Болонский процесс. Ривш: беларусь готовит законодательную базу для реформ

24 августа в Минске завершился республиканский педагогический совет. Выступавшие на заседании Президент Беларуси Александр Лукашенко и министр образования Игорь Карпенко сосредоточили свое внимание на конкретных изменениях в действующей системе образования. Это уже далеко не первая трансформация образовательной модели Беларуси за последние 20 лет. Что вынудило президента и профильного министра поднять вопрос о реформе образования именно сейчас? Каковы перспективы у реформ? Об этом и не только в материале сопредседателя редакционного совета «Евразия.Эксперт» Петра Петровского.

Молодая независимая постсоветская Беларусь получила в наследство достаточно высококачественную образовательную модель СССР, опыт которой брали на вооружение многие страны. Однако данная система имела и свой недостаток. Она являлась достаточно затратной и не имела дифференцированного подхода к учащимся. Последний фактор приводил к усредненному отношению ко всем и отсутствию профильного образования. Большие же затраты поставили перед молодым государством вопрос оптимизации системы, ее удешевления.

Также нельзя снимать со счетов и фактор геополитической ломки. На кого равняться молодой Беларуси в образовании, если даже близкий ее союзник Россия в 1990-е гг. копировала элементы образовательных систем стран Запада?

Поэтому многочисленные предложения и реформы, проводимые в 1990-е и 2000-е гг. можно назвать «шараханьем» между финансовой оптимизацией, сохранением эффективности и встраиванием в новые геополитические реалии.

Так в Беларуси появилось профильное образование в виде лицеев и гимназий, десятибалльная система, сначала переход, а после и отказ от двенадцатилетней системы, а также переход с шестидневной к пятидневной учебной неделе. В список можно включить также сокращение некоторых предметов (Международная художественная культура и др.) или курсов (обществоведение на один год) и уменьшение часов практически по всем предметам. Первая ступень высшего образования была сокращена с пяти до четырех лет. Была введена вторая ступень высшего образования – магистратура, академические часы сокращали, порой радикально. Особенно сильно подобные действия были произведены в стане базовых общеобразовательных дисциплин высшей школы, которые в основном состоят из гуманитарных классических предметов (философия, социология, логика, риторика, латинский и древнегреческий языки и пр.). Последняя реформа привела к созданию так называемых блоков, совмещающих в один курс различные предметы с минимальным выделением часов на их преподавание, что означало свертывание классических подходов к университетскому образованию.

Немалую роль в этих действиях сыграла порой нечеткая позиция Беларуси к болонскому процессу. В зависимости от взглядов новоназначенного министра Беларусь то держала курс в болонскую систему, то отказывалась в нее вступать. В конечном итоге в 2015 г. Беларусь последней из стран Европы вступила в болонский процесс.

К вышеприведенному списку можно добавить и передачу доселе несвойственных школам и вузам функций в результате оптимизации и экономии, что привело к излишней бюрократизации и перегруженности графиков работников сферы образования.

Все это свидетельствует об отсутствии стратегии в области образования и воспитания. В постсоветской Беларуси, и это нужно признать, пока не знают, что именно хотят получить от образования. И это понятно. Образование является той сферой, которая в большей степени, нежели другие, зависима от ценностных установок и ресурсов. Ведь, вкладывая в образование, государство фактически вкладывает инвестиции, которые окупятся в лучшем случае через лет тридцать, когда новые поколения будут реализовывать себя. Беларуси же как государству, потерявшему идеологический советский стержень марксизма-ленинизма и не имеющему свободных ресурсов, приходилось находить путь построения собственной образовательной системы наощупь. Это как раз и выразилось в приведенных примерах нестабильности всей системы образования и эклектизма тех реформ, которые были реализованы.

Реформы руками коммуниста

Отставка Михаила Журавкова с поста министра образования в конце 2016 г. и назначение на этот пост лидера Коммунистической партии Беларуси Игоря Карпенко оказались для многих неожиданностью. Либеральная часть белорусского экспертного пространства достаточно жестко критиковала данное кадровое решение и высказывала, порою в острых формах, все свое негодование. Президент знал о возможности подобной реакции, но пошел на назначение. И здесь имеются несколько причин выбора именно Игоря Карпенко. Во-первых, предыдущие министры образования проводили в жизнь на протяжении пяти лет политику внедрения западных образовательных стандартов, особенно в высшей школе. Итогом всему этому стало вступление Беларуси в болонский процесс, на счет которого в кругах управленцев и части экспертов имелись справедливые опасения. Здесь и проблема «утечки мозгов», и реальность конкретных бонусов, которые смог бы получить от болонского процесса конкретный студент и вся страна в целом.

Два года нахождения в болонской системе привнесли в образовательную среду Беларуси некоторое разочарование. Академический обмен в большинстве случаев был направлен на направления гендера, прав человека, европейских ценностей и т.д. В фундаментальных и прорывных сферах никаких положительных эффектов от болонского процесса не наблюдалось.

Во-вторых, фактор самого президента Беларуси, который вольно или невольно столкнулся со всеми плюсами и минусами системы образования не понаслышке, а через обучение собственного младшего сына в школе. Поэтому Александр Лукашенко стал намного больше внимания уделять вопросам системы образования не только как президент страны, но и как родитель. Быть может, в том числе негативное ощущение опыта некоторых реформ на собственном ребенке числе и заставило президента сделать кадровые перестановки.

В-третьих, из года в год в стране наблюдается ухудшение качества выпускников школ, уменьшение проходных балов поступления в вузы. Этого тоже нельзя не заметить. И это несмотря на политику облегчения содержания самих тестов.

При этом наличие платной формы образования фактически привело к всеобщему высшему образованию, опустив уровень как его качества, так и профессионально-технического среднего образования. Все это указывает на неминуемое падение качества выпускаемых специалистов, а значит ставит вопрос об эффективности самой ступени.

В этих условиях назначение коммуниста Игоря Карпенко стало итогом разочарования нововведениями и определенным консервативным реверансом в сторону советской системы образования, сторонником которой является новый министр.

Перспективы изменений

После назначения министр образования совместно с депутатами Палаты Представителей начали работать над изменениями в системе образования. Основной задачей сегодня видится как раз преодоление тех ошибок и неверных действий, которые совершались в системе образования на протяжении последних двух десятилетий. В ходе республиканского педагогического совета этим вопросам было уделено наибольшее внимание.

1. Дошкольное образование

Главной проблемой дошкольного образования является дефицит кадров. Эту проблему косвенно признал и президент Беларуси, говоря о переполненных группах в 30 и более человек и маленьких зарплатах. К слову, изменение последнего фактора должно простимулировать работников дошкольного образования оставаться на своих местах, уменьшить текучку кадров и сделать данную профессию более привлекательной для граждан.

2. Трансформация школы

В отношении школы у руководства страны возникли вопросы по поводу эффективности предыдущих преобразований. Среди депутатов даже высказывались идеи возврата к пятибалльной системе. Однако эту идею на педсовете раскритиковал сам президент.

Проблема оценки знаний во многом сегодня исходит из зависимости школ, гимназий и лицеев от рейтингов и проверок, которые фактически диктуют учителям планку усреднения оценки знаний.

На деле из десятибалльной сегодняшняя система превратилась в пятибалльную, где негласно не рекомендуется ставить оценки ниже 4 и выше 8 баллов. Получается определенная серая масса, не привлекающая внимание контрольных органов и помогающая держать планку школе в региональных рейтингах успеваемости. В выпускных же классах из-за введения учета среднего балла аттестата при поступлении наблюдается проблема завышения оценок и необъективного оценивания выпускных экзаменов. Этот вопрос поднял и министр Игорь Карпенко, предложив создать независимый орган по проведению и оценке выпускных экзаменов по курсам базовой и средней школы.

Вторая проблема – это неравномерное распределение учеников всех уровней успеваемости по учреждениям образования. Создание гимназий различных профилей породило концентрацию наиболее успевающих учеников именно в них. Простые школы лишились учеников с высокой успеваемостью. Поэтому в середине 2000-х гг. многие школы пошли на создание многочисленных профильных и специализированных классов. Данный процесс получил такой всеобщий характер, что в 2008 г. было решено ликвидировать любую профильность классов внутри общеобразовательных школ.

Теперь же министр образования Игорь Карпенко (и здесь сказалась его принадлежность к КПБ) усомнился в целесообразности наличия такого большого количества гимназий. Во-первых, возникает вопрос о соответствии многочисленных учреждений, имеющих такую вывеску, уровню гимназического образования. Во-вторых, сама форма отбора при помощи экзаменов после начальной школы вызывает сомнение. Насколько осознанным является выбор ученика, поступающего в гимназию? Или это выбор родителей, которые порой не советуются с ребенком и даже не спрашивают его о перспективах учебы в гимназии? Все это призвано решить введение личного собеседования с ребенком, в ходе которого должен быть определен уровень осознанности его решения по поступлению в гимназию.

Третьим негативным фактором школьного образования являются учебники. Отсутствие четкой стратегии, переход с шестидневки к пятидневке, с одиннадцатилетки на двенадцатилетку и наоборот, сокращение часов, оптимизация программ, изменение концепций привели к тому, что учебные пособия менялись чуть ли не раз в один два года.

Все это приводило к нестабильности преподавания и отсутствию четких требований и критериев образовательной эффективности.

К написанию учебников привлекались в основном представители академической науки. Это стало главной проблемой постсоветского образования. До распада СССР большинство учебных пособий, за исключением белорусского языка, литературы и истории БССР, разрабатывались в Москве. После 1991 г., за неимением опыта, разработку национальных учебников передали академическому сообществу. Ошибка, заключающаяся в отсутствия педагогов-практиков в коллективах авторов, быстро выявилась. Сложность и непонятность учебных пособий также стимулировала министерство образования из года в год переписывать их. Теперь президентом и министром образования поставлены задачи создать новые учебники к 1 сентября 2019 г., а к их написанию обязательно должны быть привлечены учителя-практики.

3. Среднее образование

В 2000-е гг., из-за введения платной формы высшего образования, оно стало доступным при наличии финансов каждому практически вне зависимости от уровня подготовленности абитуриента. В середине 2000- х гг. в среде некоторых экспертов и чиновников стали поговаривать о введении всеобщего высшего образования. Однако сам факт расширения сферы высшего образования привел к снижению популярности среднего и профессионально-технического образования. В заведения этой направленности стали поступать в основном учащиеся из малообеспеченных семей или с плохой успеваемостью.

Востребованность на рынке труда специалистов с профессиональным средним образованием осталась достаточно высокой. А вот предложение резко упало как в качестве, так и в количестве.

Произошел сдвиг. Переполненный рынок лиц с высшим образованием стал удовлетворять рынки специальностей профессионально-технического и среднего образования. Появились юристы-строители, экономисты-мерчендайзеры. Все это требует изменения в подходе к среднему образованию. Игорем Карпенко были высказаны следующие предложения:

а) сделать среднее образование обязательным, т.е. каждый ученик в 9 классе будет вынужден либо оставаться учиться 10-11 классах, либо поступать в средне-специальные учреждения;

б) унифицировать среднее образование по образцу колледжей;

в) уменьшить наборы в вузы и сократить их количество в стране, что должно освободить часть абитуриентов для поступления в средне специальные учебные заведения.

4. Вузы

Интеграция в болонский процесс, полный переход на четырехлетнее обучение на первой ступени образования, а также невыверенная политика количества подготовки тех или иных специалистов привели к конкретным диспропорциям в вузах. Сегодня имеет место дублирование многочисленных специальностей в различных вузах страны. Также 1990-е гг. породили множество новых высших учебных заведений, и их число значительно превышает потребность в них. Поэтому рынок труда переполнен юристами и экономистами.

Министерство образования предлагает упорядочить выпуск специалистов тех или иных специальностей, сделать вузы профильными, отказаться от дублирования. Это сократит сами наборы в вузы. Также предлагается сократить количество самих вузов, которые сегодня находятся даже в районных центрах.

В-третьих, на особенно важные и ответственные специальности предлагается сохранить пяти- и шестилетнее образование. Министр образования высказал идею сохранить для бакалавров в том числе и наименование специалист.

5. Послевузовское образование

Ухудшение уровня общевузовской подготовки дает о себе знать и на уровне послевузовского образования. При этом аспирантура еще потерпела и от введения второй ступени высшего образования – магистратуры. В магистратуру была переведена сдача кандидатских экзаменов, что само по себе нарушает логику вузовского и послевузовского образования. Предлагается вернуть кандидатские экзамены в аспирантуру, а магистратуру сориентировать на тех программах, которые характерны для второй ступени высшего образования.

Также страдает и качество самих диссертаций, начиная с выбора тем. Поэтому в перспективе докторантуру предложено перевести на грантовую основу. Это должно содействовать актуализации тематики на уровне самого зачисления в докторантуру и связывать его с потребностями и заказами государства.

Интеграционная перспектива

Еще один аспект белорусского образования не обсуждался на педсовете, но активно обсуждается в профильном министерстве. Это вопрос использования интеграционных механизмов Союзного государства (СГ) в качестве аспекта и механизма модернизации образовательной сферы. К сожалению, сегодня уровень интеграции систем образования Беларуси и России больше связан с формальными обязательствами признания дипломов, аттестатов, перевода пятибалльной системы оценки в десятибалльную и наоборот. На сегодняшний день наши системы образования имеют недостаточный объем академического обмена, совместных образовательных программ по различным специальностям. Отсутствуют координация и совместные действия по подготовке специалистов.

На фоне общего разочарования болонской системой сегодня имеется хорошая почва по выработке координации систем образования в рамках СГ.

Этой осенью готовится встреча министров образования двух стран, где запланировано подписание документа по координации образовательной политики и углублению сотрудничества между двумя министерствами.

Петр Петровский

Решением министров образования стран общеевропейского пространства Беларусь принята в Болонский процесс. Об этом сообщает пресс-центр Министерства образования.

Вопрос о включении Беларуси в Европейское пространство высшего образования обсудили 14 мая в Ереване (Армения) на конференции министров образования стран общеевропейского пространства высшего образования. Белорусскую делегацию возглавил министр образования Михаил Журавков .

"Для нашей страны – это важный и ответственный шаг в развитии национальной системы образования. Шаг, который отражает высокий уровень белорусской системы образования и ставит перед нами огромные задачи по ее развитию и обновлению. Включение нас в Европейское пространство высшего образования отражает признание мировой общественностью белорусской системы высшего образования и подтверждает факт того, что национальная модель конкурентоспособна и сможет интегрироваться в мировое образовательное пространство" , – сказал Михаил Журавков.


На конференции министров Европейского пространства высшего образования. Фото с сайта armenianow.com


Со вступлением в Болонский процесс наши студенты и преподаватели получат возможность широко изучать опыт других учебных заведений – учиться и работать в университетах разных стран, рассказал TUT.BY начальник управления высшего образования Министерства образования Сергей Романюк . "В этом плане, думаю, значительно усилится мобильность преподавателей и студентов".

Ожидается, что в корне изменится ситуация с признанием белорусских дипломов за границей, "потому что участие в Болонской системе предполагает автоматическое принятие документов, сопоставимых с европейскими образцами" , пояснил Сергей Романюк.

"Однако признание документов – вопрос, не замыкающийся только на вступлении в Болонский процесс, вероятнее всего, придется предпринимать дополнительные шаги в этом направлении".

Вступление в Болонский процесс позволит нашему высшему образованию реформироваться в соответствии с общемировыми и общеевропейскими тенденциями. "В свою очередь это поднимет качество нашего образования до уровня, удовлетворяющего не только университеты, студентов и их родителей, но и работодателей".

Беларусь шла ко вступлению в Болонский процесс давно. Первую заявку на участие в нем наша страна подала еще в 2011 году. Ее отклонили, а вопрос заморозили до 2015-го. В этом году Министерство образования снова подало заявку на присоединение к единому европейскому образовательному пространству. При этом министр Михаил Журавков : вступление в Болонский процесс – одна из основных задач на этот год.

"Вступление в Болонский процесс - это одно из средств повысить качество образования. Он не подразумевает замену нашей системы образования некой другой моделью. Мы должны с учетом своих собственных особенностей развиваться дальше. Болонский процесс даст возможность молодым людям увидеть новые технологии, познать мир и вернуться в Беларусь высококлассными специалистами, готовыми развивать нашу страну. Но чтобы поднять престиж всей системы образования, нужен не только зарубежный опыт. Нужно поработать всем, в том числе и самим учителям. Одно Министерство образования с такой задачей не справится", – Михаил Журавков.



На IX конференцию министров Европейского пространства высшего образования (ЕПВО) были приглашены представители 47 стран - участниц Болонского процесса. В ходе конференции ожидается подписание важнейших документов, которые определят судьбу тысяч студентов и учебных заведений по всей Европе. Будут обсуждены Ереванская декларация, а также важные нововведения в сфере образования.

Беларусь как участник Болонской конвенции также выскажет свое мнение по всем рассматриваемым вопросам.

Болонский процесс - процесс сближения и гармонизации систем образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства высшего образования. 19 июня 1999 года в Болонье (Италия) на специальной конференции министры образования 29 европейских государств приняли декларацию "Зона европейского высшего образования", или Болонскую декларацию. На сегодня процесс включает 47 из 49 государств, которые ратифицировали Европейскую культурную конвенцию Совета Европы.

Приоритетными задачами Болонского процесса являются создание европейского пространства высшего образования, призванного стимулировать конкурентоспособность системы высшего образования Европы и ее привлекательность, а также создавать возможности для мобильности студентов и их дальнейшего трудоустройства.

«Болонским» принято называть процесс создания странами Европы единого образовательного пространства. Его начало было положено подписанием в 1999 г. в Болонье (Италия) Болонской декларации, в которой были сформулированы основные цели, ведущие к достижению сопоставимости и, в конечном счете, гармонизации национальных образовательных систем высшего образования в странах Европы.

В свою очередь гармонизация систем высшего образования достигается за счет широкого распространения однотипных образовательных циклов (бакалавриат - магистратура), введения единых или легко поддающихся пересчету систем образовательных кредитов (зачетных единиц), одинаковых форм фиксирования получаемых квалификаций, взаимной признаваемости академических квалификаций, развитых структур обеспечения качества подготовки специалистов и т.д.

Десять основных направлений Болонского процесса (10 Bologna Action Lines):

1. Принятие системы общепонятных, сравнимых квалификаций (степеней).
2. Внедрение двухступенчатой системы высшего образования (бакалавриат – магистратура).
3. Применение системы зачётных единиц (академических кредитов), количество которых зависит от объема часов по дисциплине и отражение учебной программы в приложении к диплому, образец которого разработан ЮНЕСКО.
4. Развитие академической мобильности студентов, преподавателей и административно-управленческого персонала.
5. Взаимное признание квалификаций и соответствующих документов в области высшего образования, обеспечение автономности вузов.
6. Развитие европейского сотрудничества в области обеспечения качества высшего образования.
7. Обучение в течение всей жизни.
8. Активизация участия вузов и студентов в развитии Болонского процесса.
9. Усиление европейской составляющей в системе высшего образования Европы.
10. Введение докторантуры в общую систему высшего образования (в качестве третьего уровня); объединение Европейского пространства высшего образования и Европейского пространства научных исследований.

Система сравнимых степеней предполагает трёхуровневую систему высшего образования:

  • Первый уровень – бакалавриат (степень "бакалавр")
  • Второй уровень – магистратура (степень "магистр")
  • Третий уровень – докторантура (степень "доктор философии")

В Европе доминируют две модели системы высшего образования:

  • бакалавриат + магистратура + докторантура: 3 года обучения + 2 года обучения + 3 года обучения;
  • бакалавриат + магистратура + докторантура: 4 года обучения + 1 год обучения + 3 года обучения.

Проведение образовательных реформ в духе Болонского процесса выгодно любой европейской стране, что объясняется следующими факторами. Единая Европа предполагает свободное передвижение труда (рабочей силы), товаров и капитала, отсюда необходимость в сравнимости квалификаций в области высшего образования, без чего свободное передвижение высококвалифицированных кадров невозможно. Кроме того, высшее образование становится высокорентабельной сферой бизнеса, в которой лидирующие позиции занимают США. Европа лишь как целое может рассчитывать на успешную конкуренцию в этой области.

Республика Беларусь присоединяется к Болонскому процессу исходя из следующих мотивов:

  • система образования Республики Беларусь имеет европейские корни, в связи с этим логичным представляется учет изменений той системы, которая исторически послужила моделью-прототипом для системы отечественной;
  • на Евросоюз приходится значительная часть отечественной внешней торговли и иных внешнеэкономических связей. Если высшее образование людей, реализующих эти связи, сопоставимо, то и связи налаживать и поддерживать легче;
  • взаимодействие системы образования Республики Беларусь с единым образовательным пространством Европы предполагает общепринятые правила и, находясь «внутри» процесса, значительно легче влиять на принятие решений, которыми и определяются общепринятые правила;
  • формирование общего образовательного пространства в рамках Союзного государства, ЕврАзЭС и СНГ, часть участников которых реформировали национальные системы образования на основе Болонских принципов, так или иначе вынуждают Республику Беларусь в процессе построения общего образовательного пространства реформировать отечественную систему образования на тех же принципах;
  • присоединение к этим принципам позволит повысить привлекательность и конкурентоспособность нашего национального образования в современном мире.

24 августа в Минске завершился республиканский педагогический совет. Выступавшие на заседании Президент Беларуси Александр Лукашенко и министр образования Игорь Карпенко сосредоточили свое внимание на конкретных изменениях в действующей системе образования. Это уже далеко не первая трансформация образовательной модели Беларуси за последние 20 лет. Что вынудило президента и профильного министра поднять вопрос о реформе образования именно сейчас? Каковы перспективы у реформ? Об этом и не только в материале сопредседателя редакционного совета «Евразия.Эксперт» Петра Петровского.

Постсоветский синдром белорусского образования

Молодая независимая постсоветская Беларусь получила в наследство достаточно высококачественную образовательную модель СССР, опыт которой брали на вооружение многие страны. Однако данная система имела и свой недостаток. Она являлась достаточно затратной и не имела дифференцированного подхода к учащимся. Последний фактор приводил к усредненному отношению ко всем и отсутствию профильного образования. Большие же затраты поставили перед молодым государством вопрос оптимизации системы, ее удешевления.

Также нельзя снимать со счетов и фактор геополитической ломки. На кого равняться молодой Беларуси в образовании, если даже близкий ее союзник Россия в 1990-е гг. копировала элементы образовательных систем стран Запада?

Поэтому многочисленные предложения и реформы, проводимые в 1990-е и 2000-е гг. можно назвать «шараханьем» между финансовой оптимизацией, сохранением эффективности и встраиванием в новые геополитические реалии.

Так в Беларуси появилось профильное образование в виде лицеев и гимназий, десятибалльная система, сначала переход, а после и отказ от двенадцатилетней системы, а также переход с шестидневной к пятидневной учебной неделе. В список можно включить также сокращение некоторых предметов (Международная художественная культура и др.) или курсов (обществоведение на один год) и уменьшение часов практически по всем предметам. Первая ступень высшего образования была сокращена с пяти до четырех лет. Была введена вторая ступень высшего образования - магистратура, академические часы сокращали, порой радикально. Особенно сильно подобные действия были произведены в стане базовых общеобразовательных дисциплин высшей школы, которые в основном состоят из гуманитарных классических предметов (философия, социология, логика, риторика, латинский и древнегреческий языки и пр.). Последняя реформа привела к созданию так называемых блоков, совмещающих в один курс различные предметы с минимальным выделением часов на их преподавание, что означало свертывание классических подходов к университетскому образованию.

Немалую роль в этих действиях сыграла порой нечеткая позиция Беларуси к болонскому процессу. В зависимости от взглядов новоназначенного министра Беларусь то держала курс в болонскую систему, то отказывалась в нее вступать. В конечном итоге в 2015 г. Беларусь последней из стран Европы вступила в болонский процесс.

К вышеприведенному списку можно добавить и передачу доселе несвойственных школам и вузам функций в результате оптимизации и экономии, что привело к излишней бюрократизации и перегруженности графиков работников сферы образования.

Все это свидетельствует об отсутствии стратегии в области образования и воспитания. В постсоветской Беларуси, и это нужно признать, пока не знают, что именно хотят получить от образования. И это понятно. Образование является той сферой, которая в большей степени, нежели другие, зависима от ценностных установок и ресурсов. Ведь, вкладывая в образование, государство фактически вкладывает инвестиции, которые окупятся в лучшем случае через лет тридцать, когда новые поколения будут реализовывать себя. Беларуси же как государству, потерявшему идеологический советский стержень марксизма-ленинизма и не имеющему свободных ресурсов, приходилось находить путь построения собственной образовательной системы наощупь. Это как раз и выразилось в приведенных примерах нестабильности всей системы образования и эклектизма тех реформ, которые были реализованы.

Реформы руками коммуниста

Отставка Михаила Журавкова с поста министра образования в конце 2016 г. и назначение на этот пост лидера Коммунистической партии Беларуси Игоря Карпенко оказались для многих неожиданностью. Либеральная часть белорусского экспертного пространства достаточно жестко критиковала данное кадровое решение и высказывала, порою в острых формах, все свое негодование. Президент знал о возможности подобной реакции, но пошел на назначение. И здесь имеются несколько причин выбора именно Игоря Карпенко. Во-первых, предыдущие министры образования проводили в жизнь на протяжении пяти лет политику внедрения западных образовательных стандартов, особенно в высшей школе. Итогом всему этому стало вступление Беларуси в болонский процесс, на счет которого в кругах управленцев и части экспертов имелись справедливые опасения. Здесь и проблема «утечки мозгов», и реальность конкретных бонусов, которые смог бы получить от болонского процесса конкретный студент и вся страна в целом.

Два года нахождения в болонской системе привнесли в образовательную среду Беларуси некоторое разочарование. Академический обмен в большинстве случаев был направлен на направления гендера, прав человека, европейских ценностей и т.д. В фундаментальных и прорывных сферах никаких положительных эффектов от болонского процесса не наблюдалось.

Во-вторых, фактор самого президента Беларуси, который вольно или невольно столкнулся со всеми плюсами и минусами системы образования не понаслышке, а через обучение собственного младшего сына в школе. Поэтому Александр Лукашенко стал намного больше внимания уделять вопросам системы образования не только как президент страны, но и как родитель. Быть может, в том числе негативное ощущение опыта некоторых реформ на собственном ребенке числе и заставило президента сделать кадровые перестановки.

В-третьих, из года в год в стране наблюдается ухудшение качества выпускников школ, уменьшение проходных балов поступления в вузы. Этого тоже нельзя не заметить. И это несмотря на политику облегчения содержания самих тестов.

При этом наличие платной формы образования фактически привело к всеобщему высшему образованию, опустив уровень как его качества, так и профессионально-технического среднего образования. Все это указывает на неминуемое падение качества выпускаемых специалистов, а значит ставит вопрос об эффективности самой ступени.

В этих условиях назначение коммуниста Игоря Карпенко стало итогом разочарования нововведениями и определенным консервативным реверансом в сторону советской системы образования, сторонником которой является новый министр.

Перспективы изменений

После назначения министр образования совместно с депутатами Палаты Представителей начали работать над изменениями в системе образования. Основной задачей сегодня видится как раз преодоление тех ошибок и неверных действий, которые совершались в системе образования на протяжении последних двух десятилетий. В ходе республиканского педагогического совета этим вопросам было уделено наибольшее внимание.

1. Дошкольное образование

Главной проблемой дошкольного образования является дефицит кадров. Эту проблему косвенно признал и президент Беларуси, говоря о переполненных группах в 30 и более человек и маленьких зарплатах. К слову, изменение последнего фактора должно простимулировать работников дошкольного образования оставаться на своих местах, уменьшить текучку кадров и сделать данную профессию более привлекательной для граждан.

2. Трансформация школы

В отношении школы у руководства страны возникли вопросы по поводу эффективности предыдущих преобразований. Среди депутатов даже высказывались идеи возврата к пятибалльной системе. Однако эту идею на педсовете раскритиковал сам президент.

Проблема оценки знаний во многом сегодня исходит из зависимости школ, гимназий и лицеев от рейтингов и проверок, которые фактически диктуют учителям планку усреднения оценки знаний.

На деле из десятибалльной сегодняшняя система превратилась в пятибалльную, где негласно не рекомендуется ставить оценки ниже 4 и выше 8 баллов. Получается определенная серая масса, не привлекающая внимание контрольных органов и помогающая держать планку школе в региональных рейтингах успеваемости. В выпускных же классах из-за введения учета среднего балла аттестата при поступлении наблюдается проблема завышения оценок и необъективного оценивания выпускных экзаменов. Этот вопрос поднял и министр Игорь Карпенко, предложив создать независимый орган по проведению и оценке выпускных экзаменов по курсам базовой и средней школы.

Вторая проблема - это неравномерное распределение учеников всех уровней успеваемости по учреждениям образования. Создание гимназий различных профилей породило концентрацию наиболее успевающих учеников именно в них. Простые школы лишились учеников с высокой успеваемостью. Поэтому в середине 2000-х гг. многие школы пошли на создание многочисленных профильных и специализированных классов. Данный процесс получил такой всеобщий характер, что в 2008 г. было решено ликвидировать любую профильность классов внутри общеобразовательных школ.

Теперь же министр образования Игорь Карпенко (и здесь сказалась его принадлежность к КПБ) усомнился в целесообразности наличия такого большого количества гимназий. Во-первых, возникает вопрос о соответствии многочисленных учреждений, имеющих такую вывеску, уровню гимназического образования. Во-вторых, сама форма отбора при помощи экзаменов после начальной школы вызывает сомнение. Насколько осознанным является выбор ученика, поступающего в гимназию? Или это выбор родителей, которые порой не советуются с ребенком и даже не спрашивают его о перспективах учебы в гимназии? Все это призвано решить введение личного собеседования с ребенком, в ходе которого должен быть определен уровень осознанности его решения по поступлению в гимназию.

Третьим негативным фактором школьного образования являются учебники. Отсутствие четкой стратегии, переход с шестидневки к пятидневке, с одиннадцатилетки на двенадцатилетку и наоборот, сокращение часов, оптимизация программ, изменение концепций привели к тому, что учебные пособия менялись чуть ли не раз в один два года.

Все это приводило к нестабильности преподавания и отсутствию четких требований и критериев образовательной эффективности.

К написанию учебников привлекались в основном представители академической науки. Это стало главной проблемой постсоветского образования. До распада СССР большинство учебных пособий, за исключением белорусского языка, литературы и истории БССР, разрабатывались в Москве. После 1991 г., за неимением опыта, разработку национальных учебников передали академическому сообществу. Ошибка, заключающаяся в отсутствия педагогов-практиков в коллективах авторов, быстро выявилась. Сложность и непонятность учебных пособий также стимулировала министерство образования из года в год переписывать их. Теперь президентом и министром образования поставлены задачи создать новые учебники к 1 сентября 2019 г., а к их написанию обязательно должны быть привлечены учителя-практики.

3. Среднее образование

В 2000-е гг., из-за введения платной формы высшего образования, оно стало доступным при наличии финансов каждому практически вне зависимости от уровня подготовленности абитуриента. В середине 2000- х гг. в среде некоторых экспертов и чиновников стали поговаривать о введении всеобщего высшего образования. Однако сам факт расширения сферы высшего образования привел к снижению популярности среднего и профессионально-технического образования. В заведения этой направленности стали поступать в основном учащиеся из малообеспеченных семей или с плохой успеваемостью.

Востребованность на рынке труда специалистов с профессиональным средним образованием осталась достаточно высокой. А вот предложение резко упало как в качестве, так и в количестве.

Произошел сдвиг. Переполненный рынок лиц с высшим образованием стал удовлетворять рынки специальностей профессионально-технического и среднего образования. Появились юристы-строители, экономисты-мерчендайзеры. Все это требует изменения в подходе к среднему образованию. Игорем Карпенко были высказаны следующие предложения:

а) сделать среднее образование обязательным, т.е. каждый ученик в 9 классе будет вынужден либо оставаться учиться 10-11 классах, либо поступать в средне-специальные учреждения;

б) унифицировать среднее образование по образцу колледжей;

в) уменьшить наборы в вузы и сократить их количество в стране, что должно освободить часть абитуриентов для поступления в средне специальные учебные заведения.

4. Вузы

Интеграция в болонский процесс, полный переход на четырехлетнее обучение на первой ступени образования, а также невыверенная политика количества подготовки тех или иных специалистов привели к конкретным диспропорциям в вузах. Сегодня имеет место дублирование многочисленных специальностей в различных вузах страны. Также 1990-е гг. породили множество новых высших учебных заведений, и их число значительно превышает потребность в них. Поэтому рынок труда переполнен юристами и экономистами.

Министерство образования предлагает упорядочить выпуск специалистов тех или иных специальностей, сделать вузы профильными, отказаться от дублирования. Это сократит сами наборы в вузы. Также предлагается сократить количество самих вузов, которые сегодня находятся даже в районных центрах.

В-третьих, на особенно важные и ответственные специальности предлагается сохранить пяти- и шестилетнее образование. Министр образования высказал идею сохранить для бакалавров в том числе и наименование специалист.

5. Послевузовское образование

Ухудшение уровня общевузовской подготовки дает о себе знать и на уровне послевузовского образования. При этом аспирантура еще потерпела и от введения второй ступени высшего образования - магистратуры. В магистратуру была переведена сдача кандидатских экзаменов, что само по себе нарушает логику вузовского и послевузовского образования. Предлагается вернуть кандидатские экзамены в аспирантуру, а магистратуру сориентировать на тех программах, которые характерны для второй ступени высшего образования.

Также страдает и качество самих диссертаций, начиная с выбора тем. Поэтому в перспективе докторантуру предложено перевести на грантовую основу. Это должно содействовать актуализации тематики на уровне самого зачисления в докторантуру и связывать его с потребностями и заказами государства.

Интеграционная перспектива

Еще один аспект белорусского образования не обсуждался на педсовете, но активно обсуждается в профильном министерстве. Это вопрос использования интеграционных механизмов Союзного государства (СГ) в качестве аспекта и механизма модернизации образовательной сферы. К сожалению, сегодня уровень интеграции систем образования Беларуси и России больше связан с формальными обязательствами признания дипломов, аттестатов, перевода пятибалльной системы оценки в десятибалльную и наоборот. На сегодняшний день наши системы образования имеют недостаточный объем академического обмена, совместных образовательных программ по различным специальностям. Отсутствуют координация и совместные действия по подготовке специалистов.

На фоне общего разочарования болонской системой сегодня имеется хорошая почва по выработке координации систем образования в рамках СГ.

Этой осенью готовится встреча министров образования двух стран, где запланировано подписание документа по координации образовательной политики и углублению сотрудничества между двумя министерствами.

Жизнь

Болонский процесс. Что это такое и зачем он Беларуси

Уже почти полтора года Беларусь является участницей Болонского процесса. 14 мая 2015-го наша страна со второй попытки присоединилась к Европейскому пространству высшего образования. Но присоединилась не окончательно – а на условиях выполнения до 2018 года « . Что это за процесс, причем здесь Болонья и зачем он нам нужен? «Журнал» раскладывает всё по полочкам.

Что такое «Болонский процесс»?

Болонский процесс – это процесс гармонизации европейского пространства высшего образования.

Он включает создание системы легко понимаемых и сопоставимых степеней (квалификаций), общей системы измерения зачетных единиц обучения («кредитов»), содействия академической мобильности, европейскому сотрудничеству в обеспечении качества образования.

Говоря простыми словами, это попытка сделать системы высшего образования европейских стран понятными друг другу, сделать легкодоступным для каждого учебу и, впоследствии, работу в разных странах Европы, а не только в той, где он/она родились или учились в университете.

Свое название этот процесс получил от старейшего в Европе университета, с 1088 года работающего в итальянском городе Болонья. Именно там в 1999 году прошла первая конференция министров образования тридцати европейских стран. Они приняли декларацию «Зона европейского высшего образования», в которой обозначили основные цели, ведущие к гармонизации национальных систем высшего образования в странах Европы.

Вот так прямо сразу и договорились? А что было перед этим?

Болонская декларация стала переходным моментом в процессе, начавшемся гораздо раньше.

Еще в 1986 году, готовясь к своему тысячелетию, Болонский университет предложил вузам Европы подписать Великую Хартию Университетов (Magna Charta Universitarum). В ней провозглашались универсальные ценности университетского образования и необходимость тесных связей между университетами.

В 1988 году ее подписали ректоры 80 европейских университетов (теперь Magna Charta подписали даже университеты Туркменистана, и ее пафос «универсальных ценностей университетского образования» несколько поник).

В 1998 году, к юбилею теперь уже Сорбонского университета, министры образования Франции, Великобритании, Германии и Италии подписали там Сорбонскую декларацию «О гармонизации архитектуры европейской системы высшего образования». В ней впервые прозвучала стратегическая цель создания общей зоны европейского высшего образования. Сорбонская декларация через год и дала старт Болонскому процессу, целей которого предполагалось достичь к 2010 году.

Получается, Болонский процесс завершился в 2010 году?

И да, и нет.

В марте 2010 года в Вене министры образования стран участниц Болонского процесса объявили об официальном создании Европейского пространства высшего образования (ЕПВО). В этом смысле Болонский процесс можно считать завершенным, так как именно к этому он и должен был привести.

В то же время, министры образования признали, что далеко не все цели Болонского процесса полностью реализованы, поэтому было решено продолжить работу над ними для более полной гармонизации образовательных систем, улучшения мобильности и занятости, обеспечения доступа к качественному высшему образованию всем желающим.

Поэтому до сих пор используются оба термина: и Болонский процесс, и ЕПВО, зачастую – как синонимы (и в этом тексте тоже).

«Европейское пространство высшего образования» – это университеты стран Евросоюза?

Не только. Хотя у истоков Болонского процесса и стояли государства ЕС, но сегодня в него входит 48 стран – почти в два раза больше, чем в Евросоюз.

В ЕПВО также входят не состоящие в ЕС Швейцария и Норвегия, шесть стран Восточного партнерства (в их числе и Беларусь), Россия, Турция и Казахстан. Условия вступления – ратификация Европейской культурной конвенции и готовность реализовывать цели Болонского процесса в собственной системе высшего образования.

Полноценным членом ЕПВО с правом голоса является и Еврокомиссия, консультативный голос – у Совета Европы, Европейского студенческого союза (ESU), ЮНЕСКО. Несмотря на это, ЕПВО является независимым от Евросоюза. Главным его управляющим органом является конференция министров образования стран-участниц. Именно на ней принимали решения сначала о непринятии Беларуси в ЕПВО (2012), а затем – о принятии условно (2015).

Почему Беларусь вступила в Болонский процесс только со второй попытки?

В июле 2011 года беларусское Минобразования направило в Болонский секретариат заявление о начале процедуры по включению Республики Беларусь в Болонский процесс, а 29 ноября – финальный национальный доклад о готовности высшего образования Беларуси к вступлению в Болонский процесс.

Однако Общественным Болонским комитетом был подготовлен альтернативный доклад , главные выводы которого – без предварительного глубокого реформирования беларусского высшего образования участие страны в Болонском процессе не будет эффективным, беларусский Кодекс об образовании не соответствует букве и духу Болонских принципов.

В итоге европейцы сочли аргументы альтернативного доклада более убедительными, чем доклад официальных властей страны. В январе 2012 года в Копенгагене Рабочая группа Болонского процесса пришла к выводу о неготовности Беларуси присоединиться к ЕПВО. И хотя мнение Рабочей группы было лишь рекомендательным, беларусский вопрос был снят с повестки дня конференции министров образования стран ЕПВО в апреле 2012 года. Таким образом, впервые страна, ратифицировавшая Европейскую культурную конвенцию, подала заявку, но не смогла вступить в Болонский процесс.

Что такое «Общественный Болонский комитет», откуда он взялся и каковы его полномочия?

Общественный Болонский комитет (ОБК) был создан в конце 2011 года. Это гражданская инициатива независимых экспертов в сфере образования и ряда общественных организаций. Они предлагают реформировать высшее образование страны, включая «отказ от использования высшей школы в качестве инструмента политических репрессий» и «обеспечение широкого общественного участия в интернационализации и либерализации беларусской высшей школы» для «реального преодоления изоляции нашей системы образования от Европейского образовательного пространства».

Деятельность и успехи ОБК базируются на авторитете его экспертов, качестве аналитических материалов и результативном продвижении своей повестки среди европейских коллег. Именно ОБК организует самые представительные в Беларуси открытые по вопросам реформы высшего образования, экспертов ОБК приглашают на государственное беларусское телевидение.

До 2018 года Беларусь должна выполнить «дорожную карту». Что это такое и почему ее навязали Беларуси?

«Дорожная карта» на самом деле не имеет отношения ни к дорогам, ни к картам. Английский термин «roadmap» используется в значении плана действий (изменений, реформ) по продвижению к целевому состоянию.

Таким образом, «дорожная карта» ЕПВО для Беларуси – это план конкретных действий, которые Беларусь должна предпринять к 2018 году, когда состоится очередной саммит министров образования стран ЕПВО. Требование исполнения дорожной карты закреплено в коммюнике ереванской конференции, на которой Беларусь приняли в Болонский процесс в 2015 году.

Действительно, Беларусь – единственная страна, которая присоединилась к Болонскому процессу на условиях выполнения дорожной карты. Причиной можно считать недоверие к Беларуси, сомнения в выполнении ею второго условия вступления – готовности реализовывать цели Болонского процесса в собственной системе высшего образования.

«Дорожная карта – это не предложение, а требование, которое должно быть выполнено… Мы должны очень внимательно следить за происходящим в Беларуси, соблюдаются ли там академические свободы, принципы мобильности и в целом права человека», – заявил перед принятием Беларуси в ЕПВО министр образования, науки и культуры Исландии Иллуги Гуннарссон, а коллеги из Норвегии, Швеции и Нидерландов его поддержали.

Однако в самой «дорожной карте » нет никаких требований, специфических для Беларуси – все в соответствии с ценностями, целями и принципами ЕПВО.

Некоторые пункты дорожной карты не вызывают политических трудностей – например, введение трехуровневой системы в соответствии с согласованной Болонской моделью (бакалавриат – магистратура – докторантура); разработка Национальной рамки квалификаций по стандартам ЕПВО; обеспечение автоматической бесплатной выдачи Приложения к диплому.

Другие требования более чувствительные – например, обязательство ограничить принудительное распределение студентов-бюджетников лишь отдельными профессиями или идея ответственности государства за обеспечение академической свободы и институциональной автономии университетов.

Некоторые чиновники заявляют, что Болонский процесс угрожает беларусской системе образования. Действительно ли это так?

Никаких доказательств этого нет. Чрезвычайно высокая финансовая стоимость участия в Болонском процессе, диктат низких стандартов образования, уничтожение национальных традиций, колоссальная утечка мозгов в результате академических обменов – все эти страхи в большей степени связаны с низкой осведомленностью беларусского общества о сущности ЕПВО, нежели с реальными недостатками Болонского процесса.

Напротив: участие в Болонском процессе создает для выпускников университетов новые возможности на рынке труда. Опыт студенческих и академических обменов актуализирует их образование для глобализированного мира, а с единым европейским дипломом легче устроиться на работу.