Максимизация прибыли в условиях совершенной конкуренции кратко. Салов Андрей

Равновесие фирмы на рынке и его формула (МС = MR = Р) одновременно являются тем условием деятельности фирмы, которое позволяет ей получать максимально возможную прибыль. Моделирование стандартных рыночных ситуаций, как известно, можно осуществлять как на базе анализа совершенной, так и несовершенной конкуренции.

При совершенной конкуренции получение прибыли фирмой четко кореллируется с многосторонним равенством МС = MR = P = AТС. Равенство цены и предельных издержек (МС = Р) необходимо для эффективного использования ресурсов; равенство цены и предельного дохода (MR = P) свидетельствует о невозможности фирмы повлиять на цену, т.е. наличии на рынке совершенной конкуренции; равенство цены и минимального значения средних валовых издержек показывает необходимость достижения наименьших затрат при производстве продукции и удовлетворение потребностей покупателей по самой низкой из возможных вариантов цене.

Из этого комбинированного равенства следует, что фирма при соблюдении перечисленных условий получит только нормальную прибыль. Для максимизации прибыли в условиях совершенной конкуренции необходимо, чтобы цена была выше средних валовых издержек, т.е. MC = MR = Р > min АТС. При этом общую величину прибыли можно зафиксировать на графике.

На рисунке 9.2а линия цены (P 1) и предельного дохода (MR) расположены выше кривой средних издержек. В этой ситуации в точке равновесия М фирма будет получать максимальную экономическую прибыль. При производстве в объеме Q M минимальные средние издержки будут равны С, а так как валовые издержки ТС = АТС х Q, то их величина – OC 1 LQ M . Общий доход фирмы TR = Q х Р – OP 1 MQ M . Отсюда заштрихованный прямоугольник С 1 Р 1 МL характеризует общую массу полученной экономической прибыли.


Рис. 9.2. Максимизация прибыли в условиях

Совершенной конкуренции

Рассматривая средние издержки, мы видели, что в ситуации, когда они складываются ниже Р и MR, в данную сферу стремятся другие фирмы, в результате чего цена снижается и может упасть ниже АТС, т. е. MC = MR = Р<АТС. В этом случае задача фирмы изменяется: она вынуждена не максимизировать прибыль, а минимизировать убытки. Графически это представлено на рисунке 9.2б.

Многие фирмы, оказавшись в таком положении, уходят с рынка, что приводит к уменьшению предложения, и при прочих равных условиях цены начинают возрастать до тех пор, пока фирма не окажется в положении «предельной» и не станет получать нормальную прибыль, т.е. MC = MR = Р =АТС. В этом случае линия цены и предельного дохода лишь касается кривой средних издержек в ее минимальном значении. Для предпринимателя это означает, что экономическая прибыль равна нулю.

В условиях несовершенной конкуренции критерий максимизации прибыли фирмой отличается от рассмотренного, и лишь в крайнем случае монополистической конкуренции может приблизиться к правилу МС = MR = Р. Фирма - несовершенный конкурент может влиять на рыночную конъюнктуру, причем иногда очень значительно, поскольку цена находится под его воздействием. Для того чтобы продать дополнительную единицу продукции, фирма снижает цену. Это дает ей некоторый эффект - увеличение продаж. Однако одновременно несовершенный конкурент несет и определенные потери из-за того, что все покупатели платят более низкую цену (даже те из них, кто раньше покупал по более высокой цене). Этот потенциальный убыток понижает на свою величину предельный доход, поэтому MR не равно Р: предельные издержки меньше рыночного спроса, представленного ценой MR < Р. В то же время установление цены несовершенным конкурентом ориентировано на рыночный спрос, следовательно, кривая спроса на продукцию несовершенного конкурента представлена на рисунке 9.3. не горизонтальной, а нисходящей линией.

Вместе с тем условия максимизации прибыли при совершенной и несовершенной конкуренции имеют и общее между собой MR = МС: фирма в обоих случаях производит дополнительную единицу продукции только при условии получения дополнительного дохода, превышающего Дополнительные издержки. Следовательно, уравнение максимизации прибыли MC=MR = Р при несовершенной конкуренции модифицируется в MC=MR < Р.

По этому общему правилу происходит максимизация прибыли как фирмой-монополистом, так и монополистическим конкурентом, олигополистом. В каждой из форм несовершенной конкуренции имеются свои особенности максимизации прибыли.

Для монопольной фирмы , имеющей полный контроль над ценой и действующей на рынке, закрытом высокими барьерами от проникновения на него других фирм, ситуация «нулевой» прибыли (МС = MR = Р = АТС) неприемлема. Монополист, в отличие от совершенного конкурента, контролирует сразу два параметра - цену и объем выпускаемой продукции. Рациональное поведение фирмы-монополиста диктует необходимость установления таких объемов производства и цены, при которых разность между валовым доходом и валовыми издержками будет максимизировать прибыль. С этой целью она будет отслеживать состояние предельного дохода и предельных издержек.

Момент, при котором МС сравняется с MR (точка Е 0) явится для фирмы сигналом к прекращению изменения объема производства. Определившись с количеством, фирма-монополист начинает искать цену, которая бы максимизировала прибыль. Безусловно, она стремится установить наивысшую цену, но, во-первых, беспредельных цен не бывает и, во-вторых, цен как-то должна быть связана с количеством, т.е. с равенством MC=MR. С этой целью фирма-монополист использует кривую спроса. На рисунке монопольная цена находится в точке Е 1 .

Величина продукции Q E 0 показывает оптимальный размер производства, определяемый равенством МС = MR в точке Е 0 . От нее проведем вертикаль вверх до пересечения с кривой спроса D и определим цену Р 1 (точка Е 1), максимизирующую прибыль монополии.

Выбирая комбинацию «цена - количество», фирма-монополист всегда учитывает эластичность спроса, так как эластичный спрос (Е> 1) на уменьшение цены реагирует увеличением валового дохода, а неэластичный (Е < 1) - сокращением. Монополист, стремящийся максимизировать прибыль, комбинацию «цена - количество» ищет только на эластичном участке кривой спроса, в противном случае он недополучит прибыль. Разграничение эластичного и неэластичного участков на кривой спроса показывает вертикальная линия, проведенная из точки пересечения MR и горизонтальной оси (MR = 0), вверх до пересечения с кривой спроса D.

Совершенный конкурент установил бы цену в точке Е 2 , соответственно увеличив объем производства. Однако монополист так не поступает - для него такие действия хотя и неразорительны, но неэффективны. Он на рынке благотворительностью не занимается и не хочет «испортить» свой рынок. Поэтому фирма-монополист искусственно ограничивает предложения товара по сравнению с условиями совершенной конкуренции: Q E 0 < Q E 2 .

Максимальная величина прибыли на весь объем производимой монопольной продукции, как известно, будет определяться разностью общего дохода ОР 1 Е 1 Q E 0 на графике и валовых общих издержек OP 3 E 3 Q E 0 , т.е. Р 3 Р 1 Е 1 Е 3 .

Рисунок наглядно иллюстрирует тот факт, что фирма-монополист ведет себя на рынке менее эффективно, чем совершенный конкурент. Ее недостатки связаны с отсутствием конкуренции. В итоге:

Монополист недоперераспределяет до оптимального уровня ресурсы (Р > МС);

При максимизации прибыли монополист не минимизирует издержки (Р 3 > Р 2);

Монопольная цена выше конкурентной цены (Р 1 > Р 2).

Фирма-монополист не только менее эффективна, чем фирма - совершенный конкурент, но и наносит ущерб потребителям, приводя к безвозвратным потерям в обществе. Из-за того, что фирма-монополист устанавливает цену выше МС, потребители, оценивающие товар на отрезке спроса Е 1 E 2 , вынуждены отказаться от покупки.

В результате монополия предлагает обществу количество продукции ниже эффективного уровня. Безвозвратные потери (Е 0 Е 1 Е 2) не достаются ни фирме-монополисту, ни потребителям ее продукции. Следует учесть, что безвозвратные потери могут возникать не только в случае с монополией, но и в других экономических ситуациях, например, при чрезмерном налогообложении правительством своих граждан и фирм или установлении предельно низкой заработной платы, что, в частности, присуще и современной России.

В заключение анализа максимизации прибыли монопольной фирмой отметим, что среди неэкономистов распространен ряд заблуждений в отношении монопольного ценообразования:

Считается, раз фирма-монополист сама назначает цену на свою продукцию, то она стремится установить максимально высокую цену. Это неверно. Существует много значений более высокой цены, которые монополия игнорирует из-за того, что они влекут за собой прибыль меньшую, чем максимальная;

Большинство покупателей сталкиваются на рынке с фирмой-монополистом при покупке штучного товара. Поэтому многим кажется, что монополист стремится максимизировать прибыль от каждой проданной единицы продукции. На самом деле он заинтересован в росте совокупной, общей прибыли;

Существует устойчивое общественное мнение о непотопляемости монополий. Это также является мифом. Монополия не гарантирует получения экономической прибыли, а лишь повышает ее вероятность по сравнению с условиями совершенной конкуренции. Поэтому в экономической теории рассматриваются и ситуации, когда фирма-монополист несет убытки.

Монополистическая конкуренция - широко распространенная форма несовершенной конкуренции. Она в определенной мере похожа на совершенную конкуренцию:

Ей присуще большое количество производителей и потребителей продукции;

Рыночные барьеры при монополистической конкуренции незначительны и легко преодолимы;

Каждая фирма воспринимает цены конкурентов как данность рынка и формирует только свою цену.

Одновременно монополистическая конкуренция похожа и на монополию. Товар, выпускаемый фирмой - монополистическим конкурентом, несколько отличается от товаров других фирм, выпускающих подобную продукцию, качеством, упаковкой, товарным знаком, сервисным обслуживанием и т.д. Каждая фирма - единственный производитель своего товара, и в этом смысле она - монополист.

Монополия и монополистическая конкуренция идентичны в краткосрочном периоде. Но если посмотреть на рынок монополистической конкуренции в долгосрочном периоде, то ситуация меняется. В отличие от монополии она позволяет фирмам войти в рынок, когда есть сверхприбыль, и покинуть его в случае убытков. Такие действия фирм в конечном счете приводят к установлению на рынке положения «предельной» фирмы, допускающей «отсутствие» прибыли в условиях совершенной конкуренции. Различие можно свести к двум основным моментам: наличию при монополистической конкуренции избыточных мощностей у фирмы и несовпадению цены с предельными издержками.

Чтобы определить избыточную мощность (недозагрузку производства), необходимо знать эффективный масштаб производства фирмы, под которым понимается объем выпуска продукции при минимальном значении средних общих издержек. На рисунке избыточные мощности равны Q E 2 - Q E 0 , при этом Q E 2 - эффективный масштаб производства, a Q E 0 - фактический, максимизирующий прибыль монополистического конкурента.

Несовпадение цены и предельных издержек фирмы означает надбавку к предельным издержкам: фирма в условиях монополистической конкуренции обладает некоторой, хотя и небольшой, властью над рынком. На рисунке она показана в виде разницы Е 0 и Е 1 , спроецированной на вертикальную ось в виде Р 1 - С. Таким образом, фирма - монополистический конкурент соблюдает общее правило максимизации прибыли в условиях несовершенной конкуренции: МС = MR < Р.

Однако при этом Р изменяется на кривой D в диапазоне Е 1 Е 2 потому, что фирма постоянно стремится заполучить дополнительных покупателей. По этой же причине фирмы - монополистические конкуренты чрезвычайно чувствительны к маркетингу и используют его повсеместно.

Олигополия подобно монополистической конкуренции более распространена в экономике, чем монополия и совершенная конкуренция. В рыночном диапазоне олигополия размещается между монополией, с одной стороны, и монополистической конкуренцией, с другой.

Вместе с тем ее рыночное поведение очень трудно поддается экономическому анализу, и к ней почти неприменим стандартный графический анализ.

Максимизация прибыли олигополией происходит на фоне специфических особенностей, отличающих ее от всех остальных форм конкуренции: немногочисленности действующих на рынке фирм и их всеобщей взаимозависимости. Ни одна фирма - олигополист не осмелится изменить свою ценовую политику, предварительно не попытавшись рассчитать наиболее вероятные ответные действия своих конкурентов. А сделать это чрезвычайно трудно. В результате определение спроса и издержек для фирмы становится крайне затруднительным, а без них нельзя даже теоретически определить цену и объем производства, максимизирующие прибыль.

Решению этой задачи помогают два свойства, присущие олигополическому рынку:

Олигополические цены изменяются реже, чем в остальных формах конкуренции и имеют тенденцию быть жесткими, негибкими;

Рыночное поведение фирм-олигополистов при изменении цен имеет тенденцию к согласованным действиям.

Для того чтобы понять, в каком случае олигополисты ведут себя как совершенный конкурент или монополия, а в каком абсолютно не похожи ни на первых, ни на вторых, в экономической теории используется четыре модели олигополического ценообразования: ломаная кривая спроса на продукцию олигополиста; тайный сговор фирм-олигополистов; лидерство в ценах ведущей фирмы-олигополиста; ценообразование по принципу «издержки плюс» или накидка к цене.

График ломаной кривой спроса позволяет определить поведение олигополистов в условиях, когда между ними нет сговора, и каждый выступает сам за себя. Тогда при изменении (как увеличении, так и снижении) цены одним из олигополистов остальные могут последовать за ним и тоже изменить цену или игнорировать изменение цены, оставив свои цены на прежнем уровне.

Если фирма-олигополист с целью максимизации своей прибыли понизит цену, а ее конкуренты этого не сделают, то она увеличит свой объем производства и продаж за счет конкурентов, так как ее товар будет стоить на рынке дешевле. Если же фирма-олигополист поднимет цену с целью максимизации своей прибыли, а ее конкуренты не сделают этого, то вместо максимизации прибыли она потеряет рынок из-за того, что ее конкуренты будут продавать товары дешевле.

Здравый смысл и хозяйственная практика подсказывают, что в случае снижения цен фирмой-олигополистом ее конкуренты поступают аналогично, а в случае повышения - не следуют за ней. Таким образом, олигополист сталкивается с ломаной кривой спроса на свою продукцию, а кривая предельного дохода имеет вертикальный разрыв, в пределах которого изменяющиеся предельные издержки не оказывают влияния ни на цену, ни на объем производства.

Таким образом, олигополист максимизирует прибыль с соблюдением условия МС = MR < Р, но с особенностями в MR.

Недостатки и серьезные неопределенности модели ломаной кривой спроса приводят к большому риску фирму-олигополиста, максимизирующую свою прибыль. Поэтому она имеет серьезные мотивы к сговору с остальными олигополистами. К этому ее подталкивает и опасность ценовых войн, когда участники олигополии, попеременно снижая цены в конкурентной борьбе, доходят до состояния «предельной» фирмы и «нулевой» прибыли.

Сговор - это тайное или явное соглашение между фирмами-олигополистами с целью установления фиксированных цен и объемов производства, разделения рынка на части с целью ограничения конкурентной борьбы.

Сговор помогает фирмам также не допускать на рынок новые фирмы. Такое соглашение между олигополистами может принимать различные формы. Из-за политики сговора, которая может проводиться негласно, олигополия многими экономистами считается даже более опасной для свободной рыночной экономики, чем монополия. Тайные соглашения, в отличие от монополий, правительство не может ни регулировать законом, ни контролировать.

Сговор олигополистов между собой приводит к рыночной ситуации, аналогичной монополии, правда, с одной особенностью: олигополисты в любой момент готовы нарушить подписанное ими же самими соглашение.

Лидерство в ценах позволяет фирмам-олигополистам максимизировать прибыль, не вступая в сговор. Суть лидерства заключается в том, что наиболее крупная или наиболее эффективная фирма меняет цены, а все остальные олигополисты подстраиваются под нее.

У ценового лидера-олигополиста проявляется стандартная политика на рынке:

Он редко изменяет цену и не реагирует на текущие небольшие изменения в издержках и спросе. Тем самым он снижает риск противопоставления себя остальным олигополистам;

Об изменении цен лидер, как правило, оповещает остальных олигополистов, проводя в прессе кампанию по обоснованию необходимости повышения цен;

Лидер-олигополист не всегда выбирает цену, максимизирующую прибыль, так как стремится ограничить доступ другим фирмам на олигополистический рынок.

Принцип «издержки плюс» или накидка к цене широко применяется олигополистами, так как легко совмещается как с моделью сговора, так и лидерства в ценах. Этот принцип наиболее приемлем для фирм, производящих не монопродукт, а большое количество различных товаров. При ценообразовании по данному принципу олигополисты вычисляют свои издержки на единицу продукции при некотором желательном («планируемом») объеме производства и добавляют накидку в размере определенного процента. В результате определяется рыночная цена.

Факторные доходы

Экономическая активность населения в сфере производства благ и услуг вознаграждается получением дохода, который распределяется между агентами рыночных отношений. Если исключить безвозвратные потери, международный обмен и процессы многократного перераспределения прибыли, то принципиальная схема распределения дохода будет тесно связана с домохозяйствами, которые поставляли на рынок факторы производства. По существу доходы домохозяйств не что иное, как цена использования в рыночной экономике принадлежащих им факторов производства: заработная плата формируется на основе оценки результативности использования труда; предпринимательский доход вознаграждает инициативу, настойчивость и талант бизнесмена, нацеленные на получение прибыли; процент компенсирует затраты вложенного заемного капитала, а рента - использование природного ресурса, т.е. фактора производства, не созданного человеком.

Взаимозаменяемость и взаимозависимость в процессе производства факторов между собой не позволяет определить их доли в результате деятельности фирмы по отдельности. Например, оценивая результат строительства здания, нельзя сказать, что доход от фактора капитал воплощен в фундаменте и стенах; труда - в крыше, а природных ресурсов - в балконах и лоджиях. Распределение доходов при этих обстоятельствах является сложной задачей, которая в экономической теории решается с помощью применения известного метода анализа предельных экономических величин, в том числе и предельного дохода.

Общепринятая современная теория распределения доходов в рыночной экономике разработана Дж. Б. Кларком (США) в начале XX в. Ее смысл заключается в следующем: фирма, произведя продукцию, продает ее на рынке и получает выручку, из которой необходимо изъять издержки, чтобы оценить прибыль. Оттого, какие затраты включаются в издержки - бухгалтерские или экономические, - будет зависеть и величины прибыли. Но в любом случае в издержки будут включены заработка плата наемных работников и использование различных материальных и финансовых заемных средств. Одновременно затраты одних являются доходами других, поэтому заработная плата является доходом работников, а заемные средства - процентным и рентным доходами их собственников. Оставшаяся прибыль не достается полностью предпринимателю: в процесс распределения результатов деятельности фирмы вмешивается государство, устанавливая налоги как на прибыль, так и из прибыли. При помощи такого налогообложения формируется значительная часть бюджетного дохода государства. Рассчитавшись, наконец, со всеми, предприниматель оставшуюся прибыль обращает в свой доход.

Предпринимательский доход , в отличие от величины установленных рыночных договором с продавцами факторов производства, уровней зарплаты, процента и ренты, является переменной величиной и колеблется в зависимости от того, как предприниматель ведет бизнес. Не исключено, что он может принять и отрицательное значение, т.е. стать убытком.

Как следствие, предпринимательский доход выступает в двойном качестве: как итоговый результирующий показатель распределения полученной фирмой прибыли и как вознаграждение предпринимателя за его личные способности по ведению бизнеса.

В качестве итогового показателя предпринимательский доход свидетельствует не только об удовлетворении претензий владельцев всех примененных в производстве продукции факторов производства, а также государства, но и о возмещении внутренних издержек фирмы.

В качестве показателя, характеризующего вознаграждение бизнесмена, предпринимательский доход свидетельствует о наличии нормальной и, как правило, экономической прибыли. Нормальная прибыль, как известно, позволяет предпринимателю оставаться в выбранной сфере деятельности, а экономическая - стремиться к максимизации получаемого дохода.

Предпринимательский доход может выражать и более сложные экономические отношения, чем ведение собственного бизнеса. В хозяйственной практике часто встречаются случаи, когда собственность и управление фирмой разделены. При этом часть предпринимательского дохода может достаться также высшим менеджерам фирмы, берущим на себя инициативу, внедрение в производство достижений научно-технического прогресса, преодоление неопределенности рынка, риск ведения бизнеса и т.д.

Предпринимательский доход, особенно в современной России, часто сопровождается экономическими мифами. Одним из самых распространенных является представление о его огромной величине. Это не соответствует действительности. В развитой рыночной экономике, и это подтверждает статистика ведущих стран, предпринимательский доход составляет 10-20%. Именно этот уровень закладывается в инвестиционные планы фирм, обеспечивающие их экономическое развитие. В России же нередко прибыльным считается только бизнес, дающий предпринимательский доход свыше 100%. Это существенно ограничивает возможности развития рынка в стране, ведет к теневой экономике и криминализации бизнеса.

Доход от фактора «труд» называется заработной платой . Трудовой доход тем больше, чем выше цена труда на рынке. Если наемный работник стремится получать устойчивый высокий доход, то он должен сам позаботиться о повышении своей способности к труду - рабочей силе. Важную роль в определении цены труда на рынке играет и соотношение спроса, и предложения на него.

На величину и тенденции в изменении заработной платы, кроме рыночной конъюнктуры, оказывает влияние множество различных факторов, но все они отражают воздействие научно-технического прогресса на производство и потребление.

Динамизм современной экономики ведет к тому, что многие профессии, однажды возникнув, устаревают в течение десятилетия, а трудовой доход люди получают вплоть до выхода на пенсию, как правило, не менее 35-40 лет подряд. Следовательно, все большему количеству работников; приходится за трудовую жизнь переквалифицироваться по нескольку раз. Такова общемировая тенденция, особенно ярко проявившаяся в развитых странах. Для сохранения стабильного дохода от фактора «труд» работник должен легко и быстро переквалифицироваться. Основа для этого - хорошее общее базовое образование.

Заработная плата, ее величина, напрямую связана с квалификацией работника. При нарушении этой связи дает сбои мотивация человека к труду, исчезают стимулы, проявляется в яркой форме социальная несправедливость. Большинство людей обоснованно убеждены в том, что более высокий доход должен приносить квалифицированный труд – основа человеческого капитала. Но он (капитал) в современных условиях быстро устаревает. Есть отрасли, где это происходит в течение 3-4 лет. Современный студент в вузе должен получать знания, рассчитанные примерно на 10 лет вперед. Сегодня лозунг «забудь все, чему тебя учили в институте, приглядывайся к практике», которым по-прежнему часто встречают молодого специалиста на производстве, является анахронизмом. Нужна также непрерывная корректировка, совершенствование уже имеющихся профессиональных знаний.

Отраслевая структура экономики также влияет на доходы работников. Снижается доходность и занятость в традиционных отраслях промышленности: металлургии, угледобыче, кожевенно-обувной, текстильной промышленности, на железнодорожном транспорте и ряде других. Кроме того, извлечение доходов работниками зависит и от ряда территориальных факторов, таких как, например, прописка и наличие жилья.

Доходы вообще и доходы от фактора труд, в частности, имеют денежное выражение, а деньги в условиях экономической нестабильности и роста цен имеют свойство обесцениваться. Таким образом, доход работника - его заработная плата - находится в зависимости от инфляции. Для того чтобы эту зависимость выявить, различают номинальную и реальную заработную плату.

Под номинальной заработной платой понимается та сумма денег, которую работник получает за свой труд. Под реальной заработной платой понимается количество товаров и услуг, которые можно приобрести на полученные деньги. Она характеризует действительный уровень полученного дохода, выражая его через удовлетворение потребностей работника.

Между инфляцией, номинальной и реальной заработной платой существует тесная связь: с увеличением инфляции номинальная заработная плата растет, а реальная снижается. Это можно выразить формулой:

Реальная заработная плата = Номинальная заработная плата / Индекс роста инфляции х 100%.

При отсутствии инфляции рост номинальной и реальной заработной платы совпадают.

Цена труда, лежащая в основе доходов работников, может быть выражена в категориях времени и продукта. Соответственно, заработная плата бывает повременной и поштучной (сдельной).

Повременная заработная плата выступает в виде часовой, дневной, недельной, месячной и годовой заработной платы. В основе всех форм повременной оплаты лежит часовая ставка цены труда, которая рассчитывается путем деления дневной заработной платы на число отработанных часов. Повременная заработная плата используется там, где имеется принудительный машинный ритм работы или невозможно точно учесть результаты труда работника.

Поштучная (сдельная) заработная плата воплощается в количестве произведенного за определенный период времени продукта, поэтому является вторичной формой от повременной заработной платы. Она рассчитывается посредством перемножения расценки за единицу продукции и количества изделий. Эта форма заработной платы применяется там, где можно полностью учесть результаты труда работников. Она стимулирует рост производительности и интенсивности труда, создает мотивацию к соревновательности, победители в которой получают более высокий доход от фактора «труд».

Обе названные формы оплаты труда лежат в основе разнообразных систем заработной платы , применяемых фирмами. В современных условиях в хозяйственной практике преобладают системы оплаты труда, основанные на соединении элементов повременной и сдельной форм заработной платы, в том числе так называемые дополнительные «гибкие» системы оплаты труда, предусматривающие участие работника в доходах фирмы, участие работника в прибылях компании, единовременное вознаграждение за конкретно выполненное задание, плату за квалификацию и знания. Увеличение дохода от фактора «труд» предприниматель обусловливает требованием повышения эффективности деятельности работника в направлении максимизации прибыли фирмы.

Экономическая независимость и финансовая стабильность фирмы находит свое выражение в получаемом ею доходе. Если предприниматель использует собственный капитал, то доход, приносимый этим фактором, достается ему в форме предпринимательского дохода. Если же капитала ему не хватает, и он заимствуется, то доход от него следует отдать собственнику, ссудившему недостающий капитал предпринимателю. Так образуется процентный доход, или ссудный процент. Он представляет собой цену использования чужого ресурса в настоящий момент. Предприниматель ценит текущее распоряжение чужим ресурсом больше, чем будущее распоряжение собственным, так как это позволяет ему в данное время расширять диапазон маневрирования фирмы как в производстве, так и на рынке; ускорять оборот капитала и тем самым максимизировать прибыль.

Величина процентного дохода определяется на рынке ссудного (заемного) капитала. Доход в виде процента возникает не только при кредитовании одним предпринимателем другого, но и при владении ценными бумагами, банковскими вкладами, оплате займов и т.д.

В хозяйственной практике процент нередко смешивается с предпринимательским доходом из-за того, что, во-первых, оба они являются лишь различными частями дохода фирмы и, во-вторых, процент определяется нормой прибыли на вложенный в производство капитал.

Исчисляется процентный доход, как правило, за год в абсолютном выражении. Если эта часть дохода фирмы оценивается в процентах, то она называется процентной ставкой :

Процентная ставка = Процентный доход / Ссудный капитал х 100%.

На процентную ставку влияет ряд факторов:

Размер заемного капитала;

Уровень отдачи от его использования;

Рыночная конъюнктура (спрос и предложение).

Процентную ставку можно установить как на длительный, так и на короткий период; условия займа могут быть как изменяющимися в зависимости от рыночной ситуации, так и не учитывающими никаких влияний; иметь как надежное обеспечение (государственная гарантия, например), так и чисто формально гарантировать возврат капитала. Различают также номинальную и реальную процентные ставки, отличающиеся друг от друга на величину инфляции. Владелец ссудного капитала всегда ориентируется на реальную процентную ставку, так как это позволяет ему принять меры к сохранению своего капитала и дохода почти при любом уровне инфляции.

Процентную ставку можно рассчитывать различными методами, и в зависимости от выбранного варианта процентный доход будет иметь особенности в получении.

Метод простых процентов осуществляется по принципу их ежегодного начисления и выплаты. Взятый ссудный капитал возвращается по истечении срока займа. Например, фирма занимает 1 млн руб. сроком на 2 года из расчета 20% годовых. Тогда по итогам каждого года она выплачивает процент в размере 200 тыс. руб. (1 млн руб. х 0,2) плюс возвращает в конце второго года заемный капитал в размере 1 млн руб. В итоге издержки фирмы на привлечение капитала составят 1 млн 400 тыс. руб. (1 млн руб. + 400 тыс. за 2 года), а процентный доход владельца ресурса - 400 тыс. руб.

Метод сложных процентов предусматривает, что промежуточные ежегодные проценты начисляются на заемный капитал, но не выплачиваются, а присоединяются к основному долгу. Соответственно, увеличивается и абсолютная величина заемных средств. В рассмотренном выше случае фирма по итогам первого года учтет, но не выплатит 20% собственнику капитала. В течение второго года проценты (20) будут начисляться не на 1 млн руб. заемных средств, а на 1 млн 200 тыс. руб. и обеспечат годовой доход собственнику капитала в размере 240 тыс. руб. В итоге издержки фирмы на привлечение капитала по истечении 2 лет составят 1 млн тыс. руб., а процентный доход владельца ресурса - 440 тыс. руб.

Метод дисконтирования . Дисконтирование - это удержание процента при выдаче кредита. В рассмотренном ранее примере, оформив в заем капитал в 1 млн руб. на 2 года, фирма получит от собственника ресурса 600 тыс. руб. с обязательством вернуть через 2 года 1 млн руб. Процентный доход в данном случае формируется раньше результатов деятельности фирмы и по существу означает встречное безвозмездное кредитование собственника ресурса со стороны заемщика. Объективно подобная ситуация невыгодна заемщику и может иметь место лишь в условиях монопольного поведения собственника ресурсов, осложненного непредсказуемой инфляцией.

Каким бы способом не рассчитывался процентный доход, он максимально снижается при экономическом кризисе, когда экономика переживает депрессию. В этих условиях ссудный капитал избыточен на рынке и не востребуется фирмами.

Часть дохода, полученная фирмой от использования природных ресурсов, не созданных руками человека, отражается через экономическое понятие ренты.

Рента - это доход от фактора производства, предложение которого на рынке неэластично.

Земля в силу своей важности для существования людей, ограниченности ее размеров и невозможности ее воспроизводства человеком в значительных масштабах является самым неэластичным фактором производства. Вдобавок она разнокачественная. Поэтому рентный доход в экономической теории рассматривается на примере земельной ренты. Вместе с тем он может возникнуть и в добывающей промышленности («горная» рента) или природно-экономических комплексах («экологическая» рента) и др. Механизм их образования, распределения, использования подобен земельной ренте.

Земельная рента рассчитывается как излишек выручки над издержками предпринимателя. Точно так же, как фактор «капитал», фактор «земля» может находиться в собственности предпринимателя или использоваться временно, на заемной основе. В первом случае рента достанется предпринимателю, во втором - нет.

Для фиксации этих различий наравне с земельной рентой применяется понятие арендной платы . Арендная плата за землю в самом общем виде равняется рентному доходу собственника земли, если не учитывать, что арендуемый земельный участок освоен и имеет сооружения, коммуникации и т.д. Фактически арендная плата превышает рентный доход, так как включает также ссудный процент за временное использование капитального фактора на земле. Арендатор, в свою очередь, с целью максимизации собственной прибыли, делает дополнительные вложения капитала в землю, улучшая ее качество и адаптируя к производственному процессу. После окончания срока аренды эти улучшения воспринимаются собственником земли как ее естественные свойства и включаются в новую арендную плату. Между собственником фактора «земля» и арендатором постоянно идет борьба за сроки аренды: первый стремится их сократить, а второй - удлинить; более того, существует мощный стимул стать земельным собственником и получать «самовозрастающий» в процессе аренды доход - абсолютную ренту.

Абсолютная рента - дополнительный доход собственника фактора «земля», возникающий вследствие ограниченности земли.

Абсолютной она называется потому, что взимается с любого по качеству и местоположению участка земли в случае его аренды. Если же предприниматель сам ведет бизнес на земле, то абсолютная рента в силу отношений частной собственности на землю достается непосредственно ему через рыночный механизм. Рыночной экономике присуща купля-продажа для производственных целей земли, поэтому доход собственника фактора «земля» в виде абсолютной ренты постоянно воспроизводится.

Помимо абсолютной ренты фактор «земля» может принести еще один вид дохода - дифференциальную ренту.

Дифференциальная рента , т.е. разностная, возникает из разнообразия природных и экономических факторов, влияющих на результативность деятельности предпринимателя на земле. Дифференциальный доход, возникающий вследствие хозяйствования на лучших и средних по плодородию участках земли, а также вследствие их выгодного географического положения, называется дифференциальной рентой I .

Дифференциальный доход, полученный в результате интенсивного ведения хозяйства, добавочного вложения капитала в землю, называется дифференциальной рентой II . Она возникает на любых участках земли, включая и худшие.

Общей причиной существования обеих форм дифференциальной ренты является монополия на землю особого свойства: как объект хозяйствования. Это - специфическая монополия, которой нет в других сферах экономической деятельности, поэтому, дифференциальный доход, получаемый на ее основе, не следует смешивать с монопольной прибылью. Суть ее состоит в том, что до тех пор, пока на земле ведется хозяйство - собственными силами владельца земли или арендатора, - на ней никто другой не может разместить свой бизнес. Существование подобной монополии хозяйствования приводит к особому рыночному ценообразованию на продукцию сельского хозяйства и, как результат, возникновению дифференциального дохода.

Обобщая рассмотрение рентного дохода, отметим, что собственник, ведущий бизнес на своей земле, при распределении результатов деятельности фирмы, может получить одновременно абсолютную ренту и обе дифференциальные. Если же он не ведет бизнес сам, то ему придется уступить дифференциальную ренту II, если она возникнет в период аренды земли. Однако при перезаключении арендного договора он учтет эту ренту в составе арендной платы.

В товаре очень трудно различить отдельные виды рентного дохода. Их примерный учет осуществляется с помощью земельного кадастра - специального экономического и юридического документа, в котором фиксируется состояние фактора «земля» и его оценка.

  • Безопасность жизнедеятельности в условиях социальной среды. Общий обзор
  • В модели целью фирмы является максимизация общей выручки от продаж продукции

  • ПРИБЫЛЬ - это разница между валовым (общим) доходом (TR) и совокупными (валовыми, общими) издержками производства (ТС) за период продаж:

    прибыль = TR-ТС. TR = P*Q. Если TR фирмы > TC, то она получает прибыль. Если TC > TR, то фирма несет убытки.

    Совокупные издержки - это издержки всех факторов производства, использованных фирмой при производстве данного объема продукции.

    Максимальная прибыль достигается в двух случаях :

    а) когда (TR) > (ТС);

    б ) когда предельный доход (MR) = предельным издержкам (МС).

    Предельный доход (MR) - это изменение в валовом доходе, получаемое при продаже дополнительной единицы объема выпуска. Для конкурентной фирмы предельный доход всегда равен цене продукта : MR = Р. Максимизация предельной прибыли представляет собой разницу между предельным доходом от продажи дополнительной единицы продукции и предельными издержками: предельная прибыль = MR - МС.

    Предельные издержки - дополнительные издержки, приводящие к увеличению выпуска на одну единицу блага. Предельные издержки целиком представляют собой переменные издержки, ибо постоянные издержки не изменяются вместе с выпуском. Для конкурентной фирмы предельные издержки равны рыночной цене товара: МС = Р.

    Предельным условием максимизации прибыли является такой объем выпуска продукции, при котором цена равняется предельным издержкам.

    Определив предел максимизации прибыли фирмы, необходимо установить равновесный выпуск продукции, максимизирующий прибыль.

    Максимально прибыльное равновесие - это такое положение фирмы, при котором объем предлагаемых благ определяется равенством рыночной цены, предельным издержкам и предельному доходу: Р = МС = MR .

    Максимально прибыльное равновесие в условиях совершенной конкуренции иллюстрируется:

    В условиях совершенной конкуренции предприниматель не может повлиять на рыночные цены, поэтому каждая дополнительная произведенная и проданная единица продукции приносит ему предельный доход MR = P1

    Равенство цены и предельного дохода в условиях совершенной конкуренции

    P – цена; MR – предельный доход; Q – объем производства товара.

    Фирма расширяет производство лишь до тех пор, пока ее предельные издержки (МС) ниже дохода (MR), в противном случае она перестает получать экономическую прибыль P, т. е. до MC =MR . Так как MR =P, то общее условие максимизации прибыли может быть записано: MC = MR = P где MC – предельные издержки; MR – предельный доход; P – цена.

    29. Максимизация прибыли в условиях монополии.

    Поведение фирмы-монополиста обусловлено не только потребительским спросом и предельным доходом, но и издержками производства. Фирма-монополист будет наращивать выпуск продукции до такого объема, когда предельный доход (MR) будет равен предельным издержкам (МС): MR = MC не=P

    Дальнейший рост объема выпуска на одну единицу продукции приведет к превышению дополнительных издержек MC над дополнительным доходом MR. Если же произойдет уменьшение выпуска на одну единицу продукции в сравнении с данным уровнем, то для фирмы-монополиста это обернется упущенным доходом, извлечение которого было бы вероятно от реализации еще одной дополнительной единицы блага.

    Максимальную прибыль фирма-монополист извлекает в том случае, когда объем выпуска таков, что предельный доход равен предельным издержкам, а цена равна высоте кривой спроса при данном уровне выпуска.

    На этом графике изображены краткосрочные кривые средних и предельных издержек фирмы-монополиста, а также спрос на ее продукт и предельный доход от продукта. Монопольная фирма извлекает максимальную прибыль, производя объем благ, соответствующий точке, где MR = МС. Затем она устанавливает цену Рм, которая необходима, чтобы побудить покупателей купить объем благ QM. При данных цене и объеме производства фирма-монополист извлекает на единицу продукции прибыль (Рм - АСМ). Общая экономическая прибыль равна (Рм - АСМ) х QM.

    Если спрос и предельный доход от блага, поставляемого фирмой-монополистом, понижаются, то извлечение прибыли невозможно. Если цена, соответствующая выпуску, при котором MR = МС, понизится ниже средних издержек, фирма-монополист понесет убытки. (след. График)

      Когда фирма-монополист покрывает все свои издержки, но не извлекает прибыль, она находится на уровне самоокупаемости.

      В долгом периоде, максимизируя прибыль, фирма-монополист увеличивает свои операции до тех пор, пока не производится объем продукции, соответствующий равенству предельного дохода и долгосрочных предельных издержек (MR = = LRMC). Если при этой цене фирма-монополист извлекает прибыль, то свободный вход на этот рынок для других фирм исключен, поскольку возникновение новых фирм приводит к росту предложения, в результате чего цены опускаются до уровня, который обеспечивает получение лишь нормальной прибыли. Максимизация прибыли в долгом периоде.

      Когда фирма-монополист прибыльна, она может рассчитывать на извлечение максимальной прибыли и в коротком, и в долгом периоде.

      Фирма-монополист контролирует одновременно и объем выпуска, и цену. Завышая цены, она сокращает при этом объемы выпуска продукции.

    В долгом периоде фирма-монополист максимизирует прибыль, осуществляя производство и реализацию такого количества благ, которое соответствует равенству предельного дохода и предельных издержек в долгом периоде.

    Билет 30. Условия и сущность экономической конкуренции.

    Экономическая конкуренция- это соперничество между участниками рынка за лучшие условия производства, купли и продажи товара.

    По форме конкуренция представляет систему норм, правил и методов хозяйствования рыночных субъектов. Различают конкуренцию производителей (продавцов) и потребителей (покупателей).

    Конкуренция производителей вызвана их борьбой за потребителя и осуществляется с помощью цен и издержек. Это основной и преобладающий вид конкуренции.

    Конкуренция потребителей связана с борьбой индивидуальных потребителей за доступ к различным товаром (или производителей за прикрепление к выгодным поставщиками продавцам товара).

    Экономическое значение конкуренции: обеспечивает свободу предпринимательству и свободу выбора, способствует улучшению качества продукции, развитию научно -технического прогресса, распределению ресурсов между отраслями, устранению диктата производителей по отношению к потребителям.

    Условия конкуренции:

    1) Наличие множества равноправных рыночных субъектов

    2) Экономическая особенность экономических субъектов

    3) Зависимость субъектов от рыночной конъюнктуры

    4) Разная эластичность товара

    Функции конкуренции:

    1) Учет производителями спроса на товар

    2) Дифференциация товара производителя

    3) Распределение ресурсов в соответствии со спросом и нормой прибыли

    4) Ликвидация не трудоспособных предприятий

    5) Стимулирование роста эффективности производства и улучшение качества продукции

    Негативные стороны конкуренции:

    1.Образование монополий

    2.Усиление социальной несправедливости

    3. Инфляция, в результате обнищание и разорение отдельных экономических субъектов

    Фирма, как правило, производит такой объем продукции, при котором валовой доход превышает валовые издержки. С ростом производства валовые издержки возрастают, так как увеличение продукции требует большего количества ресурсов. Однако степень увеличения валовых издержек меняется в зависимости от эффективности фирмы.

    Данные об издержках отражают действие закона убывающей отдачи. Через некоторое время, однако, валовые издержки начинают увеличиваться все более возрастающими темпами вследствие неэффективности чрезмерного использования оборудования фирмы.

    Рассмотрим, что происходит при последовательных изменениях объемов производства, т.е. при выпуске одной, двух, трех и т.д. единиц товара (см. табл. 1).

    Таблица 1

    Известно, что с увеличением производства на единицу продукции увеличиваются как валовой доход, так и валовые издержки. Это увеличение представлено предельным доходом (MR) и предельными издержками (MC). Если предельный доход больше предельных издержек (MR>MC), то каждая произведенная единица добавляет к валовому доходу величину больше той, которую она добавляет к валовым издержкам. В таком случае разница между валовым доходом и валовыми издержками (TR-TC), т.е. прибыль, увеличивается. И, наоборот, если предельные издержки больше предельного дохода, то прибыль уменьшается. Следовательно, максимум прибыли достигается тогда, когда предельные издержки равны предельному доходу (МС=МR).

    На начальных стадиях производства, когда объем выпуска еще относительно небольшой, предельный доход, как правило, превышает предельные издержки. Стало быть, в пределах этого объема производства фирма будет увеличивать прибыль. Поэтому каждую единицу продукции, предельный доход от которой превышает ее предельные издержки, следует производить. В этом случае на каждой такой единице продукции фирма получает больше дохода от ее продажи, чем она прибавляет к издержкам, производя эту единицу.

    Но на последующих стадиях производства, когда объем выпуска относительно велик, все повышающиеся предельные издержки будут превышать предельный доход. Это означает, что в интересах максимизации прибыли фирме придется избегать дальнейшего наращивания производства продукции, т.к. каждая дополнительная единица продукции будет добавлять больше к издержка, чем к доходам. Следовательно, такая единица продукции не будет окупаться.

    Разделять эти два интервала производства (когда заканчивается повышение прибыли и начинается её снижение) будет особая точка, в которой предельный доход равен предельным издержкам. Эта точка-ключ к правилу, определяющему объем производства. По принципу максимизации прибыли «Правило MR=MC» является точным ориентиром для всех фирм на любом рынке.

    Правило равенства предельного дохода и предельных издержек(MR=MC) означает: фирма будет максимизировать прибыль (или минимизировать убытки), если будет расширять производство продукции до той точки, где предельный доход равен предельным издержкам.

    Для чисто конкурентного рынка правило максимизации прибыли имеет следующий вид: P=MR=MC. Цена равна предельному доходу и предельным издержкам, что представляет собой частный случай правила MR=MC. Точка оптимальной прибыли находится там, где кривые предельного дохода и предельных издержек пересекаются (см. рис. 4).

    Для рассмотрения правила MR=MC воспользуемся условным примером (см. табл. 1), где представлена динамика различных видов издержек фирмы при последовательном увеличении ею выпуска продукции от 0 до 10. в последних трех колонках таблицы подсчитаны прибыль (или убыток) фирмы при возможных объемах производства и различных уровнях цен.

    При цене 10 денежных единиц наиболее прибыльным будет производство 9 единиц продукции. В этом случае валовой доход (TR) будет равен 90 денежным единицам, валовые издержки (TC) составят 39 денежным единиц, а прибыль – 51 денежную единицу(90-39), т.е. достигнет своего максимума. При этом надо иметь в виду, что фирма стремится максимизировать свою совокупную прибыль, а не прибыль на единицу продукции. Наибольшая прибыль на единицу продукции будет в нашем примере при производстве 7 единиц продукции. В этом случае цена превышает средние валовые издержки на максимальную величину – 6,58 денежных единиц (10-3,42). Но, производя только 7 единиц, фирма отказалась бы от производства двух дополнительных единиц продукции, которые способствовали бы увеличению совокупной прибыли. Фирма легко согласится на более низкую прибыль на единицу продукции, если в результате дополнительно проданных единиц продукции она более чем компенсирует понижение прибыли на единицу продукции. Произведя две дополнительные единицы продукции (увеличив выпуск с 7 до 9 единиц), фирма в данном случае приобретет больше, чем потеряет: она увеличит прибыль на 5 единиц (51-46), а издержки – лишь на 0,91 денежных единиц (4,33-3,42).

    Оптимальный объем выпуска продукции (9 единиц) можно определить и сразу, сравнив предельные затраты (МС) с ценой единицы продукции (согласно правилу максимизации прибыли для фирмы - совершенного конкурента МС=Р). В нашем примере оптимальным будет тот объем производства, при котором предельные затраты (МС=9 ден. ед.) наиболее близки к цене продукта (10 ден.ед.), но не превышают её.

    При цене, равной 3 денежным единицам, фирма будет иметь убытки при любом объеме производства. Однако, если она сразу прекратит свою деятельность, то все равно понесет убытки в размере постоянных издержек (10 ден. ед.). Фирма может минимизировать убытки (довести их до 2,8 ден.ед.) при выпуске продукции, равном 6 единицам. При таком объеме производства она будет получать валовой доход 18 ден. ед. (3*6). Это позволит ей полностью покрыть переменные издержки (10,8 ед.), а также большую часть постоянных издержек (7,2 ден.ед. из 10 ден.ед.). Таким образом, принцип максимизации прибыли (MR=MC=P) является одновременно принципом минимизации убытков.

    Совершенная конкуренция как крайнее проявление несовершенной конкуренции

    Мы применили правило МС и MR к монополистам, желающим максимизировать прибыль, но оно верно не только в данном случае. Правило МС = MR также подходит и для максимизирующего прибыль субъекта совершенной конкуренции. Это можно доказать.

    1. Что представляет собой MR для субъекта совершенной конкуренции? Для субъекта совершенной конкуренции продажа дополнительных единиц продукции никогда не вызовет снижение цены, а "потеря дохода от снижения цены всех предыдущих" равна нулю. Цена и предельный доход равны.

    На графике вверху в точке Е, где МС пересекает MR, находится равновесное положение максимальной прибыли. Любое отклонение от этой точки приведет к потере некоторой прибыли. Цена равновесия соответствует точке G, которая выше Е; так как цена Р превышает MС, максимизированная прибыль положительна. (Объясните, почему заштрихованный прямоугольник отражает валовую прибыль. Почему заштрихованные треугольники справа и слева от Е показывают сокращение валовой прибыли, что является результатом отклонения от MR = МС?)

    На графике внизу максимизация прибыли показана с помощью графиков общих, а не предельных величин. Валовая прибыль (ТР) - это расстояние по вертикали от ТС до TR. ТР достигает максимума, когда наклон касательной к ней равен нулю. В точке максимизации прибыли кривые общего дохода и общих издержек имеют параллельные касательные, MR = МС.

    В условиях совершенной конкуренции цена равна среднему доходу и предельной выручке (Р = MR = AR). Кривая спроса (dd) и кривая MR субъекта совершенной конкуренции - это прямые горизонтальные линии, которые при этом совпадают.

    2. MR = Р = МС для субъекта совершенной конкуренции. Правило максимизации прибыли монополистами также подходит и для субъектов совершенной конкуренции, однако результаты несколько разнятся. По экономической логике, прибыль максимизируется при равенстве МС = MR. Однако, исходя из первого умозаключения, для субъекта совершенной конкуренции MR = Р. Поэтому равенство MR = МС, условие максимизации прибыли, становится особым случаем Р = МС, которое мы вывели из вышеуказанного правила для субъекта совершенной конкуренции.

    Поскольку субъект совершенной конкуренции может продать желаемый объем продукции по рыночной цене, MR = Р = МС при максимизирующем прибыль уровне производства.

    Несколько изменив рис. 9.4 (график вверху), мы можем это увидеть наглядно. Если график рассматривать с точки зрения совершенной конкуренции, то кривая DD должна быть горизонтальной прямой на уровне рыночной цены и совпадать с кривой MR. Максимизирующее прибыль пересечение MR = МС, в свою очередь, должно совпасть с Р = МС Перед нами явное доказательство того, что общее правило максимизации прибыли применимо к субъектам как совершенной, так и несовершенной конкуренции.

    Максимизация прибыли фирмы в условиях несовершенной конкуренции.

    Максимизация прибыли фирмы в условиях совершенной конкуренции в краткосрочном периоде.

    Краткосрочный период характеризуется не только постоянством производственных мощностей, но и невозможностью вхождения в отрасль новых предприятий. При условии работы с прибылью предприятие имеет положительную разницу между общей выручкой и общими издержками TP=TR-TC. Прибыль в расчете на единицу в выпускаемой продукции AP=P-ATC.

    В этом случае максимальной прибыли будет соответствовать точка E, в которой пересекаются кривые предельных издержек(MC) и кривая цен (Р равных предельной выручке). Ей соответствует равновесная цена - и соответствующий ей равновесный объем производства- . Общие издержки предприятия равны TC=ATC* (площадь прямоугольника О MK). Общая прибыль определяется площадью прямоугольника M EK. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, величина совокупной прибыли достигнет максимального значения для объема выпускаемой продукции, при котором предельные издержки равны предельной выручке (MC=MR(R)).

    В долгосрочном периоде помимо возможности изменения базовых производственных мощностей, существует вероятность вхождения в отрасль новых производителœей. В долгосрочном периоде фирма оптимизирует масштаб производства, исходя из равенства цены минимализму долгосрочных средних издержек P=min LAC. Это означает, что предприятие использует факторы производства и технологии наилучшим образом. В этом случае потребитель получает максимальный объем продукции по самой низкой цене, которую допускают единичные издержки.

    Объясняется подобная ситуация следующим образом. В случае если предприятие в краткосрочном периоде имеет экономическую прибыль, то в отрасль входят новые предприятия. Чтобы продолжать работу в данной отрасли предприятие вынуждено снижать цены или нести дополнительные издержки по поддержке сбыта͵ так как предложение в отрасли возрастет. Падение цен будет продолжатся до тех пор пока цены не будут покрывать по крайней мере средние издержки работающих в отрасли предприятий (P=ATC). Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, в условиях совершенной конкуренции в долгосрочном периоде равновесие отдельного и всœех предприятий определœенной отрасли может быть достигнуто при отсутствии прибыли. При этом отсутствует вход новых предприятий в отрасль и выходу из нее.

    В случаях монополии (чистой конкуренции) монополист в краткосрочном периоде будет следовать той же логике, что и владелœец конкурентного предприятия (фирмы). Он будет производить каждую последующую единицу продукции до тех пор, пока ее реализация обеспечивает большой прирост валового дохода, чем увеличение валовых издержек.

    Следовательно, монополист будет стремиться к монополизации совокупной прибыли, а не прибыли на единицу продукции. Чистая монополия не всœегда получает прибыль. Она может нести убытки, если спрос не покрывает издержки производства (). Но предприятие будет продолжать функционировать до тех пор пока убыток не превысит постоянные издержки при монополист будет работать, пока его совокупный убыток меньше его средних постоянных издержек AFС (AFС=ATC-AVC). В долгосрочном периоде ситуация не изменяется. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, при наличии монополиста распределœения ресурсов с точки зрения общества является нерациональным. На конкурентном рынке цена равна предельным издержкам, на монопольном рынке цена превышает предельные издержки следовательно, монополия приводит к повышению цен, при уменьшении объемов производства, что ведет к уменьшению благосостоянию потребителœей и улучшению благосостояния монополиста. В случае если экономика статична (эффект от масштаба доступен всœем производителям), то чистая конкуренция эффективнее чистой монополии. В случае если экономика динамична, то эффект от масштаба доступен лишь монополисту. Следовательно, монополия более эффективна.

    В случае монополистической конкуренции предприятие будет максимализировать прибыль, как и в случае с монополией при равенстве предельных издержек и доходов (MR=MС). При этом цена устанавливается выше минимума средних общих издержек и выше предельных издержек (P>min ATC) и выше предельных издержек (P>MC). Оно может столкнуться с убытками, но будет продолжать работать пока они меньше постоянных издержек. В случае если предприятия в условиях монополистической конкуренции получают экономическую прибыль, то это будет побуждать новые предприятия вступать в отрасль. В случае если предприятия терпят убытки, то это вызовет их отток из отрасли. В долгосрочном периоде в отрасли с монополистической конкуренцией равновесие, как правило, устанавливается при объеме производства, для которого MR=MC, и цене покрывающей средние издержки производства (P LAC). В некоторых случаях это равновесие P LAC в долгосрочном периоде обеспечивает то, что предприятие будет получать экономическую прибыль.

    В условиях монополии, а зачастую и монополистической конкуренции не достигается ни эффективное распределœение ресурсов, ни производственная эффективность . Для достижения производственной эффективности крайне важно чтобы P=ATC. Это означает, что потребители получают наибольший объем продукции по минимальной цене, которую допускают существующие издержки производства. Эффективное распределœение ресурсов имеет место при P=MC. При максимизации прибыли в условиях монополистической конкуренции цена превышает как средние общие, так и предельные издержки. То, что цена превышает средние минимальные издержки (P>min ATC) означает получение продукта потребителœем не по минимально возможной цене (не достигнута производственной эффективность). А превышение ценой предельных издержек(P>MC) означает не дораспределœение ресурсов на производство данного продукта.

    Доход, полученный предприятием, распределяется в зависимость от факторов. В результате предпринимательской деятельности предприниматель получает доход, определяемый как разница между валовой прибылью и ссудным процентом, налогами и другими выплатами в бюджет. Заработная плата является ценой труда . Современная экономическая теория трактует зарплату в широком и узком смысле. В широком смысле она означает оплата труда. В узком смысле - это ставка или цена, выплачиваемая за использование единицы труда в течение определœенного времени (час день и так далее). Различают номинальную и реальную заработную плату. Номинальная заработная плата – денежная сумма, которую работник получает за свой труд. Она характеризует уровень заработка, дохода. Реальная заработная плата - это товары и услуги, которые можно приобрести за заработанные деньги. Она характеризует уровень потребления и благосостояния работника.

    К доходам на факторы производства (факторные доходы) относятся также судный процент (в трактовке неоклассической теории) и ренту. В определœении неоклассиков рента- это доход от любого фактора производства предложение, которого неэластично. Наиболее часто это понятие применяют по отношению к земле.

    Согласно традиционным теории фирмы и теории рынков, максимизация прибыли является основной целью фирмы. Поэтому фирма должна выбрать такой объем поставляемой продукции, чтобы достичь максимальной прибыли за каждый период продаж. ПРИБЫЛЬ - это разница между валовым (общим) доходом (TR) и совокупными (валовыми, общими) издержками производства (ТС) за период продаж:

    прибыль = TR - ТС.

    Валовой доход - это цена (Р) проданного товара, умноженная на объем продаж (Q).

    Поскольку на цену не влияет конкурентная фирма, то на свой доход она может повлиять лишь посредством изменения объема продаж. Если валовой доход фирмы больше совокупных издержек, то она получает прибыль. Если совокупные издержки превышают валовой доход, то фирма несет убытки.

    Совокупные издержки - это издержки всех факторов производства, использованных фирмой при производстве данного объема продукции.

    Максимальная прибыль достигается в двух случаях:

    • а) когда валовой доход (TR) в наибольшей степени превышает совокупные издержки (ТС);
    • б) когда предельный доход (MR) равен предельным издержкам (МС).

    Предельный доход (MR) - это изменение в валовом доходе, получаемое при продаже дополнительной единицы объема выпуска. Для конкурентной фирмы предельный доход всегда равен цене продукта:

    Максимизация предельной прибыли представляет собой разницу между предельным доходом от продажи дополнительной единицы продукции и предельными издержками:

    предельная прибыль = MR - МС.

    Предельные издержки - дополнительные издержки, приводящие к увеличению выпуска на одну единицу блага. Предельные издержки целиком представляют собой переменные издержки, ибо постоянные издержки не изменяются вместе с выпуском. Для конкурентной фирмы предельные издержки равны рыночной цене товара:

    Предельным условием максимизации прибыли является такой объем выпуска продукции, при котором цена равняется предельным издержкам.

    Определив предел максимизации прибыли фирмы, необходимо установить равновесный выпуск продукции, максимизирующий прибыль.

    Максимально прибыльное равновесие - это такое положение фирмы, при котором объем предлагаемых благ определяется равенством рыночной цены предельным издержкам и предельному доходу:

    Максимально прибыльное равновесие в условиях совершенной конкуренции иллюстрируется на рис. 26.1.

    Рис. 26.1. Равновесный выпуск продукции конкурентной фирмы

    Фирма выбирает такой объем выпуска, который позволяет ей извлекать максимальную прибыль. При этом надо иметь в виду, что выпуск, обеспечивающий максимальную прибыль, отнюдь не означает, что за единицу данной продукции извлекается самая большая прибыль. Отсюда следует, что неправильно использовать прибыль за единицу продукта в качестве критерия общей прибыли.

    В определении объема выпуска, максимизирующего прибыль, необходимо сравнивать рыночные цены со средними издержками.

    Средние издержки (АС) - издержки в расчете на единицу произведенной продукции; равны общим издержкам производства определенного количества продукции, деленным на количество произведенной продукции. Различают три вида средних издержек: средние валовые (общие) издержки (АС); средние постоянные издержки (AFC); средние переменные издержки (AVC).

    Соотношение рыночной цены и средних издержек производства может иметь несколько вариантов:

    • цена больше, чем средние издержки производства, максимизирующие прибыль. В этом случае фирма извлекает экономическую прибыль, т. е. ее доходы превышают все ее издержки (рис. 26.2);
    • цена равна минимальным средним издержкам производства, что обеспечивает фирме самоокупаемость, т. е. фирма только покрывает свои издержки, что дает ей возможность получать нормальную прибыль (рис. 26.3);
    • цена ниже минимально возможных средних издержек, т. е. фирма не покрывает всех своих издержек и несет убытки (рис. 26.4);
    • цена опускается ниже минимальных средних издержек, но превышает минимум средних переменных издержек, т. е. фирма способна минимизировать свои убытки (рис. 26.5); цена ниже минимума средних переменных издержек, что означает прекращение производства, ибо потери фирмы превышают постоянные издержки (рис. 26.6).

    Рис. 26.2. Максимизация прибыли конкурентной фирмой

    Рис. 26.3. Самоокупаемая конкурентная фирма

    Рис. 26.4. Конкурентная фирма, несущая убытки

    Г.C. Beчкaнoв, Г.P. Beчкaнoвa