Где установлен памятник воину освободителю. Трептов-парк — особое место

May 9th, 2015

Берлин как ни один немецкий город связан с историей Второй Мировой войны и особенно с той ее частью, которая в России называется Великой Отечественной. Взятие Берлина стало заключительной победой советских войск и союзников. Легендарный снимок - хоть и постановочный - водружения красного знамени на рейхстаге стал символом победы в самом кровопролитном столкновении XX века. Тысячи советских солдат, участвовавших в сражениях, погибли при штурме города, и после окончания войны в поделенном на сектора Берлине победители построили памятные захоронения в честь павшим солдатам своих армий. И хотя мемориалы союзников не менее интересны (и о них мы обязательно еще расскажем), именно советские памятники являются наиболее выдающимися как в историческом, так и в архитектурном плане. К 70-летию Победы мы подготовили обзор советских мемориальных комплексов и памятников.

Все они, кроме мемориала в Тиргартене, были построены в советском секторе, ставшем потом Восточным Берлином. По соглашению об охране памятников воинской славы, подписанному Германией и Россией в 1992 году, немецкое государство обязуется следить и ухаживать за комплексами и памятниками, расположенными на его территории. Поэтому все памятные места находятся в превосходном состоянии, многие были отреставрированы. Каждый год 8 мая, в день окончания войны, проходит возложение цветов к памятникам советским воинам, куда приходят ветераны, представители властей и просто жители города.

Мемориальный комплекс в Тиргартене (Sowjetisches Ehrenmal Tiergarten)


Созданный скульпторами Л. Кербелем и В. Цигалем мемориал был торжественно открыт 11 ноября 1945 года в Тиргартене, на Шарлоттенбургском шоссе (теперь улица 17 июня), при участии парада союзнических войск. Вплоть до вывода советских войск из Германии в 1994 году территория памятника была советским анклавом в британском секторе, где несли почетный караул советские солдаты.

Комплекс перекрывает собой одну из аллей парка, на месте которой по планам главного архитектора Рейха Альберта Шпеера должна была проходить Ось Север-Юг, главная улица будущей столицы мира. Памятник представляет собой вогнутую колоннаду, шесть родов войск символизируют шесть колонн, материалом для которых послужили разрушенные гранитные опоры Рейхсканцелярии. На центральной, более высокой колонне, стоит восьмиметровая статуя солдата с винтовкой на плече. По обеим сторонам колоннады размещены два танка Т-34 и две гаубицы МЛ-20, участвовавшие в битве за Берлин.

За спиной солдата расположен сад со сторожевыми помещениями и могилами около 2500 павших солдат.

Мемориальный комплекс в Трептовер-парке (Sowjetisches Ehrenmal im Treptower Park)


Центральный мемориал павшим советским воинам располагается в Трептовер-парке и представляет собой грандиозный архитектурно-скульптурный ансамбль. Мемориал был построен по победившему в конкурсе проекту скульпторов Е.Вучетича и Я.Белопольского и открыт 8 мая 1949 года в центральной части парка.

На обоих входах на территорию комплекса на Пушкиналлее и на улице Am Treptower Park установлены гранитные арки с надписью "Вечная слава...". Отходящие от них аллеи ведут к площади с трехметровой скульптурой скорбящей Матери-Родины из светло-серого камня на гранитном пьедестале. Усаженная березами и тополями дорога идет к гранитным террасам, по обеим сторонам которых возвышаются громадные приспущенные знамена. У их подножия преклонили колена два бронзовых воина.

В центральной части комплекса ступенями поднимаются пять квадратных террас - символических братских могил. По обеим сторонам на равном расстоянии установлены ряды саркофагов с барельефами, изображающими сцены из мирной и военной жизни - 16 по числу на тот момент союзных республик. Шестнадцатой республикой СССР была с 1940 по 1956 годы Карело-Финская ССР. На саркофагах выбиты цитаты Сталина на русском и немецком языке. Несмотря на критическое отношение к фигуре Сталина, позже было решено оставить надписи как свидетельство истории.

В конечной точке ансамбля возвышается центральный объект - монумент "Воин-освободитель". 13-метровая бронзовая скульптура, отлитая в Ленинграде, стоит на постаменте-мавзолее, расположенном на насыпном кургане. В левой руке советский воин держит спасенную им немецкую девочку, в правой - опущенный меч, которым он разбивает лежащую у ног нацистскую свастику. В основу сюжета положено реальное событие - 30 апреля 1945 года сержант Николай Иванович Масалов во время штурма возле Тиргартена под пулеметным огнем спас и вынес немецкую девочку. Все элементы символичны - воин олицетворяет Советскую армию, девочка - освобожденную новую Германию. Меч, являющийся копией средневекового меча псковского князя Всеволода, по задумке Вучетича - тот самый меч, который передает рабочий в Магнитогорске (скульптура "Тыл - фронту"), поднимает над собой Родина-Мать в Волгограде ("Родина-мать"), и теперь, разбив символ фашизма, опускает воин, знаменуя окончание войны.

Мавзолей, служащий основанием для фигуры воина, представляет собой круглый купольный зал. Стены украшены мозаикой, которая изображает народ, приносящий дань памяти павшим солдатам.

Во времена ГДР здесь проходили торжества в годовщину окончания войны, а в 1994 году здесь состоялась прощальная церемония перед выводом советских войск из Германии, в которой принимали участие российские и немецкие солдаты, а также канцлер Коль и президент Ельцин. В 2003 году скульптуру было решено реставрировать. Ее разобрали на части и перевезли на барже на остров Рюген в мастерскую по реставрации, а в 2004 году вернули на место. Теперь каждый год люди возлагают цветы в память о погибших в войне, а неподалеку от входа в комплекс проходит ежегодный .

Puschkinallee, Treptower Park

Мемориальный комплекс в Панков-Шёнхольце (Sowjetisches Ehrenmal Schönholzer Heide)


Кладбище-памятник воинам Советской армии в берлинском районе Панков-Шёнхольц - самое крупное захоронение павших советских солдат в Германии, здесь покоятся более 13 000 из общего числа 80 000 погибших при штурме Берлина. Однако в отличие от двух других мемориалов в Тиргартене и Трептове комплекс в Панкове не так известен.

Мемориал был возведен в 1947 - 49 годах по планам архитекторов К. А. Соловьёва, М. Белавенцева, В. Д. Королёва и скульптора И. Г. Першудчева. У входа в мемориал стоят гранитные колонны с бронзовыми венками и чашами, изображающими вечный огонь.

Воротами на территорию комплекса служат два здания с башнями, внутри которых в помещении наподобие древнеегипетских гробниц стоят полутораметровые бронзовые урны. Потолок состоит из витража с изображением герба СССР, а на стенах выложены изречения Сталина на русском и немецком языках.

В центре ансамбля, как и в Трептове, установлены 16 саркофагов. Они ведут к 33-метровому обелиску, перед которым возвышается скульптура скорбящей Родины-Матери, перед которой лежит покрытый знаменм павший воин. На пьедестале выбиты имена погибших офицеров.

На всем протяжении стены вокруг комплекса нанесены таблички с именами опознанных павших солдат. Удалось установить имена лишь около 3000 воинов, более 10 000 остаются безымянными. Между табличками находятся бронзовые светильники с пламенем из рубинового стекла.

Вплоть до недавнего времени мемориал находился в не самом лучшем состоянии, но в 2013 году был полностью отреставрирован.

Germanenstraße 43, Schönholz

Памятник в Хоэншёнхаузене (Sowjetisches Ehrenmal Küstriner Straße)


Открытый в 1975 году памятник на Кюстринер Штрассе в районе Хоэншёнхаузен был создан скульптором И.Г.Першудчевым, автором скульптур мемориала в Панкове. Между жилыми домами разбита лужайка, посреди которой плитами выложена площадка. Белая бетонная стелла с бронзовым барельефом, изображающая воинов и сцены сражений, находится на заднем плане ансамбля, а перед ней в центре площади расположена красная звезда.

Küstriner Straße 11, M5 Werneuchener Str.

Мемориальное кладбище в Марцане (Sowjetischer Ehrenhain Parkfriedhof Marzahn)


Место захоронения около 500 солдат и 50 офицеров на территории паркового кладбища в Марцане было открыто в 1958 году по инициативе ГДР и с согласия военного руководства советских войск. Архитектор Й. Миленц и скульптор Э. Кобберт создали квадратный сквер, у входа в который стоят два каменных склоненных знамени, а в центре возвышается обелиск из красного гранита, увенчанный звездой.

На другом конце комплекса небольшая вымощенная площадка, на которой стоит символическая урна. По бокам ее два камня с высеченными надписями; такие же камни установлены у входа в мемориал.

По обе стороны от дороги трава покрывает таблички с именами погибших солдат.

Обелиск в Каульсдорфе (Sowjetisches Ehrenmal Kaulsdorf)

Памятник был построен в 1946 году в месте захоронения павших солдат. Позже их останки были перенесены на вновь построенный мемориал в Трептове.

Brodauer Straße 12, Kaulsdorf

Обелиск в Руммельсбурге (Sowjetisches Ehrenmal Rummelsburg)


Простой обелиск из желтого кирпича со звездой и латунной табличкой на немецком языке расположен возле церкви Erlöserkirche в Руммельсбурге.

Nöldner Straße 44, Rummelsburg

Обелиск в Рансдорфе (Sowjetisches Ehrenmal Rahnsdorf)


На границе города на юго-востоке, около Мюггельзее установлен обелиск с пятиконечной звездой наверху. На нем выбиты имена и дата смерти советских солдат, погибших при штурме на этом направлении.

Geschwister-Scholl-Straße 76, Rahnsdorf

Обелиск в Бухе (Sowjetisches Ehrenmal Buch)


Памятник в форме пирамиды, стоящей на постаменте с колоннами, расположен прямо рядом со станцией в Бухе, в бывшем дворцовом парке (сам дворец, к сожалению, не сохранился).

Wiltbergstraße 13, Buch

Обелиск в честь 8 мая 1945 года на Herzbergstraße

В первые месяцы после окончания войны в парке городской больницы в Херцберге был воздвигнут обелиск в память о погибших в войне. У входа к памятнику установлены ворота и разбиты клумбы. На бетонном обелиске только рельеф в форме ордена Красной Звезды - главного боевого ордена советской армии - и белая табличка с надписью "8. Mai 1945".

на территории больницы KEH, Herzbergstr. 79, M8 Evangelisches Krankenhaus KEH

Памятный камень на Остзееплатц


Камень расположен между жилыми домами на Остзееплатц в Пренцлауер Берге.

Ostseestraße 92, M4 Greifswalder Str./Ostseestr.

Памятная доска у станции Шёнхаузер Аллее


Рядом с выходом со станции метро Шёнхаузер Аллее на стене моста через железнодорожные пути можно обнаружить несколько бронзовых табличек с рельефами. Это произведение скульптора Гюнтера Шютца, созданное в 1985-86 годах. Четыре барельефа изображают период борьбы с национал-социализмом и время войны, а последняя символизирует освобождение Берлина советскими воинами.

угол Schönhauser Allee и Dänenstraße, + Schönhauser Allee

Стелла в Адлерсхофе

Две бетонные стеллы расположены на площади перед станцией Адлерсхоф, на одной из них надпись в честь Дня освобождения - 8 мая 1945 года.

Platz der Befreiung, Adlershof

Первый освобожденный дом в Марцане


Красный каменный дом под номером 563 по Ландсбергер аллее считается первым домом Берлина, освобожденным во время наступления советских войск.

21 апреля 1945 года бойцы 5-й ударной армии под командованием генерал-полковника Н.Е.Берзарина достигли границы Берлина и подняли красное знамя на крыше этого дома. Берзарин стал первым комендантом Берлина, однако через два месяца, 16 июня 1945 погиб в автокатастрофе. Именем Н.Э.Берзарина названа площадь во Фридрихсхайне (Bersarinplatz), а сам он внесен в список почетных граждан Берлина. На месте его гибели, на перекрестке Шлоссштрассе и Вильгельмштрассе (ныне Ам-Тирпарк и Альфред-Ковальке-Штрассе) в районе Фридрихсфельде, установлен памятный камень.

Сейчас в доме-памятнике расположены учреждения, однако надпись на стене и табличка напоминают, что именно отсюда началось освобождение Берлина.

Landsberger Allee 563, M6 Brodowiner Ring

Германо-российский музей «Берлин-Карлсхорст»


Танк Т-34 с надписью "За Родину" установлен на гранитном постаменте возле Германо-Российского музея в Карлсхорсте. Музей располагается в историческом здании, в котором 8 мая 1945 года был подписан акт о безоговорочной капитуляции нацистской Германии, и посвящен истории Второй Мировой войны, а также истории советско-германских отношений за период 1917 - 1990 годов. Музей также может похвастаться экспозицией военной техники, включая легендарную "Катюшу" и танк ИС-2.

Zwieseler Straße 4, Karlshorst

Воинский мемориал в , ; крупнейший в Европе памятник советскому солдату. В нем захоронено более 7000 советских воинов. Высота сооружение составляет 12 м, а вес - примерно 70 тонн. Этот монументальный памятник включен в по версии нашего сайта.

Территориально он расположен в одном из крупнейших парков германской столицы, в Трептов-парке. Добраться до него из центра можно на городской электричке S-Bahn. Сойти нужно на остановке Treptower Park. После выхода из метро нужно немного пройти пешком в сторону Пушкинской аллеи.

Мемориал воину-освободителю был воздвигнут в 1947-49 гг. как символ победы советского народа над фашизмом. Центральным элементом комплекса является массивная фигура солдата с ребенком на руках. Известно, что прототипом скульптуры был солдат по фамилии Масалов, спасший немецкую девочку во время штурма Берлина.

Над созданием скульптуры работали выдающиеся советские мастера. Еще один акцент в композиции сделан на громадный меч в другой руке солдата. Считается, что это тот же меч, который Родина-мать поднимает над собой в Волгограде. Перед бронзовой скульптурой солдата располагается мемориальное поле с братскими могилами.

У самого входа в памятный зал возвышается Родина-мать, скорбящая о своих погибших сыновьях. По бокам монумент окружают российские березки. В 2003 году скульптура воина была всецело отреставрирована, и теперь она обновленная встречает своих посетителей.

Фото достопримечательности: Монумент Воину-освободителю

21 июля 1950. Источник : Деутсчес Бундесарчив ( Герман Федерал Арчиве ), Билд 183- С 99134. Автор фото : Стурм , Хорст

Статуя советского Воина - Освободителя в Тре птов парке , Берлин .

Воин-освободитель - монумент в берлинском Трептов-парке. Скульптор Е. В. Вучетич, архитектор Я. Б. Белопольский. Открыт 8 мая 1949 года. Высота - 12 метров.

Центром композиции является фигура советского солдата с опущенным мечом и ребёнком на руках, стоящим на обломках свастики. Считается, что прототипом для скульптора послужил советский солдат, уроженец села Вознесенка Тисульского района Кемеровской области, Николай Масалов, спасший немецкую девочку во время штурма Берлина в апреле 1945 года. Создавал Е.В. Вучетич монумент Воина-освободителя с десантника Ивана Одаренко из Тамбова.

Осенью 2003 года скульптура воина была разобрана и отправлена на реставрацию. Весной 2004 года отреставрированная скульптура вернулась на своё прежнее место.

В канун четвертой годовщины победы над фашистской Германией, 8 мая 1949 года, в Берлине был торжественно открыт памятник советским воинам, павшим смертью храбрых при штурме германской столицы.

Последний оплот фашизма сопротивлялся отчаянно. Штурм был жестоким, многие погибли в сражении. Героев похоронили в центре Берлина, в старинном Трептов-парке.
«Родина не забудет своих героев» вырублено в камне над братской могилой четырех Героев Советского Союза. И как символ Родины скорбно склоняются над гранитной плитой две белые березки. Их привезли сюда из Смоленщины вместе с родной землей. В шепоте их нежной листвы, в трепетании тонких ветвей слышатся звуки родной земли, вечной любви и признательности народа.

Голубоватые седые ели, платаны и липы живой стеною встали по полукругу двух небольших площадей, вбирающих людской поток берлинских улиц. Окаймляющие их борта - скамьи из светлосерого гранита - примыкают к мощным одно-пролетным аркам, открывающим вход на территорию памятника.

Суровы и строги гранитные монолиты арок. Венок и гирлянды из дубовых и лавровых листьев, щиты с орденами, даты и лаконичные надписи - все вырублено как бы из цельного блока и усиливает впечатление монументальности сооружений. Впечатление суровой торжественности не оставляет человека на всем пути до статуи «Мать-Родина».

В неширокой аллейке почти над головой шелестят липы, убегает вдаль светло-серая с черной каймой дорожка... Она ведет на маленькую площадь, где на фоне седых елей четко вырисовывается гранитная фигура женщины, утомленно опустившейся на скамью. В глубокой скорби склонилась на грудь голова, рука словно хочет сдержать затрепетавшее сердце... И, как будто разделяя материнские чувства, склонили к земле свои кудрявые кроны березки, посаженные вокруг площади. Но нет безнадежного отчаяния на лице матери. Оно застыло в предельном напряжении воли, и сильное волнение выдает лишь рука, сжимающая мягкую шаль. Большая душевная сила воплощена в этом образе. Спокойные линии силуэта, плавный поток мягких складок ее простой одежды, удивительная искренность движения и жеста олицетворяют все то светлое, теплое и родное, что связывается у человека с именем матери.

Фигура Матери-Родины вырублена из светло-серого камня-монолита, размер ее в два с половиной раза больше натурального. Она водружена на невысокий красный пьедестал из полированного гранита. Газон и мозаика из кубиков серого гранита и черного камня-лабрадора создают простое и строгое окружение. От этого памятника открывается вид на главный вход и центральный монумент ансамбля. К ним ведет широкая аллея; окаймленная четырьмя рядами пирамидальных тополей. Их строгие вертикали создают четкий ритм марша, смягченный посаженными перед ними нежными березками. Почти сто метров дорога постепенно поднимается и с высоты в три с половиной метра взору открывается сразу весь центр ансамбля.
Прием неожиданного раскрытия больших пространств часто использовался русскими архитекторами. Он лежит в основе планировки парка Петродвордца и подмосковного комплекса Архангельское.

Колоссальные гранитные террасы ведут в партер, где похоронены герои. Два гигантских приспущенных знамени из красного гранита символизируют отданные героям последние воинские почести. Золотом горят на зеркальной поверхности слова: «Вечная слава воинам Советской Армии, отдавшим свою жизнь в борьбе за освобождение человечества от фашистского рабства». Бронзовые фигуры коленопреклоненных воинов у подножия знамен как бы усиливают звучание торжественного гимна, которым друзья-однополчане провожали павших в бою. Мужественные лица воинов суровы, как сурова солдатская скорбь. Склоняясь над дорогими могилами, они клянутся вечно хранить мир, оплаченный кровью.

На нижней террасе расположена могила четырех Героев Советского Союза. Пять гигантских бронзовых венков на гранитных плитах указывают места братских захоронений. Покрытые яркой зеленью, они красиво оттеняются живописным ковром мозаики из естественного камня: на красном фоне выложены белые лавровые венки Славы. Красная мозаика перекликается по цвету с красными знаменами, усиливая цветовую цельность и акцентируя главную часть ансамбля - могилы павших бойцов. К ним с двух сторон подходят ряды саркофагов с барельефами, изображающими по этапам важнейшие события Отечественной войны.
Скульптор Евгений Викторович Вучетич создал каменную летопись, повествующую о безмерных страданиях, великом мужестве и высоком патриотизме советского народа и его армии.
На одном из рельефов изображены советские люди, занятые мирным трудом. Разбойничье нападение фашистов было внезапным. Вражеские бомбы разрушили заводы, лишили людей крова и хлеба. Плачет женщина у разбитого очага, люди проклинают фашистских извергов.

Весь народ поднялся на защиту отечества.

О единстве фронта и тыла рассказывают рельефы с изображением людей, передающих воинам оружие и свои трудовые сбережения, показывающие народных мстителей-партизан.

Массовый героизм народа воплотился в подвигах Александра Матросова, Зои Космодемьянской, славных панфиловцев и многих других. Эти подвиги запечатлены на одном из саркофагов: воин, бросающийся под вражеский танк со связкой гранат, и герой, грудью закрывший амбразуру вражеского дзота.

Бессмертной славой покрыли себя защитники городов-героев. Их образы тоже увековечены в рельефе.

Советская Армия разгромила фашистов, спасла порабощенные народы Европы. Как родных сыновей, встречали наших воинов в освобожденных странах. На саркофаге показана сцена, символизирующая нерушимую дружбу народов Советского Союза. На последнем рельефе изображены советские люди, воздающие воинские почести погибшим в священной освободительной войне. Восемь саркофагов размещены так, что издали как бы накладываются один на другой, создавая впечатление мощного фриза, подводящего к центру всего ансамбля - статуе воина-освободителя.
Тринадцатиметровая бронзовая фигура солдата олицетворяет Советскую Армию, взявшую в руки оружие со святой целью - освободить от захватчиков свою Родину, уничтожить фашизм, угрожавший человечеству порабощением, защитить мирный труд людей всей земли.

Фигура молодого воина дышит несокрушимой силой. Маленький ребенок доверчиво прильнул к груди доброго великана. Старинный меч, которым воин разрубил свастику, является символом защиты правого и благородного дела, символом борьбы за то, чтобы счастливо жили люди, чтобы спокойно они трудились, не боясь, что огненный шквал войны вновь пронесется над землей.

Статуя воина-освободителя отлично воспринимается со всех сторон, чему способствует ее легкий разворот. Вертикали накинутой плащ-палатки придают фигуре необходимую устойчивость. Основанием монумента служит зеленый курган, напоминающий древние курганы-захоронения. Это вносит еще одну нотку в национальную мелодию всего ансамбля. На кургане возвышается светлый пьедестал фигуры, внутри которого построен мавзолей - торжественное завершение всего ансамбля.

Мавзолей - круглый купольный зал, стены которого украшены смальтовой мозаикой. Художник А. А. Горпенко изобразил народ, приносящий дань благодарности и признательности погибшим. В центре зала на постаменте из черного Лабрадора стоит золотой ларец. В нем хранится книга в сафьяновом переплете, где на нетлеющих листах пергамента записаны имена воинов, павших в боях за Берлин. Зал освещает люстра из хрусталя и рубинов, сделанная в форме ордена Победы.
Мягкий свет и торжественная тишина навевают мысли о великом и вечном - о красоте подвига храбрых, о величии смерти во имя счастья живых.

«Великие подвиги ваши бессмертны. Слава о вас переживет века. Память о вас навсегда сохранит Родина». Глубоко в камень врезаны эти слова. Глубоко западают они в человеческие сердца. Народ приносит цветы и венки на могилы героев.

Памятник советским воинам в центре Европы всегда будет напоминать людям о священном долге каждого - неустанно бороться за мир на земле.

Маленькая немецкая девочка испуганно прижимается к груди советского солдата, который стоит на обломках свастики с опущенным мечом. Это всемирно известный памятник Воину-освободителю в берлинском Трептов-парке. Мемориал был официально открыт 8 мая 1949 года. Авторский коллектив возглавляли архитектор Яков Белопольский и скульптор Евгений Вучетич.

Далеко не всем известно, что по первоначальной задумке, в Трептов-парке, где покоится прах более 5 тысяч советских солдат и офицеров, должна была стоять величественная фигура Сталина с глобусом в руках. Именно таким представлял себе памятник первый советский маршал – Климент Ворошилов, когда сразу после окончания Потсдамской конференции глав союзных держав вызывал к себе скульптора Евгения Вучетича. Однако фронтовик Евгений Вучетич на всякий случай сделал второй вариант – с солдатом Красной армии, держащим на руках немецкую девочку. Оба проекта были представлены Сталину, и тот выбрал «запасной» вариант.

Прототипом «Воина-освободителя» стал сержант Николай Масалов, который 26 апреля 1945 года во время боя вынес трехлетнюю немецкую девочку из зоны обстрела. Сам герой так вспоминал свой подвиг: «Под мостом я увидел трехлетнюю девочку, сидевшую возле убитой матери. У малышки были светлые, чуть курчавившиеся у лба волосы. Она все теребила мать за поясок и звала: «Муттер, муттер!» Раздумывать тут некогда. Я девочку в охапку – и обратно. А она как заголосит! Я ее на ходу и так, и эдак уговариваю: помолчи, мол, а то откроешь меня. Тут и впрямь фашисты начали палить. Спасибо нашим – выручили, открыли огонь со всех стволов».

Первым о подвиге Масалова рассказал маршал Чуйков. Сам факт подвига Масалова подтвержден документально, но во времена ГДР были собраны свидетельства очевидцев и о десятках других похожих случаев по всему Берлину. Перед штурмом в городе оставалось множество жителей. Национал-социалисты не давали гражданскому населению его покидать, намереваясь защищать столицу «третьего рейха до последнего». После войны Евгений Вучетич встретился с Николаем Масаловым, подвиг которого и подсказал ему ключевую идею монумента в Трептов-парке: спасая девочку, солдат защищает мир и жизнь.

Однако в качестве натурщика Вутечич выбрал совершенно другого человека. На праздновании Дня физкультурника скульптор приметил 21-летнего рядового Ивана Одарченко, который участвовал в соревнованиях по бегу. Любопытно, что Одарченко, проходивший службу в Берлине, несколько раз был в карауле памятника «Воину-освободителю». К Ивану постоянно подходили люди и поражались сходству с памятником, однако гвардии рядовой так и не раскрыл посетителям тайну этого сходства. По воспоминаниям Ивана Одарченко, натурщицей для изваяния девочки, которую воин держит на руках, сначала была немецкая девочка, а потом русская – 3-летняя Света – дочка коменданта Берлина генерала Котикова.

Многие считали, что в статуе «Воин-освободитель» меч неуместен, и советовали скульптору поменять его на какое-нибудь современное оружие, например, на автомат. Но Вучетич настаивал именно на мече. К тому же он делал не меч вообще, а точно скопировал меч псковского князя Гавриила, который вместе с Александром Невским сражался за Русь против «псов-рыцарей».

Работы над мемориалом велись в течение 3 лет. Интересно, что для строительства использовали гранит из рейхканцелярии Гитлера. 13-метровая бронзовая фигура «Воина-освободителя» была изготовлена в Санкт-Петербурге и весила 72 тонны. В Берлин ее переправляли частями морским путем.

Осенью 1 октября 2003 года скульптура воина была разобрана и отправлена на реставрацию. Весной 2004 года памятник воинам Советской Армии, павшим в боях с фашизмом в Берлине был возвращен на прежнее место.

Статус памятника и всех советских военных кладбищ закреплен в отдельной главе объединительного договора «два плюс четыре», заключенного между ФРГ, ГДР и державами-победительницами во Второй мировой войне. Согласно этому документу, мемориалу гарантирован вечный статус, а немецкие власти обязаны финансировать его содержание, обеспечивать целость и сохранность. Что и делается самым лучшим образом.

Монумент, установленный в Германии советскому воину-освободителю, который несёт на руках маленькую спасённую девочку, является одним из самых величественных символов Победы в Великой Отечественной войне.

Воин-герой

Внешний был изначально задуман художником А.В. Горпенко. Однако ключевой автор памятника воину-освободителю Е. В. Вучетич смог воплотить свою задумку в жизнь только благодаря решающему слову Сталина. Установку решено было приурочить к 8 мая 1949 года.

Архитектор Я. Б. Белопольский и инженер С. С. Валериус сделали основные наброски будущей скульптуры, однако ключевая часть работы легла на плечи скульптора Е.В. Вучетича, восхищённого подвигом солдата Николая Маслова, который самоотверженно боролся с немецкими оккупантами вплоть до столицы нацистского Рейха.

Именно подвиг рядового солдата, который не побоялся пройти под взрывами снарядов и летящими со всех сторон пулями для того, чтобы спасти маленькую немецкую девочку, сыграл решающую роль в создании памятника советским солдатам в Берлине. Монумент столь выдающемуся человеку должен был быть создан только столь же нестандартной личностью. Решено было установить скульптуру в Трептов-парке в качестве символа победы над фашизмом.

Лучший из лучших

Для того чтобы показать всему миру героический подвиг наших солдат, советское правительство разрешило установить памятник русским солдатам в Берлине. Трептов-парк получил вечное украшение в виде мемориального комплекса только после того, как на конкурсе, в котором участвовали около 33 индивидуальных проектов, были выбраны лучшие из лучших. Причём лидирующей позиции достигли в итоге только два из них. Первый принадлежал Е.В. Вучетичу, а второй - Я.Б. Белопольскому. За тем, чтобы памятник русским солдатам в Берлине был установлен с соблюдением всех идеологических норм, должно было проследить 27-е управление, отвечающее за армейские оборонные сооружения всего Советского Союза.

Поскольку работа была трудной и кропотливой, решено было задействовать более 1000 немецких солдат, отбывающих наказание в советских тюрьмах, а также более 200 рабочих немецкой литейной фирмы Noack, мозаично-витражной мастерской Puhl&Wagner и садоводов, работающих в товариществе Spathnursery.

Изготовление

Советские памятники в Берлине должны были постоянно напоминать немецким гражданам, что ждёт их народ в случае повторения столь ужасных деяний. Монумент решено было изготовить на заводе «Монументальная скульптура», располагающемся в Ленинграде. Памятник русским солдатам в Берлине превышал отметку в 70 тонн, что существенно затрудняло его транспортировку.

Из-за этого конструкцию решено было разделить на 6 основных составляющих и таким образом переправить их в берлинский Трептов-парк. Тяжёлая работа была завершена в первых числах мая под неустанным руководством архитектора Я. Б. Белопольского и инженера С. С. Валериуса, а уже 8 числа монумент был презентован всему миру. Памятник русским солдатам в Берлине достигает в высоту 12 метров и является на сегодняшний день ключевым символом победы над фашизмом в Германии.

Открытием мемориала в Берлине руководил А. Г. Котиков, являющийся генерал-майором Советской армии и выполняющим на то время роль городского коменданта.

Уже к середине сентября 1949 года памятник воину-освободителю в Берлине перешёл под контроль советской военной комендатуры магистрата Большого Берлина.

Реставрация

К осени 2003 года скульптура настолько обветшала, что руководство ФРГ вынесло решение о необходимости проведения в ходе которых памятник воину-освободителю в Берлине был разобран и отправлен на модернизацию. Проходила она практически в течение полугода, в результате чего уже в мае 2004 года обновлённая фигура советского героя вернулась на исконное место.

Автор памятника "Воин-освободитель"

Скульптор памятника Викторович Вучетич на сегодняшний день - наиболее известный монументалист советского времени.

Кто он, герой?

Памятник в Берлине был выполнен с использованием фигуры советского солдата — героя Николая Маслова, уроженца села Вознесенки. Проживал этот героический человек в Тульском районе Кемеровской области. Ему удалось во время штурма Берлина в апреле 1945 года спасти маленькую немецкую девочку. Во время проведения операции по освобождению Берлина от остатков фашистских формирований ей исполнилось всего 3 года. Она сидела в развалинах здания около тела погибшей матери и плакала навзрыд.

Как только среди бомбёжек образовалось небольшое затишье, плач услышали красноармейцы. Маслов, не задумываясь, пробрался по зоне обстрела за ребёнком попросив товарищей прикрыть его по возможности при помощи огневой поддержки. Девочку удалось спасти из-под огня, однако сам герой получил весьма серьёзное ранение.

Власти ФРГ не забыли о великодушии советского человека и дополнительно к монументу увековечили его память, повесив на Потсдамском мосту табличку, в деталях повествующей о его подвиге ради немецкого ребёнка.

Детали биографии

Николай Маслов провёл большую часть своей сознательной жизни в суровой Сибири. Все мужчины в его роду являлись потомственными кузнецами, поэтому будущее мальчика считалось изначально предопределённым. Его семья была достаточно большая, учитывая, что, кроме него, родителям приходилось воспитывать ещё пятерых детей - 3 мальчиков и 2 девочек. Вплоть до начала военных действий Николай работал трактористом в родном селе.

Как только ему исполнилось 18 лет, он был призван в ряды Советской армии, где с отличием окончил подготовительную школу миномётчиков. Ровно через год после того, как он впервые попал в армию, его полк впервые столкнулся с военными реалиями, попав под немецкий обстрел на Брянском фронте под Касторной.

Битва была очень долгой и тяжёлой. Советским солдатам трижды удавалось вырваться из фашистского окружения. Причём необходимо обратить внимание на то, что даже в такой непростой ситуации воины сумели уберечь ценой многих человеческих жизней знамя, которое они получили в Сибири в первые дни создания полка. Ребятам удалось выбраться из окружения в составе всего 5 человек, одним из которых и был Маслов. Все остальные осознанно отдали свои жизни в за жизнь и свободу Отечества.

Успешная карьера

Выживших переформировали, и Николай Маслов попал в легендарную 62-ю армию под командованием генерала Чуйкова. Сибирякам удалось одержать победу на Мамаевом кургане. Николая и его ближайших товарищей неоднократно засыпало обломками блиндажа вперемешку с комьями земли, летящими со всех сторон. Однако сослуживцы возвращались и откапывали их.

После участия в Сталинградских боях Николай получил назначение ассистентом в знаменный завод. Никто даже предположить не мог, что простой сельский парень дойдёт до самого Берлина в погоне за фашистами.

За все годы его пребывания на войне Николаю удалось стать опытным воином, в совершенстве владеющим оружием. Дойдя до Берлина, он с товарищами взял город в плотное кольцо. Его 220-й полк наступал вдоль к правительственной канцелярии.

Когда до начала штурма оставалось около часа, бойцы услышали из-под земли плач. Там на развалинах старого здания, прижавшись к трупу матери, сидела маленькая девочка. Всё это Николай узнал, когда под прикрытием товарищей смог пробиться к руинам. Схватив ребёнка, Николай бегом бросился обратно к своим, получив по дороге серьёзное ранение, которое не помешало наравне со всеми совершить воистину героический подвиг.

Описание памятника «Воин-освободитель»

Как только последний оплот фашизма был взят советскими солдатами, Евгений Вучетич встретился с Масловым. Рассказ о спасённой девочке подсказал ему идею создать памятник воину-освободителю в Берлине. Он должен был символизировать самоотверженность советского солдата, защищающего от угрозы фашизма не только весь мир, но и каждого отдельно взятого человека.

Центральную часть экспозиции занимает фигура солдата, который одной рукой держит ребёнка, а второй меч, опущенный к земле. Под ногами героя Советского Союза лежат обломки свастики.

Парк, в котором был установлен мемориал, знаменит уже тем, что там нашли упокой более 5 000 советских солдат. По начальной задумке на месте, где стоит памятник воину-освободителю, в Берлине должна была быть установлена скульптура Сталина, держащего в руках глобус. Тем самым символизируя, что советская власть держит весь мир под своим контролем и никогда больше не допустит угрозы фашизма.

Дополнительные факты

Не лишним будет заметить ещё и тот факт, что в знак победы над фашистской Германией Советский Союз выпустил монету номиналом 1 рубль, на обратной стороне которой был запечатлён труд Евгения Вучетича - «Воин-освободитель».

Данная задумка принадлежала напрямую знаменитому маршалу-герою Как только Потсдамская конференция подошла к концу, он вызвал к себе скульптора и попросил создать скульптуру, которая покажет, какой ценой достался мир и что ждёт любого, кто когда-либо покусится на его целостность.

Скульптор согласился, однако решил подстраховаться и создал дополнительный вариант скульптуры советского солдата с автоматом и ребёнком на руках. Сталин одобрил именно этот вариант, но автомат приказал заменить на меч, которым простой солдат разрубит последний символ фашизма, роль которого и играла свастика.

Нельзя сказать, что памятник воину-освободителю в Берлине является всего лишь прообразом Николая Маслова. Это цельный, собирательный образ всех солдат, которые самоотверженно защищали свою родину.

После того как в течение полугода кипела работа по созданию фигуры, «Воин-освободитель» стал возвышаться в Трептов-парке, причём увидеть его из-за существенной высоты можно в любой точке парка.