Интонация простого предложения. Типы предложений и их интонация

Сочинение и подчинение предикативных единиц в составе сложного предложения

Части сложного предложения могут объединяться:

1) при помощи союзов и союзных слов,

2) без союзов и союзных слов, при помощи только интонации и соотношения форм сказуемых.

В связи с этим сложные предложения делятся на две большие группы: союзные сложные предложения и бессоюзные сложные предложения.

Например:

1) Голубые глаза девушки широко открылись от испуга, и в них сверкнула слеза (Кор.); Морозка понял, что разговор окончен (Фад.);

2) На глаз поверишь - криво отмеришь (М. Г); Был пятый час дня, хозяев не было дома (Паст.); Нижние камни оказались мокрыми: на дно бассейна натекла лужица чистой воды (Пауст.).

Союзные предложения , в свою очередь, делятся на две группы в зависимости от типа союзов и союзных слов:

    предложения сложносочиненные - с сочинительными союзами;

    предложения сложноподчиненные - с подчинительными союзами и союзными (или относительными) словами.

При сочинении части сложного предложения объединяются как синтаксически равноправные,при подчинении - одна из частей (или несколько) синтаксически подчиняется другой, зависит от нее. Ср.:Солнце в зените, и все тени сожжены им (М. Г.). - ...Она хорошо знала, где бьется сердце сына (М. Г.); Реки легко переплывать тому, кто рожден и вырос на берегу моря (М. Г.).

В первом предложении части соединены как равноправные, они сохраняют свою относительную самостоятельность, хотя лексически вторая часть испытывает воздействие первой: форма местоимения им во второй части указывает на подлежащее солнце в первой части. Во втором и третьем предложениях зависимые частигде бьется сердце сына икто рожден и вырос на берегу моря целиком лишены способности к самостоятельному функционированию, они всецело подчинены первым частям. Кроме того, и первые части этих предложений недостаточно самостоятельны, т.е. они не могут существовать без зависимых частей: в предложенииОна хорошо знала обнаруживается явная семантическая недостаточность, так как глаголзнала требует пояснения; предложениеРеки легко переплывать тому также оказывается неполноценным, так как указание тому нуждается в конкретизации. Эта семантическая и грамматическая недостаточность первых частей предложения восполняется зависимыми частями в сложноподчиненном предложении. Таким образом, можно говорить не только о зависимости одной из частей сложноподчиненного предложения, но и о взаимозависимости составляющих его частей.

Сложное предложение, части которого соединяются сочинительными союзами, называется сложносочиненным .

Сочинительная связь, характеризующая синтаксические отношения частей сложносочиненного предложения, предполагает их равноправность, которая выявляется лишь на синтаксическом уровне. Что же касается смысловых взаимоотношений частей, то здесь могут быть самые разнообразные варианты: и относительная самостоятельность отдельных частей, и взаимообусловленность.

Относительно самостоятельными являются части сложносочиненного предложения при их автосемантичности - в таком случае лексическое наполнение каждой части оказывается вполне достаточным для самостоятельного функционирования в качестве простого предложения, например:Море глухо рокотало, и волны бились о берег бешено и гневно (М. Г.). Ср.:Море глухо рокотало. Волны бились о берег бешено и гневно.

При синсемантичности частей (такой оказывается обычно вторая часть) смысловая самостоятельность их нарушается и предложение характеризуется семантико-синтаксической целостностью.

Например: Благоговейная и спокойная любовь Куприна к природе очень заразительна, и в этом тоже чувствуется сила его таланта (Пауст.); Далеко внизу мерещились синие пади, и туда из-под ног катились с шумом тяжелые валуны (Фад.).

В первом предложении вторая часть синсемантична, в ней есть лексические указания на прямую связь с первой частью - словоформы в этом и его; во втором предложении местоимение туда соотносится с содержанием первой части сложносочиненного предложения. Связанным оказывается и словопорядок вторых частей предложений: словоформы в этом и туда располагаются в их начале явно под воздействием первых частей предложений. Иногда и первая часть сложносочиненного предложения обнаруживает лексическую недостаточность, которая не позволяет ей получить хотя бы относительную смысловую самостоятельность.

Например: Трудно сказать почему, но блистательный и прощальный ущерб природы, прозрачные дни, безмолвное море, сухие стебли кукурузы, пустота оставленных на зиму дач, травянистый запах последних цветов - все это сообщает особую горечь и силу повествованию (Пауст.).

Части сложносочиненного предложения могут иметь общие члены предложения, которые объединяют их в единое целое.

Например: У Ивана Ивановича большие выразительные глаза табачного цвета и рот несколько похож на букву ижицу (Г.).

Общие члены предложения (в роли таковых выступают лишь детерминанты) могут распространять не все звенья сложного предложения, а только часть из них, как в предложении По ночам давили морозы, трава обрастала инеем, земля, скованная ледозвоном, отходила только к полудню (Шол.) , где отнесенности детерминирующего обстоятельства по ночам к третьей части препятствует ее лексический состав.

Все это свидетельствует о тесной спаянности частей сложносочиненного предложения, как лексической, так и синтаксической.

Средства выражения синтаксических отношений между частями сложного предложения

Средствами выражения синтаксических отношений между частями сложного предложения являются:

2) относительные (союзные) слова;

3) порядок частей;

4) интонация.

Союзы соединяют части сложносочиненного и сложноподчиненного предложений. В сложносочиненном предложении союзы служат основным средством связи, например: В комнате не было света, и все за окнами сливалось в одно зеленое месиво (Тих.); То холодно, то очень жарко, то солнце спрячется, то светит слишком ярко (Кр.); Старуха на печку легла, а Дарья, вдова молодая, проведать ребяток пошла (Н.).

Подчинительные союзы соединяют частисложноподчиненного предложения , например:Морозка понял, что разговор окончен (Фад.); Надо ехать, если он советует (Гонч.); Палуба «Эспаньолы» приходилась пониже набережной, так что на нее можно было опуститься без сходни (Грин).

Роль связующего элемента в сложноподчиненном предложении может выполнятьотносительное (союзное) слово , котороеявляется членом предложения :Пастух поглядел на небо, откуда моросил дождь (Ч.); Дибич угадывал в непроглядной темноте, кому принадлежат голоса (Фед.).

С союзами и союзными словами в придаточной части могут соотноситьсяотносительные местоименные и наречные слова , которые в таком случае также осуществляют синтаксическую связь:Я тот, кого никто не любит (Л.).

В предложении То, что увидел он, было так неожиданно, что он немножко испугался (Ч.) имеются все связующие элементы: то - соотносительное слово в главной части, что - союзное слово в придаточной первой, что - союз во второй придаточной.

Способом выражения отношений между частями сложного предложения служит также порядок следования частей . В предложенияхСтало душно, я вышел из комнаты и Я вышел из комнаты: стало душно по-разному выражается последовательность причинно-следственных отношений. Многие сложные предложения обладают определенной спецификой расположения частей. Есть структуры со строго закрепленным порядком частей. Другие, хотя и допускают варианты в расположении частей, однако меняют при этом семантико-синтаксические отношения между ними, например:Так как в лесу было уже темно, мы решили оставить наши поиски. - Мы решили оставить наши поиски, так как в лесу было уже темно - причинно-следственные отношения в первом предложении преобразованы в отношение причинного обоснования - во втором. Семантические различия, которые создаются здесь порядком частей, свойственны данному предложению как определенной структуре и не связаны с контекстом. Порядок слов внутри частей сложного предложения, особенно в зависимой части, - явление отнюдь не произвольное, а обусловленное структурой всего предложения как целостной единицы.

Интонация в сложном предложении является средством объединения частей в одно целое. Отдельная часть сложного предложения не обладает интонационной завершенностью. Интонация конца свойственна лишь заключительной части сложного предложения. Особенно важна роль интонации в бессоюзном сложном предложении, так как здесь именно она является показателем смысловых отношений между частями, например:Настанет утро, поедем в поле - перечислительная интонация; Настанет утро - поедем в поле - интонация обусловленности, передающая условно-временные значения.

Слово интонация с латинского переводится как «громко произносить». Она играет важную роль в речи, помогает изменить смысл предложения в зависимости от выбранного тембра голоса. Интонация речи представляет собой ритмическо-мелодическую часть предложения, которая выполняет синтаксические и эмоциональные функции при произношении.

Интонация является необходимым условием устной речи, в письменном виде ее передает пунктуация. В лингвистике интонация используется в значении изменения тона голоса в слоге, слове и в предложении. Компоненты интонации составляют неотъемлемую часть человеческой речи.

Компоненты интонации делятся на:

  • Тембр речи. Тембр речи помогает выразить эмоции и чувства человека. Произнесенная речь в эмоциональном порыве меняется в зависимости от испытанных эмоций или переживаний.
  • Интенсивность. Интенсивность речи бывает артикуляционной и зависит от степени усилий при произношении. Интенсивность речи зависит от работы и направления мышц.
  • Пауза. Пауза помогает выделить фразы и синтагмы в речи. Это остановка в звучании.
  • Мелодика. Это движение главного тона, ее повышение или понижение.

Основные элементы интонации используются в объединенном виде и только в целях изучения рассматриваются по отдельности. Выразительность и разнообразие речи проявляется за счет искусного словесного выражения, ее способностью меняться в зависимости от интонации. Интонация играет важную роль в языковом структурировании. Существуют следующие функции интонации:

  • Разделение речи по интонационным и смысловым частям синтагмам.
  • Создание синтаксической структуры в предложении, интонационные конструкции участвуют в оформлении типов предложений.
  • Интонация помогает человеку выразить эмоции, чувства, переживания.
  • Смыслоразличительная функция служит для различия лексических элементов между предложениями.
  • Различают функции интонации словосочетания – это модальность фразы, ее повествовательные, восклицательные и вопросительные отличия.

Интонация является главной составляющей не только в русском языке, но и любой устной речи. В письменном виде интонацию выделяет пунктуация: многоточие, запятая, вопросительный и восклицательный знак. Как звучала русская речь много веков назад доподлинно уже не известно. Виды интонации в русском языке очень разнообразны. Всего их 16. Но есть интонации, которые одинаково используются во всех странах мира.

Какие бывают предложения по цели высказывания:

  • Повествовательная.

Последний слог высказывания произносится на повышенном тоне. Повествовательные высказывания содержат интонационную вершину и интонационное понижение. Интонационная вершина - это высокий тон, а интонационное понижение – низкий. Если в повествовательной форме происходит объединение слова, фразы, то часть словосочетания произносится на повышенной или пониженной интонации. Чаще всего понижение используется во время перечисления.

  • Вопросительная.

Вопросительные виды интонаций применяются в двух случаях:

  1. Когда вопрос коснулся целого высказывания. В этом случае применяется повышение голоса на крайней слог вопросительного высказывания.
  2. Когда повышение голоса применяется только на слова, к которым адресован вопрос. От расположения слова в предложении зависит ее интонационная картина.
  • Восклицательная.

Такой вид человеческой речи делится на сам восклицательный вид, где интонация выше по тону, чем при повествовании, но ниже чем при вопросе. А также побудительную интонацию, в которой присутствует просьба или приказ.

Все виды интонации соединяются в одном понятии – логическая интонация. Это интонация, которая определяет характеристику выражения, оставаясь противоположностью эмоционального произношения.

В зависимости от жизненных ситуаций люди разговаривают между собой по-разному, от скороговорок и стихотворений до делового выступления. Интонация имеет индивидуальный характер, невозможно найти одинаковый тембр голоса и манеру произношения слова.

Существуют и незаконченные предложения по интонации:

  • Противопоставления. Противопоставление находится в сложных предложениях. В письме выделяет ее пунктуация или тире.
  • Предупреждение. Предупредительная интонация разбивает предложение на две части затяжной паузой. Разделенная часть предложения произносится повышенном тоном.
  • Вводность. В вводной интонации отсутствуют паузы между словами, ударение. Ей присущ быстрый темп речи.
  • Перечисления. Для перечисления характерна пауза между однородными членами предложения. Во время перечисления слов в предложении ставится логическое ударение. Если до перечисления стоит обобщающее слово, то оно выделяется при произношении.
  • Обособления. Обособление разделяется в предложении паузой и выделяется ударением. Первая пауза длинная, вторая поменьше.

Музыкальная интонация

Музыкальная интонация имеет теоретико-эстетические значения, которые тесно взаимосвязаны между собой. Она представляет собой организацию звука в музыке, их последовательное расположение. Музыкальная и речевая интонации не взаимосвязаны и отличаются звучанием по высоте тона и местоположением в системе звуков. Интонацию в музыке называют еще музыкой слова. Но отличие от слова она состоит в том, что музыкальная интонация или певческая не таит в себе никакого смысла.

Выражение интонации в музыке вытекает из речевой интонации. Слушая разговор на иностранном языке можно понять не только пол и возраст говорящего, но и их отношение друг к другу, характер разговора между ними, эмоциональное состояние - радость, ненависть, симпатия.

Именно эту связь с речью применяют сознательно, а иногда и бессознательно музыканты. Интонация человеческой речи переносит характер, чувства, психологические тонкости общения, которые потом выражаются в музыкальном произведении.

Музыка с помощью интонации способна передать и воспроизвести:

  • жесты;
  • движение тела;
  • гармонию речи;
  • эмоциональное состояние;
  • характер человека.

Интонационные музыкальные выражения имеют богатую многовековую историю. Простая интонация преобразовалась со временем в многочисленные музыкальные жанры и стили. Пример, арии скорби, плача, написанные в эпоху барокко. Легко определяются напряженные или тревожные баллады, лирические пьесы, торжественный гимн. Каждый композитор обладает неповторимым музыкально – интонационным почерком и стилем.

Ударение в интонации

Ударение в интонации играет важную роль, так как от ее постановки зависит весь смысл высказывания. Ударение подразумевает выделение слова с помощью основных фонетических элементов. Ударение слова является не единственным видом в русском языке. Помимо словесного ударения, различают и другие виды:

  • Синтагматическое. Синтагматическое или тактовое ударение выделяет в предложении главные смысловые слова в речевом такте синтагмы. Синтагма выделяет из всего речевого потока отдельный слог, части текста или слов. Получаются смысловые группы, имеющие синтаксическое значение.
  • Логическое. Логическое ударение помогает выделить важные слова из высказывания, в конкретной ситуации используя основные средства интонации. В логическом ударении выделяются любые слова из предложения.

Пример, «Кто здесь был? – Здесь был Я»

Оно возникает при использовании интонации, главную роль при этом выполняет мелодика вместе с повышением словесного ударения.

  • Эмфатическое. Феномен эмфатического ударения ввел в обиход и открыл российский лингвист Л. В. Щерба. Оно используется для выражения эмоциональной окраски слова и выражения, выделяя состояние говорящего при общении. От логического эмфатическое ударение отличается своей эмоциональной окраской слова. В русском языке такое ударение удлиняет ударную гласную: замеча-ательнейший человек, пре-кра-аснейший день.

Работа с интонацией

Быстрый поток речи, однообразный текст, произнесенный слишком громко или тихо слушать неинтересно, незнакомых людей он даже отталкивает. Такой скучный диалог можно наблюдать только между близкими людьми. Для того чтобы вас услышали и поняли необязательно говорить громко, достаточно научиться говорить выразительно, соблюдая правила интонации.

Говорить выразительно приходится людям, работающим с большим количеством слушателей, поэтому речь обязана быть правильной и интересной. Общение в бытовых условиях между родственниками или друзьями должно быть правильно построено с использованием уместной интонации. Развитие интонации несет весомое значение для человеческой речи. Высказывания, содержащие неправильный тон, приводят к конфликтным ситуациям и разногласиям.

Разработаны упражнения и методики для интонационной постановки:

  • Чтение вслух.

Прочитайте вслух стихотворение, с выражением, запишите голос на диктофон и прослушайте что получилось. Очень важно услышать голос со стороны, так легче найти речевые и интонационные ошибки, а также узнать какова ее мелодичность. Упражнения на чтение рассчитано на развитие тембра речи и мелодики, стихотворение читается громко, меняется интонация и темп речи. Читая стихотворение, обратите внимание на главные фразы и слова, которые там используются. Выделите их из текста необходимой интонацией.

  • Упражнения на расслабление.

Читаем текст с ручкой во рту, двигая челюстями. Текст выбираем любой, при выполнении упражнения он еще и запомнится. Гимнастика направлена на развитие речевого произношения и дикции.

  • Во время разговора или чтения книги делать акцент на позитивные радостные интонации.

Употреблять в речи преимущественно радостные и позитивные выражения, так как они даются сложнее других. Разговаривать необходимо как можно проще, естественнее, получая удовольствие от голоса и интонации.

  • Делая упражнения или разговаривая с собеседником, используйте жесты.

Они помогают украсить речь, добавят эмоциональную окраску. Но жесты используют в меру, зная значение. Лишние жесты придадут интонации неуверенный или неуместный вид.

Выработав правила в общении, стоит практиковать упражнения по интонации в жизни, не стесняясь показывать мастерство. Поставленная речь с правильной интонацией заинтересует собеседника, главное, следить за произношением при общении с коллегами и родственниками, каждый день совершенствуя речь.

>>Русский язык 5 класс >>Русский язык: Значение и интонация сложного предложения

ЗНАЧЕНИЕ И ИНТОНАЦИЯ СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Теория А

Сложное предложение состоит из двух или нескольких грамматических основ (простых предложений). Простые предложения связываются в сложные с помощью интонации и союзов: Андрей знает, что русские названия месяцев производны от латинских. Декабрь, январь и февраль - это зимние месяцы; март, апрель, май - весенние; июнь, июль, август - летние; сентябрь, октябрь, ноябрь - осенние.

Практика А

1. Найдите сложные предложения. Определите средства их связи.

Русские названия месяцев производны от латинских. По-латыни разговаривали в Древнем Риме.

У римлян год начинался в первый день марта. Этот месяц был назван в честь Марса, которого первоначально считали богом земледелия и скотоводства. Второй месяц получил название апрель, априлис по-латыни означает «раскрывать». В этом месяце раскрываются почки на деревьях. Третий месяц (май) посвящался богине земли Майе. Четвёртый (июнь) посвящался богине Юноне, она считалась покровительницей женщин. Пятый (июль) назван в честь Юлия Цезаря, а август - императора Августа. Названия дальнейших месяцев были связаны с их положением в календаре: сентябрь - седьмой, октябрь - восьмой, ноябрь - девятый, декабрь - десятый. Название января связано с именем бога Януса, а февраля - с именем бога подземного царства Фубрууса
(Из календаря )

Теория Б

Между частями (простыми предложениями) сложного предложения обычно ставится запятая.

Практика Б

2. Объясните расстановку запятых в стихотворении.

Август, Август!
Кабачок
Лёг на грядке на бочок,
И бычок в тени улёгся,
И бегут куда-то вдаль Облака,
И речка вьётся,
Но чего-то очень жаль.
(С. Козлов )

3. Поставьте пропущенные знаки препинания и ответьте на вопрос.

Пусты поля мокнет земля дождь поливает. Когда это бывает?

4. Переведите выделенные слова и выражения на русский язык. Объясните расстановку знаков препинания.

Ми звикли , що літо починається першого червня . Але за астрономічним календарем воно розпочнеться лише через три тижні , а за фенологічним * - тоді, коли заколоситься озима пшениця, відцвіте бузок , пишно зацвітуть калина, шипшина, біла акація .

Вершина літа - пора цвітіння липи.

*Фенологический календарь - растительный календарь.

Д л я с п р а в о к: починається - начинается, заколоситься - заколосится.

Н.Ф.Баладина, К.В. Дегтярёва, С.А. Лебеденко. Русский язык 5 класс

Отослано читателями из интернет-сайтов


Открытый урок русского языка, бесплатно скачать тесты , занятия по русскому языку, необходимые материалы для подготовки к урокам, собрание рефератов русского языка, домашние задание, вопросы и ответы Содержание урока конспект уроку и опорный каркас презентация урока акселеративные методы и интерактивные технологии закрытые упражнения (только для использования учителями) оценивание Практика задачи и упражнения,самопроверка практикумы, лабораторные, кейсы уровень сложности задач: обычный, высокий, олимпиадный домашнее задание Иллюстрации иллюстрации: видеоклипы, аудио, фотографии, графики, таблицы, комикси, мультимедиа рефераты фишки для любознательных шпаргалки юмор, притчи, приколы, присказки, кроссворды, цитаты Дополнения внешнее независимое тестирование (ВНТ) учебники основные и дополнительные тематические праздники, слоганы статьи национальные особенности словарь терминов прочие Только для учителей

Конспект урока русского языка в 9 классе по теме "Интонация сложного предложения".

Тип урока: урок изучения нового материала

Цель урока: сформировать знания об особенностях интонации в простых и сложных предложениях.

Задачи урока:

1) Обучающие:

Актуализировать знания учащихся о сложносочиненном и сложноподчиненном предложениях, их средствах связи;

Сформировать умение интонационно правильно читать простые и сложные (сложносочиненные и сложноподчиненные) предложения; интонационно правильно строить сложные предложения из простых; составлять графические интонационные схемы сложных предложений.

2) Воспитательные:

Воспитывать у учащихся интерес к изучаемому предмету;

Воспитывать трудолюбие, высокую работоспособность школьников.

3) Развивающие:

Содействовать развитию речи учащихся, обогащать их словарный запас;

- совершенствовать навыки анализа и систематизации языкового материала;

- развивать логическое мышление, память, воображение, способность к саморегуляции и самоконтролю;

Учебно-методическое и техническое обеспечение:

1) Л.А. Тростенцова, А.И. Запорожец. Русский язык. Поурочные разработки. 9 класс. Пособие для учителей общеобразоват. учреждений. - М.: Просвещение, 2014.

2) Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская. Русский язык: учеб. для общеобразоват. организаций. - М.: Просвещение, 2013.

3) Н.В. Егорова. Поурочные разработки по русскому языку: 9 класс. - М.: ВАКО, 2008.

4) Ноутбук, проектор.

5) Раздаточный материал.

План урока.

1). Организационный момент (1-2 мин.)

2) Опорное повторение (5-6 мин.)

3) Объяснение нового материала (5-6 мин.)

4) Первичное закрепление знаний, умений (5-6 мин.)

5) Формирование умений (10 мин.)

6) Контроль первичного уровня сформированности знаний и умений (5-6 мин.)

7) Задавание на дом (1-2 мин.)

8) Подведение итогов (2-3 мин.)

Методическое обоснование урока.

Урок проводится в системе уроков русского языка в 9 классе, является продолжением в изучении раздела "Сложное предложение". Учащиеся научились различать функции знаков препинания между частями сложного предложения. Большинство учащихся усвоили, что в СПП знаки препинания (запятые) выполняют только выделительную функцию, в БСП и ССП - разделительную. Урок нацелен на формирование умений и навыков правильно расставлять пунктуацию в сложных предложениях, употреблять знаки препинания в различных функциях (выделение и разделение) между частями сложного предложения. При изучении темы следует обратить внимание учащихся на то, что интонация в простых и сложных предложениях различна. Наиболее сложным для учащихся является составление графических интонационных схем. На уроке планируется использование мультимедиа (схемы, таблицы, упражнения проецируются на экране), привлечение раздаточного материала, чередование различных видов учебной деятельности, прослушивание аудиозаписи простых и сложных предложений. В ходе проведения урока учитываются индивидуальные особенности обучающихся класса (30 % учащихся имеют низкие учебные способности, недостаточную учебную мотивацию), поэтому урок построен на совместной работе учителя и учеников. В результате выполнения определенных действий планируется достижение главной цели урока - сформировать знания об особенностях интонации в простых и сложных предложениях.

ХОД УРОКА.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Организационный момент

Метод: слово учителя

Прием: приветственное, ведущее слово учителя (приветствие, выявление отсутствующих в классе, запись в тетради даты и вида работы)

Метод: списывание

Прием: неосложненное списывание

2

Опорное повторение

I . Метод: беседа

Прием: репродуктивная беседа

Материал для беседы:

1. Назовите средства связи частей в ССП и СПП.

2. Какие знаки препинания помогают передать разнообразные смысловые отношения между простыми предложениями в составе сложных?

3. В каких предложениях знаки препинания разделяют, а в каких - выделяют части сложного?

4. Как выражается интонация завершения (конца предложения)?

I . Метод: беседа

Прием: репродуктивная беседа

3

Объяснение нового материала.

Метод: слово учителя

Прием: вводное, сообщающее слово учителя

Что такое интонация ? Это ритмико-мелодическая сторона речи, чередование повышений и понижений голоса, К интонации относится и темп речи, и ее тембр, выражающий различные чувства говорящего, и логическое ударение, которое падает на самое важное по смыслу слово, и паузы, во многом определяющие смысл высказывания. То есть интонация проявляется в живой устной речи, в говорении. На письме, при передаче разговорной речи или в художественном тексте на интонацию могут указывать ремарки, пояснения автора.

Какую роль в предложении играет интонация? Интонация организует ритмомелодику предложений и выражает их конкретный смысл. Одно и то же предложение может иметь больше одного смысла в зависимости от интонации. Примеры: “Молодец!”, “Я очень рад” - в устной речи подобные предложения могут выражать прямой смысл (похвалу, радость) и прямо противоположный ему (неодобрение, недовольство), если интонация ироническая.

Каковы особенности интонации различных типов предложений? Повествовательные предложения имеют восходяще-нисходящую интонацию. В вопросительном предложении в зависимости от места логического ударения интонация бывает нисходящей, восходящей, восходяще-нисходящей. Побудительные предложения произносятся с повышением тона, особенно если они выражают приказ, а не просьбу.

Метод: слушание

Прием: глобальное, оценочное слушание

4

Первичное закрепление знаний и умений

Метод: слово учителя

Прием: ведущее, инструктирующее, сопровождающее слово учителя (материал учебника на стр. 32)

Сравните по интонации простые предложения и сложные. Прочитайте их в соответствии с графическим обозначением. Прочитайте выразительно отрывок из стихотворения Н. Рубцова. Понаблюдайте за тем, как произносится сложное предложение в соответствии со знаками, показывающими паузу, повышение или понижение тона.

Метод: наблюдение.

Прием:: наблюдение за текстовым материалом (, п. 10, стр. 32)

Аудиозапись простых и сложных предложений.

5

Формирование умений

Метод слово учителя

Прием: ведущее, инструктирующее слово учителя

(Упр. 56. Проследить за повышением и понижением голоса при построении сложных предложений из данных простых. Запишите сложные предложения, образовав их с помощью нужного по смыслу союза, без помощи союза.

Метод: упражнение

Упр. 56

6

Контроль первичного уровня сформированности знаний и умений

Метод: слово учителя

(Упр. 57. Прочитайте с интонацией сложного предложения. Запишите предложения, составляя схему каждого и показывая особенности интонации графически)

I . Метод: упражнение

Упр. 57

7

Задавание на дом

Метод: слово учителя

Прием: ведущее, инструктирующее слово учителя

п. 9, упр. 59

Метод: слушание

8

Подведение итогов

Метод: слово учителя

Прием: комментирующее, обобщающее слово (выставление отметок за урок, подведение итогов урока, выявление учащихся, усвоивших и неусвоивших новый материал)

Метод: слушание

Прием: глобальное, неоценочное слушание

РЕЗЕРВНЫЙ МАТЕРИАЛ

I . Синтаксический разбор сложного предложения:

Перед ненастьем ласточки летают низко и рыба не клюет.)

II . Найдите «четвертое лишнее»:

1. Дом невелик, да скучать не велит.

2. Хлеб да каша - пища наша.

3. Маленький, да удаленький.

4. Хороша Маша, да не наша.

(Лишнее предложение -2: да=и , в остальных случаях да=но .)

Самоанализ проведенного урока.

Урок по теме "Интонация сложного предложения" состоялся, был рассчитан на один учебный час. Урок прошел по плану. Учащиеся активно работали, отвечали на вопросы, проявили интерес к выполнению упражнения 57. В конце урока осталось немного времени, поэтому удалось использовать резервный материал, играли в игру "Четвертое лишнее", в ходе которой анализировали каждое предложение по отдельности. Сделала вывод, что при составлении календарно-тематического планирования нужно было не выделять целый учебный час на изучение данной темы. можно было объединить ее с темой "Разделительные и выделительные знаки препинания".