Отчуждение личности, его природа и формы проявления в современном мире. Отчуждение личности, как источник преступного поведения

И прежде всего нам предстоит ответить на вопрос: что такое свобода? Свобода личности есть понятие многоплановое, многогранное.

Речь идет прежде всего о свободе экономической, то есть в значительной степени о свободе от эксплуатации, которая в свою очередь тоже не может быть сведена только к неравноправным отношениям между владельцами средства производства и лишенными таковых собственниками рабочей силы. Неэквивалентный обмен был и остается характерным для взаимоотношений между регионом развитых стран и третьим миром сегодня, зачастую он встречается и в отношениях между городом и деревней. Переход к патриархату, означавший всемирно-историческое поражение женщин, свидетельствовал о появлении еще одного вида эксплуатации - дискриминации половины человечества, ограничения прав женщин в обладании собственностью, в получении образования и профессии, в оплате труда и т.д.

Но экономическая свобода по своему объему значительно превышает свободу от эксплуатации, включая в себя, в частности, такой важный момент, как свободу принятия экономических решений, свободу экономического действия. Индивид (и только он) вправе решать, какой вид деятельности для него предпочтительнее (предпринимательство, труд по найму и т.д.), какая форма собственнического участия ему представляется наиболее целесообразной, в какой отрасли и в каком регионе страны он проявит свою активность.

Крайне важна свобода политическая, то есть такой набор гражданских прав, который обеспечивает нормальную жизнедеятельность индивида. При этом политическая свобода не может рассматриваться только как средство реализации других свобод - экономический, идеологической и т.д. Будучи средством, политическая свобода в то же время обладает самоценностью, ибо немыслимо цивилизованное общество без всеобщего и равного избирательного права, справедливого национально-государственного устройства, прямого участия народа в решении кровно затрагивающих его вопросов. Потребность в политическом комфорте, обеспечиваемом демократией, является неотъемлемой чертой менталитета современного цивилизованного человека.

Еще одна сторона социального комфорта обеспечивается свободой духовной - свободой выбора мировоззрения, идеологии, свободой их пропаганды. Особое место в системе духовной свободы занимает то, что и в официальных документах и в обществоведческой литературе именуется «свободой совести».

Весьма специфической является такая грань свободы человека, которую условно можно назвать свободой гносеологической. Она может быть определена, как способность человека все более масштабно и успешно действовать, в результате познания закономерностей окружающего природного и социального мира.

И все-таки свобода является лишь одной стороной, характеризующей социальный статус индивида. Она не может являться абсолютной, поскольку индивид живет в обществе подобных ему, а посему его свобода его не должна ограничивать и мешать свободе других. Относительный характер свободы находит свое отражение в ответственности личности перед другими личностями и обществом в целом. Зависимость между свободой и ответственностью личности прямо пропорциональна: чем больше свободы дает человеку общество, тем больше и его ответственность за пользование этими свободами. В противном случае наступает разъедающая общество анархия.

Обосновывая положение о взаимосвязи свободы личности с объективными условиями жизни людей в обществе, марксизм считает, что подлинной основой всех свобод является «свобода жить», свобода от нужды, свобода от эксплуатации и от неуверенности в завтрашнем дне. Они характеризуют историю как процесс осуществления свободы, человечество становится все более свободным по отношению к природным и общественным закономерностям, познает их, используя эти знания для реализации своих целей, но в условиях могущества частной собственности и эксплуатации человека человеком - рост свободы для общества оборачивается утратой ее большинством людей. Причину этого марксизм видит в отчуждении людей.

Понятие «отчуждение» многозначно. В марксистской литературе это понятие употребляется. по меньшей мере, в трех основных значениях:

  • 1) Любое опредмечивание человеческой деятельности, когда всякое проявление деятельности человека, любой результат труда принимает некую материальную форму и, следовательно, отделяется, отчуждается от него как творца.
  • 2) Овеществление субъекта, ограничение его активно-творческого начала, порабощение человека продуктами его же собственной деятельности.
  • 3) Отчуждение обозначает психическое состояние человека, не чувствующего себя свободным в своих действиях, сознающего себя объектом манипуляции каких-либо внешних сил.

Все эти значения взаимосвязаны и в то же время существенно различаются, что позволяет применять их в довольно широком плане.

По сути дела идея отчуждения была заложена в концепции «общественного договора», исходящей из передачи индивидами значительной части своих прав государству.

В обществе с состоявшимся общественным разделением труда, а тем более с сформировавшейся и воспроизводящейся частной собственностью, отчуждение заложено уже в самом акте производства, в производственной деятельности индивида. Отчуждение характеризует определенный тип связей противоположных сторон в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ, и важнейшей чертой этого типа является принципиальное расхождение этих сторон (собственника средств производства и собственника рабочей силы, производителя и потребителя и т.д.).Труд работника принадлежит другому; сам он в процессе труда принадлежит не себе, а другому; труд является для работника чем-то внешним, не принадлежащим его сущности. Таким образом, человек не удовлетворяет свою потребность в труде.

Возникнув в сфере материального производства, отчуждение распространяется и на все другие сферы жизни общества. От индивида отчуждаются политические учреждения, производство и потребление духовных благ, институты социальной сферы (образование, здравоохранение). Причем отчуждение - удел не только народных масс, оно в ряде аспектов захватывает и «верхи» общества.

Отчуждение можно представить в виде двухступенчатой ракеты, первая ступень которой выводит общество на такую траекторию, когда от людей, как членов социальных коллективов, отделяются их силы, способности и результаты их деятельности. Но на этом «полет» не завершен: сами отчужденные результаты деятельности людей становятся самостоятельным фактором, выходят из-под контроля и превращаются в силу, господствующую над обществом. Нередко это господство приводит к разрушительным последствиям.

Степень остроты отчуждения как общественного отношения зависит не только от определяющих его объективных причин, но и от того социокультурного и психологического фона, на котором оно реализуется.

В философской антропологии наряду с понятием «человек» широко используются понятия «индивид», «личность», «индивидуальность».

Человек – высшая ступень живых организмов на Земле, субъект общественно-исторической деятельности и культуры. Как Homo sapiens человек не может быть понят лишь как природное существо, его сознание, язык, речь формируются только в обществе.

Как родовое существо человек конкретизируется в реальных индивидах. Индивид – это отдельный представитель биологического вида Homo sapiens, единичный представитель социума. Понятие индивида описывает человека в его отдельности, обособленности, с точки зрения целостности его морфологической и психофизиологической организации, устойчивости во взаимодействии со средой, активности.

Личность – это человеческий индивид в аспекте его социальных качеств, формирующихся в процессе исторически конкретной деятельности и системе общественных отношений. Процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему быть полноправным членом общества, личностью, носит название социализации.

В настоящее время существует две основных концепции личности: 1) личность как функциональная (ролевая) характеристика человека и 2) личность как его сущностная характеристика.

Первая (ролевая) концепция опирается на понятие социальной функции (социальной роли) человека и фиксирует преимущественно внешнее его поведение, которое не обязательно выражает действительную сущность человека. Этот аспект понимания личности играет большую роль в современной прикладной социологии, но при всей своей значимости имеет ограничение: не позволяет раскрыть внутренний духовный мир человека.

Вторая концепция раскрывает понятие личности как сущностную характеристику человека, связанную с его социальными качествами. Личность – это субъект познания и преобразования мира, прав и обязанностей, этических, эстетических и иных норм. Личностью человек не рождается, а становится. Личностные качества человека производны от его образа жизни, от социального окружения, а также, что очень важно подчеркнуть, и от его собственной внутренней активности, направленной на осознание себя, своего внутреннего мира.

Ядром личности, ее стержнем, регулятивным и духовно-смысловым центром является самосознание – выделение и оценка себя как мыслящего, чувствующего существа. Самосознание тесно связано с рефлексией, которая погружает личность в глубины ее внутреннего мира, позволяет критически оценивать негативные стороны своей жизни, дурные поступки, привычки. Посредством самосознания осуществляется процесс соотнесения личных интересов с общественными, определяется уровень личностных притязаний. Самосознание является основой формирования социальных чувств человека: чувства собственного достоинства, долга, ответственности, совести. Самосознание представляет собой то, каким индивид видит себя в настоящем, будущем, каким он хотел бы быть, каким мог бы быть, если бы хотел. Личность с развитым самосознанием способна к самоконтролю и самооценке. Процесс соотнесения своего Я с реальными жизненными обстоятельствами служит базой для самовоспитания, для постоянного процесса совершенствования, развития собственной личности. Человек как личность не есть некая законченная данность. Он – процесс, требующий неустанной душевной работы.

Главным свойством личности выступает ее мировоззрение . Оно являет собой привилегию человека, поднявшегося до высот духовной жизни. Человек вопрошает себя: кто я? зачем я явился в этот мир? в чем смысл моей жизни? Только выработав то или иное мировоззрение, личность получает возможность осознанно, целенаправленно действовать, реализуя свое предназначение в мире.

В структуре духовного мира личности особое место принадлежит нравственности. Нравственность возвышает человека. Ориентированный в своем поведении на высшие нравственные ценности, человек утверждает себя как свободная, творческая личность. Важнейшее средство формирования личности – осуществление выбора между добром и злом. Личность есть там, где есть напряженная духовная жизнь, взвешивание «за» и «против» при выборе линии поведения, свершении того или иного поступка. Нравственное поведение предполагает готовность личности отстаивать нравственные принципы, брать на себя ответственность. Нравственным нужно быть потому, что только на этом пути человек может жить подлинной жизнью, реализовать свою сущность. Осознанное и свободное следование нравственным нормам, фундаментальным нравственным требованиям – признак духовно зрелой личности.

Еще одним качеством личности является ее характер, сила воли . Люди с сильной волей обладают и сильным характером. Таких людей воспринимают как лидеров. Без воли и характера невозможно общественное самоутверждение человека как личности. Личность проявляет себя в поступках, она – «субъект поступания» (М.М.Бахтин). Быть личностью трудно, и это относится не только к выдающимся личностям, но и ко всякой личности. Совершать поступки и брать на себя ответственность – это прерогатива личности.

Индивидуальность – понятие, которое характеризует самобытность личности, ее уникальность. Понятие индивидуальности акцентирует внимание на том специфическом, своеобразном, что отличает данного конкретного человека от других людей. При этом имеется в виду, прежде всего, комплекс его социально значимых качеств, т.е. личностная индивидуальность. Хотя индивидуальность личности нельзя отрывать от ее наследственных особенностей, реализуется она все же через многообразие социальных качеств, сообщающих человеку подлинную неповторимость.

Уже на биологическом уровне проявляется уникальность человека, связанная с его генофондом, делающим индивида биологически неповторимым. Уникальность людей поразительна даже в своем внешнем проявлении. Однако подлинный смысл индивидуальности связан не столько с внешним обликом человека, сколько с его внутренним духовным миром, с душой. Душа выражает собой уникальные особенности данной личности. Разнообразие индивидуальностей – существенное условие успешного развития общества.

Личность, коллектив, общество. Проблему личности нельзя решить без философской постановки вопроса о взаимосвязи личности и общества.

Связь личности и общества опосредована прежде всего первичным коллективом: семейным, учебным, трудовым. Только через коллектив каждый его член входит в общество. Через первичный коллектив идет отдача личного обществу и достижений общества – личности. В здоровом коллективе личность не растворяется, а выявляется и самоутверждается. Различают коллективы формальные (официальные) и неформальные (неофициальные). Последние – это, как правило, объединения по интересам (клубы, секции и т.д.), в них больше возможностей для проявления творчества, индивидуальных способностей.

Поскольку каждый член коллектива – личность, индивидуальность со своим пониманием, опытом, складом ума и характером, постольку даже в дружном коллективе возможны разногласия и противоречия. В этих условиях на прочность проверяется и коллектив, и личность – от них зависит, дойдет ли противоречие до антагонизма или оно будет разрешено всеобщими усилиями ко всеобщему благу.

Взаимоотношения человека и общества существенным образом изменялись в ходе истории. Изменялось вместе с этим и конкретное наполнение, конкретное содержание и собственно личности.

При родовом строе индивид не являлся личностью в собственном смысле этого слова, он был включен в жесткую систему общественных связей (род, племя), выполнял предписанную традицией роль. И реально, и в своем сознании индивид не выделялся из коллектива и осознавал себя принадлежащим роду.

На основе усложнения трудовой деятельности, разделения труда, появления частной собственности происходит обособление человека, формируется частный интерес. Возникновение классового общества, государства способствует тому, что индивиды стали выступать субъектами прав и обязанностей. В этих условиях шел процесс становления личности. Однако в античном обществе человек еще осознавал себя как орудие космического миропорядка. И это воплощалось в идее судьбы, которую он не мог изменить по своему произволу.

В период Средневековья в христианской религии человек осознает себя как личность. Этому способствовал процесс духовного общения человека с персонифицированным Богом. Усложнялся внутренний мир человека, его деятельность была направлена на совершенствование духа, души. В жизни средневековой личности большое место занимают собственно нравственные ценности, а не ценности материально-утилитарные. Духовность человека состоит в его совести, со-вести с Богом, реализуется в высоких чувствах Веры, Надежды и Любви. Для личности эпохи раннего христианства характерен сугубо личностный героизм – подвижничество.

В эпоху Возрождения очень остро была осознана свобода человека, его автономность. Отныне человек – распорядитель собственной судьбы, наделенный свободой выбора. Свобода означает для него космическую незакрепленность, самостоятельность творческого самоопределения. Человек вкусил упоение от беспредельных возможностей своих сущностных сил и ощутил себя господином мира.

В эпоху Просвещения разум занял господствующее положение в культуре. Рационализации оказались подвергнуты все стороны общественной жизни, в том числе и внутренний мир человека. Это вело к сужению эмоционально-душевной сферы личности. Достоинства личности измерялись силой его разума, способностью подвергать сомнению и критике существующую действительность.

Новое время отмечено бурным развитием науки и техники, что усиливало позиции человеческого разума. Изменились ценностные ориентации личности, ее мировоззрение. На первый план выдвигались такие качества личности, как сила воли, инициативность, деловитость, имевшие, однако, и обратную сторону – эгоизм, индивидуализм, беспощадность и т.д. Сложилась личность индивидуалистического типа («атомарная личность») с вещной, рационалистически-прагматической ориентацией. Духовные ценности вытеснялись ценностями материальными, в человеческие отношения проник принцип утилитаризма (пользы). Собственное благополучное существование новоевропейский человек предпочитает всему другому, себя рассматривает как цель, а все другие для него суть средство. Психология индивидуализма неизбежно приводит к острому чувству одиночества и взаимному отчуждению людей. Феномен отчуждения, ярко заявивший о себе в Новое время, в современном мире не исчез, он приобрел новые формы.

Отчуждение. В социальной философии отчуждение рассматривается в связи с проблемой личности, раскрытием сущностных сил человека, с проблемой взаимоотношений человека и общества.

Отчуждение – это превращение результатов человеческой деятельности, а также человеческих свойств и способностей в нечто чуждое ему и господствующее над ним. Феномен отчуждения сопровождал всю человеческую историю, разные его формы анализировались Т.Гоббсом, Ж.-Ж.Руссо, представителями немецкой классической философии. Л.Фейербах, например, считал, что в представлениях о Боге человек воплотил свою сущность; она оказалась отчужденной и ему противостоящей. Религиозное отчуждение, считал он, должно быть ликвидировано на основе любви человека к человеку, принятии «религии любви». Но в наиболее резкой форме отчуждение проявилось в социально-экономической сфере в условиях капиталистического производства и было проанализировано К.Марксом.

У Маркса проблема отчуждения была связана с анализом частной собственности и товарного производства. В процессе труда, где человек должен был бы раскрывать свои сущностные силы, удовлетворять свою потребность в творчестве, наемный рабочий не чувствует себя человеком, а выступает как подневольное животное, как живая машина. Сам процесс труда и результаты его оказываются отчужденными от работника (находятся в распоряжении владельца средств производства) и противопоставленными ему в качестве капитала. Капитализм подавляет способности человека, калечит его духовную сущность. Преодолеть это отчуждение, по Марксу, можно только на путях упразднения частной собственности, замены ее общественной собственностью на средства производства, и через утверждение принципов социальной справедливости.

В XX столетии появилось ряд новых факторов, вызвавших новые формы отчуждения. Научно-техническая революция принесла не только материальные блага, но и негативные последствия, которые могут выйти из-под контроля человека: угрозу атомной войны, экологический кризис, стрессы. Компьютеры втягивают человека в мир, чуждый образцам высокой культуры. Средства массовой информации навязывают человеку ложные потребности, стандартизируют мышление, обезличивают индивидов. Человек утрачивает навыки общения с другими людьми. Абсолютная праздность и развлечение становятся для него главной потребностью. Духовное начало в человеке умирает. Такой антигуманный характер существования ведет к деградации человека, отчуждению его от собственной сущности.

Отчуждение в современном обществе порождается и экономическими причинами. Низкий уровень жизни ограничивает доступ людей к образованию, приобщение к культуре, лишает человека возможности путешествовать, а, значит, отчуждает человека от полноты человеческих проявлений жизни, делает его, по выражению Г.Маркузе, «одномерным человеком».

Субъективно отчуждение проявляется в чувствах страха, одиночества, апатии, равнодушия, бессилия, утраты смысла жизни, а также связанных с ними наркомании, алкоголизме, самоубийствах.

Многие современные авторы преодоление отчуждения и одномерности человека видят на пути всестороннего развития его способностей. Это возможно за счет создания таких реальных условий, при которых каждый человек мог бы в процессе своего образования выходить на передний край человеческой культуры и свободно выбирать поле своей деятельности. Общество должно поднимать, а не подавлять людей, всесторонне и особенно в нравственно-духовном отношении развивать человека. В преодолении факторов отчуждения большую роль играет и сам человек, его воля, стремление к творчеству. И деятельность общества, и деятельность человека должны быть устремлены на созидание человечности.

- 32.90 Кб

Первоочередная задача для правоохранительных органов - охрана личного,

государственного и общественного имущества, установила статус личности,

гарантии прав и свобод. Это подчеркивает возрастающую роль личности в

современных условиях для ее развития в обществе.

Понятие отчуждения

Отчуждение (англ. alienation , нем. Entfremdung

Так же отчуждение есть процесс, “характеризующийся превращением деятельности человека и ее результатов в самостоятельную силу, господствующую над ним и враждебную ему”. Впервые концепция отчуждения была сформулирована в XV-XVIII веках авторами и сторонниками теории общественного договора (Томас Гоббс, Пьер Гассенди, Бенедикт (Барух) Спиноза, Джон Локк, Жан-Жак Руссо).

Отчуждение (англ. alienation , нем. Entfremdung ) - это процесс отделения от людей процесса и результатов их деятельности (деятельность понимается широко, как любая социальная деятельность), которые становятся неподвластными человеку и даже господствующими над ним. В результате этого люди становятся чуждыми миру, в котором живут.

Суть концепции Гоббса сводилась по преимуществу к пониманию и интерпретации отчуждения как акта передачи определенных прав человека социальной системе (в общем случае), а в частном – как добровольного ограничения (отчуждения) людьми своих прав для создания путем договора “искусственного тела” – государства. Первопричиной готовности людей прибегнуть ко взаимному отчуждению собственных прав Гоббс считал их боязнь вернуться к тому естественному состоянию, которое существовало до объединения индивидов в обществе, т.е. к войне, и не просто войне, а “войне всех против всех”. Продукт раннего взаимного отчуждения – государство – Гоббс представлял как массу личностей, объединенных в одну личность. Гоббс, таким образом, возможно, невольно и даже не представляя вероятных последствий такого подхода, объединил проблему отчуждения с обширной личностной проблематикой.

Марксистская теория отчуждения
Самостоятельно Марксом не выделялась. Для Маркса отчуждение - это потеря смысла существования рабочим в процессе труда в эпоху капитализма. Осмысливается в ранних работах, включая «Экономико-философские рукописи 1844 года ». Маркс выделял 4 вида отчуждения: от процесса труда, от продукта труда, от своей собственной сущности и людей друг от друга. К. Маркс рассматривал работника в капиталистическом обществе, вследствие развития машинного производства и соответствующего уровня разделения труда , превращенного в «деталь» огромного машинного механизма, в «придаток». Рабочая сила превращается в товар, который продается за заработную плату . Рабочему для существования необходимо работать на капиталиста , имеющего в собственности средства производства . Произведенный работником продукт «уходил» к капиталисту (владельцу средств производства), и вследствие этого представлял собой как бы чуждый, отделённый от работника предмет. Отчуждение рассматривалось и в процессе отделения продукта труда, и в самой производственной деятельности, и в отношении работника к самому себе, и к другим людям.

Отчуждение - это феномен психической организации человека, заложенный изначально в генетике его природы, позволяющий индивидуальное проявление и индивидуальное развитие.

С одной стороны отчуждение даёт человеку ощущение неудовлетворённости, а с другой является естественным импульсом в поиске ощущения счастья и удовлетворения. Отчуждение человека проявляется по-разному: закрытость в отношениях с другими людьми, потеря единства с собственной природой, острое ощущение своей индивидуальности, противопоставление себя другим. Это состояние рождает много проблем, и внутренних конфликтов для человека, порой ведущих к несчастному существованию.

В работах А.В. Петровского и В.А. Петровского феномен отчуждения можно увидеть как проблему нерепрезентированности субъекта в Другом и Других В.А. Петровским, М.В. Полевой сегодня осуществляется попытка акутализировать проблему отчуждения в психологии. Феномен отчуждения трактуется ими как потеря человеком собственной субъектности в общении со значимым другими (и с самим собой, когда имеется в виду особый случай – самоотчуждение человека). Такой взгляд, считают они, отвечает интуитивному смыслу этого слова: «… быть отчужденным» – значит ощущать самоутрату, не чувствовать своей связи с близкими.

Однако психология отчуждения - это не отклонение от нормы и не неизбежность судьбы. Темп и ритм современной жизни, чаще всего не дают человеку возможности уделять достаточного внимания близким людям, ограничивают его время и связи, позволяющие реализовать до конца такие чувства как дружба, любовь, общность и единство.

Заключение

Феномен отчуждения привлекает к себе пристальное внимание философов, социологов, психологов, что обусловлено актуализацией проблемы потери человеческой самоидентичности, конфликтом между актуальным существованием и потенциальным бытием, потерей контроля над продуктами труда, разрушением социальных взаимосвязей и т.д.

Источники

  1. Абраменкова В.В. Проблема отчуждения в психологии // Вопросы психологии. 1990. №1. С. 5-12.
  2. Абраменкова В.В. Развитие коллективной идентификации и персонализации в детском возрасте // Психология развивающейся личности. М., 1987.
  3. Абульханова-Славская К.А. Активность и сознание личности как субъекта деятельности // Психология личности в социалистическом обществе. М., 1989. Т.1.
  4. Философия: Учебник /Под редакцией доктора философских наук, профессора В. И. Лавриненко – 2-е издание – Москва:, Юрист’ъ, 1998 г.
  5. Философия: Учебник /Под редакцией доктора философских наук В. П. Кохановского – Ростов – на – Дону: Феникс, 1997 г.
  6. Философия: Исторический и систематический курс: учебник для Вузов 3-е издание – Москва: Издательская корпорация “Логос”, 2000 г. Личность в правовом государстве……………………………………………...8
    Понятие отчуждения……………………………………………………...……10
    Заключение……………………………………………………………………..13
    Источники………………

Во всякой лжи есть крупица правды.

Во всяком суеверии есть частичка истины.

Когда появились более-менее портативные фотоаппараты, появилась и возможность быстро и эффективно запечатлевать экзотику . Пальмы, лианы и прочие магнолии, разумеется, фотографировались безропотно. Животные реагировали на человека с фотоаппаратом примерно так же, как и на человека без оного, то есть в соответствии со своими повадками и настроением. Это если без магния, с магнием хуже. А вот люди (дикари, как принято было говорить), ознакомившись с результатами, встречали блеск объектива с большими и глубокими чувствами ужаса и омерзения. Которое чувство свободно могли и выражать с разной степенью вреда для фотографа и его аппаратуры.

Если дело всё-таки доходило до вербального контакта, то своё поведение они объясняли достойно: не позволим отнимать у нас душу. Потому что в отпечатке нашей внешности, да ещё таком точном, - наша душа. Потому что не может быть внешность без души. Бывает, конечно, - у покойника. Но тогда получается ещё хуже: нас убивают. В общем, убирайтесь, пока целы (это в лучшем случае).

Постепенно в более цивилизованных регионах дети природы начали вступать с фотографами в товарно-денежные отношения. Даже вырабатывалась такса. Если верить Марку Твену, в его время у стамбульских нищих был целый прейскурант, в котором довольно дорого стоил снимок во время молитвы; дороже - только во время драки.

А в наши дни и в нашей России по фотографиям находят без вести пропавших, а также творят заговоры против пьянства и измены. И определяют судьбу.

Отношение к подобным процедурам как к безвредной глупости вряд ли разумно. Нужно помнить, что само желание причинить вред (или по-иному манипулировать личностью, даже если “хотеть как лучше”) уже способно его причинить, и шарлатанские ритуалы здесь не при чём. К тому же шарлатанствующие работники (ча­ще работницы) сферы услуг довольно прилично набивают руку в прикладной психологии. Вот один пример из сотен и тысяч, вошедших, к сожалению, в наш повседневный быт. Некая женщина ну очень не хотела, чтобы её сын женился на своей избраннице. Но воспрепятствовать не смогла и решила пойти другим путём: потащила свадебную фотографию к гадалке для выяснения свойств невестки и дальнейшей судьбы. Та, будучи не вовсе глупой, быстро сообразила, что нужно клиентке, и уверенно тыча пальцем в невероятной пышности фату, под которой была столь же невероятно пышная причёска, радостно завопила: “Так она же ведьма! Вот рога!”. Меж тем на снимке можно было при желании усмотреть и Галактику, и Ноев ковчег, и даже балет Большого театра . Окрылённая свекровь отправилась устраивать невестке кош­марную жизнь на основе борьбы с тёмными силами, в чём и преуспела.

Возвращаясь к менее экзотическим случаям соотношения внеш­ности человека и его изображения, скажем, что истина здесь в том, что внешность есть компонент личности, не больше не меньше. А вот что можно этот компонент отторгать (и тем самым делать личность ущербной) путём, так сказать, механического копирования - это уже суеверие. Но громадное количество страшных сказок такой возможностью оперирует. А уж для злой колдуньи (вар.: мачехиной дочки) отнять внешность добродетельной красавицы (а с нею - и завидного мужа, и счастливую судьбу) - самое милое дело .

А если отвлечься от литературы, то попытка воздействия на человека путём причинения вреда его изображению - и вовсе чёрная магия.

Тут есть ещё один мрачный нюанс: страх двойничества. Некий документальный фильм запечатлел первую встречу папуасского племени с белыми (по-моему так здесь не обошлось без постановочных эффектов: случалось видеть снимки и куда менее благополучных в цивилизационном отношении папуасов). Наиболее впечатляющим выглядит знакомство с зеркальцем: первый беглый взгляд на своё лицо повергает папуаса в трепет . И что же он делает? Он действует ну просто очень красиво: закрывает зеркальце большим листом, а потом постепенно и понемножку этот лист отодвигает и заглядывает за него. Лист для него - часть его мира, родного и надёжного, и зловещую магию неизвестного предмета он с его помощью перекрывает (и тем самым ослабляет и даже вовсе нейтрализует) доброй магией своего окружения.

Но если от папуасов перейти к укладу нового времени, то страх перед двойничеством ослабевает, конечно, но отнюдь не исчезает. Существует множество тому доказательств опять-таки литературного характера; самое, пожалуй, зловещее из них - рассказ Э. А. По “Вильям Вильсон”, такой необъяснимо страшный, что его довольно редко публикуют, а самое известное - конечно же, уайльдовский “Портрет Дориана Грея” . В этом случае сюжет двойника ещё усложняется тем, что речь идёт о человеке и его портрете, связанных так, что все пороки человека оставляют его внешность незатронутой, а вот портрет меняется. И стареет тоже портрет. А при попытке располосовать портрет ножом погибает прототип - и становится мерзким стариком, а нетронутый портрет сияет молодостью и красотой.

…А что такого страшного в двойничестве? А всё то же: получается, что личность разрывается пополам, часть её отходит к чужому (то есть происходит отчуждение в самом точном смысле слова). В случае с аборигенами Океании приходится говорить (точнее, сказали бы они, если бы участвовали в обсуждении) о мане как энергии, включающей жизненную силу и судьбу, - а разве же отдельно взятому среднему аборигену хочется делиться жизненной силой и судьбой?

Ну, и ещё такой момент возникает, должно быть. Дуализм присущ не только манихейству, но и “простому” язычеству. Всякий нормальный язычник считает, что в его появлении на свет так или иначе замешано некое высшее существо. Разумеется, оно может быть свирепым в своих проявлениях, но всё равно желает ему добра. Отсюда следует, что двойника сотворил некто, желающий зла и, соответственно, в коварных целях. Такая идея нет-нет да и мелькает в фольклоре. То есть двойник не просто посягает на целостность личности, но и прямо нацелен на принесение ей вреда.

Пожалуй, для дальнейшего полезно было бы использовать производное от понятия личность вспомогательное понятие личная сфера как обозначение того, без чего личность себя не мыслит. Здесь возможны варианты: кто-то не мыслит себя без своей (красивой) внешности, кто-то - без любимой работы, одни - без родных и близких людей, другие - без дорогих вещей.

И благо тем, кто не мыслит личность без души и вне связи с духовным миром.

Человек способен преодолевать параметры физического мира посредством разума, чувства, веры. Если уж он может представлять себе мир невидимый - разве не проще мыслить о том, что просто-напросто находится вне поля зрения? Когда мы рассуждаем о чудесах, то даже не задумываемся о том, что до некоторой степени чудесна и наша способность представлять себе то, чего не видим, и даже то, чего не видели никогда и чего, может быть, и на свете нет . Увы, но эта же замечательная способность из числа Божьих даров даёт и возможность говорить то, чего не было , то есть попросту лгать. Такая получается свобода злоупотребления. Но означает ли это, что свобода - это вообще зло? Вовсе нет, потому что она же предоставляет и возможность не злоупотреблять.

Если вернуться к способности думать о том, чего не видишь, и представлять себе это, то можно понять, что изображение - это подспорье для таких случаев. Об этом можно размышлять долго и подробно, а можно просто признать факты. Мы ведь не задумываясь дарим родным и близким фотографии “на память”, и кто выразил суть этого столь же прямо и ярко, как Пастернак:

Я живу с твоей карточкой, с той, что хохочет,
У которой суставы в запястьях хрустят…

Существенно, что глядя на изображения, можно испытывать самые добрые чувства… а можно и злые. Выше уже говорилось об использовании изображений в ритуалах чёрной магии. Но здесь не о магах, с которыми всё ясно, а о “простой” человеческой злобе. Приходилось видеть фотографии с выколотыми глазами . Приходилось слышать о том, как человеку присылали его фотографию разорванной, изрезанной, изуродованной.

Конечно, можно было бы назвать это раздражительностью, неумением держать себя в руках, то есть плохим воспитанием, а также долго и доброжелательно причитать, что-де мол все мы люди, бывает, погорячился, сорвался, не стоит обращать внимания… Всё это правда. Но правда и то, что чёрная магия может быть спонтанной.

Странно, не правда ли? Мне и самой было странным это услышать, тем более при том, что для магии нужна целенаправленная злая воля. Но вопрос в том, как она формируется.

Нам не зря предлагается каяться в недобрых помыслах, в грехах, совершённых не только делом , но и словом , и даже помышлением . Чем глубже скрыт грех (а мы мастера прятать его даже от себя), тем труднее в нём покаяться; так и живёт он в глубинах существа, разъедая душу и вредя людям. Поэтому чем рассуждать законнически, прав я или неправ в своих недоброжелательных помыслах, лучше не иметь их вообще. При этом начинать преодолевать зло в себе лучше с высоты (через любовь ко Христу) и из глубины: основная, базовая степень любви к врагам, фундамент, на котором она строится - нежелание вечной гибели, а вовсе не мелкие подарки, как это подчас рекомендуется авторитетами в области исправления нравов.

Ничего нового в этом нет; богослужебный обиход содержит молитвы об искоренении вражды, но здесь хочется привести слова из одной такой молитвы:

…ненавидящих всех и обидящих нас прости, во еже ни единому от них нас ради погибнути, но всем спастися благодатию Твоею, Боже всещедрый.

Это и есть совершенно реальное основание любви к врагам, которую нам следует заботливо воздвигать в своей душе. И насколько же в этих двух строчках больше христианской подлинности, нежели в многословных и обильно уснащённых изуродованными цитатами построениях на тему, почему мы правильно ненавидим таких-то и таких-то (тех-то и тех-то), а также кому и по каким показателям следует погибнуть.

В современных головах наличествует некоторый параллелизм, вызывающий уже если не смех сквозь слёзы, то улыбку сквозь печаль. Наблюдается некоторое количество сторонников крепостного права, воспевающих это состояние общества как утраченное счастье. Но вот только себя в этом земном раю они видят отнюдь не крепостными. А православные активисты, грозящие направо и налево Страшным судом, как представляется, для себя отводят при этом роль… примерно общественного обвинителя (был такой юридический изыск при советской власти) или уж лучше - помощника прокурора. И в таких тонкостях они это продумали, что чуть ли не жаль, что ничего подобного не будет, что Божий суд совершенно не походит на суд земной, пусть даже и наисправедливейший.

Но при всём том утверждать, что недобрые мысли всегда способны принести тому, на кого они направлены, реальный вред, было бы не совсем верно по двум причинам. Первая - мысль может быть вовсе не такой уж недоброй; она может просто отражать собственное представление “мыслителя” о том, что такое хорошо. Вторая - мысль должна быть принята тем, на кого направлена, причём принята со страхом. Увы, увы этот страх может рядиться в одежды послушания…

Не очень хочется омрачаться рассуждениями о недолжном духовном руководстве, тем более что не совсем в нём дело, а в психических механизмах более общего характера. Эти механизмы сполна проявляются в случаях так называемых иатрогенных (то есть причиняемых врачом) болезней. С давних пор в учебниках медицины приводится чрезвычайно яркий пример.

Молодой врач, преисполненный наилучшими намерениями, отправился в Юго-Восточную Азию и приступил к работе. На улице он увидел девушку, которая шла себе спокойно, но то и дело плевала кровью. Будучи человеком воспитанным и тактичным, он не заговорил с ней, а следовал до её дома, где и объяснил родителям, что они изверги, что девушка в последней стадии туберкулёза, что необходимые покой и уход могут обеспечить ей мирную кончину… Девушку уложили в постель и к вечеру она умерла. После чего знающие люди объяснили врачу, что она была здоровёхонька, что это повсеместно распространённая в огромном регионе жвачка-бетель окрашивает слюну в красный цвет. То есть умерла она, конечно, от страха, но и “из послушания”, из уважения к мудрости белого целителя.

Sapienti sat, как говаривали римляне. Мудрому достаточно - для того чтобы размышлять и делать свои выводы.

А я вот знаю случай, когда вымерла целая семья, мать и трое сыновей. Там дело было не в том даже, что отец бросил семью, а в том, что его новая жена объявила, что она их заколдует, а добрые люди это намерение широко распространили. И умирали они один за другим от разных причин, но как-то всё этих причин казалось для смерти маловато. Было впечатление, что им недоставало жизненной силы, что бы при этом ни имелось в виду.

Такая намечается двуполюсная система: явная (или даже тайная) недоброжелательность или просто амбициозная бесцеремонность с одной стороны и суеверный страх - с другой. И что делать?

Ответ-то простой: уповайте на Господа, Он наша помощь и щит (см. Пс 113:17), равно как и на Бога уповаю, не боюсь; что сделает мне плоть? (Пс 55:5). Да… только встаёт вопрос о силе упования, иными словами - о силе веры, ср. маловерный! зачем ты усомнился? (Мф 14:31). Это апостол Пётр - “маловерный”, который уже пошёл было по воде… Так что лучше не ставить экспериментов по замеру своей веры, тем более чужой, и не вторгаться в чужую личную сферу .

Всё вышесказанное относится к, так сказать, стандартной ситуации. Современный мир же осложнил эту ситуацию, на мой взгляд, весьма значительно. На простую бесцеремонность наросло осложнение, вызванное идеей потребления: достаточное количество людей претендует на “непринуждённое” обращение со знаменитостями.

Когда-то трагический исход такой непринуждённости описала Агата Кристи. Во время войны приехала в женскую вспомогательную часть (такие были в Англии) знаменитая киноактриса. Её пламенная поклонница была больна. Ну и что? Подкрасила пятнистое лицо, пошла, познакомилась, поговорила… А была у неё нетяжёлая болезнь, но опасная для беременных. А актриса была беременна. Родился неполноценный ребёнок. В дальнейшем произошёл из-за этого ряд трагедий…

Как-то так получилось, что граница личной сферы современного потребителя размылась и разрослась до всего, до чего он может дотянуться. Одним словом, идеальный потребитель из книжки Стругацких “Понедельник начинается в субботу”. Но там-то, поскольку авторы были людьми в общем простыми, потребителя уничтожили волшебной бомбой с джинном. А мы здесь живём…

Вот, например, была певица, поведение которой вызывало заслуженное неодобрение. Но одно дело это, а другое - международный тотализатор, где заключались пари: доживёт она со своими вредными привычками до 27 лет или нет? Не дожила; граждане могут со счастливыми улыбками брать свои денежки. А если подумать - не способствовало ли это напряжённое ожидание роковому исходу?

И не могу я не сравнивать потребительское отношение к знаменитостям, проявляющееся в полной бесцеремонности, с такой же бесцеремонностью в отношениях с родными, друзьями, коллегами… да и просто прохожими. Кто сейчас понимает, что означает слово амикошонство ? Исчезающее количество носителей русского языка . А означает оно явление, ненавистное век назад всем воспитанным людям: ту самую безбрежную бесцеремонность, которая позволяет, например, похлопать по плечу малознакомого профессора со словами: “Ну, как дела?”. И это ещё не крайний случай.

Но печаль в наших размышлениях по этому поводу не должна становиться безбрежной и всезатопляющей. Выше было сказано, что свобода, конечно, даёт возможность злоупотреблять, но она же позволяет и не злоупотреблять. И более того, свобода дана нам не для пустого украшения существа homo sapiens каким-то причудливым плюмажем, а для чего-то более существенного. Но об этом ниже, а пока ещё об одном важном параметре личности, входящем в личную сферу.

Спокон веков в эту сферу входит имя. То есть до такой степени, что одно из самых распространённых в мире поверий гласит, что знающий имя получает власть над его носителем. Отсюда проистекает сложная система тайных имён в примитивных и не очень примитивных обществах.

Новое имя получают прошедшие обряд инициации - но и юные католики при конфирмации, которая окончательно оформляет их церковный статус. Самая распространённая модель псевдонима в арабском мире строится по модели отец/сын/мать/дочь Такого-то , да и в Индии супруги после рождения ребёнка зачастую называют друг друга по тому же принципу. У большого количества народов “настоящее” имя мужчины или женщины запретно для супруга. В некоторых обществах больному (чаще всего ребёнку) меняют имя, чтобы обмануть смерть. В криминальных же кругах России жить по чужим документам, то есть прежде всего с чужим именем, называется переменить участь . Но ведь имя меняли и китайские императоры при восхождении на трон! Да и при постриге меняется имя, а при постриге в великую схиму - ещё раз…

Полны глубокого смысла слова Христа о том, что Он совершил главное из того, зачем был послан: открыл людям имя Божие (Ин 17:6,26). Имя это - Отец . Разумеется, нельзя думать, что знание этого имени даёт нам власть над Богом в общепринятом “силовом” смысле. Но это знание даёт возможность вступать с Творцом в правильные отношения - отношения почитания и любви.

И ещё об имени: сильнейшее впечатление производит образ из Откровения святого Иоанна Богослова: побеждающему дам вкушать сокровенную манну, и дам ему белый камень и на камне написанное новое имя, которого никто не знает, кроме того, кто получает (Откр 2:17). В этом - вся суть мистики, связанной с именем: ведь и интуитивно прозревается, что имя как-то связано с человеком . Но вот нехватает смирения и терпения для того, чтобы предоставить Господу прояснить для нас эту связь. Не на это ли опирается в том числе обычай давать детям множество имён?

Нет ли здесь противоречия с вышесказанным? Ведь вроде бы называние того, что входит в личную сферу, не должно быть бывшим , а имя-то меняется… Нет, противоречия нет, потому что при сколь угодно распространённых переменах имени словечко бывший с этим именем употребляться всё-таки не может. Ну, разве что таким патетическим образом можно бросить в лицо его настоящее имя тому, кто его незаконно сменил.

Очень непроста связь человека с его именем, пожалуй, даже загадочна. А что касается притязаний на особую связь с человеком через “овладение” его именем, то это встречается на каждом шагу и без всякой магии, - но думается, не без духовной составляющей. Речь идёт о “домашних” именах, которыми называют друг друга близкие люди. Нередко человек старается “выдумать” для того, кто для него очень дорог, такое прозвание, которым будет называть его только он и никто другой, и если подумать, то это есть притязание на ситуацию тайного имени на белом камне. И ничего страшного, если такое имя даётся и принимается с любовью.

Однако в последние годы со скоростью степного пожара распространилось в России активное неприятие уменьшительных имён вообще и в частности. Причин этого может быть несколько.

Понятное отвращение к, так сказать, уменьшительно-пренебре­жи­тельно-ругательным. Когда-то дурно воспитанные люди обращались так к прислуге. В древности только так можно было именовать “смердов” и “холопов”, да и сами они себя так называли. Но существовала и градация уважительных обращений: полным именем, именем с сокращённым отчеством: Иван Иванов (сын) Петров , наконец, с полным отчеством (с вичем ). Конечно, не претендуя на полную картину, я бы хотела тем не менее напомнить, что полным именем без отчества называли слуг в приличных домах, а у офицеров военно-морского флота были с учётом особых трудностей их службы две привилегии: носить бороду и обращаться по имени-отчеству.

Однако такому же остракизму подверглись и уменьшительно-ласкательные имена, хотя принципы - и языковой, и межчеловеческого общения - здесь совершенно различны .

Правда, насколько можно уже делать какие-то обобщения, нелюбовь к уменьшительным может проистекать по причине, сходной с той, по которой вдруг рассыпаются металлические конструкции. Это называется красиво: усталость металла. Ну, а люди устают от хамского к себе обращения. Остановить поток сквернословия представляется им невозможным - но уж имя моё не трогайте! Да к тому же для обитателей интернета существует ник , в изобретении которого можно вволю пофантазировать. А нелюбовь к ласкательным оправдывается ещё и принципом “ничего личного”, который я, если честно, терпеть не могу как какое-то извращение: обругал тебя кто-то выше крыши и - ничего личного . Так в качестве чего тебя ругали?

Я понимаю людей, которые предпочитают именоваться по святцам; это сильно дисциплинирует, - во всяком случае окружающих. Правда, история России изобилует Степанами , а не Стефанами , но больно уж круто она у нас на глазах меняется. Ничего не поделаешь, живём во времена перемен. Мы этого хотели, если честно. Правда, не таких… но других, очевидно, не заработали.

Более сомнительны поиски верующими родителями таких имён для детей, чтоб у них не было уменьшительных. Во-первых, это, увы, невозможно, и падший мир устроен так, что если с уменьшительно-ласкательными и будут затруднения, то ругательные всегда найдутся. Полагается выбирать детям имена по многим параметрам, но один из важнейших - благозвучное и стилистически приемлемое сочетание с отчеством, чтоб не была ни Арабелла Матвеевна , ни Агафоклея Эдуардовна . И хорошо бы помнить, что в области имён существует мода и что самые “продвинутые” имена лет через 20–30 удалятся на сильную социальную периферию.

Ну, конечно же, имя относится к личной сфере, да ещё и к самому её средоточию: к сокровенному в личности, к тому, что очень-очень близко от души.

А теперь посмотрим на довольно любопытные вещи. В чём проявляется стремление человека к вечности? Для тех, кто религиозен - в стремлении к вечной жизни в Боге. А для других?

Несмотря на то, что с довольно-таки древних времён складывались тексты о властителях, стремившихся оставить по себе память в веках, и о тщетности таких стремлений, остановить человечество, ищущее вечной памяти о себе в материальных предметах, не представляется возможным. Да и то сказать, пирамиды же стоят? Про Хеопса все помнят? То-то же! И никакие Горации и Пушкины нам не указ, - какой хотим памятник, такой, значит, и оставим. И множатся надписи на скалах и на стенах исторических зданий: Здесь были Петя и Маша . Совсем интересный случай я видела в музее Пушкина на Фонтанке: чтобы ввести в русло стремление посетителей к увековечению своих имён, сотрудники музея вывешивали большой лист ватмана. Когда он был исписан уже до полной невозможности уместить хоть одну буковку, его со смехом снимали … и выбрасывали. На глазах безумцев, которые уже стояли с ручками наготове, чтобы ринуться на следующий лист.

А ещё есть манера, от которой стонут искусствоведы и вообще люди со вкусом: ну никак не может человек сфотографировать здание или памятник или просто примечательное место, не запечатлев на первом плане себя. Получается что-то вроде “А вон там висит Рафаэль, но он за Таниной причёской плохо виден”. Ладно Рафаэль, худо-бедно альбомы есть. Но как-то мне прислали из Германии для молитвенной памяти фотографию могилы чтимого батюшки. То есть могилы там не было, а были выстроившиеся в каре дамы (наши, родимые) в брюках и коротких стрижках, хмуро и недружелюбно глядящие в объектив. Где-то за их сплочённым коллективом действительно угадывались очертания скромной могилки…

Иными словами, в индустрии туризма зримо проявляются стремления людей увековечить себя как в форме сохранения своего имени, так и в форме сохранения своего облика. Трогательный, но жалкий аналог бессмертия. Жалкий, потому что основан на страхе - страхе забвения.

…Как-то пока получается, что и отчуждение личности, и противление этой процедуре содержат в себе вещи не очень-то хорошие. Но, строго говоря, этого не может быть, потому что при этом включаются довольно-таки глубоко заложенные свойства человека. Так что же, получается, что Бог одарил нас способностью ко злу? - А вот ничего подобного; это тот же случай нашего злоупотребления Его благими дарами, в том числе и самым драгоценным из них: даром свободы.

В сущности ничего дурного в том, чтобы оставить о себе память на земле, нет. Но ведь можно же, например, воздвигнуть Успенский собор, как это сделал Аристотель Фиораванти, - а можно уничтожить храм Артемиды Эфесской, как Герострат . Точно так же можно исписывать камни своим именем - и это будет стёрто, и забивать полки и ящики своими снимками, которые через пару десятков лет уже никому ничего не скажут. А насколько правильнее иной путь к земному бессмертию - дети! Ведь детям передают буквально всё: внешность и сущность, имя и разнообразные личные свойства… Да ведь и имя тоже передается детям либо прямо, когда ребёнка называют именем отца или матери (в некоторых культурах - бабушки или деда), либо как фамилия, а в нашем случае - ещё и как отчество . В некотором смысле деторождение - это тоже своего рода отчуждение личности, но добровольное, совершаемое родителями по взаимной любви и ради умножения этой внутрисемейной любви включением в неё детей, любящих и любимых. А с другой стороны, не такое уж это “отчуждение”, коль скоро всё происходит в личной сфере. Так, в частности, реализуется слово Спасителя: отвергнись себя (Мк 8:34).

А ведь Господь говорит здесь не просто о физическом продолжении рода и даже вовсе не о земном бессмертии, а о вечной жизни.

И вот именно для этого нам дана и личность, и облекающая её личная сфера, и способность расставаться со своим сокровенным и заветным: чтобы мы в акте самоотвержения упражнялись в любви к ближнему и к Богу - и именно в такой последовательности, потому что недаром сказано, что тот, кто не в состоянии любить ближнего, которого видит, как может полюбить невидимого Бога (см. 1 Ин 4:20, ср. 1 Ин 4:12)!

Удивительно прозорливо сказал об этом Пастернак:

Жизнь ведь тоже только миг,
Только растворенье
Нас самих во всех других,
Как бы им в даренье.

Но вот что здесь, пожалуй, самое важное.

Такая передача, такое растворенье могут происходить, во-первых, только сугубо добровольно и от чистого сердца, а во-вторых -

только во имя любви. Чтобы не было как в детском анекдоте: “У меня брат конфету отнял, чтобы во мне жадность не развивалась” (а мало ли отыщется в нашей памяти и в нашей литературе примеров того, как что-то в этом роде называется аскетической практикой?). Чтоб не впадали добрые люди в ступор, как впала однажды я, когда милая женщина спросила меня: “Много ли грехов спишется, если любить кошку?”. А чтобы был действительно дар, чтобы мы, благодарно ощущая неизмеримость Божиих даров и тем самым - своего богатства, щедро делились этим богатством, понимая, что на то оно нам и дано.

Третье же правило состоит в том, что самоотвержение должно быть радостным. Это связано ещё и с тем, что отвергаются вещи и свойства, отнюдь не дурные. Пожалуй, одна из лучших проповедей, которые я слышала, была сказана в монастырском храме и посвящена монашеским обетам. Честной отец говорил, что иноки отказываются от мясной пищи вовсе не из-за того, что гнушаются; это вкусная и полезная еда - и именно поэтому они от неё отказываются. И брак - прекрасное установление Божие, исполненное радости, любви, тепла и счастья, - и всё это они приносят в жертву Господу. Да и материальный достаток - вещь неплохая, облегчает множество тягот и создаёт удобства - тем более оснований для того, чтобы от этого отречься. Проповедник был худ, бледен и прямо-таки лучился счастьем. И тем самым был весьма убедителен.

А к тому же есть в мире удивительный закон: чем больше ты собой делишься в радости и любви, тем больше приобретаешь. Господь не отнимает ничего, Он только даёт, и отдающему себя даёт вдвойне и втройне.

Как тут не вспомнить лишний раз архимандрита Афанасия (Нечаева), который перед тем как совершить постриг своего духовного сына сказал ему, что нужно будет оставить любящих и любимых маму и бабушку. Семья посоветовалась и приняла решение: ради любви Божией и встречи на небесах расстаёмся. После чего отец Афанасий совершил постриг и благословил молодого монаха жить в семье - по послушанию. Теперь он известен во всём мире как приснопоминаемый митрополит Антоний Сурожский.

Вот она и отыскалась - та искорка истины, на которую нагромождены горы суеверного хлама…

И мало кто уже горюет о том, что исчезли из искусства ботанические рисунки как особый жанр, поражавший своей тонкостью, точностью и выразительностью, - впрочем, равно как и зарисовки животных, архитектурных и природных ландшафтов и т. п.

В известном психологическом тесте Роршаха предлагается увидеть нечто осмысленное в пятнах на бумаге. Каждый видит своё, но чем красивее и глубже увиденный образ, тем выше оценка. Мне этот тест не понравился, и посмотрев на выбор пару страниц, я сказала, что мне не очень приятно этим заниматься. Но успела ухватить хорошую оценку, увидев танцующего самурая на листе, отведённом под ассоциации искусства. Это я к тому, что “увиденные” и принятые рога характеризуют скорее клиентку.

Изумительное и даже какое-то правдивое впечатление производит сказка, в которой внешность была украдена, а сущность нет: изо рта “закамуфлированной” злодейки не сыпались розы и жемчуга, а выпрыгивали жабы.

Красиво и для данной темы полезно, но возникает закономерный вопрос: а откуда он знает, что это он? Вот разве что его ужас объясняется тем, что он увидел в своей руке живое (подвижное) лицо без туловища. Но предпринятое им ритуалообразное действие склоняет к версии узнавания себя, что, как уже сказано, снижает в моём восприятии достоверность сюжета.

Очень много лет назад мне показали мою фотографию в американском глянцевом журнале, только это была не я. Правда, я совсем не испугалась, а повесила её на стенку и потешалась, когда меня недовольно спрашивали: “А что это за тип с тобой?” (тип был длинноволосый и в шортах, небрежно переделанных из джинсов).

Не могу в конце концов не сказать, потому как наболело: если в переводе с английского встречаются слова Южные моря , читать нужно Океания , потому что переводчики как правило не знают, что по-русски называется именно так. А по-английски действительно Southseas.

И тут всё не просто. Например, мой дядя женился, и его жена стала моей тётей . Но даже если они развелись, она станет бывшей женой моего дяди , а для меня по-прежнему будет тётей . Потому что слово тётя относится к личной сфере и не желает считаться с гримасами современного быта. Язык в определённом смысле консервативен, хотя и склонен к переменам.

Вряд ли отец, говорящий жене “скажи своей дочери, чтобы она…”, отдаёт себе отчёт в том, какое сильное раздражение он тем самым демонстрирует - и какую степень отчуждения являет той самой дочери, которая как правило при этом присутствует.

Формат журнальной статьи не позволяет с достаточной степенью подробности рассматривать проблему религиозного запрета на изображение живых существ (кстати, сказать, недостаточно последовательного, поскольку растения - это тоже живые творения), но кое-какие основания для размышления об этом здесь, как кажется, содержатся. Более логичным были бы запрет на изображения феноменов как дел Творца и разрешение на изображение артефактов как порождений рук человеческих.

Имеются в виду не ангелы, а скорее русалки. В “Винни-Пухе” правдиво описана способность детей не только изобретать всяких Бук, Бяк и Слонопотамов, но и всерьёз их бояться.

Бывало - так же уродовали и иконы… Богоподобие человека и человекоподобие Бога суть ценнейшие черты Божественного замысла о мире - но какие же страшные греховные мысли и поступки они вызывают!

К сожалению, во многих случаях можно услышать, что мы-де близки как кровные братья, а поэтому… Хорошо если это, что называется, добросовестное заблуждение, а бывает, что и просто демагогия. Да и кто сказал, что с братом можно обращаться бесцеремонно?

Катька и Ленка . А ведь почти в то же время (разве что немного попозже) формировался круг христианок, которые называли друг друга Верочка, Леночка, Марусенька и т. д. - и сохранили это обыкновение до глубокой старости.

Согласно преданию, Герострат сделал это, чтобы обессмертить своё имя. Нужно сказать, что он своего таки добился, имя его известно - но как имя жалкого безумца, съеденного пустым тщеславием.

Наверное, небезынтересно то, что исландские фамилии устроены так же, как наши отчества; если у некоего Сигурда есть сын и дочь, то фамилия сына будет Сигурдссон , а дочери - Сигурдсдоттир . Кстати, исландцы и не нуждаются в родовых именах, потому что благодаря сагам помнят свои родословные с XI века, с заселения Исландии. Фамилия Остапа, сына Тараса Бульбы, называется в тексте один раз: Бульбенко . Некоторые польские фамилии образовывали вариацию для дочерей семьи, устроенную по сходной модели: была поэтесса Иллакувна и актриса Краффтувна . В Литве у человека по фамилии Янайтис жена будет носить фамилию Янайтене , а дочь - Янайтите . Свои сложности с фамилиями испанцев. У чехов, в отличие от русских, к фамилии жены присоединяется не суффикс а , а суффикс –ова , что для нас создает комический эффект: своими глазами видела в чешском тексте варианты Шмелёвова и т. д.

Отчуждение — беда нашей современной цивилизации. Его легко можно увидеть в глазах людей, с которыми сводит жизнь. В том, что они говорят. В том, что они делают. Да и сами можем быть людьми отчужденными — не подозревая об этом.

Состояние отчуждения возникает тогда, когда исчезает чувство личной сопричастности к тому, что делаешь — неважно, на работе, дома или в одиночестве. Личная сопричастность — это, иными словами, смысл происходящего. Отчужденный человек не видит смысла в том, что он делает, он не имеет никакой личной заинтересованности, но это только первое условие для возникновения данного переживания. Второе — ощущение бессилия и невозможности что-либо поменять. Например, работаешь на нелюбимой работе, в которой не видишь ни малейшего смысла, и при этом считаешь, что уходить с нее — некуда. Соединение смыслоутраты с утратой (ощущения себя как активного творца свой жизни) и приводит к состоянию отчуждения.

Каковы основные признаки отчуждения?

а) Формализм. Если человек что-то начинает делать формально, только для галочки или отчетности, не вкладывая во что-либо никаких личных переживаний — это прямое указание на отчуждение.

б) Скука. Скука, как я ранее уже , возникает там, где собственные желания и потребности или «задвигаются» подальше, или вовсе предаются забвению. Хорошим тестом на отчуждение будет вопрос «почему ты занимаешься этим?» Можно получить один из трех ответов: я занимаюсь этим, потому что хочу именно этого ; я занимаюсь этим, потому что вынужден это делать ; я делаю это, потому что мне больше нечем заняться (т.е. от скуки). Отчуждение возникает у людей, давших второй вариант ответа; у тех, кто дал третий, отчуждение уже есть и перешло в наиболее сложную форму — отчуждение от себя. Наибольшую растрату энергии переживают именно те, кому нечем заняться.

в) Ощущение жизни «на автопилоте». Автопилот подразумевает, что ты отключаешься от управления, уходишь куда-нибудь покурить или поспать. Но если мы говорим о процессе жизни, то «уход покурить» - это бегство от жизни.

г) Ощущение личной несвободы. 15-летний подросток так выразил это ощущение: «Я чувствую себя чужим в этой жизни. За меня все решают другие. Я никогда не буду тем, кем хочу. Я просто загнанная тварь. И даже когда я все вокруг крушу — моей свободы не становится больше». Взрослые чаще любят говорить следующее: «я вам сочувствую, но ничем помочь не могу — инструкция...». Больше правды было бы в слове «не хочу», но значительно проще отказаться от своей субъектности, чем от образа «хорошего человека».

д) Одиночество, ощущение того, что тебя никто не может понять.

е) Ощущение пустоты, опустошенности

Экзистенциальный психолог С.Мадди говорит еще о четырех формах, в которых проявляется отчуждение:

Авантюризм — склонность к экстремальным поступкам, рискованным занятиям, немотивированная агрессия.

Нигилизм — убежденность в отсутствии смысла и активное его отрицание. На эмоциональном уровне нигилизм связан с раздражением, цинизмом, отвращением, желанием замечать только негатив, отрицанием каких-либо позитивных явлений. Такие люди способны отравить любую радость — им надо убедить других, что мир именно таков, каким видят его они.

Бессилие — полная утрата веры в способность влиять на значимые жизненные ситуации.

Вегетативность — это самая тяжелая форма отчуждения как «экзистенциального недуга», фактическое сведение собственной жизни к простому удовлетворению физиологических потребностей. Нет ничего, что казалось бы стоящим и интересным, апатия, тоска и скука, очень низкий уровень активности.

От чего человек отчуждается? Можно выделить несколько основных сфер отчуждения, в каждой из которых в той или иной степени проявляются уже названные признаки отчуждения.

1. Отчуждение от работы. Если взять наиболее близкую мне картинку из образования, то это лектор, который монотонным голосом читает лекцию по бумажке, совершенно не реагируя на аудиторию, и при этом требующий полной отчетности и записывания лекции чуть ли не слово в слово. Формализм, скука, «автопилот», тоска просто разлиты в аудиториях с подобным подходом. Лектор уже давно не заинтересован в том, что делает, он, по сути, превратил себя в «говорильный аппарат»... Вспоминаю рассказ жены о том, как у нее на работе организовали курсы повышения квалификации. Должны были выступать лекторы из Москвы, а сами курсы были во Владивостоке. Но все оказалось проще: лекторы из Москвы прислали вместо себя конспекты, а местные преподаватели просто читали их с кафедры, и это при том, что те же самые конспекты были на руках у слушателей. Отчуждение полное.

2. Отчуждение от учебы. Классическая картинка: студент выходит отвечать на семинаре. Достает конспект и занудным голосом начинает читать. Спят все. На замечание, что «чтение с выражением проходят в начальных классах» следует недоуменный взгляд и полное непонимание того, что можно, вообще-то, и от себя что-нибудь интересное рассказать (по теме, разумеется). Школьники проявляют свою отчужденность через заявление о том, что «мне это в жизни не пригодится».

3. Отчуждение от семьи. В этих семьях вполне может поддерживаться видимость благополучия, но главная их особенность — людей в них уже нет, есть функции мужа, жены, ребенка. Нет искренней заинтересованности и тепла, зато много ритуальных, повторяющихся изо дня в день разговоров. Отчужденный от семьи человек общается с нею исключительно формально.

4. Отчуждение от общества. Исследование, проведенное мною в 2010-2011 годах показало, что именно этот вид отчуждения наиболее выражен у российских граждан. Отчуждение от общества — это ощущение чуждости себе региона или страны проживания в целом; отчуждение от политического строя. Характерное выражение - «эта страна», или «сами знаете, в какой стране живем» («это ж Россия!»). Отчуждение от общества характерно для людей, которые стремились играть активную роль в политической и общественной жизни, но, столкнувшись со всеобщим равнодушием и инертностью, разочаровываются. Немало среди отчужденных просто активных людей, которые, например, пытались сподвигнуть соседей на уборку территории вокруг дома, но потерпели поражение.

5. Отчуждение от других людей (межличностное отчуждение). Часто оно переживается в форме одиночества.

6. Отчуждение от себя. Это самый тяжелый вид отчуждения, так как человек, по сути, отказывается от себя. При самоотчуждении теряется понимание собственных потребностей и желаний в целом, тотальная скука (а не в отдельном виде деятельности), отказ от собственных усилий по изменению складывающейся «само собой» жизни. Защищаясь от ощущения собственной внутренней пустоты, человек может хвататься за маску, за видимый образ, выбирая образ жизни в стиле «казаться, выглядеть», а не «быть». Казаться счастливым, а не быть им. Казаться успешным, а не быть успешным... Самоотчуждение возникает и тогда, когда человек полностью жертвует свою жизнь кому-либо другому или какой-нибудь идее. Например, мама, которая всю жизнь посвятила детям и только детям, совершенно забыв про себя (и не замечая того, что детей эта ситуация как правило, не радует).

Исследуя самоотчуждение, я выделил по критерию выраженности отчуждения и самоотчуждения три условных группы людей. В первую группу попали те, кто испытывает отчужденность в какой-либо одной сфере жизни (кроме самоотчуждения — его у них не было), но в целом достаточно удовлетворенные ею, имеющие определенные цели, позитивно относящиеся к себе (и в меру критичные). Это аутентичные, «подлинные» люди. Во вторую группу «угодили» те, кто открыто переживают свою отчужденность, говорят о том, что у них есть свои интересы и планы, но они не могут их реализовать, потому что... «детей надо поднимать», «любимым делом не прокормишься», «нет времени ни на что», «нет возможностей...». Это отчужденная группа. И в третьей группе оказались те, чьи результаты сильно противоречили друг другу. Эти люди говорили, что в их жизни много смысла, что они вполне благополучны и у них особых проблем нет, но при этом они раз за разом обнаруживали бессмысленность собственного труда, низкий уровень симпатии к самим себе, принятия себя и интереса к себе. То есть они сами себя отвергали, но при этом поддерживая внешний «фасад», который так требуется в современном обществе. Именно они тратили и тратят наибольшее количество энергии, и они, переживая те или иные проблемы, к психологу не пойдут. «Она идет по жизни смеясь...» - песня А.Макаревича про этих людей...

Что делать с отчуждением? Об этом в следующем .