Как строились сталинские высотки. Административно-жилое здание у «Красных Ворот»

  • Всего семь высотных зданий возведено в столице в 40-50-х годах 20 века. Они стали новым символом послевоенной Москвы.
  • По замыслу Сталина , семь высоток должны были обрамлять главное здание - Дворец Советов, который должен был располагаться месте храма Христа Спасителя.
  • Самая высокая постройка - главное здание Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, 240 м.
  • В гостинице «Украина» на Кутузовском пр. сохранилась роскошная отделка просторных номеров, с которой может поспорить только захватывающий вид из окон.
  • В доме на Котельнической наб. селилась кинематографическая элита. Здесь есть кинотеатр, магазины, рестораны и музей-квартира балерины Г. Улановой.

Семь зданий-высоток относятся к числу основных памятников московской архитектуры сталинского периода, то есть времени пребывания И. В. Сталина на посту Генерального секретаря ЦК КПСС. Созданные во второй половине 1940-х - начале 1950-х годов, они стали символами новой столицы - города-победителя, который, справившись с бедами войны, вступает в мирную, яркую эпоху. Огромные высотные дома стали своего рода знаками из будущего, атрибутами нового советского мегаполиса. Ими стали главное здания Московског о государственного университета им. М. В. Ломоносова, Министерства иностранных дел, гостиницы «Украина» и «Ленинградская», жилые здания на Котельнической набережной и на Кудринской площади, а также административно-жилое здание у Красных ворот.

К сожалению, не так-то просто побывать внутри всех семи сталинских высоток (в частности, нельзя просто так пройти в здания МГУ и МИДа). Но и снаружи эти здания производят неизгладимое впечатление. Даже сегодня, когда небоскребами сложно кого-либо удивить, сталинские высотки поражают своим масштабом, богатством отделки и весомостью образа.

История постройки

После завершения Великой Отечественной войны Москва нуждалась в перестройке. Множество зданий пострадало в результате бомбардировок, а другие просто технически устарели. Остро стояла и проблема жилья: население с толицы стремительно увеличивалось, и множеству людей приходилось селиться в тесных коммунальных квартирах. Коммунистической партии нужны были символы, которые наглядно прославляли бы страну-победительницу. Потому общеизвестным является факт, что строительство этих высоток было во многом определено идеологией. Нарядные фасады, помпезные интерьеры, огромные колонные портики, шпили, обильный скульптурный декор - вся эта роскошь демонстрировала богатство и силу страны, в которой все лучшее принадлежит народу. Ведь именно для простых граждан строились университет, гостиницы, жилые квартирные комплексы. В Советском Союзе роскошь демонстративно переставала быть привилегией избранных, она становилась всеобщим достоянием.

Начало этому процессу было положено в 1947 году, когда Совет министров принял «Указ о строительстве высотных зданий в Москве». Предложение было внесено лично Иосифом Сталиным. Проектирование высоток отвечало его личным вкусам. По замыслу вождя, все семь зданий предполагались как обрамление одного, центрального и главного - Дворца Советов. Располагаться он должен был на берегу Москвы реки, на месте взорванного в 1931 году храма Христа Спасителя. Дворец должен был стать самым высоким зданием мира и служить местом заседания Верховного Совета СССР.

Замысел и воплощение

Еще в 1930-е годы был объявлен конкурс на проект дворца, и практически все ведущие архитекторы страны приняли в нем участие. Победа в конечном итоге досталась Б. М. Иофану, задумавшему здание в ампирном ключе. Над Москвой должна была возвыситься огромная башня, украшенная множеством колонн, а наверху — гигантской статуей В. И. Ленина. Фигура вождя революции планировалась настолько большой, что терялась бы в облаках, если бы проект был осуществлен. Высота здания вместе с памятником должна была превысить 400 метров!

Сталин надеялся осуществить это грандиозное строительство, работы были запущены в 1939 году, – но затем началась война, и финансирование проекта оказалось невозможным. После победного завершения войны этой возможности по-прежнему не было. Тем не менее, этот несостоявшийся проект Дворца Советов многое говорит нам об идеологии, лежавшей в основе строительства высоток. Остальные же сталинские небоскребы были выстроены в рекордно быстрые сроки. Уже в 1950-е годы готовые здания были сданы в эксплуатацию.

По своему масштабу эти высотки уступали утопическому Дворцу Советов, но тем не менее между ними и проектом Б. М. Иофана наблюдается определенное сходство: все небоскребы вырастают из широкого мощного основания и имеют ступенчатую композицию. Среди них нет просто домов-башен, как, например, в Чикаго - одном из мировых центров высотного строительства. Московский ампир ориентирован скорее на нью-йоркский стиль: известно, что Сталину очень понравилось здание муниципальных служб на Манхэттене (архитектор У. Кендалла). У каждой из высоток есть центральная башня - вертикальная ось, которая уравновешивается осью горизонтальной (менее высокими объемами, пристроенными к центральному).

Московский государственный университет

Особенно хорошо это прослеживается в самой высокой (240 м) постройке - главном здании Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова (Воробьевы горы, 1) , где центральная башня со шпилем уравновешивается четырьмя «крыльями», каждое из которых по отдельности могло бы стать многоэтажным домом. Это здание было создано по проекту Л. Руднева и наглядно демонстрировало приоритеты власти, которая считала заботу о науке и образовании одной из важнейших задач. Главное здание МГУ возвышается над берегом Москвы-реки, организуя пространство всего района. Университет тогда нуждался в новых корпусах, и новый проект должен был стать основой для целого студенческого городка. В высотке расположились ректорат, несколько факультетов, общежитие, квартиры для преподавателей, актовый и театральный залы… Студенты МГУ шутят, что в главном здании можно жить, не выходя на улицу: там расположены магазины, столовые, спортивный к омплекс с плавательным бассейном, дом культуры, где регулярно проводятся концерты и Музей землеведения.

Внешний вид и интерьеры МГУ очень эффектны: выразительное скульптурное оформление (мастерская В. И. Мухиной), полированные колонны из яшмы, гранита и мрамора, лепнина, деревянные панели… Сверху здание венчает высокий шпиль, облицованный стеклянными пластинами и увенчанный пятиконечной звездой. Считается, что изначально каждый из пяти объемов здания планировался как постамент для гигантской скульптуры (в центре должна была быть статуя М. В. Ломоносова). Сложно сказать, насколько реален этот замысел: вокруг сталинских высоток бытует множество мифов и городских легенд. Особой популярностью пользуются рассказы о подвалах МГУ. Обширные, глубокие, рассчитанные на прямое попадание бомб, они до сих пор являются закрытым военным объектом. Отсюда и разговоры о подземном городе, об огромных холодильниках, которые предотвращают обрушение грунтов, о потайном входе в секретный метрополитен.

Каждая из высоток стала композиционной доминантой города, сформировала его перспективы и панорамы. Например, Кутузовский проспект открывает гостиница «Украина» высотой в 34 этажа, расположившаяся на бегу Москвы-реки (Кутузовский проспект, 2/1, стр. 1) . Автором проекта стал А. Мордвинов, которому удалось не только создать одно из самых больших в мире гостиничных зданий, но и сделать его комфортным для посетителей. Роскошь отделки, просторные номера, красивые виды из окон, удачное расположение в центре города - безусловно, у приезжавших в столицу должны были остаться лишь положительные впечатления о проживании в Москве!

Более строгим - соответственно своим функциям - выглядит здание Министерства иностранных дел (Смоленская-Сенная площадь, д.32/34). Создали эту высотку архитекторы В. Гельфрейх и М. Минкус. Ее главное украшение – огромный герб Советского Союза на фасаде. Изначально проект здания не предполагал наличия шпиля, но позднее он все же был надстроен из легкой стали. Скорее всего, именно это и послужило причиной того, что на шпиле отсутствует традиционная пятиконечная звезда - декоративный шпиль попросту мог не выдержать ее веса.

На Котельнической набережной стоит жилой дом 1/15 (архитекторы Д. Чечулин, А. Ростковский), замыкающий вид от Кремля в сторону Яузы. Здание рассчитано на 700 просторных квартир, а также включает объект ы инфраструктуры – кинотеатр «Иллюзион», почтовое отделение, магазины, рестораны и другие. Кроме того, сейчас в нем располагается Музей-квартира знаменитой балерины Г. Улановой. Роскошное фойе здания украшено живописными росписями (предположительно их автором является А. Дейнека). Ныне это один из самых престижных жилых комплексов города.

Жилой дом на Кудринской площади, 1 (архитекторы М. Посохин и А. Мндоянц) в народе часто называют «Домом авиаторов», поскольку квартиры в нем при заселении получили преимущественно работники авиационной промышленности. Здание составлено из множества объемов, сгруппированны х довольно сложным образом: визуально создается впечатление, что его центральная башня вырастает из груды себе подобных. Оно делится на множество малых и больших подъездов таким образом, что в каждом из них на этаж приходится 3–4 квартиры. В здании также находился кинотеатр, в настоящий момент он не функционирует.

Не только в древности и Средневековье формировалась эзотерическая и сакральная карта столицы. Это продолжалось и при Советской власти. Сталин, как известно, не был чужд оккультных знаний. Говорят, что он планировал перестроить Москву в виде планетной системы.

Для этого были спроектированы кольцевая линия метрополитена с 12 станциями и 9 высотками в качестве планет. ВДНХ и Останкинская башня должны были представлять собой пояс астероидов. Кстати, высотки и кольцевая линия метро были построены одновременно.

Постановление № 53 Совета Министров СССР «О строительстве в г. Москве многоэтажных зданий» было подписано И.В. Сталиным 13 января 1947 г., в год празднования 800-летия столицы.

Осенью 7 сентября 1947 г. в 13.00 в разных местах Москвы приступили к закладке «первого камня» в основания восьми советских небоскребов. Дата была выбрана не случайно. По астрологическим прогнозам именно эти дата и время сулило сооружения особую энергетику.

Сталинских высоток изначально должно было быть не семь, а девять. Восьмую высотку планировали построить в Зарядье. Там должен был размещаться Наркомат тяжелой промышленности. Но впоследствии вместо Наркомтяжпрома возвели гостиницу «Россия».

Центральное место среди высотных зданий предстояло занять Дворцу Советов, который строился на месте... взорванного храма Христа Спасителя, в свою очередь, построенного на месте бывшего Алексеевского монастыря. С этим связана любопытная легенда. Вот что пишет И.М. Любимов в книге «Малознакомая Москва»:

«...Инокини Алексеевского монастыря закончили последнее богослужение. Монастырская утварь погружена на подводы, а настоятельница монастыря, игуменья, все не появлялась. И вдруг, неожиданно выйдя из кельи, приказала приковать себя цепями к дубу. Заранее подготовленные, верные ей инокини желание игуменьи немедленно исполнили.

Отказ игуменьи покинуть монастырь власти расценили как бунт, как неповиновение указу Николая I. Поэтому настоятельницу освободили от пут и насильно выдворили за ворота. Обернувшись, она произнесла: “Стоять здесь ничего не будет”...»

Дворец Советов так и не достроили... Позднее здесь более 30 лет размещался бассейн «Москва», а ныне вновь стоит храм.

Фундаменты всех девяти высоток заложили в один день. Почти все они строились вдоль Садового кольца, как бы обрамляя исторический центр столицы. В 1950 г. Сталин отдал приказ — каждую из башен должен венчать шпиль со звездой. Тогда и появились в народе названия «семь пирамид» и «московская корона».

Квартиры в жилых высотках получали только самые «заслуженные» — в основном крупные военные и партийные работники. Причем чем выше был ранг жильца, тем выше был этаж, на котором располагалась его квартира.

О «московских пирамидах» ходило немало слухов и легенд. Они начали появляться еще на этапе проектирования, начиная с самой идеи их строительства и заканчивая изображением древних символов на фасадах: масонских, языческих и христианских.

Архитектурные формы сооружений скрывают под собой пирамиды, пропорции которых аналогичны египетским пирамидам. Пирамида, как известно, символизирует превосходство, власть, знание, энергию и силу.

Сталинские высотки в Москве отличаются особо прочным металлическим каркасом. И большинство эзотериков сходятся во мнении, что наличие металлических арматуры и шпилей предполагает использование зданий как грандиозных передатчиков энергии.

В рассекреченных архивах КГБ практически нет фотографий хода строительства высоток, так как строили их заключенные, и публично данный факт афишировать не стоило. Жильцы этих домов, хорошо знали о том, кто и каким трудом возводил эти стены, но предпочитали эту тему не обсуждать.

Проект Дворца Советов

Существует множество легенд и слухов о технологиях заморозки грунта, которые к тому времени действительно активно применялись, но только для строительства метро.

Большинство таких легенд похожи на главы из романов будущего: про использование для заморозки грунта жидкого азота, который кстати, превращает металл и бетон в пыль, про 3-й подвал МГУ, где находятся громадные холодильные установки, которые поддерживают грунт под зданием в твердом состоянии, и если их отключить, то МГУ сползет в Москву-реку за одну неделю. А еще истории о том, что все сооружения имеют прямой выход к туннелям метро.

О здании МИДа говорили, что его верхний ярус — не каменный, а фанерный. И что каждый год 31 декабря туда поднимаются рабочие и подкрашивают стену. А все дело в том, что неправильно подсчитали затраты на строительство и на последний ярус денег не хватило. Вот и построили его из фанеры... По другой версии, Сталин увидел здание без верха и велел срочно его «достроить», чтобы не походило на немилые его сердцу небоскребы Нью-Йорка.

Подвалы и бункеры под Сталинскими высотками до сих пор будоражат фантазию как профессиональных историков, так и любителей экстремальных путешествий. Никто доподлинно не знает куда ведут туннели за ржавыми металлическими дверями в подвалах, замки которых открыть даже специальной техникой не всегда возможно.

Все Сталинские высотки в Москве были возведены по единой концепции: широкое основание, ступенчатая пирамида, остроконечные шпили и мотивы кремлевских башен. Участки под строительство советских небоскребов выделялись огромные, что ощутимо отличало их от американских, где плата за аренду участка под строительство не просто большая, а очень большая и пирамидальное постройка, в условиях рыночных отношений, считалось непозволительной роскошью.

Мы можем только догадываться какой могла быть Москва, если бы Сталин сумел реализовать свой грандиозный план по возведению всех высоток и других сооружений. Но мы можем с уверенностью говорить, что облик Москвы был бы навсегда изменен.

Сталин приказал архитекторам построить пирамиды и скрыть их под архитектурной «шелухой». Все генеральные планы и координаты Сталинских высоток были строго засекречены. По сути, это были такие же пирамиды как и в древнем Египте, которые должны были стать своего рода энергетическими накопителями.

Говорят, эти пирамиды (Сталинки) могли бы концентрировать огромное количество энергии, что в итоге могло открыть путь к бессмертию. Возможно это слухи, а может и нет. Восемь пирамид (высоток) должны были замыкаться на девятой, центральной (самой высокой среди них) пирамиде, что позволило бы вырабатывать огромную жизненную энергию.

Месторасположение каждого сооружения Сталин определял лично, но странное дело — все Сталинские высотки в Москве стоят на геологических разломах.

Высотки

Главное здание МГУ на Воробьёвых горах
Жилой дом на Котельнической набережной
Гостиница «Украина»
Здание Министерства иностранных дел
Жилой дом на Кудринской площади
Административно-жилое здание возле «Красных Ворот»
Гостиница «Ленинградская»

Непостроенные высотки

Дворец Советов
Проект высотки в Зарядье

По материалам интернета, а также книги "Тайные коды и послания шедевров мирового искусства" (автор Ирина Шлионская)

Сталинскую высотку - здание МИДа (Министерства Иностранных Дел) возводили в период с 1948 по 1953 годы. Архитекторами проекта стали профессора архитектуры М. Минкус и В. Гельфрейх.

Фасад сооружения выполнен из керамических блоков, а цоколь отделан красным гранитом.

Фото 1. Здание МИДа на Смоленской площади в Москве

Особенность сталинской высотки на Смоленской площади

Центральная часть 172-метрового здания включает в себя 27 этажей. На высоте 114-ти метров закреплен , выполненный из железобетона. Общая площадь этой конструкции впечатляет - 144 квадратных метра.

Впечатляют и общая площадь помещений (65.000 кв.м), и кубатура внутренних помещений (400.000 куб.м). В здании на Смоленской площади более 2.000(!) помещений различного назначения. К услугам служащих и гостей Министерства 28 лифтов, в т.ч. 18 скоростных.

Отличительной особенностью здания МИДа от других сталинских высоток является отсутствие символа Советского государства - пятиконечной звезды. Это связано, по всей вероятности, с хрупкостью строения шпиля.

Дом на Смоленской-Сенной площади стал первой из семи построенных сталинских высоток и вызвал, как говорят, неодобрение вождя.

Легенда о высотке МИД на Смоленской площади

Легенда гласит, что Сталин, проезжая мимо здания МИДа, возмутился его схожестью с американскими небоскребами. К уже построенному зданию решили добавить шпиль, который отсутствовал в первоначальном проекте.

Сделать каменную достройку было невозможно. Строение могло не выдержать дополнительных нагрузок и обрушиться.

Но, приказ есть приказ, и архитекторами было принято решение возводить бутафорский шпиль.

Для этих целей пришлось пробивать пять этажей, чтобы закрепить опоры будущей конструкции. Затем строители смонтировали каркас самого шпиля и обшили его обычной жестью. Материал неудачный и требующий ежегодной покраски из-за проступающей ржавчины.

После смерти вождя народов, архитектор В. Гельфрейх попытался демонтировать надстроенную часть высотки, заручившись поддержкой авторитетного архитектора Посохина.

Но Н.С. Хрущев, тогдашний руководитель Советского государства, был непреклонен. Он заявил о том, что шпиль должен остаться на месте и быть памятником великой глупости товарища Сталина.

Известный на весь мир ансамбль из семи высотных зданий столицы - это не только архитектурный шедевр, получивший название «сталинский ампир», но и один из главных символов города. Портал «ЗаграNица» расскажет несколько интересных фактов о монументальных постройках

Все «сестры» были заложены в один день - 7 сентября 1947 года, когда отмечалось 800-летие Москвы. Правда, изначально планировали построить восемь зданий. Над созданием грандиозного творения работали лучшие архитекторы СССР.

Та самая восьмая высотка, которой так и не суждено было вырасти, - административное здание в Зарядье. Его строительство остановили из-за смерти Сталина в 1953 году. А через 10 лет на ее месте возникла гостиница «Россия».

На облик столичных высоток повлияли американские небоскребы 1910-1930-х годов. Однако перед советскими зодчими стояло задание возвести высотные здания, отличающиеся от западных (так как они должны были воплотить идею Сталина о превосходстве Советского Союза над всеми капиталистическими странами). С задачей архитекторы справились на ура, создав в результате оригинальный архитектурный стиль, который стали именовать «сталинский ампир» или «советский монументальный классицизм».


Фото: kartinki24.ru 4

Все семь московских многоэтажек строились по принципу пирамиды, либо так называемого свадебного пирога, что помогло визуально увеличить высоту зданий.

Согласно первоначальному проекту, самое высокое здание должно было возвыситься на 32 этажа. Однако в ходе строительства все высотки стали еще выше. Так, МГУ вырос на 36 этажей, а гостиница «Ленинградская» - на 26 (тогда как в проекте она была всего лишь 16-этажной).


Фото: birdseyeview.ru 6

Здание Министерства иностранных дел не только прибавило 11 этажей, но и получило шпиль, отсутствующий в первоначальном проекте. Интересно, что после смерти Сталина архитектор высотки Михаил Минкус обратился к Хрущеву, чтобы тот дал распоряжение убрать шпиль, так как в оригинальном проекте его не было. Однако существует легенда, что Никита Сергеевич отказал в просьбе архитектору, решив, что шпиль послужит «памятником великой глупости товарища Сталина».

А здание, в стенах которого сегодня располагается Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, вначале должно было стать гостиницей.

Фонтаны у высотки МГУ являются частью воздухозаборной системы здания. По этой причине вокруг практически не найти высоких деревьев - просто под сквером лежит бетонная плита. Еще больше занимательных фактов об этой сталинской высотке можете прочитать в статье .


Фото: shutterstock.com 9

Гостиница «Ленинградская» - самая низкая из «семи сестер». Но небольшую высоту относительно «родственников» полностью компенсирует ее роскошнейший интерьер в стиле московского барокко.

Гостиница «Украина» сначала должна была вырасти в районе станции метро «Динамо». Она является и жилым домом: в боковых корпусах высотки находятся квартиры, тогда как в центральной части расположился пятизвездочный отель.


Фото: shutterstock.com 11

Жилой дом на Котельнической набережной, который сегодня воспринимается как единая постройка, возводился поэтапно: к 1940 году появилось одно крыло, являющееся самостоятельным зданием; после войны соорудили другое на Подгорской набережной и объединили его с первым, надстроив над ними башню со шпилем.

Высотка на Котельнической набережной обладает рекордом среди «сестер»: она больше других появлялась в кинолентах.


Фото: Сергей Ершов 13

Существуют слухи, что под сталинскими высотками располагадись правительственные бункеры. На самом же деле там были лишь бомбоубежища. Одно из них, находящееся под зданием на Кудринской площади, имеет площадь больше самой многоэтажки.

Жилой дом на Кудринской площади неспроста прозвали «домом авиаторов». В свое время помимо актеров и высокопоставленных чиновников квартиры в нем заняли мастера «небесных» профессий: авиаконструкторы, летчики-испытатели и космонавты.

Высотное здание на площади Красных Ворот возводилось под наклоном, так как его часть нависала над котлованом, который вырыли для строительства вестибюля метро. Грунт пришлось заморозить на глубину 27 метров, чтобы сохранить наклон. По окончании работ почва оттаяла, дав высотке принять вертикальное положение.


Фото: panoramio.com 16

Представляете - мусоропровод в жилых зданиях находился прямо на кухне! Многие современные жильцы замуровывают его дверцу из-за сложностей с очисткой.

Польский Дворец культуры и науки, а также здание Академии наук Латвии возводились по образу знаменитых сталинских высоток. Поэтому местные жители иногда называют их «советскими подарками».

Жилой комплекс «Триумф Палас» в Хорошевском районе внешне очень напоминает стиль, в котором были построены «семь сестер». Однако он не имеет никакого отношения к сталинским высоткам и был возведен уже в 2005 году.


Фото: lux-estate.ru

Одним из самых впечатляющих проектов во всей практике советской архитектуры справедливо можно назвать строительство «Сталинских высоток» - семь из восьми запроектированных сооружений короновали Москву. Архитектурный манифест для всего мира – заявление о власти, силе, значимости и непререкаемом авторитете советской власти – получил своё начало 13 января 1947 года. Тогда Советом Министров было подписано постановление «О строительстве в Москве многоэтажных зданий». В сентябре того же года одновременно было заложено восемь оснований для будущих высоток – по числу столетий существования Москвы.

Опыта высотного строительства в Советском Союзе на тот момент не было. Кроме единственного проекта (прародителя будущих высоток) – здания Дворца Советов, запроектированного архитектором Душковым в Зарядье. Монументальное сооружение по проекту имело 420 м в высоту и венчалось статуей В.И. Ленина (для масштаба – указательный палец Ленина был шестиметровой длины). Дворец так и не был достроен – стройку заморозили после смерти Сталина.




Немного о происхождении сталинских высоток:

Перенесемся на сто пятьдесят лет назад в Нью-Йорк. Товарищ Отис установил первый лифт в пятиэтажном здании на Бродвее в 1857 году. Лифт работает до сих пор.

Лифты натолкнули на мысль строить здания повыше. После изобретения стальных каркасов дела пошли вверх. Первым небоскребом считается это прекрасное здание 1884 года в Чикаго (сначала было высотой в 10 этажей):

Тогда еще нельзя было сказать, где недвижимость в XXI веке будет дороже - в Нью-Йорке или в Чикаго, поэтому кинулись строить небоскребы и там, и там.

Нью-Йорский стиль был таким (1900):

Народ начал жаловаться, что из-за небоскребов улицы были темными даже днем. Жаловались, жаловались, жаловались, жаловались, пока в 1914 году капиталисты не построили 40-этажное офисное здание размером с квартал.

Народ взвыл окончательно, поэтому пришлось в 1916 году вводить запрет на строительство больших плоских поверхностей, а вместо этого предписывалось строить все небоскребы с уступами (сэтбеками). Таким образом был найден компромисс между плотной и высокой застройкой и солнечным светом и воздухом на улицах.

Без уступов:

С уступами:

В 1914 году было закончено здание для муниципальных служб в неоклассическом стиле.

Товарищ Сталин, когда увидел это здание, влюбился в него с первого взгляда. Конструктивизм, авангард, арт-деко (не успевший дойти до СССР) были отвергнуты вождем народов. Вместо них все архитекторы должны были изучить Муниципальное здание и научиться делать так же.
В 1937 году бригада советских архитекторов отправляется в Нью-Йорк – перенимать опыт американских строителей небоскрёбов.
Вряд ли хоть один советский человек знал, почему сталинская архитектура именно такая. И откуда у нее взялись уступы.
После войны нужно было строить новые здания, вселяющие уверенность в советского человека. Кстати, после войны и до смерти Сталина в Москве запрещено было строить жилые здания ниже восьми этажей.
Помимо высоток остальные здания сталинской эпохи строились в том же духе, что и неоклассические нью-йоркские строения.
Похожие здания появились потом и в Риге, и в Киеве, и в Варшаве.

В 1961 году в Нью-Йорке градостроительный закон изменили, обязав вместо уступов предоставлять публике последние и первые этажи под смотровые площадки и рестораны.
А в Москве с тех пор ничего более красивого и не строили.

Внешний вид нью-йорских небоскребов в 1930:

Этапы реалицации:

Самым высоким сооружением этого масштабного проекта стал главный корпус МГУ (Московского государственного университета) на Воробъёвых горах. В нём 36 этажей (240 м вместе со шпилем). В центральном блоке размещены факультеты, актовый зал на 1500 человек, музей, научная библиотека. В боковых – общежитие для студентов и квартиры профессорско-преподавательского состава. Изначально здание проектировалось как крупный жилой комплекс. Решение о том, что на Воробъёвых вместо него будет возведён главный ВУЗ страны, принял лично Сталин.
Оно было построено в 1949-1953 годах архитекторами Л. В. Рудневым, С. Е. Чернышёвым и др.).

Здание является центром огромного комплекса Московского университета, первоначально уже насчитывавшего 27 зданий.
В Главном здании размещены механико-математический, геологический и географический факультеты, администрация, научная библиотека, музей, актовый зал на 1500 че-ловек. В боковых флигелях - жилая зона (общежитие для студентов, квартиры профессорско-преподавательского состава). Как и другие высотки административно-жилого характера, оно было задумано как дом с замкнутой коммунально-бытовой инфраструктурой (кинотеатр, почта, предприятия бытового обслуживания и т. д.)
Первоначальный проект здания не имел шпиля, на крышу вместо него должны были поставить памятник Ломоносову. Архитекторы, показывая чертежи Сталину, намекнули, что скульптура может получить портретное сходство с вождём. Однако тот распорядился соорудить вместо статуи шпиль, чтобы верхняя часть здания МГУ была похожа на остальные семь высоток, строящихся в столице.

Здание также окутано несколькими легендами, о том, что якобы неподалеку находится бункер, где может прятаться на случай ядерной войны партийная элита, о том, что территория возле здания "фонит" из-за находившегося здесь прежде ядерного реактора и т.д. Так или иначе, сегодня МГУ – один из важнейших вузов РФ.
А памятник Ломоносову установили сбоку от главного корпуса. Теперь он временно на реставрации.

Вторая по высоте постройка – гостиница «Украина», венчающая Кутузовский проспект. Центральный объём её состоит из 34 этажей. Эта высотка была построена в 1953-1957 годах, т.е. уже при Хрущеве, который и назвал ее в честь своей любимой Украины. Строили ее архитекторы Мордвинов и Олтаржевский. Центральная часть здания – это гостиница, боковые флигели – жилые, там расположены квартиры.
28 апреля 2010 года гостиница "Украина" открылась после серьёзной реставрации под новым названием Рэдиссон Ройал (Рэдиссон-Московская), т.к. была выкуплена данной сетью отелей. Боковые флигели, кстати, выкупить не удалось, потому что жильцы вовремя приватизировали свои квартиры. Примечательно, что в гостинице находится интереснейший экспонат, который может посмотреть каждый: это макет Москвы 1977 года.

Особенное место среди новых высоток занимало строящееся здание МИД на Смоленской-Сенной площади. Оно было построено в 1948 – 1953 годах архитекторами В. Гельфрейхом и М. Минкусом. Центральная часть имеет 27 этажей, высота здания 172 м.

Когда работы были уже завершены, Сталин потребовал, чтобы постройку увенчали шпилем. Авторы проекта –профессор Гельфрейх и архитектор Минкус – пытались возражать, но напрасно. Возвести шпиль из капитальных материалов было невозможно – это нарушило бы все расчёты по нагрузкам. Тогда было принято решение соорудить бутафорский шпиль из листовой жести и окрашен охрой (поэтому заметно было, что цвет шпиля отличается от цвета отделки здания). Чтобы смонтировать его, строителям пришлось пробивать перекрытия 5-ти этажей для установки опор.

Распространена также история, что после смерти Сталина архитектор Минкус написал письмо Хрущеву с просьбой демонтировать шпиль, на что якобы Хрущёв ответил: "Пусть шпиль останется памятником глупости Сталина".
Здание МИД является единственной из семи высоток, чей шпиль не увенчан пятиконечной звездой. Вероятной причиной этого является то, что шпиль здания оказался очень хрупким и не мог выдержать веса звезды.



Ещё одна удивительная история связана со строительством высотного жилого здания у Красных ворот, 1951 года. Это административно-жилой дом. Строительство его курировало Министерство Путей Сообщения (или коротко МПС).
По замыслу архитектора Душкина вестибюль станции метро, располагавшейся прямо в основании будущего здания, непременно должен был стыковаться с его цокольным уровнем. Чтобы это осуществить была применена технология предварительной заморозки грунта – 100-метровый каркас ведь должен был удержаться на краю другого строительного котлована.

Чтобы нивелировать последующее за разморозкой оседание грунта и, как следствие, наклон всего здания, высотку возводили с обратным уклоном. У шпиля он составлял 16 см. Первый и уникальный случай такого смелого инженерного приёма завершился успешно. В течение нескольких месяцев здание принимало верное положение. И хотя небольшое отклонение всё-таки произошло, оно вполне вписывалось в заложенные нормы.



В доме 284 квартиры, все они были предусмотрены для руководства. Ранее на месте этого дома родился и жил М.Ю. Лермонтов, о чем теперь свидетельствует мемориальная табличка на доме.
Высота этого здания 130 м, в нем 24 этажа. Это самая высокая точка Садового кольца, которую, собственно и решили отметить сталинской высоткой. Здесь жили актеры Н. Гундарева, Б. Чирков.

Следующий объект – Высотка на Швивой горке или Дом работников искусств на Котельнической набережной.
Архитекторы Чечулин и Ростковский. Центральный объём имеет 26 этажей. Как и все постройки этого архитектурного проекта, высотка обладает замкнутой инфраструктурой и включает в себя магазины, почтовое отделение, кинотеатр.

К уже стоящему здесь "чекистскому" жилому корпусу присоединили высотку, удачно вписав ее в общий архитектурный ансамбль.
Дом выполнен в стиле сталинского ампира, до войны превалировал классицизм, а после войны этот стиль получил название сталинский ампир. Дом отдали творческой интеллигенции.
Дом считался элитным, квартплата была высокая, далеко не все могли себе позволить жить в таком доме.
В разное время жильцами этого дома считаются: Евгений Евтушенко, Александр Ширвиндт, Галина Уланова, Фаина Раневская, Клара Лучко, Людмила Зыкина, о засолке огурцов и капусты которой в доме слагались легенды! Здесь жили Фадеев, Михаил Жаров, Андрей Вознесенский и Нонна Мордюкова, Никита Богословский, Марина Ладынина с Иваном Пырьевым, Юрий Любимов и многие другие.

Так как на этом месте уже стоял чекистский корпус, то строительство курировало МВД. Прежде здесь были бараки.
В 1949 году началось строительство Дома на Котельнической. Строили дом, в основном, заключенные. И они же позировали для скульптур на доме! Дом очень красивый и расположен в очень удачном и красивом месте, это моя самая любимая высотка в Москве!

176 м. Птица счастья на Швивой горке, как ее называли тогда.

Особый разговор о Гостинице Ленинградской (теперь Hilton Moscow Leningradskaya).
Строили эту высотку Поляков и Борецкий, а курировало стройку Министерство военного и военно-морского строительства. Высотку возводили как парадный фасад города, в которой, кстати, соединилось древнерусское зодчество и современный стиль. Это было самое роскошное здание по внутренней отделке в те времена. Оснащение его обошлось государству в более чем 21.000 руб за 1 кв. м, по сравнению с высоткой на Котельнической – 5500 руб. Для строительства и внутренней отделки были использованы уникальные породы камня, к примеру, интерьер был украшен огромными люстрами, занесенными в книгу рекордов Гиннесса.
Под зданием, кстати, протекают две речки, поэтому при строительстве использовалась технология вибронабивки свай - на тот момент новаторский вид строительства.
Среди сталинских высоток гостиница "Ленинградская" самая маленькая - всего 17 этажей и 136 метров высоты.

В проекте ясно читаются мотивы «нарышкинского барокко». Это обстоятельство возмутило впоследствии Хрущёва и его решением архитекторы Поляков и Борецкий были лишены Сталинской премии. Произошло это, разумеется, уже после смерти «вождя народов». Начиналась новая эпоха, и она устанавливала свои правила.

Высотка расположена рядом с красивейшей Комсомольской площадью трех вокзалов: Ленинградского, Ярославского и Казанского. Кстати, площадь, равно как и одноименная станция метро, ранее называлась Каланчевской, а затем ее переименовали в Комсомольскую в честь тех строителей-комсомольцев, которые погибли во время строительства здесь станции метро. Несколько лет назад гостиница была приобретена владельцем сети отелей Hilton, после чего её капитально перестроили внутри, правда, владельцев попросили оставить часть прежнего названия, поэтому теперь гостиница называется Hilton Moscow Leningradskaya.

Дом авиаторов на Кудринской площади, назывался ранее "Высотка на площади Восстания", т.к. Кудринская площадь прежде называлась Площадью Восстания. Этот дом был построен в 1948 - 1954 годы по проекту архитекторов М. В. Посохина, А. А. Мндоянца и конструктора М. Н. Вохомского.

Здание имеет высоту 156 м, в нем насчитываются 24 этажа и более 450 квартир. Это был также элитный дом, где жили летчики, космонавты и т.д. Он знаменит своим гастрономом № 15, в котором раньше можно было неплохо отовариться. Здесь жили Элина Быстрицкая, Лев Прыгунов, Евгений Вестник.
Опущу здесь технические особенности архитектурного облика здания и отмечу лишь, что па первом и цокольном этажах здания изначально находились магазины и кинотеатр "Пламя" (в настоящее время не работает), в подвальном помещении - подземные гаражи. Часть цоколя была переоборудована под казино, прекратившее работу в 2004 году. Подвалы здания стыкуются с системой подземных сооружений, в частности, с бомбоубежищем, выходящим далеко за пределы надземной части здания.

Административное здание в Зарядье было последним, восьмым, из сталинских небоскребов, заложенных в день восьмисотлетнего юбилея Москвы. Его должен был строить архитектор Дмитрий Чечулин. Но здание не достроили - помешала смерть Сталина. Впрочем, работы по сооружению стилобата к весне 1953 года успели практически завершить. Под стилобатом скрывался технический этаж, а под ним двухъярусный бетонный бункер, который, вероятно, планировалось использовать в качестве бомбоубежища. В восьмой высотке хотели разместить Наркомат тяжелого машиностроения СССР. Но стройку законсервировали, а 1954 год уже внес ясность в дальнейшие планы высотного строительства. В 1964-1967 годах на уже имевшемся стилобате была построена гостиница "Россия", которая теперь "благополучно" снесена.

Сейчас на этом месте планируется построить огромный парк и развлекательную зону, которые могли бы функционировать и летом, и зимой. Проект пока на стадии разработки, но тендер уж выиграли американцы.

Москва на момент строительства высоток выглядела не слишком величественно. У подножия их жались бараки, избы, ветхие домишки. Фантастические затраты на новое строительство и разительный контраст между средой и проектом потрясают. К примеру, стоимость строительства одного только корпуса МГУ равна той сумме, которая была выделена на восстановление всего города-героя Сталинграда. Рабочей силы в послевоенные годы, конечно, не хватало. Потому на самой дорогостоящей стройке страны трудились заключённые. И всё же этот «застывший гимн Победе» вселял в советского человека новую надежду на мирную и обязательно счастливую жизнь.

Текст: Нина Белая