Кто живет в михайловском замке. дней в замке

Поделюсь с вами историей о петербургском Михайловском замке, который также называют «Инженерным».

Когда о нем заходит речь, мне сразу приходит на память выражение: «Тяжела ты, шапка Мономаха».

Именно здесь случилась таинственная трагедия рода Романовых – убийство Павла I. Может, храня за своими стенами страшные секреты, это здание, величественное и помпезное, также, по моим ощущениям, несёт через века и какую-то затаенную грусть.


Думаю, для всех любителей детективов и триллеров посещение его будет особо интересным. Тем более, что замок окутан флёром легенд, о которых написал прекрасное произведение «Приведение в Инженерном замке» Николай Семёнович Лесков.


Но развею мрачные впечатления. Замок красив и интерьеры его уникальны! Я сама побывала в нем впервые на приеме в числе гостей по случаю чествования русских переводчиков – победителей одного из итальянских конкурсов. Здание поразило меня своей торжественностью, а устроенные после церемонии награждения фуршет и камерный концерт как нельзя лучше дополнили атмосферу имперских времен.


Но, обо всём по порядку.

История замка

Я уверена, что любителям отслеживать таинственные нити, связующие какие-либо события, интересна будет история появления Михайловского замка.

Место расположения

Расскажу, что построен он на месте Летнего дворца дочери Великого - Елизаветы. В нём в 1754 году княгиня Екатерина родила будущего Государя Павла I, а потом во время дворцового «путча» 1762 года сама взошла на русский трон.


Её сын в начале своего царствования в 1796 году повелевает строить именно там для своего постоянного жительства «с поспешанием новый неприступный дворец-замок». Государь не хотел жить в Зимнем дворце. Передам вам легенду, окрашивающую данные события. Часовому Летнего дворца чудесным образом явился юноша, осиянный небесным светом. Он велел передать императору, что здесь необходимо «воздвигнуть храм и дом во имя Архистратига Михаила».


Воин поспешил исполнить волю Ангела. Так, якобы, наконец и утвердилось место для строительства Михайловского замка. Замечу, что это исключительный случай в русском дворцовом строительстве, когда зданию дали имя не предполагаемого владельца, а святого.

Возведение дворца

Надеюсь, вам будет интересно узнать то, что планировкой строения занимался сам Император. Вносить профессиональные коррективы Павел I доверил зодчему Василию Ивановичу Баженову, который и наставлял императора в архитектурных делах.


Ведь задумки свои Павел начал воплощать на бумаге ещё не будучи монархом - с 1784 года. За 12 лет до принятия решения о месторасположении дворца «коллекция павловских проектов» насчитывала 13 вариантов! Закладка замка случилась в феврале 1797 года в присутствии Государевой семьи. Баженова при этом не было по причине болезни. В марте того же года было оглашено царское решение о передаче управления строительством «нашему архитектору коллежскому советнику Бренне».


Этот мастер был согласен работать над «в великом поспешании» (чего не сделаешь от нужды?). Бренне являлся лишь декоратором, а не зодчим. В помощь ему были призваны Ф. Свиньин и К. Росси. Они сообща подкорректировали чертежи Павла I «соответственно основам и правилам искусства..." Но царь по-прежнему «держал руку на пульсе». Он приказал устроить внутренний двор восьмиугольной формы, в чём просматривалась его принадлежность к Мальтийскому ордену.

Павел I усиленно подгонял строителей. В помощь В. Бренна были выделены Ч. Камерон, Д. Кваренги и другие зодчие. Работы «вчерне» было приказано закончить к 1797 году. Стройка шла днём и ночью, когда использовались факелы. Отмечу, что по прихоти монарха использовались стройматериалы, предназначенные прежде для создания других объектов. Например, и Таврического дворца.


Были отменены пошлины на заморские предметы, предназначавшиеся для павловского замка. На фризе юго-восточного фасада теперь значилось: «Дому твоему подобаетъ Святыня Господня въ долготу дней» (видоизмененные слова из 92-го псалма царя Давида).


И вновь по ходу предложу вам легенду. Говорили, что одна юродивая предсказала Павлу I, что тот умрет в возрасте, соответствующем количеству букв в этом изречении. Правда это или кривда, но по факту так и случилось. На тимпане (внутреннем поле) фронтона красовалось другое изречение - «История заносит на свои скрижали славу России». Украшали павловские хоромы П. Трискорни, Д. Скотти и другие модные тогда мастера. Кстати, обратите внимание, что на Садовую улицу смотрит фасад дворцового храма, увенчанный шпилем.


Изменилась территория и подле дворца. Подход к нему пролегал от Итальянской улицы, минуя тройные ворота, средний проезд которых выделялся лишь для венценосной семьи. За воротами пролегала аллея, по бокам которой находились конюшня и здание манежа (экзерциргауза). Она упиралась в кордегардии (помещения для караула), за которыми шли преддворцовые укрепления. Павел I был озабочен личной безопасностью.


Замок получился весьма своеобразным. Он словно поднимался из воды, будучи окруженным рвами и каналами, облицованными камнем (работа петрозаводских купцов Бекреневых).


По своему виду здание отличалось от строений того времени. Оно более походило на средневековую крепость, воздвигнутую в манере романтического классицизма. Но именно данный замок – ярчайший символ павловской эпохи. Он словно раскрывает перед нами особенности личности Государя. Не зря современники отзывались о дворцовых интерьерах, как о «чуде роскоши и вкуса».


Здесь сочетались имперская парадность и «музейность», подкрепленная массой диковин из павловских коллекций. Напротив дворца простиралась площадь Коннетабля.


На ней планировалось проводить любимые царём армейские учения и парады. Площадь также окружал ров, с деревянным подъемным мостом, по бокам которого располагались пушечные орудия. В центре пространства поместили величественный монумент Петру I, за которым шло ещё три моста.


Праздничное освящение нового замка произошло 21 ноября, в день Архистратига Михаила, в 1800 году, и уже 1 февраля следующего года Павел I со двором перекочевал в него. Я нашла цифры, свидетельствующие о затратах на строительство, – более 6 миллионов рублей! Историки считают, что сие творение оказалось самым дорогостоящим среди строений XVIII века.

Кто и где проживал

На первом этаже разместились сын Павла I - Александр с женой.

На юго-западе находились покои второго государева чада – Николая, а в юго-восточной части - обер-шталмейстера И. И. Кутайсова. Сам царь облюбовал северо-западные помещения левее домового храма. С другой стороны от церкви проживал его третий сын Константин.


Со стороны парадного двора находились комнаты обер-гофмаршала А. Л. Нарышкина.


Императрице выделены были палаты на втором этаже.


Расскажу, что в её комнаты входила галерея, декорированная коврами с изображениями полотен Рафаэля Санти. Вообще картин знаменитых художников в замке было не мало. Парадная лестница удивляла колоннами из сибирского мрамора. За Тронным залом, декорированным зелёным бархатом, вы бы оказались в галерее Лаокоон, украшенной гобеленами и скульптурами. За ней шли гостиная и Мраморный зал. На третьем этаже поселились великие княжны. Словом, места было вдоволь. И всё бы ничего. Да вот только Павел I так торопился с переездом, что въехал в новый замок, не дождавшись даже просушки стен.

Сорок дней хозяйствования в замке

По-моему, какая-то мистика окутывает судьбу этого монарха. Он так жаждал жить в своём уникальном дворце, который именовал не иначе, как замок! Сам заблаговременно разрабатывал проекты постройки, в затем маниакально сфокусировал все силы на скорейшем возведении этого здания. А на деле? Наслаждался царь плодами своих (и массы народа) трудов всего сорок дней. Именно через этот срок его зверски убьют в собственной спальне!


Дополню, что жизнь в те дни во дворце отнюдь не была медовой. Здание, великолепное на вид, было жутко сырым и холодным. Приведу свидетельство современника, историка А. Коцебу. Он считал данное жилье ужасно вредным для здоровья. В залах даже при пылающих каминах на стенах виднелись ледяные следы. Правда, в покоях императора и его супруги дело обстояло получше. Стены их комнат были покрыты деревом, спасающим положение. Но остальным жильцам приходилось «терпеть жестоко». А что поделаешь? Монаршия воля! Может, царская спешка с переездом была не только из-за фобий или нетерпения реализовать давнюю мечту? Оказывается, вместе с Павлом I в Михайловский замок перебралась и его фаворитка – Анна Лопухина, покинув мужний дом.


Государь посредством тайной лестницы имел доступ к её покоям. И вот, ровно через сорок дней, в ночь с 11 на 12 марта 1801 г.монарх был убит. Александр Павлович, занявший престол, тяжело переживал это событие всю жизнь. Версии об его причастности к отцеубийству противоречивы. Но, в любом случае знать, каким путем тебе достался трон, конечно, было тяжелым бременем.


Я знаю версию, согласно которой Александр I, склонный к бегству от суетливого мира, инсценировал свою смерть. При его поездке в дело представили так, что царь внезапно скончался от тифа. При этом труп другого человека выдали за государев. А бывший император попросту доживал свои дни отшельником в сибирской глубинке под именем старца Федора Кузьмича.


Помните про «упёртость» Павла I, когда дело доходило до его прихотей? Возможно, что и сын, одержавший верх над Наполеоном, в 1822 году запретивший масонские ложи и вообще неоднократно проявлявший наследственное «твёрдоволие», в итоге также осуществил и своё сокровенное желание.

Последующая судьба замка

Я рассказывала, как молниеносно царская свита вселилась в Михайловский замок. После убийства Павла вся эта компания ещё скорее сбежала из тех ледяных хором. Опустевшее здание обрастало легендами и кривотолками.


Работы по дальнейшему благоустройству законсервировали, а ценности стали развозиться по другим дворцам. Лишь в 1819 году (почти через 20 лет) Михайловский замок указом Александра Павловича был отдан Главному инженерному училищу. У здания появляется и другое имя – Инженерный замок. Знаменитый К. Росси в 1820 году перепланировал окружающую его территорию. Каналы засыпали. Ясно дело, что для учебного учреждения также требовалась перепланировка, которую начали в 1822 году.


Начальство училища, к сожалению, занимали лишь нужды заведения. Согласитесь, что обычно люди «льют воду на свою мельницу». Так произошло и здесь. Никого особо не волновало сохранение исторического вида здания. Работы велись, лишь учитывая интересы училища. Кроме того, помните, как Павел I использовал для своего замка стройматериалы, предназначенные для других объектов? Теперь зданию словно приходилось расплачиваться за те царские прихоти. Так, при оформлении Нового Эрмитажа в 1840-х годах начали применять мрамор из покоев Михайловского замка. После кончины Государя Николая Павловича, покровителя училища, данное заведение с 1855 года начинают называть Николаевской инженерной академией и училищем.


По эскизу К. А. Ухтомского в 1871 году в Парадной спальне, в которой совершилось убийство царя, была обустроена Малая училищная церковь.

Легенда о призраке

Думаю, что всем знакомы имена И. М. Сеченова, Ф. М. Достоевского, Д. в. Григоровича. Многие знаменитости России проходили обучение в Михайловском (Инженерном) замке. У талантливых людей особенно в юности весьма богатая фантазия. Может, благодаря склонности к тайнам и приключениям в этих стенах так сильно муссировалась легенда о приведении, зародившаяся после трагедии с Павлом I. Согласно байкам, душа убитого императора в ночное время разгуливала по коридорам.


Гиперболизировались слухи о призраке именно в среде училища (явный ученический фольклор, вошедший в произведение Лескова, уже упомянутое мною). Ясно, что старшие ученики таким макаром запугивали младших.


Хотя, сообщу вам, что даже в конце XX века наши современники из комиссии по аномальным явлениям (есть и такая) при Русском Географическом Обществе РАН проводили в Михайловском замке свои исследования. В поисках чуда они изучали территорию при помощи лозы, пытались зафиксировать «аномальности» на фотоплёнку. Правда, чего-то существенного они, видимо, не накопали. Иначе желтая пресса уже «расскричала» бы сенсационные новости.

Предреволюционные события в замке

В канун Первой мировой войны большинство юнкеров-инженеров отправилось на фронт.


К революционным событиям осени 1917 года в Инженерном училище оставалось лишь около ста юнкеров-новобранцев. Учащиеся и старшие офицеры училища 11 ноября 1917 года организовали восстание против большевиков. Их штаб базировался в Михайловском замке. Эта акция, ясно дело, была подавлена.

После революции здание стали занимать разнообразные учреждения.


Отмечу, что инженерное училище, преобразованное в инженерные курсы (позже – Ленинградское военно-инженерное училище), оставалось в этих стенах. Во время блокады тут находился госпиталь. При бомбёжках фашистами Ленинграда восточная часть замка значительно пострадала. Ряд восстановительных работ произвели в 1953 году.


Добавлю, что с 1957 года по наши дни в замке находится Центральная военно-морская библиотека. В разные годы здесь находились ЦБ технической информации, «ГипроНИИнеметаллоруд», «Ленгипроэнергомаш» и другие организации. И вышло, словно в поговорочке «у 7 нянек – дитё без глазу». При обилии «хозяев» состояние замка к 1990-ым годам оказалось никудышным: залы перегорожены тут и там, настенные росписи закрашены, лепнина уничтожена…

Период конца XX века по наши дни

Но настали для этого архитектурного шедевра и светлые времена. Отмечу, что его в 1994 году передали Государственному Русскому музею (кроме комнат библиотеки ВМФ).


Замок отреставрировали к 300-летнему юбилею Петербурга. Большинство интерьеров удалось, к счастью, восстановить в первоначальном образе. Воссоздали и фасадную надпись.


Специалисты фрагментарно реконструировали Воскресенский канал и мост, играющие некогда оградительную роль. Сегодня в Михайловском замке для нас с вами открыты замечательные экспозиции. С ними вы можете познакомиться .


Возможно, кого-то из вас обрадует информация о том, что в замке часто проводятся лекции, встречи, концерты и даже балы.


О них читаем . Я уже упоминала, что мне однажды посчастливилось слушать в этих стенах классическую музыку. Наверное, форма так же творит содержание, как и оно форму. И музыкальные шедевры очень гармонично воспринимаются именно в подобной обстановке. Кстати, ни мне, ни моим знакомым бродящее по коридорам приведение не повстречалось!

Как добраться

Сюда (3) вы доберетесь, доехав до станций метро «Гостиный двор» (2) или «Невский проспект» (1).


Предстоит небольшая пешая прогулка по старым петербургским улицам. Возможные маршруты указаны мною на карте.

Время работы и стоимость билетов

«ДОМУ ТВОЕМУ ПОДОБАЕТ СВЯТЫНЯ ГОСПОДНЯ В ДОЛГОТУ ДНЕЙ»

«Дому твоему подобает святыня Господня в долготу дней»

В историческом центре, в самом сердце Санкт-Петербурга, где сливаются воды рек Мойки и Фонтанки, рядом с Марсовым полем, Летними садами высится величественное здание Михайловского замка - последней резиденции императора Павла I. До сих пор одной из тайн замка остаётся злодейское убийство императора 11 марта 1801 года.
Казалось, содрогнулись стены огромного замка, услыхав последний хрип умирающего императора, и странно потемнел их красновато-розовый цвет от пролитой венценосной крови. И в далекой Гатчине печальным звоном отозвались колокола башенных часов дворца, застывшего от ужаса и холода в эту мартовскую ночь.
Каким же роковым образом отразилась трагическая судьба Павла I на дальнейшей истории его любимых резиденций? Долгое забвение. И разграбление. Но замки, как старые воины, стойко переносят все испытания времени и неиссякаемого человеческого зла. Слова из Священного писания, помещенные на одном из фасадов Михайловского замка, по праву должны быть посвящены и Гатчинскому дворцу.
Наверное, не случайно первым своеобразным музеем в Гатчинском дворце стали личные комнаты Павла I. Уже в 1801 г. по распоряжению вдовствующей императрицы Марии Федоровны их превратили в «мемориал в Бозе почившего Императора».

«Личными» назывались десяток небольших комнат на первом этаже Главного корпуса. Часть помещений - Кордегардия, Комната дежурного офицера, Знаменная, Камердинерская - предназначались для охраны и прислуги, образуя как бы защитное кольцо. Павел Петрович не очень-то полагался на неприступность стен Гатчинского дворца. Самые большие комнаты - Кавалерская и Нижняя Тронная - служили для непарадных «домашних» приемов. Через окна Нижней Тронной хорошо был виден плац, где проходили учения и вахтпарады «гатчинских» войск под бой барабанов и звуки флейт. Помимо выходов в парадные вестибюли, а также в Собственный садик, в личных комнатах существовал ещё один «тайный» выход - из Темной комнаты, которая находилась за Туалетной. По винтовой лестнице можно было подняться в Парадную спальню и выше, на 3-й этаж, или спуститься вниз - в подвалы, где через подземный ход выйти на берег Серебряного озера.

Хотя этот выход в подземный тоннель, как и другие, был устроен еще в «орловском» доме (также, как гулкие длинные коридоры, высокие смотровые башни дворца), но как они слились с романтическим обликом «гатчинского» императора! Как они будоражили богатое воображение Павла, долгие годы разрабатывающего проекты будущего своего «идеального» замка.
Личные комнаты объединяло не только общее расположение, но и единое художественное оформление, которое создавалось при активном участии Павла Петровича его придворным архитектором Винченцо Бренна. Во всех комнатах нижняя часть стен была оформлена дубовыми панелями. Из этого же благородного дерева золотисто-коричневого цвета были выполнены наличники и переплеты окон, а также двери и паркеты. Предполагается, что остальная часть стен была затянута цветным штофом, который позже заменили изящной росписью по штукатурке красивых, нежных тонов. Украшением комнат были великолепные кафельные печи с колоннами, пилястрами и скульптурными изображениями оружия и военных доспехов. На немыслимые ухищрения приходилось идти служителям дворца, чтобы поддерживать постоянную температуру в комнатах (14 градусов), требуемую императором. Натирали льдом не только уже истопленные печи, но и сами термометры, подгоняя градусы. Правда, строгий хозяин комнат старался не замечать эти маленькие хитрости, как рассказывается в воспоминаниях. Скромная и изящная отделка комнат сочеталась с обилием подлинных произведений искусства разных стран. Среди них было много подарков от коронованных особ и вещей, купленных во время заграничного путешествия по Европе: ковры мануфактуры Гобеленов, Савонери, Обюссона, французская бронза, фарфор Севра, Саксонии, Императорского фарфорового завода, мебель знаменитого Рентгена... На стенах были развешены картины любимых мастеров жанров и сюжетов. Особое место в комнатах занимали скульптурные, живописные, тканные портреты «кумиров» Павла Петровича: Петра I, Петра III, Фридриха Великого, Генриха IV, Сюлли, Александра Македонского...
Польский король Станислав-Август Понятовский, посетив в 1797 году Гатчину, все личные комнаты императора назвал его «гатчинским кабинетом».
Однако по-настоящему «личными» для Павла Петровича, где сохранился «его» дух, были Башенный, Овальный кабинеты и Туалетная комната. Особенно тихо и уютно было в этих трех комнатах с окнами в Собственный садик. Мелодично отбивали время часы, вторя им, тихонько звенели хрустальные гирлянды фонариков-колокольчиков, а в ненастную погоду в окна стучал дождик. Кабинеты были местом уединений, где подолгу работал Павел, еще будучи великим князем, размышляя о судьбах Европы, любимой России, составляя будущие планы по ее преобразованию.

В кабинетах все необходимое было под рукой: много книг по истории, философии, военному искусству, религии, различные словари и энциклопедии, любимая художественная литература. Книги были как на иностранных языках, так и на русском. Помимо книг - большое количество карт, планов, папок с гравюрами и альбомами, которые лежали не только в низких полушкафах вдоль стен, но и на шкафах. Отдельно в ящиках бюро и шкафах хранились рукописные документы: различные дневники, рапорты, письма, записочки, стихи, куплеты, билетики-указатели для прогулок по Гатчине или просто чистый лист бумаги с засушенным цветком...
Среди милых безделушек, которыми дорожил хозяин кабинетов, наверное, самыми дорогими были подарки, сделанные его супругой. Мария Федоровна прекрасно рисовала, резала по камню, янтарю, кости. Среди пасхальных яиц, медальонов с портретами обожаемого супруга и детей были вещицы из совсем забавных материалов: например, коробочка из папье-маше, окрашенная в темно-голубой цвет, внутри которой хранилась цепочка из персиковых косточек с вензелем «РР».
В очень светлом, солнечном кабинете в башне было особое место: под образом «Воскресенье Христово», писанном по эмали, стоял пюпитр, покрытый зеленой велюровой тканью. На нем лежала Библия «в алом бархатном переплете, украшенном золотым крестом» с закладками Павла Петровича между страниц. Из этой комнаты охрана дворца часто слышала глубокие вздохи императора во время молитв. Именно здесь, как позже рассказывали в мемуарах, паркет был протерт от его колен.
Особенно горячо молился Павел I, приезжая в Гатчину в свое короткое правление. Он долго ждал престола (став императором в 42 года), готовился и твердо знал, что будет делать. Но слишком тяжелым оказался груз проблем огромной России в политике, экономике, устройстве государства и армии, доставшейся ему от матушки Екатерины. Указы, издаваемые Павлом I буквально каждый день, слишком часто наталкивались на сопротивлением чиновников или имели совсем обратное действие. Особенно раздражали общество распоряжения, затрагивающие частную жизнь. С каждым днем нарастало недовольство избалованного дворянства, из армии доносили о готовящемся заговоре, рос клубок дворцовых интриг, использующих сложные отношения Павла с императрицей, со старшими сыновьями, его участившиеся вспышки гнева, подозрительности и переходы в раскаяние и безмерную доброту... К тому же Россия переступала фатальный рубеж смены веков!
1 ноября 1800 года император Павел I уезжает из Гатчины в СПб на освещение Михайловского замка, покидая, как оказалось, свою любимую резиденцию навсегда. С этого дня в его личных комнатах все остается так, как было в последний раз. Через 33 года в Овальный кабинет, который иногда служил для Павла и спальной комнатой, поставят походную кровать, на которой император «испустил последнее дыхание», ширму, мундир, сапоги, рубашку со следами крови, «свидетелями мартовской ночи в Михайловском замке». Его сын император Николай I вернет в Гатчину эти мемориальные вещи, выполнив завещание матери - Марии Федоровны. Еще позже сюда же добавят дорожный пюпитр, походный стол и стул с вензелем «П» под короной и мраморный барельеф с портретом князя Павла Петровича работы французского скульптора М.Колло.
До революции личные комнаты Павла были «святая святых» в Гатчинском дворце. Требовалось особое «Высочайшее» разрешение для их осмотра.
Итак, через неделю после того, как Павел I навсегда покинул свою любимую Гатчину, 6 ноября 1800 года состоялось торжественное освящение новой резиденции, приуроченное ко дню Архангела Михаила. Именем покровителя дома Романовых и был назван императорский замок. Из Зимнего дворца до замка пышное шествие во главе с царской семьей проследовало вдоль выстроенных в параде войск под выстрелы пушек Адмиралтейства и Петропавловской крепости. В то время въезд на территорию резиденции Павла I начинался далеко от здания дворца через торжественные ворота с каменными будками-караулками, кованными чугунными решетками и украшениями любимой императором тематики: шлемами, доспехами, щитами, двуглавыми орлами и мальтийскими крестами. Позже часть этих ворот, разобранных при Николае I, была отправлена в Гатчину и использована при строительстве Ингербургских и Смоленских ворот при въезде в город.
От ворот тенистая тройная аллея вела мимо каменных зданий конюшен, манежа, павильонов-кордегардий к мосту через один из каналов, окружающих замок на площадь Коннетабля. Не правда ли, опять знакомое по Гатчине название? Ведь вначале Павел Петрович планировал свой «идеальный» замок построить в нашем городе. На площади была установлена конная статуя Петра I по модели скульптора Б.К. Растрелли с многозначительной надписью: «Прадеду правнук». Тем самым Павел I еще раз хотел доказать законность своего рождения и восхождения на российский престол. Став же императором, он хотел для величия России сделать столько же, сколько его великий пращур и кумир.
Торжества по освящению замка завершились в церкви праздничной литургией и парадным обедом. С нетерпением ожидавший окончания строительства и очень торопившийся (замок был сооружен всего за 4 года) счастливый император наградил не только архитекторов, высших чиновников, но и всех рабочих.
Внутри Михайловский замок являл собой «чудо роскоши и вкуса». Несмотря на то, что к этому времени во дворце еще многое не было завершено, многочисленные гости были удивлены и сражены красотой и роскошью: залы, «освещенные тысячами огней, еще более увеличившими их блеск и великолепие» олицетворяли величие и незыбленность императорского трона, России царствования Павла I. Все самое лучшее, что мог позволить себе российский самодержец, было собрано во дворце. Великолепная отделка цветным камнем: мрамором разных сортов, малахитом, яшмой, лазуритом, порфиром сочеталась с монументальной росписью, превосходной лепкой и деревянной резьбой, а также - обивкой из бархата и штофа с золотым и серебряным шитьем.
Залы и галереи представляли собой буквально музей художественных коллекций. Специальные галереи прославляли античное искусство: галереи Ла-окоона, Рафаэля, Мраморная, Античная... Особой гордостью владельца были французские гобелены на сюжеты настенных росписей Рафаэля в Ватикане, подаренные Павлу Петровичу Людовиком XVI в Париже. Среди ценнейшего собрания живописи ведущих западноевропейских школ и мастеров, достойное место заняли картины русских художников. Специально для Михайловского замка император заказал Семену Щедрину, преподавателю класса живописи в Академии Художеств, монументальные панно с пейзажами его «любимых уголков» в Гатчине, Павловске, Петергофе. По мнению специалистов, эти декоративные панно считаются лучшими в жанре живописи конца XVIII века. И не случайно даже после смерти Павла I судьба продолжает объединять его любимые резиденции: картины С. Щедрина после перестройки Гатчинского дворца в сер. XIX века стали украшением Парадной лестницы и Овальной комнаты за Чесменской галереей.
Для оформления одного из лучших залов замка - Воскресенского - императором были выбраны картины, посвященные крупнейшим событиям российской истории тоже русских художников: «Призвание Михаила Романова на престол», «Освобождение Казани от татар царем Иваном Васильевичем» Г.И. Угрюмова, «Петр I в сражении под Полтавой» В.К. Шебуева и др.
Довольно скромный в быту Павел I не жалел средств и был очень требовательным к парадной, показной жизни его дворца. В Михайловском замке было 5 Тронных залов: два для императора, один для императрицы и по одному для старших сыновей. Малый тронный зал и расположенный рядом с ним Рыцарский служили для торжественных церемоний мальтийских кавалеров Ордена Святого Иоанна Иерусалимского, великим магистром которого Павел I был выбран в 1798 году. В оформлении залов нашли отражение идеалы средневекового рыцарства с их представлениями о благородстве, верности, чести, храбрости и служению своему государю.
По свидетельству современников, император так гордился своей новой резиденцией, что «самое незначительное замечание настолько раздражало его, насколько льстила ему всякая, даже грубая, похвала». Когда читаешь описания Михайловского замка тех лет, перечень его уникальных коллекций, которые разошлись по многим дворцам и музеям, понимаешь - какой неповторимый памятник архитектуры мы потеряли на долгие годы! Если сравнивать архитектуру с застывшей музыкой, то, возводя новую резиденцию, император Павел I создавал торжественный гимн России, монаршей власти, а после 11 марта 1801 года Михайловский замок превратился в Реквием - прекрасный и печальный. Судьба отвела Павлу I прожить в Михайловском замке всего 40 дней!
Существует предание о том, что император предрек свою кончину, построив замок на месте Летнего дворца Елизаветы Петровны, где он родился, сказав: «На этом месте я родился, здесь хочу умереть». Но, конечно, он не предполагал, что это произойдет так скоро. Его жизнь закончилась на 47-м году жизни - по числу букв в надписи на фасаде замка: «Дому твоему подобает...» (в старой орфографии) - о чем якобы, предсказала блаженная Ксения Петербургская.
Странный император, таинственный замок, мистика чисел! До сих пор много неясного в том, как произошло убийство Павла I, несмотря на известные воспоминания, мемуары, исследования историков. Одно ясно - дворцовый переворот зрел на протяжении 4 лет правления Павла I и был хорошо спланирован в конце возглавившим его генерал-губернатором графом Паленом, которому во всем доверился несчастный император.
Ближе к полночи 11 марта около 60 офицеров-заговорщиков, изрядно принявших шампанского, двинулись к Михайловскому замку двумя группами. Одна группа во главе с Паленом вошла через парадные Воскресенские ворота, другая во главе с Беннигсеном и братьями Зубовыми - через Рождественские ворота. Вторая группа, в которую входили особенно ненавидевшие Павла офицеры, и сыграла роль в этой кровавой трагедии в истории России рубежа веков. Их короткий путь вел по винтовой лестнице на 2-й этаж прямо в личные комнаты императора. 74 каменные ступени вверх - нелегко они дались! Из обеих групп часть заговорщиков растерялась по лестницам и коридорам погруженного во тьму замка, до места преступления дошло около десятка человек.
Личные комнаты Павла I в Михайловском замке состояли из Библиотеки, Кабинета-спальни и Будуара. Убийцы ворвались в Библиотеку, а затем в Спальню:
«Он видит - в лентах и звездах,
Вином и злобой упоены,
Идут убийцы потаенны...»,

- напишет позже А.С.Пушкин.

В отличие от Гатчинского дворца Опочивальня Павла представляла собой довольно просторное помещение с 2 окнами, выходящими на 3-й Летний сад. Из комнат был выход в апартаменты Марии Федоровны (который по коварному совету Палена недоверчивый император и супруг закрыл накануне) и, как в Гатчине, тайная лестница между стен Библиотеки и спальни, ведущая на 1-й этаж в комнаты фаворитки Анны Гагариной (этой лестницей Павел I тоже не смог воспользоваться). Стены кабинета-спальни были отделаны белыми панелями с золотой резьбой и украшены любимыми картинами. Кроме стульев и кресел, расставленных вдоль стен, в центре находился великолепный письменный стол из красного дерева, с украшениями из резной кости и янтаря (сегодня находится в Павловском дворце-музее), а за простыми ширмами стояла железная походная кровать, которая потом вновь вернулась в Гатчину вместе с окровавленной одеждой императора.
С болью в сердце читаешь сочиненные для оправдания своего злодейства «воспоминания», порочащие имя Павла 1, который, якобы, «метался, как заяц» и на коленях выпрашивал пощады. Многое зная о «гатчинском императоре», императоре-рыцаре, помазаннике Божьем, который был уверен в своей особой миссии на земле, могу утверждать - он достойно принял смерть! Не случайно поведение Павла I вызвало такую агрессию со стороны убийц: произошло дикое избиение. В ход пошли кулаки, ноги, печально известная золотая табакерка и пресловутый офицерский шарф. Судя по кровоподтекам и синякам, злодеи продолжали бить даже мертвого императора...
Тело Павла I сначала было выставлено в Михайловском замке, причем медики и гримеры тщетно пытались придать достойный вид изуродованному лицу императора, а затем погребено в царской усыпальнице Петропавловской крепости.
В XIX веке Михайловский Замок превратился в Инженерный, где разместилось Николаевское инженерное училище. При Александре II Опочивальня и Будуар Павла I были перестроены под Домовую церковь во имя Святых апостолов Петра и Павла. В притворе церкви находилась плащаница, а над ней образ Спасителя и надпись: «Отче, отпусти им, бо не ведают, что творят».

В. Федорова
научный сотрудник ГМЗ «Гатчина»

Название "Михайловский" замок получил благодаря находящемуся в нём храму во имя Архистратига Михаила - небесного покровителя дома Романовых.

Возможно это единственный случай в истории русского зодчества, когда светское архитектурное здание названо в честь святого. Кроме этого (если верить Википедии), замок является единственным в России дворцовым сооружением в стиле романтического классицизма.

Павел любил рыцарскую романтику именно поэтому его резиденцией должен был быть именно замок, а не дворец. 16 декабря 1798 года Павел I был избран Великим магистром Мальтийского ордена и с этого времени он все свои дворцы именовал замками.

Павел I опасался дворцового переворота, и поэтому не хотел оставаться в Зимнем Дворце. Есть легенда, что одному часовому, стоявшему ночью на страже в Летнем саду, явилось привидение в виде прекрасного юноши, окружённого сиянием, который приказал ему идти к императору и передать ему волю на этом месте был воздвигнуть храм и дом во имя архистратига Михаила.

Часовой рассказал о видении начальнику, тот доложил выше, так дошло и до императора, который с радостью принял решение о строительстве на этом месте своего замка, которое и сам выбрал уже давно)))

Дворец строили аврально и качественно. Так строят в России только для императоров и олимпиад...

Одновременно со строительством Павел не забывал заниматься и другими государственными делами. В течении своего царствования им было отправлено в отставку 7 фельдмаршалов, 333 генерала (из 500) и 2261 штаб-офицеров и обер-офицеров. И не самодурство Павла, а борьба с нарушением воинской дисциплины, казнокрадством, «растаскиванием» солдат из полков и другими обычными в то время должностными преступлениями начальствующего состава.

Он ввел армейские Уставы, создал первые в мире крупные саперные подразделения, заставил офицеров ходить не на балы, а по плацу. Армия поднимала боеготовность и училась воевать настоящим образом, получая современное вооружение и обмундирование.

Дворян, не служивших в армии и уклоняющихся от службы в выборных должностях, Павел повелел предавать суду. Хочешь быть дворянином - служи! При этом солдат наказывали редко, им увеличили жалование и медицинское обеспечение. И именно все это в комплексе и позволило позже разбить отлично укомплектованную и обученную армию Наполеона, но вернемся к замку.

После встречи с монахами Мальтийского ордена, Павел по сути присоединил Мальту к России, взяв ее под российскую опеку и охрану. Там планировался большой гарнизон и морская база.

Император спешил построить свою резиденцию-крепость, так как понимал что ему предстоит нешуточная борьба с Англией за мировые сферы влияния. Он знал что его окружает много предателей, опасался за свою жизнь и хотел иметь надежный тыл.

Для ускорения строительства, Павел приказал забирать строительные материалы с других объектов. Можно сказать все силы Петербурга и и окрестностей были брошены на этот объект.

Декоративный камень, колонны, фризы и скульптуры доставили из Царского Села и Академии художеств. Из Таврического дворца был доставлен наборный паркет. В Царском Селе было разобрано несколько павильонов, подобной участи удостоился и дворец в Пелле.

Со стройки Исаакиевской церкви (тогда Исаакиевского собора еще не было) мрамор, в том числе знаменитый своим мрачным пророчеством фриз, который поместили над главными воротами. О пророчестве можно прочитать под ссылкой в начале поста.

По некоторым легендам Павлу предсказали будущее всех Романовых... и строительством такого замка он хотел защитить не только свою семью, но и всех потомков. Построить для них неприступный дом-крепость, которую бы охраняли и солдаты и пушки и сам Господь Бог. Не получилось...

Замок расположен у начала реки Мойки, вытекающей из реки Фонтанки. Такое расположение позволяло достаточно легко превратить территорию замка в искусственный остров. Внутрь можно было попасть только через тщательно охраняемые мосты.

ТРИ ГОДА! Всего три года работ днем и ночью и замок уже стоял! Это действительно удивляет! Особенно если учесть что Исаакиевский собор строили 40 лет.

Обращенный к Фонтанке восточный фасад имеет полукруглый выступ с куполом и флагшточной башней. На флагштоке поднимали штандарт императора, когда Павел I находился в замке. До середины XIX века года к входу с востока вела веерообразная лестница, украшенная декоративными вазами и статуями Геракла и Флоры, привезенными из Италии. Ничего из скульптурного убранства не сохранилось до наших дней.

Общая территория замка вместе с различными вспомогательными постройками достаточно обширна. Она начинается со стороны Невского проспекта, от Итальянской улицы. Здесь стояли тройные полуциркульные ворота, средний проезд которых был предназначен для членов императорской семьи. От ворот к замку начиналась широкая аллея (сейчас - Кленовая улица), которую с обеих сторон отграничивали здания конюшен и манежа (экзерциргауза - здания для проведения строевых учений во время непогоды).

Далее шли трёхэтажные павильоны кордегардии, и начинались предзамковые укрепления. Непосредственно перед замком располагалась площадь Коннетабля (сейчас - площадь Петра Великого), где стоит памятник Петру I (о его легендах и истории создания ниже под ссылкой).

Площадь Коннетабля, ранее так же была окружена рвом с водой, через который в южной части был переброшен деревянный подъёмный мост, по обеим сторонам от которого стояли пушки. Ныне этого рва не существует. Все выглядело как на фото ниже (картинка кликабельна, текст можно прочесть).

В первоначальные проекты Павлом периодически вносились уточнения и улучшения (13 изменений). Он был капризным и властолюбивым монархом. Но замок получился хоть и строим, но изящным.

Трёхчастный мост через Воскресенский канал.

Вид на Инженерный сквер и конную статую Петра I.

Первый камень нового замка был заложен 26 февраля (9 марта) 1797 года. Замок строился с 1797 по 1801 год. Окончательный проект, с учётом предыдущих, разработанных самим Павлом, принадлежал архитектору В.И. Баженову.

По распоряжению императора строительство велось днем и ночью (при свете фонарей и факелов), так как он требовал отстроить замок вчерне в тот же год. Согласно документов, число рабочих, трудившихся на стройке, доходило до 6 тыс. человек одновременно.

По плану, замок имеет форму квадрата с закруглёнными углами и парадным въездом с южной стороны. К воротам замка через Воскресенский канал перекинут так называемый "трёхчастный мост", который по сути представляет собой три сходящихся к воротам моста.

Средняя часть моста предназначалась для въезда в замок царской семьи и иностранных послов, два крайних - для всех прочих посетителей и гостей.

Михайловский замок был освящён в день святого Архистратига Михаила, 8 (21) ноября 1800 года.

Работы по внутренней отделке и убранству продолжались ещё до марта 1801 года, а Павел I с семьёй переехал в новых дворец 1 февраля 1801 года.

По свидетельствам очевидцев, в 9 часов 45 минут императорская семья начала церемониальное шествие от Зимнего дворца к Михайловскому замку. Путь следования охраняли расставленные заранее гвардейские полки, палили пушки и звучала музыка полковых оркестров.
В Михайловском замке императора и его фамилию уже ожидали высшие военачальники, иностранные послы и министры.

Общая стоимость строительства Михайловского замка составила 6 171 069 рублей. Считается, что это самая дорогая постройка XVIII века.

Есть легенда, что цвет стен замка был выбран в тот перчаток фаворитки императора Анны Гагариной (Лопухиной).

В советское время стены замка были кирпично-красного цвета, и считалось что это цвет исторический и таким цвет и был изначально... тем более, что он совпадал с цветами Мальтийского ордена. Но во время последней реставрации, были найдены остатки первоначальной краски. И этот трудно определяемый цвет (розовато-оранжево-желтый) сильно отличался от привычной расцветки, подтверждая историю о перчатке. Ныне замок имеет именно такой необычный "веселый", я бы даже сказал "женский" цвет.

Многие послы вспоминали что замок был "сырым". Его не успели подготовить к переселению императорской семьи, но Павел все равно решил в нем жить. Чтобы немного уменьшить сырость, на подоконники клали свежеиспеченный горячий хлеб (считалось он хорошо впитывает влагу). Представляете какой в замке был запах и как все это выглядело))) Но согреть холодные и промерзшие толстые стены замка и убрать сырость, да еще в таких больших помещениях в зимние морозы было сложно. Практически невозможно. Все мерзли, но терпели.


Кюгельген фон Г.(Gerard von Kugelgen) Император Павел I с семьей.

Только в спальне самого Павла (которая была отделана белым деревом) было сухо и тепло. Во всех других залах и больших помещениях стоял туман, а у окон встречалась даже наледь в руку толщиной. Увы, но прогреть его как следует Павел так и не успел... как его убили читайте

С 1918 по 1941 и с 1945 в замке размещается военно-инженерная школа (Ленинградское военно-инженерное училище), а во время Великой Отечественной войны (1941—1945гг) здесь находился госпиталь. Во время бомбёжек в восточную часть замка попала тяжёлая авиабомба, которая разрушила Парадную столовую и сильно повредила крышу.

Парадный внутренний двор замка восьмиугольный. Из него можно попасть на четыре лестницы: Парадную, и ведущие в церковь, жилые покои и кардегардную.

Памятник Павлу I. Первому... и последнему...

Памятник скульптора В.Э. Горевого и архитектора В.И. Наливайко. Он появился спустя 203 года после того, как сам Павел установил перед главным фасадом памятник своему прадеду, императору Петру I.

Этот памятник заслуживает лучшего места чем внутренний двор замка.

Cогласно легенды, в подземельях Михайловского замка спрятан ларец с великими христианскими реликвиями Мальтийского ордена, включая "Грааль".

После убийства Павла, его детище - Михайловский замок, был словно проклят и пришел в запустение.

Александр I (для свадебного подарка), переплавил в столовые приборы серебряные врата церкви. Этот подарок получила его сестра Анна Павловна, королева Нидерландов. Не хотел бы я кушать с таких столовых приборов, даже в современное антирелигиозное время.

Говорят Александр корил себя за участие в заговоре против отца и за причастность к его убийству. Судя по поступкам, не похоже.

Николай I приказал архитекторам снять во дворце мрамор для постройки Нового Эрмитажа.

В 1823 году замок заняло Главное инженерное училище от которого пошло его второе название. С февраля 1823 года замок официально носит название «Инженерный».


Занятия юнкеров Николаевского инженерного училища в Георгиевском зале.

В 1830-х годах здесь обучались будущие звезды России - писатели Ф. М. Достоевский, Д. В. Григорович, выдающийся русский электротехник, изобретатель дуговой лампы Н. Н. Яблочков, физиолог И. М. Сеченов иьдаже композитор Ц. А. Кюи. Здесь получил образование выдающийся советский фортификатор, погибший в гитлеровском концлагере Герой Советского Союза генерал Д. М. Карбышев.

На протяжении почти двухсот лет в Михайловском замке располагались военно-учебные заведения, затем различные советские учреждения, неоднократно осуществлялись изменения в планировке всего ансамбля, перестройки входивших в его состав сооружений и интерьеров.
В 1991 году Михайловский замок вошел в состав архитектурного комплекса Государственного Русского музея.

К 300-летнему юбилею города Михайловский (Инженерный) замок был отреставрирован, восстановлены многие интерьеры в том виде, в каком были при Павле, а также надпись на фасаде. Замок был передан Государственному Русскому музею.

Свидениями именует обетования, которые возвещены были языческим народам чрез святых Пророков и которых верность засвидетельствовал Господь, напоследок дней пришествием Своим исполнив на самом деле. Дому Твоему подобает святыня, Господи. Дом Господень есть Церковь, а ей подобает быть святою: потому что в ней вселится Тот, Кто един есть свят. И когда исполнится это, тогда, причастившись нескончаемой святыни, насладится ею.

Блж. Феодорит Кирский

«Свидения Твоя уверишася зело». Все же сие предвозвестил Ты издревле, и предрек чрез святых Пророков Твоих; а истина сего доказана свидетельством дел. Прекрасно и сие присовокупление: «зело» , то есть, в пророчествах не возможно усмотреть и малейшей лжи, но с точностию предречено все ныне видимое.

«Дому Твоему подобает святыня Господи в долготу дний». Но величайшее и наилучшее из всех благ есть то, что наслаждение даруемым есть не скоропреходящее и не временем ограниченное, подобно служению иудейскому, но постоянное, всегда пребывающее и вечное; потому что сие соответствует и приличествует новому дому Твоему. А домом Божиим божественный Павел нарек собрание верующих, которому, как сказал Пророк, «подобает святыня» . Поэтому надлежит нам, по апостольскому увещанию, очистить «себе от всякия скверны плоти и духа» , творить же «святыню в страсе Божии» (2Кор.7:1), чтобы, уготовив достойный Богу храм, приять нам в него вечнаго Обитателя.

Евфимий Зигабен

Свидения Твоя уверишася зело.

Свидетельства, говорит, о Тебе, Господи, весьма верны, то есть, истинны; иначе: речения пророков, произнесенные ими в различные времена и в разных видах о вочеловечении Христа и о домостроительстве Его во плоти, по словам безъименнго изъяснителя и Дидима, все оказались истинными из самых дел и событий.

Слова Феодорита : Прилично и прибавление: зело (сильно), вместо того, чтоб иначе сказать; ни в чем из проречений нельзя предполагать лжи; но в точности все видимое ныне предсказано наперед и оказалось истинным.

Дому Твоему подобает святыня, Господи, в долготу дний.

Дом Божий есть соборная христианская церковь, как мы замечали многократно. Сему то, говорит, дому Твоему, Господи, прилична святость, иначе: ему прилично быть святым, как дому святого Бога. И церковь будет святою, если в ней будет пребывать чистота и святость и непричастность никакой скверне ни душевной, ни телесной. И таковая святость и непричастность в церкви Божией должна обратиться в долготу дней, иначе-быть навсегда. По словам Павла домом Божиим называется еще и храм Божий и каждый христианин, в котором должна находиться святость и чистота жизни Его.

Почему и Афанасий говорит: Это значит, что ничто столько не нужно для сохранения церкви в долготу дней, как святость. Если же случится, что в доме Бoжием окажется нелепость и вместо святости скверное и нечистое дело, то ей невозможно будет пребыть в долготу дней. Безъименный: Дом Божий есть все христиане, присвояющие Его себе в свой дом. Таковыми и должно быть истинно святыми не в тот только, или другой день, но в долготу дней; как и Павел сказал: Или вы не знаете, что вы храм Бога, и что Дух Божий живет в вас? Если кто храм Божий растлит, то того растлит Бог; ибо храм Божий свят; а таковой составляете вы (2 Кор. 3,16). Ибо тому, кто сделался домом Божиим, поистине прилична святость и освящение, дабы он, как принадлежащий Богу равным образом был и свят, и наоборот, как святый, был в тоже время и Божиим. Если же святость прилична всем вообще принадлежащим к церкви христианам; то не гораздо ли более прилична она находящимся в ней святым патриархам, архиереям и священникам? Почему и Златоуст в 83-й беседе на Матвея священство назвал служением Ангелов, и Климент Собиратель-нескверным и непорочным (кн. 7. Собраний). А святость, по изъяснению божественного Дионисия , есть совершенная чистота и непричастность никакой скверне (гл. 12, О Божиих именах). Почему Феодорит сказал: Должно посему нам по увещанию Апостольскому очищать себя от всякой скверны плоти и духа и совершать святость в страхе Божием, дабы, приготовив достойный дом Божий, мы получили и жилище вечное.

Михайловский замок: мистика здания

Как обычно рассказывают:

Михайловский замок, прежде всего, известен как обиталище призрака Павла I. Однако история строительства и символика здания также окутаны мистикой.

Это касается и названия здания. В Петербурге немало объектов, связанных с личным именем «Михаил». В них подчас легко запутаться: Михайловский дворец не имеет отношения к Новомихайловскому, а оба они - к Михайловскому замку. При этом, если первые два названы по именам владельцев, то Михайловский замок строился вовсе не для Михаила, а для императора Павла I. Почему же резиденция государя получила такое имя? Легенда объясняет происхождение так:

«Однажды стоявшему в карауле у старого Летнего дворца Елизаветы Петровны солдату явился в сиянии архангел Михаил. Он велел часовому тотчас идти к императору и сказать, что этот Летний дворец должен быть разрушен, а на его месте построен храм во имя архистратига Михаила. Солдат сделал так, как велел архангел, на что Павел будто бы ответил: „Воля его будет исполнена“. В тот же день он распорядился о постройке нового дворца и при нём церкви во имя архистратига» . Иногда легенда расширяется следующим образом:

«Накануне явления архангела часовому Павел заметил у дверей своего кабинета неизвестного старика в монашеской рясе. У него было красивое лицо, изборождённое морщинами, длинная седая борода и приветливый взгляд. В то время императрица готовилась стать матерью десятого ребёнка. Старик преградил дорогу императору: „Супруга твоя, - заговорил он, - родит тебе сына, которого ты, государь, наречёшь Михаилом. Этим же именем святого архангела ты назовёшь дворец, который построишь на месте своего рождения.“ Таинственный гость исчез. Через несколько дней императрица действительно родила сына, которому по желанию Павла „при молитве дано было имя Михаил“. Вот почему в некоторых вариантах легенды о видении, явившемся солдату на посту у Летнего дворца, в ответ на рассказ часового, Павел отвечает: „Да, я знаю. И это уже мною исполнено“. »

На самом деле:

Странное название Михайловского замка появляется в эпоху правления Павла I, о чём единодушно сообщают мемуаристы. Наиболее авторитетным из них является фрейлина В.Н. Головина.

Варвара Николаевна Головина (1766–1819) почти всю жизнь провела при дворе, оставив весьма достоверные воспоминания о правлении Екатерины Великой, Павла Первого и Александра Благословенного. Всех вышеперечисленных она хорошо знала лично. В начале царствования Павла графиня оказалась в немилости, тем не менее, находилась в Петербурге и лично могла засвидетельствовать появление слухов о названии замка.

Мемуаристка связывает распространение легенды о солдате, которому явился архангел Михаил, с придворными интриганами, стремившимися «направить воображения государя в нужное русло». Впрочем, зачем это было нужно «некоторым приближённым лицам», В.Н. Головина не сообщает. По мнению мемуаристки, под влиянием этих слухов государь и начал строительство замка на месте старого дворца Елизаветы Петровны, а также дал обет назвать своего будущего сына Михаилом. Таким образом, достоверный источник полностью подтверждает легенду, хотя к вероятности появления архангела относится крайне скептически и никакого старца не упоминает.

Вариант истории, в котором указание свыше передаёт старец вместо архангела, отражён в записках А.Т. Болотова. Андрей Тимофеевич Болотов (1738–1833) - блестящий энциклопедист-самоучка с широчайшими интересами: от проблем психологии и сельского хозяйства до вопросов политики и истории. В 1797 г. он находился в Богородицке близ Тулы, следовательно, легенду он передаёт из третьих рук. А.Т. Болотов передаёт всю историю как некий слух, ходивший по городу и сомневается в её достоверности. Мемуарист отмечает, что причиной появления слуха явилось странное название заложенного замка и настойчивое указание именовать его именно Михайловским, появившееся «не только в указе, но и в газетах» . При этом А.Т. Болотов предполагает, что у государя были некие «особливые причины» назвать замок Михайловским, а сама легенда явилась лишь «выдуманною басенкою, или, по крайней мере, какою-нибудь политическою стратагемою».

Таким образом, приведённая легенда является одной самых достоверных и старинных во всём петербургском мистическом тексте. Единственное, что не заслуживает доверия в распространённом ныне фольклоре, - упоминание о том, что старик явился накануне рождения сына Павла Михаила. Между закладкой замка и рождением сына прошло около года, и все мемуаристы сходятся в том, что замок получил название непосредственно после закладки. Кроме того, оба заслуживающих доверия мемуариста сообщают, что указание свыше было передано государю через солдата, никаких слухов о явлении самому императору не было.

Попытки интерпретации

Итак, рассказ о мистическом приказе относительно названия замка стал активно бытовать сразу после закладки замка. Вопрос о том, являлись ли в действительности солдату старец или сам архангел Михаил ставить бессмысленно, ответа на него не будет. С другой стороны, очень быстрое распространение однозначной интерпретации появления названия говорит либо о реальном сообщении караульного солдата (что, как Вы понимаете, не означает, что он действительно видел святого), либо об активно пропагандируемой выдумке. Оба наших мемуариста склоняются к последнему варианту. Но кому было выгодно распространение подобной истории? На наш взгляд - только самому Павлу I.

Михайловский замок строился «стахановскими темпами», туда сносились материалы и сгонялись рабочие со всех прочих строек города, государь въехал во дворец, когда ещё не просохли стены. Сложно поверить, что такая поспешность явилась следствием свидетельства некого солдата. Очевидно, Павел имел более серьёзные основания для того, чтобы стремиться к переселению в новую резиденцию. История об указании свыше оказывалась в таком случае хорошим объяснением для общественности, т. к. скорейшее выполнение приказа высших сил безусловно должно было одобряться религиозно настроенными широкими слоями населения. Каковы же могли быть истинные мотивы Павла при постройке новой резиденции?

Небесный Иерусалим государя

Павел не вёл дневников, не писал мемуаров и не был склонен подробно разъяснять смысл своих действий. Поэтому общий замысел императора можно представить лишь по косвенным данным. Что же необычного мы видим в архитектуре Михайловского замка? Наиболее авторитетный ныне исследователь символики замка Л.В. Хайкина обращает внимание на следующие элементы:

Надпись на фронтоне «Дому Твоему подобает Святыня Господня в долготу дней» . Надпись представляет собой видоизменённую цитату из 29 псалма: «дому твоему подобает, Господи, святыня в долготу дней». Медные буквы были выполнены для Воскресенского собора Смольного Монастыря, затем перенесены на стройку Исаакиевского собора, а при Павле переместились на его резиденцию.

Названия ворот «Воскресенские», «Зачатейские», «Рождественские», «Воскресенские» . Эти названия хорошо гармонировали бы с архитектурной номенклатурой церкви или монастыря, но не дворца.

План дворца: квадрат с вписанным в него восьмиугольником . Квадрат упоминается в Апокалипсисе как форма Небесного Иерусалима, восьмиугольник - символ «Восьмого дня творения» - воскресения Иисуса Христа и начала Вечности.

Расположение царских мест в дворцовой церкви архангела Михаила . Они находились на балконах в апсиде, в непосредственной близости от алтаря.

Совокупность указанных элементов можно рассматривать как доказательство стремления Павла I воплотить в Михайловском замке идею жилища царя-первосвященника. Если мы вспомним обстоятельства коронации государя: парадный въезд в Москву был приурочен к Вербному воскресенью, торжественная церемония венчания - к Пасхе, во время церемонии государь облачился в далматик, подобие одежды Христа - закладка дворца-храма по возвращении в Петербург оказывается лишь элементом в этой последовательности событий.

Михайловский замок вполне оправдано имеет репутацию самого мистического здания в городе. У государя был детальный план относительно его символического значения и этот план представляется весьма загадочным. Вероятно, он имел отношение к образу дома царя-первосвященника, посредника между Богом и людьми, каким и воспринимал себя Павел. Являлся солдату старец или ангел, действительно ли солдат сообщил о видении или это была чья-то интрига, мы вряд ли сможем выяснить. Но одно несомненно - слух повлиял на государя, уверив его в необходимости строительства новой резиденции, которую он и без того планировал. Слух также объяснил поспешность возведения замка и его странное название широким слоям населения - возможно, распространению легенды способствовал сам государь.

Постскриптум

Разумно предположить: а не придаём ли мы слишком большое значение символике? Возможно, Павла она не интересовала вовсе, а все выделенные нами особенности архитектуры замка - случайность, равно как и название «Михайловский»? Ведь во всех императорских резиденциях были церкви - кому-то в конце концов нужно было посвятить и церковь в новом дворце. Почему бы не архангелу Михаилу? Нельзя ли отсюда вывести относительно случайное название резиденции? Или, может быть, название ворот и прочие аллегории - просто замысел архитектора, а Павел символикой и вовсе не интересовался?

Подобная версия весьма сомнительна в свете того, что в библиотеке Павла I находилась масса книг по вопросам христианской экзегезы, а император блестяще разбирался в символике службы и особенностях христианской иконографии. Таким образом, государь, в отличие от нас, отлично понимал, что именно представлено в символике его замка и сложно поверить, что не он был инициатором использования этой символики.

Горькая ирония, пожалуй, заключается в том, что в некоторых случаях аллегории были реинтерпретированы потомками в совершенно ином, нежели задумывалось, свете. Так, широко известна легенда о том, что императору было предсказано: сколько букв в надписи «Дому Твоему подобаетъ Святыня Господня в долготу дней » на фасаде его замка, столько лет он и проживёт. Государь действительно погиб на 47 м году жизни. Никаких данных о существовании подобного предсказания до гибели Павла у нас нет. Так что, весьма вероятно, оно появилось задним числом. Однако, совпадение букв и лет правления, и правда, очевидно- не слишком ли заигрался государь с опасной мистикой, от чего и пострадал?

Из книги Рыцарь в ржавых доспехах автора Фишер Роберт

Глава 5. Замок Знания Рыцарь, Ребекка и Белка снова пустились в путь по тропе Истины к Замку Знания. Они сделали только две остановки: одну, чтобы перекусить, а другую, чтобы рыцарь сбрил свою косматую бороду и остриг отросшие волосы краем заостренной краги. После этого

Из книги Тайны древних цивилизаций. Энциклопедия самых интригующих загадок прошлого автора Джеймс Питер

Из книги Мастер сновидений. Словарь-сонник. автора Смирнов Терентий Леонидович

ЗДАНИЯ (постройки, нежилые строения) (видеть) см. доп. учреждения, пространства, жильё.738. АМБАР - полный - к достатку; пустой, ветхий - к безденежью.739. АПТЕКА - к недомоганию.740. АТЕЛЬЕ - жизненные перемены.741. АЭРОПОРТ - мечты, желания, нереализованные планы.742. БАССЕЙН -

Из книги Тайны древних цивилизаций автора Джеймс Питер

Спиральный замок Современные посетители Гластонбери сразу же обращают внимание на необычную форму холма Тор. Если «лабиринтная теория» верна, то в древние времена он представлял собой гораздо более впечатляющее зрелище, остров, спиралями поднимающийся из тумана над

Из книги Заговоры сибирской целительницы. Выпуск 02 автора Степанова Наталья Ивановна

Приворотный заговор на замок Купите новый замок, закройте его на ключ, при этом читая особый заговор, а ключ потом выбросите. Заговор такой: Как этот замок без ключа Никто не откроет, Так нас с тобой никто не разлучит.

Из книги Заговоры сибирской целительницы. Выпуск 30 автора Степанова Наталья Ивановна

Как ставят замок на уста Для того чтобы ваш враг перестал на вас клеветать, нужно дотронуться рукой до своих губ, а затем до земли и сказать: Земля-мать молчит, ничего не говорит, Так бы и (такой-то) обо мне (имя) молчал, Языком бы не вертел, Рта бы не открывал. Ключ, замок,

Из книги Мораль и Догма Древнего и Принятого Шотландского Устава Вольного Каменщичества. Том 1 автора Пайк Альберт

8 Intendant of the Building Надзиратель за Постройкой (Хранитель Здания) В этом градусе вы усвоили тот огромной важности урок, что никто не имеет морального права продвинуться вверх по лестнице градусов Древнего и Принятого Шотландского Устава, если не усвоил в теории и на практике

Из книги Сокровище альбигойцев автора Магр Морис

Замок Брамвак Сразу за часовней Сент-Авантен открывается вид на долину Ларбуст; каждый полдень тень от пика Агюд стремительно наползает на долину и, выдохнувшись, останавливается, упершись острым концом в замок Брамвак. Точнее, в его руины. Ветер, дующий со стороны Уэйля,

Из книги Заговоры сибирской целительницы. Выпуск 14 автора Степанова Наталья Ивановна

Заговор на замок Перешагиваю нечистый дух с Божьей милостью. Старому колдуну, еретику, Старой колдунье, еретице, Злобной шутнице, сопернице. Князь Спиридон-солнцеворот, Как ты воротишь красно Солнышко и Луну, Так же отвороти, отверни От меня, Божьей рабы (имя): Шутки, творки,

Из книги 7000 заговоров сибирской целительницы автора Степанова Наталья Ивановна

Заклинание на замок Купите новый замок, закройте его на ключ, при этом говоря заклинание, ключ выбросите.Как этот замок без ключа никто не откроет, так нас с тобой никто не разлучит. Аминь.

Из книги Учения и наставления моей бабушки Евдокии автора Степанова Наталья Ивановна

Заговор на замок Перешагиваю нечистый дух с Божией милостью. Старому колдуну, еретику, старой колдунье, еретице, злобной шутнице, сопернице. Князь Спиридон-солнцеворот, как ты воротишь красно Солнышко и Луну, так же отвороти, отверни от меня, Божией рабы (имя): шутки, творки,

Из книги Йога для пальцев. Мудры здоровья, долголетия и красоты автора Виноградова Екатерина А.

Как ставят замок на уста Для того чтобы ваш враг перестал на вас клеветать, нужно дотронуться рукой до своих губ, а затем до земли и сказать: Земля-мать молчит, ничего не говорит, Так бы и (такой-то) обо мне (имя) молчал, Языком бы не вертел, рта бы не открывал. Ключ, замок,

Из книги Коды новой реальности. Путеводитель по местам силы автора Фад Роман Алексеевич

Из книги Алмазные дни с Ошо. Новая алмазная сутра автора Шуньо Прем

Михайловский замок Место, где был убит Павел I и где до сих пор бродит его неприкаянный призрак. Появляется он, как правило, около полуночи и тихо бродит по лестницам и залам. Сотрудники замка видели его неоднократно, но поскольку вреда он никому не причиняет, особо не

Из книги Магическое воображение. Практическое руководство по развитию сверхспособностей автора Фаррелл Ник

Глава 5 США – замок 1 июня 1981 года, Нью-Йорк.Ошо уезжал из Индии вместе с двадцатью саньясинами. Желая попрощаться с Мастером, ученики образовали своего рода «коридор» через весь ашрам – от порога его комнаты до самой машины. Они стояли в тишине, сложив руки в намасте. Ошо

Из книги автора

Замок героя Когда туман рассеялся, вы увидели очаг на земляном полу, в котором потрескивает огонь. Дым от него поднимается вверх и выходит наружу – через отверстие в крытой соломой крыше. Вокруг очага расположены грубо сколоченные столы и стулья. Пол прикрыт свежей