Как узнать истинный размер молекулы. Определение размеров малых тел методом рядов

Если вам необходимо определить размеры очень маленького тела (хотя бы макового зернышка), и осуществить это с помощью измерительных приборов (например, линейки) невозможно, следует прибегнуть к "методу рядов".

Расположите некоторое количество тел вплотную друг к другу в ряд, измерьте длину ряда и рассчитайте по формуле размер "l" одного тела.

N - количество тел в ряду
L - длина ряда

Проверьте, не поленитесь, это очень удобно!

Выполнить работу на 3 варианта(см рисунок) в тетрадях для лабораторных и проверочных работ. Время выполнения работы 20 минут.

Оформить работу в соответствии со школьным стандартом:

Лабораторная работа №

Цели работы:

Приборы и материалы:

Выполнение работы:

На контрольный вопрос ответить письменно.

Контрольные вопросы:

Предложите способ определения размеров молекул данным способом.

Основные положения МКТ

Молекулярно-кинетической теорией называют учение о строении и свойствах вещества на основе представления о существовании атомов и молекул как наименьших частиц химических веществ.

В основе молекулярно-кинетической теории лежат три основных положения:

1. Все вещества – жидкие, твердые и газообразные – образованы из мельчайших частиц – молекул, которые сами состоят из атомов («элементарных молекул»). Молекулы химического вещества могут быть простыми и сложными, т.е. состоять из одного или нескольких атомов. Молекулы и атомы представляют собой электрически нейтральные частицы. При определенных условиях молекулы и атомы могут приобретать дополнительный электрический заряд и превращаться в положительные или отрицательные ионы(растворение крупинки соли в воде, распределение частиц капельки краски по всему объему жидкости, …)

2. Атомы и молекулы находятся в непрерывном хаотическом движении(броуновское движение,…)

3. Частицы взаимодействуют друг с другом силами, имеющими электрическую природу. Гравитационное взаимодействие между частицами пренебрежимо мало()

Рис. Траектория броуновской частицы

Скорость движения молекул газа. В газах царит полный хаос, молекулы движутся по всем направлениям с самыми разными скоростями.

Посчитаем, например, среднюю скорость молекул газа в классной комнате:

T=300K, mo=M/Na, М=0,029 г/моль. С учетом этого имеем:

Д.З.: 1. Приведите по 2 примера в доказательство каждого положения МКТ (письменно).

2. Письменно ответить на вопрос 2,4 в тексте. Ответ на вопрос 4 проиллюстрируйте рисунком.

3. Составьте и решите задачу по аналогии с приведенной выше.

Лабораторная работа № 2.

Цель работы

Приборы и материалы

______________

Слова для справок: кг, с, м, м/с, м2 , м3 ,◦C.

способом рядов.

Вычисления: где d - диаметр, l - длина ряда, n - число частиц в ряду,

Ход работы

Тело (частица)

Число частиц в ряду, n

Длина ряда,

Размер одной частицы,

молекула

на фотографии

истинный

Вывод работы: _______________________________________________________________________________

Оценка: _________Дата:__________Работу проверил

Просмотр содержимого документа
«лабораторная работа №2»

http://www.myshared.ru/slide/1247114/ презентация

Лабораторная работа № 2.

Измерение размеров малых тел.

Цель работы : научиться выполнять измерения способом рядов.

Приборы и материалы : линейка, горох, пшено, иголка.

Тренировочные задания и вопросы

1. Можно ли с помощью линейки точно измерить диаметр проволоки, нити, волоса? Почему?

2. Чтобы измерить диаметр проволоки, намотаем вплотную на карандаш 30 витков из нее. Определите диаметр проволоки.

Диаметр проволоки ___________________________________.

3. Стопка из 20 монет оказалась высотой ______________ см.

Толщина одной монеты ________________________________ .

4. Сопоставьте физические величины и их единицы:

Длина_______________ температура _______________ масса_______________ скорость____________

Время _______________ площадь ________________ объем ______________

Слова для справок: кг, с, м, м/с, м2 , м3 ,◦C.

Способ, которым вы определили (размер тела) диаметр проволоки и толщину монеты, называют способом рядов. Именно этим способом вы будите определять диаметр горошины и пшена.

Вычисления: где d – диаметр, l - длина ряда, n - число частиц в ряду,

Ход работы

1. Определите цену деления линейки Ц.д.=_____ мм

2. Положите в плотную к линейке 15 горошин в ряд. Измерьте длину ряда и вычислите диаметр одной горошины.

3. Определите таким же способом размеры крупинки пшена. Для удобства воспользуйтесь иголкой и тоненьким стержнем карандаша.

4. Определите диаметр молекулы, если на фотографии (увеличение в 70000 раз) 10 молекул занимают

5. Результаты измерений и вычислений занесите в таблицу:

Тело (частица)

Число частиц в ряду, n

Длина ряда,

Размер одной частицы,

молекула

на фотографии

истинный

6. Рассмотрите фотографию молекулы в учебнике. Определите размеры частиц, если увеличение составляет 70000 раз, количество 10 молекул и занимают они длину 2,8 см.

Количество частиц в ряду _________шт. Длина ряда ________ мм = __________см = ________ м

Диаметр частицы на фото ________мм = _______ см = ________ м

Увеличение при фотографировании ______ раз Реальный размер частицы ________мм = ______ см = ____ м

Вывод работы: _______________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________

Оценка: _________Дата:__________Работу проверил(а):___________


Автор презентации «Измерение размеров малых тел» Помаскин Юрий Иванович - учитель физики, Почетный работник общего образования. Презентация сделана как учебно-наглядное пособие к учебнику «Физика 7» автора А.В. Перышкина. Предназначена для демонстрации на уроках изучения нового материала Используемые источники: 1) А.В.Перышкин «Физика 7», Москва, Дрофа стр)Картинки из Интернета (


Указания к работе 1. Положите вплотную к линейке несколько дробинок в ряд. Пересчитайте их n = 14 штук


Указания к работе 2. Измерьте длину ряда мм n = 14 штук


Указания к работе 3. Вычислите диаметр одной дробинки мм n = 14 штук d = 23 мм 14 = 1,64… мм




Указания к работе Определите способом рядов диаметр молекулы на фото. n = мм d = =1,3 мм 13 мм 10


Указания к работе Увеличение на фотографии равно 70000, значит истинный размер молекулы в раз меньше, чем на фото. 8. Определите истинный размер молекулы d = = 0, ….мм 1,3 мм и


Указания к работе опыта Число частиц в ряду Длина ряда (мм) Размер одной частицы d, мм 1. Дробь 2. Горох 14231,64… 3. Молекула 1013На фотографии Истинный размер 1,30, … 9. Данные опыта занесите в таблицу.

Урок в ПДУ

Тема: «Определение размеров малых тел»

Цель урока:

Познакомить учащихся с принципом экспериментального определения размеров малых тел. Составить алгоритм действий.

Задачи урока: (планируемые образовательные результаты)

1 Предметные – определить способ измерения размеров малых тел, строить логически обоснованные рассуждения, создавать модели и использовать их в решении задач

2 Метапредметные - представлять информацию в разных формах, определять цель, проблему, выдвигать версии, планировать деятельность, действовать по плану и уметь оценивать степень и способ достижения цели.

3 Личностные – уметь излагать своё мнение и принимать позицию другого, осознавать целостность мира и многообразие взглядов.

Ход урока

Создание проблемной ситуации и формулировка учебной проблемы ученикам

Учитель: Мы знаем ребята, что можно измерить размер (длину или диаметр) любого тела с помощью обычного физического прибора – линейки. А скажите, ребята, можно ли с помощью линейки измерить размер, например, пшена или диаметр человеческого волоса?

Выдвижение версий

Ученики: Если взять линейку с миллиметровым деление, то можно попробовать

Пара учеников, взяв линейки, пробует измерить диаметр пшена.

Актуализация имеющихся знаний

Учитель: Чем лучше шкала деления прибора, тем точнее будут измерения, для определения диаметра тела, необходимо чтобы тело имело идеальную геометрическую форму – форму шара.

Составим план решения проблемы (совместно учитель-ученик)

Возьмём линейку с миллиметровым делением, положим крупинку пшена на отметку ноль и определим размер крупинки. Диаметр получился приблизительным.

Поиск решения проблемы открытие нового знания

Учитель: А, знаете, ребята, существует такой способ измерения размеров малых тел: «Способ рядов». Он заключается в следующем: необходимо взять маленькие тела (частицы) и выстроить их в ряд. Измерить длину ряда и разделить её на количество частиц в ряду. Получится размер частицы.

Учитель: Давайте подумаем, ребята, что в этом способе вам знакомо?

Ученики: Мы измеряем размер с помощью линейки.

Выражение решения проблемы и применение нового знания на практике

Учитель: Значит ли это что способ «Измерение с помощью способа рядов» модернизированный способ измерения?

Ученики: Да

Учитель: Может кто-нибудь из вас ребята предложит свой, усовершенствованный способ решения этой же проблемы, применив дополнительные знания?

Ученики: Можно с помощью фотоаппарата, сделать увеличенную фотографию, измерить размер на фотографии с помощью линейки. Затем разделить этот размер на известное увеличение.

Примечание: если у учеников не возникнет такая идея, то учитель может наводящими комментариями подвести к этому.

Учитель: Верно. А какие тела можно измерить с помощью фотографий?

Ученики: Пылинки, молекулы, бактерии и т.д.

Учитель: Вот для последних, применяют электронные микроскопы, которые дают увеличение в 70 000раз. Размеры таких частиц порядка м.

Учитель: Как на практике можно применить полученные знания, давайте рассуждать: мне необходимо измерить толщину волос на голове, с тем, чтобы знать их состояние, волосы истончённые и ослабленные или же вполне сильные, пышные. Что делаю: я не только определяю себе цель, но и зная теперь уже способ, набрасываю план моих действий, алгоритм действий:

1 накручиваю волос на карандаш, делая витки

2 определяю количество витков

3 измеряю длину полученного ряда

4 делю эту длину на количество витков

У меня получается диаметр одного витка или толщина волоса.

Учитель: Итак, ребята, мы с вами подошли к тому, что необходимо знать, различные способы измерения размеров тел и уметь их использовать, тема нашего урока: (все вместе) «Определение размеров малых тел с помощью способа рядов».

Сейчас, в тетради, мы напишем алгоритм наших действий и формулу для расчёта диаметра тела. Для формулы введём обозначения: пусть длина ряда обозначается буквой l число частиц в ряду или число витков N, а диаметр одной частицы d. Запишем формулу:

А если мы используем увеличенное фото, то получаем сначала увеличенный размер частицы D, а затем переводим его в истинный размер

Учитель: А теперь задание на уроке: в учебнике есть фотография молекул на станице. Вам необходимо выбрать ряд с молекулами и измерить размер молекулы способом рядов сначала по фотографии, а потом определить истинный размер. Работаем самостоятельно в течении 5 мин.

Учитель: А теперь на экране есть картинки с изображением стопки монет, витки проволоки на карандаше и ряда горошин/

Определите размеры этих тел также способом рядов и запишите себе в тетрадь

Учитель: Подведём итоги урока:

1Вопрос на уроке был один? А сколько мнений?

2 Задание было одно? А способов решения?

3 Как думаете, почему так получилось? Чего мы не знали?

4 Вы сначала как думали? А как на самом деле вышло?

Рефлексия

Учитель: Ребята, вы смогли выполнить задание? В чём затруднение? Чем это задание было непохоже на предыдущие?

Домашнее задание и оценки за урок

Выполнить дома Лабораторную работу № 2 на станице учебника 160. Оформить её и заполнить таблицу значений. Сделать вывод в лабораторной работе: с помощью какого способа вы сделали эти вычисления.

Оценки за урок:

Приложение 1: Презентация «Микроминиатюры»

    Ваш материал успешно отправлен на сайт, добавлен в график публикации и будет размещен в открытом доступе на сайте ровно через один день, т.е. послезавтра .

Обратите внимание – Ваш материал считается опубликованным УСЛОВНО, пока Вы не убедитесь в его правильности публикации и возможности скачивания файлов работы!

Материал считается ПРИНЯТЫМ, если он появился на сайте в выбранной номинации, к нему нет замечаний (красной таблички или иных сообщений) и приложенный файл успешно скачивается. Некоторые файлы могут не отображаться на сайте, в этом нет повода для беспокойства, главное чтобы их можно было скачать.

После его публикации Вам необходимо убедиться, что он прислан правильно. Если с материалом что-то не в порядке, то отредактируйте его, нажав кнопку-карандаш напротив названия. Также Вы можете обратиться в оргкомитет по электронной почте.

Найти свою работу можно в выбранной номинации по дате и названию, или путем поиска ее названия в верхнем правом углу сайте.

Распечатайте это уведомление (скопируйте этот текст в файл), чтобы потом иметь инструкцию, как проверить правильность публикации своей работы.

Благодарим за участие. Удачного дня!

Проект на тему: «Измерение размеров малых тел способом рядов» Работу выполнили ученики 7 «В» класса: Болдина Виктория, Морозова Ольга, Селезнева Полина, Кожевникова Виктория. Проект на тему: «Измерение размеров малых тел способом рядов» Работу выполнили ученики 7 «В» класса: Болдина Виктория, Морозова Ольга, Селезнева Полина, Кожевникова Виктория. Руководительпроекта: Руководитель проекта: Панина Ирина Юрьевна. (учитель физики) МОУ «Детчинская средняя общеобразовательная школа» 2009г.




Задачи проекта Дать теорию вопроса Дать теорию вопроса Провести измерения по определению размеров малых тел Провести измерения по определению размеров малых тел Дать сравнительные таблицы Дать сравнительные таблицы Приготовить презентацию по теме проекта Приготовить презентацию по теме проекта






Теория вопроса И если для определения размеров больших тел существует много методов и приемов, то для определения размеров малых тел служит способ рядов: берется много маленьких тел, выкладывается на линейку в одну линию, считается число частиц в ряду. Чтобы узнать размер одной частицы -длину ряда делят на число частиц в ряду. В этом и заключается суть данного метода. И если для определения размеров больших тел существует много методов и приемов, то для определения размеров малых тел служит способ рядов: берется много маленьких тел, выкладывается на линейку в одну линию, считается число частиц в ряду. Чтобы узнать размер одной частицы -длину ряда делят на число частиц в ряду. В этом и заключается суть данного метода.




Измерение бисера, способом рядов Крупный бисер. Число частиц в ряду-30 шт.Длина ряда-7.3 см. Размер одной частицы- 0.2см. Мелкий бисер. Мелкий бисер. Число частиц в Число частиц в ряду- ряду- 30 шт.Длина ряда- 30 шт.Длина ряда- 5.3 см.Размер одной одной 5.3 см.Размер одной одной частицы 0.22 мм частицы 0.22 мм







Измерение зёрен пшена. Число Число частиц в ряду частиц в ряду -30 шт. -30 шт. Длина ряда Длина ряда -4.7 см см. Размер одной Размер одной частицы частицы мм мм.


Выводы Способ рядов применяется для определения размеров малых тел. Способ рядов применяется для определения размеров малых тел. Используя этот метод мы показали, как можно измерить размеры некоторых тел. Используя этот метод мы показали, как можно измерить размеры некоторых тел. Каждый, просмотрев собранный нами материал сможет освоить данный метод- способ рядов. Каждый, просмотрев собранный нами материал сможет освоить данный метод- способ рядов.