Как помочь первокласснику адаптироваться в школе (практические советы). Адаптация первоклассников к школе: особенности, проблемы адаптации, способы их преодоления

Начальное общее образование

Начальная школа XXI века

УМК Ступеньки к школе

Ступеньки к школе

Советы учителю начальной школы: как помочь первокласснику адаптироваться к новым условиям

Что должны сделать педагоги для того, чтобы учеба стала не тяжким бременем, а радостью для детей?

По данным недавних исследований, 90% детей не желают идти в школу. Для сравнения: в 1970–1971 учебном году статистика была диаметрально противоположной - 90% детей очень хотели учиться в первом классе.

В чем причина столь резкой перемены? Что должны сделать педагоги для того, чтобы учеба стала не тяжким бременем, а радостью для детей?

На эти и другие важные вопросы отвечают ведущие специалисты в области дошкольного и начального образования Марьяна Безруких , директор Института возрастной физиологии РАО, академик, доктор биологических наук, профессор, лауреат Премии Президента РФ в области образования, и член-корреспондент РАО, лауреат Премии Президента РФ в области образования Наталья Виноградова .

Важно отметить, что Марьяна Безруких является автором программы для дошкольников «Ступеньки к школе» , а Наталья Виноградова - автором УМК «Начальная школа ХХI века» , выпущенных объединенной издательской группой «Дрофа» - «Вентана-Граф». Также их перу принадлежит целый ряд книг, посвященных подготовке детей к школе.

Какими качествами и компетенциями должен обладать учитель начальной школы? Какие методики должны быть в его арсенале для того, чтобы помочь первокласснику адаптироваться к новым условиям?

Марьяна Безруких:

«Современной школе нужен компетентный, квалифицированный учитель, способный учитывать индивидуальные особенности детей (а сегодня растет количество детей, испытывающих проблемы развития). Например, у нас примерно 25% медлительных детей, которые не успевают за общим темпом деятельности. А учитель ждет моментального ответа, и, если ребенок не оправдывает его ожиданий, учитель зачастую перестает его спрашивать, сажает на заднюю парту, и ученик превращается в изгоя. Такая ситуация грозит закончиться для ребенка неврозом. Чтобы этого не случилось, мы должны научить педагога работать в малых группах, каждой из которых предлагаются разные задания. В начальной школе необходимо отказываться от фронтальных методик обучения .

Нет каких-то специальных методик, помогающих первокласснику адаптироваться в школе, но есть определенная тактика взаимодействия и работы с детьми, которая помогает снять стресс и напряжение первых недель занятий.

Процесс адаптации довольно длителен: психологическая адаптация занимает примерно 4 недели, а вот физиологическая дольше - 6–8 недель. Следует учесть, что детям необходимо привыкнуть не только к новому режиму и новой деятельности, но и к учителю: к темпу и тембру его речи, к требованиям, к выражению эмоций и т.п.

Дети очень отзывчивы на любые проявления внимания и поддержки, они нуждаются в этом внимании и испытывают настоящую боль и страдания, если на них не обращают внимания, подчеркивают неудачи, стыдят при всех.

В первые недели обучения дети особенно остро воспринимают свою неумелость, неловкость, неудачи, поэтому учитель ни в коем случае не должен это подчеркивать или демонстрировать свое неодобрение. Конечно, важно, что учитель говорит, но не менее красноречивым может быть взгляд, мимика, интонация. Дети очень чувствительны к этим проявлениям.

Первые недели обучения - это период очень высокого физического и психологического напряжения организма . Дети сильно устают, переполнены впечатлениями, они порой возвращаются домой совершенно без сил. Они могут быть суетливы и плаксивы, беспокойны и тревожны, им еще сложно концентрировать внимание на всех уроках и контролировать свою деятельность.

Учитель должен быть готов учесть все эти особенности и перестраивать методику и технологию организации занятий. Главное - в первые месяцы обучения не торопиться, не спешить, так как именно в этот период начинается формирование навыков письма, чтения и счета, то, что не усвоено и не закреплено на начальных этапах, порой не компенсируется в течение всех лет обучения».

УМК «Ступеньки к школе»
14 ярких рабочих тетрадей и книга для учителей, воспитателей и родителей помогут подготовить к школе детей 5–6 лет, а также будут полезны и в работе с первоклассниками. Грамотная речь, математические понятия, пространственное мышление, художественные навыки - пособия направлены на развитие у старших дошкольников этих необходимых навыков. УМК дает возможность диагностировать проблемные аспекты и составить для каждого ребенка индивидуальный план занятий по подготовке к первому классу.


Наталья Виноградова:

«Никакими особыми качествами учитель не должен обладать, чтобы дети благополучно прошли адаптацию к школьной жизни. Любой учитель в соответствии со своими профессиональными обязанностями должен знать, что:

  • адаптационный период - это не какой-то отрицательный момент в жизни ребенка, а объективная реальность: попав в новые условия, человек должен к ним привыкнуть, приспособиться. «Плохо» не сам процесс адаптации, а его отрицательные проявления, то есть дезадаптация;

  • это происходит в том случае, если учитель не понимает, что в адаптационный период (он протекает 2–3 месяца - по закону психологии! - и значительно дольше, если условия для адаптации нарушаются) ребенок пока еще не стал школьником, он еще почти по всем показателям дошкольник. Это означает, что первоклассник не умеет принимать требования взрослого, не может ставить перед собой самые простые учебные задачи (не сформирована в полной мере произвольная деятельность). Это означает, что ребенок пока остается сам по себе, в лучшем случае в системе «ученик-учитель», но первоклассник пока не член классного коллектива и не понимает, что он член учебного сообщества. Это означает, что ребенок ведет себя как капризная внучка, вздорный сын, слишком разговорчивый внук, который пока не хочет считаться, что он не один и все капризы и дурные настроения нужно оставить дома. И все это не должно вызывать раздражения ни учителя, ни родителей!
Исходя из этого, хороший педагог:
  • не будет сразу заваливать детей обучающими заданиями, будет предлагать игры, в которые учебная задача «спрятана». Уделит особое внимание полагающемуся по режиму часу отдыха от уроков и продумает их подвижную игровую структуру. В адаптационный период не будет проводить «слитные» уроки, когда дети пишут (читают, считают, рассказывают и т.д.) все 35 минут урока. Урок, как правило, делается «дробным»: 10 минут чтения, 10 минут письма, 10 минут слушания и т.д. Это правило для всего первого класса, но особо должно выполняться в первые три месяца обучения;

  • не будет по пустякам делать замечания («не так сидишь, почему смотришь в окно, не заглядывай в тетрадь соседа, слушай внимательно, смотри внимательно…»). Все требования вводятся постепенно, осторожно, настойчиво повторяются в доброжелательном тоне и обязательно заканчиваются двоеточием - учитель каждый раз спокойно разъясняет, почему это нужно делать.
Линия УМК Н. Ф. Виноградовой. Литературное чтение (1-4)
Учебники знакомят младших школьников с жанрами фольклора и художественной литературы, включают задания на анализ текста и отработку техники чтения, помогают развить речь, познакомиться с основами библиографии. Обучение в 1 классе начинается с базовых языковых компетенций, затем дети учатся воспринимать тексты разных жанров и направлений.

Очень опасно в адаптационный период эмоционально отталкивать от себя детей. Учитель авторитарный не допускает, чтобы к нему прижались, заглянули в глаза, не дай бог, обняли… Эмоционально-положительный контакт очень важен в этот период. Хороший педагог знает, что неспокойному ребенку можно сделать сто тысяч замечаний и он все равно будет продолжать выполнять задуманное, но стоит подойти к нему, спокойно, немножко небрежно и случайно положить руку на плечо (продолжая при этом общаться с классом), и «нарушитель» успокоится…Учитель должен уметь «забирать» плохое настроение детей себе.

Также очень важен контакт учителя с родителями. В этот период особенно важны советы педагога о том, что в семье должна быть спокойная обстановка, увеличено время для прогулок, для многих детей - для сна после прихода из школы. Никакие занятия, повторяющие задания в школе, в этот период недопустимы. И также никаких отрицательных оценок школьной жизни!

Не нужно в первый года обучения нагружать дополнительными занятиями в различных кружках и секциях. Все это можно сделать после того, как ребенок привык к школе».

Ольга ДАШКОВСКАЯ

*С мая 2017 года объединенная издательская группа «ДРОФА-ВЕНТАНА» входит в корпорацию «Российский учебник». В корпорацию также вошли издательство «Астрель» и цифровая образовательная платформа «LECTA». Генеральным директором назначен Александр Брычкин, выпускник Финансовой академии при Правительстве РФ, кандидат экономических наук, руководитель инновационных проектов издательства «ДРОФА» в сфере цифрового образования.

Начало школьной жизни, один из самых тяжелых периодов для учеников. Впервые перешагнув порог школы, дети сталкиваются с совершенно незнакомым для себя миром: новыми людьми, непривычным режимом, нагрузками и ответственностью. Все это оказывает большое влияние на их психическое и физическое состояние. Дети могут начать чувствовать психологический дискомфорт, стать более раздражительными, страдать от нарушений сна, испытывать постоянную усталость и головные боли. Подобное состояние объясняется вынужденной перестройкой организма к изменившимся условиям или адаптацией. Чтобы данный период прошел максимально легко, маленьким ученикам необходима помощь и поддержка родителей.

Виды адаптации

Условно адаптацию первоклассника к школе можно поделить на два вида: социально-психологическую и физиологическую . Первый вид адаптации заключается в установлении контактов и налаживании отношений с детьми и учителем. Второй – связан с возможными проблемами со здоровьем, которые нередко возникают у учеников в течение первых месяцев посещения школы. Во время привыкания к школе дети могут сильно уставать, капризничать, часто болеть и даже худеть.

Признаки плохой адаптации

Адаптационный период может длиться от одного месяца и даже до года. Во многом его продолжительность зависит от личности ребенка, его уровня подготовки к школе, особенностей программы и многих других факторов. Некоторые дети быстро приспосабливаются к новым условиям, без труда устанавливают контакт с одноклассниками и хорошо усваивают материал. Другие с легкостью сходятся с людьми, но учеба им дается тяжело. Третьи с трудом усваивают материал, не могут поладить с одноклассниками и учителем. Признаками того, что адаптация ребенка к школе протекает плохо, является следующее:

  • Ребенок не желает рассказывать взрослым о школе и школьных делах.
  • Ребенок не хочет ходить в школу, хитрит, чтобы остаться дома.
  • Ребенок стал раздражительным, слишком нервным, начал бурно проявлять негативные эмоции.
  • Ребенок в школе ведет себя пассивно: пребывает в подавленном настроении, невнимателен, не общается и не играет с другими детьми.
  • Ребенок в школе часто плачет, тревожен, боится.
  • Ребенок в школе часто ссорится с одноклассниками, демонстративно или активно нарушает дисциплину.
  • Ребенок слишком тревожен и пребывает в постоянном эмоциональном напряжении, часто болеет, сильно утомляется.
  • У ребенка наблюдается снижение массы тела, низкая работоспособность, синяки под глазами, бледность.
  • У ребенка нарушается сон, снижается аппетит, нарушается темп речи, его мучают головные боли или тошнота.

Начало школьных занятий - это новый этап в жизни маленького человека. Как подготовить его ко взрослой жизни, помочь ему сориентироваться в новом мире под названием «школа»?

Об этом рассказывает Елена Изотова, главный детский внештатный невролог комитета здравоохранения Волгоградской области.

Новые правила

С того момента, когда ребёнок переступает порог школы, для него начинается совершенно новая жизнь. Кардинально меняется режим дня: раньше малыш делал то, что хотел: гулял, спал, кушал. Родители подстраивались под его желания. Теперь же в его жизни появятся слова «должен» и «надо». И родителям нужно подготовить его к этому, настроить на серьёзный лад. Иначе начало нового жизненного этапа станет для первоклашки серьёзным испытанием.

Главное отличие школьного возраста от дошкольного - большая умственная нагрузка. Кроме того, он теперь много времени проводит в большом коллективе. Здесь, в отличие от детского сада, - конкурентная среда, ребёнку нужно выделиться среди своих товарищей, научиться соревноваться и побеждать, кроме того, нужно заниматься и дома. Всё это - совершенно новые виды деятельности. И готовиться к этому нужно заранее.

Ребёнок должен знать, что он теперь большой, он должен ходить в школу, делать уроки - это его основная обязанность. Объясните ему, для чего вообще нужно учиться - быть грамотным, уметь считать. Можно даже рассказать о том, что, получив эти знания, он, став взрослым, сможет выбрать себе специальность, обеспечивать семью. Всё это вполне можно донести даже до детсадовца в доступной форме.

- Не слишком ли большой груз ответственности взваливается на маленького человека? Не грозит ли это стрессом?

Психика ребёнка отличается пластичностью, он не будет фиксироваться на этих сложностях, если не заострять на них внимания. Но родителям всё-таки нужно месяца за три, за полгода, начать готовить будущего первоклассника к новой жизни, настроить, предупредить его о том, что в школе будет нелегко. Постарайтесь отыскать здесь «золотую середину»: заинтересовывайте ребёнка, но при этом приучайте к дисциплине.

Максимальное время для уроков – полтора часа. Ребёнок не должен сидеть за уроками по три - пять часов, это очень большая нагрузка, и пользы от этого не будет

А чтобы избежать перегрузок, необходимо в первую очередь отрегулировать режим дня - он будет заметно отличаться от детсадовского. После занятий у младших школьников обязательно должен следовать обед и непременно дневной сон. Он эффективнее, чем ночной: известно, что 20 минут дневного сна заменяют час ночного. Таким образом снимаются стрессы, притухают яркие впечатления.

Не нужно сразу усаживать ребёнка за домашнее задание, принцип «сделал дело - гуляй смело» здесь не работает. Отправьте вашего первоклассника поиграть на свежем воздухе. И только после этого - за письменный стол. Максимальное время для уроков - полтора часа. Ребёнок не должен сидеть за уроками по три - пять часов, это очень большая нагрузка, и пользы от этого не будет. Первое время проверяйте, как ваш школьник выполняет домашнее задание, контролируйте, помогайте ему втянуться в школьный ритм. Поощряйте его за любые успехи. Это играет гораздо большую роль в процессе обучения, чем наказание. Известно, что до семи лет ребёнок вообще не понимает, за что его наказывают: должна работать только позитивная мотивация.

Усталости нет?

- Какие тревожные симптомы, связанные со здоровьем первоклассника, должны насторожить родителей?

Первый тревожный симптом - это гиперактивность. Ребёнок в отличие от взрослого при переутомлении не чувствует усталости. Мы понимаем, что нужно отдохнуть, полежать, расслабиться, отвлечься. Ребёнок же реагирует по-другому: двигательная активность у него повышается. В разговоре он начинает перепрыгивать с одной мысли на другую, становится импульсивным, не может сосредоточиться на чём-то одном, довести дело до конца. Нужно присматриваться к ребёнку, проследить, как изменилось его поведение при повышенных нагрузках. Бывает, что при утомлении появляются и тики: ребёнок моргает, открывает рот, передёргивает плечами. Если это приобретает навязчивый и постоянный характер - нужно обратиться к врачу. Но эти же признаки могут свидетельствовать о переутомлении. Так в организме включается компенсаторный механизм: взрослые, когда раздражаются, могут накричать. Малыш накричать не может и начинает моргать глазами. Иногда ребёнок говорит: «Я моргну - и мне легче». Такие компенсаторные движения в лечении не нуждаются: нужно пересмотреть режим дня, больше времени уделять отдыху.

В школе ждёт ещё одно важное испытание: организм начинает испытывать сильную нагрузку на позвоночник. Сидение вообще для нашего организма - антифизиологическое состояние, отсюда и проблемы с позвоночником (болезнь цивилизации).

Позаботьтесь о том, чтобы у ребёнка был удобный стол и стул, свет должен падать слева, под ногами стоять скамеечка. Проследите, чтобы сидеть ребёнку было удобно. А вот корпеть долго за учебниками не нужно: 30 - 45 минут - и 15 минут перерыв.

- Нужно ли менять рацион питания школьника?

Идеальным будет дробное пятиразовое питание, обязательно должны присутствовать кисломолочные продукты, фрукты и овощи. Меню составляйте по принципу пищевой пирамиды. Её основу составляют овощи, фрукты, цельнозерновые продукты - источники так называемых длинных углеводов (неочищенный рис, хлеб грубого помола, макаронные изделия из цельнозерновой муки, каши), растительные жиры. На втором месте - продукты, содержащие белок. Далее идут молоко и молочные изделия. На самой верхней ступеньке пирамиды - жиры.

Закадычные друзья

- Как помочь первоклашке наладить отношения с одноклассниками? И нужно ли вообще вмешиваться?

Взаимоотношениями в коллективе, в обществе нужно заниматься всю жизнь. И начинается этот процесс с первого класса школы, в садике учить этому было не нужно. К шести - семи годам человек уже готов к тому, чтобы начать осваивать социальную роль в обществе. Ему необходимо общаться со сверстниками, именно сейчас появляются закадычные друзья: психика созрела для тесного и душевного общения. Если же возникают конфликты, попытайтесь объяснить ребёнку, что в споре, в конфликте часто виноваты обе стороны. Сейчас ваш ребёнок приобретает новый опыт общения, который впоследствии пригодится во взрослой жизни. И в этом ему также нужна ваша поддержка.

В целом, чтобы помочь первоклашке адаптироваться к школе, постарайтесь не впадать в крайности: сделайте так, чтобы ребёнок совсем не махнул рукой на занятия, но и в тоже время не перенапрягался, не подорвал здоровье, сильно не расстраивался из-за неудач. Это тоже задача родителей - объяснить, помочь, направить, создать условия.

Помните об индивидуальных особенностях: кто-то всё время будет стремиться быть первым, а кого-то нужно контролировать и направлять. Вселите в ребёнка уверенность в его силах, именно сейчас ему нужна ваша помощь.

Наступил второй учебный месяц, и многим родителям кажется, что самое сложное в первом классе уже позади. Школу выбрали, 1 сентября пережили, с детьми ребенок подружился, родительское собрание прошло — вроде бы все, можно вздохнуть с облегчением. Но психологи советуют оставаться начеку.

Начало обучения в школе — это не только учеба, новые знакомые и впечатления. Это новая среда и необходимость подстраиваться под новые условия деятельности, включающие в себя физические, умственные, эмоциональные нагрузки для детей. Чтобы привыкнуть к новой среде, ребёнку необходимо время — и это не две недели и даже не месяц. Специалисты отмечают, что первичная адаптация к школе продолжается от 2 месяцев до полугода. При этом общих рецептов быть не может, адаптация — длительный и индивидуальный процесс и во многом зависит от:

  • личностных особенностей ребёнка;
  • степени готовности к школе (не только интеллектуальной, но и психологической, и физической);
  • от того, достаточно ли малыш социализирован, развиты ли у него навыки сотрудничества, посещал ли он детский сад.

Признаки успешной адаптации к школе

Ребенок весел, спокоен, быстро находит приятелей среди одноклассников, хорошо отзывается об учителях и ровесниках, без напряжения выполняет домашние задания, легко принимает правила школьной жизни, новый режим дня для него комфортен (не плачет по утрам, нормально засыпает вечером и т.д.). У ребенка нет страхов по поводу сверстников и учителей, он адекватно реагирует на замечания учителя.

Признаки дезадаптации

Вы часто видите ребёнка уставшим, он не может заснуть вечером и с трудом просыпается утром. Ребёнок жалуется на одноклассников, на требования учителя. Ему сложно соответствовать школьным требованиям, он внутренне сопротивляется, капризничает, обижается. Обычно такие дети испытывают трудности в учебной деятельности. Лишь к концу первого полугодия при помощи работы педагога, психолога, родителей они адаптируются к школьной среде.

Часто бывает, что внешние проявления у детей одинаковые — чаще всего это слезливость, обиды, усталость, — но имеют совершенно разные причины. И с ними надо разбираться индивидуально.

Мама Ирины в беседе с психологом отмечала, что девочка негативно отзывается об одноклассниках, отрицательные эмоции проявлялись в виде криков, слёз, нежелания ходить в школу. Как выяснили позже психологи, у Ирины недостаточно развиты моторные навыки, слабо развита концентрация и устойчивость внимания, девочке не хватает воли и усилий высидеть на уроке.

В середине первого класса мама Савелия стала жаловаться психологу: мальчик грубит, не реагирует на замечания учителя, чуть что — в слёзы. Разговор с учителем прояснил, что Савелию сложно даётся математика, он с трудом считает и плохо запоминает. Проблемы накапливаются и накапливаются, а наказания взрослых и их строгость только мешает.

Довольно часто родители по незнанию усложняют жизнь первоклассников тем, что:

  • загружают новыми кружками (в период адаптации они могут привести к перегрузкам; лучше оставить лишь то, что малыш давно знает и умеет);
  • резко меняют отношения в семье ("Ты теперь большой, должен сам мыть посуду" и т.д.)

Как помочь ребенку?

  • В первые недели обучения первоклассника в школе важно помочь ребёнку поверить в себя, в свои силы и возможности.
  • Проявляйте интерес к школе, классу, в котором учится ваш ребёнок. Очень полезно ребенка просто послушать.
  • Не критикуйте своего малыша, даже если он плохо пишет, медленно считает, неаккуратен. Критика, особенно при посторонних людях, только усилит его проблемы.
  • Учитывайте темперамент своего ребенка в период адаптации к школьному обучению. Активным детям тяжело долго сидеть на одном месте, медлительным сложно привыкать к школьному ритму.
  • Поощряйте ребенка не только за учебные успехи. Любое моральное стимулирование, слова поддержки со стороны взрослых помогают ребёнку почувствовать себя значимым в той или иной деятельности.
  • Никогда ни с кем не сравнивайте своего ребёнка — это приведет либо к повышенной гордости, либо к зависти и падению самооценки. Сравнивать можно только новые успехи вашего ребенка с его прежними достижениями.

И помните, что детские проблемы не проще взрослых. Конфликт с учителем или сверстником по эмоциональному напряжению и последствиям может оказаться более тяжелым, чем конфликт взрослого члена семьи с начальством на работе.

Успех адаптации в школе во многом зависит от родителей, а учителя и психологи вам обязательно помогут.

Наталья Кацевич психолог

Обсуждение

хорошая статья

спасибо за статью

здравствуйте! А что делать если ребенок пошел в первый класс,выбрала ему учителя построже,который любит детей как мне говорили. А этот учитель после второй недели в вестибюле при всех начинает орать и говорить бросайте работу,занимайтесь детьми,они на уровне 4 лет,это обо всех,идите к психологам,буду отчислять и т д Это что эмоции? Как такое понять После этого взрослый идет в школу и боится,а что мне сегодня день готовит? А что испытывают дети я вообще боюсь представить. что делать? Ребенок говорит "Я старался!"и плачет. Это при том что в садах сейчас занимаются с детьми и логопеды и дополнительно занимались целый год платно. Ребенок не слышит,так как его научить слышать в слове все буквы? Записались еще к логопеду. Надеюсь что все6 будет хорошо. Ребенок поступил в музыкальную школу,а звуки не слышит,абсурд получается какой-то. может это разные вещи,а мы делетанты,так подскажите как правильно,неужели мы для своих детей не сделаем и не поможем им! Вы же специалисты!!! Спасибо! Эмоции,за ошибки извините,крик души

Комментировать статью "1 класс и адаптация к школе: 6 советов родителям первоклассников"

Советы родителям будущих первоклассников. Английский для первоклашки: советы родителям. Английский язык для детей: 6 шагов к знаниям. Что нужно первокласснику кроме ранца и школьной формы. Первый класс и адаптация к школе: как помочь первокласснику?

Обсуждение

Конечно надо. Особенно стараются обычно те, чьи дети не блещут, а планы наполеоновские. Домохозяйки самоутверждаются.))Если серьезно, учитель должен видеть, что Вам не все равно и Вы готовы ему помочь если потребуется, а требоваться будет часто. Обычно формируется костяк из нескольких человек, которые откликаются всегда. Остальным пофиг. И не суть в избрании родительского комитета. Только обязанности по одариванию учителей нужно переодически передавать, иначе будут недовольные.

13.03.2018 18:52:15, Ленусик 128

Я уже 15лет в родкоме. Но я еще с сада. У старшей в 1-2классе, когда младший был маленький, я была в помощниках, еще родители активные были. Сейчас старшая в 11классе, младший в 6классе и я одна и там, и там восновном ((Каждый год учительница честно спрашивает, кто же хочет в род комнаты, и - никого)) С надеждой смотрит на меня))
Зачем пошла? 1.Не хочу много денег сдавать (я собираю по 1000р в год) , 2. Активная наверное слишком. 3. Ближе к детям и к учительнице.
Никаких обсуждений подарков(учителям имею ввиду) , тк начинается базар и никто ничего толком не предлагает. Могу спросить у ближайших друзей по классу совета.
Из минусов - все надо срочно и прям сейчас; во всех мероприятиях надо участвовать(ну если не найдешь желающих, обычно все заняты); задания иногда поступают в час ночи и срочно надо сделать; старшая устала,то деньги собирать, то мои задания детям передавать; деньги собираешь - чувствуешь себя побирушкой; да и не люблю я подсчитывать все; свои деньги вечно вносишь и тд.
В общем, попасть легко, выйти сложно))
Но, если честно, уже скучно без работы в родкоме будет)

Я знаю, чему ребёнок научился, но боюсь, что для школы это не очевидно и недостаточно. Сейчас он ещё болеет третью неделю, и все контрольные-проверочные-тесты Посмотрите другие обсуждения: 1 класс и адаптация к школе: 6 советов родителям первоклассников.

Обсуждение

Могу только частное мнение. Оставила старшего на 1й класс дома, будем сдавать в конце года, чтобы пойти во второй класс.
В начале года спрашивала у учителя:
1. Чтение - 30-40 слов в минуту, ответить на вопросы по тексту.
2. Математика: сложение-вычитание в пределах 20, если Петерсон - то в пределах 100 с переходом через десяток. Решение текстовых задач: в одно действие (на нахождение суммы, на сколько больше/меньше, сколько осталось и т.д.) и в два действия (у Васи 5 шт, у Пети на 2 больше, сколько всего). Соотношение дм-см, понятие кривой, прямой, отрезка.
3. Окружающий мир - в зависимости от учебника. В целом: живое-неживое - различие, насекомые, птицы, животные (млекопитающие), рыбы, пресмыкающиеся - общие сведения, строение, Россия -столица, герб, гимн, растения - животные чем отличаются, виды растений.
4. Русский язык: писать, списывать, писать под диктовку, словарные слова, деление на слоги, правила переноса, восклицательные, побудительные и повествовательные предложения, восклицательные и невосклицательные, основа предложения, существительные, прилагательные, глаголы (в некоторых программах слова-предметы, действия, признаки), предлоги со словами отдельно, орфограммы: большая буква в начале предложения, имя собственное, жи-ши, ча-ща, чу-щу, чн-чк. В некоторых программах родственные слова, синонимы, антонимы. Апд.: орфограмма - глухая согласная в конце слова, и звуки - согласные мягкие-твердые, звонкие-глухие, гласные.
Где-то могла ошибиться или что-то забыть.

Ничего не должен. По Закону об Образовании РФ в 1 классе нет аттестации, значит, нет оснований для не перевода. Другое дело, на Вас могут давить, тут уже на Ваше усмотрение, как Вам интуиция подсказывает. И оставить, и на ПМПК, обычно не хотят таких учить. Я послала всех любителей учить отличников, вот 5 класс заканчиваем.

Раздел: Школа (впечатление ребенка о школе). Первоклашки - расскажите про впечатление детей от школы. Как у детей настрой? все ли нравится? Подготовка к школе. ? родителям первоклассников. расскажите плз, на сколько велика разница в детках первого класса тех, кто...

Обсуждение

Полный восторг! ДЗ нет, только если пропускаешь. Самое яркое впечатление от школы "Там есть подружки и завтраки!"

а про свою расскажете???))))
Первое сентября прошло хорошо, правда из-за штормового предупреждения линейка была в столовой (хотя погода была изумительная!!!) - душно, жарко, толпа... но дочка встретила единственного садиковского друга, и он попал в тот же класс, что и мы - поэтому все на позитиве было)))))
Сейчас тоже нравится все, учителя слушает, говорит только что тяжело сижеть 30 минут, но это думаю всем тяжеловато.
Мне родители понравились - собрание было, активные, веселые - я тоже довольна))))
Домашка будет - учитель сразу сказал, потому что без нее к концу года "мы будем иметь круглый ноль" - ее слова.
Кормят после первого урока плотенько так - для меня хоть отпала необходимость утром завтраком кормить)))
В общем, пока полет нормальный - хоть бы дальше так же было)))
Завтра, кстати, на кайквандо пойдем первый раз в школу)))) Дочь дождаться не может)))

Вопрос к родителям первоклассников. HELP. Школа. Ребенок от 7 до 10. Посмотрите другие обсуждения: Английский для первоклашки: советы родителям. Как поднять ребенка в школу: 4 вопроса родителям. 1 класс и адаптация к школе: 6 советов родителям...

Обсуждение

Я бы в спортивную секцию отдал. Лучше в борьбу (Дзюдо, Самбо), где "мордобой" правилами запрещён. Там мальчик сможет дать выход своей энергии и дисциплине быстрее научиться.

Если Вы про адаптацию, то сегодян 9 число, а адаптация идет от месяца до 6.
Только я не уверена, что при адаптации надо руки другим детям заламывать. Это, по-моему, уже от ребенка зависит - полно детей, которые очень плохо адаптируются, но никого при этом не трогают.

Родителям первоклашек и новеньких.... Адаптация в школе. Ребенок от 10 до 13. Английский для первоклашки: советы родителям. Курсы английского для детей и подростков в ALIBRA - это то, что 1 класс и адаптация к школе: 6 советов родителям первоклассников.

Обсуждение

У нас урок 40 минут, за урок 1-2 зарядки обязательно.

У нас по-разному. В группе модет уехать и не вернуться через 5 минут.
Индивидуально - полчаса номрально держит внимание (но со сменой деятельности). Пример: занятие по математике. Сначала поперерерисовывал рисунки (потворить такоц же рисунок из крестиков) - 5 минут. 15 минут решал на слух задачики и примеры. Еще 5-10 минут писал цифры. Я была за дверью и слышала, что Ваня не отвлекался. Но тут учитель, что у него не забалуешь (по хорошему).
Со мной: я планирую деятельность на 30 минут. но может получится дольше. Единственное, что надо учитывать - не нагружать подряд письмом. Если тема ему интересна, то может и все полчаса ею заниматься. Как ни странно, но письмом в Прописях от русской азбуки может полчаса писать, другое задание через 2 минуты начнет ныть, чтобы помогли (особенно раскрашивание по заданию).

Детям, готовящимся к школе, и первоклашкам очень полезно раз в неделю ходить на Очень полезные советы, как мне кажется. Может и правда шестилетку за неусидчивость не стоит Часто вынуждает родителей наказывать ребенка, чтобы потом его не наказала школа...

Обсуждение

Школа 1071? Это за "Отрадой", директор Щербо? У нас учатся там дети знакомых. В целом довольны. По крайней мере уже в 7-х и 8-х классах и все там.
Мой сын учится не в Бутово. Изучив все школы нашего района, я пришла к выводу, что нам они не подходят. Он учится в гимназии 1526, что на Дорожной улице (в районе магазина "Прага"). Он учится там с первого класса (сейчас уже в седьмом). Тоже он был подготовлен к школе, поступил по конкурсу, а когда начал учиться, то временами мы просто вешались. Требования высокие, а он медлительный ужасно был. Так что прошли все "муки ада" с этой учебой. Сейчас по лучше, конечно, но проблем все равно хватает:))

23.09.2002 12:05:22, Ольга*

Нагрузки не надо увеличивать. Метод один - делать с ребенком домашние задания, всяческие отвлечения пресекать, пока не решена задача, не дописано предложение и т.д. Поверьте, в течение года, если вы сами проявите "усидчивость":) проблема в значительной степени решится. То бишь будет столь желанная психологу "динамика":) Что поделать, все дети разные - вот дочкина подружка сама делает уроки, а мы весь 1 класс просидели за тетрадками на парочку... Каролина про садик очень верно подметила - там вырабатывается навык этой самой усидчивости, а домашние детки привыкли все делать не из-под палки и иногда им трудно самих себя организовать.

Совсем скоро прозвенит первый школьный звонок. Волнение родителей нарастает с каждым днём. В прошедшем году всё внимание было уделено совершенствованию познавательных навыков ребёнка: он научился читать, считать, решать логические задачки, возможно, даже писать. Однако этого недостаточно. Как показывает практика, даже высокий результат на тестировании перед поступлением в школу не гарантирует лёгкой адаптации детей. Почему некоторые быстро приспосабливаются к новым условиям, а другие не привыкают к ним и за весь год? Как могут родители помочь ребёнку легче влиться в коллектив и учебный процесс? Стоит разобраться подробнее.

Что такое адаптация

Для каждого первоклассника поступление в учебное заведение - стресс. Меняется всё: отношения со сверстниками и взрослыми, ведущий вид деятельности, режим дня. Появляется много новых обязанностей. Малышу приходится налаживать отношения с одноклассниками и учителем, искать своё место в коллективе. Это очень ответственный и непростой период жизни маленького человека.

Адаптируюсь помаленьку…

Адаптация к школе - перестройка всех сфер жизнедеятельности ребёнка (познавательной, игровой, мотивационной, эмоциональной, волевой), приспособление к организованному систематическому учебному процессу. От того, как пройдёт привыкание, зависит многое: самооценка и самоуважение малыша, его душевный комфорт, отношение к учёбе и даже здоровье.

Некоторые дети осваиваются в школе за первые 2-3 недели. Другие же пребывают в стрессе весь год. Многое зависит от первого учителя. Но, к счастью, и родители в силах помочь своему первоклашке быстрее и легче адаптироваться в школе.

Физиологическая составляющая адаптации

Стресс от поступления в первый класс - настоящее испытание для детского здоровья. Все органы и системы организма перенапряжены. В этот период дети часто болеют. Особое внимание стоит обратить на:

  • зрение ребёнка: именно в первый год обучения с увеличением зрительной нагрузки часто проявляется либо начинает прогрессировать близорукость (особенно, если есть предрасположенность); в это время родителям нужно ограничить пребывание малыша перед компьютером и телевизором, а лучше вообще его исключить; другие меры - организация достаточного освещения (настольная лампа, стол перед окном: свет должен падать слева от правшей и справа от левшей), витамины;
  • опорно-двигательный аппарат: никогда ещё ребёнок не испытывал такого дефицита двигательной активности; долгие сидения за партой и письменным домашним столом повышают риск развития сколиоза и других проблем; уроков физкультуры мало, поэтому почаще гуляйте с ребёнком, делайте вместе с ним утреннюю зарядку, играйте после школы в спортивные игры на свежем воздухе, следите за его осанкой во время выполнения домашних заданий;
  • обострение хронических заболеваний нервной системы - если ребёнок стоит либо стоял на учёте у невролога, будьте готовы: стресс способен провоцировать рецидив; стоит заранее проконсультироваться со специалистом - возможно, он назначит поддерживающую схему приёма нужных препаратов или даст важные рекомендации.

Психологическая составляющая адаптации

Проблемы психологического характера обусловлены:

  • сменой ведущего игрового вида деятельности на учебный;
  • необходимостью длительной произвольной концентрации внимания;
  • установлением контактов с одноклассниками и учителем, поиском своего места в коллективе;
  • страхами: дети боятся оставаться одни в незнакомом месте, не справиться с нагрузкой, не оправдать родительские ожидания относительно успешности в учёбе и т.д.;
  • появлением новых обязанностей, необходимостью самостоятельного решения возникающих проблем;
  • сложностями с подчинением школьному режиму, выдерживанием школьного ритма.

Чтобы помочь малышу справиться с этими и другими трудностями, родители ещё до 1 сентября могут:

  • ввести ребёнка в курс дела: рассказать ему о школе, о необходимости и важности обучения, о школьном режиме, об основных правилах поведения; информация должна преподноситься в позитивном ключе: пусть будущий первоклашка узнает о школьной дружбе, совместных мероприятиях, праздниках; приветствуются воспоминания мамы и папы о весёлых и интересных моментах собственного школьного детства;
  • привлечь дочку или сына к подготовке к школе: выбирайте вместе канцтовары, форму, ранец, спортивную одежду, учитывая при этом мнение маленького хозяина всех этих вещей;
  • не показывать ребёнку своего волнения и страхов относительно его поступления в 1 класс, не отзываться негативно о школе и учителях;
  • ежедневно выделять хотя бы полчаса для занятий - решения несложных задачек, чтения, письма - это позволит ребёнку подготовиться к необходимости выполнения домашних заданий и разовьёт его познавательные навыки, что так же способствует скорейшей адаптации.

С началом обучения роль родителей остаётся такой же важной:

  • помогите ребёнку обрести школьных друзей: позволяйте чаду гулять после школы с одноклассниками, давайте ему с собой конфетки, которыми можно угостить окружающих, организовывайте с родителями других детей совместные походы в кино, приглашайте ребят в гости (предварительно позаботившись об интересном досуге) и т.д.;
  • никогда не критикуйте учителя, одноклассников, программу;
  • не ругайте первоклашку за медлительность, неуспеваемость; не сравнивайте его с другими детьми;
  • будьте внимательнее к детям в этот непростой для них период: хвалите за достижения (не только школьные), почаще целуйте и обнимайте, не раздражайтесь на новоиспечённого школьника;
  • помогите ребёнку стать самостоятельнее: пусть он сам, под вашим присмотром, собирает портфель, даже если это занимает полчаса, приучайте первоклашку подниматься самому по звонку будильника;
  • обсуждайте, как прошёл каждый школьный день - что нового узнал маленький ученик, что его напугало или расстроило, с кем он подружился, либо, наоборот, поссорился, кто в классе шумит или кто хорошо читает и т.д.;
  • не лишайте ребёнка детства - не стоит убирать игрушки подальше, игровая деятельность - по-прежнему важная сфера жизни первоклассника.

В первую очередь они - дети, а только потом уже ученики.

Организационный момент

Для первоклассника важен режим дня . Правильный и чёткий распорядок оздоравливает, воспитывает, организует, позволяет легче адаптироваться к новым условиям.

После утреннего подъёма желательно сделать зарядку. Обязательно накормите малыша горячим завтраком - в школе детей ведут в столовую обычно только после 2-3-го урока. Затем наступает время школьных занятий. После уроков хорошо немного погулять, а дома - сытно и вкусно пообедать. Не стоит сразу приниматься за уроки, ребёнок нуждается в отдыхе. Лучший вариант - дневной сон. После этого следует лёгкий перекус (полдник) - теперь можно приниматься за домашние задания. Затем - прогулки и активные занятия. Возвращаемся домой и ужинаем. Подготавливаемся ко сну - играем в спокойные и развивающие игры, принимаем ванную, читаем сказки. В постель первоклассник должен отправляться не позже 21:45 (можно и раньше), ведь рекомендуемая продолжительность ночного сна - минимум 9-10 часов.

Если ребёнку школа нравится больше, чем детский сад, если он мало устаёт, не болеет, дружит с одноклассниками, становится день ото дня всё увереннее в себе и самостоятельнее - значит, адаптация прошла успешно.