W единая речь рф monitoring. Положение «Единый речевой режим

Подробности Создано 16.04.2018 13:30

Единый речевой режим - это система требований, регламентирующих деятельность участников образовательного процесса в целях обеспечения условий для оптимального речевого развития учащихся. Эта система предполагает соблюдение всеми участниками образовательного процесса речевых норм, воспитание речевой культуры и культуры грамотного письма обучающихся на уроках по всем предметам учебного плана и в системе внеурочных занятий.
Речь обучающихся должна быть выразительной, что достигается разнообразием словаря, богатством грамматического строя, уместным использованием эмоционально окрашенных средств речи.
Для речевой культуры обучающихся важны и такие умения, как умение слушать и понимать речь собеседника, внимательно относиться к высказываниям других, умение ставить вопрос, принимать участие в обсуждении проблемы и т. д.
Успех работы по повышению культуры речи учащихся зависит от слаженной деятельности всего педагогического коллектива школы, от того, как соблюдаются единые требования к устной и письменной речи обучающимися и педагогическими работниками.

1. Нормативные документы

1.1. Положение «О Едином речевом режиме общеобразовательных организаций Вологодской области» разработано в соответствии со следующими документами:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с последующими изменениями);
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с последующими изменениями);
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с последующими изменениями);
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (с последующими изменениями) - далее ФГОС СОО;
- приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.10.2013 № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (с последующими изменениями).

2. Назначение Единого речевого режима

2.1. Основные задачи и цели Единого речевого режима:
- соблюдение всеми педагогическими работниками и обучающимися литературной нормы в области орфоэпии, грамматики, орфографии, пунктуации и каллиграфии;
- освоение межпредметных понятий и способов действий (например, формирование и развитие основ читательской компетенции, видов речевой деятельности на всех учебных предметах, совершенствование в процессе изучения учебных предметов навыков работы с информацией);
- объединение усилий всех педагогических работников образовательных организаций по подготовке обучающихся к устным экзаменам, итоговому сочинению, а также к созданию сочинений и развернутых письменных высказываний в рамках промежуточной и итоговой аттестации обучающихся;
- грамотное оформление материалов сайта образовательной организации, документов и наглядных пособий.

3.1. К полномочиям администрация образовательной организации относится:
- координация работы по введению Единого речевого режима;
- включение вопросов о единых требованиях к устной и письменной речи школьников в работу педагогических советов, в систему внутришкольного контроля;
-организация обмена опытом учителей-предметников и проведение совместных заседаний методических объединений, посвященных вопросам повышения культуры речи обучающихся;
-разработка требований к ведению тетрадей, проверке работ, видах и количестве контрольных работ, работ по развитию речи, включение вопросов контроля за соблюдением Единого речевого режима в положении о промежуточной аттестации обучающихся.
-осуществление контроля с целью соблюдения Единого речевого режима учащимися и педагогическими работниками (статья 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
3.2. Объектом контроля могут стать проверяемые виды деятельности и элементы содержания на промежуточной и итоговой аттестации обучающихся.
3.3.Объектом контроля за выполнением Единого речевого режима педагогами образовательных организаций могут стать результаты государственной итоговой аттестации обучающихся, профессиональных конкурсов, аттестации педагогических работников.
3.4. Методическое объединение учителей русского языка и литературы возглавляет и координирует работу по осуществлению Единого речевого режима в общеобразовательной организации.
3.5. Педагогические работники обязаны:
- вести любую документацию в соответствии с требованиями Единого речевого режима и в соответствии с орфографическими и пунктуационными нормами, другими нормами русского литературного языка;
- обеспечить соответствие всех материалов (объявления, стенды, газеты, записи на классной доске, материалы презентаций и т.д.) орфографическим и пунктуационным нормам, другим нормам русского литературного языка.
3.6. Педагогические работники должны особое внимание уделять лексической работе с обучающимися, прививать навыки работы с книгой, включая справочную литературу, словари. В учебной деятельности необходимо использовать таблицы, плакаты с трудными словами по каждому разделу учебной программы, стенды «Пиши правильно», «Люби и знай русский язык», «Правильно ли мы говорим?».

4. Требования к устной и письменной речи

4.1. Требования к обучающимся:
4.1.1. Любое высказывание обучающихся в устной и письменной форме (развернутый ответ на определенную тему, доклад, описание физического или химического опыта, рецензия на ответ товарища и т.д.) следует оценивать, учитывая содержание высказывания, логическое построение и речевое оформление.
4.1.2. Обучающиеся должны уметь:
. говорить или писать на тему, соблюдая ее границы;
. отбирать наиболее существенные факты и сведения для раскрытия темы и основной идеи высказывания;
. излагать материал логично и последовательно (устанавливать причинно- следственные связи между фактами и явлениями, делать необходимые обобщения и выводы);
. правильно и точно пользоваться языковыми средствами для оформления высказывания;
. строить высказывание в определенном стиле (разговорном, научном, публицистическом и др.) в зависимости от цели и ситуации общения (на уроке, собрании, на экскурсии, в походе и т. д.);
. отвечать громко, четко, с соблюдением логических ударений, пауз и правильной интонации;
. оформлять любые письменные высказывания с соблюдением орфографических и пунктуационных норм, чисто и аккуратно.
4.1.3. Грамотно оформленным следует считать высказывание, в котором соблюдаются:
. правила произношения и ударений;
. правила употребления слов в соответствии с их значением, закрепленным в словарях, и особенностями использования в различных стилях речи;
. правила образования и изменения слов, а также образования словосочетаний и предложений в соответствии с требованиями грамматики;
. правила орфографии и пунктуации, не допускаются ошибки в написании изученных терминов, заглавных букв в географических названиях, в названиях исторических событий, в собственных именах писателей, ученых, исторических деятелей и др.
4.2. Требования к педагогическим работникам.
4.2.1. Педагогические работники в течение образовательного процесса должны:
- показывать на уроках образцы правильной, выразительной, ясной, точной, чистой речи;
- систематически планировать деятельность обучающихся, направленную на формирование умений, необходимых для работы с текстом (таблица1); навыков устной и письменной речи (таблица 2); умений и навыков, связанных с поиском информации и библиографических данных (таблица 3);
- грамотно и аккуратно, разборчивым почерком выполнять все записи: на доске, в журнале, дневниках и тетрадях обучающихся;
- пропагандировать среди школьников и их родителей знания о культуре речи, речевом этикете.

Хочется верить, что положение дел хоть как-то улучшится с введением так называемого Единого речевого режима во всех образовательных учреждениях Российской Федерации, о чем было заявлено 30 сентября 2015 года на заседании Совета по русскому языку при Правительстве РФ во Владивостоке. В ходе реализации проекта, который возглавит И. П. Цыбулько, 200 педагогов и сотрудников региональных институтов повышения квалификации пройдут дистанционное обучение, станут тьюторами и начнут распространять полученную информацию дальше. Предполагается, что программа повышения квалификации будет иметь вариативный вид и сможет войти как самостоятельный модуль в программы профессиональной переподготовки. Следовательно, после прохождения очередных курсов повышения квалификации ни один педагог (вне зависимости от того, какой предмет и где он преподает) не сможет сказать: «Я не словесник и не обязан говорить правильно». ОБЯЗАН!
Родной язык в любом образовательном учреждении - это средство обучения основам любого предмета. В связи с этим необходима такая постановка образовательного процесса, при которой воспитание речевой культуры обучающихся осуществляется в единстве, общими силами всего педагогического коллектива. Требования, предъявляемые на уроках русского языка в школе, должны поддерживаться всеми педагогами, в том числе в учреждениях дополнительного образования детей.
Практика показывает, что для того, чтобы работа по совершенствованию культуры речи стала более эффективной, нужно, чтобы методикой формирования коммуникативной компетенции владел не только учитель-словесник, но и преподаватель любого другого предмета.
Единый режим грамотного письма и культуры речи (речевой режим) в образовательной организации – система единых для всех требований, предполагающих строгое соблюдение всеми педагогическими работниками и обучающимися литературной нормы в области орфоэпии, грамматики, логики, орфографии и каллиграфии; грамотное оформление всех материалов, в том числе материалов сайта образовательной организации, документов и наглядных пособий; систематическое исправление всех ошибок и недочетов в устной и письменной речи учащихся с обязательной последующей работой над допущенными ошибками; система овладения терминами и специальными сочетаниями по всем предметам учебного плана; система ведения тетрадей и т.п.

Цели введения единого речевого режима в образовательных учреждениях
 создание условий для воспитания у обучающихся бережного отношения к русскому языку как национальному достоянию народов России;
 повышение качества воспитания в образовательных учреждениях.

Задачи введения единого орфографического режима в образовательных учреждениях
 повышение орфографической и пунктуационной грамотности обучающихся и педагогических работников;

воспитание речевой культуры обучающихся общими усилиями педагогических работников;

эстетическое воспитание обучающихся, привитие им эстетического вкуса;

формирование морально-этических норм поведения обучающихся через овладение ими навыками культурной речи.

Работа педагогического коллектива по осуществлению единых требований к устной и письменной речи учащихся

Речевая культура школьников может успешно формироваться только в результате целенаправленных действий всего педагогического коллектива. С этой целью каждому педагогу рекомендуется


 тщательно продумывать ход изложения материала, правильность и точность всех формулировок;

грамотно оформлять все виды записей (на доске, в журнале, в рабочих планах и т.п.);

писать разборчивым почеркам;

не допускать в своей речи неправильно построенных предложений и оборотов, нарушения норм произношения, небрежности в выборе слов и неточности в формулировках определений;

на всех занятиях больше внимания уделять формированию умений учащихся анализировать, сравнивать, сопоставлять изученный материал, при ответе приводить необходимые доказательства, делать выводы и обобщения;

на занятиях проводить специальную работу, направленную на полноценное восприятие учащимися учебного текста и слова учителя, которые являются не только основными источниками учебной информации, но и образцами правильно оформленной речи;

любое высказывание учащихся в устной и письменной форме (развернутый ответ на определенную тему, доклад, описание физического или химического опыта, рецензия) следует оценивать, учитывая содержание высказывания, логическое построение и речевое оформление, исправляя

допущенные ошибки;

шире использовать выразительное чтение вслух как один из важных приемов формирования культуры устной речи учащихся, как средство эмоционального и логического осмысления текста;

настойчиво учить работать с книгой, пользоваться разнообразной справочной литературой по предмету, каталогом и картотекой, подбирать литературу по определенной теме, правильно оформлять результаты

самостоятельной работы с книгой, обучать составлению тезисов, конспектов, цитатного материала, списков литературы и т.д.;

систематически проводить работу по обогащению словарного запаса учащихся, по ознакомлению с терминологией изучаемого предмета; при объяснении термины произносить четко, записывать на доске и в тетрадях, постоянно проверять усвоение их значения и правильное употребление в речи; ФГОС: Раздел II, п.9, п.п.7.

следить за аккуратным ведением тетрадей, единообразием надписей и грамотным оформлением всех записей в них, не оставлять без внимания орфографические и пунктуационные ошибки.

Всем педагогическим работникам необходимо

добиваться повышения культуры устной разговорной речи учащихся, исправлять неправильную речь, соблюдая при этом необходимый такт, бороться с употреблением жаргонных, вульгарных, а также диалектных слов и выражений, как на занятии, так и вне его;

шире использовать все формы внеклассной работы (олимпиады, конкурсы, диспуты, собрания и т.п.) для совершенствования речевой культуры учащихся;

тщательно проверять грамотность лозунгов и плакатов, слайд-презентаций, объявлений, а также документов, выдаваемых на руки учащимся и их родителям (законным представителям);

при планировании родительских собраний педагогам необходимо предусматривать беседы с родителями по выполнению единых требований к речи обучающихся в образовательном учреждении и дома.

Каждый педагогический работник


несёт ответственность за ведение любой документации в соответствии с требованиями единого речевого режима и в соответствии с орфографическими и пунктуационными нормами, другими нормами русского литературного языка; за соответствие всех размещенных на всеобщем обозрении материалов (наглядный материал объявления, стенды, газеты и т.д.) орфографическим и пунктуационным нормам, другим нормам русского литературного языка.


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Мурманска «Гимназия № 6»

(МБОУ г. Мурманска «Гимназия №6)

ПОЛОЖЕНИЕ
«ЕДИНЫЙ РЕЧЕВОЙ РЕЖИМ»

г. Мурманск 2015 год

1.Общие положения.

1.1. Положение «Единый речевой режим» разработано на основании Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, приказа Министерства образования и науки Мурманской области «Об утверждении комплексного плана мероприятий по повышению качества школьного филологического образования в Мурманской области в 2014/2015 учебном году», «Методических рекомендаций по организации соблюдения единого речевого режима в общеобразовательных организациях Мурманской области», разработанных ГАУДПО МО «Институтом развития образования», «Методических рекомендаций по некоторым аспектам совершенствования преподавания русского языка (на основе анализа типичных затруднений выпускников при выполнении заданий ЕГЭ)», разработанных ФИПИ в 2013 году.

1.2. Положение определяет направления работы гимназии по формированию культуры речи обучающихся и педагогическим работниками, регламентирует основные требования к единому речевому режиму, к проведению письменных работ и проверке тетрадей.

1.3. Единый режим грамотного письма и культуры речи (орфографический режим) – система единых для всех требований, предполагающих строгое соблюдение всеми литературной нормы в области орфоэпии , грамматики, логики, орфографии и каллиграфии; грамотное оформление всех материалов, в том числе сайта гимназии, документов; систематическое исправление всех ошибок и недочётов в устной и письменной речи учащихся с обязательной последующей работой над допущенными ошибками; система овладениями терминами и специальными сочетаниями по всем предметам учебного плана; система ведения тетрадей и т. п.; «…соблюдение единого речевого режима в школе требует воспитания речевой культуры учащихся общими силами всех учителей. Требования, предъявляемые на уроках русского языка к соблюдению норм, должны поддерживаться и на уроках по других предметах, и в системе внеклассных занятий» («Методические рекомендации по некоторым аспектам совершенствования преподавания русского языка (на основе анализа типичных затруднений выпускников при выполнении заданий ЕГЭ)», разработанные ФИПИ).

2.Развитие речи учащихся.

Один из метапредметных результатов освоения учащимися образовательной программы общего образования – умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Любое высказывание учащихся в устной и письменной форме следует оценивать, учитывая:

· логическое построение;

· речевое оформление.

2.1.Учащиеся должны уметь :

· говорить и писать на тему, соблюдая её границы;

· отбирать наиболее существенные факты и сведения для раскрытия темы и основной мысли высказывания;

· излагать материал логично и последовательно;

· правильно и точно пользоваться языковыми средствами для оформления высказывания;

· строить высказывания в определённом стиле в зависимости от цели и ситуации общения (на уроке, конференции, собрании и т. д.);

· отвечать достаточно громко, чётко, с соблюдением логических ударений, пауз, правильной интонации, правил произношения;

· оформлять любое письменное высказывание с соблюдением орфографических и пунктуационных норм, аккуратно, разборчивым почерком.

· соответствие коммуникативной ситуации;

· правила употребления слов, закреплённые в словарях, особенности использования языковых средств в различных стилях речи;

· правила произношения и ударения (в устных высказываниях);

· правила образования и изменения слов, а также образования словосочетаний и предложений в соответствии с требованиями грамматики;

· правила орфографии и пунктуации (в письменных высказываниях); не допускаются ошибки в написании изученных терминов, заглавных букв в географических названиях, в названиях исторических событий, в собственных именах писателей, учёных, исторических деятелях и др.

Речь учащихся должна быть выразительной, что достигается разнообразием словаря и грамматического строя , уместным использованием эмоционально окрашенных слов.

Для речевой культуры учащихся важны и такие умения, как умение слушать и понимать речь учителя и других учащихся, внимательно относиться к высказываниям участников общения, умение поставить вопрос, принять участие в обсуждении проблемы, что характеризует один из личностных результатов освоения основной образовательной программы – формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и окружающими в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности . Учащиеся должны владеть навыками различных видов чтения, смысловым чтением, которое определяется как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели.

3.Работа педагогического коллектива по осуществлению единых требований к устной и письменной речи учащихся.

Воспитание речевой культуры обучающихся может успешно осуществляться в результате целенаправленных и квалифицированных действий всего педагогического коллектива.

С этой целью необходимо:

· целенаправленно работать над повышением культуры устной разговорной речи, исправлять неправильную речь, соблюдая при этом необходимый такт, не допускать употребления жаргонной, вульгарной лексики, а также диалектных слов и выражений как на уроке, так и вне урока (кроме специальных коммуникативных ситуаций, в которых их употребление связано с задачами обучения);

· тщательно проверять грамотность всех документов, имеющих место в гимназии;

· проводить просветительскую работу с родителями (законными представителями) по выполнению единых требований к речи обучающихся в школе и дома;

· шире использовать все виды внеклассной работы для совершенствования культуры речи учащихся;

· при подготовке к уроку, внеклассному мероприятию тщательно продумывать ход изложения материала, правильность и точность всех формулировок; грамотно оформлять все виды записей (на классной доске, в презентации, в классном журнале, в дневниках учащихся); писать разборчивым почерком. Не допускать в своей речи неправильно построенных оборотов и предложений, нарушения норм произношения, небрежности в выборе слов и неточности в формулировке определений;

· больше внимания уделять формированию у школьников умений и навыков, способствующих воспитанию культуры речи: умение анализировать, сравнивать, отбирать материал, выделять в нём главное и второстепенное, приводить доказательства, делать выводы и обобщения и т. п.;

· в учебной и внеклассной деятельности проводить специальную работу, направленную на полноценное восприятие обучающимися учебного текста и слова учителя, которые являются не только основными источниками учебной информации, но и образцами правильно оформленной речи. В ходе этой работы целесообразно проводить такие задания, как, например, сформулировать тему и основную мысль текста, составить план сообщения учителя;

· шире использовать выразительное чтение как один из важнейших приёмов формирования культурной речи учащихся как средство эмоционального и логического осмысливания текста;

· настойчиво учить школьников работать с книгой, пользоваться разнообразной справочной литературой по предмету, каталогом и картотекой, подбирать литературу по определённой теме, обучать составлению тезисов, конспектов, цитатного материала и т. п.;

· систематически проводить работу по обогащению словарного запаса обучающихся, ознакомлению их с терминологией изучаемого предмета. При объяснении такие слова произносить чётко, записывать на доске и в тетрадях, постоянно проверять усвоение их значения и правильное употребление в речи;

· любое высказывание учащихся в устной и письменной форме следует оценивать, учитывая содержание высказывания, логическое построение и речевое оформление;

· следить за аккуратным ведением тетрадей по всем предметам, единообразным и грамотным оформлением всех записей в них. Не оставлять без внимания орфографические и пунктуационные ошибки.

4.Тетради учащихся для письменных работ.

4.1.Основными видами письменных работ в начальной школе являются:

· упражнения по русскому языку и математике;

· по русскому языку - сочинение и письменный ответ на вопрос, диктант, словарный диктант, списывание текста, изложение, грамматический разбор, тест;

· по математике – работы на проверку устных и письменных вычислительных навыков, умения решать задачи, комбинированные работы, тесты.

Основными видами письменных работ основного и среднего общего образования являются:

· упражнения по русскому языку, иностранным языкам , математике, физике, химии;

· конспекты первоисточников и рефераты по литературе, истории, обществознанию, географии, биологии, химии, физике;

Хотя количество изложений в каждом классе стандартом не определено, этот вид деятельности по освоению содержания текста и упражнений по развитию речи является обязательным.

4.3.Все записи учащиеся должны проводить с соблюдением следующих требований:

· писать аккуратным, разборчивым почерком;

· единообразно выполнять надписи на обложке тетради: указывать, для чего предназначается тетрадь (для работ по название предмета , для работ по развитию речи, для контрольных работ по название предмета, для лабораторных работ и т. п.), класс, номер и наименование гимназии, фамилию и имя учащегося. Тетради для учащихся 1 класса подписываются только учителем. Тетради по иностранному языку подписываются на изучаемом языке;

· соблюдать поля с внешней стороны;

· указывать дату выполнения работы цифрами на полях (например, 20.01.15). В тетрадях по русскому и иностранному языкам число и месяц записываются словами в форме именительного падежа (например, первое февраля), точка в конце записи не ставится. В 1 классе в первом полугодии дата работ по русскому языку и математике может не писаться, со второго полугодия первого класса, а также в остальных классах начальной школы обозначается время выполнения работы: число арабской цифрой, а название месяца – прописью;

· указывать на отдельной строке место выполнения работы (классная или домашняя), название темы урока, а также темы письменных работ;

· указывать вид выполняемой работы;

· в тетрадях для контрольных работ и развития речи по русскому языку и литературе с красной строки указывается вид работы, а строкой ниже – её название. Точка не ставится. То же относится к обозначению кратковременных работ, выполняемых в обычных тетрадях;

· соблюдать красную строку;

· между датой и заголовком, наименованием вида работы и заголовком, между заголовком и текстом в тетрадях по русскому языку строку не пропускать. В тетрадях в клетку во всех этих случаях пропускать только 2 клетки. Между заключительной строкой текста одной письменной работы и датой в тетрадях в линейку пропускать 2 линейки, а в тетрадях в клетку – 4 клетки;

· выполнять аккуратно подчёркивания, чертежи, условные обозначения карандашом или ручкой (в начальных классах только карандашом), в случае необходимости – с применением линейки или циркуля.

4.4.Исправлять ошибки по всем предметам следующим образом: неверно написанную букву или пунктуационный знак зачёркивать косой линией, часто слова, слово, предложение – волнистой линией; вместо зачёркнутого надписывать нужные буквы, слова, предложения; не заключать неверные написания в скобки.

4.5.1.Периодичность проверки тетрадей для классных и домашних работ:

Оптимальная периодичность проверки

В V классе и в первом полугодии VI класса

После каждого урока у каждого учащегося

Во втором полугодии VI класса и в VII – IX классах

После каждого урока только у учащихся, испытывающих трудности в обучении, а у остальных учащихся не все работы, а лишь наиболее значимые по своей важности, но с таким расчётом, чтобы раз в неделю тетради всех учащихся проверялись

В X-XI классах

После каждого урока только у учащихся, испытывающих трудности в обучении, а у остальных учащихся не все работы, а лишь наиболее значимые по своей важности, но с таким расчётом, чтобы раз в месяц тетради всех учащихся проверялись

4.5.2.Периодичность проверки всех видов контрольных работ по предметам, изложений и сочинений по русскому зыку и литературе (проверяются у всех учащихся):

4.6. К созданным учащимися текстам при проверке рекомендуется писать комментарий, мини-рецензию и т. п., что способствует организации обратной связи и работы по совершенствованию написанного.

5.Соблюдение речевого режима педагогическими работниками.

Педагогический работник должен демонстрировать качественную речь, основными характеристиками которой являются правильность, точность, логичность, уместность, богатство и выразительность

5.1.Правильность речи педагогического работника, т. е. соблюдение норм русского языка, является важным фактором закрепления языковой нормы в речи учащихся.

В частности, особую роль в формировании у учащихся нормативного русского произношения играет его реализация в устной речи учителя. В связи с этим следует обратить внимание на строгое соблюдение учителем орфоэпических норм.

5.2.Точность речи обеспечивает адекватность её содержания и обеспечивается употреблением слова в том его значении, которое закреплено в толковом словаре.

5.3.Логичность речи педагогического работника заключается не только в умении

Построить логически непротиворечивое изложение учебного материала, но и в акцентированном использовании средств логической связи, переходов от одной мысли к другой. Одним из самых востребованных типов речи в практике учебного общения является рассуждение и в то же время именно этот тип речи вызывает у учащихся затруднения в ходе его продуцирования. Педагогический работник имеет возможность в рамках своего предмета демонстрировать образцы речи, построенной по модели «тезис – доказательства – вывод», закрепляя таким образом метапредметные умения учащихся.

5.4.Уместноть речи педагогического работника, т. е. соответствие речи теме сообщения, составу аудитории, её личностно-психологическим характеристикам, а также учебным и воспитательным задачам, является залогом успешного педагогического взаимодействия, возникновения обратной связи. Правильный выбор средств языка, ориентированных на собеседника, способность адекватно передать содержание, оправдывая ожидания партнёра по коммуникации, гармонизирует общение. Несоответствие речи педагогического работника этому критерию может привести к возникновению речевых и межличностных конфликтов – к непониманию, нежелательным эмоциональным эффектам, напряжённости в речевом общении.

5.5.Богатство речи – необходимое качество речи педагога, поскольку недостаточный словарный запас и речевое развитие учащихся могут не позволить адекватно понять то или иное выражение, слово в речи учителя. Богатство речи обеспечит замену непонятной единицы и позволит избежать непонимания.

5.6.Диалогичность – важная характеристика речи педагогического работника, ориентированного на реализацию субъектно-субъектных отношений с учащимися. Наличие в речи педагогического работника признаков диалога (вопросно-ответные конструкции; риторические вопросы и обращения; местоимения 1 лица во мн. ч. (мы), 2 лица мн. ч. (вы) и др.) способствует созданию атмосферы обсуждения, стимулирует участие аудитории в разговоре.

Перечисленные характеристики (правильность, точность, логичность, уместность, богатство и выразительность) должны стать предметом самоанализа деятельности педагогического работника, а также объектом контроля качества речевой деятельности педагогического работника.

Эта масштабная задача будет реализована в рамках нового проекта Министерства образования и науки РФ, который так и называется: «Организация мероприятий по повышению квалификации работников образования по актуализации внедрения программно-методического и дидактического обеспечения по единому речевому режиму в образовательных организациях с русским как неродным языком обучения».

Грант входит в федеральную целевую программу «Русский язык» на 2011-2015 годы. Его реализацией занимается межвузовская группа преподавателей во главе с преподавателями Российского нового университета.

Одна из главных целей проекта – повысить уровень владения русским языком школьников, который напрямую зависит от квалификации преподавательских кадров и в первую очередь учителей русского языка. А то, что проблема действительно есть, подтвердила недавно на заседании совета по русскому языку при правительстве РФ во Владивостоке вице-премьер Ольга Голодец. Она отметила: «У нас просто неквалифицированно составлена программа образования по русскому языку для наших школ. Мы должны эту программу сделать эффективной и качественной» .

Нормативный документ о создании единого речевого режима в школах потерял силу в 1987 году. И с тех пор централизованного нормативного документа, который определял бы порядок установления, поддержания, реализации единого речевого режима и оценку достижений учащихся в этом направлении, нет.

Единый речевой режим – это не значит, что в российских школах все обязательно должны говорить одинаково. Речь идёт о единых нормах создания текстов на русском языке, как письменных, так и устных, соответствующих современным нормам русского литературного языка. И эти нормы должны касаться как занятий по русскому языку, так и уроков по другим дисциплинам, где русский язык является средством реализации предметного содержания. И, конечно, внеклассная работа, которая тоже может проводиться на базе русского языка.

Руководитель проекта, декан факультета гуманитарных технологий, кандидат культурологии Ольга Юрьевна Иванова на интернет-брифинге для коллег из регионов подчеркнула: «Все мы как граждане России должны владеть государственным языком, которым является русский. Он лежит в основе нашего взаимопонимания. Но сегодня моноэтнического состава в наших школах нет, границы русской, поликультурной и национальной школы размыты. Поэтому грант является всероссийским и направлен на формирование условий по созданию единого речевого режима во всех без исключения школах России» .

В творческий коллектив вошли специалисты, которые занимались разработкой материалов к Единому государственному экзамену в Российской академии образования, а также педагоги, специализирующиеся на проблемах национальной школы и метапредметных связей, проблеме русского языка как средства формирования когнитивных умений в рамках других предметов школьного цикла. Научный руководитель проекта – ведущий научный сотрудник Института стратегии развития образования Российской академии образования И. П. Цыбулько.

В ходе реализации гранта с помощью дистанционного обучения будет подготовлено 200 школьных учителей и сотрудников региональных институтов повышения квалификации, которые станут тьюторами и будут распространять полученную информацию дальше. Программа повышения квалификации будет вариативной и войдёт как самостоятельный модуль в программы профессиональной переподготовки.

В планах организаторов – проведение двух интернет-совещаний (семинаров). Первое совещание – для учителей северо-западных, юго-западных и центральных регионов, второе будет адресовано тем, кто находится на Урале и за Уралом. Помимо этого, в конце сентября пройдёт очный семинар в Подмосковье.

По итогам проекта будет издан сборник методических материалов по всем школьным ступеням и классам, содержащий рекомендации по созданию единого речевого режима.

05.04.2018 16:33

Заседание Совета по русскому языку прошло сегодня в Правительстве области под председательством заместителя Губернатора Олега Васильева. В мероприятии приняли участие ученые-филологи, писатели, журналисты, учителя-словесники, методисты, а также представители вузов и учреждений культуры и искусства области. Главной темой обсуждения стал вопрос о порядке введения единого речевого режима в общеобразовательных организациях Вологодской области.

«Мы проводим первое в этом году заседание Совета по русскому языку. Сегодня у нас несколько вопросов, они достаточно серьезные. Один из них станет вообще новацией. Мы должны рассмотреть предложение о проведение в регионе первого съезда учителей-филологов. Также сегодня мы обсудим введение единого речевого режима в общеобразовательных организациях области, поскольку тема актуальна. Уметь правильно говорить, писать, общаться на русском языке – это задача всего нашего общества» , - обратился к участникам заседания Олег Васильев.


Единый речевой режим - это система требований, регламентирующих деятельность участников образовательного процесса в целях обеспечения условий для оптимального речевого развития. Эта система предполагает соблюдение ВСЕМИ участниками образовательного процесса речевых норм, воспитание речевой культуры, грамотное оформление всех материалов, документов, наглядной агитации в учреждении.

«В настоящее время на федеральном уровне не разработаны методические рекомендации по вопросу введения единого речевого режима, что требует проведения в этом направлении определенной работы в регионе» , - сообщила в ходе своего выступления заместитель начальника Департамента образования Любовь Воробьева.

В профессиональном стандарте педагога, принятом в 2017 году, выдвигаются новые требования к профессиональным компетенциям учителя. Одно из них - умение организовать коммуникативную деятельность учащихся. Это значит, что повышение уровня владения русским языком школьников напрямую зависит от квалификации преподавательских кадров. В связи с этим специалисты Вологодского института развития образования выступили на Совете с рекомендациями разработать дополнительную профессиональную программу повышения квалификации для учителей общеобразовательных организаций «Единые требования к устной и письменной речи обучающихся общеобразовательных организаций».

Члены Совета решили рекомендовать руководителям общеобразовательных организаций контролировать результативность внедрения единого речевого режима. Представители Вологодского института развития образования проведут работу по активизации деятельности методических объединений общеобразовательных организаций.

На заседании также обсудили результаты проведения пробного итогового устного собеседования по русскому языку в 9-х классах области. На сегодняшний день в нем приняли участие 650 обучающихся из 10 общеобразовательных организаций региона. Результаты показали, что 96,3% учеников получили «Зачет» по устному собеседованию. Прохождение итогового собеседования в будущем году станет для выпускников 9-х классов допуском к ГИА. В текущем году результаты итогового собеседования не будут влиять на допуск к итоговой аттестации.


Профессор кафедры русского языка Гурий Судаков выступил на заседании Совета с докладом о проведении I Съезда учителей русского языка и литературы Вологодской области. Он состоится в октябре 2018 года на площадке Вологодского государственного университета. Участников съезда встретят 20 образовательных организаций Вологды. Запланировано участие педагогов в V Всероссийских Беловских чтениях «БЕЛОВ. ВОЛОГДА. РОССИЯ». Материалы учительского съезда будут подготовлены к изданию.