Минусы фасилитации в работе с родителями. Кто такой фасилитатор

Использование технологий фасилитации как форма взаимодействия с родителями

В современных условиях, когда родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами, задача дошкольной образовательной организации состоит в воодушевлении родителей на работу с детьми. Родители обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка. В этой связи детский сад выступает фасилитатором развития не только ребёнка, включенного в образовательный процесс, но и родителя при условии его косвенного или непосредственного участия в жизни ребенка в детском саду.
Задача педагога дошкольного образования состоит в том, чтобы сделать родителей полноправными участниками образовательного процесса, понимающими значимость педагогического труда и готовыми к интенсивным взаимоотношениям с ребенком в различных образовательных и жизненных ситуациях.
Фасилитация (от англ. facilitate - помогать) - это форма групповой работы для выработки решений повышенной сложности, либо повышенной важности. Фасилитатор, в отличие от тренера, не является экспертом, он не обучает участников, а предоставляет им специальные технологии групповой работы для создания необходимого продукта.
Существующая проблема в посещаемости родительских собраний, активной позиции участников родительских собраний в образовательных учреждениях позволила определить тему исследования: «Использование технологии фасилитации на родительских собраниях в ДОУ».
Актуальность использования такой технологии - повышение групповой эффективности.
Технологии фасилитирования стимулируют к более напряженной мыслительной работе участников мероприятия, чем обычное собрание или беседы с родителями. Фасилитация повышает качество, часто снижает время выработки решений, повышает вовлеченность, ответственность каждого родителя за выработанное решение. Кроме кого, фасилитация дает возможность участникам мероприятия получить большее удовольствие от процесса.
Цель проведения родительских собраний с использованием технологий фасилитации – помочь родителям освоить навыки интерактивного общения и различные модели поведения в нем, получить знания и понимание по вопросам воспитания детей. В процессе такого метода создаются благоприятные предпосылки для развития творческой, активной позиции родителей для формирования общительных способностей. В основе этого метода лежит
o креативность;
o умение ориентироваться в информационном пространстве;
o умение самостоятельно конструировать свои знания.
В связи с этим была поставлена задача: выявить и сравнить уровень поведения родителей на собрании, с которыми работа ведется традиционно, с выступлением лектора, и уровень поведения родителей на собрании экспериментальной группы, для которых организуется применение технологии фасилитации.
С точки зрения результата – это помощь группе в том, чтобы стать лучше, а именно:
повысить качество решений;
повысить ответственность в отношении принимаемых решений;
значительно сократить время реализации решений;
улучшить отношения в группе;
усилить личную удовлетворенность участников группы;
способствовать организационному обучению.
Цель исследования: теоретически обосновать, изучить, разработать систему педагогических мероприятий, направленных на использование технологии фасилитации в рамках проведения родительских собраний в ДОУ.
Объект исследования: родительские собрания как форма взаимодействия ДОУ и семьи.
Предмет исследования: использование технологии фасилитации
Задачи исследования:
1. Дать характеристику родительским собраниям как традиционной форме взаимодействия ДОУ и семьи.
2. Изучить понятие и особенности использования технологии фасилитации.
3. Разработать и реализовать проект по использованию технологии фасилитации на родительских собраниях в ДОУ.
Методы исследования определялись в соответствии с задачами исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследования); моделирование.
Цель проведения родительских собраний с использованием технологий фасилитации – помочь родителям освоить навыки интерактивного общения и различные модели поведения в нем, получить знания и понимание по вопросам воспитания детей.
Для решения исследования в экспериментальной группе была разработана система занятий:
- Куда мы направляемся?
- К чему мы идем?
- Каковы наши цели?
- Куда мы хотим прийти?
- Что хотим получить в результате?
- Что является главным?
Проблема первого родительского собрания исходила от родителей; именно они задали ключевой вопрос, который и стал впоследствии стержнем всех родительских собраний: как построить ход родительского собрания, чтобы участниками стали все участники.
Выслушав предположения родителей, было предложено проверить гипотезы. В ходе обсуждения многие родители нашли такой экспериментальный путь: изучить в педагогической литературе проблему воспитания и рассказать о том, что узнали.
Наша работа подтвердила исходное положение настоящего исследования, что такое целенаправленное педагогическое руководство приводит к возникновению у родителей более глубокого интереса к родительским собраниям. В ходе эксперимента подтвердилось влияние фасилитации на эмоциональное состояние самих родителей.
Традиционные формы, в которых главное место отводилось сообщениям, докладам постепенно утрачивают своё значение из-за малой эффективности, из-за недостаточной обратной связи.
Всё шире нами используются новые, активные формы работы, позволяющие вовлечь родителей в процесс воспитания, развития и познания собственного ребёнка. Активные методы с использованием технологии фасилитации вызывают у родителей стремление разобраться в сложных вопросах воспитания детей.
Разнообразие используемых взаимодействий с родителями, позволяет воспитателю значительно улучшить отношения с семьями, повысить педагогическую культуру родителей в решении воспитательных задач, выстроить открытый диалог с родителями, решать педагогические ситуации на наглядных примерах. Использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников дают положительные результаты. Многие родители стали активными участниками всех дел, осознавая, что это нужно не потому, что хочет педагог, а потому, что это важно для развития их собственных
детей.
Таким образом, родительские собрания являются наиболее традиционной и распространённой формой взаимодействия с родителями в ДОУ. В условиях реализации ФГОС дошкольного образования педагог подбирает такую форму проведения родительского собрания, при которой родители становятся активными участниками его проведения, что позволяет сделать выводы о применении технологии фасилитации.
Технологии фасилитации разнообразны, предполагают использование как привычных фасилитационных инструментов, таких как мозговой штурм, элементов «Мировое кафе», и других. Инструменты фасилитации хорошо комбинируются с методами активного обучения, такими, как деловые игры и другими.
1. Мировое кафе, позволяющее Мировое собрать информацию, организовать обмен мнениями большого количества людей по важным вопросам и проблемам; изучить возможности для дальнейших действий и принятия решений.
2. «Поиск будущего» связан с формированием общей основы для предстоящего сотрудничества, выработкой общей картины будущего.
3. Конференция «Поиск» обусловлена необходимостью активной адаптации системы (дошкольного образования в конкретной организации) на основе поиска вариантов развития ее участников (педагогов и родителей) через достижение совместного видения решения конкретной проблемы.
4. Технология открытого пространства позволяет решить реальную проблему в ситуации «здесь и теперь» на основе слаженного действия группы в условиях ограниченных ресурсов и сложности вопроса.
5. Динамическая фасилитация используется для решения проблем в условиях, когда группа сталкивается со сложной ситуацией и нет однозначного решения для снятия напряженности или разрешения конфликта.
6. Саммит позитивных перемен используется для проведения широкого спектра позитивных изменений в организации, включающих развитие лидерства, стратегическое планирование, изменение корпоративной культуры, прояснение видения картины будущего и общих ценностей совместной работы.
7. Выход за рамки позволяет расширить межфункциональные или межуровневые группы руководителей, сотрудников, специалистов, родителей, когда они обращаются к важным для функционирования учреждения темам, разрабатывают рекомендации и представляют их главному руководителю на «городском собрании» (общее родительское собрание).
Таким образом, современное образование вносит новые формы взаимодействия с родителями. Необходимость организации активного взаимодействия педагога с родителями вызвана не столько потребностью в оказании какой-либо помощи родителям, сколько заботой об индивидуальном развитии ребёнка.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №190»

Семинар

«Фасилитативные технологии в работе с семьей»

Подготовил воспитатель:

Воротынцева О.С.

г.Оренбург,2018г.

Воспитывает все: люди, вещи, явления,

но, прежде всего и дольше всего – люди.

Из них на первом месте – родители и педагоги.

А.С.Макаренко

Семья и дошкольные учреждения - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие.

Моей педагогической находкой стало знакомство с книгой Майера Алексея Александровича, профессора кафедры дошкольного и начального Московского государственного областного гуманитарного института.

Алексей Александрович выступал на семинаре с темой «Фасилитативные технологи в работе с семьей». Работа с семьей – тема достаточно актуальная. И мы уже не знаем, что придумать и чем завлечь родителей в образовательный процесс.

Проблемы, постоянно встречающиеся при работе с родителями:

    Нехватка времени, занятость, некомпетентность в вопросах воспитания;

    Снижение воспитательного потенциала семьи;

    Отстраненность от воспитательно-образовательного процесса;

    Перекладывание ответственности на педагогов;

В то же время ФГОС требует от нас создания единого пространства развития ребенка в семье и ДОУ, привлечения родителей стать участниками полноценного воспитательного процесса.

Вот почему меня очень заинтересовала данная тема. И так, что же такое фасилитация?

Фасилитация – продвигать, облегчать, снимать барьеры.

Фасилитировать – сделать легким.

Следовательно, фасилитативные технологии при работе с семьей, технологии облегчающие, продвигающие, снимающие барьеры между родителями и педагогами.

Задача педагога дошкольного образования состоит в том, чтобы сделать родителей полноправными участниками образовательного процесса, понимающими значимость педагогического труда готовыми к интенсивным взаимоотношениям с ребенком в различных образовательных и жизненных ситуациях.

Основным механизмом сопровождения такой деятельности выступают родительские собрания, посвященные основным этапам образовательного процесса.

Зачастую преобладают родительские собрания– секты, по словам Майера: все молча слушают одного человека, потом безропотно сдают деньги и в задумчивости, под покровом ночи, поодиночке расходятся по домам.

Анкетирование родителей показывает, что больше всего недовольство вызывают следующие моменты, неэффективного, по мнению родителей, собрания:

    не было ясной цели;

    много людей говорили одновременно;

    обсуждение часто уходило в сторону от существа вопроса;

    скучно и неинтересно;

    одно и то же снова и снова;

    бесполезно, не было разницы, был я там или нет:

В результате большинство родителей просто подходят к воспитателю и спрашивают: «Скажите сколько, за что и кому нужно сдавать денег, я не смогу прийти на собрание»

Для активизации позиции родителей, для вовлечения их в жизнь дошкольного учреждения, стоит начать с улучшения качества проводимых родительских собраний. С этой целью наиболее оптимально использовать интерактивные методы при организации собрания. Интерактивный – означает взаимодействовать, находится в режиме беседы, диалога с кем-либо. В отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие родителей с педагогом и друг с другом.

Некоторые из интерактивных методов организации родительских собраний:

«Большой круг»

Родители рассаживаются большим кругом, педагог формулирует проблему.

В течение определенного времени каждый участник индивидуально на своем листе бумаги записывает предлагаемые меры для решения проблемы.

По кругу каждый родитель зачитывает свои предложения, остальные молча выслушивают (без критики); по ходу проводится голосование по каждому пункту – включать или нет его в общее решение, которое по мере разговора фиксируется на доске. Например:

Ситуация 1:

Родители часто жалуются на то, что дети просят купить им игрушку, которую почти сразу же разбирают, ломают. Когда же взрослые ругают детей, те, оправдываясь, говорят, что хотели посмотреть, из чего она сделана? Укажите возможные причины такого поведения? Назовите основной мотив поведения детей.

Решение: Возможных причин много. Среди них можно выделить познавательный интерес и неумение обращаться с игрушкой. Такое поведение может быть и результатом неправильного воспитания: у ребенка не сформировано бережное отношение к вещам! Отличайте привычку от навыка! Навык- это автоматизированное действие (он формируется). Привычка- это отношение к чему-то (воспитывается).

«Аквариум»

Технология «Аквариум» - разновидность дискуссии. Участники делятся на две команды. Первая занимается решением какой-либо проблемы. Это активные участники собрания, им дается задание – например, «придумать способы украшения участка детского сада в зимний период», «как отказать ребенку в просьбе купить очередную игрушку» и т.д. Вторая команда родителей в это время наблюдает за действиями первой команды и записывает свои замечания относительно процесса их работы. По окончанию выполнения задания проводится обсуждение результатов, затем члены двух команд меняются ролями. Время работы: 10-15минут.

Коллеги, мы сейчас с вами станем участниками родительского собрания, организованного методом «Аквариум». Для этого мы разделимся на две команды. Первая команда займется решением проблемы: Мама увидела у сына Вовы (5 лет) игрушку, которую она ему не покупала. На вопрос о том, где он ее взял, Вова ответил, что «нашел». Должна ли мама уличать сына в воровстве? Как поступить в данной ситуации маме? Вторая команда родителей в это время наблюдает за действиями первой команды и записывает свои замечания относительно процесса их работы.

Решение: Если ребенок отрицает свою вину, то не следует обвинять его во лжи, воровстве. Нельзя обыскивать его. Разумно провести разговор о пользовании своими и чужими вещами и рассказать, к чему приводит воровство. Нужно подсказать ребенку, чем можно компенсировать то, что ему очень хочется, но нет возможности иметь. Например, хочется иметь машинку «скорой помощи», а у него есть легковая. Можно предложить подумать, как из нее сделать машинку санитарную (поставить красный крест). Не снижая самооценки ребенка, необходимо дать ему возможность обдумать и озвучить свое состояние и состояние того, кто эту вещь потерял.

Что дает этот прием родителям?

Возможность увидеть родителей со стороны, как общаются, как реагируют на чужую мысль, как аргументируют свою мысль, и какие доказательства своей правоты приводят.

«Круглый стол»

Он похож с методом «Большой круг». Помогает участникам получить более глубокое представление об определенном вопросе, а также рассмотреть позиции других участников.

«Вечер вопросов и ответов»

«Меня зовут…Я люблю своего ребенка за то, что…»

Для создания рабочей атмосферы, родителям предлагается поочереди произносить следующие фразы: «меня зовут… я люблю своего ребенка за то, что …». Как правило, родители пытаются не повторять предыдущие высказывания, это заставляет их сосредоточиться на высказываниях других, следить за происходящим на собрании.

«Прогнозируем мир будущего»

Родителям предлагается подумать в течение нескольких минут, каким они видят будущее своего ребенка.

Для эффекта визуализации следует подготовить материал для коллажа: фигурки людей, силуэты зданий (коттедж, здания, сельский домик), социальных институтов (школа, банк, больница, офис), предметы быта, автомобили. Затем родители создают коллективный коллаж будущего.

Данное упражнение позволяет увидеть некоторые вопросы подготовки ребенка к школе, проблемы детского досуга, развитие личности.

Целью оценки родительского собрания является повышение эффективности, а главное – результативности родительских собраний. Родительские собрания, которые не обеспечивают желаемых результатов, являются потенциально вредными для ДОО, подрывающими авторитет его руководства. Эффективность собрания следует оценивать с точки зрения педагога, родителей и общих результатов работы.

Алексей Александрович предлагает 4 блока родительских собраний

1 собрание «Мы их……» (учим)

2 собрание «Мы с ними...» (педагоги совместно с родителями готовят и проводят собрание)

3 собрание «Они с нами...» (родители совместно с педагогами подготавливают и проводят собрание)

4 собрание «Они без нас…» (родители самостоятельно проводят собрание, без участия педагогов, подводят итоги, анализируют, что за год произошло, что так, что не так, каких результатов достигли к концу года, какие трудности встретили на своем пути и т.д.)

Какие еще приемы вы можете применить на родительском собрании, узнаете из буклета, который мы для вас приготовили. Здесь и упражнения для знакомства, приемы начала родительских собраний, игры и игровые ситуации на родительских собраниях, а также приемы завершения родительских собраний и правила проведения эффективных родительских собраний.

5 этапов необходимых для успешного взаимодействия педагогов и родителей:

    Узнавание (выявление затруднений и постановка проблем)

«Родители глазами педагога»

«Педагог глазами родителей»

    Ознакомление (детский сад должен в силу договора, родители обязаны в силу статуса)

«Родители обязаны»

«Педагоги должны»

    Родительская почта

«Почта родительского гнева», «Почта родительских идей», «Почта родительского недоверия», «Адресная почта», «Благодарности родителей», «Родители недоумевают, почему…» и др.

    Проект «Приемная»

Приемная/педагоги (персональная информация, должностные обязанности, обращения, объявления) и т.д.

Приемная/родители (персональная информация, обязанности, новости и события, задания и просьбы) и др.

Приемная/дети (персональная информация,девиз, хобби,права ребенка, новости, события в группе и т.д.)

Проект приемная оформляется после обсуждения и получения от всех родителей разрешения, использовать ту или иную персональную информацию.

    Применение

«Помощь группе»

«Роль в группе»

21 век принес новые формы взаимодействия с родителями. Раньше педагоги видели свою миссию в том, чтобы учить, контролировать действия родителей, указывать на их ошибки, недостатки в воспитании детей. Родительское собрание - это монолог педагога, включающий в себя, как правило оценку ребенка. Значение и мнение семьи полностью игнорировалось. В новом Законе об образовании мы видим, что ответственность за воспитание и развитие детей несут родители, а педагоги дошкольных организаций обязаны всячески содействовать родителям, но не заменять их. Сотрудничество, общение на равных – это такое взаимодействие педагогов и родителей, где ни одна сторона не обладает правом указывать и контролировать. Технологии фасилитации позволяют по- другому, взглянуть на роль педагога в работе с детьми и родителями, на место родителей в этом процессе, на позиции ребенка в групповой работе.

Если мы проводим собрание как фасилитатор, то мы меняем авторитарного руководителя, на координатора, который помогает родителям из «просто слушателей» стать полноправными участниками воспитательно-образовательного процесса не только на уровне принятия управленческих решений, но и инициации необходимых для ребенка мероприятий.

Притча «Когда нужно говорить?»

Один человек пришел к Сократу и спросил:

А знаешь, что мне сказал о тебе твой друг?

Подожди, - остановил его Сократ.-Просей сначала то, что собираешься сказать через три сита.

Три сита?

Прежде чем что-нибудь говорить, нужно трижды просеять это. Во-первых, через сито правды. Ты уверен, что то, что ты скажешь, правда?

Нет, просто я слышал…

Очень хорошо. Значит, ты не знаешь, правда,это или нет. Тогда просеем через второе сито – сито доброты. Ты хочешь сказать о моем друге что-то хорошее?

Нет! Напротив!

Значит, - продолжал Сократ-ты собираешься сказать о нем что-то плохое, но даже не уверен, что это правда. Попробуем третье сито – сито пользы. Так уж необходимо мне услышать то, что ты хочешь рассказать?

Нет, в этом нет необходимости.

Итак, - заключил Сократ, - в том, что ты хочешь сказать, нет ни доброты, ни пользы, ни необходимости. Зачем тогда это говорить?

Желаю вам, коллеги, всегда, прежде чем говорить, просеивать то, что хотите сказать через три сита.

Спасибо за внимание!

Использованная литература:

    Давыдова О.И. Майер А.А., «Как эффективно использовать технологии фасилитации на родительских собраниях в ДОО», Москва, 2014г

    Давыдова О.И., Майер А.А., Богославец Л.Г. «Интерактивные методы в организации педагогических советов в ДОУ», «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2008г.

Семинар для начинающих заместителей заведующих и педагогов - психологов ДОУ города « Использование технологии фасилитации для построения эффективного взаимодействия субъектов в ДОО» Муниципальная учебно-методическая площадка «Взаимодействие педагогов ДОУ с семьями воспитанников в рамках введения ФГОС ДО»








Задача фасилитации решение конкретных вопросов. Поиск решений, анализ проблем, обсуждение совместных мероприятий, разрешение сложных или конфликтных ситуаций. решение конкретных вопросов. Поиск решений, анализ проблем, обсуждение совместных мероприятий, разрешение сложных или конфликтных ситуаций.


Технология фасилитации -стимулирует к напряжённой мыслительной работе, к организации поиска совместных решений; -позволяет ускорить выработку резолюций, повышает их качество, вовлечённость, ответственность каждого педагога за принятое решение; -даёт возможность участникам мероприятия получать удовольствие от простого освоения нового за счёт использования интеллектуального и креативного потенциалов всей группы. -стимулирует к напряжённой мыслительной работе, к организации поиска совместных решений; -позволяет ускорить выработку резолюций, повышает их качество, вовлечённость, ответственность каждого педагога за принятое решение; -даёт возможность участникам мероприятия получать удовольствие от простого освоения нового за счёт использования интеллектуального и креативного потенциалов всей группы.




Итог фасилитации это организационные решения и предложения, которые зафиксированы в протоколе мероприятия и которые повлекут за собой те или иные изменения как организационного характера, так и воспитательного. это организационные решения и предложения, которые зафиксированы в протоколе мероприятия и которые повлекут за собой те или иные изменения как организационного характера, так и воспитательного.


Умение строить открытые, доверительные отношения с родителями, -способность создавать особую атмосферу сотрудничества, -снимать барьеры и помехи во взаимодействии, -раскрывать ресурсы участников образовательных отношений. -умение строить открытые, доверительные отношения с родителями, -способность создавать особую атмосферу сотрудничества, -снимать барьеры и помехи во взаимодействии, -раскрывать ресурсы участников образовательных отношений. Характеристики педагога


Удерживает встречу во временных рамках; -помогают выдерживать чёткую повестку дня, -умеет добиться того, чтобы его слушали, -создает ощущение активного общения, -конструктивно излагает проблемы, - подводит итог и ищет аргументы, -умеет сохранять беспристрастность, обеспечивать возможности для конструктивного диалога между всеми участниками.




Для фасилитатора характерно несколько «не»: - не заинтересован в итогах обсуждения; - не предлагает свои схемы действия, свой стереотип восприятия, свой взгляд на проблему; - не участвует в прениях, а только организует их, обеспечивает выполнение повестки; - не даёт ответов на вопросы, не предлагает решения проблем, а предоставляет средства, с помощью которых участники взаимодействия сами находят решение. - не заинтересован в итогах обсуждения; - не предлагает свои схемы действия, свой стереотип восприятия, свой взгляд на проблему; - не участвует в прениях, а только организует их, обеспечивает выполнение повестки; - не даёт ответов на вопросы, не предлагает решения проблем, а предоставляет средства, с помощью которых участники взаимодействия сами находят решение.


Правила взаимодействия: - внушать и демонстрировать доверие; - помогать родителям формулировать цели, стоящие перед всей группой и каждым из них; - исходить из того, что у каждого родителя есть мотивация к взаимодействию; - выступать для них источником опыта; - проявлять эмпатию – способность понимать, чувствовать внутреннее состояние, личность другого и принимать его; - быть активным участником группового взаимодействия; - открыто выражать свои чувства в группе, уметь придать личностную окраску преподаванию; - владеть стилем неформального общения с родителями; - обладать положительной самооценкой, проявлять эмоциональную уравновешенность, уверенность в себе, жизнерадостность. - внушать и демонстрировать доверие; - помогать родителям формулировать цели, стоящие перед всей группой и каждым из них; - исходить из того, что у каждого родителя есть мотивация к взаимодействию; - выступать для них источником опыта; - проявлять эмпатию – способность понимать, чувствовать внутреннее состояние, личность другого и принимать его; - быть активным участником группового взаимодействия; - открыто выражать свои чувства в группе, уметь придать личностную окраску преподаванию; - владеть стилем неформального общения с родителями; - обладать положительной самооценкой, проявлять эмоциональную уравновешенность, уверенность в себе, жизнерадостность.


ОЦЕНКА ФАСИЛИТАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПЕДАГОГА 0 баллов - качество никогда не проявляется; не сформировано; 1 балл - качество проявляется редко, сформировано на уровне отдельных элементов; 2 балла - качество, как правило,проявляется, в целом сформировано; 3 балла - качество проявляется всегда, полностью сформировано.


ОЦЕНКА ФАСИЛИТАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПЕДАГОГА Признаки фасилитативного педагога Оценка 1. Признаете за родителем право на собственную точку зрения, выслушивает его мнение 2. Признает равенство своей позиции и позиции родителя, не демонстрируете своего превосходства 3. Привлекаете внимание к себе высокой эрудицией, положительными личностными качествами, обладаете стремлением к самообразованию, способны публично признавать свои ошибки 4. Гибко перестраиваете позиции и роли в общении: реализуете индивидуальный подход к родителю 5. Переводите родителя в позицию «субъекта» при организации общения посредством диалогичности во взаимодействии 6. Создаете оптимальный психологический настрой в группе, учитываете эмоциональное состояние и индивидуальные особенности партнеров 7. Оптимально сочетаете формы, средства само и взаимоконтроля 8. Анализируете результаты общения с позиции других участников, прогнозируете последствия общения для родителей и для себя


9. Избираете стимулирующие, косвенные методы контроля, способствующие самоизменению родителей 10. Предвидите близкие и отдаленные результаты общения и выстраиваете в связи с этим взаимодействие с родителями 11. Оцениваете и корригируете поступки и действия родителей, а не их личностные особенности 12. Собственная оценка и коррекция выступает ориентиром для самооценки родителей 13. Ставите широкий спектр коммуникативных задач и варьируете их с учетом интересов и потребностей родителей 14. Охотно поддерживаете инициативу,создаете условия для самореализации родителя 15. Учитываете потребность родителей в общении, умело поддерживаете и направляете их эмоции, сохраняете непосредственность и сопереживание в общении 16. Меняете стратегию и тактику взаимодействия в зависимости от эмоционального настроя, интересов родителей 17. Ориентируетесь на раскрытие потенциала родителей, создаете психологическую безопасность 18. Способны к эмпатии, рефлексии относительно опыта своего общения, демонстрируете открытость и заинтересованность в родителей ОЦЕНКА ФАСИЛИТАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПЕДАГОГА





1 уровень (недопустимый)- фасилитативные характеристики и функции отсутствуют, интуитивное взаимодействие с родителем приводит к напряженным ситуациям и неудовлетворенности общением. 2 уровень (критический)- фасилитативные характеристики и функции проявляются редко, взаимодействие с родителем происходит в сложившихся ситуациях, которые педагог не создает и не контролирует, результаты ниже ожидаемых, вызывают неудовлетворенность общением и приводят к большим энергетическим затратам. 3 уровень (допустимый)- фасилитативные характеристики и функции проявляются, как правило, при взаимодействии с родителем, которое происходит в контролируемых и специально создаваемых ситуациях, результаты соответствуют ожидаемым, вызывают удовлетворенность общением и не влияют отрицательно на самочувствие его участников. 4 уровень (оптимальный) - фасилитативные характеристики и функции проявляются часто, при взаимодействии с ребенком создается особая благоприятная атмосфера, результаты превышают запланированные, вызывают удовлетворенность общением, стимулируют позитивные эмоции, создают ситуацию успеха, внушают веру в собственные силы.


Динамическая фасилитация (Dynamic Facilitation) «поиск будущего» (Future Search) технология открытого пространства (Open Space Technology) конференция «Поиск» (Search Conference) выход за рамки (Work Out) саммит позитивных перемен (Appreciative Inquiry Summit) Мировое кафе» (The World Cafe) Модели фасилитации

Университет Талантов – это образовательно-коммуникационная платформа, которая содействует талантливым и одаренным детям и молодежи в развитии компетенций, профессиональном росте и трудоустройстве в Республике Татарстан. Развивать надпредметные компетенции, раскрывать потенциал, а также находить и получать лучшие знания и опыт студентам Университета Талантов помогают наставники. Благодаря наставнику молодой человек формирует рефлексивную позицию по отношению к себе и миру и достигает желаемых результатов.

21 ноября более 20 молодых педагогов – учителей школ Советского района (г. Казань) познакомились с Университетом Талантов. Встреча прошла на базе школы № 86 (г. Казань) в формате интерактивной мини-лекции с практической работой в парах. Вместе с координатором курса Университета Талантов Екатериной Родионовной Салиховой учителя узнали о компетенции наставника-фасилитатора и получили ценные знания по применению этого навыка на практике.

Перед учителями стояли задачи – погрузиться в деятельность Университета Талантов, изучить модель компетенций наставника, четыре условиях самореализации личности по принципам гуманной педагогики, раскрыть понятие «фасилитация» и изучить значение и возможности фасилитации в работе с детьми и молодежью.

Фасилитация – раскрытие потенциала молодого человека и команд с помощью создания благоприятной атмосферы, поддержки инициатив, повышения уверенности наставляемого в своих силах. Фасилитатор вдохновляет и мотивирует молодых людей на реализацию своих идей.

Учителя освоили метод «Шкалирование». Суть метода в том, что нужно поставить себе цель и на оси координат от 0 до 10 и отметить, как близко ты приближен к ней и на какой точке в данный момент находишься. Выполняя практические задания, необходимо подводить итоги и оценивать прогресс на шкале. При выполнении этого упражнения, учителя ответили на вопросы: «где вы бы хотели оказаться на оси координат?», «на сколько делений шкалы нужно продвинуться за два часа работы?». Участники написали по три способа действия, которые помогут им дойти до нужной шкалы, тем самым создали правила достижения желаемого – внимание, осознание важности, интерес, активное участие.

Разина Сафина , учитель математики физико-математического лицея № 110 (г. Казань), рассказала о том, как она применит полученные знания в своей работе:

– Я раньше слышала про деятельность Университета Талантов и рада, что приняла участие в сегодняшнем обучении. Здесь мы познакомились с понятием «фасилитация», также я узнала о полезном инструменте «Шкалирование», буду применять его на уроках в школе. Я думаю, что дальнейшие встречи в рамках мероприятий Университета Талантов будут еще более интересными и информативными, поэтому приму в них участие.

  • ты – это проблема
  • у тебя есть проблема
  • ты – попутчик
  • ты – человек, который встречается со сложностями и препятствиями, на которых учится

Тот, кто задумал убеждение, повторял его про себя и смотрел на партнера, а другой угадывал, какое убеждение было задумано.

После выполнения упражнения участники провели анализ, ответив на три вопроса:

  • какое у вас ощущение?
  • важно ли то, с каким посылом мы вступаем в диалог, и будет ли этот диалог развивающим после каждой фразы?
  • какое отношение рождает внутренний настрой собеседника?

Учителя пришли к мнению, что по взгляду, жестам и мимике можно было определить внутреннее убеждение партнера. На основе этого был сделан вывод, что наставнику важно правильно настроиться для общения с ребенком и вступать в диалог с позитивным посылом.

При выполнении следующего упражнения учителя познакомились с принципами фасилитатора в развивающем диалоге с ребенком по Милтону Эриксону:

  1. Все люди хороши такими, какие они есть
  2. Все люди обладают внутренними необходимыми ресурсами
  3. Все люди осуществляют лучший выбор из возможных
  4. В основе каждого поступка лежит позитивное намерение
  5. Изменения неизбежны

Упражнение выполнялось в парах. Первый участник кратко рассказал о трудной ситуации или вызове на работе. Второй участник дал сначала советы, затем задал направляющие вопросы: «почему бы вам не попробовать сделать…», «вам следует уладить ситуацию так...», «я думаю, что лучшим способом будет...». Далее второй участник выступал в роли фасилитатора и задавал развивающие вопросы: «чего вы на самом деле хотите добиться в этой ситуации?», «что вам следует сделать, чтобы достичь цели?», «как вы можете достичь цели?», «почему это для вас важно?».

После упражнения участники провели анализ, ответив на 2 вопроса:

  • что вы чувствовали в первом диалоге?
  • что вы чувствовали во втором диалоге?

Выяснилось, что во втором случае наставник в роли фасилитатора отступает от своих личных взглядов и сосредотачивается на том, чтобы ребенок сам ответил на свой запрос. Таким образом, наставляемый сам приходит к решению задачи, которое наиболее эффективно для него лично.

Также учителя узнали о существующих условиях самореализации детей и молодежи в Университете Талантов*. Соблюдение этих условий помогает детям и молодым людям найти свое любимое дело и профессионально в нем развиваться:


В конце встречи учителя поделились своим видением, как и с помощью каких инструментов можно создать для школьника условия самореализации.

Диана Сабитова , учитель английского языка многопрофильной полилингвальной гимназии № 180 (г. Казань), рассказала о проделанной работе:

Мне нравится атмосфера, где собираются все молодые педагоги, здесь мы можем почерпнуть полезный ресурс от каждого из нас. Проделанная коллективная работа «открыла» учителей с разных сторон. Оказалось, что я могу быть ответственной за большой проект. Коллеги предложили мне рассказать про условия самореализации детей, сама бы я не вызвалась. На обучении я узнала о компетенции наставника-фасилитатора. Буду изучать и применять полученные знания в своей педагогической деятельности.

Виктория Шамгунова , учитель физической культуры гимназии № 183 (г. Казань), поделилась, что нового она узнала на обучении:

– Понятие «фасилитация» актуально для нас в жизни. Обычно я выступаю в роли советчика, но, приняв позицию фасилитатора, я поняла, что буду развиваться в этом направлении. Фасилитатор помогает человеку решить жизненные задачи, не давая советы, а задавая наводящие вопросы, чтобы человек сам пришел к решению. Я раньше не была знакома с Университетом Талантов, сейчас планирую участвовать в его программах.

Для специалистов по работе с детьми предусмотрен курс . Для прохождения обучения необходимо подать заявку на вступление в .

*Условия самореализации детей и молодежи отражены в диссертации доктора педагогических наук, сопредседателя Научно-экспертного совета госпрограммы Сергея Сергеевича Гиля «Муниципальная система социально-педагогической поддержки молодежных инициатив: теория и практика».