В чем сравнение творчества фета и тютчева. Темы природы в лирике Фета и Тютчева
Назад
Вперёд
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Назад
Вперёд
Назад
Вперёд
Тип: урок комплексного применения знаний и навыков (решение учебно-практической задачи).
Цель: выделение обучающимися существенных признаков поэтики стихотворений Тютсева и Фета о природе посредством комплексного анализа.
Задачи:
- определить своеобразие поэтики каждого автора;
- развивать способности к анализу, совершать переход от вычленения и осмысления отдельных компонентов к обобщению, синтезированию на новом уровне;
- воспитывать бережное и чуткое отношение к мировоззрению автора, воспитывать эстетический вкус.
ХОД УРОКА
I. Подготовка к восприятию темы урока, осмысление результатов самостоятельного чтения
– Сегодня мы с вами продолжаем разговор о
загадках биографии, об особенностях творчества
Тютчева и Фета, двух поэтов, традиционно
критиками определяемых как поэты-близнецы. Так
ли это? Мы попытаемся ответить на этот вопрос.
Наша с вами работа будет строится таким образом:
- Мы познакомимся с докладами и презентациями, которые вы подготовили.
- Услышим художественное чтение стихов Тютчева и Фета.
- Проведем небольшой творческий эксперимент.
– В ходе работы, я думаю, мы расширим наши представления о творчестве Тютчева и Фета. Но начать сегодняшний разговор я хотела с моих любимых строк.
(Учитель читает стихотворение Тютчева «Лениво дышит полдень мглистый» и стихотворение Фета «Какая ночь…»)
«Зима недаром злится…», «Еще в полях белеет снег…», « Люблю грозу в начале мая…», «Чудная картина, как ты мне мила…», « Есть в осени первоначальной…»
II. Постановка цели урока
– Скажите, что общего у всех тех стихотворений,
которые мы сейчас называли?
– Да, все они о природе, и это не случайно. Жизнь
природы была одной из центральных тем в лирике
Тютчева и Фета. «Не то, что мните вы, природа»,
– говорил Тютчев.
– А что же она? Как ее определяют поэты? Эти
вопросы и будут во главе нашего сегодняшнего
разговора. А рассказывать о лирике природы
Тютчева и Фета будете вы, представляя свои
лирические сборники, доклады и презентации.
III. Проверка домашнего задания. Работа групп
– Предлагаю работать таким образом:
а) заслушать каждое выступление;
б) зафиксировать в тетради представления
поэтов о природе;
в) осмыслить услышанное через вопросы на
понимание.
Группы делают доклады и читают стихи (Приложение 1 , Приложение 2 )
IV. Анализ работы групп
– Как вы считаете, совпадают ли взгляды поэтов
на тему природы?
– У нас возникли две версии. Давайте посмотрим,
насколько верна каждая из них, определим общие
признаки и различия.
– Лирику Тютчева и Фета можно назвать
пейзажно-философской. Каждый из поэтов опирается
в своем творчестве на определенное направление в
искусстве и философии. Мифологизация образов и
олицетворение природы – излюбленные приемы и
того и другого.
– Много общего, не так ли? Но теперь вглядимся
пристальнее.
– И все же, чего больше, общего или различного?
Ф. И. Тютчев |
|
Мифологизация образов |
|
1. Диалог и борьба хаоса и космоса | 1. В мире природы гармония, космическое согласие |
2. Человек на грани миров (хаоса и космоса) | 2. Человек – частица этого огромного мира |
3. Бездна мира роковая, пугающая и манящая | 3. Бездна торжественно-высокая, приобщающая человека к извечной гармонии |
Олицетворение природы |
|
Природа не одушевлена, она действительно является живой, мыслящей, чувствующей | Природа – средство выражения человеческих чувств. |
Опора на определенное направление в искусстве |
|
Пантеизм. (Природа – Бог, бесконечный и вечный) | Импрессионизм (Стремление передать мгновенное впечатление от картин мира) |
– Если бы пришлось определять, в чем же именно своеобразие каждого из поэтов, какой бы «тютчевский» и «фетовский» элемент вы бы назвали?
V. Организация творческого эксперимента
– Стихотворение – это некое единство средств и приемов, идейного содержания. В сфере идей мы определили своеобразие каждого автора. Подтвердятся ли наши выводы на уровне звука, слова, особенностей построения произведения? Я предлагаю провести творческий эксперимент. На столах в группах лежат стихотворения, в них намеренно пропущены эпитеты. Задача групп – вписать эпитеты, реконструировать стихотворение.
_________, _________прелесть:
________ блеск и пестрота дерев,
________листьев___, ____ шелест.
_________ и __________ лазурь
Над______________ землею.
И, как предчувствие______ бурь,
______ , ________ ветр порою.
Та_______ улыбка увяданья,
Работа в группах
– Выписываем эпитеты на доску. (Ребята вписывают пропущенные учителем эпитеты. Учитель помещает на доске стихотворение без пропусков с авторскими эпитетами)
Есть в светлости осенних вечеров
Умильная, таинственная прелесть:
Зловещий блеск и пестрота дерев,
Багряных листьев томный, легкий шелест.
Туманная и тихая лазурь
Над грустно-сиротеющей землею,
И, как предчувствие сходящих бурь,
Порывистый, холодный ветр порою,
Ущерб, изнеможенье – и на всем
Та кроткая улыбка увяданья,
Что в существе разумном мы зовем
Божественной стыдливостью страданья.
– Чем отличаются ваши эпитеты от авторских?
– В обычной речи эти слова определяют внутреннее
состояние человека. А у автора они отнесены к
описанию природы. Для поэта природа – живая, она
мыслит и чувствует, как человек.
– Можем мы определить автора этого
стихотворения? Конечно, это Ф. И. Тютчев.
– А теперь другое стихотворение. Определите
авторский прием в создании образа.
Это утро, радость эта,
Эта мощь и дня и света,
Этот синий свод,
Этот крик и вереницы,
Эти стаи, эти птицы,
Этот говор вод,
Эти ивы и березы,
Эти капли – эти слезы,
Этот пух, не лист,
Эти горы, эти долы,
Эти мошки, эти пчелы,
Этот зык и свист,
Эти зори без затменья,
Этот вздох ночной селенья,
Эта ночь без сна,
Эта мгла и жар постели,
Эта дробь и эти трели,
Это все весна.
– Какое ощущение пытается создать автор,
используя такие морфологические и
синтаксические средства? Все стихотворение
написано назывными предложениями, автор только
называет предметы, но они сливаются в один
музыкальный аккорд, поэт как бы остановил
прекрасное мгновение жизни, он не стремиться к
изображению целостного и завершенного образа
природы. Его интересуют в ней переходные
состояния, тонкие и трудноуловимые их оттенки.
– Кто автор этого стихотворения? Конечно, А. А.
Фет.
VI. Вывод
– Какие выводы можно сделать по сегодняшнему
уроку?
1. В лирике природы Тютчева и Фета много общего, но
есть и различия.
2. Своеобразие стиля мы прослеживаем как на
уровне идей, так и на уровне художественных
средств.
3. В творчестве каждого автора есть такое
стихотворение, по которому мы можем определить
своеобразие его поэзии.
Поэзия Фета светлая, чистая, и средства он
выбирает соответствующие
В поэзии Тютчева разлад, борьба, для нас, людей 21
века она ближе, кажется нам современнее.
– Решили ли мы задачи, поставленные в начале
урока? Ответили ли на вопрос. что же такое природа
в понимании Ф. И. Тютчева и А. А.ж Фета?
VII. Домашнее задание.
Результатом нашей работы должно быть сочинение на тему: «Как вы понимаете слова Ф. И. Тютчева «Не то, что мните вы, природа».
Проектная работа по литературе по теме: «Сравнение природы в произведениях Тютчева и Фета»
Подготовила ученица 10 «В» класса
Новохаритоновской школы №10
Попихина Анастасия.
Руководитель: Козулицына Светлана Геннадьевна, учитель русского языка и литературы
Цели и задачи проекта:
- Выделить существующие признаки поэтики Тютчева и Фета.
- Определить своеобразие поэтики авторов.
- Развить способности к анализу.
- Воспитать эстетический вкус читателя.
Введение:
Девятнадцатый век щедро одарил нас духовными сокровищами. Среди замечательных поэтов и авторов этого «золотого века» достойное место принадлежит А.А. Фету и Ф.И.Тютчеву.
За годы долгой литературной жизни Тютчев стал крупнейшим представителем русской философской лирики. Всё пережитое и передуманное им нашло воплощение в его стихах.
Замечательная художественная одарённость Фета составляла суть его сути, душу его души. Уже с детства он был «жаден до стихов» , испытывал ни с чем не сравнимое наслаждение, читая Пушкина.
Немного биографии…
Тютчев Фёдор Иванович(1803-1873).
Родился и провёл детство в имении своего отца в Орловской губернии. В 15 лет поступил в Московский университет, в 17 лет закончил его и уехал на службу за границу. В 1836 году к Пушкину попала тетрадь со стихами неизвестного поэта, с подписью «Ф.Т.». Стихи Пушкину очень понравились и он опубликовал их в «Современнике». Позднее, уже Некрасовский современник опубликовал подборку стихов Тютчева и его имя сразу же стало известным.
Фет Афанасий Афанасьевич(1820-1892) .
Родился в селе Новосёлки Мценского уезда Орловской губернии. Через 14 лет после его рождения произошло неприятное событие: обнаружилась ошибка в записи о рождении, что лишило его дворянского титула. В 1837 году Фет окончил частный пансион Крюммера в городе Верро (Эстония). Первые стихи были написаны им еще в юности. Поэзия Фета впервые публикуется в сборнике «Лирический пантеон», почле чего издавались регулярно. Всю жизнь Фет пытался вернуть свой титул и это удалось ему только в 1873 году
Меню:
- Признаки поэтики Тютчева и Фета.
- Своеобразие поэтики Афанасия Афанасьевича и Фёдора Ивановича.
- Стихотворения Великих лириков.
- Вывод
Тютчев и Фет вошли в литературу как поэты «чистого искусства» , выражающие в своём творчестве романтическое понимание духовной жизни человека и природы.
Для дальнейшего рассмотрения особенностей поэтики двух величайших поэтов, нам необходимо ввести понятие –лирический герой.
Лирический герой - это образ того героя в лирическом произведении, переживания, мысли и чувства которого отражены в нём.
«…Святая ночь на небосклон взошла,
И день отрадный, день любезный,
Как золотой покров, она свила,
Покров, накинутый над бездной.
И, как виденье, внешний мир ушёл…
И человек, как сирота бездомный,
Стоит теперь и немощен и гол,
Лицом к лицу пред пропастию темной…»
Ф.И. Тютчев
«…Земля, как смутный сон немая,
Безвестно уносилась прочь,
И я,как первый житель рая,
Один в лицо увидел ночь.
Я ль несся к бездне полуночной,
Иль сомны звёзд ко мне неслись?
Казалось, будто в длани мощной
Над этой бездной я повис…»
А.А.Фет
Своеобразие поэтики Ф.И. Тютчева
Тютчев- поэт-философ. В своих стихах он стремится понять природу, включив её в систему философских взглядов, превратив её в часть своего внутреннего мира. У Тютчева нет «мёртвой природы»- она всегда полна непрерывного и вечного движения. Органический мир Фёдора Ивановича всегда многолик и разнообразен. Он представлен в постоянной динамике, в переходных состояниях: от зимы к весне, от дня к ночи:
« Тени сизые смесились,
Цвет поблёкнул, звук уснул-
Жизнь, движенья разрешились
В сумрак зыбкий, в дальний гул…»
Фёдор Иванович Тютчев- певец стихий, то есть устойчивых составных частей природы. Особенность природы Тютчева в том, что в ней живут и действуют не конкретные лица, а сверхличные силы и закономерности. «Светлость» осенних вечеров и «певучесть» морских волн, «огневая лазурь» неба и «вещая дремота леса – это чистые проявления природы, выделенные из конкретного пейзажа и представшие не только взору, но и мысли.
« Уж солнца раскалённый шар
С главы своей земля скатила,
И мирный вечера пожар
Волна морская поглотила.
Уж звёзды светлые взошли
И тяготеющей над нами
Небесный свод приподняли
Своими влажными главами.
Река воздушная полней
Течет меж небом и землёю,
Грудь дышит легче и вольней,
Освобождённая от зною.
И сладкий трепет, как струя,
По жилам пробежал природы,
Как бы горячих ног ея
Коснулись ключевые воды.»
Ф.И.Тютчев «Летний вечер»
Своеобразие поэтики А.А. Фета
В отличие от Тютчева, Фет не стремится «подняться» над природой, анализировать её с позиции разума. Ему важно запечатлеть мгновения. Природа у Фета необыкновенно очеловечена, она будто бы растворяется в чувстве лирика. Лирический герой ощущает себя её органической частью. Ему неведомы хаос, бездна, сиротство. Напротив, красота природы вливает в душу ощущение полноты и радости бытия.
В кустах малиновки звенят,
И с побелевших яблонь сада
Струится сладкий аромат.
Цветы глядят с тоской влюблённой,
Безгрешно чисты, как весна,
Роняя с пылью благовонной
Плодов румяных семена.
Сестра цветов, подруга розы,
Очами в очи мне взгляни,
Навей живительные грезы
И в сердце песню зарони.»
А.А. Фет « Цветы»
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора-
Прозрачный воздух, день хрустальный,
И лучезарны вечера…
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто всё- простор везде,-
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде…
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко ещё до первых зимних бурь-
И льётся чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле…
Ф.И. Тютчев
Осыпал лес свои вершины,
Сад обнажил своё чело,
Дохнул сентябрь, георгины
Дыханьем ночи обожгло.
Но в дуновении мороза
Между погибшими одна,
Лишь ты одна, царица роза,
Благоуханна и пышна.
Назло жестоким испытаньям
И злобе гаснущего дня
Ты очертаньем и дыханьем
Весною веешь на меня.
А.А. Фет
Ещё земли печален вид,
А воздух уж весною дышит,
И мёртвый в поле стебль колышет,
И елей ветки шевелит.
Ещё природа не проснулась,
На сквозь редеющего сна
Весну послышала она
И ей невольно улыбнулась…
Ф.И.Тютчев
Летний вечер тих и ясен;
Посмотри, как дремлют ивы;
Запад неба бледно-красен,
И реки блестят извивы.
От вершин скользя к вершинам,
Ветр ползёт лесною высью.
Слышишь ржанье по долинам?
То табун несётся рысью.
А.А.Фет
Вывод:
Итак, мы рассмотрели изображение природы в творчестве таких двух русских поэтов, как Ф.И. Тютчев и А.А. Фет. Оба поэта сделали природу одной из центральных тем в своём творчестве. Часто с помощью картин природы эти поэты передают состояние человеческой души. Однако для Тютчева более характерно отношение к природе с позиции разума, а для Фета- с позиции чувства. Но бесспорно то, что оба поэта являются величайшими мастерами пейзажной лирики, и их творчество стало определяющим для многих литературных течений русского серебряного века.
Девятнадцатый век подарил человечеству бесценные духовные сокровища. Среди замечательных писателей и поэтов этого поистине золотого века достойное место принадлежит А. А. Фету и Ф. И. Тютчеву. Ф.И.Тютчев – лирик, его стихотворения полны философии и психологии. Певец природы, мастер стихотворного пейзажа, выражающего чувства человека. Мир лирики Тютчева наполнен таинственностью и загадками. Излюбленный прием поэта – антитеза: «дольный мир» противостоит «высям ледяным», тусклая земля – блистающему грозой небу, свет – тени. Тютчев не ограничивал себя в описании природы. В его стихотворениях мы видим и утро в горах, и ночное море, и летний вечер. Тютчев старается запечатлеть таинственные картины природы при переходе из одного состояния в другое. К примеру, в стихотворении «Тени сизые смесились…» мы можем увидеть, как наступает ночь, поэт постепенно описывает нам сначала то, как сгущаются сумерки, а после – наступление ночи. Изобилие глаголов и бессоюзных конструкций помогают Ф.И.Тютчеву сделать стихотворения динамичными. Поэт относится к природе, как к живому существу, поэтому в своих стихотворениях одухотворяет ее: «Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик – В ней есть душа, в ней есть свобода В ней есть любовь, в ней есть язык….». Лирика А. А. Фета занимает особое место среди шедевров русской ли¬тературы. И это не удивительно — Афанасий Афанасьевич Фет был нова¬тором своего времени в области стиха, обладал особым, неповторимым даром тончайшего лирика. Его поэтическая манера письма, «фетовский почерк»; придали его поэзии неповторимое очарование и прелесть. Фет был новатором во многих отношениях. Он раскрепощал слово, не зако¬вывал его в рамки традиционных норм, а творил, стремясь выразить свою душу и чувства, наполняющие ее. Удивляет то, как изображена природа у Фета. Она настолько очелове¬чена, что мы часто встречаем «травы в рыдании», «овдовевшую лазурь», «лес проснулся, весь проснулся, веткой каждой». Этих великий поэтов Золотого века объединяет, прежде всего, патриотизм и огромная любовь к России. Их поэзия – это выражение богатой внутренней жизни авторов, результат неутомимой работы мысли, вся палитра чувств, волновавших их. Тютчева и Фета объединяют вечные темы: природа, любовь, красота. Наиболее ярко в творчестве Тютчева изображена природа. С самого детства живут в памяти сказочные строки: «Чародейкою Зимою Околдован, лес стоит… Сном волшебным очарован, Весь опутан, весь окован Легкой цепью пуховой…» Фет - один из замечательнейших поэтов-пейзажистов. В его стихах весна сходит на землю “невестою-царицей”. Фет описывает природу детально, ни один штрих не ускользает от его пристального взгляда: «Шепот, робкое дыханье, Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья…» Лучшими в лирике Тютчева, на мой взгляд, являются стихи о любви. В ранних произведениях любовь - радость, восторг, “весна в груди”. В более поздних все чаще звучат трагические ноты. Все, о чем писал поэт, было пережито и перечувствовано ки самим. Наиболее трогательным является “Денисьевский цикл”, посвященный Е. А. Денисьевой, самой большой любви поэта. Любимая для Тютчева - “неразгаданная тайна”, “живая прелесть дышит в ней”. Основополагающей для всего творчества Фета является тема любви. Этому способствовали драматические обстоятельства, имевшие место в дни его ранней молодости. Находясь на службе в Херсонской области, Фет познакомился с Марией Лазич — девушкой из небогатой семьи. Они полюбили друг друга, но будущий поэт, не имевший никаких средств к жизни, не смог на ней жениться. Девушка вскоре трагически погибла. Всю жизнь, до конца дней Фет не мог ее забыть. Очевидно, жизненная драма внутри, как подземный ключ, питала его лирику. В творчестве замечательных русских поэтов Ф. И. Тютчева и А. А. Фета на первом месте стояли не социальные конфликты, не политические потрясения, а жизнь человеческой души - любовь и горечь утраты, путь от юношеской восторженности к стариковской мудрости и великодушию, размышления о жизни и смерти, о смысле творчества, о беспредельности Вселенной, о величии природы.
Поэтический мир фета.
А. А. Фет принадлежит к числу тех русских поэтов, слава которых не была громкой ни при жизни, ни после смерти. Он писал в непоэтическую эпоху, да, кстати, и сам никогда не стремился к славе. В жизни его интересовали совсем другие проблемы: в возрасте 14 лет он был объявлен незаконнорожденным и лишен отцовской фамилии Шеншин, а заодно и наследства, и потому всю жизнь Фет-человек посвятил тому, чтобы его признали-таки дворянином. Но Фет-художник за эти годы создал удивительный мир волшебной поэзии, поэзии, за которую его неоднократно упрекала русская критика, которая никак не могла найти в лирике поэта столь необходимые для нее общественные мотивы. Действительно, А. Фет демонстративно противопоставлял себя своему времени, заявлял, что не обязан быть гражданином, жил вразрез с духом времени. А потому творчество А. Фета было заклеймено ярлыком “искусство ради искусства”. И долгое время никто не желал видеть всю красоту его творчества, в котором отразились удивительно безнадежные взгляды поэта на жизнь, ибо на вопрос о настроении его души он всегда отвечал: “Пустыня!”
Еще в 1850 году А. Фет писал: “Идеальный мир мой разрушен давно...” Место этого мира заняла будничная жизнь. И чем больше поэт погружался в нее, тем сильнее он стремился выйти из-под ее власти в своих стихах. В последнем, самом лучшем, сборнике стихов А. Фета “Вечерние огни”, где наиболее остро отразились противоречия между Фетом-человеком и Фетом-поэтом, явственно звучит потребность вырваться на простор, напитанный воздухом поэзии:
Без усилий
С плеском крылий
Залетать -
В мир стремлений,
Преклонений
И молитв;
Радость чуя,
Не хочу я
Ваших битв.
Это стремление напоминает знаменитое высказывание А. Фета: “Кто не в состоянии броситься с седьмого этажа вниз головой с непоколебимой верой в то, что он воспарит по воздуху, тот не лирик...” У А. Фета вообще много эпитетов “воздушный”, “крылатый”, глаголов “летать”, “парить”, “окрылиться”.
Уход от реального мира в мир, создаваемый с помощью искусства, - характерная черта романтизма. Действительно, у Фета много общего с лириком Жуковским. Но есть и существенные различия. В идеальном лирическом мире Фета, в противоположность В. Жуковскому, нет ничего мистического, потустороннего. Извечным объектом искусства, по мнению А. Фета, является красота, которая присуща самой действительности и оттого неизбывна. “Мир во всех частях своих равно прекрасен...” Ничему ужасному, жестокому, безобразному нет доступа в мир фетовской лирики. Отчасти, возможно, в этом ее односторонность: “воспроизведение не предмета, а только его идеала”.
Лиризм А. Фета звенит в унисон красоте. Но понятию “красота” А. Фет придает и философское значение. Поэзия ведь есть проникновение в “самую сокровенную суть мира”, чего не может, скажем, сделать наука. Художественное познание заключается в том, чтобы охватить предмет во всей его целостности, а из всех искусств наибольшие возможности для этого открывает поэзия.
Лирика А. Фета чрезвычайно подвижна. Все предметы поэт заставляет “колебаться, дрожать, трепетать”. Его поэзия полна запахов: природа и любовь насыщены “благоуханиями”, “ароматами”, “запахами трав”, “благовонных ночей”. Часто сливаются воедино зрение и слух: даль звенит, звуки песни становятся серебристым путем, голос певицы оборачивается месяцем, зарей, морем. Особое место в лирике А. Фета занимает музыка. В стихотворении “Сияла ночь...” песня олицетворяет образ любимой женщины. Музыка - это зарождающиеся чувства, получувства, тончайшие оттенки. Стихи А. Фета необычайно мелодичны, не случайно многие из них легли в основу романсов.
У А. Фета все, изображаемое им, неясно, смутно, неопределенно. Ему не хватает слов, он сетует на неполноценность языка:
Как беден наш язык? - Хочу и не могу. -
Не передать того ни другу, ни врагу,
Что буйствует в груди прозрачною волною...
А потому он любит противопоставлять “грубым” людским словам язык цветов, “ясно говорящее” ночное безмолвие (стихотворение “Благовонная ночь, благодатная ночь...”). Поэзия молчания - один из излюбленных приемов Фета - передает силу чувства гораздо сильнее крика (“Я тебе ничего не скажу...”). И при этом А. Фет достигает огромной музыкальности стиха:
Зреет рожь над жаркой нивой,
И от нивы и до нивы
Гонит ветер прихотливый
Золотые переливы.
А. Фету часто указывали на грамматические ошибки, но иногда ему самому удается одержать победу над грамматикой: в стихотворении “Шепот, робкое дыханье...”, к примеру, нет ни одного глагола.
Хотя мир Фета во всех своих проявлениях равно прекрасен, он все же сводится к трем основным составляющим: природе, любви, музыке, которые тесно связаны между собой, переплетены и образуют единый художественный мир. Описание природы у А. Фета приобретает романтическое звучание, а одно из свойств лиризма поэта - умение озвучить немую природу.
Основу большинства любовных стихотворений А. Фета составляет узнавание дорогого женского образа:
Только встречу улыбку твою,
Или взгляд уловлю твой отрадный, -
Не тебе песнь любви я пою,
А твоей красоте ненаглядной!
Истинным предметом стихов А. Фета становится не то, что затронуло сердце в данную минуту, а те чувства влюбленности в красоту, которые вызываются при этом.
Мир Фета можно назвать миром “единства противоположностей”, гармоничного их слияния. Главным словом в лирике Афанасия Фета можно назвать слово “безумный”. Но в этом-то безумстве, в этом слиянии музыки, природы и любви и есть высшее выражение поэзии мира, отражение земной красоты в зеркале искусства:
Я тебе ничего не скажу,
Я тебя не встревожу ничуть
И о том, что я молча твержу,
Не решусь ни за что намекнуть.
Темы природы в лирике Фета и Тютчева.
Природа у Фета:
Особой печатью гениальности отмечена и природная лирика Фета, воплощенная в таких стихотворениях, как "Я пришел к тебе с приветом", "Шепот. Робкое дыханье", "Какая грусть! Конец аллеи", "Это утро, радость эта" и других. Для Фета природа – это прежде всего храм. Храм, в котором живет любовь. Природа в лирике Фета играет роль особых роскошных декораций, на фоне которых развивается тонкое чувство любви. Природа, это еще и тот храм, в котором царит вдохновение, это место – или даже состояние души – в котором хочется забыть обо всем и молиться царящей в нем красоте.
Красота и гармония для Фета – это высшая реальность. Ф – великолепный пейзажист. Его пейзажи отлич-ся конкретностью, умением передать тончайшие изменения в природе в течение дня. Ему неинтересна статика, есть еле уловимая динамика. Это касается стих-й, посвящённых временами года. Природа у Фета необыкновенно очеловечена, она будто бы растворяется в чувстве лирика. В отличие от Тютчева, герой Ф воспринимает отн-е к природе гармонически. Ему неведомы хаос, бездна, сиротство. Напротив, красота природы вливает в душу ощущение полноты и радости бытия. 1848 –стих «Весенние мысли»; 1854 – стих «пчёлы»; 1866 – стих «Пришла, и тает всё вокруг»; 1884 – «Сад весь в цвету». В пейзажн лирике рожд=ся некая фетовская вселенная красоты (философичность): «на стоге сена ночью южной…». Образ мироздания величественен и близок человеку. В приобщении к красоте вселенной спасение для лир героя: «Измучен жизнью, коварством надежды».Явления природы у Ф детальней, конкретней, чем у предшественников. Стремится зафиксировать явления природы. В основном Ф использует естественный цвета, оттенки. Ему важно запечатлеть мгновения. Любимое время года – весна, т.е. это не статика. Любит описывать вечерний/утренний пейзаж.Умение «озвучить» даже немую природу – замечательное свойство муз лиризма Фета: в его стихах она не только блещет красотой, но и поёт ею.
Природа у Тютчева:
Тютчев - самый натурфилософский из всех русских поэтов: примерно пять шестых его творческого наследия составляют стихи, посвященные природе. Важнейшая тема, введенная поэтом в русское художественное сознание, - хаос, заключенный в глубине мироздания, жуткая, непостижимая тайна, которую природа скрывает от человека ("О чем ты воешь, ветр ночной...", ; "Вечер мглистый и ненастный...", ; "День и ночь", }