Классификация методов обучения истории. Методика обучения истории в

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

HTML-версии работы пока нет.
Cкачать архив работы можно перейдя по ссылке, которая находятся ниже.

Подобные документы

    Структура и классификация современного урока истории. Цели личностно-ориентированного школьного исторического образования. Структурно-функциональный анализ исторического материала по теме "Развитие северо-американских колоний Англии в 1667-1775 гг.".

    дипломная работа , добавлен 08.04.2014

    Характеристика методики обучения истории: предмет, задачи, компоненты, методы научного исследования. Закономерности обучения истории в целях повышения эффективности и качества знаний. Изучение педагогических методов в процессе школьного обучения истории.

    реферат , добавлен 19.01.2010

    Развитие школьного исторического образования, использование активных методов обучения истории конца XIX - начача XX века. Школьное историческое образование и методика обучения истории в 20-годы. Русская историко-методическая мысль.

    реферат , добавлен 14.02.2007

    Проверка и оценка знаний учащихся как важный структурный компонент процесса обучения. Рассмотрение истории и системы оценивания. Анализ целей оценки знаний и умений учащихся: учет результативности процесса обучения, определение итоговых результатов.

    курсовая работа , добавлен 09.02.2015

    Сущность понятия и классификации умений в науке, основные группы предметно-исторических умений. Процесс формирования умений в процессе обучения истории. Методики работы с историческими источниками в процессе обучения истории учащихся основной школы.

    курсовая работа , добавлен 23.01.2012

    Преподавание истории Украины в школе. Учебно-методические основы преподавания истории в школьном курсе. Этапы формирования знаний и умений в процессе обучения. Система исторических понятий как основа понимания истории. Внедрение новых технологий.

    курсовая работа , добавлен 16.11.2008

    Формы, методы, приемы дифференцированного изучения материала с учетом индивидуальных различий учащихся на уроках истории и обществознания. Основные цели дифференциации обучения и ее варианты. Применение тестов, составленных по принципу альтернативности.

    курсовая работа , добавлен 25.06.2011

М.В.КОРОТКОВА, М.Т.СТУДЕНИКИН

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИСТОРИИ В СХЕМАХ ТАБЛИЦАХ ОПИСАНИЯХ

Практическое пособие для учителей

Предисловие

Произошедший пересмотр содержания школьного историчес кого образования, освобождение его от всего устаревшего, от сло жившихся стереотипов привели к существенным изменениям в методике преподавания истории. Эти изменения затронули весь учебный процесс: цели, методы, формы, средства обучения. Идет активный поиск путей, стимулирующих самостоятель ность учащихся в рамках оптимизации всего учебного процес са. Эту тенденцию учитывает данное методическое пособие.

Оно разработано в соответствии с временным госстандартом и состоит из шести разделов. В пособии учитывается как современ ный, так и дореволюционный опыт преподавания истории. По сле вводного историографического и методического обзора рас сматриваются основные факторы процесса обучения. Основное внимание уделяется анализу познавательных способностей учащихся, способам развития у них интереса к истории, раскры ваются пути решения этой проблемы. На основе результатов ис следований в области психологических процессов разработаны схемы познавательных возможностей учащихся при обучении ис тории и развития у школьников мотивации и интереса к предмету.

Лишь с учетом познавательных возможностей учащихся и их интереса к предмету возможны отбор содержания историчес кого материала, плодотворная совместная деятельность учите ля и учащихся на уроках истории. Она включает в себя приемы по изучению теоретического и фактического материала, хроно логии и картографии, письменных источников. Разработаны схемы и таблицы по использованию этих приемов в процессе обучения.

Эти схемы и таблицы помогают выделить основные знания и умения, которыми должны овладеть студенты в процессе изучения курса методики преподавания истории. В частности, это методы научного исследования, основные факторы процес

са обучения, их объективные связи; цели школьного обучения истории; содержание учебных комплексов и др. Схемы и таб лицы предоставляют возможность методически грамотно рабо тать с учебником истории; реализовать на практике методичес кие подходы к отбору содержания учебного материала; опреде лять уровень знаний и умений учащихся и намечать задачи по их дальнейшему формированию.

В целом же данное пособие поможет учителю истории, ста жеру:

выявлять уровень знаний и умений по истории учеников конкретного класса и возраста;

конкретизировать цели обучения по классам, курсам, раз делам и темам;

ставить конкретные задачи обучения и определять эффек тивность их реализации на разных этапах;

отбирать историческое содержание на урок в соответствии

с целями и задачами обучения, познавательными возможностя ми учащихся;

соотносить содержание обучения с применяемыми метода ми, приемами;

разрабатывать тесты, логические задания, конспекты с опорными сигналами;

применять наиболее эффективные методы, формы и сред ства обучения;

предвидеть и выявлять результаты обучения, внося кор рективы в свою педагогическую деятельность.

Центральное место в книге занимает проблема урока исто рии и подготовка к нему учителя. Процесс обучения показан как совместная деятельность учителя и учащихся, педагогичес кое сотрудничество по овладению историческим содержанием, приемами и умениями. Среди них выделяются умения по рабо те с учебником, а также хронологические, картографические, по составлению плана и ряд других.

Структурно книга состоит из разделов и тем. По каждой те ме выделены позиции - это схемы и таблицы, описания к ним, а также списки рекомендуемой литературы. В приложении да ны возможные вопросы для экзамена, тестовые задания для са мопроверки и ответы к ним, а также взятые из дореволюцион ного издания требования учителя к самому себе. Реализация их в современной школе поможет организации и проведению качес твенного и высокоэффективного урока истории.

РАЗДЕЛ I. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИСТОРИИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАУКА

Тема 1. Задачи методики обучения истории

Задачи и функции методики обучения истории.

Основные факторы процесса школьного обучения истории. Понятие «методика» в педагогической науке.

Связь методики обучения истории с другими науками. Методы научного исследования школьного обучения истории.

Слово «методика» в переводе с древнегреческого означает «способ познания», «путь исследования». Метод - это способ достижения какой либо цели, решения конкретной задачи.Ме тодика обучения истории - это педагогическая наука о за дачах, содержании и методах обучения истории. Она изучает и исследует процесс обучения истории в целях повышения его эф фективности и качества. Методика рассматривает вопрос о том, как надо преподавать историю.

Таким образом, под методами понимают способы деятель ности, они, например, могут быть словесными, печатными, на глядными, практическими. Суть методов заключается в том, что они дают ответ на вопрос, как учить, определяют двухсторон нюю деятельность учителя и ученика.

Основные факторы обучения - это 1) цели, определяемые го сударством и обществом; 2) содержание и структура историчес кого образования, закрепленные в стандартах и программах и на основе их изложенные в школьных учебниках; 3) научно мето дическая организация процесса обучения (формы, методы, мето дические приемы, средства преподавания и учения); 4) познава тельные возможности учащихся; 5) результаты обучения.

Понятие «методика» учеными всегда трактовалось по разно му. Одни, признавая методику наукой педагогической, рассмат ривали ее как частную дидактику, в которой действуют общие

принципы, одинаковые для всех предметов. Общие педагогичес кие принципы, по их мнению, иллюстрируются примерами из истории. Эта точка зрения была высказана П.С.Лейбенгрубом и Ф.П.Коровкиным.

Другие считали методику специальной педагогической нау кой, ибо все задачи обучения и развития личности она решает через содержание предмета - науку историю. Первичность со держания определяет и особенности приемов и средств обучения. Так считали А.И.Стражев, А.А.Вагин и П.В.Гора - «три кита методики».

Третьи - В.Н.Бернадский, Н.В.Андреевская - считали ме тодику не наукой, а собранием методических рекомендаций, со ветов, рецептов. Более всего в методике преобладает практичес кая сторона дела. Сегодня эта точка зрения выразилась в новом термине - технология.

Методика обучения истории тесно связана с другими науками и, прежде всего, с историей - ее базовой дисциплиной, позволяю щей разработать содержание обучения. Цель методики - отобрать основные данные исторической науки и, дидактически обработав и адаптировав их, включить в содержание школьных курсов.

Методика тесно связана с педагогикой, поскольку является ее отраслью. Педагогика определяет методы обучения, цели вос питания, методы научного исследования. Взяв за основу эти методы и цели из педагогики, методика вносит как в учебный процесс, так и в научные исследования свое конкретное исто рическое содержание.

Основными методами научного исследования методики пре подавания истории являются педагогическое наблюдение и формирующий эксперимент (экспериментальные уроки). Латинское слово «экспериментум» означает «проба», «опыт». Такой опыт приходит в результате испытания определенных факторов и условий обучения.

Педагогическое наблюдение предполагает изучение практи ки преподавания истории без оказания воздействия на процесс обучения. Исследователь посещает и анализирует уроки исто

рии, изучает имеющиеся в школе результаты тестирования и анкетирования учащихся, конспекты и протоколы открытых уроков учителей, знакомится с передовым опытом по материа лам школьных методобъединений. Однако если исследователь проводит тестирование и анкетирование учащихся по своим ма териалам, то это уже будет констатирующий эксперимент .

Формирующий эксперимент предполагает активное вмеша тельство экспериментатора в процесс обучения. На основе по ставленной цели и задач исследования он сначала готовит ме тодические разработки, а затем проверяет их эффективность на уроках истории. Чаще всего проверяется организация обучения. В этом случае в экспериментальных классах внедряется иная организация обучения, чем в контрольных классах.

ПОНЯТИЕ «МЕТОДИКА» В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ

ч а с т н а я д и д а к т и к а

Общие принципы для всех школьных предметов

самостоятельная наука

М Е Т О Д И К А

история + методы

Набор практических советов т е х н о л о г и я

ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ИСТОРИИ

М Е Т О Д И К А - ОТРАСЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ, ИССЛЕДУ4 ЮЩАЯ ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ ИСТОРИИ С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ ЕГО ЭФФЕКТИВНОСТИ И КАЧЕСТВА

Дает ответы на вопросы

Основные

обучения

Цели (образовательные, воспитательные, разви4 вающие)

Организация процесса обучения (способы, средства, методы).

Познавательные воз4 можности учащихся. Результаты обучения

Основная задача методики - научить

Конкретизировать цели по классам, темам, урокам

Моделировать способы, формы и средства обуче4 ния с учетом содержания и познавательных воз4 можностей.

Программировать резуль4 таты обучения

ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ ПРОЦЕССА ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ИСТОРИИ

ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ

ОБУЧЕНИЯ

ВОЗМОЖНОСТИ

УЧАЩИХСЯ

прогнозируемые ре4

система историче4

зультаты образова4

ских знаний и умений

уровень исторических

ния, воспитания и раз4

учащихся

знаний и умений, раз4

вития личности

вития мышления, во4

ображения и других

познавательных про4

цессов мотивационно4

Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях

Короткова М. В., Студеникин М. Т.

Произошедший пересмотр содержания школьного исторического образования, освобождение его от всего устаревшего, от сложившихся стереотипов привели к существенным изменениям в методике преподавания истории. Эти изменения затронули весь учебный процесс: цели, методы, формы, средства обучения. Идет активный поиск путей, стимулирующих самостоятельность учащихся в рамках оптимизации всего учебного процесса.

Эту тенденцию учитывает данное методическое пособие. Оно разработано в соответствии с временным госстандартом и состоит из шести разделов. В пособии учитывается как современный, так и дореволюционный опыт преподавания истории. После вводного историографического и методического обзора рассматриваются основные факторы процесса обучения. Основное внимание уделяется анализу познавательных способностей учащихся, способам развития у них интереса к истории, раскрываются пути решения этой проблемы. На основе результатов исследований в области психологических процессов разработаны схемы познавательных возможностей учащихся при обучении истории и развития у школьников мотивации и интереса к предмету.

Лишь с учетом познавательных возможностей учащихся и их интереса к предмету возможны отбор содержания исторического материала, плодотворная совместная деятельность учителя и учащихся на уроках истории. Она включает в себя приемы по изучению теоретического и фактического материала, хронологии и картографии, письменных источников. Разработаны схемы и таблицы по использованию этих приемов в процессе обучения.

Эти схемы и таблицы помогают выделить основные знания и умения, которыми должны овладеть студенты в процессе изучения курса методики преподавания истории. В частности, это методы научного исследования, основные факторы процесса обучения, их объективные связи; цели школьного обучения истории; содержание учебных комплексов и др. Схемы и таблицы предоставляют возможность методически грамотно работать с учебником истории; реализовать на практике методические подходы к отбору содержания учебного материала; определять уровень знаний и умений учащихся и намечать задачи по их дальнейшему формированию.

В целом же данное пособие поможет учителю истории, стажеру:

Выявлять уровень знаний и умений по истории учеников конкретного класса и возраста;

Конкретизировать цели обучения по классам, курсам, разделам и темам;

Ставить конкретные задачи обучения и определять эффективность их реализации на разных этапах;

Отбирать историческое содержание на урок в соответствии с целями и задачами обучения, познавательными возможностями учащихся;

Соотносить содержание обучения с применяемыми методами, приемами;

Разрабатывать тесты, логические задания, конспекты с опорными сигналами;

Применять наиболее эффективные методы, формы и средства обучения;

Предвидеть и выявлять результаты обучения, внося коррективы в свою педагогическую деятельность.

Центральное место в книге занимает проблема урока истории и подготовка к нему учителя. Процесс обучения показан как совместная деятельность учителя и учащихся, педагогическое сотрудничество по овладению историческим содержанием, приемами и умениями. Среди них выделяются умения по работе с учебником, а также хронологические, картографические, по составлению плана и ряд других.

Структурно книга состоит из разделов и тем. По каждой теме выделены позиции - это схемы и таблицы, описания к ним, а также списки рекомендуемой литературы. В приложении даны возможные вопросы для экзамена, тестовые задания для самопроверки и ответы к ним, а также взятые из дореволюционного издания требования учителя к самому себе. Реализация их в современной школе поможет организации и проведению качественного и высокоэффективного урока истории.

Другие доклады по предмету Психология

Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях

Короткова М. В., Студеникин М. Т.

Произошедший пересмотр содержания школьного исторического образования, освобождение его от всего устаревшего, от сложившихся стереотипов привели к существенным изменениям в методике преподавания истории. Эти изменения затронули весь учебный процесс: цели, методы, формы, средства обучения. Идет активный поиск путей, стимулирующих самостоятельность учащихся в рамках оптимизации всего учебного процесса.

Эту тенденцию учитывает данное методическое пособие. Оно разработано в соответствии с временным госстандартом и состоит из шести разделов. В пособии учитывается как современный, так и дореволюционный опыт преподавания истории. После вводного историографического и методического обзора рассматриваются основные факторы процесса обучения. Основное внимание уделяется анализу познавательных способностей учащихся, способам развития у них интереса к истории, раскрываются пути решения этой проблемы. На основе результатов исследований в области психологических процессов разработаны схемы познавательных возможностей учащихся при обучении истории и развития у школьников мотивации и интереса к предмету.

Лишь с учетом познавательных возможностей учащихся и их интереса к предмету возможны отбор содержания исторического материала, плодотворная совместная деятельность учителя и учащихся на уроках истории. Она включает в себя приемы по изучению теоретического и фактического материала, хронологии и картографии, письменных источников. Разработаны схемы и таблицы по использованию этих приемов в процессе обучения.

Эти схемы и таблицы помогают выделить основные знания и умения, которыми должны овладеть студенты в процессе изучения курса методики преподавания истории. В частности, это методы научного исследования, основные факторы процесса обучения, их объективные связи; цели школьного обучения истории; содержание учебных комплексов и др. Схемы и таблицы предоставляют возможность методически грамотно работать с учебником истории; реализовать на практике методические подходы к отбору содержания учебного материала; определять уровень знаний и умений учащихся и намечать задачи по их дальнейшему формированию.

В целом же данное пособие поможет учителю истории, стажеру:

Выявлять уровень знаний и умений по истории учеников конкретного класса и возраста;

Конкретизировать цели обучения по классам, курсам, разделам и темам;

Ставить конкретные задачи обучения и определять эффективность их реализации на разных этапах;

Отбирать историческое содержание на урок в соответствии с целями и задачами обучения, познавательными возможностями учащихся;

Соотносить содержание обучения с применяемыми методами, приемами;

Разрабатывать тесты, логические задания, конспекты с опорными сигналами;

Применять наиболее эффективные методы, формы и средства обучения;

Предвидеть и выявлять результаты обучения, внося коррективы в свою педагогическую деятельность.

Центральное место в книге занимает проблема урока истории и подготовка к нему учителя. Процесс обучения показан как совместная деятельность учителя и учащихся, педагогическое сотрудничество по овладению историческим содержанием, приемами и умениями. Среди них выделяются умения по работе с учебником, а также хронологические, картографические, по составлению плана и ряд других.

Структурно книга состоит из разделов и тем. По каждой теме выделены позиции это схемы и таблицы, описания к ним, а также списки рекомендуемой литературы. В приложении даны возможные вопросы для экзамена, тестовые задания для самопроверки и ответы к ним, а также взятые из дореволюционного издания требования учителя к самому себе. Реализация их в современной школе поможет организации и проведению качественного и высокоэффективного урока истории.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта

Словесные методы

Словесные методы занимают ведущее место в системе методов обучения. Словесные методы позволяют в кратчайший срок передать большую по объему информацию, поставить перед обучаемыми проблемы и указать пути их решения. Слово активизирует воображение, память, чувства учеников.

Словесные методы подразделяются па следующие виды: рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой.

Рассказ - устное образное, последовательное изложение небольшого по объему материала. Продолжительность рассказа по времени 20 - 30 минут. Метод изложения учебного материала отличается от объяснения тем, что он носит повествовательный характер и применяется при сообщении учениками фактов, примеров, описании событий, явлений, исторических деятелей, ученых и т. д.

Рассказ может сочетаться с другими методами: объяснением, беседой, упражнениями. Часто рассказ сопровождается демонстрацией наглядных пособий, опытов, диафильмов и кинофрагментов, фотодокументов.

Объяснение. Под объяснением следует понимать словесное истолкование закономерностей, существенных свойств изучаемого объекта, отдельных понятий, явлений. Объяснение - это монологическая форма изложения. Объяснение характеризуется тем, что оно носит доказательный характер и направлено на выявление существенных сторон предметов и явлений, характера и последовательности событий, на раскрытие сущности отдельных понятий, правил, законов. Доказательность обеспечивается, прежде всего, логичностью и последовательностью изложения, убедительностью и ясностью выражения мыслей. Объясняя, преподаватель отвечает на вопросы: «Что это такое?», «Почему?».

Беседа - диалогический метод обучения, при котором преподаватель путем постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит учащихся к пониманию нового материала или проверяет усвоение уже изученного. Беседа относится к наиболее распространенным методам дидактической работы.

Преподаватель, опираясь на знания и опыт учеников, последовательной постановкой вопросов подводит их к пониманию и усвоению новых знаний. Вопросы ставятся перед всем классом, и после небольшой паузы (8–10 секунд) называется фамилия ученика. Это имеет большое психологическое значение - вся группа готовится к ответу. Если ученик затрудняется ответить, не следует «вытягивать» из него ответ - лучше вызвать другого.

Успех проведения бесед во многом зависит от правильности постановки вопросов. Вопросы должны быть краткими, четкими, содержательными, сформулированными так, чтобы будили мысль ученика. Не следует ставить двойных, подсказывающих вопросов или наталкивающих па угадывание ответа. Не следует формулировать альтернативных вопросов, требующих однозначных ответов типа «да» или «нет».


В целом, метод беседы имеет следующие преимущества:

Активизирует студентов;

Развивает их память и речь;

Делает открытыми знания студентов;

Имеет большую воспитательную силу;

Является хорошим диагностическим средством.

Недостатки метода беседы:

Требует много времени;

Содержит элемент риска, (студент может дать неправильный ответ, который воспринимается другими учащимися и фиксируется в их памяти).

Дискуссия. Дискуссия как метод обучения основан на обмене взглядами по определенной проблеме, причем эти взгляды отражают собственное мнение участников или опираются на мнение других лиц. Этот метод целесообразно использовать в том случае, когда ученики обладают значительной степенью зрелости и самостоятельностью мышления, умеют аргументировать, доказывать и обосновывать свою точку зрения. Хорошо проведенная дискуссия имеет обучающую и воспитательную ценность: учит более глубокому пониманию проблемы, умению защищать свою позицию, считаться с мнением других.

Работа с учебником и книгой - важнейший метод обучения. Работа с книгой осуществляется главным образом на уроках под руководством преподавателя или самостоятельно. Существует ряд приемов самостоятельной работы с печатными источниками.

Конспектирование - краткое изложение, краткая запись содержания прочитанного без подробностей и второстепенных деталей. Конспектирование ведется от первого (от себя) или от третьего лица. Конспектирование от первого лица лучше развивает самостоятельность мышления. По своей структуре и последовательности конспект должен соответствовать плану. Поэтому важно сначала составить план, а потом писать конспект в виде ответов на вопросы плана.

Тестирование - краткое изложение основных мыслей прочитанного.

Цитирование - дословная выдержка из текста.

Аннотирование - краткое свернутое изложение содержания прочитанного без потери существенного смысла.

Рецензирование - написание краткого отзыва с выражением своего отношения о прочитанном.

Составление справки : справки бывают статистические, биографические, терминологические, географические и т. д.

Составление формально-логической модели - словесно-схематического изображения прочитанного.

Лекция как метод обучения представляет собой последовательное изложение преподавателем темы или проблемы, при котором раскрываются теоретические положения, законы, сообщаются факты, события и дается анализ их, раскрываются связи между ними. Выдвигаются и аргументируются отдельные научные положения, освещаются различные точки зрения по изучаемой проблеме и обосновываются правильные позиции.

Самостоятельная работа.

Семинар - один из эффективных методов проведения занятий. Проведению семинарских занятий обычно предшествуют лекции, которые определяют тему, характер и содержание семинара.

Экскурсия - один из методов приобретения знаний, является составной частью учебного процесса. Учебно-познавательные экскурсии могут быть обзорно-ознакомительные, тематические и проводятся они, как правило, коллективно под руководством преподавателя или специалиста-экскурсовода.

Экскурсии - довольно эффективный метод обучения. Они способствуют наблюдательности, накоплению сведений, формированию визуальных впечатлений.