Влияние особенностей эмоциональной сферы на профессиональную деятельность. Реферат: Влияние эмоций на жизнь человека Влияние эмоциональных состояний на познавательную деятельность человека

эмоции чувство воспитание

Эмоциональное воспитание человека - не только одна из значимых целей воспитания, но и не менее важный компонент его содержания. П. К. Анохин Анохин Пётр Константинович - советский физиолог, создатель теории функциональных систем, академик АМН СССР (1945) и АН СССР (1966), лауреат Ленинской премии (1972). писал: "Производя почти моментальную интеграцию (объединение в единое целое) всех функций организма, эмоции сами по себе и в первую очередь могут быть абсолютным сигналом полезного или вредного воздействия на организм, часто даже раньше, чем определены локализация воздействий и конкретный механизм ответной реакции организма". Благодаря вовремя возникшей эмоции организм имеет возможность чрезвычайно выгодно пpиспособиться к окружающим условиям. Он в состоянии быстро с большой скоростью отреагировать на внешнее воздействие, не определив еще его тип, форму, другие частные конкретные параметры. Положительные эмоции и чувства (радость, блаженство, симпатия) создают у человека оптимистический настрой, способствуют развитию его волевой сферы. Положительное эмоциональное возбуждение улучшает выполнение более легких заданий и затрудняет - более сложных. Но при этом положительные эмоции, связанные с достижением успеха, способствуют повышению, а отрицательные, связанные с неуспехом, - снижению уровня выполнения деятельности, учения. Положительные эмоции оказывают существенное влияние на протекание всякой деятельности, в том числе и учебной. Регулирующая роль эмоций и чувств возрастает в том случае, если они не только сопровождают ту или иную деятельность, но и предшествуют ей, предвосхищают ее, что подготавливает человека к включению в эту деятельность. Таким образом, эмоции и сами зависят от деятельности и оказывают на нее свое влияние.

В физиологическом плане положительные эмоции и чувства, воздействуя на нервную систему человека, способствуют оздоровлению организма, а отрицательные разрушают его, ведут к различным заболеваниям. Положительные эмоции и чувства оказывают мощное воздействие на поведенческие процессы и мышление.

1) Позитивное мышление. Находясь в хорошем настроении, человек рассуждает совсем не так, как тогда, когда находится в плохом. Исследования показали, что хорошее настроение проявляется в положительных свободных ассоциациях, в сочинении веселых историй при опросе по ТАТ (тематический тест на апперцепцию). ТАТ включает набор карточек с неопределенными по содержанию картинками, допускающими произвольное толкование испытуемыми, получающими инструкцию сочинить рассказ к каждой картинке. Интерпретация ответов позволяет судить о чертах личности, а также о временном, текущем состоянии испытуемого, его настроении.), благожелательных описаний социальных ситуаций, восприятии себя как социально компетентной личности, чувстве уверенности в себе и самоуважении.

2) Память. В хорошем настроении легче вспомнить радостные события в жизни или слова, наполненные положительным смыслом. Общепринятым объяснением подобного явления является то, что память основывается на сети ассоциативных связей между событиями и представлениями. Они взаимодействуют с эмоциями, и в тот момент, когда индивид находится в определенном эмоциональном состоянии, его память настраивается на события, ассоциируемые именно с этим состоянием.

3) Решение проблем. Люди, пребывающие в хорошем настроении, подходят к решению проблем иначе, чем находящиеся в нейтральном или печальном настроении. Первые отличаются повышенной реакцией, способностью вырабатывать простейшую стратегию решения и принимать первое же найденное решение. Эксперименты показали, что стимулирование хорошего настроения (положительных эмоций) приводит к оригинальным и разнообразным словесным ассоциациям, что говорит о потенциально более широком творческом диапазоне. Все это способствует повышению творческой отдачи и благоприятно воздействует на процесс решения задач.

4) Помощь, альтруизм и симпатия. Многие исследования показали, что счастливые люди отличаются такими качествами, как щедрость и готовность прийти на помощь другим. Эти же качества характерны и для людей, у которых хорошее настроение было вызвано искусственной стимуляцией положительных переживаний (получение небольших подарков, припоминание приятных событий и т.п.). Люди, находящиеся в хорошем настроении считают, что помощь другим является компенсирующей и полезной акцией, способствующей сохранению положительного эмоционального состояния. Как показывают наблюдения, люди, находящиеся в хорошем расположении духа и замечающие расхождение между своим собственным состоянием и состоянием других, стараются каким-то образом сбалансировать это неравенство. Установлено, что на взаимоотношения людей значительное влияние оказывает и окружающая обстановка.

Отрицательная эмоция дезорганизует деятельность, которая приводит к ее возникновению, но организует действия, направленные на уменьшение или устранение вредных воздействий. Возникает эмоциональная напряженность. Она характеризуется временным понижением устойчивости психических и психомоторных процессов, что, в свою очередь, сопровождается различными достаточно выраженными вегетативными реакциями и внешними проявлениями эмоций.

Эмоциональный фактор может оказывать на человека очень сильное влияние и даже привести к значительно более глубоким патологическим изменениям в органах и тканях, чем какое-либо сильное физическое воздействие. Известны случаи смерти не только от большого горя, но и от слишком большой радости. Так, знаменитый философ Софокл умер в тот момент, когда толпа устроила ему бурную овацию по случаю представления его гениальной трагедии.

Психические напряжения, особенно так называемые отрицательные эмоции - страх, зависть, ненависть, тоска, горе, печаль, уныние, злоба - ослабляют нормальную деятельность центральной нервной системы и всего организма. Они могут явиться не только причиной тяжелых заболеваний, но и обусловить наступление преждевременной старости. Исследования показывают, что человек, который постоянно тревожится, со временем ощущает ослабление зрения. Об этом говорит и практика: люди, которые много плакали и пережили большие тревоги, имеют слабые глаза. Отрицательное воздействие на человека оказывает также агрессивное чувство. В структуре агрессивного поведения чувства являются той силой (экспрессией), которая приводит в действие и в той или иной мере сопровождает агрессию, обеспечивая единство и взаимопроникновение ее сторон: внутренней (агрессиум) и внешней (агрессивное действие). Агрессивное чувство - это, прежде всего, способность человека испытывать такие эмоциональные состояния как злость, гнев, враждебность, месть, обида, удовольствие и другие. В такие состояния людей могут ввергать как несознаваемые (например, жара, шум, теснота), так и осознаваемые (ревность, конкуренция и другие) причины. Формирование и развитие агрессии осуществляется на переплетении чувств и мыслей. И чем больше будут господствовать мысли, тем сильнее и изощреннее окажутся агрессивные действия, потому что только мысль может конфликтовать, направлять и планировать агрессию.

Многие привыкли думать, что отрицательные эмоции и чувства (горе, презрение, зависть, испуг, тревога, ненависть, стыд) формируют безволие и слабость. Однако же такое альтернативное деление не всегда оправдано: и в отрицательных эмоциях заложено "рациональное" зерно. Тот, кто лишен чувства печали, также жалок, как и человек, не знающий, что такое радость или потерявший ощущение смешного. Если отрицательных эмоций не чрезмерно много, они стимулируют, заставляют искать новые решения, подходы, методы.

Одиночество или сложные взаимоотношения в семье негативно сказываются на эмоциональном состоянии и здоровье человека. Развиваются неврозы, депрессии и психосоматические заболевания, возможны попытки самоубийства.
Дети особенно зависимы от взаимоотношений в семье. Нормальное психическое и физическое здоровье зависит от того, насколько детей любят и заботятся о них, обеспечивают ли всем необходимым.

Благополучие ребенка во многом зависит от любви и взаимного уважения между родителями. Ссоры старших членов, насилие в семье формируют у ребенка хроническую психотравмирующую ситуацию, которая проявляется неврологическими заболеваниями и отклонениями в развитии (энурезом, заиканием, нервным тиком, гиперактивность, снижением успеваемости), а также значительным снижением иммунитета, частыми вирусными и бактериальными заболеваниями.

Насколько эффективны медитация и психотренинг в преодолении стрессов?


Психотренинг или психотерапевтический тренинг
– короткий курс обучения, упражнения которого направлены на изменения в сознании. Психотренинг дает человеку навыки, которые позволяют ему знакомиться, строить отношения, общаться, конструктивно разрешать конфликты, развиваться как личность, управлять эмоциями, мыслить позитивно. Помогает избавиться от алкогольной, сексуальной, никотиновой зависимости.

В зависимости от количества людей в группе психотренинг может быть индивидуальный и групповой.

Суть метода : тренинговый психолог подбирает упражнения, которые моделируют ситуацию, волнующую человека. Это могут быть не прямые аналогии, а ситуации вызывающие ассоциации с проблемой, представляющие ее в шуточной форме. Далее человеку предлагается обыграть ситуацию – как по его мнению стоит вести себя в данном случае. Затем психолог анализирует поведение клиента, указывает на победы и ошибки. В идеале психотренинг должен дополняться психологической консультацией и психотерапией.

На практике к психологу и психотерапевту обращается небольшой процент людей. Поэтому необходимо овладеть различными техниками самопомощи и использовать их по мере необходимости.

1. Аутотренинг (аутогенная тренировка) – повышает возможность саморегуляции эмоций. Она включает в себя последовательные упражнения:

  1. Дыхательные упражнения – глубокое медленное дыхание с паузами после вдоха и выдоха.
  2. Мышечная релаксация – необходимо почувствовать напряжение мышц на вдохе и резко расслабить их на выдохе;
  3. Создание позитивных мысленных образов – представить себя в безопасном месте - на берегу моря, на опушке леса. Представить образ «Идеального Я», обладающего всеми качествами, которые вам хотелось бы иметь;
  4. Самовнушение в форме самоприказов - «Успокоиться!», «Расслабиться!», «Не поддаваться на провокацию!»;
  5. Самопрограмирование – «Сегодня я буду счастлив!», «Я здоров!», «Я уверен в себе!», «Я красивая и успешная!», «Я расслаблена и спокойна!».
  6. Самопоощрение – «Я молодец!», «Я лучшая!», «Я отлично справляюсь!».
Каждая ступень, повторение выбранной фразы, может занимать от 20 секунд до нескольких минут. Подбирать словесные формулы можно произвольно. Они должны быть утвердительные и не содержать частицу «не». Повторять их можно про себя или вслух.

Результатом аутотренинга становится активация парасимпатического отдела вегетативной нервной системы и ослабление возбуждения в лимбической системе мозга. Негативные эмоции ослабляются или блокируются, появляется положительный настрой, повышается самооценка.

Противопоказания к использованию психотренинга: острый психоз , нарушения сознания, истерия.

  1. Медитация – эффективная методика, позволяющая развить концентрацию, сосредоточивая внимание на одном предмете: дыхании, мысленных образах, сердцебиении, мышечных ощущениях. Во время медитации человек полностью отключается от внешнего мира, погружается в себя настолько, что окружающая действительность с ее проблемами как бы перестает существовать. Ее составляющие – дыхательная гимнастика и мышечная релаксация.
Результатом регулярных (1-2 раза в неделю) медитаций становится полное принятие себя, и утверждение, что многое во внешнем мире, в том числе и проблемы, лишь иллюзия.

Практикуя медитативные техники, удается снизить уровень возбуждения в лимбической системе и коре полушарий. Это проявляется отсутствием эмоций и нежелательных, навязчивых мыслей. Медитация изменяет отношение к проблеме, вызвавшей стресс, делает ее менее значимой, помогает интуитивно найти выход из сложившейся ситуации или принять ее.

Методика медитации:

  1. Удобная поза – спина прямая, сидеть можно в позе лотоса или на стуле в позе кучера. помогает расслабить мышечные блоки и ослабить напряжение в теле.
  2. Медленное диафрагмальное дыхание . На вдохе живот надувается, на выдохе втягивается. Вдох короче выдоха. После вдоха и выдоха задержка дыхания на 2-4 секунды.
  3. Сосредоточение внимания на одном объекте . Это может быть пламя свечи, сердцебиение, ощущения в теле, светящаяся точка и т.д.
  4. Ощущение тепла и расслабления , которое распространяется на все тело. Вместе с ним приходит спокойствие и уверенность в своих силах.
Погружение в медитативное состояние требует длительной практики. Для освоения методики необходимо минимум 2 месяца ежедневных тренировок. Поэтому медитация не может быть использована, как метод скорой помощи.
Внимание! Чрезмерное и бесконтрольное увлечение медитацией может быть опасно для человека с неустойчивой психикой. Он переносится в сферу фантазий, становится замкнутым, нетерпимым к своим и чужим недостаткам. Медитация противопоказана людям с бредом, истерией, нарушениями сознания.

Что такое психосоматические заболевания?

Психосоматические заболевания – это нарушения в работе органов, вызванные психическими и эмоциональными факторами. Это болезни связанные с негативными эмоциями (тревогой, страхом, гневом, печалью) и стрессами.
Чаще всего жертвами стрессом становятся сердечно-сосудистая, пищеварительная и эндокринная системы.

Механизм развития психосоматических заболеваний:

  • Сильные переживания активируют эндокринную систему, нарушая гормональный баланс;
  • Нарушается работа вегетативного отдела нервной системы, отвечающего за работу внутренних органов;
  • Нарушается работа сосудов и ухудшается кровообращение этих органов;
  • Ухудшение нервной регуляции, дефицит кислорода и питательных веществ приводит к расстройству работы органа;
  • Повторение таких ситуаций вызывает болезнь.
Примеры психосоматических заболеваний: ;
  • сексуальные расстройства;
  • нарушения сексуальной функции, импотенция;
  • онкологические заболевания.
  • Ежегодно список заболеваний, признанных психосоматическими, увеличивается.
    Существует теория, что каждая болезнь имеет в своей основе отдельную негативную эмоцию. Например, бронхиальная астма возникает на почве обид, сахарный диабет от тревоги и беспокойства и т.д. И чем настойчивее человек подавляет эмоцию, тем выше вероятность развития заболевания. В основе этой гипотезы лежит свойство различных эмоций провоцировать мышечные блоки и сосудистые спазмы в различных участках тела.

    Основным методом лечения психосоматических заболеваний является психотерапия, гипноз, назначение транквилизаторов и седативных препаратов. Параллельно проводится лечение симптомов болезни.

    Как правильно питаться при стрессе?


    Снизить риск развития болезней при стрессе можно с помощью правильного питания. Обязательно необходимо потреблять:
    • Белковые продукты – для укрепления иммунитета;
    • Источники витамина В – для защиты нервной системы;
    • Углеводы – для улучшения функционирования мозга;
    • Продукты, содержащие магний и серотонин – для борьбы со стрессом.
    Белковые продукты должны быть легкими для переваривания – рыба, нежирное мясо, молочные продукты. Протеины белка используются для построения новых иммунных клеток и антител.

    Витамины группы В содержатся в зеленых овощах, разных видах капусты и листового салата, фасоли и шпинате, орехах, молочных и морепродуктах. Они улучшают настроение, повышают устойчивость к стрессам.

    Углеводы необходимы, чтобы покрыть повышенные затраты энергии, вызванные стрессом. Особенно в углеводах нуждается головной мозг. В связи с этим при нервных нагрузках повышается тяга к сладкому. Немного черного шоколада, мед, зефир или козинаки экстренно пополнят запасы глюкозы, но желательно перекрывать потребность в углеводах за счет сложных углеводов - круп и злаков.

    Магний обеспечивает защиту от стрессов, улучшает передачу нервных сигналов и повышает работоспособность нервной системы. Источники магния – это какао, пшеничные отруби, гречка, соя, миндаль и орехи кешью, куриные яйца, шпинат.
    Серотонин или гормон счастья повышает настроение. Для его синтеза в организме необходима аминокислота - триптофан, которой много в жирной рыбе, орехах, овсянке, бананах и сыре.

    Фитотерапия при стрессе

    Для улучшения работы нервной системы в периоды высоких нагрузок рекомендуют настои лекарственных трав. Одни из них оказывают успокаивающее действие и рекомендованы при нервном возбуждении. Другие же повышают тонус нервной системы и назначаются при депрессии, апатии и астении.

    Вывод : повторяющиеся стрессы и негативные эмоции ухудшают здоровье. Вытесняя негативные эмоции и игнорируя их, человек усугубляет ситуацию, создает почву для развития заболеваний. Следовательно, необходимо выражать свои эмоции, конструктивно решать проблемы, вызвавшие стресс и принимать меры для снижения эмоционального напряжения.

    На протяжении многих лет ученые изучают эмоции и их влияние на жизнедеятельность человека. Существует много методов исследования и столько же подходов к определению. Некоторые ученые считают эмоции как кратковременные явления, другие говорят об обратном. Многие же исследователи убеждены в том, что мы всегда находимся под влиянием эмоций и редко когда можем сознательно выбирать ситуацию и эмоции к ней. Но все они приходят к единому мнению, считая эмоции феноменом психики.

    Долгое время эмоциональный мир человека был недостаточно изучен. И каждый исследователь, изучавший эту область психологии, высказывал множество теорий о происхождении и влиянии эмоций в силу своих взглядов. Рассмотрим несколько из них:

    • 1. По мнению П.К Анохина эмоции- это физиологические состояния организма, которые охватывают все виды чувств- от глубоких страданий и переживаний до высших форм проявления радости и получения положительных ощущений.[ 1, C. 134 ]
    • 2. По мнению А. Н Леонтьева эмоции- один из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности человека, которые отражаются в поведении и направлены на удовлетворение актуальных потребностей.[ 13, С. 375 ].
    • 3. Эмоции по М. С Лебединскому - одна из важнейших сторон психических процессов, которая характеризует переживание человека действительность.[ 5, С. 89 ].

    Итак, исходя из вышеперечисленных теорий, остановимся на определении, которое в более или менее полной форме объясняет и дает нам понять суть исследуемого понятия.

    Эмоции - психический процесс и состояние, которое связано с потребностями человека и его мотивами. Эмоции дают возможность регулировать активность человека, отражая внешние и внутренние факторы жизнедеятельности.[ 6, С. 173 ].

    Эмоции в жизни человека играют важную роль. Они помогают нам субъективно оценить и прочувствовать ситуацию. В отличие от других психических процессов, таких как мышление и восприятие, которые только объективно отражают окружающий мир, эмоции позволяют нам субъективно отразить отношение человека как к окружающему миру, так и к самому себе.

    Так же важно понимать, что эмоции не только осознаются, но и переживаются нами, так как мы не только осознаем наши действия, но и чувствуем и переживаем их.

    Ч. Дарвин изучая связь эмоций с изменениями в организме и пришел к выводам о том, какую роль играют эмоций в жизни человека:

    • 1. Внутренние и внешние проявления эмоций выполняют в жизни человека приспособительную роль. С помощью них, человек настроен на определенные действия, а так же это сигнал о том, что намерено предпринимать другое живое существо.
    • 2. Реакция приспособительных действий на окружающую среду. Например, человек или животное в гневе оскаливают зубы, напрягают мышцы, как бы готовясь к нападению, у них учащается дыхание и пульс. Это сигнал: живое существо готово совершить акт агрессии.

    У. Джеймс, создавший теорию субъективного эмоционального опыта, считал, что эмоции играют огромную роль в жизни человека и говорил: "Представьте себе, если это возможно, что вы внезапно лишились всех эмоций, которыми наполняет вас окружающий мир, и попытайтесь вообразить этот мир таким, каков он сам по себе, без вашей благоприятной или неблагоприятной оценки, без внушаемых им надежд или опасений. Такого рода отчуждённое и безжизненное представление будет для вас почти невозможным. Ведь в нём ни одна часть Вселенной не должна иметь большего значения, чем какая-либо другая, и вся совокупность вещей и событий не будет иметь смысла, характера, выражения или перспективы.

    Всё ценное, интересное и важное, что каждый из нас находит в своём мире, - всё это чистый продукт созерцающей личности».

    Все это только показывает всю ценность эмоций в нашей жизни, ведь без эмоций мы не только не могли бы совершать действия в реальной жизни, но и не могли бы взаимодействовать с окружающем миром, ведь эмоции являются неотъемлемым компонентом окружающей среды, а следовательно и человека. А так же важно знать, что эмоции тесно связаны с нашей физиологией, то есть эмоциональные переживания вызывают изменения в организме, например изменения в центральной нервной системе, мышечной системе, сердца, желез внутренней секреции и т.д.

    Вывод: Эмоции- психический процесс связанный с потребностями и мотивами человека. Эмоции играют важную роль в жизнедеятельности человека, они играют роль в субъективной оценке ситуации в целом, в принятии решений, во взаимодействии с окружающем миром. Влияние эмоции на познавательную деятельность исследовали многие из психологов и каждый внес непосильный вклад в их изучении.

    Практически каждый человек сталкивался с ситуацией, когда он испытывал эмоции в процессе деятельности. Как правило, эмоции наблюдаются, когда человек сталкивается с трудностями в достижении поставленных целей, или для их достижения не хватает времени. Типичной ситуацией, с которой сталкивается каждый школьник или студент – выполнение контрольной работы. Эмоции проявляются, когда наблюдаются трудности в выполнении отдельных заданий, или когда для решения поставленных задач не хватает времени. Сила эмоциональных переживаний определяется личностной значимостью выполняемой деятельности. Этим же фактором определяется и качественная специфика переживаний. Таким образом, развитие эмоций в деятельности происходит, прежде всего, за счет обогащения эмоционального опыта, качественных характеристик переживаемых эмоций и чувств. Рассмотрим проявление эмоций в деятельности в соответствии с ее разделением на игровую, учебную и трудовую.

    Эмоции и игра

    Игра, как известно, выступает в качестве ведущего фактора развития ребенка.
    Для игры характерен постоянный взаимопереход между реальным и воображаемым, в игре наблюдается переход от произвольности к непроизвольности, от детерминированности к свободе поведения. В игре закладываются истоки творчества. Свобода, творчество и игра неразделимы. Вместе с тем игра имеет большое социальное звучание. Каковы бы ни были цели игры, как правило, достижение этих целей высоко оценивается социальным окружением и, прежде всего, участниками игры. Статус личности ребенка определяется, в первую очередь, его игровыми успехами. Почему результаты игровой деятельности переживаются как личностно значимые? Вся гамма чувств сопровождает игру: радость победы, горечь поражения, признание сверстников, гордость за себя и команду, уверенность в своих возможностях, разочарование и торжество. Через успехи в игре ребенок входит в референтную группу и занимает в ней определенное положение. Игра учит взаимодействию с другими людьми.

    Сам процесс игры насыщен эмоциональными переживаниями. Напряжение физических сил и разрядка сопровождаются непроизвольными эмоциями. Отмеченные выше творческие моменты игры сопровождаются эмоциями достижений. А свобода, характерная для игры, насыщается положительными переживаниями. Свобода обретает чувственность. Проявление свободы доставляет удовлетворение человеку. Свобода становится желанной. Кто не играл – тот не был свободен.

    Во многих случаях игра с ее эмоциональными и социальными последствиями является единственным фундаментальным фактором формирования конструктивных черт личности, компенсируя школьные неудачи.

    Но игра является достоянием не только детства, взрослые также стремятся к игре. В определенной мере вся наша жизнь – игра. Эмоциями захвачены не только играющие, но и наблюдающие за игрой. Отождествляя себя с игроками любимой команды, зритель переживает все этапы и моменты игры. На эмоциях строится зрелищный спорт. Игра насыщена стрессом (без дистресса, по Селье). Спортивная игра, как и детская, полна творчества, импровизации. Спортивная игра – это игра человеческих возможностей и интеллектуальных способностей, но одновременно это и игра страстей.

    Эмоции и учебная деятельность

    Ребенок играет, потому что хочет играть. Учиться он еще должен захотеть, особенно когда учебная деятельность начинает требовать от ребенка больших усилий. Учебная деятельность предполагает систематическую умственную работу, связанную с произвольной регуляцией усилий, концентрацией внимания. Захочет ли ребенок учиться, зависит во многом от педагогического мастерства учителя, от подготовленности ребенка к учебе в школе, от семейной обстановки и требований к нему. Учебная деятельность прямо или косвенно не связана с удовлетворением первичных биологических потребностей, а следовательно, нет природных механизмов мотивации учения. Величайшей иллюзией человечества является мысль о том, что человек хочет работать. Человек не хочет работать, но может захотеть при определенных условиях. Педагогически более рационально исходить из того, что и ученик не хочет учиться, но может захотеть. И задача педагога заключается, прежде всего, в том, чтобы ученик захотел учиться.

    Что для этого необходимо сделать? Необходимо обеспечить успех ученика в достижении целей учебной деятельности. Успех порождает положительную мотивацию учения. Успех меняет социальный статус учения. Успех позволяет самоутвердиться. Успех порождает комплекс положительных эмоций, близких к тем, что описаны выше при рассмотрении игры. Положительные эмоции, в свою очередь, начинают выступать мотивом учения, перестраивая систему личностных отношений с учителями и учениками.

    В учебной деятельности эмоции тесно переплетаются с успехом, а успех определяется способностями ученика. Таким образом, способности оказываются взаимосвязаны с мотивацией и эмоциями.

    Следует обратить внимание на один очень важный фактор современного обучения. Школьная ситуация характеризуется наличием задач двух типов: эмпирических и абстрактно-формальных. Задачи второго типа предъявляют высокие требования к отвлеченному мышлению, осознанности и произвольности, к навыкам саморефлексии своих (умственных) действий. «Овладение такой регуляцией, – писала М. Дональдсон, – означает выход мышления из примитивной неосознанной исключительности в непосредственную жизнь и во взаимодействие с другими человеческими существами. Оно означает умение выходить за пределы конкретики. На этом построено движение к более высоким интеллектуальным навыкам.

    Выход за пределы конкретики неестественен в том смысле, что не происходит спонтанно. Сама возможность подобного выхода является продуктом многовековой культуры, и эта возможность не реализуется в жизни отдельного ребенка, если средства культуры не подкрепляют усилия, направленные на овладение отвлеченным мышлением. Но в определенном смысле этот процесс не так уж и неестественен, поскольку представляет собой простое воспитание скрытых возможностей.

    Именно в отмеченном моменте учения большинство детей испытывают трудности, трудности объективные, обусловленные неподготовленностью мышления ребенка к школьным задачам. И прав был В. В. Давыдов, акцентируя необходимость целенаправленного развития теоретического мышления школьников. Однако при этом надо помнить, что в школу дети приходят, владея практическим мышлением. Неподготовленный переход к задачам абстрактно-формального типа является причиной школьной неуспеваемости и связанным с этим комплексом отрицательных эмоций. Отметим также, что задачи абстрактного типа не вызывают у школьника эмоционального отклика, они не связываются с предметным миром, который на этом возрастном этапе связан, прежде всего, с переживаниями. А без положительных эмоций нет не только научного поиска истины, но и решения школьных задач.

    В процессе школьного обучения под влиянием школьных успехов наблюдается сдвиг мотивов и на саму деятельность. Особо следует отметить завершающий период обучения (обучение в старших классах), когда определяются интересы и способности школьника и характер дальнейшего жизненного пути. На этом этапе формируется избирательный интерес к отдельным предметам, определяется личностный смысл всего школьного обучения и соответственно этому учебная деятельность сопровождается избирательными переживаниями.

    В заключение отметим, что постоянные школьные неудачи, если ученик не нашел замещающей деятельности (в том числе и в асоциальном поведении), приводит к развитию пессимистического настроения, развитию печали и меланхолии, формированию патологических аффектов.

    Систематическое воздействие негативных эмоций во время обучения может стать источником психосоматических заболеваний (гипертонии, гастритов, язвы и др.), обострить течение всех других заболеваний, снизить иммунитет в целом.

    Эмоции и трудовая деятельность

    В формировании человека как биологического вида трудовая деятельность играла особую роль. В определенном значении можно сказать, что труд создал человека. Можно утверждать, что на ранних стадиях развития человека деятельность (трудовая) и поведение совпадали.

    Деятельность обеспечивала выживание человека, и вся его природная организация, в том числе и механизация эмоций, формировалась и развивалась под влиянием требований деятельности. Поэтому все, что мы до этого говорили об эмоциях и чувствах: механизмы, функции, проявления – все связано с трудовой деятельностью человека (и деятельностью в целом). Эмоции пронизывают деятельность. Деятельность всегда имеет ярко выраженный смысл, как непосредственно, так и опосредованно (прямые результаты деятельности крестьянина обеспечивают его продуктами питания, заработная плата рабочего дает источник существования – деньги, занятие высокой должности обеспечивает высокий социальный статус, то же – творческая деятельность и т. д.).

    Если рассмотреть психологические механизмы деятельности с современных позиций, то мы увидим, что она реализуется психологической системой деятельности, включающей в себя механизмы мотивации деятельности и формирования личностного смысла деятельности, механизмы формирования и функционирования цели деятельности, информационного обеспечения деятельности, принятия решений и программирования, способности субъекта деятельности.

    Выделенные подсистемы (блоки) вовсе не означают их онтологическую автономность. Все блоки психологической системы деятельности теснейшим образом взаимосвязаны и их можно выделить только в исследовательских целях. При анализе структуры реальных межблоковых связей психологической системы деятельности обнаруживается, что каждый блок находится в теснейшей взаимосвязи с другими блоками, что блоки фактически взаимопроникают друг в друга. Вероятно, справедливо предположение, что отмеченная невозможность расчленения есть следствие системной, неаддитивной природы деятельности. Так, например, процессы принятия решения, информационного обеспечения деятельности представлены в процессах мотивации и определения личностного смысла деятельности, программирования и регулирования деятельности. Мотивация, в свою очередь, представлена в механизмах принятия решения и отборе информации для деятельности, а эмоции пронизывают все подсистемы деятельности. В силу этого эмоции выступают одним из мощных факторов формирования самой психологической функциональной системы деятельности, фактора интеграции системы.

    Эмоции и психические процессы

    Любую деятельность можно разложить до отдельных психических функций и процессов. В каждой деятельности надо что-то воспринять, запомнить, принимать решения, производить определенные действия. Психические функции и процессы представляют собой наиболее общие родовые формы деятельности. Обычно они составляют компоненты некоторой предметной деятельности и входят в состав психологической функциональной системы деятельности, но могут выступать и в форме самостоятельной деятельности, когда субъект ставит задачу что-то воспринять (наблюдатель), что-то запомнить (мнемическая деятельность) . Показав, что психические функции и процессы можно рассматривать как родовые формы деятельности, мы с полным основанием можем утверждать, что и здесь эмоции играют ту же роль, что и в предметной деятельности.

    Предложенный подход к рассмотрению психических функций и процессов как родовых форм деятельности оказывается достаточно плодотворным в общепсихологическом плане. С одной стороны, он позволяет посмотреть на психические процессы со стороны деятельности, с другой – на деятельность со стороны психических процессов.

    Плодотворным оказывается подход к изучению взаимосвязи эмоций и психических процессов с позиций роли ретикулярной формации в организации психической деятельности.

    Открытие специфической структуры в стволовой части мозга (Мэгун, 1965) позволило объяснить многие явления. Было показано, что ретикулярная формация обеспечивает стимулирование всей психической деятельности. Процессы активации проявляются в качестве функционирования всех систем головного мозга, в частности, функциональных систем, реализующих определенные психические функции: восприятия, представления, памяти, воображения, мышления.

    В свою очередь, ретикулярная формация находится под воздействием эмоций.

    Из сказанного следует следующая системная картина. Мотивация, побуждающая к деятельности, стрессоры, связанные с достижением цели деятельности, порождают определенные эмоции. Эмоции воздействуют на ретикулярную формацию, которая, в свою очередь, обеспечивает активацию структур головного мозга, в том числе реализующих психические процессы. Таким образом, эмоции определяют результативную сторону психических функций и процессов.

    Но эмоции не только влияют на активацию психических процессов, они определяют и эмоциональный фон, эмоциональную окрашенность психических процессов. Поэтому при характеристике психических процессов часто выделяют эмоциональное восприятие, эмоциональную память, эмоциональное мышление. К сожалению, данный аспект психических процессов разработан недостаточно. Наиболее часто он встречается в работах по психологии искусства. Однако эмоциональность психических процессов значима и в различных видах деятельности, и в жизни. Достаточно привести характеристику эмоциональной памяти, данную А. А. Ухтомским. «Пережитые и переживаемые нами эмоции помогают точно запомнить и запечатлеть до деталей среду, в которой протекала… жизнь. В порядке самонаблюдения мы замечаем, что пройденная жизнь вспоминается нам по этапам от одного более яркого пятна до другого, причем эти более ярко закрепившиеся в нашей памяти пятна связаны с радостями, горем, приподнятыми интересами, успехами или несчастьями прошлого, физиологически это значит, что наиболее детально, отчетливо и прочно отпечатано и закрепилось в наших центрах в особенности то, что пережито с эмоциями радости, горя, интереса, гнева и т. д.».

    Есть определенные основания говорить и об эмоциональном мышлении. Действие ума, особенно в социальном поведении, мотивируется и контролируется моралью. Мораль и совесть взаимосвязаны с эмоциями. В этом случае эмоции по отношению к умственным действиям выступают как причина, а не как следствие. Эмоции могут порождать новые идеи.

    Особо следует сказать о психомоторных действиях. Под психомоторикой, отмечал К. К. Платонов (1972), как правило, понимается объективизация всех форм психического отражения определяемыми ими движениями. И если мы говорим об эмоциональности психических процессов, то есть все основания говорить об эмоциональной насыщенности психомоторных действий. Имеются также отдельные утверждения о связи интенсивных мышечных движений и сексуальных эмоций. Если это так, то можно объяснить, почему молодежь любит танцы и спорт.

    В психологической литературе в наибольшей степени изучено влияние функциональных состояний, напряженности и эмоций на производительность, качество и надежность деятельности. Эмоциональная напряженность определяется способностями субъекта деятельности, уровнем профессиональной подготовленности, информационным обеспечением деятельности на каждом уровне профессионализации, требованиями к качеству, производительности и надежности, временными параметрами осуществления деятельности, личностной значимостью результатов. Субъект деятельности должен строить свою деятельность в многофакторном пространстве. В этом случае фактор эмоциональной напряженности может выступать в качестве интеграционного по отношению ко всем другим параметрам, определяя субъективную «цену» деятельности.

    Эмоции и искусство

    Традиционно искусство рассматривалось в двух смыслах: первый – как мера мастерства в любой сфере деятельности. Искусен мог быть и гончар, и оружейник, и музыкант, и пахарь, и пекарь, и фортификатор, и архитектор. К сожалению, в данном смысле искусство истолковывается все реже. Второй смысл понятия искусства связывается с отдельными видами человеческой деятельности, целью которых является отражение жизни в художественных образах. Способ такого отражения определяется особенностями конкретного вида искусства: в литературе – через слово, в живописи – через зрительный образ, в скульптуре – через пространственно-объемные формы, сочетающиеся с практическим назначением, в музыке – через звукоинтонации, в танце – через пластические движения. И в первом, и во втором смыслах искусство требует высочайшей техники (технологическое искусство, отточенные умения) и напряжения всех духовных сил, следовательно, искусство невозможно без глубоких переживаний исполнителем (творцом) того, что он творит, отображает и изображает, в искусстве проявляются духовные способности творца. В искусстве исполнитель должен понять, оценить и изобразить других людей, их отношения друг с другом. А эти отношения, прежде всего, проявляются в переживании людей. Но, чтобы понять переживания других, творец должен сам пережить нечто подобное. Чтобы понять человека, надо иметь сходство между своим и его духовным миром. Как отмечает О. Вейнингер, «понять человека – значит быть этим человеком и вместе с тем быть самим собой» . Чем большее число людей включает человек в свое понимание, тем богаче его духовный мир и, наоборот, чем духовно богаче человек, тем большее число людей он может понять. Через богатство, ясность и интенсивность своего внутреннего мира человек познает других. Из сказанного понятно, что не может быть искусства без глубоких переживаний исполнителя (творца), в которых он отражает переживания других людей и делает их понятными и доступными для тех, кто обращается к искусству, побуждает их к сопереживанию.

    Отметим, что через сопереживание искусство выполняет глубокую познавательную функцию. В определенном плане познать отношения людей невозможно без обращения к искусству, без сопереживания познаваемых событий. (На этом основаны многие психотерапевтические практики.)

    Эмоции и поведение

    Под поведением мы понимаем целенаправленную активность, в которой ведущее значение приобретает отношение человека к другим людям. Если в деятельности единицей психологического анализа является действие, то в поведении такой единицей выступает поступок. Через изучение поступков мы глубже всего проникаем в психологию человеческой личности (Рубинштейн, 1946). В деятельности человек выступает как сила, сознательно изменяющая и преобразующая предметный мир; в поведении один человек воздействует на других людей. Между деятельностью и поведением трудно провести границу. В деятельности и в поведении человек исходит из определенных мотивов, стремится к достижению определенной цели, учитывая условия, в которых эта цель достигается. Но в поведении человек имеет дело с другими людьми, которые в свою очередь имеют свои жизненные цели. В этих условиях поведение субъекта будет всегда реализовывать или сотрудничающую, или конфликтующую политику. Вся человеческая нравственность является порождением этих политик. Именно в человеческом поведении ярче всего проявляются эмоции и чувства во всем многообразии.

    Каждый человек испытывает определенный комплекс эмоций и чувств по отношению к любому своему знакомому или близкому человеку, к любому сослуживцу. Эти эмоции и чувства в значительной степени, а иногда в решающей, определяют их отношения: личные и служебные. Ваши просьбы будут выполнять в той мере, в какой вы понравились или не понравились. Ваши замечания будут восприниматься в зависимости от сложившихся отношений: при эмоционально-позитивных они будут учитываться в поведении, при эмоционально-отрицательных замечания будут восприниматься как придирки, а советы, идущие на пользу тому, кому адресованы, будут отвергаться и даже усиливать негативные отношения. Именно в системе межличностных эмоциональных отношений формируется эмоциональный тип личности, внутренний строй реальной жизни человека.

    Понятие эмоций

    Эмоции - психический процесс импульсивной регуляции поведения, основанный на чувственном отражении значимости внешних воздействий.

    Неожиданно оказавшись вблизи пропасти, мы испытываем эмоцию страха.

    Под влиянием этого опасения мы отходим в безопасную зону. Сама по себе эта ситуация еще не причинила нам вреда, но через наше чувство она отразилась как угрожающая нашему самосохранению. Сигнализируя о непосредственном положительном или отрицательном значении различных явлений, эмоции рефлекторно регулируют наше поведение, побуждают или тормозят наши действия.

    Эмоция - это общая, генерализованная реакция организма на жизненно значимые воздействия (от лат. "emoveo" - волную).

    Эмоции регулируют психическую активность не специфично, а через соответствующие общие психические состояния, влияя на протекание всех психических процессов.

    Особенностью эмоций является их интегрированность - возникая при соответствующих эмоциогенных воздействиях, эмоции захватывают весь организм, объединяют все его функции в соответствующий генерализованный стереотипный поведенческий акт.

    Эмоции являются приспособительным продуктом эволюции - это эволюционно-обобщенные способы поведения в типичных ситуациях. "Именно благодаря эмоциям организм оказывается чрезвычайно выгодно приспособленным к окружающим условиям, поскольку он, даже не определяя форму, тип, механизм и другие параметры воздействия, может со спаси- тельной быстротой отреагировать на него определенным эмоциональным состоянием, сведя его, так сказать, к общему биологическому знаменателю, т.е. определить, полезно или вредно для него данное конкретное воздействие".

    Эмоции возникают в ответ на ключевые для удовлетворения определенной потребности особенности предметов. Отдельные биологически значимые свойства предметов и ситуаций вызывают эмоциональный тон ощущений. Они сигнализируют о встрече организма с искомым или опасным свойством предметов. Эмоции и чувства это субъективное отношение к предметам и явлениям, возникающее в результате отражения их непосредственной связи с актуализированными потребностями.

    Все эмоции предметно соотнесены и двухвалентны - они или положительные, или отрицательные (потому что предметы либо удовлетворяют, либо не удовлетворяют соответствующие потребности). Эмоции побуждают к стереотипным формам поведения. Однако особенности человеческих эмоций определяются общим законом психического развития человека - высшие образования, высшие психические функции, формируясь на основе низших функций, перестраивают их. Эмоционально-оценочная деятельность человека неразрывно связана с его понятийно-оценочной сферой. И эта сфера сама влияет на эмоциональное состояние человека.

    Сознательная, рациональная регуляция поведения, с одной стороны, побуждается эмоциями, но, с другой стороны, она противостоит текущим эмоциям. Все волевые действия совершаются вопреки сильным конкурирующим эмоциям. Человек действует, превозмогая боль, жажду, голод и все- возможные влечения.

    Однако чем ниже уровень сознательной регуляции, тем большую свободу получают эмоционально-импульсивные действия. Эти действия не имеют сознательной мотивации, цели этих действий также не формируются сознанием, а однозначно предопределяются характером самого воздействия (например, импульсивное отстранение от падающего на нас предмета).

    Эмоции доминируют там, где недостаточна сознательная регуляция по- ведения: при дефиците информации для сознательного построения действий, при недостаточности фонда сознательных способов поведения. Но это не значит, что чем сознательнее действие, тем меньшую значимость имеют эмоции. Даже мыслительные действия организуются на эмоциональной основе.

    В сознательных действиях эмоции обеспечивают их энергетический потенциал и усиливают то направление действия, результативность которого наиболее вероятна. Допуская большую свободу сознательного выбора це- лей, эмоции определяют основные направления жизнедеятельности человека.

    Положительные эмоции, постоянно сочетаясь с удовлетворением потребностей, сами становятся настоятельной потребностью. Человек стремится к положительным эмоциям. Лишение эмоциональных воздействий дезорганизует психику человека, а длительное лишение положительных эмоциональных воздействий в детстве может привести к отрицательным деформациям личности.

    Замещая потребности, эмоции сами по себе являются во многих случаях побуждением к действию, фактором мотивации.

    Различаются низшие эмоции, связанные с безусловно-рефлекторной деятельностью, основанные на инстинктах и являющиеся их выражением (эмоции голода, жажды, страха, эгоизма и т.п.) , и высшие, подлинно человеческие эмоции - чувства.

    Чувства связаны с удовлетворением социально выработанных потребностей. Чувство долга, любви, товарищества, стыда, любознательности и т.п. формируются у человека по мере его включения в социальные связи, т.е. по мере становления индивидуума как личности. Переживая те или иные чувства, человек оперирует исторически выработанными нравственны- ми и эстетическими понятиями ("добро", "зло", "справедливость", "прекрасное", "безобразное" и т.д.) ,

    Таким образом, чувства в большей мере, чем эмоции, связаны со второй сигнальной системой. Эмоции ситуативно обусловлены, чувства могут быть длительными и устойчивыми. Наиболее устойчивые чувства являются свойствами личности (честность, гуманность и т.п.).