Человек, решающий проблемы. Профессия Trouble-shooter–человек, решающий проблемы Люди которые решают проблемы компании

Есть такая профессия — trouble-shooter. Суть их работы заключается в том, что они летают по всему миру и решают проблемы людей. Любые проблемы, любых людей. Обычно — больших корпораций, реже частных лиц.

Всего людей этой профессии не больше 100 человек в мире. Гонорары некоторых доходят до $100 000 в час, расписание — распланировано на месяцы вперед.

У трабл-шутеров главное — деловая репутация. Заказчики буквально передают их из рук в руки, скрывая от своих конкурентов. Реклама у них только одна - стопроцентный результат. Ошибка исключена.

Для того, чтобы понять суть их работы лучше, приведу пару примеров работы трабл-шутеров:

Были в Америке две большие фирмы, которые издавали ежемесячные справочники ″желтые страницы″ На рынке им было тесно, в ход шел черный пиар, демпинг, переманивание друг у друга работников. Ничего не помогало, шли ноздря в ноздрю.

Обычно все офисные работники покупали сразу два справочника по доллару, не особо вдумываясь какой лучше, какой хуже. Кстати в обоих справочниках была одинаковая информация. Так вот одна из этих фирм пригласила trouble-shooter

Он вник в ситуацию, подумал и сказал:
-На следующий месяц выпустите справочник меньшего формата, а чтоб информации было столько же, он должен быть маленький, но толстенький.
Получил свой гонорар и уехал, а конкурирующая фирма разорилась через два месяца…
-И в чем прикол?

А дело в том, что когда справочники были одного формата, то они тусовались на офисных столах как карты, но когда один справочник большой и плоский, а второй маленький, но толстенький, то Вы в любом случае маленький положите поверх большого…
И в конце месяца поймете, что пользовались только верхним, а большой ни разу за месяц так и не открыли. Так зачем вам тратить на него доллар, если и в маленьком все есть?

_____________________________
Второй пример.

В головном офисе фирмы Найк, 1000 человек посворачивали себе головы, над неразрешимой задачей.

Приглашают trouble-shooter, обрисовывают проблему:

Мы начали производить кроссовки в некоторых беднейших странах Африки. Заранее все посчитали, построили фабрики, обучили персонал, себестоимость должна быть низкой, но тут столкнулись с неожиданной проблемой: местные работники наших фабрик, немилосердно воруют готовую продукцию. Целые деревни от мала до велика ходят в кроссовках по цене сопоставимой с их годовым доходом…

Мы пробовали нанимать больше охраны из местных, но было только хуже — охранники и их семьи тоже любят кроссовки…

Если завести секьюрити из Штатов, то себестоимость вообще зашкалит.

Trouble-shooter: -А чего вы от меня хотите?

Найк: — Придумайте, как сделать так, чтобы кражи снизились до нуля, не затрачивая при этом денег на охрану фабрик.

Trouble-shooter, конечно же ничего не понимал в технологии производства обуви, но в отличие от 1000-и топ менеджеров, которые понимали, умел смотреть на любую проблему с совершенно другого угла. Он немного посидел один в прохладной темной комнате и выдал ответ:

Вам нужно в разных странах выпускать отдельно левые и правые кроссовки.


Ист

ТЕМАТИЧЕСКИЕ РАЗДЕЛЫ:
| | | | | | | | | | | | |

Их называют трабл-шутерами. Собственники крупного бизнеса на Западе платят им от ста тысяч долларов в час за то, что они находят эффективные решения проблем. По некоторым данным, в мире не больше ста успешных трабл-шутеров, работающих с мировыми брендами. Их фамилии хорошо известны в профессиональной бизнес-среде.

Решения трабл-шутеров отличаются простотой и элегантностью, в духе хрестоматийной истории о том, как компания «Nike» стала производить на одном заводе левый кроссовок, а на другом заводе - правый, чтобы свести к нулю кражи на производстве. (См. ниже)

Слово трабл-шутер состоит из двух английских слов: «trouble» — проблема и «shooter» — стрелок. Трабл-шутер - человек, который может решить любую проблему с минимальными финансовыми затратами и максимальным результатом.

Термин впервые появился в 1905 году. Словари так определяют людей этой профессии:

1. человек, который пытается найти решение проблемы или конец разногласиям;

2. эксперт в решении дипломатических и политических споров, которые зашли в тупик;

3. специалист по решению трудностей в любой сфере деятельности и в любой стране.

То есть трабл-шутер - это, по сути, кризис-менеджер?
Не совсем. Кризис-менеджер занимается длительными проектами: он - часть компании и может идентифицировать себя с ней. А трабл-шутер - это человек со стороны, который приходит в компанию с целью решения какой-то одной локальной задачи и выходит из неё после устранения проблемы.
Преимущество трабл-шутера в том, что он видит проблему свежим взглядом. Кризис-менеджер постоянно занят операционной деятельностью предприятия, полностью окунается в нее. Если говорить медицинским языком: «кризис-менеджер» лечит симптомы болезни, трабл-шутер удаляет вирус-возбудитель. Трабл-шутер видит все процессы на предприятии и в то же время действует локально, решает одну проблему. Для эффективного решения гораздо лучше сосредоточиться на одной проблеме, чем выполнять десять задач одновременно.
Какими профессиональными качествами должен обладать трабл-шутер?
Он должен быть «универсальным солдатом»: и маркетологом, и стратегом, и логистом. Трабл-шутер - это человек, который способен найти общий язык со всеми заинтересованными сторонами в компании, со всеми отделами, может услышать их и донести им общую идею. Трабл-шутер не разбирается глубоко в каждой сфере, он связывает воедино все направления работы. Он как антибиотик широкого спектра действия.

Были в Америке две большие фирмы, которые издавали ежемесячные справочники ″желтые страницы″ На рынке им было тесно, в ход шел черный пиар, демпинг, переманивание друг у друга работников.

Ничего не помогало, шли ноздря в ноздрю.
Обычно все офисные работники покупали сразу два справочника по доллару, не особо вдумываясь какой лучше, какой хуже. Кстати в обоих справочниках была одинаковая информация. Так вот одна из этих фирм пригласила trouble-shooter

Он вник в ситуацию, подумал и сказал:
-На следующий месяц выпустите справочник меньшего формата, а чтоб информации было столько же, он должен быть маленький, но толстенький.
Получил свой гонорар и уехал, а конкурирующая фирма разорилась через два месяца...
-И в чем прикол?

А дело в том, что когда справочники были одного формата, то они тусовались на офисных столах как карты, но когда один справочник большой и плоский, а второй маленький, но толстенький, то Вы в любом случае маленький положите поверх большого...
И в конце месяца поймете, что пользовались только верхним, а большой ни разу за месяц так и не открыли. Так зачем вам тратить на него доллар, если и в маленьком все есть?

Второй пример.

В головном офисе фирмы Найк, 1000 человек посворачивали себе головы, над неразрешимой задачей.

Приглашают trouble-shooter, обрисовывают проблему:

Мы начали производить кроссовки в некоторых беднейших странах Африки. Заранее все посчитали, построили фабрики, обучили персонал, себестоимость должна быть низкой, но тут столкнулись с неожиданной проблемой: местные работники наших фабрик, немилосердно воруют готовую продукцию. Целые деревни от мала до велика ходят в кроссовках по цене сопоставимой с их годовым доходом...

Мы пробовали нанимать больше охраны из местных, но было только хуже - охранники и их семьи тоже любят кроссовки...

Если завести секьюрити из Штатов, то себестоимость вообще зашкалит.

Trouble-shooter: -А чего вы от меня хотите?

Найк: - Придумайте, как сделать так, чтобы кражи снизились до нуля, не затрачивая при этом денег на охрану фабрик.

Trouble-shooter, конечно же ничего не понимал в технологии производства обуви, но в отличие от 1000-и топ менеджеров, которые понимали, умел смотреть на любую проблему с совершенно другого угла. Он немного посидел один в прохладной темной комнате и выдал ответ:

Вам нужно в разных странах выпускать отдельно левые и правые кроссовки.

ПОДРОБНОСТИ ОТ ОЛЕГА БРАГИНСКОГО:


В начале 90-ых, будучи студентом, я частенько ездил из Питера во Львов, навестить мамочку. Билеты брал всегда только в купе и только на нижнюю полку. Нравы были довольно средневековые и я предпочитал спать на своем чемодане. Но меня преследовали облом за обломом. В купе заходила старая бабка и… начиналось:
— Сынок, давай поменяемся полками, полезай наверх.
Я, как воспитанный человек, отказать не мог. Не скажу же я, что боюсь за свой чемодан, иначе его популярность незаслуженно возрастет в рейтинге чемоданов нашего вагона. А у меня там всего лишь подарочки маме и запасные джинсы. Приходилось лезть на вторую полку и там бороться со своим богатырским сном, переживая за родной чемодан, прикрытый чужой бабкой.
Однажды в купе вошел сгорбленный семидесятилетний дедок — очень хорошо одетый. В те времена это сразу бросалось в глаза. Дедок обратился ко мне:
— Молодой человек, а хватит ли вам благородства, уступить дедушке вашу нижнюю полку..?
— Хватит и притом с большим запасом… (Куда деваться? Воспитание…)
Дед поблагодарил, мы постелили белье, соседи заснули, и мы тихонько разговорились.
— Молодой человек, не хочу оставаться в долгу и желаю вам отплатить. Я помогаю решать любые человеческие проблемы, давайте решим какую-нибудь из ваших. Какие у вас внутренние проблемы либо комплексы? Не стесняйтесь… Я очень серьезный специалист в своей области. Моих пациентов ежедневно показывают в программе «Время»…
— Не страдаю ни тем ни другим. (до сих пор жалею, что это ляпнул. Отпустил золотую рыбку почти задаром…)
— Ну что ж, тогда мне посчастливилось встретить не существующего в природе воображаемого человека. Но воображаемым людям не продают билеты на нижние полки, стало быть, проблемы у вас все же есть. Логично?
— Ну…
— Ладно, я сам догадаюсь.
И дедок заглянул в мой «аквариум».
— Вот вы мне быстро, но явно неохотно уступили нижнюю полку, при этом вам же не трудно залезать на верхнюю. В чем же дело?
Я рассказал про чемодан и хорошее воспитание.
— Как банально, я должен был догадаться. Хотите, я научу вас, как спать на нижней полке и при этом не отказать бабушке в просьбе поменяться местами…?
— Конечно хочу, а разве так бывает?
— Научу и будет. Вам нужно, не отказать бабке, а сделать так, чтоб она сама отказалась от вашей полки, и захотела другую нижнюю, не вашу.
— Как это? Левая и правая одинаковые.
— Когда она вас попросит поменяться, вы замявшись скажите: — «Видите ли, мне несложно с вами поменяться, я уважаю старость… но, дело в том, что, когда я брал в кассе билет, то кассирша сказала: „Накинете 200 рублей сверху и я вам нижнюю полочку поймаю.“ Я и согласился…» (Билет, предположим стоит 1000) Теперь бабка не захочет вашу полку, ведь она стоит на 200 рублей больше. Она будет ругать кассиршу, проводника, рельсы, кого угодно, но не Вас. Вы и так потратились. Вы в стороне от конфликта и спите на своем чемодане на нижней полке».

Еще одна история:

Девушка жила в Подмосковье, работала и училась на вечернем отделении в Москве. Ей часто приходилось поздно вечером возвращаться домой на электричке. Девушка просила отца купить ей машину, поскольку сама она зарабатывала недостаточно. Отец занял принципиальную позицию: «Когда заработаешь, тогда сама себе и купишь». После тренинга девушка стала рассказывать отцу заметки криминальной хроники, где речь шла о нападениях на девушек и женщин, поздно возвращающихся на электричке. Через два месяца отец купил машину, причем будучи абсолютно уверен, что он сам принял такое решение.

ФРЕНДЫ! ЕСЛИ ЕСТЬ ИСТОРИИ - ПРИСЫЛАЙТЕ В КОМЕНТЫ!

В среде прожженных бизнесменов популярна присказка:
«Бизнес-консультанта следует держать рядом с бизнесом на расстоянии пистолетного выстрела»

В этом есть своя сермяжная правда: человек у которого никогда не было своего работающего бизнеса, приносящего $5000-10000 чистой прибыли вряд ли ли сможет дать дельный и профессиональный совет несмотря на горы прочитанных книжек.
Практику теорией не заменишь.

Однако даже такие консультанты могли бы оказаться хорошим подспорьем в бизнесе служа «ходячими энциклопедиями»

Если бы не одно «но»

Современный мир стал слишком сложен для того чтобы принимать сильные и эффективные решения методом простого перебора вариантов (чем занимаются традиционные бизнес-консультанты)

Современному бизнесу нужны профессиональные «решатели проблем»

Чтобы вам было понятно что к чему расскажу одну историю

Владелец крупного бизнес-центра стал получать все больше жалоб на работу лифтов, особенно в часы пик. Когда же несколько арендаторов заявили, что переедут в другое здание, если обслуживание не улучшится, владелец обратился в одну консалтинговую фирму.

Изучив ситуацию консультанты определили три возможные линии поведения: увеличить число лифтов; заменить все или некоторые лифты; ввести компьютерную систему управления лифтами для повышения скорости обслуживания.

Затем консультанты провели анализ окупаемости затрат по каждому из этих трех вариантов. Было установлено, что только увеличение числа лифтов или их замена может привести к существенному улучшению обслуживания, однако затраты, необходимые для осуществления этих планов, невозможно возместить за счет доходов от аренды. По существу, ни один из предложенных вариантов не был приемлем.

Владелец центра, заплатив консультантам солидную сумму, рабочего решения не получил. На его счастье ему повезло обедать в компании людей среди которых был профессиональный «решатель проблем», который выслушав ситуацию рассудил, что жалобы вызваны скукой во время ожидания лифта. Фактически время ожидания было совсем небольшим, но оно казалось продолжительным, так как при ожидании лифта людям было нечем заняться.

«Решатель проблем» предложил изящное решение, которое вскоре было реализовано владельцем на практике (с минимальными затратами): на каждом этаже на тех стенах, где были расположены двери лифтов, были повешены большие зеркала. Наличие зеркал давало возможность чем-то себя занять (можно было незаметно посмотреть на себя и на лиц противоположного пола) и это занятие доставляло удовольствие.

Больше владелец НИКОГДА не обращался ни к каким традиционным бизнес-консультантам.

Единственная причина по которой традиционные бизнес-консультанты ещё существуют на рынке — это инертность сознания абсолютного большинства руководителей и бизнесменов. Но время идёт, люди учатся и уже в течение этого десятилетия традиционные бизнес-консультанты рискуют остаться без работы, уступив «место под солнцем» сверхновой генерации профессиональных «решателей» с системным мышлением.

Наша попытка объяснить процесс решения задач принимает форму программы вычислительной машины, которую мы называ­ем Общий решатель проблем (ОРП)

Проблема, приведенная выше, внутренне представляется в форме выражений, которые означают «преобразовать 1 в 2». Мы называем символические структуры, соответствующие логиче­ским выражениям, объектами; структуры, соответствующие проб­лемным задачам и аналогичным положениям, - целями. Про­грамма достигает целей путем применения к объектам операто­ров, превращая таким образом эти цели в новые объекты.

Программа включает действия по применению операторов к объектам. Она включает также процессы сравнения пар объектов; эти процессы создают (внутренне) символы, которые обоз­начают отличия между сравниваемыми объектами:

Действия ОРП группируются вокруг трех типов целей, и небольшого числа методов достижения целей этих типов.

1. Преобразование целей. Эти процессы имеют форму, которая уже была проиллюстрирована: преобразовать объект a в объ­ект b .

Метод 1. Сравнить a b c, для того чтобы найти различие d между ними; если нет различий, проблема решена. Создать цель: уменьшение различия d между a и b. Если действие успешно, ре­зультат будет преобразованием a в новый объект c. Теперь соз­дать новую цель преобразованием c в b. Достижение этой цели и будет решением первоначальной проблемы.

2. Цели, применения операторов. Эти операции имеют форму: применить оператор q к объекту a.

Метод 2. Определить, отвечает ли a условиям применения q? Если да, применить q; если нет, определить различие между а и

объектом, к которому q применим. Если это действие успешно, бу­дет создан новый объект а", который является модификацией a. Теперь попытаться приложить q к а".

3. Цели уменьшения различий. Как мы видели, они имеют

форму: уменьшить различие d между объектами a и b.

Метод 3. Найти оператор q, соответственный данному разли­чию (значение соответствия - релевантности - будет позже объяснено). Создать цель применения q к а. Если операция успешна, то результат будет преобразованием а в новый объект с, который не будет сильно отличаться от Ь.

Таким образом, Общий решатель проблем представляет собой программу вычислительной машины, включающую общие процессы заключения относительно итогов (целей) и средств (операторов). Она является общей (general) в том смысле, что сама по себе программа не привязана к самой природе объектов, разли­чий и операторов, с которыми она имеет дело. Следовательно, ее возможности в решении задач могут быть перенесены с одного типа задач на другой, если он содержит информацию относитель­но типов объектов, различий и операторов, которые характеризу­ют и описывают конкретные условия задачи.

Испытание теории

Вопрос о том, насколько адекватной является программа как теория информационных процессов при решении задачи человеком, может быть поставлен на нескольких специфических уровнях. На самом общем уровне мы можем задать вопрос, будет ли програм­ма фактически решать задачи таким же образом, как и человек. Она определенно это делает.

Общие типы анализа отношения средств - целей, которые использует Общий решатель проблем, являются в то же время ме­тодами, отмечаемыми и в протоколах испытуемых. Мы изучили в деталях около 20 протоколов испытуемых, решавших логические проблемы. Фактически все поведение, описанное в этих протоко­лах, протекает в рамках анализа средств - целей. Три типа це­лей, рассмотренных нами, составляют три четверти всех целей испытуемых, а дополнительные типы целей, которые появляются в протоколах, тесно связаны с теми, которые мы описали. Три метода, выделенных нами, представляют подавляющее большин­ство методов, примененных к данным проблемам испытуемыми.

Протоколы поведения человека при решении проблем в различных сферах деятельности - при игре в шахматы, решении за­гадок, написании программ вычислительной машины - содержат много последовательных действий, которые также подобны ана­лизу средств - целей Общего решателя проблем.

Мы не можем, конечно, на основе такого типа доказательств заключать, что ОРП дает адекватное объяснение всем типам поведения при решении задач. Наряду с содержащимися в нем ме­ханизмами могут быть включены и многие другие механизмы.

Только когда программа имитирует полную последовательность поведения, например осуществляет тот же самый шахматный ана­лиз, что и человек, у нас складывается убеждение, что мы посту­лировали группу процессов, которая достаточна для осуществле­ния поведения в данном случае.

Общий решатель проблем не единственная существующая программа этого типа. Есть программа, предшественница ОРП, которая также отыскивает доказательства теоремы, но только по символической логике. Существуют программы для доказательства теорем в геометрии, для конструирования электромоторов, генераторов и трансформаторов, для создания музыки и игры в шах­маты. Существуют программы, которые «обучаются», т. е. такие, которые изменяются в различных отношениях на основе опыта. Успех, уже достигнутый в синтезировании механизмов, кото­рые решают трудные проблемы тем же способом, что и человек, позволяет рассчитывать на создание весьма специфической и операционной теории решения проблем. Наша цель - распростра­нить некоторые положения этой теории на творческое мышление. Сделать это - значит утверждать, что творческое мышление яв­ляется просто специальным видом поведения при решении проблем. Это кажется нам полезной рабочей гипотезой.

Сформулированные так откровенно наши намерения кажутся утопичными. Насколько они являются утопичными - или, скорее, насколько отдалена их реализация, - зависит от того, как широ­ко или узко мы интерпретируем термин «творческий». Если мы, намерены рассматривать всю сложную деятельность человека по решению задач как творческую, то, как мы покажем, удачные программы для механизмов, которые имитируют человека, реша­ющего задачу, уже существуют и известен ряд их основных ха­рактеристик. Если мы оставляем термин «творческий» для деятельности, подобной открытию специальной теории относительности или созданию бетховенской Седьмой симфонии, тогда в на­стоящее время не существует примеров творческих механизмов.

А знаете ли вы, что есть такая профессия - trouble-shooter. Суть их работы заключается в том, что они летают по всему миру и решают проблемы людей. Любые проблемы, любых людей. Обычно - больших корпораций, реже частных лиц.

Всего людей этой профессии не больше 100 человек в мире. Гонорары некоторых доходят до $100 000 в час, расписание - распланировано на месяцы вперед.

У трабл-шутеров главное - деловая репутация. Заказчики буквально передают их из рук в руки, скрывая от своих конкурентов. Реклама у них только одна - стопроцентный результат. Ошибка исключена.

Для того, чтобы понять суть их работы лучше, приведу пару примеров работы трабл-шутеров.

Были в Америке две большие фирмы, которые издавали ежемесячные справочники ″желтые страницы″ На рынке им было тесно, в ход шел черный пиар, демпинг, переманивание друг у друга работников.


Ничего не помогало, шли ноздря в ноздрю.
Обычно все офисные работники покупали сразу два справочника по доллару, не особо вдумываясь какой лучше, какой хуже. Кстати в обоих справочниках была одинаковая информация. Так вот одна из этих фирм пригласила trouble-shooter

Он вник в ситуацию, подумал и сказал:
-На следующий месяц выпустите справочник меньшего формата, а чтоб информации было столько же, он должен быть маленький, но толстенький.
Получил свой гонорар и уехал, а конкурирующая фирма разорилась через два месяца...
-И в чем прикол?

А дело в том, что когда справочники были одного формата, то они тусовались на офисных столах как карты, но когда один справочник большой и плоский, а второй маленький, но толстенький, то Вы в любом случае маленький положите поверх большого...
И в конце месяца поймете, что пользовались только верхним, а большой ни разу за месяц так и не открыли. Так зачем вам тратить на него доллар, если и в маленьком все есть?

Второй пример.

В головном офисе фирмы Найк, 1000 человек посворачивали себе головы, над неразрешимой задачей.

Приглашают trouble-shooter, обрисовывают проблему:

Мы начали производить кроссовки в некоторых беднейших странах Африки. Заранее все посчитали, построили фабрики, обучили персонал, себестоимость должна быть низкой, но тут столкнулись с неожиданной проблемой: местные работники наших фабрик, немилосердно воруют готовую продукцию. Целые деревни от мала до велика ходят в кроссовках по цене сопоставимой с их годовым доходом...

Мы пробовали нанимать больше охраны из местных, но было только хуже - охранники и их семьи тоже любят кроссовки...

Если завести секьюрити из Штатов, то себестоимость вообще зашкалит.

Trouble-shooter: -А чего вы от меня хотите?

Найк: - Придумайте, как сделать так, чтобы кражи снизились до нуля, не затрачивая при этом денег на охрану фабрик.

Trouble-shooter, конечно же ничего не понимал в технологии производства обуви, но в отличие от 1000-и топ менеджеров, которые понимали, умел смотреть на любую проблему с совершенно другого угла. Он немного посидел один в прохладной темной комнате и выдал ответ:

Вам нужно в разных странах выпускать отдельно левые и правые кроссовки.