Как не откладывать все потом. Кто такой прокрастинатор

Прокрастинация – это термин из , обозначающий склонность к регулярному откладыванию неприятных, но обязательных дел на потом. При этом человек не , не валяется на диване, и не смотрит фильмы вместо того, чтобы работать. Он включает компьютер, открывает документы, но решает вначале сделать себе кофе, потом проверяет почту, открывает письмо и зачитывается присланной статьей, т.е. чем-то занят все время.

Спустя час человек вспоминает, что он собирался работать, но внезапно начинает прибираться на столе, будучи преисполненным убежденности, что так трудиться ему будет проще, а после идет поливать цветы. В результате прокрастинатор тратит свое время на ненужные вещи, при этом он и , и работа оказывается не сделана.

Причины прокрастинации

Психологи считают, что может возникнуть в результате нескольких причин. Главным фактором, как правило, становится скучная нелюбимая работа. На втором месте – непонимание своих целей в жизни. Если человек с трудом представляет, зачем ему делать проект, писать диплом или учить сопромат, ему будет довольно сложно приступить к делу.

Прокрастинацией также страдают люди, страшащиеся совершить ошибку и по этой причине боящиеся браться за дело, или, напротив, перфекционисты, желающие сделать все наилучшим образом и поэтому пропускающие все сроки. Наконец, прокастинаторы могут попросту не уметь правильно распределять свое время и расставлять приоритеты.

Обратите внимание – порой причина невозможности заставить себя заниматься делом может крыться в авитаминозе, низком уровне гемоглобина или другом заболевании, понижающем активность и работоспособность.

К счастью, психологи предлагают методы лечения . В первую очередь, вам необходимо осознать, что она присутствует, и настроиться на борьбу. Ведь в конце концов вам придется выполнять те самые дела, которые так вас пугают.

Прокрастинаторы не только портят отношения с коллегами и окружающими из-за невыполненных вовремя заданий. У них проявляются и проблемы со здоровьем вследствие постоянного нервного напряжения.

Займитесь планированием времени. Разбейте дела на блоки, распишите, сколько времени вы будете трудиться над каждым блоком и сколько – отдыхать. Заведите специальный ежедневник, где вы будете фиксировать свои планы.

Поменяйте свое отношение к обязанностям. Не говорите себе «я должен это сделать». Замените эту фразу на «я сделаю это по собственной воле».

Если вы постоянно стопоритесь над выполнением какого-то определенного вида работы, подумайте, не могли бы вы перепоручить это кому-нибудь, взяв на себя часть обязанностей этого человека.

Связанная статья

Для оправдания лентяев и бездельников, постоянно оставляющих все дела на потом, был выдуман малопонятный термин «прокрастинация» (в переводе с английского procrastination означает задержка). Вместе с ним были созданы и идеальные условия для ничегонеделания. Если раньше лежебокам приходилось как-то оправдывать свою лень, то сегодня достаточно упомянуть это звучное слово, чтобы окружающие начали смотреть на них с уважением. Но как на самом деле возникает синдром отложенных дел?

Тревожно

По мнению психологов, чаще всего причиной прокрастинации является повышенная тревожность. Человек склонен бояться насмешек, критики, крупных финансовых затрат, неудач и многого другого. Именно поэтому давний конфликт, для разрешения которого необходимо раз и навсегда выяснить отношения или даже попросить прощение, заставляет большинство людей переносить разговор снова и снова. Они успокаивают себя тем, что для разрешения ситуации лучше подождать удобного момента. Иными словами, занимаются самообманом.


Другой, не менее распространенный пример повышенного уровня тревоги – это откладывание посещения больницы. Лучше терпеть боль, чем попасть на неприятные процедуры или услышать неожиданный диагноз. В такие моменты рекомендуется действовать по схеме «сначала в бой, а там посмотрим». Опасения, как правило, оказываются сильно преувеличенными, и на смену мрачному пессимистическому настроению быстро приходит деловой подход.

Трудно

На первый взгляд многие дела кажутся очень сложными. Настолько сложными, что не придумаешь с чего начинать. Приобретение автомобиля, ремонт в квартире, переход на другую работу, создание семьи – у многих любой из этих вариантов забирает месяцы, а то и годы. Для скорого и удачного завершения дела можно разбить его реализацию на несколько этапов. Как, например, переместить большую гору песка с одного места на другое без специальной техники? Очень просто – с помощью лопаты и тачки перевезти его небольшими порциями. То же самое с ремонтом. В зависимости от полноты кошелька жилище разбивается на участки, в которых поочередно проводятся ремонтные работы.


Разбивка сложного дела на этапы с записью всех шагов и деталей позволить видеть картину в целом, не перегружая мозг. В противном случае серое вещество в нашей голове может отказаться от решения задач, «зависнув» подобно компьютеру.

Неважно

Практически у каждого из нас частенько накапливаются разные мелкие дела, выполнением которых можно заняться в любое время. Но почему-то на полке продолжает расти кипа счетов за коммунальные услуги, покрываются пылью музыкальные диски, взятые на пару дней, а в морозилке столько льда, что в нее уже ничего не влезает. В связи с этим один из профессоров Стэнфордского университета предложил структурировать прокрастинацию. То есть заставить человека, отлынивающего от одного дела, заниматься другим – более приятным и в то же время полезным. Так хотя бы существенно уменьшится чувство вины.

Психологи пришли к выводу, что уровень прокрастинации гораздо ниже, когда человек надеется на быстрый, а главное приятный эффект от завершенного дела. Поэтому нужно постараться увидеть в поставленной задаче что-то интересное, иначе она так и останется в планах. Например, представить на какие приятные вещи будут потрачены премиальные по окончанию проекта, или какое количество « » получит веселое , выложенное в Интернет.

Невозможно

Иногда дело больше похоже на мечту. Очень хочется, чтобы она воплотилась в жизнь красиво, нетривиально, с размахом. Из-за этого на ее организацию никогда не хватает ни средств, ни времени. Здесь следует разобраться в приоритетах – что важнее: прекрасная, но такая далекая мечта или все-таки ее осуществление. Людям, испытывающим периодическую потребность полетать в облаках, можно посоветовать продолжать в том же духе, а тем, кто действительно желает добиться цели, стоит поэтапно разбить задачу и, не раздумывая, начать ее выполнять.

Бывало ли у вас так? Вместо того, чтобы выполнять какую-то срочную работу, вы упорно занимаетесь чем угодно, только не ею?
Я часто ловлю себя на том, что хожу вокруг да около того, что нужно делать. Например, вместо того, чтобы приготовить мужу ужин, могу раз 10 зайти на кухню, сделать себе чай и выйти. И знаю ведь, что нужно это делать, но заставить себя никак не могу.

Или другой случай – когда заказчику в срочном порядке нужно выполнить работу, а я вместо этого в 105 раз обновляю свою страницу ВК, перебираю белье на полке, убираю в ящике письменного стола…

И тут дело не в том, что я лентяйничаю, нет. Я активно занимаюсь чем угодно, только не тем, что действительно сейчас необходимо делать.

Почему-то мне кажется, что я не одна такая;)

Согласитесь, это не очень полезное качество. А значит, с этим нужно бороться.

Как-то прочла информацию, что такое состояние – не врожденная черта, не психическое расстройство, и этим чаще всего страдают работники умственного труда. От этого мне, надо сказать, значительно полегчало;)

Психологи называют откладывание дел сложным термином «прокрастинация». И касаться это откладывание может всего: посещения спортзала, наведения порядка на балконе после зимы, звонка знакомым, хождения по конторам ЖКХ или знакомое всем «с понедельника на диете».

Причины откладывания дел

Итак, почему же мы иногда склонны откладывать дела? Причин может быть несколько.

1. Перфекционизм . Мне все всегда хочется делать не просто очень хорошо, а отлично. Конечно, умом я понимаю, что это практически невозможно.

Но, тем не менее, иногда мне кажется, что ужин должен быть не просто вкусным, а очень вкусным, дом не просто убранным, а сияющем от чистоты, и работа должна быть сделана сразу и безупречно… Все это приводит в состояние стресса, и я уже не хочу браться за работу, а откладываю ее на потом.

2. Дискомфорт . На работе 2 раза в месяц мне нужно писать отчет. Для этого нужно обзвонить несколько человек, чтобы получить от них данные. Сам отчет занимает немного времени. Но вот откладываю я его именно из-за звонков – есть пара человек, очень мне неприятных и с которыми мы до сих пор никак не сработались.
3. Не интересность . Этот фактор тоже заставляет меня тянуть с тем же отчетом. Ну что там может быть интересного? Цифры, цифры… Уж лучше с вами здесь посидеть;)

4 . Ну и последняя причина – это банальное неумение правильно распределять дела .

Способы борьбы

Чтобы делать все вовремя, приходится себя воспитывать. И вот какие советы мне помогают:

˃ Не надо думать, что абсолютно все нужно сделать идеально. Несовершенная работа, законченная сегодня, всегда лучше совершенной работы, откладываемой до бесконечности.

˃ И настраиваю себя на спокойную работу, т.е. мне не надо переплюнуть себя, и кому-то что-то доказать, всё должно быть просто сделано, а не идеально сделано.

˃ Очень помогает планирование. Иногда я даже свой план записываю, когда куча не очень приятных и увлекательных дел нужно сделать в течение дня.

˃ Еще одни фокус, связанный с планированием – это поставить время, в которое я начну, к примеру, гладить белье, и приблизительное время, когда закончу, и сделаю себе за это подарок, например, попью чайку с конфеткой. И сосредоточить свое внимание как раз на приятном моменте, который будет уже после того, как закончу дело. ˃ Что-то не особо приятное лучше сделать, так сказать, с разбегу, не смакуя особо его, не жалея себя и не устрашая. Сделала и забыла.

Если, конечно, наступил реальный душевно-мыслительный «паралич», когда вообще ничего невозможно сделать, то я отвлекаюсь и делаю что-то действительно интересное – включаю свой любимый фильм и выкидываю из головы всякие там «надо сделать то и то».

А у вас бывает такое состояние, что вы постоянно откладываете дела? Как боретесь с этим?

Чтобы получать лучшие статьи, подпишитесь на страницы Алимеро в ,

Чтобы победить лень, сначала надо разобраться в ее причинах. Откуда она вообще взялась и почему мы так себя ведем? Почему мы откладываем дела на потом? Вот несколько причин.

Мы ленимся , а именно:

  1. Мы избегаем целей, которые поставили нам другие – мы не хотим выполнять те задачи, которые изначально поставили нам родные, друзья или знакомые, а мы их не задумываясь, взяли на себя.
  2. Мы избегаем своей цели, которая уже устарела – она просто стала нам неинтересна.
  3. Мы избегаем новых целей, потому что устали от текущих дел и взяться за что-то новое просто не в состоянии.

Что делать?

Чаще всего мы ленимся даже поговорить сами с собой. Разговаривайте со своим внутренним голосом. Задайте себе вопрос: почему меня так тяготит выполнение этого задания? Насколько оно важно для меня? Что будет, если я не сделаю это? Может лучше приложить усилия и покончить с этим сейчас? Чем дольше я откладываю, тем хуже будет потом.

Кроме этого, в данной ситуации нас не устраивают имеющиеся цели, а, значит, их надо откорректировать:

  • удаляем те цели, которые уже неактуальны;
  • добавляем новые и редактируем старые;
  • расставляем приоритеты между ними.

По-моему, новый список планов всегда вдохновляет, и лень проходит сама собой.

Мы оставляем все на последний день

Сколько раз вы откладывали какое-то дело, просто потому что до часа «икс» было еще много времени? Наверное, такое случалось со всеми. В итоге все делалось в спешке и в последний момент. Как студенты готовятся к экзаменам? Правильно, сначала тянут время, потому что его достаточно, а потом пытаются запомнить все билеты в последний день.

Привычку откладывать все на потом психологи окрестили «прокрастинацией», а также выяснили, что самой распространенной ее причиной является высокий уровень тревоги из-за завышенных ожиданий. Мы все делаем в последний момент, а потом оправдываемся, что нам просто не хватило времени, что если бы у нас в запасе было еще пара дней, то мы бы справились с задачей на отлично! Но ведь это время было! Просто мы его не использовали.

Что делать?

В такой ситуации надо приучить себя ставить цели, которые посильны именно тебе. Ну и не забывать хвалить себя за их выполнение. Хвалите себя чаще! Это как с ребенком, чтобы повысить его самооценку и стремление доделывать дела до конца, его тоже нужно хвалить. Сделал домашнее задание по математике — иди попей чай, отдохни 15 минут, но не позже приступай к следующему заданию. Тогда он почувствует в себе силы и, возможно, со временем он перестанет тратить 15 минут на чай, так как за это время можно подготовить один предмет и пойти еще погулять.

Мы боимся

Какие страхи могут заставлять нас откладывать дела на потом? Мы можем бояться заболеть в ответственный момент перед экзаменом, допустить ошибку в сложной работе, из-за которой все пойдет не так, в конце концов, мы боимся любого форс-мажора, который может случиться не по нашей вине. Психологи уверены, что чаще всего в таких ситуациях непредвиденные моменты случаются именно потому, что мы их ждем. Мы можем называть это обычным невезением, а на самом деле это результат наших мыслей. Мы своими мыслями притягиваем наступление неудачи или аврала к себе. В итоге мы боимся, а поэтому всячески стараемся оттянуть этот момент, откладывая дела на потом.

Что делать?

  • Здесь надо просто разобраться в себе: сесть и хорошенько подумать, а чего я боюсь и почему я этого боюсь? Как только причина будет найдена, справиться с ней не составит труда.
  • Поймите, бояться с сложной ситуации вы будите всегда. Только действия помогут справиться с этими страхами. Поэтому, чтобы перестать испытывать лишний, ненужный вам стресс — действуйте! Чем глубже вы погружаетесь в решение насущных проблем, тем проще начинает казаться их выполнение.
  • Вспомните самую сложную, самую стрессовую ситуацию из вашей жизни. Сопоставьте ее с текущей ситуацией. Настолько ли текущие проблемы сложны, по сравнению с тем опытом?!

Начните действовать прямо сейчас!

Мы бросаем незаконченные дела

Часто ли вы начинаете какое-то дело, а потом его бросаете? Можно привести множество примеров даже среди ваших знакомых, которые записались на курсы иностранного языка или на уроки танцев, сходили пару раз и бросили. А ведь когда они записывались на них, они хотели их пройти, хотели научиться и достичь серьезных результатов. Так происходит потому что:

  • вам некомфортно в роли ученика – взрослому человеку бывает тяжело в этой роли, а подросткам она надоела в школе или университете;
  • вы не уверены в своих силах и боитесь не справиться ;
  • вы поняли, что это не то, чего вы хотите – вы просто ошиблись с целью.

Что делать?

  • Если вам просто некомфортно в роли ученика, то с этим можно справиться психологически: почаще представляйте себе конечный результат. Ведь этот результат стоит ваших сегодняшних усилий, правда?
  • Если вы не уверены в своих силах, то здесь надо понять, что вы пришли учиться, впрочем, как и все окружающие вас. А любой процесс обучения предполагает наличие ошибок и трудностей.
  • Ну а если это не ваша цель, то признайте свою ошибку и отправляйтесь вперед к новой цели!

Как заставить себя действовать?

Для того чтобы заставить себя действовать есть несколько приемов. Они довольно простые, но, освоив их, вы научитесь не откладывать дела на потом, а приступать к ним немедленно.

Прием № 1: Считаем до пяти

Каждый раз, когда вам надо совершить какое-то действие, даже самое простое – например, встать утром с кровати, считайте до пяти. Один, два, три, четыре, … пять! Когда вы произносите «пять!», вы встаете. И так каждый раз. Вы боитесь обратиться за помощью к продавцу в магазине? Считайте до пяти, а на пятом счете – спрашивайте! Вы боитесь заговорить в приглянувшимся молодым человеком? Подходите, мысленно считая до пяти, и начинаете разговор! Прием очень простой, главное – сделать его привычкой.

Прием № 2: Каждое большое дело делим на маленькие части

Разделив одно большое дело на составные кусочки, вам будет легче выполнять каждый из них. Каждый кусочек – это маленькая цель, ну а вместе они сложатся в желаемый результат. Так шаг за шагом вы придете к конечному результату, который сначала вас пугал.

Прием № 3: Смотрим на часы

Вот вам нужно сделать какое-то дело. Сначала смотрим на часы и замечаем: так, сейчас, например, пять часов вечера, мне на это дело надо потратить примерно час. Теперь представьте, что этот час уже прошел, и вы с чувством выполненного долга, довольные собой, можете полежать на диване перед телевизором, почитать книгу или заняться еще чем-нибудь приятным. И при этом вы не будете угнетать сами себя за то, что опять что-то не сделали. Хотите такой результат? Тогда смотрим на часы и приступаем к делу!

Прием № 4: Награждаем себя

Никто не любит, когда его наказывают за что-то. Если вы будете постоянно откладывать дела на потом, то всегда будете ругать себя за свою лень и несобранность. А возможно и ваш начальник подключится. А если вы бизнес-леди, то ваша лень худшим образом отразиться на бизнесе. Можно поступать по-другому. Можно награждать себя за то, что что-то сделал. Пишите доклад? Написали пункт – наградите себя чашечкой любимого чая, можно даже добавить к этому вкусную конфету. Конечно, это самый простой пример, который приходит на ум, но, согласитесь, он действует. Конечно, за выполнение больших задач можно наградить себя чем-то более весомым. Возможно поход по магазинам для вас важнее годового отчета. Так вот, дайте себе установку «пойти шопиться, только когда закончите все дела!». Напишите это на стикере и приклейте его на видное место, если это вас больше замотивирует.

Поможет ли составление списков?

В борьбе с откладыванием дел на потом важно понять, что любой действие, даже если оно приведет к ошибке, лучше, чем полное бездействие. Ошибки заставят вас работать упорнее, исправлять, вносить изменения, а в конечном итоге приведут к результату.

Дела, отложенные «на завтра» отбирают у вас силы и энергию. Вам же все равно придется их делать, причем, скорее всего, в авральном режиме и в плохом настроении. Вам это нужно? Думаю, нет.

Поможет ли составление списка дел? Поможет, если его не просто писать, а составлять с умом. Что нужно сделать?

  1. Берете лист бумаги и записываете на него все ваши дела;
  2. Внимательно проанализируйте список. Какие дела уже неактуальны и их можно убрать совсем? Какие можно заменить или объединить? Проанализировали – вносим исправления в список;
  3. Теперь отсортируйте все дела из списка от краткосрочного, которое можно сделать прямо сейчас, до долгосрочного, на которое понадобиться самое большое количество времени;
  4. Ну а теперь начинаем выполнять все строго по списку, начиная с первого пункта. Причем начинаем прямо сейчас, без всяких «завтра сделаю».

Поделюсь своим опытом составления списков:

Когда у меня много дел, в том числе и тех, которые я постоянно откладываю, я беру лист и записываю их все по порядку. Затем ранжирую по степени важности. Первым в списке у меня пойдет то, что важно сделать сейчас и быстро, последним – то, что подождет до завтра, если сегодня я его сделать не успею. Когда ранжированный список готов, я оставляю его перед глазами и приступаю к делам. Если я что-то сделала из списка – вычеркиваю. Поверьте, видеть, как от огромного списка остается все меньше и меньше не зачеркнутых пунктов, очень приятно.

Профилактические меры

Иногда, чтобы проанализировать наличие у себя отложенных дел и состояние их выполнения, надо провести профилактику. Что это означает?

  • В первую очередь, необходимо освободить свое рабочее пространство от всего лишнего. Сюда относятся как ненужные вещи, мешающие на рабочем столе, так и интернет, который постоянно отвлекает вас от дела. Свободное пространство вокруг вас способствует продуктивной работе;
  • Можно периодически задавать себе вопрос: «Чем я сейчас занят?» или «Что я сейчас делаю?». Если ваш ответ «Ничего», то это надо исправлять, потому что вы опять ленитесь;
  • Когда за что-то беретесь, задавайтесь вопросом, а продвигает ли это меня к моей цели? Если продвигает – хорошо, если не продвигает – надо менять либо цель, либо то, чем вы сейчас заняты;
  • Отделяйте срочные дела от важных. Важные дела редко бывают срочными, просто мы дотягиваем с их решением до такой степени, что они такими становятся. Нам это не нужно. Регулярно находите время на важные дела, так и дела будут делаться, и срочных дел, отнимающих много энергии, будет гораздо меньше.

Побороть свою лень можете только вы сами. Чтобы дела не стояли на месте и не скапливались в огромном количестве на последний момент, учитесь работать над собой и планировать время. Во всех современных книгах по тайм-менеджменту говориться, что нужно делать то, что вам не нравится, в первую очередь! Сделаете – и вам уже будет легче, а настроение лучше, ведь все остальные дела более приятные! Не бойтесь сложных задач! Не бойтесь выходить из своей зоны комфорта! Когда вы идете навстречу своим страхам, вы избавляетесь от них. Чем глубже вы погружаетесь в сложную проблему, тем проще она начинает казаться.

Доверяйте судьбе и беритесь за любое дело с боевым настроением!

Диктует свои правила. Чтобы стать успешным - надо много работать, учиться новому и все успевать. Прокрастинатор - это человек, который хочет, но в силу ряда причин не делает даже самые необходимые дела. Это становится настоящей проблемой, мешающей не только работе, но и полноценному отдыху.

Суть прокрастинации

Само явление прокрастинации известно давно. Многие великие деятели прошлого, особенно творческие личности, славились неспособностью грамотно организовать свою деятельность. Однако лишь в конце прошлого века ученые психологи и социологи стали пристально изучать это явление.

Прокрастинатор - это человек, который постоянно откладывает все дела, несмотря на их срочность и важность. Занимается мелкими, незначительными вещами либо бесконечно доводит до совершенства, шлифуя каждую мелочь.

Такое поведение наиболее характерно для молодежи, совсем недавно начавшей самостоятельные шаги в жизни. Многие со временем перебарывают этап прокрастинации. Однако примерно четверть взрослых продолжают предаваться пагубной привычке все откладывать.

Перфекционизм и прокрастинация - что общего?

Очень распространен тип человек, который настолько стремится сделать все идеально, что зачастую даже не начинает. Он понимает, что не хватит сил, времени, ресурсов. А на меньшее, чем безупречность, - не согласен.

Еще один вариант прокрастинатора-идеалиста - стремясь сделать как можно лучше, исполнитель начинает бесконечно шлифовать мелкие детали. Причем часто не делает всю работу целиком, а предпочитает довести до совершенства начальную часть. В итоге потрачено время и силы, а дело так и не сделано.

Само по себе стремление сделать работу хорошо и качественно похвально. Проблемы начинаются, когда фокус внимания смещается со слова «дело» на слово «безупречно». Идеал недостижим, и это знание парализует волю прокрастинатора. Зачем начинать, если результат будет в лучшем случае просто хороший?

Почему прокрастинаторы не могут перестать откладывать

Так почему прокрастинаторы прокрастинируют? Ведь очевидно же, что если откладывать некое важное дело, то рано или поздно придется расхлебывать последствия. Либо заканчивать проект впопыхах, либо опозориться и потерять доверие, уважение, деньги.

Следует помнить, что прокрастинатор - это человек, который просто не может взять и перестать откладывать дела на завтра. Это связано с особенностью нашего мозга. Если предстоит сложное или неприятное дело, он услужливо подкидывает идею, как удалить сиюминутную тревогу. Надо не делать то, чего не хочется.

При всей простоте такого подхода заядлый прокрастинатор прекрасно осознает последствия своих действий. И его псевдо-отдых омрачен будущим «возмездием». Получается, что человек, с одной стороны, не трудится в полную силу, а с другой стороны, и не отдыхает нормально. Время тратится непродуктивно.

Прокрастинатор не может просто так остановиться и начать работу. Чаще всего причина в неумении структурировать свое время. Очень часто они берутся за большие дела, не понимая их сути. И столкнувшись с первыми трудностями, пасуют, откладывают на потом, «собираются с мыслями».

Еще одна проблема, с которой сталкивается любой великий прокрастинатор, - это неумение планировать. Его план зачастую выглядит слишком общо. Размытым по времени начала и окончания и слишком перегруженным делами.

Как бороться с прокрастинацией

Дурная привычка все откладывать портит жизнь, делает ее менее яркой. Прокрастинатор - это человек, который не только не умеет работать, но и не может нормально отдыхать. Ведь его мысли всегда омрачены знанием об отсроченных делах.

Однажды прокрастинатор решает начать борьбу с дурной привычкой. И чаще всего терпит поражение. Дело в том, что явление откладывания на потом часто путают с обычной ленью. Но эти понятия не тождественны. Если лень можно победить простым усилием воли и внешней мотивацией, то для победы над прокрастинацией этого недостаточно.

Проблемы, по которым прокрастинаторы не могут приступить к работе или довести дело до конца, гораздо глубже, чем простое нежелание. Чаще всего это разные формы страха вкупе с неумением Так что устранять надо не следствие, а причину.

Прежде всего стоит разобраться, в чем причина откладывания, какой вид страха сковывает действия. Это может быть все что угодно - от боязни сделать недостаточно идеально до сомнений в своей компетенции.

Стоит выявить и проработать свои страхи и только после этого приступать к следующему этапу - учиться грамотно планировать деятельность. Большинство прокрастинаторов блестяще составляют списки. Но чаще всего на этом дело и заканчивается.

Основная проблема - списки прокрастинаторов слишком общие и объемные. Надо научится разбивать все дела на мелкие и даже мельчайшие детали. Тогда любая, даже самая трудная работа станет легкой, понятной и доступной.

Есть ли надежда?

Возможно ли раз и навсегда избавиться от привычки все откладывать или большинство прокрастинаторов безнадежны? Этот вопрос не дает покоя молодым людям. А те, кто уже прошел этап преодоления, с уверенностью заявляют, что все возможно.

Надо двигаться постепенно. Не получится одним махом избавиться от многолетней привычки. Но при должном усердии, грамотном самоанализе и небольшом усилии воли прокрастинацию можно победить.

Прокрастинация - довольно сложное слово, но на самом деле для каждого пятого человека оно обозначает его стиль жизни. Целых 20% задаются вопросом, как перестать откладывать дела на потом и не затягивать их выполнение. Это весьма коварная проблема, справиться с которой бывает непросто. По мнению психологов, каждый человек хоть раз в жизни затягивал решение какой-либо задачи или отлынивал от обязательств. Но это все не делает его прокрастинатором. Другое дело, если все это носит постоянный характер. В данной статье расскажем, как справиться с этой проблемой и почему люди откладывают дела на потом.

«Завтра, завтра, не сегодня!»— так лентяи говорят

Такая известная пословица очень сильно подходит под понятие прокрастинации. Именно в период, когда она была наиболее распространена, появился этот термин (примерно XIX век). На самом деле прокрастинация - это английское слово (procrastination), которое переводится как «задержка». И поскольку калька не совсем понятна и удобна в произношении, современные психологи используют более локальные понятия:

  • откладывание,
  • переносительство,
  • промедление,
  • «завтрачество»,
  • «напотомство»,
  • затягивание.

Не следует путать это понятие с ленью. Прокрастинация - это осознание важности и срочности дела, но бездействие по вымышленным причинам. А вот ленивый человек, ничего не делая, не сильно и заботится об этом.

Основные типы

Оказывается, что не все прокрастинаторы одинаковы. У каждого есть свои мотивы, чтобы отложить дела на потом. Психологи выделяют три основных типа:

  1. Безответственные. Такие прокрастинаторы затягивают выполнение задач, чтобы избежать неприятных последствий. Они боятся взять на себя ответственность. Для них это отличный способ, чтобы ни за что не отвечать в этой жизни и всегда выходить чистым из воды.
  2. Боягузы. Второй тип просто-напросто всего боится. Такой человек всяческими способами избегает страха неудачи. Ему легче остаться в тени, чем быть проигравшим.
  3. Любители экстрима. Для некоторых быть прокрастинатором - своеобразная забава. Человек откладывает дела до последнего момента, чтобы ощутить эйфорию. Подсознательно ему нравится понимать, что он может не успеть сделать задание, при этом в кровь поступает порция адреналина.

Если вы задумываетесь о том, как перестать откладывать дела на потом, то для начала определитесь, почему вы так поступаете и к какому типу относитесь.

Что в этом плохого

Прокрастинаторы, которые еще не осознали, что они таковыми являются, не видят в своем поведении ничего противоестественного. Более того, поначалу это даже нравится им. Возникает своеобразное чувство свободы действий (хочу делаю, хочу - нет). Но на самом деле в прокрастинации есть масса недостатков. Это мешает человеку жить и негативно сказывается на его нервной системе. Последствиями могут стать:

  • постоянные стрессы,
  • потеря продуктивности,
  • чувство вины.

Прокрастинация оказывает влияние на все сферы жизни человека. Каким же образом?

Жизненные неприятности

Проблемы с самодисциплиной у человека оказывают огромное влияние на всю его жизнь. Во-первых, он не может полностью себя реализовать. Например, откладывание дел на потом на работе приводит к тому, что начальство недовольно своим подчиненным. Отношение к такому человеку меняется. Ему поручают меньше важных дел и, конечно же, о повышении даже не может быть и речи. Таких людей считают ленивыми, безответственными, в итоге человек так и проводит всю свою жизнь на низкой должности с невысокой зарплатой.

Прокрастинация мешает и в отношениях с друзьями, родственниками и любимыми людьми. Откладывание дел на потом, о которых попросил близкий человек, воспринимается как неуважение и сопровождается обидой. Например, женщина попросила мужа купить стиральный порошок. Супруг отложил это дело на потом, в самый последний момент приехал к магазину, но все уже было закрыто. Он не купил то, о чем его попросили, и жена не смогла постирать свой наряд на работу. Конечно же, она обидится на него за это. Если он будет и дальше откладывать важные дела на потом, скорей всего, женщина решит, что для него она совсем не важна, и уйдет от него.

Прокрастинация часто проявляется и в отношении родителей, детей. Даже близкие люди не всегда понимают такое поведение и обижаются. Отношения портятся, а потом восстановить их будет гораздо сложнее.

Болезненные психологические эффекты

Человек, откладывающий дела на потом, испытывает много неприятных чувств. В случаях неудач ему часто бывает стыдно и обидно за себя. Он каждый раз обещает себе, что все будет делать вовремя, но все снова повторяется. Интересно, что человек, который не может заставить себя что-либо сделать, иногда, наоборот, не может остановиться.

Такие ситуации, например, бывают с алкоголем. Мужчина знает, что ему завтра рано вставать на работу. Но вечером друзья приглашают в бар на бокал пива. Он соглашается и обещает себе, что выпьет совсем чуть-чуть. Но с каждым бокалом он разрешает себе еще один и еще. Он точно знает и помнит, что завтра рано вставать, но остановиться не может. Прошло уже много времени, но он все еще уверен, что успеет выспаться. Как итог - тяжелое утро, похмелье, но, кроме того, самобичевание за то, что он все-таки пошел в этот бар и не смог вовремя остановиться.

Склонность к постоянному откладыванию дел приводит к неудачам и потерям. Человек постоянно критикует себя и еще больше усугубляет ситуацию. Итогом такого поведения может стать нервный срыв, депрессия, попадание в сети негативных привычек.

Техники борьбы

Мы уже выяснили, как называется человек, откладывающий дела на потом, и теперь осталось узнать, как перестать быть прокрастинатором. Если вы надеетесь найти волшебный рецепт, который в считаные дни изменит всю вашу жизнь - ваши усилия напрасны. Работа над собой - тяжелый труд, с другой стороны, это путь к успеху. Изучением вопроса управления временем занимается такая дисциплина, как тайм-менеджмент. В рамках этой науки существует множество самых различных методик, которые учат, как не откладывать дела на потом.

Превращение в супергероя

Прокрастинаторов всегда восхищают люди, которые все делают вовремя и качественно. Они везде успевают, при этом у них еще хватает времени посещать различные секции, отдыхать с друзьями, строить семейную жизнь и преуспевать в карьере. Как им это все удается?

Есть хорошая новость. Прокрастинаторами не рождаются, ими становятся. А это значит, что и избавиться от этой склонности вполне реально. Нужно начать превращение в супергероя прямо сейчас, именно в эту минуту. Это будет первая ваша задача, с которой вы успешно справитесь. Дальше будет уже легче. Главное - это начать.

Тайм-менеджмент

В первую очередь следует научиться планированию. И для этого важно правильно составить приоритеты. Напишите все важные задачи, которые нужно выполнить на этой неделе. Теперь решите, какие из них самые важные. Их нужно будет сделать в первую очередь. Не пишите слишком много задач для себя. Лучше написать меньше и все выполнить, чем больше, и затем снова укорять себя в том, что не смогли все успеть.

Порядок дел и время на отдых

Человеку очень важно делать перерывы между работой. Но у прокрастинаторов они обычно очень затягиваются. Поэтому перерывы также старайтесь распланировать. Немаловажен и порядок дел. Например, в воскресенье вы запланировали генеральную уборку, оплату коммунальных счетов и покупку продуктов. Между всеми этими делами обязательно должен быть отдых. Но если вы начнете день с генеральной уборки, а затем приляжете на диван посмотреть фильм, то вряд ли потом пойдете платить по счетам и делать покупки. Правильнее было бы начать с последнего. Утром можно сходить по магазинам, заплатить по счетам, а между этим встретится в парке с подругой на 20 минут. Сделав эти дела и отдохнув, можно будет вернуться домой и приступить к уборке.

Мотивация

Как научиться не откладывать дела на потом? Необходимо точно знать, зачем они вам и почему вы должны их выполнять. Каждый раз, когда возникает желание перенести важную задачу, спросите себя: «Ради чего я должна (должен) ее делать?» В голове должны выразиться четкие установки:

  • я иду к врачу, потому что мне важно мое здоровье;
  • я выполняю поручение шефа, потому что я хочу занимать высокую должность;
  • я выполняю просьбу матери, потому что для меня она самый близкий человек, и я не хочу ее ранить;
  • я убираю в доме, потому что я хочу жить в чистоте.

Реальные цели

Иногда, почувствовав прилив сил и энергии, человек начинает ставить перед собой непосильные огромные задачи. Если вы выбираете легкий способ перестать откладывать дела на потом, то и сами задания не должны быть сложными. Если вы только учитесь избавляться от явлений прокрастинации в вашей жизни, то не следует планировать ничего нового. Для начала нужно разобраться с тем, что уже накопилось и портит вам жизнь.

Можно поставить перед собой одну-единственную цель - то, ради чего вы действительно живете. Например, если вы живете ради своего ребенка и считаете, что самое важное - это выучить его и воспитать, значит, запишите в свой распорядок дня несколько часов, которые вы будете с ним проводить. Не следует писать в цели покупку дорогих вещей, которые только чудом сможете приобрести. Запомните, что все невыполненные планы будут висеть над вами как туча и портить вашу самооценку.

С другой стороны, не следует себя слишком жалеть. Обязательно должна быть хотя бы одна важная цель, и тогда каждый день вы будете выполнять множество несложных задач, связанных с ней.

Отвлекающие факторы

Без них прокрастинации бы точно не существовало. Человек не просто постоянно откладывает дела, в это время он занимается всякой ерундой. Например, вместо выполнения важной задачи:

  • болтает по телефону,
  • общается в соцсетях,
  • читает новости,
  • проверяет почту,
  • смотрит фильмы и передачи.

Противостоять этим факторам достаточно просто. Есть легкий способ перестать откладывать дела на потом и не отвлекаться по мелочам. Для этого понадобится самовнушение. Постарайтесь вести с собой диалог. Говорите себе, что если успешно и качественно справитесь с заданием, у вас останется время, чтобы заняться любимым делом. Или, например, после того как закончите писать отчет, порадуете себя чем-нибудь вкусным. Мотивация может быть любой, главное - не отвлекаясь довести дело до конца.

Очень важно не говорить себе «я должен», лучше употребляйте «я хочу». Например, я хочу выполнить это поручение и освободиться от него. На деле практически похожие фразы, а мозг воспринимает их совершенно по-разному. Даже у школьника, когда говорят, что он должен что-то сделать, возникает внутри противоречие. Попробуйте ему сказать не «ты должен выполнить домашнее задание», а «я думаю, ты хочешь сделать уроки и потом пойти погулять». И вы увидите, что эффект будет потрясающим. У взрослого человека мозг функционирует подобным образом.

Чтобы полностью избавиться от отвлекающих факторов, поставьте в телефоне режим «без звука», уберите с видного места закладки в соцсети, спрячьте подальше пульт от телевизора.

Как правильно расслабляться

Оказывается, не любой отдых является эффективным. Если перед важным делом вы решите заглянуть на 5 минут в социальную сеть, велика вероятность того, что вы застрянете в ней на несколько часов. К тому же после массы информации, которую вы там прочитаете и увидите, возможно, и не сможете дальше делать свое дело (особенно если оно требует умственной нагрузки). Важно выбирать тот вид отдыха, на который можно отвести лишь определенное (четкое) время. Например, заварите себе чашку чая или кофе и просто в спокойной обстановке выпейте его. Вряд ли это занятие займет больше 20 минут. К тому же в это время можно подумать о предстоящем деле, сосредоточиться на нем. К хорошим способам перезагрузки можно отнести:

  • прогулку на свежем воздухе,
  • непродолжительный сон,
  • принятие ванны,
  • медитацию.

Неподходящим отдыхом является просмотр телевизора. Очень часто человек, чтобы немного передохнуть, включает «ящик». И тут, как назло, интересная передача или фильм, который он давно хотел пересмотреть. И 20 минут отдыха превращаются в несколько часов. Во время отдыха также можно выполнить следующее упражнение.

Представьте свою жизнь в ретроспективе. Вот вы лежите на диване, потом кушаете, рутинная работа, неудовлетворенность собой и своей жизнью, а годы идут. Время летит с неимоверной скоростью, но чего вы уже достигли в своей жизни? И чего могли бы достичь? Представьте две параллельные реальности. В этой вы прокрастинатор, а в другой - успешный и сильный человек. Какая из них вам нравится больше? Задумайтесь о своем смысле жизни, о целях и быстро записывайте все свои ощущения в блокнот. Выполняя время от времени это упражнение и перечитывая свои мысли, вы наглядно увидите динамику изменений в своей жизни.

Подводя итог, можно сказать, что уже одно то, что вы задумываетесь о том, как перестать откладывать дела на потом - это уже хороший знак. Это означает, что вы осознаете, что тратите много времени впустую. Вам осталось сделать небольшое усилие и изменить свою жизнь. И начинать нужно здесь и сейчас.