Открытое занятие ко дню космонавтики в старшей группе. Конспект занятия в детском саду, посвященный Дню Космонавтики «Космическое путешествие»

Тема: Этот загадочный космос.

Цель : познакомить с символикой созвездий, вызвать интерес к космическому пространству; расширить представление детей о профессии космонавта, воспитывать уважение к этой профессии; развивать воображение, фантазию.

Ход занятия

Ребята, вы любите смотреть на небо ночью? А что можно увидеть на небе? (Звезды, Луну.) Сколько на небе звезд? Их несчетное количество. В безоблачный ясный вечер небо над нашей головой усыпано множеством звезд. Они кажутся маленькими сверкающими точками, потому что находятся очень далеко от Земли. На самом деле звезды очень большие. У звезд есть свои названия: Полярная звезда, Сириус, Вега и т.д. Звезды соединяются в созвездия, которые тоже имеют свои названия: Овен, Телец, Близнецы, Рак, Лев, Дева, Весы, Скорпион, Стрелец, Козерог, Водолей, Рыбы.

Космос всегда интересовал человека. Есть ли воздух на других планетах? Есть ли жизнь?

И вот ученые под руководством конструктора С. Королева изобрели первый спутник, установили на нем приборы, запустили в космическое пространство. Полет прошел успешно. Ученые решили повторить полет, но уже с живыми существами на борту - это были две собаки-лайки: Белка и Стрелка, которые благополучно возвратились на Землю. И тогда ученые решили осуществить заветную мечту - послать человека в космос.

12 апреля 1961 года мечта эта сбылась. Впервые в мире космонавт Юрий Гагарин совершил успешный полет вокруг Земли на корабле «Восток». Это было огромным радостным событием не только для нашей страны, но и для всего человечества. Все люди нашей планеты радостно приветствовали первого космонавта.

Вскоре подвиг Гагарина повторил второй космонавт - Г. Титов. А затем уже экипажи космонавтов стали увеличиваться. В космические полеты стали отправляться по 2-3 космонавта. Но впереди нас ожидало еще оно интересное событие: в космический полет отправилась первая в мире женщина-космонавт В. Терешкова. А затем и вторая женщина-космонавт - С. Савицкая. Много космонавтов смотрели на нашу Землю из космоса, и среди них наш земляк Константин Феоктистов. Космонавты во время полета видят и наблюдают очень много интересного и много работают. Они ведут медицинские, технические наблюдения, изучают поверхность Земли и сообщают на Землю о местах, где обнаружены полезные ископаемые, сообщают о приближении ураганов, тайфунов, о случившихся стихийных бедствиях, о пожарах в тайге, уточняют прогноз погоды, обеспечивают космическую радио- и телевизионную связь. Вот какая сложная и интересная работа у космонавтов.

Дома за книжкой и в детском саду

Мечтают мальчишки, мечтают девчонки

Лететь на Луну.

Упорно мечтают они о Луне

И даже летают... но только во сне.

А вы, ребята, хотели бы стать космонавтами? Как вы думаете, каким должен быть космонавт? (Здоровым, сильным, знающим, трудолюбивым, мужественным, выносливым, упорным и т.д.)

Послушайте, я вам расскажу о тех испытаниях, которые космонавты должны пройти на Земле, чтобы справиться с подобными нагрузками в космосе.

Представьте, что если бы кого-то из вас посадили в большущий шар, и огромный великан стал бы перебрасывать его из одной руки в другую. Что бы вы почувствовали при этом? (ответы детей)

А вот еще одно испытание: космонавта сажают в кресло, пристегивают ремнями, и машина начинает кружить это кресло со страшной быстротой: вверх, вниз, туда, сюда.

А вот еще: когда ракета взлетает, она очень дрожит. Чтобы привыкнуть к этому, космонавта сажают в машину-вибратор, и начинается такая тряска, что зуб на зуб не попадешь.

Испытания очень серьезные, но все космонавты справляются с ними легко. Как вы думаете, почему? (Потому что космонавты здоровые, сильные, тренированные, занимаются спортом.)

Все космонавты - мастера спорта. Они ежедневно бегают, прыгают, занимаются различными видами спорта.

Ребята, после моего рассказа вы, наверное, испугаетесь поступать в отряд космонавтов? Чтобы быть готовым к полету, мы тоже проведем вот такую тренировку.

Подвижная игра на внимание «Сделай так и не делай так...»

Молодцы! Все справились, все зачисляются в отряд космонавтов. Теперь надо решить, что необходимо космонавту в полете.

Игра «Какие предметы космонавт возьмет в полет».

Итак, мы прошли тренировку, взяли необходимые вещи. Чего же еще у нас не хватает? (Ракеты.)

Ракету будем строить вот по этому плану. Строить будем из стульчиков. (Дети строят ракету, садятся на места.)

Дети, усаживайтесь поудобнее, скоро вы взлетите, а я останусь на Земле и буду следить за вашим полетом.

(Дети считают от десяти до единицы и с командой «Пуск!» взлетают...)

Взвилась ракета в небеса

И в тот же миг умчалась.

Лишь в синем небе полоса,

Как снег, белеть осталась.

До свидания, ребята, счастливого пути!

Сюжетно-ролевая игра «Космонавты».

Олеся Павлова
Открытое занятие ко Дню Космонавтики

Цель: формирование познавательного интереса детей к истории космонавтики, развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Приобщение детей к мероприятиям, имеющим государственное значение;

2. Привитие детям чувство благодарности к человеку за его труд через знакомство с первыми людьми, покорителями космоса;

3. Знакомство детей с понятиями «вселенная, космос, солнечная система, созвездие, планеты и их названия»

4. Развитие эмоциональной отзывчивости и стремление выражать свое отношение к окружающему миру.

Материалы и оборудование: проектор, экран, плакат "Вселенная"

Предварительная работа: заучивание стихотворений о космосе, подготовка презентации, беседы о космосе и космонавтах, складывание оригами "Ракета".

На занятие приглашаются дети средней группы.

Ход занятия:

Ведущий: (Слайд 1) Каждый человек любит смотреть на звезды (слайд 2) . Кто-то восхищается их красотой, кто-то размышляет о жизни на других планетах, а кто-то пытается разгадать загадки космоса. Вы любите смотреть на звезды? Скоро мы с вами будем отмечать День космонавтики. Кто помнит, что это за праздник? (ответы детей)

Настя: Живем мы на нашей планете

В такой замечательный век.

И первым из первых в ракете

Советский летит человек!

Ведущий: (Слайд 3) 12 апреля 1961 года в космос полетел первый человек - Юрий Гагарин. Он облетел вокруг Земли и вернулся. Давайте посмотрим с вами, как это было.

Показывается минифильм "Первый полет". Во время фильма дети считают вслух от 10 до 1, отсчитывая время перед стартом ракеты (интеграция с математикой). После него дети из приглашенной группы читают стихи.

Арина: Мы летим к другим планетам,

Сообщаем всем об этом!

Весь игрушечный народ

С нами просится в полет.

Ведущий: Молодец, Арина! Ребята, вспомните, пожалуйста - а кто самым первым полетел в открытый космос? Раньше Юрия Гагарина? (собаки) Правильно! (Слайд 4 - 5). А как их звали? (Белка и Стрелка) . Молодцы! Белка и Стрелка больше суток летали вокруг планеты и вернулись домой живыми и невредимыми. А сейчас наши гости прочитают нам еще одно стихотворение.

Ира: Пилот в космической ракете

На Землю глянул с высоты.

Еще никто-никто на свете

Не видел этой красоты!

Надя: Ах, какая красота!

Не страшна нам высота.

Пролетаем над лесами,

Над широкими морями.

Ведущий: Спасибо, девочки! Давайте вспомним, а как звали первую собаку-космонавта? (Лайка) (Слайд 6) . Лайка не смогла вернуться на Землю, но она так помогла развитию космонавтики, что в Москве ей поставили памятник. Но прежде чем отправится в космос, Лайка долго тренировалась. Давайте и мы с вами потренируемся и позанимаемся зарядкой космонавтов.

Физминутка.

Дети делают несколько физических упражнений на усмотрение воспитателя.

Ведущий: Кроме звезд в небе много планет. Каждая планета по своему красива. Древние римляне даже давали своим богам имена планет. А хотите узнать в честь каких богов называли планеты? Я загадаю вам загадки, послушайте!

По мере отгадывания загадок демонстрируются слайды с соответствующей планетой. Кроме того воспитатель указывает место отгаданной планеты на плакате "Вселенная".

Без огня горит, без крыльев летит (Солнце)

На этой планете такая жара,

Что здесь оказаться опасно, друзья! (Меркурий)

Эту планету холод страшный сковал.

Теплом ее солнечный луч не достал. (Плутон)

А эта планета гордится собой,

Поскольку считается самой большой. (Юпитер)

Ночью на небе один золотистый апельсин.

Вот промчалось две недели,

Апельсина мы не ели,

Но осталась в небе только

Апельсиновая долька. (Луна)

Ведущий: А напоследок поиграем в игру "Займи место в ракете".

Вместе с детьми младшей группы играют в вариацию игры "Музыкальный стул" - кто первым займет место на стуле когда закончится музыка. В конце занятия дети младшей группы дарят старшим самодельные медали в виде звездочек, а старшие в ответ - ракеты-оригами.


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад компенсирующего вида №18" г. Мытищи

Московской области

Конспект интегрированного занятия в старшей группе детского сада,

посвященный Дню Космонавтики «Космическое путешествие».
Воспитатель: Романенко Светлана Семеновна Программные задачи: 1.Обучающие: - закреплять знания о геометрических фигурах; - сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством педагога на основе рефлексивного метода, опыт самоконтроля; - совершенствовать умение соотносить цифру с количеством, сравнивать совокупности и устанавливать между ними равенство; - упражнять в решении логических задач и задач на смекалку; - формировать у детей интерес к математике, чувство уверенности в своих знаниях. - тренировать мыслительные операции - анализ, сравнение, обобщение, абстрагирование - расширять кругозор детей; - закрепить знание и представление о предметах и явлениях окружающего мира. -познакомить детей с историей возникновения праздника День космонавтики. -дать первоначальные сведения о планетах, Солнце, Луне. -совершенствовать изобразительные умения и навыки. 2.Развивающие: - развивать познавательный интерес детей; - обогащение и активизация словаря по теме «Космос»; - развивать творческое воображение, фантазию; - развивать двигательно-игровую активность; - побуждать к импровизации игровых и танцевальных движений. 3.Воспитательные: - создание ситуации успеха; - воспитание чувства ответственности, взаимопомощи; - создать радостную атмосферу праздника. Словарная работа Предметы: космос, космонавты, невесомость, планета, орбита, вселенная, дирижабль, орбитальная станция, Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Плутон, Сатурн, Уран, Нептун.
Действия: летать, путешествовать, приземляться, исследовать. Признаки: отважные, смелые, неизведанные, необитаемые, далекие, огромные. Оборудование: Картинки с изображением портета Ю. Гагарина, собак Белки и Стрелки, созвездий, Луны. Воздушный шарик. Набор геометрических фигур, образец ракеты, составленной из этих фигур. Листы бумаги с нарисованными инопланетянами и ракетами из геометрических фигур, карандаши, звездочки для подсчёта баллов, картонные детали для постройки ракет, фотографии и плакаты с изображением планет, солнца, фломастеры. Предварительная работа: чтение книг «Космос в картинках» Эмили Бомонт, рисование на тему «Космические просторы», конструирование «Наш космический корабль», лепка «Космонавт», « Ракета» ,аппликация «Луноход», макеты Ракет. Методы и приемы: словесные: вопросы, загадывание загадок, проблемные ситуации, стихи, пояснение, практические: динамическая пауза, конструирование ракет; игровые: сюрпризный момент; наглядные: аудиозапись, иллюстрации.
Ход занятия

Вводная часть
(Дети входят в группу под музыку «Каким он парнем был» в исполнении Ю.Гуляева.) Воспитатель: Ребята, я очень рада видеть вас. Возьмитесь за ручки, подарите друг другу улыбку. А теперь посмотрите на наших гостей, поздоровайтесь с ними и подарите им свою улыбку. Отлично! -Какой сегодня праздник?
- День сегодня непростой,

Это знает в мире каждый.

Впервые в космос полетел

Человек с земли отважный

Покорять простор вселенной

Очень человек хотел.

И тогда в далекий космос

Первый спутник полетел.

А потом поднялся в космос

И прославился навек

Вслед за спутником в ракете

Самый первый человек

Наука движется вперед,

Освоив скорость света,

Мы в дальний космос полетим

К чужим другим планетам.
М. Ю. Богина Воспитатель: А почему именно 12 апреля? Дети: В этот день впервые человек полетел в космос. -Впервые житель планеты Земля устремился к звездам. Воспитатель: Кто знает, как звали первого в мире космонавта? Дети: Первого космонавта во вселенной звали Юрий Алексеевич Гагарин.
Основная часть
Воспитатель: Давайте пройдем к выставке рассмотрим фотографии. Дети, с портрета на нас смотрит улыбчивый, смелый летчик – космонавт, герой Советского Союза полковник Юрий Алексеевич Гагарин.А здесь он одет по – другому, в ту одежду, в которой он находился в полете. Весь его костюм называется скафандром. В него входит оболочка, шлем, перчатки, ботинки. Скафандр, как кабина космического корабля, там есть все, чтобы космонавты смогли находиться в полете. В скафандре есть трубки с дыхательной смесью, которые нужны для дыхания, там же находится небольшая коробочка, которая поддерживает нормальную температуру тела. Костюм – скафандр очень прочный, защищает от давления, излучений. Скафандр связан с Землей, в нем находятся микрофон с датчиками аппаратуры, мы можем видеть и разговаривать с космонавтами. Скафандр тяжелый и его могут одевать только тренированные, выносливые люди. А кто знает, кто до Ю.А.Гагарина летал в космос? (И первыми полетели в них не люди, а животные: крысы, а потом собаки. Взгляните на эту картинку. На ней вы можете увидеть первых собак. Которые полетели в космос и вернулись обратно. Их звали Белка и Стрелка. И только после того, как еще другие собаки успешно слетали в космос, туда отправился первый человек.) Воспитатель: Именно Юрий Гагарин был первым человеком, который полетел в космос и провел на орбите нашей планеты целых 108 минут! Он на космическом корабле «Восток» облетел вокруг земного шара. И с 12 апреля 1961 года мы отмечаем день космонавтики
.
В этом году 12 апреля 2016 года,исполняется 55 лет со дня полета первого человека в космос. И сделал это наш соотечественник Юрий Алексеевич Гагарин. За короткий срок с момента первого полета в космос человек посетил Луну, исследовал почти все планеты Солнечной системы, но тот первый полет был самым трудным и опасным. Через час с небольшим Ю.А. Гагарин стал самым известным человеком Земли, но первый виток вокруг Земли космического корабля с человеком на борту был заслугой многих и многих людей и в первую очередь генерального конструктора космических кораблей Сергея Павловича Королева. Я знаю, что (имя ребенка) знает стихотворение об этом замечательном человеке.
Чтение стихотворения
Знаете, каким он парнем был,

Тот, кто тропку звездную открыл?

На руках весь мир его носил.

Сын Земли и звезд.

Нежен был и прост.
Воспитатель: Как вы думаете, каким должен быть космонавт? (здоровым, сильным, знающим, трудолюбивым, мужественным, выносливым и т.д.). -Воспитатель: Космонавт должен быть бесстрашным, почему? (люди не знают, с чем они могут столкнуться в космосе, исправна ли ракета). Воспитатель: Что он для этого должен делать? (тренироваться)
Вход в деятельность.
-Вот и я предлагаю вам провести «Космическую тренировку».
Игра «Наоборот».
Воспитатель: Давайте возьмемся за руки образуем круг, я бросаю мяч и называю слово, а вы называете слово наоборот. Например: ·
Веселый – грустный

· Быстрый – медленный

· Красивый – безобразный

· Худой – толстый

· Умный – глупый…..
-Воспитатель: Тренировка прошла хорошо. -А сейчас давайте представим себе, что мы – юные космонавты, а что должен изучить космонавт перед полетом (Солечную систем: расположение планет, солнца, луны). Давайте пройдем к изображению Солнечной системы, КОСМОСА.

Воспитатель: Со

лнечная систе

ма - планетная система, включающая в себя

центральную звезду, кто назовет ее, - Солнце! Вокруг солнца обращаются

естественные космические объекты, планеты
. -Сколько планет? - Какие вы знаете планеты? Дети:
По порядку все планеты

Назовёт любой из нас:

Раз - Меркурий,

Два - Венера,

Три - Земля,

Четыре - Марс.

Пять - Юпитер,

Шесть - Сатурн,

Семь - Уран,

За ним - Нептун.

Он восьмым идёт по счёту.

А за ним уже, потом,

И девятая планета

Воспитатель: Молодцы, действительно все планеты знаете.

А какая планета самая необычная? (Земля)

Почему Земля – самая необычная планета? Почему?
(Планета является домом для миллионов видов живых существ, включая человека. Космонавты и ученые выяснили, что на планетах, которые вертятся вокруг нашего Солнца, жизни нет: на одних слишком холодно, на других слишком жарко. Никто не живет на этих планетах.)
Дети:
Только наша планета Земля

Во всем пригодна для жилья.

Ведь Земля - планета-сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелетных.

Береги свою планету –

Ведь другой, похожей, нету!

Воспитатель:
Какую форму имеет земля? Дети: Наша Земля круглая, как шар. Воспитатель: В течение года Земля вращается вокруг Солнца один раз. -Земля имеет один естественный спутник? Какой
? (Луна.)
Воспитатель: Ой, что это, к нам прилетел, воздушный шар, здесь письмо: Кому: Детский сад №18 гр.№4…. От кого: инопланетяне.
«Ребята, нам нужна Ваша помощь, наш корабль потерпел крушение, нам

без вас не справится!»

Воспитатель: Ребята, а кто такие инопланетяне? (Инопланетя

нин -

пришелец с другой планеты.)

-Ну что вы готовы помочь?

-А на чем мы отправимся в полет, нам нужен самый быстрый транспорт …

какой? (Ракета)

-Конечно, ракета. Я покажу вам на примере шарика, как летит ракета.
(Воспитатель надувает воздушный шарик и зажимает отверстие пальцами. А потом разжимает пальцы и шарик резко вырвется вверх.
Воспитатель: Наш шар летел,как ракета – он двигался вперед, пока в нем

был воздух. А в ракете не воздух, а топливо.
Но, так как нас много, мы полетим на 2 космических кораблях.Сейчас мы пройдем на космодром, здесь мы видим
геометрические фигуры!
Ребята, возьмитесь за руки идем по кругу, как музыка прервется, каждый возьмет себе по фигуре… (звучит музыка «Звездный десант») -Как мы можем разделится? (по цвету, по форме) - Хорошо, сегодня разделимся
по форме
, квадраты на право, треугольники на лево, У кого самый большой квадрат и треугольник, они будут командирами космического корабля. -Проходим на посадочную площадку и занимаем места в соответствии с номером на вашей фигуре.
Дидактическая игра «Построй ракету»
Воспитатель: Первое задание, представьте, что вы конструкторы, и сейчас каждая команда строит свою ракету, у вас есть модель.
Чтобы нам полет устроитьНадо всем ракеты строить.
(командная работа: дети строят ракеты).
-Молодцы! Справились отлично! -Какие геометрические фигуры вы использовали? -Сколько треугольников? -Сколько квадратов? -Отлично! но чтобы отправиться в полет нужно много знать и уметь. Предлагаем испытание на сообразительность. Команды готовы? (Готовы).
Проверяем готовность команд к полету.
Вы должны ответить на вопросы блиц опроса. Конкурс №1 Блиц опрос. 1. Назовите летательные аппараты, которые придумали люди. (Воздушный шар, дирижабль, самолет, вертолет, ракета, спутник, космическая станция). 2. А каких сказочных героев, умеющих летать, и их летательные аппараты вы знаете? (Ковер – самолет, метла и ступа бабы Яги, Конек – Горбунок, старик Хоттабыч, сапоги скороходы, Змей Горыныч).
А теперь я предлагаю вам слетать в космос: закрываем глаза, считаем от 10

до одного и отправляемся в полет.

Давайте скажем волшебное слово «Поехали».
Звучит музыка «Таинственная галактика» ансамбль Зодиак. Все сидят на корточках, руки над головой конусом, дети имитируют полет на ракете. - Вот мы и в космосе. И так, наши космические корабли приземлились и высадилась на планету….., посмотрите это следы, и куда они нас ведут, надо нам отправить разведчиков, ими будут наши командиры, они идут парой по дорожке и считают. Две летающие тарелки, и похоже они неисправны.
Как вы думаете, что надо сделать? Задание: «Найти соседей числа». Это задание командирам: Воспитатель: Командиры справились с этим задание, и получают по звезде. Идем обратно, (обратный счет.) - Молодцы! А сейчас продолжим наше занятие. -А так как мы в гостях у инопланетян, давайте приготовим им угощение, тортики. -Какой формы у нас сегодня будет тортик (квадрат).
- Приготовьтесь слушать «Графический диктант»:
-в левом верхнем углу положите голубой треугольник; - в правом нижнем углу положите …. квадрат; -в центре -овал; - в левом нижнем углу -прямоугольник; -в правом верхнем углу- круг.
-Проверяем. Какая фигура в пр. верхнем углу, в пр. нижнем….)(молодцы,

по звезде)

Пришло время накрыть на стол.
-У каждой команды свой стол и свои приборы, рассмотрите их, какой прибор лишний.
(по звезде)

Дидактическая игра «Рассади инопланетян по космическим кораблям»

Воспитатель: Взгляните на лист и ответьте мне, дети:

Кто на какой летает ракете?
(На листе бумаги нарисованы инопланетяне из геометрических фигур и ракеты в форме этих же фигур. Нужно соединить линией изображения ракеты и инопланетянина, состоящих из одинаковых геометрических фигур.)
Воспитатель: Командиры проверьте, задания…,(команды снова получают по звезде.)
Инопланетянам мы помогли пора и нам возвращать
,
Ребята, нам пора возвращаться на землю
. Заняли места, пристегнули ремни. Звучит музыка «Таинственная галактика» ансамбль «Зодиак». Все сидят на корточках, руки над головой конусом, дети имитируют полет на ракете. Воспитатель: Сейчас на помять о нашем путешествии в космическое пространство мы составим картину, у нас уже есть изображение космоса, на нем уже есть звезды, давайте, сложим ракеты, приклеим свои фотографии отправим их в космос. Практическая работа.
(дети приклеивают свои фотки к ракетам и отправляют их в космос) II. Заключительная часть Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались, что нового узнали: и так -как звали первого космонавта? -самый быстрый вид транспорта? -Как называется костюм космонавта? -Как звали собак, которые первыми полетели в космос? -Назовите самую большую горячую звезду во Вселенной? -Как называется спутник земли? - О чём бы ты рассказал дома, из того что увидел и услышал?
Встаньте пожалуйста в круг.

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся

А теперь покажите мне свои пальчики. Давайте подружим их

(координация движений и развитие мелкой моторики, развитие памяти).

Дружат в нашей группе девочки и мальчики.

Мы с тобой подружим маленькие пальчики.
1, 2, 3, 4, 5! Начинаем счет опять: 5 4 3 2 1 – На этом наше путешествие закончилось …Всем спасибо!

Зал украшен к Дню космонавтики. На занавесках — звезды. На центральной стене — большой портрет Ю.А. Гагарина в ореоле небольших портретов космонавтов. Слева от портрета — рисунок ракеты «Восток», устремленной к звездам, и первого искусственного спутника, летящего по своей орбите вокруг Земли. Справа — вертикальный ряд больших фотографий, на которых изображены герб г. Королёва, памятник С.П. Королёву на проспекте, носящем его имя, международная космическая станция, знак «Наукоград Королёв».

Справа вдоль стены — накрытый голубым полотном ленточный стол, на котором расставлены следующие экспонаты: фрагмент лунной поверхности с астронавтом; макет космической гостиницы, значки по теме «Космос», вымпелы: «50 лет полету Гагарина в космос», «РКК "Энергия"», ракета «Р-7 (легендарная «семерка»), статуэтка человека, держащего в руках планету. У стола стоит макет «Лунохода». На левой стене размещена выставка детских работ на космическую тему.

Первая часть занятия

Под фонограмму песни «Четырнадцать минут до старта» (муз. О. Фельц- мана, сл. В. Войновича) дети входят в зал и рассаживаются перед большим экраном.

Ведущий. Ребята! Мы с вами собрались в нашем зале, который сегодня так необычно и празднично украшен. Знаете ли вы, какой праздник отмечает вся наша страна?

Дети . Сегодня День космонавтики.

Ведущий вовлекает детей в диалог следующими вопросами.

♦ Что такое космонавтика?

♦ Что такое космос?

♦ Кто такие космонавты?

♦ Почему город Королёв называют космической столицей России, столицей пилотируемой космонавтики?

♦ Где изобрели и собрали первую ракету?

♦ Кто первыми отправились в космос?

♦ Как звали первого космонавта Земли?

♦ Назовите имена космонавтов, которых вы знаете?

Ведущий (рассказывает стихотворение)

Мы все знаем, что в нашей Галактике

Звезд, планет и комет — миллион!

Королёв же — оплот космонавтики —

К этим звездам душой устремлен!

На большом экране под музыку Е. Волкова «Звездный город Королёв» демонстрируются старые и новые фотографии, на которых запечатлены эпохальные моменты истории города и всей страны, улицы г. Королёва, местные достопримечательности, горожане и т.п.

О нашей «столице пилотируемой космонавтики» королёвские поэты и композиторы написали множество стихов, песен и даже гимн. Вы его хорошо знаете. Давайте его споем вместе?

Звучит фонограмма гимна. Дошкольники, ведущий и гости праздника поют «Гимн городу Королёву» (сл. И. Яковлевой).

Дошкольники рассказывают про звезды, созвездия, «черные дыры», кометы, метеориты, планеты Солнечной системы, космические корабли, С.П. Королёва, о полетах первых космонавтов: Юрия Гагарина, Алексея Леонова, Валентины Терешковой и о тех, кто покоряет космос сегодня: Олеге Скрипочке и Дмитрии Кондратьеве.

А стихи про космос знаете?

Любите вы детский сад,

Маму, папу, всех ребят?

Звезды, солнце в небе синем,

Нашу родину Россию?

И про космос и про мир,

Про космический эфир...

Все стихи ребята знают,

Их немедля прочитают!

Ребята, я знаю, вам очень понравились работы наших выпускников, выставленные в музее детского сада. А недавно все воспитанники и взрослые побывали на выставке ваших работ, которые вы делали вместе со своими родителями. Эта выставка произвела на всех большое впечатление. Как много новых знаний о космосе вы отразили в своих работах, какими выразительными оказались ваши рисунки! Как умело вы подбираете цвет красок и их оттенки, передаете в рисунке особенности космических кораблей, планет, космонавтов, созвездий.

Сейчас вы пройдете в групповую комнату, где приготовлено все необходимое для ваших новых рисунков, которыми пополнится выставка в нашем музее. На прощанье я вам прочитаю стихотворение «Мечтатель».

Мечтатель

За окошком дождик, нам нельзя гулять.

В круг столы поставили — сели рисовать.

Вот палитра красок, лист альбома чист,

В баночке намокла новенькая кисть...

Вот сижу. Все думаю, что нарисовать?

Может, передумать — книжку полистать?

Рассмотреть картинки звезд на небе синем,

И планеты, что вдали спрятались за ними.

Я листаю, я смотрю — любопытный парень...

Со страницы смотрит сам космонавт Гагарин.

Я горжусь, что он взлетел первым на планете,

Жил в России и взрослел, как другие дети.

И сумел стать космонавтом — летчиком военным.

Взрослым стану — полечу в космос непременно.

Тоже буду прославлять Родину родную —

На других планетах не найти такую.

Буду я в полете звезды изучать,

И научные отчеты ЦУПу посылать...

Я слетаю в космос и вернусь назад,

Будет мной гордиться весь наш детский сад!..

На картинку я смотрю, глаз не отрывая:

На меня глядит с портрета Терешкова Валя...

Называет так ее прадедушка мой, Саша,

Говорит, что «космонавтка» эта — гордость наша!

«Хватит!» — я сказал себе. Рисовать пошел...

Потому что для рисунка тему я нашел!

Я подумал и решил — ни на миг не загрущу —

Я еще один «Восток» на орбиту запущу.

Нарисую Землю, звезды — через них «Восток» летит...

А Вселенная безмолвно тайну вечную хранит...

Вот о родной Галактике Гагарин песню спел,

Он сказал: «Поехали!» — и Землю облетел...

А здесь моя ракета летит к родной планете,

Ее встречают радостно и взрослые и дети...

Мой рисунок так хорош! За себя я рад.

Что ж, пока моя орбита — это детский сад.

Время быстро пролетит: школа, институт...

И в отряд космический с гордостью пойду.

Я в открытый космос выйду через 20 лет,

Детский садик мой любимый, шлю тебе привет —

Помашу рукой в скафандре, и в корабль скорей...

Мой рисунок воспитатель отнесет в музей.

Вторая часть занятия

Цель: учить творчески применять знания и навыки рисования.

Задачи:

— закреплять навыки работы с кистью и гуашью;

— учить планировать свою работу в сотворчестве с другими детьми (учитывая размер предмета, изображаемого на рисунке, его цвет и расположение на бумаге); передавать в рисунке характерные особенности изображаемого предмета или объекта;

— закреплять коммуникативные навыки: договариваться, сообща придумывать идею и композицию рисунка, советоваться друг с другом;

— приучать к аккуратности и неторопливости в работе.

Оборудование : бумага, гуашь, кисти, ножницы и все необходимое для творчества (соответственно требованиям программы), карта звездного неба, магнитная доска с размещенными на ней картинками планет Солнечной системы, Солнца, международной космической станции, взлета ракеты, парада планет.

Перед началом работы создается творческая обстановка: стена слева оформлена фотографиями из музея детского сада, на подоконниках расставлены макеты «Лунохода», ракеты, космической гостиницы. Звучит негромкая музыка, подобранная для усиления детского самовыражения, к примеру, А. Рыбникова: «Свет звезд», «Голубая планета», «Млечный путь», «Тема мечты» из популярных кинофильмов. Воспитатель заранее вместе с детьми для общей работы затонировал лист в темно-синий цвет (космическое пространство).

Ведущий . Дорогие ребята! Мне было очень приятно, что вы продемонстрировали столько знаний о космосе, замечательно спели песню, прочитали стихи. Ваша выставка рисунков и поделок понравилась всем. Сейчас мне бы хотелось, чтобы все эти знания, ваши мысли, мечты и фантазии вы воплотили в своих рисунках, которые дополнят общую тему коллективной работы вместе с другими рисунками детей. Это «Космические просторы», а значит, рисовать можно все что угодно: планеты и ракеты, звезды и кометы с метеоритами, космические станции и спутники.

1 этап . Дети изображают то, что им нравится, что впечатлило их больше всего. Взрослый по необходимости помогает дошкольникам, подсказывает им, как лучше всего воплотить на бумаге задуманное.

2 этап. Пока сохнут работы детей, проводится небольшая физкультминутка.

Ведущий (рассказывает стихотворение)

На огромных скоростях

Вдаль летят ракеты.

Скоро будем мы в гостях

На других планетах.

Приготовиться к старту!

Дети. К старту готовы! (Прикладывают руку к голове.)

Ведущий . Пристегнуть ремни!

Дети. Есть пристегнуть ремни! (Имитируют пристегивание ремней на поясе.)

Ведущий. Включить зажигание!

Дети . Есть включить зажигание! (Имитируют включение тумблера.)

Ведущий . Начинаем обратный отсчет!

Дети. Пять, четыре, три, два, один — пуск! (Большим пальцем имитируют нажатие кнопки вперед. Из положения сидя в прыжке вытягивают руки вверх, изображая нос ракеты.)

Ведущий . Как проходит полет?

Дети. Земля, полет проходит нормально!

Ведущий . Как самочувствие?

Дети. Самочувствие отличное!

Ведущий

Сообщаю вам известие:

Держать вам нужно равновесие.

Ведь в состоянии невесомости

Все дело в этом, а не в скорости...

Дети, хаотично перемещаясь, выполняют различные упражнения, имитируя движения человека в состоянии невесомости.

3 этап. Вырезание. На сдвинутых столах раскладывается большой лист ватмана, заранее затонированный под космическое пространство. Дети рассаживаются на места и приступают к вырезанию своего рисунка. Воспитатель напоминает, что не нужно торопиться, а вырезать аккуратно, оставляя ровные края и не отрезая лишнего от нарисованного предмета. Каждый ребенок может подойти к листу ватмана и приложить свою работу, примерить ее к общему фону.

Взрослый косвенно контролирует процесс творчества и по необходимости направляет деятельность дошкольников наводящими вопросами (к примеру, Солнце находится в центре Солнечной системы или нет, какие вокруг него движутся планеты, какая из них расположена ближе всех к Солнцу, какая соответственно дальше, куда направляется ракета и т.п.).

Когда все рисунки вырезаны и разложены на большом листе ватмана, взрослый предлагает детям приступить к решающему этапу работы.

4 этап. Наклеивание вырезанного предмета. Сначала взрослый приглашает подойти к столу детей, у которых их вырезанные рисунки разложены на правой стороне листа ватмана. Дошкольники подходят к столу, наносят на свои рисунки небольшое количество клея и, слегка прижав (для этого дети используют сухую ветошь), приклеивают их к листу, затонированному под космическое пространство. Аналогичная работа проводится дошкольниками, чьи рисунки находятся на левой стороне ватмана. По ходу работы взрослый напоминает детям об аккуратности в своих действиях.

Пока подсыхает клей, взрослый проводит с дошкольниками небольшую беседу.

Ведущий . Ребята, сейчас вы выполнили очень сложную работу: нарисовали, раскрасили, вырезали и наклеили свою «космическую фантазию». Расскажите дома про ваш сегодняшний день и когда ваши родители придут за вами в детский садик, не забудьте показать им на звездном пространстве ватманского листа свой рисунок.

Рассматривание общей готовой работы: это сравнительный анализ работы товарища и, в первую очередь, самоанализ. Если ребенок не очень доволен результатами своего труда, нужно корректно поддержать его и выразить надежду, что в следующий раз он непременно справится с заданием.

А теперь послушайте несколько стихотворений о космосе. (Читает стихи.)

Планета Земля

Есть одна планета-сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелетных,

Лишь на ней одной цветут

Ландыши в траве зеленой,

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивленно...

Береги свою планету —

Ведь другой, похожей, нету!

Я. Аким

Хочу на Луну

Если очень постараться,

Если очень захотеть,

Можно на небо подняться

И до Солнца долететь.

И всерьез, не понарошку

Познакомиться с Луной,

Погулять по ней немножко

И вернуться вновь домой.

С. Баруздин

Космический телескоп

Это было бы вовсе не дурно:

Наблюдать за орбитой Сатурна,

Любоваться созвездием Лиры,

Обнаруживать черные дыры

И трактат сочинить непременно:

«Изучайте глубины Вселенной»

Конспект НОД в старшей группе «День космонавтики»

Тема: «День Космонавтики»

Цель: формирование представлений о празднике «Дне космонавтики», элементарных представлений о космосе, о первом полете в космос.

Задачи

1. Обобщить и систематизировать знания детей о космических полетах: познакомить с российскими учеными, которые стояли у истоков развития русской космонавтики-К. Э. Циалковским, С. П. Королевым. Закрепить знания детей о том, что первым космонавтом был гражданин России Юрий Алексеевич Гагарин.

2.Развивать память, речь, наблюдательность, логическое мышление, интерес к познанию окружающего мира.

3.Обогатить словарь детей новыми терминами и понятиями: невесомость, притяжение земли, спутник и др.

4. Воспитывать патриотические чувства, гордость за нашу страну, за героев летчиков – космонавтов, покоривших Космос.

Ход занятия

Воспитатель: Сегодня, ребята наша страна отмечает День Космонавтики.

(12 апреля 1961 года впервые в мире в космос полетел человек. Это был российский космонавт.)

Как его зовут? (Юрий Алексеевич Гагарин)

Воспитатель: С самых древних времен человек мечтал подняться в небо, и он осуществил свою мечту. Так появились воздушные шары, самолёты, вертолёты. Но ещё ваши прапрадедушка не могли себе представить, что можно полететь в космос. А теперь есть люди, которые летают туда на работу.

Как их называют?

Дети: Их называют космонавтами.

А кто такие космонавты? (Ответы детей)

Космонавтами называются летчики, которые управляют космическими кораблями. Космонавтами называют так же членов экипажа, которые проводят исследования на борту космического корабля.

Как вы думаете, почему человек захотел полететь в космос? (Ответы детей)

Что помогает ученым наблюдать за звездным небом? (Ответы детей)

Ученые придумали специальные приборы - телескопы, чтобы наблюдать за звездным небом.

Что они могли увидеть в телескопы? (Ответы детей) показ слайдов, иллюстраций.

Они могли увидеть другие планеты,

Какие планеты вы знаете? (Ответы детей)

Луна, Марс, Венера и другие планеты. Людям очень хотелось узнать, есть ли жизнь на других планетах. А если есть, то кто там живет? Похожи ли эти живые существа на людей? Но чтобы узнать, надо до этих планет долететь. Самолеты для этого не годятся, потому что до планет было очень далеко.

И что придумали ученые? (Ракеты, космические корабли)

Кто же первым в России придумал ракету? (Константин Эдуардович Циалковский) показ портрета.

(Жил в городе Калуге простой учитель Константин Эдуардович Циалковский. Он очень любил наблюдать в телескоп за звездами, изучал их и очень ему хотелось до этих планет долететь. И задумал он сконструировать такой летательный аппарат, который мог бы долететь до какой-нибудь планеты. Он делал чертежи, проводил расчеты и придумал такой летательный аппарат. Но, к сожалению, у него не было возможности такой летательный аппарат сделать.)

Кто же все-таки сделал такой летательный аппарат? (Ответы детей - Сергей Павлович Королев (показ портрета) -ученый-конструктор, который через много-много лет смог сконструировать и изготовить первый космический спутник., Первыми на ракете слетали в космос и обратно две собачки - Белка и Стрелка. Но они не смогли рассказать о своём путешествии, и в космос отправился человек.)

Первый полет в космос совершил наш космонавт - Юрий Алексеевич Гагарин. Обычный русский парень. Мы гордимся тем, что в космос первым полетел НАШ русский человек. (Показ слайдов). До зачисления в отряд космонавтов служил летчиком - истребителем в авиационном полку Северного флота. Как вы думаете, что надо было делать Гагарину, чтобы стать космонавтом?

Дети: много заниматься спортом.

Воспитатель: Правильно ребята, что бы стать космонавтом, Юрию Гагарину надо было делать зарядку. Но не утреннюю зарядку, как мы делаем в детском саду, он плавал, бегал по несколько километров в специальном костюме с тяжестями. По несколько часов плавал в костюме водолаза, вращался в центрифуге. Кто знает, что такое центрифуга и кто её лучше переносит?

Дети: испытательный аппарат для космонавтов, а сможет в ней находиться человек, у которого не кружится голова.

Воспитатель: правильно ребята, это испытательный аппарат. Благодаря этому аппарату врачи определяют, сможет ли космонавт полететь в космос, выдержит ли он нагрузки в невесомости. А находиться в центрифуге могут люди, которые в детстве катались на качелях, и у них не кружилась голова. (Показ центрифуги на слайде). Прежде всего, у космонавтов должно быть крепкое здоровье. Ведь труднее условий работы, чем у космонавтов, нет ни в одной другой профессии. Во время влета и приземления космонавты испытывают сильные перегрузки.

Что такое перегрузки? (Предположение детей)

Перегрузки-это, когда организм сталкивается с такими нагрузками, которые не все могут выдержать. Например, когда ракета взлетает и когда приземляется, то тело того, кто находится в космическом корабле, становится очень тяжелым, а руки и ноги невозможно поднять. Но зато, когда космический корабль оказывается в космосе, тело становится легким, как пух и люди летают по кораблю, как перышки.

Как называется такое состояние в космосе? (Состояние невесомости.)

Физ. минутка:

1. Невесомость на животе - ребята сейчас мы с вами ложимся на стульчики животом и поднимаем ноги и руки. Повторяйте за мной, поднимаем и полетели. Следующее упражнение:

2. Полет в невесомости на спине – ребята ложитесь на спину и поднимаем ноги и руки вверх. Двигаем ими влево, вправо одновременно. Представим ребята, что мы в открытом космосе и совершаем полет. Следующее упражнение:

3. Магнитные ботинки: а теперь ребята встаем со стульчиков и надеваем ботинки космонавтов. Ботинки у космонавтов очень тяжелые, так что не спешите и повторяйте за мной. Поднимаем правую ногу, опускаем. Поднимаем левую ногу, опускаем. А теперь делаем 2 шага вперед, раз, два. Молодцы, а теперь назад 2 шага, раз, два. Какие тяжелые ботинки? Все справились?

Дети: да, все!

Воспитатель: молодцы космонавты подготовились к полету. А вы знаете, на чем летают космонавты?

Дети: на космических ракетах!

Полетел Юрий Гагарин в космос на ракете.

На простом примере можно показать принцип полёта на ракете. Нужно надуть воздушный шарик и зажать отверстие пальцами. А потом разжать пальцы и наш шарик резко вырвется вверх. Это происходит потому, что воздух выходит из шара. А когда воздух закончится, то шарик упадёт. Наш шар летел как ракета – он двигался вперёд, пока в нём был воздух.

Вот примерно по такому принципу и ракета летит в космос. Только вместо воздуха у неё горючее. При горении горючее превращается в газ и вырывается назад пламенем.

Ракету делают из нескольких частей, которые называются ступенями и в каждой ступени есть свой бак с горючим.

В первой ступени закончилось топливо – она отпадает, и тут же включается двигатель второй ступени и несёт ракету ещё быстрее, и ещё выше. Так до космоса добирается только третья ступень – самая маленькая и легкая. Она и выводит на орбиту кабину с космонавтом. После Юрия Гагарина в космос летали сотни космонавтов.

Воспитатель: А кто знает, в чем находится еда космонавтов?

Дети: еда космонавтов находится в тюбиках!

Воспитатель: правильно, еда космонавтов находится в тюбиках, иначе космонавты гонялись бы по всему кораблю то за хлебом, то за соком в состоянии невесомости.

Воспитатель: а кто знает, как называется специальный защитный костюм космонавта и его головной убор?

Дети: костюм называется – скафандр, а головной убор - шлем.

Воспитатель: правильно скафандр и шлем.

А для чего нужны они?

Дети: чтобы выйти в космос.

Воспитатель: правильно для того, что бы безопасно выйти в космос. А шлем для чего нужен в космосе?

Дети: чтобы космонавт мог дышать.

Воспитатель: правильно, чтобы космонавт в открытом космосе мог дышать. И бывают скафандры 2-х видов: в одном космонавт выходит в открытый космос – он белого цвета. А во втором находится в космическом корабле.

Воспитатель: ребята, а вы знаете, как называется окно в ракете?

Дети: окно в ракете называется - иллюминатор!

Воспитатель: Правильно ребята иллюминатор, повторим все вместе – иллюминатор. Если мы с вами посмотрим в иллюминатор, то, что мы можем увидеть?

Дети: планеты, луну, кометы, спутники, солнце.

Воспитатель: Кто скажет, как он называется единственный спутник планеты Земля) .

Дети: спутник нашей планеты Земля называется - Луна!

Воспитатель: правильно – Луна. А на Луне сила притяжения очень слабая. Поэтому мы с вами будем на ней порхать как пушинки. Такая же легкость в полете будет и на Плутоне. А на Юпитере больше всего сила притяжения.

Воспитатель: Когда начались полёты в космос, пришлось подумать и о том, где жить космонавтам, чтобы не тратить слишком много времени на дорогу к месту работы.

Сначала наши учёные построили космическую станцию МИР, а потом её заменили более современной Международной Космической Станцией (МКС). На ней подолгу живут и работают (занимаются исследованием космоса) космонавты из разных стран.

А в 1965 году Алексей Леонов впервые вышел из ракеты в открытый космос. Одетый в скафандр, он несколько минут висел рядом с кораблём в пустом пространстве.

Все знают, кто такой робот. Так вот, в космосе часто работают роботы. Такие роботы помогают людям исследовать планеты. Например, роботы смогли взять с Луны горсть грунта и доставить ее на Землю для исследования.

Роботы-машины побывали на Венере, проникнув через её ядовитые облака, и теперь у учёных есть карты этой планеты.

Вскоре на Луну были запущены роботы-луноходы, которые ездили по поверхности Луны и передавали данные на Землю.

А сейчас вокруг нашей Земли летают сотни роботов-спутников. Они передают на землю информацию о погоде, следят за движением судов в океане.

В нашей солнечной системе девять планет, которые расположены в таком порядке: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.

Может быть, и кто-то из вас тоже станет космонавтом или конструктором ракеты и изобретет такую ракету, в которой люди не будут испытывать таких перегрузок, которые испытывают сейчас космонавты, и прославит нашу Родину.

Вот и закончилось наше занятие путешествие. Пожелание детям. Чтобы стать космонавтом нужно ежедневно усердно учится и заниматься спортом. В космонавты берут старательных людей, которые не ленятся и много занимаются!

Литература:

Л.Я. Гальперштейн «Моя первая энциклопедия» Москва, 2010 г.

В.П. Глушко «Космонавтика. Маленькая энциклопедия» 1970 г.

А.П. Романов И.Г. Борисенко «Отсюда дороги к планетам легли» 1984 г.