Краткое содержание рассказа левша лескова по главам. Зарождение сказовой формы

Николай Лесков – русский писатель, публицист и мемуарист. В своих произведениях он уделял большое внимание русскому народу.

В поздний период своего творчества Лесков написал ряд сатирических рассказов, многие из которых не прошли цензуру. Николай Лесков был глубоким психологом, благодаря чему мастерски описывал характеры своих героев.

Более всего его знают по известному произведению «Левша», которое удивительным образом передает особенности русского характера.

В Лескова было много интересных событий, с главными из которых мы вас познакомим прямо сейчас.

Итак, перед вами краткая биография Лескова .

Биография Лескова

Николай Семенович Лесков родился 4 февраля 1831 г. в селе Горохове, Орловской губернии. Его отец, Семен Дмитриевич, был сыном священника. Он тоже окончил семинарию, однако предпочел работать в Орловской уголовной палате.

В будущем, рассказы отца-семинариста и деда-священника серьезно отразятся на формировании взглядов писателя.

Отец Лескова был очень одаренным следователем, способным распутать самое трудное дело. Благодаря своим заслугам, он был удостоен дворянского титула.

Мать писателя, Мария Петровна, была родом из дворянской семьи.

Кроме Николая, в семье Лесковых родилось еще четверо детей.

Детство и юность

Когда будущему писателю едва исполнилось 8 лет, отец серьезно поссорился со своим руководством. Это привело к тому, что их семейство переехало в деревню Панино. Там они купили дом и начали вести простой образ жизни.

Достигнув определенного возраста, Лесков отправился учиться в Орловскую гимназию. Интересен факт, что практически по всем предметам юноша получал низкие оценки.

После 5 лет учебы ему было выдано свидетельство об окончании всего 2-х классов. Биографы Лескова предполагают, что в этом были виноваты преподаватели, которые жестко относились к ученикам и часто наказывали их физически.

После учебы Николаю пришлось устроиться на работу. Отец определил его в уголовную палату канцелярским служителем.

В 1848 г. в биографии Лескова произошла трагедия. От холеры скончался отец, в результате чего их семья осталась без опоры и кормильца.

На следующий год, по собственному прошению Лесков устроился в казенную палату в Киеве. На тот момент он проживал у своего родного дяди.

Находясь на новом рабочем месте, Николай Лесков серьезно заинтересовался и чтением книг. Вскоре он начал посещать университет в качестве вольнослушателя.

В отличие от большинства учеников юноша внимательно слушал лекторов, с жадностью поглощая новые знания.

В данный период биографии он серьезно увлекся иконописью, а также завел знакомство с разными старообрядцами и сектантами.

Затем Лесков устроился работать в компанию «Шкотт и Вилькенс», принадлежавшую его родственнику.

Его часто отправляли в командировки, в связи с чем ему удалось побывать в разных . Позже этот отрезок времени Николай Лесков назовет лучшим в своей биографии.

Творчество Лескова

Впервые Николаю Семеновичу Лескову захотелось взяться за перо во время работы в «Шкотт и Вилькенс». Каждый день ему приходилось встречаться с различными людьми и быть свидетелем интересных ситуаций.

Изначально он писал статьи на повседневные социальные темы. Например, он обличал чиновников в незаконной деятельности, после чего на некоторых из них были заведены уголовные дела.

Когда Лескову исполнилось 32 года, он написал повесть «Житие одной бабы», которую потом опубликовали в петербургском журнале.

Затем он представил еще несколько рассказов, которые были положительно восприняты критиками.

Окрыленный первым успехом, он продолжил писательскую деятельность. Вскоре из-под пера Лескова вышли очень глубокие и серьезные очерки «Воительница» и «Леди Макбет Мценского уезда».

Интересен факт, что Лесков не только мастерски передавал образы своих героев, но и украшал произведения интеллектуальным юмором. Нередко в них присутствовал сарказм и искусно замаскированная пародия.

Благодаря этим приемам, Николай Лесков выработал свой собственный и уникальный литературный стиль.

В 1867 г. Лесков попробовал себя в качестве драматурга. Он написал множество пьес, многие из которых ставились на сценах театров. Особенную популярность приобрела пьеса «Расточитель», повествующая о купеческой жизни.

Затем Николай Лесков издал несколько серьезных романов, в числе которых были «Некуда» и «На ножах». В них он критиковал разного рода революционеров, а также нигилистов.

Вскоре его романы вызвали волну недовольства со стороны властной элиты. Редакторы многих изданий отказывались публиковать его произведения в своих журналах.

Следующим трудом Лескова, который сегодня входит в обязательную школьную программу, стал «Левша». В нем он в красках описывал мастеров оружейного дела. Лескову удалось настолько хорошо изложить сюжет, что о нем начали говорить, как о выдающемся писателе современности.

В 1874 г. по решению Министерства народного просвещения, Лескова утвердили на должность цензора новых книг. Таким образом, ему приходилось определять, какая из книг имеет право выходить в печать, а какая нет. За свою работу Николай Лесков получал очень маленькую заработную плату.

В этот период биографии им была написана повесть «Очарованный странник», опубликовать которую не захотело ни одно издательство.

Повесть отличалась тем, что многие ее сюжеты намеренно не имели логического завершения. Критики не поняли идею Лескова и весьма саркастично отозвались о повести.

После этого Николай Лесков выпустил сборник рассказов «Праведники», в котором он описывал судьбы простых людей, повстречавшихся на его пути. Однако и эти произведения были отрицательно восприняты критиками.

В 80-е годы в его работах начали отчетливо появляться признаки религиозности. В частности, Николай Семенович писал о раннем христианстве.

На позднем этапе своего творчества Лесков писал произведения, в которых обличал чиновников, военнослужащих и церковных деятелей.

К данному периоду творческой биографии относятся такие труды, как «Зверь», «Пугало», «Тупейный художник» и другие. Кроме этого, Лескову удалось написать ряд рассказов для детей.

Стоит заметить, что говорил о Лескове, как о «самом русском из наших писателей», а и считали его одним из главных своих учителей.

Отзывался о Николае Лескове так:

«Как художник слова Н. С. Лесков вполне достоин встать рядом с такими творцами русской, каковы Л. Толстой, Тургенев, . Талант Лескова силою и красотой своей немногим уступает таланту любого из названных творцов священного писания о русской земле, а широтою охвата явлений жизни, глубиною понимания бытовых загадок её, тонким знанием великорусского языка он нередко превышает названных предшественников и соратников своих».

Личная жизнь

В биографии Николая Лескова было 2 официальных брака. Его первой женой стала дочь богатого предпринимателя Ольга Смирнова, на которой он женился в 22-летнем возрасте.

Со временем у Ольги начались психические расстройства. Позже ее даже пришлось отправить на лечение в клинику.


Николай Лесков и его первая жена Ольга Смирнова

В этом браке у писателя родилась девочка Вера и мальчик Митя, который умер в раннем возрасте.

Оставшись фактически без жены, Лесков начал сожительствовать с Екатериной Бубновой. В 1866 г. у них родился сын Андрей. Прожив в гражданском браке 11 лет, они решили расстаться.


Николай Лесков и его вторая жена Екатерина Бубнова

Интересен факт, что Николай Лесков практически на протяжении всей своей биографии был убежденным вегетарианцем. Он являлся ярым противником убийства ради пропитания.

Более того, в июне 1892 г. в газете «Новое время» Лесков опубликовал призыв под названием «О необходимости издания на русском языке хорошо составленной обстоятельной кухонной книги для вегетарианцев».

Смерть

На протяжении всей жизни Лесков страдал от приступов астмы, которая в последние годы начала прогрессировать.

Похоронен в Санкт-Петербурге на Волковском кладбище.

Незадолго до смерти, в 1889-1893 гг., Лесков составил и издал у А. С. Суворина «Полное собрание сочинений» в 12 томах, куда вошли большей частью его художественные произведения.

Впервые по-настоящему полное (30-томное) собрание сочинений писателя стало выходить в издательстве «Терра» с 1996 г. и продолжается до сих пор.

Если вам понравилась краткая биография Лескова – поделитесь ею в социальных сетях. Если же вам нравятся биографии великих людей вообще, и в частности – подписывайтесь на сайт . С нами всегда интересно!

Понравился пост? Нажми любую кнопку.

1. После Венского конгресса Александр I путешествовал по Европе. Везде его пытались чем-нибудь удивить. Бывший с ним в поездке атаман Донского казачьего войска Платов на это всегда замечал, что и в России не хуже есть.

2. В Англии Александра I привели в «кунсткамеры». В числе показанных ему диковинок оказалась «пистоля» неизвестного мастера, которую английский адмирал «у разбойничьего атамана в Канделабрии из-за пояса выдернул». Платов у этого чуда оружейного вынул замок, а под ним обнаружил надпись: «Иван Москвин во граде Туле».

3. На следующий день Александру I поднесли в дар миниатюрную блоху из стали, которая могла танцевать, если ее завести ключиком. Хорошо разглядеть это диво можно было только в микроскоп. Подарок удивил императора. Александр I щедро наградил англичан и купил у них футляр из «цельного бриллиантового ореха», предназначенный для хранения танцующей блошки. Платов же самовольно прихватил микроскоп.

4. Вскоре Александр I скончался, а блоха оказалась у Николая I. Сначала при дворе не могли понять, для чего она нужна. Об этом узнал Платов и приехал к новому императору с докладом. Он рассказал о случившемся в Англии и пообещал найти в Туле мастеров, которые смогут превзойти англичан. Николай I, уверенный в русских людях, дал на это добро. Император велел Платову отправиться на «тихий Дон», чтобы узнать настроения местных жителей, а по пути заехать в Тулу.

5. Тульские мастера попросили оставить им блоху и уверили, что вернут ее, когда Платов будет ехать обратно в Петербург. Они пообещали «что-нибудь государеву великолепию достойное предоставить».

6. После отъезда Платова из Тулы трое оружейников ушли из города, но никто не знал, куда они отправились. Среди них был «косой левша, на щеке пятно родимое, а на висках волосья при ученье выдраны».

7. Туляки ходили в Мценск, где хранилась древняя икона св. Николая, считавшегося покровителем торгового и военного дела. Там они отслужили два молебна. Вернувшись, оружейники заперлись в доме левши и принялись за работу.

8. Возвращаясь с Дона в Петербург, Платов очень спешил. Когда он прибыл в Тулу, то от нетерпения послал к оружейникам одного за другим всех свистовых, а в придачу к ним еще и «простых людей из любопытной публики».

9. Когда послы добрались до дома левши, тульским мастерам оставалось один гвоздь забить. Пока гонцы разговаривали с оружейниками, те успели завершить работу. Они отправили послов вперед, а сами поспешили за ними, застегивая кафтаны на ходу.

10. Оружейники отдали Платову блоху, но ему не удалось понять, что они с ней сделали. Тогда атаман обвинил их в обмане. Обиженные мастера отказались рассказывать, в чем заключалась выполненная работа. Рассерженный Платов взял блоху, захватил с собой левшу, чтобы в случае чего было кому держать ответ, и покатил в Петербург.

11. Платов надеялся, что государь о блохе не вспомнит, но на прием ее принес. Николай I «был ужасно какой замечательный и памятливый», поэтому об английской диковинке спросил. Платов рассказал ему о случившемся в Туле, уверяя, что местные мастера ничего сделать не сумели. Император не поверил и попросил показать блоху.

12. Николай I позвал дочь – Александру Николаевну. У нее были тонкие пальчики, и она могла завести блоху. Оказалось, что дивное изобретение англичан больше не танцует. Разгневанный Платов побежал к подъезду, где оставил левшу, и стал его бить за то, что туляки блошку испортили. Мастер начал уверять атамана в исправности диковинки и посоветовал рассмотреть ее в самый мощный микроскоп.

13. Государь последовал совету, но ничего не заметил. Тогда позвали к нему левшу. Он сказал, что надо одну блошиную ножку под микроскоп положить. Император так и сделал. После этого Николай I обнял и поцеловал левшу. Затем государь сообщил придворным, что туляки блоху подковали.

14. Левша рассказал о работе подробнее. Если взять микроскоп получше, можно увидеть на каждой подкове имя мастера. Сам же левша делал гвоздики – их разглядеть нельзя. При этом туляки микроскопами не пользовались. Николай I велел блоху отвезти обратно англичанам с целью показать, какие в Туле умельцы живут. За границу отправили самого левшу и курьера, «который на все языки учен».

15. Как только англичане увидели поразительную работу туляков, сразу пошли к левше. Несколько дней они с ним разговаривали – просили навсегда остаться в Англии, расспрашивали о России. Левша в чужой стране жить наотрез отказался. В итоге сошлись на том, что он погостит некоторое время.

16. Изучая мастерство англичан, левша особое внимание обращал на их старые ружья. Пожив немного в Англии, запросился он домой. Левше дали денег, хорошо одели и посадили на корабль. Там ему довелось познакомиться с полшкипером, говорившим по-русски. Новые друзья заключили пари, кто кого перепьет.

17. Допились они до того, что чертей начали видеть. Несмотря на это, до Петербурга оба добрались, и спор так никто не выиграл. Англичанина повезли в посольство, «а левшу – в квартал».

18. Английского моряка быстро поставили на ноги. Левшу обобрали и отправили в «Обухвинскую больницу, где неведомого сословия всех умирать принимают», так как документов у него не было. Оклемавшийся англичанин решил отыскать русского друга.

19. Моряк быстро нашел левшу, но тот уже был при смерти. Единственное его желание – сказать пару слов императору. Англичанин побежал к графу Клейнмихелю, потом – к Платову, от него – к коменданту Скобелеву. Последний отправил к левше доктора Мартын-Сольского. Когда врач приехал, тульский мастер был совсем плох. Перед смертью он успел сказать, что англичане ружья кирпичом не чистят и нам не следует. Не дай бог начнется война, а оружие «стрелять не годится». Доктор передал слова левши графу Чернышеву, но тот его не послушал, что привело к негативным последствиям на Крымской войне.

Николай Семенович Лесков - писатель, произведения которого, по мнению М. Горького, должны стоять в одном ряду с творениями Л. Толстого, И. Тургенева, Н. Гоголя. Все его сочинения правдивы, так как автор хорошо знал и понимал жизнь народа.

В данной статье дается краткая биография Лескова, самое главное и интересное о его творческом наследии.

Детство и образование

Николай Семенович родился на Орловщине (годы жизни - 1831-1895). Его отец - мелкий чиновник, происходивший из духовенства, мать - дочь обедневшего дворянина. Первое образование получил в семье богатых родственников по линии матери, а спустя два года стал учеником гимназии в Орле. Всегда отличался хорошими способностями, но не принимал зубрежку и розги. В результате по итогам обучения нужно было пересдавать экзамены в пятый класс, что будущий писатель посчитал несправедливым и ушел из гимназии со справкой. Отсутствие аттестата не позволило получить дальнейшее образование, и отец устроил сына в палату уголовного суда в Орле. Жизненные драмы впоследствии воскреснут в многочисленных произведениях писателя. Такова краткая биография Лескова периода детских и юношеских лет.

Служба

В 1849 году Николай Семенович переехал в Киев и поселился у дяди, профессора медицины. Это было время общения с университетской молодежью, часто бывавшей в доме преподавателя, изучения языков - украинского и польского, посещения лекций, самостоятельного знакомства с литературой. В итоге происходило формирование духовных интересов и умственное развитие юноши.

Важным стал для писателя и 1857 год. Лесков, биография и творчество которого неразрывно связаны с жизнью русского народа, перешел с государственной службы на частную. Он начал работать в коммерческой компании дяди, А. Шкотта, и за несколько лет посетил многие уголки России. Впоследствии это позволит Николаю Семеновичу сказать, что он изучал жизнь «не в школе, а на барках». А личные наблюдения и накопленный материал составят основу не одного произведения.

Публицистическая деятельность

Последующие биография и творчество Лескова (кратко об этом будет рассказано ниже) связаны с Петербургом и Москвой. В 61-м он покидает Киев и, переехав в столицу, начинает сотрудничать с «Русской речью». К этому моменту Николай Семенович уже выступил как публицист в «Современной медицине», «Санкт-Петербургских ведомостях», «Указателе экономическом». Теперь же статьи писателя появляются в «Книжном вестнике», «Отечественных записках», «Времени».

В январе 62-го Николай Семенович переходит в «Северную пчелу»: заведует в ней отделом внутренней жизни. В течение двух лет он освещает в своих статьях самые острые социальные проблемы, вступает в диспуты с «Современником» и «Днем». Таким образом складывалась в начале творческого пути биография Лескова.

Интересные факты из его публицистической деятельности были связаны с темой пожаров в Петербурге (1862 год). Николай Семенович высказался в отношении предполагаемых организаторов, студентов-нигилистов, и призвал власть подтвердить или опровергнуть эти данные. В результате на него обрушилась масса критики и со стороны передовых литераторов, обвинявших автора в доносительстве и клевете, и со стороны правительства. А псевдоним М. Стебницкий, которым он до этой поры подписывал свои произведения, стал настолько ругательным, что писателю пришлось от него отказаться.

Существует и записка канцелярии в Санкт-Петербурге, где отмечается, что Лесков «сочувствует всему антиправительственному».

В целом же можно утверждать, что журналистская деятельность подготовила дальнейшее творчество писателя.

Новые испытания

Биография Лескова, краткое содержание которой вы читаете, не была простой. После статьи о пожарах писатель покинул столицу. В качестве корреспондента он отправился в поездку по Европе, давшую ему немало интересной информации о жизни в других странах. А еще Лесков начал работу над первым романом «Некуда», героями которого являлись все те же нигилисты. Произведение долго не пропускали в печать, а когда наконец в 64-м оно дошло до читателей, на писателя вновь обрушились демократы.

Дебют в художественной литературе

Краткая биография Лескова-писателя берет начало в 62-м году, когда появился в печати рассказ-очерк «Погасшее дело». За ним последовали произведения «Разбойник», «В тарантасе», повесть «Житие одной бабы» и «Язвительный». Все они напоминали художественный очерк, который в то время пользовался популярностью у разночинцев. Но особенностью сочинений Николая Семеновича всегда был особый подход к изображению народной жизни. Многие его современники считали, что ее нужно изучать. Николай Семенович же был убежден, что жизнь народа нужно знать, «не штудируя, а живучи ею». Подобные взгляды наряду с излишней горячностью в публицистике привели к тому, что Николай Лесков, краткая биография которого приводится в статье, оказался надолго отлученным от прогрессивной русской литературы.

Вышедшую в 64-м повесть «Леди Макбет Мценского уезда», как и опубликованную двумя годами позже «Воительницу», литераторы и критики предпочли оставить без внимания. Хотя именно в них проявились индивидуальные стиль и юмор писателя, что впоследствии высоко оценят специалисты. Так складывалась в шестидесятые годы творческая биография Лескова, краткое содержание которой поражает удивительной стойкостью и неподкупностью писателя.

70-е годы

Новое десятилетие ознаменовалось выходом романа «На ножах». Сам автор назвал его наихудшим в своем творчестве. А Горький отмечал, что после этого произведения писатель отказался от темы нигилистов и приступил к созданию «иконостаса святых и праведников» России.

Краткая биография Лескова нового периода начинается с романа «Соборяне». Он имел успех у читателей, однако противопоставление в произведении казенному христианству истинного вновь привело писателя к конфликту, теперь уже не только с властями, но и с церковью.

А дальше автор издает «Запечатленного ангела» и «Очарованного странника», напоминавших древнерусские хожения и сказания. Если первую повесть «Русский вестник» опубликовал без правок, то по второй вновь возникли разногласия. Свободная форма произведения и несколько сюжетных линий были в свое время не поняты многими критиками.

В 1974 году из-за тяжелого материального положения Лесков поступает в Ученый комитет министерства просвещения, где изучает книги, публикуемые для народа. Через год он ненадолго выезжает за границу.

80-90-е годы

Сборник рассказов «Праведники», сатирические произведения «Тупейный художник» и «Пугало», сближение с Толстым, антицерковные «Заметки неизвестного» (не завершены из-за запрета цензуры), «Полунощники» и др. - это главное, что сделал в новом десятилетии Лесков.

Краткая биография для детей обязательно включает рассказ о приключениях Левши. И хотя многие критики посчитали, что писатель в данном случае просто пересказал старую легенду, сегодня это одно из самых известных и самобытных произведений Николая Семеновича.

Событием стало издание десяти томов собрания сочинений писателя. И здесь не обошлось без неприятностей: шестой том, включавший церковные произведения, был полностью изъят из продажи, а позже реформирован.

Последние годы жизни для писателя тоже были не очень радостными. Ни одно из его крупных произведений («Чертовы куклы», «Незаметный след», «Соколий переплет») не издали в авторском варианте. По этому поводу Лесков писал, что нравиться публике - это не его задача. Свое предназначение он видел в том, чтобы бичевать и мучить читателя прямотой и правдой.

Биография Лескова: интересные факты

Николай Семенович слыл вегетарианцем и даже написал по этому поводу статью. Он, по его собственному утверждению, всегда был против бойни, но при этом не принимал тех, кто отказался от мяса не из жалости, а из соображений гигиены. И если первые призывы Лескова перевести на русский язык книгу для вегетарианцев вызвали насмешки, то очень скоро такое издание действительно появилось.

В 1985 году в честь Николая Семеновича был назван астероид, что говорит, конечно же, о признании его творчества потомками.

Такова краткая биография Лескова, которого Л. Толстой назвал самым русским из писателей России.

Николай Семенович Лесков — сын обедневшего дворянина из Орловской губернии, появился на свет 4 февраля 1831 года. Его детство прошло сначала в городе Орле, а потом и в селе Панино, где у будущего писателя была возможность близко познакомиться с жизнью простого народа.

Детство и юность

В десятилетнем возрасте Николай был отдан в гимназию. Учеба давалась ему тяжело. В результате за пять лет учебы Лескову удалось закончить только два класса.

Когда Николаю исполнилось шестнадцать лет, отец помог ему устроиться на работу в канцелярию по уголовным делам орловского суда. В этом же году Лесков теряет не только отца, умершего от холеры, но и все имущество, которое сгорело при пожаре.

На помощь юноше приходит дядя, поспособствовавший его переводу в Киев на должность чиновника в казенную палату. Старинный город очаровал молодого человека. Ему по душе пришлись его пейзажи; особый нрав местных жителей. Поэтому даже после трехлетнего периода работы в компании дяди, которая требовала его частых поездок по России и Европе, по завершении карьеры он снова возвратился в Киев. Именно 1860 год можно считать той самой «отправной точкой» в его писательском творчестве. Вначале это были периодические журнальные статьи. А после переезда в Санкт-Петербург началась серьезная литературная деятельность в газете «Северная пчела».

Творческий путь

Благодаря корреспондентской деятельности Лескову удалось объездить территорию Польши, Чехии, Западной Украины. В это время он тщательно изучает быт местного населения.

1863 год стал годом окончательного возвращения в Россию. Переосмыслив все то, с чем ему пришлось столкнуться в годы странствий, Лесков пытается изложить свое видение жизни простого народа в первых масштабных произведениях, романах «Некуда», «Обойденные». Его позиция отличается от взглядов многих писателей того времени: с одной стороны Лесков не принимает крепостного права, а с другой — не понимает революционного способа его свержения.

Поскольку позиция писателя шла в разрез с идеями тогдашних революционных демократов, его не особенно охотно печатали. Только главный редактор «Русского вестника» Михаил Катков шел на встречу и помогал писателю. Причем сотрудничество с ним давалось Лескову неимоверно трудно: Катков постоянно правил его произведения, практически изменяя кардинально их суть. При несогласии — просто не печатал. Дело доходило до того, что некоторые свои произведения Лесков просто не мог дописать именно из-за разногласий с редактором «Русского вестника». Так произошло с романом «Захудалый род». Единственной повестью, которую совсем не правил Катков, оказалась «Запечатленный ангел».

Признание

Несмотря на богатое литературное творчество, в историю Лесков вошел как создатель знаменитого рассказа «Левша». В его основу легла легенда о мастерстве тогдашних оружейников. В рассказе косой мастер Левша сумел искусно подковать блоху.

Последним масштабным произведением писателя стала повесть «Заячий ремиз». Она вышла из-под пера в 1894 году. Но поскольку в ее основе лежала критика политического устройства России того времени, повесть смогла быть опубликованной только после Октябрьской революции 1917 года.

Не совсем удачно складывалась и личная жизнь писателя. Его первая жена Ольга Смирнова болела психическим расстройством, а первенец-сын умер маленьким. Не сложилась жизнь и со второй женой Екатериной Бубновой, с которой расстался через 12 лет брака.

Умер писатель от астмы 21 февраля 1895 года. Похоронен в Санкт-Петербурге на Волковском кладбище. И сегодня почитатели таланта писателя могут почтить память на его могиле.

Родился 4 февраля (16 февраля) 1831 года в селе Горохове Орловской губернии в семье следователя и дочери обедневшего дворянина. У них было пятеро детей, Николай был старшим ребенком. Детство писателя прошло в городе Ореле. После ухода отца с должности, семья переезжает из Орла в село Панино. Здесь и началось изучение и познание Лесковым народа.

Образование и карьера

В 1841 году в возрасте 10 лет Лесков поступил в Орловскую гимназию. С учебой у будущего писателя не складывалось – за 5 лет учебы он окончил всего 2 класса. В 1847 году Лесков благодаря помощи друзей отца устроился на работу в Орловскую уголовную палату суда канцелярским служащим. В шестнадцатилетнем возрасте произошли трагические события, о которых стоит упомянуть даже в краткой биографии Лескова – от холеры умер отец, а все имущество сгорело при пожаре.

В 1849 Лесков при помощи дяди-профессора перевелся в Киев чиновником казенной палаты, где позже получил должность столоначальника. В Киеве у Лескова появился интерес к украинской культуре и великим писателям, живописи и архитектуре старого города.

В 1857 Лесков ушел с работы и поступил на коммерческую службу в большую сельскохозяйственную компанию своего дяди-англичанина, по делам которой за три года объездил большую часть России. После закрытия фирмы, в 1860 году вернулся в Киев.

Творческая жизнь

1860 год считают началом творческого Лескова-писателя, в это время он пишет и публикует статьи в различные журналы. Через полгода он переезжает в Санкт-Петербург, где планирует заниматься литературной и журналистской деятельностью.

В 1862 году Лесков стал постоянным сотрудником газеты “Северная пчела”. Работая в ней корреспондентом, посетил Западную Украину, Чехию и Польшу. Ему была близка и симпатична жизнь западных народов-побратимов, потому он углубился в изучение их искусства и быта. В 1863 году Лесков вернулся в Россию.

Долго изучая и наблюдая за жизнью русского народа, сочувствуя его горестям и нуждам, из-под пера Лескова выходят рассказы “Погасшее дело” (1862), повести “Житие одной бабы”, “Овцебык” (1863), “Леди Макбет Мценского уезда” (1865).

В романах “Некуда” (1864), “Обойденные” (1865), “На ножах” (1870) писатель раскрыл тему неготовности России к революции. Максим Горький сказал «…после злого романа „На ножах“ литературное творчество Лескова сразу становится яркой живописью или, скорее, иконописью, - он начинает создавать для России иконостас её святых и праведников».

Имея разногласия с революционными демократами, Лескова отказывались публиковать многие журналы. Единственным, кто печатал его работы, был Михаил Катков, редактор журнала “Русский вестник”. Лескову с ним было невероятно сложно работать, редактор правил практически все произведения писателя, а некоторые и вовсе отказывался печатать.

В 1870 - 1880 он написал романы “Соборяне” (1872), “Захудалый род” (1874), где раскрыл национальную и историческую проблематику. Роман “Захудалый род” не был дописан Лесковым из-за разногласий с издателем Катковым. Также в это время он написал несколько повестей: “Островитяне”(1866), «Очарованный странник» (1873), “Запечатленный ангел”(1873). К счастью, “Запечатленного ангела” не коснулась редакторская правка Михаила Каткова.

В 1881 году Лесков написал рассказ “Левша” (Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе) – старинной легенде о мастерах оружейного дела.

Повесть “Заячий ремиз”(1894) была последним большим произведением писателя. В нем он критиковал политическую систему России того времени. Повесть была опубликована лишь в 1917 году после Революции.

Лев Толстой говорил о Николае Семеновиче Лескове как о «самом русском из наших писателей», Антон Чехов , наряду с Иваном Тургеневым , считал его одним из своих главных наставников.

Личная жизнь писателя

Личная жизнь в биографии Николая Лескова складывалась не очень удачно. Первой женой писателя в 1853 году стала дочь киевского коммерсанта Ольга Смирнова. У них было двое детей – первенец, сын Митя, который умер в младенчестве, и дочь Вера. Жена заболела психическим расстройством и лечилась в Петербурге. Брак распался.

В 1865 году Лесков жил с вдовой Екатериной Бубновой. У пары появился сын Андрей (1866-1953). Со второй женой он разошелся в 1877 году.

Последние годы

Последние пять лет жизни Лескова мучали приступы астмы, от которой впоследствии он и скончался. Умер Николай Семенович 21 февраля (5 марта) 1895 года в Санкт-Петербурге. Похоронили писателя на Волковском кладбище.

Хронологическая таблица

  • В биографии Лескова интересных фактов из жизнисобрано немало. К примеру, он был идейным вегетарианцем. Он верил в то, что убивать животных нельзя. И даже одним из первых предложил создать специальную книгу с рецептами для вегетарианцев.
  • посмотреть все