Главный смысл жизни человека. Смысл жизни человека

В ряд ли на земле найдется человек, который никогда бы не думал о смысле жизни . Вопрос о предназначении конкретно каждого из нас встает в нашем сознании со всей серьезностью, ведь он связан с необходимостью принятия решения о том, как жить. Наш выбор в этом случае имеет далеко идущие последствия.

В современном обществе можно встретить людей с разным пониманием того, что такое смысл жизни человека :

1. Находятся люди, которые считают размышления подобного рода утопичными, а потому предпочитают просто «существовать» по причине их нахождения на Земле. Родился – значит, живи…

2. Другие, перебирая бесконечное количество вариантов, ищут то, что могло бы наполнить их жизнь смыслом, и тратят на это всю жизнь.

3. Некоторые, не находя того, что ищут, принимают радикальное решение – лишить себя жизни.Зачем она нужна, если в ней нет смысла?

4. Есть также и те, которые заявляют об имеющемся у них этом самом смысле и позиционируют себя счастливыми людьми.

Всех описанных нами людей объединяет одно: никто не хочет потратить свою жизнь впустую и быть обманутым. Смысл жизни человека неразрывно связан с понятиями о счастье, цели в жизни, её предназначении. Неправильно выбранный ориентир, в конце концов, приводит человека к разочарованию и краху жизни.

В чем смысл жизни человека

Р азмышления о назначении человека и его роли во Вселенной известны со времен появления средств записи информации. Естественно, что размышления подобного рода привели древних философов к вопросу о том, из чего состоит человек. Телесная составляющая никогда не подвергалась сомнению и вызывала лишь анатомический интерес, так как с ее потребностями все достаточно просто – дышать, есть, пить… Телу не нужен особый смысл или идея – оно существует как биологическая материя. Что же касается нематериальной составляющей человека, то тут все гораздо серьезнее.

Что такое душа?

Д авайте посмотрим на различные понимания духовной сущности человека, имевшие место на протяжении истории.

1. «Материальная» душа

Аристотель говорил: «Некоторые люди рабы, а другие свободные граждане потому, что так назначено природой… Правильно и справедливо, что одними следует править, а другие должны осуществлять правление, к которому они пригодны от природы; и коли так, власть господина над рабом тоже справедлива».

В такой иерархии все было просто. Будь тем, кем ты родился – это и есть то место, которое ты должен занимать. Что-то подобное повторилось в 19-20 веках. Философия Ницше о сверхчеловеке, воспринятая множеством умов, преломилась в понимании людей самыми разными путями, что привело к таким вещам, как «очищение нации» Гитлером, «построение идеального общества» коммунистами и т.д.

Как в античности, так и учении Ницше, человек не рассматривался как состоящий из духовного начала и тела. Появившиеся в 19 веке труды Дарвина о происхождении видов, учение Маркса и
Энгельса о диалектическом материализме поставили под удар само устройство Вселенной и человека как ее части.

Ницше заявлял о необходимости «убийства Бога» для освобождения человека от предрассудков и страхов. Человек перестал быть носителем нравственной души. Материализм смотрел на человека как на высокоорганизованную биологическую материю, и только материю…. В результате каждому уделялось то место, на котором он будет более всего полезен для «общественной пользы». А она, в свою очередь, являлась единственным мерилом истины, с формулировкой «цель оправдывает средства». Именно поэтому гитлеровские лагеря смерти считались рациональным средством «очищения расы». По этой же причине в СССР описанных Солженицыным диссидентов расстреливали, ссылали или бросали гнить в тюрьмах как вредные для общества элементы.

2. Душа желаний

Но описанная выше модель жизни устраивала далеко не всех. Находились мыслители, которые всерьез признавали существование души у человека и размышляли о ее потребностях. Моменты нравственности, любви и добра действительно довольно трудно описать биологической материей. Последователи Эпикура возвели удовольствия в ранг высшего блага. Они считали, что человек будет счастлив тогда, когда не будет иметь страданий и обретет невозмутимость души. В этой концепции человек качественно отличается от того, что предлагает чистый материализм. Он имеет душу с притязаниями на счастье и определенными потребностями, которые необходимо удовлетворять.

Необходимо отметить и философию Востока с подобной концепцией в понимании души. В этой парадигме тело становится обузой душе, имеющей неземную природу и соответственные этой природе потребности. Важным моментом этого взгляда является вечность души и ее нематериальность, но в ряде случаев речь идет не о возвращающейся к Богу душе, а о ее реинкарнации в «следующей жизни» и продолжения существования в телесном облике.

3. Эмпирическая и мистическая душа

На этот раз во главе угла стоял личностный, нематериальный и порой необъяснимый опыт, который занял место мерила истины. Логика такой концепции проста: кто не пережил - тот не поймет и не имеет морального права оценить то, что произошло. А значит, и возможность общих правил становится неправильно. Такое положение вещей привело к множественности истин и мнений. Представители данного направления философии (Гоббс, Локк и др.) ставили перед собой задачу познания природы или ее подчинения через опыт, приобретаемый каждым человеком отдельно. Кстати, развитие этого учения приводит к пантеизму – многобожию.

4. Божественная душа

Стоит отметить еще один исторический взгляд на душу. В яркой форме он был выражен в период средневековья и частично – в эпоху возрождения. Влияние церкви и ее законов стало неотъемлемой частью каждой области жизни. Взгляд на духовную сущность человека опирался на Библию. Эта душа отличается от предыдущих четким началом, определенной целью, и совершенно четко поддается описанию.

Душа человека:

1. Не материальна.
2. Сотворена Богом.
3. Вечна.
4. Человек несет ответственность за правильные отношения с ее Творцом.
5. этой души - достижение блаженства, обретаемого в созерцании Бога в загробном мире.

Идеальный смысл жизни

К акими параметрами должен обладать идеальный смысл жизни , которому он мог бы посвятить всю свою жизнь и не разочароваться? Я пришел к трем простым критериям:

1. Идеальный смысл жизни находится вне времени и должен иметь ценность на протяжении всей жизни. Он не может быть ограничен временными рамками и быть достигнут на определенном этапе жизни. Для краткосрочных целей есть другое название – мечта.

2. Идеальный смысл жизни нематериален, он не может иметь земной, материальной ценности, так как он потеряет ценность, когда будет достигнут.

3. Идеальный смысл жизни осуществим. Многие люди столкнулись с разочарованием в конце жизни лишь потому, что были увлечены идеей, которая сама по себе нереальна. Хороший тому пример – коммунизм, который строили несколько стран. Миллионы людей были заражены этой идеей. Работая по две смены, ущемляя себя во благо светлого будущего, ссылая инакомыслящих, они, в конце концов, остались у «разбитого корыта».

Где же искать смысл жизни?

Т еперь давайте подведем итог всему, что было написано выше. Довольно много людей гоотово разменивать свою жизнь на «мыльные пузыри», мимолетные иллюзии, так и не разобравшись в том, зачем их душа пришла в этот мир.

Материальное состояние, почет в обществе, власть – все это “мыльные пузыри”. Кто-то предпочитает «забыться», уйти от реальности и проблем, которые возникают в жизни – в современном мире достаточно средств, одурманивающих разум. Другие люди перебирают многочисленные идеи, теряя на это драгоценное время. К сожалению, даже общечеловеческие ценности (например, хорошая семья) не способны дать человеку постоянный и надежный смысл, наполняющий его жизнь.

Исходя из критериев идеального смысла жизни, которые я вывел для себя, я пришел к пониманию, что есть всего два понятия, соответствующие этим критериям:

1) Смерть

Как бы парадоксально это не звучало, но смерть соответствует заявленным требованиям смысла жизни. Она нематериальна, не зависит от поставленных сроков деятельности человека, и она осуществима. Смерть как неспособность существовать биологически. Но разве можно назвать это смыслом??? Конечно, нет!!! Жить ради смерти абсурдно. Важно также понимать, что мы находимся здесь не по своему выбору – процесс нашего рождения был задуман Кем-то помимо нас. А значит, логично предположить, что в поисках своего предназначения, мы должны основываться не на своем представлении, а попытаться понять устройство мира и свое место в нем. И абсолютно точно мы не имеем права лишать себя жизни, так как наше появление и уход из жизни определены не нами.

2) Существование после смерти

Этот смысл тоже соответствует описанным выше требованиям. Только, в отличие от первого варианта, действительно является смыслом, способным дать направление всей жизни. Определить ее судьбу, конечную цель и дать надежду на вечное блаженство. Смысл жизни можно найти только в Боге.

«Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь» (Библия, Евангелие от Иоанна 14:6).

Разговоры о загробной жизни у многих людей вызывают улыбку. Такой смысл жизни для них тоже неприемлем. Ведь он ставит под сомнение их собственную значимость и ограничивает их свободу. Действительно, чтобы принять Христа своим Спасителем, человек должен признать собственную немощь и доверить свою судьбу в руки Того, Который существует вне земного времени и открывает то, что нужно человеку, как его Творец.

Нам кажется логичным изучить инструкцию по эксплуатации прибора, составленную его изготовителем. Только вот почему-то инструкция Творца людей (Библия) многими игнорируется…

В чем истинный смысл жизни

Если вы сегодня размышляете о значимости и ценности жизни, то постарайтесь ответить себе на простые вопросы:

1.Какова ваша душа, ее потребности и ценности?
2.Какими характеристиками должен обладать ваш идеальный смысл жизни?
3. По чьей воле вы сегодня находитесь на Земле и рассуждаете об этих вопросах?
4. Если существует Бог, сотворивший вас, то каково ваше место в Его замысле?

Т акие размышления привели меня к пониманию Бога. Бога личностного, с которым можно иметь отношения. Того Бога, который наполняет жизнь смыслом, дарит надежду и исполняет Свои обещания. Сотворивший небо и землю, Он сотворил и человека. Но человек согрешил, пренебрегши повелением Бога, и дальнейшие отношения стали невозможны. Иисус Христос пришел на Землю для того, чтобы решить эту проблему. Он - реальная историческая личность - умер на кресте, чтобы искупить вину всех людей перед их Создателем. Отношения с Богом можно наладить, поверив в Христа как личного Спасителя. И Он даст вам смысл жизни земной, и блаженную вечность после смерти.

С научной и философской точек зрения, определение и понятие смысла жизни подразумевают наличие определенных целей существования, индивидуального и общего предназначения человека.

Смысл бытия является основой мировоззрения, которое определяет весь путь развития морально-нравственного облика людей.

В философии

В большинстве случаев, воспринимается и позиционируется смысл жизни как философская проблема. Философы античности писали о том, что тайна существования человека заключается в нем самом, и, стараясь знать себя, он узнает окружающее пространство. Существует несколько исторически признанных точек зрения на проблему смысла:

  1. Последователи и приемники Сократа говорили: «стыдно умереть, не осознав сил своих духовных и телесных». Эпикур, исследуя тему человеческой смерти, призывал не бояться ее, ведь страх смерти по своей сути иррационален: когда наступает смерть, человека уже нет. Однако, как ни странно, отношение к смерти существенно влияет на отношение к жизни и определяет его.

  1. Проблема смысла жизни также активно обсуждалась в философии Канта. По его мнению, человек сам по себе является целью и наивысшей ценностью, он личность и единственное существо на планете, способное самостоятельно распоряжаться своей жизнью, преследовать любые цели и достигать их. Великий философ говорил, что смысл жизни человека не снаружи, а в внутри него самого: при этом, определяющим фактором есть идея, выраженная посредством нравственных законов и долгов. Кант также пытался описать, что такое «смысл». По его мнению, смысл не может существовать самостоятельно, как некий предмет реальности, он - в сознании людей и он же определяет их поведение, заставляя добровольно подчиняться законам нравственности и тем самым ставя человека на ступень выше остальных живых существ на планете. Т.е, с точки зрения Канта, предназначение человека выражается в наличии определенного мировоззрения, или религии. При этом, религию, как объяснение возникновения нашего мира, Кант отрицает – ее значимость именно в том, что она является основанием для развития человеческой нравственности.
  2. Философия Канта получила дальнейшее развитие и у других немецких классиков. По мнению Фихте, поиск смысла человеческой жизни на земле является основной задачей любого философского учения. Постижение смысла – это полное согласие личности с самим собой, которое выражается в свободе человека, разумной деятельности, развитии. Развиваясь и становясь свободной и разумной личностью, человек изменяет и совершенствует окружающую действительность.

На протяжении всей истории философии и религии предпринимались попытки найти универсальный, подходящий для каждого, смысл человеческого бытия.

Религия призывает человека готовить себя к «жизни после смерти», ведь именно за пределами «биологического» существования и начинается настоящая жизнь. С позиции добродетели, ответ на вопрос: «зачем мы живем?» очевиден: чтобы делать добрые дела и служить истине. Помимо религиозных представлений, широкое распространение имеет точка зрения, которая видит цель и смысл жизни человека в получении физических и моральных наслаждений и противоположная, которая преподносит страдания и смерть целью рождения.

В психологии

Психология также не обошла своим вниманием извечно актуальную дилемму – зачем человек живет на земле. Поиском решения проблемы «в чем смысл жизни человека» активно занимаются как минимум два направления в психологии:

  • Небезызвестный психолог и философ Виктор Франкл долгое время работал над созданием собственной школы, ориентированной на исследование человека, занимающегося поиском того, ради чего стоит жить. По мнению Франкла, цели по достижению истинного предназначения облагораживают человека, делают его более осознанным, разумным и морально здоровым. В результате своих исследований, психолог написал книгу: «Человек в поисках смысла жизни». Эта работа содержит ответы на наиболее распространенные вопросы о поиске смысла, подробно раскрывает эту тему и предлагает три пути его достижения. Первый путь направлен на постижение цели существования посредством трудовой деятельности и доведения ее до идеала; второй путь – это переживание чувств и эмоций, которые сами по себе являются смыслом; основа третьего - состоит в приобретении опыта через прохождение на жизненном пути страданий, боли, тревог и борьба с земными невзгодами.
  • Психология так же активно занималась и занимается исследованием смысла человеческой жизни в экзистенциальном направлении или логотерапии. Это направление называет человека существом, не знающим, зачем и для чего он пришел в этот мир и его цель – найти это знание. Поэтому центром логотерапии является психологический аспект этого процесса. И у людей есть всего два пути – либо, невзирая на возможные неудачи и разочарования, искать свое призвание, отвечать за свои поступки, пробовать, экспериментировать; либо – сдаться в самом начале своего пути и его жизнь пройдет, так и не прикоснувшись к осознанности.

Формы

Цели и смысл человеческого существования редко являются универсальными на всю жизнь или заключаются в одном и том же. Чаще всего, они меняются с возрастом, внутренними изменениями личности; или под воздействием внешних обстоятельств. К примеру, в подростковом и юношеском возрасте, решением задачи – в чем заключается смысл жизни ­­­­– будет являться: получение образования и необходимых навыков для старта трудовой деятельности; после 25-ти лет наиболее распространенные ответы – создание семьи, построение карьеры, улучшение материальных условий существования. Ближе к пенсионному возрасту, когда жизнь становится более осмысленной, люди озадачиваются вопросами духовного развития и религии. Для некоторых людей проблема смысла решается посредством хобби, в котором человек реализуется параллельно с перечисленными выше целями. В последнем случае, жизнь таких людей бывает более наполненной и яркой, ведь параллельно они достигают несколько целей и не бывают сильно зависимы от одной, а значит, проще переживают возможные разочарования и преграды, способны осмысливать их и двигаться дальше.

Рождение и воспитание детей является одним из наиболее распространенных видов жизненных целей и смысла жизни.

Рождение ребенка приводит к тому, что большая часть внимания родителей сосредоточена на нем: они зарабатывают, чтобы обеспечить свое чадо самым лучшим, стараются дать хорошее образование, помогают в трудные периоды, прививают правильный образ жизни. Большинство мам и пап стараются воспитать своих детей должным образом, привить им стремление жить по принципам справедливости и высокой морали. И если это удается – родители считают, что жизненный путь пройден не зря, он имел смысл в том, чтобы оставить на земле свое достойное продолжение .

Оставить след на земле – уже более редкий вариант обретения смысла. Чаще всего, на это способны люди, обладающие каким-либо редким талантом. Это великие ученые, деятели искусства, представители королевских, дворянских и др. родов, знаменитые управленцы и т.п. Однако, не все так печально.

Оставить свой след на земле может и человек, не обладающий очень ярким талантом, однако трудолюбивый, настойчивый и целеустремленный, который живет, понимая и представляя, каким может быть смысл его жизни.

Например, это воспитатель, вкладывающий душу в своих подопечных, или врач, излечивший много людей, плотник, посредством своих работ улучшающий быт людей, спортсмен, возможно не обладающий яркими способностями, но достигающий с каждым днем все лучшего результата и т.п.

Проблема достижения смысла в обществе высоких технологий

В современном мире, человечество живет в ускоренном темпе и тратит много эмоциональных и физических ресурсов на поддержание уровня жизни. Нам редко удается остановиться и подумать, в чем смысл человеческой жизни. Общество и прогресс требуют соответствовать моде, определенным нормам, формату взаимоотношений между людьми. Человек уподобляется белке в колесе, совершающей тысячи однообразных, доведенных до автоматизма движений; он не успевает задуматься над тем, чего же хочет он сам и для чего живет.

Современность характеризуется каждодневной погоней за иллюзией, фальшивыми идеалами. Культура потребления не позволяет развиваться духовно, моральная сторона современного человека становится менее развитой, приземленной и примитивной; чудо жизни превращается в обычное существование.

Естественно, люди стали чаще подвержены заболеваниям нервной системы, депрессиям, истериям и хронической усталости. Количество самоубийств за последние десятилетия выросло в несколько раз. Человеческий смысл стал дорогой роскошью.

Однако, для людей сильных духом, настойчивых и устойчивых к социальному влиянию, способных задумываться – прогресс открывает новые возможности для саморазвития и усовершенствования мира. Сейчас гораздо проще получить знания, способствующие поиску целей и смысла; проще продвигать свои собственные идеи: за них не поведут на виселицу и не сожгут на костре; технологические возможности позволяют создавать и строить новые объекты и предметы. Мы живем в относительно спокойный период и желания сохранять мирные взаимоотношения, бережно относиться к природе, находить компромиссы и духовно расти и есть цель и смысл человеческой жизни.

Вопрос, каков смысл жизни человека, задает себе практически каждый. Смысл жизни, понятие его является одним из центральных в философии или религии. Отсутствие смысла жизни может привести к депрессии и серьезным заболеваниям, поэтому искать ответ на него необходимо. Когда цель жизни пропадает, человек бывает несчастен, теряет интерес к жизни, что осложняет и существование находящихся рядом людей. В поисках жизни со смыслом кто-то обращается к религиозным текстам, кто-то проходит психологические тренинги, кто-то самостоятельно ищет ответ на этот вопрос, изучая трактаты известных философов.

Природа вопроса: какова цель и смысл жизни человека

Многие регулярно задаются вопросом: в чем смысл жизни человека? Необходимость найти ответ на этот вопрос отличает человека от животных. Животные существуют, удовлетворяя лишь определенный набор материальных потребностей – сон, питание, размножение, для некоторых животных важна еще коммуникация или общность. Человек, если не найдет ответа на вопрос: «В чем смысл моей жизни?», не сможет жить по-настоящему счастливо. Поэтому для человека так важны поиски смысла жизни.

Смыслы жизни – это некий компас, который позволяет понимать, что важно для дальнейшего существования, а что – нет. Жизнь со смыслом позволяет осознанно принимать решения в различных ситуациях. Наличие цели у человека делает его существование понятным, наполненным. Когда он знает, чего хочет, то может легко формировать стратегию своего пути.

Потеря смысла жизни, наоборот, ведет к депрессии. Человек может начать злоупотреблять спиртным, чтобы избавиться от грустных мыслей. Если вовремя не найти опору, не понять, в чем смысл жизни человека, можно даже стать алкоголиком. Ведь спиртное или наркотики – это уход от реальности, от необходимости задумываться, формировать собственные цели и ключевые области жизни.

Стоит ли искать смысл жизни?

Не все задумываются о том, как найти смысл жизни. Некоторые даже не размышляют об этом. Ведь есть успешные примеры людей, которые не задумывались о том, как прожить отпущенное им время, и прожили его вполне счастливо. Такого рода люди считают, что не стоит задумываться о наличии смысла бытия, достаточно просто жить и получать удовольствие. Однако это больше похоже на жизнь животных и растений, поэтому к старости, как правило, такие люди становятся глубоко несчастными и начинают переосмыслять свое бытие.

Близко к тем, кто не задумывается, какой смысл жизни человека, стоят те, кто считают, что цель бытия в том, чтобы просто жить. Необходимо просто выполнять свои функции отца или матери, ходить на работу, помогать родителям и так далее. Все так делают. И в этом и есть смысл жизни – просто ее прожить, выполняя свои социальные роли. Но это тоже иллюзия. Ведь человек, например, спит, чтобы восстановить свою энергию, а не для того, чтобы просто спать. Или есть не для того, чтобы наестся, а чтобы также появились силы для дальнейшей работы. Поэтому и смысл жизни не в том, чтобы просто ее прожить, а в том, чтобы что-то сделать, чего-то достичь.

Наконец, есть те, кто не смог легко найти для себя ответ на этот вопрос, считают, что в жизни нет смысла, а значит, и искать его не стоит. В результате эти люди также уподобляют себя растениям и животным, считая, что особого смысла жизни не существует.

Самореализация как жизненная цель

Достаточно популярным ответом на вопрос, какова цель жизни, является самореализация. Такая цель и смысл человеческой жизни означает, что человек достиг определенных успехов в какой-то из сфер жизни – в бизнесе, образовании, политике или каких-либо социальных вопросах. Иными словами, в таком случае жизнь со смыслом заключается в том, чтобы человек оставил определенный след в истории, о его успехах будут помнить и, возможно, даже пользоваться плодами его трудов. Такая мотивация часто присутствует у ученых, которые хотят сделать какое-либо открытие и, таким образом, сохранить память о себе на длительный период.

Однако у данной цели имеется серьезный моральный аспект. Самореализовываться можно по-разному. Ведь известные преступники также самореализовались. Они достигли впечатляющих успехов в своих незаконных делах и операциях. О них тоже помнят, в своей сфере они являются признанными авторитетами. Да и в случаях с учеными, вопрос этики имеет существенное значение. Например, те, кто исследовал строение атома, наверняка хотели просто понять природу устройства мира. В результате же появилась атомная бомба – один из самых страшных видов оружия.

Сохранение здоровья

Некоторые люди, особенно девушки или женщины, делают своим смыслом жизни сохранение красоты. Отвечая на вопрос, в чем смысл жизни женщины, они регулярно посещают различные фитнесс-залы, пользуются услугами врачей косметологов, применяют различные средства для омоложения и так далее. Все чаще начинают вести себя подобным образом и мужчины, уделяя очень пристальное внимание своему физическому здоровью.

Вести здоровый образ жизни, конечно, хорошо. Это действительно дает человеку больше энергии, в результате занятий спортом вырабатываются эндорфины – гормоны счастья, что создает ощущение постоянно успеха и радости. Люди, которые активно и много уделяют времени своему здоровью, выглядят, конечно, счастливыми, поэтому и кажется, что они нашли свой смысл жизни. Однако это не совсем так. Долгие годы жизни, красивое тело, много энергии – для чего все это? Если только для того, чтобы преумножить эту красоту и здоровье, то это не совсем верно. Ведь каждый человек смертен. И даже самый лучший атлет все равно умрет, как бы он не старался сохранять свою физическую форму. Поэтому со временем все равно возникнет вопрос, а для чего нужно было вести такой образ жизни? Ведь можно было потратить всю эту энергию на что-то другое. Например, на самореализацию в каких-то сферах.

Зарабатывать деньги

В условиях материального мира все более популярным ответом на вопрос, где найти смысл жизни, является – в богатстве и накоплении благ. В результате все больше мужчин и женщин прилагают огромные усилия, чтобы заработать много денег для удовлетворения своих материальных желаний. При этом такие желания имеют свойство постоянно возрастать, человеку требуется еще больше денег и получается этакий замкнутый круг, из которого очень сложно вырваться.

Перед смертью у людей, стремящихся накопить как можно больше денежных средств, появляется серьезная проблема – как поделить наследство. Более того, когда человек, жаждущий материальных благ, достигает старости, многие начинают даже ждать его смерти, чтобы получить доступ к его накоплениям. Это делает его глубоко несчастным.

Забрать же с собой в могилу свои накопления также смысла не имеет, и вот здесь как раз и возникает вопрос, а для чего нужно было столько времени и так тяжело работать? Ведь в процессе зарабатывания материальных благ такие люди многим жертвовали, начиная от внимания собственной семье и заканчивая получением каких-то простых жизненных удовольствий.

Как решался вопрос о смысле жизни раньше?

Вопрос о том, как найти смысл жизни волнует человечество на протяжении многих веков. Уже древнегреческие философы задавались вопросом: есть ли смысл жизни. К сожалению, дать четкого ответа на вопрос как найти смысл жизни, они не смогли, появились лишь несколько концепций, одна из которых – самореализация (ее автор – Аристотель) является популярной до сих пор. Позднее многие ученые пытались найти ответ на вопросы: «Что такое смысл или цель жизни, существует ли общая цель для человечества, должны ли отличаться цели мужчины от женских целей?»

Более четко ответ на вопрос о цели в жизни содержится в религиозных трактатах. Связано это с тем, что основой любой религии является человеческая душа. Если тело смертно, то душа живет вечно, поэтому смысл жизни состоит не в материальном, а в духовном развитии. И если рассмотреть наиболее популярные мировые религии, то можно сделать следующий вывод:

  • Собственное духовное развитие, искупление грехов, подготовка для перехода души в рай.
  • Искупление грехов прошлой жизни, очистка кармы, подготовка души для перехода в новое состояние вечного счастья (ведический аналог жизни в раю).
  • Подготовка к переходу в новую реальность или к реинкарнации (поселению в новое тело), причем переселение в новое тело может произойти как «с повышение статуса», если человек живет хорошо, соблюдает религиозные нормы, уделяет внимание своему духовному развитию, так и с понижением, если нормы нарушаются, и человек ведет неправильный образ жизни.

Духовное развитие

Смысл жизни в развитии души можно по-другому сформулировать, как обучение, прохождение определенной школы. В рамках данной концепции человек должен осуществлять поиск смысла жизни через свое духовное развитие. Причем не только в теории – читая соответствующую литературу, но и на практике. Практика, в данном случае, это форма экзамена. Если человек способен вести себя в соответствии с религиозными заветами, то экзамен будет сдан, и его переведут в следующий класс, где будут более сложные задания, проверяющие духовную силу и устойчивость «ученика».

Конечно, в процессе такого обучения есть, как и в обычной школе, перемены, когда можно отдохнуть, заняться различными приятными вещами. Но потом снова начинается урок, и снова нужно трудиться. Таким образом, философия жизни, как школы, требует значительных усилий. Ведь, постоянное развитие требует постоянных усилий, но, с другой стороны, отношение к трудностям как к урокам значительно облегчает их прохождение. Чтобы преодолеть жизненную проблему, достаточно понять, что человек делает не так, как делать правильно, и жизнь изменится в лучшую сторону. Кроме того, если нет смысла в жизни, всегда можно обратиться к опыту святых, добившихся впечатляющих успехов в своей деятельности.

Подготовка к переходу в новую реальность

Данная концепция говорит, что в процессе своей жизни человек проходит различные испытания, и чем больше он их пройдет, тем выше вероятность, что он будет готов к переходу в новую реальность. В некоторых религиях говорится о том, что существует несколько уровней жизни. Если человек занимается развитием своей души, он переходит на следующий уровень, где у него будут лучшие условия, но и испытания сложнее. Если же развития не происходит, а происходит даже деградация, в результате которой человека переведут в другую реальность более низкого порядка. В христианстве речь идет о рае и аде (если человек ведет себя порядочно, думает о душе, значит, он попадет в рай, а если грешит, то в ад). В ведических трактатах говорится о наличии десяти уровней реальности, на каждом из которых свои испытания и свои условия существования.

Размышления о вечной жизни и новой реальности могут помочь и когда не понятно, что делать, если нет смысла жить. В такой ситуации практически гарантирована депрессия, смысл жизни же не понятно, как обрести. Добиться восстановления желания жить помогают беседы с наставниками, близкими, которые могут подсказать, что делать, если не видит смысла жизни человек.

Как вернуть смысл жизни человеку?

Некоторые девушки, размышляя над вопросом, в чем смысл жизни женщины, предполагают, что в детях. Когда у них появляются дети, они посвящают им всю свою энергию. Однако дети со временем вырастают и становятся самостоятельными. В такой ситуации, многие мамы жалуются на то, что пропал смысл жизни, их ничего не радует, и смысла жить дальше – нет.

Возникает вопрос, как наполнить жизнь смыслом? Поиск смысла жизни начинается с ответа на вопрос: «Какова цель в жизни?». Как определить главную цель? Для начала рекомендуется составить список целей в жизни. Из полученного списка, следует выбрать, какие цели вдохновляют, придают силы, наполняют энергией. Это и будет главной личной целью, которая поможет ответить на вопрос в чем смысл жизни. Однако на этом этапе останавливаться не стоит, постановки целей не достаточно, когда жизнь вдруг перестала быть осмысленной. Необходимо понять, как достичь поставленной цели. Для этого придется понять, как изменить свою жизнь.

Духовные практики также могут помочь человеку, который считает, что нет смысла жить. Психология в таких ситуациях, как правило, не помогает. Она позволяет осуществить постановку целей, но при этом не говорит, как изменить свою жизнь. Размышления о душе, преодоление испытаний позволяют правильно поставить цель жизни, установить приоритеты и найти смысл жизни, как мужчине, так и женщине. Однако справедливости ради стоит сказать, что многим утратившим цель в жизни, тренинги личностного роста помогают менять модель жизни и становиться счастливее.

Таким образом, отвечая на вопрос, в чем заключается смысл жизни, следует в первую очередь задумываться о своей душе. Жизнь со смыслом делает ее наполненной, радостной. Однако различные идеи о том, что следует сохранять красоту или копить материальные блага являются ложными, ведь в них нет духовной составляющей, которая и делает человека по-настоящему счастливым. Кроме того, необходимо знать, как правильно поставить цель и как потом ее добиваться. Это позволяет находить ответ на вопросы о том, зачем жить и как жить. Если же человек потерял смысл жизни, поиск цели в жизни может ему помочь. Когда же он поймет, для чего живет, сможет видеть цель, желание жить у него, скорее всего больше не пропадет.

В определенный момент жизни, каждый человек задается вопросом: «В чем смысл жизни»? Кто-то находит ответ на поставленный вопрос и обретает гармонию в жизни, а кто-то запутывается и теряет всякое счастье в этой жизни. И эта статья, специально для тех, кто хочет найти смысл жизни.

Давайте начнем со стандартных заблуждений о смысле жизни:

1) Я живу, чтобы жить

Глядя по сторонам Вы можете увидеть, что большинство людей живут несчастливыми. Кто-то одинокий, кто-то страдает от болезни, кто-то страдает от наркотиков и алкоголизма, кто-то страдает от бедности и так далее. Неужели смысл жизни, заключается в страдании, несчастье и горе. Явный ответ нет.

2) Я живу, чтобы работать

Существуют и фанатики-трудоголики, которые утверждают, что смысл жизни в работе. Такие люди вызывает иронию и смех. Получается, что в любой момент смысл жизни может уволить их с работы.

3) Смысл жизни - это дети

Очень часто встречаются и такие люди. В последнее время частенько бывает, что дети посылают куда подальше своих родителей. И по большому счету они правильно делают. Родители не могут понять, что мир изменился, а они лезут со своими старыми мерками. Бесспорно, определенный участок своей жизни нужно посвятить воспитанию детей. Но разве может смысл жизни вырасти и уехать от тебя, жить своей жизнью.

4) Смысл жизни - рисковать

Тоже интересное мнение. Давайте рассуждать логически: родители тебя растили, страна вкладывала в тебя деньги. И все это ради чего? Чтобы ты играл в рулетку, постоянно рисковал и в итоге стал инвалидом или вообще умер. Полный бред.

5) Смысл жизни - власть, секс и деньги

Очень глупые и поверхностный смысл жизни. Все это кажется довольно интересно, ну что еще от жизни надо. А давайте капнем глубже, ну допустим все это случилось и денег много, и власть есть, как следствие и секса навалом. Явно на это уйдет не мало времени, ну и вот власть сменилась и все, что было нажито не посильным трудом разрушилось за несколько месяцев. Итог: Алкоголь, наркотики, ненависть, несчастный случай…

Так в чем же смысл жизни?

Смысл жизни осознанного, умного человека - быть счастливым! Именно для этого мы появились на свет. В нас генетически заложено быть счастливыми. Мы уходим от боли и стремимся к счастью. Именно такой смысл жизни дает нам преимущества: уверенность в себе, развитие сверхспособностей.

Если мы верим что, смысл жизни в счастье, то мы начинаем себя программировать на успех. И тут не стоит говорить о какого рода эгоизме. Ведь если ты счастлив, то ты сможешь сделать счастливыми свою семью, своих друзей, свою команду, ты сможешь изменить весь мир. Мало того, в христианстве есть грех, который называется уныние.

Многие могут сказать, да что за смысл в одном слове, но это не просто слово - это философия жизни. Наши мысли материальны. Мы сегодня находим с вами там, где были наши вчерашние мысли; завтра мы будем находиться там, куда приведут нас наши сегодняшние мысли.

Но существует и ловушка в которую человек может попасть обретая смысл жизни. Часто люди путают удовольствие и счастье. Это очень разные понятия. Для современного человека удовольствие - это лень, вкусная еда, наркотики, компьютерные игры, бессмысленная трата времени, излишний секс и так далее. Вы должны знать, что тело нам дано от животных, а душа от бога. Счастье - это совершенствование души, любовь, уважение, благодарность, дружба.

Друзья, предлагаю вашему вниманию размышления специалиста о смысле жизни. Буду благодарен за продолжение дискуссии.
Смысл жизни: в чем смысл жизни? Отвечает доктор психологических наук

Б. С. БРАТУСЬ | 5 ОКТЯБРЯ 2009 Г.

Смысл жизни: в чем смысл жизни?

Какое место смерть занимает в жизни человека?

О смерти, наверное, написано и сказано практически все, и добавить к этому что-либо трудно. Однако, если мы посмотрим, какое место занимает смерть в жизни человека, в его реальной жизни, повседневных заботах, мыслях, предметах, то увидим, что это место ничтожно мало, значительно меньше, чем какое-нибудь изменение фасона одежды или скандала вокруг рок-звезды. И, как писал один старый автор, самая большая, самая разительная, самая-самая страшная нелогичность в жизни человека - это та, что он не готовится к смерти, не готовится к тому, что в жизни его является самым верным и неизбежным.

Психолог такую ситуацию объяснит довольно просто. Он скажет, что смерть вытесняется из сознания, из психики, и что это вытеснение необходимо и даже полезно, отчасти об этом уже говорил Федор Ефимович Василюк. На самом деле, если мы задумаемся о смерти то, как мы сможем продолжить эту часто суетную жизнь, как мы будем делать все наши дела и делишки?

И, действительно, получается такая коллизия, о которой сегодня говорили, которая идет еще от блаженного Августина: “Пока мы живы, смерти нет, а когда умрем, не будет жизни”. Эти состояния разделены, и вопрос в том, как их искать вместе.

Но тем не менее и в психологическом плане смерть встречается с жизнью. Причем она встречается с жизнью не где-то на периферии коллизий психической реальности, а в очень важном, едва ли не центральном месте. Это место - проблема смысла жизни .

Смысл жизни

Для того, чтобы как-то подтвердить эти слова, позволю себе небольшое психологическое отступление. Что есть смысл? Смысл не есть предмет, название, слово, Смысл - это улавливаемое нами, отражаемая связь между предметами. Обычно это связь между предметами и ситуацией меньшей по отношению к ситуации большей. Скажем, понять смысл того, почему вы пришли на эту конференцию, исходя из этой конференции, невозможно. В каждом случае мы должны выйти за границы этой конференции, и тогда окажется, что один, скажем, пришел, чтобы получить знания, другой - чтобы написать диссертацию, третий - себя показать и т. д. То есть в каждом случае мы должны выйти из данной ситуации и войти в контекст ситуации более широкой.

Далее. Каждый смысл возгоняется, восходит по вертикали в некую иерархию, лестницу, потому что ответ, что я пришел себя показать, тут же подразумевает новый вопрос: а ради чего ты хочешь себя показать? И там приходится отвечать: ради того, что я обладаю такой профессией или еще что-то. Вопрос о профессии вновь подразумевает вопрос: а ради чего тебе эта профессия?

И такая возгонка неизбежно ведет к последнему вопросу: ради чего ты живешь?

И вот здесь мы вновь обнаруживаем себя в ситуации: понять смысл жизни , исходя из жизни, из ее контекста и ситуации - нельзя по определению. Потому что по определению: смысл есть отношение меньшего к большему.

Смысл жизни как проблема, как сам вопрос может быть поставлен лишь в том случае, если мы отнесем его к чему-то, что более нашей жизни, что выходит за грань нашей жизни. Именно здесь происходит реальная встреча со смертью.

И эта возгонка подразумевается в нашей жизни, даже когда мы ее и не осуществляем. Подобно тому, как в Римской империи все дороги вели в Рим, все вопросы о смысле, или точнее, о смыслах, разлитых в нашей жизни, так или иначе ведут к этому главному и существенному смыслу жизни.

И последнее, когда мы говорим о смыслах, то речь не идет о некоторых декларациях, которые человек произносит. Речь идет о внутренней субъективной реальности. Смысл - это суверенная территория души. Поэтому смысл нельзя навязать, его нельзя преподать. Истине не обучаются, истина переживается. Это старое положение философов.

Когда происходит встреча со смертью? В онтогенезе, т. е. в ходе индивидуального психического развития это происходит несколько раз. Ведь постановка вопроса о смысле жизни - это вечная по сути дела постановка. Здесь нет какого-то определенного ответа на всю жизнь. Но острота высвечивания этой проблемы приходится на главные, переломные моменты человеческой жизни.

У Маршака есть такое стихотворение “Четыре года без смерти”. Он вспоминает, что до четырех лет он был бессмертен, т. е. смерть в это время как бы не присутствовала в его жизни, а в четыре года он вдруг понял, что когда-то умрет, конечно, в бесконечном пространстве-времени, но умрет. Как он горько это переживал, плакал.

Затем смерть появляется в очень важном возрасте - примерно в 9-10 лет. Это вообще довольно таинственный возраст, потому что в эти годы человека очень часто сопровождают тяжелые болезни, выводящие его на грань смерти. Если просмотреть биографии многих людей, то обнаружится, что в этот период жизни многие из них были тяжело больны.

Затем следует подростковый период. Это конечно, наиболее драматический возраст. Главный драматизм подросткового возраста заключается в том, что здесь впервые с полной отчетливостью и ясностью человек понимает свою смертность. В подростковом возрасте появляются первые самоубийства, появляются первые игры с этой гранью. И как мы знаем, подростковый возраст - это наиболее возвышенный, философский возраст, когда человек решает проблемы связанные со всем своим будущим, со всем смысловым содержанием смысла жизни.

Помню запись 51-летнего Толстого в “Исповеди”. Он пишет: “две мыши - белая и черная - то и дело подтачивают корни куста, на ветвях которого я вишу над пропастью. Я держусь за ветви жизни, зная, что неминуемо меня пожрет дракон смерти”.

Вопрос о смысле жизни

Помимо закономерностей возрастных, есть и структурные закономерности в решении вопроса о смысле жизни. Они теснейшим образом связаны с теми ступенями или структурами смысловой сферы, которые можно наметить.

Можно говорить об эгоцентрическом уровне, когда человек воспринимает себя как единицу, центр, а другие, все окружение выполняет служебную роль в зависимости от того, помогают они его желаниям или нет. Если помогают - они хорошие, если не помогают, то они враги. Смерть здесь воспринимается как конец личного благополучия, как стимулятор эгоцентрической работы. Соответственно смысл жизни рассматривается как увеличение суммы личных достижений вне зависимости от блага других людей.

Смерть такого человека как бы уничтожает его, все становится бессмысленным после его смерти.

Следующий важный уровень - это группоцентрический, где центральной является группа, общность, с которой человек себя идентифицирует. Отношение к другим тесно зависит от того, принадлежит он к этой группе или не принадлежит. Если принадлежит, то другой человек достоин жалости, сожаления, любви, снисхождения. Если не принадлежит, то эти чувства на него могут не распространяться. В этом случае смысл жизни уже выходит за грани смерти человека, и он видится в жизни, благополучии той группы, с которой он себя идентифицирует. Мы все жили в таком мире, где такая центрация была официальной: “забота у нас такая, работа у нас большая - жила бы страна родная, и нету других забот!” “Гвозди бы делать из этих людей, не было б в мире крепче гвоздей!” И так далее. Здесь главный смысл заключается в том, чтобы жил определенный “кусок” общности. Он может быть разным - от семьи до страны. Он может быть совершенно разным по объему, но психологически - это одно и то же: жили бы “мои”, жили бы “мы”, “наши”, а что касается остальных, то это безразлично.

И, наконец, следующая ступень, которую можно назвать гуманистической, просоциальной. На этой ступени любой другой человек, принадлежит он моей группе или нет, обладает в смысловом восприятии такой же ценностью, как я сам. На этой ступени впервые появляется нравственность, потому что до этого о нравственности мы говорить не можем. Можно говорить о морали: группоцентрической или корпоративной. Но мораль, как известно, есть во всех слоях общества, начиная от преступников и кончая работниками торговли и т. д. Только на уровне нравственного сознания начинает действовать императив Канта или если говорить проще, старое золотое правило этики: поступай с другим так же, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой. В качестве примера переживания подобного нравственного состояния можно сослаться на 37-летнего Эйнштейна, который во время тяжелой, угрожающей смертью болезни писал: “Я настолько чувствую связь с другими людьми, что мне все равно, где кончается моя жизнь” отсюда и смысл жизни.

На уровне нравственного сознания смысл жизни более широкий и светлый, чем тот, который присутствует в групповой морали. Он преображает деятельность человека, хотя этот смысл относится ко всему человечеству, он, строго говоря, конечен, поскольку конечно человеческое существование и человечество как таковое также конечно. Другое дело - в каких масштабах и сроках эта конечность заключена.

И, наконец, последняя ступенька, которую можно обозначить, - это ступень духовная или эсхатологическая. На этой ступени человек начинает рассматривать себя как существо, связанное, соотнесенное с духовным миром. Тогда он сам и любой другой человек приобретает не только гуманистическую, общечеловеческую, но и определенную сакральную ценность. Здесь, на этой ступени, устанавливается его личная “формула”, связь с духовным миром, личная форма связи с Богом. На этой ступени смерть рассматривается вообще не как конец личного бытия, а как переход от одного состояния жизни к другому, переход от изменений душевно-телесных к изменениям духовно-бестелесным. И по сути на этой ступени и только на этой ступени возможно появление бесконечного смысла жизни, смысла жизни, не уничтожимого фактом физической смерти.

Жизненная коллизия разрешается нахождением смысла жизни только в религии. Поэтому смерть называют козырной картой религии, в частности, постигая нашу культуру, козырной картой христианства. Потому что другие подходы не могут покрыть эту карту.

В заключение я хотел бы вернуться к сомнению, которое было высказано старым автором о том, что стоит ли людям думать о смерти пока они живы. Это сомнение принадлежит многим психологам, которые считают, что мысль о смерти надо вытеснять, поскольку она только мешает жизни. На самом деле то или иное решение вопроса о смысле жизни, которое, как я пытался показать, необходимым образом связано со смертью, играет едва ли не важнейшую роль в организации жизни человека, в организации самых разных проявлений этой жизни.

Если говорить о медицине. Медицина не может существовать вне концепции жизни и смерти. Я позволю себе сказать, что она начинается с этой концепции. Более того, позволю себе высказать утверждение, что если нет этой концепции, то это не медицина вообще, какими бы инструментами она ни обладала. Потому что основы медицины были заложены Гиппократом, его клятвой. В клятве речи нет ни о каких инструментах. В ней речь идет об определенной организации на подобии ордена. Врач - это не профессия наряду с другими типа слесарь-сантехник или инженер. Это особая профессия, в которую должны входить люди с особым сознанием и призванием.

Возьмем любое проявление современной медицины, о которых очень хорошо говорила Валентина Васильевна Николаева, например отношение ребенка к ситуации болезни. Дети в больницах не играют, они замкнуты, они фиксированы на своих родителях, они воспринимают болезнь только как ограничение. Все это целиком относится к советской больнице.

Все это соответствует в лучшем случае уровню группоцентрической морали или группоцентрическому пониманию смысла жизни, потому что в центре советской больницы находится болезнь, а не человек, не ребенок.

Если бы в центре нормальной больницы находился ребенок, то тогда все было бы повернуто по-другому. Потому что задача врача и задача такого рода больницы, где находятся дети, тяжело больные дети, - сделать так, чтобы они там жили, а не просто лечились. Сейчас лечение - центр больничного распорядка, к которому приноравливается жизнь больного ребенка. Нужно повернуть наоборот. В центре - жизнь ребенка, ее смысл. Лечение - это средство, “которое должно пристраиваться ” и соответствовать смыслу жизни ребенка.

И такие больницы есть. У нас, правда, я их не видел. Я видел их за границей. В подобной больнице ребенок может жить, общаться со сверстниками, шутить. Он не будет зафиксирован на родителях.

Все эти вопросы являются ключевыми. Если они не будут решаться, если на понимании смысла жизни не будет строиться образование медиков, то тогда мы так и останемся на представлении о человеке как организме, которым надо манипулировать, вырезать его органы, торговать ими или передавать по наследству и т. д.

Понимание смысла жизни , возгонка этого понимания до уровня подлинных духовных ценностей является основанием человеческой медицины.

Серафим Саровский так определил смысл жизни христианской: “Истинная цель жизни нашей христианской состоит в стяжании Духа Святого”.

http://www.pravmir.ru/smert-i-smysl-zhizni/