Почему так важно общение. Как научиться общаться с людьми? Постигаем искусство эффективного общения

Людям общаться хочется. Можно назвать это желанием потрепаться, можно назвать - потребность в общении. Как формируется потребность в общении, от чего зависит и как к этому относиться? Вместо предисловия - фрагмент из статьи М.И. Лисиной:

Потребность в общении у младенцев, детей и подростков

Потребность в общении у детей, по всей видимости, не врожденная - она формируется на фоне активности взрослых и в благополучном варианте обычно начинает активно проявляться к 2 месяцам.

Подростки убеждены не только в том, что у них есть потребность в общении, но также и в том, что в связи с этим они имеют право общаться столько, сколько им захочется. Нередко протестуют против попыток взрослых как-то ограничить их общение, отрегулировать его, а также настаивают на том, что поскольку у них потребность в общении, они могут удовлетворять ее за счет взрослых, никак себя не ограничивая.

Короче, оплачивайте детям их переговоры по мобильникам независимо от суммы счетов.


Чем это кончается? - Тем, что вроде бы невинная потребность в общении превращается в жесткую зависимость от общения: такую же, как зависимость алкоголика от водки или наркомана от очередной дозы. В это трудно поверить, но во время эксперимента, где детей лишили привычного общения через интернет, отобрали мобильники и оставили без телевизора (всего на восемь часов!), 65 участников из 68 испытали сильнейший стресс. Практически каждый испытал чувство страха и беспокойства. У 27 наблюдались прямые вегетативные симптомы - тошнота, потливость, головокружение, приливы жара, боль в животе, ощущение "шевеления" волос на голове и т.п. Пятеро испытали острые "панические атаки". У троих возникли суицидальные мысли. Может быть, стоит что-то подправить в консерватории?

Потребность в общении у взрослых людей

Многие взрослые, когда общаются меньше, чем им хочется, погружаются в негатив.

Когда люди живут и общаются, у них возникает много желаний. Когда они привыкают к мысли, что им все все это еще и "положено", они начинают называть потребностями в общении. И эти потребностей с каждым годом становится все больше. И если вы не будете людям эти потребности удовлетворять, они будут вам страдать и рассказыать, что вы ущемляете им их потребности, то есть законные интересы.

На сегодняшний день проявлениями потребности в общении считаются следующие желания (потребности):


Без общения немыслима сама жизнь человека. Через общение мы познаем друг друга и себя, продвигаемся в работе и развиваем любовные отношения, находим друзей. Что такое общение с позиции психологии, каковы его этапы, структура, условия и функции? Давайте разберемся.

Что такое общение с позиции психологии? Единой теории нет:

  • Одни ученые утверждают, что это самостоятельная деятельность.
  • Другие исследователи говорят о том, что это средство достижения (организации) какой-либо , например, трудовой.

Так или иначе, общение – это взаимодействие двух или более людей (групп). В широком смысле под общением подразумевается не только личный контакт двух людей, но и взаимодействие по средствам коммуникаций, в том числе массовых.

Роль общения

С помощью общения люди:

  • обмениваются информацией, представлениями, идеями, интересами, настроениями и даже чертами характера;
  • усваивают общественный опыт, что позволяет расширять личный опыт.

Общение создает чувство единства и важно для выполнения общих задач. Для отдельного человека оно полезно тем, что развивает чувство:

  • соперничества,
  • сопереживания,
  • содействия,
  • сочувствия,
  • другого «со-».

Условия общения

К условиям благоприятного общения относится:

  • потребность в обмене информацией;
  • единая стратегия взаимодействия;
  • восприятие и понимание партнера по общению.

Этапы общения

Общение осуществляется в несколько этапов:

Описание

Потребность в общении

Установление контакта

Определение настроения партнера, помощь в настройке к общению.

Ориентация в ситуации

Вовлечение партнера в разговор, определение его самооценки, распределение ролей.

Планирование содержания

Подбор информации.
Выбор средств

Подбор фраз, жестов, поведения.

Обсуждение проблемы

Выслушивание партнера и его убеждений.

Восприятие и оценка ответной реакции

По средствам обратной связи (вербальная и невербальная информация, чувства партнера) осуществляется контроль общения.

Подведение итогов: была ли решена проблема, получили ли партнеры преставление о противоположных точках зрения.

Анализ, корректировка стиля или методов

Если результат не устраивает инициатора общения, то он либо возвращается на другой этап, либо прекращает общение.

Таблица: этапы общения (по Р. В. Козьякову)

Структура общения

В структуру общения входит:

  • само содержание, то есть та информация, которую люди передают (знания, умения, опыт, навыки);
  • цель, то есть потребности, обусловившие начало контакта (познавательные, социальные, культурные, творческие, эстетические, нравственные и другие);
  • средства передачи информации (кодирование, переработка, расшифровка, передача на носителе, речь).

Мы посылаем информацию не только устной и письменной речью (в том числе рисунками, чертежами), но и с помощью тактильных контактов (рукопожатие, поцелуй, объятие), ощущений (наблюдение за движениями или речью человека на расстоянии, в том числе звуками, например, вдохами), технических средств коммуникации.

Функции общения

Общение – важная для социализации, то есть вхождения в общество, деятельность. Она выполняет следующие функции:

Контактная

Поддержание связи, возможность получать и передавать информацию о себе.

Информационная

Обмен актуальными новостями мирового значения.

Побудительная

Направление на выполнение какой-либо деятельности («А давай сходим…»).

Координационная

Проговаривание деталей общего дела, например, времени и даты, обязанностей каждой стороны.

Эмотивная

Стимулирование определенных у партнера.

Функция понимания

Адекватное восприятие смысла общения, состояния и намерений партнера.

Функция влияния

Смена поведения и мыслей партнера по общению (или ваших).

Функция отношения

Определение и подтверждение своего статуса, роли и функций в этом конкретном взаимодействии.

Таким образом, общение может быть информационно-коммуникативным (просвещение), регулятивно-коммуникативным (коррекция) и аффективно-коммуникативным (профилактика, призыв к действиям, чувствам).

Виды общения

Общение можно классифицировать по ряду признаков.

По содержанию

Материальное

Обмен продуктами деятельности (в том числе ритуальные приветствия).

Когнитивное

Обмен знаниями.

Кондиционное

Обмен состояниями, эмоциями, чувствами.

Мотивационное

Обмен интересами, побуждениями и мотивами.

Деятельностное

Обмен умениями и навыками, инструкциями.

По целям

Биологическое

Контакты для поддержания биологического развития организма. Сюда, например, можно отнести секс, еду, медицину.

Социальное

Контакты для поддержания личностного развития. Сюда относится обучение, общение по интересам.

По средствам

Непосредственное

Опосредованное

По средствам одежды, макияжа или другой внешней атрибутики.

По контакту

  1. Прямое, то есть непосредственно с оппонентом.
  2. Косвенное. Через посредников.

По каналу коммуникации

  1. Вербальное, то есть посредством речи.
  2. Невербальное, то есть с помощью мимики и жестов.

По условиям ситуации

Формальное

Не имеют значения личностные характеристики партнера, свои эмоции и чувства скрываются за стандартными фразами и жестами.

Формально-ролевое

Формальное общение, определенное строгими рамками социальной роли.

Примитивистское

Общение устанавливается только с выгодными людьми. Когда выгода получена, то контакт прекращается.

Деловое

Результат деятельности и содержание информации важнее личностных характеристик участников взаимодействия.

Имиджевое

Попытки описать мировоззрение и реакции оппонента исходя из представлений о нем.

Манипуляторское

Достижение своего преимущества за счет грамотного управления ситуацией и качествами партнера.

Светское

Заключается в выражении одобряемых в конкретном обществе чувств и мыслей, а не своих реальных ощущений.

Каждый вид общения требует индивидуального подхода. Собственно, даже общение с одним и тем же человеком, но в разных ситуациях требует наличия разных умений у человека. Общение - проводник, путеводитель в мире перехода человека .

Почему люди общаются? Казалось бы, такая обыденная вещь как общение, служит совершенно разным целям. Скажем так, люди общаются для того, чтобы добиваться чего-то в жизни, общение – всего лишь ключ к успеху. Вот несколько причин, по которым люди общаются.

  • Мы общаемся для того, чтобы удовлетворять свои потребности. Некоторые люди могут разговаривать часами просто, потому что им необходимо высказаться, озвучить свои мысли по поводу той, или иной ситуации. И при этом, эти же люди уже через несколько часов могут не вспомнить, о чем говорили.
  • Мы общаемся для того, чтобы повысить свою самооценку. Многие люди для этого «давят» на жалость и манипулируют окружающими. Сам того не замечая, при разговоре отмечает для себя некоторые вещи. Например, то, как окружающие его люди реагируют на его речь или поведение. Первый опыт в общении остается на всю жизнь и может круто повлиять на нашу судьбу. Если первый опыт оказался негативным, то у человека понижается самооценка. Такой человек не склонен к общению, старается свести его у минимуму. Ему придутся очень хорошо потрудиться прежде, чем поднять свою самооценку. Если же первый опят в общении оказался положительным, то, соответственно, и самооценка повышается. Такой человек понимает, что у него есть харизма, и что он сможет многого добиться в жизни.

  • Мы общаемся для взаимоотношений с другими людьми. Любые взаимоотношения можно сравнить ас цветком: они могут и расцвести, если их вовремя поливать, и зачахнуть, если пустить все на самотек. Так зарождаются близкие отношения. У нас есть просто знакомые, а есть и любимые люди. Так же взаимоотношения нужны для обмена информацией. С появлением сети интернет такое общение может происходить, если вы посетите видеочат, сократив за миг огромные расстояния между людьми.
  • Мы общаемся из-за социальных обязательств. Встретив на улице знакомого, мы обязаны (даже просто из правил приличия), спросить у него, как его дела. Это говорит о том, то вы его узнали. Если вы не будете здороваться со знакомыми на улице, о вас сложиться мнения как о высокомерном хаме.
  • Мы общаемся, чтобы чувствовать себя нужными, быть «как все» и, конечно же, не быть одинокими. С самого детства в нас заложен сценарий, жизненный стиль общения. Если кому-то не нравится этот стиль, то этот человек разрабатывает новый. Для того чтобы хорошо общаться нельзя забывать о том, что первое впечатление о нас – то, что о нас будут думать на протяжении годов. И еще: надо всегда уважать себя и мнения вашего собеседника, каким бы оно не было.

При рассмотрении понятия "потребность в общении" обратимся к определению потребности. Потребность можно определить как состояние нужды в конкретных условиях, предметах, объектах, без которого невозможно развитие и существование живых организмов, их жизнедеятельности. Потребность – особое психическое состояние индивида, ощущаемые или осознаваемые им "напряжение", "неудовлетворенность", "дискомфорт", отражение в психике человека несоответствия между внутренними и внешними условиями деятельности . Человек в силу своей природы постоянно испытывает неудовлетворенность, необходимость в специальных условиях для своего развития. Данные условия способны ему обеспечить только другие люди, социум. Сам процесс социализации человеческой личности, процесс становления отдельного человека невозможен без общения . Кроме того, "любая человеческая деятельность невозможна вне общения" .

Логично заключить, что потребность в общении является исключительно человеческой потребностью, она формируется из стремления людей к сообществу и сотрудничеству (например, в ситуации совместной деятельности). Мотивы, обслуживающие данную потребность, могут быть взаимоисключающими и взаимодополняющими: от эгоистически-манипулятивных до альтруистически-бескорыстных. Например, вступая в определенные отношения с другими людьми, человек может стремиться к тому, чтобы властвовать, доминировать, производить впечатление, поддерживать имидж дружелюбного и добродетельного человека и т.д.

Сама потребность в общении, точнее, актуализация потребности человека в общении, в эмоциональной эмпатии; стремление к сотрудничеству, общению, дружбе с другими людьми называется аффилиацией (от англ. to affiliate – присоединять). Аффилиации проявляется в стремлении быть в контакте с другими людьми ради самого процесса общения, ради устранения дискомфорта, связанного с одиночеством. Она особенно свойственна людям с высокой тревожностью, беспокойным, впадающим в состояние фрустрации от вынужденного уединения. Такие люди часто идут на поводу у других, им обязательно нужен лидер .

Исследователи склонны выделять некоторые существенные черты человеческих потребностей:

  • – объективность происхождения;
  • – их исторический характер;
  • – зависимость от практической деятельности;
  • – социальная обусловленность.

Человеческие потребности весьма многообразны, к ним относят: сохранение вида; потребность в деятельности; потребность смысла жизни; потребность в свободе, труде, познании, общении.

Выделяют следующие виды потребности в общении.

  • 1. Потребность быть индивидуальностью проявляется в установлении таких взаимоотношений, при которых человек, общаясь, мог бы "прочитать" на лице, услышать в речи и увидеть в поведении другого человека признание своей неповторимости, уникальности, необычности.
  • 2. Потребность в престиже удовлетворяется в том случае, когда в результате контактов мы получаем признание наших личностных качеств, восхищение нами, положительные оценки окружающих. Не найдя признания, человек бывает огорчен, разочарован, а иногда даже агрессивен. Неудачи в одном заставляют человека искать признания в другом, и большей частью он находит его во взаимодействии и общении с людьми, склонными оценивать его положительно. Однако если такая потребность в индивиде гипертрофирована, это может привести к потере друзей и полному одиночеству.
  • 3. Потребность в доминировании. Это стремление оказывает активное влияние на образ мыслей, поведение, вкусы, установки другого человека. Удовлетворяется эта потребность лишь в том случае, если изменяется поведение другого человека или ситуация в целом под нашим влиянием. Одновременно с этим партнер по взаимодействию рассматривает нас в качестве субъекта, берущего на себя тяжесть принятия решения. Поэтому, наряду с потребностью в доминировании, у некоторых людей есть потребность в подчинении другому лицу. Эти потребности могут выступать и как факторы, ухудшающие взаимоотношения, если мы стремимся доказать свою правоту безотносительно к истине (доминирование) или же принимаем нежелательные для нас решения и поведение партнера, не сопротивляясь (подчинение). Взаимоотношения двух доминантных или двух ведомых личностей бывают крайне напряженными. В первом случае возможен конфликт, во втором – непродуктивность совместной деятельности.
  • 4. Потребность в покровительстве или заботе о другом человеке проявляется в стремлении кому-нибудь в чем-либо помочь и испытать при этом удовлетворение. Потребность в заботе о другом, удовлетворяясь в различных жизненных ситуациях, постепенно формирует альтруизм, человеколюбие.
  • 5. Потребность в помощи предполагает готовность партнера принять помощь. Эта помощь, будучи принятой, приносит удовлетворение тому, кто ее оказал. Отказ от помощи может быть воспринят негативно, как нежелание войти в контакт, или болеетого – как необоснованная независимость и гордость, как завышенная самооценка .

Удовлетворение любой из представленных и многих других потребностей является сложным процессом, включающим несколько этапов, главными из которых выступают мотивация и реализация деятельности. Как отмечает Куницына со своими коллегами, в этом сложном процессе могут обнаруживаться парадоксальные моменты, когда после долгого ожидания и сильного напряжения человек избегает предмета, который мог бы удовлетворить его потребность.

Пример 1.8

После длительной вынужденной разлуки люди сознательно отодвигают, оттягивают момент встречи, а встретившись, ведут себя сдержанно, озадачивая тем самым окружающих .

Следует помнить, что постоянное неудовлетворение важных потребностей (таких как: принятие, уважение, удовлетворяющее общение, искренность и доверие в дружеских контактах) и невозможность найти им замену или когда человек постоянно видит преграды на пути к цели – все это способно привести к глубоким личностным нарушениям. Возникает стойкое психическое состояние, наполненное тревогой, досадой, расстройством, внутренним дискомфортом, общей напряженностью, называемое фрустрацией (лат. frustratio – тщетное ожидание, обман). Фрустрацию вызывает мобилизирующее психическое состояние, ориентированное на настоящее и прошлое, поэтому возникновение фрустрации сигнализирует о том, что беда уже случилась .

Среди причин, вызывающих фрустрацию, выделяют:

  • внешние – трудное, нерешенное задание, невыгодные условия, плохие помощники и сотрудники;
  • внутренние – плохая подготовленность к выполнению задания, безволие и др.

Согласно причинам, типичными реакциями на фрустрацию могут выступать:

  • – агрессия (направленная на других или на себя);
  • – рационализация;
  • – снижение ценности недосягаемого объекта (стремление снять с себя вину за неуспех, представить события в выгодном для себя свете).

Неудачи, особенно длительные или частые, могут вызвать суммацию фрустрации, что приводит к психосоматическим расстройствам (язвы, аллергия, астма, заикание) и к фиксационным реакциям, возникающим под влиянием наказаний.

В качестве психологических последствий фрустрации называют: возбуждение, фантазирование, апатию, деструктивность, отчаяние. Как способ приспособления к фрустрации чаще всего выступает замещающая деятельность.

Пример 1.9

Если ребенку запретить строить домик из конструктора, так как кончилось время отдыха и игры, он может начать рисовать в воздухе .

Взрослые в качестве выхода из этого состояния используют осознанное отступление (сдерживание) или неосознанное отступление, выражающееся в подавлении нежелательных и неосуществимых надежд, стремлений, которые проявляются в снах человека.

Итак, люди, особенно дети, считают фрустрацию следствием воздействия внешних обстоятельств. Если при этом причины фрустрации устранимы самим человеком, его мотивация усиливается, появляются повышенное эмоциональное возбуждение (возникает некий энергетический резерв) и желание уничтожить преграды. Однако при устойчивых, повторяющихся неудачах и полной потере надежды на успех мотивация падает. В некоторых случаях может появиться новый мотив (при выборе новых целей), однако чаще всего наступает состояние полного отсутствия мотивации и человек ощущает себя крайне незащищенным, становится обидчивым, тем самым обрекает себя на неуспех.

Для изучения фрустрации могут использоваться "Методика неразрешимых задач" и "Методика прерванного действия" .

Рассматривая проблему потребности в общении, следует обратиться к вопросу о статусе ее существования. В связи с этим дискутируется вопрос о том, существует ли потребность в общении (или коммуникативная потребность) как специфическая потребность, отличная от других социальных или духовных потребностей, или же она является одной из разновидностей последних.

Большинство авторов, например, Η. Ф. Добрынин. А. Г. Ковалев, А. В. Петровский, Б. Д. Парыгин, К. Обуховский, М. Ainsworth, считали потребность в общении специфической самостоятельной человеческой потребностью, отличной от других потребностей . При этом на практике ее нередко сводили к таким частным потребностям, как потребность во впечатлениях , в безопасности и др.

В данном вопросе более логичной представляется позиция Л. И. Марисовой, которая говорит об иерархичной структуре коммуникативных потребностей, служащей мотивационно-потребностной основой общения . В связи с этим она выделила девять групп коммуникативных потребностей:

  • 1) в другом человеке и взаимоотношениях с ним;
  • 2) принадлежности к социальной общности;
  • 3) сопереживании и сочувствии;
  • 4) заботе, помощи и поддержке со стороны других;
  • 5) оказании помощи, заботы и поддержки другим;
  • 6) установлении деловых связей для осуществления совместной деятельности и сотрудничества;
  • 7) постоянном обмене опытом, знаниями;
  • 8) оценке со стороны других, уважении, авторитете;
  • 9) выработке общего с другими людьми понимания и объяснения объективного мира и всего происходящего в нем .

Однако это еще не все проблемные вопросы, связанные с потребностью в общении. Так, до сих пор остается открытым вопрос о природе ее происхождения: является ли она врожденной (базовой) или вторичной, т.е. формируется в онтогенезе в процессе социализации ребенка. Относительно этого вопроса имеются две противоположные точки зрения. Например, такие ученые, как Λ. В. Веденов и D. Campbell считали, что у человека имеется врожденная потребность в самом процессе общения .

Также Б. Ф. Ломов указывал на то, что потребность в общении относится к числу основных (базовых) потребностей человека, она диктует поведение людей нс меньше, чем витальные потребности .

Точку зрения о врожденности потребности в общении не разделяли такие известные ученые, как С. Л. Рубинштейн, Ф. Т. Михайлов, А. Н. Леонтьев, М. И. Лисина и др. Так, М. И. Лисина, приводя в пример наблюдения над младенцами, указывала на то, что эта потребность формируется прижизненно как результат контакта ребенка со взрослыми.

Пример 1.10

В первые недели жизни ребенок не отвечает на обращения старших и сам к ним не адресуется (если не считать его плача, адресованного всем и ни к кому конкретно). Но уже в возрасте двух месяцев он способен отличить "добрую" мимику или интонацию взрослого от "злой", причем на первую у него появляется реакция оживления: поворачивает голову из стороны в сторону, открывает и закрывает рот, перебирает ручками и ножками, пытается улыбаться .

Подобные исследования привели М. И. Лисину к выделению четырех этапов и четырех критериев становления потребности в общении: а) первый этап и критерий – внимание и интерес ребенка к взрослому; б) второй этап и критерий – эмоциональные проявления ребенка в адрес взрослого; в) третий этап и критерий – инициативные действия ребенка, направленные на привлечение интереса взрослого; г) четвертый этап и критерий – чувствительность ребенка к отношению и оценке взрослого.

Согласно М. И. Лисиной, все указанные этапы становления потребности в общении и исследование М. Ю. Кистяковской означают, что данная потребность формируется прижизненно, являясь результатом контакта ребенка со взрослыми.

Пример 1.11

Исследование М. Ю. Кистяковской, проведенное в условиях госпитализма, показало, что дети не проявляют к взрослым ни внимания, ни интереса даже по истечении 2–3 лет жизни. Но стоило педагогу наладить взаимодействие с ребенком, как в течение короткого времени удавалось далеко "продвинуть" его по пути развития, сформировать активное отношение к людям и окружающему миру .

По М. И. Лисиной, потребность в общении (коммуникации ) есть стремление к познанию и оценке других людей, а через них и с их помощью – к самопознанию и самооценке. В онтогенезе потребность в общении строится на основе двух других потребностей: 1) органические жизненные нужды ребенка (в пище, тепле и др.). Жизненная практика помогает ребенку открыть существование взрослого как единого источника поступления к нему всех благ, а интересы эффективного "управления" таким источником создают нужду ребенка в том, чтобы его выделить и исследовать; 2) потребность в новых впечатлениях (о которой писали Л. И. Божович, М. Ю. Кистяковская и др. ) М. И. Лисина отмечала, что стремление ребенка к удовлетворению органических потребностей и получению информации – это еще не общение. Только когда он захочет познать взрослого и самого себя, когда взрослый проявит внимание к ребенку, определит по отношению к нему свою позицию, тогда можно говорить и о потребности в общении (коммуникации) .

Анализируя работу М. И. Лисиной, Е. П. Ильин подчеркивал, что потребность в собственно общении – это только одна причина общения как вида активности человека. Через процесс общения человек удовлетворяет потребность во впечатлениях, в признании и поддержке, познавательную потребность и многие другие духовные потребности. Поэтому не случайно выделение в зарубежной психологии такого собирательного понятия, как потребность в аффилиации (контактировать с людьми, быть членом группы, взаимодействовать). Кроме того, потребность в общении выражена у разных людей неодинаково, в связи с чем говорят об экстра- и интровертах; о стремлении к общению подростков, связанному с уровнем притязаний; о более выраженном стремлении к общению у девочек, чем у мальчиков, и др.

Итак, потребность в общении, считает А. А. Леонтьев, – независимо от того, считается ли она врожденной или "культурной", социальной, – обычно предполагает ее первичность, непроизводность, ее несводимость к другим потребностям, особенно на определенном этапе онто- и филогенеза. Далее А. А. Леонтьев развивает свою мысль и указывает на то, что первоначально потребность в общении "животна", не является социальной (пример с младенцами, нуждающимися в уходе окружающих). Становясь человеческой, данная потребность служит соединительным звеном между личностью ребенка и социальными взаимоотношениями его с окружающими. На ранних этапах развития ребенка потребность в общении сводится к использованию общения для удовлетворения некоммуникативных потребностей и мотивов (социальнопрактических). Возникающие вслед за тем социальные функции определяют и дифференцируют постановку целей общения и его психологическую динамику .

В работе Η. П. Ерастова представлена классификация мотивов общения, в основе которой лежат различные виды потребностей:

  • мотив-потребность;
  • мотив-интерес;
  • мотив-привычка;
  • мотив-каприз;
  • мотив-долг .

При сопоставлении мотивов общения коммуникатора и адресата Η. П. Ерастов выделяет три вида их соответствия друг другу:

  • – взаимодействующие, которые в процессе общения сближаются по содержанию друг с другом, будучи первоначально даже разными;
  • – противодействующие, которые исключают друг друга, противоположны по направленности: один желает узнать правду, а другой не хочет се говорить;
  • – независимо протекающие, не влияющие друг на друга: у общающихся разные цели, но каждый не имеет ничего против цели другого.

Мы достаточно осветили проблему потребности в общении, рассмотрим теперь вопросы, связанные с его целью и функциями. Постараемся ответить на вопрос: ради чего человек вступает в акт общения? Так, у животных цели общения обычно не выходят за рамки актуальных для них биологических потребностей. Человек же преследует весьма разнообразные цели для удовлетворения социальных, культурных, познавательных, творческих, эстетических и других потребностей.

По А. А. Леонтьеву, цель общения определяется ситуацией (проблемной ситуацией), в которой происходит общение индивидов . В связи с этим следует полагать, что цель общения – конкретный результат, на достижение которого в определенной ситуации направлены разнообразные действия, совершаемые человеком в процессе общения. В цели общения включаются: передача и получение знаний, согласование действий людей в их совместной деятельности, установление и прояснение личных и деловых взаимоотношений, убеждение и мотивирование собеседника и многое другое .

В качестве основных целей общения (по Б. Ф. Ломову, это функции общения) принято считать: 1) организацию совместной деятельности; 2) познание людьми друг друга; 3) формирование и развитие межличностных отношений .

Цели общения могут быть функциональными и объектными. Функциональными целями общения могут быть:

  • 1) оказание помощи другому человеку;
  • 2) получение помощи;
  • 3) поиск партнера для беседы, совместной игры, деятельности и т.п. (т.е. партнера для взаимодействия);
  • 4) поиск человека, от которого можно получить понимание, сочувствие, эмоциональный отклик, похвалу;
  • 5) самовыражение (общение с теми, кто дает возможность проявить силу, ум, способности, умения);
  • 6) приобщение другого (других) к своим или общечеловеческим ценностям (воспитание, обучение);
  • 7) изменение мнения, намерения, поведения другого человека.

Объектные цели связаны с выбором партнера по общению. Это

может быть либо постоянный, либо ситуативный партнер по общению. Наиболее распространенным фактором выбора постоянного партнера общения, в частности детьми, является привлекательность другого человека как личности по нравственным, деловым или физическим качествам, проявление к этому человеку симпатии, любви, т.е. эмоциональное отношение.

Пример 1.12

Так, у дошкольников привязанность к ровесникам обеспечивают такие качества последних, как чуткость, отзывчивость, проявление заботы и внимания, справедливость, приветливость, учет интересов другого, дружелюбие.

Немаловажную роль в выборе партнера общения играет наличие общих интересов, ценностей, мировоззрения, а также необходимость сотрудничества, взаимодействия в процессе получения или оказания помощи. В ряде случаев выбор партнера общения обусловлен внешними факторами: близостью проживания, знакомством родителей (для детей) и т.д.

М. И. Лисина в своей работе пишет, что основной функцией общения является организация совместной деятельности с другими людьми для активного приспособления к окружающему миру, в том числе и для его преобразования .

В соответствии с содержанием общения Б. Ф. Ломов выделил следующие его функции:

  • информационную (передача-прием информации, знаний и умений);
  • экспрессивную (понимание переживаний и эмоционального состояния друг друга; его изменение: потребность человека в общении очень часто возникает в связи с необходимостью изменить свое эмоциональное состояние);
  • регулятивную (обоюдное воздействие на партнера по общению – реципиента с целью изменения или сохранения его поведения (например, руководитель дает распоряжение подчиненному), активности, отношения друг к другу либо его эмоционального состояния, свойств его личности (при воспитательных воздействиях));
  • социального контроля (регламентирование поведения и деятельности с помощью групповых и социальных норм путем использования позитивных – одобрение, похвала или негативных – неодобрение, порицание – санкций);
  • социализации (формирование у членов коллектива умения действовать в интересах коллектива, понимать интересы других людей, выражать доброжелательность).

Стоит отметить, что в процессе взаимной регуляции формируются и проявляются феномены, характерные для совместной деятельности: совместимость людей, которая может относиться к разным психологическим свойствам и иметь разные уровни, общий стиль деятельности, синхронизация действий и т.п. В этом процессе осуществляются взаимное стимулирование и взаимная коррекция поведения. С регуляционно-коммуникативной функцией связаны такие явления, как подражание, внушение, убеждение .

Для обозначения функций межличностного общения выделим его предметную область:

  • 1) объединение, создание общности, целостности ("хорошая компания, друзья");
  • 2) передача сообщений, обмен информацией ("разговаривать, беседовать");
  • 3) встречное движение, взаимопроникновение, нередко носящее тайный или интимный характер ("глубоко понимать друг друга") .

В соответствии с предметными областями можно назвать следующие функции межличностного общения:

  • 1) контактная функция – установление контакта как состояния обоюдной готовности к приему и передаче сообщений и поддержанию взаимосвязи в виде постоянной взаимоориентированности;
  • 2) информационная функция – обмен сообщениями, мнениями, замыслами, решениями;
  • 3) побудительная функция – стимуляция активности партнера для направления его на выполнение определенных действий;
  • 4) координационная функция – взаимное ориентирование и согласование действий при организации совместной деятельности;
  • 5) функция понимания – адекватное восприятие и понимание смысла сообщения и взаимное понимание намерений, установок, переживаний, состояний;
  • 6) эмотивная функция – возбуждение в партнере нужных эмоциональных переживаний, а также изменение с его помощью своих переживаний и состояний;
  • 7) функция установления отношений – осознание и фиксация своего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных и прочих связей сообщества, в котором действует индивид;
  • 8) функция оказания влияния – изменение состояния, поведения, личностно-смысловых образований партнера .

Согласно работам исследователей в области социальной психологии, в частности работам Г. М. Андреевой, в жизни человека и общества общение выполняет ряд следующих функций.

  • 1. Инструментальная функция – общение обслуживает какую- либо деятельность.
  • 2. Психологическая функция – общение обусловливает развитие психических процессов, свойств личности, состояний. Вне общения человек развиваться не может.
  • 3. Социально-психологическая функция – общение обеспечивает установление контактов, развитие отношений в различных группах.
  • 4. Социальная функция – общение обеспечивает передачу общественного опыта, организацию общественного взаимодействия .

Кроме указанных классификаций функций общения хочется остановиться еще на некоторых, наиболее распространенных. Среди них выделяют классификации Е. В. Андриенко, В. Н. Панферова, Е. И. Рогова, О. Г. Филатовой.

При рассмотрении общения в определенной системе отношений Е. В. Андриенко выделяет три группы функций общения:

  • 1) психологические функции, обусловливающие развитие человека как индивида и личности. Общение стимулирует развитие мыслительных (когнитивная деятельность), волевых (активность), эмоциональных процессов (аффективность);
  • 2) социальные функции, детерминирующие развитие общества как социальной системы и развитие групп как составных единиц этой системы. Интеграция общества возможна только при условии наличия общения во всех его видах, типах, формах;
  • 3) инструментальные функции, определяющие многочисленные связи между человеком и миром в самом широком смысле слова; между различными социальными группами. Интерес в этом плане представляет общение человека не только с другими людьми, но и с уникальными явлениями окружающего мира (например, с природой). Здесь происходит своеобразный обмен информацией на уровнях, малоизученных в современной науке (например, развитие наблюдательности, любознательности и любопытства) .

Как отмечает Е. В. Андриенко, концептуальная идея такого деления функций лежит в представлении о взаимосвязи человека с обществом и миром в соответствии с простой моделью отношений: человек – деятельность – общество.

О. Г. Филатова в своей работе указывает на следующие функции общения:

  • инструментальная (передача информации для совершения определенных действий);
  • трансляционная (передача конкретных способов деятельности, оценок и пр.);
  • экспрессивная (взаимопонимание переживаний и эмоциональных состояний);
  • самовыражения;
  • социального контроля (регламентация поведения и деятельности);
  • социализации .

В работе Е. И. Рогова мы найдем следующие пять основных функций общения:

прагматическая (реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности);

– формирующая (проявляется в процессе развития человека и становления его как личности);

подтверждающая (только в процессе общения с другими людьми мы можем познать, понять и утвердить себя в собственных глазах);

  • – организации и поддержания межличностных отношений;
  • – внутриличностная (в диалоге с самим собой мы принимаем определенные решения, совершаем поступки) .

Согласно классификации В. Н. Панферова существует шесть функций человека как субъекта общения:

  • 1) коммуникативные функции осуществляют взаимосвязь людей на уровне индивидуального, группового и общественного взаимодействия. При этом информация заключается в форму различных знаков, образующих язык общения. Эффективность данных функций зависит от успешности решения проблемы "канал – знак";
  • 2) информационные функции обеспечивают прием и хранение информации, служат целям передачи социального наследования индивидуального и общечеловеческого опыта. Информация передается по каналам связи в виде знаков и их комплексов (слов, жестов, мимики), за которыми закреплены определенные значения. Эффективность этих функций зависит от успешности решения проблемы "знак – значение";
  • 3) когнитивные функции направлены на интерпретацию отношения "знак – значение" в целях определения смысла и обогащения опыта самопознания и взаимопознания партнеров для оптимального взаимодействия. Эффективность данных функций зависит от успешности решения проблемы "значение – смысл", связанной с определением возможностей партнеров решать и выполнять конкретные задачи совместной жизнедеятельности;
  • 4) эмотивные функции проявляются в переживании человеком своих отношений с людьми, а также в эмоциональной связи с действительностью. Взаимоотношения людей тесно связаны с их представлениями друг о друге. Эффективность этих функций зависит от успешности решения проблемы "смысл – отношение";
  • 5) конативные функции обеспечивают управляющее воздействие на личность во всех процессах жизнедеятельности, связаны со стремлением человека к тем или иным ценностям, с побудительными силами человека, регулируя поведение партнеров в совместной деятельности через процесс общения. Данные функции проявляются в рамках проблемы "отношение – поведение", эффективность решения которой предполагает согласованность взаимодействий партнеров;
  • 6) креативные функции направлены на преобразование людей в процессах общения, изменение и воспитание личности. Эти функции в процессах общения проявляются в решении проблем, возникающих в системе соотношений "поведение – личность" .

Рассмотрев многочисленные исследования функций общения в трудах отечественных и зарубежных психологов, В. Н. Панферов пришел к мнению, что все указанные функции трансформируются в одну, главную, функцию общения – регулятивную, которая проявляется во взаимодействии человека с другими людьми. На важность регулятивной функции указывал и Б. Ф. Ломов (классификацию по Б. Ф. Ломову см. выше). Именно благодаря этой функции общение является основным механизмом социально-психологической регуляции поведения в совместной деятельности людей.

В этой статье я расскажу, как можно извлечь максимальную пользу из человеческих коммуникаций. Я объясню зачем нужно общение и какую огромную пользу содержит в себе этот процесс, если подходить к нему правильно.

Мы привыкли общаться с разными людьми с самого детства. Кто-то из нас общается больше, кто-то меньше. Кто-то охотно идет на поддержание связи с людьми, кто-то наоборот, этого избегает. Но многие из нас не задумываются о том, зачем они общаются и что они от этого могут получить. Для многих людей общение проходит практически впустую, хотя они могли бы получать от него намного больше.

Последние несколько лет своей жизни я стараюсь сознательно заводить новые знакомства и реабилитировать старые отношения с людьми, которых уже давно не видел. Я считаю, что в этом есть большой толк. Дальше расскажу почему.

Философ экзистенциалист Жан-Поль Сартр говорил: «Ад — это другие». Я бы не стал использовать этот афоризм в качестве философского манифеста, который смог бы отразить мое мировоззрение. Мне сильнее подходит максима Алистера Кроули: «Каждый мужчина и каждая женщина — это звезда» или высказывание героя книги Джэка Керука «На дороге»: «Каждый человек — это кайф, старина!»

Я думаю, что в любом человеке можно найти массу интересного, просто мы, бывает, этого не замечаем. Каждый человек является кладезем ценной информации, которую нужно просто находить и правильно ей распоряжаться.

Почему же это так важно, общаться с людьми?

Так уж получается, что опыт каждого отдельно взятого индивида сильно ограничен. Ограничен он продолжительностью жизни и нашими возможностями. Мы можем получить только какую-то ничтожную часть информации о мире, которую мир в себе содержит. Поэтому наши суждения о природе, о жизни и о себе несовершенны, так как основываются на неполной информации.

Но наш опыт лимитирован не только временем нашего существования и той информацией, которую мы получаем, а еще и нашими способностями. Невозможно быть лучшим во всем. Посвятив время и силы одному, мы упускаем что-то другое. Мы ограничены своими привычками и характером. Многие из нас наводнены предрассудками и ложными идеями. Несмотря на то, что все люди имеют огромный потенциал для развития, без чужого опыта нам будет очень сложно.

Что мы можем получить от тех, кто нас окружает

Знания и опыт

Мы можем пользоваться опытом и знанием окружающих. Несмотря на то, что развитие интернета культивирует, поощряет одиночество, бывает, что информацию найти там сложно. Вспомните сколько полезных вещей вы узнали из круга своего общения. Сколько полезных возможностей вы для себя открыли. Скольким полезным умениям научились!

Обмен знаниями между разными людьми представляет из себя информационное пространство, в котором опыт каждого отдельно взятого человека дополняет опыт другого человека и сам дополняется им.

Обмениваясь знаниями и опытом мы глубже проникаем в суть вещей, становимся умнее и сознательнее и обустраиваем свою жизнь лучшим образом.

Многие новые идеи и мысли приходят во время коммуникаций.

Точка зрения другого человека всегда может дополнять нашу картину мира, даже если она не соответствует нашим взглядам. Противоположное нашему мнение способно помочь нам рассмотреть те акценты жизни, которые мы не замечали ввиду своего пристрастия и привычек мышления! Правильный диалог и продуктивная дискуссия обогащают нас, а не заставляют злиться и замыкаться в ощущении собственной неоспоримой правоты, как происходит в бессмысленных спорах, в которых каждая сторона стремиться обвинить другую и доказать свою истинность собственного мнения, вместо того, чтобы слушать и постигать чужой опыт.

Взгляд на вещи

Мы можем учиться у окружающих не только знаниям, но и перенимать их восприятие действительности, взгляд на вещи. Ввиду ограниченности нашего опыта и из-за свойств нашего характера мы можем иметь такое восприятие действительности, которое мешает нам жить и ограничивает наши возможности.

Общение с оптимистами, с теми кто воспринимает жизнь как ценный подарок, может научить нас тому, что жизнь не так плоха, как нам кажется. И что все дело в нашем восприятии.

Разговор с успешными молодыми бизнесменами может опрокинуть наш взгляд на то, что работа в офисе и жизнь от выходных до выходных — это единственная форма устройства жизни.

А контакт с теми, кто добился успеха и счастья, несмотря на трудности поможет вам понять, то, что все возможно и зависит только от вас самих.

Другие люди могут заразить вас своим оптимизмом и положительным взглядом на вещи, если они сами являются носителями таких качеств. К сожалению, верно и обратное. Вы можете перенять уныние и пессимизм несчастных людей. Но я не хочу вас призывать полностью исключать общение с такими людьми. Этот совет был бы очень эгоистичным. Опыт общения с ними поможет вам понять, чего нужно избегать, чтобы не быть несчастными как они.

Оптимист может научить вас, что нужно сделать, чтобы также наслаждаться жизнью и видеть в ней хорошее. Брать ответственность на себя, быть активным, развиваться, позитивно смотреть на будущее, ставить цели, добиваться их и не пасовать перед неудачами.

Пессимист покажет вам, чего делать не надо! Не следует жаловаться на жизнь, винить во всем обстоятельства, быть пассивным и ленивым, капитулировать перед проблемами, избегать принятия решений. Такая личность также может научиться чему-то от вас. Поэтому не оставляйте пессимистов без поддержки, в которой они так нуждаются.

Человек — это воплощенный в действительности жизненный урок. Его счастье, успех, взаимоотношения, взгляд на вещи — являются мерилами того, насколько верный жизненный путь он избрал. Все у всех могут чему-то научиться.

Нужно только уметь этот урок для себя извлечь, и тогда другие люди станут для нас отличной жизненной школой!

Достоинства и недостатки

Мы можем перенять сильные стороны людей в процессе общения с ними. Следует уметь это замечать, видеть в чем другой человек превосходит нас, а не упрямо верить в то, что мы во всем лучше других.

Чтобы стать лучше, необходимо понять, благодаря чему у окружающих нас людей появились их недостатки и достоинства, и стремиться избегать их ошибок или, наоборот, перенимать их успех.

Например, мы можем заметить, что кто-то отлично разбирается в технике, потому что, он старается не прибегать к помощи специалистов и всегда делает все сам. Другой человек волевой и организованный, потому что он привык везде поддерживать порядок. Третий хорошо владеет языком, так как имеет привычку каждый день читать литературу. Четвертый человек всегда спокойный и радостный, так как он занимается йогой и .

Но пятый всегда напряженный и нервный, ведь он работает по 12 часов в сутки. Шестой несдержанный и раздражительный, так как . Седьмой несамостоятельный, потому что его родители все делали за него (и мы не будем допускать ошибку не его, а его родителей по отношению к своим детям).

Другие люди являются живым сводом правил о том, как мы можем стать лучше или не стать хуже. Сильные и слабые стороны людей не появляются у них просто так, они также не присутствуют у них с рождения, как многие привыкли думать. Личностные качества являются результатами жизни людей и информация о том, как появились эти качества также содержится в их жизни.

Не всегда эту информацию можно отыскать. Бывает трудно определить, почему какой-то человек стал именно таким, а не другим. Но чужие достоинства могут стать отличным стимулом для того, чтобы развивать в себе хорошие качества, когда мы замечаем эти качества в других.

Перед тем как писать эту статью, я случайно наткнулся на замечательное высказывание Бориса Пастернака:

«Все люди, посланные нам — это наше отражение. И посланы они для того, чтобы мы, смотря на этих людей, исправляли свои ошибки, и когда мы их исправляем, эти люди либо тоже меняются, либо уходят из нашей жизни».

Это поразительно совпало с моими мыслями, которые побудили меня написать эту статью. Эти мысли помогали мне справиться с обидой и с раздражением, которые я иногда испытывал при разногласиях с людьми.

Я понял, что я обижаюсь на проявление таких качеств у людей, которые на самом деле есть и во мне: раздражение, непонимание. Я злюсь на других людей, когда они бывают несправедливы ко мне, хотя сам бываю несправедлив. Я переживаю из-за того, что кто-то не понимает меня, хотя сам иногда выказываю непонимание вместо того, чтобы ставить себя на место другого человека.

И эти качества есть у всех людей, только представлены они у каждого в разной степени. Другие люди — есть отражение меня самого. Они не являются противоположными мне существами, они такие же как я. Своими поступками они напоминают мне о том, что есть во мне. Когда я смотрю на других людей, я смотрю внутрь себя, а когда я смотрю внутрь себя, я смотрю на других людей.

Более того, сама способность ненавидеть основывается на этом факте. Больше всего мы ненавидим то, что есть в нас самих, что больше всех нам знакомо. Чужое, знакомое нам чувство обнажается для нас до деталей, каждую из которых мы можем возненавидеть.

Информация для самопознания

Мы имеем возможность узнать о себе много нового не только из наблюдения чужих недостатков и достоинств. Когда мы общаемся, запускается целая серия психических реакций, которые не работают, когда мы одни. При откровенном, неформальном общении мы чувствуем много новых эмоций, раскрываются наши страхи и комплексы, обнаруживаются какие-то скрытые модели поведения.

Особенно сильно это проявляется при взаимодействии с одними и теми же людьми в одной и той же обстановке, например,в длительном туристическом походе. Не пользоваться тем знанием, которое мы получаем о себе в процессе общения, это все равно что, купить спортивную машину и ездить на ней со скоростью не более 50 км/ч! Таким образом не раскроются все возможности автомобиля и о ее функциях, о том, как работает двигатель на повышенных оборотах, о том, как действуют тормоза при резком торможении, мы ничего не узнаем!

Если в машине произойдет поломка, то мы можем об этом также не узнать, так как этот дефект не будет проявляться на маленькой скорости. Может двигатель на самом деле не обладает требуемой мощностью, потому что вас обманули при покупке. Есть только один способ это узнать!

Общаться нужно еще для того, чтобы задействовать в себе такие психологические реакции, которые не возникают, когда вы один. Это отличный шанс узнать о себе много нового, чтобы поработать над собой.

Помощь и поддержка

Люди одного круга готовы оказать помощь друг-другу. Именно поэтому человечество объединяется в сообщества по интересам или по симпатии, или по национальному признаку. Один в поле не воин. Поддерживая других и принимая чужую поддержку, человек может достичь намного большего в этом мире, чем в одиночку.

Что мешает продуктивным коммуникациям?

Казалось бы, что общение приносит нам неоценимую пользу. Но почему-то не все учатся у окружающих, перенимают чужие сильные стороны и постигают себя и улучшаются. Что же именно мешает такому общению, при котором каждая из его сторон приобретает новый опыт и обогащается через коммуникации?

Гордыня и страх

Убеждение в том, что мы всегда во всем правы, что наша точка зрения является единственно верной, препятствует получению пользы от общения и обогащению новым опытом. Это убеждение часто является бессознательным. Многие люди считают себя гибкими, способными идти на компромисс и принимать чужую точку зрения, если та оказывается логичной и обоснованной. Но выходит так, что мнение другого человека никогда не становится ни логичным, ни обоснованным, и единственными носителями истины для таких людей, по-прежнему являются они сами.

Их ум инстинктивно загораживается от всего чуждого им, что попирает их взгляды и претит их самолюбию. Они старательно оберегают свою точку зрения и боятся того, что чужое мнение может повредить этой точке зрения, а не дополнить ее.

Они замкнуты на себе, на своих проблемах и своих идеях. Им кажется, что они знают обо всем лучше всех.

В диалоге с другим человеком они или защищают свою точку зрения или нападают на чужую, и не слушают, и не постигают. Спор является для них полем битвы, а не местом, в котором рождается истина. Вместо того, чтобы слушать собеседника, они ждут своей очереди высказаться.

Они не обращают внимания на чужие достоинства, так как считают себя лучше всех остальных.

Вы, должно быть, скажете, что это не про вас. Но гордыня и страх оказаться неправым есть практически в каждом из нас. Просто эти качества присутствуют в разной степени у разных людей. Если не стараться противостоять этим недостаткам, то они только станут сильнее и будут еще больше управлять вами.

Гордыня мешает открываться новому, использовать чужой опыт и учиться на чужих ошибках. Она делает нас зависимыми от самих себя, от своих предрассудков и самомнения. Мы становимся добровольными жертвами информационной блокады, так как не хотим никого слушать.

Из-за этого, мы упускаем много жизненных возможностей, которые могли бы получить, если бы смогли отказаться от своих взглядов и предрассудков. Но нам важнее защитить свое самомнение, чем внять истине, которая может оказаться выгодной, полезной для нас или дополнить наши взгляды о мире. Нам важнее остаться при своем, чем понять другого человека, осознать, какие помыслы им руководят, почему он думает не так как мы. Быть может мы увидим хоть какую-то логику и толк в его взглядах, если перестанем зацикливаться на себе и боятся того, что наши привычные взгляды пострадают…

Гордыня — главный враг полезного для обеих сторон обмена мнениями. Она ведет к духовному обеднению, злобе, обиде и раздражению. Гордыня вовсе не зря причисляется к одному из смертных грехов в христианской традиции. Было бы замечательно, если бы об этом вспоминали некоторые христиане, в тем моменты, когда они с пеной у рта убеждают других в правильности собственных взглядов и положений, не соглашаются ни с чем, что противоречит принятой им на веру концепции мира, обвиняют науку в оскорблении их чувств и выказывают неуважение по отношению к людям иных верований или убеждений.

Комплексы и предрассудки

Низкая самооценка, отсутствие уверенности в себе, социальные страхи — все это загораживает людей от плодотворного взаимодействия с другими людьми.

Но наличие этих качеств не является поводом для того, чтобы не общаться. Наоборот, если вы неуверенны в себе, то общаться вам нужно, чтобы преодолеть эти страхи. Только так вы сможете с ними справиться.

Я думаю, что столкновение лицом к лицу со своими страхами и проблемами — самое эффективное средство избавления от них. Если вы боитесь летать, то нужно садиться в самолет и работать со своим страхом, вместо того, чтоб капитулировать перед ним и пользоваться поездами. А если вы испытываете проблемы в общении, то следует общаться, чтобы эти проблемы преодолеть!

Это сложный, но зато это самый эффективный метод работы над собой, в этом я убедился на личном опыте. Чаще делайте то, что боитесь делать. И этот совет относится не только к вопросу общения с людьми.

Не каждый вид общения является плодотворным. Пользу от общения можно получить только тогда, когда каждая его сторона открыта навстречу друг-другу, а не прячется за стеной формальных правил, оберегающих интимное пространство личности. Когда каждый человек, задействованный в процессе коммуникации, внимательно слушает и наблюдает, а не только ждет своей очереди высказаться. Когда каждое мнение дополняет другое, а не противостоит ему.

Общайтесь! Не тяготитесь коммуникаций. Они обогатят вашу личность и сделают ваше положение в этом мире более устойчивым и стабильным благодаря чужой поддержке и вниманию. Знакомьтесь с новыми людьми. Будьте открытыми, раскрепощенными и откровенными! Не бойтесь людей.

Возрождайте старые связи. Учитесь у окружающих их знаниям и опыту. Перенимайте их сильные стороны и избегайте чужих ошибок. Будьте открытыми новым мнениям. Старайтесь понять другого человека. Спрашивайте себя: «Почему он так думает? Почему он поступает?» Ставьте себя на место других людей.

Избегайте ненависти, зависти, злорадства. Помните, все люди ваше отражение. И то, за что вы можете кого-то ненавидеть, есть (или было) также и вас самих. Искренне восхищайтесь другими и хвалите их. Замечайте в них хорошее, а не зацикливайтесь только на плохом.

Перестаньте вешать ярлыки на окружающих. Смените неприязнь на интерес и любознательность. Будьте готовы помочь. Будьте снисходительными и терпимыми. Помните, мир крутиться не вокруг вас одних, вы много теряете если пренебрегаете чужим опытом и теми уроками, которые можно извлечь из настоящего, открытого общения!

Каждый человек — это уникальный опыт, порожденный совершенно уникальными условиями, уникальными способностями и уникальным развитием личности! Берите этот опыт и пользуйтесь им!