Частные методы мониторинга окружающей среды. Средства и методы контроля и мониторинга опасных и негативных факторов природного и антропогенного происхождения

Ознакомившись с этапами, представленными на схеме, можно заметить, что - цели высокого уровня, стратегические цели (этап 1) вынесены отдельно, но они учитываются, когда на этапе 2 определяются цели и задачи оперативного планирования.

Цели и задачи, определенные на этапе 2, должны быть измеримыми, иначе, как можно узнать о том, что намеченные цели достигнуты?

На этапе 3 выбираются соответствующие количественные и качественные параметры, с помощью которых можно оценить, например, качество профессионального образования в образовательном учреждении, выполнение плана приема и выпуска обучающихся, кадровый потенциал организации, материально-техническую базу и т.д.

На этапе 4 устанавливаются плановые значения этих параметров, называемые нормами или критериями, требуемые от исполнителя (коэффициент усвоения, уровни усвоения знаний и умений, планы, штатное расписание, квалификационные требования, должностные инструкции и т.д.)

Этапы 1-4 могут рассматриваться как

  • определение контролируемой деятельности (управленческой - заместителей, педагогической - педагогических работников, учебной - обучающихся)
  • переориентация текущей деятельности (поскольку можно вернуться к этим этапам вследствие неудовлетворенности текущими результатами).

Этапы 5-8 образуют ядро процесса мониторинга.

Имея измеримые цели и планы, надо обеспечить себя информацией о том, как идет дело (этап 5); измерить результаты деятельности (этап 6) и сравнить эти результаты с нормами, установленными на этапе 4.

На этапе 7 получаем информацию, приводящую к принятию решения на этапе 8.

На этапе 8 принимается одно из трех возможных решений. Этапы 9-11 представляют собой эти три альтернативы.

Этап 9. Результаты деятельности соответствуют установленным нормам, существенные проблемы не обнаружены и, следовательно, необходимость в корректирующих действиях отсутствует. Следует продолжать мониторинг на этапах 5-8.

Этап 10. Если установленные планы, признаваемые реалистичными, тем не менее, не выполняются, то предпринимаются корректирующие действия с целью улучшить исполнение, после чего продолжается мониторинг.

Этап 11. Признается, что причиной неудовлетворительного хода дел являются неправильный выбор целей, параметров измерения результатов или норм. Необходимо вернуться к этапу 2, 3 или 4.

Из анализа схемы видно наличие связи между планированием и контролем. Именно, контроль в режиме мониторинга является основой отслеживания курса движения к целям и механизмом корректировки целей и путей их достижения, придает работе новые импульсы, служит надежным средством совершенствования форм, методов, стиля работы, выявления резервов.

Контроль как управленческий процесс заключается преимущественно в побуждении людей делать одни вещи и не делать другие, мотивировать людей на выполнение соответствующей деятельности, исполнять запланированное, достигать намеченных целей.

При любом типе планирования, по направлениям работы образовательного учреждения или по целям и задачам, которые образовательному учреждению необходимо решить за определенный период, строится система мониторинга.

Она должна включать в себя:

  • цели (оперативные и стратегические);
  • объекты контроля;
  • нормативную базу;
  • информационную базу;
  • сроки;
  • механизмы, методы отслеживания;
  • практический выход.

Сделаем попытку заложить систему мониторинга в схему (приложение 2).

Планирование контроля внутри образовательного учреждения включает:

  • определение целей и задач контроля;
  • выявление объектов контроля, определение типа контроля;
  • определение круга вопросов, требующих изучения;
  • определение сроков контроля;
  • определение участников, распределение их обязанностей;
  • определение форм и методов контроля;
  • определение видов подведения итогов;
  • подготовка итогового документа (аналитической справки, приказа и т.д.);
  • определение сроков проверки исполнения предложений, рекомендаций.

Руководителю следует соблюдать следующие правила контроля:

  • установление сроков контроля;
  • контроль не должен быть тотальным;
  • контролируя, руководитель выявляет как недостатки, так и успехи в работе;
  • результаты контроля должны обсуждаться, быть гласными;
  • руководитель должен быть убежден, что исполнитель согласен с его выводами и понимает, как исправить недостатки.

Покажем сравнительные возможности различных форм контроля

Процесс обучения невозможен без проведения контроля знаний и умений. Разработкой системы контроля занимаются не только учёные – педагоги, издающие различные пособия, но и каждый учитель – предметник в частности. Современные требования к программам обучения предполагают обязательное наличие контрольно – измерительных материалов. Прежде, чем составлять их, необходимо ответить на ряд вопросов:

  • В чем заключаются функции учебного контроля?
  • Какие вид, тип и форма контроля будут уместны в определённой теме?
  • Какой метод контроля будет наиболее подходяще на данном уроке?
  • Какие средства контроля необходимо разработать к занятию?

Функции учебного контроля

Контроль, простыми словами, это проверка соответствия полученных результатов с поставленными заранее целями обучения. Но его функции не сводятся только к проверке соответствия знаний и компетенций требованиям образовательного стандарта. В современной дидактике выделяются следующие функции:

  • Диагностическая . Учитель получает достоверную информацию о пробелах в знаниях у обучающихся, о часто совершаемых ошибках и их характере. Это помогает подобрать наиболее эффективные методы и средства обучения.
  • Контролирующая . В результате устанавливается уровень овладения компетенциями, знаниями; уровень интеллектуального развития учеников.
  • Обучающая. Выполняя задания и решая задачи, учащиеся совершенствуют свои знания и умения, применяя их в новых ситуациях.
  • Прогностическая. По результатам контроля можно понять, достаточно ли усвоены знания и сформированы компетенции для того, чтобы перейти к новому учебному материалу.
  • Развивающая. Её сущность заключается в развитии речи, памяти, внимания, мышления, творческих способностей учеников, происходящем в процессе выполнения заданий.
  • Ориентирующая. Суть её состоит в выявлении степени изученности темы.
  • Воспитательная. Периодическая проверка способствует формированию чувства ответственности, аккуратности; дисциплинирует обучающихся.

Составляя контрольно-измерительные материалы, выполняющие перечисленные функции, учитель сможет повысить результативность обучения в несколько раз.

Разнообразие видов контроля

Вид контроля на уроке зависит от этапа обучения. В связи с этим, выделяют:

  • Предварительный
  • Текущий
  • Тематический
  • Итоговый контроль

При переходе к изучению новой темы или раздела учителю необходимо определить, какими знаниями и умениями обучающийся уже обладает. Особенно это актуально в пятом и десятом классах, так как прибывают ученики с разной степенью подготовленности. К тому, например, на уроках истории концентрическая система предполагает в 10 классе повторное, но более глубокое, научное изучение почти всех тем. Поэтому здесь проведение предварительного контроля особенно важно. Ценность такого вида проверки проявляется в определении вопросов, которым нужно будет уделить повышенное внимание.

Одним из главных условий успешности обучения является постоянное обнаружение существующих пробелов в знаниях для своевременного их устранения. В этом поможет текущий контроль , который, в основном, является частью урока.

Название «тематический контроль » говорит само за себя. Он проводится после изучения новой темы или раздела, в основном, на уроках контроля и коррекции знаний. Главная цель – подготовить обучающихся к зачетам или итоговому контролю.

В конце учебного года и после окончания определённой ступени обучения (начальной, основной школы) проводится итоговый контроль . Можно сказать, что все предыдущие виды проверок подготавливают к главной, итоговой проверке. По его результатам определяют степень освоения учебной программы за год или несколько лет.

Формы контроля знаний и умений учащихся.

В школьной практике используется пять основных форм проведения контроля:

  • Фронтальная . Задание предлагается всему классу. Обычно ребята дают краткие ответы с места.
  • Групповая . Класс разделяется на группы. Каждая группа получает своё задание, которое нужно выполнить совместно.
  • Индивидуальная . У каждого ученика своё задание, которое нужно выполнить без чьей – либо помощи. Данная форма подходит для выяснения знаний и способностей отдельного человека.
  • Комбинированная . Эта форма контроля сочетает в себе три предыдущие.

Методы контроля

Методами контроля называют способы, помогающие выявить степень усвоения знаний и овладения требуемыми компетенциями. Также методы контроля позволяют оценить результативность работы учителя. В школе используются такие методы как устный опрос, письменные работы, зачёты, тесты.

Устный опрос является одним из наиболее распространённых методов проверки. Он может быть проведён как в индивидуальной, так и во фронтальной, и в комбинированных формах. Рассмотрим их отличия.

  • Индивидуальный опрос проводится с целью определить глубину усвоения знаний отдельным, конкретным учеником. Обычно он вызывается к доске и развёрнуто отвечает либо на общий вопрос с последующими уточнениями, либо на ряд отдельных.
  • Фронтальный опрос предполагает несколько связанных друг с другом вопросов, задаваемых нескольким обучающимся. Ответы должны быть лаконичными. Достоинством этого метода является возможность одновременно опросить несколько учащихся и очевидная экономия времени. Но есть и существенный недостаток – невозможность проверки глубины знаний. К тому же, ответы могут быть случайными.
  • Комбинированный опрос будет «золотой серединой» при выборе между индивидуальным и фронтальным. Один ученик даёт развернутый ответ, а несколько других выполняют индивидуальные задания.

Письменные работы могут быть предложены в разных формах, в зависимости от предмета: диктанты, сочинения, отчёты, тесты, контрольные работы, графические работы. Диктанты могут применяться не только на уроках русского языка; они могут быть историческими, географическими, математическими и другими. Также сейчас выпускают различные печатные тетради практически по каждому предмету.

В связи с введением ЕГЭ и ОГЭ, в последнее время очень популярен тестовый метод. Он позволяет достаточно быстро проверить знания по одной или нескольких тем. Этот метод не следует применять постоянно, так как он не может проверить творческие возможности, учащиеся могут отвечать наугад; тестовый метод не даёт возможности обучающемуся глубокого анализа темы.

Типы контроля

В зависимости от того, кто производит контроль, разделяют:

  • Внешний контроль . Производится учителем над деятельностью обучающихся.
  • Взаимоконтроль . Осуществляется обучающимися друг над другом.
  • Самоконтроль . Ученик проверяет себя сам по готовым образцам или правильным ответам.

Целесообразно комбинировать различные типы, а не использовать постоянно только один из них.

Средства контроля

Перед педагогом стоит нелёгкая задача выбора подходящих к уроку средств оценивания знаний и умений. Как уже упоминалось выше одним самых распространённых методов в настоящее время является тестовый. Различных тестов по всем предметам сейчас издаётся великое множество. Кроме того, учитель сам может составить тестовые вопросы или поручить это задание обучающимся (конечно, за отдельную отметку). Тестовые вопросы могут быть:

  • Многовариативными . В данном случае к вопросу предлагается несколько ответов, где только один или несколько будут правильными.
  • Альтернативными . Предлагается два суждения или ответа, нужно выбрать верный.
  • Вопросы перекрёстного выбора . Нужно найти соответствия между предложенными вариантами.
  • Открытыми . Присутствуют варианты ответов.
  • Закрытыми. Нужно дать ответ самостоятельно. Вариантов нет.

Вопросы должны быть точными, не спорными, соответствовать учебной программе и пройденному материалу.

Кроме тестов, для проведения контроля можно использовать раздаточный материал. Сейчас его можно разработать самим, купить или скачать с интернета. Это могут быть карточки с вопросами, карты, схемы и т.д.

Также одним из средств контроля является домашнее задание. Она может проходит в разных формах, но если будет отсутствовать совсем или будет нерегулярной, то сами домашние задания просто обесценятся.

Компьютерные средства оценивания сейчас очень популярны. Их достоинства: не нужно тратить материал для составления, быстрая проверка (осуществляется компьютером), происходит активизация интереса учащихся.

Требования, предъявляемые к контролю в обучении

Контроль даст нужный эффект, если его проведение будет соответствовать следующим требованиям:

  • Систематичность . Проверять знания и умения нужно регулярно. Учащиеся должны знать, что после изучения каждой новой темы будет проверочная работа; домашняя работа проверяется на каждом уроке и т.д.
  • Объективность . Контроль должен реально оценивать способности и знания обучающихся. Какие – либо личные отношения и предпочтения учителя здесь не уместны. Рекомендуется учитывать не только правильный ответ, но и способ его получения: ход рассуждения, способ решения задачи.
  • Педагогическая тактичность . Суть этого требования – сохранение спокойной и деловой атмосферы. При соблюдения этого условия обучающиеся не будут бояться отвечать на вопросы, высказывать свои суждения.
  • Экономичным по временным затратам .
  • Разнообразие используемых методов и форм контроля .

Контроль – необходимое звено любого урока. От его организации, проведения и оценивания зависит эффективность обучения.

Виды мониторинга. По масштабам обобщения информации различают: глобальный, региональный, импактный мониторинг.

Глобальный мониторинг - это слежение за мировыми процессами и явлениями в биосфере и с осуществление прогноза возможных изменений.

Региональный мониторинг охватывает отдельные регионы, в которых наблюдаются процессы и явления, отличающиеся от естественных по природному характеру или из-за антропогенного воздействия

Импактный мониторинг проводится в особо опасных зонах, непосредственно примыкающих к источникам загрязняющих веществ.

По методам ведения выделяются следующие виды мониторинга:

    биологический (с помощью биоиндикаторов);

    дистанционный (авиационный и космический);

    аналитический (химический и физико-химический анализ).

По объектам наблюдения выделяются:

    мониторинг отдельных компонентов окружающей среды (почвы, воды, воздуха);

    мониторинг биологический (флоры и фауны).

Методы контроля. Состав загрязняющих веществ определяют методами физико-химического анализа (в воздухе, почве, воде). Степень устойчивости природной экосистемы проводят методом биоиндикации.

Биоиндикация - это обнаружение и определение антропоген-

ных нагрузок по реакциям на них живых организмов и их сообществ. Сущность биоиндикации заключается в том, что определенные факторы среды создают возможность существования того или иного

Дистанционные методы используются в основном для ведения глобального мониторинга. Например, аэрофотосъемка является эффективным методом для определения масштабов и степени загрязнения при разливе нефти в море или на суше, т.е. при аварии танкеров или при разрыве трубопровода.

Физико-химические методы используются для мониторинга отдельных компонентов окружающей природной среды: почвы, воды, воздуха. Эти методы основаны на анализе отдельных проб.

Почвенный мониторинг предусматривает определение кислотности, потери гумуса, засоления. Атмосферное загрязнение анализируется газоанализаторами, которые позволяют получить информацию о концентрации в воздухе газообразных загрязнителей.

Вопросы для самопроверки

    С какой целью проводится экологический мониторинг?

    Какие существуют виды мониторинга?

    Приведите примеры физико-химических методов мониторинга.

    Какие методы используются для ведения глобального мониторинга?

Лекция 12. История Российского природоохранного законодательства

Охрана окружающей природной среды в нашей стране регулируется на государственном уровне. Россия стала одной из первых стран, в которой была создана нормативно-правовая база регулирования охраны окружающей природной среды и рационального использования природных ресурсов. Первый закон об охране природы был принят в РСФСР в 19560 г. В США подобный закон был принят на 10 лет позже. Первое официальное международное мероприятие, посвященное вопросам охраны окружающей среды, - Стокгольмская конференция ООН - состоялась в 1972 г.

Система экологического законодательства в России состоит из двух подсистем: природоресурсного и природоохранного. В приро-

доресурсное законодательство входят нормативные акты, регулирующие охрану и использование отдельных видов природных ресурсов: Земельный кодекс РФ (2001 г.), Лесной кодекс РФ (1997 г.), Водный кодекс РФ (1995 г.), Закон РФ “О недрах” от 21 февраля 1992 г. № 2395-I (в ред. Федерального закона от 3 марта 1995 г. № 27-ФЗ), Федеральный закон от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ “Об охране атмосферного воздуха”, Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ “О животном мире”.

В природоохранное законодательство входят нормативные акты, регулирующие охрану окружающей среды в целом: Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ “Об охране окружающей среды”, Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения”, Федеральный закон от 23 ноября 19955 г. № 174-ФЗ “Об экологической экспертизе”, Федеральный закон то 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления”.

Формирование российского экологического законодательства состоит из трех основных этапов:

    возникновение, становление и развитие в рамках земельного права;

    развитие в рамках природоресурсных отрослей;

    выход за рамки природоресурсных отрослей.

Первый этап (1917 - 1968 гг.). Первым нормативно-правовым актом советского государства явился Декрет о земле от 26 апреля (8 ноября) 1917 г. Основной его целью было изменение экономических отношений по землепользованию, но в то же время он закладывал основу для отношений экологических, так как устанавливал изъятия земли из товарных отношений, а значит, создавал условия для ее охраны. Далее были приняты декреты: о лесах от 27 мая 1918 г.; о недрах земли от 30 апреля 1919 г.; об охране памятников природы, садов и парков от 16 октября 1921 г. и др. В этих нормативных актах были намечены тенденции к бережному использованию природных объектов.

В конце 50-х - начале 60-х гг. были приняты законы об охране природы во всех союзных республиках СССР.

Второй этап (1969 - 1988 гг.). Этот период характеризуется тем, что активно формируются природоресурсные отрасли права. Принимаются Основы водного законодательства (1970 г.), Основы за-

конодательства о недрах (1975 г), Основы лесного законодательства (1977 г.). В 1980 г. были приняты два союзных закона - об охране и использовании животного мира и об охране атмосферного воздуха.

С введением в действие Конституции СССР 1977 г. охрана окружающей среды приобрела конституционный статус (ст. 18 и 42 Конституции СССР).

Этот период ознаменовался несколькими крупными катастрофами: Чернобыльская авария, катастрофа Ладожского озера и Аральского моря. Эти катастрофы потребовали принятия неотложных мер в совершенствовании отношений общества и природы.

Третий этап (1989 г. - по настоящее время). Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 7 января 1988 г. создало условия для формирования нового подхода к экологопользованию:

    была реформирована система природоохранных органов. Указанным постановлением был создан надведомственный орган Госкомприроды СССР (впоследствии - Министерство природопользования и охраны окружающей среды СССР);

    было признано целесообразным создать в Москве в системе Госкомпроироды СССР Всесоюзный научно-исследовательский центр по проблемам охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;

    в соответствии с постановлением была создана система экологической экспертизы;

    была введена за выбросы веществ, загрязняющих окружающих природную среду.

Важным этапом в формировании экологического законодательства явилось принятие 12 декабря 1993 г. Конституции РФ, которая определила равноправие различных форм собственности на землюю и иные природные ресурсы, а также право граждан на благоприятную окружающую среду.

После принятия Конституции РФ практически полностью было пересмотрено законодательство Российской Федерации, в том числе и экологическое. Сформировалось новое экологическое законодатель-

ство Российской Федерации.

Все больше предприятий и организаций в качестве постоянного элемента своей деятельности вводят мониторинг. Это диагностика динамики всех процессов, происходящих на фирме. Суть мониторинга заключается в аккумулировании необходимой информации и ее тщательном анализе. Регулярное его проведение обеспечивает предприятию своевременное выявление ошибок и, соответственно, исправление их в кратчайшие сроки. Такая оперативность положительно сказывается на эффективности деятельности предприятия.

Мониторинг - это система контроля, которую следует ввести, если в компании периодически возникают серьезные сбои в работе, а на устранение их приходится затрачивать слишком много времени. Кроме того, необходимость в такого рода контроле возникает, когда отделы не в состоянии справиться с объемами поступающей информации. Несвоевременная обработка входящих данных значительно замедляет реакцию фирмы на изменение экономической или политической ситуации в стране, эта проблема решается, когда на постоянной основе вводится мониторинг. Это позволяет оперативно узнавать о переменах в и так же реагировать на них. Такая позиция является приоритетной в основном для лидирующих компаний.

Если говорить о способе построения мониторинговой системы, то в данном случае выделяют два основных метода: по восходящей и по нисходящей. Согласно первому методу, сначала определяется технология его проведения, а затем выявляются конкретные процессы, которые будут обрабатываться. А способ построения по нисходящей предполагает поиск процессов, под которые подбирается технология мониторинга. Каждый клиент в праве самостоятельно отдать предпочтение тому или иному методу.

Мониторинг - это система, включающая в себя следующие этапы:

  1. Установление конкретных объектов, подлежащих контролю.
  2. Введение соответствующего программного обеспечения.
  3. По желанию клиента в качестве дополнения могут вводиться особые программы.
  4. Повышение уровня квалификации сотрудников в области мониторинга, проведение семинаров и специальных курсов.
  5. Последующая корректировка системы, например, при разработке совершенствований.

На практике мониторинг оказывает огромную помощь при изучении процесса ценообразования. Ведь стоимостная политика считается одним из важнейших элементов, регулирующих деятельность любого предприятия. Предусмотрительные предприниматели, особенно владельцы крупных корпораций, применяют мониторинг цен конкурентов. Такой контроль позволяет изучать динамику цен на рынке, а также с помощью анализа определять источники снижения себестоимости товаров других производителей. Таким образом, руководитель получает возможность не только держать руку на пульсе деятельности своего предприятия, но и контролировать конкурирующие фирмы. Грамотные специалисты могут определить время спада других компаний и начать активную деятельность в этот период, что значительно увеличит уровень прибыли и позволит привлечь больше потребителей.

Одной из новинок современных тенденций стал геодезический мониторинг. Он используется строительными организациями с целью выявления серьезных нарушений в процессе возведения зданий. Порой можно определить даже малейшее отклонение от нормы и причины возникновения такой ситуации. Конечно, сомнений в пользе контроля в данной области не возникает. Ведь от качества бригад напрямую зависит здоровье и даже жизнь людей.

Если мониторинг проводится в постоянном режиме, то руководитель может узнать о нарушениях на начальном этапе строительства и предотвратить страшные последствия. Кроме того, современные технологии отличаются высокой степенью сложности, большинство расчетов осуществляется с использованием компьютерной техники. Но все мы люди, и еще никто не отменял. К сожалению, он имеет место быть, поэтому и требуется введение мониторинга как дополнительной

Тема № 4.2«Технические средства индивидуальной и коллективной защиты»

1. Средства и методы контроля и мониторинга опасных и негативных факторов природного и антропогенного происхождения

2. Технические средства индивидуальной и коллективной защиты.

2.1 Общая характеристика и классификация средств коллективной защиты.

2.2 Технические средства индивидуальной защиты.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Федеральный закон 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне».

2. Федеральный закон 1996 года № 61-ФЗ «Об обороне».

3. Постановление Правительства РФ 2003 года № 794 « О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».

4. Постановление Правительства РФ 2007 года № 804 «Положение о гражданской обороне в Российской Федерации».

5. Инженерная защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени: Учебник для вузов/ Под ред. В.А. Пучкова.- М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2010. – 684 с. – (Фундаментальный учебник).

6. Организация медицинской службы гражданской обороны Российс-кой Федерации / Под ред. Ю.И. Погодина, С.В. Трифонова - М.: Медицина для Вас, 2003. - 212 с.

7. Организация медицинской помощи населению в чрезвычайных ситуациях: Уч. Пособие/ В.И.Сахно, Г.И. Захаров, Н.Е. Карлин, Н.М. Пильник. - СПб.: ООО "Издательство ФОЛИАНТ", 2003. - 248с.

8. Медицинское обеспечение в чрезвычайных ситуациях: Учебник для медицинских вузов / Под ред. П.И. Сидорова. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2006. – 1040 с.

Средства и методы контроля и мониторинга опасных и негативных факторов природного и антропогенного происхождения

В общей системе мер противодействия чрезвычайным ситуациям приоритет должен быть отдан комплексу мероприятий, направленных на снижение риска возникновения ЧС и смягчение их последствий. Он основан на управлении рисками ЧС, которое не возможно без информационной поддержки для подготовки и принятия управленческих решений по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Для управления риском осуществляется мониторинг состояния природной среды и объектов техносферы, анализ риска и прогнозирование ЧС.



Термин «мониторинг» впервые появился в 1971 году в рекомендациях специальной комиссии СКОПЕ (Научный комитет по проблемам окружающей среды) при ЮНЕСКО, а в 1972 году были разработаны первые предложения по глобальной системе мониторинга окружающей среды (Стокгольмская конференция ООН по окружающей среде).

Мониторинг окружающей среды – наблюдение за состоянием среды обитания и предупреждение о создающихся негативных ситуациях. Его основными задачами являются

- наблюдение за источниками антропогенного воздействия;

- наблюдение за факторами антропогенного воздействия;

- наблюдение за состоянием окружающей среды и происходящими в ней процессами под влиянием факторов антропогенного воздействия;

- оценка фактического состояния среды;

- прогноз опасных изменений природной среды под влиянием негативных факторов воздействия и оценка прогнозируемого состояния.

Постановлением Правительства РФ от 31 марта 2003 года № 177 утверждено «Положение об организации и осуществлении государственного мониторинга окружающей среды» в соответствии с которым информация, полученная при осуществлении экологического мониторинга, используется при прогнозировании ЧС и проведении мероприятий по их предупреждению.

Информационная стратегия государства и каждого производственного объекта по укреплению здоровья и профилактики болезней населения должна включать:

Регулярную информацию об опасностях для среды обитания;

Регулярную информацию о токсичных выбросах в окружающую среду;

Регулярную информацию для работающих о негативных факторах производства и их влиянии на здоровье;

Информацию о состоянии здоровья населения региона и профессиональных заболеваниях;

Информацию о средствах и методах защиты от опасностей;

Информацию об ответственности руководителей предприятий и служб безопасности за допущенные нарушения в сфере охраны здоровья, безопасное состояние среды обитания.

Вообще, под мониторингом [от лат. Monitor – предостерегающий] понимается определенная система наблюдения (а также оценки и прогноза) состояния и развития природных, техногенных, социальных процессов и явлений. Он заключается в слежении за состоянием определенных структур, объектов, явлений и процессов, а его результаты используются для предупреждения о создающихся опасностях, угрозах и критических ситуациях и обеспечения органов управления информационной поддержкой для подготовки и принятия управленческих решений по изменению в нужном направлении состояния и развития системы, процесса или явления.

Данные мониторинга и информация о различных процессах и явлениях служат основой для анализа риска и прогнозирования. Целью прогнозирования чрезвычайной ситуации является выявление времени ее возникновения, возможного места, масштаба и последствий для населения и окружающей среды.

Существует большое число видов мониторинга, различающихся по учитываемым источникам и факторам антропогенных воздействий, откликам компонентов биосферы на эти воздействия, методам наблюдений и т.д. В литературе наиболее часто встречается классификация видов мониторинга по следующим признакам:

Пространственному охвату;

Объекту наблюдения (атмосферный воздух, воды суши и морей, почвы, геологическая среда, растительный и животный мир, человек);

Физическим факторам воздействия (ионизирующее излучение, электромагнитное излучение, тепловое излучение, шумы, вибрация);

Методам (прямое инструментальное измерение, дистанционная съёмка, косвенная индикация, опросы, дневниковые наблюдения);

Степени отношения эффекта и процесса, за которыми ведутся наблюдения;

Типу воздействия (геофизическое, биологическое, медико-географическое, социально-экономическое, общественное);

Целям (определение современного состояния среды, исследование явлений, краткосрочный прогноз, долгосрочные выводы, оптимизация и повышение экономической эффективности исследований и прогнозов, контроль за воздействием на среду и т.д.).

В соответствии с типами загрязнений мониторинг подразделяют на глобальный, региональный, импактный и базовый.

Глобальный мониторинг осуществляет слежение за общемировыми процессами и явлениями в биосфере и осуществление прогноза возможных изменений.

Региональный мониторинг охватывает отдельные регионы, в пределах которых наблюдаются процессы и явления, отличающиеся по природному характеру или антропогенным воздействиям от естественных биологических процессов.

Импактный мониторинг обеспечивает наблюдения в особо опасных зонах и местах непосредственно примыкающих к источникам загрязнения.

Базовый мониторинг осуществляет слежение за состоянием природных систем, на которые практически не накладываются региональные антропогенные воздействия. Для осуществления базового мониторинга используют удаленные от промышленных регионов территории.

При мониторинге качественно и количественно характеризуется состояние воздуха, поверхностных вод, климатические изменения, свойства почвенного покрова, состояние растительного и животного мира. К каждому из перечисленных компонентов биосферы предъявляются особые требования и разрабатываются специфические методы анализа.

Основные цели мониторинга состоят в обеспечении своевременной и достоверной информации позволяющей:

Оценить показатели состояния экосистемы и среды обитания человека;

Выявить причины изменения этих показателей и оценить последствия таких изменений;

Определить корректирующие меры в тех случаях, когда целевые показатели экологических условий не достигаются;

Создать предпосылки для определения мер по исправлению возникающих негативных ситуаций до того, как будет нанесен ущерб.

В нашей стране в законодательном порядке установлена система государственных мероприятий, закрепленных в праве и направленных на сохранение, восстановление и улучшение благоприятных условий, необходимых для жизни людей и развития материального производства.

В природоохранное законодательство входят закон РФ «Об охране окружающей среды» и другие законодательные акты комплексного правового регулирования.

Немаловажную роль играют нормативные правила – санитарные, строительные, технико-экономические, технологические и т.д. К ним относятся нормативы качества окружающей среды: нормы допустимой радиации, уровня шума, вибрации и т.д. Нормативы качества – предельно допустимые нормы воздействия на окружающую природную среду антропогенной деятельности.

Нормирование качества окружающей природной среды – это процесс разработки и придания юридической нормы научно обоснованным нормативам в виде показателей предельно допустимого воздействия человека на природу или среду обитания. Предельно допустимой нормой является законодательно устанавливаемые размеры воздействия человека на окружающую среду. Предельно допустимые нормы – это своего рода вынужденный компромисс, который позволяет развивать хозяйство, охранять жизнь и благополучие человека.

В соответствии с Законом к содержанию нормативов предъявляют следующие требования:

Экологическая безопасность населения;

Сохранение генетического фонда;

Обеспечение рационального использования и воспроизводства природных ресурсов;

Устойчивого развития хозяйственной деятельности.

Нормативы качества оценивают по трем показателям:

· Медицинским (устанавливают пороговый уровень угрозы здоровью человека, его генетической программе).

· Технологическим (оценивают уровень установленных пределов техногенного воздействия на человека и среду обитания).

· Научно-техническим (оценивают возможность научных и технических средств контролировать соблюдение пределов воздействия по всем характеристикам).

Нормативы качества не обладают юридической силой до момента утверждения его компетентным органом. Такими органами являются Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора при Правительстве РФ (Госкомсанэпиднадзор), Министерство природных ресурсов РФ и Государственный комитет РФ по охране окружающей среды (Госкомэкология)

Госкомсанэпиднадзор России осуществляет мониторинг воздействия факторов среды обитания на состояние здоровья населения. Министерство природных ресурсов осуществляет мониторинг недр (геологической среды), включая мониторинг подземных вод и опасных экзогенных и эндогенных геологических процессов; мониторинг водной среды водохозяйственных систем и сооружений в местах водосбора и сброса сточных вод. В задачи Госкомэкологии входит:

Координация деятельности министерств и ведомств, предприятий и организаций в области мониторинга окружающей природной среды;

Организация мониторинга источников антропогенного воздействия на окружающую среду и зон их прямого воздействия;

Организация мониторинга животного и растительного мира;

Обеспечение создания и функционирования экологических информационных систем;

Ведение с заинтересованными министерствами и ведомствами банков данных об окружающей природной среде, природных ресурсах и их использовании.

При разработке проекта экологического мониторинга необходима следующая информация:

Источники поступления загрязняющих веществ;

Переносы загрязняющих веществ (процессы атмосферного переноса и переноса в водной среде);

Данные о состоянии антропогенных источников эмиссии.

На территории Российской Федерации функционирует ряд систем мониторинга загрязнения природной среды и состояния природных ресурсов. В государственной системе управления природоохранной деятельностью в России важную роль играет формирование единой государственной системы экологического мониторинга (ЕГСЭМ).

ЕГСЭМ включает в себя:

Мониторинг источников антропогенного воздействия на окружающую среду;

Мониторинг загрязнения абиотического компонента окружающей среды;

Мониторинг биотического компонента окружающей среды;

Социально-гигиенический мониторинг;

Обеспечение создания и функционирования экологических информационных систем.

Все экологическое нормирование и стандартизация опирается на нормы:

ПДК – предельно-допустимые концентрации;

ПДД – предельно-допустимые дозы;

ПДУ – предельно-допустимые уровни вредных агентов;

ПДВ – предельно-допустимые выбросы (в атмосферу);

ПДС – предельно-допустимые сбросы (в водоемы).

ПДК – наибольшая концентрация веществ в среде и источниках биологического потребления (воздухе, воде, почве, пище), которая при более или менее длительном воздействии на организм – контакте, вдыхании, приеме внутрь – не оказывает влияния на здоровье и не вызывает отсроченных эффектов. Поскольку эффект вредного воздействия зависит от многих факторов (длительности действия, особенностей обстановки, чувствительности реципиентов) различают ПДК:

ПДКсс – среднесуточные ПДК;

ПДКмр – максимально-разовые ПДК;

ПДКрз – рабочей зоны.

Средства контроля подразделяются на:

Контактные;

Неконтактные (дистанционные);

Биологические.

Контролируемые показатели:

Функциональные (продуктивность, оценка круговорота веществ и др.);

Структурные (абсолютные или относительные значения физических, химических или биологических параметров).

Контактные методы контроля состояния окружающей среды представлены как классическими методами химического анализа, так и современными методами инструментального анализа.

Контактные методы контроля подразделяются на химические, физико-химические и физические.

Наиболее применяемые – спектральные, электрохимические и хроматографические методы анализа объектов окружающей среды.

Общая схема контроля включает этапы:

1) отбор пробы;

2) обработка пробы с целью консервации измеряемого параметра и её транспортировка;

3) хранение и подготовка пробы к анализу;

4) измерение контролируемого параметра;

5) обработка и хранение результатов.

Неконтактные (дистанционные) методы, основаны на использовании двух свойств зондирующих полей (электромагнитных, акустических, гравитационных): осуществление взаимодействия с контролируемым объектом и перенос полученной информации к датчику – это аэрокосмический и геофизический контроль.

Биологический контроль проводится с целью разносторонней оценки качества среды обитания и дает интегральную характеристику её состояния. Биологические методы наблюдения – биоиндикация и биотестирование.

Согласно классификации опасных и вредных производственных факторов, наиболее часто контролируются:

Уровень шума;

Уровень ионизирующих излучений;

Уровень электромагнитных излучений;

Наличие патогенных микроорганизмов (бактерии, вирусы, риккетсии, спирохеты, грибы, простейшие) и продуктов их жизнедеятельности.

При этом используются различные модификации шумомеров (Testo 815 и др.), дозиметров и радиометров (ДКГ-РМ1621, ИМД-7, МКС-07Н, ИД-1 и др.), измерители параметров электрических и магнитных полей (ВЕ-МЕТР-АТ-002, П3-31, РАДЭКС ЭМИ 50 и др.), универсальные газоанализаторы на различные аварийно-опасные химические вещества (УГ-2, ГСА-3М, ИГС-98 "Бином-В" и др.) и т.д.

В чрезвычайных ситуациях одной из главных опасностей, которую можно контролировать, является поражение людей радиоактивными или отравляющими (ОВ) и аварийно-опасными химическими веществами (АОХВ), что требует быстрого выявления и оценки радиационной и химической обстановки в условиях заражения. Организация радиационного и химического наблюдения призвана обеспечить предупреждение населения об опасности заражения. За состоянием атмосферы постоянно ведут наблюдение посты метеорологической службы, которые следят за радиационным и химическим заражением.

При ядерном взрыве, авариях на АЭС и других ядерных превращениях образуется большое количество радиоактивных веществ (РВ). Радиоактивными называются вещества, ядра атомов которых способны самопроизвольно распадаться и превращаться в ядра атомов других элементов и испускать при этом ионизирующие излучения. Они заражают местность и находящихся на ней людей, объекты, имущество и различные предметы.

Наряду с ионизирующим излучением большую опасность для людей и всей окружающей среды представляют ОВ при применении химического оружия, а также АОХВ при авариях на производствах.

Поражение людей может быть вызвано при непосредственном попадании ОВ и АОХВ на них, в результате соприкосновения людей с зараженной почвой и предметами, употребления зараженных продуктов и воды, а также при вдыхании зараженного воздуха.

В целях своевременного оповещения населения о возможном радиационном и химическом заражении, службы радиационной и химической разведки гражданской обороны располагают соответствующими приборами, которыми можно контролировать состояние окружающей среды.

Дозиметрические приборы предназначены для определения уровней радиации на местности, степени заражения одежды, кожных покровов человека, продуктов питания, воды, фуража, транспорта и других различных предметов и объектов, а также для измерения доз радиоактивного облучения людей при их нахождении на объектах и участках, зараженных радиоактивными веществами.

В соответствии с их назначением дозиметрические приборы можно подразделить на приборы радиационной разведки местности, для контроля степени заражения и для контроля облучения.

В группу приборов для радиационной разведки местности входят индикаторы радиоактивности и рентгенометры; в группу приборов для контроля степени заражения входят радиометры, а в группу приборов для контроля облучения – дозиметры.

Обнаружение и определение степени заражения ОВ и АОХВ, местности, сооружений, оборудования, транспорта, средств индивидуальной защиты, одежды, продовольствия, воды, фуража и других объектов производится с помощью приборов химической разведки или путем взятия проб и последующего анализа их в химических лабораториях.

Принцип обнаружения и определения ОВ приборами химической разведки основан на изменении окраски индикаторов при взаимодействии их с ОВ. В зависимости от того, какой был взят индикатор и как он изменил окраску, определяют тип ОВ, а сравнение интенсивности полученной окраски с цветным эталоном позволяет судить о приблизительной концентрации ОВ в воздухе или о плотности заражения.