Игровая логопедия упражнения. Логопедические занятия и упражнения: развиваем правильную речь ребенка

Доброго всем дня! Хочу сегодня поговорить об очень серьёзной теме, как логопедические занятия с детьми 5 7 лет. Ведь неправильное звукопроизношение многие списывают на возраст. Перерастёт, думаем мы. А ведь может сложиться по-другому. Знаете о неприятностях, которые влекут за собой корявость речи у взрослого?

В первую очередь, это огромная неуверенность в себе и своих силах. Только представьте! Такой комплекс создаст проблемы где угодно! От поиска хорошей работы до успеха в личной жизни. Давайте поправим, пока не поздно, неверное произношение у деток! Изучим ряд интересных игр, занятий по самым распространённым ситуациям. Приступим!

Предлагаю для начала рассмотреть виды речевых нарушений. Их бывает много, но у каждого ребёнка свой.

  • Заикание. Это достаточно распространённое явление. Заметить можно годикам к 3, в это время начинают выстраиваться первые предложения. Важно сразу обратиться к хорошему логопеду. Ведь ни один специалист не гарантирует, что через пару лет проблема не вернётся вновь…
  • Дислалия. Слово очень умное! Но за этим кроется тоже распространённая проблема дошколят ― неверное произношение согласных звуков. Особенно часто, это касается «Р», «Л» и «Ш».
  • Гнусавость. Тут, конечно, основную роль играет природный фактор ― неправильное строение речевого аппарата. И очень хорошо будет навестить отоларинголога для решения такой задачи.
  • Общее недоразвитие речи (ОНР). Здесь, дорогие читатели, нередко виновниками становятся близкие родственники малыша. Разного рода сюсюканья, недостаточное общение приводит к тому, что дитя постоянно всё путает. Я сейчас об окончаниях в словах, путание предлогов и т. д. Это может плохо сказаться потом. Ведь скоро в школу!
  • Врождённые патологии неврологического характера. Уже требуется комплексное лечение и у невролога.
  • С задержкой речевого развития (ЗРР). Обычно такое проявляется годикам к 3. Ведь, в это время детки лопочут не переставая! Поэтому в случае короткого словарного запаса обратитесь к специалисту, не затягивая!

Уделяйте достойное внимание карапузу. Контролируйте речь ребёнка. А в случае, пробелов, ищите помощи у врача!

Когда вести ребёнка к логопеду?

Даже не знаю, почему, но сегодня резко выросло количество деток с проблемами звукопроизношения. Скажите, сколько времени в день Вы уделяете чтению, а сколько совместному просмотру телевизора? Одной из причин я вижу глобальную заинтересованность детишек (чуть ли не с пелёнок) техническими средствами. Детвора мало общается. Стремления к этому нет. А зачем? Ведь вокруг так много интересного, и сосредоточено в одном месте: в телевизоре.

В итоге мы и сами можем упустить тот золотой момент, чтобы отправить чадо к специалисту. Есть внегласное правило у логопедов: чем раньше, тем лучше. Правильно, это должно быть решено сразу. Простите за сравнение, но если испачкать платье и оставить его на долгое время без стирки, что будет? Конечно, есть риск, что пятно въестся и не отстирается. Так и здесь.

Самый пик посещений приходится на деток 4 ― 5 лет. Именно сейчас они должны произносить сложные согласные, строить предложения с логикой. Точнее, даже тексты с участием элементарных слов. Должна быть последовательность в его рассказах. Проведите тест, попросив чадо пересказать простейшую картинку. Не получилось? Тогда к специалисту!

Когда будет выставлен точный диагноз, начнёте посещать уроки, которые обязательно дадут результат. Но и дома не ленитесь, занимайтесь в игровой форме, хотя бы минут по 20. Только не принуждайте, малыши этого не любят! А я расскажу, какие упражнения можно выполнять в домашних условиях, в зависимости от проблемы.

На произношение звуков

Те, кто уже столкнулся с этой стороной медали, знают, что коварнее всего звуки Р, Л и Ш. Если дитя их просто не произносит (теряя в слове), это пока не подошло время. А когда начинает вместо них выговаривать иные, более простые буквы, повод задуматься.

Вот Вам несколько упражнений на заметку. Они артикуляционного характера, для правильного формирования язычка, нёба, губ. В общем, всего артикуляционного аппарата.

Учимся говорить Р чётко! Мне очень нравятся такие мероприятия:

  • Открыть широко рот и улыбнуться. Нижняя челюсть неподвижна, а кончик языка поднят вверх, будто гладит нёбушко взад вперёд. Рекомендация: сделайте сперва сами, чтобы Вы поняли принцип. Так, будет проще донести до чада суть!
  • Чистим зубы кончиком языка с внутренней стороны. Ротик широко открыт. Видите, как просто! Пятилетнее дитя сделает без труда.
  • И ещё, интересный вариант. На деревянную палочку одеть маленький шарик, дитятко открывает ротик и произносит ДДРРР. Вы, в это время, водите этим инструментом под языком. Движения надо совершать быстро.
  • Попросите произнести «ДА», при этом язычок пусть упрётся в зубки. «ДЫ» ― в верхнее нёбушко.

В произношении звука «Р» Вам поможет просмотр данного видео.

Учимся произносить Л:

  • Широко откроем рот, язык положим на нижнюю губу, придерживая подбородок, произносить Ла, Ло, Ли, Лу.
  • Язычком водить по нёбу, будто красим его.
  • А ещё пусть пробует язычком дотронуться до кончика носика.
  • Слизываем мнимое варенье с губ.

Теперь проблематичная буква Ш:

  • Кончик языка просунуть под верхнюю губу, и резко оторвать, со щелчком.
  • Губки надо округлить, вытянув их вперёд. Так держать 6 секунд.
  • Возьмите кусочек ватки, положите на носик малыша. А он пускай попытается её сдуть, чтобы она полетела вверх. Это забавное упражнение, обязательно будет оценено чадом.

А вот подборка на каждый день, для произношения чёткой речи.

Учимся говорить чётко

В 5 ― 7 лет дитя уже способно повторить за родителем или педагогом многие упражнения. Но среди них есть и сложноватые. Я постаралась скомпоновать воедино самые простые и эффективные. Кстати, отлично подойдут они и для детишек с ОНР.

Артикуляционная гимнастика

  • Улыбнуться так, чтобы были видны зубы. А потом вытягиваем губки в трубочку.
  • Напрячь губы, как можно сильнее. Плавно расслабить.
  • Кусать зубками верхнюю и нижнюю губу попеременно.
  • Цоканье копыт. Это всем известное действие. Деткам понравится без сомнения!

По времени достаточно 15 минут. Кстати, такие коррекционные манипуляции прекрасно подойдут не только деткам, но и любым людям с нарушениями звукопроизношениями.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Вот ещё несколько примеров на коррекцию развития речевого формирования:

  • Всем известно, как плачут младенцы? Вот и воспроизведём этот звук: Уа, Уа.
  • Попищим, как мышата: Пи, Пи.
  • А как мы шумим, когда заблудимся в лесу? Ау, Ау!
  • Завыл сильный ветер: УУУУ.
  • А теперь сочетание гласных и согласных буковок. Имитация криков животных: Мяу, Му, Ква, Ко-Ко, Га-Га.
  • Рычит медведь: РРР.
  • Распеваем голосок: Ля-ля, ла-ла-ла.

Пение, кстати, очень полезно. Выберите песенку, которая нравится детёнку. Быть может, приуроченную к ближайшему празднику. А ещё им нравится «Жили у бабуси два весёлых гуся», «Во поле берёзка стояла». На первый взгляд они простенькие, зато там плавно тянутся слова, что очень важно для коррекционных работ. Этим, кстати, пользуются педагоги детского сада. Там обязательно есть уроки музыки. Но и развивающие мероприятия с логопедом там тоже присутствуют.

Занятия в детском саду

Скажите, Ваш дитятко посещает садик? Если да, как там проводятся логопедические занятия? В саду, куда ходит наш Доминик, есть 2 типа:

  • Индивидуальные. Когда у какого-либо малыша определённая проблема.
  • Групповые (фронтальные). Собирается группа деток со сходными дефектами.

В идеале, так должно быть во всех дошкольных учреждениях. Но 5 ― 7 лет, это уже подготовительная группа. Ведь скоро в школу! Какие занятия хороши тут? Одним из таких являются распевки. И это не простые песенки, как Вы могли подумать. Это пение и выполнение определённых действий синхронно.

Вот самый простой вариант: «летит самолёт». Детки поют под мелодию УУУУУ, руки надо расправить, как крылья. Педагог руководит их действиями:

  1. Гудим с разной громкостью (самолёт улетает то дальше, то летит ближе).
  2. Сломался. При издавании звука УУУУ детишки ударяют себя ладонью в грудную клетку.
  3. Приземляемся. Исполняя УУУУ, расправив крылья, детки бегут каждый, к своему стульчику.

Очень интересны манипуляции с микрофоном. Детишки слышат свой голос, при этом, то убирают микрофон подальше, то подносят ближе к себе.

Неприятностей, конечно, много. Но сейчас, большинство из них решаемы. Даже те, которые именуются ЗПР или ЗПРР.

Диагноз ЗПР не приговор

Есть родители, которые мнят и выдумывают дефекты своему чаду. Не даром говорят в народе: «Лучше перебдеть, чем недобдеть». Но есть, кто в упор не видят ничего плохого. А ведь к 5 годкам дитя уже должен уметь излагать свои мысли понятными фразами. Не путать слоги в словах.

Есть несколько диагнозов, которые приводят родителей в ступор.

  • ЗРР. Когда недоразвито лишь слово произношение, но психически у чада всё нормально. Хорошо, если будет выявлено до 4 ― 5 лет, так как потом начинается иная стадия: зпрр.
  • ЗПРР задержка психоречевого развития. Когда вовлечена в процесс и психика дитя, его умственные способности.
  • ЗПР, это уже просто психическое развитие. Речевой аппарат страдает тоже, но основа тут психика малыша.

Не буду говорить о причинах, побуждающих такие состояния. Но, если так случилось, то правило логопедов (да и всех остальных докторов!) тут соблюдается. А гласит оно: «Чем раньше, тем лучше». Вы, надеюсь, понимаете, что, как и в любом заболевании здесь есть более сложные формы.

Обязательно отыщите хорошего специалиста, который найдёт общий язык с малышом. Скорее всего, тут надо подключать и невролога. Но первым делом соблюдайте хороший эмоциональный фон дома. Поверьте, от этого зависит многое. Ну а рекомендации по упражнениям с ЗПР сейчас напишу.

Литература

При любых дефектах звукопроизношения, дома надо иметь правильные книги. Они составлены грамотными авторами. А в комплексе с посещениями логопедических уроков обязательно помогут справиться!

  • «Логопедические домашние задания для детей 5 7 лет с ОНР» Теремкова Н.Э. Это альбом №1, всего их 4. А посвящён каждый определённым лексическим тематикам.
  • «Логопедическая группа: игровые занятия с детьми 5 7 лет» Дербина А.И. Самый лучший способ заинтересовать чадо заниматься ― играть с ним. Вот это пособие и построено в игровой форме. А предназначено для детишек со сложными дефектами.
  • «Уроки логопеда. Игры для развития речи» Косинова Е.М. Как видите, тут тоже всё построено на элементах игры. То, что мне понравилось, годиться пособие от 6 месяцев до 6 лет! А собраны здесь и пальчиковые игры, и материал по артикуляционной гимнастике.
  • «Зашифрованные скороговорки. Конфетка» Кодолбенко Е.А. Помните из детства: «Шла Саша по шоссе и сосала сушку»? Вот очень похожее пособие, с забавными чистоговорками, которые придутся по вкусу маленькому читателю.
  • «Весёлая логоритмика» Железнова Е. Это аудиопособие. Чего только не придумано, чтобы заинтересовать дитятко! Но, главное, что это, действительно, несёт пользу! Весёлые стишки по развитию речи и внимания, зарядка для крупной моторики и ритмики.

Надеюсь, эти пособия станут Вашими настоящими помощниками по домашней работе с маленькими непоседами. Расскажите, а какие мероприятия по устранению речевых дефектов знаете Вы? Как занимаетесь? Что читаете для этого? Делитесь опытом, оставляя комментарии. И подписывайтесь на обновления блога! До скорых встреч. Пока!

Сегодня многим родителям, которые заботятся о всестороннем развитии малыша, известно, что формированию навыку грамотного письма и чтения способствует нормальное речевое развитие ребенка. До начала занятий необходимо провести обследование речи малыша, найти все недостатки в произношении.


Вот какова характеристика ребенка данного возраста:

  1. К 5 годам малыш должен владеть всеми звуками речи, исключение составляют шипящие звуки и «Р», иногда звук «Л», которые ребенок еще может плохо выговаривать
  2. У ребенка в лексиконе должен быть достаточный запас слов для того, чтобы он мог составить предложение из 5-7 слов.
  3. Ребенок должен уметь употреблять слова в единственном и множественном числе.
  4. Малыш должен уметь описывать какой-либо предмет, указывая на его качества.
  5. Умение вести диалог – еще одна из норм, характерных для детей данного возраста. При общении со взрослым речь его должна быть понятна, причем не только родителям, но и посторонним людям.
  6. Ребенок должен быстро называть свое имя, фамилию, возраст, имена родителей, клички животных, которые живут рядом.

Если ребенок не умеет делать чего-то из указанного выше, ему будет полезно посещать логопедические занятия. Они будут направлены на развитие мелкой моторики, обогащение словарного запаса, развитие воздушной струи и, конечно, коррекцию нарушения звукопроизношения.

В частных логопедических центрах консультации и занятия проводит логопед. При этом его работа стоит недешево. Но родители, у которых есть возможность заниматься дома со своим малышом, вполне смогут проводить это время с пользой. Тем более в домашней непринужденной обстановке ребенок чувствует себя более комфортно: нет излишнего напряжения от общения с незнакомым человеком.


Логопедические занятия дома

На помощь мамам приходит различная литература.

Одним из пособий, которым можно воспользоваться дома, является «Логопедические домашние задания для детей с ОНР для 5-7 лет» Теремковой Н.Э. Эти задания можно предлагать ребенку и не достигшему возраста 5 лет.

Предлагаем воспользоваться пособиями еще двух авторов – это Бардышева Т.Ю.и Моносова Е.Н. Они предлагают воспитателям и родителям большое количество пособий, предназначенных для развития детей с -х летнего возраста.

Для того чтобы домашние занятия были успешными, нужно соблюдать некоторые правила:

  • Все занятия необходимо проводить в игровой форме для того, чтобы ребенок был увлечен всем происходящим, а также не понимал истинного значения проводимых упражнений.
  • Занятия нужно ограничивать по времени. Для начала это 3-5 минут, затем доводить до 15-20.
  • Количество игровых занятий в день примерно 2-3, так материал быстрее усвоится.
  • Хвалите ребенка за каждый успех, поддерживайте добрыми словами. Не употребляйте слово «неправильно» - ребенок может замкнуться и больше не пойти на контакт.
  • Занятия лучше проводить в часы, когда ребенок не уставший. Лучшее время для этого - после завтрака и после дневного сна.
  • Когда разговариваете с ребенком, поворачивайтесь к нему лицом, четко произносите все звуки. Помните, вы – объект для подражания.
  • Если, выполняя задание, знакомитесь с теми или иными явлениями природы, необходимо делать это в то время, для которого эти явления характерны (зимой – изучение зимних явлений, летом – летних).


Этапы домашних занятий

Давайте уточним порядок действий при проведении занятий дома:

  • Пальчиковая гимнастика.
  • Гимнастика для органов артикуляции.
  • Игры на звукоподражание, развитие слуха, логоритмику.
  • Развитие речи, пополнение словарного запаса.

Рассмотрим по порядку каждый этап занятий в домашних условиях.

Гимнастика для пальчиков

Известно, что между рукой человека и мозга имеется сильная взаимосвязь. Поэтому, выполняя мелкие движения рукой, мы тем самым тренируем зоны коры головного мозга. Ну а если эти движения сочетаются с речью, то пользы от таких упражнений будет намного больше.

Родители, занимаясь пальчиковой гимнастикой со своим малышом, должны не просто просить выполнить какие-либо действия, а разучивать и повторять с ребенком недлинные стишки, поговорки, песенки.


Варианты упражнений для пальчиков имеется огромное множество. В книжных магазинах можно встретить большое количество литературы с целыми комплексами упражнений на развитие моторики. Этими изданиями может воспользоваться любая мама.

В целом, можно выделить ряд движений, способствующих развитию мелкой моторики:

  • поглаживание одной ладонью другую;
  • массаж пальчиков одной руки другой рукой;
  • совмещение большого пальца руки с другими пальчиками;
  • совмещение друг с другом пальчиков двух ручек.

Огромную пользу несет игра с «волшебным мешочком», в который мама насыпает крупу. В каждом мешочке может быть как крупа одного вида, так и разного. Обычно используется гречневая крупа, горох, фасоль, рис.

Ребенка просят потрогать пальчиками мелкие и крупные включения. Еще один вариант использования крупы: просто перемешать в тарелочке разные виды и попросить малыша ее перебрать.

Основные упражнения показаны в этом видео:

Артикуляционная гимнастика

Эти упражнения направлены на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие амплитуды движений. Любой последующей постановке звуков предшествуют артикуляционные упражнения.

Упражнения делятся на динамические и статические. При выполнении первых язык, губы выполняют какие-либо упражнения, то есть постоянно двигаются. При выполнении вторых – органы артикуляции должны «занять» определенное положение и удерживать его на протяжении нескольких секунд. Такие упражнения сложнее даются малышу, важно научить ребенка делать это.

Различаются упражнения, которые можно делать всегда и всем малышам. Они просто способствуют развитию движений всех мышц аппарата.

Существуют упражнения, которые «подготавливают» те мышцы, необходимые при произнесении того звука, что ребенок плохо выговаривает.

Среди упражнений можно выделить следующие:

  • на развитие и укрепление мышц языка;
  • на развитие и укрепление мышц губ;
  • на развитие и укрепление мышц щек;


Вот некоторые из этих упражнений:

«Улыбочка». Сильно растянуть губы в улыбке, но зубы при этом не должны быть видны. Удержать улыбку 30 секунд.

«Заборчик». Сильно улыбнуться, чтобы были видны зубки, удержать улыбку.

«Накажем непослушный язычок». Слегка приоткрыть ротик, язычок положить на нижнюю губу и, шлепая по нему губами, проговаривать «пя-пя-пя...».

«Трубочка». Открыть ротик, высунуть язычок и постараться загнуть его боковые края вверх в виде трубочки, удержать его в таком положении 30 секунд.


«Оближем варенье». Медленно, не отрывая язычок, облизать сначала верхнюю губу от уголка к уголку, затем повторить процедуру с нижней губой.

«Часики - тик-так». Сделать улыбку, приоткрыть рот, затем кончиком языка поочередно дотрагиваться до уголков рта.

«Чистим зубки». Улыбнуться, приоткрыть рот, далее кончиком языка, достаточно сильно его прижимая, чистим внутреннюю часть зубов нижнего ряда (7-10 раз). Это же упражнение повторить с зубами верхнего ряда (7-10 раз).

«Качели». Улыбнуться и широко открыть рот. Затем на «раз» опустить кончик язычка за нижний ряд зубов, на «два» - поднять за верхний. Повтор – 4-5 раз.

Выполнять упражнения лучше не просто по требованию. Заинтересуйте малыша. Предложите ему совершить путешествие в волшебную страну, где главный герой – язычок. Пофантазируйте вместе, и эти занятия принесут много пользы ребенку.










Не забывайте, все упражнения на развитие органов артикуляции необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен не только чувствовать, где находится язычок и что делают губки, но и видеть все это.

Основные упражнения показаны в следующих видео.

Развитие фонематического слуха

Так как ребенок осваивает речь не сам по себе, а воспринимая звуки от окружающих, необходимо, чтобы живущие рядом люди говорили правильно.

Помимо этого, окружающие люди на этапе развития речи ребенка могут оказать огромную роль в ее становлении. Многие занятия на развитие слуха основаны как раз на звукоподражании.


Рассмотрим, какие упражнения можно делать с малышом дома:

  • Угадать, какой предмет звенит. Взрослый предлагает ребенку рассмотреть предметы, которые могут издавать звук. Показывает, как они звенят. Затем прячет за спиной предмет, издающий звук (барабан, ложка, бокал), и просит ребенка угадать, что звенит.
  • Угадай, где звук. Взрослый за спиной ребенка перемещается по комнате и звенит колокольчиком в разных местах. Ребенок должен рукой показать место, в котором он слышит звон.
  • Подражание звукам, которые издают животные. Для выполнения этого упражнения желательно использовать сюжетные и предметные картинки. Можно рассмотреть зверюшку, обсудить, как и где она обитает. И произнести звук, который она издает. (Лягушка, пчела, кошка и т.д.)
  • Подражание бытовым звукам. Упражнение основано на повторении звуков, которые мы слышим от разных предметов. (капает вода: КАП-КАП, едет поезд: ТУ-ТУ и т.д.)

Большую роль в развитии слуха и чувства ритма играют логоритмические упражнения. Это упражнения, в которых совмещается движение, речь и музыка. Этот вид занятий очень нравится ребенку. Взрослый показывает ребенку движения и произносит слова, все это делается под грамотно подобранную музыку. Главное в этом – заранее подготовиться. Ведь как занятие окажется интересным, если взрослый будет постоянно ошибаться в словах?..


Развитие речи

Работа по развитию речи ребенка включает два направления:

  1. Словарная работа, где ребенок уточняет представление об окружающем мире предметов и явлений, взаимоотношениях людей.
  2. Развитие грамматического строя языка – ребенок учится употреблять слова в правильной форме, грамотно составлять предложения.

Словарная работа решает следующие задачи:

  • уточнение понимания имеющихся в лексиконе ребенка слов;
  • обогащение лексикона новыми словами;
  • формирования навыков использования новых слов в самостоятельной речи.


Ребенок осваивает окружающий мир, и, чтобы эта работа была ему интересной и полезной, необходимо использовать строительные наборы, игрушки, детские книги, предметные и сюжетные картинки.

Хочется порекомендовать для использования на домашних занятиях по развитию речи демонстрационный материал, разработанный авторами Ольгой Громовой и Галиной Соломатиной. Он представлен картинками с четкими и яркими иллюстрациями, которые будут понятны и интересны детям.

Не забывайте, при работе с картинкой необходимо поставить вопрос правильно для того, чтобы малыш смог найти слова для обозначения качества предмета.

Важно понимать, что в речи данное слово может и не использоваться. С этой целью новые слова нужно повторять в сочетании с другими знакомыми словами. Например, при чтении стиха Сурикова «Зима» ребенку предлагают подумать, что еще можно назвать словом «пушистый»: котенка, полотенце. Повторяя его в сочетании со знакомыми словами, ребенок начинает использовать его в самостоятельной речи.


Материал, с которым будете работать, должен соответствовать возрасту ребенка. Для 4-летнего могут быть сказки «Курочка Ряба», «Колобок» и другие. Сказка побуждает сочувствие ко всему хорошему, она необходима как для развития речи, так и для нравственного воспитания.

Чтение сказок должно сопровождаться показом ярких иллюстраций. Хорошо подкрепить прочитанное красивым мультфильмом. Это углубит впечатление от сказки.

В возрасте пяти лет ребенку можно предлагать сравнивать признаки предметов, обобщать (овощи, фрукты), составлять предложения по опорным словам (девочка, лес, корзина). Закрепление материала происходит в дидактических играх, большую помощь в этом оказывают пословицы, скороговорки.

Вот примерный список тем, которые предлагаются ребенку: «Части тела человека», «Одежда», «Времена года», «Овощи, фрукты и ягоды», «Дом и его части», «Мебель», «Животные», «Транспорт» и другие.

Развитие грамматического строя речи происходит при обогащении и активизации словаря, формирования связной речи. Чаще всего у детей встречаются ошибки в изменении существительных по падежам и по числам (нет сапогов, карандашов, котёнки, гусенки). На эти трудности и нужно обращать внимание при проведении индивидуальных занятий с ребенком.


Вот некоторые виды упражнений, которые проводятся с ребенком: «Один – много» (рука-руки), «Что покажу?» (Цветы, лампу) «Кому – что? (косточку – собаке), «Кто чем питается?» (корова – травой), «Назови ласково» (кот – котик, кольцо – колечко), «Раздели слово на два» (самолет – сам летает), «Кто это и какой?» (яблоко круглое, сладкое), «Чья это часть?» (у лисы хвост – лисий хвост), «Вчера – сейчас» (вчера я ходила в парк, сейчас я играю с куклой) и другие.

Сегодня на полках магазинов можно встретить большое количество литературы, в которых подробно расписаны упражнения и занятия для развития связной речи малыша, которыми вполне можно пользоваться дома.

Не забывайте, ребенок растет и совсем скоро пойдет в первый класс. И от того, насколько будет сформирована его речь, зависит успешность обучения в школе. Период от 4 до 7 лет - наиболее благоприятный для развития и коррекции речи.

Уделите на этом этапе развития максимально много времени своему малышу и вы, тем самым заложите крепкий фундамент для будущих успехов ребенка.


Пример логопедического занятия вы можете увидеть в следующем видео.

Некоторые малыши страдают нарушениями речи, их форма бывает достаточно разной, от простых до тяжелых, те которые, требуют срочного вмешательства или закрепились еще не прочно. В таком случае, понадобятся уроки логопеда в домашних условиях для исправления нарушений речи. Конечно, тяжелые формы должен исправлять профессиональный логопед. Многие родители, чтобы не травмировать малышей приглашают логопеда на дом.Кто-то де, напротив, водят карапузов в специально оборудованные кабинеты, считая, что это задает нужный настрой маленькому ребенку. Как поступите вы - зависит от ваших возможностей и предпочтений.

Задачи логопеда на уроках по исправлению нарушений речи.

1. Уроки логопеда: коррекция звукопроизношения

Существует несколько этапов коррекции звукового произношения.

  • подготовка, на этом этапе все внимание уделяется упражнениям на разработку артикуляционных органов;

    Для правильной постановки детский речи, очень важно применять артикуляционную гимнастику.Тренировка язычка поможет быстрее обучится чистой речи

  • постановка звука;
  • усвоение и отработка звуко -произношения.
  • 2. Развитие фонематического восприятия с логопедом

    Фонемы - это различные звуки речи . Малыши должны научиться отличать на слух схожие по звучанию слоги и слова.

    Чтобы проверить, как с этим дела обстоят у вашего малыша, попросите его повторить за вами определенные набор слов и звуков. Например: па-ба-па, ту-ду-ту, ла-ра-ла, хоп - коп - фоп, день - тень - лень и прочие.

    Если малыш справиться с этой задачей, эзначит у него все в порядке.

    Книга с логопедическим уклоном, помогающая автоматизировать звуки С,З и Ц. Опытный автор - педагог и логопед и идеально подбирает занятия для обучения этим звукам.

    Учимся правильно произносить звуки Ч и Щ. Интересные скороговорки в картинках, помогут малышу освоить эти звуки.

    Учимся вместе с книгой различать звуки Ш и Ж. Интересные стишки и чистоговорки, быстро помогут освоить трудные звуки

    3. Учимся с логопедом формировать слоговую структуру слова

    Малыши должны научиться правильно произносить слова, не должны переставлять буквы в словах, исключать их или добавлять новые, т.е. нарушать структуру слова. Потренируйтесь с малышом в произношении сложных слов, таких как: ветеринар, полицейский, террариум и пр.

    4. Уроки логопеда: увеличение словарного запаса и формирование грамматического строя речи

    К пяти годам ребёнок способен говорить достаточно сложными фразами, при этом грамотно построив конструкции падежа и применение родов. В словарном запасе крохи - пятилетки около 3000 - 4000 слов.

    5. Уроки с логопедом: тренировка в составлении рассказов и способности пересказывать

    Укороченный выдох - наиболее часто встречаемое явление при нарушении речи. Вам поможет следующее упражнение.

    "По лесенке"

    Хорошо, если у вас под рукой окажется детское пианино или обычное, это вам поможет в выполнении задания. Если нет - не отчаивайтесь, доверьтесь своей интуиции и слуху. Вам придется произносить гласные звуки, словно по нотам, двигаясь то вверх, то вниз. Причем нужно стараться, чтобы дыхания хватало, как можно дольше. В конечном итоге, было бы здорово, если кроха все 10 букв пропоет на одном дыхании.

    Итак, двигаясь в вверх, пропеваем: а, о, у, ы, и, е, ё, ю, я . А теперь тоже, самое, но направление интонации - вниз, с лесенки. Голос станет глубже, а вдох длиннее.

    Разделение звука происходит на "узкий" и "широкий". Первый, словно выдавленный узкой струйкой, скудный. А второй широкий, он наполняет собой пространство.

    Для тренировки второго типа звука, выполните следующее упражнение: сядьте поудобнее с малышом, чтобы ему ничего не мешало, пусть он сделает 2 глубоких вдоха и выдоха. Ладонь правой руки положите ему на грудь, а ладонь левой под диафрагму и начинаем на одной ноте пропевать ранее используемые гласные. Нужно добиться, чтобы кроха их пропевал на одном выдохе, начиная с трех и доведя до 10, причем плавно, без отрыва и не бросая звуки.

    Специалисты утверждают, что каждодневное выполнении этих двух упражнений в течении полугода, приведет к увеличению объема легких, голоса, уменьшает ОРВИ.

    Вот видите, насколько важны уроки логопеда в домашних условиях! Но не переусердствуйте, что бы не посадить связки малышу. А если у вашего малыша , то это тоже может вылечить логопед.

    Нужно позаниматься логопедией дома, тогда книга "Домашний логопед" поможет освоить известные методы постановки звуков.

Логопедические упражнения для детей помогут развить правильную речь, важнейшую форму общения. Ребенок учится говорить, слушая речь взрослых. Артикуляцию обеспечивает сложенная работа мышц языка, глотки, гортани, неба, дыхательной мускулатуры. Отклонения слуха, даже минимальные, могут усложнять этот процесс.

К 4-5 годам у большинства детей формируется достаточно правильное, чистое произношение, все реже наблюдается уменьшение слов. К концу пятого года ребенок чаще всего способен выговаривать все звуки своего языка, хотя иногда возникают сложности с шипящими и «р». Но некоторые малыши испытывают трудности в произношении отдельных звуков. Родителей беспокоит, как помочь крохе, и может ли все пройти без вмешательства. К сожалению, обычно этого не происходит, нужны специальные занятия.

Развитие малыша с младенчества

Чтобы проблем с речью не возникало, с первых месяцев важно развивать мелкую моторику малыша. Отделы головного мозга, которые отвечают за эти функции, расположены довольно близко и тесно взаимосвязаны. Различные положительно влияют на то, как ребенок будет говорить.

Полезно делать массаж пальчиков и ладошек, предлагать для изучения предметы, отличающиеся материалами и фактурами. Хорошо для развития подходит совместное рисование, в том числе пальчиковыми красками, или теста, нанизывание бусин, пазлы, мозаика, различные шнуровки, конструкторы. Также большое значение имеет общение старших с малышом. Важно с первых недель жизни разговаривать с ним, рассказывать стихи и сказки, проговаривать свои действия.


С чего начинать логопедические упражнения?

Чтобы заняться исправлением нарушений речи крохи 4-5 лет, начать необходимо с определения, какие именно звуки малыш не может выговорить. Для этого необходимо последовательно ему показывать картинки, чтобы ребенок называл слова. Нужный звук должен находиться в разных частях слова: в начале, середине, конце. После того, как будут выявлены проблемные звуки, можно начинать с ними работать. Делать это следует с каждым по отдельности, от легких к более сложным.

Чтобы ребенок 4-5 лет научился правильно говорить, сначала необходимо работать над произношением отдельных звуков, а не слов. Важно правильно объяснить малышу, как должен быть расположен язык и губы. Ему будет проще понять и выполнить указания, если давать их в игровой форме. После того, как у крохи будет получаться, необходимо вводить выученный звук в повседневную речь. Это процесс часто небыстрый и может занять не один месяц. В это же время следует приступать к работе над следующим звуком.


Занятия необходимо начинать с особой разминки для языка и губ. Делают ее сидя, в таком положении у ребенка спина выпрямлена, а тело расслаблено. Важно, чтобы он видел лицо взрослого и свое лицо. Так он сможет контролировать правильность выполнения. Поэтому проводить зарядку нужно перед зеркалом достаточного размера.

После того, как выбрано правильное место, взрослый, применяя игровые приемы, рассказывает, какое упражнение сейчас надо будет делать. Затем он показывает его, а малыш повторяет. Взрослый контролирует процесс, если надо, помогает с помощью маленькой ложки, чистого пальца или другого предмета.

Упражнения могут быть такими:

  • растянуть губы в улыбке, зубы при этом спрятаны;
  • губы вытянуть в виде хоботка;
  • при стиснутых челюстях приподнять верхнюю губу;
  • делать вращательные движения вытянутыми в трубочку губами;
  • вытянуть губы, обхватить их пальцами, массируя при этом;
  • надуть сначала две щеки, затем каждую по отдельности, втянуть щеки;
  • открыть рот, круговым движением облизать губы;
  • высунуть язык, тянуться им вверх и вниз, он при этом должен быть напряжен;
  • при открытом рте прижать язык к небу и тянуть вниз нижнюю челюсть.


После того, как гимнастика выполнена, можно переходить к постановке звуков. Как правило, чаще всего проблемы возникают с «р». Очень многие карапузы не могут справиться с этим сами и в срок до 5-6 лет. Чаще всего дети или пропускают этот звук, или заменяют его другим. Поэтому родители должны помочь им, для этого существуют специальные логопедические приемы.

Хотя большинство упражнений родители могут сами делать со своим ребенком, консультация у логопеда желательна. Нередко проблемы с речью, и особенно с этим звуком, у детей 4 и 5 лет возникают по физиологическим причинам. Например, дело может быть в недостаточно развитой уздечка, из-за которой язык не достает до неба. Это может определить только и специалист, он же даст рекомендации для исправления ситуации: назначит массажи или хирургическое вмешательство.

Чтобы проверить, как кроха справляется с этим непростым звуком, следует попросить его порычать, затем — произнести слова, в которых «р» присутствует. Если у него не получается одиночный звук, то ставить нужно именно его. Если же проблема возникает только с целыми словами, то прорабатывать слоги. Для некоторых упражнений применяют особый шпатель, который можно купить в специализированных магазинах. Действовать им следует аккуратно, но уверенно.

Занятия чаще всего состоят из ряда упражнений.

  • Малыш, открыв рот и прижав язычок к месту роста верхних зубов, быстро проговаривает «д» несколько раз подряд. Затем делает то же самое, дуя на кончик языка. Так он сможет запомнить вибрацию, сопровождающую «р».
  • Кроха, широко открыв рот, должен произносить «ж». При этом язык необходимо потихоньку поднимать к верхним зубам. После этого взрослый аккуратно вставляет шпатель под язык и двигает им в одну и другую сторону, создавая вибрацию. Малыш в это время должен подуть.
  • Ребенок проговаривает слог «за», оттягивая язык как можно дальше назад. Если в это время ввести шпатель и совершать им ритмичные движения в стороны, то можно услышать явный звук «р».
  • Для более мягкого «р» повторяют предыдущее упражнение, только малыш при этом приговаривает слог «за».


Упражнения для постановки шипящих

Шипящие начинают ставить с «ш», на основе чего в дальнейшем получается «ж». Для этого ребенок произносит слог «са», плавно поднимая язычок к основанию зубов. Когда возникает шипение, взрослый с помощью зеркала помогает запомнить этот момент. Затем малыш дует и добавляет к выдоху «а», так что получается слог «ша».

Ребенок проговаривает «са», а взрослый шпателем устанавливает язык в желаемое положение. После нескольких проб он проверяет, может ли малыш сам ставить язык правильно. После освоения этого звука можно изучить «ж», включая голос во время произнесения.

Чтобы поставить «щ», обычно используют «с». Ребенок произносит «си», протягивая шипящий компонент, а взрослый шпателем сдвигает язык назад, приподнимая его. Звук «ч» ставят через «т», слог может быть как прямым, так и обратным. Малыш выговаривает его с заметным выдохом на согласной. Взрослый с помощью шпателя отодвигает кончик языка назад.

Дети любят подражать взрослым, поэтому старшие обязательно должны показывать, как правильно выполнять упражнения. Малыш должен видеть лицо взрослого, мимику и движения губ. Для ребенка 4 или 5 лет важно, чтобы заниматься было интересно. Родителям следует разнообразить занятия, дополнить их элементами веселой игры. Для крохи речевые упражнения - большой труд. И если он будет приносить удовольствие и положительные эмоции, то гораздо проще будет достичь успеха.

Как известно, человек постоянно общается в обществе других людей. И как следствие, правильная и красивая речь крайне необходима, чтобы достичь успеха в любых начинаниях. Это утверждение вряд ли кто-то оспорит. Поэтому логопедическая гимнастика для развития речи ребенка приобретает смысл с еще дошкольного возраста чада!

Попробуйте прислушаться то, как разговаривает ваш малыш. А теперь задумайтесь – какие звуки звучат неправильно? Если вы заметили какие-либо отклонения от нормальной речи, тогда следует записаться на прием к логопеду. Хотя вы можете и самостоятельно отработать с «дитем» некоторые звуки. Для успешных занятий имеется масса полезных методик, которые просты к применению, в том числе и логопедические стишки для детей 4 5 лет. Важно соблюдать главное условие – если хотите добиться того, чтобы ваш ребенок говорил правильно, то заниматься нужно с ним регулярно.

Полезные советы, которые сделают логопедическую гимнастику для развития речи ребенка эффективной и простой. Итак, что же следует применять?

  • Начинать занятия нужно с простых звуков. А потом постепенно на более сложные (к, г, х, й, л, р);
  • Еще не забывайте вначале провести логопедическую гимнастику для языка и губ;
  • Занятия получат большую результативность, если будут нравиться ребенку;
  • Отличные упражнения есть в любом логопедическом пособии.

И как в поговорке – терпение и труд все перетрут! Выполнение методик, регулярные занятия, где будет логопедическая гимнастика для языка, губ вначале, последовательное освоение всех звуков сделают вашему ребенку правильную, поставленную речь.

Логопедические упражнения

Вначале каждого занятия нужно обязательно проводить логопедическую разминку – специальные упражнения, логопедические стишки для детей 3 4 лет, которые помогут увеличить гибкость и подвижность артикуляционного аппарата. Такая гимнастика уже на ранних этапах сделает речь чада четкой, и при этом малыш не должен ощущать, что родители его «принуждают». Повторяйте упражнения при любом случае. Кроме того, не забывайте о тренировке дыхания, что можно делать в игровом виде. А такую вещь, как артикуляционная гимнастика для малышей в картинках будет лучше всего. Так детки не «закрываются» и не «вредничают». Вот несколько популярных упражнений, которые понравятся малышу и будут чрезвычайно полезны:

  1. «Мыльный пузырь». Играть можно в ванной комнате, надувая мыльные пузыри между ладошками. Или на улице, предварительно разведя в баночке шампунь с водой. Подыщите тот, который не щиплет глаза.
  2. «Чей кораблик дальше уплывет». Сделайте кораблики из бумаги, поставьте в тазик с водой, и начинайте дуть, соревнуясь с малышом. Дуть нужно не более 10 секунд, чтобы у ребенка не началась кружиться голова.
  3. «Сдуй одуванчик». Дуем на цветок, чтобы его «парашютики» разлетелись во все стороны.
  4. «Озорная обезьянка». Надуй щеки, оттопырь уши, покажи и спрячь язычок. Вот так вы должны показать ребенку обезьянку, а потом попросить повторить его. А еще можно стать перед зеркалом, и покривляться вместе.
  5. «Как шипит змейка». Предложите малышу имитировать как шипит маленькая змея (тихо). А затем, чтобы чадо показало, как «шипит большая змея» (средний звук), и как шипит огромный питон (громкий звук).
  6. «Надуваем шары». Купите в магазине разноцветные шарики, и вместе с ребенком надуйте их. А потом сдувайте шарики со стола.

Отменный способ для «укрощения капризных и озорных» детей — применять артикуляционную гимнастику для малышей в картинках. А если картинки еще необычные с красочным узором/любимыми персонажами малыша, то ребенок охотнее стает участвовать в этой игре.

Артикуляционная гимнастика для малышей в картинках

Логопедические упражнения на звук «Р»

После того, как вы вместе размяли речевой аппарат, то можно приступать к тренировке произношения звуков. Практика многих логопедов показывает, что одни из самых проблемных звуков является произношение буквы «Р». Так, что делать, если ребенок не выговаривает букву р, упражнения или логопедические стишки для детей 5 лет?

  1. Чьи зубки лучше блестят? Попросите малыша раскрыть рот и с внутренней стороны подвигать кончиком языка по зубам. Это напоминает «чистку зубов». Далее, ребенок улыбается и показывает чистые зубки.

Важный момент! На губах – улыбка, зубы видны, а челюсть остается в неподвижном состоянии.

  1. «Красим домик».

Ребенок растягивает губы в широкой улыбке, раскрывает рот и лижет тонким кончиком языка небо. Кстати, если ребенок не выговаривает букву р, то этого упражнение одно из самых эффективных. Малыш проводит языком по небу назад – вперед. Важное условие, за которым следует наблюдать: губы не двигаются, язычок соприкасается к внешней стороне зубов.

  1. «Кто дальше бросит мячик?». Ребенок улыбается, высовывает язык и его широким краем ложит на нижнюю губу. На стол положить ватку, чтобы ребенок в таком положении «сдувал» её на противоположный край. При этом происходит произношение звука «ф».

Важно! Контролируйте, чтобы ребенок не делал щечки большими.

  1. «Вкусное повидло». Попросите свое чадо открыть рот и провести языком по губам, как-будто малыш слизывает повидло. Можно и вправду капнуть на губы капельку меда, варенья.

Важно! Придерживайте пальцем малышу его нижнюю челюсть, чтобы она оставалась неподвижной.

  1. «Птичка»

Малыш раскрывает рот, кладет язычок на верхнюю губу. А широким краем языка проводит по верхней губе назад – вперед. Проследите, чтобы язычок не отрывался от губ. Начать выполнять упражнение нужно медленно, а затем попросите ускорить темп и произнести звуки «бл-бл-бл» как это делает голубь.

Важный момент! Язык не должен отрываться от губы, не «прятаться» полностью в рот.

  1. «Музыканты»

Ребенок открывает рот в широкой улыбке, барабанит краешком языка по верхним зубкам, пытаясь сказать звук, который похож по произношению на букву английского алфавита «D» (ди). Упражнение должно напоминать «барабанную дробь», где с каждым ударом увеличивается темп.

Важный момент – удар язычка должен быть четким, никаких посторонних звуков, кроме английской «ди», не должно быть слышно.

При выполнении упражнения рот не закрывается и чувствуется сильная воздушная струя. Чтобы убедиться в правильном выполнении упражнения, поднесите листок бумаги к губам малыша – он должен отклоняться.

Еще одно полезное упражнение — это выучить логопедические стишки для детей 4 лет, чтобы выговаривать букву р. Так вы будете играть, и развиваться вместе с чадом. И как пример это упражнения предлагаем вам популярный стишок, чтобы выговаривать букву р.