Школьное образование в швеции. Начальная школа в швеции

Получить высшее образование на родине Астрид Линдгрен может любой желающий. Знание государственного языка при поступлении не является обязательным. Система образования в Швеции является одной из лучших во всем мире. Стать студентом выбранного ВУЗа может не только юный абитуриент, но и человек, уже имеющий специальность. Прием на обучение в Швеции осуществляется в результате конкурсного отбора. Этот отбор осуществляется дважды в год. Сдавать вступительные экзамены при этом не требуется.

Панорамный вид на шведские фьорды и яхтенную стоянку

Высшее образование в Швеции занимает в различных рейтингах одно из лидирующих мест. Многие шведские университеты находятся в ТОП-двести всех ВУЗов нашего земного шара. Шведская образовательная система предполагает несколько ступеней, каждая из которых является бесплатной. Практически все учебные заведения финансируются властями этой страны.

Имея отличную репутацию, шведские университеты с каждым годом привлекают все больше абитуриентов-иностранцев. Главной чертой сегодняшней образовательной системы считается ее демократичность.


То есть, получить качественное высшее образование могут не только представители элиты, но и ребята, родители которых находятся на более низкой социальной ступени.

Получение среднего образования

Обязательное среднее образование было введено в шведском государстве в сороковых годах девятнадцатого столетия. В настоящем виде школа существует с середины двадцатого века. Посещать школу обязуются все дети, проживающие на территории шведского государства и достигшие семилетнего возраста. В начале девяностых власти государства приняли решение открыть классы для ребятишек шестилетнего возраста.

Сегодня среднее образование предполагает посещение следующих школ:

  1. Государственных.
  2. Альтернативных.
  3. Муниципальных.

Интерьер и обустройство муниципальных школ в Швеции

Также уделяется внимание изучению математики и английского языка. Отметки выставляются только во 2-м полугодии 8-го класса. При этом отметки выставляются не по пяти бальной шкале, а по критериям отечественного университета. Примечательно, что если тот или иной предмет школяр тянет исключительно на «неуд», то отметка не выставляется. Иначе, по мнению шведских школьных чиновников, психика ребенка будет травмирована.

Помимо педагогов, преподавательский состав муниципальной школы включает в себя единицу психолога. Этот специалист, совместно с консультантом, помогает юным выпускникам корректно выбрать ВУЗ.

Особенности альтернативных школ

Количество альтернативных учебных заведений, в сравнении с муниципальными, относительно невелико. В основе обучения находится методика Монтессори, столь популярная во многих отечественных школах и садиках.

Также на территории Швеции есть религиозные альтернативные учебные заведения. Поступить в такую школу ученик имеет право только тогда, когда ее статус равняется обязательному среднему учебному заведению.

Особенности высшего образования

Шведское государство имеет право гордиться уровнем образования в школах и университетах. Именно университеты Швеции способствовали тому, что бедное относительно природных ресурсов государство встало вровень с такими мощными «империями», как и . Учеба в Швеции предполагает грамотное сочленение экономической и социальной отраслей. В сердце образовательной сферы находятся легендарные шведские университеты.

Устройство системы высшего образования в Швеции

Сегодня на территории этой державы насчитывается около шестидесяти высших учебных заведений. Большинство из них финансируется государством. Впрочем, некоторые ВУЗы существуют и на частной основе.

Стокгольмский ВУЗ

Одним из наиболее значительных университетов Швеции является Стокгольмский университет. Он был основан в конце восьмидесятых годов девятнадцатого столетия, а первый диплом был выдан в 1904 году.
Сегодня в стокгольмском университете имеется 4 факультета:

  • гуманитарный;
  • юридический;
  • факультет естественных и общественных наук.

К 2005 году Стокгольмский ВУЗ насчитывал немногим более тридцати семи тысяч студентов и трех тысяч преподавателей.

Гётеборгский ВУЗ

Одним из самых крупных университетов Швеции является Гётеборгский ВУЗ.

Фасад Гетеборгского университета в Швеции

Основанный в самом конце девятнадцатого века, современным университетом он стал только в пятидесятых годах двадцатого столетия, когда в его состав включили школу медицины. Сегодня состав этого ВУЗа включает в себя восемь факультетов и около шестидесяти отделений. Здесь имеется огромная научная и исследовательская базы в области экспериментальной биологии, генетики и инженерии.

Получение социального образования

Многие молодые люди мечтают приносить пользу обществу. Важно понимать, что только желания и наличия доброго сердца для такой работы недостаточно. В первую очередь молодой человек, желающий работать с лицами, имеющими проблемы с алкоголем или наркотиками, обязуются получить социальное образование.

Сегодня социальное образование включает в себя изучение психологии, социологии и методологии. Экономика также является обязательной дисциплиной.


Примечательно, что именно шведская модель работы на социальной ниве признается наиболее эффективной. Сегодня социальное образование, полученное на территории этой страны, признается в большинстве государств мира.

Получить социальное образование можно в Гётеборгском университете, который сегодня признан как один из самых сильных ВУЗов мира. Возрастных рамок для получения такого образования не существуют. Студенты занимаются в аудиториях, но львиная доля времени уделяется работе в специальных организациях. Там студенты работают со своими будущими клиентами под руководством опытных соцработников.

Получение инклюзивного образования

Зародыш инклюзивного образования появился более 200 лет назад.


Тогда в специальной школе обучались глухонемые дети. Спустя тридцать два года была проведена школьная реформа, согласно которой дети-инвалиды имели возможность обучаться в соответствии с минимальным школьным планом.

К сожалению, инклюзивное обучение сегодня недостаточно финансируется. Также существуют проблемы с подготовкой квалифицированных кадров. Во многом это связано с низкими заработными платами. Существует связь и с неолиберальной политикой, насаждаемой в Швеции последние 20 лет. Согласно новой доктрине, муниципальная и государственная собственность подлежат приватизации. Это мешает и дальше развивать инклюзивное образование.

В Швеции существует обязанность посещения школы. Эта обязанность касается посещения неполной средней школы (девятилетки) и подразумевает, что ты имеешь право на получение неполного среднего образования. Будучи несопровождаемым ребенком, ты имеешь право на получение образования, независимо от того, останешься ли ты в Швеции или вернешься на родину. Являясь соискателем убежища, ты имеешь совершенно такое же право на получение образования, как и другие дети в Швеции, при этом обязанность посещения школы на тебя не распространяется.

В обязательной девятилетней школе учеба обычно начинается с определения в подготовительный класс, занятия в котором проходят отдельно от занятий в обычном классе. Ты считаешься новоприбывшим учеником в течение двух лет с момента получения своего постоянного вида не жительство (PUT). В школе-гимназии учеба начитается обычно с вводного курса для новоприбывших, сокращенно называющегося IVIK.

Ответственность школы

Школа несет ответственность за то, чтобы тебе как новоприбывшему ученику были созданы наилучшие условия для интеграции и построения своего будущего в Швеции. Школа обязана предложить образование, которое подойдет тебе с точки зрения твоих потребностей и предпосылок.

В школе-гимназии тебе также обязаны предоставить учителя, который будет помогать тебе с учебой, давая разъяснения на твоем родном языке.

Если ты не доволен/не довольна организацией работы в школе

Если что-либо в школе покажется тебе проблематичным, сначала поговори с директором. Твое доверенное лицо или особый законный представитель должны помогать и поддерживать тебя. Они могут присутствовать на твоих встречах с сотрудниками школы. Также ты можешь обратиться в структуру, курирующую деятельность школы. Такой структурой обычно является муниципалитет или правление школы, если речь идет о негосударственных школах. Если ты не будешь удовлетворен(а) полученным ответом и тем, как отнеслись к твоему делу, можешь обратиться в Школьную инспекцию. Школьная инспекция – орган власти, осуществляющий надзор над деятельностью школьных и дошкольных учреждений.

Обязательная девятилетняя школа

Неполное среднее образование рассчитано на девять лет, причем посещение школы обязательное. Чаще всего, дети начинают ходить в обязательную школу с осени того года, в котором им исполняется семь лет. Ты вправе доучиться в девятилетке до самого конца, даже если формальная обязанность посещения школы на определенный момент истекла.

Экзаменация

Ученики, желающие получить оценки в рамках обязательной девятилетней школы, имеют право пройти экзаменацию с целью выставления оценок. Можно пройти экзаменацию по всем предметам обязательной девятилетней школы или только по отдельным предметам.

Школа-гимназия

Вся молодежь в Швеции, окончившая обязательную девятилетнюю школу, имеет право на получение полного среднего образования в школе-гимназии. Учеба в школе-гимназии длится три года. Это добровольная форма обучения.

Существует три типа учебных программ.

  • Общегосударственные программы , к которым относятся программы, готовящие к поступлению в вузы, или программы, дающие определенную профессиональную подготовку.
  • Подготовительные программы , ориентированные на учеников, не соответствующих требованиям, которые предъявляются к поступлению на ту или иную общегосударственную программу.
  • Прочие образовательные программы , которые не относятся ни к общегосударственным, ни к подготовительным программам. Например, одобренные государством спортивные учебные программы.

Учебу в школе-гимназии необходимо начать до исполнения 20 лет. Это правило касается и тебя, имеющего/имеющей постоянный вид на жительство (PUT). Будучи соискателем убежища, ты обязан(а) начать учебу в школе-гимназии до исполнения тебе 18 лет.

Каковы требования для подачи заявления на поступление на ту или иную общегосударственную программу в школе-гимназии?

  1. Чтобы подать заявление на поступление на ту или иную общегосударственную программу, ты обязан(а) иметь положительные отметки по шведскому языку или шведскому языку как иностранному, английскому и математике.
  2. Кроме того, у тебя должны быть положительные отметки еще по пяти другим предметам для подачи заявления на программу профессиональной подготовки.
  3. Для того чтобы подать заявление на программу, готовящую к поступлению в вузы, у тебя должны быть положительные отметки по еще девяти предметам, помимо базовых. На разных предвузовских программах перечень требуемых сданных предметов отличается. Так, для возможности подачи заявления на естественнонаучную программу необходимо иметь оценки по биологии, химии и физике.

Подготовительная программа

Задача подготовительных программ – позволить ученикам, не получивших необходимые отметки, поступить на одну из общегосударственных программ или создать предпосылки к получению работы.

Применительно к новоприбывшей молодежи речь обычно идет о вводном курсе шведского языка, ориентированном на учеников, недавно приехавших в Швецию. Учеба сфокусирована на изучении шведского языка, чтобы ты далее быстро мог(ла) перейти на другую программу в школе-гимназии. В рамках вводного курса тебе также могут даваться другие предметы из программы девятилетки и гимназии, которые потребуются тебе для получения дальнейшего образования.

Необходимые результаты – для разных годов учебы и школьных предметов

В школе существуют определенные требования к результатам. Существуют общие требования к результатам учебы в обязательной девятилетней школе, а также специальные критерии по отдельным предметам для определения того, получит ученик зачет или нет. Есть описания целей обучения по разным предметам, а также требований к объему знаний по окончанию школы.

Требования к объему знаний для достижения уровня, необходимого для продолжения учебы, изложены в так называемых учебных планах для обязательной девятилетней школы и школы-гимназии.

Собеседование об успехах ученика

Не менее одного раза в полугодие должно проводиться собеседование об успехах ученика, на котором встречаются учитель, ученик (ты) и твой законный представитель (твое доверенное лицо). На этом собеседовании обсуждается, каким образом можно максимально стимулировать твое развитие. Разговор ведется как о ходе освоения знаний, так и о социальном развитии.

Учитель напишет индивидуальный план развития, в котором даст оценку твоему уровню знаний относительно требований, предъявляемых к знаниям по изучаемым тобой предметам. Также учитель коротко сформулирует, что необходимо для того, чтобы ты смог(ла) соответствовать предъявляемым требованиям и развиваться, как можно лучше, следуя учебным планам.

Преподавание родного языка

Ученикам, у законных представителей которых родной язык не шведский, предоставляется возможность изучения интересующего языка в рамках предмета «Родной язык». Такая возможность предоставляется, если на этом языке общаются у тебя дома и если у тебя есть базовые знания по этому языку.

Если в распоряжении нет учителя родного языка или на занятия по родному языку записалось менее пяти учеников, обязанность предоставить преподавание родного языка с муниципалитета снимается.

Помощь с учебой и выбором профессии

Ты имеешь право на предоставление помощи по учебе на твоем родном языке.

В школе-гимназии ученики, нуждающиеся в предоставлении помощи по учебе на своем родном языке, имеют право на предоставление такой формы поддержки. Под этим подразумевается разъяснения и помощь на языке, на котором ты говоришь.лнительное образование

Твоя ответственность

В Швеции существует обязанность посещения школы, что означает, что ты обязан(а) участвовать в учебном процессе и организуемых школой мероприятиях. Обязанность посещения школы действует в обязательной девятилетней школе и также подразумевает твое право на получение неполного среднего образования. Обязанность посещения школы не распространяется на детей, являющихся соискателями убежища.

Обычно обязанность посещения школы действует начиная с осеннего полугодия того года, в котором тебе исполняется шесть лет, и заканчивая окончанием весеннего семестра на девятом году обучения с момента начала учебы, когда тебе будет около шестнадцати лет. Если твои знания не соответствуют предъявляемым требованиям, а обязанность посещения школы формально уже не действует, ты, все равно, имеешь право закончить обучение. Такая возможность сохраняется до исполнения тебе 18 лет.​​

Двадцать особенностей и отличий шведской школы от российской, касающихся учебы, перемен, распорядка дня и оценок.

  1. Начало и окончание учебного года проходит в разные дни в разных школах. Иногда, даже проходит в разные недели. Поэтому шведские детишки не идут первого сентября в школу.
  2. В Швеции есть продленка. Но особенность продленки, что туда могут ходить только дети до 12 лет. Кроме того, эта продленка работает еще и до начала занятий. Например, в моей школе продленка работает с 6:30 до 18:00. Вот такой длинный день получается.
  3. Нет бумажных дневников. Зато есть электронные дневники, в которые учителя выставляют оценки и родители могут посмотреть их в онлайн-режиме.
  4. Оценки ставятся, начиная с 6 класса.
  5. Оценки — это не цифры, а буквы. A B C D E F, где F — это незачет.
  6. Все учебники даются бесплатно всем ученикам школы.
  7. Вся канцелярия, все ручки, карандаши, ластики, клей и другое. Все это дается бесплатно в шведской школе.
  8. Дети пишут в самих учебниках. Тетрадей в шведских школах практически нет. Все пишется в учебниках или на распечатанных листочках.
  9. Дети пишут простыми карандашами, шариковые ручки не используются.
  10. Шведские дети пишут печатными буквами. Все годы вплоть до выпуска из школы.
  11. Нет домашнего задания. Иногда его все же задают старшеклассникам, но оно гораздо меньше, чем в России. И если его дают, то дают минимум на неделю. Например, с текущего понедельника на следующий понедельник.
  12. В Швеции ненормированные уроки. Некоторые уроки длятся полчаса, некоторые длятся час или час с четвертью. Даже в одной и той же школе, в одном и том же классе длина урока может варьироваться.
  13. Вы не услышите любимого звонка с урока и на урок. Звонков нет. Дети, как правило, знают когда и куда нужно идти. Иногда учителя помогают собрать детей и вывести их на улицу или привести в класс.
  14. Перемены. Дети младших классов в обязательном порядке проводят свои переменки на улице, не смотря на погоду. На улице они бегают и играют.
  15. Шведские школьники часто ездят в различные музеи, в театры на спектакли и все эти поездки организует школа. Родители не платят ни за транспорт, ни за входные билеты. Если какой-то класс желает ездить чаще на какие-то экскурсии, то класс может собрать деньги на дополнительные поездки, самостоятельно заработав их. Что дети для этого делают? Дети пекут для этого различные пирожки, булочки и пирожные и ходят по соседям продавать. Или, например, продают какую-то одежду из каталогов или различные сувенирчики на рождество. Все эти заработанные деньги детишки складывают и отправляются в совместную поездку с классом.
  16. В старших классах есть уроки по половому воспитанию. Но это только в старших классах.
  17. В шведской школе есть уроки труда и домоводства. Но эти уроки проходят одинаково и для мальчиков, и для девочек. То есть шведские мальчики и девочки вместе вяжут, шьют, готовят еду, стучат молотком, строят скворечники. Все это они делают вместе.
  18. После урока физкультуры, дети принимают душ в любом возрасте. Начиная с маленьких детей и заканчивая старшеклассниками.
  19. Кроме английского языка, обязательно изучают еще и второй иностранный язык. Это может быть французский, испанский или же немецкий.
  20. В Швеции есть развивающие разговоры. Это альтернатива привычных нам родительских собраний. На этих встречах сидят ребенок, его родитель и учитель. Они втроем разговаривают 45 минут об успехах ученика и над чем ему еще нужно поработать.

Если вы знаете и другие особенности шведской школы, напишите их в комментарии.

Что объединяет шведскую и российскую систему образования, а что в них принципиально разное?

Прошло два года с тех пор, как я переехала в Швецию, и мне становится все сложнее «понимать» российскую школу, и все более естественной кажется школа Шведская. Хотя я прекрасно отдаю себе отчет в том, что мое восприятие шведской школы во многом субъективно. Хороший (доброжелательный, позитивный, контактный) ребенок ходит в «хорошую» школу, в благополучном районе небольшого города, к прекрасной учительнице, доброжелательному директору и в хороший класс.

Я училась в российской школе, мой ребенок ходил в питерский детский сад, по роду деятельности я часто общалась с сотрудниками системы образования Санкт-Петербурга и РФ. Многие из моих друзей тоже родители и я, так или иначе, сталкиваюсь с их впечатлениями от российской школы. Поэтому попробую найти точки пересечения и подчеркнуть различия в этих двух системах образования.

Урок в Новой Начальной Школе в Стокгольме. В классе установлен проектор. (1953 год)

Как устроена шведская школа?

Шведская образовательная система очень похожа на российскую и включает в себя ступени:

  • Детский сад (с 1 года) - детский сад, как детский сад. Необязательная ступень.
  • Нулевой класс (с 6 лет) - подготовка к школе. Часто находится в том же здании, что и начальная школа. Необязательная ступень.
  • Средняя школа - в 7 лет ребенок идет в первый класс, чтобы получить обязательное образование. В средней школе 9 классов.
  • Гимназия - после 9-го класса ученики могут 3 года проучиться в гимназии по одному из направлений. Направления связаны с получением рабочих специальностей или подготовкой к университету.

Существуют отдельные образовательные программы для детей со специальными потребностями или для тех, кто не сдал экзамены.

Обучение в школе бесплатное. В средней школе ребенок обеспечен всем необходимым для учебы (кроме одежды). В большинстве случаев детский сад - отдельное здание и организация, потом школа, в котрой учатся с 0 по 6 класс, потом школа, в которой учатся с 6 по 9 класс и отдельно гимназия. Гимназия может быть большая, но одна на район.

А вот система оценок сильно отличается от нашей, потому что:

1) Оценки за семестр и год появляются только в 6м классе. (A, B, C, D, E и последнее F - не зачтено). Оценки с 6 по 9 класс важны, потому что при поступлении в гимназию существует конкурс аттестатов.

2) Я не понимаю, каким образом оценивается работа детей в начальной школе. Сейчас в информационной системе есть три градации «Требуется дополнительно поработать», «Хорошо», «Очень-очень хорошо». При этом по всем предметам у дочки сейчас значится «хорошо». Комментарий учителя был следующий: А к весне ты будешь еще больше знать по математике и другим предметам, поэтому может быть по каким-то направлениям будет «очень хорошо». Видимо никаких жетских критериев нет, в стандартном понимании.

Что у общего у шведской и российской систем образования?

Попробую разобраться (сейчас будет «экспертная» оценка, основанная скорее на ощущениях, чем на фактах):

  • В школе много женщин. (Хотя в шведской школе мужчин почти треть. Это, кстати, факт из результатов исследования Министерства образования 2013 г.).
  • Учителя недовольны своей работой. Зарплатами, отношением, объемом и графиком работы - всем.
  • Материально-техническое обеспечение школ оставляет желать лучшего. Тут я немного кривлю душой, потому что во многих городах России школы очень хорошо оснащены. Пока в Швеции с подозрением смотрят на интерактивную доску, а карта мира опускается на веревочке, во многих Российских школах с оборудованием все отлично.
  • Ни те, ни другие не очень понимают, что с современным оборудованием делать. (Хотя я думаю, что в России звезд от методики больше)
  • Проблема психологического климата в школе. Правда в Швеции о буллинге говорят постоянно, а в России наоборот, умалчивают. Тем не менее он есть и там, и там.
  • Учебная нагрузка. Разница в том, что в российской школе постоянно высокая нагрузка, а в шведской - резко возрастает на этапе гимназии (старшая образовательная ступень, а ля 10–11 классы)
  • Гиперактивные родители. Родители, которые очень активно вовлекаются в школьную жизнь. (Хотя шведские родители кажутся мне более управляемыми и имеют меньше точек для столкновения: денег не требуется, отметок нет)
  • Языковой барьер. И в России и в Швеции есть школы с высоким процентом детей, для которых русский/шведский не родной.
  • Нестабильные результаты PISA и TIMSS .

Карта школ Кунгэльва . Табличка с греческими буквами - гимназия, «доска» с цифрами - школа, дети под крышей - детский сад. Зелеными значками обозначены государственные образовательные организации, голубым - частные. (Большую часть финансирования частные школы получают от государства, то есть родители пишут заявление о переводе ребенка в частную школу и деньги, которые Швеция выделяет на образование ребенка, будут перенаправлены в частную школу. Родитель доплачивает незначительную сумму поверх. Но в таких школах родителей привлекают к уборке, ремонту итд.)

Что различается в шведской и российской школе?

Информатизация

Шв: обучают детей программированию и алгоритмизации, причем во всех предметных областях.

РФ: в первую очередь улучшение материально-технической базы.

Представление школы во «вне»

Шв : понять снаружи, что происходит в шведской школе, довольно сложно. Сайты есть не у всех, чаще это страница с контактной информацией на сайте коммуны. Информация о школьной жизни доступна только родителям на внутренних образовательных порталах. Сайт русской школы в Гетеборге не менее непоказателен с точки зрения российского минобра.
Сайт школы , в которую ходит мой ребенок. Там же есть ссылка на статистику из министерства образования. Теоретически можно найти рейтинг школ.

РФ: У каждой школы есть свой сайт, на котором есть обязательные сведения об образовательной организации (формализованный перечень) и демонстрация достижений школьников, кружков, школьной жизни.

Буллинг

Шв: поисковый запрос в Гугл «если меня дразнят в школе» предлагает первым результатом ссылку на портал шведской молодежной консультации, который создан при поддержке правительства Швеции и существует в том или ином виде на 11 языках, включая русский .

Там есть раздел посвященный тому, как скрыть посещение этого портала и справа болтается крупная рожица, на которую надо кликнуть в случае паники или «опасности», сразу откроется гугл.ком и никто не узнает, что ты, например, читал про презервативы.

А еще моя дочь знает, куда и как звонить, если страшно, боязно, одиноко, ничего не получается и никто ее не любит. Им в школе рассказывают. Это вполне себе нормальная вменяемая организация BRIS , которая оказывает бесплатную, анонимную психологическую помощь.

РФ: поисковый запрос в Гугл «если меня дразнят в школе» предлагает первым результатом ссылку на статью в Комсомольской правде, а Яндекс - сайт одного из психологов.
По первой странице результатов поиска я не смогла найти сайт, которому можно было бы довериться без оглядки.

Учитель

Шв: средняя наполняемость класса 21 человек. В классе моего ребенка учится 25 человек. С ними работает учитель и помощник учителя. Иногда добавляются стажеры, педагоги поддержки. Учителя музыки, физкультуры, труда, рисования, плавания - другие люди. С продленкой работает около пяти взрослых, причем в начальной школе работают и мужчины тоже. Ребенок с начальной школы контактирует с большим количеством разных взрослых.

У одной из наших учительниц продленного дня в ушах тоннели, а она вся покрыта татуировками. Очень доброжелательная, внимательная, спокойная. Дети ее обожают. Несколько раз наблюдала, как она мудро и грамотно решала конфликтные ситуации.

РФ: средняя наполняемость класса в школе СПб - 25/30 человек . Учитель в классе один. В средней школе начинается кабинетная система и ребенок внезапно вынужден учиться взаимодействовать с большим количеством взрослых с большим разнообразием требований и подходов к обучению.

Образовательное пространство класса (начальная школа)

Шв: у каждого класса есть раздевалка, которая находится прямо напротив кабинета. Кабинетов на самом деле три: учебный класс, комната с большим круглым столом (и кофеваркой), маленькая комната для индивидуальной работы. Комната с круглым столом и маленькая комната - общие для 2 и 3 классов. В первом/нулевом классе была отдельно звуконепроницаемая библиотека с диваном и игрушками, где можно было уединиться, если станет слишком шумно. Еще в нулевом классе был холодильник и плита с духовкой. Во втором классе только кран и раковина.

Детские чашки, учебники и папки с портфолио учеников расположены вдоль одной из стен класса школы Фонтин.

Парты в кабинете постоянно переставляются. Затылок-в-затылок дети сидят не часто и не долго. В основном парты составлены так, чтобы сидеть вокруг них. Хотя бывает, что часть детей сидит одним образом, часть другим - зависит от поставленных перед ними задач. Судя по расписанию, довольно часто дети учатся половинным классом: половина изучает шведский, а половина в бассейне, или на физкультуре, или на музыке или на рисовании. Потом меняются.

В классе есть диван, если пасмурно, то могут зажечь свечи, чтобы было уютнее. Например зимой при свечах проходил первый урок, чтобы можно было проснуться не торопясь, а в удовольствие.

Стены увешаны работами, которые дети выполняют по изучаемой сейчас теме. Работы, связанные с вопросами прав ребенка, висят долго. У каждого ребенка есть ящик, в котором он хранит свои учебники, тетради, поделки, ручки. Все выдается в школе.

Есть два туалета, каждый закрывается изнутри.

В школе реализована доступная среда. В классе моего ребенка нет учеников с проблемами с опорно-двигательным аппаратом, но когда одна девочка сломала ногу - она пользовалась инвалидной коляской. Могла везде проехать, воспользоваться лифтом или туалетом для людей с ограниченными возможностями.

РФ: в большинстве случаев школьники сидят затылок-в-затылок, канцелярские товары надо закупать самостоятельно, стены украшены лучшими работами, дипломами и сертификатами. Некая «выставка достижений».

Территория школы

Шв: у школы есть зона с игровой площадкой, зона для активных игр, футбольное поле, в одном месте закрытое сеткой, два стола для пинг-понга и кусочек леса. Еще есть сарай, в котором хранится спортивный инвентарь (мячи, беговелы, маленькие велосипеды, клюшки, теннисные ракетки итд). С другой стороны школы есть парковка для велосипедов и место для высадки детей и разворота (там же останавливается школьный автобус).

Видите слева около здания дерево, на котором белой краской нарисованы две полоски? Это забор. За него не выходить. Четырехэтажное здание на заднем плане - здание школы. Пристройка слева - кабинеты труда, физкультурный зал и столовая. Сетка защищает окна столовой и случайных прохожих от метких попаданий мячом. Футбольное поле покрыто крупным песком, площадка между ним и школой - заасфальтирована. Часть территории ближе к лесу - просто земля с травой.

Территория школы отмечена табличкой «Территория школы» и белыми полосами на деревьях. Забора нет, вообще нет.

Все перемены дети проводят на улице и только на улице. В любую погоду. Так как директор посчитал, что вся школа на улице одновременно это слишком много, то с сентября этого года расписание уроков смещено таким образом, чтобы перемены у классов не совпадали.

У классов есть доступ к сушильным шкафам. Родителям напоминают, что у детей должен быть дополнительный комплект водонепроницаемой верхней одежды (резиновые сапоги и прорезиненные комбинезоны). Зимой, если достаточно снега и дети хотят кататься с горки, то у них должен быть шлем.

Это школьный коридор напротив класса. Для второшклашек есть подписанные ящики, куда можно сложить сменную одежду, несколько вешалок, стойка для резиновых сапог и два сушильных шкафа на два класса.

Перед закупкой нового спортивного инвентаря, руководство школы проводит опрос среди учеников, какое оборудование они бы хотели еще.

С перемены учитель зовет детей через громкоговоритель, называя класс или (во время продленки) имя ученика.

Если ребенок не будет идти на урок, то волоком его никто туда тащить не будет. Максимум с ним в сторонке сядут на лестницу и поговорят, убеждая, что будет лучше, если он зайдет в школу. Зато при отсутствии заборов дети не убегают за территорию.

Это тоже часть школьной территории. Она примыкает к лесу, в который они иногда ходят изучать живую природу. Полосы символизируют забор.

РФ: перемены проходят в школе и подчинены единому расписанию звонков. Гардеробы находятся в отдельной зоне. В Петербурге территории почти всех школ огорожены забором, а физкультурное поле - еще одним забором.

Питание

Шв: питание бесплатное. В питание во время учебного процесса входит горячее блюдо с гарниром (накладывает повар) и шведский стол с разными видами овощей, часто сырых, и иногда - фрукты. Если ребенок не наелся, он может подойти и взять еще овощей. Отдельно есть хлебцы, масло, творог, молоко. Есть стол с безлактозными и безмолочными продуктами. Можно подать заявление, если у ребенка реакция на глютен, сою, рыбу, птицу, яйца, специи итд, итп.

Питание включает один вегетарианский день и один рыбный день в неделю. Меню рассчитано на 4 недели и такие блюда как, например, чикен масала, паста карбонара, бефстроганов, мясо по-карибски.

Можно я буду ходить туда обедать, а?.. Пожалуйста! Мне надоело, что в кафе ребенок говорит «Нам такое дают в школе».

Окна столовой большие, и выходят не на дорогу, а на деревья. Однажды за обедом ребенок видел белку. Дети сами убирают посуду и протирают столы. Перемены не совпадают, поэтому младшие школьники питаются отдельно от старших.

Школьная форма

В дни перед каникулами в нашем классе обычно устраивают «уютную пятницу», когда детям можно приходить в уютной одежде, например в дурацких пижамах с пледами и плюшевыми игрушками. Сменной обувью часто становятся кроксы.

РФ: школа устанавливает либо требования к школьной форме либо требование к деловому стилю в одежде.

Другие дети

Шв: у меня есть подозрение, что мой ребенок знает в лицо все детское население города, а половину по именам. На продленку она два года ходила с детьми старше на год, теперь два года будет ходить с детьми младше на год. Классы 2А и 3А находятся в соседних помещениях (фактически у них есть единый сквозной проход, поэтому после уроков они находятся вместе во всем этом пространстве). Классы 2Б и 3Б находятся в другом коридоре, но вместе с ними делаются общие выступления и в бассейн ходит половина класса 2А и половина класса 2Б.

Есть проекты, которые они делают совместно со старшими классами и дни, когда они учатся вместе.

Плюс почти у каждого ребенка есть братья-сестры старше или младше. Многие ходят на спортивные занятия, например гандбол или хоккей с мячом, на которых встречают одноклассников и знакомятся с детьми из других школ.

РФ: у меня нет достоверной информации о том, как сейчас организовано взаимодействие между классами. По моим воспоминаниям классы в параллели встречались только в общем пространстве рекреации во время перемен. Может быть вы знаете лучше? Поделитесь!

Родитель и учебный процесс

Шв: «Ваша задача быть мамой, а образованием занимается школа» (ответ учителя на мой вопрос: Как я могу помочь ребенку дома?) Родители иногда сопровождают детей на экскурсиях и, конечно, всеми семьями приходят смотреть детские праздники, даже если кто-то будет сидеть на полу. Никакого разрезного материала, поделок на конкурс, костюмов к празднику. На новый год дети могут прийти в костюме имбирного печенья, причем эти костюмы одни и те же из года в год и явно передаются из поколения в поколение. Если они хотят быть «подарками», то создание костюмов входит в подготовку праздника в школе.

РФ: насколько я знаю, родители довольно активно привлечены к учебной деятельности: разрезной материал, поделки на конкурсы, домашние задания итд.

Родитель на уроке

Шв: «Пожалуйста, не все сразу. Для детей это праздник, давайте не будем превращать его в рутину!» (с) учитель на родительском собрании. Родители приходят, приходят достаточно часто (причем и папы, и мамы). Родитель полностью вовлечен в процесс: он сидит рядом с детьми, вместе с ними выполняет задания, вместе ест в столовой (бесплатно), вместе выходит на улицу на переменках и проводит в школе столько времени, сколько ему хочется, то есть пребывание не ограничено одним уроком. Цель посещения - узнать, что делает мой ребенок в школе. Это интересно. Он же там пол жизни проводит.

Впечатления мужа от дня в школе с ребенком: «Да ничего особенного. Все как на работе (в Эриксоне): сначала планерка, потом все разошлись работать, сходили поели - столовая такая же, еда такая же - потом снова поработали, подвели итоги дня».

Шведская школа доброжелательно и неформально подходит к детям, их поведению и внешнему виду. Важным является научить ребят взаимодействовать друг с другом так, чтобы не мешать, а помогать (разговоры на уроке разрешены только на рабочие темы, чтобы не мешать остальным). Ребенок во время всего школьного дня подвижен, раскрепощен, общается с большим количеством взрослых и детей.

Нет жестких требований. У детей есть большая свобода по выбору заданий, которые они будут делать, чтению книг итд. Начальная школа старается сформировать интерес к познанию и умению планировать свою деятельность.

Много годовых или даже многолетних проектов, упор сделан не на индивидуальную, а на командную работу.

Российская школьная система жесткая, формальная. Большая учебная нагрузка на ученика и его родителей, сразу с начальной школы. Школа очень процедурная, что находит отражение как в организации учебного процесса, так и в питании, обустройстве классов. Каждая область строго регламентирована и надо стремиться к достижению этого норматива.