Как по человеку понять что он холерик. Психологическая характеристика холерического темперамента (холерика)

Холерический темперамент – это сильный, но неуравновешенный тип высшей нервной системы.

Самая яркая черта холерика – взрывной характер и проблемы с контролем над своими эмоциями. Это импульсивная, активная, энергичная личность. Но процессы возбуждения превалируют над торможением.

Холерику стоит большого труда «взять себя в руки», или не выражать агрессивности, если он её испытывает в отношении чего, или кого-либо.

Вспыльчивый и нетерпеливый, он, как правило, быстро отходит. Это случается тем быстрее, чем раньше исчезнет раздражающий фактор.

Не рекомендуется вступать с холериками с горячие споры, в которых он сильно распаляется, стараясь доказать свою правоту. Чем скорее уступить ему, тем быстрее он придёт в себя и вернётся к адекватному поведению.

Несмотря на свою раздражительность, эти люди очень выносливы и с лёгкостью преодолевают любые преграды. Их легко узнать по решительной походке и резким, порывистым движениям. Иногда эти люди напоминают натянутую струну, которая в любой момент может лопнуть.

  • Типы темперамента человека
  • Сангвиник: характеристика

Холерики в окружающем мире

Друзей холерики находят легко, но не столько ради общения, сколько для массовки. Им необходим коллектив, в котором они берут на себя роль лидера и командующего парадом. Холерик очень ревностно относится к своему лидерству, не терпит рядом соперников и тех, кто не согласен с его мнением.

Он обожает контролировать своё окружение и навязывать ему свою точку зрения и свою систему ценностей. Дружить с ним трудновато, зато те, кто удостоились его искренней привязанности, могут рассчитывать на верную и крепкую дружбу.

Такие люди самоуверенны, самолюбивы и порой влюблены сами в себя. Холерики не комплексуют и не принижают своих достоинств. Наоборот – они нередко уверены в своей исключительности и имеют завышенную самооценку.

Отношения с противоположным полом

В отношениях с противоположным полом холерик проявляет все те малоприятные черты, что и в общении с окружающими. Он нетерпим, категоричен, невыдержан, уверен в своей правоте. Как и в кругу друзей, в семье он будет тяготеть к доминированию и авторитарности.

В пылу гнева он способен по многу раз рвать отношения, после чего обычно старается их склеить. Иметь такого спутника жизни нелегко, но, если стараться уступать ему (или делать вид, что уступаешь), то из холерика получится хороший семьянин. Представители этого темперамента очень трепетно относятся к кровным узам. Они – крепкая опора для супруга и хорошие воспитатели для своих детей.

Рабочий ритм у холериков

Как работники, холерики ценны своим умением быстро восстанавливать силы и напряжённо трудиться. Трудоспособность, правда, у них непостоянная и зависит от многих факторов.

Но, если дело его действительно увлекает, он способен горы свернуть. В порыве энтузиазма этот человек может работать ночи напролёт, не испытывая при этом никакого дискомфорта. Кстати, холерики вообще испытывают меньшую потребность во сне, чем представители других типов темперамента.

Когда же пыл растрачен, и интерес к работе угас, человек быстро остывает к своей деятельности и продолжает трудиться формально, без «огонька».

Воспитание ребёнка-холерика

Ребёнок-холерик начинает вырастать в проблему для родителей с момента появления на свет. Эти дети даже в младенчестве плохо и мало спят. Для того чтобы убаюкать такого ребёнка, приходится часами носить его на руках.

Эти дети – как маленькие панды. Они буквально вырастают, обхватив шею родителей, как ствол дерева.

Ребёнок холерического темперамента капризничает, скандалит по поводу и без. У него масса требований, которые должны быть обязательно удовлетворены.

Если его капризам не спешат потакать, малыш всё равно добьётся своего рёвом и истериками. Но холерик умеет не только истерить. Он способен на проявление самых глубоких эмоций к членам своей семьи и очень чутко реагирует на ласковое обращение.

Родителям стоит с повышенной внимательностью относиться к воспитанию такого малыша. Дефицит внимания в будущем может обернуться неконтролируемой агрессией и жестокостью. Неспособность надолго удерживать на чём-нибудь внимание приведёт к тому, что холерик ни одно дело не будет доводить до конца.

Если вовремя направить агрессию ребёнка в верном направлении, то из него может получиться отличный спортсмен. А работа над усидчивостью и вниманием поможет во взрослой жизни добиваться поставленных целей.

Плюсы и минусы

Холерик, характеристика темперамента которого коротко укладывается в два слова: сильный и импульсивный, имеет свои плюсы и минусы.

К несомненным плюсам холерика можно отнести: бурлящую в нём энергию и способность отдаваться с головой любимому делу. Умение повести за собой людей, увлечь их своими идеями – ещё один жирный плюс этого темперамента. Холерик – прирождённый лидер и инициатор новых идей.

Люди этого типа темперамента отличаются повышенной стрессоустойчивостью и умением быстро принимать серьёзные решения.

С холериками тяжело общаться и поддерживать дружеские отношения. Они редко доводят до конца свои начинания и не умеют рассчитывать собственные силы, чем быстро истощают свою энергию.

Если вы избрали в друзья, или в спутники жизни представителя холерического типа темперамента, будьте терпимы и не обращайте внимания на резкие смены его настроения. Примите, как данность то, что придётся постоянно идти на уступки, мириться с его резкостью и самого его мирить с окружающими миром.

Гиппократ выделял 4 вида темперамента — сангвинический, флегматический, холерический и меланхолический. Однако в чистом виде они встречаются редко, каждый человек лишь тяготеет к какому-то из них. В течение жизни под влиянием социального воздействия, воспитания, образа жизни, здоровья проявления темперамента могут сглаживаться. У детей признаки темперамента более отчетливы, их легко увидеть, если понаблюдать некоторое время за поведением ребенка.

Поговорим подробно о каждом виде темперамента. Расскажем о занятиях, которые являются для детей комфортными с учетом темперамента.

Сангвиник

Правильное воспитание сформирует в ребенке активное отношение к обучению, целеустремленность.

Такому ребенку подойдут подвижные, активные занятия. Можно выбрать спорт, танцы. Занятия могут быть как индивидуальные, так и в группе, в команде. Возможно, в силу своей активности ребенок будет интересоваться многими видами деятельности, он захочет заниматься сразу в нескольких кружках, студиях. Позвольте ему это, разрешите переходить из одной секции в другую. Чем больше умений он освоит, тем больше задатков получат стимулы для развития. Более глубокое погружение в выбранную деятельность может произойти в последующие годы — в подростковом, юношеском возрасте.

Флегматик

Это спокойный и неторопливый малыш. Он основательно продумывает свои действия, проявляет упорство в достижении цели. Ему трудно быстро ориентироваться в ситуации, он не любит перемен, предпочитает стабильность, надолго запоминает усвоенные знания, навыки. Его настроение устойчиво, он редко выходит из себя, с удовольствием общается с окружающими его взрослыми и сверстниками.

Воспитание может сформировать у ребенка-флегматика такие качества как усидчивость, настойчивость. Ему подойдут занятия, требующие кропотливости и терпения. Если у ребенка хороший музыкальный слух, можно предложить ему занятия музыкой. Если он имеет интерес к рисованию, лепке, аппликации — займитесь с ним художественным творчеством.

Такому ребенку может не понравиться деятельность, требующая скорости, мгновенной реакции, быстрой адаптации. Поэтому из всех видов спортивных занятий выбирайте спокойные. Это плавание, бальные и спортивные танцы. Там навык формируется путем многократного повторения и индивидуальной работы с тренером.

Командные игры — футбол, гандбол, баскетбол, контактные виды спорта — бокс, фехтование не принесут флегматику удовлетворения, поскольку они требуют быстроты реакции, умения понимать партнера и соперника и мгновенно принимать решение.

Холерик

Ребенок-холерик отличается неуравновешенностью, возбудимостью, быстротой действий, движений. Он быстро загорается и также быстро остывает. Особенно дискомфортной для него будет деятельность кропотливая, однообразная, длительная по времени. В общении со сверстниками стремится быть лидером, часто является источником конфликтов.

При верном воспитании у ребенка-холерика формируются очень важные качества: активность, инициативность, увлеченность, организаторские и коммуникативные способности.

Для ребенка с холерическим темпераментом подойдут интенсивные, но не очень продолжительные занятия, где есть возможность общения со сверстниками или конкуренция с соперником. Страстная, склонная к риску натура будет чувствовать себя в своей тарелке на футбольном поле, волейбольной или баскетбольной площадке, на велосипедной дорожке. Ребенок-холерик будет «зажигать» и на танцполе, в музыкальном коллективе — там, где требуется мощный и кратковременный выброс энергии.

Занятия, требующие кропотливости, тщательности, например рисование, лепка, вышивание, бисероплетение, могут быстро надоесть такому ребенку. Тяжелым испытанием для ребенка-холерика будет одиночество, отсутствие общения со сверстниками.

Меланхолик

У детей с меланхолическим типом темперамента деятельность протекает замедленно, при этом они быстро утомляются. Если ребенка подгонять, действия еще больше замедляются. Медленно, но надолго ребенок погружается в то или иное эмоциональное переживание. Плохое настроение не будет мимолетным, возникшая печаль удивляет взрослых своей глубиной, силой, длительностью. Ребенок тревожится в незнакомой обстановке, стесняется незнакомых людей, избегает многочисленных контактов со сверстниками.

В процессе воспитания у детей-меланхоликов формируются мягкость, отзывчивость, душевность.

Для такого ребенка подойдут спокойные виды деятельности в комфортных условиях. Дети-меланхолики с удовольствием читают книги, смотрят познавательные передачи, фильмы, любят наблюдать окружающую их природу, исследовать ее.

Их глубокие чувства и переживания могут раскрыться в художественном, литературном творчестве.

Чтобы определить темперамент ребенка, воспользуйтесь вопросами, которые представлены в разделе «Диагностика способностей и интересов». Они помогут увидеть в поведении ребенка признаки типа темперамента.

Подведем итоги

  • Темперамент — это врожденное качество, не пытайтесь с ним бороться. Попытайтесь понять его и учесть при выборе занятий для ребенка.
  • Не бывает «плохих» темпераментов. Грубость, агрессивность, эгоизм, низкий уровень культуры — это результат плохого воспитания.
  • Выбирайте занятия согласно склонностям ребенка, его поведению. Учитывайте силу и скорость реакций ребенка, устойчивость и смену эмоций, активность и утомляемость, потребность в общении.
  • Родители должны не только расширять кругозор малыша, но и развивать его способности, расширяя представления о различных видах деятельности. Важно предложить ребенку те занятия, которые подходят ему по темпераменту, по возможностям. Такие занятия сформируют у него интересы, склонности, помогут преодолеть неуверенность и страх.

Основа темперамента

Каждый человек уникален, отличается способами выражения эмоций, чувств и по-разному реагирует на происходящее в окружающей действительности. Если один индивид сохраняет в любой ситуации спокойствие, то другого даже малейшие неприятности могут привести в отчаяние. Данные особенности человеческого поведения во многом зависят от различий в деятельности нервной системы.

Темперамент, как психобиологическая основа личности

Психическая деятельность человека, которая характеризуется при помощи ее динамических особенностей (темпа, быстроты и интенсивности), является темпераментом. Он характеризует не убеждения личности, взгляды или интересы, а ее динамичность, поэтому не является показателем ценности.

Можно выделить следующие компоненты, определяющие основу темперамента:

  • Общая активность психической деятельности человека, которая выражается в степени стремления действовать, проявлять себя в различных занятиях, преобразовывать окружающую реальность. Существуют две крайности общей активности: с одной стороны, пассивность, инертность, вялость, а с другой - стремительность. Между этими двумя крайностями располагаются представители различных темпераментов;
  • Двигательная или моторная активность выражается в быстроте, интенсивности, резкости, силе мышечных движений и речи индивида, его подвижности, говорливости;
  • Эмоциональная активность выражает чувствительную основу темперамента, то есть восприимчивость и чуткость личности к эмоциональным воздействиям, ее импульсивность.

Также темперамент человека имеет внешнее выражение и проявляется в деятельности, поведении и поступках. По этим признакам можно судить о некоторых его свойствах. Когда говорят о темпераменте, то в основном имеют в виду психические различия у людей, связанные с интенсивностью, глубиной и устойчивостью эмоций, впечатлительности, энергичности действий.

Существует несколько теорий, определяющих основы темперамента. Но при всем многообразии подходов к этому вопросу большинство ученых признают, что это своего рода биологический фундамент, на котором личность формируется как социальное существо.

Физиологические основы темперамента

Первым данный термин ввел древнегреческий врач Гиппократ, который положил начало гуморальной теории. Он объяснял особенности темпераментов людей различными соотношениями жидких веществ в организме: крови, желчи и лимфы. Если преобладает желтая желчь - это делает человека горячим, импульсивным или холериком. У подвижных, веселых людей (сангвиников) преобладает кровь, а у спокойных и медлительных (флегматиков) - лимфа. Меланхолики отличаются грустным и боязливым характером, и как утверждал Гиппократ, у них преобладает черная желчь.

Согласно конституционной теории, которую вывели Кречмер и Зиго, природную основу темперамента определяют особенности общего строения организма человека, а также его отдельных органов. В свою очередь, телосложение индивида зависит от протекания эндокринных процессов в его организме.

Но наиболее обоснованной была признана неврологическая теория, которую предложил Иван Петрович Павлов. По его мнению, физиологической основой темперамента является набор приобретенных особенностей и врожденных свойств нервной системы.

Индивидуальные различия нервной деятельности при этом проявляются соотношением двух главных процессов - возбуждения и торможения, которые обладают тремя важными свойствами:

  • Сила процессов, которая выражается в способности нервных клеток выдерживать продолжительное или концентрированное воздействие раздражителей. Это определяет выносливость клетки. О слабости нервных процессов свидетельствует высокая чувствительность или переход клеток в состояние торможения вместо возбуждения, при воздействии на них сильных раздражителей. Эта особенность нередко ложится в основу темперамента;
  • Уравновешенность нервных процессов характеризуется равным соотношением возбуждения и торможения. У некоторых людей эти два процесса проявляются в равной степени, у других преобладает один из них;
  • Подвижность нервных процессов представляет собой быструю или медленную смену возбуждения на торможение и обратно, когда это требуют условия жизни. Таким образом, при неожиданных и резких изменениях подвижность обеспечивает приспособление индивида к новой обстановке.

Комбинации указанных свойств, по утверждению Павлова, определяют тип нервной системы и являются природной основой темперамента:

  • Слабый тип, при котором человек не способен выдерживать сильное, длительное и концентрированное возбуждение и торможение. В слабой нервной системе клетки обладают низкой работоспособностью. Хотя, при воздействии сильных раздражителей отмечается высокая чувствительность;
  • Сильный уравновешенный тип характеризуется неуравновешенностью основных нервных процессов, отличается преобладание возбуждения над торможением;
  • Сильный уравновешенный подвижный тип - нервные процессы сильны и уравновешены, однако, их быстрота и подвижность нередко приводят к неустойчивости связей;
  • Сильный уравновешенный инертный тип, при котором процессы возбуждения и торможения сильны и уравновешены, но отличаются малой подвижностью. Представители данного типа всегда спокойны, их трудно вывести из себя.

Таким образом, основу темперамента составляют индивидуальные свойства психики, которые отражают динамику психической деятельности человека. Они проявляются независимо от его целей, мотивов, желания и остаются практически неизменными в течение всей его жизни.

Учение о темпераменте

Говоря о темпераменте, обычно имеют в виду динамическую сторону личности, выражающуюся в импульсивности и темпах психической деятельности. Именно в этом смысле мы обычно говорим, что у такого-то человека большой или небольшой темперамент, учитывая его импульсивность, стремительность, с которой проявляются у него влечения, и т. д. Темперамент — это динамическая характеристика психической деятельности индивида.

Для темперамента показательна, во-первых, сила психических процессов. При этом существенна не только абсолютная сила их в тот или иной момент, но и то, насколько она остается постоянной, т. е. степень динамической устойчивости. При значительной устойчивости сила реакций в каждом отдельном случае зависит от изменяющихся условий, в которых оказывается человек, и адекватна им: более сильное внешнее раздражение вызывает более сильную реакцию, более слабое раздражение — более слабую реакцию. У индивидов с большей не-устойчивостью, наоборот, сильное раздражение может — в зависимости от очень изменчивого состояния личности — вызвать то очень сильную, то очень слабую реакцию; точно так же и самое слабое раздражение может иногда вызвать и очень сильную реакцию; весьма значительное событие, чреватое самыми серьезными последствиями, может оставить человека безразличным, а в другом случае ничтожный повод даст бурную вспышку: «реакция» в этом смысле совсем не адекватна «раздражителю».

Психическая деятельность одной и той же силы может отличаться различной степенью напряженности, в зависимости от соотношения между силой данного процесса и динамическими возможностями данной личности. Психические процессы определенной интенсивности могут совершаться легко, без всякого напряжения у одного человека в один момент и с большим напряжением у другого человека или у того же человека в другой момент. Эти различия в напряжении скажутся в характере то ровного и плавного, то толчкообразного протекания деятельности.

Существенным выражением темперамента является, далее, скорость протекания психических процессов. От скорости или быстроты протекания психических процессов нужно еще отличать их темп (количество актов за определенный промежуток времени, зависящее не только от скорости протекания каждого акта, но и от величины интервалов между ними) и ритм (который может быть не только временным, но и силовым). Характеризуя темперамент, надо опять-таки иметь в виду не только среднюю скорость протекания психических процессов. Для темперамента показательна и свойственная данной личности амплитуда колебаний от наиболее замедленных к наиболее ускоренным темпам. Наряду с этим существенное значение имеет и то, как совершается переход от более медленных к более быстрым темпам и наоборот — от более быстрых к более медленным: у одних он совершается, более или менее ровно и плавно нарастая или спадая, у других — как бы рывками, неравномерно и толчкообразно. Эти различия могут перекрещиваться: значительные переходы в скорости могут совер-шаться путем плавного и равномерного нарастания, а с другой стороны, относительно менее значительные изменения в абсолютной скорости могут совершаться порывистыми толчками. Эти особенности темперамента сказываются во всей деятельности личности, в протекании всех психических процессов.

Основное проявление темперамента очень часто ищут в динамических особенностях «реакций» человека — в том, с какой силой и быстротой он действенно реагирует на раздражения. Действительно, центральными звеньями в многообразных проявлениях темперамента являются те, которые выражают динамические особенности не отдельно взятых психических процессов, а конкретной деятельности в многообразных взаимосвязях различных сторон ее психического содержания. Однако сенсомоторная реакция никак не может служить ни исчерпывающим, ни адекватным выражением темперамента человека. Для темперамента особенно существенны впечатлительность человека и его импульсивность.

Темперамент человека проявляется прежде всего в его впечатлительности, характеризующейся силой и устойчивостью того воздействия, которое впечатление оказывает на человека. В зависимости от особенностей темперамента впечатлительность у одних людей бывает более, у других менее значительной; у одних будто кто-то, по словам А. М. Горького, «всю кожу с сердца содрал», до того они чувствительны к каждому впечатлению; другие — «бесчувственные», «толстокожие» — очень слабо реагируют на окружающее. У одних воздействие — сильное или слабое, — которое оказывает на них впечатление, распространяется с большой, у других с очень малой скоростью в более глубокие слои психики. Наконец, у различных людей в зависимости от особенностей их темперамента бывает различна и устойчивость впечатления: у одних впечатление — даже сильное — оказывается очень нестойким, другие длительно не могут от него освободиться. Впечатлительность — это всегда индивидуально различная у людей разного темперамента аффективная чувствительность. Она существенно связана с эмоциональной сферой и выражается в силе, быстроте и устойчивости эмоциональной реакции на впечатления.

Темперамент сказывается в эмоциональной возбудимости — в силе эмоционального возбуждения, быстроте, с которой оно охватывает личность, — и устойчивости, с которой оно сохраняется. От темперамента человека зависит, как быстро и сильно он загорается и с какой быстротой затем он угасает. Эмоциональная возбудимость проявляется, в частности, в настроении, повышенном вплоть до экзальтации или пониженном вплоть до депрессии, и особенно в более или менее быстрой смене настроений, непосредственно связанной с впечатлительностью.

Другим центральным выражением темперамента является импульсивность, которая характеризуется силой побуждений, скоростью, с которой они овладевают моторной сферой и переходят в действие, устойчивостью, с которой они сохраняют свою действенную силу. Импульсивность включает обусловливающую ее впечатлительность и эмоциональную возбудимость в соотношении с динамической характеристикой тех интеллектуальных процессов, которые их опосредуют и контролируют. Импульсивность — та сторона темперамента, которой он связан со стремлением, с истоками воли, с динамической силой потребностей как побуждений к деятельности, с быстротой перехода побуждений в действие.

Темперамент проявляется особенно наглядно в силе, а также скорости, ритме и темпе психомоторики человека — в его практических действиях, речи, выразительных движениях. Походка человека, его мимика и пантомимика, его движения, быстрые или медленные, плавные или порывистые, иногда неожиданный поворот или движение головы, манера вскинуть взгляд или потупить взор, тягучая вялость или медлительная плавность, нервная торопливость или мощная стремительность речи открывают нам какой-то аспект личности, тот динамический ее аспект, который составляет ее темперамент. При первой же встрече, при кратковременном, иногда даже мимолетном соприкосновении с человеком мы часто сразу по этим внешним проявлениям получаем более или менее яркое впечатление о его темпераменте.

С древности принято различать четыре основных типа темпераментов: холерический, сангвинический, меланхолический и флегматический. Каждый из этих темпераментов может быть определен соотношением впечатлительности и импульсивности как основных психологических свойств темперамента. Холерический темперамент характеризуется сильной впечатлительностью и большой импульсивностью; сангвинический — слабой впечатлительностью и большой импульсивностью; меланхолический — сильной впечатлительностью и малой импульсивностью; флегматический — слабой впечатлительностью и малой импульсивностью. Таким образом, эта классическая традиционная схема естественно вытекает из соотношения основных признаков, которыми мы наделяем темперамент, приобретая при этом соответствующее психологическое содержание. Дифференциация как впечатлительности, так и импульсивности по силе, скорости и устойчивости, выше нами намеченная, открывает возможности для дальнейшей дифференциации темпераментов.

Физиологическую основу темперамента составляет нейродинамика мозга, т. е. нейродинамическое соотношение коры и подкорки. Нейродинамика мозга находится во внутреннем взаимодействии с системой гуморальных, эндокринных факторов. Ряд исследователей (Пенде, Белов, отчасти Э. Кречмер и др.) склонны были поставить и темперамент, и даже характер в зависимость прежде всего от этих последних. Не подлежит сомнению, что система желез внутренней секреции включается в число условий, влияющих на темперамент.

Было бы неправильно, однако, изолировать эндокринную систему от нервной и превращать ее в самостоятельную основу темперамента, поскольку самая гуморальная деятельность желез внутренней секреции подчиняется центральной иннервации. Между эндокринной системой и нервной существует внутреннее взаимодействие, в котором ведущая роль принадлежит нервной системе.

Для темперамента существенное значение при этом, несомненно, имеет возбудимость подкорковых центров, с которыми связаны особенности моторики, статики и вегетатики. Тонус подкорковых центров, их динамика оказывают влияние и на тонус коры, и ее готовность к действию. В силу той роли, которую они играют в нейродинамике мозга, подкорковые центры, несомненно, влияют на темперамент. Но опять-таки совершенно неправильно было бы, эмансипируя подкорку от коры, превратить первую в самодовлеющий фактор, в решающую основу темперамента, как это стремятся сделать в современной зарубежной неврологии течения, которые признают решающее значение для темперамента серого вещества желудочка и локализуют «ядро» личности в подкорке, в стволовом аппарате, в субкортикальных ганглиях. Подкорка и кора неразрывно связаны друг с другом. Нельзя поэтому отрывать первую от второй. Решающее значение имеет в конечном счете не динамика подкорки сама по себе, а динамическое соотношение подкорки и коры, как это подчеркивает И. П. Павлов в своем учении о типах нервной системы.

В основу своей классификации типов нервной системы И. П. Павлов положил три основных критерия, а именно силу, уравновешенность и лабильность коры.

Исходя из этих основных признаков, он в результате своих исследований методом условных рефлексов пришел к определению четырех основных типов нервной системы:

  1. Сильный, уравновешенный и подвижный — живой тип.
  2. Сильный, уравновешенный и инертный — спокойный, медлительный тип.
  3. Сильный, неуравновешенный с преобладанием возбуждения над торможением — возбудимый, безудержный тип.
  4. Слабый тип.

Деление типов нервной системы на сильный и слабый не ведет к дальнейшему симметричному подразделению слабого типа, так же как и сильного, по остальным двум признакам уравновешенности и подвижности (лабильности), потому что эти различия, дающие существенную дифференциацию в случае сильного типа, при слабом оказываются практически несущественными и не дают реально значимой дифференциации.

Намеченные им типы нервных систем И. П. Павлов связывает с темпераментами, сопоставляя четыре группы нервных систем, к которым он пришел лабораторным путем, с древней, от Гиппократа идущей классификацией темпераментов. Он склонен отожествить свой возбудимый тип с холерическим, меланхолический с тормозным, две формы центрального типа — спокойную и оживленную — с флег-матическим и сангвиническим.

Основным доказательством в пользу той дифференциации типов нервной системы, которые он устанавливает, Павлов считает различные реакции при сильных противодействиях раздражительного и тормозного процессов.

Учение Павлова о типах нервной деятельности имеет существенное значение для понимания физиологической основы темперамента. Правильное его использование предполагает учет того, что тип нервной системы является строго физиологическим понятием, а темперамент — это понятие психофизиологическое и выражается он не только в моторике, в характере реакций, их силе, скорости и т. д., но также и в впечатлительности, в эмоциональной возбудимости и т. п.

Психические свойства темперамента, несомненно, теснейшим образом связаны с телесными свойствами организма — как врожденными особенностями строения нервной системы (нейроконституции), так и функциональными особенностями (мышечного, сосудистого) тонуса органической жизнедеятельности. Однако динамические свойства деятельности человека несводимы к динамическим особенностям органической жизнедеятельности; при всем значении врожденных осо-бенностей организма, в частности его нервной системы, для темперамента они лишь исходный момент его развития, не отрывного от развития личности в целом.

Темперамент не свойство нервной системы или нейроконституции как таковой; он динамический аспект личности, характеризующий динамику ее психической деятельности. Эта динамическая сторона темперамента взаимосвязана с остальными сторонами жизни личности и опосредована конкретным содержанием ее жизни и деятельности; поэтому динамика деятельности человека и несводима к динамическим особенностям его жизнедеятельности, поскольку та сама обусловлена взаимоотношениями личности с окружающим. Это с очевидностью обнаруживается при анализе любой стороны, любого проявления темперамента.

Так, сколь значительную роль ни играют в впечатлительности человека органические основы чувствительности, свойства периферического рецепторного и центрального аппарата, все же впечатлительность к ним несводима. Впечатления, которые воспринимаются человеком, вызываются обычно не изолированно действующими чувственными раздражителями, а явлениями, предметами, лицами, которые имеют определенное объективное значение и вызывают со стороны человека то или иное к себе отношение, обусловленное его вкусами, привязанностями, убеждениями, характером, мировоззрением. В силу этого сама чувствительность или впечатлительность оказывается опосредованной и избирательной.

Впечатлительность опосредуется и преобразуется потребностями, интересами, вкусами, склонностями и т. д. — всем отношением человека к окружающему и зависит от жизненного пути личности.

Точно так же смена эмоций и настроений, состояний эмоционального подъема или упадка у человека зависит не только от тонуса жизнедеятельности организма. Изменения в тонусе, несомненно, тоже влияют на эмоциональное состояние, но тонус жизнедеятельности опосредован и обусловлен взаимоотношениями личности с окружающим и, значит, всем содержанием ее сознательной жизни. Все сказанное об опосредованности впечатлительности и эмоциональности сознательной жизнью личности еще в большей мере относится к импульсивности, поскольку импульсивность включает и впечатлительность, и эмоциональную возбудимость и определяется их соотношением с мощью и сложностью интеллектуальных процессов, их опосредующих и контролирующих.

Несводимы к органической жизнедеятельности и действия человека, поскольку они представляют собой не просто моторные реакции организма, а акты, которые направлены на определенные предметы и преследуют те или иные цели. Они поэтому опосредованы и обусловлены во всех своих психических свойствах, в том числе и динамических, характеризующих темперамент, отношением человека к окружающему, целями, которые он себе ставит, потребностями, вкусами, склонностями, убеждениями, которые обусловливают эти цели. Поэтому никак нельзя свести динамические особенности действий человека к динамическим особенностям органической его жизнедеятельности, взятой в себе самой; сам тонус его органической жизнедеятельности может быть обусловлен ходом его деятельности и оборотом, который она для него получает. Динамические особенности деятельности неизбежно зависят от конкретных взаимоотношений индивида с его окружением; они будут одними в адекватных для него условиях и другими в неадекватных. Поэтому принципиально неправомерны попытки дать учение о темпераментах, исходя лишь из физиологического анализа нервных механизмов вне соотношения у животных с биологическими условиями их существования, у человека — с исторически развивающимися условиями его общественного бытия и практической деятельности.

Динамическая характеристика психической деятельности не имеет самодовлеющего, формального характера; она зависит от содержания и конкретных условий деятельности, от отношения индивида к тому, что он делает, и к тем условиям, в которых он находится. Темпы моей деятельности будут, очевидно, различными в том случае, когда направление ее вынужденно идет вразрез с моими склонностями, интересами, умениями и способностями, с особенностями моего характера, когда я чувствую себя в чуждом мне окружении, и в том случае, когда я захвачен и увлечен содержанием моей работы и нахожусь в созвучной мне среде.

Живость, переходящая в игривую резвость или развязность, и размеренность, даже медлительность движений, принимающая характер степенности или величавости в мимике, в пантомимике, в осанке, походке, повадке человека, обусловлены многообразнейшими причинами, вплоть до нравов той общественной среды, в которой живет человек, и общественного положения, которое он занимает. Стиль эпохи, образ жизни определенных общественных слоев обусловливает в известной мере и темпы, вообще динамические особенности поведения представителей этой эпохи и соответствующих общественных слоев.

Идущие от эпохи, от общественных условий динамические особенности поведения не снимают, конечно, индивидуальных различий в темпераменте различных людей и не упраздняют значения их органических особенностей. Но, отражаясь в психике, в сознании людей, общественные моменты сами включаются во внутренние индивидуальные их особенности и вступают во внутреннюю взаимосвязь со всеми прочими их индивидуальными особенностями, в том числе орга-ническими и функциональными. В реальном образе жизни конкретного человека, в динамических особенностях его индивидуального поведения тонус его жизнедеятельности и регуляция указанных особенностей, которая исходит из общественных условий (темпов общественно-производственной жизни, нравов, быта, приличий и т. п.), образуют неразложимое единство иногда противоположных, но всегда взаимосвязанных моментов. Регуляция динамики поведения, исходящая из общественных условий жизни и деятельности человека, может, конечно, иногда затронуть лишь внешнее поведение, не затрагивая еще саму личность, ее темперамент; при этом внутренние особенности темперамента человека могут находиться и в противоречии с динамическими особенностями поведения, которого он внешне придерживается. Но, в конечном счете, особенности поведения, которого длительно придерживается человек, не могут не наложить раньше или позже своего отпечатка — хотя и не механического, не зеркального, а иногда даже компенсаторно-антагонистического — на внутренний строй личности, на ее темперамент.

Таким образом, во всех своих проявлениях темперамент опосредован и обусловлен реальными условиями и конкретным содержанием жизни человека. Говоря о том, при каких условиях темперамент в игре актера может быть убедительным, Е. Б. Вахтангов писал: «Для этого актеру на репетициях нужно главным образом работать над тем, чтобы все, что его окружает в пьесе, стало его атмосферой, чтобы задачи роли стали его задачами — тогда темперамент заговорит "от сущности". Этот темперамент от сущности — самый ценный, потому что он единственно убедительный и безобманный». Темперамент «от сущности» единственно убедителен на сцене потому, что таков темперамент в действительности: динамика психических процессов не является чем-то самодовлеющим; она зависит от конкретного содержания личности, от задач, которые человек себе ставит, от его потребностей, интересов, склонностей, характера, от его «сущности», которая раскрывается в многообразии наиболее важных для него взаимоотношений с окружающим. Темперамент — пустая абстракция вне личности, которая формируется, совершая свой жизненный путь.

Будучи динамической характеристикой всех проявлений личности, темперамент в своих качественных свойствах впечатлительности, эмоциональной возбудимости и импульсивности является вместе с тем чувственной основой характера.

Образуя основу свойств характера, свойства темперамента, однако, не предопределяют их. Включаясь в развитие характера, свойства темперамента претерпевают изменения, в силу которых одни и те же исходные свойства могут привести к различным свойствам характера в зависимости от того, чему они субординируются, — от поведения, убеждений, волевых и интеллектуальных качеств человека. Так, на основе импульсивности как свойства темперамента в зависимости от условий воспитания и всего жизненного пути могут выработаться различные волевые качества у человека, который не приучился контро-лировать свои поступки размышлением над их последствиями, могут легко развиться необдуманность, безудержность, привычка рубить с плеча, действовать под влиянием аффекта; в других случаях на основе той же импульсивности разовьется решительность, способность без лишних промедлений и колебаний идти к поставленной цели. В зависимости от жизненного пути человека, от всего хода его общественно-морального, интеллектуального и эстетического развития впечатлительность как свойство темперамента может в одном случае привести к значительной уязвимости, болезненной ранимости, отсюда к робости и застенчивости; в другом — на основе той же впечатлительности может развиться большая душевная чуткость, отзывчивость и эстетическая восприимчивость; в третьем — чувствительность в смысле сентиментальности. Формирование характера на базе свойств темперамента существенно связано с направленностью личности.

Итак, темперамент — динамическая характеристика личности во всех ее действенных проявлениях и чувственная основа характера. Преобразуясь в процессе формирования характера, свойства темперамента переходят в черты характера, содержание которого неразрывно связано с направленностью личности.

Влияние темперамента

От темперамента зависят динамические особенности характера человека — стиль его поведения. Темперамент — «природная почва», на которой происходит процесс формирования отдельных свойств характера, развитие отдельных способностей человека.

Люди достигают одинаковых успехов разными способами, замещая свои «слабые» стороны системой психических компенсаций.

Под влиянием жизненных условий у холерика может сформироваться инертность, медлительность, безынициативность, а у меланхолика — энергичность и решительность. Жизненный опыт и воспитание человека маскируют проявления его темперамента. Но при необычных сверхсильных воздействиях, в опасных ситуациях ранее сформированные тормозные реакции могут растормозиться. Холерики и меланхолики более расположены к нервно-психическому срыву. Наряду с этим научный подход к пониманию поведения личности несовместим с жестким привязыванием поступков людей к их природным особенностям.

В зависимости от условий жизни и деятельности человека отдельные свойства его темперамента могут усиливаться или ослабляться. Темперамент, несмотря на его природную обусловленность, можно отнести к свойствам личности, так как в нем объединяются природные и социально приобретенные качества человека.

Зарубежные психологи делят темпераментные особенности преимущественно на две группы — экстраверсию и интроверсию. Эти понятия, введенные швейцарским психологом К. Г. Юнгом, означают преимущественную направленность индивидов на внешний (экстраверт) или внутренний (интроверт) мир. Экстраверты отличаются преимущественной обращенностью к внешнему миру, повышенной социальной адаптированностью, они более конформны и суггестивны (подвержены внушению). Интроверты же наибольшее значение придают явлениям внутреннего мира, они малообщительны, склонны к повышенному самоанализу, испытывают затруднения при вхождении в новую социальную среду, нонконформны и асуггестивны.

Среди качеств темперамента особо выделяются также ригидность и пластичность. Ригидность — инертность, консервативность, трудность переключаемости психической деятельности. Существуют несколько видов ригидности: сенсорная - пролонгирование ощущения после прекращения действия стимула; моторная - трудность перестройки привычных движений; эмоциональная - продолжение эмоционального состояния после прекращения эмоционального воздействия; памяти - пересерверация, навязчивость образов памяти; мышления - инерция суждений, установок, способов решения задач. Качество, противоположное ригидности, — пластичность, гибкость, подвижность, адекватность.

К особенностям темперамента относится и такое психическое явление, как тревожность — напряженность, повышенная эмоциональная возбудимость в ситуациях, интерпретируемых индивидом в качестве угрожающих. Личности с повышенным уровнем тревожности склонны к поведению, неадекватному степени угрозы. Повышенный уровень тревожности вызывает стремление уйти от восприятия угрожающих событий, непроизвольно сужая поле восприятия в стрессогенной ситуации.

Итак, темперамент человека обусловливает динамику его поведения, своеобразие протекания его психических процессов. Темперамент определяет способ видения, переживания человеком событий и их речевой ретрансляции. Анализируя поведение человека, нельзя не считаться с «биологическим фоном» человеческого поведения, воздействующим на степень интенсивности отдельных свойств личности.

Темпераментные особенности человека выступают как психофизиологические возможности его поведения. Например, подвижность нервных процессов обусловливает динамические качества интеллекта, гибкость ассоциативных процессов; возбудимость — легкость возникновения и интенсивность ощущений, устойчивость внимания, силу запечатления образов памяти.

Однако темперамент не является ценностным критерием личности, он не определяет потребностей, интересов, взглядов личности. В одном и том же виде деятельности люди с различными темпераментами могут достичь выдающихся успехов за счет своих компенсаторных возможностей.

Не темперамент, а направленность личности, преобладание у нее высших мотивов над низшими, самоконтроль и самообладание, подавление побуждений низшего уровня для достижения социально значимых целей определяют качество человеческого поведения.

Структура темперамента

Темперамент - термин, образованный от латинского temperamentum (надлежащее соотношение черт) и tempero (смешиваю в надлежащем соотношении). К настоящему времени проблема темперамента достаточно подробно изучена, и потому в науке существует большое разнообразие определений данного свойства личности.

Б.М. Теплов дал следующее определение: «Темпераментом называется характерная для данного человека совокупность психических особенностей, связанных с эмоциональной возбудимостью, то есть быстротой возникновения чувств, с одной стороны, и силой их - другой».

Таким образом, можно утверждать, что темперамент - это совокупность психодинамических свойств нервной системы, биологический фундамент, на котором формируется личность.

Так как психика — свойство нервной системы, то и индивидуальные свойства психики, в том числе и свойства темперамента, обусловлены индивидуальными свойствами нервной системы. Поэтому первый основной признак свойств темперамента - это их обусловленность свойствами нервной системы, которые составляют физиологическую основу темперамента. При этом от каждого типа нервной системы (с его специфическими свойствами) зависит только один тип темперамента.

Одни и те же динамические особенности психической деятельности зависят от соотношения эмоциональных и волевых особенностей. Это соотношение и есть тот характерный признак, который со времен Гиппократа лежит в основе понятия темперамента. Следовательно, есть объективные основания полагать, что индивидуальные особенности эмоционально-волевой сферы являются свойствами темперамента. Это, однако, не значит, что с темпераментом связаны все индивидуальные особенности эмоционально-волевой сферы, и только они.

В результате попыток такого анализа было выделено три главных, ведущих, компонента темперамента, относящихся к сферам общей активности индивида, его моторики и его эмоциональности. Каждый из этих компонентов, в свою очередь, обладает весьма сложным многомерным строением и разными формами психологических проявлений.

Наибольшее значение в структуре темперамента имеет общая психическая активность индивида. Сущность этого компонента заключается в тенденции личности к самовыражению, эффективному освоению и преобразованию внешней действительности.

По содержанию с первым компонентом темперамента особенно тесно связан второй компонент - двигательный, или моторный, ведущую роль в котором играют качества, связанные с функцией двигательного (и специально — речедвигательного) аппарата. Среди динамических качеств двигательного компонента следует выделить такие, как быстрота, сила, резкость, ритм, амплитуда и ряд других признаков мышечного движения (часть из них характеризует и речевую моторику).

Третьим основным компонентом темперамента является эмоциональность, представляющая собой обширный комплекс свойств, характеризующих особенности возникновения, протекания и прекращения разнообразных чувств, аффектов и настроений. По сравнению с другими составными частями темперамента этот компонент наиболее сложен и обладает разветвленной собственной структурой. Основными характеристиками эмоциональности считают впечатлительность, импульсивность и эмоциональную стабильность.

Впечатлительность выражает чуткость субъекта к эмоционально значимым воздействиям.

Импульсивность означает скорость, с которой эмоция побуждает к действиям без их предварительного обдумывания и сознательного планирования. Под эмоциональной лабильностью обычно понимается скорость смены одного переживания другим.

Основные компоненты темперамента образуют в поведении человека единую структуру, что дает возможность ограничить темперамент от других психических образований личности — ее направленности, характера, способностей и др.

Проявление темперамента

Различие людей по темпераменту проявляется в их деятельности. Для достижения успехов в ней важно, чтобы человек владел своим темпераментом, умел приспособить его к условиям и требованиям деятельности, опираясь на его сильные свойства и компенсируя слабые. Такое приспособление выражается в индивидуальном стиле деятельности.

Индивидуальный стиль деятельности — это целесообразная, соответствующая особенностям темперамента система способов и приемов выполнения деятельности, обеспечивающая наилучшие ее результаты.

Формирование индивидуального стиля деятельности осуществляется в процессе обучения и воспитания. При этом необходима собственная заинтересованность субъекта.

Условия формирования индивидуального стиля деятельности:

  1. определение темперамента с оценкой выраженности его психологических свойств;
  2. нахождение совокупности сильных и слабых сторон;
  3. создание положительного отношения к овладению своим темпераментом;
  4. упражнение в совершенствовании сильных свойств и возможной компенсации слабых.

Темперамент имеет значение и для выбора вида деятельности. Холерики предпочитают эмоциональные ее виды (спортивные игры, дискуссии, публичные выступления) и неохотно занимаются однообразной работой. Меланхолики охотно занимаются индивидуальными видами деятельности.

Известно, что в процессе учебных занятий сангвиники при изучении нового материала быстро схватывают основу, выполняют новые действия, хотя с ошибками, не любят длительной и тщательной работы при освоении и совершенствовании навыков. Флегматики не станут выполнять новые действия, упражнения, если что-то неясно в содержании или технике, они склонны к кропотливой, длительной работе при овладении ею.

Например, для спортсменов существуют различия, зависящие от темперамента, в предстартовых состояниях. Сангвиники и флегматики перед стартом находятся преимущественно в состоянии боевой готовности, холерики — в состоянии стартовой лихорадки, а меланхолики — в состоянии стартовой апатии. На соревнованиях сангвиники и флегматики показывают стабильные результаты и даже более высокие, чем на тренировках, у холериков и меланхоликов они недостаточно стабильны.

Столь же дифференцированно, в частности с учетом силы и уравновешенности нервной системы учащихся, нужно подходить и к применению различных форм педагогических воздействий — похвалы, порицания. Похвала оказывает положительное влияние на процесс формирования навыка у всех учащихся, но наибольшее — у «слабых» и «неуравновешенных». Порицание наиболее эффективно действует на «сильных» и «уравновешенных», наименее — на «слабых» и «неуравновешенных». Ожидание оценки за выполнение заданий оказывает положительное влияние на «слабых» и «уравновешенных», но менее существенно для «сильных» и «неуравновешенных».

Таким образом, темперамент, будучи зависимым от врожденных свойств нервной системы, проявляется в индивидуальном стиле деятельности человека, поэтому важно учитывать его особенности при обучении и воспитании.

Учет особенностей темперамента необходим при решении в основном двух важных педагогических задач: при выборе методической тактики обучения и стиля общения с учащимися. В первом случае нужно помочь сангвинику увидеть в монотонной работе источники разнообразия и творческие элементы, холерику — привить навыки особого тщательного самоконтроля, флегматику — целенаправленно развить навыки быстрого переключения внимания, меланхолику — преодолеть страх и неуверенность в себе. Учет темперамента необходим при выборе стиля общения с учащимися. Так, с холериками и меланхоликами предпочтительны такие методы воздействия как индивидуальная беседа и косвенные виды требования (совет, намек и т. д.). Порицание на виду у класса вызовет у холерика конфликтный взрыв, у меланхолика — реакцию обиды, подавленности, неуверенности в себе. Имея дело с флегматиком нецелесообразно настаивать на немедленном выполнении требования, необходимо дать время созреть собственному решению ученика. Сангвиник легко и с удовольствием примет замечание в форме шутки.

Темперамент — природная основа проявления психологических качеств личности. Однако при любом темпераменте можно сформировать у человека качества, не свойственные данному темпераменту. Особое значение здесь имеет самовоспитание. В письме О. Л. Книппер-Чеховой А. П. Чехов писал: «Ты... завидуешь моему характеру. Должен сказать, что от природы характер у меня резкий, я вспыльчив и проч., проч., но привык держать себя, ибо распускать себя порядочному человеку не подобает».

Импульсивный, страстный, горячий, неуравновешенный, реагирующий на ситуацию стремительно ― именно так можно охарактеризовать человека, у которого преобладает тип темперамента холерик. Несмотря на то что часто таким людям приходиться “спускать пар” они могут быть сдержанными и рассудительными.

Особенности характера

Холерик является неуравновешенным, но сильным типом, он может справляться со значительными психическими нагрузками, но у такого человека повышен уровень раздражительности и неустойчивости. Представителей данного типа легко завести, они агрессивны, часто выплескивают эмоции на окружающих, но если пойти им навстречу они смогут быстро успокоиться и остыть. Врожденные лидерские качества способствуют тому, что холерики стремятся быть победителями во всем, им важно привлекать к себе внимание, они находятся в постоянном движении. Заметить холерика можно по выразительной мимике и резким лихорадочным жестам, они часто тараторят и считают нападение лучшей защитой.

Простой тест

Существует простая процедура для определения типа темперамента холерик, просто отметьте присущие вам качества из ниже приведенных.

  1. Активный.
  2. Сердитый.
  3. Инициатор.
  4. Упрямый.
  5. Лидер.
  6. Шумный.
  7. Доминирующий.
  8. Выносливый.
  9. Соперничающий.
  10. Забывчивый.
  11. Энергичный.
  12. Деятельный.
  13. Нетерпимый.
  14. Легковозбудимый.
  15. Импульсивный.
  16. Нетерпеливый.
  17. Вспыльчивый.
  18. Неугомонный.
  19. Агрессивный.

Полного совпадения не ждите, ведь зачастую в одном человеке присутствуют черты от как минимум двух темпераментов. Если вам присущи более половины данных качеств, то тип темперамента холерик преобладающий.

Характеристики

По природе холерики общительны и на контакт идут легко, но при этом желают оставаться лидерами.

Холерик ребенок

Ребенок-холерик часто капризничает, пытаясь получить желаемое, часто он становится центром семьи, а остальные ее члены крутятся вокруг него. Несмотря на это, за проявления малейшего внимания такие дети становятся благодарными, они отзывчивые и ласковые, когда всем довольны. Такому малышу свойственно бурно выражать любые реакции на окружающие события, он будет в восторге от похода в цирк, а на любой запрет реакцией станет крик и плач. В коллективных играх он предпочитает быть главарем. В подростковом возрасте гиперактивное проявление эмоций возьмет верх, поэтому типичным холериком можно считать агрессивного тинейджера-хулигана.

Холерик женщина

Амбициозная, сильная, волевая так можно описать женщину-холерика. Она не боится всего нового, которому легко обучается, любит руководить независимо от того, находится в семье или на работе. Идеальной домохозяйки из нее не выйдет, такие женщины редко сидят дома, они стремятся покорять вершины и готовы приниматься за любую интересную работу. Рядом с женщиной-холериком должен находиться податливый, спокойный, терпеливый и более мягкий мужчина, флегматичный тип темперамента станет идеальным вариантом мужа, поскольку такую высокую активность только он сможет выдержать.

Холерик мужчина

Мужчина-холерик в семье будет доминировать и не даст возможности жене им командовать. Он является представителем сильного пола и ведет себя соответственно, заботится о благосостоянии и безопасности семьи. Отец-холерик может стать деспотом, он будет требовать беспрекословного послушания от детей, но ему также свойственно проявление чуткости, любви и заботы.

Мужчина-холерик может стать тираном в семье, тогда больше всего будет страдать ребенок. Изменить характер не получиться, но откорректировать можно попробовать.

Представитель данного типа нуждается в последователях, которыми он может повелевать, поэтому в школе такие личности часто собирают большую компанию вокруг себя, которая готова следовать и подчиняться. Им не свойственно одиночество, поэтому они общительны и часто имеют много друзей. Благодаря организованности и быстроте реакции мужчины-холерики быстро продвигаются по карьерной лестнице и часто становятся успешными в бизнесе.

Холерик экстраверт

Охарактеризовать экстраверта можно преобладающим процессом возбуждения над торможением. А холерики типичные нестабильные экстраверты, поскольку они нацелены на внешний мир, всегда стремятся находиться в центре внимания, поэтому чрезвычайно общительны, но в то же время бескомпромиссные и часто выплескивают на окружающих свои негативные эмоции.

Холерик интроверт

Интроверт ― это человек скрытный, он не склонен делиться переживаниями и мыслями с окружающими, эмоции открыто не проявляет. Такие люди избегают больших и шумных компаний, первыми на контакт никогда не идут. Исходя из этой характеристики можно предположить, что интроверт и холерик ― это что-то настолько несовместимое, что встретить такого человека можно крайне редко.

Плюсы темперамента

Холерик всегда предварительно анализирует ситуацию прежде, чем вставить свои “пять копеек” и это можно отнести к плюсам данного типа. Этот тип темперамента пробивной, его даже можно назвать новатором, поскольку чрезмерная активность заставляет стремиться к большему. Такие личности умеют быстро принимать важные решения благодаря высокой концентрации внимания. Творческий подход к работе дает возможность расширять деятельность.

Минусы темперамента

Что касается минусов данного типа, то такие люди часто не доводят начатые дела до конца, поскольку одним делом долго им заниматься трудно, а круг интересов широкий. Холерик активен, но находясь в постоянном движении, часто устает и бывает этого не понимает, из-за этого происходят эмоциональные срывы.

Горячий, импульсивный, стремительно реагирующий на ситуацию, страстный и неуравновешенный — вот основные характеристики человека с типом темперамента холерика . Среди особенностей этого типа – он никогда не сидит на месте, способен преодолевать многие трудности, но подвержен резким переменам настроения, сильным эмоциональным вспышкам. Холерик – это человек-непоседа, вечный двигатель , который все время куда-то спешит, пытается сделать несколько дел одновременно, однако не всегда доводит их до конца. В отличие от сангвиника , холерика сложно назвать жизнерадостным — его энергичность порой приобретает форму конфликтности .

Характеристика холерика

По определению Гиппократа, в организме холериков преобладает желтая желчь, что делает представителей этого типа темперамента истеричными, несдержанными, необузданными . Им свойственна агрессивность, они легко заводятся, выплескивая эмоции на окружающих, и точно так же легко остывают и успокаиваются, особенно когда чувствуют, что им идут навстречу.
Сильный характер позволяет холерикам с легкостью решать многие проблемы, однако такая черта, как неустойчивость , мешает контролировать собственное поведение и доводить начатое до конца.

Зачастую определить холерика бывает несложно: представители этого темперамента — индивидуалисты, всегда имеющие свое мнение . У холериков нередко присутствует желание быть первым — это обусловлено прежде всего врожденными лидерскими качествами, стремлением привлекать внимание. Нередко людей с этим типом личности можно заметить как активных участников споров, инициатором которых становятся они сами, а также благотворительных и политических акций.

Плюс к тому визуально определить холерический темперамент позволяют моторика и поступки — представитель этого типа темперамента порывист и динамичен в движениях. Его мимика всегда выразительна, жесты — резки и лихорадочны, походка — стремительна. Человеку-холерику свойственна быстрота речи, использование преувеличений и максимально окрашенных слов. Такие люди часто мало спят, ест много и с аппетитом. Холерики относятся к тем типам личности, кто бьет кулаком по столу и считает, что лучшая защита — это нападение.

Холерик: плюсы и минусы

Среди сильных сторон, плюсов холериков — практически неиссякаемая энергия . Представитель данного типа темперамента будет бороться за свои идеалы, порой становясь чуть ли не одержимым ими. Впрочем, если энтузиазм по какой-либо причине иссякнет, холерик вряд ли завершит начатое. Многим холерикам нужны вызовы, подогревающие интерес к поставленным целям. Такие люди склонны к быстрому принятию решений и импульсивным поступкам (впрочем эти самые быстрые решения нередко оказываются и самыми правильными). Среди недостатков холерика выделим то, что их энергия часто идет на раздражительность, конфликты, грубость . С другой стороны, в отличие от меланхоликов , жизненным соком которых является черная желчь, желтая желчь холериков позволяем им не быть столь злопамятными.

Как правило, представители этого темперамента остро реагируют на несправедливость и могут защищать до потери пульса тех, кто, по их мнению, нуждается в такой защите. Особенности характера холериков не позволят им оставаться в стороне. С другой стороны, из-за этой черты порой у них слишком выражено стремление к доминированию . Холерики-родители могут требовать от детей чуть ли не беспрекословного подчинения, часто взрываются из-за того, что ребенок делает что-либо не так, как они сказали, или не понял что-либо с первого раза. Несмотря на то что представители данного типа стараются быть чуткими и заботящимися о домочадцах, в самом негативном проявлении они могут стать семейными тиранами . Тем, кто много общается с холериками, сложно расслабиться в их присутствии.

Холерики в работе

Решительные и самолюбивые, люди-холерики тяжело переживают подчиненное положение, зависимость от других. Они предпочитают самостоятельную работу , не требующую ежеминутной отчетности. Если же в силу сложившихся обстоятельств холерикам приходится пребывать в подчинении, они плохо слушаются руководителей , особенно если те обладают менее развитой силой воли.

Работа для представителей подобного темперамента должна состоять из решения множества задач, которые будут отнимать все свободное время. Только представители этого типа способны выдерживать высокие темпы труда, продолжительные командировки и регулярную смену разных видов деятельности. Среди особенностей холерика-работника – проявление инициативы, стремительные действия, постоянная активность . Но если задача не поддается или что-то идет не по плану, холерик может вспылить. Впрочем, когда он остынет, зачастую понимает, что дело-то было совсем несложным.

Из людей с холерическим темпераментом выходят отличные руководители и предприниматели . Общительность и способность четко излагать мысли позволяет им эффективно работать с коллективом, а пробивной характер, высокая скорость мышления и целеустремленность помогают достичь успеха на выбранном поприще. Главное, чтобы сотрудники холерика-руководителя выдерживали заданный им темп работ.

Черты ребенка-холерика

Дети-холерики часто становятся центром, вокруг которого вертится вся семья . Они могут капризничать, пока не получат желаемое, считать, что все должно быть только так, как они хотят. Вместе с тем такие дети весьма благодарны близким даже за мелкие сюрпризы и знаки внимания. Если дети-холерики всем довольны, то становятся очень ласковыми, милыми и отзывчивыми . В подростковом возрасте им свойственны гиперактивные проявления эмоций — тинейджер-хулиган с агрессивным поведением является классическим типом холерика.

Смешанный темперамент

В современной психологии бытует мнение, что характеры, в которых доминируют черты холерика, встречаются крайне редко. Согласно учению Геннадия Суходольского, большинству холериков присущи промежуточные типы — холерически-сангвинический и меланхолически-холерический. В первом случае темперамент человека характеризуется все той же стремительной сменой эмоций, но в более мягких формах. Продолжая напролом идти к цели, такие люди все же более плодотворны (что больше присуще сангвиникам) и строят отношения с другими не только по принципу «Хочу, чтобы все было, как я хочу».

Меланхолически-холерический тип характера встречается реже холерически-сангвинического и отличается цикличностью эмоционального состояния. Люди с таким темпераментом регулярно переживают периоды импульсивности и апатии. В них сочетается характерная для холерика порывистость и присущий меланхолику внутренний запас прочности. В один момент они стремятся к цели, стараются совершить высокие поступки, а спустя какое-то время становятся довольно-таки безразличными ко всему — в такие периоды они способны взглянуть на ситуацию более трезво, чем это порой делают чистые холерики. Благодаря такому сочетанию такие представители темперамента могут достигать больших высот, чем люди с преимущественно холерическим темпераментом.

Меланхоликам подходит творческая работа , которая не требует проявления инициативы и общения со значительным количеством человек, а также не подверженная большому количеству изменений. Помимо повышенной чувствительности, представителям этого темперамента свойственна и повышенная наблюдательность , что также позволяет им добиться успеха в различных областях, подходящих под их темперамент. Начальников-меланхоликов практически не бывает , поскольку они мало приспособлены к управленческой работе. Однако если такое все же произошло, то босс-меланхолик достаточно либерален и чутко относится к подчиненным, но при этом не забывает о своих требовательности и

Это самый яркий из темпераментов – холерики никогда не остаются в тени, они очень активны. Жизненная сила плещет через край, они бурно переживают любые эмоции – гнев, радость, несчастье, восторг. Много действий и мало размышлений, зато полная отдача и самоотверженность.

Главная черта холериков – энергичность. Если у человека этого темперамента появляется цель, он немедленно переходит к ее достижению, и остановить его практически невозможно. Пока меланхолик обдумывает план действий, а рассказывает, что он будет делать, холерик успевает достичь намеченного и высматривает новые задачи.

Ребенок холерик

Первой «жертвой» властного холерика становится его мать, которую младенец полностью подчиняет себе. Карапуз может часами плакать, капризничать и злиться, пока не получит желаемое. У холериков врожденная потребность в главенствующем положении, рано или поздно им, как правило, удается занять командные позиции, в «особо удачных» случаях они становятся домашними диктаторами и тиранами. Ребенок отказывается подчиняться родителям и вынуждает играть на его условиях. Но при этом маленький холерик – радостный и подвижный, с восторгом принимающий подарки, любящий всем сердцем, с заразительным смехом и искрящимися глазами. Внимание всей семьи бывает сосредоточенно на нем, во-первых, потому что непоседу нельзя оставлять без присмотра, а во-вторых, он излучает энергию и радость, что очень притягательно.

Холерик на работе

У людей этого склада врожденные лидерские качества. Они четко видят цель, увлекают всех своей идеей, и стремятся к доминированию во всех ситуациях. Этот набор качеств позволяет холерикам становиться хорошими руководителями. Явные лидерские качества, присущие почти всем холерикам:

  • Ясное виденье цели и умение четко изложить задачи.
  • Искренняя и эмоциональная манера общения.
  • Способность оперативно ориентироваться в ситуации.
  • Умение мотивировать подчиненных, контролировать их действия.
  • Склонность к манипулированию людьми.

Многие мировые политики относятся именно к этому психотипу, но для достижения таких высот, холерику необходимо научиться контролировать всплески энергии. При великолепных стратегических способностях, холерикам частенько не хватает чувства такта.

В критических ситуациях люди этого темперамента без колебаний берут на себя ответственность, и люди обычно идут за ними, даже если понимают, что путь предстоит нелегкий. Холерики не знакомы с компромиссами и сомнениями, считая их уделом слабых и неуверенных в себе людей. Качества, нередко отвращающие от холерика-руководителя:

  • Излишняя самоуверенность.
  • Завышенная самооценка.
  • Неприятие чужого мнения.
  • Непомерная требовательность.

Со временем и с опытом холерик учится обуздывать свой неуемный нрав и становится харизматичным и авторитетным лидером.

Характер холерика

Представить себе хандрящего или безучастного холерика невозможно. Он всегда знает, к чему стремится и без устали продвигается к цели. Если вы видите, что покупатель в магазине начинает поправлять криво висящее зеркало или посетитель ресторана в ожидании заказа до блеска натирает столовые приборы, знайте – это холерик. Этим людям неведом покой.

Холерики остро не приемлют проявлений несправедливости, поэтому они активно участвуют в благотворительных акциях, спасательных операциях, защищают животных и птиц, выступают на митингах и пикетируют государственные учреждения. Любое поле боя – лучшая среда обитания холерика, здесь он чувствует себя на месте и может выплеснуть неистощимый заряд энергии.

Скорость реакций холерика самая высокая, поэтому они не понимают, как остальные могут так долго не понимать сути проблемы и не принимать мер. Сам он без колебаний принимается за дело, зачастую отметая условности и теряя единомышленников. К вершине холерик часто приходит в одиночестве, потому что те, кто начинали восхождение вместе с ним, не выдержали напряжения и темпа. Холерик совершенно уверен, что сможет действовать максимально эффективно, если никто не будет ему мешать. Но для продвижения мало только видеть цель и не видеть препятствий, нужно еще организовать слаженные действия всей команды. Если человек этого типа вовремя поймет, что следует учитывать не только свои желания и возможности, одиночество ему не будет угрожать.

Работая с людьми, лидер-холерик распределяет обязанности довольно точно, но ни у кого из команды не остается ни одного шанса оказаться на высшей ступни – самую ответственную часть работы он возьмет на себя и получит все лавры. Препятствия не останавливают холерика, а подзадоривают его и делают одержимым достижением цели. Представители других типов темперамента ведут себя при таких условиях совершенно иначе: уравновешенные сангвиники оставляют непосильную задачу, не берутся за ее решение, а ищут возможность обойти сложные моменты.

У сангвиников и меланхоликов обычно есть друзья. Первому нужна аудитория, а второму поддержка. Холерик же не нуждается ни в ком – он занят поиском цели и ее достижением. Он совершенно не зависит от чужого мнения и не нуждается в понимании и поддержке. Работать в коллективе он соглашается только в том случае, если может быть первым.

Как сосуществовать с холериком?

Выдерживать тесный контакт со взрывным и деспотичным холериком не каждому под силу. Но, зная особенности его непростого нрава, к нему можно приспособиться и заряжаться его энергией.

  • У холериков высокая активность – они быстро включаются в работу. При этом они прямолинейны и настойчивы.
  • Несдержанные в чувствах, нетерпеливые, вспыльчивые и необузданные. Но их цели и интересы сохраняются надолго, внимание не переключается до тех пор, пока задача не будет выполнена.
  • Классические холерики – экстраверты.
  • Склонны к единоличному принятию решений.
  • Оптимистичны, уверены в себе, смелы и решительны.

Отрицательные качества, присущие многим холерикам, определяются быстротой его психических реакций. Стремительные холерики, не знающие препятствий:

  • Не прощают людям обычных слабостей.
  • Не умеют по-настоящему сочувствовать.
  • Не выносят слез.
  • В отношениях не обращают внимания на мелочи.
  • Не переносят тех, кто не может угнаться за ними.
  • Раздражительны, особенно когда видят нерешительность.

При этом холерики обладают качествами, которые делают партнерство с ним благоприятным. Например, они никогда не сваливают на других свои обязанности, не меняют своих решений и не боятся препятствий. При общении с холериком нужно помнить, что люди этого темперамента никогда не прощают обид и бывают мстительными.

Известные холерики

Среди знаменитых холериков, которые достигли наибольших успехов в жизни, можно выделить следующих людей: Александр Суворов, Дмитрий Менделеев, Александр Пушкин, Пётр Первый.