Притча в качестве пожелания выпускникам. Лист бумаги и черная точка

Много лет коллекционирую мудрые, красивые, поучительные истории. Удивительно, но авторы большинства этих шедевров неизвестны. Вероятно, глубина и внутренняя красота этих миниатюр превращает их в современный фольклор, передаваемый из уст в уста. Предлагаю вашему вниманию десять лучших притч о смысле жизни и том важном, что позволяет сверять жизненные ориентиры, отличать подлинное величие и духовное богатство от ограниченного мирка повседневной суеты, хотя порою и выглядящего торжественно и пышно. Выбрал на свой вкус, конечно.

Полная банка.


Профессор философии, стоя перед своей аудиторией, взял пятилитровую стеклянную банку и наполнил её камнями, каждый не менее трёх сантиметров в диаметре.
- Полна ли банка? - спросил профессор студентов.
- Да, полна, - ответили студенты.
Тогда он открыл пакет с горохом и высыпал его содержимое в большую банку, немного потряс её. Горох занял свободное место между камнями.
- Полна ли банка? - ещё раз профессор спросил студентов.

- Да, полна, - ответили они.
Тогда он взял коробку, наполненную песком, и насыпал его в банку. Естественно, песок занял полностью существующее свободное место и всё закрыл.
Ещё раз профессор спросил студентов, полна ли банка? Ответили: да, и на этот раз однозначно, она полна.
Тогда из-под стола он достал кружку с водой и вылил её в банку до последней капли, размачивая песок.
Студенты смеялись.
— А сейчас я хочу, чтобы вы поняли, что банка — это ваша жизнь. Камни — это важнейшие вещи вашей жизни: семья, здоровье, друзья, свои дети — всё то, что необходимо, чтобы ваша жизнь всё-таки оставалась полной даже в случае, если всё остальное потеряется. Горох — это вещи, которые лично для вас стали важными: работа, дом, автомобиль. Песок — это всё остальное, мелочи.
Если сначала наполнить банку песком, не останется места, где могли бы разместиться горох и камни. И также в вашей жизни, если тратить всё время и всю энергию на мелочи, не остаётся места для важнейших вещей. Занимайтесь тем, что вам приносит счастье: играйте с вашими детьми, уделяйте время супругам, встречайтесь с друзьями. Всегда будет ещё время, чтобы поработать, заняться уборкой дома, починить и помыть автомобиль. Занимайтесь, прежде всего, камнями, то есть самыми важными вещами в жизни; определите ваши приоритеты: остальное — это только песок.
Тогда студентка подняла руку и спросила профессора, какое значение имеет вода?
Профессор улыбнулся.
— Я рад, что вы спросили меня об этом. Я это сделал просто, чтобы доказать вам, что, как бы ни была ваша жизнь занята, всегда есть немного места для праздного безделья.

Самое ценное

Один человек в детстве был очень дружен со стариком-соседом.
Но время шло, появился колледж и увлечения, затем работа и личная жизнь. Каждую минуту молодой мужчина был занят, и у него не было времени ни вспомнить о прошлом, ни даже побыть с близкими.
Однажды он узнал, что сосед умер - и неожиданно вспомнил: старик многому научил его, стараясь заменить мальчику погибшего отца. Ощутив свою вину, он приехал на похороны.
Вечером, после погребения, мужчина зашёл в опустевший дом покойного. Всё было так, как и много лет назад…
Вот только маленькая золотая коробочка, в которой, по словам старика, хранилась самая ценная для него вещь, исчезла со стола. Подумав, что её забрал кто-то из немногочисленных родственников, мужчина покинул дом.
Однако через две недели он получил посылку. Увидев на ней имя соседа, мужчина вздрогнул и открыл коробку.
Внутри лежала та самая золотая коробочка. В ней оказались карманные золотые часы с гравировкой: «Спасибо за время, что проводил со мной».
И он понял — самым ценным для старика было время, проведённое со своим маленьким другом.
С тех пор мужчина старался как можно больше времени уделять жене и сыну.

Жизнь измеряется не количеством вдохов. Она измеряется количеством моментов, которые заставляют нас задержать дыхание. Время утекает от нас каждую секунду. И его нужно тратить прямо сейчас.

Следы на песке (христианская притча).

Как-то раз одному человеку приснился сон. Ему снилось, будто он идёт песчаным берегом, а рядом с ним — Господь. На небе мелькали картины из его жизни, и после каждой из них он замечал на песке две цепочки следов: одну — от его ног, другую — от ног Господа.
Когда перед ним промелькнула последняя картина из его жизни, он оглянулся на следы на песке. И увидел, что часто вдоль его жизненного пути тянулась лишь одна цепочка следов. Заметил он также, что это были самые тяжёлые и несчастные времена в его жизни.
Он сильно опечалился и стал спрашивать Господа:
— Не Ты ли говорил мне: если последую путём Твоим, Ты не оставишь меня. Но я заметил, что в самые трудные времена моей жизни лишь одна цепочка следов тянулась по песку. Почему же Ты покидал меня, когда я больше всего нуждался в Тебе? Господь отвечал:
— Моё милое, милое дитя. Я люблю тебя и никогда тебя не покину. Когда были в твоей жизни горе и испытания, лишь одна цепочка следов тянулась по дороге. Потому что в те времена Я нёс тебя на руках.

Мечта.

Управляя самолётом на одном из маршрутов, пилот обратился к своему другу-напарнику:
— Взгляни вниз на это прекрасное озеро. Я родился неподалёку от него, вон там моя деревня.
Он указал на маленькую деревушку, которая, точно на насесте, расположилась на холмах неподалёку от озера, и заметил:
— Я родился там. Ребёнком я часто сидел у озера и ловил рыбу. Рыбная ловля была моим любимым занятием. Но в то время, когда я был ребёнком, ловящим рыбу в озере, в небе всегда летали самолёты. Они пролетали над моей головой, и я мечтал о том дне, когда я смогу сам стать пилотом и управлять самолётом. Это было моей единственной мечтой. Теперь она исполнилась.
И теперь я каждый раз смотрю вниз на это озеро и мечтаю о том времени, когда я уйду на пенсию и снова отправлюсь ловить рыбу. Ведь моё озеро так прекрасно…

Хромой котёнок.

Продавец одного небольшого магазинчика прикрепил у входа объявление «Продаются котята». Эта надпись привлекла внимание детишек, и через считанные минуты в магазин вошел мальчик. Поприветствовав продавца, он робко спросил о цене котят.
- От 30 до 50 рублей, - ответил продавец.
Вздохнув, ребенок полез в карман, достал кошелек и стал пересчитывать мелочь.
- У меня только 20 рублей сейчас, - грустно сказал он. - Пожалуйста, можно мне хотя бы взглянуть на них, - с надеждой попросил он продавца.
Продавец улыбнулся и вынул котят из большого короба.
Оказавшись на воле, котята довольно замяукали и бросились бежать. Только один из них, почему-то явно от всех отставал. И как-то странно подтягивал заднюю лапку.
- Скажите, а что с этим котенком? - спросил мальчик.
Продавец ответил, что у этого котенка врожденный дефект лапки. - Это на всю жизнь, так сказал ветеринар. - добавил мужчина.
Тогда мальчик почему-то очень заволновался.
- Вот его-то я и хотел бы приобрести.
- Да ты что, мальчик, смеешься? Это же неполноценное животное. Зачем оно тебе? Впрочем, если ты такой милосердный, то забирай даром, я тебе его и так отдам, - сказал продавец.
Тут, к удивлению продавца, лицо мальчика вытянулось.
- Нет, я не хочу брать его даром, - напряженным голосом произнес ребенок.
- Этот котенок стоит ровно столько же, сколько и другие. И я готов заплатить полную цену. Я принесу вам деньги, - твердо добавил он.
Изумленно глядя на ребенка, сердце продавца дрогнуло.
- Сынок, ты просто не понимаешь всего. Этот бедняжка никогда не сможет бегать, играть и прыгать, как другие котята.
При этих словах мальчик стал заворачивать штанину своей левой ноги. И тут пораженный продавец увидел, что нога мальчика ужасно искривлена и поддерживается металлическими обручами.
Ребенок взглянул на продавца.
- Я тоже никогда не смогу бегать и прыгать. И этому котенку нужен кто-то, кто бы его понимал, как ему тяжело, и кто бы его поддержал, - дрожащим голосом произнес мальчик.
Мужчина за прилавком стал кусать губы. Слезы переполнили его глаза… Немного помолчав, он заставил себя улыбнуться.
- Сынок, я буду молиться, чтобы у всех котят были бы такие прекрасные сердечные хозяева, как ты.

… В действительности, не столь важно КЕМ вы являетесь, как тот факт, есть ли КТО-ТО, кто будет вас по-настоящему ценить за то, какой вы есть, кто примет и полюбит вас без каких-либо оговорок. Ведь тот, кто идет К вам, в то время как весь мир уходит ОТ вас, и есть - настоящий Друг.

Чашки кофе.

Группа выпускников престижного вуза, успешных, сделавших замечательную карьеру, пришли в гости к своему старому профессору. Во время визита разговор зашёл о работе: выпускники жаловались на многочисленные трудности и жизненные проблемы.
Предложив своим гостям кофе, профессор пошёл на кухню и вернулся с кофейником и подносом, уставленным самыми разными чашками: фарфоровыми, стеклянными, пластиковыми, хрустальными. Одни были простые, другие дорогие.
Когда выпускники разобрали чашки, профессор сказал:
— Обратите внимание, что все красивые чашки разобрали, тогда как простые и дешёвые остались. И хотя это нормально для вас — хотеть только лучшее для себя, но это и есть источник ваших проблем и стрессов. Поймите, что чашка сама по себе не делает кофе лучше. Чаще всего она просто дороже, но иногда даже скрывает то, что мы пьем. В действительности, всё, что вы хотели, было просто кофе, а не чашка. Но вы сознательно выбрали лучшие чашки, а затем разглядывали, кому какая чашка досталась.
А теперь подумайте: жизнь — это кофе, а работа, деньги, положение, общество — это чашки. Это всего лишь инструменты для поддержания и содержания Жизни. То, какую чашку мы имеем, не определяет и не меняет качества нашей Жизни. Иногда, концентрируясь только на чашке, мы забываем насладиться вкусом самого кофе.

Наиболее счастливые люди — это не те, которые имеют всё лучшее, но те, которые извлекают всё лучшее из того, что имеют.

Твой крест (христианская притча).

Одному человеку казалось, что он живёт очень тяжело. И пошёл он однажды к Богу, рассказал о своих несчастьях и попросил у него:
— Можно, я выберу себе иной крест?
Посмотрел Бог на человека с улыбкой, завёл его в хранилище, где были кресты, и говорит:
— Выбирай.
Зашёл человек в хранилище, посмотрел и удивился: «Каких только здесь нет крестов — и маленькие, и большие, и средние, и тяжёлые, и лёгкие». Долго ходил человек по хранилищу, выискивая самый малый и лёгкий крест, и, наконец, нашёл маленький-маленький, лёгонький-лёгонький крестик, подошёл к Богу и говорит:
— Боже, можно мне взять этот?
— Можно, — ответил Бог. — Это твой собственный и есть.

Стакан в вытянутой руке.

Профессор начал свой урок с того, что взял в руку стакан с небольшим количеством воды. Он поднял его таким образом, чтобы все его увидели, и спросил студентов:
— Как вы думаете, сколько весит этот стакан?
— 50 грамм, 100 грамм, 125 грамм, — отвечали студенты.
— Я действительно не узнаю, пока не взвешу его, — сказал профессор, — но мой вопрос таков: что бы произошло, если я бы его держал, как сейчас, в течение нескольких минут?
— Ничего, — сказали студенты.
— Хорошо, а что бы случилось, если я бы его держал, как сейчас, в течение часа? — спросил профессор.
— Ваша рука начала бы болеть, — сказал один из студентов.
— Вы правы, ну а что бы произошло, если бы я его держал весь день?
— Ваша рука бы онемела, у вас было бы сильное мышечное расстройство и паралич, и на всякий случай пришлось бы поехать в больницу.
— Очень хорошо. Но пока мы тут обсуждали, изменился ли вес стакана? — спросил профессор.
— Нет.
— А что же заставляет болеть руку и вызывает мышечное расстройство?
Студенты были озадачены.
— Что мне надо сделать, чтобы всё это исправить? — снова спросил профессор.
— Поставьте стакан, — сказал один из студентов.
— Точно! — сказал профессор. — С жизненными проблемами всегда так. Только подумай о них несколько минут и они с тобой. Подумай о них подольше, и они начнут зудеть. Если думать ещё дольше, они тебя парализуют. Ты ничего не сможешь сделать.
Важно думать о проблемах в жизни, но ещё важней уметь отложить их: на конец рабочего дня, на следующий день. Так ты не устаёшь, просыпаешься каждый день свежий и сильный. И ты можешь управлять любой проблемой, любого рода вызовом, идущим с тобой по пути.

Всё в твоих руках (восточная притча)

Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:
— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.
Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:
— Всё в твоих руках.

Хрупкие подарки (притча от М.Широчкиной).

Как-то в одно селение пришёл и остался жить старый мудрый человек. Он любил детей и проводил с ними много времени. Ещё он любил делать им подарки, но дарил только хрупкие вещи. Как ни старались дети быть аккуратными, их новые игрушки часто ломались. Дети расстраивались и горько плакали. Проходило какое-то время, мудрец снова дарил им игрушки, но ещё более хрупкие.
Однажды родители не выдержали и пришли к нему:
— Ты мудр и желаешь нашим детям только добра. Но зачем ты делаешь им такие подарки? Они стараются, как могут, но игрушки всё равно ломаются, и дети плачут. А ведь игрушки так прекрасны, что не играть с ними невозможно.
— Пройдёт совсем немного лет, — улыбнулся старец, — и кто-то подарит им своё сердце. Может быть, это научит их обращаться с этим бесценным даром хоть немного аккуратней?

Следующие восемь страниц будут интереснее всего для классных руководителей, которые работали в выпускных классах. Это небольшая книга, ее можно будет подарить вашим ученикам на память (целиком или в виде отдельных страниц). В ней – подборка прекрасных стихов, прозы, высказываний интересных и знаменитых людей. О чем? О жизни, о том, что может сказать взрослый человек, проработавший с ребятами несколько лет, в качестве напутствия в их взрослой жизни.
Каждый раз на выпускном вечере, вглядываясь в глаза ребят и учителей, понимаешь: все тревоги и споры позади; рядом с тобой люди, которые искренне любят друг друга, но приходит время расставания, и в глазах – слезы, в душе – тоска. Что сказать? Как выразить чувства словами? Мы назвали эти страницы «Моим любимым выпускникам» и надеемся, что в них многие наши читатели найдут созвучные их чувствам стихи, цитаты, мысли.
Обложка к такому посланию у каждого учителя будет индивидуальной, мы лишь предлагаем один из возможных вариантов, который каждый дополнит чем-то своим.
В следующем году мы продолжим эту книгу и напечатаем другую подборку. У вас есть любимые цитаты, фразы, стихи, которые вы поместили бы в нее? Поделитесь ими с коллегами – присылайте материалы на адрес нашей газеты, и мы обязательно их опубликуем.
Предлагаемые вашему вниманию материалы пригодятся и классным руководителям, у которых выпуск еще впереди. Любая цитата, любое стихотворение могут стать хорошей темой для классного часа, на котором учитель хочет лучше понять своих учеников и готов поговорить с ними на самую важную тему – о Жизни. Такие классные часы могут стать хорошим началом для взаимопонимания взрослых и детей. А потом, когда эти дети станут выпускниками, они совсем по-другому перечитают строки, которые им подарит их любимый классный руководитель на выпускном балу…

Любимым выпускникам от классного руководителя.

Будьте счастливы!

Если

О, если ты спокоен, не растерян,
Когда теряют головы вокруг,
И если ты себе остался верен,
Когда в тебя не верит лучший друг,
И если ждать умеешь без волненья,
Не станешь ложью отвечать на ложь,
Не будешь злобен, став для всех мишенью,
Но и святым себя не назовешь,

И если ты своей владеешь страстью,
А не тобою властвует она,
И будешь тверд в удаче и в несчастье,
Которым в сущности цена одна,
И если ты готов к тому, что слово
Твое в ловушку превращает плут,
И, потерпев крушенье, можешь снова –
Без прежних сил – возобновить свой труд, –

И если ты способен все, что стало
Тебе привычным, выложить на стол,
Все проиграть и все начать сначала,
Не пожалев того, что приобрел,
И если можешь сердце, нервы, жилы
Так завести, чтобы вперед нестись,
Когда с годами изменяют силы
И только воля говорит: «Держись!» –

И если можешь быть в толпе собою,
При короле с народом связь хранить
И, уважая мнение любое,
Главы перед молвою не клонить,
И если будешь мерить расстоянье
Секундами, пускаясь в дальний бег,–
Земля – твое, мой мальчик, достоянье.
И более того, ты – человек!

Редьярд Киплинг.
Перевод С. Маршака

Письмо детям

Милые дети!
Я никогда о вас отдельно не думаю: я всегда думаю, что вы – люди или нелюди, – как мы. Но говорят, что вы есть, что вы особая порода, не поддающаяся воздействию.
Потому:
– Никогда не лейте зря воды, потому что в эту же секунду из-за отсутствия ее погибает в пустыне человек.
– Но оттого, что я не пролью этой воды, ведь он ее не получит!
– Не получит. Но на свете станет одним бессмысленным преступлением меньше. Потому же никогда не бросайте хлеба, а увидите на улице, под ногами – поднимите и положите на ближний забор, ибо есть не только пустыни, где умирают без воды, но и трущобы, где умирают без хлеба. Может быть, этот хлеб заметит голодный, и ему менее совестно будет взять его так, чем с земли.
Никогда не бойтесь смешного, и если видите человека в смешном положении: 1) постарайтесь его из него извлечь, если же это невозможно, то – 2) прыгайте в него к человеку, как в воду, вдвоем глупое положение делится пополам: по половинке на каждого – или же, на худой конец, не видьте смешного в смешном!
Никогда не говорите, что так все делают: все всегда плохо делают, раз так охотно на них ссылаются! У «всех» есть второе имя – «никто», и совсем нет лица – пробел. Ну а если вам скажут, что так никто не делает (не одевается, не думает и т.д.) – отвечайте: «А я – кто!»
Не ссылайтесь на «немодно», а только на «неблагородно».
Не слишком сердитесь на родителей, помните, что они были вами, а вы будете ими. Кроме того, для вас они родители, а для самих себя – я. Не исчерпывайте их родительством. Не осуждайте своих родителей на смерть раньше своих сорока лет. А тогда – рука не поднимется!
Увидя на дороге камень – уберите! Представьте себе, что это вы бежите и разбиваете себе нос. Из сочувствия (хотя бы себе – в другом) уберите.
Не отличайте себя от других – в материальном. Другие – это тоже вы, тот же вы. Все одинаково хотят спать, есть, сесть и т.д.
Не торжествуйте победы над врагом. Достаточно – сознания. После победы – протяните руку.
Не отзывайтесь при других иронически о близких (хотя бы даже о любимом животном). Чужие уйдут – свой останется.
Книгу листайте с верхнего угла страницы. Почему? Потому что читают сверху вниз, а не снизу вверх.
Доедая суп, наклоняйте тарелку к себе, а не от себя к другому, чтобы в случае беды пролить суп не на скатерть и не на визави, а на собственные колени.
Когда вам будут говорить: «Это – романтизм», вы спросите: «Что такое романтизм?» – и увидите, что люди берут в рот (и даже дерутся им! и даже плюются! и даже запускают вам в лоб!) – слово, смысла которого они не знают.
Когда же окончательно убедитесь, что не знают, сами отвечайте бессмертным словом Жуковского:
– «Романтизм – это душа».

Марина Цветаева

13 фраз о жизни

Я люблю тебя не за то, кто ты, а за то, кто я, когда я с тобой.
Ни один человек не заслуживает твоих слез, а те, кто заслуживают, не заставят тебя плакать.
Только потому, что кто-то не любит тебя так, как тебе хочется, не значит, что он не любит тебя всей душой.
Настоящий друг – это тот, кто будет держать тебя за руку и чувствовать твое сердце.
Худший способ скучать по человеку – это быть с ним и понимать, что он никогда не будет твоим.
Никогда не переставай улыбаться, даже если тебе грустно – кто-то может влюбиться в твою улыбку.
Возможно, Бог хочет, чтобы мы встречали не тех людей до того, как встретим того единственного человека. Чтобы когда это случится, мы были благодарны.
Не трать время на человека, который не стремится провести его с тобой.
Возможно, в этом мире ты всего лишь человек, но для кого-то ты – весь мир.
Не плачь, потому что это закончилось. Улыбнись, потому что это было.
Всегда найдутся люди, которые причинят тебе боль. Нужно продолжать верить людям, просто быть чуть осторожнее.
Стань лучше и сам пойми, кто ты, прежде чем встретишь нового человека и будешь надеяться, что он тебя поймет.
Не прилагай столько усилий – все самое лучшее случается неожиданно.

Габриэль Гарсия Маркес

Мне смешно вспоминать, как я думал, что можно устроить счастливый и честный мирок, в котором спокойно, без ошибок, без раскаянья, без путаницы жить себе потихонечку и делать, не торопясь, аккуратно, все только хорошее. Смешно! Чтобы жить честно, надо рваться, биться, начинать и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие – душевная подлость.

Лев Толстой

Нам следует подготовиться к тому, что жизнь будет покушаться на нашу веру в добро и истину, но это не означает, что мы должны отдавать их добровольно. Если идеалы побеждены, значит, они были недостаточно крепки, недостаточно чисты, и мы не всегда о них помнили. Зрелость, к которой мы должны стремиться, должна делать нас еще крепче, проще, правдивее, чище, добрее. Это процесс, в котором железо юношеского идеализма закаляется в сталь идеализма зрелого. Если бы люди оставались такими, какими они бывают в 14 лет, мир стал бы совершенно иным.

Альберт Швейцер

11 правил,
которые подростки никогда не узнали бы в стенах школы

Правило 1
Жизнь несправедлива – привыкните к этому!

Правило 2
Миру наплевать на вашу самооценку. Жизнь будет требовать от вас закончить дело ДО того, как вы почувствуете себя уверенно.

Правило 3
Вы не будете получать 60 000 долларов в год сразу после школы. Вы не станете вице-президентом компании со спутниковым телефоном в машине, прежде чем заработаете на них.

Правило 4
Вы считаете, что учитель слишком требователен? Подождите, когда станете начальником вы.

Правило 5
Подавать гамбургеры не ниже вашего достоинства. Ваши дедушки и бабушки использовали другое слово для раздачи котлет – они называли это Возможностью.

Правило 6
Если вы сели в лужу, это не вина ваших родителей, не хнычьте, учитесь на ошибках.

Правило 7
До вашего рождения ваши родители не были такими занудами, как сейчас. Они стали ими, оплачивая ваши счета, стирая вашу одежду и выслушивая ваши рассуждения о себе любимом. Поэтому прежде, чем начнете спасать мир от поколения своих родителей, вычистите сортир в собственной комнате.

Правило 8
Ваша школа, может быть, и покончила с делением на лидеров и неудачников, но жизнь – нет. В некоторых школах не ставят плохих оценок и дают вам столько попыток, сколько вам требуется для правильного ответа. Это не имеет ничего общего с реальной жизнью.

Правило 9
Жизнь не поделена на семестры. У вас не будет летних каникул и найдется немного работодателей, которые заинтересованы в том, чтобы вы нашли себя. Ищите за свой счет!

Правило 10
Телевидение – это не реальная жизнь. В действительности людям обычно приходится ходить на работу, а не сидеть за столиком в кафе.

Правило 11
Будьте обходительны с зубрилками и ботаниками. Не исключено, что вскоре вы будете работать на одного из них.

Билл Гейтс

Баллада о борьбе

Средь оплывших свечей и вечерних молитв,
Средь военных трофеев и мирных костров
Жили книжные дети, не знавшие битв,
Изнывая от мелких своих катастроф.

Детям вечно досаден их возраст и быт,
И дрались мы до ссадин, до смертных обид,
Но одежды латали нам матери в срок,
Мы же книги глотали, пьянея от строк.

Липли волосы нам на вспотевшие лбы,
И сосало под ложечкой сладко от фраз,
И кружил наши головы запах борьбы,
Со страниц пожелтевших слетая на нас.

И пытались понять мы, не знавшие войн,
За воинственный клич принимавшие вой,
Тайну слова «приказ», назначенье границ,
Смысл атаки и лязг боевых колесниц.

А в кипящих котлах прежних боен и смут
Столько пищи для маленьких наших мозгов.
Мы на роли предателей, трусов, иуд
В детских играх своих назначали врагов.

И злодея следам не давали остыть,
И прекраснейших дам обещали любить,
И, друзей успокоив и ближних любя,
Мы на роли героев вводили себя.

Только в грезы нельзя насовсем убежать,
Краткий век у забав, столько боли вокруг.
Попытайся ладони у мертвых разжать
И оружье принять из натруженных рук.

Испытай, завладев еще теплым мечом
И доспехи надев, что почем, что почем!
Разберись, кто ты – трус иль избранник судьбы,
И попробуй на вкус настоящей борьбы.

И когда рядом рухнет израненный друг,
И над первой потерей ты взвоешь скорбя,
И когда ты без кожи останешься вдруг
Оттого, что убили – его, не тебя, –

Ты поймешь, что узнал, отличил, отыскал
По оскалу забрал – это смерти оскал!
Ложь и зло, – погляди, как их лица грубы,
И всегда позади – воронье и гробы.

Если мяса с ножа ты не ел ни куска,
Если руки сложа наблюдал свысока,
А в борьбу не вступил с подлецом, с палачом –
Значит, в жизни ты был ни причем, ни причем!

Если, путь прорубая отцовским мечом,
Ты соленые слезы на ус намотал,
Если в жарком бою испытал, что почем,
Значит, нужные книги ты в детстве читал!

Владимир Высоцкий

Сделаться Человеком нельзя разом, надо выделаться в Человека. Тут дисциплина. С недоделанными людьми не осуществлялись бы никакие правила, даже самые очевидные. Вот в этой-то дисциплине и непрерывной работе над собой и мог бы проявиться наш гражданин.

Федор Достоевский

Времена не выбирают

Времена не выбирают,
В них живут и умирают.
Большей пошлости на свете
Нет, чем клянчить и пенять,
Будто можно те на эти,
Как на рынке поменять.

Что ни век, то век железный.
Но дымится сад чудесный,
Блещет тучка; я в пять лет
Должен был от скарлатины
Умереть. Живи в невинный
Век, в котором горя нет.

Ты себя в счастливцы прочишь,
А при Грозном жить не хочешь?
Не мечтаешь о чуме
Флорентийской и проказе?
Хочешь ехать в первом классе,
А не в трюме, в полутьме?

Что ни век, то век железный.
Но дымится сад чудесный,
Блещет тучка; обниму
Век мой, рок мой на прощанье.
Время – это испытанье.
Не завидуй никому.

Крепко тесное объятье.
Время – кожа, а не платье.
Глубока его печать.
Словно с пальцев отпечатки,
С нас черты его и складки,
Приглядевшись, можно взять.

Александр Кушнер

Если люди порочные связаны между собой и представляют силу, то людям честным надо сделать то же самое. Ведь как просто!

Лев Толстой

Из рассказа о белой вороне

…Самая красивая птица – белая ворона. Потому что она исключение. Можно увидеть стаю лебедей, семью павлинов, компанию страусов. Но никто никогда не видел стаю белых ворон. Да этого и не может быть. Тогда все потеряет смысл.
Белой вороной нельзя стать по желанию. Нужно призвание, талант! Белой вороной нужно родиться. Конечно, любая ворона может вываляться в муке, выпачкаться в мелу, выкраситься белилами. Многие обыкновенные вороны так и делают. Но они не белые – они ряженые. А белую ворону можно очернить, но сделать ее черной невозможно. Она белая ворона! Она самая прекрасная птица, потому что ей труднее, чем другим. Она всегда хорошо заметна в любой стае. Поэтому, как правило, становится объектом всяческих охотничьих нападок. Но она гораздо важнее любой вороны в стае. О такой стае говорят: стая, в которой летает белая ворона. По ней одной помнят всю стаю! Но белых ворон обычно недолюбливают.
– За исключительность?
– Нет, за чувство ответственности. Быть исключением из общего правила – это очень, очень ответственно. И белые вороны это понимают…

Василий Ливанов
«Мой любимый клоун»

Я убежден, что правда, любовь, мягкость, доброта являются той силой, которая все преодолеет. Ей будет принадлежать мир. Доброта постоянна и сама себя усиливает, ибо рождает ответную доброту. Эта сила самая разумная и всепобеждающая.

Альберт Швейцер

Для истинной жизни, оказывается, недостаточно только однажды родиться, нужно еще чуть ли не ежедневно возрождаться, и матерью тогда нам служит уже вся земля, все современные нам люди.

Андрей Платонов

Человек равен Вселенной. Потому равен, что без человека эта без-мысленная природа – лишь собрание вертящихся больших и малых шаров, и оно пусто. Только человек ее о-мысливает – обнимает своей мыслью, включая в круг своего сознания и целенаправленного действия.

Михаил Пришвин

Ах, если б знать заранее...

Ах, если б знать заранее, заранее, заранее,
Что будет не напрасным горение, сгорание
Терпения и веры, любви и волшебства,
Трагического завтра, счастливого сперва.

Никто на едкий вызов ответа не получит.
Напрасны наши споры. Вот Лермонтов – поручик.
Он некрасив, нескладен, и все вокруг серо,
Но как же он прекрасен, когда в руках перо!

Вот Александр Сергеич, он в поиске и муке,
Да козыри лукавы и не даются в руки,
Их силуэты брезжут на дне души его…

Все гаснет понемногу: надежды и смятенье.
К иным, к иным высотам возносятся их тени.
А жизнь неутомимо вращает колесо,
Но искры остаются. И это хорошо.

И вот я замечаю, хоть и не мистик вроде,
Какие-то намеки в октябрьской природе:
Не просто пробужденье мелодий и кистей,
А даже возрожденье умолкнувших страстей.

Все в мире созревает в борениях и встрясках.
Не спорьте понапрасну о линиях и красках.
Пусть каждый, изнывая, достигнет своего…
Терпение и вера, любовь и волшебство!

Булат Окуджава

Не бойся друга. Самое большее, что он может сделать – это предать тебя. Не бойся врага. Самое большее, что он может сделать – это убить тебя. Бойся равнодушных, ибо только с их молчаливого согласия совершаются на земле все преступления.

Бруно Ясенский

Душа – это то, что не на виду. Надо быть смелым, чтобы различать и то, что не на виду.

Морис Метерлинк «Синяя птица»

Цель: подведение итогов жизни классного коллектива за последние семь лет. Воспитание любви и уважения к учителям, родителям, одноклассникам, школе. Поощрения, пожелания и напутствия перед вступлением учащихся на самостоятельный жизненный путь.

Оборудование и оснащение.

  • Видеоклип "Из жизни класса", DVD, телевизор.
  • Благодарственные письма родителям.
  • Благодарности особо отличившимся учащимся, медали.
  • Плакаты, фотостенд.
  • Шары.
  • Летопись класса (2 части).
  • Почетные грамоты класса за участие в общественно-полезных делах и внеклассных мероприятиях.
  • Творческие работы учащихся.
  • "Лебеди на озере" (с пожеланиями для учащихся).
  • Магнитофон. Музыка "Одинокий пастух".
  • Плакат с пожеланиями: друг другу, школе,учителям.

Приглашенные:

  • Родители и учащиеся.
  • Учителя начальных классов.
  • Учителя-предметники.

Ход мероприятия

I. Стихотворение (под музыку "Одинокий пастух")

Вот грустная пришла минута:
Сегодня выпустим птенцов.
А как их удержать охота, растили ведь в конце концов.
Пришли минуты расставанья, не будем долго мы грустить.
Случиться так должно когда-то,
Иначе и не может быть.
Летите смело в мир открытий,
Творите, стройте новый мир.
Вы много можете, ребята,
Мы это честно говорим.
Но об одном не позабудьте:
О чуткости, о доброте, о людях думайте почаще,
Ну, и конечно, о себе.
Тогда всегда любить вас будут,
Беречь, лелеять, охранять.
Жизнь - очень сложная наука,
Должны вы многое понять.

II. Вступительное слово учителя.

Сегодня вы пригласили меня на большой праздник. На праздник всегда идут с подарком. Когда вы были маленькими, традиционным подарком была книга. За победы на концертах, олимпиадах вручали книги. Хорошая, красочная, содержательная книга - всегда приятный подарок. Книгу можно хранить долго, а то и всю жизнь, перечитывать всю книгу или отдельные страницы, перелистывать, просматривать картины, вспоминать героев главных и второстепенных, поплакать, порадоваться, сопереживать вместе с действующими лицами. И вот сегодня я принесла вам в подарок книгу, совершенно новую, она только что сошла с печати. Писалась она долго, 11 лет, авторы - мы с вами, все присутствующие в этом классе: родители, ученики, учителя. Издатель - МОБУ Гимназия №1. Название книги - "Пришли минуты расставанья:". С яркими цветными иллюстрациями, которые вы видите на обложке, не говоря уже о внутренних вкладышах.

Сегодня классный час - прощальный классный час мы проведем в форме устного журнала, перелистаем страницы этой книги. Эта книга - продолжение I под названием "Детство", и посвящено отрочеству.

Как и любая книга, наша книга содержит предисловие и обращение к читателю, несколько глав и заключение.

Итак, открываем и перелистываем нашу книгу.

Вместо предисловия или обащения к читателю.

Метет ли снег, шуршит ли осень
Срывая желтую листву,
Они всегда с собой приносят
И щедро дарят нам весну...
Дорогие мои выпускники!

Это ваша 11-ая весна. Ровно 10 лет она провожала из класса в класс. А в этом году весна прила проводить вас на большую дорогу жизни. Только что прозвенел для вас последний звонок. Более 20 тысяч школьных звонков услышали вы за годы учебы в ней.

Первый школьный звонок пригласил вас на самый первый урок, а последний возвестил о том, что вы вступаете в самостоятельную новую жизнь.

Последний звонок...
В этих звуках и радость, и слезы.
Последний звонок...
До свидания детские грезы.
Последний звонок...
Радость встречи и горечь разлуки.
Последний звонок...
Через годы летят эти звуки.
Последний звонок, последний урок, последний, последний, последний...

Все школьное у вас последнее. Сегодня у нас последний классный час вместе с родителями, учителями, гостями.

Памятные моменты школьной жизни.

Вы были все смешными малышами,
Когда вошли впервые в первый класс,
И получив тетрадь с карандашами,
За парту сели первый в жизни раз.
Вы вспомните звонок веселый,
Что прозвенел вам в первый раз,
Когда вошли с цветами в школу
В свой самый лучший первый класс.

1. У вас у каждого свой первый учитель. Не все присутствуют сегодня здесь. Надеюсь, вы с ними встретитесь, найдете время, скажете "спасибо". А сейчас дадим слово присутствующим здесь вашим первым учителям (выступление учителей начальных классов).

2. Вопросы родителям (цветик - семисветик).

1) Как звали первую учительницу вашего ребенка и что хотели бы вы ей сказать сегодня?

2) Какие проблемы были у вас, когда готовили ребенка в школу и в первый класс?

3) Вспомните вопросы, с которым ваш ребенок загонял вас в тупик и как вы выкручивались из создавшейся ситуации?

5) Если бы была возможность вернуть время обратно, что бы вы изменили в вопросах воспитания ребенка?

6) Ваша самая большая радость за ребенка?

7) Знаете ли вы друзей, одноклассников своего ребенка?

3. Вопросы учащимся.

1) С кем ты сидел за одной партой в 1 классе? В 5 классе?

2) За что получил свою первую двойку? Сообщил ли родителям, как они отреагровали?

3) Если бы была возможность вернуть время обратно, то в какой класс ты бы хотел попасть и почему?

4) За что ты получил свою первую пятерку?

5) Событие, которое принесло наибольшую радость?

6) Было ли за годы учебы несправедливое наказание, если не секрет - какое и за что?

7) Кому из учителей и за что вы бы хотели сказать слова признательности?

4. Учитель: Действительно, школьные годы - это уроки и классные часы, конкурсы и олимпиады, соревнования и суботники, это сбор макулатуры и березовых почек, это дежурства по школе и в классе, это невыученные стихи и теоремы, недописанные сочинения. И все это уже позади, все это было вчера...

"Время, к сожаленью быстротечна -
Год за годом пролетело много лет..."

За эти годы у нас определенные успехи. Об этом говорят результаты школьных и районных олимпиад, спортивные успехи, успехи во внеклассных мероприятиях, конкурсах и трудовых делах. Коротко остановлюсь на них (перечисление учащихся, занявших места на олимпиадах, конкурсах и т.д.)

Можно еще много говорить о том, что у нас было хорошего за 7 школьных лет, которые мы прожили вместе. Нашему классу за эти годы вручено 20 почетных грамот (ознакомить за что и в каком классе).

Раз уж мы заговорили о наградах, то в свою очередь от имени классного руководителя, то есть от себя, я хочу объявить и вручить письменную благодарность следующим учащимся (вручение благодарностей старосте класса, организатору культурно-массовых мероприятий класса, художнику класса, ответственному за "Летопись класса").

Учитель - он как Плюшкин из "Мертвых душ". Собирает все: книги, газеты, журналы, вырезки из газет,творческие работы учащихся. Часть собранного я уже вам вернула на прощальном уроке, остальное я принесла сегодня (коротко остановиться на содержании собранного материала).

В начале этого учебного года на первом классном часе вы строили "Дом, в котором я живу". И ответили на 3 вопроса:

  • о чем я мечтаю сегодня;
  • я желаю своим одноклассникам;
  • мои пожелания школе и учителям.

На первый вопрос многие пожелали успешно сдать экзамены, поступить в желаемый вуз. Друзьям и одноклассникам - здоровья, успехов в учебе, исполнения всех желаний, общения друг с другом ив дольнейшем, и тесной связи, успехов и любви.

Школе - чтобы она еще долго - долго была "живой", чтобы здесь кипела жизнь, была полна детьми, которые будут ее любить, беречь и достойно защищать ее честь, была такой же красивой, как сейчас и давала отличные знания всем ученикам и первые места во всех конкурсах и соревнованиях.

Учителям - благоолучия, удач, чтобы не старели и обучали даже наших внуков, хороших учеников, здоровья. Чтобы учителя не были угрюмыми и строгими.

Давайте еще раз скажем слова благодарности учителям (стихотворение учителям).

Родительский дом - начало начал.
Где бы ты ни был по-прежнему
Обязательно помни о том,
Что всегда тебя встретит
Любовю и нежностью
Твоя пристань - родительский дом.
Поклонись до земли своей матери
И отцу до земли поклоись
Ты пред ними в долгу неоплаченном,
Помни свято об этом всю жизнь.

Так поется в песне "Родительский дом". Все о чем говорилось раньше, о наших успехах, дотижениях, высотах - достигнуты и благодаря нашим мамам и папам. Дети вас очень любят, просто не всегда вслух говорят об этом, уважаемые родители. В 5 классе мы писали сочинение про маму. Вот некоторые из них (зачитываются 2 сочинения). По одному слову от каждого ученика в знак благодарности и признательности. Какие они наши родители?

Спасибо вам за все, за вашу поддержку (особенно в трудные для нас моменты), за то, что вы есть, за то, что вы приходили в школу, за то, что помогали в ремонте школы, за сбор березовых почек, за победы за сбору макулатуры, за то, что вы интересовались делами класса, воспитывали детей. От имени администрации школы и от себя лично выражаю благодарность за воспитание детей (отдельно прочитать благодарность родителям некоторых учеников и вручить всем благодарности).

Стихотворение - посвящается родителям.

"Как дороги вы мне
Прекрасно, что вы есть!"
Время, к сожаленью быстротечна
Год за годом пролетело много лет...

Я не знаю, как вам, для меня эти 7 лет пролетели очень быстро.

Это было как вчера. Мы с Розой Амирьяновной ходили в Нижнеяркеевскую школу-сад на ваш прощальный утренник. Вы пели, плясали, читали стихи - было очень красиво, и всем классом (12 человек) впервые пришли в школу №1, а не в №3 как это было раньше. Но с условием привели вас родители что вас не будут разлучать друг от друга. До 7 класса вас не разлучали. Из нашей школы вас было очень мало - всего 6 человек. Ну, а на сегодняшний день наша география широка. Но общее одно: в 5 классе вас было 22 и сегодня - столько же человек. Насколько вы изменились показывают ваши фотографии. Вот перед вами "Летопись класса". По нему можно проследить как вы взрослели, умнели. Яобещаю завершить оформление альбома, включая ваши успехи на экзамене и данные о дальнейшей вашей судьбе - поступлении на учебу и передам Алие на хранение, чтобы вы при встрече через многие годы могли посмотреть тих, поговорить о ваших мечтах, о которых вы писали в начале 11 класса. И называлась эта ваша работа "Автобиография будущего до 2030 года". Давайте послушаем некоторые из них.

Я думаю, что мечты ваши воплотятся в реальность. И такие беседы, как сегодняшняя, вы уже сами будете организовывать, будете говорить о ваших успехах, удачах, победах. Но для этого надо помнить следующее. Я снова обращаюсь к нашей любимой книге "Притчи" (стр. 269 "Сосуд жизни").

Сосуд жизни.

Как-то один мудрец, стоя перед своии учениками, взял большой стеклянный сосуд и наполнил его до краев большими камнями. Проделав это, он спросил учеников, полон ли сосуд. Все подтвердили - да, полон. Тогда мудрец взял коробку с мелкими камушками, высыпал в сосуд и несколько раз легонько встряхнул его. Камушки раскатились в промежутки между большими и заполнили их. После этого мудрец снова спросил учеников, полон ли сосуд теперь. Они снова подтвердили - полон. И наконец мудрец взял со стола коробку с песком и высыпал его в сосуд. Песок, конечно же, заполнил последние промежутки между камнями.

Теперь - обратился мудрец к ученикам - я хотел бы, чтобы вы смогли увидеть в этом сосуде свою жизнь. Крупные камни - это важные вещи в жизни: ваш путь, ваша вера, ваша семья, ваш любимый человек, ваше здоровье, ваши дети - те вещи, которые даже не будь всего остального, все еще смогут наполнить вашу жизнь. Мелкие камушки представляют менее важные вещи, такие, как, например, работа, дом, увлечения. Песок - это жизненные мелочи, повседневная суета. Если вы заполните сосуд вначале песком, то уже не останется места для более крупных камней. Также и в жизни: если вы всю вашу энергию израсходуете на мелкие поступки, то для больших уже ничего не останется. Поэтому обращайте внимание, прежде всего, на важные вещи, находите время для ваших детей и любимых, следите за своим здоровьем. У вас останется еще достаточно времени для работы, для дома, для празднований и всего остального. Следите за вашими большими камнями - только они имеют цену, все остальное - лишь песок.

7. Видеофильм "Из жизни класса".

Дорогие мои ученики!
Как дороги вы мне
Прекрасно, что вы есть,
Здоровья вам сполна,
Живите долго, по сто лет!
Успехов, счастья вам!
Дерзайте в добрый час.

За особые успехи принято вручать медали. Вот и я приготовила вам медали, которые хочу вам вручить (зачитывается содержание).

Чтоб вашей любознательности пыл
На жизненных дорогах не остыл, а преумножался,
Творите, созидайте!
Пусть мир узнает Вас,
И вы его познайте!
Стихотворение "Друзьям".

А сейчас очередь за родителями и учителями высказать приятные эпитеты нашим милым выпускникам.

IV. Заключение.

Итак, мы подходим к развязке. Я не могу не прочитать еще одну притчу, которая называется "Если ласточка смогла, ты тоже можешь" (стр. 75)

Если ласточка смогла, ты тоже сможешь.

Каждый год наступает весна, когда морские ласточки совершают перелет с Северного полюса на Южный, а потом через несколько месяцев, пускаются в обратный путь. Они должны пролететь 17 тысяч км, полагаясь только на силу своих крыльев. Часто на расстоянии 3 тысяч км полета вокруг нет ни одного клочка земли, только море. Но, несмотря ни на что, они проделывают этот путь, чтобы вернуться точно в то место, где они оставили свое гнездо. Птицы летят над гигантскими волнами, способными перевернуть огромный корабль, выдерживают такие порывы ветров и бурь, которые предпочитают обходить стороной современные самолеты, переносят такие низкие температуры, которые заставляют поворачивать назад оснащенные по последнему слову техники полярные экспедиции. Ничто на может сбить их с пути, и рано или поздно они долетают до своей цели.

Если маленькая морская ласточка может, собрав все свои силы преодолеть столько препятствий для достижения цели, то неужели мы не сможем?!

У каждого из нас есть крылья души для полета, для осуществления своей мечты. Нам нужно только не уставать, прилагать все силы и днем, и ночью. Не затягивать отдых на теплых берегах. На нашем пути будут и волны, и ветра, и холод, но мы дойдем до цели. Если маленькая ласточка смогла, сможешь и ты.

Сегодня вы как эти ласточки, улетающие в дальние странствия. Но вы будете прилетать в свое родное гнездышко, на чистое, теплое, и вас будут ждать не только родители, но и школа, и учителя. Поэтому я приготовила для вас небольшой сюрприз. Вот эти лебеди - которые собрались улететь, окрепшие крылья, взоры устремлены вверх, также как и у вас. Их здесь - 22, вас - тоже. Каждому из вас я написала на память несколько строчек - пожеланий, каждый возьмет свое и прочитаете. Одинаковых нет, каждому - свое. (Рассказать про платок - напоминание о последнем лете студенчества. Астрахань, поезд, пожелания друг другу. Мелочь - но приятные воспоминания. Плакат пожеланий. До прощального бала написать пожелания друг другу. На прощальном балу разрезать и раздать)

И в заключение - стихотворение.
Удивляясь - мы учимся жить,
Ошибаясь - мы учимся жить,
Обжигаясь - мы учимся жить,
По другому не быть!
Помогая - мы учимся жить,
Создавая - мы учимся жить,
Защищая - мы учимся жить,
В сердце силу растить!
Мрак откинув - как факел горим,
Маски скинув - как факел горим,
Сердце вынув - как факел горим,
И на этом стоим!
В жизни можно по-разному жить,
В горе можно, и в радости,
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно так: на рассвете встать
И, помышляя о чуде,
Рукой обожженной солнце достать
И подарить его людям!

На это наш классный час завершен. Спасибо всем за участие. Всего доброго!

По алфавиту Самые новые Самые старые

Старший сын пришел из школы расстроенный. — Что случилось, сынок? — спросила мать. Слезы вдруг потекли по щекам мальчика, и он с трудом проговорил: — Учитель сказал, что я не способен к учебе. Я провалил экзамен. Все дети хорошо читают, а я еле-еле. Хотя я так стараюсь. Отец обнял сына и мягко сказал: — Не горюй, тебе поможет один волшебный закон: учить, значит учиться. — А как...

Хинг Ши не был богатым человеком, при том, что у него была процветающая школа, в которой обучались множество юношей, приезжавших к нему со всего Китая. Однажды, один из учеников спросил его: - Учитель, слава твоя гремит по всей стране, ты мог бы быть богатым человеком, не знающим, что такое забота о завтрашнем дне. Почему же ты не стремишься к богатству? - У меня есть всё, что мне нужно для...

Притча для тех, кому трудно Профессор взял стакан с водой, вытянул вперёд руку со стаканом и спросил своих учеников: — Как вы думаете, сколько весит этот стакан? В аудитории оживлённо зашептались. — Примерно 200 грамм! Нет, грамм 300, пожалуй! А может и все 500! — стали раздаваться ответы. — Я конечно не узнаю точно, пока не взвешу его. Но сейчас это и не нужно. Мой вопрос вот какой: ...

Однажды Чжао Цзэн спросил у Учителя, что важнее в человеке: внешняя красота или внутренняя. В ответ на это Хинг Ши спросил ученика: - Скажи, если бы тебе понадобилось купить дом, а денег хватало бы либо на красивый внешне, но неуютный дом, либо на невзрачный, но тёплый и надёжный. Что бы ты выбрал? - Я бы предпочёл простой внешне, но удобный внутренне дом. - А если бы дом покупал человек...

Группа выпускников, успешных, сделавших замечательную карьеру, пришли в гости к своему старому профессору. Конечно же, вскоре разговор зашел о работе — выпускники жаловались на многочисленные трудности и жизненные проблемы. Предложив своим гостям кофе, профессор пошел на кухню и вернулся с кофейником и подносом, уставленным самыми разными чашками — фарфоровыми, стеклянными, ...

Однажды Будда проходил со своими учениками мимо деревни, в которой жили противники буддистов. Жители деревни выскочили из домов, окружили Будду и учеников, и начали их оскорблять. Ученики тоже начали распаляться и готовы были дать отпор, однако присутствие Будды действовало успокаивающе. Но слова Будды привели в замешательство и жителей деревни, и учеников. Он повернулся к ученикам...

Один мудрец всю жизнь был счастливым. Он все время улыбался, смеялся, никто и никогда не видел его грустным. Когда он состарился и уже лежал на смертном одре, собираясь уйти в мир иной, один из его учеников сказал: — Мы поражены вами, Учитель. Почему вы никогда не грустите? Как вам это удается? На что старик ответил: — Когда-то, когда я был молодым, я спросил об этом же у своего мастера. ...

Пришел Ученик к Учителю и начал жаловаться. Естественно, на свою тяжелую жизнь. (Конкретные слова приводить не буду, если не придумаете сами какой-нибудь жалостливой истории – газетку почитайте. Лучше что-нибудь из «желтой прессы».) Попросил у Учителя совета, что делать, когда и то навалилось, и другое, и третье, и вообще, просто руки опускаются! Учитель молча поднялся и поставил перед...

  • 1

    Вылететь из гнезда ещё ничего не означает Притча от Александра Выженко

    Как-то летом на пасеку к Старчику пришла целая ватага бурсаков-философов, выпускников Киево-Могилянской Академии. Каждый из них старался «блеснуть» перед седым мудрецом уровнем знаний, полученных в...

  • 2

    Чашки кофе Современная притча

    Группа выпускников престижного вуза, успешных, сделавших замечательную карьеру, пришли в гости к своему старому профессору. Во время визита разговор зашёл о работе: выпускники жаловались на...
    ... фарфоровыми, стеклянными, пластиковыми, хрустальными. Одни были простые, другие дорогие. Когда выпускники разобрали чашки, профессор сказал: - Обратите внимание, что все красивые чашки

  • 3

    Напутствие Притча от Максима Максимова

    Пришло время студентам после выпуска разъезжаться по местам работы. Один выпускник во время прощания попросил уважаемого наставника пожелать им что-нибудь на прощание. А тот, вдруг, спросил: - Знаете...

  • 4
  • 5

    Школа Совы Притча от Шалвы Амонашвили

    Птицы отдали своих птенцов в школу Совы. Сова в безлунную ночь усадила учеников на ветку и приступила подготавливать их к жизни. Она дала им знания, умения и навыки об основах наук гадания по...
    ... срочно залезла в дупло, ибо наступило утро и взошло солнце. Выпускники оглянулись: нет на небе звёзд, нет одиночества, нет ночного леса

  • 6

    Третье яблоко Притча про Насреддина

    Сын Муллы Насреддина вернулся из университета. Там он изучал логику и стал «великим философом» - как каждый склонен думать в юности. Сын, как и каждый выпускник университета, был очень заинтересован...

  • 7
  • 8
  • 9
  • 10