Профилактика наркомании статья. Наркомания как политическая и социальная проблема

России переживает сложный период: раскол общества, затянувшееся социально-экономические и политические преобразования, разрушение прежних стереотипов поведения, потерю идеалов и ценностей. Это является одной из причин неуверенности людей в завтрашнем дне.

Дети и подростки, со свойственной этому возрасту чувствительностью. Оказываются наиболее незащищенными, уязвимыми, одинокими и психологически беспомощными перед жизненными трудностями. Часто они не готовы к новым жестким требованиям общества, не способны сделать самостоятельный выбор и взять на себя ответственность за свое поведение, за свое будущее, и поэтому оказываются в стрессовых ситуациях. Не обладая жизненными навыками, не умея выбирать эффективные способы снятия напряжения, которые давали бы им возможность сохранить свою индивидуальность и сформировать здоровый и эффективный стиль жизни, они не справляются с многочисленными проблемами. Это приводит к дезадаптивному и саморазрушающему поведению, в том числе злоупотреблению наркотиками и другими психоактивными веществами. За последние пять лет по России число школьников и студентов, употребляющих наркотики, возросло более, чем в 8 раз. Число смертных случаев от употребления наркотиков за последние десять лет увеличилось среди населения России в 12 раз, а среди детей – в 42 раза.(2,4).Из зарегистрированных в 2000г. ВИЧ-инфицированных более 80% - наркоманы. По данным наркологического диспансера г.Рязани, за последние три года среднегодовой прирост больных наркоманией составил более 100% В 2000гду уровень заболеваемости наркоманией по сравнению с 1999 годом увеличился практически в 2 раза. Проведенный областным наркологическим диспансером и РИРО опрос учащихся школ и профессиональных училищ свидетельствует о том, что более 17% их них уже пробовали наркотики: каждый четвертый юноша и каждая восьмая девушка. Около 4% подростков употребляют наркотики систематически. Есть такая статистика, что каждый наркоман в год в среднем приобщает к наркотикам до 10 человек из своего окружения. Исследование выявило, что первая пробы наркотиков произошла в довольно молодом возрасте: в среднем – это 15-17 лет, однако есть много и таких, которые попробовали наркотики и до 14 лет, в целом по России возраст впервые попробовавших наркотики снизился уже до11 лет. Более 40% учащихся указали, что имеют в своем окружении потребителей наркотиков(друзей, родственников или соседей). Это не может не вызывать тревогу. Эти дети находятся в зоне риска: рано или поздно знакомые наркоманы предложат им попробовать наркотики.

Изменяется отношение к наркоманам, если в 1999 году осуждающе к наркоманам относилось 60% подростков, то в 2001 году – 39%. На вопрос: «Как бы вы поступили, если бы вам предложили покурить травку?», учащиеся Пронской школы ответили: Положительно – 11%, Сомневался – 10% и Отказался – 79%.(2,54).

Наиболее популярными наркотиками являются препараты конопли – 55,7%, галлюциногены – 14,:%, психостимуляторы амфетоминового ряда – 10,8%, препараты опия – 5,4%, кокаин – 2,4%. В последние годы наркорынок пополняется в основном героином, вытесняя более легкие наркотики.

Для подростков характерны три личностно-психологических источника приобщения к наркотикам: стресс (32%); внушаемость, т.е. под влиянием других лиц (28%) и любопытство (39,5%).

Различают два основных типа наркоманов:

Экспериментаторы – люди, которым нравится экспериментировать с различными наркотиками и их эффектами, они употребляют наркотики эпизодически, анализируют испытываемые впечатления. Их интерес, как правило после окончания школы и выхода из юношеского возраста угасает и может исчезнуть полностью.

Люди, имеющие серьезные отклонения личности (но в пределах психологической нормы). По причине неразрешенных внутренних конфликтов, постоянного присутствия неуверенности и депрессии они употребляют наркотики чаще и в больших количествах. Их отличает от нормальных ровесников:

Постоянное присутствие легкой депрессии;

Беспокойство;

Подозрение, что никто не воспринимает их всерьез;

Эгоцентризм;

Частые размышления над собственной индивидуальностью, независимостью и свободой;

Постоянное возвращение к наркотикам;

Трудности в общении с окружающими.

Выделяют 5 способов употребления наркотических веществ:

Экспериментальное употребление;

Употребление в компании во время отдыха;

Ситуативно-обстоятельственное употребление;

Интенсивное употребление;

Вынужденное употребление.

Существует следующая классификация стадий развития наркомании, основанная на анализе проявления различных форм зависимости:

Социальная зависимость проявляется тогда, когда человек еще не начал употреблять наркотики, но вращается в среде употребляющих, принимает их стиль поведения, отношение к наркотикам и внешние атрибуты группы. Внутренне он готов употреблять наркотики. Единственный способ предотвращения дальнейшего развития заболевания – выявление и разрушение группы.

Психологическая зависимость начинает формироваться после начала употребления наркотиков. Она проявляется в том, что человек стремится вновь вернуть состояние переживания ярких эмоций при наркотическом опьянении. На этой стадии ему уже нужна помощь специалистов – психологов, врачей, поддержка семьи.

Физическая зависимость возникает при более продолжительном приеме наркотических веществ. Наркотик включен в процесс обмена веществ, при прекращении приема наблюдается состояние физического дискомфорта различной степени тяжести (абстинентный синдром). Такому больному нужна серьезная мед. помощь.

Сигналы опасности – личностные изменения, изменения в привычках и образе жизни, изменения в физическом состоянии:

1. Резкие перепады настроения в короткий промежуток времени;

2. Раздражительность, скрытность, враждебность, замкнутость, угрюмость,подавленность, беспокойство;

3. Потребность в немедленном удовлетворении своих желаний;

4. Отказ обсуждать с родителями свои проблемы;

5. Нежелание знакомить своих новых друзей с родителями;

6. Все большее охлаждение к старым друзьям;

7. Равнодушие к учебе, спорту, прежним увлечениям;

8. Появление у подростков чувства ущербности, комплекса неполноценности;

9. Отрицание того, что наркотики могут приносить вред;

10. Лживость;

11. Потеря чувства времени;

12. Усиливающаяся импульсивность.

13. Игнорирование семейных праздников;

14. Неожиданный рост аппетита, как и его потеря;

15. Страстная потребность в сладком;

16. Изменения в режиме сна и бодрствования: человек спит днем и бодрствует ночью;

17. Кражи и распродажа домашнего имущества;

18. Вымогательство денег;

19. Частое проветривание своей комнаты;

20. Использование благовоний, освежителей, духов, дезодорантов (для устра

Нения наркотического запаха)

21. Ухудшение успеваемости;

22. Сонливость на уроках;

23. Потеря веса;

24. Утомляемость;

25. Частые простуды, грипп, желудочные боли и судороги;

26. Утренняя слабость на фоне вечерней активности;

27. Бессвязная, невнятная или быстрая, торопливая речь;

28. Обмороки, потеря сознания;

29. Воспаленные, налитые кровью. Отекшие или «стеклянные» глаза;

30. Расширенные или суженные зрачки;

31. Недостаточная подвижность глаз;

32. Нарывы и болячки вокруг ноздрей;

33. Чихание;

34.Сухость во рту;

35. Кашель;

36.Следы уколов;

37. Повышенная потливость;

38.Бесцветные пальцы;

39. Холодная липкая кожа;

40. Повышенная нервозность, сверхактивность;

41.Головокружение.

Профилактика

На первый план выступает профилактика наркомании из-за низкой эффективности лечения и отсутствия надежных социальных барьеров. Опыт показывает, что запретительными. Медицинскими и юридическими методами решить эту проблему невозможно, т.о. «внешних» антинаркотических барьеров недостаточно, необходимо формировать «внутренние» ограничители, т.е. воспитывать личную устойчивость к наркотикам.

Организация профилактической работы на уровне школы или микрорайона не даст ощутимых результатов. Профилактика будет эффективной, если она будет проводиться в масштабах города, области, а лучше всей страны.

При любом виде профилактической работы, необходимо учитывать возраст детей и подростков, первый уровень – младший школьный возраст, к 11-12 годам у ребенка должны быть привиты здоровые привычки, которые будут препятствовать развитию наркозависимости. Второй уровень – дети среднего и старшего возраста. Как правило, это уже коррекция поведения и привычек. Поэтому технологии работы с детьми старше 11 – 12 лет включает обучение способам преодоления конфликтов и кризисных ситуаций, помогает осознанно выбирать поведение, которое не вредит здоровью, учит справляться с эмоциональными проблемами.

Необходимо учитывать также уровень профилактики, который подразделяется на первичный, вторичный и третичный. Первичная профилактика – это работа с условно здоровыми людьми, среди которых существует определенное количество лиц из группы риска. В этот контингент могут входить молодые люди, которые уже пробовали наркотики или имеют друзей, употребляющих наркотики. Вторичная профилактика направлена на подростков, у которых поведение риска уже сформировано. К этой группе относятся лица, употребляющие наркотики, но без сформированной физической зависимости. Третичная профилактика – это профилактика рецидивов. Она направлена на группу лиц, имеющих зависимость от наркотиков и желающих прекратить их употребление.

Технологии первичной профилактики подразделяются на медико-психологические и социально-педагогические. Цель медико-психологических технологий – адаптация к требованиям социальной среды, формирование и развитие социальной и персональной компетентности, ресурсов личности, адаптивных стратегий поведения, эффективного жизненного стиля и поведения. Цель социально-педагогических технологий – предоставление объективной информации, создание мотивации на здоровый образ жизни, создание сетей социальной поддержки. Они направлены на формирование на формирование стрессоустойчивой личности, способной выбирать рациональные формы поведения. Основная идея этих технология заключается в том, что человек, имеющий развитые личностные и средовые ресурсы, а также поведенческие навыки разрешения проблем, оказывается более защищенным перед лицом жизненных трудностей. Это уменьшает вероятность употребления наркотиков.

Лучше всего такого рода работу проводить в форме тренингов. Упражнения, включенные в тренинг, направлены на развитие и формирование этих навыков, на то, чтобы помочь человеку усвоить формы поведения, способствующие здоровью, научиться преодолевать стрессы, жить полной жизнью и получать удовольствие без использование наркотиков и других психоактивных веществ,

Формирование жизненных навыков:

1. Умение отказываться от рискованных предложений;

2. Видеть положительные и отрицательные стороны явлений;

3. Взаимодействие со сверстниками;

4. Правильное выражение своих чувств;

5. Обучение эффективному общению;

6. Развитие уверенности в себе;

7. Управление своими чувствами;

8. Укрепление связи с семьей;

9. Развитие критического мышления;

10. Формирование навыков принятия решения;

11. Осознание негативных влияний, давлений и манипуляций со стороны других.

Больно об этом говорить, но наркомания среди молодежи в наше время приобрела колоссальные масштабы. Причем распространяется она намного быстрее, чем общество успевает предпринимать какие-либо меры по борьбе с этим страшным явлением. В связи с этим профилактика наркомании имеет первостепенное значение, ведь любую проблему легче предупредить, чем пытаться избавиться от её последствий.

Правила осуществления профилактики наркомании

Проведение любых профилактических мероприятий, направленных на предупреждение наркомании среди детей и молодежи, необходимо осуществлять, следуя определенным правилам.

1.Излагаемая информация не должна носить откровенно негативный оттенок.

2.Лекции, статьи, документальные фильмы, телевизионные передачи должны по возможности больше раскрывать страшные последствия употребления наркотиков.

3.Показывать сцены употребления наркотиков (любого вида) в средствах массовой информации запрещено.

4. Любая публикация должна заканчиваться логичным, понятным выводом и иметь рекомендации по профилактике наркомании .

5. Любая информация должна носить мотивационный характер, направленный на молодежную аудиторию.

6. Любые информационные материалы должны быть подготовлены только профильными специалистами — врачами-наркологами, психологами, социальными работниками, сотрудниками правоохранительных органов.

7.Вся информация по профилактике наркомании должна быть одобрена сотрудниками специального экспертного совета.

Помимо этого, в комплексе масштабных профилактических мероприятий должна проводиться круглосуточная телефонная консультация, цель которой — обеспечить взаимосвязь с населением для отслеживания точек расположения наркопунктов, а также оказания помощи наркозависимым и членам их семей.

Во-первых, «горячая линия». Эта телефонная служба призвана информировать всех заинтересованных людей по вопросам наркомании и предоставлять информацию о лечебных и реабилитационных наркологических учреждениях. Во-вторых, анонимный телефон поддержки наркозависимых. В этой службе работают наркологи, способные оказать помощь людям с химической зависимостью. В-третьих, «телефон доверия». Цель этой службы — профессиональная психологическая помощь населению.

Виды профилактики

В настоящее время профилактика наркомании проводится тремя основными методами. Это первичные, вторичные и третичные профилактические мероприятия. Задачи профилактики первичной — предупреждение возникновения наркозависимости. На этом этапе работа ведется по четырем направлениям:

— целенаправленная масштабная воспитательная работа среди подростков и молодежи;

— санитарно-гигиеническое воспитание;

— приобщение общественности к борьбе с распространением наркотиков;

— принятие административно-законодательных мер против наркомании.

В задачи вторичной профилактики входит раннее выявление наркозависимых ли, их лечение и проведение поддерживающей лечебной терапии, направленной на предупреждение рецидивов употребления психоактивных химических веществ.

Наконец, профилактика наркомании третичная — это специальная программа для наркозависимых, состоящая из медицинской и социально-трудовой реабилитации.

От качества профилактических мероприятий зависит не только здоровье и жизнь потенциальных наркозависимых, но и качество жизни членов их семей, а также общества в целом. Выполнять подобную работу «для галочки», особенно если речь идет о просвещении детей и подростков, — преступно. должна быть всесторонней, развернутой, масштабной. Более того, она должна стать неотъемлемой частью образовательного процесса, чтобы стать неким сдерживающим фактором и изначально свести к минимуму желание подростка попробовать наркотик.

ВВЕДЕНИЕ

Проблема наркотизации населения актуализируется сегодня в мировом масштабе, становясь одной из глобальных проблем современности. Так, по данным Международной ассоциации по борьбе с наркоманией сегодня в мире насчитывается примерно 180 миллионов наркоманов, из них ежегодно уходит из жизни 250 тыс. человек. В ряде стран число употребляющих наркосодержащие вещества в немедицинских целях колеблется на уровне 5-8% от населения этих стран. Вместе с тем, по данным ВОЗ, если 7% населения страны употребляет наркотики, то страна находится на грани кризиса.

Самое опасное для общества в этой ситуации - это формирование наркокультуры. Особенно это актуально для молодежно-подростковой среды.

Так, первый опыт наркопотребления россиян приходится на 13 - 15 лет. Расширение потребления наркотиков осуществляется за счет самых младших возрастных групп, где доля хотя бы раз попробовавших наркотик вплотную приближается к 50%.

Этому немало способствует толерантное отношение со стороны закона и общества к наркоманам, благодаря чему у значительной части подростков наркотики вызывают интерес, переходящий границы обычной любознательности.

Потребление наркотиков уже не является из ряда вон выходящим явлением. Быть «обколотым», «обкуренным» модно, престижно. Жаргонные выражения наркоманов становятся широко употребляемы, среди молодежи. Плоды подобного опыта, полученные в период социализации, сохраняются на протяжении всей жизни. В образе жизни навсегда закладываются образцы социальной коммуникации, замешенной на наркотиках.

Таким образом, проблемы наркотизма, также проблемы социальной помощи наркозависимым, в числе которых снижение «возрастного порога» впервые пробующих наркотики также актуализируется с каждым годом.

Указанные проблемы активно исследовались как в прошлое, так и в настоящее время.

Первое реальное изучение действия наркотиков шло, как ни странно, в рамках художественной литературы. Речь идет в первую очередь о Самуиле Тейлоре Кольридже, Томасе де Квинтет, и ряде других. Позднее к ним присоединились ученые-практики (Ф. Зертюрнер, У.Джеймс, Г.Дрессер, А.Хоффман и другие) пытающиеся при помощи химических средств провести «реабилитацию» первых наркозависимых, «отучив» от пагубного пристрастия. Правда, не всегда успешно. Так, результатом деятельности Ф.Зертюрнера стало возникновение нового наркотического вещества – морфина.

Изучение наркотизма в XX веке шло в рамках девиантологии, где преимущественно исследовался причинный комплекс наркотизма. Здесь следует назвать таких ученых как Р.Мертон, А.Коэн, У.Шелдон, А.Габиани, Я.Гилинский, Б.Левин, Л.Журавлева, М.Позднякова, Л.Кесельман, Л.Тимофеев, Э.Колесникова.

Собственно исследования подросткового наркотизма стало предметом изучения девианталогов не столь давно и связано с именами С.Бычкова, А.Гришко, И.Кирилллова, З.Коробкина, В.Попова, Ф.Ямбикова и других. Изменение ситуации в наркотизации, а именно, ранний возраст обращающихся к наркотикам немало способствовал выделению подросткового наркотизма в отдельный предмет познания.

В дальнейшем как западные (А.Коэн, А.Вальдман), так и отечественные исследователи (М.Позднякова, В.Афанасьев, Б.Левин, В.Лисовский, А.Габиани, Т.Боголюбова, Н.Романович, В.Звоновский, Е.Щербакова и другие) пришли к выводу, что проблема наркотизации, в том числе и подростковой, требует комплексного междисциплинарного подхода. Достижение определенного успеха в преодолении названного явления возможно лишь при координации усилий всех структур, имеющих отношение к профилактике и преодолении наркотизации молодежи: правоохранительных, психолого-педагогических, социальных, медицинских.

Целью работы является описание условий и факторов, способствующих продуцированию подросткового наркотизма и методов борьбы с ним.

Итак, актуальность проблемы исследования заключается во все более раннем приобщении к наркосодержащим веществам подростков (фактически детей), которое сформировало специфический предмет исследования – подростковый наркотизм.

Профилактика наркотизма должна быть осторожной, ненавязчивой, а в «чистых» регионах отсутствовать вовсе, дабы не вызвать нездоровый интерес к наркотикам. В Тамбовском регионе должны работать специальные антинаркотические программы, обусловленные рядом специфических проявлений местности.

1. НАРКОТИЗМ В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ

Интерес к заявленной социально-демографической группе не случаен и обосновывается ее специфическими характеристиками, в силу которых именно подростки наиболее подвержены риску «первой пробы», а затем употребления наркосодержащих веществ.

По данным исследования Института общественного мнения каждый девятый подросток находится в окружении постоянных потребителей наркотиков. Примерно столько же (11,6%) входят в среду, где потребление практикуется «от случая к случаю». Таким образом, почти каждый четвертый (23%) опрошенный входит в среду более или менее активного наркопотребления .

Молодежь – это социальная группа, обладающая возрастными особенностями и свойственными ей нормами, ценностями и стереотипами поведения. В отечественной традиции молодое поколение долгие годы не было выделено в самостоятельную социальную группу. Критерием определения статуса молодежи в нашей стране являлся хронологический возраст: с 15 до 29 лет, что было формальным признаком.

Подростками принято считать молодых людей возраста 13-17 лет. Если определять молодежь как людей возраста 15-29 лет, то получается, что от 15 до 17-19 лет человека можно считать как подростком, так и представителем молодежи. Кроме того, термин «молодежь» уже предполагает некую социальную группу или общность входящих в нее членов, в то время как термин «подростки» можно рассматривать как на групповом, так и на индивидуальном уровне. Само понятие «подросток» тесно связано с особенностями данного возраста.

Подростковый возраст не случайно называют кризисным, конфликтным. По мнению Э.Эриксона это самый глубокий жизненный кризис. В этом возрасте молодой человек пытается выстроить собственную идентичность. Формирование цельной идентичности развивается по трем направлениям: бурный физический рост, половое созревание, озабоченность тем «как я выгляжу в глазах других», «что я собой представляю», необходимость найти свое профессиональное признание.

Для того чтобы применять адекватные меры по профилактике и борьбе с наркоманией необходимо раскрыть причины наркомании, и рассмотреть историко-социальные аспекты данного явления.

Наркомания (от греч. «nаrkе» - оцепенение и «mania» - безумие, страсть) – заболевание, выражающееся в физической или психической зависимости от наркотических средств, непреодолимом влечении к ним, что постепенно приводит к глубокому истощению физических и психических функций организма.

Под физической зависимостью понимается состояние организма, характеризующееся развитием абстинентного синдрома при прекращении приема вещества, вызвавшего зависимость. Абстинентный синдром – комплекс специфических для каждого наркотического (токсического) средства болезненных симптомов (головная боль, боль в мышцах, в суставах, насморк, судороги, желудочно-кишечные расстройства, бессонница и т.п.)

Психическая зависимость – состояние организма, характеризующееся патологической потребностью в приеме какого-либо вещества с тем, чтобы избежать нарушений психики, психологического дискомфорта, вызванных прекращением приема этого вещества, хотя и при возможном отсутствии явления абстиненции.

Наркотизм – термин, обозначающий степень распространения социального явления, болезни – наркомании – в конкретном обществе. Наркотизм – это в первую очередь социальная проблема, имеющая множество аспектов (медицинский, юридический, биофизиологический, политический, экономический и т.д.).

История употребления наркосодержащих веществ имеетне одно тысячелетие. Первые исторические записи о прошлом человечества содержат данные о том, что практически все народы, начиная с доисторического периода, употребляли наркотики растительного происхождения из-за их необычайных способностей – изменять установившийсявзгляд человека на мир, уводить в мир иллюзий, тем самым, подкреплять веру в могущество сверхъестественных сил. Из исторических документов известно, что шумеры, китайцы, индейцы, древние греки, ацтеки и племена Сибири хорошо знали действие некоторых наркотиков, а их потребление контролировалось колдунами, жрецами и шаманами. Право употребления наркотиков имели только избранные, да и то с определенной целью. В современном обществе употребление наркотических веществ в определенных (медицинских) случаях является доступным.

Немедицинское потребление наркотических веществ, как правило, выполняет в нашем социуме те же функции, что и в традиционных:

1) анестезирующую (с их помощью снимается физическая боль);

2) седативную (подавляет на время ощущения тревоги, непонимания, душевные волнения);

3) психостимулирующую (временно снимают усталость);

4) интегративную (облегчают общение между людьми);

5) протестную (как форма «ухода» от житейских невзгод и конфликтов).

В Европе изучение действия наркотиков получило развитие лишь в XVIII - XIX вв. и связано это было с «железным занавесом» между Европой и Востоком, установленном католической церковью и ее запретом на чтение и изучение наследия греков и римлян. Изменение ситуации, активная торговля Европы и Востока породило использование, сначала в медицинских целях, наркосодержащих веществ.

В этот же период возникают первые салоны, и клубы где употребляются наркотики. Появляются первые наркозависимые, и возникает проблема их лечения и реабилитации.

В период с 1799 по 1806 гг. немецкий фармацевт, химик Фредерик Зертюрнер проводя опыты с целью получения лекарства, избавляющего от наркозависимости, создает первый синтетический наркотик – морфин.

На протяжении всего XXв. наркотики, как и причины, их употребления, модифицируются, распространяются, почти во всех странах объявляются официально преследуемым злом. Однако проблема оказывается так и не разрешенной.

Поэтому можно с полным правом сказать: наркомания – проблема не только прошлого, а главным образом, настоящего и будущего. За последние 5 лет количество наркоманов в мире, и в России в том числе, возросло примерно в 4 раза. Учитывая, прежде всего возрастную категорию большинства наркоманов (13-25 лет), под угрозой оказывается фактически треть нового поколения страны. Особое беспокойство российского общества должен вызывать тот факт, что за последнее десятилетие в 6,5 раз увеличилось число женщин, употребляющих наркотики. Принципиально важно отметить и то, что в России гораздо быстрее, чем в других странах, происходит переход от разного рода «легких» наркотиков к «тяжелым». Вызывает тревогу и то, что наркотики становятся все более и более доступными для подростков, что на российский рынок во все возрастающем объеме выбрасываются новые наркотические вещества, в том числе мощного разрушающего действия.

2. УСЛОВИЯ И ФАКТОРЫ, ПРИВОДЯЩИЕ К НАРКОЗАВИСИМОСТИ В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ

Одним из важных вопросов, который требуется разрешить для отыскания способа борьбы с наркотизмом – вопрос о тех условиях, факторах, причинах, которые провоцируют начало наркопотребления у подрастающего поколения.

(1) Первое место занимает дурное влияние среды или влияние моды . Потребление наркотиков связывают со стремлением подростков с одной стороны идентифицироваться в окружающей среде, стать членом референтной группы, а с другой – следование стилю жизни кумиров, многие из которых умерли от передозировки.

(2) Важное место в причинном комплексе занимает потребность вдостижении ,заключающаяся в стремлении личности улучшать результаты своей деятельности. Формируется из двух основных компонентов – стремления к успеху и избежание неудачи. Она не является врожденной, а представляет собой продукт социального научения. Такая потребность возникает в результате тревоги, беспокойства, вызываемых страхом неудачи, и поэтому часто компенсируется наркотиком.

(3) К потребностям достижения можно отнести и потребность в признании. Она выражается в стремлении добиться высокой оценки со стороны уважаемых людей, референтной группы. Согласно исследованиям, у лиц с высоким уровнем реализации потребности в признании отмечено раннее приобщение к алкоголю и наркотикам. Их средний возраст – 12-13 лет.

(4) Наркотики также используются как средство повышения самооценки и самоуважения и средство компенсации . Неумение, беспомощность, некомпетентность, робость, зависимость, чувство вины, деланная раскованность и бравада в поведении, потребности в достижении цели с невозможностью реализации – все это может привести к употреблению наркотиков в подростковой среде.

(5) Потребность в общении имеет большое значение для молодого человека. Неудовлетворенность этой потребности, особенно в кругу семьи, ведет к развитию адекватного поведения, а в дальнейшем может привести и к наркомании. Уровень значимости общения в кругу семьи у большинства наркоманов низок – в 2,5 раза ниже, чем в кругу друзей.

(6) Наркотики могут употребляться в целях удовлетворения потребности в релаксации, а также изменения эмоционального состояния . Разрядка нервно-психического напряжения (снижение способности контролировать свои эмоции, побуждения, стремление избавиться от необходимостипринимать решения и т.д.) может быть самостоятельным мотивом наркотизации, независимо от типа и характера личности.

(7) Как средство получения удовольствия (наиболее распространенный
тип мотивации) потребления наркотика оказывается «счастливой находкой», дающей возможность испытать сильное чувственное наслаждение.

(8) Ретретизм как возможность ухода от действительности и связанных с ней проблем (тяжелый быт, его неустроенность, безработица и т.д.) также может быть условием, провоцирующим начало наркопотребления у подрастающего поколения. Согласно социологическому опросу, эту причину, в среднем, выбирает каждый четвертый респондент .

Одним из направлений исследования причин наркомании является изучение личности наркомана и его социальных связей.

Большинство работ, анализирующих причины наркомании, связаны именно с поисками особенностей личности наркомана. Одни авторы ищут типичные черты его характера и психики, другие стремятся построить целый комплекс таких черт, т.е. создать модель личности наркомана. В числе наиболее общих характеристик исследователи называют: самоощущение беспокойства, любопытство, страх перед контролем извне, уверенность, что наркотик поможет справиться с личными проблемами, желание изменить и переделать себя.

Нерешительность;

Интровертность;

Низкая переносимость отрицательных эмоций;

Склонность к тоске и депрессии;

Безответственность;

Психические отклонения и болезни;

Недостаток жизненных интересов;

Духовная пустота;

Неинформированность о вреде наркотиков;

Попытки самолечения;

Желание быть социально принятым;

Ставка на одобрение извне;

Восстание против общепринятых социальных ценностей;

Потребность в снижении напряжения и беспокойства;

Чрезмерное любопытство.

Экспериментальные исследования отечественных психологов и социологов показали, что начало отклоняющегося поведения тесно связано с особенностями характера. Каждый тип характера имеет как бы свое «слабое место». «Если психическая травма, эмоциональный стресс или просто трудная ситуация в жизни задевает эту уязвимую черту, то возникают разного рода срывы – от невротических реакций до состояния тяжелой и длительной психической дезадаптации с асоциальным поведением .

По мнению исследователей, личность наркомана отличают черты незрелости: неустойчивость и невыраженность интеллектуальных интересов, твердых нравственных норм, чувство стадности и несовершенная адаптация, невыносимость стрессовых ситуаций, склонность к колебаниям настроения .

Особое внимание ученые обращают на такую черту наркоманов как любопытство. Так, П.Бэлчи выводит целую теорию о том, что причиной наркомании является искушение, и соотносит наркоманию с азартными играми .

Наиболее известное исследование героиновой наркомании английского ученого И. Чейна показало, что основной мотив употребление героина вовсе не поиск эйфорических удовольствий, как полагают другие авторы, а попытка избежать неприятных эмоций, беспокойства, депрессии, тоски и подавленности. И. Чейн установил, что наркоманы еще до начала употребления героина имели значительные личностные отклонения от нормы: слабую волю, неумение сдерживать свои эмоции, стремление к поддержке извне. Неудовлетворительным было так же семейное положение наркоманов .

Как мы уже отметили, первоначальная тяга к употреблению наркотиков возникает в тех ситуациях, когда человек не может справиться с естественными проблемами своего возраста . Процесс взросления состоит из непрерывных вызовов со стороны общества. Любая задержка в становлении личности, во взрослении затрудняет адаптацию подростка к обществу и тем самым создает фактор риска наркомании.

Часто употребление наркотиков как психостимулирующих средств связано с неосознанным желанием как-то отложить, отодвинуть решение проблем новой, взрослой жизни. Наркоман уходит в мир фантазий и иллюзий, оказываясь неспособным к ответственному и рациональному принятию «взрослых» решений. Иногда такие ситуации, чреватые кризисами личности, возникают в результате потери близкого человека. При этом к приему психоактивных средств подталкивает не только желание заглушить горе, но и страх перед эмоциональной пустотой, боязнь самостоятельности, одиночества. В такие периоды требуется повышенная чуткость и забота со стороны окружающих людей.

По мнению специалистов-неврологов, в развитии наркомании немаловажную роль играют психологические черты личности, нарушения или поражения центральной нервной системы . По наблюдениям врачей, у лиц с такими нарушениями отмечается ускоренное формирование наркозависимости. Однако вопрос о психической предрасположенности к наркомании еще недостаточно изучен специалистами.

Толчком к приему наркотиков могут послужить стрессы, неприятно­сти или конфликты в семье, со сверстниками , т.е. ситуации, требующие быстрой и правильной адаптации. Наиболее частым мотивом первого приема наркотика были: желание забыться, снять внутренний дискомфорт , любопытство на фоне вялости и пассивности . Таким образом, атипичность начала наркотизации, выявляющаяся уже в побудительных тенденциях, направлена, скорее, на «самолечение», а не на поиск эйфории, являющейся обязательным и неотъемлемым условием начала наркотизации, а главное - повторением приема наркотика. Исследования показывают, что у значительной части взрослых наркоманов «наркотический старт» как раз относится к несовершеннолетнему возрасту.

Среди условий, провоцирующих развитие наркомании, важна доступ­ность наркотических средств . Практика показывает: увеличение числа потребителей наркотиков, а также преступлений, связанных с их незаконным распространением, фиксируется там, где существуют источники рас­тительного наркотического сырья. Вся история борьбы с этим явлением свидетельствует о том, что уничтожение одних источников поступления наркотиков порождает другие.

Вместе с тем распространение наркотизма зависит и от других обстоятельств, которые, прежде всего, обусловлены социальным статусом личности , употребляющей наркотики, ее социально-психологическим характером. Следует уточнить, что желание употреблять наркотики, как правило, не возникает внезапно. Совокупность как положительных, так и отрица­тельных взглядов, индивидуальных черт, привычек и традиций формируется постепенно, на протяжении определенного периода времени. Поэтому в отношении конкретного человека эти явления и процессы могут выступать причинами неблагоприятного формирования личности.

Социологи фиксируют сегодня кризис социальной сферы в силу противоречивого влияния основных субъектов социума (семьи, учебного заведения, группы сверстников, средств массовой информации) на молодых людей. Несмотря на конфликты с родителями, семья является для них значимой сферой жизни.

Она влияет на ее членов через традиции, сложившийся стиль общения, эмоциональную атмосферу, самим укладом жизни программируя дальнейший жизненный путь детей. Среди традиционно выполняемых семьей функций на первое место в условиях нестабильного общества выходит психотерапевтическая, «поддерживающая» функция, дающая ее членам чувство защищенности и психологического комфорта. В зависимости от того, насколько полно реализована эта функция, можно судить о степени благополучия семьи, ее возможности противостоять девиантному поведению молодого человека. Родители, употребляя социально приемлемые наркотики – сигареты, алкоголь, сами того не подозревая, формируют установку подростков на прием наркотических веществ как «нормального» общепринятого поведения.

Вообще, большинство социологов усматривают корни наркомании именно в семье, в разрушении нормального взаимодействия между родителями и детьми. Почти все авторы упоминают о неполной семье, семейных разрывах и конфликтной обстановке как о явлениях, сопутствующих наркомании. Очевидным фактором риска может быть также наличие в семье наркомана, алкоголика или курителя сигарет. Фактором, способствующим наркомании, является недостаточное внимание, уделяемое ребенку со стороны родителей. Следует отметить и то, что в семьях наркоманов чаще, чем в других семьях, возникают различные болезни, используются лекарственные препараты. В сознании подростка постепенно формируется стереотип, что все жизненные проблемы можно решить приемом какого-либо лекарства. В ряде случаев это психологически облегчает переход к употреблению наркотиков.

Вышеназванное теоретическое обоснование проблемы было подтверждено в ходе исследования семей наркозависимых. Благополучной свою семью считает примерно половина респондентов (47% – в материальном и 54% – в психологическом отношении), пятая часть опрошенных склонна оценивать свою семью как неблагополучную (22% – в материальном, 18% – в психологическом плане). На конфликты между родителями указывают 57%, на полное отсутствие взаимопонимания с родителями – 20% респондентов. Значительная часть опрошенных испытывает негативные действия со стороны кого-либо из членов семьи: обиды и оскорбления отмечают 51%, психологическое давление – 46%, безразличие, невнимание – 29%, агрессивное поведение, физическое насилие – 16%, сексуальные домогательства, нежелательные контакты – 2%. Кроме того, у 16% респондентов родители ведут беспорядочный, а у 5% – нездоровый образ жизни. 24% отметили, что члены семьи злоупотребляют спиртными напитками, а 6% – указали на употребление в семье наркотиков. Реакция родителей, которым известно о пристрастии своих детей, следующая: 34,3% отцов и 33,7% матерей пытаются убеждать и проводят беседы; 28% отцов и 19,3% матерей переживают и уговаривают пожалеть их и себя; 2,8% матерей и 15,7% отцов наказывают; 6,9% матерей и 8,3% отцов ведут себя спокойно, ожидая, чем все кончится .

Респонденты, часто употребляющие наркотики, отмечают отсутствие взаимопонимания с отцом (71,1%), матерью (70,4%). Считают свою семью неблагополучной в психологическом отношении – 24,7%, затрудняются ответить – 28,8% опрошенных. Решая свои собственные проблемы, всегда учитывают мнение родителей - 8,9%, делают это время от времени - 80,9%, не учитывают – лишь 10,2% респондентов. 29,3% опрошенных, употребляющих наркотики время от времени, живут вне семьи: 26,0% – с матерью и отчимом; 22,5% – имеют собственную семью; 19,8% – живут в большой семье; 19,6% – с обоими родителями; 18% - проживают у родственников. Показательно, что в 42% случаях в семьях, где отец занимается бизнесом, является предпринимателем или руководителем предприятия, дети хотя бы раз пробовали наркотики. В семьях, где такое положение занимает мать, эта цифра еще выше и составляет 46,4%; там, где мать является работником государственного или муниципального управления, – 41,1 %.; в семье, где мать не работает, эта цифра также велика – 39,2%.

Зависимость наркотизма от психологической атмосферы семьи еще более выражена. Так, среди детей из психологически благополучных семей эта цифра составляет 38%, а среди, детей из неблагополучных семей – 48%, т.е. возрастает на 10%. Важным фактором, влияющим на отношение подростков к наркотикам, является взаимоотношение с родителями. Среди подростков, имеющих взаимопонимание с отцом, на опыт знакомства с наркотиками указали 33%, а среди тех, у кого такое взаимопонимание отсутствует, – 47%. Об опыте знакомства с наркотиками рассказали 32% подростков, имеющих взаимопонимание с матерью, и 53% респондентов, у которых такое взаимопонимание отсутствует.

Проявление негативного отношения или жестокого обращения в семье также увеличивает риск употребления наркотиков. Так, безразличие, невнимание, оскорбления со стороны членов семьи увеличивают число попробовавших наркотики на 2%, а психологическое давление, агрессивное поведение или физическое насилие - на 7%. Иными словами, экономическое и психологическое состояние семьи также является важнейшим фактором.

Снижение или падение уровня жизни, низкий уровень психологиче­ской культуры, неумение эффективно строить супружеские отношения и отношения с детьми, конструктивно разрешать конфликты являются предпосылкой наркотизации, не говоря уже о более серьезных проблемах, таких, как полная демографическая деструкция семьи или деградация ее членов.

Социально-опасным условием наркотизации исследователи отличают снижение возрастного порога первой пробы, что оказывает наиболее пагубное влияние и способствует ускорению процесса наркотизации, что подтверждается результатами опросов. Так, впервые попробовали наркотики: в возрасте до10 лет - 1,7%, 11 - 14 лет - 39,5, 15 - 17 лет - 51,5, 18 - 20 лет - 6,9, 21-24 года - 0,2, 25 лет и старше - 0,1% опрошенных. На вопрос: «Если это произошло в школьные годы, то в каком классе Вы тогда учились?» - получены ответы: до 3-го класса - 1,5%, 4-6 класс - 7,7, 7 -8 класс - 29,5, 9-11 класс - 61,3%. На вопрос: «Какие наркотические вещества Вам приходилось употреблять?» - респонденты ответили: анашу, марихуану, травку, план - 50,1%; стимуляторы - 8,6; галлюциногены - 7,0; гашиш - 6,8; Ь8Б, кислоту - 6,4; героин - 3,9; кокаин - 2,8; экстази - 1,9; опий - 0,8; морфин - 0,3; другие - 11,4% .

Специфика возраста является решающим фактором при передаче информации , моделей поведения, возможности самоутверждения. Следовательно, групповая зависимость и взаимовлияние являются одной из существенных причин распространения интереса к наркотикам. В обществе, где потребление наркотиков не является традиционным, девиантное поведение в форме наркотизации возможно лишь при условии достаточной информированности о действии наркотиков и наличии в среде молодых людей носителей «наркотического опыта».

Если в семье ребенок не ощущает теплоты и заботы, если при этом он не занят в школе, то это, естественно, толкает его на улицу, во двор, делает его членом случайной компании сверстников, среди которых могут оказаться наркоманы. Как правило, среди наркоманов большинство плохо училось в школе, не имело успеха в своих делах, было изгоем. Стремление найти поддержку со стороны, которой подросток лишен в семье, толкает его в группу сверстников, где чаще всего и происходит первоначальное знакомство с наркотиками. Среди этих групп культивируется повышенная оценка употребления наркотиков как образца мужского поведения. Подросток со слабой волей не может противостоять нажиму со стороны сверстников. Маргинальная среда создает свою субкультуру, специфическую систему норм поведения и оценок. Именно здесь нередко и происходит так называемое «подсаживание на иглу», т.е. приобщение к наркотикам.

Второй по значимости субъект влияния на поведение подростков – образовательное учреждение (школа, среднее профессиональное или высшее учебное заведение), оказывает наиболее противоречивое воздействие на современных молодых людей

Иными словами, каждый факт употребления наркотических средств вызван не одной какой-либо изолированной причиной, а совокупностью причин и условий, действующих в разное время и в различных обстоятельствах. Не учитывая этого, трудно объяснить, почему один человек стал употреблять наркотические средства, а другой, находясь в таких же условиях, даже и не думал о наркотиках.

3. ОСОБЕННОСТИ ПРОФИЛАКТИКИ ПОДРОСТКОВОГО НАРКОТИЗМА

Родителям, педагогам, и чиновникам следует помнить, что наркотизация – одна из многих форм девиантного поведения; будучи основной в конкретном случае, она всегда сочетается с рядом других форм отклоняющего поведения.

Человечество борется с распространением наркотизма в двух направлениях – с предложением и со спросом на наркотики. Но есть еще третье важнейшее направление – профилактика, лечение и реабилитация наркозависимых. И для реализации этого направления необходимы умные, аргументированные образовательные программы, информирующие детей и подростков, юношей и девушек об опасностях, которые ожидают потребителей наркотиков. Общеизвестно, что предупреждение любых недугов, в том числе и социальных, гораздо эффективнее, нежели лечение запущенной болезни. Важно объяснить, что наркотики делают человека «счастливым и беззаботным» на короткое время, но одновременно он превращается в безвольное существо, заботящееся лишь о том, где и как добыть очередную дозу.

Профилактика наркомании – комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих распространению и употреблению ПАВ, на предупреждение развития и ликвидацию негативных личностных, социальных и медицинских последствий злоупотребления ПАВ (безнадзорность, беспризорность, преступность, рост случаев заражения ВИЧ-инфекцией, гепатитом, заболеваниями, распространяемыми половым путем, и т.д.).

В зависимости от контингента, с которым проводится профилактическая работа, различают первичную, вторичную и третичную профилактику.

Первичная профилактика – это комплекс превентивных мероприятий, направленных на предотвращение употребления психоактивных веществ. Эта форма профилактики предусматривает работу с контингентом, не знакомым с действием психоактивных веществ.

Она рассчитана на все слои и демографические группы населения, но, прежде всего на детей и подростков. Программы первичной профилактики включают антинаркотическую пропаганду, приобщение к посильному труду, организацию здорового досуга, вовлечение молодежи в общественно полезную творческую деятельность, занятия спортом, искусством, туризмом и т.д.

Наиболее целесообразно проводить первичную антинаркотическую профилактику в школах в соответствии с утвержденными программами. Но в силу специфичности предмета многие педагоги испытывают затруднения в выборе тактики проведения профилактических занятий. Основные опасения: возможность спровоцировать повышенный интерес школьников к различным аспектам наркотизации и боязнь подтолкнуть их к употреблению наркотических веществ. Поэтому занятия по профилактике всех форм наркомании должны проводить специально подготовленные педагоги.

Задачи первичной профилактики:

1. Внедрение позитивной профилактики в школьные уроки, наличие пособий по профилактике и включение уроков в школьное расписание; создание групп самопомощи учеников.

2. Выявление группы риска (по специально разработанным методическим рекомендациям).

3. Работа с родителями (дать родителям необходимую информацию по проблеме, способствующую эффективному социально-поддерживающему и развивающему поведению; оказать помощь в осознании собственных семейных и социальных ресурсов, способствующих преодолению внутрисемейных проблем; выявить родителей нуждающихся в профессиональной медико-психологической помощи).

4. Работа с педагогическим коллективом (подготовка специалистов, способных проводить уроки по позитивной профилактике в школах и по выявлению группы риска).

Вторичная профилактика ориентированна на группу риска. Объектомэтой формы профилактики являются молодые люди, подростки и дети, начинающие употреблять табачные изделия, алкоголь, наркотические и токсикоманические средства, а также лица с высокой степенью риска приобщения к употреблению любых ПАВ (подростки с выявлениями социально-педагогической запущенности, с пограничными нервно-психическими расстройствами, с отягощающей наследственностью, дети из неблагополучных семей и т.д.). Цель вторичной профилактики – раннее выявление начавших употреблять ПАВ и помощь потенциальным алкоголикам, токсикоманам и наркоманам во избежание возникновения у них психической и физической зависимости от интоксикантов. В этих случаях требуется целенаправленная, чаще всего совместная работа квалифицированных специалистов-врачей, психологов, дефектологов, педагогов с целью активизации волевых ресурсов подростков, молодых людей, а иногда и детей, злоупотребляющих тем или иным видом ПАВ. Главная задача вторичной профилактики – предупредить формирование устойчивой зависимости от принимаемого, интоксиканта

Задачи вторичной профилактики:

1. Работа с детьми групп риска (выявление патологий, лечение и наблюдение у специалистов; создание программ для работ с ними).

2. Создание центра реабилитации, где все методы психотерапевтической работы направлены на социализацию и адаптацию (тренинги повышения самооценки, уверенности в себе снятие напряжения, психотерапия творческим самовыражением и т.д.).

3. Работа с родителями данной группы (лекционные и практические занятия, оказывающие профессиональную медико-психологическую и психотерапевтическую помощь нуждающимся родителям; создание групп взаимопомощи, обучение навыкам социально-поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношениях с детьми).

Третичная профилактика – это оказание помощи людям, страдающим наркоманией. Она включает в себя диагностические, лечебные и реабилитационные мероприятия. Ее цель –предупреждение дальнейшего распада личности и поддержание дееспособности человека. В этом случае речь идет уже о трудноизлечимой болезни, требующей серьезного лечения, успех которого наиболее вероятен лишь при твердом намерении больного, побороть свой недуг.

Подросток попадает в поле зрения специалистов, как правило, с уже сформировавшимся заболеванием, когда появились все трагические последствия потребления наркотических средств и помощь малоэффективна.

Задачи третичной профилактики:

1. Формирование реабилитационной среды (реализация реабилитационных программ, включающих психотерапевтические, психологические, социальные и духовные методики).

2. Создание групп взаимопомощи.

3. Взаимодействия с группами «Анонимные наркоманы».

Объектом работы учителей, воспитателей, социальных работников и пропагандистов здорового образа жизни являются первичная и частично вторичная профилактика; при хорошо продуманной методики их проведения предотвращение ранней наркотизации детей и подростков вполне реально. Третичная профилактика – прерогатива медиков и близких больному людей. В большинстве случаев у сформировавшихся наркоманов не хватает сил и мужества самостоятельно преодолеть зависимость, бороться со своим падением. Чтобы вернуться к жизни, от которой они хотели убежать с помощью наркотиков, им необходима помощь друзей и родных, сознающих, что силу этой болезни не одолеть. Нужны такт, доверие, благорасположение, сознание у больного ощущения безопасности и самостоятельности, а также уверенности в том, что его любят.

Однако все труды могут оказаться напрасными, если у самого больного не будет страстного, осознанного, непреодолимого желания избавиться раз и навсегда от поработившего его страшного недуга. Вот почему, по мнению психологов, наиболее надежным барьером на пути распространения наркотиков являются первичные меры – своевременное предупреждение потенциальных потребителей алкоголя, табачных изделий, наркотических и токсикоманических средств.

Многоаспектность и сложность причин и условий, способствующих наркотизации детей, подростков и молодежи, обуславливают необходимость комплексного характера мер профилактики этого социального зла. В приведенной ниже таблице представлены основные направления и специфические особенности профилактической работы по каждому из этих направлений.

Таблица 1

Примерная схема профилактических мероприятий по предупреждению

наркотизации подростков

Направления профилактики Задачи и пути их реализации
Психологическое Коррекция неправильного воспитания и ранних аномалий развития личности. Индивидуальная психолого-педагогическая работа с «трудными» подростками, уязвимыми в отношении отклоняющегося поведения.
Педагогическое Последовательное антиалкогольное, антиникотиновое и антинаркотическое воспитание в школе с I по XI класс. Формирование трезвеннических установок и здорового образа жизни у подрастающего поколения.
Санитарно-гигиеническое Повышение санитарной грамотности и культуры населения. Антиалкогольная, антиникотиновая и антинаркотическая пропаганда среди широких слоев населения. Искоренение вредных для здоровья привычек.
Медико-социальное Комплексная работа с группой риска – лицами, злоупотребляющими алкоголем, табачными изделиями, наркотическими, и токсиманическими средствами. Санирование биологической почвы. Работа по индивидуальным планам медико-педагогических мероприятий.
Здравоохранительное Развитие и совершенствование наркологической службы. Осуществление мер по уменьшению распространенности пьянства, алкоголизма, никотиномании, наркомании, токсикомании и их последствий. Широкая антинаркотическая работа всей общемедицинской сети.
Административно-правовое Правовое регулирование с целью преодоления пьянства и алкоголизма, минимизации курения, повышения ответственности за потребление наркотиков; строгое соблюдение
Законодательства об уголовной ответственности за приобщение к употреблению наркотиков (особенно детей и подростков)
Экономическое Государственные мероприятия по уменьшению экономической зависимости бюджета от продажи любых алкогольных изделий (включая пиво), а также табачных изделий, что позволит реализовать наступательные меры против пьянства, алкоголизма, отравления табачным дымом не только курящих, но и пассивных курильщиков. Финансирование программ борьбы с любым наркобизнесом.

Организацию широкой профилактики употребления наркотических средств и психотропных веществ необходимо начинать с разработки целевых программ, направленных на снижение спроса на наркотики и на подготовку специалистов, способных реализовать эти программы.

Цель профилактической работы – создание в молодежной среде ситуации, препятствующей росту спроса и злоупотреблению, какими-то ни было интоксикантами.

Из числа учреждений, имеющих возможность участвовать в антинаркотической профилактике, образовательное учреждение как социальный институт располагает уникальными возможностями для успешной реализации ее задач, поскольку просветительскую деятельность оно может вести на протяжении всего периода обучения детей и подростков.

Именно учебные заведения располагают возможностью привить детям навыки здорового образа жизни, оказать влияние на уровень притязаний и самооценку учащегося. У педагога имеется свободный доступ к семье подростка при необходимости анализа и контроля беспокоящей его ситуации.

В ходе выполнения профилактических программ учащимся должны предоставляться точная и достаточная информация о наркотиках и их влиянии на психическое, психологическое, социальное и экономическое благополучие человека. Информация должна быть уместной, достоверной, особенно в части последствий злоупотребления наркотическими средствами и психотропными веществами, не только для самого наркомана, но и для общества. Необходима пропаганда здорового образа жизни, позволяющего на основе формирования жизненной оптимальной установки противостоять желанию попробовать наркотик даже в стрессовой ситуации. Информация должна быть направлена, т.е. учитывающей пол, возраст, убеждения, присущие аудитории. Стратегия антинаркотического просвещения предусматривает участие в нем родителей и других взрослых людей, мнение которых для ребенка очень важно.

Дети 10-12 лет. Их интересует все, что связанно с наркотиками и их действием, способы употребления о последствиях злоупотребления ими детьми уже слышали, но всерьез не воспринимают. Сами не употребляют наркотики (возможна токсикомания), с употребляющими знакомы единицы. Занятия о наркотиках и их действии отрывочны, недостоверны, получены с чужих слов.

Подростки 12-14 лет. О наркотиках знают немало, в основном из опыта знакомых; многие сведения недостоверны; пробовали наркотики немногие – в основном из любопытства; многие знакомы с потребителями алкоголя. Опасность злоупотребления недооценивается. Основной интерес – к возможности употребления «легких» наркотиков; говорят о проблеме между собой, о ее глобальности задумываются немногие.

Подростки 14-16 лет. В этой возрастной группе по отношению к наркотикам выделяются три подгруппы:

А. Употребляющие и сочувствующие – их интересуют вопросы, связанные со снижением риска при употреблении, с возможностью и продолжительностью употребления без формирования зависимости. Употребление считается признаком независимости. Среди членов группы много лидеров.

Б. Радикальные противники – «сам никогда не буду и другу не дам погибнуть», большинство членов этой группы считают употребление наркотиков признаком слабости и неполноценности.

В. Группа, не определившая своего отношения к наркотикам. Значительная ее часть, может приобщиться к их употреблению под влиянием друзей

Подростки 16-18 лет. Группы сохраняются, но число неопределившихся значительно уменьшается. Качественно изменяются зна­ния о наркотиках, они детализируются, становятся более объективными. В группе употребляющих и сочувствующих пожинают первые горькие плоды, в связи с этим наибольший интерес вызывают криминальные последствия употребления наркотиков и скорость процессов, отрицательно влияющих на здоровье. Глобальной проблемой наркоманию считают немногие. Среди радикальных противников растет число людей, осознающих необходимость активных действий по преодолению детской, подростковой и молодежной наркомании.

Профилактическую работу в заданной возрастной группе следует начинать не с запугивания, а с информации о том, что большинство молодежи все-таки не употребляют наркотики. Следовательно, главная задача – способствовать развитию жизненно важных навыков, которые удерживают от наркотиков, отказ же от наркотиков – это то, чем можно и нужно гордиться. Стратегией профилактики должно стать руководство со стороны взрослых с целью добровольного выбора молодежи в пользу здорового образа жизни.

Здесь наличествует другая трудность – отношение части руководителей учебных заведений к профилактике. Сохраняются стереотипы тоталитарного мышления, стратегия антинаркотической работы они видится в ужесточении репрессий, запугивании молодежи. Другая часть директоров школ и училищ еще психологически не готова к профилактической работе с подростками из-за чувства страха, негативного отношения к этой острой социальной проблеме.

Выделяют различные направления антинаркотической профилактики .

Одно из направлений можно назвать запретительным. Оно обычно реализуется через систему морализирования по поводу того, что приобщение к наркотикам – это нарушение всевозможных существующих в обществе социально-нравственных, этических и других норм, либо через систему мер, связанную с запугиванием человека. Этот механизм воздействия на молодежь реализуется через идею пропаганды опасности потребления наркотиков. Нужно отметить, что данный этап США и многие другие страны Западной Европы прошли в 1950-1970 гг. В России подобная практика осуществлялась вплоть до 1985 г. Низкая эффективность подобной политики в области антинаркотической профилактики доказана на практике.

Следующее направление можно назвать информационным. Оно в различных аспектах популярно в наши дни. Детям и подросткам довольно много рассказывают о вреде наркотиков, о механизме действия их на организм человека, о последствиях употребления различных ПАВ. Сейчас у нас в стране стало модным раздавать буклеты и развешивать плакаты о вреде наркотиков. Такая работа, естественно, приносит определенную пользу.

Следующее направление антинаркотической профилактики – это пропаганда здорового образа жизни и реализация различных программ укрепления здоровья . В ходе такой работы поощряется развитие альтернативных привычек (занятие спортом, активный досуг без табака и алкоголя, обоснованный и здоровый режим труда и питания и т.п.), которые могут стать барьером, препятствующим поведению, наносящему вред здоровью, и служить альтернативой употребления наркотиков и других ПАВ. Практика реализации данного направления доказала свою эффективность.

Следующее направление – личностно-ориентированное. Механизм его реализации нацелен на то, чтобы, используя различные формы занятий, сформировать у человека навыки самостоятельного принятия решений, противостояния давлению группы, преодоления стрессовых, конфликтных и прочих сложных жизненных ситуаций, а также проблем общения. Существуют различные программы в этом направлении. Их общая цель – научить человека управлять собой и объективно оценивать свои действия и поступки, развить его веру в свои силы и возможности, помочь ему достигнуть социально значимых результатов в жизни.

Каждое из вышерассмотренных направлений имеет как преимущества, так и недостатки. Для того чтобы реализовать все положительное в комплексе из тех направлений, о которых шла речь выше, необходимы широко развитая сеть различных социальных институтов, их взаимодействие с органами власти и органами местного самоуправления.

Существуют различные конвенции, соглашения, договоры о борьбе с наркоманией и с незаконным оборотом наркотиков. Во многих развитых государствах сегодня существует система правового, медицинского, социального и прочего обеспечения реабилитации наркоманов одновременно с помощью пропагандистских компаний против наркотиков.

В конце концов, каждый должен осознать тот факт, что борьба с наркоманией начинается, прежде всего, с семьи, со школы, с института, университета и оставаться в стороне, и – надеяться, что государство сделает все без поддержки граждан не просто наивно, но и даже преступно.

Итак, наркотизм – реальная проблема, стоящая перед всеми без исключения современными обществами. Это осознается большинством населения России, оценивается соответственно. Почти половина (46%) опрошенных отметили, что наркомания – это показатель кризиса и деградации нашего общества, общей ситуации в стране; 16% респондентов считают, что молодежь обращается к наркотикам из-за низкого развития культуры, а 14% – из-за распущенности современной молодежи и слабой воли. Десятая часть студентов обратили внимание на связь между процветанием наркомании и глубокой криминализацией государственных, структур, а 7% согласны с тем, что государство наплевательски относится к молодежи .

В этом случае профилактика необходимый шаг на пути приостановки наркотизма.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Наркотизм – термин, обозначающий степень распространения социального явления, болезни – наркомании – в конкретном обществе. Наркотизм – это в первую очередь социальная проблема, имеющая множество аспектов (медицинский, юридический, биофизиологический, политический, экономический и т.д.). Но ключевая сторона проблемы – социальная, возникающая как болезненная реакция общества на проблемы личности и окружающей социальной среды.

Особую озабоченность в современном обществе вызывает распространение подросткового наркотизма, т.е. распространение такой ситуации, когда группа молодежи имеющая хронологическую границу 13-17 лет, и находящиеся в возрастной фазе кризиса идентичности, при переходе из детства во взрослое состояние, имеет опыт «первой пробы» наркосодержащих веществ в немедицинских целях.

Наркотизм, как социальное явление имеет глубокие исторические, а возможно, и биологические корни. Наркотики выполняют вполне определенные социальные функции. С их помощью снимается или ослабляется тревога, усталость, они облегчают общение между людьми. Социологи объясняют потребление наркотиков как форму «ухода» от житейских трудностей и конфликтов. В приеме наркотиков видят бегство не только от условий существования, но и от всеобщей стандартизации, регламентации жизни в современном обществе. Таким образом, употребление наркотиков – это результат прежде всего социальной неустроенности, неблагополучия, отчуждения в обществе, утраты или отсутствия смысла жизни.

В обобщенном виде можно выделить два основных комплекса факторов наркотизации российского общества. Во-первых, «предрасполагающие факторы», к которым относятся: социально-экономический кризис, кризис ценностей и идеалов, ослабление жизненных перспектив, неуверенность в настоящем и будущем, разрушение традиционных институтов социализации и воспитания, плохая организация досуга, бездуховность социальных образований. Во-вторых, «производящие» факторы, включающие господствующие идеи и внешние события, подражание, моду, влияние масс, а также потребность в общении, изменении эмоционального состояния.

Серьезной проблемой является адекватное поведение людей, определяемое как стремление к уходу от реальности. В связи с неуверенностью в завтрашнем дне многие стремятся помочь себе, искусственно изменяя свое психическое состояние. Поэтому, так важна профилактическая работа, целью которой должно стать создание социально-психологической помощи всем возрастным группам подростков. Для этого необходимо сделать следующее.

1. Разработать и реализовать региональные профилактические программы двух типов: по «группам риска» и охватывающие все население детского, подросткового и юношеского возраста, причем оба типа программ должны быть комплексными.

2. Создать целостную государственную программу в масштабах страны и каждого региона в отдельности, которая должна быть адресной.

3.Осуществляя профилактику наркомании, основываться на достоверных и точных сведениях о распространенности данного явления, в том числе с использованием приближенной к реальности картины латентной наркомании, практиковать четко структурируемый подход, ранжируемый по возрастным группам, а также в зависимости от степени вовлеченности в наркоманию, для постоянного мониторинга динамики проблемы проводить регулярные пилотажные исследования среди различных групп подростков города.

4.В условиях постоянно растущего рынка «предложения» наркотиков развивать у населения навыки охранительного поведения, укреплять социально-психологический, антинаркотический иммунитет у детей и подростков. В связи с этим разумно начинать профилактическую работу уже с дошкольного возраста.

5.Осуществлять тщательную оценку эффективности превентивных мер и их более широкое внедрение в практику предупредительной работы с подростками города.

В заключение отметим, что ни один подход, используемый в отдельности, не способен решить такую сложную проблему, как наркотизм. Только разумное сочетание различных подходов и программ способно привести к улучшению или хотя бы к стабилизации ситуации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Быков С. Наркомания среди молодежи как показатель дезадаптированности // Социс. – 2000. – № 4. – С.48-52.
  2. Габиани А. Кто такие наркоманы? // Социс. – 1992. – №2. – С.78-83.
  3. Гаранский А. Наркомания в России: состояние, тенденции, пути преодоления. – М., 2003. – 352 с.
  4. Гаранский А. Наркомания: методические рекомендации по преодолению наркозависимости. – М., 2002. – 471 с.
  5. Гилинский Я. Социология девиантного поведения как социологическая теория // Социс. – 1991. – №4. – С.72-78.
  6. Гришко А. О наркомании среди подростков //Социс. – 1990. – №2. – С.100-102.
  7. Журавлева Л. Факторы и условия наркотизации молодежи // Социс. – 2000. – № 6. – С.43-48.
  8. Кесельман, Л., Мацкевич, М. Социальное пространство наркотизма. – СПб., 2001.
  9. Крылова М. Наркотизм: масштабы, проблемы //VIII Державинские чтения: конференция преподавателей, аспирантов, студентов. – Тамбов, 2003. – С.253
  10. Лисовский В. Колесникова Э., Наркотизм как социальная проблема. – СПб., 2001. – 196 с.
  11. Личко А., Лавкой И. Акцентуации характера у подростков // Психологический журнал. – №2. – 1987. – С.11-114.
  12. Пятницкая И. Наркомания.– М., 1990. – 88 с.
  13. Там же. – С.79.

    Гаранский А. Наркомания в России: состояние, тенденции, пути преодоления. – М. 2003. – С.155.

    Журавлева Л. Факторы и условия наркотизации молодежи. // Социс. – 2000. – №6. – С.43.

У подростковой наркомании особый статус. В отличие от наркотической зависимости у взрослых, это заболевание у подростков развивается по «упрощенной схеме» и приводит к гораздо более губительным последствиям. Так, даже 1-2 приема наркотиков могут вызвать тяжелую степень зависимости, а личностная деградация и необратимые изменения в организме ребенка могут навсегда вычеркнуть его, пусть не из жизни вообще, но из жизни общества - с очень высокой вероятностью.

Особенности и отличительные черты подростковой наркомании

Разъяснение последствий наркомании

Беседы с родителями и педагогами на тему вреда наркомании не должны проводиться по какому-либо графику. Этот вопрос должен подниматься каждый раз, когда для этого есть основания. Так, сюжет из теленовостей, история звезды шоу-бизнеса, пример человека, которого знает ребенок, должны становиться основой для разговора о том, к чему может привести зависимость. Такая наглядность примеров, когда негативную роль исполняет знакомый человек, гораздо важнее сухих фактов, которые не пробуждают в ребенке эмоций.

Установка на здоровый образ жизни

Негативные примеры наркомании должны быть «уравновешены» другими, позитивными примерами здорового образа жизни . В ребенке следует формировать отношение к ЗОЖ, как к единственно правильной модели (смотрите статью: "Формирование здорового образа жизни "). Для этого крайне важно, чтобы сами родители и педагоги соответствовали принципам, которые они прививают ребенку. Курящая мать или выпивающий отец сводят к нулю ценность любых «здоровых» установок, которые они опровергают собственным примером.

Реалистичность примеров

Принято считать, что детская психика слишком ранима для того, чтобы ее обременять реалиями наркотической зависимости. Но это не так: в большинстве случаев вовлечение в наркоманию происходит только потому, что ребенок не осознает последствий зависимости, и для него это - не больше, чем страшная сказка, которой пугают малышей. Покажите подростку истинное лицо наркомании. Это может быть приглашение в школу нарколога, который выступит перед всем классом и продемонстрирует фото- и видеоматериалы, демонстрирующие уродующее действие наркотиков на физическое и психическое состояние человека. Также можно показать учебные или документальные фильмы, описывающие действие наркотических веществ на головной мозг, сердце, репродуктивные органы. Для подростков, которые уже состоят в романтических отношениях с кем-либо, будет полезно узнать о том, каким горем оборачивается зависимость отца или матери для их детей (врожденные пороки и уродства, тяжелые заболевания, умственная отсталость и пр.).

Исключение сомнительных контактов

Поведение подростка во много подчиняется законам, принятым в коллективе. Поэтому его общение с асоциальными элементами и сомнительными приятелями - серьезный фактор риска. Но при устранении таких контактов следует учитывать сложный возраст, в котором находится ребенок, и присущий ему дух противоречия. Идти на конфликт и оперировать запретами на общение с друзьями - это значит расширить их сферу влияния на подростка. Будет лучше найти ребенку занятие, которое увлечет его сильнее, чем времяпровождение с приятелями. Это может быть какой-либо вид спорта, туризм, творчество и все, к чему тяготеет ребенок. При участии родителей и их вовлеченности в занятие сына или дочери хобби может очень быстро заменить и вытеснить общение в нездоровом коллективе.

Доверительные отношения с родителями

Чем сложнее отношения ребенка с родителями, тем выше вероятность того, что при возникновении каких-либо проблем он обратится за помощью к приятелям. И что именно они ему предложат в качестве «успокоительного» - глоток пива или таблетку экстази - спрогнозировать невозможно.

Задача родителей - сформировать максимально доверительные отношения с ребенком. Это позволит ему при необходимости обратиться за помощью к отцу и матери - людям, для которых его здоровье и благополучие по-настоящему важно.

Но самое главное - помните: профилактика подростковой наркомании должна начинаться задолго до вступления ребенка в этот сложный возрастной период. Потому что наркотическая зависимость способна создать почву для своего появления намного раньше, чем вы будете готовы.


Диагностика и лечение наркомании у подростков

Наркотическая зависимость определяется на основании беседы с подростком и его близкими, а также после проведения ряда токсикологических тестов.

Осмотр предусматривает изучение кожи ребенка на локтевых сгибах и внутренней поверхности бедер (наиболее частые участки инъекций), и слизистой оболочки полости носа (которая часто страдает при вдыхании наркотиков).

Учитывая то, что внешние признаки, подтверждающие наркоманию, могут отсутствовать при непродолжительном употреблении наркотиков, наибольшую диагностическую ценность имеют анализы крови на присутствие токсических веществ и антитела к ним, а также исследование волос, которое позволяет создать «временную шкалу» приема наркотиков.

Терапевтическая тактика определяется индивидуально, с учетом особенностей вещества, вызвавшего зависимость, длительности его употребления, стадии наркомании, развившихся физических и психических нарушений и пр.

Ребенка, диагностированного III-IV стадией наркомании, следует лечить длительное время в условиях стационара или специализированного реабилитационного центра. В этих учреждениях подросток проходит курс индивидуальной и групповой психотерапии, в ходе которой формируется негативное отношение к наркотикам, и нездоровым привычкам в целом.

Для получения устойчивых результатов лечения крайне важно прекратить контакты ребенка с друзьями и приятелями, которые также вовлечены в наркоманию или каким-либо образом имеют к ней отношение.

Эффективность лечения и дальнейшие прогнозы зависят от совокупности обстоятельств, среди которых продолжительность течения наркомании у ребенка, насколько зависимость отразилась на его психическом и физическом здоровье, станут ли члены семьи поддержкой подростку на пути выздоровления и других факторов.

Употребление наркотических веществ - проблема современного общества. Её развитие идет семимильными шагами. Профилактика наркомании и токсикомании являются факторами борьбы за здоровье населения. Первоочередная задача предупредить возникновение зависимости и уберечь детей от ужасного будущего.

Профилактика среди подростков


Уровень качества профилактических действий среди молодежи связан непосредственно с жизнью наркоманов и их родственников. Таким образом, предупредительные меры против приема токсических веществ в подростковом возрасте должны осуществляться на уровне и не ради галочки в отчетности.

Профилактика употребления наркотиков среди несовершеннолетних достаточно трудна.

Детям рекомендуется посещать специальные лечебные центры, где экскурсии проводит местный специалист, чтобы подросток воочию увидел наркоманов и сделал сравнение для себя, как из красивого молодого человека пациент клиники превратился в «развалину».

Такая практика хоть и вызывает большое количество споров, показывает высокий уровень эффективности. При посещении подобных медицинских учреждений участие квалифицированного психолога обязательно.

Давно известно, что занятие подростка в спортивной секции или в кружке в школе по интересам относится к эффективным способам не стать наркоманом в будущем. Ребенок занят увлекательным делом, и у него просто нет времени пробовать наркотики.

Профилактика в семье


Практика психологов показывает, что больше всего необходимой воспитательной информации человек получает в семье. Только мама с папой знают, как нужно воздействовать на чадо, чтобы он никогда даже не думал об употреблении наркотиков.

В процессе воспитания они проводят разговоры с ребенком, показывая изображения или видеозаписи в качестве наглядного дополнения. В нормальной семье есть свод негласных правил, складывается система ценностей, возникает отвращение к аморальному образу жизни (характеристики такого существования).

В основе лежит возникновение доверительного отношения с ребенком в семейной среде, только в этом случае беседы будут восприниматься последним адекватно, и он поступит именно так, как настоятельно советуют родители.

Мероприятия по профилактике наркомании


Выделяют следующие действия по профилактическим средствам любой наркотической зависимости:

  • Уроки ознакомительного характера

Проще всего заниматься детьми, общаясь с ними по теме наркотической зависимости. В планах многих школ и образовательных учреждений содержатся особые лекции, которые раскрывают проблематику.

Учителя и воспитатели для школьников и студентов освещают всю необходимую для их возраста информацию. Чаще дети знакомятся с последствиями наркотической зависимости. Стойко вбивается в юные умы, что наркотики – это зло.

  • Выдача печатного материала

Во многих заведениях (вокзалы, библиотечные залы, школьный класс) расположены стенды, которые передают краткий минимум практической информации о наркомании. Обычно в них указываются телефонные номера и адреса компаний, которые оказывают всю необходимую помощь людям, столкнувшимся с наркозависимостью.

  • Реклама социального характера

По телевизору или радиопередачам в целях противодействия пагубной привычки распространяются видео, которые указывают на вредное влияние наркотиков на жизнь и здоровье людей.

  • Работа правоохранительных органов

Важную роль играют в профилактике на международном уровне правоохранительные органы, которые осуществляют противодействие трафику наркотиков через государственные границы стран. Законом установлен перечень веществ, оборот которых ограничен или вовсе запрещен. На территории государств работает большое количество спецслужб, занятых борьбой с торговлей наркотиков и их распространением.

  • Государственный запрет

Существует огромное количество международного уровня директив и законов, которые регулируют оборот наркотических веществ и устанавливают соответствующую ответственность за нарушения.

Почти в каждом государстве есть правовые нормы, касающиеся наркотических веществ. Наказание и его неотвратимость являются способом предостеречь заниматься распространением наркотиков.

  • Работа государственных программ

Наличие государственных компаний и общественных движений, основным принципом работы которых является предупреждение возникновения пагубной привычки, хорошее оружие в решении проблемы. Такие организации осуществляют комплексные мероприятия.

Виды профилактики наркомании


Выделяют следующие типы предупредительных мер:

  1. Общая

Такой вариант профилактических мероприятий охватывает подрастающее поколение. Ее цель – уменьшить или ликвидировать воздействие факторов риска, скрывающихся в обществе. Тяжелая политическая ситуации, нестабильная экономика, невозможность устроиться в будущем – причины, приводящие к необратимым личностным изменениям, в их числе входят и образование зависимости.

  1. Выборочная

Тип профилактических действий, который затрагивает социальные группы, относящиеся к рисковым:

  • подростки из антисоциальных семей;
  • трудные дети с поведенческими отклонениями;
  • молодые семьи, которые испытывают в жизни проблемы разного толка.
  1. Симптоматическая

Аудитория симптоматической профилактики находится на другом уровне участия в проблематике темы наркотиков. Выделяют группу людей, которые с разной степенью периодичности принимают психоактивные вещества, но медики не относят их к группе наркозависимых. Такой человек приобрел поведенческое отклонение.

Всемирная организация здравоохранения отмечает еще три типа профилактики:

  1. Первичная

Ее смысл заключается в предотвращении употребления. У молодых людей и детей при наличии необходимой информации формируется негатив к приему наркотических препаратов.

  1. Вторичная

Направлена на обнаружение лиц, которые уже пробовали наркотики, также сюда входит и медикаментозное лечение.

  1. Третичная

Профилактика представляет собой меры, включающие восстановление уровня здоровья бывшего наркомана, устройство на работу. На этом этапе важна поддержка родных.

Профилактика после реабилитации


Задачей реабилитационных мероприятий является недопущение рецидива у лиц, которые успешно прошли терапию. Просто снять наркозависимость организма от наркотиков – это только полдела. Человек опять срывается. На устранение причин возникновения зависимости и работает реабилитация.

В группу профилактики после реабилитации относят:

  • Посещать мероприятия, которые направлены на помощь бывшим наркоманам;
  • В самостоятельном порядке продолжать занятия, назначенные врачом;
  • Не посещать прежних друзей-наркоманов, быть больше в обществе тех пациентов, которые победили зависимость;
  • Вести дневник, в который подробно записывать эмоциональное состояние и чувства;
  • Начать бороться с проблемами и сложностями, не перекидывая ответственность на родственников и друзей.

Заключение


Предупреждение наркомании часть задачи по ликвидации наркотической зависимости в обществе. Работа каждого гражданина, некоммерческих объединений, государственных организаций, а также воспитательные меры родителей в семье должны привести, в конечном счете, к полному уничтожению наркомании, как явления.

Нужно начинать профилактику в юном возрасте, поэтому работа педагогов и учителей важна и не теряет актуальности.