Загадочный город в мордовии. Сивиньские овраги

Мордовия имеет языческое прошлое, поэтому мифы и легенды сопровождают всю историю нашего края. Из уст в уста передают мистические истории, в которых, безусловно, есть доля правды. Портал «ProГород Саранск» подготовил подборку мистических мест Мордовии.

Сивиньские овраги

Снежный человек

Йети был замечен в Кочкуровском районе, близ села Вьяс. Указывают на то, что снежный человек была женщиной в платье, ростом более двух метров, а тело ее сплошь покрыто волосами. Фактов, что кто то пострадал при встрече с таким существом, не зафиксировано.

Ошка панда или Священная гора

Находится недалеко от села Самозлейка на границе Краснослободского и Ковылкинского районов. Местные старики рассказывают, что раньше на этом месте была церковь, но она ушла в землю. Теперь там лес, а у подножия горы родник с чистейшей водой, которая не замерзает при любой температуре. Говорят, что вода обладает чудодейственными свойствами.

Это место, определённо, обладает какой-то странной энергетикой. За те сутки, что мы находились близ него, несколько раз всё шло не так. В какой-то момент мы даже грешным делом подумали, что оно нас не отпускает, но в итоге окольными путями выбрались на "большую землю".

Перво-наперво, у нас взбунтовалась собака, наш верный друг и путевой товарищ . Она - не из самых послушных собак, но в этот раз, стоило нам только отпустить её с поводка погулять (вокруг - просторы!), Лана включила первую космическую скорость и пустилась наутёк, ведомая лишь неведомым нам направляющим...

Поначалу мы пытались образумить божью тварь словом и криком, но достаточно быстро осознали всю тщетность этих попыток. Пришлось мне вспоминать свои спринтерские навыки и, включая первую человеческую скорость, настигать беглеца. Сдалась собака не безропотно, явно в её планы не входила столь быстрая поимка.

Всё это происходило на высоком холме близ деревни Итяково Темниковского района Мордовии. Едва подъехав к обрыву, мы, разинув рты, выбежали осматривать окрестные просторы. На карте ниже красной линией как раз и показано примерное расположение этого обрыва, который со спутника совсем не заметен.

Само городище располагается на соседнем холме и покрыто довольно густым лесом (кроме того там запрятан геокеш с одноимённым названием). История его, согласно археологическим данным, уходит куда-то в первое тысячелетие до нашей эры, но это совершенно не важно. Нас поразила необычная красота этого места.

Обрывистые холмы, за которыми начинается низина, плоская как стол и простирающаясь на многие километры. Что интересно - с противоположных сторон тоже есть такие обрывистые холмы, из чего мы сделали вывод о возможном нахождении здесь какого-то водоёма, как вариант - ледникового происхождения.

Спустившись вниз по узкой и довольно крутой дорожке, мы поехали исследовать низину и уже вскоре наткнулись на песчаную дюну (чудесный фактурный рисунок на бортах Барсика - следствие поиска моста через Мокшу с применением лебёдки).

Радикальным образом отличающийся участок земли (его прекрасно видно на карте выше), идеально чистый и ровный песок. Если бы не сосёнки, прорастающие сквозь него, было бы несложно вообразить себя на пляже. Впрочем, погода позволяла закрыть глаза на деревья, и я, скинув одежду, принялся готовится к предстоящему июньскому отпуску. Фото в Инстаграме - тому подтверждение (HDR-режим состроил мне козью рожу, но, всё же, общее впечатление составить можно).

И в этот момент произошло второе изменение генеральной линии партии: нам настолько пришлось по души сие место, что вместо дороги в Саранск мы решили устроить тут днёвку.

Прогулка по окрестностям (ну, в радиусе 10км) имела целью посмотреть Санаксарский монастырь (вполне себе действующий, основан дядей адмирала Ушакова, сам адмирал похоронен здесь же) и что-нибудь ещё. Изначально был план проехать в Санаксар через деревянный мост близ места ночёвки (с неё нам были видны купола монастыря), но... об этом вопреки логике чуть позже.

"Что-нибудь ещё" вылилось в посещение другого древнего городища, Старого города. Красивый, высокий берег Мокши и игра света - вот залог удачного кадра. Однако, непостижимым образом гораздо лучше удалось сфотографировать этот вид на телефон, нежели на камеру. Пока доставал зеркалку - свет уже ушёл...

Что касается мостов... Наша эпопея с пропавшими мостами продолжилась и в Мордовии, ни дать ни взять - мистика. Рассматривая спутниковые снимки этого района, мы видели всё что угодно, но только не их отсутствие. На каких-то картах они были, на каких-то - нет. Мы объясняли это съёмкой во время половодья, судя по ширине реки. По факту - одного моста нет явно уже давно, а в другом месте знак есть, моста нет. Заметьте - знак новый. По приезду честно указал это всё на Викимапии, так что информационный вакуум несколько разбавлен.

К 17 часам мы, как и планировали, вернулись на городище, готовить ужин и релаксировать от заката. Очередной финт ушами Небесной канцелярии, и вместо безмятежного ужина у костра мы получаем спешный перекус в машине под стук дождя... Но нет худа без добра! По его окончании давали чудесный свет и даже радугу (эту сосну мы сняли со всех сторон).

Грамотно припрятанные перед самым дождём сухие дрова позволили-таки встретить закат у костра, и всё бы прекрасно, но...

Но перед сном пришлось повторить утренний забег за собакой, которая вновь, почуяв свободу, ломанулась в том же направлении, что и утром. На этот раз я стартовал немедленно и в результате пробежал метров на 200 меньше:) Проактивность, однако.

А назавтра был долгий путь домой, неудавшийся транзит через Саров и пробки на въезде в Златоглавую за день до окончания первомайских праздников...

А теперь про апгрейд.

Ещё до поездки в Мордовию мы заказали маркизу для нашего экспедиционного комфорта. Заказать-то заказали, да получили её некомплектную, без одного кронштейна. В общем, на городище мы мокли под дождём, имея дома тент. В ходе вторых майских занялся установкой маркизы. Закрепил её на Thule"вские стальные поперечины, получилась вот такая конструкция. Параметры тента - 2,5м (на вытяжку) х 2м (вдоль кузова).

Парой дней позже на крыше прописался и бокс от Thule. Pacific 200, 410 литров полезного пространства и 45 сантиметров прибавки в росте: теперь мы не влезаем на парковочное место у дома и дачи:(впрочем, освободившееся в салоне место компенсирует эти неудобства.

Из мелких, но удобных доделок: поставил нехитрые рельсы из П-образного профиля в экспедиционный модуль. Теперь столик можно не только ставить на ножки, но и использовать его как выдвижную полку. При этом вынимать всё барахло их ниши не требуется, как это было ранее. Поднятая задняя дверь в данном случае может выполнять роль крыши. Пара экспедиционных канистр под воду (с местом под установку ещё одной) - приятная и удобная деталь.

Большая часть преданий Мордовии связана с подземельями: там ждут своего часа волшебная труба и разбойничье золото, глубоко под землей прорыты секретные тоннели и конспиративные ходы. Почти все легенды основаны на реальных исторических событиях.

Труба князя Тюшти.

Самое известное предание Мордовского края связано с именем Тюшти - былинного князя (или царя) всей мордвы, жившего в X веке. По легендам, записанным краеведом XIX века Иваном Дубасовым, Тюштя жил на Зубово-Полянской земле недалеко от места, где сейчас стоит село Ширингуши. Тюштя был справедливым и могучим вождем, именно он помирил враждовавшие мордовские роды. А потом ушел (легенда не поясняет куда - может быть, на новые земли), но оставил народу свою трубу - тораму. По одной версии, торама была скрыта в ветвях деревьев, по другой - в земле. Найти тораму было суждено лишь избранному. По завету Тюшти в день, когда враги придут на его землю, людям нужно протрубить в тораму. Тогда он вернется к своему народу и накажет недругов.

Эта красивая легенда похожа на историю короля Артура или Лоэнгрина. Как он, Тюштя, ушел неизвестно куда, но обещал вернуться. Где он сейчас? Спит волшебным сном? Легенды указывают на этот вариант.

20 бочек золота.

Другое преданье старины глубокой связано с Краснослободским районом. По легенде, в 1870-х годах по лесным дорогам тогда еще Краснослободского уезда везли жалованье солдатам в Сибирь - 20 бочек с золотом. На караван напали разбойники. Золото отбили и спрятали в лесах у реки Сивинь, атаман шайки сбежал в Харбин, а залегших на дно разбойников постепенно перебили. Золото же осталось в лесу. И по сей день его ищут кладоискатели со всей России. Но ничего не находят.

А.Лютов, краевед: "Однажды мне поступил интересный заказ. За очень большие деньги предложили составить карту клада золотых монет. Но делать это опасно даже спустя столько лет. Как меня ни упрашивали, я не согласился. Никаких денег не надо!".

Потайной ход под рекой Мокшой.

Легенда в духе готических романов связана с самим старинным городом Краснослободском. Крепость Красная Слобода была построена в 1571 году. Постепенно городок за дубовыми стенами развивался, в пяти верстах от него был построен Спасо-Преображенский мужской монастырь. Обитель сохранилась до наших дней. Жива и легенда: из Краснослободской крепости к монастырю в былые времена проложили подземный ход. А сейчас в нем спрятаны монастырские ценности и древние книги. Для тех, кто не знает: город и святую обитель разделяет река Мокша. Но те, кто верит в легенду, считают, что ход идет под руслом реки. Говорят, что это вполне реально: писал же известный отечественный археолог и спелеолог Игнатий Стеллецкий о ходах под Москвой-рекой.

Легенды о подземных ходах связаны практически со всеми старыми зданиями города. Особенно часто туннели упоминаются в связи с подвалами школы (бывшего духовного училища). В них видели тяжелую, обитую железом дверь, на которой висел большой замок. И в особняке Севастьяновых, который был построен на месте Покровского женского монастыря, есть глубокие подвалы, по легенде, имевшие выход в подземелья города. Особенно много легенд о подземных ходах связаны с бывшим Успенским женским монастырем (сейчас это корпуса районной больницы). Все строения монастыря соединялись друг с другом подземными ходами. Но попытки проникнуть глубоко в подвалы сохранившихся зданий кончались неудачей: огромные горы мусора и земли не дают это сделать. И большинство провалов и колодцев на месте старых ходов было засыпано, двери в них замуровывались, сами ходы обваливались естественным путем.

Подземные ходы.

В Саранске тоже есть легенда, связанная с подземельем. Дескать, здешние старожилы помнят: под современными дорогами и тротуарами в историческом центре города скрыты дореволюционные подземные ходы. Один из них якобы идет от места, где стоял Петропавловский монастырь (сейчас там возведен Свято-Феодоровский кафедральный собор), до старого городского острога (тюрьмы). Здание острога сохранилось до наших дней. Во время Великой Отечественной войны в нем были устроены квартиры и в одной из них жил сосланный в Саранск знаменитейший советский филолог М.М. Бахтин. Сейчас в здании работает часть сотрудников городской администрации.

С.Зеткин, историк: "За легендой вполне могут стоять реальные исторические факты. Подземные ходы под монастырями делались во многих городах Поволжья, например в Пензе. Логично, что такой ход мог идти и от Петропавловского монастыря. В пользу легенды говорит один факт. В 1960-х годах ремонтировали дорогу на улице Советской, примерно посередине монастырского хода. Отбойные молотки рабочих вдруг ушли в пустоту. Любопытные заглядывали в дыру, образовавшуюся посреди улицы. Говорили, что видели кирпичные своды и тоннель. На место ЧП прибыли чиновники. Дыру велели заделать".

Этого населенного пункта вы не найдете ни на одной карте. Мордовский поселок Дикий официально нигде не числится, и власти предпочитают не вспоминать о его существовании. Здесь проживают родственники дезертиров Великой Отечественной войны. Они почитают своих предков и слагают о них легенды.
Дикий - единственное в мире место, где существует памятник героям-дезертирам, который власти за 30 лет так и не смогли уничтожить. Основателем странного поселка считается лесник Иван Зверев, который до войны, еще в начале 30-х, осваивал здешние места, богатые зверем и рыбой.
Нашел он их, спускаясь по течению протекающей здесь речушки, которую местные жители прозвали Вад. Теперь уже никто не помнит, откуда пошло столь странное название реки. Одни говорят, что вела она в страшные дебри, куда не ступала нога человека.

Якобы местное население пугало своих детей, чтобы те не пытались пробираться по течению, а то попадут в ад. Другие жители думают, что название речки что-то должно обозначать на старом мордовском языке. Однако что именно - никто не знает.
А вот смелый Зверев умудрился не только пробраться сквозь чащобы, но и построить себе близ речушки времянку. Потом он часто пропадал в сказочно красивом местечке целыми месяцами. Когда в мордовских селах вовсю началась пора раскулачивания, решил не возвращаться в район.
Забрал семью и стал жить в тиши, подальше от цивилизации. Именно он и перетащил в это место и своего зятя Владимира Фокина. - Это в 1931 году было, - вспоминает 80-летняя Анна Ивановна Баландина. - В Зубово-Поляновском районе раскулачивали всех подряд, собирали добро в колхозы.
Народ на себя надевал по десять одежек, чтоб последнее не забрали. Отец взбунтовался против такого самоуправства и попытался возразить. За это его чуть не арестовали, да вот лесник Зверев помог.
"Одна тебе дорога, - сказал, - теперь уж спокойно жить не дадут. Данилку-то Ширибасова вон за одно только слово в лагеря отправили, сказал что-то не так. Бери семью и беги..."

Ночью отец погрузил нас в сундук, запряг лошадь и поехали мы по течению Вад за Зверевым. Так и стали второй семьей в Диком... Следом за Фокиными поселение пополнилось семьями Каргиных, Сангиных, Елисеевых и Пушкаевых.
Они были людьми, которые не принимали навязываемую коммунистами систему. Поэтому решили отказаться от цивилизации и создать свое маленькое государство посреди мордовских чащоб. Здесь не было ни света, ни воды. Но жизнь кипела вовсю.
Герои Дикого Когда началась Великая Отечественная война, народу в деревеньке прибавилось. Сюда стекались дезертиры, не желающие идти на фронт, да беглые, кто из плена, кто - с поля боя.
Прознали о поселении и районные власти, они-то и прозвали деревню - поселок Дикий. - Место там Дикое, и не люди живут, а дикие одни - так про нас в ту пору говорили, - вспоминает старожил поселка Анна Баландина. - Да не слушайте вы никого, это власть наших дедов в предателей превратила.
Даже тех, у кого детей мал мала, а он один кормилец, дык все равно на фронт забирали. А вот дядька мой покойный - Куприяныч, он вообще в плен к фашистам попал, потом бежал. Но его сразу как пропал без вести, так дезертиром и окрестили.

Только в 1947 году он к нам вернулся. Рассказывал, как над ним в плену издевались. А беглый дезертир Фура все по лесам прятался. Да, было дело, разбойничал в чащах. Но нападал-то на богатых, тех, кто только прикрывался высокими чинами.
Они сами людей обирали, добро делили, а мужей да отцов наших стреляли как дезертиров. Как-то засаду в лесу милиция устроила, 15 наших мужиков положила. Поймать не смогли только Степку Сангина. А он, бедолага, два года в навозной куче прятался. Оттого и собаки след не брали.
Степан Сангин считается одним из самых почитаемых героев поселка Дикий. Его отец - Лутоня - разбойничал в лесах вместе с бандой Фуры. А мать в поселке прозвали Неха, что по-мордовски значит "бедная". Она растила восьмерых детей и не имела никакой возможности помочь им скрыться от властей.
Вот и придумала Неха хитрость. Поставила с сыном будку прямо на задворках своего дома да засыпала ее навозом. Сюда же отходы всякие выливала. А та будка на самом деле стала убежищем для Степана.

Два года он прожил в ней. Мать носила ему еду втихаря, прямо в ведрах для скотины - на случай, если облава неожиданно нагрянет. И только по случайности попался Сангин. Его младшая сестра вилами приводила навозную кучу в порядок, чтоб не виднелось и следа будки, но на беду приехали милиционеры.
Одному из них девушка приглянулась, он решил ей помочь, взял вилы и стал тыкать по куче. Раздался глухой звук. И тут до милиционеров дошло, что навоз тут не спроста лежит. Разгребли они кучу и вытащили из будки Степана. Говорят, вонь от того исходила страшная.
Только из жалости к бедной Нехе Сангина не расстреляли, а забрали в штрафной батальон. К тому времени Степан озверел настолько, что бросался на врагов голыми руками. Первый трофей он получил, бросившись во время атаки на немеца и вцепившись в него зубами.
"Герой", - говорят про Сангина в Диком. "Зверюга, - возражают в райцентре чиновники, в очередной раз услышав легенду о навозной куче, - и предки у них звери, и потомки - бандиты".

Знак зверю - Именно так некоторые зубовополянцы называют установленный в Диком памятник, который в начале 80-х годов дети и внуки расстрелянных дезертиров установили в честь погибших предков. Такого монумента вы больше нигде не увидите.
Огромный мореный дуб зарыт посредине поселка корнями вверх. - Иван Зверев, лесник-то наш, говорил, что дерево это лет 300 в реке Вад пролежало, - рассказывает Валентина Фокина, - а ребята наши решили его вытащить. Мешали его корни и купаться, и рыбу ловить.
Да и памятники нам больше тут не из чего делать. А старики-то говорили, мореный дуб тыщу лет на земле простоит. Да поднять его нелегко было... Руководил установкой памятника племянник местного дезертира по кличке Глаз, который давно живет в Москве и считается авторитетом в бандитских кругах.
Сначала дуб хотели трактором поднять, да трос все лопался. Тогда Глаз сам нырнул в реку, закинул на дуб удавку, а в трос впряглись все собравшиеся в Диком мужики, и стар, и млад. Здесь были приехавшие с Глазом потомки местных и просто его друзья-авторитеты.

Лошадь Фокиных тоже запрягли. И так - общими силами - восьмиметровое дерево вытащили из воды. Потом мужики вырыли глубокую яму, куда и вкопали ствол, а корневище направили вверх, к небу.
Сделали это не случайно. "Это корни нашего народа, которые вывернули из земли. Нас хотели заставить жить по-другому. Но этого не было и не будет никогда, - говорят в Диком. - А дуб - вечная память нашим предкам, павшим от разрушителей корневой системы".
Население Дикого уверено, что их памятник простоит гораздо дольше всех городских монументов. "Там все власть меняется, одни памятники сносят, другие ставят, - говорят они, - а мы свой дуб вкопали не просто так. Это от сердца..."
Правда, живы в памяти дикинцев годы, когда власти хотели уничтожить их памятник. Установили его еще во времена андроповского правления. И хотя само существование "позорного" поселка районные чиновники тщательно скрывали, прослышав про дуб, решили перестраховаться.
Пригнали из Зубовой Поляны автокран, чтобы выкорчевать памятник. Но дикинцы настолько глубоко и сильно утрамбовали свой дуб, что машина так и не смогла вытянуть его из земли. Чтобы чиновники больше не домогались, потомки дезертиров заказали в столице стальную табличку с гравировкой "Репрессированным родителям. Благодарные потомки". С тех пор власти больше не пытались уничтожить мореный дуб.



Современная жизнь поселка Дикий мало чем отличается от довоенных времен. Все та же отдаленность от цивилизации, и то же неприятие властей. В Диком осталось всего семь домов и 15 человек. Из них три семьи, остальные - одинокие старушки.
Но дикинцы уверены, что их поселение никогда не исчезнет с лица земли. - Дети это место не оставят, - говорят они, - это их память, это их корни, это их начало... Был поселок, есть он и будет всегда!
По-прежнему дикинцы живут одним натуральным хозяйством. Держат скот, пчел, пашут землю. Сами сеют, сами жнут. - Хлебушек вот пеку - на неделю четыре буханочки, - говорит Валентина Фокина, - от коровы молоко, да масло сама пахтаю.
Пасека у меня небольшая. Отдыхать, конечно, некогда. Но все равно других занятий здесь нет. Ни тебе газет, ни телевизора, ни телефона. Из мужиков-то... один хромой, другой - косой.
Это хорошо, что вы приехали. А то все со скотиной разговариваю. Пенсию раз в месяц привозят, да дети летом приезжают. Мне сын даже связь эту, как ее, сотовую, обещал наладить. Или телефон простой провести.
Но, видно, непросто это. То ли дело в лето, когда все наши дети да внуки приезжают. Человек сто в июле собирается на землю родную. Это традиция такая. Кто из Питера, кто из Москвы, кто из Бугульмы, из Владимира много тоже.

Убитые в тех краях в 1931 году агитаторы и отряд присланный для подавления бунта. Мордовия, Ичкаловский район.



Все едут. У дуба мореного всю ночь костры горят. Сидим да поминаем наших родителей. Истории разные рассказываем, в Ваде купаемся, песни поем... Моются дикинцы в своих банях, белье стирают прямо в речке, а вот готовить недавно стали на газовых плитах.
Один из обеспеченных выходцев из Дикого провел им газ, завез газовые плиты и научил пользоваться ими. - Как в раю! - улыбаются здешние старушки. Вот только продать мясо или скотину они до сих пор не могут. Не принимают его в заготконторах, как и было испокон веков.
Не принято брать продукты из поселка дезертиров даже за копейки. А далеко местные жители ехать не могут. Куда им на своих лошадях... - Да ничего, сами научились и шкуры выделывать, и мясо запасать, и шерсть прясть, - не унывают дикинцы. - Да, может, и к лучшему.
Говорят там, в больших городах, несладко живется. Преступления, бандиты... А у нас все спокойно. И дай бог так и будет всегда... А помрет кто, так тетя Валя лошаденку свою запряжет, съездит в Журавкино да привезет оттуда бабок из церкви. Они и отчитают.

Ну и сами учимся помаленьку. Надо уметь ежели что. Церкви-то нет здесь. Иконы вот у нас стоят по сто лет, еще от дедов наших. Последние годы изредка в Дикий стал наведываться "уазик" с продуктами. Один из зубово-полянских коммерсантов решил подзаработать, организовав для поселка своеобразный выездной магазин.
А еще в Дикий частенько заглядывают охотники из окружных сел, только местные их не выдают. - Это раньше охотниками-то были, а теперь вона - тут зона охраняемая стала. И называются они уже браконьерами, - рассказывают дикинцы. - Да зачем уж так. Все равно рыбы, птицы да зверя тут еще на десять веков хватит, не переведется.
Именно охотникам дикинцы порой продают свой товар. Самым большим спросом пользуется здесь мед. Он чистый, без всяких примесей и считается лечебным. Дикинцы умудряются продать трехлитровую банку липового за 500 рублей.
- Да за деньгами мы не гонимся, - смеются жители поселка, - где нам их тратить? Но труд свой ценим. Дети научили. - А народ сюда еще придет, - уверены дикинцы, - вон времена какие неспокойные бывают. А здесь - свой мир.
Как глаз бури, это точка посреди урагана. В его центре всегда тихо и спокойно. Все вокруг рушится, и только это место остается нетронутым. Это про нас, и это хорошо. Еще сотни и сотни лет будут у мореного дуба петь песни, а вечерами - гореть костры. Самые горячие и красивые в мире...

Сивиньские овраги в Краснослободском районе Мордовии, получившие свое название от речки Сивинь и одноименного села, глубокие и тянущиеся на многие километры, местные жители считают проклятым местом, куда лучше не соваться.

С начала XVIII века, когда в окрестностях построили дорогу Саранск - Краснослободск, сивиньские овраги прославились, в первую очередь, как самое настоящее разбойничье гнездо. Бандиты грабили и убивали проезжих и прятали здесь клады. Так продолжалось почти два столетия подряд.
В1870-х годах, утверждают краснослободские краеведы, сивиньские разбойники ограбили обоз, который вез в Сибирь солдатское жалованье за несколько лет - 20 бочек золотых монет! Грабители добычу не поделили, поубивали друг друга, и золото так и сгинуло где-то в овраге. С тех пор его здесь неустанно ищут, но пока безрезультатно.

В 30-х годах прошлого века в оврагах был построен большой лагерь, куда сначала сажали так называемых «врагов трудового народа», а в войну - предателей и дезертиров.
В 50-х годах лагерь закрыли, и с тех пор в оврагах стали пропадать люди. Навсегда. Даже трупы никогда не находят.

На дне оврага протекает полноводный ручей, однако воду из него не используют даже для скота. «Она жирная, потому что по могилам течет! Здесь же столько разбойничков и невинно убиенных лежат», -объясняют местные жители.
По их словам, в этом месте очень плохая энергетика, постоянно слышатся крики, стоны. В оврагах резко ухудшается самочувствие, долго здесь находиться невозможно, задержишься на «лишнюю» минуту и все - обратно уже не выйдешь, «черт закрутит», сгинешь в аномальной зоне навечно.
Тем не менее к местным жителям частенько наведываются любители приключений, а также кладоискатели, которым не дают покоя бочки с золотом, не найденные до сих пор. Они досконально X выспрашивают у старожилов все подробности того знаменитого ограбления, просят нарисовать карту местности и затем отправляются на поиски.

Правда, большинство из них возвращаются в деревни в тот же день, не выдержав жуткой атмосферы Сивиньских оврагов, остальные же держатся из последних сил, перекапывают в тысячный раз обильно удобренную человеческими костями землю и, вконец измотанные, также уезжают ни с чем. Бывает, что и без товарищей, исчезнувших в «зоне».
Местные жители к «любителям экстрима» относятся с пониманием, но в проводники не идут ни за какие деньги.

«Туда я с тобой не пойду! - говорил один из них заезжему журналисту из Пензы. - Пойми, там время теряется! Часы встают. Уже столько людей пропало. Спустился в овраг - оттуда не вылезешь. Туда даже собаки боятся заходить. Я раз набрел на него, думал свихнусь. Чувство такое, будто кто меня кружит, бегает вокруг меня. Мысли настырные в голову лезут: застрелись, повесься. Не так давно там девчонка пропала».
Те, кто все же осмеливается отправиться в аномальную зону, отмечают в ней огромное количество ягод и грибов (летом и осенью) и удивительную чистоту - ни кострищ, ни разбитых бутылок, ни фантиков. Местные жители предпочитают собирать дары природы и устраивать пикники в других местах. Чему учат с малолетства и своих детей...

Аномальные новости. ноябрь 2010.

Аномальные овраги

Странная аномальная зона существует в Тагайском лесу, что в Майнском районе Ульяновской области. Люди здесь часто теряют ориентацию, двигатели автомобилей глохнут, мобильники отключаются, видеокамеры и цифровые фотоаппараты не работают, а обычные фотокамеры щелкают, но кроме черноты на пленке ничего не получается.

В этом лесу, в 13 километрах от села Тагай, находится не менее аномальный овраг. «Поначалу его даже глазом не заметно, - рассказывает местный историк Павел Половов. - Сначала вы видите перед собой только бурьян пожухлой травы. Отдельные дубки, потом чахнущие осинки. Но увлекшись, вы вдруг словно переступаете какую-то невидимую глазами черту.

А теперь представьте себе: вокруг вас в овраге кто-то тихо говорит или музыка звучит. Вы оглядываетесь - ни души. Только сделаете шаг, и опять кто-то с вами разговаривает. Идти дальше - любопытно, хоть и страшно».

В Истринском районе Московской области, неподалеку от Дедовска, жители близлежащих деревень обходят стороной другой овраг, который они называют поганым и блаженным. Какие смертельные флюиды он выделяет - непонятно, но людей, решивших свести счеты с жизнью, сюда словно магнитом тянет. Ну а потом мятущиеся души самоубийц, как утверждают местные жители, бродят по окрестностям, пугая припозднившихся путников.

Еще одно аномальное место в Подмосковье, в котором водятся призраки, находится на 47-м километре Калужского шоссе. В сумерках люди нередко сталкиваются здесь со всевозможной чертовщиной.

В прошлом здесь находился глубокий и мрачный овраг, сжатый с обеих сторон лесом. В темное время в окрестностях совершенно безнаказанно промышляли разбойничьи шайки из числа местных крестьян. Они грабили и убивали проезжих купцов. Самой лютой была банда, во главе которой стоял разбойничий атаман Степан Хоботов. Как закончил жизнь этот злодей, неизвестно, но овраг в народе стал именоваться Хоботовским.

Ныне с наступлением темноты местные жители частенько наблюдают, как по улицам их селений перемещаются призраки мрачных людей. Старожилы утверждают, что это души безвестно сгинувших когда-то в овраге купцов, которые, не получив должного христианского успокоения, бродят по окрестностям в поисках священника, который бы произвел над их зарытыми в земле останками соответствующий церковный ритуал.

На южной окраине Москвы находится знаменитый Голосов овраг, полный мистики и не разрешимых до сего дня загадок. Столичные историки нашли в архивах документ от 1621 года, повествующий о появлении из густого зеленоватого тумана почти у самых ворот одного из царских дворцов небольшого конного отряда татар, вооруженных устаревших оружием и в такой же устаревшей одежде! Всадники, которых тут же повязали, заявили дознавателям, что они воины хана Девлет-Гирея, нападавшего на Москву пятьдесят лет назад! Уходя от преследования, отряд спустился в окутанный туманом овраг. Им казалось, что они проскакали на лошадях лишь несколько минут, а «вынырнули» уже в следующем веке! Что стало в дальнейшем с пришельцами из прошлого, древняя летопись не сообщает.

Современные ученые зафиксировали на дне оврага довольно большой разлом земной коры, через который выходят мощные излучения. Возможно, именно с этим и связаны многочисленные аномалии, происходящие здесь.

По материалам СМИ.