Образ родины в русской литературе. Патриотизм, любовь к Родине – аргументы ЕГЭ

Тема патриотизма в произведениях Русских писателей после Войны.

После войны развитие темы патриотизма в русской лите­ратуре протекало как бы по двум руслам. Не считая произве­дений, посвященных войне, серьезная литература начинает уходить от этой темы, и не в последнюю очередь потому, что появилось достаточное количество средних и нижесредних поэтов и писателей, которые были готовы, по выражению Твардовского, «стоять с дежурной одой / Перед твоим кален­дарем». Крупные поэты и писатели как бы стесняются этой темы, особенно фронтовики, не словом, а делом доказавшие свою любовь к родине. Другое течение в русской литерату­ре – течение подспудное, во многом потаенное и официально запрещенное. Для многих поэтов и писателей Советский Со­юз – тоталитарное государство – перестал быть родиной, стал, по выражению Вен Ерофеева, «не матерью, а мачехой». Такие литераторы – А. Солженицын, И. Бродский, Н. Кор­жавин, В. Аксенов и др. – много размышляют над судьбами родины и народа в советскую эпоху. Лейтмотив их произведе­ний – победа коммунистической идеологии была трагедией для русского народа, а судьба его в настоящее время плачевна. Последовательно разоблачает систему коммунистических ре­прессий Солженицын в романе «Архипелаг Гулаг», о трагедии народа, находящего выход только в безудержном пьянстве, пишет Вен. Ерофеев, зло высмеивает историю русского осво­бодительного движения Н. Коржавин. И все же для многих родина остается родиной – какая бы она ни была. Показа­тельно в этом отношении творчество А. Галича и, в частно­сти, его стихотворение «Песня об отчем доме». Лирическому герою есть за что не любить родину: «Как же странно мне бы­ло, мой отчий дом, / Когда Некто с пустым лицом / Мне ска­зал, усмехнувшись, что в доме том / Я не сыном был, а жиль­цом». И отчего дома по сути-то нет, а перед ним герой, весь непонятно в каких долгах, но все же примечательна концовка стихотворения: «Но когда под грохот чужих подков / Грянет свет роковой зари – / Я уйду, свободный от всех долгов, / И назад меня не зови. / Не зови вызволять тебя из огня, / Не зови разделить беду. Не зови меня/ Не зови меня… Не зови – / Я и так приду!» Смятением полна лирика Галича эпохи эмигра­ции, смятением и ностальгией, но не традиционной тоской по «березкам». Поэту вспоминаются «Обкомы, горкомы, райко­мы, / В подтеках снегов и дождей, / В их окнах, как бельма трахомы, / (Давно никому не знакомы), /Безликие лики вож­дей». И этого не жалко, конечно, но «есть еще Черная речка», есть Пушкин, Ахматова, Пастернак, есть вся богатейшая рус­ская культура, сыном которой ощущал себя Галич. И именно поэтому: «Не жалею ничуть, ни о чем, ни о чем не жалею, / Ни границы над сердцем моим не вольны, / Ни года! Так зачем же я вдруг, при одной только мысли шалею, / Что уже никогда, никогда… Боже мой, никогда!»

Нелегкий путь прошла Россия и русский народ. И этот путь вместе с ним проходила литература, по-разному, но все­гда с горячей любовью его осмысляя. Чувство патриотизма, любви к своему народу – не только одно из древнейших, но и едва ли не самое священное и бескорыстное чувство человека.

Вопросы для повторения

  1. Что общего в понимании родины у поэтов и писателей XIX и XX веков?
  2. Почему мы часто объединяем в своих суждениях тему родины и тему народа?
  3. Каких писателей мы называем народными и почему?
  4. Каковы основные черты русского национального харак­тера, отраженные в русской литературе?
  5. В чем своеобразие трактовки темы родины у писателей послевоенного поколения?

Здесь искали:

  • тема родины в произведениях русских писателей
  • любовь к родине в произведениях русской литературы
  • произведения на тему родина

Тема родины в литературе раскрыта у многих поэтов, в том числе:

  1. В лирике М. Лермонтова. Поэт признаётся в любви к местам, где он родился («Я видел тень блаженства; но вполне». 1831), прославляет подвиги отцов («Бородино», 1837) и осуждает своих современников за бесславно прожитую жизнь («Дума», 1838). Он пишет о своей стране, где стонет человек от рабства и цепей («Жалобы турка», 1829). Его скорбь сменяется ненавистью к стране рабов, стране господ («Прощай, немытая Россия». 1841). Люблю отчизну я, но странною любовью — признаётся поэт («Родина», 1841).
  2. В лирике С. Есенина. Его поэзия прежде всего выражает любовь к родной природе, стране берёзового ситца. «Чувство Родины — основное в моём творчестве». Он представлял Русь синей и связывал этот образ с небесами и водной гладью: Не видать конца и края/ Только синь сосёт глаза. Поэт ощущает себя частью природы и готов отказаться от библейского рая во имя Родины («Гой ты, Русь, моя родная», 1914). Есенин воспевал русскую деревню («В хате», 1914), не любил городскую цивилизацию («Я последний поэт деревни», 1920) и стремился принять революционные перемены («Русь советская», 1924).
  3. В лирике Н. Некрасова. Народ и родная земля — главный источник вдохновения поэта: лишь возвращаясь домой, переживал творческий подъём («Дома — лучше!», 1868). Нищета крестьян, тяжёлая доля русской женщины, произвол властей — всё это волновало поэта. О родине Некрасов писал: Ты и убогая, Ты и обильная,Ты и могучая,Ты и бессильная, Матушка-Русь («Кому на Руси жить хорошо», 1877), но страстно верил в её счастливое будущее («Что ни год — уменьшаются силы», 1861).
  4. В лирике А. Блока. Патриотическая тема пересекается с любовной лирикой, и образ родины часто предстаёт как образ прекрасной возлюбленной — это образ светлой жены в цикле «На поле Куликовом». Этот образ вместо Нерукотворного Спаса появляется на щите русского воина, он же охраняет спящих воинов. Иногда родина у Блока — женщина с разбойной красой («Новая Америка», 1913). Иногда он видит Россию нищей, убогой, с тоской острожной, но верит в её светлое будущее. Россия — это образ прекрасной женщины с.сильным характером и нелёгкой судьбой («Россия»,1908). Блок говорит о своей неразрывной связи с родиной («Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?», 1910).

Ярким примером темы родины в поэзии является стихотворение М. Лермонтова «Родина».

Общие сведения. Одно из последних произведений Лермонтова.

Тема. Поэт говорит о своём отношении к отчизне и о любви к ней.

Композиция. Состоит из двух частей. В 1-й части поэт отвергает казённый патриотизм, а во 2-й — признаётся в любви к России, к её природе и к русскому народу. В основе стихотворения — принцип антитезы. Разве не странно любить отчизну, в которой столько противоречий? Тема родины развивается от широкого плана к более узкому. Сначала описывается восприятие родины (слава, купленная кровью; старины заветные преданья), затем — общее изображение родной природы (степей холодное молчанье, лесов безбрежных колыханье, разливы рек), потом — деталей народного быта (изба, покрытая соломой, с резными ставнями окно).

Родина. Отчизна. Край родной. Отечество. Родная земля. Родина-мать. Матушка-земля. Родная сторона. Все эти задушевные слова отнюдь не исчерпывают полной гаммы чувств, которые вкладываем мы в это святое для каждого человека понятие. Трудно назвать писателя или поэта, который не посвятил бы Родине самые искренние, идущие от души строки. Это - одна из извечных тем в отечественной и мировой литературе. Огромный литературный материал, связанный с темой Родины, нельзя, конечно, вместить в полном объеме в это сочинение, поэтому мне удастся коснуться творчества лишь некоторых писателей и поэтов. Нельзя не начать с такого величайшего памятника древнерусской литературы, как “Слово о полку Игореве”. К земле Русской в целом, к русскому народу обращены все помыслы, все чувства автора “Слова...”. Он говорит об обширных пространствах своей Родины, о ее реках, горах, степях, городах, селах. Но земля Русская для автора “Слова...” - это не только русская природа и русские города. Это прежде всего русский народ. Повествуя о походе Игоря, автор не забывает о народе русском. Игорь предпринял поход на половцев “за землю Русскую”. Его воины - это “русичи”, русские сыны. Переходя границу Руси, они прощаются со своей Родиной, с русской землей, и автор восклицает: “О Русская земля! Ты уж за холмом”.

Идея патриотизма характерна и для поэтического творчества нашего великого соотечественника М. В. Ломоносова. Родина, ее необъятные просторы, ее неисчерпаемые природные богатства, ее сила и мощь, ее будущее величие и слава - это основная тема од Ломоносова. Ее уточняет и дополняет тема народа русского. Ломоносов воспевает талантливость великого русского народа, могучий дух его войска, русский флот. Он выражает твердую уверенность в том, что российская земля способна рождать собственных великих ученых, своих “российских Колумбов”, великих деятелей культуры. С этой темой перекликается в одах Ломоносова и тема героев, великих русских людей. Таких героев он видит прежде всего в Иване IV и Петре I, особенно в последнем. В знаменитой оде “На день восшествия...” поэт прославляет Петра как творца новой России. Ломоносов славит Петра как борца против отсталости, в которой находилась Россия до него, славит за создание могучей армии и флота, за поддержку наук. Глубокой верой в русский народ и твердым убеждением в его талантливости звучат слова Ломоносова о том,

что может собственных Платонов

И быстрых разумом Невтонов

Российская земля рождать.

Тема Родины в творчестве А. С. Пушкина тесно связана с проблемой свободы народа. В стихотворении “Деревня”, рисуя милые его сердцу картины родной природы, поэт гневно пишет о крепостниках, угнетающих народ:

Здесь барство дикое, без чувства, без закона.

Присвоило себе насильственной лозой

И труд, и собственность, и время земледельца.

В дружеском послании “К Чаадаеву” звучит пламенный призыв поэта Отчизне посвятить “души прекрасные порывы”.

Продолжатель пушкинских традиций М. Ю. Лермонтов любил свою Родину высокой любовью. Он любил ее народ, ее природу, желал счастья своей стране. По мнению Лермонтова, любить Родину - значит бороться за ее свободу, ненавидеть тех, кто держит родную страну в цепях рабства. Любовь к Родине - тема таких стихотворений Лермонтова, как “Жалобы турка”, “Поле Бородина”, “Бородино”, “Два великана”. Но с особой силой и полнотой раскрывается эта тема в стихотворении “Родина”, созданном поэтом за несколько месяцев до своей гибели. Здесь Лермонтов противопоставляет свой патриотизм патриотизму официальному, казенному. Он заявляет о своей кровной связи с русской, родной ему природой, с русским народом, с горестями и радостями его жизни. Свою любовь к Родине Лермонтов называет “странной”, потому что он любит народ своей страны, природу, но ненавидит “страну господ”, самодержавно-крепостническую, официальную Россию. Эта идея любви-ненависти получит дальнейшее развитие в творчестве Гоголя и Некрасова. Герои “Ревизора”, “Мертвых душ” - это персонажи, которые могут вызывать только чувство неприязни, хотя и явля ются нашими соотечественниками. Не они составляют гордость России, ее душу, ее будущее. Этим “мертвым душам” противопоставлен образ Руси как птицы-тройки. В этом романтическом образе выражены и любовь Гоголя к Родине, и его вера в ее великое будущее. Гоголю не ясны пути дальнейшего развития Родины. Он пишет: “Русь! Куда же несешься ты? Дай ответ. Не дает ответа!” Но в одном он был убежден - в будущем величии русского народа.

Чувством пламенной любви к Родине пронизано все творчество Некрасова:

Не небесам чужой Отчизны -

Я песни Родине слагал! -

заявлял поэт в стихотворении “Тишина”. Он любил Родину глубокой и нежной сыновней любовью. “Родина-мать! Я душою смирился, любящим сердцем к тебе возвратился”; “Родина-мать! По равнинам твоим я не езжал еще с чувством таким”; “Ты и убогая, ты и обильная, ты и могучая, ты и бессильная, матушка-Русь!” - с такими словами обращался поэт к Родине. В творчестве Некрасова слова “любовь к Родине” постоянно соединялись со словами “гнев” и “печаль”:

Кто живет без печали и гнева,

Тот не любит Отчизны своей,-

писал он. Любя Родину, Некрасов никогда не уставал ненавидеть строй царской России, ее господствующие классы. Он любил ненавидя, и эта любовь-ненависть выражает своеобразие патриотизма Некрасова, верного сына своей Отчизны, великого народного поэта-борца.

Рамки сочинения не позволяют продолжить обзор творчества русских писателей и поэтов, посвятивших свои самые сокровенные строки Родине. Хотелось бы написать и об освещении темы Родины, России в произведениях Л. Толстого, Чернышевского, Чехова, Салтыкова-Щедрина, и о творчестве Блока, Есенина, Маяковского, А. Толстого, Шолохова, Твардовского, которые много замечательных строк посвятили этой теме. Жаль, что недостаток времени не позволяет этого сделать. А закончить сочинение мне хочется памятными строчками Ф. И. Тютчева о России, в которые удивительным образом вложена суть нашей всеми любимой страны, в которой мы сейчас живем:

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить.

У ней особенная стать -

В Россию можно только верить.

М.Ю. Лермонтов любил свою Родину высокой любовью. Он любил ее народ, ее природу, желал счастья своей стране. По мнению Лермонтова, любить Родину -- значит бороться за ее свободу, ненавидеть тех, кто держит родную страну в цепях рабства. Любовь к Родине - тема таких стихотворений Лермонтова, как «Жалобы турка», «Поле Бородина», «Бородино», «Два великана». Но с особой силой и полнотой раскрывается эта тема в стихотворении «Родина», созданном поэтом за несколько месяцев до своей гибели.

Михаил Юрьевич Лермонтов в стихотворении “Родина” говорит о неведомой силе, зовущей к родным местам:

Но я люблю -- за что, не знаю сам, --

Ее степей холодное молчанье,

Ее лесов безбрежных колыханье,

Разливы рек ее, подобные морям.

Здесь Лермонтов противопоставляет свой патриотизм патриотизму официальному, казенному. Он заявляет о своей кровной связи с русской, родной ему природой, с русским народом, горестями и радостями его жизни. Свою любовь к Родине Лермонтов называет «странной», потому что он любит в своей стране народ, природу, но ненавидит «страну господ», самодержавно-крепостническую, официальную Россию.

Одним из лучших образцов патриотической лирики Лермонтова является стихотворение “Родина”. Его тема определяется самим названием: “Родина”. Это уже не Россия “голубых мундиров”, а страна русского народа, отчизна поэта. Поэт называет свою любовь “странной”:

Люблю отчизну я, но странною любовью!

Эта любовь не похожа на казенный патриотизм правящих классов. Она слагается из горячей любви поэта к русскому народу и любви к родной природе. Стихотворение воссоздает великолепные картины природы: холодное молчание степей, “лесов безбрежных колыханье”, “подобные морям” разливы рек. Родная природа величественна.

Далее мысль поэта обращается к народу: “Проселочным путем люблю скакать в телеге”. “Проселочный путь” приводит нас в деревню, и возникает картина жизни русских людей, трогательный, грустный образ русской деревни:

И, взором медленным пронзая ночи тень,

Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,

Дрожащие огни печальных деревень.

Поэту близка и понятна жизнь простого народа, дорого все, что связано с жизнью русского крестьянина:

С отрадой многим незнакомой

Я вижу полное гумно,

Избу, покрытую соломой,

С резными ставнями окно.

Перед взором лирического героя предстает народ в будни и в праздник:

И в праздник, вечером росистым,

Смотреть до полночи готов

На пляску с топаньем и свистом

Под говор пьяных мужичков.

Лексика стихотворения, вначале литературно-книжная (“рассудок”, “слава, купленная кровью”), в последней части сменяется простой разговорной речью (“скакать в телеге”, “дымок жнивы”, “говор пьяных мужичков”). Русская природа, вначале представленная в ее суровом величии, потом раскрывается в трогательном образе “четы белеющих берез”. Шести- и пятистопный ямб сменяется в стихотворении четырехстопным. Разнообразна и рифмовка -- чередующаяся, охватывающая и парная рифма.

Стихотворение “Родина” говорит о повороте творчества Лермонтова в сторону революционно-демократической поэзии.

Патриотическая лирика занимает важное место в поэзии Лермонтова.

В 1830 году поэт пишет “Поле Бородина”, на ту же тему, что и позднейшее “Бородино”. Это стихотворение -- первое воплощение мыслей и чувств, живущих в душе поэта-патриота. Созданное в 1837 году Лермонтовым, достигшим политической зрелости, “Бородино” стало одним из любимейших стихотворений поэта. Стихотворение написано в форме разговора молодого солдата с ветераном -- участником войны 1812 года. По существу, “Бородино” -- рассказ рядового солдата о Бородинском сражении, -- лишь первые 7 строк принадлежат его молодому собеседнику. Истинный патриотизм русских людей, без позы, без хвастовства, отражен в этом стихотворении. Настроение русских солдат перед сражением показано в четырех выразительных строках:

Ворчали старики:

“Что ж мы? на зимние квартиры?

Не смеют что ли командиры.

Чужие изорвать мундиры

О русские штыки?"

Ореолом высокого героизма окружен образ полковника.

В его уста вложены слова, которые столько раз повторяли советские воины в 1941 году:

“Ребята! не Москва ль за нами?

Умремте ж под Москвой,

Как наши братья умирали!”

Поэты всегда с болью отзывались на драматические события политической жизни России. Преданные Отчизне люди не могут жить спокойно в стране, где преследуется все лучшее, все прогрессивное. “Где благо, там уже на страже иль просвещенье, иль тиран”. Лермонтов с отчаянием называет Россию “страной рабов, страной господ”.

Тема героического подвига в борьбе с врагами Родины звучит и в стихотворении М. Ю. Лермонтова “Бородино”, посвященном одной из славных страниц исторического прошлого нашей страны.

Это – моя родина, моя родная земля, моё отечество,

- и в жизни нет горячее,

глубже и священнее чувства,

чем любовь к тебе…

А.Н.Толстой

«Слово о полку Игореве» - величайшая патриотическая поэма Древней Руси .

Иллюстрации к «Слову о полку Игореве» В.А.Фаворского. С гравюр на дереве.
Вершиной лиризма признан «Плач Ярославны», жены взятого в плен Игоря: «Полечу кукушкою по Дунаю, омочу шелковый рукав в Каяле-реке, оботру князю кровавые его раны на могучем его теле». Ярославна обращается с жалобным причитанием к силам природы – Ветру, Днепру, Солнцу, упрекая их в той беде, что стряслась с её мужем, и заклиная помочь ему.

Родина в жизни и творчестве Н.М.Карамзина

«…Надобно питать любовь к отечеству и чувство народное…Мне кажется, что я вижу, как народная гордость и славолюбие возрастают в России с новыми поколениями!.. А те холодные люди, которые не верят сильному влиянию изящного на образование душ и смеются над романтическим патриотизмом, достойны ли ответа?» Эти слова принадлежат Н.Карамзину, и появились они в основанном им журнале «Вестник Европы». Так произошло рождение Карамзина-литератора, о котором потом Белинский скажет: «Карамзиным началась новая эпоха русской литературы». Родина в жизни и творчестве Карамзина занимала особое место. Каждый писатель тему родины раскрывал на примере разных образов: родной земли, знакомых пейзажей, а Карамзин на примере истории своей страны, и основным его произведением является «История государства Российского»

«История государства Российского» - эпическое творение, повествующее о жизни страны, прошедшей многотрудный и славный путь. Несомненный герой этого произведения – русский национальный характер, взятый в развитии, становлении, во всём своём нескончаемом своеобразии, совмещающий черты, представляющиеся на первый взгляд несовместимыми. О России потом писали многие, но подлинной её истории до творения Карамзина, переведенного на важнейшие языки, мир еще не видел. С 1804 по 1826 год, свыше 20 лет, которые посвятил Карамзин «Истории государства Российского»,писатель решал для себя вопрос – надлежит ли писать о предках с непредвзятостью исследователя, изучающего инфузории: «Знаю, нам нужно беспристрастие историка: простите, я не всегда мог скрыть любовь к Отечеству…»


Статья «О любви к отечеству и народной гордости», написанная в 1802 году являлась наиболее законченным выражением взглядов Карамзина. Она – плод долгих раздумий, исповедание философии счастья. Разделяя любовь к отечеству на физическую, моральную и политическую, Карамзин красноречиво показывает их особенности и свойства. Человек, утверждает Карамзин, любит место своего рождения и воспитания – это привязанность общая для всех, «дело природы и должна быть названа физическою»
В наши дни особенно понятно, что без Карамзина, без его «Истории государства Российского» были бы невозможны не только Жуковский, рылеевские «Думы», баллады Одоевского, но и Достоевский, Л.Н.Толстой, А.Н.Толстой.

А.С.Пушкин – историк, философ, политик, Человек и патриот.

Пушкин воплотил в своем поэтическом слове мировую гармонию, и, хотя в нем, страстном поэте, было так много непосредственной жизни и любопытства к ней, что жизни он мог бы отдаться беззаветно. И оттого Пушкин – самое драгоценное, что есть у России, самое родное и близкое для каждого из нас; и оттого, как заметил один исследователь русской литературы, нам трудно говорить о нем спокойно, без восторга.

Пушкин был больше, чем поэт. Это был историк, философ, политик, Человек, и, конечно же, пламенный патриот своей родины, являющий собой эпоху.

Образ Петра I – «властелина судьбы» - неотъемлем от России.

Пушкин видел в образе Петра I образцового правителя государства Российского. Он говорит о славном правлении Петра, называя его «властелином судьбы», поднявшем «Россию на дыбы» и прорубившем «окно в Европу».

Родина как предмет любви, гордости, поэтического осмысления её судьбы в творчестве М.Ю.Лермонтова.

Там за утехами несется укоризна.

Там стонет человек от рабства и цепей!

Друг! Это край… моя отчизна.

В лирических произведениях Лермонтова Родина – предмет любви, поэтического осмысления её судьбы и её будущего. Для него это понятие обладает широким, богатым и многоплановым содержанием. Стихи Лермонтова – это почти всегда внутренний, напряженный монолог, искренняя исповедь, себе же задаваемые вопросы и ответы на них.

Уже в ранних произведениях Лермонтова можно встретить его размышления о будущем России. Одно из таких раздумий – стихотворение «Предсказание». Шестнадцатилетний поэт, ненавидевший тиранию, политический гнет и николаевскую реакцию, наступившую после разгрома революционного выступления лучшей части русского дворянства, предрекает неминуемую гибель самодержавия: «…царей корона упадет».

Родина – тема лермонтовской лирики, развивавшаяся на протяжении всего творчества поэта.

Но я люблю – за что, не знаю сам
Её степей холодное молчанье,
Её лесов безбрежных колыханье,
Разливы рек её, подобные морям. \

Несомненно, Лермонтов стал народным поэтом. Некоторые его стихи были переложены на музыку и стали песнями и романсами, такими, как «Выхожу один я на дорогу…» За 27 неполных лет своей жизни поэт создал столько, что навсегда прославил русскую литературу и продолжил дело великого русского стихотворца – Пушкина, став с ним вровень. Взгляд Лермонтова на Россию, его критическая любовь к отчизне оказались близки следующим поколениям русских литераторов, повлияли на творчество таких поэтов, как А.Блок, Некрасов, и в особенности, на творчество Ивана Бунина.

Поиск ответа на вопрос «Быть или не быть России?» в произведениях И.А.Бунина.

Трудно представить рядом с Буниным кого – нибудь из писателей xx века, вызвавшего столь же противоположные оценки. «Вечная религиозная совесть» России и летописец «памятных неудач» революции – вот крайние полюса между которыми располагается великое множество других суждений. Согласно первой из названных точек зрения, Бунин лишь изредка поддавался «обманному быванию», мареву «исторической России», а в периоды высших творческих озарений «настраивал все струны души» на хорал «божьему ладу и строю, каким была Россия» .

Родина в жизни и творчестве Игоря Северянина

«Дни розни партийной для нас безотрадны среди озверелых людей»

Так случилось, что в 1918 году, в годы гражданской войны поэт очутился в зоне, оккупированной Германией. Он оказывается в Эстонии, которая затем, как известно, становится независимой. И с этого времени, почти до начала Великой Отечественной войны, то есть до своей смерти он живет на чужбине. Именно за границей, в разлуке с родной землей создавали свои произведения о России такие писатели, как Куприн, Брюсов, Бальмонт и многие другие, и тоска Игоря Северянина по Родине тоже оставила свой след в творчестве поэта.

Северянин создаёт цикл стихов, посвященных русским литераторам, в которых он говорит, как важен их труд для русской литературы, для России. Здесь стихи о Гоголе, Фете, Сологубе, Гумилеве. Без ложной скромности Игорь Северянин посвящает стихи и себе. Они так и называются – «Игорь Северянин». Не будем забывать, что еще в 1918 году его называли «королем поэтов».

Так же стоит заметить, что во многих стихах Северянина сквозит ирония. Ирония к самому себе, к своему времени, к людям и ко всему, что его окружает. Но никогда в его стихах не было злобы, ненависти к тем, кто не понимал его, кто издевался над его самовосхвалением. Сам поэт называл себя ироником, давая понять читателю, что это его стиль, стиль автора, прячущегося за своим героем с иронической усмешкой.

Образ России – страны громадной мощи и энергии – в творчестве Александра Блока.

Широкая, многоцветная, полная жизни и движения картина родной земли «в красе заплаканной и древней» слагается в стихах Блока. Необъятные русские дали, бесконечные дороги, полноводные реки, скудная глина размытых обрывов и пылающие рябины, буйные вьюги и метелицы, кровавые закаты; горящие села, бешеные тройки, серые избы, тревожные крики лебедей, фабричные трубы и гудки, пожар войны и братские могилы. Такой была для Блока Россия.

Родина в жизни и творчестве Сергея Есенина.

Край родной! Поля как святцы,

Рощи в венчиках иконных,

Я хотел бы затеряться

В зеленях твоих стозвонных.

Вот так в есенинские песни о родине нет –

нет да и проскальзывают

задумчивые и печальные нотки,

как легкое облачко грусти на

безоблачно – синем небе его

юношеской лирики.

Поэт не жалел красок, чтобы ярче

передать богатство и красоту

родной природы. Изображение

человека в общении с природой дополняется у Есенина еще одной особенностью любовью ко всему живому: зверям, птицам, домашним животным. В стихах они наделены почти человеческими чувствами.

Итоги эволюции темы Родины в лирике Сергея Есенина

Так, рождаясь и вырастая из пейзажных миниатюр и песенных стилизаций, тема Родины вбирает в себя русские пейзажи и песни, и в поэтическом мире Сергея Есенина эти три понятия: Россия, природа и «песенное слово» - сливаются воедино. Восхищение красотой родного края, изображение тяжелой жизни народа, мечта о «мужицком рае», неприятие городской цивилизации и стремление постигнуть «Русь Советскую», чувство единения с каждым жителем планеты и оставшаяся в сердце «любовь к родному краю» - такова эволюция темы родной земли в лирике Сергея Есенина.

«Тема о России… Этой теме я сознательно посвящаю свою жизнь…» - слова из известного письма Блока, которые не были просто декларативным заявлением. Они приобрели программный смысл, были подтверждены всем творчеством поэта и прожитой им жизнью.

Эта бессмертная тема, тема глубокого чувства любви к Родине, выстраданная вера в Россию, вера в способность России к переменам – при сохранении её самобытной природы – была унаследована и обновлена великими писателями XIX-XX веков и стала одной из важнейших тем в русской литературе.

Умом Россию не понять , Аршином общим не измерить : У ней особенная стать - В Россию можно только верить .

Любят родину не за то , что она велика , а за то , что своя .

Но люблю тебя , родина кроткая ! А за что - разгадать не могу . Весела твоя радость короткая С громкой песней весной на лугу .

Самое лучшее предназначение есть защищать свое отечество .

Два чувства дивно близки нам - В них обретает сердце пищу : Любовь к родному пепелищу , Любовь к отеческим гробам .

Россия - Сфинкс . Ликуя и скорбя , И обливаясь черной кровью , Она глядит , глядит , глядит в тебя , И с ненавистью , и с любовью !..