходить идущему дорогу, иначе ему не будет пути:
«Николай Матвеевич отличался суеверием. На охоту или рыбную ловлю он обыкновенно выходил ранним утром. Делалось это с целью, чтобы – боже сохрани – какая-нибудь баба не перешла дороги»
(Д. Мамин-Сибиряк).
(7) С таким запретом соотносятся различные фразеологизмы, которые объединяется общее значение – «создавать кому-то препятствие в жизни», «становится на жизненном пути кого-то, мешать в достижении цели»:
- Я не обвиняю вас, а только прошу не становиться мне беспрестанно поперёк дороги
(А. Писемский. Тысяча душ).
- Знаю, Кутов чем-то на вашей дороге стал»
(К. Тренёв. Любовь Яровая).
(8) И ещё один образ человеческой жизни, тоже представленный в русской фразеологии. (9) Его нетрудно усмотреть в выражениях «жизнь оборвалась», «жизнь тянется», «время тянется», «нить жизни»
. (10) Образ нити использован и в ряде фразеологизмов:
«Лопнула, порвалась нить дружбы, связывавшая их с детских лет»
(В. Липатов. Стрежень).
(11) Здесь он имеет значение связующего между людьми. (12) В качестве основы жизни образ нити не раз обыгрывался и в художественных текстах писателей. (По Ю. Гвоздарёву)
Ключевые слова:
прямая речь, косвенная речь, слова автора, цитата.
Основное понятие:
Чужая речь
– высказывания других лиц – на письме может быть выражена четырьмя способами:
– предложениями с прямой речью, которые передают чужую речь, сохраняя её содержание и форму;
– предложениями с косвенной речью, которые передают чужую без сохранения особенностей речи говорящего;
– предложениями с вводными словами или предложениями, указывающими, что содержание предложения – чужая речь;
– предложениями с дополнениями, называющими тему чужой речи.
Разбор типового тренировочного задания
В каких предложениях использовано цитирование?
Алгоритм выполнения задания:
1) вернитесь к содержанию анализируемого текста;
2) установите, в каких элементах текста содержится точная выдержка из художественных произведений, приводимые для подкрепления и пояснения языкового факта;
3) установите способ цитирования;
4) запишите номера предложений из текста с цитатами.
Ответ: 6, 7, 10.
Разбор типового контрольного задания
Найдите предложение пунктуационной ошибкой:
1) Э. Хемингуэй в одной из своих статей писал: «Книги обладают бессмертием. Это самый прочный продукт человеческого труда».
2) По словам Аристотеля, «почтеннее всего – самое старое».
3) У интеллигента не биография, а список прочитанных книг» – считал О. Э. Мандельштам.
4) Д. С. Лихачёв считал, что «Для культуры фотография явилась самым значительным изображением 19 века».
Алгоритм выполнения задания:
1) прочитать предложения;
2) определить грамматические основы;
3) установить наличие цитаты;
4) определить правильность расстановки знаков препинания;
5) указать номер предложения с неверно расставленными знаками препинания при цитировании.
Знаки препинания при прямой речи
1. Прямая речь берется с обеих сторон в кавычки. Причем в кавычки берутся также знак, восклицательный знак и многоточие. Точка и запятая выносятся за скобки. Однако, если есть уже знак, восклицательный знак или многоточие, то ни точка, ни запятая после них не ставятся. Например: Вышел он от нее, моргнул нас и говорит: "За мной идите!" И дама с дверей говорит: "Идите за ним!» (П. Кулиш).
2. Если слова автора разрывают прямую речь на границе двух предложений, то после слов автора вместо запятой ставится точка. Сравните: "Помилуйте, - ему Ягненок говорит. - На свете я еще и году не прожил" (Л. Глебов).
3. Если слова автора стоят перед прямой речью, то после них ставится двоеточие, а если внутри или после нее, то выделяется запятой и тире и пишутся со строчной буквы. Например: Глаза Мальвы будто слились с материнскими..., она развела руками и заговорила, прислушиваясь к собственным словам: "Судьба моя, мама... Это судьба моя..." (Р. Иваничук) "Где и цветок взялась на долине, и еще такая здоровая? " - Подумал Лаврентий (И. Нечуй-Левицкий) "Видимо, причудилось", - подумал юноша, но уже не трогал ромашки (В. Гжицкий).
4. Когда прямую речь передают в форме диалога, тогда каждую реплику начинают с новой строки, перед ней ставят тире и не употребляют лапки. Другие знаки препинания ставят, как обычно при прямой речи. К примеру:
А что, детки, - спрашивает бабушка. - Чего пришли, мои соколы? Малые молчат и только глазом обвиняют в корзине с яблоками.
- Идите только ближе, мальчишки: я по яблочку вам дам, - говорит на их бабушка (Марко Вовчок).
Синтаксический разбор предложения с прямой речью
Образец разбора предложения с прямой речью
"Импрессионизм и экспрессионизм - это два художественные направления, зудорилися своими противоположными мировоззренческими установками на рубеже 19-го и 20-го столетий", -видповича Александра Черненко, когда ее спросили (М. Хорал).
Слова автора ответила Александра Черненко, когда ее спросили является предложением сложным, союзных, сложноподчиненных с обстоятельством времени. Главное предложение ответила Александра Черненко с двумя главными членами, полное, не получил распространения. Придаточное предложение когда ее спросили отвечает на вопрос когда?, указывает на время действия в главном предложении, следовательно, оно является подрядным времени; присоединяется связующим словом время. Придаточное предложение с главным членом, выраженным глаголом прошедшего времени, односоставное, неопределенно-личное, полное, распространенное прямым дополнением ее, и обстоятельством времени когда, неускладнене.-
Прямая речь Импрессионизм и экспрессионизм - это два художественные направления, зуда-рылись своими противоположными мировоззренческими установками на рубеже 19-го и 20-го столетий. " Это предложение сложное, союзных, сложноподчиненное с подрядным приимен-ников-означал ьним.
Схемы предложения с прямой речью:
1. "Основой нового философского мировосприятия был идеализм, волюнтаризм, а прежде всего иррационализм, отрицавшего возможность познания с помощью исключительно с помощью интеллекта и научных методов", - сказала Александра Черненко. 2. "Я хотел бы всеми силами души, чтобы музыка моя распространялась, чтобы увеличивалось число людей, любящих ее и находят в ней утешение и опору", - сказал П. Чайковский, когда все расселись (/. Черныш). 3. "Какая ты роскошная, земля, - думала Маланка. - Все село засевать тебя хлебом, украшать тебя зеленью, украсить цветами цветами" (М Коцюбинский). 4. Для этого времени года было золотое правило, что опредметить-нилось в народной пословице: "У хлеба короткие ноги - как убежит, то и длинными не догонишь!" (В. Скуратовский). 5. Полюбите трудности и скажите: "Благословен препятствия, ибо ими растем", - мужественно, окрыленные духом устремления, в сознании величия бесконечного совершенствования творчества жизни (Е. Рерих). 6. "Слово - первое зеркало духа, - говорил Петрарка, - а дух не последний водитель слова". 7. "Людям на добро, а мне на помощь, - сказал как-то Терешко (Г. Тютюнник).
Чаще всего, дословно передавая чьи-то слова, люди и не задумываются, что используют в своем высказывании предложения с прямой речью. Если их перенести на бумагу, то они потребуют правильного схематического написания с оформлением с помощью специальных знаков препинания - кавычек.
Любое высказывание, будь то мысленное или озвученное, можно записать в виде предложения с прямой речью либо повествования. В современном русском языке различают конструкции с прямой, несобственно-прямой речью, косвенной и диалог.
Что такое прямая речь?
В русском языке предложения с прямой речью служат для дословной передачи чужих слов. При этом важным является также указание на того, кто их произнес, поэтому в составе такого предложения есть слова автора и его высказывание. В словах автора всегда присутствует глагол, показывающий, каким именно способом передается речь или с какой эмоциональной окраской. Например, сказал, подумал, произнес, утвердил, подсказал и другие:
- «Что-то похолодало, может, неподалеку град прошел», - подумал Петр.
- Я тебе приказываю: «Оставь брата в покое, пусть сам разбирается со своей жизнью».
- «Почему здесь никого нет, - удивилась Аленка, - я пришла раньше или опоздала?»
- «Вот так всегда», - тяжело вздохнула бабушка.
Мало кто знает, что первые книги печатались без знаков препинания, а такое понятие, как «кавычки» впервые применили в литературе в конце 18 века. Считается, что этот символ ввел в употребление для письменной речи Карамзин Н. М. Свое название они получили, скорее всего, от диалектного слова «кавыш», которое означало «утенок». Похожие на следы от утиных лапок, кавычки прижились и стали знаком препинания при написании названий и передаче чужих слов.
Оформление конструкций, передающих чужую речь
Предложения с прямой речью делятся на две части: слова автора и высказывание. Для их разделения применяют кавычки, запятые, тире и двоеточия. Только в том случае, если не указывается говорящий, кавычки не ставят, например, это пословицы и поговорки (Без труда не вытянешь рыбку из пруда), у которых автор народ, лицо собирательное.
Знаки препинания в предложениях с прямой речью ставятся в зависимости от того, где именно находятся слова автора.
- Когда авторские слова в начале предложения, после них ставится двоеточие, а высказывание оформляется с двух сторон кавычками. Например, "Учительница напомнила классу: «Завтра в школе субботник»". В конце предложения с прямой речью (примеры ниже) ставится знак, в зависимости от интонации. Например:
1) Маша удивилась: «Ты откуда здесь взялся?»
2) Испугавшись темноты, малыш закричал: «Мама, я боюсь!»
![](https://i0.wp.com/syl.ru/misc/i/ai/197670/861374.jpg)
![](https://i1.wp.com/syl.ru/misc/i/ai/197670/861376.jpg)
- Знаки препинания в предложениях с прямой речью без указания автора, идущие в одной строке, разделяются друг от друга с помощью тире. Например:
«Ты куда сейчас идешь?» - спросил я насупившегося друга. - «А тебе зачем знать?» - «А вдруг нам по пути?» - «Вряд ли».
Каждое предложение с прямой речью можно изобразить в виде схемы.
Схемы предложений
Схема предложения с прямой речью состоит из условных обозначений и знаков препинания. В ней буквой «п» или «П» обозначается прямая речь, а буквой «А» или «а» слова автора. В зависимости от написания букв, слова автора или прямая речь пишутся с заглавной или маленькой буквы.
- «П», - а. «Здесь надо было повернуть налево», - сказала пассажирка водителю.
- «П!» - а. «Вы тут не стояли, молодой человек!» - закричала бабка с конца очереди.
- «П?» - а. «Ты зачем за мной увязался?» - спросил я старого пса.
- А: «П». Мама повернулась к сыну: «После школы зайди в магазин за хлебом».
- А: «П!» Бабушка подвинула тарелку назад к внуку: «Ешь, а то гулять не пойдешь!»
- А: «П?» Учитель удивленно поднял глаза: «Ты как с такими отметками поступать будешь?»
Это примеры цельных прямых предложений
Схемы «разорванной» прямой конструкции
![](https://i2.wp.com/syl.ru/misc/i/ai/197670/861380.jpg)
Схема предложения с прямой речью наглядно показывает, как следует расставлять знаки препинания.
Применение прямой речи
Множеством способов изложения повествования обладает русский язык. Предложения с прямой речью - один из них. Чаще всего их используют в художественных текстах и в газетных статьях, где требуется дословная передача чьих-то высказываний.
Без передачи человеческих мыслей и слов художественная литература носила бы только описательный характер и вряд ли имела успех у читателей. Больше всего их интересуют чужие мысли и чувства, которые вызывают положительный или отрицательный отклик в сознании. Именно это «привязывает» читателя к произведению и определяет его как понравившееся или нет.
Еще один прием, применяемый в русской литературе и повседневной жизни, - это косвенная речь.
Что такое косвенная речь?
Легко запомнить, чем отличаются предложения с прямой речью от косвенной речи. В ней нет дословной передачи чужих слов и интонации. Это сложноподчиненные предложения с придаточной и главной частями, объединенными с помощью союзов, местоимений или частицы «ли».
Предложения с прямой и косвенной речью в русском языке передают чужие слова, но звучат они при этом по-разному. Например:
- Доктор предупредил: «Сегодня процедуры начнутся на час раньше». Это прямая речь с дословной передачей слов доктора.
- Доктор предупредил, что сегодня процедуры начнутся на час раньше. Это косвенная речь, так как слова доктора передает кто-то другой. В предложениях с косвенной речью слова автора (главная часть) всегда стоят перед самим высказыванием (придаточная часть) и отделяются от него запятой.
Строение косвенных предложений
Как все сложноподчиненные предложения, косвенные состоят из главного и одного или более подчиненных:
- Доктор предупредил, что сегодня процедуры начнутся на час раньше, поэтому надо раньше встать.
Также косвенная речь может передаваться в простом предложении с помощью второстепенных членов, например:
- Доктор предупредил о начале процедур на час раньше.
В этом примере слова доктора передаются без построения сложноподчиненного предложения, но при этом их смысл передан правильно.
Важным показателем при изменении прямой речи в косвенную является то, что в сложноподчиненном предложении от главной части к второстепенной всегда можно поставить вопрос:
- Доктор предупредил (о чем?), что сегодня процедуры начнутся на час раньше.
Для построения косвенной речи используют союзы и местоимения. В этом различие предложения с прямой и косвенной речью.
Союзы и союзные слова для передачи чужих слов
В том случае, если косвенная речь носит повествовательный характер, используют союз «что»:
- Мама сказала, что лучше взять зонт.
Когда предложение побудительного характера, используют союз «чтобы»:
- Бабушка велела, чтобы я вымыла посуду.
При создании вопросительного косвенного предложения сохраняются те же местоимения, что имеют вопросительные предложения с прямой речью:
![](https://i1.wp.com/syl.ru/misc/i/ai/197670/861395.jpg)
Если в прямой речи отсутствуют вопросительные местоимения, в предложении с косвенной речью используют частицу «ли»:
- Я спросил: «Ты будешь доедать борщ?»
- Я спросил, будет ли он доедать борщ.
При передаче чужих слов в косвенной речи не передается интонация говорящего.
Несобственно-прямая речь
Еще один вид косвенных предложений - несобственно-прямая речь. В ней сочетается одновременно речь автора с персонажем.
Чтобы лучше понять разницу, следует сделать разбор предложения с прямой речью, косвенной и несобственно-прямой.
- Приехав из Греции, мои друзья сказали: «Мы обязательно туда вернемся». Это предложение с прямой речью, разделенной на слова автора и само высказывание.
- Приехав из Греции, мои друзья сказали, что они обязательно туда вернутся. Это предложение с косвенной речью, в котором от главной части можно поставить вопрос к подчиненной (сказали о чем?)
- Мои друзья приехали из Греции. Они обязательно туда вернутся! Это несобственно-прямая речь, основная функция которой - передача основного смысла сказанного, но не от имени персонажей, которые побывали в Греции, а автора повествования, их друга.
Главное отличие несобственно-прямой речи - это передача чужих эмоций с помощью своих слов.
Диалог
Еще один вид передачи чужой речи в литературе - это диалог. Он применяется для передачи слов нескольких участников, при этом реплики пишутся с новой строки и выделяются тире:
Учитель спросил:
Почему тебя не было на уроке?
Я ходил к врачу, - ответил ученик.
Диалог применяется в художественной литературе в произведениях с большим количеством персонажей.
- Охарактеризовать предложение по цели высказывания: повествовательное, вопросительное или побудительное.
- По эмоциональной окраске: восклицательное или невосклицательное.
- По наличию грамматических основ: простое или сложное.
- Затем, в зависимости от того, простое предложение или сложное:
Если простое
: 5. Охарактеризовать предложение по наличию главных членов предложения: двусоставное или односоставное, указать, какой главный член предложения, если оно односоставное (подлежащее или сказуемое). 6. Охарактеризовать по наличию второстепенных членов предложения: распространённое или нераспространённое. 7. Указать, осложнено ли чем-либо предложение (однородными членами, обращением, вводными словами) или не осложнено. 8. Подчеркнуть все члены предложения, указать части речи. 9. Составить схему предложения, указав грамматическую основу и осложнение, если оно есть. | Если сложное
: 5. Указать, какая связь в предложении: союзная или бессоюзная. 6. Указать, что является средством связи в предложении: интонация, сочинительные союзы или подчинительные союзы. 7. Сделать вывод, какое это предложение: бессоюзное (БСП), сложносочинённое (ССП) сложноподчинённое (СПП). 8. Разобрать каждую часть сложного предложения, как простое, начиная с пункта №5 соседнего столбца. 9. Подчеркнуть все члены предложения, указать части речи. 10. Составить схему предложения, указав грамматическую основу и осложнение, если оно есть. |
Пример синтаксического разбора простого предложения
Устный разбор:
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, грамматическая основа: ученики и ученицы учатся , распространённое, осложнено однородными подлежащими.
Письменный:
Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, грамматическая основа ученики и ученицы учатся , распространенное, осложненное однородными подлежащими.
Пример разбора сложного предложения
Устный разбор:
Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, связь союзная, средство связи подчинительный союз потому что , сложноподчинённое предложение. Первое простое предложение: односоставное, с главным членом – сказуемым не задали, распространённое, не осложнено. Второе простое предложение: двусоставное, грамматическая основа мы с классом поехали, распространённое, не осложнено.
Письменный:
Повествовательное, невосклицательное, сложное, связь союзная, средство связи подчинительный союз потому что , СПП.
1-е ПП: односоставное, с главным членом – сказуемым не задали, распространенное, не осложнено.
2-е ПП: двусоставное, грамматическая основа – мы с классом поехали, распраненное, не осложнено.
Пример схемы (предложение, после него схема)
![](https://i1.wp.com/uchim.org/img/shema.gif)
Другой вариант синтаксического разбора
Синтаксический разбор. Порядок при синтаксическом разборе.
В словосочетаниях:
- Выделяем из предложения нужное словосочетание.
- Рассматриваем строение – выделяем главное слово и зависимое. Указываем, какой частью речи является главное и зависимое слово. Далее указываем, каким синтаксическим способом связано данное словосочетание.
- И, наконец, обозначаем каким является его грамматическое значение.
В простом предложении:
- Определяем, каково предложение по цели высказывания – повествовательное, побудительное или вопросительное.
- Находим основу предложения, устанавливаем, что предложение простое.
- Далее, необходимо рассказать о том, как построено данное предложение.
- Двусоставное оно, либо односоставное. Если односоставное, то определить тип: личное, безличное, назывное или неопределенно личное.
- Распространённое или нераспространённое
- Неполное или полное. Если предложение является неполным, то необходимо указать, какого члена предложения в нём не хватает.
- Если данное предложение чем–либо осложнено, будь то однородные члены или обособленные члены предложения, необходимо это отметить.
- Дальше нужно сделать разбор предложения по членам, при этом указав, какими частями речи они являются. Важно соблюдать порядок разбора. Сначала определяются сказуемое и подлежащее, затем второстепенные, которые входят в состав сначала – подлежащего, затем – сказуемого.
- Объясняем, почему так или иначе расставлены знаки препинания в предложении.
Сказуемое
- Отмечаем, чем является сказуемое - простым глагольным или составным (именным или глагольным).
- Указать, чем выражено сказуемое:
- простое - какой формой глагола;
- составное глагольное - из чего оно состоит;
- составное именное - какая употреблена связка, чем выражается именная часть.
В предложении, имеющем однородные члены.
Если перед нами простое предложение, то при его разборе нужно отметить, что это за однородные члены предложения и каким образом связаны друг с другом. Либо посредством интонации, либо и интонации с союзами.
В предложениях с обособленными членами:
Если перед нами простое предложение, то при его разборе, нужно отметить, чем будет являться оборот. Далее, разбираем слова, которые входят в этот оборот по членам предложения.
В предложениях с обособленными членами речи:
Сначала отмечаем, что в данном предложении, есть прямая речь. Указываем прямую речь и текст автора. Разбираем, объясняем, почему так, а не иначе расставлены знаки препинания в предложении. Чертим схему предложения.
В сложносочиненном предложении:
Сначала, указываем, какое предложение по цели высказывания – вопросительное, повествовательное или побудительное. Находим в предложении простые предложения, выделяем в них грамматическую основу.
Находим союзы, с помощью которых соединяются простые предложения в сложном. Отмечаем что это за союзы – противительные, соединительные или разделительные. Определяем значение всего данного сложносочиненного предложения – противопоставление, чередование или перечисление. Объясняем, почему именно таким образом в предложении расставлены знаки препинания. Затем каждое простое предложение, из которых состоит сложное, необходимо разобрать таким же образом, как разбирается простое предложение.
В сложноподчинённом предложении с придаточным (одним)
Сначала, указываем, каким предложение является по цели высказывания. Выделяем грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит сложное. Зачитываем их.
Называем, какое предложение является главным, а какое придаточным. Объясняем, каким именно сложноподчинённым предложением оно является, обращаем внимание на то, как оно построено, чем соединяется придаточное к главному предложению и к чему оно относится.
Объясняем, почему именно так расставлены знаки препинания в данном предложении. Затем, придаточное и главное предложения необходимо разобрать, таким образом, как разбираются простые предложения.
В сложноподчинённом предложении с придаточными (несколькими)
Называем, каким предложение является по цели высказывания. Выделяем грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит сложное, зачитываем их. Указываем, какое предложение является главным, а какое придаточным. Необходимо указать, каковым является подчинение в предложении – либо это параллельное подчинение, либо последовательное, либо однородное. Если существует комбинация нескольких видов подчинения, необходимо это отметить. Объясняем, почему, таким образом, в предложении расставлены знаки препинания. И, в конце, делаем разбор придаточного и главного предложений как простых предложений.
В сложном бессоюзном предложении:
Называем, каким предложение является по цели высказывания. Находим грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит данное сложное предложение. Зачитываем их, называем количество простых предложений, входящих в состав сложного. Определяем, какими по смыслу являются отношения между простыми предложениями. Это может быть – последовательность, причина со следствием, противопоставление, одновременность, пояснение или дополнение.
Отмечаем, каковы особенности строения данного предложения, каким именно сложноподчинённым предложением оно является. Чем в данном предложении соединены простые и к чему они относятся.
Объясняем, почему именно таким образом в предложении расставлены знаки препинания.
В сложном предложении, в котором присутствуют разные виды связи.
Называем, каким по цели высказывания, является данное предложение. Находим и выделяем грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит сложное, зачитываем их. Устанавливаем, что данное предложение будет являться предложением, в котором присутствуют разные виды связи. Почему? Определяем, какие связи присутствуют в данном предложении – союзная сочинительная, подчинительная или какие – либо другие.
По смыслу устанавливаем, каким образом в сложном предложении сформированы простые. Объясняем, почему именно таким образом расставлены в предложении знаки препинания. Все простые предложения, из которых составлено сложное, разбираем таким образом, как разбирается простое предложение.
Всё для учебы » Русский язык » Синтаксический разбор предложения
Чтобы добавить страницу в закладки, нажмите Ctrl+D.
Ссылка: https://сайт/russkij-yazyk/sintaksicheskij-razbor
- Указать, что данное предложение с прямой речью.
- Назвать слова автора и прямую речь.
- Разобрать синтаксически слова автора (прямую речь или то и другое как предложение).
- Объяснить расстановку знаков препинания.
Фёдор смотрел на мелькание лопат, на согнутые в напряжённом усилии спины и тихо сказал Акиму: «Митинг не ну же м. Агитировать здесь некого» (Н. Островский).
Это особая синтаксическая конструкция - предложение с прямой речью. Она состоит из двух частей.
Первая часть - Фёдор смотрел на мелькание лопат, на согнутые в напряжённом усилии спины и тихо сказал Акиму - слова автора. Они указывают, кому принадлежит прямая речь, к кому она обращена (к Акиму), как произносится (тихо) и при каких обстоятельствах (смотрел на мелькание лопат, на согнутые в напряжённом усилии спины).
Вторая часть - «Митинг не нужен. Агитировать здесь некого» - это прямая речь. Прямая речь состоит из двух простых предложений, разделённых точкой. Она выделяется кавычками и соответствующей интонацией. После слов автора ставится двоеточие. Далее слова автора и прямая речь разбираются по членам предложения.
Еще по теме ПЛАН СИНТАКСИЧЕСКОГО РАЗБОРА ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРЯМОЙ РЕЧЬЮ:
- Предложения с прямой и косвенной речью, их структурносемантические особенности. Механизм замены прямой речи косвенной.
- ПЛАН СИНТАКСИЧЕСКОГО РАЗБОРА СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ
- Отличие синтаксического разбора простого предложения от синтаксического разбора сложного предложения.
- Синтаксический разбор нечленимых предложений. Возможные трудности при выполнении синтаксического разбора нечленимых предложений.