Методики на выявления личностных качеств. Выявление личностных качеств кандидата

Какие положительные качества характера человека для работы и комфортной жизни в социуме наиболее значимы? Как лучше охарактеризовать себя и что указать в резюме? Давайте разбираться. Чтобы знать свои добродетели в лицо, мы подготовили перечень положительных качеств для характеристики человека.

Аккуратность

Это стремление к порядку и чистоте. Аккуратность проявляется во внешней опрятности, заботливом отношении к вещам, точности и тщательности в делах. Данная черта больше присуща женщинам, поэтому для мужчины особенно важно выработать в себе привычку к созданию и поддержанию чистоты. Помните: порядок в доме - это порядок и в голове.

Бережливость

Это заботливое отношение к имеющимся благам, неважно собственным или чужим. Речь идет не только о материальных вещах, но даже о душевных силах и жизненной энергии человека. Данное качество позволяет оптимизировать расход любых ресурсов, достигать большего за счет сохранения малого.

Бескорыстие

Это отсутствие стремления к получению наживы. Корыстными людьми движет только личная выгода. Чистосердечным и бескорыстным людям собственная выгода не важна, они помогут и ничего не потребуют взамен, поэтому им доверяют гораздо больше.

Вежливость

Уважительное отношение к окружающим. Всегда. Даже в тех случаях, когда ситуация не располагает к учтивому и тактичному обращению. Кстати, данное качество раздражает хамов. Им поругаться хочется, а вежливый человек с ними на конфликт не идет. Вежливость и бранящегося за пояс затыкает, и города покоряет!

Верность

Это преданность, но не только по отношению к близким людям, но и к собственному мировоззрению, идеям и взглядам. Это важная сторона отношений между мужчиной и женщиной, ведь с ней сопряжена такая отрицательная черта, как ревность. Верность говорит о надежности и постоянстве личности, обладающей данным качеством.

Воспитанность

Это хорошие манеры и умение вести себя в обществе. Воспитанный человек вежлив с окружающими вне зависимости от их социального статуса. Это знание и выполнение правил поведения в социуме, уважение к чужой собственности, природе, обществу. За воспитанного человека никогда не бывает стыдно.

Дисциплинированность

Это умение соблюдать правила и распорядок. Дисциплинированный человек не только неукоснительно соблюдает установленные правила, но и умеет так распоряжаться собственным временем, чтобы его хватало на все важные дела.

Доброта

Это ласковое и заботливое отношение к людям. Отзывчивость и внимательность по отношению к другим, стремление помогать и выручать из трудных ситуаций, не ожидая ничего взамен. Данное качество не приносит сиюминутной выгоды, но окружающие его ценят, и на проявленную доброту зачастую отвечают такой же добротой и заботой.

Дружелюбие

Это доброжелательное отношение к окружающим. Это не только возможность выстраивать дружеские отношения с любым человеком, но и умение вести себя открыто и участливо по отношению к людям. Дружелюбный человек стремится к обоюдному приятному общению, поэтому имеет не только верных друзей, но и массу полезных знакомств.

Коммуникабельность

Это способность устанавливать контакты. Человек, не имеющий коммуникативных барьеров, легко входит в коллектив и заводит друзей. Мы живем в обществе, поэтому умение вступать в коммуникацию с окружающими полезно в любой сфере жизни. Человек, обладающий подобным качеством, никогда не останется один.

Ответственность

Это способность человека отвечать за то, что ему поручено, умение принимать сложные решения и оценивать их последствия. Мужья несут ответственность за жен, матери - за детей, сотрудники - за профессиональные задачи. Человек, который не боится брать на себя ответственность за что-либо, проявляет себя как самостоятельная и зрелая личность.

Отзывчивость

Это готовность прийти на помощь, способность бескорыстно откликнуться на просьбу, помочь в сложной ситуации. Плюс данного качества не только в хорошем отношении окружающих, но и в самоощущении себя добрым человеком.

Пунктуальность

Это соответствие правилам и предписаниям. В жизни данное качество больше связано с отсутствием опозданий, умением выполнять поручения в срок, соблюдать договоренности. Особо ценится в отраслях, где «время - деньги». Но не стоит пренебрегать пунктуальностью и в других сферах жизни - ее отсутствие может восприниматься как неуважение.

Решимость

Это готовность принимать решения, умение осуществить задуманное, не робея и не поддаваясь опасениям. Решимость - это отсутствие так называемого паралича воли, когда сомнения мешают деятельности. Тесно связана с твердостью духа и храбростью. Про решительных людей говорят: «У него есть внутренний стержень».

Самокритичность

Это трезвая самооценка, адекватное восприятие собственных взглядов и деятельности. Самокритичный человек не считает собственное мнение единственно верным, имеет здравое отношение к взглядам со стороны. Но нужно помнить о золотой середине, ведь излишняя самокритичность свидетельствует о низкой самооценке.

Скромность

Это отсутствие намерения превозносить себя. Приятно иметь дело с людьми, которые многого добились, и при этом не расхваливают себя на каждом шагу. Скромность - это не только отсутствие хвастовства, но и тактичность в отношении к окружающим. Данное качество может проявляться как из-за уважения к другим людям, так и из-за стеснительности.

Смелость

Это способность не поддаваться страхам. Говорят, смелый человек ничего не боится, но полное отсутствие страха - не только безрассудство, но и синдром некоторых психических отклонений. Смелость же - это умение действовать вопреки опасениям. Как пример, пожарные тоже могут бояться огня, но выполнять свой профессиональный долг, не поддаваясь страху.

Справедливость

Это правильность и беспристрастность. В основе данного понятия лежат представления о добре и зле, законах воздаяния за хорошие и плохие поступки. Оценивая события, справедливая личность исключает предрасположенности и симпатии к кому-либо. Человек справедлив тогда, когда объективен.

Толерантность

Это терпимость к людям. Толерантность не позволяет делить людей на представителей иных наций, этносов и религий. Терпимый человек не отвергает чужую точку зрения, и вряд ли позволит себе грубо кому-то ответить. Толерантность - это необходимость современного мира.

Трудолюбие

Это способность позитивно относиться к собственной работе. Трудолюбие – не только готовность отдавать свои силы и личное время процессу труда, но и способность делать это с удовольствием. Человек, систематически отлынивающий от работы и не способный воспринимать свой труд с интересом - бремя всего коллектива.

Уважение к другим

Это признание ценности чужих взглядов. Уважительное отношение к окружающим говорит о том, что вы видите личность в каждом человеке. В трудовых процессах это качество является обязательным, проявляется в дистанции и субординации.

Уверенность

Это позитивная оценка собственных качеств. Уверенность тесно связана со способностью человека управлять собой в неоднозначных ситуациях. Уверенная личность знает себе цену, не боится публичных выступлений, в стрессовой ситуации умеет держать себя в руках. Глядя на такого человека можно подумать: «Он знает, что делает».

Упорство

Это умение идти к цели. Данное качество свойственно сильным людям, не пасующими перед трудностями и неудачами. Настойчивость в достижении целей и осуществлении планов показывает твердость характера и непоколебимость духа. Упорные личности собственными силами добиваются высот.

Честность

Это открытость, недопустимость обмана по отношению к окружающим. Данное качество говорит о порядочности, нравственности и сильном характере. Честный человек всегда уважает собеседника, поэтому говорит ему правду иногда даже неприятную, но необходимую.

Чувство собственного достоинства

Это самоуважение и высокая оценка своих качеств, понимание ценности и значимости. Человек, обладающий этим качеством, вряд ли решится на низкий поступок, обман или даже обычную ругань в общественном месте. Это ниже его достоинства. Для такого человека важно даже не мнение окружающих, а собственная оценка своих поступков.

Чувство юмора

Это умение воспринимать ситуацию с комической стороны. Еще лучше - находить эту комичную сторону во всем. Так и жить веселее, и людям с таким человеком общаться приятно. Чувство юмора - показатель душевного здоровья человека. Неизвестно, увеличивает ли смех продолжительность жизни, но от лишних горестей точно может уберечь.

Щедрость

Это готовность делиться с ближним, абсолютно не желая получить что-то взамен. Щедрые люди, к примеру, могут заниматься благотворительностью – помогать нуждающимся, жертвовать средства специальным фондам. Даже самые бескорыстные люди ценят это качество, ведь оно показывает широту души.

Качества личности – это отличительный набор черт, присущих человеку, выражающий своеобразие состояний, психологических процессов, сторон характера и поведенческих моделей в социуме либо природной среде. Качества личности человека всегда являются персональными. Они обладают количественными характеристиками, вследствие чего измеряются по степени, стадии развития или уровню.

Личностный набор черт одновременно характеризуется устойчивостью (в момент произведения измерения) и динамичностью, другими словами пребывают в неизменном развитии (за годы существования человека). Их вырабатывание и трансформация обусловлена множеством условий биологической направленности и социального характера. На их появление и дальнейшее развитие оказывает значимое воздействие духовность личности.

Что это такое

Личностные качества людей являют собой, так называемые персональные «атрибуты» человека, влияющие на все возможные аспекты его жизнедеятельности, начиная с выбора ежедневного гардероба и заканчивая профессиональными предпочтениями. Проще говоря, это врожденные особенности и приобретенные черты характера. Одни личностные параметры могут модифицироваться вследствие воздействия социума, жизненных обстоятельств, другие – остаются константными. Среди психологов бытует мнение, что большинство черт личности формируется в первую пятилетку существования крохи, в последующие годы они лишь подвергаются корректировке.

К личностным чертам врожденного характера относят различные особенности характера. Так, например, Кеттелл причисляет к ним , особенности протекания процессов запоминания и восприятия, память, музыкальный или художественный талант, основополагающие свойства темперамента.

В свой черед, Юнг следовал схожей теории и разделил людей согласно их основным подтипам на интуитивных, чувствующих, ощущающих, мыслительных.

Особо влияют личностные характеристики при выборе профессиональной сферы. Большинство психологов утверждает, что человек, имеющий неподходящий характер для выбранной деятельности никогда в ней успеха не сможет достичь.

При этом каждая сфера трудовой занятости характеризуется отдельным набором желательных качеств личности и нежелательных. Например, успешному бизнесмену необходимы следующие «атрибуты»: трудолюбие, независимость, целеустремленность, адекватность самооценки, смелость, ответственность, инициативность, и коммуникабельность. Помимо того, такие параметры, как неуверенность, агрессивность и нетактичность у него должны отсутствовать.

Учитель должен обладать наблюдательностью, адекватным уровнем требовательности, тактичностью. Ему надлежит быть уравновешенным и внимательным, но при этом ему лучше не иметь тяготения к агрессивным проявлениям, не быть замкнутым, безответственным и непунктуальным.

Все качества, свойственные личности, и обнаруживающиеся на протяжении ее существования, связаны попарно. Они имеют позитивную составляющую и негативный окрас в соответствии с их направленностью.

Основные качества личности проявляют специфику психических явлений, особенностей и состояний человека, выражают его особенности характера, стороны темперамента, своеобразие поведения, неординарность взаимодействия с социумом, средой, собственной персоной. Проще говоря, они показывают индивидуально-психологические атрибуты личности. Также эти качества включают наличествующие у субъекта навыки, познания и умения.

Человек, ведающий, какие есть личностные качества, может у себя их выявить, дабы наметить курс и пути коррекционной работы.

Помимо того, такие знания помогут лучше понять близких, коллег и просто окружающих субъектов, поспособствуют оптимальному взаимодействию с социумом и сохранению взаимоотношений.

Таким образом знать собственные личностные характеристики необходимо, дабы понимать, как в дальнейшем развивать себя. Тогда как понимание особенностей других субъектов важно для определения совместимости и предположения, какие именно отношения могут установиться.

Положительные качества обычно поддерживаются и устойчиво развиваются, от отрицательных – большинство людей старательно пытается избавиться либо скорректировать.

При этом разделение личностных качеств на параметры с положительным окрасом и с отрицательной составляющей весьма условно, поскольку базируется на общеустановленных морально-нравственных нормах. Следует разуметь, что не черной составляющей не будет белой, поэтому и характеристики личности нельзя подразделить на хорошие качества и плохие параметры.

Традиционно к негативным личностным качествам причисляют следующие: лживость, двуличность, безответственность, пренебрежение, агрессивность, грубость, несдержанность, леность, разгильдяйство, хамство, ненависть, чрезмерный эгоизм, инертность, слабохарактерность, неряшливость, неуверенность, обидчивость, трусость, алчность, холодность, безразличие, избыточная самокритичность, завистливость, мстительность, а также множество иных.

Перечисленные черты порождают соответствующее поведение. Например, ленивый субъект, ленив в любой деятельности, а безответственный неизменно подводит других.

Наличие приведенных выше негативных параметров вредят как самому их обладателю, так и социуму, близким лицам. Однако они превосходно поддаются коррекции. Приложив немного усилий, можно улучшить собственное бытие, взаимоотношения с близкими, коллегами и просто стать счастливее.

Среди положительных составляющих личности индивида выделяют такие как: доброта, участливость, сопереживание, трудолюбие, ответственность, терпеливость, миролюбие, старательность, дружелюбность, культурность, нравственность, надежность, бескорыстие, прямота, правдивость, уверенность, интеллектуальность, рассудительность, оптимизм, целеустремленность, жизнерадостность, энергичность, аккуратность, внимательность, нежность, заботливость. Черт с положительным окрасом намного больше, чем перечислено, равно как и отрицательных составляющих.

Перечисленные параметры со знаком «+» порождают надлежащие навыки и умения в трудовой среде, личном взаимодействии, общественной жизни.

Из приведенного выше перечня качеств с отрицательным и позитивным окрасом видно, что существуют черты, которые выражают отношение человека к социуму, труду, миру, вещам. Все оттого, что индивидуальный набор характеристик человека обнаруживается во всем, начиная от его дружеских взаимоотношений и завершая манерой одеваться.

Не существует людей, целиком состоящих из «хороших» качеств, однако есть огромное количество индивидов, у которых превалируют положительные черты. При этом каждой личности под силу минимизировать в себе количество отрицательных качеств, заменив их положительными антагонистами.

Социально-психологические качества

Ежедневно людям приходится взаимодействовать с социумом, выражая собственные коммуникативные умения и комплекс социально-психологических черт личности.

Понятие «личность» уже само предполагает некоторое качество, поскольку каждый субъект должен вырабатывать самостоятельно в собственной персоне личность. Никто не рождается сразу личностью. На такой процесс формирования воздействует масса обстоятельств и прежде всего, это воспитание, уличная среда, условия существования.

Социально-психологические личностные параметры вырабатываются вследствие влияния взаимодействия с окружающими субъектами, итогом которого является появление сформировавшихся убеждений, социальных требований в отношении себя, социума.

Психологические черты и социальные характеристики образуются при условии наличия коммуникативного взаимодействия с социальными подгруппами. Социальные особенности личности отображают основополагающие ее черты, которые позволяют людям завладевать определенными позициями в социуме.

Социально-психологические параметры в строении личности подразделяют индивидов на три разновидности: атлетики, пикники и .

Люди, относящиеся к первой разновидности, обладают чертами социально энергичной личности, стремящейся пребывать в кругу внимания. Атлетик желает добиться доверия других, занять лидирующее положение в социальной среде. Такие личности довольно экспрессивны.

Люди второй разновидности быстро приспосабливаются к новым условиям. Они выстраивают взаимоотношения с окружающими индивидами в социуме, основанные на возможности свободно высказывать собственные убеждения, интересы, принципы, при этом избегая конфликтных ситуаций.

Люди, относящиеся к последней разновидности, характеризуются малой общительностью. Они , не стремящиеся обрастать связями, отношениями и новыми знакомствами.

Социально-психологические качества личности обусловливаются:

– интересами и потребностями, степенью быстрой переключаемости с одного на иное либо их устойчивостью, незначительным содержанием интересов потребностей либо наоборот;

– уровнем целостности такого мировосприятия и личностных установок;

– степенью осознания собственного предназначения в социальной среде;

– неординарным проявлением комплекса различных качеств.

Таким образом, человеку для благополучной жизнедеятельности следует неизменно вырабатывать социальные черты и психологические качества в собственной личности. Поскольку уровень социально-психологических параметров личности оказывает непосредственное воздействие на результативность деятельности.

Волевые качества личности

Многим бесспорно бы хотелось, чтобы в жизни все проистекало само собой, чтобы не приходилось прикладывать усилия. Однако ежедневно бытие развеивает их мечты. Ведь повседневно людям приходится решать множество проблем, они сталкиваются с массой трудностей и им доводится постоянно прикладывать усилия.

Даже поход в ближайший супермаркет уже является некоторой долей усилий. При этом, дабы двигаться вперед и развиваться, люди действуют, однако путь прогресса каждый субъект выбирает индивидуально. Его протяженность и скорость хода по нему чаще всего обусловлена отношением индивида к трудностям, сколько он намерен преодолеть, дабы достичь цели.
Проще говоря, на этом пути человек как раз и использует собственные волевые качества.

К волевым качествам личности относят следующие:

– решительность (умение мгновенно обозначить цель и траекторию пути ее реализации, даже в экстремальных обстоятельствах);

– целеустремленность (уверенное продвижение к намеченной цели, решимость отдать время и приложить усилия, дабы достичь ее);

– настойчивость (способность доводить новое дело до последовательного завершения, не отступать от намеченного, не искать более простой путь);

– смелость (преодоление растерянности и страха при трезвом осмыслении потенциальных опасностей);

– выдержка (самоконтроль, умение посредством воли сдерживать собственные действия, которые препятствуют воплощению задуманного);

– дисциплинированность (осмысленное подчинение собственных действий определенным нормам);

– самостоятельность (способность совершать деяния в одиночку, не оглядываясь на окружение, а также поведение других индивидов оценивать согласно собственным убеждениям).

Считается, что волевые параметры человека не относятся к врожденным качествам. При этом нужно понимать, что их формирование обусловлено , который зависит от физиологических характеристик нервной системы. Реагирование людей на определенные жизненные сложности связано с интенсивностью и скоростью реакций психики, однако формирование волевых параметров личности возникает лишь в процессе активности и получения опыта.

Первые проявления волевых актов наблюдаются в раннем детском периоде, когда кроха старается контролировать себя (не требует сиюминутного удовлетворения потребностей). Общение и познание окружающей яви формирует характер, в котором волевые черты впоследствии завладеют ведущей позицией в строении личности.

Личностное развитие происходит лишь в условиях преодоления преград. Зачастую, чем более выражены проявления волевых параметров человека, тем успешнее его профессиональная сфера, уровень жизни, социальные взаимоотношения и удовлетворенность собственным бытием в целом.

Все хотят слыть сильной личностью, но мало кто осознаёт, что сильная личность обладает качествами именно приобретёнными, благодаря ежедневному труду и борьбе с жизненными препятствиями. То есть, проще говоря, сильным человеком является субъект, обладающий развитыми волевыми параметрами личности, уверенностью и позитивным мировоззрением, поскольку их не могут напугать или остановить никакие беды и преграды.

Таким образом, все волевые характеристики личности вырабатываются на протяжении существования, взаимодействия и деятельности. При этом особенно значимым этапом такого формирования считается детство.

Нравственные качества

Нравственностью именуется система внутренних ценностей человека, обуславливающих его поведенческое реагирование, отношение к социальному окружению, близким лицам и собственной персоне.
Система внутренних норм человека вырабатывается вследствие воздействия множества факторов: семейных взаимоотношений, личного опыта, школьной среды, общественных взаимоотношений.

Нравственность бывает расовой, гуманистической, религиозно-фанатической, националистической, что обусловлено ценностями, которые были основой формирования внутренних правил человека.

Нравственное формирование личности малыша определяется его восприятием моральных норм, знанием таких норм, привычками поведенческих реакций, внутренней позицией крохи.

Для развития малыша как социального создания первостепенным значением обладает именно знание норм поведения. Дошкольный возраст крохи характеризуется усвоением социальных постулатов поведения посредством взаимодействия с окружением (близкими лицами, ровесниками, воспитателями).

Усвоение норм, прежде всего, предполагает постепенное понимание и осмысление малышом их роли, а также вырабатывание поведенческих привычек посредством взаимодействия с социумом. В привычке отображается эмоционально ощущаемая стимулирующая сила – ребенку приходится действовать, нарушая обычное поведение, что порождает у крохи чувство дискомфорта. Помимо того усвоение норм предполагает впитывание малышом определенного эмоционального отношения к нормам.

Важные качества личности, такие как тактичность, корректность, уважительность, осторожное отношение к наследию, природе – это базис, на котором выстраивается благополучное сосуществование человека в социуме.

Среди первостепенных нравственных качеств выделяют такие:

– человеколюбие (бескорыстная помощь людям, доброта);

– верность (данная черта имеет две направленности: на себя, то есть следование собственным принципам, идеалам, и во вне, что подразумевает верность Отчизне);

– уважение;

– бескорыстие (поступки без личной выгоды);

– духовность (характеристика, включающая нравственные стороны и религиозность, что возвеличивает дух человека).

Профессиональные качества

Современная профессиональная деятельность довольно многообразна и сложна. Ведь существует огромное количество разновидностей деятельности, которыми людям необходимо заниматься, дабы общество могло благополучно существовать и прогрессировать. Конкретный вид трудовой деятельности, реализуемый индивидом, чтобы тем самым принести толк обществу и выказать себя в качестве личности, именуется профессией.

Сегодня существует множество ремесел, которые позволяют людям принимать живое участие в различных областях жизнедеятельности социума. Одни профессии подразумевают производительный труд, иные – сферу обслуживания, третьи – управление, четвертые – образование.

Род деятельности, связанный с производством, характеризуется определенными спецификами, которые предъявляют конкретные требования к работнику и обстоятельствам, при которых проистекает эта самая деятельность. Вместе с тем можно выделить общее требование, выдвигаемое всеми профессиями, и называется оно надежностью. Ведь надежными надлежит быть всем механизмам, орудиям труда, приборам. Помимо того всем психофизическим особенностям и параметрам личности работника также надлежит быть надежными.

Профессиональное выковывание личности является целостным подвижно разворачивающимся процессом, включающим выработку профессиональных целей и абсолютную реализацию собственных качеств в деятельности. Главным противоречием профессионального развития считается столкновение сложившихся личностных параметров и объективных запросов основной деятельности, смысл которой охватывает ее влияние на дальнейшее становление личности.

Воплощая себя в деятельности, человек понемногу меняется, что порождает переустройство мотивов главной деятельности, выработку новых параметров личности.

К качествам профессионального характера обычно причисляют профессиональное мастерство, организованность, инициативность, аккуратность, компетентность, пунктуальность, преданность работе.

Первостепенным психологическим приспособлением, обеспечивающим своевременное и точное выполнение профессиональных обязанностей, является и умение его совершенствовать. Самоконтролем именуют способность индивида безошибочно оценивать реализацию трудовой деятельности, своевременно обнаруживать и ликвидировать допущенные промахи. Воплощаться самоконтроль может при условии разумения того, что следует контролировать и соответственно какому шаблону необходимо производить этот контроль. Если данные параметры указаны нечетко, то осложняется самоконтроль и человек своевременно установить соотношение совпадения намеченного с имеющимся не может.

Развитие самоконтроля заключается в устойчивом стремлении обучаться наиболее результативным приемам и методикам выполнения профессиональных обязанностей.

Описанные выше способности неразрывно взаимосвязаны с таким личностным параметром, как ответственность, которая подразумевает стремление человека так реализовать собственную трудовую деятельность, чтобы принести максимальный толк социуму. Безответственный работник будет халатно относиться к профессиональным обязанностям, допускать просчеты в трудовой деятельности.

Какие качества человека, кроме положительных и отрицательных, выделяют в психологии и где применяется эта классификация? Зачем нужна осведомленность в этом вопросе и какие преимущества она несет? Что включает в себя понятие «личные качества»? Какими они бывают? Ответ ниже, в этой статье.

Разум во многом определяет качества человека

Что дает знание о качествах человека

Осведомленность и грамотность в – это своего рода оружие. Умение пользоваться им помогает избегать неприятностей и бороться со своими врагами – и внутренними, и внешними.

Овладение знаниями в области качеств личности позволяет:

  • повысить собственный уровень самосознания;
  • более глубже понять социум;
  • научиться верно устанавливать приоритеты
    и строить с ними отношения.

При поступлении на работу, при знакомстве с человеком противоположного пола, при взаимодействии с людьми на улицах вечернего города всегда стоит первая задача: узнать, кто перед тобой находится, что это за человек, каков он. Как с ним необходимо взаимодействовать. И что в итоге принесет та или иная тактика поведения. Невозможно понять другого не поняв сначала себя. С другой стороны, оценка личных качеств других людей позволяет сравнить себя с ними.

Как классифицируются личные качества человека

Личными качествами называют комплекс сложных составляющих как биологических, так и обусловленных социально компонентов личности. Полный список можно найти . В этой статье рассмотрим основные качества человека. Они демонстрируют все особенности внутренних психических свойств:

  • индивидуальные прохождения внутренних внутри человека
  • комплекс состояний и свойств отдельно взятой личности;
  • особенности характера;
  • тип темперамента;
  • особенности поведения;
  • характер общения и ;
  • отношение к самому себе и проч.

Также в личные качества человека входит система ЗУН: знаний, умений, навыков.

Личностные свойства имеют разные классификации:

  • положительные;
  • отрицательные;
  • волевые;
  • и нравственные качества.

Прежде чем приступить к разбору тех или иных сторон личности, необходимо помнить, что любые классификации в это вопросе и оценка личных качеств – весьма условны. Объясняется это тем, что все в мире относительно, даже понятие добра и зла. Разделение базируется на общепринятых моральных и нравственных нормах. Условимся, что к каждому определению будем приписывать слово «условно»: условно положительные, условно отрицательные и т. д. К примеру, агрессивность – условно отрицательная характеристика. Она будет иметь неприятные последствия в одной ситуации, но в ситуации необходимости постоять за себя будет единственно верной.


Отрицательные качества человека

Отрицательные качества личности – это свойства, являющиеся нежелательными для самого человека и его окружающих и требующие исправления которые являются нежелательными и . Их – крайне много. Полный список мог бы составить небольшую брошюру. Здесь будет приведено лишь несколько из них:

  • лживость;
  • лицемерие;
  • грубость;
  • леность;
  • склонность к депрессиям;
  • агрессивность;
  • ненависть;
  • нетерпеливость;
  • пассивность;
  • слабоволие;
  • трусость;
  • обидчивость;
  • неряшливость.

Эти и подобные личные качества человека определяют и соответствующее их подведение: неряшливый будет выглядеть неопрятно и воссоздавать вокруг себя соответствующий атмосферу. Безответственный – плохо работать и подводить себя и коллектив.


Положительные качества человека

Положительные качества личности – это категория внутреннего блага человека, которая приносит как ему самому, так и окружающим положительные переживания и чувство удовлетворенности. Полный список положительных качеств будет не менее внушительным. Также упомянем лишь некоторые:

  • доброта;
  • отзывчивость;
  • трудолюбие;
  • терпеливость,
  • ответственность;
  • миролюбие;
  • дружелюбие;
  • верность;
  • бескорыстие;
  • честность;
  • уверенность в себе.

Идеальных людей не бывает: обладатели только положительных качеств существуют только в сказках. Однако тех, в ком положительные качества человека преобладают, очень много. Часто наличие перечисленных свойств – это личные качества лидера. Благодаря им лидеры способны расположить к себе, завоевать доверие и повести за собой.

Для тех, у кого в характере преобладают отрицательные качества человека, есть хорошие новости: недостатки могут сыграть роль «пинка» к стремительному рывку вперед и внутреннему росту. Это доступно каждому.

Волевые качества личности

Волевыми качествами лично
составленных целей. Коснемся основных.

Целеустремленность – нацеленность человека выбранный результат деятельности. Это свойство делится на стратегическую разновидность и тактическую. Первая – это в целом поступки человека с подачи своих нравственных позиций, ценностей и идеалов. Вторая – это движение личности «по шагам», от одной микроцели до другой до достижения результата.

Инициативность – нацеленность человека на проявление какого–либо . Обычно предшествует началу волевого акта. Этим свойством обладают самостоятельные личности. Инициативность связана с самостоятельностью.

Самостоятельность – добровольная и активная установка человека принимать решения, согласно своим принципам и убеждениям.

Воля – не считается врожденным качеством, а рассматривается как качество, становление которого происходит на основе личного выбора человека.

Профессиональные качества личности

На влияют такие качества человека, которые можно назвать: личные качества лидера. Выделяют несколько категорий:

  • вербальная составляющая – отвечает за умение понимать смысл информации, передаваемой словами;
  • числовая – умение быстро решать в уме арифметические примеры;
  • тригонометрическая – умение мысленно видеть а 2-3 измерениях;
  • визуальная – внимательность к деталям, равное детской игре “найди 10 отличий»;
  • корректорская – умение быстро корректировать слова, числа;
  • координационная – умение оперативно координировать мелкую и крупную моторику рук, ног, а также падать хорошей моторной координации;
  • зрительная – умение согласовывать направление взгляда с движением ног, рук;
  • сравнивающая – восприимчивость к цвету и его оттенкам, умения их видеть и отличать;
  • обучаемость – умение схватывать смысл, способность к рассуждению, умение делать верные выводы (общий интеллект).

Специальные профессиональные качества

Каждое из этих свойств рассматривается в соответствии с профессиональной значимостью. К примеру, человеку, не способному различать цвета (дальтонизм), противопоказано вождение. Ведущим экономистом не возьмут человека, с низким показателем числовой способности.

Также необходимо перечислить такие качества личности, без которых овладение профессиями в принципе будет невозможно:

  1. Свойства индивидуально –типологического характера (выносливость, физическая сила, лабильность нервной системы) – проще говоря, стрессоустойчивость.
  2. Аналитические свойства, позволяющие со временем приобретать уникальные способности. Пример: «технический слух» – умение без приборов, только в опоре на опыт понять причину неисправности механизма.
  3. Внимательность – впрямую зависит от заинтересованности и желания человека иметь актуальную информацию о действительности, адекватно ее оценивать.
  4. Психомоторика – особые свойства и восприятие человека, которыми он руководствуется при выборе направления действий для осуществления . К ней же относят скорость анализа и умение быстро анализировать ситуацию и принимать решения. Как показывает практика, это умение хорошо тренируется..
  5. Мнемические качества. Связаны с памятью. Профессиональная память тоже свободно тренируется.
  6. Особенности имажинитивные – способность к воображению и сложным мыслительным процессам
  7. Волевые качества – не для каждой профессии они обязательны, но они всегда необходимые для преодоления сложностей в процессе .

Нравственные качества личности

Нравственность – это свод добровольно принятых для себя правил человека, которые имеет определяющее значение в поведении человека и его к себе и окружающим.

Ее формирует влияние многих составляющих:

  • семейные ценности;
  • индивидуальный опыт;
  • влияние школы;
  • социума.

В рамках определения существует дифференциация на такие подвиды, как:

  • расовая;
  • религиозная;
  • гуманистическая.

Роль нравственных позиций важна для любых общественных групп. Существует мнение, что у расистов, фанатиков и прочих отсутствуют моральные устои и нравственные качества. Это суждение ошибочно и ненаучно. Также согласно исследованиям, такие общественные группы имеют генетические корни и не всегда могут контролироваться человеком.

Каждый человек уникален, он представляет собой личность, наделённую определёнными особенностями, которые отличает её от других. Эти особенности именуются личностными качествами: некоторые из них даны от рождения, другие появляются в течение жизни. Одна часть качеств личностных имеет положительную направленность, другая - отрицательную. Последние могут значительно усложнить семейную жизнь, профессиональную сферу. Но не от всех отрицательных качеств легко избавиться - приходится много работать над собой. Поэтому большое значение имеет диагностика и выявление особенностей личности.

Проявляются в особенностях темперамента и самооценке

Структура личности

Чтобы лучше понять качества человека, нужно разобрать структуру личности. Она состоит из 4 частей:

  1. Темперамент - это врождённые генетические особенности, которые присущи каждому человеку. Исходя из них можно многое сказать о человеке, скорректировать направление его жизни. Выделяют 4 типа темперамента: холерики (импульсивны и обидчивы), сангвиники (коммуникабельны и открыты всему новому), флегматики (уравновешены и спокойны), меланхолики (склонны к уединению). Даже в одинаковых ситуациях представители того или иного типа темперамента ведут себя по-разному.
  2. Психические процессы - это то, как он воспринимает мир, как реагирует на непредвиденные ситуации, насколько у него развито воображение, чего он боится.
  3. Опыт и навыки, которые люди приобретают, превращаются в привычки, стиль и манеру поведения.
  4. Отношение личности к событиям вокруг неё. Это зависит от мировоззрения, уровня сознания, соблюдения общественных норм.

Качества влияют на формирование и развитие характера

Большинство элементов структуры с трудом поддаются изменениям, их резкое изменение может произойти вследствие воздействия экстремальных обстоятельств. Подвижные элементы в случае необходимости можно скорректировать путём работы со специалистом.

Для чего нужно знать личностные качества

Выявить, осознать, принять или поменять личностные особенности необходимо для:

  • самопознания и развития;
  • понимания других людей;
  • распознавания вариантов ненадлежащего отношения к себе;
  • поиска любимого человека;
  • продвижения по карьерной лестнице.

Классификация личностных качеств

Их можно классифицировать по различным основаниям. Самым распространённым является деление на положительные и отрицательные. Положительные качества характеризуются их бесспорной пользой, которую они приносят самому обладателю качеств и окружающим людям. Отрицательные всегда несут вред самому субъекту и его окружению.

Положительные личностные качества

Они делятся на несколько групп. К тем, которые не зависят от событий и взаимодействия с окружающими, относятся:

  • доброта;
  • отзывчивость;
  • дружелюбие;
  • оптимизм;
  • терпение;
  • честность;
  • смелость;
  • внимательность;
  • трудолюбие;
  • аккуратность.

Качества, которые проявляются при взаимодействии с другими людьми, когда происходят какие-либо события:

  • коммуникабельность;
  • ответственность;
  • мужественность;
  • щедрость;
  • рассудительность;
  • эрудированность;
  • чувство такта;
  • воспитанность;
  • уверенность в себе;
  • практичность.

Обозначенные свойства человека можно назвать основными, они могут дробиться на более мелкие разновидности.

Отрицательные личностные качества

Перечень качеств, идущих из глубин самой личности:

  • лень;
  • обидчивость;
  • гневливость;
  • эгоизм;
  • упрямство;
  • пессимизм.

Свойства, характеризующие личность в процессе деятельности, общения с другими:

  • лживость;
  • грубость;
  • ревность;
  • малодушие;
  • лицемерие;
  • жадность;
  • завистливость;
  • небрежное отношение к вещам.

Классификация проведена условно. Те или иные свойства личности могут в отдельных ситуациях оказаться положительными, а в других — отрицательными.

Известно, что наши недостатки — продолжение наших достоинств.

Личностные качества в профессиональной сфере

Ваши качества напрямую влияют на вашу работу и успешность

Значение качеств личностных в деловых кругах бесценно. Они:

  • повышают производительность труда;
  • укрепляют межличностные отношения в коллективе;
  • чётко выстраивают вертикаль начальник — подчинённый;
  • вызывают рост продаж;
  • помогают подниматься по карьерной лестнице;
  • стимулируют появление новых идей.

Среди положительных свойств личности, без которых не обойтись в профессиональной деятельности , можно выделить:

  • ответственность - способность брать на себя обязательства и самостоятельно отвечать за них;
  • настойчивость и упорство - умение доводить дело до конца, несмотря на трудности;
  • исполнительность - неукоснительное выполнение всех поручений и приказов;
  • организованность - умение подчинить все обстоятельства выполнению главной цели;
  • инициативность - внесение новых рабочих предложений;
  • коммуникабельность - способность находить общий язык с коллегами и партнёрами по бизнесу;
  • внимательность - самоконтроль за правильным выполнением трудовых обязанностей;
  • пунктуальность - выполнение всех поручений вовремя;
  • целеустремлённость - видение конечного результата и грамотное продвижение к нему;
  • стрессоустойчивость - способность не реагировать на негативные ситуации извне.

Однозначно отрицательными личностными качествами в деловой среде являются:

  • конфликтность;
  • лицемерие;
  • высокомерное поведение;
  • медлительность;
  • лень;
  • чрезмерная самоуверенность;
  • неряшливость.

В вакансиях для соискателей выставляются те или иные требования относительно характеристик личности. Для различных профессий нужны прямо противоположные свойства. Категории руководителей не обойтись без набора лидерских качеств - ответственности, гибкости, решительности, уверенности в себе, работоспособности. Для некоторых работников (бухгалтер, делопроизводитель) основополагающими будут такие качества, как усидчивость, внимательность, скрупулёзность, терпение.

Оценка личностных качеств работника

Руководитель может оценить качества личности претендента на должность, прочитав о них в резюме. Потенциальный сотрудник должен уделить этому пункту своего резюме значительное внимание, но не нужно, чтобы их описание занимало больше половины текста и не следует превозносить себя. Следует постараться объективно отнестись к своим качествам, акцент необходимо сделать на тех личностных особенностях, которые как-то связаны с предлагаемой работой. По этому показателю начальник будет оценивать, подходит этот кандидат или нет. Лучше, если описание подкрепляется конкретными профессиональными достижениями.

Личностные качества играют важную роль во всех сферах нашей жизни. Они могут быть как положительные, так и отрицательные. Чтобы отрицательные стороны не создавали проблем, нужно с ними бороться, работая над собой.

Личность является наиболее сложным психическим конструктом, в котором тесно переплетаются множество . Изменение даже одного из этих факторов существенно отражается на его взаимоотношениях с другими факторами и на личности в целом. С этим связано многообразие подходов к изучению личности - различные аспекты изучения личности исходят из разных концепций, они отличаются методологически соответственно тому, объектом какой науки оказывается исследование личности.

В последние годы значительно возрос интерес к исследованиям личностных особенностей психически больных как в патопсихологии, так и в клинической психиатрии. Это объясняется рядом обстоятельств: во-первых, изменения личности обладают в известной мере нозологической специфичностью и могут быть использованы для решения вопросов дифференциальной диагностики; во-вторых, анализ преморбидных свойств личности может оказаться полезным в установлении возможных причин происхождения ряда заболеваний (и не только психических, но и , например язвенной болезни, заболеваний сердечно-сосудистой системы); в-третьих, характеристика личностных изменений в течении заболевания обогащает наши представления о его патогенетических механизмах; в-четвертых, учет особенностей личности очень важен для рационального построения комплекса реабилитационных мероприятий. Учитывая сложность понятия личности, следует сразу же согласиться с тем, что нет какого-либо одного метода ее исследования, каким бы полным и разносторонним он нам ни представлялся, который может дать целостную характеристику личности. С помощью экспериментального исследования мы получаем лишь частичную характеристику личности, которая нас удовлетворяет постольку, поскольку она оценивает определенные личностные проявления, имеющие значение для решения конкретной задачи.

В настоящее время известно множество экспериментально-психологических приемов, методов, методик, направленных на исследование личности. Они, как уже указывалось, различаются особенностями подхода к самой проблеме (речь идет о различии принципиальном, методологическом), разнообразием интересов исследователей (личность изучается в педагогической психологии, в психологии труда, в социальной и патологической психологии и т. д.) и направленностью на различные проявления личности. Конечно, интересы исследователей и стоящие перед ними задачи нередко совпадают, и этим объясняется то, что методики исследования личности в социальной психологии берутся на вооружение патопсихологами, методики патопсихологии заимствуются специалистами, работающими в области психологии труда.

Не существует даже сколько-нибудь четкой и тем более общепринятой классификации методов, используемых для исследования личности. В. М. Блейхером и Л. Ф. Бурлачуком (1978) предложена в качестве условной следующая классификация методов исследования личности:

  1. и близкие к нему методы (изучение биографий, клиническая беседа, анализ субъективного и объективного анамнеза и т. д.);
  2. специальные экспериментальные методы (моделирование определенных видов деятельности, ситуаций, некоторые аппаратурные методики и т. д.);
  3. личностные и другие методы, базирующиеся на оценке и самооценке;
  4. проективные методы.

Как будет видно из дальнейшего, разграничение этих четырех групп методов весьма условно и может быть использовано главным образом в прагматических и дидактических целях.

К. Leonhard (1968) считал наблюдение одним из важнейших методов диагностики личности, отдавая ему предпочтение в сравнении с методиками типа личностных опросников. При этом он придает особое значение возможности наблюдать человека непосредственно, изучать его поведение на работе и в домашней обстановке, в семье, среди друзей и знакомых, в узком кругу и при большом количестве собравшихся. Подчеркивается особенная важность наблюдения над мимикой, жестикуляцией и интонациями обследуемого, являющимися часто более объективными критериями личностных проявлений, чем слова. Наблюдение не должно быть пассивно-созерцательным. В процессе наблюдения патопсихолог анализирует те явления, которые он видит, с точки зрения деятельности больного в определенной ситуации и с этой целью оказывает известное влияние на складывающуюся ситуацию с тем, чтобы стимулировать определенные поведенческие реакции обследуемого. Наблюдение - это преднамеренное и целенаправленное восприятие, обусловленное задачей деятельности (М. С. Роговин, 1979). В клинической беседе анализируются особенности биографии больного, присущие ему особенности личностных реакций, его отношение к собственному характеру, особенности поведения обследуемого в конкретных ситуациях. Последние К. Leonhard рассматривал как важнейший методический пункт в анализе личности. М. С. Лебединский (1971) особое внимание в исследовании личности больного уделял изучению дневников и автобиографий, составляемых им по просьбе врача, либо ведущихся и раньше.

Для исследования личности в процессе деятельности применяются специальные методики, о которых речь будет идти ниже. Следует лишь отметить, что для опытного психолога такой материал дают и любые психологические методики, направленные на исследование познавательной деятельности. Например, по результатам пробы на заучивание 10 слов можно судить о наличии апатических изменений у больного шизофренией (кривая запоминания типа «плато»), о завышенном или заниженном уровне притязаний и т. п.

Значительные методические и методологические трудности возникают перед психологом в связи с использованием личностных опросников. Личностные характеристики, получаемые в плане самооценки, представляют значительный интерес для патопсихолога, однако при этом нередко упускается из виду необходимость сопоставления данных самооценки с показателями, объективно представляющими личность. Из наиболее часто употребляемых личностных опросников только MMPI располагает удовлетворительными оценочными шкалами, позволяющими судить об адекватности самооценки обследуемого. Недостатком конструкции многих личностных опросников следует считать их явную для обследуемого целенаправленность. Это в первую очередь относится к монотематическим опросникам типа шкалы тревоги.

Таким образом, информацию, получаемую с помощью личностных опросников, можно адекватно оценить лишь при сравнении ее с данными объективной оценки личности, а также при дополнении ее результатами исследования личности в процессе деятельности, проективными методами. Подбор методик, дополняющих тот или иной личностный опросник, определяется во многом задачей исследования. Например, при изучении внутренней картины болезни позиция больного по отношению к своему заболеванию существенно уточняется введением в эксперимент методик типа .

Под проективными мы понимаем такие методики опосредованного изучения личности, которые базируются на построении специфической, пластичной ситуации, создающей в силу активности процесса восприятия наиболее благоприятные условия для проявления тенденций, установок, эмоциональных состояний и других особенностей личности (В. М. Блейхер, Л. Ф. Бурлачук, 1976, 1978). Е. Т. Соколова (1980) считает, что , ориентированный на изучение неосознаваемых или не вполне осознанных форм мотивации, является практически единственным собственно психологическим методом проникновения в наиболее интимную область человеческой психики. Если большинство психологических приемов, считает Е. Т. Соколова, направлено на изучение того, как и за счет чего достигается объективный характер отражения человеком внешнего мира, то проективные методики ставят своей целью выявление своеобразных «субъективных отклонений», личностных «интерпретаций», причем последние далеко не всегда объективны, не всегда, как правило, личностно значимы.

Следует помнить, что диапазон проективных методик значительно шире того перечня методических приемов, которые традиционно включаются в эту группу методик (В. М. Блейхер, Л. И. Завилянская, 1970, 1976). Элементы проективности можно найти в большинстве патопсихологических методов и методик. Более того, есть основания полагать, что беседа с обследуемым, направленная особым образом, может содержать элементы проективности. В частности, это может быть достигнуто при обсуждении с больным тех или иных жизненных коллизий или содержащих глубокий подтекст произведений искусства, явлений общественной жизни.

  1. Гипертимные личности, характеризующиеся склонностью к повышенному настроению.
  2. «Застревающие» личности - со склонностью к задержке, «застреванию» аффекта и бредовым (паранойяльным) реакциям.
  3. Эмотивные, аффективно-лабильные личности.
  4. Педантичные личности, с преобладанием черт ригидности, малой подвижности нервных процессов, педантизма.
  5. Тревожные личности, с преобладанием в характере черт тревожности.
  6. Циклотимные личности, со склонностью к фазным колебаниям настроения.
  7. Демонстративные личности - с истерическими чертами характера.
  8. Возбудимые личности - со склонностью к повышенной, импульсивной реактивности в сфере влечений.
  9. Дистимические личности - со склонностью к расстройствам настроения, субдепрессивные.
  10. Экзальтированные личности, склонные к аффективной экзальтации.

Все эти группы акцентуированных личностей объединяются К. Leonhard по принципу акцентуации свойств характера или темперамента. К акцентуации свойств характера, «особенностей стремлений» относятся демонстративность (в патологии - психопатия истерического круга), педантичность (в патологии - ананкастическая психопатия), склонность к «застреванию» (в патологии - паранойяльные психопаты) и возбудимость (в патологии - эпилептоидные психопаты). Остальные виды акцентуации К. Leonhard относит к особенностям темперамента, они отражают темп и глубину аффективных реакций.

Опросник Шмишека состоит из 88 вопросов. Приводим характерные вопросы:

  • Предприимчивы ли вы? (Да).
  • Можете ли вы развлекать общество, быть душой компании? (Да).

Для выявления склонности к «застреванию»:

  • Отстаиваете ли вы энергично свои интересы, когда по отношению к вам допускают несправедливость? (Да).
  • Заступаетесь ли вы за людей, по отношению к которым допущена несправедливость? (Да).
  • Упорствуете ли вы в достижении цели, если на пути встречается много препятствий? (Да).

Для выявления педантичности:

  • Не возникают ли у вас по окончании какой-нибудь работы сомнения в качестве ее исполнения и не прибегаете ли вы к проверке - правильно ли все было сделано? (Да).
  • Раздражает ли вас, если занавес или скатерть висят неровно, стараетесь ли вы это поправить? (Да).

Для выявления тревожности:

  • Не боялись ли вы в детские годы грозы, собак? (Да).
  • Беспокоит ли вас необходимость спуститься в темный погреб, войти в пустую неосвещенную комнату? (Да).

Для выявления циклотимности:

  • Бывают ли у вас переходы от веселого настроения к очень тоскливому? (Да).
  • Случается ли с вами, что, ложась спать в отменном настроении, утром вы встаете в плохом расположении духа, которое длится несколько часов? (Да).

Для выявления демонстративности:

  • Случалось ли вам рыдать, переживая тяжелое нервное потрясение? (Да).
  • Охотно ли вы в школе декламировали стихи? (Да).
  • Не трудно ли вам выступать на сцене или с кафедры перед большой аудиторией? (Нет).

Для выявления возбудимости:

  • Легко ли вы впадаете в гнев? (Да).
  • Можете ли вы, сердясь на кого-нибудь, пустить в ход руки? (Да).
  • Совершаете ли вы под влиянием алкоголя внезапные, импульсивные поступки? (Да).

Для выявления дистимичности:

  • Способны ли вы быть шаловливо-веселым? (Нет).
  • Нравится ли вам бывать в обществе? (Нет). Для выявления экзальтированности:
  • Бывают ли у вас состояния, когда вы преисполнены счастья? (Да).
  • Можете ли вы под влиянием разочарования впасть в отчаяние? (Да).

Ответы на вопросы заносятся в регистрационный лист, а затем с помощью специально подготовленных ключей подсчитывается показатель по каждому из видов личностной акцентуации. Использование соответствующих коэффициентов делает эти показатели сопоставимыми. Максимальный показатель по каждому виду акцентуации - 24 балла. Признаком акцентуации считается показатель, превосходящий 12 баллов. Результаты можно выразить графически в виде профиля личностной акцентуации. Можно подсчитать и средний показатель акцентуации, равный частному от деления суммы всех показателей по отдельным видам акцентуации на 10. Методика Шмишека была адаптирована и для исследования детей и подростков с учетом их возрастных особенностей и интересов (И. В. Крук, 1975).

Одним из вариантов опросника Шмишека является опросник Литтманн - Шмишека (Е. Littmann, К. G. Schmieschek, 1982). Он включает в себя 9 шкал из опросника Шмишека (исключена шкала экзальтированности) с добавлением шкал экстра-интроверсии и искренности (лжи) по Н. J. Eysenck. Этот опросник был адаптирован и стандартизован нами (В. М. Блейхер, Н. Б. Фельдман, 1985). Опросник состоит из 114 вопросов. Оценка ответов производится с помощью специальных коэффициентов. Результаты по отдельным шкалам от 1 до 6 баллов рассматриваются как норма, в 7 баллов - как тенденция к акцентуации, в 8 баллов - как проявление явной личностной акцентуации.

Для определения надежности результатов, их достоверности в статистически значимой группе больных обследование проводилось по опроснику и с помощью эталонов - карт, содержащих перечень основных признаков видов акцентуации. Отбор эталонов производился близкими больному людьми. При этом совпадение было обнаружено в 95 % случаев. Такой результат свидетельствует о достаточной точности опросника.

Общее число акцентуированных личностей среди здоровых обследуемых составляло 39 %. По К. Leonhard, акцентуация наблюдается примерно у половины здоровых.

По данным исследования здоровых близнецовым методом (В. М. Блейхер, Н. Б. Фельдман, 1986) обнаружена значительная наследуемость типов личностной акцентуации, их значительная генетическая детерминированность.

Торонтская алекситимическая шкала

Термин «алекситимия» был введен в 1972 г. P. E. Sifheos для обозначения определенных личностных особенностей пациентов с психосоматическими расстройствами - трудности нахождения подходящих слов для описания собственных чувств, обеднения фантазии, утилитарном способе мышления, тенденции к использованию действий в конфликтных и стрессовых ситуациях. В дословном переводе термин «алекситимия» обозначает: «нет слов для обозначения чувств». В дальнейшем этот термин занял прочное положение в специальной литературе, а концепция алекситимии получила большое распространение и творческое развитие.

J. Ruesch (1948) , P. Marty и de M. M"Uzan (1963) установили, что пациенты, страдающие классическими психосоматическими заболеваниями, часто проявляют трудности в вербальном и символическом выражении эмоций. В настоящее время алекситимия определяется следующими когнитивно-аффективными психологическими особенностями:

  1. трудностью в определении (идентификации) и описании собственных чувств;
  2. трудностью в проведении различий между чувствами и телесными ощущениями;
  3. снижением способности к символизации (бедность фантазии и других проявлений, воображения);
  4. фокусированием в большей мере на внешних событиях, чем на внутренних переживаниях.

Как показывает клинический опыт, у большинства больных с психосоматическими нарушениями алекситимические проявления необратимы, несмотря на длительно проводимую и интенсивную психотерапию.

Помимо больных с психосоматическими расстройствами, алекситимия может встречаться и у здоровых людей.

Из достаточно многочисленных методик измерения алекситимии на русскоязычном контингенте адаптирована только одна - Торонтская алекситимическая шкала
(Психоневрологический институт им. В. М. Бехтерева, 1994). Она была создана G. J. Taylor и соавторами в 1985 г. с применением концептуально-ориентированного, факторного подхода. В современном виде шкала состоит из 26 утверждений, с помощью которых испытуемый может характеризовать себя, применяя пять градаций ответов: «совершенно не согласен», «скорее не согласен», «ни то, ни другое», «скорее согласен», «совершенно согласен». Примеры утверждений шкалы:
1. Когда я плачу, я всегда знаю, почему.
8. Мне трудно находить правильные слова для моих чувств.
18. Я редко мечтаю.
21. Очень важно уметь разбираться в эмоциях.

В ходе исследования испытуемому предлагается выбрать на каждое из утверждений наиболее подходящий для него из предложенных ответ; при этом цифровое обозначение ответа есть количество набранных испытуемым баллов по данному утверждению в случае так называемых положительных пунктов шкалы. Шкала содержит и 10 отрицательных пунктов; для получения итоговой оценки в баллах, по которым следует проставить противоположную оценку по этим пунктам, выдержанным в отрицательном ключе: например, оценка 1 получает 5 баллов, 2-4, 3- 3, 4-2, 5-1. Подсчитывается общая сумма положительных и отрицательных пунктов.

По данным сотрудников Психоневрологического института им. В. М. Бехтерева (Д. Б. Ересько, Г. Л. Исурина, Е. В. Кайдановская, Б. Д. Карвасарский и др., 1994), адаптировавших методику на русском языке, здоровые лица имеют показатели по данной методике 59.3±1.3 балла. Больные психосоматическими заболеваниями (исследованы пациенты с гипертонической болезнью, бронхиальной астмой, язвенной болезнью) имели усредненный показатель 72.09±0.82, причем достоверных различий внутри этой группы обнаружено не было. Больные неврозами ( , обсессивно-фобический невроз) имели показатель по шкале 70.1±1.3, достоверно не отличаясь от группы больных психосоматическими заболеваниями. Таким образом, с помощью Торонтской алекситимической шкалы можно только диагностировать «сборную» группу неврозов и ; ее дифференциация требует проведения дальнейших направленных клинико-психологических исследований.