Рассказанный автором эпизод не оставляет никаких. С.В.Морозова, учитель русского языка и литературы: Подготовка к ЕГЭ


Примечание.

А.
Следует различать следующие проблемы:
1. Национальное самоопределение;
2. Национальные особенности народа;
3. Самобытность каждого народа;
4. Национальный дух.

Б.

Помните, что эти проблемы близки, но каждая из них имеет свои конкретные отличительные черты.

Предлагаю Вам образец сочинения по 4-ой проблеме.

Проблема, поднятая в тексте Покровского,- вопрос о том, что такое национальный дух. Да, действительно, зачастую этой "силе" пытаются дать определение. Каждый даёт ей свою характеристику: одни считают её таинственной и мистической, другие - непонятной. неизвестной. Но ни одно из этих определений не является точным.

Покровский считает, что если нации угрожает опасность, то "побеждает не тот, у кого больше людей и оружия. а тот, у кого больше стойкости и мужества". Я согласна (согласен) с мнением автора. Так, например, в годы Великой Отечественной войны наш народ проявил лучшие национальные качества - героизм, отвагу и несгибаемую силу духа.

Ярким примером является роман-эпопея Л.Н.Толстого "Война и мир". Один из главных героев произведения Андрей Болконский разговаривает со своим другом, Пьером Безуховым накануне Бородинского сражения. Они осуждают Наполеона, говорят о предстоящем сражении. Болконский говорит, что его соотечественники "всем миром навалиться хотят". он подчёркивает. что в решающий момент для страны весь народ - от крестьянина до генералов - объединился перед лицом опасности. Толстой паказывает героическое сражение на Багратионовских флешах, редутах Раевского офицеров и солдат, их мужество и отвагу. Конечно, сражение не было выиграно, но, как говорил Кутузов, оно "не было проиграно": национальный дух не был сломлен.

Другой пример - моё любимое произведение Б.Васильева "В списках не значился". Молодой лейтенант Плужников едет к месту назначения, в Брестскую крепость. Приехал он 21-ого июня. Его не успели зачислить в гарнизон, потому что на следующий день началась война. Крепость оборонялась в течение нескольких месяцев в полном окружении. Плужников остался её последним защитником. 12 апреля 1942 года он, узнав от Савицкого, что под Москвой немцы были разбиты, решил выйти на поверхность. Плужников просит Савицкого, которого немцы направили к нему с предложением сдаться, передать своим, что "крепость не умерла, она просто истекла кровью, я последняя её капля". Когда герой вышел из каземата. немецкий генерал приказал назвать своё имя. Плужников ответил:"Я русский солдат". Перед генералом и немецкими солдатами стоял исхудавши, поседевший человек. а ведь ему было всего 20 лет. Поражённые мужествои и несгибаемой силой духа отважного защитника крепости, фашисты отдают честь той силе, которая называется "национальный дух".

Итак, проблема, поднятая автором. актуальна для современного общества. Моё поколение в большинстве своём знает о войне из книг и СМИ. Наше общество должно помнить и сохранять великое наследие наших предков. Сегодня Бородинское поле и Брестская крепость - это памятники силе русского национального духа. Задача подрастающего поколения - быть достойными преемниками предыдущих поколений.


Единый государственный экзамен по РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Инструкция по выполнению работы

На выполнение экзаменационной работы по русскому языку даётся
3,5 часа (210 минут). Работа состоит из 3 частей.

Часть 1 включает 30 заданий (А1–А24). К каждому из них даны
четыре варианта ответа.

Часть 2 включает 1 задание (С1) и представляет собой небольшую
письменную работу по тексту (сочинение-рассуждение).

Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются.
Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно
больше баллов.

Все бланки ЕГЭ заполняются яркими чёрными чернилами. Допускается
использование гелевой, капиллярной или перьевой ручек.

При выполнении заданий Вы можете пользоваться черновиком.
Обращаем Ваше внимание на то, что записи в черновике не будут
учитываться при оценивании работы.
Желаем успеха!

5 направлений сочинений по литературе.

Министерство образования и науки Российской Федерации огласило направления для итогового сочинения в 11-х классах на учебный год 2014/2015.

Пять направлений.

Советом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах были отобраны следующие направления: «Недаром помнит вся Россия...» (200-летний юбилей Лермонтова), «Вопросы, заданные человечеству войной», «Человек и природа в отечественной и мировой литературе», «Спор поколений: вместе и врозь» и «Чем живы люди?»

По темам, разработанным в соответствии с этими направлениями, выпускникам предстоит рассуждать, опираясь на произведения отечественной и мировой литературы. На основе этих направлений к декабрю Рособрнадзор разработает темы итоговых сочинений. Они будут отличаться для разных часовых поясов, и узнают их учащиеся только на экзамене.

Сочинение вводится в перечень выпускных экзаменов школьников начиная с 2014/2015 учебного года. Писать сочинение выпускникам предстоит в декабре, а пересдать его можно будет в феврале и конце апреля – начале мая.

Первое направление фигурирует в релизе как "Недаром помнит вся Россия...". Отмечается, что данная тема посвящена 200-летнему юбилею со дня рождения Михаила Лермонтова.

Второе направление озаглавлено как "Вопросы, заданные человечеству войной". Пресс-служба отмечает, что это направление "ориентирует обучающихся на размышления о причинах войны, влиянии войны на судьбу человека и страны, о нравственном выборе человека на войне", опираясь на литературу.

Третье и четвёртое направления , предложенные Минобрнауки РФ - "Человек и природа в отечественной и мировой литературе" и "Спор поколений: вместе и врозь". Во второй из этих двух тем выпускникам рекомендуется порассуждать "о семейных ценностях" и "различных гранях проблемы взаимоотношений между поколениями".

Пятое направление для сочинения – "Чем люди живы?" – будет тесно связано со Львом Толстым. Темы этого направления "предполагают рассуждение о ценностных ориентирах человека и человечества, об этико-нравственных, философских, социальных аспектах бытия" сквозь призму отечественной и зарубежной литературы.

По словам Министра образования РФ Дмитрия Ливанова, итоговые сочинения в 11 классе были введены по распоряжению президента РФ Владимира Путина с целью повышения уровня чтения и изложения собственных мыслей у школьников.


"Мы исходили из того, что задачами введения этой подзабытой формой испытаний является мотивация школьников на изучение в школе литературы и в целом на пробуждение их интереса к чтению, способности излагать свои мысли, аргументировать, отстаивать свою позицию", - сказал Ливанов.При этом он подчеркнул, что выбором итоговых тем занимались не чиновники, а вдова писателя Александра Солженицына Наталья Солженицына.

Берг, зять Ростовых, был уже полковник с Владимиром и Анной на шее и занимал все то же покойное и приятное место помощника начальника штаба, помощника первого отделения начальника штаба второго корпуса. Он 1 сентября приехал из армии в Москву. Ему в Москве нечего было делать; но он заметил, что все из армии просились в Москву и что-то там делали. Он счел тоже нужным отпроситься для домашних и семейных дел. Берг, в своих аккуратных дрожечках на паре сытых саврасеньких, точно таких, какие были у одного князя, подъехал к дому своего тестя. Он внимательно посмотрел во двор на подводы и, входя на крыльцо, вынул чистый носовой платок и завязал узел. Из передней Берг плывущим, нетерпеливым шагом вбежал в гостиную и обнял графа, поцеловал ручки у Наташи и Сони и поспешно спросил о здоровье мамаши. — Какое теперь здоровье? Ну, рассказывай же, — сказал граф, — что войска? Отступают или будет еще сраженье? — Один предвечный Бог, папаша, — сказал Берг, — может решить судьбы отечества. Армия горит духом геройства, и теперь вожди, так сказать, собрались на совещание. Что будет, неизвестно. Но я вам скажу вообще, папаша, такого геройского духа, истинно древнего мужества российских войск, которое они — оно, — поправился он, — показали или выказали в этой битве 26 числа, нет никаких слов достойных, чтоб их описать... Я вам скажу, папаша (он ударил себя в грудь так же, как ударял себя один рассказывавший при нем генерал, хотя несколько поздно, потому что ударить себя в грудь надо было при слове «российское войско»), — я вам скажу откровенно, что мы, начальники, не только не должны были подгонять солдат или что-нибудь такое, но мы насилу могли удерживать эти, эти... да, мужественные и древние подвиги, — сказал он скороговоркой. — Генерал Барклай де Толли жертвовал жизнью своей везде впереди войска, я вам скажу. Наш же корпус был поставлен на скате горы. Можете себе представить! — И тут Берг рассказал все, что он запомнил, из разных слышанных за это время рассказов. Наташа, не спуская взгляда, который смущал Берга, как будто отыскивая на его лице решения какого-то вопроса, смотрела на него. — Такое геройство вообще, каковое выказали российские воины, нельзя представить и достойно восхвалить! — сказал Берг, оглядываясь на Наташу и как бы желая ее задобрить, улыбаясь ей в ответ на ее упорный взгляд... — «Россия не в Москве, она в сердцах ее сынов!» Так, папаша? — сказал Берг. В это время из диванной, с усталым и недовольным видом, вышла графиня. Берг поспешно вскочил, поцеловал ручку графини, осведомился о ее здоровье и, выражая свое сочувствие покачиванием головы, остановился подле нее. — Да, мамаша, я вам истинно скажу, тяжелые и грустные времена для всякого русского. Но зачем же так беспокоиться? Вы еще успеете уехать... — Я не понимаю, что делают люди, — сказала графиня, обращаясь к мужу, — мне сейчас сказали, что еще ничего не готово. Ведь надо же кому-нибудь распорядиться. Вот и пожалеешь о Митеньке. Это конца не будет! Граф хотел что-то сказать, но, видимо, воздержался. Он встал с своего стула и пошел к двери. Берг в это время, как бы для того, чтобы высморкаться, достал платок и, глядя на узелок, задумался, грустно и значительно покачал головой. — А у меня к вам, папаша, большая просьба, — сказал он. — Гм?.. — сказал граф, останавливаясь. — Еду я сейчас мимо Юсупова дома, — смеясь, сказал Берг. — Управляющий мне знакомый, выбежал и просит, не купите ли что-нибудь. Я зашел, знаете, из любопытства, и там одна шифоньерочка и туалет. Вы знаете, как Верушка этого желала и как мы спорили об этом. (Берг невольно перешел в тон радости о своей благоустроенности, когда он начал говорить про шифоньерку и туалет.) И такая прелесть! выдвигается и с аглицким секретом, знаете? А Верочке давно хотелось. Так мне хочется ей сюрприз сделать. Я видел у вас так много этих мужиков на дворе. Дайте мне одного, пожалуйста, я ему хорошенько заплачу и... Граф сморщился и заперхал. — У графини просите, а я не распоряжаюсь. — Ежели затруднительно, пожалуйста, не надо, — сказал Берг. — Мне для Верушки только очень бы хотелось. — Ах, убирайтесь вы все к черту, к черту, к черту и к черту!.. — закричал старый граф. — Голова кругом идет. — И он вышел из комнаты. Графиня заплакала. — Да, да, маменька, очень тяжелые времена! — сказал Берг. Наташа вышла вместе с отцом и, как будто с трудом соображая что-то, сначала пошла за ним, а потом побежала вниз. На крыльце стоял Петя, занимавшийся вооружением людей, которые ехали из Москвы. На дворе все так же стояли заложенные подводы. Две из них были развязаны, и на одну из них влезал офицер, поддерживаемый денщиком. — Ты знаешь за что? — спросил Петя Наташу (Наташа поняла, что Петя разумел: за что поссорились отец с матерью). Она не отвечала. — За то, что папенька хотел отдать все подводы под раненых, — сказал Петя. — Мне Васильич сказал. По-моему... — По-моему, — вдруг закричала почти Наташа, обращая свое озлобленное лицо к Пете, — по-моему, это такая гадость, такая мерзость, такая... я не знаю! Разве мы немцы какие-нибудь?.. — Горло ее задрожало от судорожных рыданий, и она, боясь ослабеть и выпустить даром заряд своей злобы, повернулась и стремительно бросилась по лестнице. Берг сидел подле графини и родственно-почтительно утешал ее. Граф с трубкой в руках ходил по комнате, когда Наташа, с изуродованным злобой лицом, как буря ворвалась в комнату и быстрыми шагами подошла к матери. — Это гадость! Это мерзость! — закричала она. — Это не может быть, чтобы вы приказали. Берг и графиня недоумевающе и испуганно смотрели на нее. Граф остановился у окна, прислушиваясь — Маменька, это нельзя; посмотрите, что на дворе! — закричала она. — Они остаются!.. — Что с тобой? Кто они? Что тебе надо? — Раненые, вот кто! Это нельзя, маменька; это ни на что не похоже... Нет, маменька, голубушка, это не то, простите, пожалуйста, голубушка... Маменька, ну что нам-то, что мы увезем, вы посмотрите только, что на дворе... Маменька!.. Это не может быть!.. Граф стоял у окна и, не поворачивая лица, слушал слова Наташи. Вдруг он засопел носом и приблизил свое лицо к окну. Графиня взглянула на дочь, увидала ее пристыженное за мать лицо, увидала ее волнение, поняла, отчего муж теперь не оглядывался на нее, и с растерянным видом оглянулась вокруг себя. — Ах, да делайте, как хотите! Разве я мешаю кому-нибудь! — сказала она, еще не вдруг, сдаваясь. — Маменька, голубушка, простите меня! Но графиня оттолкнула дочь и подошла к графу. — Mon cher, ты распорядись, как надо... Я ведь не знаю этого, — сказала она, виновато опуская глаза. — Яйца... яйца курицу учат... — сквозь счастливые слезы проговорил граф и обнял жену, которая рада была скрыть на его груди свое пристыженное лицо. — Папенька, маменька! Можно распорядиться? Можно?.. — спрашивала Наташа. — Мы все-таки возьмем все самое нужное... — говорила Наташа. Граф утвердительно кивнул ей головой, и Наташа тем быстрым бегом, которым она бегивала в горелки, побежала по зале в переднюю и по лестнице на двор. Люди собрались около Наташи и до тех пор не могли поверить тому странному приказанию, которое она передавала, пока сам граф именем своей жены не подтвердил приказания о том, чтобы отдавать все подводы под раненых, а сундуки сносить в кладовые. Поняв приказание, люди с радостью и хлопотливостью принялись за новое дело. Прислуге теперь это не только не казалось странным, но, напротив, казалось, что это не могло быть иначе; точно так же, как за четверть часа перед этим никому не только не казалось странным, что оставляют раненых, а берут вещи, но казалось, что не могло быть иначе. Все домашние, как бы выплачивая за то, что они раньше не взялись за это, принялись с хлопотливостью за новое дело размещения раненых. Раненые повыползли из своих комнат и с радостными бледными лицами окружили подводы. В соседних домах тоже разнесся слух, что есть подводы, и на двор к Ростовым стали приходить раненые из других домов. Многие из раненых просили не снимать вещей и только посадить их сверху. Но раз начавшееся дело свалки вещей уже не могло остановиться. Было все равно, оставлять все или половину. На дворе лежали неубранные сундуки с посудой, с бронзой, с картинами, зеркалами, которые так старательно укладывали в прошлую ночь, и все искали и находили возможность сложить то и то и отдать еще и еще подводы. — Четверых еще можно взять, — говорил управляющий, — я свою повозку отдаю, а то куда же их? — Да отдайте мою гардеробную, — говорила графиня. — Дуняша со мной сядет в карету. Отдали еще и гардеробную повозку и отправили ее за ранеными через два дома. Все домашние и прислуга были весело оживлены. Наташа находилась в восторженно-счастливом оживлении, которого она давно не испытывала. — Куда же его привязать? — говорили люди, прилаживая сундук к узкой запятке кареты, — надо хоть одну подводу оставить. — Да с чем он? — спрашивала Наташа. — С книгами графскими. — Оставьте. Васильич уберет. Это не нужно. В бричке все было полно людей; сомневались о том, куда сядет Петр Ильич. — Он на козлы. Ведь ты на козлы, Петя? — кричала Наташа. Соня не переставая хлопотала тоже; но цель хлопот ее была противоположна цели Наташи. Она убирала те вещи, которые должны были остаться; записывала их, по желанию графини, и старалась захватить с собой как можно больше.

Часть 1.

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1)«Посеешь поступок - пожнёшь привычку; посеешь привычку - пожнёшь характер; посеешь характер - пожнёшь судьбу». (2) Так говорили древние, и в этой фразе заложен глубокий смысл. (3)……. состояние организма, здоровье человека, его работоспособность, а в конечном счёте и судьба зависят от множества мелочей, которые окружают нас дома и на работе, в семье и в производственном коллективе.

1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1.Человек, формируя определённые привычки, создаёт свой характер и сам строит свою судьбу.

2.Древние говорили, что в основе характера лежит привычка, а характер лежит в основе судьбы.

3.Судьба человека зависит от его привычек и характера, и сам человек определяет, какой она будет.

4.Во фразах древних всегда заложен глубокий смысл, и эта пословица не исключение. Состояние организма, здоровье человека, его работоспособность зависят от мелочей.

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

В самом деле, Наверное, К счастью, Пока Хотя

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СУДЬБА. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

1.Стечение обстоятельств, не зависящих от воли человека, ход жизненных событий. С. столкнула старых друзей. Избранник с.(счастливец; книжн.). Удары, превратности судьбы.

2.Доля, участь. Счастливая с. Узнать о с. родных.

3.История существования кого-чего-н. У этой рукописи интересная с.

4.Будущее, то, что случится, произойдёт (книжн.). Судьбы человечества.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

цЕпочка кУхонный нефтепровОд сирОты дозвонИмся

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

Вот что значит УДАЧНАЯ фраза, сказанная в нужный момент в нужном месте.

Маститые ученые предлагали массу вполне ЛОГИЧНЫХ объяснений результатов опытов.

На улице ЦЕЛЬНЫЙ день моросит холодный осенний дождь.

Месяц еще не вставал, и только две звездочки, как два СПАСИТЕЛЬНЫЕ маяка, сверкали на темно-синем своде.

Всю ночь напролет поют в наших лесах ГОЛОСИСТЫЕ соловьи.

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ЛЯЖЬТЕ на пол ДВУМЯСТАМИ рублями НАИБОЛЕЕ ИНТЕРЕСНО

пяти ГЕКТАРОВ немного ПОМИДОРОВ

7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

8. Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

в..негрет выг..рать хв..стливый б..рюзовый патри..тический

9 . Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

и..сякший, во..дать

п..проще, н..рекание

пр..бой, пр..оритет

ра..писать, бе..домный

п..слание, з..певала

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

претерп..вать въедл..вый увес..стый привередл..вый успоко..л

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

выдвин..шь расходу..мые закле..те среж..шь пен..щиеся

12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

1.(НЕ)ЯВИВШИЙСЯ на экзамен ученик был болен.

2.Актёр говорил (НЕ)ГРОМКО, но выразительно.

3.Забор на нашей даче до сих пор (НЕ)ПОКРАШЕН.

4.Ученик рассказывал текст наизусть, (НЕ)СМОТРЯ в книгу.

5.До каникул оставалось (НЕ)БОЛЬШЕ недели.

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

1.(В)ТЕЧЕНИЕ многих часов охотник просиживал у норы и не слышал, ЧТО(БЫ) лисица заворчала или тявкнула.

2.Анна Михайловна писала на фронт (ПО)ПРЕЖНЕМУ адресу и (ПО)ПРЕЖНЕМУ ждала письма.

3.(В)СКОРЕ солнце совсем скрылось за острым хребтом, и тотчас (ОТ)ТУДА вылетел в небо веер ярко-рыжих лучей.

4.Мой спутник (БЕЗ)УСТАЛИ провожал глазами каждую птицу и (В)ТАЙНЕ обдумывал план нашей будущей охоты.

5.Эти места, знакомые охотнику только (ПО)НАСЛЫШКЕ, (ПО)ПРАВУ могут рассчитывать на широкую известность.

14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Перед нами расстилалось широкое поле, уката(1)ое некогда лихими тройками, а теперь донельзя выровне(2)ое дождями и заросшее некоше(3)ой высоче(4)ой травой.

15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1.Ощущение одинокого сада и холодных лесов помогло мне писать и думать.

2.Осенью откроется выставка молодых московских художников и начнется их бурное обсуждение зрителями.

3.Заблестели на листьях берёз капли не то росы не то вчерашнего дождя.

4.Васька сложил в портфель пенал и циркуль и сел заполнять дневник.

5.Дальние сопки сливаются с закатными полосами и их медленно заволакивает вечерняя дымка.

16.

Роса (1) выпадающая вечером (2) бывает такой обильной, что даже блестит ночью (3) отражая свет звёзд (4) и предсказывая тем самым жаркий день на завтра.

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Обо мне сейчас тоскует (1) мой далёкий (2) милый друг.

Ты письмо моё (4) милый (5) не комкай, до конца его (6) друг (7) прочти.

18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Обратите внимание на те деревья в лесу (1) молодые почки (2) которых (3) уже набухли.

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Если светит солнце (1) и на небе нет облаков (2) то пение птиц и запах сена чувствуется сильнее (3) и это воспоминание будит мысль (4) и уносит ее далеко- далеко.

Прочитайте текст и выполните задания 20-25.

УРОДИНА

(1) Я живу на новостройке. (2) За моим домом начинается картофельное поле.

(3) Наш дом еще не телефонизировали. (4) Поэтому возле него установлена будка телефона-автомата.

(5) Однажды моей соседке по коридору, Полине Ивановне, из смежной квартиры, сделалось плохо с сердцем. (6) Возле будки телефона-автомата скопилось достаточно много народа, я объяснил, в чем дело, и меня пропустили вне очереди. (7) Однако оказалось, что вызвать неотложку не так- то просто. (8) То абонент оказывался занят, то почему-то не снимали трубку.

(9) И вдруг дверца кабины распахнулась, и через мое плечо нажали на рычаг.

(10) Передо мной стояла девушка лет двадцати. (11) Очень красивая. (12) Той редкой, бросающейся в глаза красотой, о которой поэт говорил: (13) «Слепой лишь ее не заметит…». (14) Подобная красота столь же редкий дар природы для человека, как талант или даже гениальность. (15) И поэтому поражает.

(16) –Мне надо позвонить, –сказала девушка. (17) «Мне надо!» –для нее это уже значило все. (18) –Меня там ждут. (19) Я спешу! (20) Вы понимаете это?! –добавила она с тем раздражением в голосе, что, мол, мне некогда, а тут некоторые, –она выразительно посмотрела на меня…

(21) –Ну и что? –возмущенно раздалось из очереди. (22) –Не мешайте гражданину.

(23) Я приготовил другую монету, но она выскользнула у меня из рук и покатилась по тротуару.

(24) Пока мне помогали ее поднять, девушка впорхнула в будку и набрала нужный ей номер.

(25) –Что же вы ее пропустили? – укоризненно сказал я мужчине, стоящему перед дверью первым.

(26) –Себе дороже будет! – усмехнулся он. (27) –У меня свои такие. (28) Им слова не скажи, лучше отойти да стать в сторонку.

(29)Девушка разговаривала в будке громко, не обращая на посторонних внимания, и слышно было всем.

(30)- Серёжа! - кричала она. (31)- Как договорились, жду на условленном месте.

(32)Видимо, абонент что-то пробурчал недовольно, сделал ей какое-то замечание, девушка оглянулась на нас: (33)- Да тут всякие...

(34)Она неторопливо повесила трубку и величаво прошла мимо нас, гордо вскинув подбородок, а возле меня она приостановилась и шепнула так, чтоб не слышно было другим:

(35)- Уродина!..

(36)Во второй раз я дозвонился быстро, продиктовал адрес и поспешил к лифту, помня, что Полина Ивановна в квартире осталась одна.

(37)Дверь в квартиру к Полине Ивановне оказалась незапертой. (38)Полина Ивановна лежала на кровати, прикрыв глаза.

(39)- Сейчас приедет неотложка.

(40)- Спасибо.

(41)- Как вы себя чувствуете?

(42)-Лучше.

(43)Полина Ивановна молчала. (44) Молчал и я, не зная, что говорить, что делать.

(45)Неожиданно в комнату вошла знакомая мне девушка, которую я видел у телефонной будки. (46)Дверь в квартиру оставалась незапертой, и поэтому девушка вошла неслышно.

(47)- Вы здесь?! - взглянув на меня, сказала она с нескрываемым возмущением.

(48)- Моя внучка, - светлея лицом, прошептала Полина Ивановна.

(49)- Так это вы не для себя звонили, так старались? (50)Для других старались?- спросила девушка, с любопытством рассматривая меня.

(51)- Бабусик, я пойду, - обратилась она к Полине Ивановне. (52)- Один парень взял на меня билет в кино на «Покаяние». (53)Что у кинотеатра делается! (54)Психоз какой-то! (55)А ты побеседуй с этим джентльменом. (56)Приятная компания. (57)Ну, помчалась. (58) Целую!

(59)Неотложка пришла через несколько минут. (60)Возможно, девушка встретилась с врачом где-нибудь у лифта. (61)Полину Ивановну осмотрели и сказали, что необходимо срочно отправить её в больницу. (62)Положили на носилки, закрыли одеялом до подбородка и унесли.

(63)Я смотрел в окно и удивлялся, почему машина так долго стоит у нашей парадной. (64)Наконец она ушла. (65)А на другой день я узнал, что ещё в лифте Полина Ивановна умерла. (По П.Васильеву)

Васильев Павел Александрович (1929–1990) – русский писатель-прозаик. Основная тема его произведений – война. Наиболее известные книги: «Парень в кепке», «Весной, после снега», «Выбор», «Судома-гора» и др.

20. Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1. Дом был старый и предназначался под снос, поэтому его не телефонизировали.

2. У Полины Ивановны случился приступ аппендицита.

3. Вызвать неотложку оказалось делом сложным.

4. Внучка Полины Ивановны была редкой красоты.

5. Полина Ивановна умерла утром следующего дня.

21. Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера ответов.

1. В предложениях 1-5 представлено описание.

2. Предложения 37-44 включают элемент рассуждения.

3. Предложение 8 поясняет содержание предложения 7.

4. В предложениях 32-35 представлено повествование.

5. Предложение 7 содержит подтверждение суждения, высказанного в предложении 6.

22. Из предложений 10-15 выпишите слово со значением «что-л. очень ценное, важное, чем человек наделен от природы».

23. Среди предложений 37-47 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи лексического повтора. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

24. «Рассказанный автором эпизод не оставляет никаких сомнений в том, к кому относится слово, взятое в качестве заголовка. Весь текст построен на контрасте красоты внешней - редкого дара природы - и внутренней - той, которая не бросается в глаза и заметна порой только в отношении к близким. Писатель прибегает к таким синтаксическим средствам выразительности, как (А)……(предложения 25-27, 39-42, 47-50), (Б)……(предложения 20, 33), (В) …….(предложения 3-4, 10-11,14-15), которые придают динамику сюжету. Оживляет повествование и (Г)…….. («неотложка», «впорхнула», «бабусик»,«помчалась»)».

Список терминов:

1) вопросно-ответное единство

2) сравнительный оборот

3) парцелляция

4) неполные предложения

5) профессиональная лексика

6) олицетворение

7) разговорная лексика

8) фразеологизмы

9) эпитеты

Часть 2.

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Ответы

Вариант 10 – Незнайка (по Демо 2017)

1 13

2 всамомделе

3 2

4 цепочка

5 целый

6 лягте

7 31947

8 выгорать

9 прибойприоритет

10 претерпевать

11 заклеите

12 негромко

13 вскореоттуда

14 124

15 35

16 123

17 4567

18 1

19 23

20 125

21 125

22 дар

23 3844

24 1437

4. Проблема эгоизма. (В чём проявляется духовное уродство человека? Может ли внешне красивый человек быть уродливым?)

4. Люди, заботящиеся только о себе, часто остаются безразличными даже к самым близким.

В творчестве нет жестких правил - кроме правила знать азы творчества.

На физическом уровне написать произведение (рассказ, повесть роман) – значит придумать некие события, которые происходят с героем (героями), выстроить их в некую последовательность и записать.

Вот об этом и пойдет речь в данной статье.
Говорим об ЭПИЗОДАХ.

1. Структура эпизода
2. Двойственность эпизода
3. Роль эпизода в композиции произведения
4. Границы эпизода. Переходы между эпизодами
5. Сколько должно быть эпизодов?
6. Метод анализа эпизодов

ЭПИЗОД

Одно из связанных между собой событий в сюжете, имеющее более или менее самостоятельное значение в произведении.
Эпизод связан с основной темой вещи, но закончен в себе и может быть выделен, как отдельный рассказ.

Другими словами, эпизод имеет МИКРОСЮЖЕТ, который раскладывается на те же составляющие, что и классический порядок частей в композиции художественного произведения: экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию и развязку.

Для примера рассмотрим эпизод встречи Маргариты и Азазелло в Александровском саду (Булгаков. Мастер и Маргарита)

Эпизод начинается с мини-экспозиции – героиня в таком-то месте делает то-то.

Через несколько минут Маргарита Николаевна уже сидела под кремлевской стеной на одной из скамеек, поместившись так, что ей был виден Манеж. Маргарита щурилась на яркое солнце, вспоминала свой сегодняшний сон, вспоминала, как ровно год, день в день и час в час, на этой же самой скамье она сидела рядом с ним. И точно так же, как и тогда, черная сумочка лежала рядом с нею на скамейке.

Она совсем запечалилась и понурилась. Но тут вдруг та самая утренняя волна ожидания и возбуждения толкнула ее в грудь. «Да, случится!»

Удивленная Маргарита Николаевна повернулась и увидела на своей скамейке гражданина, который, очевидно, бесшумно подсел в то время, когда Маргарита загляделась на процессию и, надо полагать, в рассеянности вслух задала свой последний вопрос.

Действие развивается – герои общаются друг с другом, и, наконец, наступает кульминация.

– Мерзавец! – отозвалась та, оборачиваясь, и тут же услышала за собой голос рыжего:
– Тьма, пришедшая со средиземного моря, накрыла ненавидимый прокуратором город. Исчезли висячие мосты, соединяющие храм со страшной Антониевой башней… Пропал Ершалаим, великий город, как будто не существовал на свете… Так пропадите же вы пропадом с вашей обгоревшей тетрадкой и сушеной розой! Сидите здесь на скамейке одна и умоляйте его, чтобы он отпустил вас на свободу, дал дышать воздухом, ушел бы из памяти!
Побелев лицом, Маргарита вернулась к скамейке. Рыжий глядел на нее, прищурившись.

– Еду! – с силой воскликнула Маргарита и ухватила Азазелло за руку, – еду, куда угодно!
Азазелло, облегченно отдуваясь, откинулся на спинку скамейки, закрыв спиной крупно вырезанное слово «Нюра», и заговорил иронически:

Затем, как водится, идет описание изменившейся среды, в которой отныне находится герой.

Маргарита повернулась туда, куда указывал Азазелло, но ничего особенного не обнаружила. Тогда она обернулась к Азазелло, желая получить объяснение этому нелепому «ба!», Но давать это объяснение было некому: таинственный собеседник Маргариты Николаевны исчез. Маргарита быстро сунула руку в сумочку, куда перед этим криком спрятала коробочку, и убедилась, что она там. Тогда, ни о чем не размышляя, Маргарита торопливо побежала из Александровского сада вон.

Как видите, все структурные элементы присутствуют, благодаря чему эпизод имеет внутреннюю логику.
Однако на этом же примере мы можем ощутить и двойственность эпизода.

С одной стороны, это вроде как вполне самостоятельная единица повествования, но с другой, сам по себе=в отрыве от основной истории эпизод имеет все-таки не очень большое значение. Потому как остаются вопросы – что? как? И каким образом будет развиваться действие?

Настоящая ценность эпизода заключается в его связи с другими (эпизодами) – предшествующими и последующими.

События должны нанизываться на сюжетную нить, как бусины. Каждая бусина может представлять отдельный интерес (интересно рассматривать, приятно перекатывать в пальцах), но, на самом деле, смысл имеет ожерелье в целом.

Эпизод - только звено в цепи художественного произведения, связанное с другими звеньями разнообразными связями.

РАСПОЛОЖЕНИЕ ЭПИЗОДА В ТЕКСТЕ – ВАЖНАЯ ГРАНЬ КОМПОЗИЦИИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ.

Чтобы понять роль конкретного эпизода, надо установить связи:
- Что ему (эпизоду) предшествует?
- Что следует за ним?
Тогда станет ясна его функция.

Здороваясь с репортерами, Щавинский заметил среди них штабс-капитана в
общеармейском мундире. Он сидел, расставив врозь ноги, опираясь руками и
подбородком на эфес огромной шашки. При виде его Щавинский не удивился,
как привык ничему не удивляться в жизни репортеров. Он бывал свидетелем,
что в этой путаной бесшабашной компании пропадали по целым неделям:
тамбовские помещики, ювелиры, музыканты, танцмейстеры, актеры, хозяева
зверинцев, рыбные торговцы, распорядители кафешантанов, клубные игроки и
другие лица самых неожиданных профессий.
Когда дошла очередь до офицера, тот встал, приподнял плечи, оттопырив
локти, и отрекомендовался хриплым, настоящим армейским пропойным голосом:
- Хемм!.. Штабс-капитан Рыбников. Очень приятно. Вы тоже писатель?
Очень, очень приятно. Уважаю пишущую братию. Печать - шестая великая
держава. Что? Не правда?
При этом он осклаблялся, щелкал каблуками, крепко тряс руку Щавинского
и все время как-то особенно смешно кланялся, быстро сгибая и выпрямляя
верхнюю часть тела.
"Где я его видел? - мелькнула у Щавинского беспокойная мысль. -
Удивительно кого-то напоминает. Кого?" (Куприн. Штабс-капитан Рыбников)

Во время эпизода с героем происходят изменения, которые в конечном итоге суммируясь с другими, должны привести героя к тому логическому финалу, который автор запланировал.

Пока он говорил, Щавинский внимательно наблюдал за ним. Все у него было
обычное, чисто армейское: голос, манеры, поношенный мундир, бедный и
грубый язык. Щавинскому приходилось видеть сотни таких забулдыг-капитанов,
как он. Так же они осклаблялись и чертыхались, расправляли усы влево и
вправо молодцеватыми движениями, так же вздергивали вверх плечи,
оттопыривали локти, картинно опирались на шашку и щелкали воображаемыми
шпорами. Но было в нем и что-то совсем особенное, затаенное, чего
Щавинский никогда не видал и не мог определить, - какая-то внутренняя
напряженная, нервная сила. Было похоже на то, что Щавинский вовсе не
удивился бы, если бы вдруг этот хрипящий и пьяный бурбон заговорил о
тонких и умных вещах, непринужденно и ясно, изящным языком, но не удивился
бы также какой-нибудь безумной, внезапной, горячечной, даже кровавой
выходке со стороны штабс-капитана.
В лице его поражало Щавинского то разное впечатление, которое
производили его фас и профиль. Сбоку это было обыкновенное русское,
чуть-чуть калмыковатое лицо: маленький выпуклый лоб под уходящим вверх
черепом, русский бесформенный нос сливой, редкие жесткие черные волосы в
усах и на бороденке, голова коротко остриженная, с сильной проседью, тон
лица темно-желтый от загара... Но, поворачиваясь лицом к Щавинскому, он
сейчас же начинал ему кого-то напоминать. Что-то чрезвычайно знакомое, но
такое, чего никак нельзя было ухватить, чувствовалось в этих узеньких,
зорких, ярко-кофейных глазках с разрезом наискось, в тревожном изгибе
черных бровей, идущих от переносья кверху, в энергичной сухости кожи,
крепко обтягивавшей мощные скулы, а главное, в общем выражении этого лица
- злобного, насмешливого, умного, пожалуй, даже высокомерного, но не
человеческого, а скорее звериного, а еще вернее - лица, принадлежащего
существу с другой планеты.
"Точно я его во сне видел", - подумал Щавинский.
Всматриваясь, он невольно прищурился и наклонил голову набок.
Рыбников тотчас же повернулся к нему и захохотал нервно и громко:
- Что вы на меня любуетесь, господин писатель? Интересно? Я. - Он
возвысил голос и с смешной гордостью ударил себя кулаком в грудь. - Я
штабс-капитан Рыбников. Рыб-ни-ков! Православный русский воин, не считая,
бьет врагов. Такая есть солдатская русская песня. Что? Не верно? (Куприн. Штабс-капитан Рыбников)

Итак, сюжет состоит из эпизодов и переходов между ними.

Границами эпизода может быть что угодно: перенос действия из одного места в другое, из одного времени суток в другое, появление или исчезновение какого-то персонажа и т. д. Иногда границы между эпизодами размыты и их отделить друг от друга можно лишь по логической паузе между ними.
Всегда ли после эпизода должен следовать переход к очередному эпизоду? Нет, совершенно не обязательно. Если последующий эпизод вытекает из предыдущего, продолжает его, переход вовсе не нужен. А бывает и так, что конец одного эпизода или начало другого, будучи их неотъемлемой частью, в то же время и являются переходами.

Например, эпизод свидания Гурова и Анны Сергеевны (Чехов. Дама с собачкой)

В Ореанде сидели на скамье, недалеко от церкви, смотрели вниз на море и
молчали. Ялта была едва видна сквозь утренний туман, на вершинах гор
неподвижно стояли белые облака. Листва не шевелилась на деревьях, кричали
цикады и однообразный, глухой шум моря, доносившийся снизу, говорил о покое,
о вечном сне, какой ожидает нас. Так шумело внизу, когда еще тут не было ни
Ялты, ни Ореанды, теперь шумит и будет шуметь так же равнодушно и глухо,
когда нас не будет. И в этом постоянстве, в полном равнодушии к жизни и
смерти каждого из нас кроется, быть может, залог нашего вечного спасения,
непрерывного движения жизни на земле, непрерывного совершенства.
Сидя рядом с молодой женщиной, которая на рассвете казалась такой
красивой, успокоенный и очарованный в виду этой сказочной обстановки - моря,
гор, облаков, широкого неба, Гуров думал о том, как, в сущности, если
вдуматься, все прекрасно на этом свете, все, кроме того, что мы сами мыслим
и делаем, когда забываем о высших целях бытия, о своем человеческом
достоинстве.
Подошел какой-то человек - должно быть, сторож, - посмотрел на них и
ушел. И эта подробность показалась такой таинственной и тоже красивой. Видно
было, как пришел пароход из Феодосии, освещенный утренней зарей, уже без
огней.
- Роса на траве, - сказала Анна Сергеевна после молчания.
- Да. Пора домой.
Они вернулись в город.

(Конец одного эпизода и переход к другому)

Потом каждый полдень они встречались на набережной, завтракали вместе,
обедали, гуляли, восхищались морем.

Еще один интересный вопрос – сколько эпизодов необходимо и достаточно для того, чтобы создать хорошее произведение?
К сожалению, единого ответа нет. Настоящего автора можно уподобить хорошему повару. Много соли насыплет – никто есть не станет. Мало – тоже плохо. Опытный автор должен обладать чувством меры.

Одно точно известно – в любом произведении должен быть центральный эпизод(-ы). Это как центр кристаллизации в растворе – вокруг него группируется все сюжетное действие. Как правило, центральный эпизод совпадает с сильной позицией текста (см. ).

И на закуску – методика, которая позволяет осмысленно работать над произведением.

1. Попытайтесь разложить сюжет, который пришел вам в голову, в виде отдельных больших и маленьких кирпичиков - эпизодов и переходов между ними.

2. Теперь рассмотрите каждый «кирпич» в отдельности.
Вам надо четко представлять:
- границы эпизода (грубо говоря, как начнете и чем закончите),
- какие персонажи в нем будут участвовать?
- как будут меняться их настроения? Что персонажи будут конкретно делать?

3. Девять из десяти, что вы заготовили кирпичей больше, чем нужно для постройки здания. Отберите только те, без которых вам никак не обойтись. Остальные пусть пока полежат.

3. Расположите отобранные вами кирпичики в порядке, соответствующем разработанной вами фабуле (заметьте – именно фабуле, а не сюжету!)

4. Внимательно посмотрите на связи между эпизодами – нет ли логических дыр? Если таковые обнаружите, вернитесь к своему «запасу». Может быть, там лежит нужный вам «кирпич». Если нет – создайте его.

5. Еще раз расположите эпизоды – уже по сюжету, если он отличается от фабулы.
И тут внимание – самое главное! – со всей тщательностью и требовательностью проанализируйте роль каждого (!) эпизода. Насколько он отражает общий идейный замысел произведения в целом?

4. И если вам не захотелось больше ничего выкинуть\дописать, начинайте литературную огранку кирпичей. Иными словами: какими художественными приемами вы будете добиваться создания нужной вам эмоциональной атмосферы?

Удачи вам!

© Copyright: Конкурс Копирайта -К2, 2014
Свидетельство о публикации №214032300290

(1) Я живу на новостройке. (2) За моим домом начинается картофельное поле. (3) Наш дом еще не телефонизировали. (4) Поэтому возле него установлена будка телефона-автомата.

(5) Однажды моей соседке по коридору, Полине Ивановне, из смежной квартиры, сделалось плохо с сердцем. (6) Возле будки телефона-автомата скопилось достаточно много народа, я объяснил, в чем дело, и меня пропустили вне очереди. (7) Однако оказалось, что вызвать неотложку не так-то просто. (8) То абонент оказывался занят, то почему-то не снимали трубку.

(9) И вдруг дверца кабины распахнулась, и через мое плечо нажали на рычаг. (10) Передо мной стояла девушка лет двадцати. (11) Очень красивая. (12) Той редкой, бросающейся в глаза красотой, о которой поэт говорил: (13) «Слепой лишь ее не заметит…». (14) Подобная красота столь же редкий дар природы для человека, как талант или даже гениальность. (15) И поэтому поражает.

(16) –Мне надо позвонить, –сказала девушка. (17) «Мне надо!» –для нее это уже значило все. (18) –Меня там ждут. (19) Я спешу! (20) Вы понимаете это?! –добавила она с тем раздражением в голосе, что, мол, мне некогда, а тут некоторые, –она выразительно посмотрела на меня…

(21) –Ну и что? –возмущенно раздалось из очереди. (22) –Не мешайте гражданину.

(23) Я приготовил другую монету, но она выскользнула у меня из рук и покатилась по тротуару.

(24) Пока мне помогали ее поднять, девушка впорхнула в будку и набрала нужный ей номер.

(25) –Что же вы ее пропустили? – укоризненно сказал я мужчине, стоящему перед дверью первым.

(26) –Себе дороже будет! – усмехнулся он. (27) –У меня свои такие. (28) Им слова не скажи, лучше отойти да стать в сторонку.

(29)Девушка разговаривала в будке громко, не обращая на посторонних внимания, поэтому слышно было всем.

(30)- Серёжа! - кричала она. (31)- Как договорились, жду на условленном месте.

(32)Видимо, абонент что-то пробурчал недовольно, сделал ей какое-то замечание, девушка оглянулась на нас: (33)- Да тут всякие...

(34)Она неторопливо повесила трубку и величаво прошла мимо нас, гордо вскинув подбородок, а возле меня она приостановилась и шепнула так, чтоб не слышно было другим:



(35)- Уродина!..

(36)Во второй раз я дозвонился быстро, продиктовал адрес и поспешил к лифту, помня, что Полина Ивановна в квартире осталась одна.

(37)Дверь в квартиру к Полине Ивановне оказалась незапертой.

(38)Полина Ивановна лежала на кровати, прикрыв глаза.

(39)- Сейчас приедет неотложка.

(40)- Спасибо.

(41)- Как вы себя чувствуете?

(42)-Лучше.

(43)Полина Ивановна молчала. (44)И я молчал, не зная, что говорить, что делать.

(45)Неожиданно в комнату вошла знакомая мне девушка, которую я видел у телефонной будки. (46)Дверь в квартиру оставалась незапертой, и поэтому девушка вошла неслышно.

(47)- Вы здесь?! - взглянув на меня, сказала она с нескрываемым возмущением.

(48)- Моя внучка, - светлея лицом, прошептала Полина Ивановна.

(49)- Так это вы не для себя звонили, так старались? (50)Для других старались? - спросила девушка, с любопытством рассматривая меня.

(51)- Бабусик, я пойду, - обратилась она к Полине Ивановне. (52)- Один парень взял на меня билет в кино на «Покаяние». (53)Что у кинотеатра делается! (54)Психоз какой-то! (55)А ты побеседуй с этим джентльменом. (56)Приятная компания. (57)Ну, помчалась. (58) Целую!

(59)Неотложка пришла через несколько минут. (60)Возможно, девушка встретилась с врачом где-нибудь у лифта. (61)Полину Ивановну осмотрели и сказали, что необходимо срочно отправить её в больницу. (62)Положили на носилки, закрыли одеялом до подбородка и унесли.

(63)Я смотрел в окно и удивлялся, почему машина так долго стоит у нашей парадной. (64)Наконец она ушла. (65)А на другой день я узнал, что ещё в лифте Полина Ивановна умерла.

(По П.Васильеву )

Васильев Павел Александрович (1929–1990) – русский писатель-прозаик. Основная тема его произведений – война. Наиболее известные книги: «Парень в кепке», «Весной, после снега», «Выбор», «Судома-гора» и др.

Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1. Дом был старый и предназначался под снос, поэтому его не телефонизировали.

2. У Полины Ивановны случился приступ аппендицита.

3. Вызвать неотложку оказалось делом сложным.

4. Внучка Полины Ивановны была редкой красоты.

5. Полина Ивановна умерла утром следующего дня.

Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера ответов.

1. В предложениях 1-5 представлено описание.

2. Предложения 37-44 включают элемент рассуждения.

3. Предложение 8 поясняет содержание предложения 7.

4. В предложениях 32-35 представлено повествование.

5. Предложение 7 содержит подтверждение суждения, высказанного в предложении 6.

Из предложений 29-33 выпишите слово разговорной окраски.

Среди предложений 59-65 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи личного местоимения. Напишите номер этого предложения

24. «Рассказанный автором эпизод не оставляет никаких сомнений в том, к кому относится слово, взятое в качестве заголовка. Весь текст построен на контрасте красоты внешней - редкого дара природы - и внутренней - той, которая не бросается в глаза и заметна порой только в отношении к близким. Писатель прибегает к таким синтаксическим средствам выразительности, как (А) ____ (предложения 25-27, 39-42, 47-50), (Б) ____ (предложения 20, 33), (В) ____ (предложения 3-4, 10-11,14-15), которые придают динамику сюжету. Оживляет повествование и (Г) _____ («неотложка», «впорхнула», «бабусик», «помчалась»)».

Список терминов: 1) вопросно-ответное единство2) сравнительный оборот3) парцелляция

4) неполные предложения5) профессиональная лексика6) олицетворение7) разговорная лексика

8) фразеологизмы9) эпитеты

Определите тему, проблемы текста, подберите аргументы.