Экологическая безопасность рф. Оценка текущего состояния экологической безопасности российской федерации

Демографическая ситуация в России близка к катастрофической, о чем свидетельствуют следующие цифры. Двое из каждых трех российских граждан - мужчин умирают пьяными (не от пьянки, а в пьяном состоянии). Продолжительность жизни (средняя) мужчин - 58,5 года, у женщин - 71,7 года (в США эти цифры составляют 72,9 и 79,6). Только 10-15 % детей рождаются здоровыми. Две трети всех беременностей кончаются абортами, 75% беременных женщин имеют те или иные патологии. За последнее десятилетие анемия у беременных возросла в четыре раза. Сифилис среди девочек от 10 до 14 лет возрос в 40 раз. Среди юношей от 15 до 17 лет только 3 0% обладают хорошим здоровьем. Героин из Афганистана продается дешевле марихуаны. Число больных СПИДом дошло до 500 000. Половина россиян живет ниже прожиточного минимума с доходами, составляющими лишь 40% от уровня 1991 года.

Рождаемость

Смертность

(на 1000 чел)

Таблица 8 Рисунок 12

Из рис. 12 и табл. 8 ясно видна фигура «русский крест», что свидетельствует о неблагоприятной демографической ситуации.

Несмотря на то что в пределах России находится самый большой в мире Северный Евроазиатский центр стабилизации окружающей среды, благодаря которому естественные экосистемы сохранились на 2/3 ее территории, Россия была и остается страной с очень сложной экологической ситуацией. В первую очередь это относится к Главной полосе расселения. В начале 2002 г. на Всемирном экономическом форуме в Нью-Йорке был охарактеризован экологический рейтинг 142 стран мира. Россия оказалась в нем на 74 месте.

Причины возникновения подобной экологической ситуации в России, да и в других странах СНГ уходят корнями в эпоху существования Советского Союза, так что экологические деформации накапливались в них на протяжении десятилетий. Среди главных причин общего экологического неблагополучия обычно называют ресурсную расточительность сверхцентрализованной экономики; гипертрофированное развитие отраслей тяжелой промышленности, включая мощный ВПК; чрезмерную концентрацию «грязных» производств в отдельных районах и центрах; гигантоманию, т. е. увлечение строительством огромных индустриальных комплексов - особенно крупных разрушителей естественных экосистем.

Казалось бы, что в независимой России с переходом к рыночной экономике экологическая ситуация должна была измениться к лучшему. Действительно, по всем данным в 1990-х гг. загрязнение атмосферы, гидросферы, литосферы в стране заметно уменьшилось. Однако это произошло не в результате принятия необходимых и действенных природоохранных мер, а на 4/5 в результате падения производства. С другой стороны, сохранились и даже еще более усугубились многие негативные тенденции, характерные для прошлого. К ним относится очень большая доля ресурсоемких отраслей горнодобывающей промышленности и обрабатывающей промышленности «нижних этажей» в структуре промышленного производства, ориентация на вывоз природных ресурсов из страны, которую Н. Н. Клюев образно охарактеризовал как наращивание экспорта отечественных ландшафтов. Более того, ко многим старым добавились и новые факторы, осложняющие экологическую ситуацию. Такие, например, как экономическая дезинтеграция на территории бывшего СССР, возникновение очагов политической и социальной напряженности, еще больший износ основных фондов, отсутствие необходимых средств для проведения природоохранных мероприятий, потребительское отношение к природе со стороны значительной части «новых русских» предпринимателей.

В результате, по мнению самых авторитетных отечественных экологов и географов, Россия фактически уже вступила в стадию жестокого экологического кризиса. Первые правдивые данные о действительном уровне экологического кризиса в СССР стали достоянием общественности в 1989 г., когда был опубликован государственный доклад Госкомприроды о состоянии окружающей среды. Поистине шоковое впечатление произвели сведения о том, что в условиях неблагоприятной экологической обстановки проживает более 20% всего населения страны, т. е. 50-55 млн. человек, в том числе 39% горожан. Как оказалось, в 103 городах уровень загрязнения атмосферы в 10 раз и более превышал предельно допустимые нормы.

Всего в стране оказалось около 300 ареалов со сложной экологической ситуацией, которые занимали 4 млн. км2, или 18% ее общей площади. А с учетом деградированных тундровых, степных и полупустынных пастбищ этот показатель возрастал до 20%.

На пороге XXI в. в России насчитывалось 195 городов (с общим населением в 65 млн. человек!), в атмосфере которых средние за год концентрации одного или нескольких загрязняющих веществ превышали ПДК.

Г. М. Лаппо пишет о том, что в список особо неблагополучных в экологическом отношении городов входят все 13 городов-«миллионеров», все 22 крупных города с населением от 500 тыс. до 1 млн. человек, подавляющее большинство областных, краевых и республиканских центров (63 из 72), почти 3/4 больших городов с населением от 100 тыс. до 500 тыс. человек (113 из 165). Среди городов с наибольшими выбросами в атмосферу разного рода загрязняющих веществ преобладают центры черной и цветной металлургии, химической и целлюлозно-бумажной промышленности. Именно поэтому в первую десятку самых загрязненных городов страны попадают (по убывающей): Норильск, Новокузнецк, Череповец, Липецк, Магнитогорск, Нижний Тагил, Красноярск, Ангарск, Новочеркасск, а замыкает этот список Москва.

К категории районов с катастрофической экологической ситуацией в пределах стран СНГ отнесены две территории - район влияния аварии на Чернобыльской АЭС и район Аральского моря.

Исходя из первопричины экологического кризиса в этих районах и их народнохозяйственной специализации, их правомерно подразделить на три группы.

Первую и самую большую группу образуют промышленно-городские районы с преобладанием отраслей тяжелой промышленности и в особенности ее наиболее «грязных» производств. Для них характерно сильное загрязнение атмосферы, водного бассейна, почвенного покрова, изъятие из оборота продуктивных сельскохозяйственных земель, утрата почвенного плодородия, деградация растительности и животного мира и, как следствие, общее сильное ухудшение экологической обстановки, чреватое отрицательными последствиями для здоровья людей.

К категории таких районов в России относятся: Кольский полуостров, Московский столичный регион. Среднее Поволжье и Прикамье, Северный Прикаспий, промышленная зона Урала, Норильский промышленный район, Кузбасс, нефтегазоносный район Запасной Сибири, Приангарский и Байкальский районы.

Ко второй группе районов с кризисной экологической ситуацией в СНГ можно отнести такие преимущественно сельскохозяйственные районы, как Калмыкия, Молдавия, Фергана. Особенно угрожающая обстановка создалась в Калмыкии, где интенсивная пастбищная нагрузка, превышающая нормальную в три-четыре раза, привела к резкому увеличению площадей, совершенно лишенных растительного покрова. Ныне процессами опустынивания охвачено более 4/5 территории республики, причем сильное и очень сильное опустынивание выявлено уже на 1/2 ее площади, а подвижными песками занято более 500 тыс. га. Ученые считают, что здесь образовалась первая антропогенная пустыня в Европе.

К третьей группе районов с кризисной экологической ситуацией следует, по-видимому, отнести природно-рекреационную зону, протягивающуюся вдоль побережий Черного и Азовского морей и в России, и на Украине, и в Грузии. В этой зоне рекреационная функция давно уже вошла в противоречие с промышленным развитием, которое привело к сильному загрязнению морской среды, да и побережья. В результате был нарушен экологический режим и потерян природно-рекреационный (и шире - природно-ресурсный) потенциал на обширных территориях. При этом к промышленному добавилось и сельскохозяйственное загрязнение среды.

Несколько особое место в реестре кризисных районов России занимает Новая Земля, где основной причиной резкого обострения экологической ситуации стали испытания ядерного оружия, которые проводились здесь с 1957 г. Всего на Новой Земле было осуществлено более 130 взрывов (до 1963 г. в атмосфере, а затем под землей).

В последнее время в отечественной географии стали использовать сравнительно новое понятие об эколого-географическом. положении России. Н. Н. Клюев отмечает, что хотя в целом для нее характерна относительная природно-географическая изолированность, Россия имеет довольно тесные экологические связи со многими своими соседями. Эти связи находят выражение в первую очередь в трансграничном переносе загрязнений воздуха и воды. Баланс такого переноса в целом для России невыгоден, поскольку «импорт» загрязнений в страну значительно превышает их «экспорт». При этом основная экологическая угроза исходит от соседей России на Западе: только Украина, Белоруссия и Эстония поставляют 1/2 всех трансграничных веществ, загрязняющих атмосферу, с территории Украины в Россию поступает в 1,5 раза больше сточных вод, чем идет в обратном направлении. На эколого-географическое положение России влияют и очаги трансграничного переноса, возникшие у ее южных границ - в китайском Приамурье, Прииртышском, Павлодарско-Экибастузском и Усть-Каменогорском районах Казахстана.

Перспективы развития экологической ситуации в России зависят в первую очередь от того, будет или не будет ослабевать антропогенная нагрузка в районах с острой экологической ситуацией, будут или не будут внедряться в производство природоохранные технологии.

По мнению ученых, понятие экологической безопасности должно входить важной составной частью в более широкое понятие национальной безопасности России. Из этого исходит и Экологическая доктрина России, разработка которой была закончена в 2000 г. В начале 2002 г. был принят федеральный закон «Об охране окружающей среды».

На территории России, отличающейся огромными размерами и, следовательно, чрезвычайным разнообразием природных условий, наблюдается более 30 видов опасных природных явлений. Основной ущерб обычно приносят наводнения (около 30%), оползни, обвалы и лавины (21), ураганы и смерчи (14,), сели (3%). Большую угрозу представляют и землетрясения, которые время от времени происходят в Камчатско-Курильском, Прибайкальском и Северо-Кавказском районах. За год в стране случается от 350 до 400 таких неблагоприятных и опасных явлений, в результате которых часто возникают действительно чрезвычайные ситуации.

Еще больше возникает чрезвычайных ситуаций техногенного характера, связанных с железнодорожными авариями и катастрофами, авариями на трубопроводах и на шахтах, авиакатастрофами, пожарами и т. п. При этом их количество в последнее время имеет тенденцию к увеличению (в 1998 г. по сравнению с 1991 г. оно возросло в восемь раз), что во многом объясняется большим износом основных фондов. В федеральном законе «Об охране окружающей среды» есть глава VIII, в которой рассматриваются зоны экологического бедствия и зоны чрезвычайных ситуаций. Кроме того, в 1994 г. был принят федеральный закон о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

К основным направлениям экологической политики обычно относят: 1) оптимизацию использования природных ресурсов в процессе общественного производства; 2) охрану природы от негативных последствий человеческой деятельности; 3) экологическую безопасность населения. Можно добавить, что осуществление всех этих направлений во многом зависит от общего уровня развития той или иной страны, от того, как в ней решаются главные социально-экономические проблемы.

Экологическую ситуацию в России можно охарактеризовать как сложную, имеющую тенденцию к дальнейшему обострению в целом ряде регионов, в том числе и в Воронежской области.

В РФ естественные экосистемы разрушены на 35 % территории, 75% водных ресурсов малопригодны для питья, в 13 регионах наблюдается высокая степень загрязнения атмосферы. Порядка 56% сельскохозяйственных угодий подвержено деградации почв. В ряде крупных городов РФ (Москва, Санкт-Петербург, Краснодар, Екатеринбург, Уфа и д.р.) доля выбросов автотранспорта практически соизмерима с отходами крупных промышленных предприятий. Для большинства регионов России одним из основных источников загрязнения водоемов является жилищно-коммунальное хозяйство: в Москве- 96%,Санкт-Петербурге и Омске – до 90%, Саратове - более 50%, Челябинске - около 30%.

В Воронеже водопроводная вода имеет столь низкое качество, что вызывает массовое возникновение почечных заболеваний. Причем складывается парадоксальная ситуация: в Воронеже, несмотря на перебои в водоснабжении, суточная норма потребления воды на 1 человека составляет 511 литров, что превышает уровень потребления для жителей Москвы почти в 2 раза.

Особую тревогу у жителей столицы Черноземья вызывает ситуацию с мусором в родном городе. Все 10 действующих полигонов ТБО и 535 мест временного складирования отходов не отвечают требуемым экологическим нормам и правилам. Есть прямая угроза загрязнения подземных питьевых вод. Согласно последним опросам, больше половины воронежцев (56%) считают, что в их родном городе экологическая обстановка ужасна. Довольны экологией лишь 2 % жителей города.

Сложная экологическая обстановка сложилась во многих городах, промышленных центрах. Например, загрязнение Волжского бассейна, где в период с 1995-2005 гг. количество рыбы сократилось в 15 раз, аколичество тяжёлых металлов в волжской воде возросло в 10 раз. По данным экспертов, нагрузка на водные ресурсы Волги в восемь раз выше, чем нагрузка на водные ресурсы в среднем по России. В бассейне реки неоднократно были отмечены случаи разливов нефтепродуктов. По данным Волжского межрегионального природоохранного следственного управления Следственного комитета при Прокуратуре РФ, в 2008 году экологический ущерб Волге превысил 600 миллионов рублей.

Крупнейшим в промышленности источником загрязнения окружающей среды является топливно-энергетический комплекс, на долю которого приходится 48% выбросов вредных веществ в атмосферу, 27% сброса сточных вод и до 70% общего объема парниковых газов.

По объему выбросов лидируют предприятия черной и цветной металлургии, такие как: ОАО «Норильская горная компания», ОАО «Северсталь», ОАО «Магнитагорский металлургический комбинат»(3). Анализы снега с московских улиц, сделанные в январе 2009 года, показали превышение ПДК нефтепродуктов в 440 раз, таллия (высокотоксичного металла, смертельно опасного для человека) в 40 раз.

Экологическая ситуация в РФ ухудшается и в связи хищническим потреблением ресурсов, поскольку предпринимательскийсектор стремится к получению максимального объема прибыли, с минимумом затрат, в результате чего происходит агрессивное потребление ресурсов и разрушение экосреды. В России стало нормой злоупотребление вырубкой леса, особенно дорогих пород деревьев. По данным Рослесхоза в 2000-м году общий ущерб от незаконной вырубки леса составил около 300 млн. рублей.

Деградация окружающей среды в нашей стране представляет значительную угрозу и для населения. Увеличивается список заболеваний, напрямую связанных с экологией, в том числе и врожденных уродств у младенцев. По числу подобных случаев РФ вплотную приблизилась к угрожающей 5% черте, за которой возможна социально-биологическая деградация в масштабах страны. В 2007 году в России раком был болен каждый сотый. Ежегодный прирост числа онкологических заболеваний более 10% (за 2006 год 14,7%).

Социальная среда интегрируется с окружающей человека средой и все факторы каждой из них тесно взаимосвязаны между собой, и испытывают объективные и субъективные стороны «качества жизни среды». В связи с этим загрязнение экологии вместе с неблагоприятными социально-экономическими факторами создают условия для формирования негативных тенденций генетического, канцерогенного, иммунопатологического характера. Особенно это заметно в регионах, где расположены крупные предприятия черной и цветной металлургии (Уральский, Западно‑Сибирский, Восточно - Сибирский регионы и т.д.) Учитывая сложность демографической ситуации в России, данные тенденции представляют прямую опасность для населения. По данным академика РАН А.Яблокова, в нашей стране из-за плохих экологических условий умирает более 350 тысяч человек в год.

Подобная кризисная ситуация в экологической сфере становится барьером для социально-экономического развития РФ, ведет к ограничениям в размещении производственных мощностей, снижению конкурентоспособности российской экономики, ухудшению состояния здоровья и уменьшению продолжительности жизнинаселения.

Политическое руководство осознает важность решения проблем окружающей среды, что нашло отражение в Экологической доктрине РФ от 31 августа 2002 г, в которой говорится: «Современный экологический кризис ставит под угрозу возможность устойчивого развития человеческой цивилизации. Дальнейшая деградация природных систем ведет к дестабилизации биосферы, утрате ее целостности и способности поддерживать качества окружающей среды, необходимые для жизни. Преодоление кризиса возможно только на основе формирования нового типа взаимоотношений человека и природы, исключающих возможность разрушения и деградации природной среды.

Устойчивое развитие Российской Федерации, высокое качество жизни и здоровья ее населения, а также национальная безопасность могут быть обеспечены только при условии сохранения природных систем и поддержания соответствующего качества окружающей среды».

Сказанное выше определяет экологическую безопасность как одну из ключевых субсистемнациональной безопасности на всех уровнях. Замалчивание и игнорирование подобного рода проблем способно привести к тяжелым последствиям, в виде природных бедствий, катаклизмов, затраты на ликвидацию последствий которых, как показывает мировой опыт, будут очень высоки: ущерб от природных катаклизмов только за один 2005 год составил 225 млрд. долларов. Ликвидация последствий глобального потепления потребует от стран Европейского Экономического Сообщества ежегодных затрат около 5.5 трлн евро, только Германии придётся потратить на эти цели до 2050 года 800 млрд. евро.

Понимание экологических проблем является одним из ключевых моментов для их решения, и необходимым условием для выхода из экологического кризиса мирового сообщества в целом и России в частности.

Для этого в нашей стране необходима крупномасштабная общенациональная стратегическая программа принципиального улучшения экологической и демографической ситуации в стране, базирующаяся на современной рыночной экономике, безопасных технологиях, самых передовых методах решения сложнейших экологических проблем.

Следует ввести общественный мониторинг экологических проблем, допуская широкое участие общественности в борьбе за улучшение качества воды и воздуха в городах. Необходимо построить система экологического образования, в особенности молодежи, а также перейти к экологически ориентированной политике. Иначе может сбыться прогноз Н.Бора, о том, что «человечество не погибнет в атомном кошмаре, а задохнётся в собственных отходах».

Состояние защищенности окружающей среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности или уровень экологической безопасности на территории, где проживает большая часть населения России, на настоящий момент времени следует считать неудовлетворительным. За последнее десятилетие, в соответствии с оценками экспертов и компетентных органов государственной власти, ситуация в этой сфере не улучшается.

Около 200 территориальных образований страны находится в крайне неудовлетворительном экологическом состоянии, в целом же неблагоприятная экологическая ситуация характерна по крайней мере для 15 процентов территории России. Даже предварительная оценка свидетельствует о наличии на территории страны 340 особо крупных объектов прошлого (накопленного) экологического ущерба, возникших в результате функционирования в течение продолжительного времени предприятий горнодобывающей, электроэнергетической, химической, металлургической, нефтяной и нефтеперерабатывающей отраслей промышленности, оказывающих значительное негативное воздействие на прилегающие территории, в том числе природные объекты и городские агломерации.

Наблюдается устойчивая тенденция роста концентрации загрязняющих веществ в атмосферном воздухе в целом по стране и, особенно, в городских агломерациях. Значительные превышения предельно допустимых концентраций регистрируются по многим загрязняющим веществам, в том числе по веществам, представляющим особую опасность для населения и живых организмов.

В городах с высоким и очень высоким уровнем загрязнения воздуха, которых в настоящее время насчитывается не менее 123, проживает около 60 процентов городского населения. Приоритетный список городов с наибольшим уровнем загрязнения атмосферного воздуха с 2011 года ежегодно увеличивается. При этом на первый план выходит проблема загрязнения атмосферного воздуха выхлопными газами автотранспорта. В целом по стране вклад этих газов в ухудшение качества воздуха приближается к 45 процентам, в городских же агломерациях он превышает 50процентов. В крупных городах с населением 0,5 - 1,5 миллиона жителей доля загрязняющих веществ, поступающих в воздух с выхлопными газами автотранспорта, составляет 55 – 70 процентов, а в очень крупных городах с населением в несколько миллионов жителей - более 85процентов от общего объема загрязняющих веществ.

Общая площадь земель, находящихся в хозяйственном обороте, в том числе земель сельскохозяйственного назначения, загрязненных органическими и неорганическими веществами, составляет в Российской Федерации около 75 млн. гектаров, включая 60 млн. гектаров ‑ за счет выбросов и сбросов загрязняющих веществ, размещения твердых коммунальных отходов, отходов предприятий горнодобывающей, металлургической, нефтехимической, нефтепререрабатывающей и иных отраслей промышленности.

По данным аэрокосмических съемок, ареалы загрязняющих веществ непосредственно вокруг промышленных комплексов России охватывают территорию в 18 млн. гектаров.

Значительно загрязнены территории базирования частей армии, авиации и флота, занимающих в стране площади около 13 млн. гектаров. Наиболее распространенными загрязнителями почв и земель на объектах Вооруженных Сил являются горюче-смазочные материалы. Очистке от них подлежит более 50 тыс. гектаров земель.

Ситуация с состоянием питьевой воды продолжает оставаться крайне неблагоприятной в первую очередь вследствие сбросов неочищенных сточных вод в поверхностные водные объекты ‑ более 40 процентов населения страны сталкивается с проблемой неудовлетворительного качества питьевой воды.

Отмечаются тенденции сокращения видового биологического разнообразия и ухудшения качества окружающей среды на фоне изменения климата. Неуклонно нарастает число опасных гидрометеорологических явлений. В 2014 году на территории Российской Федерации было зафиксировано 569 таких событий, или самое большое число за 16 лет наблюдений. По сравнению с 2013 годом количество зарегистрированных масштабных опасных гидрометеорологических явлений в 2014 году увеличилось на 24 случая.

Законодательная база для эффективного управления в сфере экологической безопасности до настоящего времени полностью не сформирована, в частности, отсутствует экономически обоснованный механизм установления платы за использование природных ресурсов, не позволяющий их истощать или позволяющий обеспечивать их восстановление.

Неблагоприятная окружающая среды становится причиной ухудшения здоровья и повышенной смертности населения, особенно той ее части, которая проживает в промышленных центрах, вблизи производственных объектов с высоким уровнем негативного воздействия на окружающую среду (металлургических, нефтехимических, нефтеперерабатывающих, нефтедобывающих, горнодобывающих предприятий), крупных городских агломерациях. В этих регионах наблюдается повышенная заболеваемость дыхательной и нервной системы, органов кроветворения и пищеварения, рост аллергических и онкологических заболеваний, иммунодефицита. Превышения по этим заболеваниям в некоторых особенно неблагополучных районах может достигать десятки и даже сотни процентов. Особенно значимые потери несут наиболее уязвимые группы населения – дети, женщины детородного возраста, инвалиды и престарелые. Стремительно развивающиеся погодные аномалии являются фактором дополнительно влияющим на отмеченные негативные процессы.

По экспертным оценкам ежегодно потери величины внутреннего валового продукта России, обусловленные ухудшением качества окружающей среды и связанными с ними экономическими факторами, составляют от 4 до 6 процентов.

В настоящее время расходы бюджетов всех уровней на решение проблем улучшения качества окружающей среды и обеспечения экологической безопасности в Российской Федерации составляют ежегодно в среднем 0,8 процентов от внутреннего валового продукта, что почти на порядок ниже, чем в большинстве развитых государств, несмотря на то, что среда обитания в этих государствах значительно более благоприятна и для биоты, и для населения.

Снижению уровня экологической безопасности Российской Федерации угрожают также планы соседних государств (стран Балтии, Польши, Украины) вести добычу полезных ископаемых в непосредственной близости от российской границы с использованием экологически опасных технологий, что грозит ухудшением качества подземных вод и снижению биологического разнообразия на прилежащих к границам территорий.

Аварийные ситуации на промышленных предприятиях Китая неоднократно приводили к загрязнению поверхностных водоемов, вода которых поступала на российскую территорию.

При этом в сфере обеспечения экологической безопасности на своей территории Российская Федерация имеет пока существенные преимущества перед подавляющим большинством стран мира ‑ ненарушенная хозяйственной деятельностью площадь составляет более 11 млн. кв. километров, или около 65процентов всей территории страны.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16

Глава I. Концептуальные основы ОбеспечениЯ

Экологической безопасности россии

Исследование экологической безопасности предполагает выявление целого ряда теоретико–методологических проблем. Во-первых, необходимо четко определить соотношение понятий «безопасность», «экологическая безопасность», «обеспечение экологической безопасности», выяснить их политический аспект. Во-вторых, актуальной исследовательской задачей является анализ политических факторов обеспечения экологической безопасности, места и роли политики вообще и экологической политики в частности в этом процессе. Такой анализ следует осуществить, исходя из конкретных социально-политических условий того или иного государства. Осмыслению этих проблем и посвящена настоящая глава.

1.1.Экологическая безопасность как форма взаимодействия человека, общества и природы

Необходимым условием жизнедеятельности человечества являются природные ресурсы. Сотни и десятки тысяч лет назад, когда люди еще являлись рядовыми членами сообщества живых существ, обитающих в рамках первозданных ландшафтов, потребности в использовании естественных ресурсов были минимальными и ограничивались пищей и одеждой. С образованием человеческого сообщества и по мере его развития стал усиливаться процесс изъятия из природы различных материалов, использования сил природы. Обеспечение людей необходимыми для их существования различного рода благами, полученными из окружающей среды, становилось одной из важнейших задач общества.

На протяжении ряда веков окружающая среда не представляла проблемы, несмотря на то, что хозяйственная деятельность и ранее порождала нежелательные последствия. Так, например, в эпоху раннего скотоводства и земледелия наблюдается уничтожение лесов в Средиземноморье, засоление почв в междуречье Тигра и Евфрата. Однако биосфера в целом была не затронута 1 . Положение меняется уже к XIX веку: проявляется реакция на развитие индустриальной цивилизации. Усиливающаяся эксплуатация природных ресурсов способствовала их истощению, разрушению экосистем, что ухудшало экологические условия жизни людей. К этому же все в большей степени приводило и создание людьми технических устройств, работа которых была сопряжена с негативными воздействиями на окружающую среду. Таким образом, естественный ход человеческой цивилизации в течение прошлых тысячелетий способствовал обострению проблем экологии, ущемлял интересы людей в данной области.

Со второй половины ХХ века загрязнение окружающей среды достигает в ряде областей порогового уровня, и экологические проблемы приобретают глобальный характер. По данным ООН, в результате нарушения экологических структур и варварского отношения к природным ресурсам утеряна 1/3 почвенного слоя, леса на 2/3 вырублены, степи как тип ландшафта почти исчезли, флора и фауна потеряли почти половину своего генетического разнообразия. Усугубляются проблемы в области обеспечения населения водными ресурсами. Уже сейчас 1/3 мирового населения проживает в странах, испытывающих «водный стресс»: объем потребления воды здесь на 10% превышает объем имеющихся запасов. Уровень грунтовых вод, обеспечивающих водой 1/3 населения планеты, падает в некоторых районах на 1–3 м. в год. При сохранении нынешних тенденция в условиях дефицита воды будут проживать каждые 2 из 3-х жителей Земли. Произошло почти повсеместное загрязнение биосферы Земли токсичными и радиоактивными отходами 2 .

Быстрое снижение качества окружающей среды обострило проблему генофонда человека, длительное время подвергавшегося медленной эрозии. Экологический геноцид охватывает в той или иной мере все население планеты. В нашей стране уровень рождаемости детей с генетическими повреждениями достигает 17%. Это страшная цифра, если учесть, что генные повреждения у 30% особей популяции приводит к ее полной гибели. Человек все острее чувствует свою обреченность перед катастрофически ухудшающейся экологической ситуацией. В обществе усиливается тревога по этому поводу.

Осознание близкой экологической катастрофы на фоне истощения ресурсов, ухудшения качества природной среды и увеличения численности населения заставило страны задуматься о внесении существенных корректив в стратегию развития. В выступлениях ученых, государственных и политических деятелей возрастает внимание к экологическому аспекту в сфере производства, потребления, образования, воспитания.

Идея о необходимости развития человеческого общества в гармонии с окружающим миром не нова. Обратимся к социальным идеям, верованиям, религиозным представлениям, научным концепциям, отражающим представления людей, живших в разные времена, о характере отношений человека и природы.

Еще в Древнем Египте миросозерцание человека основывалось на признании зависимости жизни людей от природы, ее ритмов. В надписях, сделанных на пирамидах и датированных почти XXI в. до н.э., говорится: «Люди погибнут от неумения пользоваться силами природы и от незнания истинного мира» 3 . Правящие круги этой страны в течение тысячелетий вырабатывали нормы природопользования, первоначально на своего рода естественных моделях - священных животных, урочищах и т.д. Учитывались сезонные природные ритмы, календарь в Египте появился около IV тысячелетия до н.э. Уже в то время стали возникать первые природно-заповедные объекты, прежде всего рощи, столь необходимые для сохранения естественных ландшафтов пустынной зоны при условии высокой плотности населения и интенсивной хозяйственной деятельности в долине Нила.

Ключевым учением буддизма и индуизма, предписывающим почтительное отношение к природе, является представление о сансаре (с санскрита - «странствование»), согласно которому душа каждого человека после смерти тела переселяется в другое тело. Причем это может быть тело животного или растения, а не только человека.

В эпоху существования древнегреческой цивилизации государство соизмеряло свою политику с представлениями о свойствах природного окружения. Мышление человека античного времени предполагало взгляд на природу как на нечто подвижное, изменяющееся, цельное явление. Каждый – и свободный, и находящийся в рабстве – должен был подчиняться господствующим законам природы, которые представали перед ним в качестве «рока», судьбы, определяющей всю его жизнь. Для древнегреческой культуры была свойственна поэтизация природы.

В работе «О воздухах, водах и местностях» Гиппократ рассмотрел не только чисто медицинские аспекты взаимодействия человека и природы, выделив в качестве фундаментальной связи, объединявшей людей и окружающую среду, условия их проживания, от чего зависят здоровье и жизнь каждого члена общества. Он сделал попытку наметить концепцию политического развития полиса, включая и его экологические аспекты.

Аристотель полагал, что собственно социальные структуры уходят своими корнями именно в природу. Он проводил аналогии между развитием общества, государства и сообществ живых существ и растений. В своей работе «Законы» Платон ратовал за бережное отношение ко всему живому, к земле. Он выступал против браконьерства, ночной охоты, применения капканов и сетей.

О господстве человека над природой говорится в священной книге иудаистов Торе (с еврейского - Закон). С начала возникновения христианства служители его культа включили Тору в состав Библии, назвав ее «Пятикнижием Моисеевым» и тем самым сделав повеление Бога, данное им иудеям, владеть земной природой повелением Бога христианам.

Заслугой многих древнеримских авторов (Катон, Варрон, Калумелла) является обоснование ими политико-экологических концепций развития государства. В период республики и империи широко использовался опыт предыдущих цивилизаций по охране природы, освоению ее богатств. Римские города, другие населенные пункты являлись образцами соблюдения правил санитарии, которые были достигнуты европейцами лишь в XX в. Они имели развитые системы водоснабжения чистой родниковой водой или водой из горных ледников. Поражают созданные в них системы канализации, другие элементы жилищно-коммунального хозяйства.

Труды римских ученых, хорошо известные их современникам, содержали множество рекомендаций, касающихся уменьшения воздействия вредных факторов на окружающую среду. Так, Страбон сообщал конкретные сведения о вредителях сельского хозяйства и борьбе с ними, о необходимости и способах постройки высоких труб для вредного дыма при выплавке металлов, о городских нечистотах и методах их очистки и т.д.

На стремлении человека к моральному совершенству, в том числе и в результате построения гармонических отношений с окружающим миром, в значительной мере строились идеи Возрождения. Так, Томас Мор в написанном им известном труде «Утопия» обращал внимание на необходимость бережного, благодарного отношения к природе.

О необходимости сохранения баланса экосистемы на Земле в процессе хозяйствования ученые говорили и в XVIII веке. Так, А.Р.Ж. Тюрго (фр.) обосновал закон убывающего плодородия почвы. Т.Р. Мальтус отстаивал точку зрения падения жизненного уровня вследствие того, что рост средств существования растет по арифметической прогрессии, а рост населения – по геометрической прогрессии.

Опубликованная в 1778 г. работа Ж. Бюффона «Эпоха природы» содержала соображения автора о семи периодах развития Земли. В течение последнего, по мнению автора, «к силам природы присоединилось могущество человека». Ученик Ж. Бюффона Ж.Ламарк, продолжая развивать идеи последнего о часто губительном воздействии человека на природу, в начале XX века высказывал пессимистическое убеждение, что человеку суждено истребить себя после того, как он сделает Землю непригодной для обитания.

Фундаментальные основы мировоззрения о взаимозависимости составляющих экосистемы Земли заложены в работах В.И. Вернадского – создателя учения о биосфере и ноосфере 4 , рассматривавшего окружающую среду и деятельность человека интегрированно, в единой системе «природа – общество». Биосфера, согласно Вернадскому, – это специфическая оболочка Земли, в которой физические, химические и энергетические параметры определяются совокупной деятельностью многих поколений живых организмов. Следующая эволюционная стадия биосферы – ноосфера (сфера разума) представляет качественно новую форму организованности биосферы, возникающую в ходе проявления человечества как «мощной геологической силы». Ноосфера ведет к усложнению системы противоречий, пронизывающих целостность жизни в биосфере: фундаментальное динамичное равновесие между «абиогенным и биогенным» дополняется соотношением между «социоприродным и социогенным». Человечество должно вписываться в это равновесие как в условие своего существования, а не нарушать его.

Человек рассматривается Вернадским как природный объект, а человечество – как природное явление, проявление большого природного процесса, длящегося в течение примерно 2 млрд. лет. В течение 20–30 тыс. лет человечество своей деятельностью, разумом содействует переходу биосферы в ноосферу. В этом, в частности по Вернадскому, реализуется необратимость научной мысли как живого вещества. Отсюда делается вывод о невозможности уничтожения цивилизации как части биосферы. Человек, являясь частью природы, представляет собой ценный вид, однако все живое имеет свою значимость. Роль человека заключается в сотрудничестве с природой, а не в ее завоевании. Все, что делается, делается правильно лишь в том случае, если направлено на поддержание систем жизнеобеспечения.

Ведомая человеческой деятельностью жизнь в биосфере выходит на качественно новый уровень самоорганизации, параметры которого в определяющей степени будут зависеть от характера совокупной активности человечества. Идеей о ноосфере Вернадский впервые в науке ХХ в. поставил вопрос о необходимости переосмысления роли и значения человеческой деятельности, направляемой развитием научной мысли, гармонизацией социального порядка в системе планеты. Учение Вернадского о взаимоотношении природы и общества имело определяющее значение для формирования современного экологического сознания, явилось теоретической базой природоохранных мероприятий.

Вернадский работал до создания и применения атомной бомбы, широкого использования в экономике атомных установок, космических запусков, грандиозной милитаризации на основе экологически опасного вооружения. Вряд ли в наши дни ученый смог бы утверждать, что человечество не может быть уничтожено, «т.к. оно является частью биосферы». Но и тогда Вернадский обращал серьезное внимание на нравственную ответственность ученых за использование научных открытий и научной работы для разрушительной, противоречащей идее ноосферы цели.

Таким образом, несмотря на то, что человечество располагало системой научных знаний об объективных законах жизни общества на Земле, оно не сумело вовремя ими воспользоваться и допустило серьезные нарушения в системах жизнеобеспечения. Не задумываясь о последствиях своей деятельности, люди оказались заложниками технократии. «Безнравственность в отношении к природе, – пишет В.И. Осипов, академик, директор Института геоэкологии РАН, – отражается на росте деструктивных настроений в обществе, приводит к разгулу национализма, наркомании, терроризму, падению морали. Политические процессы не способствуют стабилизации ситуации» 5 . Усиление экологического стресса, увеличение числа «экологических» беженцев может привести к возникновению конфликтов из-за перераспределения природных ресурсов.

В международном и внутристрановом масштабах стоит сложная новая задача обеспечения экологизации макроэкономических процессов. Как отмечалось на Саммите ООН в сентябре 2000 г., организационным структурам зачастую недостает профессионального кругозора, информационного потенциала, позволяющих не отставать от быстро меняющейся глобальной повестки дня. Любая деятельность должна ориентироваться не просто на достижение высокой экономической эффективности, но и на экологическую безопасность, которая стала одним из главных критериев социально-экономического развития.

Экологическая безопасность основывается на осознании того, что человечество – неотъемлемая часть природы и полностью зависит от нее; на признании необходимости выработки превентивных экологических запретов и мер ответственности за загрязнение природных объектов; на обязательности создания социально-экономического механизма при взаимодействии «природа-товар-деньги-природа»; на приемлемости только «экологосовместимых» и «безопасных» для природных объектов технологий и техники; на признании приоритета экологической безопасности при организации любых видов деятельности.

По мнению ряда ученых-экологов, «экологическая безопасность имеет стохастический (неопределенный) характер, обусловленный неполнотой знаний об устойчивости экосистем и последствиях ее нарушения. Полная гармония между обществом и природой недостижима, так как неизбежно возникают непредвиденные виды критических социально-экологических ситуаций. Необходим контроль экологической безопасности не только для предотвращения критических ситуаций, но и для управления ими» 6 . В значительной части проблемы обеспечения экологической безопасности оказываются проблемами управления, ибо главное отличие всего предшествующего развития от будущего устойчивого социоэкоразвития заключается в том, что им необходимо разумно и опережающе управлять.

Таким образом, сущность экологической безопасности заключается в таком снижении антропогенного пресса на биосферу, чтобы цивилизация в нее органически «вписывалась» и могла существовать неопределенно долго. Предшествующее развитие человечества, как и отдельных государств, будучи стихийным и тем самым неуправляемым, вело лишь к увеличению антропогенного давления посредством экономического и демографического роста, воздействия на природу неэкологизированной науки, технологий и производства.

Можно считать, что эпоха естественно-исторического развития исчерпала себя и должна наступить эпоха искусственно конструируемого развития общества (а не природы) с тем, чтобы сделать его деятельность адекватной естественным (прежде всего биосферным) законам, признать их примат над общественными законами. Необходимо создать такие условия, чтобы реализовались лишь те законы социального развития, которые не просто не противоречат сохранению окружающей среды, но позволяют человечеству выжить и далее устойчиво развиваться, не деградировать, как сейчас, а достичь нового качества, более высокого, чем это было до сих пор.

Российская промышленность, энергетические объекты, транспорт, инфраструктурные комплексы постоянно увеличивают техногенную нагрузку на природные экологические системы, возросло негативное воздействие на окружающую среду, состояние здоровья и качество жизни населения.

Качество компонентов окружающей среды 20% территории России характеризуется как удовлетворительное, однако на 15% территории, где сосредоточены большая часть населения страны, производственные мощности и наиболее продуктивные сельскохозяйственные угодья, природные экосистемы сильно угнетены или деградировали.

Ежегодно в атмосферный воздух поступает более 30 млн т загрязняющих веществ. Под воздействием высокого и очень высокого загрязнения атмосферного воздуха находится 19% городского населения, проживающего в 27 субъектах РФ. В крупных городах вклад автотранспорта в загрязнение атмосферного воздуха составляет от 50 до 90%. Ежегодно возрастают совокупные выбросы парниковых газов, основным источником которых является сжигание ископаемого топлива. Загрязняющие вещества накапливаются в почве и земле, водных объектах, объектах флоры и фауны, которые становятся вторичным источником загрязнения.

За счет загрязнений, привносимых промышленными и бытовыми сточными водами, стоками с сельскохозяйственных угодий, состояние 15% водных объектов, используемых в качестве источников централизованного питьевого водоснабжения, характеризуется как не отвечающее санитарно- эпидемиологическим требованиям.

Практически во всех регионах сохраняется тенденция к ухудшению состояния почв и земель. Основными негативными процессами, приводящими к деградации земель, почвенного и растительного покрова, являются водная и ветровая эрозия, переувлажнение и заболачивание, подтопление, засоление и осолонцевание. Более половины площади сельскохозяйственных угодий подвержено этим процессам. Опустыниванием в той или иной мере охвачено 27 субъектов РФ на площади более 100 млн га, в результате чего природные пастбища теряют свою продуктивность. Общая площадь загрязненных земель, находящихся в хозяйственном обороте, составляет порядка 75 млн га. Зоны распространения загрязняющих веществ, способных накапливаться в почве, охватывают территорию в 18 млн га непосредственно вокруг промышленных комплексов. Площадь нарушенных земель, утративших свою хозяйственную ценность или являющихся источником отрицательного воздействия на окружающую среду, составляет более 1 млн га.

Накоплено более 30 млрд т отходов производства и потребления, из которых более 400 тыс. т являются чрезвычайно и высокоопасными и более 30 млн т умеренно опасными. Возрастает количество отходов, которые не вовлекаются во вторичный хозяйственный оборот, а направляются на размещение. Особую опасность представляют стойкие органические загрязнители, содержащиеся в ранее используемых в сельском хозяйстве пестицидах, а также в электротехническом оборудовании, которых накоплено более 75 тыс. т. Ими в первую очередь загрязнены территории, где они производились и использовались, однако вследствие речного стока и атмосферного переноса на большие расстояния загрязнению подверглись удаленные территории, в том числе Арктическая зона РФ.

По результатам инвентаризации выявлено 340 объектов прошлой хозяйственной деятельности, являющихся потенциальным источником угроз жизни и здоровью 17 млн человек, хозяйственному потенциалу нс рекультивированных, но подлежащих рекультивации территорий и акваторий. В настоящее время функционирует свыше 170 тыс. опасных производственных объектов. На фоне общего загрязнения окружающей среды и глобального изменения климата усиливаются масштабы экологических последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Имеются территории с зонами радиоактивного загрязнения (повышенные уровни гамма-фона фиксируются на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате аварий на Чернобыльской АЭС в 1986 г., на производственном объединении «Маяк» в 1957 г.). Дополнительный вклад в радиоактивное загрязнение окружающей среды внесли техногенные радионуклиды, поступившие с воздушными массами в результате аварии на японской АЭС «Фукусима-1».

Необходимо отметить, что состояние здоровья человека на 20-25% определяет состояние окружающей среды. Численность населения, подверженного воздействию комплексной химической нагрузки, за последние три года в среднем составила около 90 млн человек, физических факторов - 52 млн человек, комплекса биологических факторов - 60 млн человек.

Интенсификация хозяйственной деятельности, сопровождаемая увеличением техногенной нагрузки на окружающую среду, на фоне наблюдаемых изменений климата ослабляет способность экосистем к восстановлению, являющуюся одним из значимых факторов устойчивого развития. Противоречие между экологическими системами, имеющими веками отлаженную замкнутую технологию обмена веществ, и производственными системами, не обеспечивающими в полной мере безотходных технологий и созданными в надежде на самовоспроизводство природных экосистем, создает предпосылки перехода биосферы к критическому состоянию.

Экологический кризис характеризуется рядом признаков:

  • - развитие противоречий во взаимодействии общества и природы достигает опасного для экологических систем предела;
  • - наличие реальной угрозы жизни и здоровью людей;
  • - необратимые изменения в экологических системах, которые сказываются на состоянии всей экологической системы Земли;
  • - истощение экологических систем, ведущее к нехватке природных ресурсов;
  • - деградация экологических систем, нарушение экологического равновесия (при нарушении экосистемы хотя бы на 1/10 часть она становится неустойчивой и в любой момент может произойти ее необратимое разрушение даже от незначительного воздействия).

Можно выделить два основных источника экологической опасности.

нерациональное экологопользование и ведомственный подход в эколого- пользовании.

Нерациональное экологопользование проявляется в создании и применении средств производства, опасных для окружающей среды и экологических систем, и в совершении действий, ведущих к нарушению экологического баланса. Оно может быть устранено мерами правоприменительной деятельности правоохранительных органов.

Ведомственный подход в экологопользовании устраняется значительно сложнее. При такой системе экологопользования даже соблюдение закона не ограждает природные объекты от причинения вреда. Необходима согласованная работа всех ведомств по охране окружающей среды, рациональному использованию природных богатств, составляющих единую экологическую систему страны, а также дальнейшее совершенствование законодательства.

Несмотря на принимаемые меры по снижению уровней воздействия химических, физических, биологических и иных факторов на окружающую среду, по предотвращению аварийных ситуаций на опасных производственных объектах, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, уменьшению их опасности и ликвидации их последствий, прогнозированию и адаптации к неблагоприятным изменениям окружающей среды, на урбанизированных территориях сохраняются угрозы экологической безопасности.

С учетом оценки экологической ситуации, вызовов и угроз экологической безопасности Российской Федерации разработан и опубликован проект Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года (далее - Стратегия экологической безопасности РФ), определяющий основные направления государственной политики по обеспечению экологической безопасности.

Под экологической безопасностью понимается состояние защищенности человека, общества и государства от угроз, вызываемых изменениями окружающей среды в результате хозяйственной и иной деятельности, а также природных явлений.

Экологическая безопасность достигается проведением единой государственной политики, представляющей собой совокупность скоординированных мер политического, правового, социально-экономического, организационного, информационного и иного характера, направленных на предотвращение внутренних и внешних угроз экологического характера.

Правовой основой обеспечения экологической безопасности являются Конституция РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности», другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ, регулирующие отношения в сфере обеспечения экологической безопасности.

Экологическая безопасность является составляющей национальной безопасности. Субъектами национальной безопасности, а значит, и экологической безопасности, являются человек, общество и государство (их жизненно важные интересы, имущественные ценности, природные ресурсы и др.). Выявление и предупреждение угроз, обусловленных природными явлениями различной интенсивности, хозяйственной и иной деятельностью, оказывают решающее влияние на уровень экологической безопасности.

Основными принципами обеспечения безопасности являются:

  • 1) соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина;
  • 2) законность;
  • 3) системность и комплексность применения государственными органами, органами местного самоуправления политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер обеспечения безопасности;
  • 4) приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности;
  • 5) взаимодействие государственных органов с общественными объединениями, международными организациями и гражданами в целях обеспечения безопасности.

Российская Федерация сталкивается как с вызовами, перед которыми стоят все страны, так и с вызовами, обусловленными внутренними факторами.

К вызовам экологической безопасности глобального характера относятся: изменение климата; истощение озонового слоя Земли; деградация основных компонентов биосферы, включая сокращение биологического разнообразия, что приводит к снижению способности экосистем к саморегуляции; увеличение численности населения планеты при сокращении территорий, пригодных для проживания людей; рост потребления природных ресурсов при сокращении их запасов.

К внутренним вызовам экологической безопасности Российской Федерации относятся: преобладание ресурсодобывающих и ресурсоемких секторов в структуре экономики; высокая степень износа основных производственных фондов и низкий уровень технологической модернизации экономики; низкий уровень затрат на охрану окружающей среды; большое число опасных производственных объектов, а также неликвидированных объектов накопленного экологического ущерба.

Угрозы экологической безопасности Российской Федерации, обусловленные вызовами, представляют аварии, чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, хозяйственная деятельность, осуществляемая с нарушением нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, нормативов допустимого изъятия компонентов природной среды, требований безопасности, а также незаконная хозяйственная и иная деятельность, включая браконьерство, террористические действия с использованием опасных химических веществ и биологических агентов.

Цель государственной политики Российской Федерации в сфере обеспечения экологической безопасности состоит в предотвращении негативных изменений окружающей среды, обусловленных хозяйственной и иной деятельностью, а также природными явлениями.

Проектом Стратегии экологической безопасности РФ предусмотрено решение основных задач государственной политики в области обеспечения экологической безопасности по следующим направлениям:

  • совершенствование нормативно-правовой базы;
  • государственное регулирование;
  • промышленная и научно-техническая политика;
  • фундаментальная и прикладная наука, технологии и средства обеспечения экологической безопасности;
  • повышение квалификации кадров в области обеспечения экологической безопасности;
  • экологическое образование и просвещение;
  • развитие международного сотрудничества.

Основным источником ресурсного обеспечения мероприятий, предусматриваемых Стратегией экологической безопасности РФ, должны быть государственные, федеральные целевые, региональные, отраслевые и корпоративные программы. Их разработка позволит выявить приоритетные проблемы экологической безопасности, выделить объекты и регионы, которые нуждаются в первоочередном вложении средств, определить механизмы и инструменты экологической политики, которые необходимо подвергнуть корректировке или дополнению.

Граждане и общественные объединения участвуют в реализации государственной политики в сфере обеспечения экологической безопасности в соответствии с законодательством РФ.

Согласно проекту Стратегии экологической безопасности РФ основные направления, цели и приоритеты обеспечения экологической безопасности определяет Президент России. Он осуществляет координацию реализации данной Стратегии. Федеральное Собрание РФ осуществляет законодательное регулирование в сфере экологической безопасности. Правительство РФ организует реализацию внутренней и внешней политики Российской Федерации в сфере обеспечения экологической безопасности. Совет Безопасности РФ обеспечивает оценку состояния экологической безопасности, формирование государственной политики в сфере обеспечения экологической безопасности и контроль за ее реализацией, прогнозирование, выявление, анализ и оценку угроз экологической безопасности, выработку мер по их нейтрализации, подготовку Президенту РФ предложений о мерах, необходимых для обеспечения экологической безопасности.

Координацию действий федеральных органов государственной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и иных государственных органов и организаций, направленных на реализацию основных задач государственной политики в сфере обеспечения экологической безопасности, а также реализацию возложенных на Совет Безопасности РФ задач в сфере обеспечения экологической безопасности осуществляет Межведомственная комиссия Совета Безопасности РФ по экологической безопасности. Контроль за ходом реализации данной Стратегии осуществляет Совет Безопасности РФ в рамках ежегодного доклада Президенту России.

Эффективность реализации Стратегии экологической безопасности будет оцениваться достижением заданных Стратегией значений индикаторов (показателей) состояния экологической безопасности. К основным индикаторам (показателям) состояния экологической безопасности относятся: средняя продолжительность жизни; смертность среди младенцев (до одного года) на тысячу родившихся; численность населения в городах с высоким и очень высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха; удельный объем выбросов от стационарных источников и автомобильного транспорта на душу населения; удельный объем выбросов парниковых газов на единицу ВВП; удельный объем образованных отходов всех классов опасности на единицу ВВП; доля утилизированных и обезвреженных отходов всех классов опасности от общего количества образующихся отходов всех классов опасности и др.

Вопросы и задания для самоконтроля

  • 1. Что является правовой основой экологии человека?
  • 2. В чем состоит цель экологии человека, каким должно быть отношение человека к природе?
  • 3. Каковы роль и задачи экологического воспитания и экологического образования?
  • 4. Раскройте основные концептуальные положения экологического развития России.
  • 5. Охарактеризуйте экологическую систему как объект правового регулирования.
  • 6. Дайте характеристику экологической ситуации в России.
  • 7. Что понимается под экологической безопасностью, каковы внутренние вызовы экологической безопасности и вызовы экологической безопасности глобального характера?
  • 8. Какова цель государственной политики в сфере обеспечения экологической безопасности и основные направления обеспечения экологической безопасности?
  • Катастрофа на Чернобыльской АЭС привела к радиоактивному загрязнению значительной части Европейской территории бывшего СССР. Наиболее загрязненными в Россииоказались территории Брянской, Тульской, Калужской и Орловской областей. Населенныепункты, отнесенные к зонам радиоактивного заражения, имеются еще в 10 регионах России.Это крупнейшая экологическая катастрофа в истории человечества. Долгоживущих радионуклидов поступило в биосферу в 66 раз больше, чем в результате взрыва в Хиросиме (см.:Природа. 1991. №5. С. 41).