Трудно ли учится на физмате в огпу. Физ-мат направление

Часто, начиная новое дело либо сталкиваясь с незнакомой ситуацией, человек начинает сомневаться в собственных силах, испытывает неуверенность. Что такое Как с ней бороться? Получить ответы на эти вопросы помогает наука о человеческой душе - психология.

Определение понятия

Неуверенность - это боязнь, внутренние опасения, связанные с необъективной оценкой собственных возможностей и сил. Страхи, сковывающие человека, не дающие ему расти и развиваться дальше, заставляющие колебаться при решении каких-либо вопросов, свершении действий - все это и есть определение того, что такое неуверенность в себе.

Причины

Сомнения в собственных силах начинают формироваться еще в детстве, причем ребенок правильно оценивает свои возможности и обладает уверенностью. Недопонимание, неверная (зачастую заниженная) оценка способностей малыша в будущем приведут к тому, что маленький человечек превратится в забитую и слабую личность, зависящую от мнения и желаний окружающих людей.

Основные причины неуверенности в себе:

  • Воспитание. Влияние авторитарных родителей либо давление одного из них на ребенка провоцирует развитие неуверенности.
  • Окружение. Давление со стороны общества, в котором развивается человек, негативным образом сказывается на формировании личности. Насмешки и издевательства постепенно разрушают ее.
  • Незнание собственного "Я". Неумение выслушивать внутренний голос, общаться со своим подсознанием, непринятие собственной реальной роли в обществе - все это создает благоприятную почву для развития неуверенности.
  • Неопределенность в целях и смысле жизни. Когда у человека есть четко определенные цели и твердое желание их достичь, у него развивается уверенность в своих возможностях. В случае с индивидуумом, который не в силах выбрать собственный путь и разобраться, что для него в жизни является прерогативой, чувство неуверенности и собственной ничтожности нарастает, как снежный ком.
  • Неудачный опыт. Если в прошлом человек столкнулся с какой-либо ситуацией, нанесшей урон подсознанию, то такой неудачный опыт может разучить его верить в себя.

Приведенные выше причины возникновения неуверенности не считаются главными и единственно верными. Согласно мнению специалистов в области психологии и социологии, предпосылок для появления сомнений в собственных силах достаточно много.

Влияние на жизнь человека

Чувство нерешительности оказывает негативное влияние на повседневную деятельность индивидуума. Что такое неуверенность в себе? Это в первую очередь проявление неуважения к себе и своим потребностям, постановка чужих желаний превыше своих. Человеку, испытывающему неуверенность, сложно работать, общаться, строить отношения с противоположным полом.

Когда человек сталкивается с проблемами в непонятной для него ситуации, хочет их преодолеть, но начинает сомневаться в собственных силах, это нормально. Другое дело, когда мужчина или женщина, в силу собственных страхов и неуверенности, молча выносят издевательства, унижения и даже не пытаются поменять свою жизнь к лучшему. Здесь требуется вмешательство специалиста, так как обычно такие индивидуумы редко осознают тот факт, что являются жертвами собственного подсознания.

Страх и неуверенность в себе разрушают жизнь человека, делают невозможным его существование в социуме. Известны случаи, когда чувство собственной никчемности, ненужности этому миру, неуверенности в своих возможностях провоцировали суицид.

Признаки

Чтобы своевременно предотвратить дальнейшее развитие комплекса неполноценности, необходимо прислушаться к себе и выявить первые тревожные звоночки от подсознания.

Основные "симптомы" неуверенности:

  • Необъяснимый страх перед новыми задачами и общением с людьми.
  • Постоянная суета, находясь в которой, неуверенный в себе человек спасается от внутреннего дискомфорта.
  • Зависимость от одобрения и мнения окружающих, нежелание быть собой.
  • Попытки самоутвердиться за чужой счет.

Помимо этого, стоит отметить, что неуверенность делает человека ведомым, согласным на любое желание и решение более сильной личности. Лидер получает над такой персоной практически полную власть.

Примеры

В повседневной жизни часто встречаются люди, недооценивающие себя. Они занимают низкие должности, не стремятся в чем-либо превзойти свое окружение. В общении с ними легко раскрывается любой намек на преувеличение или ложь - неуверенные в себе личности любят "приукрашивать" факты.

Некоторые примеры неуверенности в себе:

  • При знакомстве человек с никогда не протянет руку первым, не произнесет приветствие.
  • В коллективе личность при поступлении предложения о более высокой должности в большинстве случаев отказывается от нее, не имея на то веских оснований. То есть человек отвергает предложение, даже не попробовав себя в новой роли.
  • В общении с женщинами мужчина, неуверенный в своих силах, позволит даме играть доминирующую роль (если отношения все же будут, в противном случае он не сможет связать и двух слов при разговоре).
  • Женщина будет полностью зависеть от мнения окружающих. Любые, даже бытовые вопросы она решает только с помощью обсуждения и советов подруг, друзей.

Что такое неуверенность в себе? Это внутренняя борьба, протест на внесение каких-либо изменений в жизнь. Как говорил М. Е. Литвак, наш враг - в отражении, и стоит с ним справиться, как остальные проблемы уйдут сами собой. Для борьбы с неуверенностью важно само понимание и осознание того факта, что проблема заключается не в окружающем мире, а внутри человека, в его отношении к себе и своей жизни.

Как побороть страх и неуверенность в себе? Достаточно руководствоваться простыми советами, представленными ниже:

  • Старайтесь хвалить себя как можно чаще, даже за самые небольшие успехи. Фиксируйте на бумаге дела, завершившиеся в вашу пользу - это поможет поднять самооценку.
  • Не бойтесь отказывать людям. Учитывайте не только чужие интересы, потребности, но и собственные желания.
  • Не корите себя за проступки и неудачи, ведите с собой. При мыслях о том, что вам не хватит сил на реализацию задуманного, задайте себе вопрос, а так ли все сложно на самом деле?
  • Концентрируйтесь на позитивных мыслях. Не нужно с головой погружаться в проблемы - это отнимает и время, и силы.

В борьбе с самое главное - это искреннее желание преодолеть его и обрести уверенность в своих силах.

Неуверенность в себе мешает человеку строить социальные отношения и достигать своих жизненных целей, приводит к неудовлетворенности собой и депрессии. Предлагаю 10 эффективных советов, которые помогут избавиться от неуверенности в себе.

Как вы думаете, в чем отличие труса от героя? Оба испытывают страх, но герой меняет свое отношение к страху и свою энергию направляет на достижение победы, а трус страдает или прячется в кусты.

Любые события нашей жизни нейтральны, и только мы делаем их положительными или отрицательными. Это следует учесть, если человек хочет избавиться от неуверенности в себе.

Причины неуверенности в себе

Виновниками появления неуверенности в себе могут быть разные факторы: генетический код родителей, неправильное воспитание, негативное влияние окружающей среды, средства массовой информации.
В современном мире, переполненном соблазнами и массовыми шаблонами “посмотри, какой я крутой, делай как я”, “будешь так выглядеть — добьешься успеха” и так далее, превращает неповторимую личность каждого человека в серого среднестатистического индивидуума, который, вместо того, чтобы проявлять свою неповторимость и уникальность, теряет уверенность в себе, ориентируясь на общественное мнение и сравнивая себя с другими.

Рассмотрим один из первых факторов появления неуверенности в себе — генетический код родителей. Оказывается, неуверенность в себе, как и некоторые черты характера, могут быть не только приобретены в течении жизни, но и унаследованы от родителей, бабушек, дедушек. Иными словами, приходя в этот мир, ребенок, у которого кто-либо из родственников является не совсем уверенным в себе человеком, наследуя это генетически, имеет склонность вырасти менее уверенным человеком, чем его сверстники. Однако даже при такой, казалось бы, безвыходной ситуации существует выход — генетику можно менять, развивая в себе уверенность и силу личности.

Некоторые, чувствуя, что источник их неуверенности идет из предыдущих поколений, начинают внутренне обижаться и осуждать своих родителей, а еще хуже — обвинять. Однако такое представление о жизни не совсем справедливо. Следует понимать, что каждое поколение умнее предыдущего. Человек приходит в жизнь, чтобы решить задачи не только свои личные и пройти путь своего развития и самосовершенствования, но и решить задачи своих предков. И передать детям более совершенный наследственный код. Поэтому задача каждого генетически неуверенного человека – воспитывать в себе уверенность, которая достигается любовью и доверием к себе и к миру.

Вторым весьма важным фактором возникновения неуверенности в себе является воспитание в детстве. Некоторые родители, из благих побуждений или из-за непонимания, одергивают детей фразами, которые надолго отпечатываются в подсознании и формируют неуверенность в себе. Как часто на улице и в общественном транспорте можно увидеть картину, когда кто-то из родителей грубым и недовольным голосом жестко «воспитывает» своего любопытного, наивного и познающего мир ребенка — «Оставь», «Ты не умеешь», «Не трогай», «Я тебе сказал», «Опять ты натворил», «Слушайся» — этот список можно продолжать. А ведь это крохотное создание с чистыми намерениями уже в таком юном возрасте так проявляет свою индивидуальность и неповторимость, и воспринимает мир таким, каков он есть.

Третьим фактором в списке появления неуверенности в себе является социальная среда. Социальная среда требуют от человека подчинения и ломает его личность, подавляет человека и формирует неуверенность в себе. Здесь очень важно оставаться верным самому себе, не поддаваться под чужое влияние, не ориентироваться на мнение окружающих, не отождествлять себя с другими и помнить, что каждый человек уникален и неповторим.

Одним из самых важных, на мой взгляд, факторов, являются средства массовой информации. К сожалению, в настоящее время люди (в особенности – журналисты) имеют тенденцию концентрироваться на негативной информации. Ярким примером заполнения мышления людей негативом являются новости по телевидению: войны, убийства, катастрофы, насилие – вот главные темы новостей. А сколько людей начинают день именно с просмотра новостей, программируя себя негативом на весь день и даже не подозревая об этом. Именно телевидение создает неуверенность в завтрашнем дне и чувство незащищенности.Если вы понимаете, что неуверенность в себе – одна из ваших основных и больших проблем, то стоит приложить усилия для того, чтобы преодолеть неуверенность в себе, обрести уверенность и передать ее своим потомкам.

Неуверенность в себе появляется, прежде всего, из-за страха общения.

Потому, что человек не умеет :

  • выражать свои чувства;
  • отстаивать свои интересы;
  • понимать людей;
  • установить контакты;
  • чересчур тактичен, боится обидеть;
  • чересчур скромный.

Неудачи в общении приводят к психологическим блокам, человек замыкается в себе, озлобляется, не может устанавливать контакты и строить социальные отношения. Это происходит из-за неумения понимать людей, оттенков их речи или эмоций. Он накапливает обиды, горечь, отчаяние. Неразрешенные конфликты или проблемы уходят в подсознание.

Чтобы преодолеть неудачи в общении и избавиться от неуверенности в себе, психологи советуют учесть следующее :

  • Чем больше общения – тем меньше неуверенности.
  • Следует сосредоточиться на процессе общения, а не на страхе или на внутренних реакциях.
  • Во время беседы быть сконцентрированным на собеседнике, а не на собственных мыслях и ощущениях.

Во время разговора следует :

  • говорить четко и громко;
  • смотреть партнеру в глаза;
  • держаться свободно и раскованно;
  • выражать свои требования, желания и чувства, используя для этого слово «я»;
  • не извиняться, если приходится о чем-нибудь просить;
  • не извиняться, если предъявляете требования;
  • благодарить за оказанную услугу;
  • не быть агрессивным, не оскорблять и не обижать другого человека;
  • показать уважение позиции другого человека.

В молодости я тоже страдала от неуверенности в себе. Плакала, когда не могла дать отпор или постоять за себя, испытывала робость в самых разных ситуациях, боялась чужого мнения, осуждений, разговоров обо мне «за моей спиной». А мне постоянно давались жизненные ситуации, в которых я должна была научиться проявлять свою силу.

Искать советов, как изменить себя, было негде. А психологов и психоаналитиков можно было увидеть только в американских фильмах. Вот и приходилось думать самой над своими проблемами и искать выход.

Каждый раз, подходя к зеркалу в любое время суток и в любом виде, я говорила себе, что люблю и уважаю себя. Глядя на свое отражение, когда я нравилась себе больше всего, старалась зафиксировать его в памяти, и ощущать себя в таком состоянии постоянно.

Я стала уважать себя и хвалить за малейшие успехи и достижения. Перестала заниматься самоедством.

Изменила свое поведение в бытовых ситуациях:

Первой вступала в разговор с соседями, с попутчиками в транспорте во время дальних поездок, в очередях.

Просила закрыть окно в общественном транспорте, уступить место.

Просила продавцов магазина обслужить меня. Даже если это был магазин самообслуживания, и я могла найти товар сама. Заводила с ними в разговор.

Выбирала дорогие украшения, долго примеряла их, просила показать другие, наблюдая за продавцами, и понимая, что вызываю их недовольство.

Чаще стала говорить «нет», когда меня о чем-либо просили, и было видно, что хотят попользоваться мной.

Перестала обращать внимание на то, что обо мне говорят.

Вступала в разговор в больших компаниях, выражая свое мнение по самым разным вопросам.

Такая работа над собой помогала мне избавиться от неуверенности в себе.

В результате моих поисков появились 10 советов, как избавиться от неуверенности в себе.

1.Любите и уважайте себя.

2.Постоянно ощущайте себя в своем лучшем образе, который вы сами сформировали.

3.Хвалите себя за малейшие достижения и успехи.

4.Измените свое поведение в бытовых ситуациях.

5.Больше общайтесь.

6.Не зацикливайтесь на возможных неудачах, вина и самобичевание не приводят к результатам.

7.Избегайте самокритики и критики.

8.Не сравнивайте себя с идеалом, который вы создали в своем воображении.

9.Не предъявляйте себе сверхвысокие требования.

10.Повторяйте аффирмации.

Знайте, что уверенный человек

  • высоко ценит свои возможности;
  • верит, что его собственных сил хватит для достижения любой цели;
  • не скрывает свои чувства, желания, требования;
  • умеет отказывать;
  • находить общий язык с людьми;
  • знает, когда начать и закончить разговор.

Хвалите себя за малейшие достижения, если вы смогли:

  • отстоять свои интересы в споре;
  • спокойно и уверенно выступить публично;
  • спокойно воспринять «косые взгляды» и обсуждение собственной персоны;
  • убедить человека во время важного разговора;
  • найти в себе силы не обращать внимания на мнение людей, чье мнение раньше воспринималось вами болезненно.

Становитесь на путь самосовершенствования, не отказывайтесь от задуманного, будьте настойчивы.

Любите и уважайте себя, и люди будут Вас любить и уважать. Они чувствуют Вашу энергетику и то, что Вы думаете о себе, и как оцениваете себя.

Мои 10 советов, как избавиться от неуверенности в себе помогут побороть неуверенность в себе, поднимут вашу самооценку и мнение о вас окружающих людей.

С пожеланием уверенности в себе, .

Буду благодарна, если Вы оставите комментарий и выскажете свое мнение о статье. Поделитесь статьей 10 советов избавиться от неуверенности в себе в соц. сетях!

__________________________________________________________________________________

Оставьте свои комментарии или дополнения к статье!

Читатели моего блога часто задаю мне вопрос: «как стать уверенным в себе человеком ». В этой статье я отвечу на данный вопрос.

Уверенность в себе определяется нашим субъективным восприятием себя, своих возможностей и навыков, нашим психоэмоциональным состоянием, нашими убеждениями и внутренними установками. Помимо этого данное качество опирается на наши действительные навыки и умения.

Когда вы что-то хорошо умеете, и, при этом, реальность уже не раз демонстрировала вам, что вы действительно преуспели в этом навыке, пищи для сомнений в своем умении у вас остается меньше.

Если у вас никогда не было проблем в общении, если вы всегда могли четко формулировать мысли, быть интересным собеседником и вы всегда видели, какое хорошее впечатление производите на других людей, то сомневаться в себе, как в собеседнике, вам будет трудно.

Но все не всегда так просто. Часто мы не имеем адекватной оценки наших навыков, и безотносительно того, что мы умеем, а что не умеем, мы все равно сомневаемся в себе.

Я приведу 25 советов о том, как стать уверенным в себе. Уверенность в себе касается разных аспектов. Во-первых, это уверенность в своих силах, в своих возможностях, своих начинаниях. Во-вторых, это уверенность в себе в процессе общения, которая выражается в твердости, настойчивости и отсутствии стеснительности. В третьих, это восприятие ваших реальных качеств. Развивая эти качества, вы сможете быть в них уверенными.

В своих советах я коснусь всех этих составляющих. Я не буду делить советы по критерию их отношения к этим нескольким уровням уверенности в себе. Ведь уверенность в собственных силах связана, например, с уверенностью в общении. Все эти советы взаимосвязаны и подойдут человеку, который боится общаться и человеку, который сомневается в своих возможностях или не может отстаивать собственную точку зрения.

Тем не менее, я постараюсь выдержать такую линию: сначала будут советы, относящиеся к работе над устранением сомнений, затем будут идти советы, касающиеся уверенности в общении, а уже потом я буду говорить о приобретении каких-то личностных навыков и умений.

Совет 1 — Не пытайтесь избавиться от сомнений, живите с ними!

Когда я начинал писать статьи для этого сайта, меня терзало целой множество сомнений: «а вдруг у меня не получится писать, а вдруг мои советы никому не пригодятся, вдруг никто не будет читать мой сайт, вдруг мои мысли покажутся глупыми и т.д.»

В то же самое время я читал книгу Г. Гессе – Игра в Бисер. И пробудить веру в себя мне помогла одна фраза из этой книги. «…его сомнения вовсе не умолкали, он уже знал по своему опыту, что вера и сомнение неразрывны, что они обуславливают друг друга, как вдох и выдох…»

Кто-то из моих читателей может подумать, что за этим последует моя фраза: «Я это прочитал, и, на этом моменте, все мои сомнения чудесным образом разрешились!»

Нет, мои сомнения никуда не исчезли. Просто цитата из книги помогла мне окончательно убедиться в том, о чем я только догадывался. Сомнения, неуверенность закономерны и естественны. Они сопровождают любые начинания. От них не всегда можно куда-то убежать. . Более того, это нормально, ведь я начал делать что-то новое, непривычное для себя и амбициозное. Поэтому моя первая задача – это не разрешить сомнения, а просто делать свое дело, не слушая голос неуверенности, когда он мне мешает.

Факт состоит в том, что в большом количестве случаев сомнения являются только эмоциями, не имеющими ничего общего с реальностью. Если вы думаете, что у вас что-то не получится, то это не значит, что это у вас это действительно не получится, если вы приложите все усилия.

Если вам кажется, что вас не поймут, что над вами будут смеяться, это не значит, что все будет именно так.

Сомнения и уверенность постоянно сменяют друг друга. Это явления преходящие. Если хотите проверить этот тезис, то вспомните моменты, когда вы в чем-то сомневались, а на следующий день были в этом уверены, как никогда. А если не вспомните, то просто понаблюдайте за собой несколько дней, обратите внимание на то, как уверенность постоянно сменяет неуверенность. Обычно люди больше уверены в себе с утра, когда они полны сил, чем вечером, когда силы покидают их.

Уверенность в себе зависит от вашего тонуса, от вашего настроения и даже от вашего здоровья. Это просто одно из эмоциональных состояний, которое приходит и уходит. Конечно, это не значит, что вы должны просто игнорировать это состояние в каждом случае. Иногда оно вам о чем-то может говорить, например, о том, что вы переоцениваете свои силы. Иногда от него просто можно избавиться как от помехи, внутреннего ограничения, которое мешает вам добиваться своих целей.

Но в других случаях следует просто перестать слушать этот голос сомнения и действовать. Сомневаться в себе – это нормально, и иногда это даже помогает избавиться от большой самонадеянности. Но сомнения не должны вставать на пути у всех ваших начинаний.

Я хочу сказать, что стать уверенным в себе, это совсем не значит никогда не сомневаться в себе. Быть уверенным в себе значит перебарывать свои сомнения и страхи!

Если вы хотите знать, я до сих пор часто сомневаюсь в себе, но разве я произвожу впечатление неуверенного в себе человека? Если бы я останавливался каждый раз, как сталкивался с сомнениями, вы бы не увидели практически ни одной статьи на этом сайте.

Совет 2 – Знайте то время, когда вера в себя покидает вас

Обращайте внимание на то, когда, в каких ситуациях вас обычно терзают сомнения. Если вы обнаруживаете в этом какую-то закономерность, то не придавайте этому много значения.

Например, я заметил, что я начинаю сильно сомневаться в себе, в своих начинаниях, в своих словах, в своих мыслях перед самым сном, когда начинаю засыпать. Я уже привык к этому и, когда неуверенность в себе опять меня посещает, я встречаю ее как старого знакомого: «вот они, вечерние сомнения, как обычно».

Я не могу сказать, что я полностью игнорирую этот голос, но, если я к нему и прислушиваюсь, я делаю поправку на то, что это привычное для этого времени дня эмоциональное состояние. И если я в это время сомневаюсь в том, что я сказал, это не значит, что я в действительности не прав.

Напротив, с утра я обычно уверен в себе, бывает даже чересчур. А вечерние сомнения уравновешивают утреннюю уверенность, поэтому и вечерний сомневающийся голос я не обделяю вниманием, просто делаю поправки.

Учитесь обращать внимание на временную, приходящую природу сомнений, зависимую от вашего текущего состояния. Запомните, в какие моменты неуверенность посещает вас. И если это происходит постоянно, и вы видите в этом закономерность, понижайте эти сомнения «в цене».

Также используйте моменты «уверенности в себе» для того, чтобы разрушать свои сомнения. Подумайте о том, в чем вы сомневаетесь, когда находитесь на подъеме бодрости и сил. Это поможет вам на что-то решиться.

Иногда, если я утомлен или чем-то расстроен, какой-нибудь один недоброжелательный комментарий на сайте может за считанные секунды убить на некоторое время уверенность в том, что я делаю. (Правда последнее время это происходит все реже и реже. Не комментарии, а неуверенность.)

И в этот момент для меня не важно, что я за несколько минут до этого ни в чем не сомневался. Также не важно для меня то, что реальность не раз демонстрировала мне правильность того, что я делаю.

Люди склонны переоценивать значение настоящего момента времени и они экстраполируют свое текущее состояние на глобальную перспективу жизни. Если им сейчас кажется, что они ни на что ни способны, то они начинают думать, что так было всегда, несмотря на все прошлые успехи.

В такие моменты просто попытайтесь взглянуть на реальность, на свои действительные возможности и успехи, не поддаваясь текущему состоянию. Вроде «на самом деле, я могу это и это, я умею то и то, я уже добился того и этого».

Например, когда я начинаю сомневаться в своих идеях, я думаю: мой сайт помог многим людям, о чем мне они уже написали, его регулярно читают и оставляют благодарные комментарии, кто-то благодаря моим советам и научился справляться с , паническими атаками и т.д.

В такие моменты я не пытаюсь похвалить себя, а просто смотрю на факты, чтобы вернуть себе адекватное представление о реальности.

Рекомендую и вам остановиться на фактах и больше не спорить с самими собой. Если ваши сомнения вызваны вашим текущим настроением (утомлением, раздражением), вы скорее всего не сможете от них избавиться, пока это состояние не пройдет.

А если вы начнете много думать об этом, то ваш ум, скованный состоянием утомленности, будет продолжать сомневаться и приводить вас к неуверенности. Поэтому просто скажите себе, что эти сомнения ложь. Опирайтесь на реальность, а не на эмоции. Не сильно помогло? Ничего, бывает. Тогда просто забудьте об этом и не думайте о сомнениях. Они пройдут вместе с вашим плохим настроением.

Совет 4 – Не слушайте людей, которые говорят «у вас не получится»

Бывает такое, что когда вы в чем-то сомневаетесь, то делитесь своими планами со своими друзьями, знакомыми людьми. Вы ожидаете получить от них поддержки в своем новом начинании, но часто получаете только стоп-сигнал.

Некоторые люди просто не в состоянии развеять ваши сомнения по той причине, что они пекутся о собственном психологическом комфорте, а не о вашем счастье.

Вы же не думаете, что вы единственный неуверенный в себе человек, а вас окружают только уверенные в собственных силах люди? К сожалению, большинство людей так и не решаются на что-нибудь смелое и самостоятельное. Им хочется верить в то, что если у них что-то не получилось, то и у вас не получится.

Они втайне желают вашего неуспеха и даже ждут его. Потому что ваш успех может стать живым укором для них, напоминанием об упущенных возможностях.

Представьте, что вы решили открыть собственное дело и советуетесь с человеком, который большую часть жизни работает на наемной работе. Какого совета вы от него ждете? Скорее всего, он скажет, что у вас ничего не выйдет (потому что не вышло у него), что вы рискуете и вам не стоит идти в эту сферу, а продолжать жить обычной жизнью и ходить на работу каждый день.

Поэтому советуйтесь о своих начинаниях с теми людьми, которые уже достигли каких-то успехов в той сфере, о которой вы хотите получить совет. Берите пример с них, а не с тех, у кого ничего не получилось.

Совет 5 – когда сомневаетесь в себе, думайте об «идеальном я»

Бывает, наша неуверенность в себе пытается обманным способом выдать себя за аргументы здравого смысла. Например, вы боитесь подойти к девушке или молодому человеку и пригласить его или ее на свидание.

Вы говорите себе, что не страх вас держит, а какие-то объективные препятствия. Вы думаете, что этот человек вам откажет, что у него кто-то уже есть, что вы не в его вкусе, и поэтому нет смысла звать его на свидание и тратить на это свое время.

Но, на самом деле, вы просто боитесь и не хотите себе признаться в своем страхе, придумывая оправдания. Как понять, что вас держит именно страх?

Сформируйте в своем уме образ «идеального Я», которое ничего не боится и которое всегда уверено в себе. Оно является идеальной копией вас самих. Подумайте, как бы оно поступило на вашем месте? Неужели оно даже не попыталось бы добиться своего?

Но даже если бы это «идеальное Я» решилось пригласить другого человека на свидание, то это не значит, что это обязаны сделать вы. Вы не идеальны. Но, когда вы осознаете, что в идеальном варианте нужно было бы отбросить сомнения и действовать, вы осознаете, что все что вас сдерживает – это только ваш страх и никаких других ограничений. Проблема сразу утратит ту сложность, которую вы ей присвоили. С таким пониманием вам будет намного легче на что то решиться.

Более подробно узнайте о методе «идеального Я» в моей статье .

В то время, как вас терзают сомнения: «у меня ничего не получиться», «я ни на что не способен», «я не смогу и т.д.» , помните, что все зависит только от вашей воли. Вы сами определяете, то, получится у вас что-то или не получится. Если захотите и проявите усердие, то все получится. А даже если нет, то попробуете еще.

Вы свободные люди, и никакие врожденные качества, свойства характера не мешают вам добиваться своего и стать таким человеком, которым вы хотите стать получив от жизни то, что вы хотите получить. Вашей воле подчинено намного больше вещей, чем вы сами привыкли думать.

Следует перестать видеть ограничения там, где их нет. Не надо боятся трудностей, просто начните действовать.

Следующие несколько советов коснуться проблемы неуверенности в себе в общении.

О том, что я хочу рассказать в этом пункте, я уже писал в статье , и здесь повторю еще раз. Не думайте, что все люди вокруг постоянно наблюдают за вами, подмечая все ваши недостатки и запоминая все ваши слова. Люди зациклены на своих проблемах. Большую часть времени они думают о себе, даже когда делают вид, что слушают вас.

Поэтому расслабьтесь и успокойтесь. Нет никакого повода бояться общения или публичных выступлений. Люди намного меньше обращают внимание на вас, чем вы сами об этом думаете.

Этот совет я даю во многих своих статьях. Здесь я даю его по следующей причине. Если вы научитесь направлять внимание на кого-то другого помимо самого себя, то ваш ум будет меньше озадачен тем, чтобы бояться возможностей и мучиться от сомнений. Вы перестанете бесконечно думать о себе, о том, как вы выглядите, говорите и что о вас думают.

Вы будете смотреть на других людей, вести с ними диалог. Вы отвлечетесь от своих страхов и увидите в других людях многое из того, что в них до этого не замечали. Вы поймете, что между вами и другими людьми больше общего, чем различий. И поэтому не нужно никого бояться.

Вы не идеальны. И никто не идеален. Примите это. Поэтому не стоит болезненно реагировать на свои ошибки и неудачи, которые подтачивают вашу уверенность в себе. Все ошибаются и это нормально.

Поэтому спокойно относитесь к своим ошибкам. Если вы чувствуете, что сделали что-то не так или сказали что-то не то, то просто сделайте выводы из этой ситуации, извлеките урок. Постарайтесь не допускать этой ошибки в будущем, вместо того, чтобы переживать из-за того, как глупо вы себя повели.

Ошибаться свойственно людям, в этом нет ничего страшного.

Люди, которые вас окружают, скорее всего имеют множество недостатков и слабостей, даже если выглядят очень уверенными в себе. Не нужно думать, что, оказываясь в обществе, вы становитесь в положении мелкой рыбешки, окруженной акулами. На самом деле, вас могут окружать такие же кроткие и сомневающиеся в себе люди, каким вы считаете себя. Даже если они пытаются это скрыть.

Не следует бояться людей, особенно если они не могут причинить вам никакого вреда. Не робейте перед начальниками, женщинами или мужчинами, коллегами. Они такие же люди как вы.

Не следует лезть из кожи вон, чтобы убедить людей, что вы самый умный, самый утончённый, самый эрудированный, самый «правильный». Такие попытки, как правило, говорят о неуверенности в каких-то своих качествах. Когда вы не слишком уверены в своем уме, вы пытаетесь сделать так, чтобы в него поверили другие люди.

Поэтому, в некоторых случаях, тщеславие, хвастовство, излишняя напористость в общении могут говорить о внутренних сомнениях в себе.

Поэтому перестаньте хвастаться и стремиться произвести впечатление на каждого человека. Прежде всего, вам надо убедить себя, что вы чего-то стоите. Будьте теми, кто вы есть, общаясь с другими людьми.

Несомненно, умеренная скромность является добродетелью. Не нужно казаться лучше, чем вы есть, но хуже, чем вы есть, также не стоит казаться. Все должно иметь предел. Не стесняйтесь говорить прямо о своих достоинствах, если вас о них спрашивают (например, на собеседовании).

Если вы не боитесь говорить о своих сильных качествах, это говорит о вашей уверенности в этих качествах. А, когда другие люди видят, что вы уверены в себе, они становятся уверенными в вас. Они думают: «я вижу, что этот человек в себе не сомневается, а раз он не сомневается, то, скорее всего, ему не в чем сомневаться, и мне тоже можно быть в нем уверенным».

А если другие люди хвалят ваши качества, то не смущаясь, принимайте их комплименты, так, как будто вы это заслужили. Благодарите людей за добрые слова в ваш адрес .

Несмотря на то, что немного выше в статье я советовал быть самим собой и не притворяться, все таки, я рекомендую изображать уверенность в себе в тех ситуациях, когда вы чувствуете недостаток в этом качестве.

Во-первых, казаться уверенным в себе, просто выгодно, по той причине, что люди становятся сами уверенней в вас. Фактом является то, что неуверенных в себе людей меньше любят и уважают.

Во-вторых, когда вы просто притворяетесь, что вы уверены в себе, вы на самом деле становитесь уверенным в себе. Ведь очень часто чувства неуверенности, сомнений не имеют отношения к вашим действительным качествам. Это просто эмоции, которые можно перебороть. И когда вы вместо того, чтобы идти у них на поводу, стараетесь сделать что-то другое, вы берете их под контроль.

Больше улыбайтесь, интересуйтесь проблемами других людей, подбадривайте их. Это расположит собеседников к вам. А когда люди расположены по отношению к вам, то вам легче сохранять уверенность в себе.

Не замыкайтесь в себе, открыто говорите о своих взглядах и мыслях, если ситуация позволяет и это не будет нарушать комфорта других людей.

Раньше, когда я был неуверенным в себе человеком, я постоянно что-то держал на уме, не выпуская из себя. Но это не помогало мне обрести веру в себя, а совсем наоборот, только способствовало тому, что я ее утрачивал. В результате саморазвития я стал очень открытым. Мне кажется, что для своих близких людей я всегда как на ладони.

С одной стороны, я уверен в своих мыслях, поэтому прямо о них говорю. С другой стороны, я не боюсь, что меня не поймут или будут критиковать. Мне не страшно признать собственную неправоту, отказаться от своих взглядов, если кто-то меня переубедит.

Мне интересно дискутировать с людьми на те темы, которые меня беспокоят, узнавать чужое мнение, расширяя своей кругозор.

Когда я говорю о себе вслух, когда я представляю на всеобщий суд свои мысли, то мне приходится устранять все сомнения, раз я это делаю. А такое действие помогает быть более уверенным в себе, ведь я подвергаю себя испытанию возможностью и столкнуться с чужим мнением. Под действием этих факторов расцветает вера в себя!

Не ждите, когда кто-то изольет вам душу первый, чтобы открыть свою душу этому человеку. Сделайте первый шаг (правда обстоятельства должны быть подходящими, не нужно изливать душу без надобности. Начинать искренний диалог следует как можно более деликатно, устраняя все барьеры). Будьте откровенны с собеседником, и тогда собеседник станет откровенен с вами. И когда кто-то откроется навстречу вам, тогда ваша вера в себя возрастет!

Конечно, внешность имеет какое-то значение, но харизма, ум и обаяние — значат несравненно больше! 😉

Говорите четко. Смотрите в глаза собеседникам, не делайте лишних жестов руками. Не мните пальцы, не ковыряйте губы, не «ээээкайте». Просто следите за собой, за положением своего тела, оттачивайте свои навыки общения и тогда, рано или поздно, это начнет у вас получаться.

Имейте твердую позицию и непоколебимые взгляды, относительно каких-то вещей. Не спешите со всеми соглашаться. Твердая позиция — не значит слепое упрямство во мнении. Это также не значит, что всегда нужно агрессивно защищать своей мнение, вести долгие бессмысленные споры (хотя, в некоторых ситуациях, защищаться приходится).

Это означает иметь прочную, обоснованную, обдуманную позицию, совокупность собственных принципов, которую не сможет поколебать каждое случайное мнение.

Я уверен в том, что я делаю правильное дело, поддерживая этот сайт и наполняя его статьями. Я уверен в том, что медитация приносит пользу, и люди лишаются многих преимуществ, если отказываются от этой практики. Я уверен, что люди сами несут ответственность за свои недостатки. Я уверен в том, что каждый человек .

Я имею прочные принципы и взгляды, на которых основываются мои слова и действия и поэтому я уверен в этих словах и действиях. Эта уверенность помогает мне продолжать делать то, что я делаю. Иногда ее начинают заслонять тучи сомнений, но за этими тучами всегда можно разглядеть Солнце, потому что оно никуда не исчезает.

Сформируйте свою жизненную позицию. Поймите, чего вы хотите от жизни. Обдумайте свои принципы, придерживайтесь их, но избегайте упрямства, слепой увлеченности и неприятия чужого мнения! Соблюдайте баланс между умеренным здоровым упрямством и мягкотелостью, будьте гибкими, но твердыми, опирайтесь на мнение других людей, но не нужно зависеть от него!

Сформулируйте свои принципы. Приведу в пример такой принцип: «если проявлять усердие, то все получится». Осознайте, то, насколько вы в этом принципе уверены. Рассуждайте так: «опыт многих людей подтверждает этот принцип. Тот кто действительно к чему-то стремится, не сдается, только тот чего-то достигает. Следовательно, я могу быть уверенным в этом принципе. И не важно, что говорят другие! Говорить могут что угодно!». Держитесь за этот принцип. Иногда его будет заслонять сомнение, тогда вновь возвращайтесь к вашей внутренней уверенности, вновь и вновь находите подтверждения истинности этой идеи в жизни и в опыте.

Вам не обязательно нужно посещать какие-то специальные курсы по повышению уверенности в себе. Зачем это делать, зачем платить деньги, когда реальность предоставляет множество поводов развить это качество?

Зачем вам тренироваться в каких-то искусственных ситуациях, когда жизнь дает вам возможность оттачивать ваши навыки в ситуациях реальных?

Уверенность в себе вам нужна для жизни, вот и учитесь у жизни!

Знакомьтесь с другими людьми, ходите на встречи, коллективные мероприятия (лучше воздерживайтесь от алкоголя, почему – я написал в статье о ). Применяйте данные мной рекомендации на практике, следите за собой, осознавайте свои страх и неуверенность. Попробуйте понять, в каких вещах вы не уверены и почему. Что вы собираетесь с этим сделать?

– это отличные бесплатные уроки делового общения и уверенности в себе. Только не забудьте поставить в резюме зарплату выше вашего текущего уровня. Чем выше зарплату вы просите, тем сложнее обосновать то, что вы достойны этих денег. Зато в процессе такого общения будет укрепляться ваша уверенность в себе.

Побочным эффектом такой тренировки может стать то, что вы найдете для себя более подходящую работу за бОльшие деньги. Разве не заманчиво не платить за уроки, а самому получать?

Конечно, очень сложно быть уверенным в своих качествах, если эти качества развиты слабо. Уверенность в себе должна опираться на что-то реальное, на ваши действительные достоинства.

Безусловно, восприятие себя, эмоциональный настрой – очень важные составляющие уверенности в себе. Людям необходимо перестать умалять свои достоинства и учиться справляться с сомнениями, о чем я писал выше.

Но, к сожалению, одного этого не достаточно. Я считаю, не совсем правильно , убеждая их, что они лучше, чем они есть на самом деле. Повышение веры в себя обязательно должно сопровождаться работой над собой, саморазвитием, чтобы в человеке появилось то, в чем можно быть уверенным.

Поэтому развивайте свои личностные качества. Тому, как это сделать, посвящен этот блог. Читайте мои статьи, пытайтесь применять рекомендации. , улучшайте самоконтроль.

Читайте больше книг любой направленности: художественную литературу, естественнонаучные книги, обучающие книги и т.д.

Повышайте свои профессиональные качества. Подумайте о том, чем вы хотите . Следуйте к этой цели.

Всегда стремитесь узнать что-то новое об этом мире, научиться каким-то навыкам. Когда вы осваиваете какие-то умения, повышается ваша уверенность в этих умениях. Ведь сложно сомневаться в том, чему вы посвятили столько времени и что у вас получается лучше остальных.

Подумайте о том, что вы хорошо умеете.

Если вы будете постоянно чему-то учиться, реализовывать свои умения на практике, видеть отдачу своим действиям, то тогда для неуверенности в себе станет намного меньше места!

Update 22.01.2014: Как я прочитал в книге , оказывается люди, которые думают, что все их качества даны от природы и не поддаются изменению, менее уверены в себе, чем те, которые верят в возможность саморазвития и роста! Почему так происходит? Потому что люди с так называемой установкой на данность (качества нельзя развить) считают, что если они застенчивы, лишены обаяния, и недостаточно умны, то так будет всегда. Поэтому они боятся общения, так как оно лишний раз напомнит им об их «неискоренимых» недостатках.

Но люди с установкой на рост (качества можно развить) наоборот, не упускают возможности развить свои коммуникационные навыки и уверенность в себе. Для них сам факт того, что они не являются умными и уверенными в себе не говорит о том, что так будет всегда. Может им сложно общаться и верить в себя пока, но все поддается развитию. Именно поэтому неудачи не подрывают веру этих людей в себя. Они не боятся испытаний и только ищут повод для того, чтобы развить себя, стать лучше!

Чужая критика — не является для них приговором. Она становится ценной информацией, которую они могут использовать в целях саморазвития. Неудачи перестают быть неудачами, они становятся ценными уроками. Готовность к испытаниям и неудачам, здоровые упрямство и неуступчивость формируют в людях веру в себя! А если вы не будете стремиться к развитию своих качеств и считать себя никчемным человеком, который никогда не будет ни на что способен, вы так и ничего не добьетесь и не сможете развить уверенность в себе.

Поэтому еще раз напомнило, любые качества можно развить! Каждый человек может измениться! Вы страдаете неуверенностью в себе не потому что вы «такой человек», а потому что вы не приложили никаких усилия, чтобы измениться!

Я уже говорил о том, что следует знать свои сильные стороны. Но помимо этого, нужно знать свои недостатки. Зачем? Чтобы спокойно относиться к ним и понимать, над чем вам нужно поработать.

Вместо того, чтобы думать: «я такой плохой, я ничего не умею», нужно рассуждать так: «я умею это, это и то, но я слаб в этом, этом и том. Какие-то качества я могу улучшить, какие-то мне вообще не нужны, а с какими-то из них я не смогу ничего сделать. Это нормально, ведь нельзя быть идеальным».

Составьте список того, что вы умеете, а что у вас плохо получается. И подумайте над тем, что вы можете в себе улучшить. Воспринимайте эти недостатки не как данность, не как что-то неизменное, а как фронт для будущей работы.

Да, вы сейчас что-то не умеете, но в будущем ситуация может измениться, благодаря вашим усилиям. Все в ваших руках. Это понимание придаст вам лишнюю уверенность в своих силах, которая вам совсем не помешает.

Если вы будете верить в то, что практические любые качества можно развить (а это несомненно можно) и будете стремиться к этому, то вы перестанете избегать тех жизненных ситуаций, которых вы боялись из-за неуверенности в себе. Потому что, как я говорил ранее, многие из этих жизненных ситуаций являются тренировкой ваших личностных качеств.

У вас плохо обстоит дело с коммуникациями? Вместо того, чтобы избегать общения, наоборот, общайтесь! Только так вы сможете развить свои коммуникационные навыки.

Вы боитесь выступать на публике, так как думаете, что это у вас плохо получается? Есть только один способ этому научиться и, я думаю, вы догадываетесь какой.

Не избегайте того, чего боитесь, работайте над устранением своих недостатков, тех свойств вашей личности, в которых вы не уверены. Учитесь новым навыкам и используйте эти навыки на практике в самых разных жизненных ситуациях. Вместо того, чтобы пасовать перед трудностями, преодолевайте их, вооружившись желанием развиваться. И тогда вы откроете намного больше жизненных возможностей, чем, если бы вы сидели, просто сложа руки.

Если вы чего-то не умеете, сомневаетесь в каком-то своем качестве, развивайте его! Зачем горевать? Пробуйте, экспериментируйте, проявляйте усердие. А если что-то осуществить невозможно, то, тем более нет никакого смысла об этом печалиться! Зачем переживать о том, что вы не сможете изменить? Примите это!

Совет 25 – Не ждите, пока появиться уверенность – действуйте

Это последний и самый важный совет. Не нужно ждать, когда вы не будете испытывать никаких сомнений и страхов, прежде чем, на что-нибудь решиться. Вы можете безрезультатно прождать появления этого состояния всю жизнь, так и не начав что-то делать.

Сомнения и страхи не уйдут. Помните, я говорил, что сомнения сопровождают любое смелое начинание. И вы не сможете стать уверенным в себе, пока не начнете переступать через свои страхи, действовать наперекор им, не обращая внимания на свою тревогу и неуверенность.

Ваша цель – не избавиться от страха, а научиться его игнорировать! И чем больший контроль вы над ним получаете, тем меньше он становиться. Поэтому не ждите, когда станет легко, действуйте сейчас, через силу, через неуверенность. Тогда жизнь со всеми ее передрягами закалит ваш характер и он станет твердым как алмаз и несокрушимым как тайфун!

Здравствуйте. В общем, я лоб в лоб, можно сказать, столкнулась с проблемой выбора профиля в школе. Перешла в 10 класс, у нас 2 направления: физико-математический и социально-экономический. На втором естественно намного проще,чем на первом. Все 9 классов я проучилась на физ-мате, в гимназическом "А" классе. И сейчас тоже пошла на физ-мат, но 2 день учусь и уже с ума схожу, как хочу сбежать с урока алгебры и геометрии у нового учителя. Старая учительница ушла на пенсию и, поверьте, я была очень счастлива, потому что она меня не переносила так же, как и я ее. Теперь у нас новая учительница, чуть помоложе, но тоже не 20 лет. И в кабинете у нее даже как-то страшнее, не то, что он некрасивый, я в том смысле, что атмосфера там такая...кабинет очень большой и светлый, т.е. очень страшно...выйдешь к доске и с концами...наверно меня в этом смысле поймут только ровесники, потому что все там трясутся, хотя в первые дни никого не вызывают, а если такое и случится, то оценки не ставят, т.к. журналов нет пока что. Так вот, в первые дни на нас, физ-мат, уже свалилось столько, что соц-эконом за год не увидит. Куча заданий по всем предметам, конспекты, решения, в то время как соц. получили только 1 задание....сегодня весь день корпела над алгеброй, с психом уже рвала листки с неправильными решениями, но в конце концов решила-таки, но не факт, что правильно. Я вообще хорошистка, но сейчас...сомневаюсь, что я в них останусь. И вот теперь думаю не уйти ли мне в социальный, пока не поздно...все-таки там легче. В том классе все только за, чтоб я к ним перешла, а вот в нашем...здесь у меня лучшая подруга и если я уйду, то получается сидеть ей придется одной...она не покажет, что ей неприятно, но я то знаю...мама тоже против, говорит, если я перейду, то опозорюсь. Хотя что в этом такого? А я не знаю, как выдержу еще один день на физ-мате...да к тому же математик на соц.экономе новый, молодой, говорят, объясняет круто и вообще классный......а это значит, что я не буду боятся подойти что-то спросить и трястись перед уроком, потому что если переспросить что-то у учителя с опытом, то они потом к доске будут вызывать и буквально выпытывать решения, я это на своем опыте пережила. Я разрываюсь и не знаю, что делать...хочу уйти из физ-мата на соц-эконом, но люди подумают, что бегу от трудностей...а я и правда бегу от них, потому что боюсь не выдержать. У меня и так нервы уже ни к черту, мама даже как-то к психологу идти предлагала. А тут еще 2 года каждодневной физики и алгебры, причем один раз в неделю будет пара физики, в другой пара алгебры. Я УЖЕ ПРОСТО НЕ ЗНАЮ КУДА ПОДАТЬСЯ. В первый же день учебы уже через 10 минут сидения на алгебре я подружке пошутила, что уйду в монастырь, а сейчас вот сижу и думаю, правда что ли уйти?
Оцените:

Дурень, возраст: 16 / 04.09.2012

Отклики:

Подписывается дурень, а оказывается это кропотливая девушка, которую преследует мысль, что она глупая и делает все не так как надо.
Ты написала как будто про меня, когда я в школе учился. Я тоже учился на физмате, тоже был хорошистом, получал тройки, меня терзали разные мысли, что я типа плохо учусь, хотя больше об этом беспокоилась моя мама, что было перегибом в контроле, это типичная ошибка воспитания была на тот момент.
Постоянно не успевал дописывать самостоятельные или контрольные, получал то четыре, то три, но всё равно получал в четверти четверку.
Закончил школу, поступил на бесплатное на вышку. Вспоминаю первый день там: матан, пишем типа егэ, проверка остаточных знаний. У меня мысли, типа все меня тут умнее, быстрее и я как это было в школе напишу на тройку. Написал много, но в правильности не был уверен. Прошло всё лето и в голове мало что оставалось, но это мне казалось, когда же я узнал, что я единственный получил пятерку, я думал надо мной просто стебутся. И после этого вообще перестал переживать насчет учебы.
Сейчас 5 курс, я один из лидеров, получаю стипендию и доволен)
А вот ты еще в 10 классе и эти твои проблемы не такие серьёзные. Важнее тебе сейчас понять, к чему больше интерес, чтобы потом решить какие егэ сдавать к концу 11 класса. И система поступления устроена таким образом, чтобы просто набрать максимальное количество баллов по этим егэ и при поступлении в вуз чтобы был у тебя высокий рейтинг чтобы попасть в "счастливчики". И вктратце так: первое - работать на эти предметы чтобы сдать егэ, даже просто чисто механически, второе - определиться с направлением, будущей специальностью, поинтересоваться, востребована ли она, как оплачивается, какие есть плюсы и минусы, спрашивать друзей, знакомых как, куда они поступили, как учатся, оправдывают ли их ожидания о их учебе и будущей специальности.
Жалко по этой части не ведется ориентирование в школе, и к выбору многие не относятся серьёзно. Ты же начинай задумываться. Думаю тебе это должно дать ответ, а не перескакивать сгоряча с место на место. Оставь свои переживания, удачи!

прохожий Константин, возраст: 21 / 05.09.2012

Вообще все зависит о того, куда ты планируешь поступать. Если на факультет, связанный с математикой или физикой, то надо терпеть, потому что там будет еще ужаснее и непонятнее. А если на гуманитарную специальность, то конечно надо переходить в другой класс, никто ничего тебе не скажет, если ты, к примеру, собираешься стать юристом. Ломать и мучить себя неизвестно для чего не надо. Мы живые люди, а не роботы, у нас ограниченный запас здоровья, нервов, сил и возможностей. Все зависит от твоей цели, куда ты будешь поступать. Я сама училась в физ-мат лицее, прекрасно тебя понимаю. Надо определить свои склонности и способности, кто ты, гуманитарий или математик. И не надо бояться осуждения. Моя подруга ушла из лицея после 9 класса в обычную школу, чтобы поступать на юридический, хотя была отличницей. Сейчас она прекрасный юрист, так что зачем бы ей было мучиться с математекой, вместо этого она изучала правоведение и другие необходимые вещи. И никто не сможет ее осудить, что она сбежала от трудностей, просто сделала разумный выбор.

Другая моя подруга наоборот пришла в наш лицей в старших классах, чтобы изучать математику, геометрию и т.д. и поступать на соответствующий факультет (Факультет вычислительной математики и кибернетики) и теперь она прекрасный программист. Так что все зависит от твоего направления, нельзя, чтобы страх перед учителями искажал его. Возможно, стоит действительно обратиться к психологу, чтобы разобраться в себе.

Лена, возраст: 27 / 05.09.2012

Солнышко, а ты уже задумывалась о будущей профессии? Кем бы ты хотела работать? Попробуй определиться сама или поговори с психологом, пускай он подскажет какая профессия тебе больше всего подходит. Исходя из этого и решишь, где тебе лучше учиться.

Елена, возраст: 28 / 05.09.2012

Привет! Я тебя понимаю! если ты не собираешься поступать на физ-мат или еще куда-то на тесно связанную с математикой и физикой профессию, то зачем тебе учиться в классе с физ-мат уклоном? Чтоб учиться в таком классе, надо математику любить. Иначе ученье превратится в мучение. Я сама люблю математику, получила диплом математика, но все равно и для меня сидеть было тяжело отсидеть несколько пар математики подряд. поговори с мамой, объясни ей, что физика с математикой - это не твоя стихия. А насчет подруги, я думаю, дружба здесь не причем. если она настоящая подруга, она останется подругой. Так что не медля переходи в соц.экономику. зачем тебе мучиться зря.

Математик, возраст: 24 / 05.09.2012

Знаешь, в моей школе тоже было такое разделение, только называлось немного иначе. Я выбрала математический профиль, тк с математикой у меня лады и мне, в принципе, нравилось. Но были такие ребята, которые переходили на гуманитарный профиль, так как точные науки им не давались. Это нормально, ведь у каждого свои склонности и свой склад ума. Ничего страшного в этом нет. Поэтому тебе нужно самой определиться со своим выбором. Если тебе социально-экономический нравится, и не только потому, что там легче, то почему бы не перейти. Скоро поступление в университет, ты уже раздумываешь о будущей специальности? Кстати, здесь нет ничего постыдного, если ты поговоришь со специалистом. В нашей школе психолог давала рекомендации по поводу будущей профессии и могла объяснить моменты связанные именно со складом характера, личными способностями каждого. Пройди тест на профориентацию - выявишь наиболее интересные тебе области. Хотя это и самостоятельно сделать можно. Если ты гуманитарий и на простенькую задачку тратишь целый день, наверное, нет смысла себя мучить. С другой стороны, будет плохо, если ты собираешься перейти на соц-эконом. профиль и лентяйничать - там тоже надо будет потрудиться. Отойди немного от бурных эмоций и поразмысли вместе с родителями на эту тему. Скажи им честно,что тебе тяжело. Помни - лучшей ты быть не обязана, но всегда обязана стараться. Удачи тебе. И еще раз напомню - не обязательно всем подряд становится инженерами. Юристы хорошие тоже нужны стране. Удачи тебе!

Landish , возраст: 20 / 05.09.2012

У меня сейчас так же. после 9 лет гимназии пошел в лицей (который далеко не последний в стране)
Итог: 7.00 - подъем. Далее еду в школу. 9:00 - занятия. В 16:00 я уже дома. До сна делаю уроки. А ведь еще и хобби и игровая зависимость (наверно). А вывод я сделал такой: Если сейчас это потянуть и выучиться, то
1) За день обучения сваливается огромное кол-во знаний, навыков и т.д.
2) Даже если не понадобится вся эта фигня, то потом можно будет достаточно быстро изучить, то что надо!
Короче, нагрузка на мозг - есть хорошо.
А с вопросами, тут много источников:
1) Интернет
2) Знакомые
3) Учитель =) просто если к доске вызовет, то это не плохо, ибо от "2" никто не умирал. А ответ на вопрос получить надо. + при вызывании к доске после вопроса учитель объяснять должен, а не спрашивать.
П.С. "Все что нас не убивает - делает нас сильнее"

Отдел исследований «Бумаги» вместе с JetBrains провел исследование, чтобы выяснить, почему в физико-математических школах девочек учится меньше, чем мальчиков, и что может изменить ситуацию. Мы поговорили с преподавателями, ученицами и их родителями. Исследование длилось 7 месяцев, охватило 6 самых сильных физико-математических школ Петербурга и 113 человек.

Чтобы рассказать о главных этой работы, редакция «Бумаги» сделала - с историями выпускниц и родителей, отдавших дочерей в физматлицеи, интервью с психологом и самими авторами исследования.

Каково девочкам учиться в математических школах, как к ним относятся преподаватели и одноклассники и откуда берутся стереотипы о старательных девочках и ленивых, но более талантливых мальчиках?

«Бумага» поговорила с пятью выпускницами петербургских матшкол от 18 до 25 лет.

Светлана

Закончила лицей № 239 и физико-механический факультет Политеха

Я поступила в физико-математический лицей в 10-м классе. Сама хотела в эту школу, и вся моя семья закончила 239 - папа с мамой, дядя. До 239 я училась в гуманитарной гимназии, но математика мне всегда нравилась, и я ходила на дополнительные курсы: хотелось, чтобы уровень был повыше.

В нашем классе было больше всего девочек в параллели - десять, но одна в итоге решила уйти. После школы одноклассницы поступили в основном на экономику, менеджмент, а я хотела пойти на экономический факультет СПбГУ, но не прошла в первой волне и решила идти в Политех - на физико-механический факультет. Многие одноклассники пошли туда же, с некоторыми мы даже учились в одной группе.

Изначально я выбрала специальность, связанную с программированием, но в итоге сменила ее на гидроаэродинамику. Сейчас работаю инженером в Германии.

На технической специальности в принципе тяжело учиться, а если ты девушка - особенно. Многие преподаватели говорят что-то вроде: «Ты зачем вообще сюда пришла, ты ничего в этом не понимаешь». Особенно это касается физики, с математикой таких историй у меня особенно не было. Мне очень нравились педагоги в университете, но у них немного устаревшее восприятие мира: им кажется, что если ты девочка, то точно ничего не понимаешь в машинах. Думаю, они не хотят сказать ничего плохого, но просто так получается.

При этом девочки в вузе учились лучше мальчиков, уделяли учебе больше времени. Может, потому что хотели доказать что-то. К концу учебы уже не было никаких шуток.

В Германии такого [отношения к девушкам] в вузе вообще не было. Наоборот, здесь очень приветствуют, чтобы девушки учились на технических специальностях.

Думаю, такое отношение [со стороны преподавателей] меня скорее мотивировало, всё время хотелось доказать, что я разбираюсь. Это продолжается и до сих пор. Когда я, например, получала права, мой инструктор-мужчина объяснял мне, как устроена машина. Очень хотелось ему сказать, что я вообще-то училась на инженера шесть лет и разбираюсь в этом не хуже него.

Иллюстрации: Елизавета Семакина / «Бумага»

Анна

Закончила лицей ФТШ и учится на факультете математических и информационных технологий Академического университета

Математику я полюбила в 5-м классе, после того как попала на олимпиаду и впервые попробовала решать необычные задачи. Мама записала меня в математический кружок при Физико-технической школе, а в 8-м классе я поступила в сам лицей.

В ФТШ мне всё очень нравилось: школа, атмосфера, преподаватели. В нашем классе было девять девочек - локальный рекорд. Вся школа удивлялась, а некоторые сначала относились к нам скептически: мол, не может быть хорошим класс, в котором так много девочек. Но когда стало ясно, что мы все оказались там не случайно, отношение переменилось. Наш преподаватель по физике даже шутил, что у нас в классе матриархат.

Сами девочки не считали, что математика или физика не для них. Я встречалась с таким мнением до ФТШ, но у меня на это был всегда ответ: «Может быть, вам и не нужно, а мне нравится».

От преподавателей я никогда ничего подобного не слышала, но однажды на городской олимпиаде по математике у меня не хотели засчитывать задачу, оправдывая это тем, что «я маленькая девочка, а у меня и так много задач решено». В чем было дело, я так и не поняла - до сих пор гадаю. Я все-таки смогла сдать ту задачу и получила на олимпиаде диплом второй степени. За что я благодарна учителям из ФТШ: узнав об этой ситуации, они встали на мою сторону.

Такие истории меня, с одной стороны, мотивировали - хотелось бороться дальше. С другой, это сильно ударяет по нервной системе: для меня ситуация на олимпиаде, например, была огромным стрессом.

Откуда берется такое отношение [к девушкам в математике], не знаю. Может, дело в том, что когда-то девушки в принципе не могли получать образование и сидели дома. А еще мне кажется, дело в том, что некоторые люди не уверены в себе и пытаются своим авторитетом задвинуть слабого или того, кого они считают слабым.

После школы я поступила в Академический университет на факультет математических и информационных технологий, сейчас стажируюсь в Google в Варшаве. В нашей группе в университете девушек было уже больше, и думаю, что к этому моменту отношение к мальчикам и девочкам стало примерно одинаковым. Возможно, это связано с тем, что людям кажется, что девочки-подростки не могут сами решить идти в математику, что их кто-то заставил. А если человек взрослый, то это вроде как его решение.

Фиала

Окончила лицей № 30 и экономический факультет СПбГУ

В физико-математический лицей я попадала довольно случайно: в седьмом классе заняла второе место на районной олимпиаде по математике и, видимо, таким образом попала в базу «тридцатки». Они предложили мне пройти вступительные испытания, и я решила попробовать свои силы. То письмо [из лицея] мама хранит до сих пор - это было практически как письмо из Хогвартса.

Я попробовала и с первого тура олимпиады поступила. До этого я училась в обычной школе Пушкинского района, но у меня была очень сильная преподавательница по математике. У моих родителей нет высшего образования, поэтому они мне всегда говорили, что образование - это очень важно. В своей школе я училась на «отлично», но не знала, что можно вот так попасть в какую-то сильную школу, тем более из Пушкина.

Учиться в физмат-лицее было очень сложно. Приходилось много заниматься, люди постепенно вылетали. Но мне нравилось. Как-то раз я делала домашнее задание по математике пять часов, но в конце, когда получалось решить, чувствовала себя абсолютно счастливой.

В нашем классе было восемь девочек: в два раза меньше, чем мальчиков. Примерно такое же соотношение было в параллелях. Никакой снисходительности или особого отношения к девочкам не было. Был один преподаватель, который считал, что девочки не очень умные: моей подружке, которая шла на «пятерку», он поставил «четверку». Но это единичный случай. И это мое личное ощущение - никто в открытую так, конечно же, не говорил. Но никто и не отрицал, что девушка в физмате - это редкость, особенно если она была еще продвинутой в физике и программировании. Хотя у меня была одноклассница, которая, не готовясь, сдала ЕГЭ по информатике на 97 баллов.

Мальчики из нашего класса после школы почти все пошли на технические специальности, в основном в Политех. Девочки больше шли на экономические факультеты. Кто-то выбрал юридическую специальность и психологию.

Я поступила в СПбГУ на специальность «Математические методы в экономике» - хотелось использовать свою математическую базу, но при этом получить прикладную специальность. Сейчас я работаю специалистом финансового отдела в юридической фирме.

После школы у меня была мысль поступить на матмех, я даже была на подготовительных курсах, но поняла, что это выше моего понимания. Думаю, тут либо дано, либо не надо.

Валерия

Закончила лицей № 366, учится в Высшей школе менеджмента

Я училась в физико-математическом лицее с 1-го по 11-й класс. Попасть туда было сложно, нужно было пройти вступительные испытания. Но в этой школе учились две мои сестры и брат - возможно, поэтому меня взяли.

Математику я полюбила классе в 7-м, до этого мне больше нравилась литература. Когда началось разделение на алгебру и геометрию, задачи стали гораздо интереснее, там нужно было много думать. Плюс был еще соревновательный элемент: в 7-м классе нас переформировали и поделили на класс с сильной математикой и два послабее. Я попала в сильный.

До распределения в нашем классе было поровну мальчиков и девочек. После осталось только семь девочек. Учиться было безумно сложно: в неделю по 12 часов математики, а домашние задания мы делали по шесть часов. 80 % учебного времени уходило на математику. Но все очень старались.

До конца школы мне очень нравился этот предмет, и я даже собиралась поступать на матмех. Но в старших классах у нас сменился преподаватель, который почему-то стал относиться ко мне не очень хорошо. Если я решала задачу первой и несла ему на проверку, он не верил, что я сделала это сама и намекал, что списала.

Может, дело было и в том, что я единственная из класса наряжалась, красилась; у меня все-таки была какая-то своя жизнь кроме математики. Могла волосы распустить, за что меня в школе постоянно ругали. К моей соседке по парте, которая занималась только математикой и программированием, преподаватель относился хорошо.

К концу школы было всё меньше рвения: понимала, что всё равно мои старания никто не оценит. В итоге я довольно плохо написала ЕГЭ - всего около 80 баллов. Было очень обидно, и это еще больше понизило мою уверенность в себе. Я решила, что точно плохо знаю математику и не пойду на матмех, в итоге поступила в Высшую школу менеджмента СПбГУ.

Многие одноклассники пошли на программирование, на матмех - только одна. Класс больше делился не по принципу мальчик - девочка, а умный – не умный. На переменах умные одноклассники сидели вместе, совещались по поводу задач. Вместе ездили на олимпиады по программированию.

При этом мальчики были ленивее, могли не сделать домашнее задание. Я, конечно, не очень люблю верить стереотипам, но девочки, [которые хорошо учились], целыми днями сидели за уроками. А мальчики вообще ничего не делали, но при этом всё равно в классе решали задачи гораздо лучше.

Мария

Закончила лицей № 239, поступила на факультет прикладной математики и процессов управления СПбГУ

В физико-математическом лицее № 239 я училась с 10-го класса. С самого детства увлекалась математикой, в школе это был один из моих любимых предметов. Я решала математические задачи, участвовала в олимпиадах, какое-то время занималась шахматами. Но до 10-го класса я даже не думала, что можно учиться в другой школе, и не была уверена, что могу поступить.

В 239 учился мой брат и его жена. Родители тоже увлекались математикой и привили мне эту любовь, по профессии они оба инженеры-строители. В 9-м классе они предложили мне поменять школу, но куда именно идти, я выбирала сама. В 239 пошла, чтобы самой себе доказать, что могу. Готовилась сама - и в итоге поступила по результатам олимпиады, без курсов.

В моем классе было 11 девочек и 17 мальчиков. Это довольно уникальная ситуация, девочек обычно гораздо меньше. В параллелях их могло быть по три в классе. В целом я никогда не ощущала давления, учителя меня поддерживали. Только один раз преподаватель, который у меня принимал экзамен, пожаловался: «Зачем вы мне даете принимать экзамен у девочки, они же никогда не знают физику».

При этом я бы сказала, что в нашем классе девочки учились наравне с мальчиками. До конца 11-го класса доучились все девочки, а вот некоторых мальчиков исключили.

В основном мои одноклассницы пошли на экономику и менеджмент, мальчики почти все поступили на технические специальности. Три человека пошли в СПбГУ на матмех. Я после 11-го класса поступила на факультет прикладной математики и процессов управления СПбГУ.

Учиться на математическом факультете мне не страшно. С конкретной профессией я пока не определилась, но вообще интересно, что физматлицей привил мне любовь к литературе. При этом я до сих пор очень люблю математику, а геометрию вообще обожаю. В 11-м классе долго думала, куда поступать, но в итоге решила продолжить заниматься математикой. Если у тебя техническое образование, то в гуманитарную сферу ты еще можешь пойти, а наоборот - вряд ли.