Социально педагогический процесс как система. Социально-педагогический процесс и пути его совершенствования


Понятие «процесс» происходит от лат. processus - прохождение, продвижение. В научной литературе под ним понимается последовательная смена состояний, тесная связь закономерно следующих друг за другом стадий развития, представляющих непрерывное единое движение.
В современной педагогической литературе имеет место понятие «педагогический процесс». Однако единого подхода к пониманию его сущности нет. Наиболее типичными являются:
а) специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников, для решения развивающих и образовательных задач (В.А. Сластенин);
б) совокупность последовательных действий учителя и ученика (воспитателя и воспитанника) с целью образования, развития и фор-мирования личности последнего (Т. А. Стефановская).
Выражение «педагогический процесс» введено П.Ф. Каптеревым (1849-1922). Им же раскрыты его сущность и содержание в труде «Педагогический процесс» (1904).
Под педагогическим процессом он понимал «всестороннее усовершенствование личности на почве ее органического саморазвития и в мере ее сил сообразно социальному идеалу» и выделял внутренний и внешний социально-педагогический процесс.
Внутренний педагогический процесс, по мнению Каптерева, представляет собой «процесс саморазвития человека, определяемый свойствами организма и среды. Процесс будет совершаться с необходимостью: организм по присущим ему законам будет оживлять и перерабатывать впечатления, под их влиянием - действовать. Весь процесс будет носить самобытный творческий характер, совершаться по органической необходимости, а не по указаниям со стороны».
Внутренний педагогический процесс может отражать:
а) общую картину развития человека. В этом случае он (процесс) служит как бы образцом того, как должно происходить социально-педагогическое развитие человека;
б) своеобразие развития человека, относящегося к типичной группе, например, становление и воспитание человека с проблемами слуха, зрения, отклонениями в психическом развитии и пр.;
в) развитие, обучение и воспитание конкретного человека, его свойств, качеств с учетом его индивидуальности.
Внешний педагогический (образовательный) процесс, по мнению Каптерева, представляет собой передачу «старшим поколением младшему того, чем владеет старшее поколение, что оно приобрело само, переиспытало, пережило и что получило готовым от своих предков, от более ранних поколений. А так как все наиболее ценные приобретения человечества, прежде жившего и ныне живущего, объединены в одном слове «культура», то образовательный процесс с внешней стороны может быть понят как передатчик культуры от старшего поколения к младшему, от прежде жившего человечества к ныне живущему». Такой подход к пониманию внешнего педагогического процесса в широком плане отражает общую тенденцию развития любого общества.
По отношению к человеку внешний педагогический процесс может рассматриваться как:
а) процесс воспитания (коррекции воспитания, перевоспитания, исправления) человека вообще; решение частной педагогической задачи. В этом заключается технологическая сторона воспитательной деятельности;
б) процесс решения частной воспитательной задачи в работе с определенной категорией людей, например с детьми, имеющими отклонения в психическом развитии, воспитании и пр. В этом случае он отражает специальный технологический процесс воспитательной деятельности;
в) процесс воспитания конкретного человека, решение определенной воспитательной задачи - реализация частной технологии воспитательной работы.
Между внутренним и внешним педагогическими процессами, касающимися конкретного человека, существует тесная связь и взаимообусловленность, представляющие целостный характер педагогического процесса.
Социально-педагогический процесс - это взаимодействие социального работника и клиента, направленное на решение социальной проблемы последнего педагогическими средствами в специальных или естественных условиях среды. Его целью, по отношению к отдельному человеку, является направленное воздействие, поддержка, побуждение, помощь, позволяющие ему (этому человеку) решить свою социальную проблему. В нем также проявляются внутренняя и внешняя составляющие в их взаимосвязи и взаимообусловленности.
Изложенное позволяет определить социально-педагогический процесс как последовательное закономерное развитие (качественное изменение) соответствующего социально-педагогического явления (социализации человека, социальных качеств личности и пр.) {внут-ренний процесс) и обусловленную им целесбобразную последовательность действий (социально-педагогическую деятельность) социального работника, взаимодействие его с клиентом, обеспечивающие достижение определенной социально-педагогической цели {внешний процесс).
Таким образом, он также представляет собой единство и взаимообусловленность внутреннего и внешнего процессов. При этом внешний строго согласуется с внутренним (его потребностями, возможностями, динамикой изменения) и обеспечивает его наиболее целесообразное развитие. Он выполняет важнейшую роль - наиболее оптимальную и наиболее полную реализацию потенциала внутреннего педагогического процесса.
Системообразующим фактором социально-педагогического процесса выступает его цель (социальный идеал) и обусловленная ею соответствующая социально-педагогическая деятельность. Основная единица его - это социально-педагогическая задача и способы ее решения.

Еще по теме § 1. Понятие, сущность и содержание социально-педагогического процесса:

  1. Г л а в а 3 Социально-педагогический процесс и пути его совершенствования

Понятие «процесс» происходит от лат. processus - прохождение, продвижение. В научной литературе под ним понимается последова- тельная смена состояний, тесная связь закономерно следующих друг за другом стадий развития, представляющих непрерывное единое дви- жение.

В современной педагогической литературе имеет место понятие

«педагогический процесс». Однако единого подхода к пониманию его сущности нет. Наиболее типичными являются:

а) специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников, для решения развивающих и образова- тельных задач (В.А. Сластенин);

б) совокупность последовательных действий учителя и ученика (воспитателя и воспитанника) с целью образования, развития и фор- мирования личности последнего (Т.А. Стефановская).

Выражение «педагогический процесс» введено П.Ф. Каптеревым

(1849-1922). Им же раскрыты его сущность и содержание в труде

«Педагогический процесс» (1904).

Под педагогическим процессом он понимал «всестороннее усовер- шенствование личности на почве ее органического саморазвития и в мере ее сил сообразно социальному идеалу» и выделял внутренний и внешний социально-педагогический процесс.


Глава 3. Социально-педагогический процесс и пути его совершенствования 31

Внутренний педагогический процесс, по мнению Каптерева, пред- ставляет собой «процесс саморазвития человека, определяемый свой- ствами организма и среды. Процесс будет совершаться с необходимос- тью: организм по присущим ему законам будет оживлять и перерабатывать впечатления, под их влиянием - действовать. Весь процесс будет носить самобытный творческий характер, совершаться по органической необходимости, а не по указаниям со стороны».

Внутренний педагогический процесс может отражать:

а) общую картину развития человека. В этом случае он (процесс) служит как бы образцом того, как должно происходить социально-пе- дагогическое развитие человека;

б) своеобразие развития человека, относящегося к типичной груп- пе, например, становление и воспитание человека с проблемами слуха, зрения, отклонениями в психическом развитии и пр.;

в) развитие, обучение и воспитание конкретного человека, его свойств, качеств с учетом его индивидуальности.

Внешний педагогический (образовательный) процесс, по мнению Каптерева, представляет собой передачу «старшим поколением млад- шему того, чем владеет старшее поколение, что оно приобрело само, переиспытало, пережило и что получило готовым от своих предков, от более ранних поколений. А так как все наиболее ценные приобрете- ния человечества, прежде жившего и ныне живущего, объединены в одном слове «культура», то образовательный процесс с внешней сто- роны может быть понят как передатчик культуры от старшего поко- ления к младшему, от прежде жившего человечества к ныне живуще- му». Такой подход к пониманию внешнего педагогического процесса в широком плане отражает общую тенденцию развития любого обще- ства.


По отношению к человеку внешний педагогический процесс может рассматриваться как:

а) процесс воспитания (коррекции воспитания, перевоспитания, исправления) человека вообще; решение частной педагогической за- дачи. В этом заключается технологическая сторона воспитательной деятельности;

б) процесс решения частной воспитательной задачи в работе с оп- ределенной категорией людей, например с детьми, имеющими откло- нения в психическом развитии, воспитании и пр. В этом случае он отражает специальный технологический процесс воспитательной дея- тельности;

в) процесс воспитания конкретного человека, решение определен- ной воспитательной задачи - реализация частной технологии воспи- тательной работы.


32 Раздел I. Научно-теоретические основы социальной педагогики

Между внутренним и внешним педагогическими процессами, ка- сающимися конкретного человека, существует тесная связь и взаимо- обусловленность, представляющие целостный характер педагогичес- кого процесса.

Социально-педагогический процесс - это взаимодействие социаль- ного работника и клиента, направленное на решение социальной про- блемы последнего педагогическими средствами в специальных или естественных условиях среды. Его целью, по отношению к отдельному человеку, является направленное воздействие, поддержка, побужде- ние, помощь, позволяющие ему (этому человеку) решить свою соци- альную проблему. В нем также проявляются внутренняя и внешняя составляющие в их взаимосвязи и взаимообусловленности.

Изложенное позволяет определить социально-педагогический процесс как последовательное закономерное развитие (качественное изменение) соответствующего социально-педагогического явления (социализации человека, социальных качеств личности и пр.) {внут- ренний процесс) и обусловленную им целесбобразную последователь- ность действий (социально-педагогическую деятельность) социально- го работника, взаимодействие его с клиентом, обеспечивающие достижение определенной социально-педагогической цели {внешний процесс).

Таким образом, он также представляет собой единство и взаимоо- бусловленность внутреннего и внешнего процессов. При этом внеш- ний строго согласуется с внутренним (его потребностями, возможнос- тями, динамикой изменения) и обеспечивает его наиболее целесообразное развитие. Он выполняет важнейшую роль - наиболее оптимальную и наиболее полную реализацию потенциала внутренне- го педагогического процесса.

Системообразующим фактором социально-педагогического про-

цесса выступает его цель (социальный идеал) и обусловленная ею со- ответствующая социально-педагогическая деятельность. Основная единица его - это социально-педагогическая задача и способы ее ре- шения.

Тема: Социально-педагогический процесс и пути его совершенствования.

План.

  1. Понятие, сущность и содержание социально-педагогического процесса.
  2. Общая характеристика основных компонентов социально-педагогического процесса.

Литература.

  1. Галагузова М.Л. Профессиональная подготовка социальных педагогов // Социальная работа. 1992. № 6.

2. Никитин В.А. Понятие и принципы социальной педагогики, М., 1996.

4. Социальная педагогика / Под ред. В.А. Никитина. М., 2000.

1. Понятие, сущность и содержание социально-педагогического процесса

Понятие «процесс» обозначает прохождение, продвижение.

Под процессом понимается последовательная смена состояний, закономерно следующих друг за другом, представляющих непрерывное единое движение.

Единство движения сохраняется за счет сохранения изменяющегося объекта в процессе.

Если изменяющийся объект педагогический, то и процесс называется педагогический.

Определения понятия «педагогический процесс»:

а) специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников, для решения развивающих и образовательных задач (В.А. Сластенин);

б) совокупность последовательных действий учителя и ученика (воспитателя и воспитанника) с целью образования, развития и формирования личности последнего (Т.А. Стефановская).

Выражение «педагогический процесс» введено П.Ф. Каптеревым (1849—1922). Им же раскрыты его сущность и содержание в труде «Педагогический процесс» (1904).

Под педагогическим процессом он понимал «всестороннее усовершенствование личности на почве ее органического саморазвития и в мере ее сил сообразно социальному идеалу» и выделял внутренний и внешний социально-педагогический процесс.

Идеал

Фазы движения к идеалу как к цели процесса имеют внутреннюю и внешнюю стороны.

Внутренний педагогический процесс, по мнению Каптерева, предтавляет собой «процесс саморазвития человека, определяемый свойствами организма. Процесс будет совершаться с необходимостью: организм по присущим ему законам будет оживлять и перерабатывать впечатления, под их влиянием — действовать. Весь процесс будет носить самобытный творческий характер, совершаться по органической необходимости, а не по указаниям со стороны».

Внутренний педагогический процесс может отражать:

а) общую картину развития человека, как его движение к идеалу (образцу, цели) процесса (это теоретический подход к понятию «процесс» - общее);

б) развитие, обучение и воспитание конкретного человека, его свойств, качеств с учетом его индивидуальности (практический подход – единичное);

в) своеобразие развития человека, относящегося к нетипичной группе, например, становление и воспитание человека с проблемами слуха, зрения, отклонениями в психическом развитии (специфическое, как исключения из единичного).

Внешний педагогический (образовательный) процесс, по мнению Каптерева, представляет собой передачу «старшим поколением младшему того, чем владеет старшее поколение, что оно приобрело само, переиспытало, пережило и что получило готовым от своих предков, от более ранних поколений. А так как все наиболее ценные приобретения человечества, прежде жившего и ныне живущего, объединены в одном слове «культура», то образовательный процесс с внешней стороны может быть понят как передатчик культуры от старшего поколения к младшему, от прежде жившего человечества к ныне живущему».

По отношению к человеку внешний педагогический процесс может рассматриваться как:

а) процесс воспитания – как воздействия на человека (коррекции воспитания, перевоспитания, исправления) человека вообще, решение частной педагогической задачи. В этом заключается технологическая сторона воспитательной деятельности;

б) процесс воспитания конкретного человека, решение определенной воспитательной задачи — реализация частной технологии воспитательной работы;

в) процесс решения частной воспитательной задачи в работе с определенной категорией людей, например с детьми, имеющими отклонения в психическом развитии, воспитании и пр. В этом случае он отражает специальный технологический процесс воспитательной деятельности.

Как связаны внешний и внутренний процессы?

Социально педагогический процесс - это взаимодействие социального работника и клиента, направленное на решение социальной проблемы последнего педагогическими средствами в специальных или естественных условиях среды.

Целью процесса, по отношению к отдельному человеку, является направленное воздействие, поддержка, побуждение, помощь, позволяющие ему (этому человеку) решить свою социальную проблему.

Социально-педагогический процесс, это целесообразная последовательность действий (социально-педагогическая деятельность) социального работника взаимодействия его с клиентом. Последовательность действий и взаимодействие обеспечивают достижение социально-педагогической цели (внешний процесс). Достижение цели приводит к развитию (качественное изменение) соответствующего социально-педагогического явления (социализации человека, социальных качеств личности и пр. - внутренний процесс).

М Орг.

Клиент Э Социальный педагог

М – мотивация. Орг. – организация. Э – эмпатия. СД – совместная деятельность. Р – рефлексия. С – соорганизация.

Схема социально-педагогического процесса представлена на рисунке.

Социально-педагогический процесс представляет собой единство и взаимообусловленность внутреннего и внешнего процессов.

При этом внешний строго согласуется с внутренним (его потребностями, возможностями, динамикой изменения) и обеспечивает его наиболее целесообразнее развитие.

Системообразующим, фактором социально-педагогическою процесса выступает его цель (социальный идеал) и обусловленная его соответствующая социально-педагогическая деятельность. Основная единица его — это социально-педагогическая задача и способы ее решения.

2. Общая характеристика основных компонентов социально-педагогического процесса

Внутренний социально-педагогический процесс. Любой процесс состоит из стадий, периодов его развития (изменения).

Исследования возрастной периодизации психического развития человека с использованием моральных диллем продолжил Л. Колберг. Он выделял следующие уровни нравственного развития:

Преднравстпвенный уровень (от 4 до 10 лет). На этом уровне поступки определяются внешними обстоятельствами и точка зрения других людей не учитывается.

1. На первой стадии этого уровня суждения выносятся на основе того, будет ли поступок наказан или удостоится похвалы.

2. На второй стадии суждение о поступке выносится в связи с той пользой, которую благодаря ему можно будет извлечь.

Конвенциональный уровень (от 10 до 13 лет). Поступки оцениваются в соответствии с нормами, принятыми в обществе. Ребенок ориентируется на оценки других людей.

3. На третьей стадии главным критерием суждения является одобрение или неодобрение других людей.

4. На четвертой стадии ребенок ориентируется на общепринятые нормы и законы.

Постконвенциональный уровень (с 13 лет) оценивается Колбергом как истинная нравственность, поскольку человек исходит из своих собственных критериев, что предполагает высокий уровень мыслительного развития.

5. На пятой стадии суждение о поступке основано на уважении прав человека и признании демократических норм.

6. На шестой стадии основным судьей является совесть, независимо от мнения других людей и общепринятых норм.

У детей, начиная с 13-летнего возраста, преднравственный уровень вытесняется конвенциональным и, в меньшей мере, постконвенциональным. Колберг отмечает, что многие люди так и не переходят на четвертую стадию нравственного развития, а шестой стадии достигают только 10 % людей старше 16-летнего возраста.

Внешний социально-педагогический процесс. Эффективность реализации возможностей внутреннего во многом определяется внешним социально-педагогическим процессом.

Внешний СПП (социально-педагогический процесс) имеет следующую структуру:

  1. Подготовительный этап (исследовательско-диагностический).
  2. Моделирование, прогнозирование, проектирование, практическая реализация.
  3. Анализ результата (итоги).

Исследование, диагностика и выявление индивидуальности объекта воздействия. Социально-педагогическая деятельность адресна, ориентирована на конкретного клиента. Диагностика состоит из:

Выявление индивидуальных особенностей социальной проблемы, в которую попал клиент;

Индивидуальные возможности клиента, его внутренние ресурсы;

Особенности позиции человека по отношению к самореализации;

Условия среды, в которых находится клиент.

Часто необходима комплексная диагностика (врач, психолог, соц.раб.).

На основе результатов диагностики можно:

Создать социально-педагогическую характеристику клиента;

Описать основные социально-педагогические проблемы;

Моделирование, прогнозирование, проектирование.

Основываясь на информации исследования и диагностики, на личном опыте и интуиции, социальный педагог строит модель ситуации.

На основе анализа процессов модели прогнозирует:

Динамику внутренней позиции клиента по отношению к своему саморазвитию;

Целостное или частичное изменение позиции клиента к собственному саморазвитию;

Способность соц. педагога обеспечить достижение прогнозируемой цели.

В проектные действия входят: целеполагание, выбор средств (технологий).

Цель социально-педагогического процесса – это то, к чему следует стремиться социальному работнику во взаимодействии с клиентом. Цель, это социальный идеал, к которому нужно приблизить клиента. В соответствии с целью определяются задачи.

Технология – путь достижения цели.

Для выбора (разработки) технологии необходимо знать:

Социальные проблемы клиента и причины их возникновения;

Индивидуальные особенности клиента;

Цель и основные задачи, которые необходимо решить;

Условия реализации технологии (дома, в центре);

Свои возможности;

Временные возможности.

Реализация плана.

Анализ полученных результатов.

Изменение позиции клиента.

Изменение внутренних ресурсов.

Активность клиента.

Понятия для контроля.

  1. Педагогический процесс, социально-педагогический процесс.
  2. Внешний и внутренний педагогический процесс, их связь.
  3. Компоненты социально-педагогического процесса и их характеристики.

Вопросы и задания.

  1. Приведите примеры социально-педагогических процессов.
  2. Приведите примеры постановки социальных целей (идеалы).
  3. Какими методами диагностики клиентов вы владеете?
  4. Каким приемами мотивации клиентов вы владеете?
  5. В какой степени развита ваша эмпатичность?

В социальной педагогике выделяют социально-педагогиче­ский процесс. Под ним понимают динамику развития соответ­ствующего социально-педагогического явления или сложившую­ся последовательность действий (педагогической деятельности) социального педагога, взаимодействия воспитателя и воспитуе-мого, обеспечивающие достижение определенной социально-пе­дагогической цели.

Любой социально-педагогический процесс включает этапы (стадии, периоды) его развития (изменения). Практика показы­вает, что признаками их могут быть возрастные, качественные или количественные изменения, происходящие в соответствую­щем социально-педагогическом явлении. Качественные измене­ния часто характеризуются как стадии (временные периоды). Этап и стадия нередко используются как синонимы.

По своей сущности социально-педагогический процесс это це­ленаправленная последовательность действий социального педа­гога (субъекта), обеспечивающая наиболее оптимальное достиже­ние определенной социально-педагогической цели в социальном развитии (коррекции развития), воспитании (перевоспитании, исправлении), овладении умениями и навыками в самообслужи­вании, обучении, профессиональной подготовке объекта.

Этот процесс имеет определенную структуру: он включает субъект и объект, этапы, подэтапы педагогической деятельности. Каждый этап имеет свои компоненты. Существуют определенные условия среды, которые обеспечивают наиболее оптимальное его протекание (практическую реализацию), достижение оптималь­ного результата.

Всякий социально-педагогический процесс осуществляет кон­кретный специалист (группа специалистов) субъект. Субъект социально-педагогического процесса это либо подготовленный специалист, либо родитель, либо какое-либо третье лицо (группа) по отношению к человеку, на которого направлена его (их) дея­тельность. В качестве субъекта выступает и сам человек по отно­шению к себе при осуществлении саморазвития, самовоспитания.

Позиция субъекта в воспитании определяется прежде всего его подготовкой, социальным опытом. В общественном плане эта позиция в значительной степени характеризуется как бы со­циальным заказом данного общества. Другими словами, ориентиром для социального педагога выступает тот социальный опыт, который он приобрел, усвоенные им и признанные в обществе социальные ценности, национальная культура. Общество, нация, государство, в котором он рос и воспитывался, ориентируют субъекта в направленности его предстоящей социально-педаго­гической деятельности.

Вторым ведущим компонентом, определяющим содержание и направленность социально-педагогического процесса, высту­пает объект воспитания, его индивидуальные особенности, воз­можности, социальные проблемы, отношение к субъекту воспи­тания.

Всякий социально-педагогический процесс как последова­тельность целенаправленных действий, как было сказано выше, можно разбить на этапы и подэтапы. Как правило, выделяют сле­дующие основные этапы социально-педагогического процесса:

1-й подготовительный этап, включающий подэтапы, которые определяют содержание социально-педагогической деятельности (диагностика и выявление индивидуальности объекта, формулиро­вание социально-педагогической проблемы человека, социально-пе­дагогическое прогнозирование, моделирование, выбор технологии и способа ее реализации, планирование социально-педагогической дея­тельности);

2-й непосредственной деятельности. Он представляет собой непосредственную реализацию социально-педагогической техно­логии с применением совокупности методов, средств, приемов;

3-й итоговый. На данном этапе имеют место анализ и оцен­ка действенности социально-педагогической технологии и опре­деление последующих перспектив.

Достигнутый результат чаще всего определяется через оценку изменений, происшедших в ее объекте. Оценка динамики субъек­та как результата воздействия обычно не проводится.

В социальной педагогике выделяют социально-педагогический процесс. Под ним понимают динамику (изменение) развития соответствующего социально-педагогического явления или сложившуюся последовательность действий (педагогической деятельности) социального педагога, взаимодействия воспитателя и воспитуемого, обеспечивающие достижение определенной социально-педагогической цели.

Любой социально-педагогический процесс включает этапы (стадии, периоды) его развития (изменения). Практика показывает, что признаками их могут быть возрастные, качественные или количественные изменения, происходящие в соответствующем социально-педагогическом явлении. Качественные изменения часто характеризуют как стадии (временные периоды). Этап и стадия нередко используются как синонимы.

Этапы (стадии, периоды) определяются в зависимости от того, что изучается, воспитывается, развивается, в каких условиях, в течение какого времени. В каждом из них выделяются наиболее характерные (типичные) возможные качественные изменения (проявления), которые позволяют отличать и оценивать своеобразие одного этапа от другого.

В теоретическом и практическом плане необходимы определенные, наиболее важные и существенные критерии оценки того, что получило качественное изменение и их показатели на данном этапе социально-педагогического процесса, а также технологии их выявления. В теории критерии и их показатели позволяют оценивать динамику протекания исследуемого этапа и всего социально-педагогического процесса. В практической деятельности социального педагога они свидетельствуют о соответствии развития норме или проявления своеобразного отклонения.

Рассмотрим содержание социально-педагогического процесса как развитие (изменение) какого-либо характерного социального явления, социального развития человека в целом.

В широком плане это, например, процесс социального развития человека в течение всей его жизни. В этом случае этапы представляют своеобразие возрастных периодов. Такой социально-педагогический процесс позволяет видеть особенности социального развития и проявления человека на каждом этапе его возрастного развития. Современной возрастной психологией и педагогикой выявлены особенности развития человека на протяжении всей его жизни, выделены в нем определенные этапы (этапы возрастного развития), их качественные и количественные характеристики. Эти знания помогают социальному педагогу ориентироваться в целях и характере педагогической деятельности в социальной среде по отношению к конкретному человеку, в зависимости от его возраста и определять направленность своих педагогических усилий.



В узком плане социально-педагогический процесс как изменение (развитие) того или иного качества, особенностей человека, его индивидуальных возможностей представляет собой результат саморазвития, самосовершенствования, а также целенаправленной педагогической деятельности социального педагога по отношению к нему, воздействия на него социальной среды. Выявление динамики процесса развития того или иного качества, свойства личности является прерогативой специального исследования либо результатом опыта работы социального педагога с определенной категорией людей. Знание содержания, особенностей протекания и проявления процесса развития определенного качества личности позволяет специалисту предвидеть особенности его динамики и, ориентируясь на нее, организовывать и реализовывать свою целенаправленную педагогическую деятельность. Эти знания помогают человеку осознанно подходить к самопознанию, самооценке личностных возможностей, в процессе определения целей работы над собой и самосовершенствования.

По своей сущности социально-педагогический процесс - это целенаправленная последовательность действий социального педагога (субъекта), обеспечивающая наиболее оптимальное достижение определенной социально-педагогической цели в социальном развитии (коррекции развития), воспитании (перевоспитании, исправлении), овладении умениями и навыками в самообслуживании, обучении, профессиональной подготовке объекта.

Процесс социально-педагогической деятельности имеет определенную структуру. Он включает субъект и объект, этапы, подэтапы педагогической деятельности. Каждый этап имеет свои компоненты и существуют определенные условия среды, которые обеспечивают ему наиболее оптимальное протекание (практическую реализацию), достижение оптимального результата.

Всякий социально-педагогический процесс осуществляет конкретный специалист (группа специалистов) - субъект (субъекты). Этому специалисту принадлежит собственно та последовательная деятельность, которая позволяет ему добиваться результативности в достижении поставленной социально-педагогической цели.

Субъект социально-педагогического процесса - это либо подготовленный специалист (социальный педагог), либо родитель, либо какое-либо третье лицо (группа) в отношении к человеку, на который направлена его (их) социально-педагогическая деятельность. Им выступает и сам человек по отношению к саморазвитию, самовоспитанию.

Позиция субъекта в воспитании во многом определяется, с одной стороны, его подготовкой, социальным опытом. В общественном плане эта позиция в значительной степени характеризуется как бы социальным заказом данного общества. Другими словами, ориентиром для социального педагога выступает тот социальный опыт, который он приобрел, усвоенные им и признанные в обществе социальные ценности, национальная культура. Общество, нация, государство, в котором он рос и воспитывался, ориентируют субъекта в направленности его предстоящей социально-педагогической деятельности. С другой стороны, ориентиром для практической деятельности специалиста выступает назначение специализированного центра и его функциональные обязанности в нем.

Вторым основным, ведущим компонентом, определяющим содержание и направленность социально-педагогического процесса выступает объект воспитания, его индивидуальные особенности, возможности, социальные проблемы, отношение к субъекту воспитания, своему социальному самосовершенствованию.

Всякий социально-педагогический процесс как последовательность целенаправленной деятельности можно разбить на этапы и подэтапы. Как правило, выделяют следующие основные этапы социально-педагогического процесса (см. схему на стр.303):

1-й - подготовительный;

2-й - непосредственной деятельности (реализации выбранной педагогической технологии);

3-й - результативный.

Каждый из них имеет свое назначение, содержание и последовательность реализационных действий.

Подготовка к социально-педагогической деятельности занимает особое место в социально-педагогическом процессе. Общеизвестно, как подготовлена деятельность, таковы возможности для ее реализации по обеспечению наиболее полного достижения цели.

Подготовительный этап включает подэтапы, которые определяют содержание социально-педагогической деятельности. К таким подэтапам относятся (см. схему на стр. 304.):

Диагностика и выявление индивидуальности объекта. Социально-педагогическая деятельность носит адресный характер. Она ориентирована на конкретную личность. В зависимости от социальных проблем человека (ребенка, подростка, юноши, зрелого и пр.), а также его индивидуальных возможностей, в том числе компенсаторных или ограничений (физических, физиологических, психологических), своеобразия повседневного социального проявления. Диагностика предусматривает выявление:

а) индивидуальные отклонения человека и в связи с ними возникшие социальные проблемы в развитии и самореализации;

б) индивидуальные особенности, возможности человека, его позитивный потенциал, создающие перспективу для индивидуального, индивидуально-компенсаторного развития или наиболее целесообразного преодоления недостатков в развитии, профессиональной подготовке и самореализации;

в) особенности позиции человека, его отношение к саморазвитию, самосовершенствованию, возможности достижения социально-педагогических целей, активность в работе над собой, отношение к воспитателю;

г) условия среды, в которых он живет и имеет возможность для самореализации.

Учитывая, что социальный педагог нередко имеет дело с человеком, имеющим особые нужды, его диагностика часто требует участия нескольких специалистов: медиков, психологов, педагогов. Такой подход позволяет получить более полную информацию о человеке, на основе которой можно формулировать рекомендации социальному педагогу:

показания;

предостережения (главное их назначение - “не навреди”);

советы для построения наиболее оптимального взаимодействия с объектом и его окружением.

Диагностируемые факторы позволяют выявить индивидуальность человека (индивидуальные особенности, возможности), что позволяет перейти к следующему подэтапу.

Формулирование социально-педагогической проблемы человека. Речь идет об адресной оценке, в чем нуждается данный человек и в каком направлении нужна ему социально-педагогическая помощь.

а) направленность и интенсивность индивидуального развития, коррекции развития человека, социального воспитания, перевоспитания, исправления, реабилитации, адаптации, а также обучения его, в том числе в вопросах самообслуживания, профессиональной ориентации и подготовки (начальной, средней);

б) возможности человека в развитии в целом, либо по определенным направлениям;

в) способность воспитателя обеспечить оптимальное и направленное развитие, обучение и воспитание человека;

г) способность воспитателя обеспечить достижение определенной социально-педагогической цели;

д) соответствие условий, возможностей воспитуемого и воспитателя в направленном развитии человека.

Прогнозирование возможного социально-педагогического развития человека - один из наиболее сложных подэтапов социально-педагогического процесса. Он в значительной степени основан, с одной стороны, на наличии достаточно полной информации о личности объекта, необходимой социальному педагогу для прогнозирования, с другой - на личном опыте и интуиции субъекта социально-педагогического процесса.

В начале своей профессиональной деятельности социальный педагог преимущественно пользуется данными учебных пособий, специальных исследований о возможностях социально-педагогического развития человека в зависимости от его индивидуальных отклонений, рекомендациями, в какой ситуации, какие могут быть варианты социально-педагогических технологий и их возможностях. Со временем, накапливая опыт в работе с различными категориями (либо с одной из категорий) людей, апробируя реализацию различных технологий, он приобретает социально-педагогический опыт, развивает педагогическую интуицию и получает возможность более уверенного педагогического прогнозирования перспектив своего объекта и своей социально-педагогической деятельности.

В соответствии с личностным пониманием воспитателем социального заказа в воспитании человека, его знанием индивидуальности воспитанника, своих педагогических возможностей, условий воспитания он определяет цели и задачи своей педагогической деятельности. В этом заключается следующий подэтап социально-педагогического процесса.

Цель социально-педагогического процесса определяет, к чему следует стремиться воспитателю в решении общей или специальной (направленной) проблемы: индивидуальном (индивидуально-коррекционном) развитии человека, обучении его самообслуживанию, профессиональной ориентации и подготовке, развитии навыков социального общения, социальной адаптации, педагогической коррекции, педагогической реабилитации, перевоспитании, исправлении и др. В соответствии с целью определяются задачи, которые необходимо решить, чтобы достигнуть намеченной цели.

Моделирование - следующий подэтап подготовительного этапа социально-педагогического процесса. Под ним понимается - эмпирическое создание образа целенаправленной педагогической деятельности по реализации конкретной педагогической технологии, обеспечивающей достижение социально-педагогической цели, с учетом возможностей среды реализации. Моделирование носит общий или частный характер: достижение общей цели, решение частной задачи. Главное назначение педагогического моделирования заключается в том, чтобы помочь социальному педагогу выбрать наиболее оптимальный вариант педагогической технологии, который может позволить ему обеспечить в данной ситуации, с учетом его личного опыта, достижение оптимального результата.

Выбор технологии и способа ее реализации - необходимый подэтап социально-педагогического процесса. Педагогическая технология представляет собой один из сложившихся на основе предшествующего опыта или выявленных и обоснованных путей достижения определенной социально-педагогической цели.

а) обоснование (описание) этапов, методов и средств социально-педагогической деятельности в работе с конкретной категорией людей, обеспечивающих достижения определенного результата;

б) целесообразная, оптимальная последовательность педагогической деятельности в работе с человеком, позволяющая достигнуть оптимального результата.

Первый подход носит теоретический характер - обоснование наиболее оптимального варианта достижения педагогической цели, второй - практический - целесообразная деятельность по ее достижению. Первый предшествует второму, он позволяет спроектировать предстоящий процесс педагогической деятельности, второй - вариант его реализации. Педагогическая технология предусматривает определенную программу педагогической деятельности. Она бывает готовой по варианту, либо специально разрабатываемой в соответствии с индивидуальностью объекта.

Для выбора (разработки) педагогической технологии социальному педагогу необходимо знать:

индивидуальные особенности объекта: отклонения и возможности;

социально-педагогическую цель (к чему стремиться, чего следует ожидать);

условия реализации педагогической технологии (в специализированном центре, дома);

возможные формы реализации педагогической технологии (специалистом в стационарных условиях; матерью в домашних условиях; специалистом - консультационно-практическая в специализированном центре и матерью - практическая деятельность в домашних условиях и др.).

педагогические возможности субъекта социально-педагогического процесса, его отношение к достижению цели;

возможности по времени для реализации педагогической технологии.

Для каждой социально-педагогической проблемы может быть несколько технологий. В перспективе в специализированных центрах социальной педагогики может создаваться банк технологий по различным социальным проблемам. Каждая технология включает: особенности объекта и социально-педагогическую проблему; описание варианта социально-педагогической деятельности, ее решения; рекомендации к реализации.

В зависимости от характера объекта, личного опыта социального педагога, условий среды выбирается одна из педагогических технологий. Реализация ее осуществляется социальным педагогом через индивидуальную методику. Технология бывает одна, методик ее практического осуществления - множество.