Основные виды толерантности. Когда толерантность это хорошо

Медицина, политика, психология, философия, социология – каждая из этих наук даёт разное определение слову «толерантность». Активно стали применять данный термин лишь в конце 90х- годов прошлого века и до сих пор он вызывает ряд противоречий и споров. Каждый из нас уникальная личность, которая не похожа на другого человека. Именно поэтому, мы стремимся отыскать близких по духу и увлечениям людей. Очень важно ощущать себя чем-то большим, чем просто самостоятельной единицей в этом огромном социуме.

У каждого народа свой собственный, уникальный менталитет и то, что в одном государстве считается нормой, в другом – нечто из ряда вон выходящее. Как толерантность звучит в общем контексте? В 1995 году была подписана Декларация Принципов Толерантности, в которой термин толерантность охарактеризовали как – терпимость по отношению к другим людям, культурам, обычаям и традициям, к индивидуальности и неповторимости. Гармония это в первую очередь разнообразие и только благодаря ей, люди относятся друг к другу с уважением и проживают в мире и согласии.

Толерантность в других сферах деятельности:

  • в медицине «толерантностью» характеризует привыкание организма к лекарственному препарату. И со временем его требуется всё больше, чтобы увеличить дозировку и добиться того самого эффекта, который был изначально;
  • в музыке это в первую очередь проявление уважения к другим музыкальным направлениям, а также стилям;
  • в экологии – развитие биологических организмов в любой среде, даже в самых неприспособленных для этого условиях.

Психологи о толерантности

Толерантность выступает одним из ключевых принципов психотерапии, благодаря которому есть возможность по кирпичикам, постепенно выстроить доверительные отношения с клиентом, не прибегая при этом к критике и какому-либо осуждению в его адрес. Психологи рассуждают о существовании психологического феномена толерантности, в котором присутствует ряд научных аспектов и общих принципов:

  1. Моральный – основу этого принципа составляет отсроченная агрессия. Человек может с вами согласиться на поверхностном уровне, пока внутри него постепенно всё закипает.
  2. Натуральный – дети всё прекрасно понимают, но не проводят оценку того, что происходит. Этот подход часто приносит гораздо больше ущерба, чем пользы и всё потому, что родители могут привить ребёнку не только хорошее, но и плохое.
  3. Нравственный — в его основе лежит полное и осознанное принятие того, что происходит в жизни человека. Этот вид толерантности можно назвать зрелым. На духовном уровне это особое отношение к каждому их проявлений в жизни, которые способствуют духовному развитию личности. В основе всех притч лежит нравственность .

Основная задача психолога – способствовать развитию толерантности, ключевыми аспектами которой выступают:

  • эмпатия , то есть эмоциональное восприятие и отзывчивость человека;
  • способность к ведению внутреннего диалога;
  • коммуникабельность, которая заключается в налаживании положительных контактов с людьми.

Плюсы и минусы

Идея этого понятия заключается в том, что оно несёт в себе благие цели для всего человечества, но так ли на самом деле оно есть? Неужели вот так просто можно ввести одно понятие, которые будет способствовать быть терпимее и относиться с уважением к другим народам? Данное понятие толерантности можно смело истолковывать по-разному, не принимая во внимания какие-либо общепринятые и прописанные понятия, ведь у медали всегда есть две стороны и каждую из них обязательно стоит рассмотреть и проанализировать детальнее.

Плюсы толерантности:

  • человек становится более гуманным;
  • можно смело преодолевать любые свои страхи благодаря коммуникации с людьми, которые совершенно на тебя не похожи;
  • происходит процесс выработки правильного понимания, что каждый человек это яркая индивидуальность и он самовыражается по-разному;
  • способствует общественному, а также личностному развитию через передачу знаний и опыта, благодаря активному взаимодействию среди отдельных людей или в целом наций;

Минусы толерантности:

  • часто под видом толерантности скрывается манипуляция сознанием людей, и другие просто прикрываются благими намерениями;
  • существует особая тонкая грань между понятием толерантность и словом терпимость;
  • средства массовой информации очень часто стремятся подменить истинные понятия и ценности ложными;
  • отдельная категория людей воспринимает понятие «толерантность» как нежелание вести активную борьбу, то есть проявлять равнодушие .

В чём отличие от терпимости?

С латинского языка слово «терпимость» можно перевести как «терпение», а вот в толковом словаре данное слово выступает производным от французского «терпимый». Мы привыкли, что в русском языке это слово употребляется обычно с негативным оттенком, и всё потому, что человек перенёс какие-то лишения. Очень важно понимать, что это два совершенно разных слова, и они отличаются друг от друга.

В обществе «терпимость» — это когда люди отказывают себе на сознательном уровне в проявлении плохих эмоций, к примеру, враждуя друг с другом. У человека может быть своего рода внутренний протест, который способен сформироваться в максимально кротчайшие сроки и постепенно завязывается благодаря СМИ. Также это может быть ряд процедур, способствующих урегулированию конфликтных ситуаций между разными народами.

Толерантностью называют общественное явление, процесс формирования которого происходил на протяжении очень долгого периода времени и он предполагает отсутствие у человека таких отрицательных качеств, как вражда и неприязнь к другим людям, которые по каким-то причинам на него не похожи. В социуме довольно часто возникают по каким-то причинам такие конфликты.

Какое влияние оказывает ксенофобия?

Довольно часто в СМИ употребляется слово «ксенофобия», которое переводится с греческого как «боязнь незнакомых людей». Ксенофоб мыслит немного иначе, чем обычный человек и он делит всех людей на две ключевые категории «свои» и «чужие». На самом деле поток мигрантов всегда агрессивно воспринимается любым коренным населением страны. Всё дело в том, что иностранцы часто позволяют себе недопустимые вещи, приезжая в чужую страну, они не только учить язык, познавать культуру этого народа и ведут себя очень нахально. Толерантность подразумевает под собой отсутствие ксенофобии, это мирное и гармоничное сосуществование всех людей на планете.

Виды толерантности

Учёные стали рассматривать данный термин с разных точек зрения. Ничего не стоит на месте и мир тоже меняется, что-то становится в нём за считанные годы актуальным, в то же время появляются «острые» вопросы, которые напрямую связаны с политическими отношениями, гендерными понятиями, межнациональными и религиозными вопросами. Можно смело рассматривать толерантность в качестве особой сферы, которая позволяет включать в себя уникальную типологию. М.С.Мацковский отразил наиболее характерные для толерантности виды: начиная с образовательной, географической, возрастной м маргинальной и заканчивая расовой, гендерной, межклассовой и политической.


Религия и толерантность

У каждого этноса есть своя религия, которая несёт в себе особый сакральный компонент, который отличает её от иных конфессий. В прошлые века многие правители считали свою религию единой, поэтому предпринимали попытки стереть с лица земли другие народы, а вместе с ними и их верования. Что же такое религиозная толерантность сегодня? Каждый человек имеет право выбрать любую религию, которая принята в стране, даже если она не относится к главенствующим религиям. Однозначно, есть терпимость к иной вере, и она выступает залогом мирного взаимодействия между разными людьми.

Проявление толерантности к инвалидам

Очень важно, чтобы человек проявлял ко всему живому, что его окружает милосердие, искреннее сострадание. Благодаря правильному воспитанию в детстве в сознании постепенно откладывается правильная манера поведения. Поэтому, необходимо проявлять толерантность по отношению к людям с ограниченными возможностями из-за своего здоровья. Это качество характеризует вас как зрелую личность , которая способна к состраданию. Со стороны государства проявлением толерантности по отношению к инвалидам будет предоставление рабочих мест, а также инклюзивное образование для каждого, кто захочет его получить.

Об этнической толерантности

Этнической идентичностью называют принадлежность к своему этносу, к своему народу с так называемым усвоением многовековых традиций, ценностей и опыта. Вопрос толерантного отношения в адрес представителей других национальностей можно рассматривать в контексте уважительного и доверительного отношения к тому, какой образ жизни ведут люди и каких принципов придерживаются. Дело в том, что основной проблемой толерантности в полиэтнических на территории полиэтнических стран приобретает глобальное значение. Обратной стороной этого понятия можно назвать интолерантность, то есть нетерпимость, которая является ещё одним поводом для споров, а также межнациональных разногласий.


Что такое гендерная толерантность?

Важно относиться уважительно и общаться на равных с человеком, не зависимо от его половой принадлежности – это и есть гендерная толерантность. На самом деле это понятие является весьма и весьма неустойчивым в обществе, так как с годами большинство гендерных стереотипов изменяются и это становится причиной негативной реакции в обществе, и развитием многочисленных фобий. Например, существует понятие интолерантность к другому полу, то есть сексизм, по сути выступающий особым видом дискриминации.

О политической толерантности

Рассматривая толерантность в политике, следует обозначить, что она выступает готовностью правительства, к ведению так называемого конструктивного диалога с другими государствами. На все 100% реализоваться может политическая толерантность только на просторах государства, которое приняло демократичный режим власти и оно выражается в так называемой процедуре урегулирования межнациональных споров и конфликтов, в соблюдении прав человека, а также уважительном отношении к различным политическим убеждениям, которые в свою очередь не противоречат действующему законодательству. Можно смело называть политическую толерантность глобальным процессом, от которого во многом зависит мир на планете Земля.

Сама по себе толерантность и так называемая политкорректность понятия взаимопроникающие в современном обществе. Впервые стали рассматривать вопросы политкорректности на территории Соединённых Штатов Америки, когда афроамериканцы выдвинули требования исключить из английского языка слово, которое по их мнению звучало весьма оскорбительно и характеризовало расу – «black». Политкорректность это в первую очередь запрет на употребление оскорбительных слов, которые можно применить в адрес лица, которое принадлежит к другому полу, национальности или сексуальной ориентации. За последние годы всё чаще вспыхивают в разных уголках США протесты, основанные на политической толерантности.

Для характеристики личности часто используют несколько подвидов толерантности:

  • ситуативная, то есть применение исследуемого, по отношению к какому-то конкретному человеку. Например, может быть использована фраза низкого уровня «как же она меня бесит», среднего уровня « мне не всегда удаётся её понять» или высокого уровня « с тобой всегда так легко и комфортно»;
  • типологическая, это отношение исследуемого к какой-то определённой категории, или же типу людей. Это может быть разделение по этнической принадлежности, политическим взглядам, либо же национальному признаку;
  • профессиональная, то есть отношение исследуемого к окружающим тебя людям: клиенты, коллеги по работе, сотрудники. Вы должны контактировать и поддерживать с ними связь в связи с ведением профессиональной деятельности;
  • общая, проявление коммуникативной толерантности на основе всех вышеперечисленных критериев.

Общие признаки интолерантности и терпимости

Не всегда стремление человека вести себя толерантно может привести к так называемой нравственной толерантности. Обычно, в большинстве случаев оно заканчивается на так называемой моральной составляющей термина «толерантность» и в процессе подавления внутреннего своего неприятия. Любое проявление интолерантности или наоборот, толерантности будет свойственно не только по отношению к каким-то глобальным проблемам, например социальным проблемам и т.д.

Отличия в жизненной позиции и в чертах характера людей :

  • чувство юмора. Оно обязательно должно быть здоровым и в отличие от толерантного человека у интолерантного оно отсутствует и такая персона просто не может посмеяться над своими недостатками, в ней отсутствует нотка самокритичности и любые шутки в адрес своей персоны человек будет воспринимать как критику;
  • самореализация . Толерантные люди стремятся самореализоваться по жизни, оно готовы «грызть гранит науки», весьма любознательны и всегда рады помочь ближнему своему. Для интолерантной личности такая манера поведения совсем не свойственна, они не могут сопереживать и не знают, чего хотят от жизни;
  • адекватная оценка своей значимости. Благодаря толерантному настрою можно смело предположить, что под толерантностью стоит рассматривать осознание собственных недостатков. Человек себя оценивает адекватно и знает достоинства которыми стоит гордится, и минусы с которыми стоит бороться. Интолерантные люди постоянно выступают с обвинительной позицией в адрес отношения недостатков другой персоны, часто выпячивая напоказ свои достоинства;
  • чувство защищённости. Интолерантные люди часто не разбираются в ситуации, поэтому всё незнакомое кажется им угрозой и посягает на безопасность;
  • ответственность. Толерантный человек знает, в какие моменты стоит взять на себя ответственность и он не обвиняет окружение в том, что они что-то враждебное задумали против него. Причины неудач всегда стоит искать только в себе.

Толерантность

Толерантность (tolerance) - снижение или полное отсутствие нормальной реакции на какое-либо лекарственное или иное вещество, вызывающее проявление в организме определенных симптомов. (Большой толковый медицинский словарь. 2001).

Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание других культур, способов самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Под толерантностью не подразумевается уступка, снисхождение или потворство. Проявление толерантности также не означает терпимости к социальной несправедливости, отказа от своих убеждений или уступки чужим убеждениям, а также навязывания своих убеждений другим людям.

Толерантность и терпимость

Во многих культурах понятие «толерантность» является своеобразным синонимом «терпимости »: лат. tolerantia , англ. tolerance , нем. Toleranz , фр. tolérance . Кроме того, все словари XX века однозначно указывают прямое толкование толерантности как терпимости.

Словари XX века определяют «толерантность» как терпимость к чужому образу жизни , поведению, чужим обычаям , чувствам, верованиям , мнениям, идеям или просто называют «толерантность» синонимом понятия «терпимость». Словарь Брокгауза и Ефрона сводит толерантность в основном к веротерпимости.

Слово «терпимость» присутствует практически во всех словарях русского языка. В частности, словарь В. И. Даля трактует «терпимость» как способность что-либо терпеть только по милосердию или снисхождению. Другие словари дают похожее толкование. По мнению М. В. Семашко, понятие «терпимость» содержит в себе пассивное принятие окружающей реальности, непротивление ей, способность подставить вторую щёку.

Понятие «толерантность» было введено в научный оборот в XVIII веке. В России понятие толерантности стало употребляться в либеральной печати с середины XIX века, но с середины 1930-х годов оно исчезло из политической лексики, пока вновь не появилось в начале 1990-х годов.

В отличие от «терпимости» (терпеть - «не противодействуя, не жалуясь, безропотно переносить, сносить что-то бедственное, тяжелое, неприятное»), толерантность (в современный язык слово пришло из англ. tolerance ) - готовность принимать поведение и убеждения, которые отличаются от собственных, даже если вы не соглашаетесь или не одобряете их.

Разумеется, есть определенная традиция понимания слова «терпимость». Вплоть до середины прошлого века оно трактовалось, как пассивная позиция: терпеть - значит, наступать на себя, уступать кому-то. Слово «толерантность», хотя и используется как синоним «терпимости», несёт в себе другие смыслы. «Толерантность» - это активное социальное поведение, к которому человек приходит добровольно и сознательно.

Определение ООН

В соответствии с Декларацией принципов толерантности (ЮНЕСКО , 1995 г.) толерантность определяется следующим образом:

ценность и социальная норма гражданского общества, проявляющаяся в праве всех индивидов гражданского общества быть различными, обеспечении устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами, уважении к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов, готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям.

Характеристика определения толерантности в Преамбуле Устава ООН звучит следующим образом: «проявлять терпимость и жить вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи». Здесь лексема получает не только действенную, социально активную окраску, но и рассматривается как условие успешной социализации (интеграции в систему общественных отношений), заключающееся в умении жить в гармонии, как с самим собой, так и с миром людей (микро- и макросредой).

Критика понятия

И. о. секретаря по взаимоотношениям церкви и общества Отдела внешних церковных связей священник Георгий Рябых указывает, что «заимствованный у Запада термин „толерантность“ имеет много значений, свои плюсы и минусы. Но не может не беспокоить, что зачастую под ним понимается нравственный нигилизм , индифферентность к различным порокам, религиозной истине, к тем ценностям, которые веками формировались в стране». Некоторые священники выступали с инициативой бойкота уроков толерантности в школах.

Также, современная социологическая толерантность критикуется как форма манипулирования сознанием людей с целью заглушить, прикрыть губительные и чрезвычайно негативные для общества моменты. Например, сокращение коренного населения и его замещение дешёвой, иностранной низкоквалифицированной рабочей силой, без каких бы то ни было прав, социальных и юридических гарантий, в целях увеличения личностного капитала.

Термин «толерантность» был подвергнут критике и со стороны епископа Пермского и Соликамского Иринарха (Грезина) . В свою очередь его открытое письмо было подвергнуто критике некоторыми журналистами.

Ответы на критику

если мы не научимся пониманию того, что люди могут по-другому выглядеть и есть другую еду, по-другому устраивать свои семьи и реагировать на множество бытовых вещей, мы все время будем находиться в состоянии самой ужасной войны, которая может быть, - войны у себя дома.

Толерантность в нынешнее время - это очень перспективное и, что немаловажно, современное понятие. Хотя тот же буддизм еще много лет назад ввел этот принцип в свое учение, в нынешнее время оно оторвалось от религиозного контекста. сейчас считается разумным.

И действительно, человек порой много теряет, если не принимает чужую точку зрения. В качестве понимания этого существует праздник, отмечаемый проводимый в это время, должен рассказать подробно о том, что подается в этой статье. Ведь именно толерантность лежит в основе любого взаимопонимания. В данной статье будут рассмотрены рекомендации на тему того, как составлять классный час на эту тему.

Что такое толерантность?

Толерантность - это принятие чужой точки зрения. Важно понимать, что это не означает необходимости жить так, как другой человек. Вообще, данное определение достаточно упрощенное. В переводе данное Что же можно терпеть?

  1. Мнение другого человека.
  2. Образ его жизни.
  3. Стиль воспитания.
  4. Негативные черты личности.

И много чего еще. Как видим, толерантность - это действительно признак здоровой личности. И классный час на тему "Толерантность" должен агитировать детей за то, насколько это хорошо.

Признаки толерантности

Толерантность - это явление, которое имеет определенные свойства, по наличию которых можно определить ее наличие и то, не перешагивает ли планку данный показатель. Вот эти признаки:

  • безоценочное отношение или такое, которое не сказывается на отношениях с другим человеком;
  • стремление понять мотивы другого человека вместо анализа поведения сквозь свои;
  • высокий уровень эмпатии по отношению к собеседнику;
  • умение отстаивать свои личные границы и не наступать на чужие.

Это основные признаки, по которым можно определить, что человек толерантный к другим людям. И когда вы будете проводить классный час на тему "Толерантность", вам нужно разъяснить детям не только, каким должен быть человек, чтобы его считали толерантным, но и чем отличается принятие мнения другого человека от согласия с ним.

Отличие толерантности от отсутствия личной позиции

Дети принимают чужие мнения. Более того, они это делают даже в тех случаях, когда они несовместимы. У них нет собственной позиции и отношения к жизни. Именно поэтому они соглашаются с тем, что делают взрослые. В отличие от детей, зрелые люди имеют собственную систему оценок поведения других людей. Толерантность не подразумевает одобрение.

Человек может и плохо относиться к тому, что другой делает. Но при этом он не заставляет других поступать так, как он считает правильным. Это ему попросту не нужно. Он понимает, что другие люди вольны поступать так, как считают нужными.

Итак, давайте набросаем тезисно, какие отличия толерантности от согласия с мнением другого.

  1. Контроль своих и чужих границ.
  2. Ищутся компромиссы вместо войны за психологическое пространство.
  3. Человек старается посмотреть и на свою точку зрения под другим углом.
  4. Возможно даже построение общего мнения, которое будет более качественным, чем индивидуальные.

Теперь вы знаете, что детям при проведении такого мероприятия, как классный час на тему "Толерантность" нужно говорить, чтобы они не путали понятия и развивались в правильном направлении.

Виды толерантности

Также важно рассказать более старшим детям и о видах толерантности. Насколько данная информация будет подробна, зависит от возраста. Вот, какие виды толерантности могут быть высветлены в классный час "Толерантность":

  • 2 класс - половая терпимость, расовая, национальная, религиозная, межклассовая;
  • 7 класс - добавляем политическую;
  • 10 класс - добавляем сексуально-ориентационную толерантность.

Очень важно акцентировать свое внимание на том, что человек может иметь свое мнение и не одобрять какие-то действия. Но при нельзя.

Формы толерантности

Толерантность имеет множество форм. Классный час "Толерантность" 10 класс в себя должен включать данный пункт с тщательным описанием достоинств и недостатков каждой формы толерантности. Всего их выделяют четыре:

  • безразличие;
  • равноправие мнений, но их одобрение проявляется не всегда;
  • снисхождение к слабости другого человека, имеющее определенное количество презрения;
  • расширение опыта.

Каждая форма толерантности хороша в своих случаях. Это важно понимать. Все зависит от того, с каким человеком имеется дело. В принципе, в данный материал также можно, когда вы проводите классный час "Толерантность", 7 класс. В 13-14 лет подростки уже достаточно неплохо усваивают абстрактный материал. При этом не забывайте, что по базовым законам дидактики должно быть как можно больше наглядного материала.

Почему толерантность - это хорошо?

Толерантность является прекрасным качеством личности. Не просто так был введен в классный час на эту тему. Давайте более подробно разберемся в тех преимуществах, которые имеет толерантность.

  • Она позволяет быстро адаптироваться к новым условиям.
  • Благодаря толерантности проще устанавливать контакты с людьми.
  • Эффективный бизнес.
  • Влияние на людей.

И много чего еще положительного приносит человеку толерантность. Именно поэтому нужно в день толерантности классный час проводить. Эта информация должна быть в игровой или серьезной, обязательно наглядной форме быть подана детям. Именно показ многочисленных преимуществ толерантности позволит выполнить основую задачу - обеспечить толерантность в школе. Классный час должен быть эффективным.

Как развить толерантность

Развитие толерантности - вопрос нелегкий. Особенно это касается детей. Как можно это сделать? Разработка классного часа "Толерантность" обязательно должна быть направлена на тренировку этого мировоззрения у детей. Впрочем, все зависит от возраста.

Усложняет ситуацию то, что для развития любого психологического качества одного классного часа будет недостаточно. Поэтому учитель должен направлять детей в нужное русло все время обучения, в течение 11 классов. Но поскольку каждый ребенок индивидуален, то нужен отдельный подход. А это всегда сопряжено с трудностями. Поэтому инструкции по развитию толерантности могут использоваться только в полноценно. Или хотя бы в 9 классе.

Как воспитать толерантность в детях?

Но какими же должны быть инструкции по развитию толерантности? Вообще, жизнь полна уникальных случаев. Поэтому все под шаблон не может быть подогнано. Тем не менее универсальные советы есть в любом случае. Итак, вот они.

  1. Выработайте привычку.
  2. Поставьте себе правило: хоть раз в день принять право на существование чужой точки зрения.
  3. Не давайте другим людям доказать вам что-то, но при этом не старайтесь никого переубедить.
  4. Уважайте как свои личные границы, так и чужие.
  5. Ищите компромисы.

Вот пять советов, которые помогут стать более толерантными по отношению к другим людям.

Как проводить классный час на эту тему в разных классах?

Итак, какие особенности должен иметь проводимый в день толерантности классный час? Каждому ребенку нужно по-своему объяснять. Чтобы не было такого: родители сказали ребенку, что чего-то нельзя, а последний обвинил их в нетолерантности. Это принципиально неправильная позиция. Итак, какие особенности проведения в разных классах подобных занятий?

  • Младшие классы. Дети здесь еще маленькие. Поэтому не нужно им рассказывать во всех подробностях о дискриминации. Незачем травмировать нежную психику. Более того, им может захотеться повторить все то, что им расскажут, в силу своей детской наивности. Поэтому о толерантности здесь нужно рассказывать достаточно обобщенно.
  • Средние и старшие классы. Здесь уже можно посвящать детей и подростков в подробности. Только это не нужно слишком сильно делать и рассказывать в максимальных подробностях, как происходит дискриминация. Они это все равно смогут почерпнуть из интернета.

Структура классного часа

В этой статье было вкратце рассказано, что такое толерантность. Теперь следует уделить внимание структуре классного часа. В принципе, вы можете самостоятельно подобрать тот вариант, который вам нравится. Тем не менее изложение должно проводиться по четко заданной структуре. Вот приблизительный варинант того, что должно быть.

  • Вступление. Здесь нужно рассказать о том, что такое толерантность.
  • История. В данном пункте нужно объяснить детям и подросткам, почему толерантность - это современно. Для учеников более старших классов можно сделать небольшой экскурс в прошлое, наполненный деталями. Можно также подобрать фотографии документального характера.
  • Что значит быть толерантным? Данный пункт включает в себя признаки, которые описывались в этой статье.
  • "Толерантность - это..." В данном разделе подаются формы толерантности, то есть то, какие у нее разновидности по способу проявления бывают.
  • Виды толерантности.
  • Преимущества толерантности. Данный пункт должен агитировать детей и подростков за терпимый образ жизни.
  • Как развить толерантность. Это советы для учеников средних и старших классов, которые также приводились здесь.
  • Выводы. Вы можете сделать их как итог всему, что рассказывалось.

Итак, мы разобрались в том, как желательно проводить классный час на тему "Толерантность". А далее можете решить только вы. План, приведенный в данной статье, касается учеников в целом. Вам же нужно его адаптировать под вашу аудиторию. Эта задача очень сложная. Но почему бы не попробовать вам это сделать. Как понять, что классный час был проведен хорошо?

Поскольку невозможно проверить изменения в личности школьников, то об эффективности данного мероприятия можно судить по количеству заинтересованных лиц. Нужно из этого выступления сделать не банальную скучную лекцию, а что-то захватывающее. Тогда задача агитации за толерантный образ жизни с большей вероятностью будет выполнена.

Слово «толерантность» является достаточно актуальным в условиях современной жизни. Тем не менее, определение этого понятия каждый из нас понимает по-своему и осознает по-разному. Так что же оно означает простыми словами.



Понятие толерантности

Толерантность (от латинского tolerantia – терпение) означает отношение с пониманием к чувствам, чужому мнению, поведению, установкам, мировоззрению другого человека. Синонимами являются терпимость, принятие, терпеливость. Толерантный человек – это личность, которой присущи духовные, моральные ценности и качества. Противоположным примером толерантности является: отстаивание ребенком своих собственных интересов, постоянное настаивание на своем, применение силы для разрешения различных детских конфликтов.

История развития

Основоположником принципа толерантности считается известный древний философ Вольтер, который сказал: «Мне ненавистны ваши убеждения, но я готов отдать жизнь за ваше право высказывать их». Это высказывание отражает внутреннее содержание понятия толерантности. Позже этот термин использовался в медицине (применительно к иммунной системе), психологии (способность человека направлять в безопасное русло чувство неприятия, протеста по отношению к какому-либо другому человеку или явлению).




В условиях растущей глобализации с помощью усилий международных организаций, больше всего ЮНЕСКО, в ХХІ веке толерантность получила статус общечеловеческого морального императива, того стержня, на котором должны строиться человеческие взаимоотношения как в рамках одного государства, так и на международном уровне.

Виды социологической толерантности

Социологи ДЖ. Мид и Г.Блумер изучали проблему толерантности на уровне микросоциологии, на основе чего они выделили следующие виды социологической толерантности:

  • гендерная – уважительное отношение к противоположному полу;
  • расовая – терпимость по отношению к представителю другой расы;
  • национальная – уважительное отношение к людям других национальностей;
  • по отношению к инвалидам;
  • религиозная – уважение и принятие представителей другого вероисповедание;
  • сексуально-ориентационная – уважительное отношение к людям с нетрадиционной сексуальной ориентацией;
  • политическая – терпимость к представителям разных политических партий и движений;
  • образовательная – равное отношение к людям без образования и с высшим образованием;
  • межклассовая – уважение всех людей независимо от их материального благосостояния.

Отличие безразличия от толерантности

Первое означает отсутствие интереса к жизни другого человека, второе – терпимость по отношению к жизни другого (к его взглядам, мнению, поступкам, поведению и т.д.), осознание права другого на жизнь в соответствии с собственным мировоззрением.




Важно ! Толерантность проявляется в уважении и правильном понимании других взглядов, культур, методов самовыражения и проявления индивидуальности. Она против социальной несправедливости, уступок чужим взглядам и убеждениям, жестокого навязывания своего мнения окружающим.

Плюсы и минусы

Как и у любого явления, у толерантности есть две стороны: хорошая и плохая.

Плюсы толерантности:

  • ведет к гуманности и пониманию других людей;
  • помогает преодолеть страхи, связанные с общением с людьми с непохожими взглядами, благодаря умению построить эффективную коммуникацию;
  • способствует отношению с пониманием к людям, которые проявляют себя разными, порой не соответствующим общепринятым представлениям, способами;
  • посредством передачи опыта и знаний, путем взаимодействия людей с разными точками зрения ведет к личностному росту и общественному развитию.

Минусы толерантности:

  • позволяя удерживаться на расстоянии от человека с непохожими взглядами, уважать его права издалека, не сближает, а отдаляет людей друг от друга;
  • выступает способом разрушения традиционного уклада, религий, когда терпение, которое является главной библейской добродетелью, подменяется терпимостью к греху;
  • в современных реалиях вместо решения реальных социальных проблем только лицемерно декларируется уважение прав представителей других наций, культур, рас, вероисповеданий и т.д.;
  • невозможно провести точную грань, когда терпимость перерастает в рабское терпение, нанося ущерб личности человека;
  • многие под видом благих намерений манипулируют сознанием людей;
  • может восприниматься как равнодушие, безразличие, нежелание отстаивать свое мнение и бороться за него;
  • в мире современных цифровых технологий истинные ценности подменяются ложными.



Пример негативного момента

Примером, когда толерантность привела к негативным последствиям, является переселение части беженцев из арабских стран в цивилизованные Европейские города. Проблема состоит в том, что они пришли в «чужой монастырь со своим уставом». Их культурные ценности, присущие для слаборазвитых стран, противоречат ценностям цивилизованных стран и выступают своего рода атавизмом, пережитком прошлого, дикостью. В перечень таковых ценностей входят различные средневековые ритуалы (приношение жертвы, жестокие бои и т.д.) или грубое, порой с применением насилия, отношение к женщинам.

Самое главное и удивительное то, что беженцы требуют относиться толерантно к их жизненному укладу, абсолютно не принимая и порицая систему ценностей той страны, которая дала им приют. На данном примере можно видеть ситуацию, когда необоснованная терпимость иного образа жизни привела к отрицательным последствиям и возникновению новых сложностей.



Толерантность и будущее

Толерантность – это необходимое в современном мире условие общения. От терпимости каждого из нас зависит культурное и моральное развитие общества.

Каждый человек – это личность, индивидуальность, неповторимость, к каждому человеку нужно найти свой подход и быть толерантным в каждой ситуации, которая бы не случилась в нашей жизни. Поскольку нормы и ценности зависят от личности каждого человека, нужно все усилия направить именно на тщательную работу, связанную с их правильным формированием.

Важно! Практика свидетельствует: чем образованнее и культурнее человек, тем более толерантно он относится к людям вокруг, и к миру в целом.

Я – толерантный и нетолерантный человек!

С таких слов я начал вебинар о толерантности на телеканале «Мой портал» 9 ноября 2012 в г.Тюмени. Здесь я оказался, можно сказать, проездом, т.к. был приглашен Натальей Илимбаевой (руководитель областного добровольческого центра, Посол мира от UPF) на Фестиваль для студентов ТюмГУ «Новые лица» (об этом подробнее ).

  1. Определение толерантности
  2. Рекомендации о развитии
  3. Виды толерантности
  4. Реальная основа толерантности

Часть 1. Определение толерантности

Для того, чтобы дать определение толерантности, обратимся к , которая была принята 16 ноября 1995 года на Генеральной конференции ЮНЕСКО. Я использую данный документ, т.к. он является международным стандартом для раскрытия темы толерантности. В нём « » определяется как «терпимость», что по существу дела одно и то же, только происхождение слов разное. Сейчас в России принято использовать слово « ». Слово «терпимость» имеет негативную окраску, т.е. человек как бы вынужден терпеть то, что ему не нравится. С другой стороны, слово « » не вызывает у русскоговорящих никаких ассоциаций, но требует дополнительных объяснений. Поэтому используя термин « », мы будем опираться на интуитивное понимание слова «терпимость» и раскроем его с разных сторон.

1.1. Терпимость означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Терпимость - это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая и правовая потребность. Терпимость - это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира.

1.2. Терпимость - это не уступка , снисхождение или потворство. Терпимость - это прежде всего активное отношение , формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. Ни при каких обстоятельствах терпимость не может служить оправданием посягательств на эти основные ценности, терпимость должны проявлять отдельные люди, группы и государства.

1.3. Терпимость - это понятие, означающее отказ от догматизма , от абсолютизации истины и утверждающее нормы, установленные в международных правовых актах в области прав человека .

1.4. Проявление терпимости, которое созвучно уважению прав человека, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости , отказа от своих или уступки чужим убеждениям. Это означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими.

2.1. Развитие толерантности на государственном уровне требует справедливого и беспристрастного законодательства и его соблюдения, предоставления возможностей для развития каждому человеку, в противном случае это может стать причиной для подавленности и враждебности. Государствам следует ратифицировать существующие международные конвенции о правах человека и в соответствии с ними изменить свои законодательства. Стоит отметить, что Декларация прав человека была опубликована в Советском союзе спустя лишь 40 лет после её принятия в . Там, где государством не защищены права человека, человек начинает защищаться сам, становясь агрессивным и настороженным, воспринимая всё незнакомое, как опасное.

2.2. Социальные аспекты современного мира таковы, что «чужие» проблемы всё чаще становятся всеобщими. Повышается ответственность средств массовой коммуникации, которые способны играть конструктивную роль в деле содействия свободному и открытому диалогу и обсуждению, распространения ценностей терпимости и разъяснения опасности проявления безразличия по отношению к набирающим силу группам и идеологиям, проповедующим нетерпимость.

2.3. Воспитание в духе терпимости начинается с обучения людей тому, в чем заключаются их общие права и свободы, дабы обеспечить осуществление этих прав, и с поощрения стремления к защите прав других. Оно должно способствовать формированию навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях. Далее мы заметим противоречие между моралью и подлинной толерантностью.

Часть 3. Виды толерантности

Мы воспользуемся видов толерантности, т.к. логика, заложенная в неё даст нам почву для размышления.

3.1. Естественная (натуральная) толерантность подразумевает любознательность и доверчивость, свойственные и изначально присущие маленькому ребенку. Человек, не имеющий собственных убеждений, может относиться ко всему толерантно. Аналогично, путешественник, исследуя новую культуру, с интересом ищет в ней определенную логику и оправдание обычаям. Естественная толерантность заканчивается, когда к нам приезжают «чужаки» со своими обычаями, манерами и ценностями, но мы готовы подчиниться требованиям общества, проявляя моральную толерантность.

3.2. Моральная толерантность проявляется в стремлении соответствовать требованиям общества и сдерживать свои эмоции, используя арсенал выработанных психологических защит. Каждый социум (нация, государство, регион) формирует свою мораль под воздействием исторических, культурных, геополитических факторов. Имея некую выгоду, человек вынужден подчиниться общественной морали. Но в случае отсутствия внешнего контроля и возможного наказания человек склонен не сдерживать своё негодование. Моральная толерантность необходима, когда человек обретает собственные убеждения, но еще не научился принимать чужое . В данном случае человек боится потерять собственные убеждения, культурные особенности, традиционные для его социума ценности, а страх, в свою очередь, вызывает агрессию.

3.3. Нравственная толерантность включает как уважение ценностей и смыслов, значимых для другого, так и осознание, и принятие собственного внутреннего мира, своих собственных ценностей и смыслов, целей и желаний, переживаний и чувств. Это дает личности преимущество не бояться и выдерживать напряжения и конфликты, миновать которые никому по жизни не удается. Уверенный в себе человек может позволить другим инакомыслие. Воспитание должно быть сосредоточенно именно на данном виде толерантности, развивая навыки независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на более высоких моральных требованиях, чем ближайшее окружение человека.

4. Реальная основа толерантности

Проблема развития толерантности часто заканчивается простыми разговорами без перехода к конкретной практике. Мне бы хотелось закончить практичными моментами и предъявить свой взгляд на реальную основу толерантности. Выделим две стороны: усвоение общечеловеческих ценностей и искреннее сопереживание другим.

4.1. Общечеловеческие ценности – это некие самоценности, не требующие дополнительных обоснований, наделяющие жизнь человека смыслом и сохраняющие жизнеспособность человеческого сообщества. Например: жизнь, здоровье, семья, свобода и т.п. Именно общечеловеческие ценности находят свое отражение в Правах человека.

Общечеловеческие ценности, ставшие личными убеждениями, становятся основой для принятия другого человека. Если мы сходимся в фундаментальных вопросах, то любые разногласия разрешимы. Лично для меня это становится критерием для толерантности. С другой стороны, если человек своим поведением разрушает общечеловеческие ценности, внушает «антиценности» подрастающему поколению, то общечеловеческие ценности становятся критерием моей личной нетолерантности. Например, я нетерпим к убийцам, насильникам, в общественных местах к курильщикам и т.д., т.к. они посягают на жизнь и здоровье окружающих. В уединении с самим собой человек волен поступать, как хочет, если его не беспокоит судьба родных и близких.

Всё, что не затрагивает общечеловеческих ценностей, я готов признать вкусами, эксцентричностью, самобытностью и правом любого совершеннолетнего человека на самовыражение. Я толерантен к одежде, привычкам, религиозным обычаям, если они не противоречат общечеловеческим ценностям. Такую толерантность можно назвать нравственной.

4.2. Чтобы ужиться со вкусами других людей, наций, рас, верований необходимо искреннее сопереживание им, а для этого кроме общечеловеческих ценностей еще должен быть обретен эмоционально-чувственный (сердечный) опыт совместного проживания. Отчасти нам надо вернуться в детство и вспомнить естественную толерантность, скорее даже, восхищение чем-то новым и непривычным.

Как пробудить подлинный интерес? Вспомните, переживаете ли Вы за то, что происходит в других странах? В каких и почему? Если мы переживаем за всё в мире, то либо мы являемся пустословами или в конце концов станем невротиками. Мы будем вносить свой вклад в мир, если мы за это по-настоящему переживаем!

Мы переживаем за страны, где находятся наши родные, близкие и друзья. О них мы беспокоимся и хотим, чтобы в этих странах всё было благополучно. К представителям таких стран мы относимся более внимательно и учтиво, тем самым выражая свою любовь к родным и друзьям. Чем больше сердечных уз, тем больше взаимосвязей и стабильнее мир.

Отвечая на вопрос: «Как создать реальную основу для толерантности?» – я предлагаю:

  • расселить родственников по всему миру;
  • породниться с человеком другой расы/национальности (выйти замуж/жениться);
  • отправить своих детей учиться в другую страну, чтобы узнали мир (хоть на несколько месяцев);
  • подружиться с людьми из других стран (Интернет, Skype);
  • путешествовать по странам, узнавать культуру и ценности;
  • придумайте свои варианты…

Если у вас будут конкретные друзья из других стран, то об этом народе вы будете судить по своим друзьям, а не по СМИ. Вы будете по-иному относиться к их представителям в своей стране.

P.S.: Моё определение: Толерантность – это умение сдерживать себя в конфликтных ситуация во имя чего-то большего (общечеловеческие ценности или значимые люди).

Мы чаще говорим о Правах человека, но толерантность – это обязанность индивида в обществе. Развивая толерантность, мы прежде должны понять, принять и по доброй воле исполнять свои Обязанности человека, что и станет основой для Прав.