Война в небе над кубанью. Воздушные сражения на Кубани (1943)

3-11-2016, 22:01

Всем привет и добро пожаловать на сайт! Сейчас речь пойдет о машине, которая побывала в ангаре у огромного количества игроков, ведь это советский тяжелый танк шестого уровня, перед вами КВ-85 гайд .

Данная машина весьма интересная в прокачке, довольно сбалансированная, имеет вариативное вооружение, но есть у КВ-85 ТТХ , не зная которые играть будет крайне некомфортно и даже сложно, так что давайте перейдем к разбору параметров нашего тяжа.

ТТХ КВ-85

Начнем с того, что в нашем распоряжении далеко не самый большой запас прочности, а также один из худших показателей базовой дальности обзора в 340 метров.

Есть у нашей машины и сильная сторона – подвижность. В этом плане КВ-85 характеристики походят на средний танк, ведь мы можем похвастаться хорошей для тяжа динамикой, неплохой максимальной скоростью и достаточно хорошей маневренностью.

Однако, в плане общих параметров есть еще одна ложка дегтя – бронирование. На первый взгляд, все совсем просто, круговая броня корпуса, как и лобовая, у КВ-85 World of Tanks откровенно слабая, ей мы не сможем тонковат даже одноклассников.

Самой крепкой частью корпуса КВ-85 WoT является небольшая горизонтальная плита, подсвеченная красным цветом. Она расположена под прямым углом, ее толщина не превышает 83 миллиметров.

Башня в лобовой проекции является более прочным элементом и благодаря скосам по бокам от маски орудия (приведенка доходит до 122 миллиметров) мы сможем отбивать выстрелы одноклассников, однако, уже в боях против седьмых уровней даже этот элемент не дает возможности уверенно танковать. Исключением можно считать только области, подсвеченные желтым и голубым цветом, сюда КВ-85 танк могут не пробить даже машины восьмого уровняю.

Что касается бортовой брони, в этой наш агрегат уязвим наиболее сильно, сюда нас пробивают все начиная с пятого уровня, однако, если поставить машину ромбом под хорошим углом, рикошеты не исключены.

В целом, на свое бронирование надеяться не может. Но будучи вверху списка мы можем что-то потанковать, чего не скажешь в боях против 7 и 8 уровней.

Орудие

С вооружением дела обстоят более оптимистично и первое, о чем хочется сказать – нашему тяжу дали на выбор две пушки, каждая из которых имеет свои уникальные особенности.

Для начала рассмотрим ствол, с которым ездит большинство владельцев данной машины, ведь это КВ-85 орудие можно назвать правильным. Оно имеет неплохой разовый урон и отличную для нашего танка скорострельность, что позволяет наносить почти 2000 чистого урона в минуту.

На фоне многих одноклассников пушка КВ-85 WoT обладает хорошими показателями бронепробития (обе пушки), что позволяет нам успешно воевать даже с противниками восьмого уровня, хотя, для особо крепких и хитрых врагов стоит возить с собой хотя бы 5 голдовых снарядов.

Вот в плане точности наше орудие оставляет желать лучшего, ведь разброс тут великоват, да и сведения не лучшее. Однако на выручку приходит тот факт, что советский тяжелый танк КВ-85 оказался обладателем неплохой стабилизации, так что воевать все равно будет комфортно. Но что действительно огорчает – углы вертикальной наводки в -3 градуса. Любая кочка или бордюр будут мешать нам стрелять.

Второй ствол, который имеет калибр 122 миллиметра создан скорее для веселья, ведь его главной особенностью является мощный альфастрайк. Если вы укомплектуете свой КВ-85 танк эти орудием будьте готовы к отвратительнейшей точности, очень длительной перезарядке. Другими словами, результативно играть у вас вряд ли получится.

Преимущества и недостатки

Чтобы в полной мере понять выбранный танк и научится на нем играть, необходимо хорошо знать хотя бы его основные сильные и слабые стороны. Сейчас мы разберем эти нюансы по пунктам, но речь пойдет о КВ-85 World of Tanks с орудием калибром 100 миллиметров.
Плюсы:
Неплохой альфастрайк;
Хороший урон в минуту;
Достойные параметры бронепробития;
Хорошая подвижность (динамика, максималка, маневренность).
Минусы:
Слабое бронирование;
Очень плохой обзор;
Посредственная точность;
Ужасные углы вертикальной наводки.

Оборудование для КВ-85

Установкой дополнительных модулей можно нивелировать слабости или умножить имеющиеся преимущества машины, в нашем случае мы будем балансировать между этими понятиями. Давайте перейдем сразу к делу и на КВ-85 оборудование ставиться следующее:
1. – мы и так имеем хороший ДПМ, так почему бы не сделать его еще опаснее для противника?
2. – такой вариант повысит урон в минуту, улучшит скорость сведения и обзор, то есть все то, что для нас важно.
3. – КВ-85 танк откровенно слепой, но достаточно подвижный, а в сумме с предыдущим модулем и определенными перками, можно значительно увеличить дальность обзора.

При желании вы можете заменить третий пункт, сделав акцент на комфорте нанесения урона и установив , дабы подправить точность, но в таком случае вы жертвуете обзором, что в некоторых ситуациях может сыграть с вами злую шутку.

Обучение экипажа

Один из важнейших нюансов игры на любом танке в нашей игре, ведь правильно выбрав умения для каждого члена экипажа можно сделать боевую машина гораздо эффективнее, чем мы и займемся. Чтобы тащить бои вам было легче, для КВ-85 перки качать будем в такой последовательности:
Командир (радист) – , , , .
Наводчик – , , , .
Механик-водитель – , , , .
Заряжающий – , , , .

Снаряжение для КВ-85

В выборе расходников все очень просто, можно даже сказать стандартно. Если ваши запасы серебра не слишком велики, можно взять , , . Но я все же советую возить на КВ-85 снаряжение из , , , ведь такой набор гораздо надежнее и позволит выбраться из сложных ситуаций в бою. Кстати, горим мы довольно редко, так что огнетушитель можно заменить на .

Тактика игры на КВ-85

Игра на любом танке в нашей любимой игре подразумевает понимание его преимуществ и недостатков, именно опираясь на эти знания мы выстраиваем свое поведение в бою. В случае с КВ-85 WoT наиболее сильными сторонами являются орудие и подвижность, в то время как на броню мы полагаться не можем.

Но даже учитывая эти нюансы на КВ-85 тактика ведения боя зависит и от того, в какой бой мы попали. Если речь идет о сражении вверху списка, можно отправиться на первую линию, куда мы способны прибыть в числе первых. Тут, играя осторожно, доворачивая корпус и прячась на время перезарядки, можно очень успешно реализовывать свой ДПМ, размениваться с противников в плюс и даже что-то танковать.

Однако даже если в бою есть седьмые, а тем более восьмые уровни, тактика в корне меняется. В таких ситуациях тяжелый танк КВ-85 World of Tanks неспособен танковать, играть необходимо крайне осторожно, стараясь придерживаться второй линии или прятаться за спинами более бронированных союзников.

В то же время учтите, бронепробитие у нас хорошее, но противникам восьмого уровня все равно придется целиться в уязвимые места. Для этого КВ-85 танк должен использовать свою динамику, мы способны крутить оппонента, менять направления атаки, заезжать с неожиданных сторон.

В остальном все как обычно: не забывайте посматривать на мини-карту, берегитесь арты, старайтесь действовать сообща с союзниками и всегда берегите свой запас прочности, каждая единица ХП может пригодиться вам в конце боя.

Танк создан на базе КВ-1С в связи с задержкой отработки ИС-1. На нем установлена, разработанная для ИС-1 башня с увеличенным погоном, усиленным бронированием и 85-мм пушкой Д-5. Пушка была установлена на цапфах в лобовой части башни и прикрыта броневой маской. Новая машина стала очередным шагом на пути создания тяжелого танка, резко отличающегося от среднего не только более мощным бронированием, но и вооружением.

Установка новой пушки потребовала изменить боеукладку, боекомплект уменьшился до 70 снарядов. Вместо лобового пулемета в шаровой установке справа от водителя был установлен неподвижный курсовой пулемет, неприцельный огонь из которого вел механик-водитель. Это позволило исключить из состава экипажа стрелка-радиста. Рядом с местом командира устанавливалась радиостанция. В связи с тем, что танк являлся своего рода "переходной моделью", выпуск его продолжался сравнительно недолго. Всего было выпущено 130 единиц КВ-85.

К 1943 г. 76-мм орудие, являющееся основным оружием советских боевых машин, уже не в полной мере отвечало предъявляемым требованиям. К тому же у противника появились тяжелые машины, оснащенные мощными орудиями крупного калибра. Вопрос о перевооружении КВ требовал срочного решения. Постановление ГКО предписывало представить новые танки на испытания к июлю 1943 г.

К этому времени были созданы и новые танковые артсистемы: Центральное артиллерийское конструкторское бюро (ЦАКБ) под руководством В.Г. Грабина спроектировало 85-мм пушку С-31, КБ Артиллерийского завода №9 в Свердловске, возглавляемое Ф.Ф. Петровым создало 85-мм орудие Д-5Т. В июле на базе КВ-8С изготовили два танка, вооруженных новыми артиллерийскими системами.

На первом из них в штатной башне КВ-1С установили орудие С-31 (иногда называют КВ-85Г). На втором, на расширенном погоне установили башню опытного "объекта 237" (прототип танка ИС). В августе обе машины прошли сравнительные испытания. Следует отметить, что вместе с КВ на испытания вышли две машины "объект 237", также вооруженные этими двумя системами. По результатам был принят на вооружение и пошел в серию КВ-85. У КВ-85Г боевое отделение оказалось слишком тесным для такой пушки, а танки ИС (237-е) требовали времени для доводки и постановки в производство.

Между тем, потребность в новых машинах была огромной. 8 августа 1943 г., еще до окончания цикла испытаний, было принято решение о начале серийного производства КВ-85. В середине августа из ворот завода вышли первые серийные танки. Но их выпуск продолжался недолго. Уже в октябре того же года Челябинский завод переключился на танки ИС, практически по всем параметрам превосходящие КВ. Всего за недолгое время выпуска было изготовлено 148 КВ-85.

Танк представлял фактически модернизированный КВ-1С. Была установлена новая башня с комплексом вооружения. Погон башни пришлось значительно увеличить, что "съело" место стрелка-радиста. Экипаж уменьшился на одного человека. Курсовой пулемет был установлен справа от механика-водителя в неподвижной бронировке. Кнопка спуска находилась на рычаге управления, огонь из пулемета вел механик-водитель. Радиостанцию перенесли в башню. На месте стрелка-радиста разместили часть боекомплекта и дополнительный топливный бак.Основным вооружением танка была 85-мм Д-5Т-85 со скорострельностью до 8 выстр/мин. К пушке подходили стандартные боеприпасы для 85-мм зенитной пушки образца 1939 г.

Танки КВ-85 поступали на вооружение гвардейских танковых полков прорыва.

В основном из-за небольшого количества выпущенных машин танк особо не прославился в боях. Наряду с другими машинами, КВ-85 решал задачи прорыва позиций противника, боролся с бронетехникой (при грамотном использовании - даже с новейшими немецкими тяжелыми танками, которым к тому времени формально уступал по основным боевым параметрам). Первый полк, оснащенный КВ-85, попал на фронт уже в первых числах сентября 1943 г. в ходе боев по освобождению левобережном Украины.

Всего, согласно приказу НКТП № 530 от 7 сентября 1943 г., промышленностью должно было быть отгружено 63 КВ-85 в сентябре и 63 в октябре, после чего их выпуск планировалось прекратить в пользу танка ИС. Но по отчету наркомата заказчику было сдано 148 танков КВ-85, выпускавшихся параллельно с KB-1С. Лишь в декабре выпуск последних машин семейства KB был прекращен.

КВ-85 явился своеобразным переходным звеном от тяжелых танков довоенной разработки к мощным машинам ИС, пришедшим им на смену.

Тактико-технические характеристики

КВ-85 КВ-2 с
"большой башней"
КВ-2 с
"пониженной башней"
Боевая масса, т
Экипаж,чел.
Длина корпуса, мм
С пушкой вперед, мм
Ширина, мм
Высота по крышу башни, мм
Клиренс

Вооружение

Пулемет

Зх7,62-ммДТ

4 х 7,62-мм ДТ

Пушка

85-мм Д-5Т-85 Обр.43 г.

152,4-мм М-10 обр. 1938/40 г.

152,4-мм М-10 обр. 1938/40 г.

Боекомплект:

снарядов
патронов

Бронирование, мм:

лоб корпуса
борт корпуса
крыша
башня
Двигатель
мощность, л. с.
Макс.скорость по шоссе, км/ч
Запас хода по шоссе, км

За неполных четыре года пока танки KB находились в производстве, конструкторы КБ Ж. Я. Котина разработали более 20 моделей этих машин. Из них серийно выпускались: КВ-1, КВ-2, КВ-8, КВ-1С, КВ-85 и KB-14 (СУ-152) В боях на фронтах Великои Отечественной воины участвовали более 4000 танков КВ.

Производство танков КВ в Челябинске в 1941 - 1943 годах
(на основе годовых отчетов Челябинского Кировского завода)

Тип
танка

КВ-1*
КВ-1
КВ-8
КВ-1С
КВ-8С
Итого
за месяц
КВ-1 С
КВ-8С
КВ-85
Итого
за месяц
* До середины октября 1941 года выпускались танки с 76-мм пушкой Ф-32.
** Часть танков с бензиновыми двигателями М-17.
Из них 10 танков с бензиновыми двигателями М-17.
*** Огнеметные танки с корпусом КВ- 1С и башней от КВ-8.

Основные модификации тяжелого танка КВ и машин на его базе

  • КВ - опытный тяжелый танк (1939 г.). Вооружение: 76,2-мм танковая пушка Л-11 и 2 пулемета ДТ, выпущена 1 машина;
  • КВ-2 - опытный танк (1940 г.). Вооружение: 152.4-мм гаубица М-10 образца 1938 года и 2 пулемета ДТ, выпущено 3 машины;
  • КВ-1 - тяжелый танк (1940-1941 гг.). Вооружение: 76,2-мм танковая пушка Л-11 и 4 пулемета ДТ (в 1941 году выпускались модификации танка с карбюраторным двигателем М-17Т);
  • КВ-2 - тяжелый танк (1940-1941 гг.). Вооружение: 152,4-мм гаубица М-10 образца 1938-1940 гг. и 4 пулемета ДТ, выпущено около 100 машин;
  • КВ-3 (объект 150) - тяжелый танк с усиленным бронированием (1940 г.). Вооружение: 76,2-мм пушка Ф-32 и 3 пулемета ДТ, выпущен опытный образец;
  • КВ-1 - тяжелый танк (1941-1942 гг.). Вооружение: 76,2-мм танковая пушка Ф-32 (или ЗИС-5) и 4 пулемета ДТ (выпускались модификации танка с экранированной броней корпуса и башни);
  • КВ-3 (объект 220) - тяжелый танк (1940-1941 гг). Вооружение: 85-мм танковая пушка Ф-30 или 76.2-мм пушка Ф-32 и 3 пулемета ДТ3 выпущено 2 опытных образца;
  • ЭКВ - тяжелый танк с электромеханической трансмиссией (1941-1944 гг.). Вооружение: 76,2-мм танковая пушка Ф-32 и 4 пулемета ДТ, выпущен опытный образец;
  • КВ-222 (объект 222) - тяжелый танк с усиленным бронированием (1941 г.). Вооружение: 76,2-мм танковая пушка Ф-34 и 4 пулемета ДТ, выпущен опытный образец;
  • КВ-6 - тяжелый танк (1941 г.). Вооружение: танковая пушка Ф-32 калибра 76,2-мм, 3 пулемета ДТ и огнемет на 15 огневых выстрелов;
  • КВ-7 - тяжелый танк (1941-1942 гг.). Выпущено два варианта танка, отличавшихся установкой вооружения.
    Первый вариант - две 45-мм танковые пушки образца 1932-1938 гг. и одна 76,2-мм танковая пушка ЗИС-5, размещенные в неподвижной бронированной рубке в одной маске, и 3 пулемета ДТ.
    Второй вариант - две танковые пушки ЗИС-5 калибра 76,2 мм, размещенные в неподвижной бронированной рубке в одной маске, и 3 пулемета ДТ;
  • КВ 1с - тяжелый танк (1942-1943 гг.). Вооружение: 76,2-мм танковая пушка ЗИС-5 и 3 пулемета ДТ;
  • КВ-8 - тяжелый огнеметный танк (1941-1942 гг.). Вооружение: 45-мм танковая пушка образца 1934-1938 гг., огнемет АТО-41 и 4 пулемета ДТ;
  • КВ-8с - тяжелый огнеметный танк (1942-1943 гг.). Вооружение: 45-мм танковая пушка образца 1934-1938 гг., огнемет АТО-42 и 3 пулемета ДТ;
  • КВ-9 - тяжелый танк (1941 -1942 гг.). Вооружение: 122-мм гаубица М-30 (У-11) и 4 пулемета ДТ, выпущено 10 машин;
  • КВ-1к - тяжелый ракетный танк (1942 г) Вооружение: 76,2-мм танковая пушка ЗИС-5, три пулемета ДТ и четыре 82-мм реактивных снаряда в бронированных коробах на надгусеничных полках, выпущены опытные образцы;
  • КВ-12 - тяжелый химический танк (1942 г.). Вооружение: 76,2-мм танковая пушка ЗИС-5, два пулемета ДТ и установка с резервуарами для боевых отравляющих веществ, выпущен опытный образец;
  • КВ-13 - универсальный средний танк с параметрами тяжелого танка (1942 г.). Вооружение 76,2-мм танковая пушка ЗИС-5 и пулемет ДТ. выпущено 2 образца, которые отличались конструкцией башни и ходовой части;
  • КВ-85Г - тяжелый танк (1942 г.). Вооружение 85-мм зенитная пушка С-18 и 3 пулемета ДТ, выпущен опытный образец;
  • КВ-14 (СУ-152) - тяжелая самоходно-артиллерийская установка (1943 г.). Вооружение: 152.4-мм пушка-гаубица МЛ-20, выпущена 671 машина;
  • КВ-85 - тяжелый танк (1943 г.). Вооружение: 85-мм танковая пушка Д5 и 3 пулемета ДТ, выпущено 143 машины.

БИТВА ЗА КУБАНЬ И «ГОЛУБУЮ ЛИНИЮ» (ВЕСНА-ЛЕТО 1943 г.)

Весной 1943 года на северо-кавказском участке фронта части вермахта перешли к обороне. Поддерживали их соединения 4-го Воздушного флота. На аэродромах Крыма и Таманского полуострова сосредоточилось до 1000 самолетов, в том числе 250 истребителей.

Противостояла им авиация Северо-Кавказского фронта, в состав которой в начале апреля входили 4-я воздушная армия, располагавшая 250 самолетами (командующий - генерал-майор Н.Ф. Науменко), 5-я воздушная армия, насчитывавшая 200 самолетов (командующий - генерал-лейтенант С.К. Горюнов), 70 самолетов авиагруппы ВВС Черноморского флота (командующий - генерал В.В. Ермаченков), а также 60 самолетов группы авиации дальнего действия. Всего около 600 самолетов.

В целях обеспечения надежного и централизованного управления боевыми действиями двух воздушных армий в начале апреля был создан штаб ВВС Северо-Кавказского фронта во главе с генералом К.А. Вершининым. Общее руководство и координацию действий авиации Северо-Кавказского и соседних Южного и Юго-Западного фронтов осуществлял представитель Ставки, командующий ВВС Красной Армии маршал авиации А.А. Новиков.

Особенно ожесточенные воздушные сражения развернулись за укрепленный район, названный «Голубая линия». Напряженность боев с каждым днем возрастала, особенно после высадки морских десантов в районе Новороссийска. Причем противнику удалось создать превосходство в силах и захватить господство в воздухе.

В связи с этим Ставка ВГК приняла решение сначала усилить авиационную группировку на Кубани.

По указанию Верховного Главнокомандования из резерва Ставки ВГК на Северо-Кавказский фронт срочно были перебазированы три авиационных корпуса РГК (2-й бомбардировочный, 2-й смешанный и 3-й истребительный) и одна отдельная истребительная авиационная дивизия. К 20 апреля из состава этих корпусов прибыли 300 самолетов, еще около 200 несколько позже. Таким образом, численность ВВС фронта вместе с авиационной группой Черноморского флота, группой авиации дальнего действия и прибывшими основными силами авиакорпусов РГК составила 900 боевых самолетов. Из них во фронтовой авиации - до 800 самолетов, из них 270 истребителей.

Прибывшие на Северо-Кавказский фронт представитель Ставки ВГК Маршал Советского Союза Г.К. Жуков и командующий ВВС маршал авиации А.А. Новиков утвердили план авиационного наступления военно-воздушных сил фронта с приданными авиационными корпусами РГК. Планом предусматривались завоевание оперативного господства в воздухе и оказание максимальной поддержки сухопутным войскам. Решительные цели сторон в операциях на суше и связанное с ними сосредоточение больших масс авиации для действий в ограниченном районе, по существу, и определили характер развернувшейся борьбы в воздухе, которая вылилась в крупные воздушные сражения.

В течение трех дней - с 17 по 19 апреля - в районе Мысхако воздушные бои проходили с переменным успехом. Советские летчики наносили вражеской авиации значительные потери, снижая эффективность ее ударов, но воспретить эти удары при ощущавшемся недостатке сил не могли. Боевые действия авиации в районе Мысхако достигли наивысшего напряжения 20 апреля. Тогда, подтянув резервы, противник изготовился для генеральной атаки, чтобы рассечь плацдарм на две изолированные части, а затем уничтожить высадившийся десант.

В этот день впервые была введена в бой часть сил прибывших авиакорпусов РГК, что позволило нанести два массированных удара по боевым порядкам пехоты и артиллерии противника перед фронтом десантной группы. После этих ударов противник приостановил свое наступление. Важнейшая задача, поставленная перед авиацией, - воспретить организованные удары бомбардировщиков по боевым порядкам десантных войск, была выполнена. Это отмечал в своем приказе Военный совет Северо-Кавказского фронта: «День 20 апреля был кульминационным моментом боев на фронте десантной группы… В течение трех дней над участком десантной группы происходили непрерывные воздушные бои, в результате которых авиация противника, понеся исключительные потери, вынуждена была уйти с поля боя. Этим определилась и дальнейшая наземная обстановка».

В последующие дни, 21-23 апреля, мощь ударов советской авиации еще более возросла. Ввод в действие сил трех авиакорпусов РГК позволил изменить общее соотношение сил авиации в районе Мысхако в нашу пользу. Боевые действия нашей авиации по поддержке десантной группы интересны тем, что здесь, в ограниченном районе, действовали силы двух воздушных армий и ВВС Черноморского флота. В связи с этим большое внимание уделялось организации взаимодействия между армиями, видами и родами авиации, появилась необходимость организации управления истребительными авиационными частями обеих воздушных армий с одного командного пункта. В базировании авиации у противника имелись преимущества. В Крыму и южных районах Украины он располагал достаточным количеством хороших полосных аэродромов. В то же время наша авиация на Кубани испытывала недостаток в таких аэродромах, грунтовые же аэродромы из-за весенней распутицы были недоступны.

На вооружении советских авиационных частей в то время находилось уже значительное количество современных самолетов. Так, все прибывшие из резерва Ставки авиационные соединения были вооружены истребителями Як-1, Як-7, Ла-5, штурмовиками Ил-2 и бомбардировщиками Пе-2. Кроме того, стоит отметить появление на Кубани в массовом количестве американских Р-39 «Аэрокобра».

После успешного выполнения задачи по срыву немецкого наступления в районе Мысхако авиация Северо-Кавказского фронта стала усиленно готовиться к боям в районе станицы Крымская. Экономя силы, истребители небольшими группами прикрывали войска 56-й армии, а бомбардировщики наносили удары по вражеским аэродромам. Управление 5-й воздушной армии, передав 4-й воздушной армии подчиненные боевые части (265 самолетов) с 24 по 30 апреля, согласно директиве командующего ВВС Красной Армии, убыло в район Курской дуги на Степной фронт. Необходимость в дальнейшем существовании штаба ВВС фронта, предназначенного для обеспечения управления двумя воздушными армиями, отпала, и он был расформирован, а К.А. Вершинин вступил в командование 4-й армией.

Активность авиации противника в районе станицы Крымская резко возросла накануне перехода 56-й армии в наступление. С утра 28 апреля немецкие бомбардировщики группами по 10-15 самолетов пытались сбросить бомбы на боевые порядки наших войск. За день противник совершил 850 налетов. Советские истребители для отражения воздушного противника произвели 310 вылетов и сбили в воздушных боях 25 вражеских самолетов, потеряв 18 своих. С этого дня над станицей Крымская началось воздушное сражение, которое с небольшими перерывами продолжалось несколько недель.

29 апреля 1943 года потери противника составили 74 самолета, сбитых в воздушных боях, и 7 самолетов - от огня зенитной артиллерии. В последующие дни напряжение борьбы еще более возросло: над относительно узким участком фронта в 25-30 км в день происходило до 40 воздушных боев, в каждом из которых с обеих сторон участвовало по 50-80 самолетов.

Так, за 12 дней, с 29 апреля по 10 мая, только в результате воздушных боев противник, по советским данным (по всей видимости, завышенным), потерял 368 самолетов. В итоге советская авиация полностью захватила инициативу в воздухе. Тесно взаимодействуя с сухопутными войсками, она надежно прикрыла их с воздуха и оказала эффективную поддержку в прорыве сильно укрепленного вражеского оборонительного рубежа.

В борьбе с немецкой авиацией советские истребители действовали наступательно и с большим мастерством, их успеху способствовало также четко организованное управление по радио с земли. Для наведения истребителей и управления ими в воздушных боях у линии фронта были развернуты пять радиостанций в районе станицы Абинская. Одна из них - главная радиостанция наведения - находилась в 4 км от линии фронта и, по сути, являлась командным пунктом управления всей истребительной авиацией 4-й воздушной армии.

С первого дня операции 56-й армии и затем в наиболее ответственные ее дни советская авиация совершала вылетов в два раза больше, чем авиация противника. Всего с 29 апреля по 10 мая 4-я воздушная армия, ВВС Черноморского флота и авиации дальнего действия произвели около 10 тысяч вылетов, уничтожив 368 самолетов врага, то есть более трети его первоначальной авиационной группировки. В среднем противник каждые сутки терял 9 бомбардировщиков и 17 истребителей.

Около двух месяцев продолжалось на Кубани одно из крупнейших воздушных сражений Второй мировой войны. За период с 17 апреля по 7 июня 1943 года фронтовой авиацией и авиацией Черноморского флота было произведено около 35 тысяч вылетов.

В июне наступил перелом - к 7 июня советское наступление фактически захлебнулось. Противник, удержав оборону на «Голубой линии», перестал тратить усилия на враз ставший второстепенным участок фронта. И как результат, наиболее боеспособные части люфтваффе стали перебрасываться на направление «главного удара» - под Курск. С этого момента изменился и характер противостояния на Кубани - немногочисленные немецкие истребители перешли к тактике «свободной охоты».

В целом результаты действий советских истребительных полков на Кубани за март - июль 1943 года выглядят следующим образом:

* Одна победа 02.08.43.

** Данные, возможно, неполные.

Из книги Волки белые автора Валецкий Олег Витальевич

Глава 10. Весна-лето 1994 года - смерть Шкрабова и распад отряда Во время моего отсутствия в нашем отряде произошли большие изменения. Саша Шкрабов стал на Гырбовице важной фигурой, о которой знали не только на Гырбовице, но и во всем Сербском Сараево. Саша смог установить

Из книги Линейный корабль "Андрей Первозванный" (1906-1925) автора Мельников Рафаил Михайлович

16. Весна и лето 1912 г В нетерпении ожидая ухода льдов и держа свой флаг на стоящем в Ревеле крейсере "Баян", Н.О. Эссен после проверки "Ермаком" 7 апреля состояния льдов в ближайшей бухте Папонвик, уже 15 апреля приказал крейсерам начать кампанию, 18–19 апреля они провели

Из книги Истребители - на взлет! автора Жирохов Михаил Александрович

ВОЛХОВ, ВЕСНА-ЛЕТО 1942 г. 26 февраля 1942 года советская Ставка Верховного Главнокомандования издала директиву, согласно которой 2-я ударная и 54-я армии Волховского фронта должны были начать встречное наступление в рамках фронтовой операции и соединиться в Любани до 5 марта,

Из книги Они сражались за Родину: евреи Советского Союза в Великой Отечественной войне автора Арад Ицхак

Изгнание немецкой армии с территории Советского Союза и выход к Висле (лето 1943 г. – лето 1944 г.) Переправа через Днепр и освобождение западных территорий Советского СоюзаПосле победы на Курской дуге Красная армия продолжила наступление на значительной части

Из книги 891 день в пехоте автора Анцелиович Лев Самсонович

Весна и лето 1943 г. (по материалам 61-й гвардейской стрелковой дивизии) Весна 1943 г. В памяти участников боев на Волге, Дону, Северском Донце она – как предвестник нашей Победы, как первая весна, когда части Красной Армии начали свой победный путь от берегов Волги к городам и

Из книги Волкодав Сталина [Правдивая история Павла Судоплатова] автора Север Александр

Холодная весна и лето 1953 года В январе 1953 года положение Павла Анатольевича Судоплатова в органах госбезопасности было стабильным. Об этом, в частности, свидетельствует характеристика, подписанная секретарем парткома № 1 МГБ СССР Аставиным. Из нее мы можем узнать, что

Из книги Кавказская война. В очерках, эпизодах, легендах и биографиях автора Потто Василий Александрович

II. БЗИЮКСКАЯ БИТВА (Первый поход черноморцев на Кубань) Переселившись на привольные кубанские берега, Черноморское войско нашло в отведенных ему местах ничтожные остатки когда-то сильных черкесских племен, воевавших с ногайцами, а иногда вместе с ними вносивших

Из книги Казак на самоходке. «Заживо не сгорели» автора Дронов Александр

Рвем «голубую линию» Немцы понимали, что потеря Тамани неизбежно приведет к потере Крыма, поставит под угрозу войска на Украине. От Черного до Азовского моря они создали мощный оборонительный рубеж из двух полос, покрытых минными полями, противотанковыми заграждениями,

Из книги Территория войны. Кругосветный репортаж из горячих точек автора Бабаян Роман Георгиевич

Весна и лето 1999-го. Начало трагедии Слово президента Слобо В предыдущих главах я рассказал о ситуации рубежа XX и XXI веков в разных частях разорванной Югославии - Боснии и Герцеговине, Косово. А теперь хочу вспомнить, как всё начиналось. Вернуться в Белград 1999 года, где я в

Из книги Участие Российской империи в Первой мировой войне (1914–1917). 1916 год. Сверхнапряжение автора Айрапетов Олег Рудольфович

Кавказский фронт, Персия и Месопотамия. Весна – лето 1916 г. Весной 1916 г. активизировали действия войска Баратова. 6(19) марта после двухчасового боя они взяли важный узел дорог и центр германской пропаганды – Исфаган. Занимавшие его бахтияры (местные кочевые племена) спешно

Из книги Участие Российской империи в Первой мировой войне (1914–1917). 1915 год. Апогей автора Айрапетов Олег Рудольфович

Планы Ставки в отношении Турции. Весна – лето 1916 г. Даже после капитуляции Таунсхенда Ставка была готова продолжать сотрудничество с англичанами в Малой Азии. Алексеев считал, что оно значительно способствовало бы победе над Турцией. «Наши общие союзнические

Из книги автора

Балканы. Весна – лето 1916 г Летом планы в отношении возможного переворота в Болгарии продолжали обсуждаться в Ставке. Сазонов был настроен весьма критически относительно перспектив получить русофильское правительство в Болгарии. Судя по всему, министр иностранных дел

Из книги автора

Кавказский фронт, Персия и Месопотамия Весна – лето 1916 г. 1 Русский инвалид. 11 марта 1916 г. № 68. С. 4.2 Емельянов А. Г. Персидский фронт (1915–1918). Берлин, 1923. С. 33.3 Пеньков Л. На передовом опорном пункте (Из воспоминаний старого пластуна) // ВИВ. Париж, 1958. № 12. С. 27.4 Аустрин Г. От

Из книги автора

Планы Ставки в отношении Турции Весна – лето 1916 г. 1 Наступление Юго-Западного фронта… С. 48.2 Алексеев М. В. Война 1877–1878 гг. на Азиатском театре. Действия Отдельного Кавказского корпуса с 12 апреля по 28 июня 1877 г. СПб., 1892. С. 13.3 Константинополь и Проливы. М., 1925. Т. 1. С. 213.4 Там же.

Из книги автора

Балканы. Весна – лето 1916 г. 1 Hindenburg P. Op. cit. NY., 1921. Vol. 2. P. 109–110.2 Константинополь и Проливы. Т. 1. С. 219.3 РГА ВМФ. Ф. 716. Оп. 1. Д. 186. Л. 83.4 Волков Е. Год борьбы за выступление Румынии // ВЕ. 1917. № 1. С. 303.5 Фалькенгайн Э. Указ. соч. С. 254.6 Price G. W. Op. cit. P. 90.7 Багров Л. Очерки Мировой войны на море //

Из книги автора

Кавказский фронт: весна и лето 1915 г. Геноцид армян, ассирийцев и греков 1 Корсун Н. Г. Алашкертская и Хамаданская операции на Кавказском фронте мировой войны в 1915 году. М., 1940. С. 21.2 Лудшувейт Е. Ф. Указ. соч. С. 67.3 Корсун Н. Г. Указ. соч. С. 35.4 Русский инвалид. 31 марта 1915 г. № 71. С. 1.5

и последующей ликвидации сталинградской группировки противника сложилась благоприятная обстановка для проведения успешного наступления советских войск на Северном Кавказе . Замысел операции заключался в том, чтобы согласованными ударами войск Южного и Закавказского фронтов с северо-востока, юга и юго-запада окружить и разгромить главные силы группы армий «А» , не допустив её отхода с Северного Кавказа .

Немецкое командование, стремясь избежать охвата, начало отвод своих частей: 1-я танковая армия отступала к Ростову , а 17-я армия на Кубань, где к февралю 1943 года заняла прочную оборону на хорошо оборудованных позициях. Противник создал мощную оборону с использованием выгодной местности - плавней рек Кубань , Адагум и Вторая . Особенно сильно был укреплен участок фронта, проходивший по местности от побережья Чёрного моря в районе Новороссийска до станицы Крымская . Почти все высоты и населённые пункты превращались в опорные пункты и узлы сопротивления, наиболее мощным из которых являлась станица Крымская. В советской и российской историографии и литературе этот рубеж широко известен под наименованием «Голубая линия», а в немецкой - Линия «Голова гота» (нем. Gotenkopf ). Кубанский плацдарм рассматривался Гитлером , как трамплин для будущих операций на Кавказе . Численность группировки немецко-румынских войск, оставленных в Кубани, составляла более 400 тысяч человек .

Снабжение плацдарма осуществлялось из Крыма через Керченский пролив . Ежесуточная потребность составляла 1270 тонн грузов. Морские перевозки осуществлялась силами быстроходных десантных барж , паромов «Зибель» и десантных катеров . Также был организован «воздушный мост» при помощи военно-транспортной авиации . Помимо этого, через пролив была построена подвесная канатная дорога и начато строительство железнодорожного моста и нефтепровода .

В течение февраля - марта 1943 года советские войска предпринимали неоднократные попытки ликвидировать кубанскую группировку противника. Войска Северо-Кавказского фронта (командующий генерал-полковник И. И. Масленников) в 1,5 раза превосходили врага по пехоте, танкам и несколько меньше по артиллерии.
4 февраля 1943 в районе Новороссийска был высажен морской десант , которому удалось захватить небольшой плацдарм на мысе Мысхако , получивший известность как Малая земля .
12 февраля войсками Северо-Кавказского фронта был освобождён Краснодар . Затем, в течение месяца, сумели продвинуться на 50-60 километров западнее Краснодара, прорвав первую линию обороны противника . 16 марта 1943 года советские войска перешли к обороне.

Действия авиации противоборствующих сторон были тесно увязаны с ходом войсковых операций, так как основной задачей была поддержка наземных войск.

С целью высвободить задействованные на данном участке советские войска, Ставка Верховного Главнокомандования требовала очистить таманский плацдарм до начала летней кампании. Советское командование решало в этих сражениях задачи завоевания господства в воздухе на южном крыле советско-германского фронта и создания наиболее благоприятных условий для проведения наступательных операций сухопутных войск на Таманском полуострове . В конце марта Генеральным Штабом и штабом Северо-Кавказского фронта был разработан план наступления с целью прорыва немецкой обороны и ликвидации плацдарма. В соответствии с ним, главный удар наносился силами 56-й армии в районе станицы Крымская , где был сосредоточен узел коммуникаций на Кубани. Через неё проходили основные железнодорожные и грунтовые магистрали на Новороссийск , Анапу , Тамань и Темрюк . Наступательные задачи были поставлены и остальным пяти армиям фронта (18-й , 9-й , 47-й , 37-й и 58-й). Действия советских войск в первой половине апреля успеха не имели, более того противник проводил частные контрудары, создававшие угрозу дальнейшему проведению операции . Поэтому, с 18 апреля 1943 года контроль за проводимой операцией начал осуществлять заместитель Верховного Главнокомандующего Маршал Советского Союза Г. К. Жуков . Оперативное руководство соединениями авиации и флота осуществляли главнокомандующий ВВС маршал авиации А. А. Новиков и нарком ВМФ СССР адмирал Н. Г. Кузнецов .

Перед советской авиацией были поставлены следующие задачи: завоевать господство в воздухе , обеспечить прикрытие сухопутных войск, поддержать с воздуха наступление Северо-Кавказского фронта. Штабом ВВС фронта, впервые в Великой Отечественной войне , был разработан план авиационного наступления, которым предусматривалось: завоевав господство в воздухе, бомбардировочно-штурмовыми ударами уничтожить живую силу, артиллерию и узлы обороны противника, способствуя продвижению советских войск. Данный план был утверждён представителями Ставки - Маршалом Советского Союза Г. К. Жуковым и маршалом авиации А. А. Новиковым . В ходе сражения советское командование в ответ на действия противника стало срочно наращивать численность своей авиационной группировки. Таким образом, очень быстро масштабы и задачи воздушного сражения далеко превзошли первоначальные локальные цели обеих сторон и приняли характер битвы на уничтожение наиболее хорошо подготовленных авиационных группировок противника в преддверии решающих сражений летней кампании 1943 года.

Поскольку превосходство в сухопутных войсках оставалось за советской стороной, недостаток своих войск немецкое командование рассчитывало компенсировать за счёт авиации. По окончании боевых действий в районе Харькова на аэродромы Крыма и Тамани были переброшены основные ударные силы 4-го воздушного флота : эскадры пикирующих и тактических (фронтовых) бомбардировщиков . В качестве основной задачи была поставлена поддержка немецко-румынской группировки в оборонительных и наступательных боях. Так, сроки штурма «Малой земли » дважды переносились из-за невозможности использования авиации в нелётную погоду . Большое значение имела также организация воздушного снабжения плацдарма. Оставшиеся после неудачной попытки снабжения окружённой группировки под Сталинградом транспортные эскадры были пополнены техникой и личным составом и перебазированы на аэродромы Крыма, а также в Херсон . Командование транспортной группировкой в составе 180 самолётов было возложено на штаб 8-го воздушного корпуса .

В разделе приведена расстановка сил советской авиации, участвовавших в боевых действиях на Кубани с 1 апреля по 10 июня 1943 года.

К весне 1943 года советская авиация практически оправилась от разгрома, понесённого в начальный период войны. В ходе зимней кампании 1942-43 гг. ей удалось завоевать оперативное господство в воздухе на сталинградском направлении. Произошло это как за счёт количественного превосходства, так и качественного уравнивания в вооружении. Удельный вес новых типов самолётов постоянно повышался: в истребительной авиации он был полностью обновлён, в бомбардировочной составлял более 65 % . В боях над Кубанью массово применялись уже последние разработки ведущих советских конструкторов. Также необходимо учесть, что мощь советской авиационной группировки значительно ослаблялась различной подчиненностью и несогласованностью действий входящих в её состав сил.

Истребительные авиационные части ВВС Северо-Кавказского фронта были укомплектованы истребителями как советского производства, так и поступающими по ленд-лизу . Советские самолёты, составлявшие свыше 80 % от списочной численности, были представлены следующими типами: ЛаГГ-3 , Ла-5 , Як-1 Б, Як-7 , иностранного производства - P-39 Аэрокобра , Спитфайр Mk. V и Кёртис P-40Е Киттихоук .

Участвующие в кубанских боях ЛаГГ-3 значительно уступали основным истребителям противника в манёвренности и вооружении . Созданный путём глубокой модернизации ЛаГГ-3, истребитель Ла-5 незначительно уступал противнику в скорости и вооружении, имея небольшое преимущество на виражах . Як-1Б - являлся усовершенствованным вариантом истребителя Як-1, лучшего советского истребителя начального периода войны. Як-7 - боевой истребитель, разработанный на основе учебно-тренировочного самолёта. По лётным характеристикам и вооружению не уступал Як-1, а по пилотажным качествам превосходил его. Эксплуатация истребителей «Як» в боевых условиях показала, что они способны практически на равных противостоять истребителям противника, слегка уступая им в манёвренности . Общими недостатками было отсутствие качественной радиосвязи (как правило приёмопередатчиками комплектовались только командирские самолёты, а приёмные станции на строевые машины начали массово устанавливаться с весны 1943 года ) и низкая культура изготовления, приводившая к многочисленным дефектам и авариям .

Самым массовым истребителем иностранного производства, принимавшем участие в кубанских воздушных боях, была американская «Аэрокобра». От советских истребителей отличались более мощным оружием, живучестью, манёвренностью и хорошей управляемостью, уступая последним в способности выдерживать большие перегрузки и выполнять резкие манёвры. Несомненным достоинством стало наличие качественных приёмопередающих радиостанций . Р-40 «Киттихоук» к весне 1943 года уже не устраивал советских лётчиков, так как существенно уступал «кобрам», «Якам» или «Ла». Поэтому во фронтовых авиачастях ВВС Северо-Кавказского фронта происходила постепенная замена этих истребителей на более современные . Британские «Спитфайр» Мк. VB, поступившие на Кубань после годичной эксплуатации в рядах Королевских ВВС на Ближнем Востоке , по лётным характеристикам уступали новым немецким истребителям. К тому же их часто путали в воздухе с «Мессершмиттами», что приводило к потерям по причине «дружественного огня », как со стороны наземных войск, так и авиации .

Во фронтовых бомбардировочных и штурмовых частях, действующих над Кубанью, применялись Пе-2 , Ил-2 и DB-7 Boston . К весне 1943 года Пе-2 являлся самым массовым советским бомбардировщиком, отличался удобством в пилотировании, маневренностью, мощным вооружением и живучестью . Наравне с Пе-2 использовались американские «Бостоны», стоявшие на вооружении авиационных частей ВВС Северо-Кавказского фронта и Черноморского флота, действующие в качестве многоцелевого самолёта, выполнявшего разнообразные функции - дневного и ночного бомбардировщика, разведчика , торпедоносца и минного заградителя. Выделялся хорошей маневренностью, повышенной бомбовой нагрузкой, простотой в управлении, был послушен и устойчив на виражах, к недостаткам относилось слабое оборонительное вооружение .

Для непосредственной поддержки наземных сил применялся Ил-2, сочетавший хорошее бронирование с мощным вооружением . Начиная с конца 1942 года происходила массовая замена одноместной модели самолёта на двухместную, обеспечивающую защиту от атак истребителей противника с задней полусферы. В результате дополнительной нагрузки манёвренность и прочие лётные характеристики Ил-2 значительно ухудшились .

Помимо фронтовых (тактических) бомбардировщиков, на Кубани оперировали бомбардировщики советской дальней авиации - Ил-4 и Ли2ВВ, применявшиеся для ночных авиаударов. Ночью действовали и лёгкие бипланы По-2 и Р-5, совершавшие «беспокоящие налёты» в прифронтовой зоне. Бомбардировщики данных типов практически не использовались в дневное время, избегая противодействия со стороны истребителей противника .

Зима 1942/43 гг. стала началом кризиса немецкой авиации, люфтваффе были вынуждены вести боевые действия на нескольких удалённых театрах военных действий , что в условиях крайне ограниченных ресурсов приводило к распылению сил и средств. Нередкой была ситуация, когда авиагруппы одной воздушной эскадры одновременно воевали за тысячу километров друг от друга . Более того, постоянно усиливающиеся налёты союзной авиации на рейх вынуждали выделять на противовоздушную оборону значительные силы истребительной авиации. Так, на 31 марта 1943 года , около 60 % численности дневных истребителей было сосредоточено на Западном фронте .

Подразделения истребителей люфтваффе, оперирующих над Кубанью, были вооружены истребителями Мессершмитт Bf.109 новейших модификаций G-2 и G-4. К его достоинствам относились мощное вооружение, повышенная живучесть и оснащённость приёмопередающими радиостанциями (впрочем, для немецких самолётов это было обычной практикой). Однако дополнительное оборудование и вооружение увеличили вес и ухудшили маневренность самолёта, а увеличение скорости (достигнутое установкой более мощного двигателя) обернулось ухудшением общей управляемости машины. Тем не менее, Ме-109G являлся высшей точкой в технологическом развитии модели и в целом превосходил истребители противников . Двухмоторные самолёты Мессершмитт Bf-110 G в качестве истребителя практически не использовались, и применялись для ведения разведки, ударов по наземным целям и перехватов ночных бомбардировщиков.

Уже через месяц боёв на Кубани, ввиду потери превосходства в воздухе, пикирующие бомбардировщики Юнкерс Ju 87 D начали отводиться с линии фронта

В советской исторической литературе и мемуарах часто упоминается группа асов, которая использовала истребители Фокке-Вульф Fw 190 . Однако, согласно немецким данным, II./SchG1, вооружённая Fw 190 А-5, предназначалась для оказания непосредственной поддержки наземных войск и использовала штурмовую модификацию данного самолёта . Она отличалась усиленным бронированием, заметно утяжелившим машину, в результате чего Fw 190 А-5 значительно уступал новым советским истребителям в манёвренности. Однако мощное вооружение обеспечивало высокую вероятность поражения противника с первого захода, что делало его опасным противником.

Основной ударной силой 4-го воздушного флота являлись подразделения пикирующих бомбардировщиков Юнкерс Ju 87 D. Несмотря на низкую скорость, недостаточную манёвренность и посредственную аэродинамику, самолёт был одним из самых эффективных видов оружия люфтваффе против наземных объектов, благодаря способности к точному бомбометанию с пикирования . Однако, ввиду данных характеристик, а также слабого оборонительного вооружения, не мог противостоять современным истребителям .

Всего над Кубанью произошло три крупных воздушных сражения. По количеству воздушных боев и участвовавших в них самолётов на узком участке фронта они были первыми с начала боевых действий на советско-германском фронте . В советской историографии первым днём воздушного сражения принято считать 17 апреля 1943 года , однако в действительности ожесточённые воздушные бои начались с 15 апреля , в ходе которых люфтваффе совершало свыше 1500 вылетов в день, сорвав запланированное наступление Северо-Кавказского фронта . Лишь после этого советскому командованию стало очевидным, что без завоевания господства в воздухе рассчитывать на успех дальнейшего наступления войск фронта невозможно. Было принято решение усилить авиационную группировку и добившись перелома в борьбе с вражеской авиацией продолжить наступление с целью ликвидации кубанского плацдарма .

Первое крупное воздушное сражение произошло в период с по 24 апреля в ходе ожесточённых боёв на плацдарме в районе Мысхако, на «Малой земле», где немецкие войска пытались уничтожить десантную группу войск 18-й армии. Инициатива начала сражения оказалась за немецким командованием. Немецкие войска, неожиданно для советского командования - опередив его в развёртывании, перешли в наступление против советского плацдарма у Новороссийска . Действия наступающих войск активно поддерживались силами пикирующих и горизонтальных бомбардировщиков, действующих волнами по 25-30 самолётов. Ввиду того, что боевые позиции противников находились слишком близко друг от друга, атаки с воздуха наносились по позициям тяжелой артиллерии на берегу Цемесской бухты . В крайне жестоких непрерывных боях наземные советские войска выдержали натиск врага: его продвижение за двое суток сражения составило всего 1 километр, а затем полностью прекратилось .

Однако в воздухе характер боя оказался иным: воздушная разведка не установила сосредоточение вражеской авиации и направление её главного удара. В то время, как с воздуха немецкое наступление поддерживали, по советским данным, около 450 бомбардировщиков и 200 истребителей, в этом районе советское командование могло им противопоставить не более 300 самолётов. Теоретически здесь могли действовать до 500 советских самолётов, в том числе до 100 бомбардировщиков, но основные аэродромы их базирования находились западнее и северо-восточнее Краснодара в 150-200 километрах от района сражения . Немецкие пикирующие бомбардировщики совершили в этот день свыше 500 вылетов, общее же число вылетов люфтваффе за этот день - 1560. Тогда, как противостоявшая им советская авиация только 538. Используя этот фактор и численное превосходство, немецкая авиация захватила на этом участке фронта инициативу в воздухе. В качестве ответных мер командование Северо-Кавказского фронта перенаправляет основные силы 4-й и 5-й воздушных армий на помощь войскам, действующим в районе Новороссийска .

После 23 апреля немецкие сухопутные войска вынуждены были прекратить наступление и отойти в исходное положение, а их истребители перешли к оборонительным действиям. В первом сражении советское командование оценило потери противника в 182 самолёта, а потери своей авиации - менее 100 самолётов.

Первое воздушное сражение показало, что несмотря на общее превосходство в силах, советская авиация не владела инициативой в воздухе. Наличие четырёх командных структур лишало возможности быстрого манёвра силами и средствами, препятствовало переброске самолётов на «чужие» аэродромы, мешало взаимодействию, ослабляло мощь находящихся в воздухе группировок. Поэтому все части 5-й воздушной армии 24 апреля были переданы в состав 4-й воздушной армии, а штаб 5-й воздушной армии убыл в резерв Ставки .

Для решения третьей проблемы - скорейшего освоения молодыми лётчиками тактических приёмов и опыта боев, советское командование организовало широкий комплекс мер: непрерывное обобщение опыта боев, принятие новых тактических рекомендаций за подписью Вершинина и их немедленная рассылка в части, популяризация опыта лучших авиационных частей, проведение лётных конференций и показных занятий лучшими лётчиками. Лётчики постоянно нацеливались на введение эшелонированного боевого порядка, преобладание действий на больших высотах, действия парами, максимальное использование в воздушных боях вертикального манёвра . Однако на практике, такая работа проводилась не всегда. Так, по свидетельству пилотов 57-го гвардейского истребительного полка, лётчики прибывшего из резерва Ставки 3-го истребительного корпуса генерала Е. Я. Савицкого отказались от помощи ветеранов кубанских воздушных боёв, в результате чего понесли в первых же боях значительные потери . Более того, довольно часто внедряемые принципы построений и ведения воздушного боя вступали в противоречие с применяемой советской истребительной авиацией пассивной тактикой, нацеленной на патрулирование определённых районов с целью прикрытия советских наземных войск .

С 28 апреля развернулись крупные воздушные сражения в районе станицы Крымская , которые продолжались с небольшими перерывами вплоть до 10 мая . Немецкое командование попыталось действиями авиации сорвать советское наступление в районе Крымской, запланированное на 29 апреля.

В течение первой половины апреля <1943> немцы сосредоточили в Крыму мощные ударные силы - 550-600 самолётов.
<…>
Однако советская разведка, судя по всему, обнаружила сосредоточение немецкой авиации на крымских аэродромах, и советскому командованию удалось стянуть необходимые силы для отражения немецкой угрозы. Как следствие, немцы не смогли установить тактическое превосходство в воздухе. Советская же авиация ударами по немецким судам снабжения в Чёрном море и в Керченском проливе вынудила противника держать в Крыму значительные оборонительные силы, которые в условиях советского воздушного превосходства несли большие потери.

За период с 17 апреля по 7 июня советская авиация произвела около 35 000 самолёто-вылетов, из них: 77 % - фронтовая авиация, 9 % - авиация дальнего действия и 14 % - авиация Черноморского флота. В результате в начале июня 1943 года советская авиация вновь вернула себе инициативу в воздухе. Накал воздушных сражений стал затихать. Обе стороны стали постепенно сокращать свои авиационные группировки на Кубани и перебрасывать авиацию к местам будущих главных сражений на центральном участке фронта. Задача уничтожения 17-й немецкой армии была отложена до осени.

В целом в результате сражений советская авиация достигла поставленной перед ней цели, что имело важное значение для завоевания стратегического господства в воздухе на всём советско-германском фронте летом 1943 года. Воздушные сражения на Кубани оцениваются в советской исторической науке положительно ввиду значительного подрыва воздушной мощи люфтваффе на всём советско-германском фронте.

Масштабы боевых действий в небе над Кубанью не следует недооценивать. <…> Советское давление на этом участке в течение мая вынуждало люфтваффе совершать в сутки в среднем около 400 вылетов . Поэтому немецкая авиация, несмотря на потребность в отдыхе, не могла себе позволить пренебречь боями над Кубанью. Эти усилия были настолько активны, что становилось невозможно осуществлять крупные операции где-либо ещё, и неудача попытки немцев ослабить давление противника на Новороссийск вынудила отложить реализацию других планов.

«В результате воздушных сражений победа, бесспорно, осталась на нашей стороне. Противник не добился своей цели. Наша авиация не только успешно противодействовала врагу, но одновременно вынудила немцев прекратить воздушные бои и убрать свою авиацию»

1943 год - год освобождения Кубани от фашистских захватчиков.

Воздушное сражение развернувшееся в небе Кубани в апреле-июне 1943 года стало одним из крупнейших воздушных сражений Второй Мировой войны и было составной частью советского наступления на Кавказе. Данное сражение разбилось на несколько эпизодов и не прекращалось более двух месяцев. Обе стороны наращивали авиационное присутствие в регионе, поэтому борьба в воздухе была масштабной и жестокой. В некоторые дни в небе проходило до 50 воздушных боев с участием до 70 самолетов с каждой стороны. Одну из главных ролей в сражении сыграли советские истребители нового поколения. Впервые за все время Великой Отечественной войны, советские летчики навязали люфтваффе свою волю, активно мешали и противодействовали выполнению немцами своих боевых задач. К середине апреля 43 года немцы сосредоточили на аэродромах Кубани и Крыма основные силы своего 4-го воздушного флота – около 820 самолетов. Дополнительно они могли привлекать еще около 200 бомбардировщиков с аэродромов на юге Украины. Всего 4 воздушный флот насчитывал более 1000 самолетов: 580 бомбардировщиков, 250 истребителей и 220 разведчиков. Для поддержки сюда были переброшены лучшие истребительные эскадры Германии: 3-я «Удет», 51-я «Мельдерс», 54-я «Зеленые сердца», вооруженные последними моделями истребителей Me-109 и Fw-190. Дополнительно на данном театре военных действий были использованы по одной истребительной эскадрилье Словакии, Хорватии и Румынии. Советская сторона также не сидела, сложа руки, и уже 18 апреля начало переброску на Северо-Кавказский фронт 2-го бомбардировочного, 3-го истребительного и 2-го смешанного авиакорпусов, а также 282-й истребительной дивизии, доведя численность авиации до 900 машин, из которых 370 истребителей, 170 штурмовиков, 360 бомбардировщиков из них 195 ночных. Из них около 65% самолетов было новых типов: Ла-5, Як-1, Як-7Б, английские и американские бомбардировщики Б-3 и Б-20 а также истребители «Спитфайр» и «Аэрокобра». Сосредоточение такого количества самолетов на довольно ограниченном театре военных действий предопределило упорную и напряженную борьбу за господство в воздухе.

Всего в небе Кубани произошло три воздушных сражения. Первое из них началось 17 апреля 1943 года с попытки ликвидировать плацдарм в районе Мысхако. Для того чтобы сбросить десантников 18 армии в море противник привлек около 450 своих бомбардировщиков и 200 истребителей прикрытия. С советской стороны для противодействия немцам использовалось около 500 самолетов из них 100 бомбардировщиков. За один этот день немецкие летчики совершили около 1000 самолето-вылетов в данном районе. 20 апреля противник вновь попытался провести мощное наступление, но на этот раз советская авиация успела нанести упреждающий удар силами 60 бомбардировщиков и 30 истребителей прикрытия за полчаса до начала наступления, а еще через несколько минут новый удар группой в 100 самолетов, что сорвало планы немецкого командования. Если оценивать потери сторон, то по советским архивам ВВС РККА уничтожила весь немецкий 4-й флот, немцы же со своей стороны отчитались об уничтожении 1000 самолетов в воздушных боях и 300 сбитых зенитным огнем, т.е. даже больше, чем их было на данном участке фронта. Так что определить потери сторон можно лишь приблизительно, хотя то, что потери обеих сторон были огромны сомнениям не подлежит. Скорее всего, потери советской стороны были выше, так как подготовке своих летчиков немцы уделяли больше внимания. Не подлежит сомнению, что с немецкой стороны на Кубани действовали лучшие летчики-истребители, летавшие в парах еще с 1939 года. Даже молодые немецкие летчики из пополнения имели налет около 200 часов, а по прибытии в боевые части должны были налетать еще около 100 часов, в прифронтовой полосе, выполняя задачи по охране аэродромов и изучая местность. Немцы исходили из того, что у русских больше и летчиков и самолетов, поэтому стремились беречь кадры. С советской же стороны наряду с асами такими как: А. И. Покрышкин, А. Ф. Клубов, Г. Г. Голубев, В. И. Фадеев участвовали и выпускники летных школ с минимальным налетом, а также летчики, прибывшие с Дальнего Востока или других отдаленных округов, не имеющие боевого опыта. Но, даже не смотря на это, приблизительные потери летчиков-истребителей со стороны Германии составили 75 человек, а с учетом союзников около 135, что является половиной от общего числа имевшихся к началу сражения истребителей 4-го воздушного флота.

Победам Красной Армии на Северном Кавказе способствовал успешный ход Сталинградской битвы. После окружения армии Паулюса на Волге и краха немецких планов по ее деблокированию фашисты начали отступление на Кавказе. Первого января перешли в наступление части Северной группы войск Закавказского фронта. К началу февраля советские воины вышли к Азовскому морю и освободили Ростов, что значительно осложнило вывод с Кавказа немецких частей.

Поэтому враг спешно и беспорядочно отступал, неся большие потери. Он хотел успеть закрепиться на «Голубой линии» - мощном оборонительном рубеже, протянувшемся от Новороссийска до Темрюка. Ожесточенные бои в начале февраля развернулись в районе станиц Абинской и Крымской. Чтобы ускорить освобождение Новороссийска и всей Кубани, советское командование приняло решение высадить десанты на левом берегу Цемесской бухты, в районе Южной Озерейки и Станички. Операция была рискованной. Немцы имели в районе Новороссийска глубокоэшелонированную оборону и располагали значительными силами; весь район Мысхако и прибрежная полоса простреливались.

Только неожиданный и стремительный удар мог привести к успеху. И этот удар нанес отряд добровольцев майора Ц.Л. Куникова. 4 февраля, в холодную и штормовую ночь, куниковцы высадились на клочке земли южнее Новороссийска. С этого момента началась героическая эпопея Малой земли. В первые дни фашисты предприняли яростные попытки разгромить десант. Однако малоземельцы не только отражали атаки врага, но и расширяли плацдарм. Борьба на кусочке суши площадью 30 квадратных километров продолжалась более 7 месяцев - 225 дней. Примера столь длительного пребывания войск в десанте на таком участке земли история войн не знает. Десант на Малую землю создавал угрозу окружения для группировки противника и мог способствовать освобождению Новороссийска, поэтому гитлеровцы предпринимали все усилия, чтобы сбросить десантников в море.

Ц.Л. Куников - организатор высадки и душа героического отряда десантников - погиб в бою. На Малой земле совершил подвиг Михаил Корницкий. Он со связкой гранат бросился в толпу немецких солдат и ценой своей жизни спас товарищей. Посмертно он, как и Куников, был удостоен звания Героя Советского Союза.

Немцы ни на день не оставляли попыток разгромить малоземельцев. Самую серьезную из них они предприняли в двадцатых числах апреля, стремясь преподнести подарок фюреру ко дню рождения. Земля горела под ногами защитников, авиация и артиллерия врага перепахали буквально все. Не осталось не только ни одного деревца, но даже и ни одной травинки. А малоземельцы продолжали сражаться. В конце апреля враг бросил против них еще четыре пехотные дивизии, 500 орудий, десятки танков; позиции оборонявшихся бомбили сотни самолетов.

Всего лишь за пять дней фашистского штурма на моряков и пехотинцев было сброшено около 17 тысяч бомб. Красноармейцы не только выстояли, но и нанесли врагу огромный урон, уничтожив за время боев 30 тысяч вражеских солдат, около 100 орудий, 58 самолетов. 6268 бойцов и командиров, сражавшихся на Малой земле, были награждены орденами и медалями. 21 воин-малоземелец удостоен звания Героя Советского Союза. На малоземельном плацдарме в память о героических защитниках воздвигнут мемориальный комплекс. В 1973 г. Новороссийску присвоено звание города-героя.

Одновременно с боями на Малой земле шли ожесточенные сражения на «Голубой линии». Советское командование не смогло создать здесь перевеса сил, а враг яростно сопротивлялся. Ведь для гитлеровцев потеря Таманского полуострова создала бы большие трудности (особенно для авиации, сосредоточенной на юге), поставила в сложное положение войска, дислоцированные в Крыму, подорвала моральный дух немецких солдат. И Гитлер не уставал повторять, что скоро наступит время, когда немецкая армия вновь двинется на Кавказ с Таманского полуострова.

На других участках Северо-Кавказского фронта, в который была преобразована Северная группа войск, успехи были впечатляющими. 11 января началась Краснодарская наступательная операция. 24 января советские войска вышли на рубеж

Белая Глина - Армавир - Лабинская, а двумя днями позже освободили станцию Кавказская (крупный железнодорожный узел) и город Кропоткин. Наступление развивалось стремительно. 29 января были освобождены Тихорецк и Майкоп.

Немецкая группировка 4 февраля оказалась рассеченной на две части: семнадцатая полевая армия отброшена к низовьям Кубани, а части танковой армии спешно отходили к Ростову. Преследуя врага, советские войска вышли в районе Ейска к Азовскому морю и отрезали фашистам пути отступления с территории Кубани на север. Одновременно советские бомбардировщики нанесли мощнейшие удары по аэродромам противника в районе станиц Тимашевской и Славянской.

Город Краснодар войска Северо-Кавказского фронта при активной поддержке партизан освободили 12 февраля.

Наступательная операция советских войск в районе станиц Крымской и Неберджаевской к серьезным изменениям на фронте не привела. Итогом Краснодарской операции было продвижение войск Северо-Кавказского фронта на 60-70 километров, однако полностью решить поставленные задачи не удалось.