Виды и характеристика заданий для внеаудиторной самостоятельной работы студентов. Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов Виды заданий внеаудиторной самостоятельной работы

Самостоятельная работа квалифицируется как форма организации учебного процесса, как объективное условие формирования познавательной, исполнительской, творческой активности и самостоятельности студентов при обучении. Самостоятельная работа студентов формирует готовность к самообразованию, создает базу непрерывного образования, возможность постоянно повышать свою квалификацию.

Внеаудиторная самостоятельная работа – это деятельность студентов по усвоению знаний и умений, направляемая преподавателем и протекающая без непосредственного участия преподавателя.

Из широкого разнообразия видов самостоятельной работы можно предложить студентам следующие виды и дать им краткую характеристику:

    Подготовка информационного сообщения – это вид внеаудиторной самостоятельной работы по подготовке небольшого по объему устного сообщения для озвучивания на семинаре, практическом занятии. Сообщаемая информация носит характер уточнения или обобщения, несет новизну, отражает современный взгляд по определенным проблемам.

Сообщение отличается от докладов и рефератов не только объемом информации, но и ее характером – сообщения дополняют изучаемый вопрос фактическими или статистическими материалами. Оформляется задание письменно, оно может включать элементы наглядности (иллюстрации, демонстрацию).

Регламент времени на озвучивание сообщения – до 5 минут. Ориентировочное время на подготовку сообщения – 1 час, максимальное количество баллов – 2.

    Написание реферата – это более объемный, чем сообщение, вид самостоятельной работы студента, содержащий информацию, дополняющую и развивающую основную тему, изучаемую на аудиторных занятиях. Реферативные материалы должны представлять письменную модель первичного документа – научной работы, монографии, статьи. Реферат может включать обзор нескольких источников и служить основой для доклада на определенную тему на семинарах, конференциях.

Регламент времени на озвучивание сообщения – 7-10 минут. Ориентировочное время на подготовку – 4 час, максимальное количество баллов – 5.

    Написание конспекта первоисточника (статьи, монографии и пр.) – это вид внеаудиторной самостоятельной работы по созданию обзора информации, содержащейся в объекте конспектирования, в более краткой форме. В конспекте должны быть отражены основные принципиальные положения источника, основные методологические положения работы, аргументы, этапы доказательства и выводы.

Конспект должен начинаться с указанием реквизитов источника (фамилия автора, полного наименования работы, места и года издания).

Работа выполняется письменно. Озвучиванию подлежат главные положения и выводы работы в виде краткого устного сообщения (3-4 мин) в рамках теоретических и практических занятий. Контроль может проводиться в виде проверки конспектов преподавателем, контрольных работ и др.

Ориентировочное время на подготовку конспекта статьи – 2 часа (максимальное количество баллов – 3), монографии, главы книги, учебника – 4 часа (максимальное количество баллов – 5).

    Написание эссе - это вид внеаудиторной самостоятельной работы по написанию сочинения небольшого объема и свободной композиции на частную тему, трактуемую субъективно. Тематика эссе должна быть актуальной, затрагивающей современные проблемы области изучения дисциплины. Студент должен раскрыть не только суть проблемы, привести различные точки зрения, но и выразить собственные взгляды на нее.

Ориентировочное время на подготовку эссе – 2 часа, максимальное количество баллов – 3.

    Написание аннотации - это вид внеаудиторной самостоятельной работы по написанию краткой характеристики книги, статьи, рукописи. В ней излагается основное содержание данного произведения, даются сведения о том, для какого круга читателей оно предназначено. Студент должен перечислить основные мысли, проблемы, затронутые автором, его выводы, предложения, определить значимость текста.

Ориентировочное время на подготовку аннотации – 2 часа, максимальное количество баллов – 3.

    Составление опорного конспекта - это вид внеаудиторной самостоятельной работы по созданию краткой информационной структуры, обобщающей и отражающей суть материала лекции, темы учебника. Основная цель опорного конспекта – облегчить запоминание. В его составлении используются различные базовые понятия, термины, знаки – опорные сигналы.

Ориентировочное время на подготовку опорного конспекта – 2 часа, максимальное количество баллов – 4.

    Составление глоссария - это вид внеаудиторной самостоятельной работы, выражающейся в подборе и систематизации терминов, непонятных слов и выражений, встречающихся при изучении темы.

Ориентировочное время на составление глоссария – 1 час, максимальное количество баллов – 2.

    Составление сводной (обобщающей) таблицы по теме - это вид внеаудиторной самостоятельной работы по систематизации объемной информации, которая сводится (обобщается) в рамки таблицы.

Ориентировочное время на составление сводной таблицы – 1 час, максимальное количество баллов – 1.

    Составление и решение ситуационной задачи - это вид внеаудиторной самостоятельной работы по систематизации информации в рамках постановки или решения конкретных проблем.

Ориентировочное время на подготовку одного ситуационного задания и эталона ответа к нему – 1 час, максимальное количество баллов – 3.

    Составление схемы, иллюстрации (рисунка) - это более простой вид графического способа отображения информации.

Ориентировочное время на выполнение простого рисунка – 1 час, максимальное количество баллов – 1.

    Составление кроссворда по теме и ответов к нему - это разновидность отображения информации в графическом виде и вид контроля знаний по ней. Составление кроссвордов рассматривается как вид внеаудиторной самостоятельной работы и требует от студента не только тех качеств, что необходимы при разгадывании кроссвордов, но и умения систематизировать информацию.

Ориентировочное время на составление кроссворда – 1 час, максимальное количество баллов – 1.

    Научно-исследовательская деятельность студента - этот вид деятельности предполагает самостоятельное формулирование проблемы и ее решение, либо решение сложной предложенной проблемы с последующим контролем преподавателя.

Ориентировочное время на научно-исследовательскую работу студента – 8 часов, максимальное количество баллов – 10.

    Формирование информационного блока - это вид внеаудиторной самостоятельной работы, который требует координации навыков студента по сбору, систематизации, переработке информации, и оформления ее в виде подборки материалов, кратко отражающих теоретические вопросы изучаемой проблемы (определение, структура, виды), а также практические ее аспекты (методики изучения, значение для усвоения последующих тем, профессиональная значимость)

Ориентировочное время на выполнение данного вида работы – 2 часа, максимальное количество баллов – 4.

    Изготовление информационной модели или блока моделей - это вид внеаудиторной самостоятельной работы, в которой кроме умения работать с информацией используются практические навыки по наглядному пространственному ее отражению.

Ориентировочное время на подготовку изготовление информационной модели – 3 часа, максимальное количество баллов – 3.

    Создание материалов-презентаций - это вид внеаудиторной самостоятельной работы по созданию наглядных информационных пособий, выполненных с помощью мультимедийной компьютерной программы. В качестве материалов-презентаций могут быть представлены результаты любого вида внеаудиторной самостоятельной работы, по формату соответствующие режиму презентации.

Ориентировочное время на создание презентаций – 2 часа, максимальное количество баллов – 4.

Все виды заданий могут быть обязательными или дополнительными.

Обязательные задания предлагаются преподавателем после изучения каждой темы. Они комментируются преподавателем, который сообщает требования по их выполнению, сроки исполнения, критерии оценки.

Дополнительные задания являются заданиями по выбору студента. Студентам предоставляется возможность в зависимости от своих индивидуальных особенностей, склонностей по каждой теме выбрать из перечня то или иное задание так, чтобы оно не повторялось по другой теме и не дублировало форму обязательного задания.

Расчет объема часов самостоятельной работы по каждой теме складывается из суммы ориентировочных затрат времени на выполнение обязательных и выбранных студентами дополнительных заданий. При этом общий объем времени по каждой теме не должен быть менее количества часов, отведенных на ее изучение по учебно-тематическому плану.

Итоговая сумма набранных студентами баллов суммируется с результатами оценки аудиторной работы и составляет рейтинговый показатель студента, который может учитываться при проведении итогового контроля знаний по дисциплине.

Затраты времени на подготовку описанных выше заданий зависит от объема информации, сложности ее структурирования, индивидуальных особенностей студента и определяются преподавателем.

Примерные (ориентировочные) затраты времени представлены в таблице 1.

Внеаудитоная самостоятельная работа студента контролируется преподавателем, фиксация объема проделанной работы осуществляется в листе-маршруте, созданном для каждого студента (Таблица 2). Преподаватель и студент имеют возможность отслеживать выполнение объема самостоятельной работы по каждому разделу (или теме) дисциплины в соответствии с распределением нагрузки для их изучения в учебно-тематическом плане дисциплины.

Вуз служит не только местом передачи специ­альных знаний, но и является благоприятной сре­дой становления личности студента, обеспечивает его дальнейшую адаптацию в системе профессио­ нальной деятельности и в окружающем мире. Про­фессиональная культура, основанная на общей культуре личности, способствует формированию личностно значимой систе­мы профессиональных ценностей, обретению инди­видуального стиля в выбранной профессиональной деятельности; - построению в процессе деятельности систе­мы коммуникативных отношений (межличностных и деловых) в соответствии с принятыми нормами культуры общения; - развитию мотивации и потребности в про­должении общекультурного развития, профессио­нально-личностного совершенствования; - формированию технологической культуры деятельности. Педагог может помочь студенту обрести ценностно­ смысловые ориентиры и сформировать свое куль­турно-образовательное пространство, которое будет обеспечивать формирование профессиональной культуры. Студенчество - это важнейший период становле­ния личности в целом, он характеризуется наивыс­шей социальной активностью и достаточно гармо­ничным сочетанием интеллектуальной и социаль­ной зрелости, это пора сложнейшего структуриро­вания интеллекта, которая очень индивидуальна и вариативна. Внеаудиторная деятельность студентов - лю­бая деятельность, осуществляемая во внеучебное время, не связанная с учебными планами аудитор­ных занятий и направленная на формирование и развитие профессионально значимых качеств, спо­собствующая их личностному развитию, расшире­нию и углублению профессиональных знаний, уме­ний и компетенций. Внеаудиторная работа преподавателя - дея­ тельность, осуществляемая во внеучебное время, направленная на профессионально-личностное раз­ витие, самообразование, самосовершенствование как студентов, так и самих преподавателей вуза, принимающих участие в этой деятельности.

формы и методы педагогического воздействия и взаимодействия, имеющие профессионально­ педагогическую направленность системы: мастер-классы, олимпиады, конкурсы, ин­теллектуальные, подвижные, интерактивные игры и турниры, фотоконкурс и др.в рамках некоторых видов внеаудиторной деятельности могут наблюдаться различные уровни самостоятельности студентов. Так, при проведении массовых, длительных меро­приятий (дни факультета, предметная неделя, сту­денческая конференция, предметная олимпиада и т. д.) возникает необходимость в общем руководстве и координации деятельности со стороны преподава­телей. При этом отдельные мероприятия могут ор­ганизовываться студентами под наблюдением или при отсутствии руководства со стороны преподава­телей. Кроме того, виды внеаудиторной работы не определяются жестко достигнутым уровнем актив­ности и самостоятельности студентов. Для студен­тов, занимающихся внеаудиторной деятельностью самостоятельно, могут быть организованы управ­ляемые или регулируемые педагогом виды деятель­ности (педагогическая студия, мастерская, мастер­ класс и т.д.).. создаются условия для проявления ин­дивидуальности, самопознания, саморазвития, са­мораскрытия и самоутверждения.



Институт кураторов является ключевой структурой в системе воспитательной работы вуза, реализующий программу воспитания студенчества с целью формирования у учащихся активной социальной позиции, гражданского самосознания, развития общей культуры и профессионально-трудовых навыков.

В своей работе куратор руководствуется Уставом университета, Положением о кураторе учебной группы, Положением о студенческом общежитии, Правилами поведения обучающихся и другими нормативными документами, регламентирующими учебный и воспитательный процесс в вузе.

Куратор в высшем учебном заведении это преподаватель-воспитатель, который не только наблюдает за обучением студентов, но и активно вовлекает их в воспитательно-образовательный процесс, используя систему взаимоотношений, основанную на сотрудничестве и партнерстве.

Одна из главных задач куратора - помочь студентам 1 и 2 курсов быстро и безболезненно адаптироваться к студенческой жизни, научиться ориентироваться в своих правах и обязанностях, познакомиться с организацией учебного и внеучебного процесса в вузе, сплотить коллектив и создать благоприятный микроклимат в группе.



Куратор соединяет в себе несколько социальных ролей, он - организатор, социолог, тренер, гид, режиссер. Куратор знакомит первокурсников с местом их учебы, проживания, с городом, знакомит с традициями факультета и университета в целом. В его задачи входит диагностирование и выявление тех или иных трудностей студенческой адаптации, он оказывает помощь группе в период подготовки к мероприятиям как организатор и постановщик, создает условия (проводит тренинги, семинары, игры, беседы) для формирования здорового микроклимата в коллективе.

круг обязанностей куратора достаточно обширен:

· разъяснение структуры вуза, системы обучения и традиций учебного заведения;

· проверка текущей успеваемости;

· проведение индивидуальных бесед с каждым студентом группы с целью ознакомления с его интересами, социальными условиями, состоянием здоровья, семейными условиями, мотивации к обучению и т.п.;

· контроль выполнения учебного графика;

· организация встреч преподавателей с отстающими студентами;

· контроль за выполнением текущих заданий;

· оповещение родителей об итогах успеваемости и общественной деятельности студентов;

· оказание помощи отстающим студентам;

· представление на кафедру и в деканат конкретных предложений по поощрению хорошо успевающих студентов и принятию мер в отношении студентов с низкой успеваемостью.

В свою очередь куратор совместно с заведующим кафедрой и заместителем декана факультета участвует в решении таких вопросов, как:

· назначение стипендий;

· представление студентов к установленным в университете формам поощрения или взыскания;

· отчисление, восстановление, перевод студентов на другие специальности;

· поселение в общежитие;

· предоставление академических отпусков и перевод на повторное обучение;

· распределение студентов на производственную практику и молодых специалистов на работу;

· перевод на индивидуальный график обучения;

Куратор организует взаимодействие студентов, объединенных в группу, следит за посещаемостью, соблюдением дисциплины и своевременной сдачей экзаменов. Куратор обычно работает с группой и не нацелен на исследование личных особенностей и профессиональных склонностей студента.

тьютор – это куратор, педагог-психолог, конфликтолог, правовед, менеджер, друг и помощник студента на пути личностного становления и профессионализации.
Базовая функциональная обязанность тьютора – создание избыточной образовательной среды для тьюторанта, с целью выработки уникальной индивидуальной образовательной траектории, постоянно уточняющейся и корректирующейся. Итог работы тьютора и тьюторанта состоит в организации процесса индивидуализации и совершении последним профессионального выбора.
Тьюторство в образовании означает максимальную индивидуализацию учебного процесса. Причем надо отметить, что тьютор работает с установкой на будущее, студент для тьютора – человек - «будущего». Именно в этом выражена индивидуализация образования, что отличается от индивидуального подхода, суть которого опора на человека «реального». Тьютор – это посредник между традиционным педагогом и студентом. Он анализирует интересы и проблемы тьюторанта, отслеживает, что в учебной программе даётся с трудом, а к чему есть способности и интерес. Тьютор помогает наладить отношения с однокурсниками, направит и объяснит, как удачнее развить тему эссе, написать сочинение.
Тьютор помогает тьюторанту сформулировать учебные и профессиональные интересы, исследовать ресурсы, а в итоге – найти своё призвание. Например, студент не может усвоить тему дисциплины «Финансовый менеджмент», преподаватель объясняя и видя низкие результаты по самостоятельным работам, может обратиться к тьютору за поддержкой. В своё время тьютор, спросит студента: «Что могло бы помочь тебе разобраться в сложной для тебя теме?» Ответ студента может быть связан, как с отсутствием интереса к предмету, так и со сложностью стиля преподавания. И то и другое затрудняет процесс обучения студента, но тьютор может помочь студенту облегчить освоение предмета, поднимая уровень осознанности относительно необходимости данного предмета или конкретных знаний, встроить в индивидуальную программу те дисциплины или практикоориентированные формы обучения, которые помогут студенту и повысят интерес к обучению и улучшат результат.
Тьютор помогает разобраться в успехах, неудачах и правильно сформулировать цели на будущее.
Тьютор – он помогает студенту определиться с предпочтениями, с направлением творческой или исследовательской деятельности. Тьютор – это тот, кто организовывает максимально комфортные условия для реализации обучаемого как личности.

Виды заданий для ВСР

    Для овладения знаниями : чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы); составление плана текста; графическое изображение структуры текста; конспектирование текста; работа со словарями и справочниками; работа с нормативными документами; учебно-исследовательская работа; использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники, Интернета и другое.

    Для закрепления и систематизации знаний:
    работа с конспектом лекции (обработка текста); повторная работа с учебном материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио- и видеозаписей); составление плана и тезисов ответа; составление таблиц для систематизации учебного материала; ответы на контрольные вопросы; аналитическая обработка текста (конспект-анализ);подготовка сообщений к выступлению на семинаре, конференции; подготовка докладов; составление библиографии, тестирование и другое.

    Для формирования умений и навыков:
    решение задач и упражнений по образцу; решение вариантных задач и упражнений; выполнение чертежей, схем; выполнение расчётно-графических работ; решение ситуационных производственных (профессиональных) задач; подготовка к деловым играм; к конкурсам, конференциям, проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности; экспериментально-конструкторская работа; опытно-экспериментальная работа.

    Комплексное задание

Характеристика заданий и критерии оценки

    Домашняя контрольная работа

Контрольные задания составляются преподавателем таким образом, чтобы можно было проверить знания основных разделов.

Контрольная работа разрабатывается в одном или нескольких вариантах (в зависимости от вида работы, дисциплины, формы обучения и т.д.). Возможны индивидуальные задания каждому обучающемуся. В каждом варианте содержится несколько заданий: теоретические вопросы, задачи, практические задания.

Распределение вариантов домашних контрольных работ осуществляется преподавателем.

При выполнении работы следует придерживаться следующих правил:

    подобрать необходимую литературу, изучить содержание курса и методические рекомендации по выполнению домашней контрольной работы;

    затем изложить теоретическую часть вопроса, т.е. проанализировать задание- выяснить, что известно, что надо найти, что для этого необходимо;

    решить предложенные практические задания, например, аккуратно выполнить чертеж, или график, или рисунок;

    оформить контрольную работу;

    сдать ее на проверку преподавателю в установленный срок.

Работа должна быть выполнена грамотно и аккуратно, четко и разборчиво, без помарок и зачёркиваний, запрещается произвольно сокращать слова (кроме общепринятых сокращений).

На проверку не принимаются работы:

    выполненные не по своему варианту;

    выполненные небрежно и неразборчиво.

Оценка домашних к онтрольных работ

Контрольные работы могут оцениваться дифференцированно по следующим критериям выставления отметок по пятибалльной шкале:

    выполнено без ошибок и недочетов 90-100% от общего объема работы - выставляется отметка «отлично»;

    выполнено без ошибок и недочетов 76-89% от общего объема работы - выставляется отметка «хорошо»;

    выполнено без ошибок и недочетов 50-75% от общего объема работы - выставляется отметка «удовлетворительно»;

    выполнено без ошибок и недочетов менее 50 % от общего объема работы - выставляется отметка «неудовлетворительно».

Работа, выполненная на оценку «неудовлетворительно» возвращается обучающемуся с подробными замечаниями для доработки.

Контрольная работа, выполненная несамостоятельно, оценивается на неудовлетворительную оценку, и ему выдается новый вариант контрольной работы, отличный от первоначального.

Контрольная работа, выполненная небрежно, неразборчиво, без соблюдения требований по оформлению возвращается обучающемуся без проверки с указанием причин возврата на титульном листе.

Оформление домашней контрольной работы

Контрольная работа выполняется в рабочей тетради и оформляется в соответствии с общими требованиями: содержит название образовательного учреждения, название дисциплины по которой написана работа, фамилию и инициалы обучающегося, номер группы, название темы, номер варианта, дату.

При необходимости, текст ответа дополнить чертежами, схемами и рисунками, четко и аккуратно с помощью линейки и карандаша; можно выполнить работу на компьютере..

Основная часть обычно состоит из двух разделов:

В первом разделе раскрываются теоретические вопросы данной темы, ответы на вопросы должны быть полными и конкретными;

Вторым разделом является практическая часть, которая представлена решением задачи с учетом графиков, чертежей и т.д. Перед решением задачи должны быть полностью приведены ее условие. Решением задач следует сопровождать необходимыми формулами, расчетами и обоснованием.

Задачи, в которых даны ответы без развернутых расчетов, пояснений и кратких выводов, или если по условиям задания нет конечного результата, будут считаться нерешенными.

Критерии оценки:

    правильное раскрытие содержания основных вопросов темы, правильное решение задач,

    самостоятельность суждений, творческий подход, научное обоснование раскрываемой проблем,

    правильность использования цитат (если цитата приводится дословно, то надо взять ее в кавычки и указать источник с указанием фамилии автора, названия произведения, места и города издания, тома, части, параграфа, страницы ),

    наличие в конце работы полного списка литературы.

Контроль выполнения: письменная работа.

    Написание реферата в

Реферат - вид ВСР, содержащий информацию, дополняющую и развивающую основную тему, изучаемую на аудиторных занятиях. Темы для написания рефератов выдаются студентам на первых занятиях, определяются сроки их выполнения и защиты.

Задачи преподавателя:

    Определить тему и цель работы;

    Определить место и сроки подготовки;

    Оказать консультативную помощь при формировании структуры реферата;

    Оценить качество представленной работы и ее защиты.

Задачи студента:

    Собрать и изучить литературу по теме;

    Составить план реферата;

    Изучение информации (уяснение логики материала источника, выбор основного материала, краткое изложение, формулирование выводов);

    Оформление реферата согласно установленной формы;

    Сдать на контроль преподавателю и озвучить в назначенный срок.

Критерии оценки:

    Актуальность темы;

    Соответствие содержания теме;

    Глубина проработки материала;

    Грамотность и полнота использования источников;

    Соответствие оформления реферата требованиям

Время на защиту – 7 – 10 мин.

    Написание конспекта первоисточника

Конспект - вид ВСР по созданию обзора информации, содержащейся в объекте конспектирования, в более краткой форме. В конспекте должны быть отражены основные принципиальные положения источника, то новое, что внес его автор, основные методологические положения работы, аргументы, этапы доказательства и выводы. Конспект должен начинаться с указания реквизитов источника (фамилии автора, полного наименования работы, места и года издания). Особо значимые места, примеры выделяются цветным подчеркиванием, взятием в рамку, пометками на полях, чтобы акцентировать на них внимание и прочнее запомнить. Время на озвучивание конспекта – 3-4 минуты. Задание для конспектирования выдается заранее

Задачи преподавателя:

    Усилить мотивацию к выполнению задания подбором интересной темы;

Задачи студента:

    Записывать только то, что хорошо уяснил;

    Выделять ключевые слова и понятия;

    Заменять сложные развернутые обороты текста более лаконичными (свертывание);

    Разработать и применять свою систему сокращений.

Критерии оценки:

    Отражение основных положений, результатов работы автора, выводов;

    Ясность, лаконичность изложения мыслей студента;

    Наличие схем, графическое выделение особо значимой информации;

    Соответствие оформления требованиям

    Написание доклада, эссе

Доклад, эссе - вид внеаудиторной самостоятель­ной работы студентов по написанию сочинения небольшого объема и свободной композиции на частную тему, трактуемую субъективно и обычно неполно. Тематика эссе должна быть актуальной, затрагивающей современные пробле­мы области изучения дисциплины. Студент должен раскрыть не только суть проблемы, привести различные точки зрения, но и выразить собственные взгляды на нее. Этот вид работы требует от студента умения четко выражать мысли как в письменной форме, так и посредством логических рассуждений, ясно изла­гать свою точку зрения.

Эссе, как правило, имеет задание, посвященное решению одной из проблем, касающейся области учебных или научных интересов дисциплины, общее проблемное поле, на основании чего студент сам формулирует тему. При раскрытии темы он должен проявить оригинальность подхода к решению пробле­мы, реалистичность, полезность и значимость предложенных идей, яркость, образность, художественную оригинальность изложения.

В качестве дополнительного задания планируется заранее в начале изучения дисциплины. Эссе может быть представлено на практическом занятии, на конкурсе студенческих работ, научных конферен­циях.

Задачи преподавателя:

    помочь в выборе источников по теме;

    помочь в формулировании темы, цели, выводов;

    консультировать при затруднениях.

Задачи студента:

    подобрать и изучить источники по теме, содержащуюся в них информацию;

    выбрать главное и второстепенное;

    составить план эссе;

    лаконично, но емко раскрыть содержание проблемы и свои подходы к ее решению;

    оформить эссе и сдать в установленный срок.

Критерии оценки:

    новизна, оригинальность идеи, подхода;

    реалистичность оценки существующего положения дел;

    полезность и реалистичность предложенной идеи;

    значимость реализации данной идеи, подхода, широта охвата;

    художественная выразительность, яркость, образность изложения;

    грамотность изложения;

    эссе представлено в срок.

    Составление глоссария

Глоссарий - вид ВСР студента, выражающейся в подборе и систематизации терминов, непонятных слов и выражений, встречающихся при изучении темы. Развивает у студентов способность выделять главные понятия темы и формулировать их. Оформляется письменно, включает название и значение терминов, слов и понятий в ал­фавитном порядке.

Задания по составлению глоссария вносятся в тетрадь для са­мостоятельной работы в динамике учебного процесса по мере необходимости или планируется заранее, в начале семестра.

Задачи преподавателя:

    проверить использование и степень эффективности в рамках практического занятия.

Задачи студента:

    подобрать к ним и записать основные определения или расшифровку понятий;

    критически осмыслить подобранные определения и по­пытаться их модифицировать (упростить в плане устранения избыточности и повторений);

    оформить работу и представить в установленный срок.

Критерии оценки:

    соответствие терминов теме;

    многоаспектность интерпретации терминов и конкре­тизация их трактовки в соответствии со спецификой изучения дисциплины;

    работа сдана в срок.

    Составление кроссвордов по данному разделу и ответов к ним .

Составление кроссвордов по данному разделу и ответов к ним – это разновидность отображения информации в графическом виде и вид контроля знаний по ней. Работа по составлению кроссворда требует от обучающегося владения материалом, умения концентрировать свои мысли и гибкость ума. Разгадывание кроссвордов чаще применяется в домашних самостоя­тельных работах как метод самоконтроля и взаимоконтроля знаний.

Составление кроссвордов рассматривается как вид внеауди­торной самостоятельной работы и требует от обучающихся не только тех же качеств, что необходимы при разгадывании кроссвордов, но и умения систематизировать информацию. Кроссворды могут быть различны по форме и объему слов.

Затраты времени на составление кроссвордов зависят от объема информации, ее сложности и определяются преподава­телем.

Ориентировочное время на подготовку одного кроссвор­да объемом не менее 20 слов – 1 ч, максимальное количество баллов – 1.

Критерии оценки:

    соответствие содержания теме;

    грамотная формулировка вопросов;

    кроссворд выполнен без ошибок;

Контроль выполнения: представление работ в папках

    Составление тестов и эталонов ответов к ним

Это ВСР студента по закреплению изучен­ной информации путем ее дифференциации, конкретизации, сравнения и уточнения в контрольной форме (вопроса, ответа). Студент должен составить как сами тесты, так и эталоны ответов к ним. Тесты могут быть различных уровней сложности, целесообразно предоставлять студенту в этом свобо­ду выбора, главное, чтобы они были в рамках темы. Количество тестов (информационных единиц) можно определить либо давать произвольно. Контроль качества тестов можно вынести на обсу­ждение ("Кто их больше составил?", "Чьи тесты более точны, более интересны?" и т. д.) непосредственно на практическом занятии. Оценку их качества также целесообразно провести в рамках занятия. Задание оформляется письменно.

Задачи преподавателя:

    конкретизировать задание, уточнить цель;

    познакомить с вариантом тестов;

    проверить исполнение и оценить в конце занятия.

Задачи студента:

    изучить информацию по теме;

    провести ее системный анализ;

    создать тесты;

    создать эталоны ответов к ним;

    представить на контроль в установленный срок.

Критерии оценки:

    соответствие содержания тестовых заданий теме;

    включение в тестовые задания наиболее важной инфор­мации;

    разнообразие тестовых заданий по уровням сложности;

    наличие правильных эталонов ответов;

    тесты представлены на контроль в срок.

    Составление и решение ситуационных задач (кейсов)

– это ВСР студента по систематизации информации в рамках постановки или решения конкретных проблем. Решение ситуационных задач - чуть менее сложное действие, чем их создание. И в первом, и во втором случае требуется самостоятельный мыслительный поиск самой проблемы, ее решения. Такой вид самостоятельной работы на­правлен на развитие мышления, творческих умений, усвоение знаний, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем. Следует отметить, что такие знания более прочные, они позволяют студенту видеть, ставить и разрешать как стандартные, так и не стандартные задачи, которые могут возникнуть в дальнейшем в профессиональной деятельности.

Продумывая систему проблемных вопросов, студент должен опираться на уже имеющуюся базу данных, но не повторять во­просы уже содержащиеся в прежних заданиях по теме. Проблем­ные вопросы должны отражать интеллектуальные затруднения и вызывать целенаправленный мыслительный поиск. Решения ситуационных задач относятся к частично поисковому методу и предполагает третий (применение) и четвертый (творчество) уровень знаний. Характеристики выбранной для ситуационной задачи проблемы и способы ее решения являются отправной точкой для оценки качества этого вида работ. В динамике обуче­ния сложность проблемы нарастает, и к его завершению должна соответствовать сложности задач, поставленных профессио­нальной деятельностью на начальном этапе.

Оформляются задачи и эталоны ответов к ним письменно. Количество ситуационных задач и затраты времени на их со­ставление зависят от объема информации, сложности и объема решаемых проблем, индивидуальных особенностей студента и определяются преподавателем.

Задачи преподавателя:

    сообщить студенту информацию о методах построения проблемных задач;

    консультировать студента при возникновении затруд­нений;

    оценить работу студента в контексте занятия (проверить или обсудить ее со студентами).

Задачи студента:

    изучить учебную информацию по теме;

    провести системно - структурированный анализ содер­жания темы;

    выделить проблему, имеющую интеллектуальное затруд­нение, согласовать с преподавателем;

    дать обстоятельную характеристику условий задачи;

    критически осмыслить варианты и попытаться их моди­фицировать (упростить в плане избыточности);

    выбрать оптимальный вариант (подобрать известные и стандартные алгоритмы действия) или варианты разрешения проблемы (если она на стандартная);

    оформить и сдать на контроль в установленный срок.

Критерии оценки:

    соответствие содержания задачи теме;

    решение задачи правильное, демонстрирует применение аналитического и творческого подходов;

    продемонстрированы умения работы в ситуации неодно­значности и неопределенности;

    задача представлена на контроль в срок.

    Формирование информационного блока

– это вид ВСР студента, который требует координации навыков студента по сбору, систематизации, переработке информации, и
оформления ее в виде подборки материалов, кратко отражающих теоретические вопросы изучаемой проблемы (определение, структура, виды), а также практические ее аспекты (методики
изучения, значение для усвоения последующих тем, профессиональная значимость) . Умение формировать информацию по теме в блоки развивает у студентов широкое
видение вопросов, научное мышление, приучает к основательности в изучении проблем. Качественно изготовленные информационные блоки могут служить дидактическим материалом для изучения темы в процессе самоподготовки, как самим студентом, так и его сокурсниками. Информационный блок может включать таблицы, схемы, рисунки, методики исследования, выводы.

Задание по составлению информационных блоков как вида внеаудиторной самостоятельной работы, планирующейся обыч­но после изучения темы в рамках семестра, когда она хорошо осмыслена. Оформляется письменно, ее объем не более двух страниц, контроль выполнения может быть произведен на прак­тическом занятии путем оценки эффективности его использо­вания для выполнения заданий.

Задачи преподавателя:

    дать консультацию по вопросу формы и структуры блока;

    проверить исполнение и степень эффективности в рамках практического занятия.

Задачи студента:

    изучить материал источника, выделяя главное и второ­степенное;

    установить логическую связь между элементами темы;

    подобрать и записать основные определения и понятия;

    дать краткую характеристику объекту изучения;

    использовать элементы наглядности, выделить главную информацию в схемах, таблицах, рисунках;

    сделать выводы, обозначить важность объекта изучения в образовательном или профессиональном плане.

Критерии оценки:

    соответствие содержания теме;

    соответствие оформления требованиям;

    аккуратность и грамотность изложения;

    работа представлена в срок.

    Создание материалов-презентаций

- это вид ВСР студентов по созданию наглядных инфор­мационных пособий, выполненных с помощью мультимедийной компьютерной программы PowerPoint. Этот вид работы требует координации навыков студента по сбору, систе­матизации, переработке информации, оформления ее в виде подборки материалов, кратко отражающих основные вопросы изучаемой темы, в электронном виде. То есть создание мате­риалов-презентаций расширяет методы и средства обработки и представления учебной информации, формирует у студентов навыки работы на компьютере.

Материалы-презентации готовятся студентом в виде слайдов с использованием программы Microsoft PowerPoint. В качестве материалов-презентаций могут быть представлены результаты любого вида внеаудиторной самостоятельной рабо­ты, по формату соответствующие режиму презентаций.

Дополнительное задание по созданию материалов-презен­таций вносятся в карту самостоятельной работы в динамике учебного процесса по мере необходимости и представляются на контроль на практических занятиях.

Задачи преподавателя:

    помочь в выборе главных и дополнительных элементов темы;

    консультировать при затруднениях.

Задачи студента:

    изучить материалы темы, выделяя главное и второсте­пенное;

    установить логическую связь между элементами темы;

    представить характеристику элементов в краткой форме;

    выбрать опорные сигналы для акцентирования главной информации и отобразить в структуре работы;

    оформить работу и предоставить к установленному сроку.

Критерии оценки:

    соответствие содержания теме;

    правильная структурированность информации;

    наличие логической связи изложенной информации;

    эстетичность оформления, его соответствие требова­ниям;

    работа представлена в срок.

    Изготовление моделей или блоков моделей по выбранной теме

– это вид самостоятельной работы, в ко­торой кроме умения работать с информацией используются практические навыки по наглядному пространственному ее отображению. Создавая ту или иную модель, или блок моделей, обучающийся уточняет известную ему информацию, переводит ее в объемную форму, усиливает зрительное восприятие деталей объекта изучения, конкретизирует строение и его структуру, либо отображает последовательность технологического процес­са его изготовления. При изготовлении моделей используются приемы выделения деталей, используя цвет, цифры, наименова­ния. К готовой модели создается пояснение – указатель. Готовая модель демонстрируется на занятиях с кратким пояснением либо представляется обучающимся в качестве наглядного пособия для самостоятельного изучения темы.

Затраты времени на составление информационной модели зависят от объема работы по изготовлению, сложности обработки информации, индивидуальных навыков обучающегося и определяют­ся преподавателем.

Ориентировочное время на подготовку одиночной модели – 2 ч.

Задания по изготовлению информационных моделей как вида внеаудиторной самостоятельной работы планируются после теоретического изучения темы и представляются на контроль на практических занятиях, включаются в демонстрационную часть самостоятельной работы по теме.

Роль преподавателя:

    дать целевую установку на изготовление информацион­ной модели, определить ее информационную значимость;

    помочь в выборе материала для изготовления и выбора
    формы отображения информации;

    консультировать при затруднениях; дать оценку соответствия эталону и степени информа­тивности модели

Критерии оценки модели:

    соответствие содержания теме;

    творческое исполнение задания;

    практическая значимость модели и возможность ее использования на практических занятиях;

    эстетичность оформления;

    работа представлена на контроль в срок.

Контроль выполнения: представление моделей

    Составление анкет, вопросов интервью и беседы

Это вид ВСР студентов по созданию мето­дических средств для проведения диагностики выбранной проблемы исследования. Данный вид заданий требует от студентов разви­того критического мышления по осмыслению информации, ее структурированию на главные элементы и второстепенные, а также умения лаконично формулировать мысль и выражать ее в вопросной форме. Кроме того, использование разработанных студентом данных средств требует от него и развитых коммуникативных, перцептивных и интерактивных навыков. Анкета является методическим средством для получения первичной информации на осно­ве вербальной коммуникации и представляет собой опросный лист для получения ответов на заранее составленную систему вопросов. Интервью - метод социальной психологии, заклю­чающийся в сборе информации, полученной в виде ответов на поставленные, заранее сформулированные, вопросы. Беседа - метод, предусматривающий прямое или косвенное получение психологической информации путем речевого общения. Задание должно включать не менее 10 вопросов.

Задание может планироваться в рамках изучения одной темы или выполняться в процессе научно-исследовательской работы студента.

Задачи преподавателя:

    дать целевую установку на выполнение задания;

    консультировать при затруднении.

Задачи студента:

    изучить информацию по теме;

    разработать вопросы анкеты, интервью или беседы;

    оформить задание и представить на контроль в установ­ленный срок.

Критерии оценки:

    соответствие вопросов теме;

    охват всей проблематики темы;

    корректная формулировка вопросов;

    соответствие оформления требованиям;

    работа представлена в срок.

    Научно-исследовательская деятельность студента

Этот вид деятельности предполагает самостоятельное формулирование проблемы и ее решение, либо решение сложной предложенной проблемы с последующим контролем преподавателя, что обеспечит продуктивную творческую деятельность и формирование наиболее эффективных и прочных знаний (знаний-трансформаций). Этот вид задания может выполняться в ходе занятий студента в кружке по дисциплине или планироваться индивидуально и требует достаточной подготовки и методического обеспечения.

Роль преподавателя и роль студента в этом случае значи­тельно усложняются, так как основной целью является развитие у студентов исследовательского, научного мышления. Такой вид деятельности под силу не всем студентам, планируя его, следует учитывать индивидуальные особенности студента. Более сложна и система реализации такого вида деятельности, более емки затраты времени как студента, так и преподавателя. В качестве кружковой работы могут быть подготовлены сложные рефераты, проведено микроисследование, изготовлены сложные учебные модели.

Ориентировочные затраты времени на такие работы - от 8 часов, максимальное количество баллов - 10.

Министерство общего и профессионального образования

Ростовской области

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Ростовской области

«Каргинский аграрно-технологический техникум»

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕАУДИТОРНОЙ (для преподавателей)

Ст. Каргинская

    Введение 4

    Общие сведения по организации внеаудиторной 4-5
    самостоятельной работы студентов

    Характеристика заданий для внеаудиторной 5-17
    самостоятельной работы студентов

    Критерии оценки ВСРС 17-19

    Приложение 1 Образец титульного листа 20

    Приложение 2 Образец оформления презентации 21

    Приложение 3 Образец тестов 22-23

    Приложение 4 Образец решения задач 24

    Приложение 5 Образец оформления синквейна 25

    Приложение 6 Образец оформления сводной таблицы 26

    Список использованной литературы 27

Введение

Цель данного пособия - оказать помощь преподавателям в организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов (ВСРС). В пособии приводятся краткие характеристики различных видов заданий для ВСРС, рекомендации и требования к их выполнению, ролевые алгоритмы действия преподавателя и студента. Преподаватели могут ознакомиться как со своей ролью в этом процессе, так и с ролью студентов. Это еще раз подчеркивает демократичность образовательного процесса, лишенного постоянного непосредственного руководства всеми действиями студента со стороны преподавателя, отсутствие его прямых указаний, рекомендаций с целью исключения послушного и механического выполнения действий, предписанных преподавателем.

При организации ВСРС преподаватели должны стремиться пробудить у студентов желание стать самостоятельными исследователями в овладении знаниями для своей будущей профессии. Выполнение заданий внеаудиторной самостоятельной работы позволит студентам развить и закрепить необходимые для этого качества.

Общие сведения по организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов

Цель самостоятельной работы - содействие оптимальному усвоению студентами учебного материала, развитие их познавательной активности, готовности и потребности в самообразовании.

Задачи самостоятельной работы:

    углубление и систематизация знаний;

    постановка и решение познавательных задач;

    развитие аналитико-синтетических способностей умственной деятельности, умений работы с различной по объему и виду информацией, учебной и научной литературой;

Практическое применение знаний, умений;

Развитие навыков организации самостоятельного учебного труда и контроля за его эффективностью.

В связи с этим студентам необходимо напомнить правила по планированию и реализации самостоятельной учебной деятельности:

1.Прежде чем выполнить любое дело, четко сформулируйте цель предстоящей деятельности.

4. Выберите наилучший вариант, взвесив все условия.

5.Наметьте промежуточные этапы предстоящей работы определите время выполнения каждого этапа.

6.Во время реализации плана постоянно контролируйте себя и свою деятельность. Корректируйте работу с учетом получаемых результатов, т. е. осуществляйте и используйте обратную связь.

Характеристика заданий для внеаудиторной самостоятельной работы студентов

1. Подготовка информационного сообщения - это вид внеаудиторной самостоятельной работы по подготовке небольшого по объему устного сообщения для озвучивания на семинаре, практическом занятии. Сообщаемая информация носит характер уточнения или обобщения, несет новизну, отражает современный взгляд по определенным проблемам.

Сообщение отличается от докладов и рефератов не только объемом информации, но и ее характером -сообщения дополняют изучаемый вопрос фактическими или статистическими материалами. Оформляется задание письменно, оно может включать элементы наглядности (иллюстрации, демонстрацию).

Регламент времени на озвучивание сообщения - до 5мин.

Затраты времени на подготовку сообщения зависят от трудности сбора информации, сложности материала по теме, индивидуальных особенностей студента и определяются преподавателем. Ориентировочное время на подготовку информационного сообщения - 1ч, максимальное количество баллов - 2.

Дополнительные задания такого рода могут планироваться заранее и вноситься в карту самостоятельной работы в начале изучения дисциплины.

Роль преподавателя:

    определить тему и цель сообщения;

    определить место и сроки подготовки сообщения;

Оказать консультативную помощь при формировании

Оценить сообщение в контексте занятия

Роль студента:

    собрать и изучить литературу по теме;

    составить план или графическую структуру сообщения;

    выделить основные понятия;

    ввести в текст дополнительные данные, характеризующие объект изучения;

    оформить текст письменно;

    сдать на контроль преподавателю и озвучить в установленный срок.

Критерии оценки:

    актуальность темы;

    соответствие содержания теме;

    глубина проработки материала;

    наличие элементов наглядности.

2. Написание реферата - это более объемный, чем сообщение, вид самостоятельной работы студента, содержащий информацию, дополняющую и развивающую основную тему, изучаемую на аудиторных занятиях (приложение 1). Ведущее место занимают темы, представляющие профессиональный интерес, несущие элемент новизны. Реферативные материалы должны представлять письменную модель первичного документа -научной работы, монографии, статьи. Реферат может включать обзор нескольких источников и служить основой для доклада на определенную тему на семинарах, конференциях. Регламент озвучивания реферата - 7-10 мин.

Затраты времени на подготовку материала зависят от трудности сбора информации, сложности материала по теме, индивидуальных особенностей студента и определяются преподавателем. Ориентировочное время на подготовку - 4 ч, максимальное количество баллов - 5.

В качестве дополнительного задания планируется заранее и вносится в карту самостоятельной работы в начале изучения дисциплины.

Роль преподавателя: идентична роли при подготовке студентом информационного сообщения, но имеет особенности, касающиеся:

Выбора источников (разная степень сложности усвоения

научных работ, статей);

    составления плана реферата (порядок изложения материала);

    формулирования основных выводов (соответствие цели);

    оформления работы (соответствие требованиям к оформлению).

Роль студента: идентична при подготовке информационного сообщения, но имеет особенности, касающиеся:

    выбора литературы (основной и дополнительной);

    изучения информации (уяснение логики материала источника, выбор основного материала, краткое изложение, формулирование выводов);

    оформления реферата согласно установленной форме.

Критерии оценки:

    актуальность темы;

    соответствие содержания теме;

    глубина проработки материала;

    грамотность и полнота использования источников;

    соответствие оформления реферата требованиям.

3. Создание материалов – презентаций – это вид самостоятельной работы студентов по созданию наглядных информационных пособий, выполненных с помощью мультимедийной компьютерной программы MS PowerPoint (приложение 10). Этот вид работы требует координации навыков студента по сбору, систематизации, переработке информации, оформления ее в виде подборки материалов, кратко отражающих основные вопросы изучаемой темы, в электронном виде. То есть создание материалов-презентаций расширяет методы и средства обработки и представления учебной информации, формирует у студентов навыки работы на компьютере.

Материалы-презентации готовятся студентом в виде слайдов с использованием программы Microsoft PowerPoint. В качестве материалов-презентаций могут быть представлены результаты любого вида внеаудиторной самостоятельной работы, по формату соответствующие режиму презентаций.

Затраты времени на создание презентаций зависят от степени трудности материала по теме, его объема, уровня сложности создания презентации, индивидуальных особенностей студента и определяются преподавателем.

Ориентировочное время на подготовку - 1,5 ч, максимальное количество баллов - 2.

Дополнительное задание по созданию материалов-презентаций вносятся в карту самостоятельной работы в динамике учебного процесса по мере необходимости и представляются на контроль на практических занятиях.

Роль преподавателя:

Консультировать при затруднениях.

Роль студента:

Изучить материалы темы, выделяя главное и второстепенное;

Установить логическую связь между элементами

    выбрать опорные сигналы для акцентирования главной

информации и отобразить в структуре работы;

Критерии оценки:

    соответствие содержания теме;

Эстетичность оформления, его соответствие требова­ниям;

Работа представлена в срок.

4.Составление опорного конспекта - представляет собой вид внеаудиторной самостоятельной работы студента по созданию краткой информационной структуры, обобщающей и отражающей суть материала лекции, темы учебника (приложение 5). Опорный конспект призван выделить главные объекты изучения, дать им краткую характеристику, используя символы, отразить связь с другими элементами. Основная цель опорного конспекта -облегчить запоминание. В его составлении используются различные базовые понятия, термины, знаки (символы) -опорные сигналы. Опорный конспект - это наилучшая форма подготовки к ответу и в процессе ответа. Составление опорного конспекта к темам особенно эффективно у студентов, которые столкнулись с большим объемом информации при подготовке к занятиям и, не обладая навыками выделять главное, испытывают трудности при ее запоминании. Опорный конспект может быть представлен системой взаимосвязанных геометрических фигур, содержащих блоки концентрированной информации в виде ступенек логической лестницы; рисунка с дополнительными элементами и др. Задание составить опорный конспект по теме может быть как обязательным, так и дополнительным.

Опорные конспекты могут быть проверены в процессе опроса по качеству ответа студента, его составившего, или эффективностью его использования при ответе другими студентами, либо в рамках семинарских занятий может быть проведен микроконкурс конспектов по принципу: какой из них более краткий по форме, емкий и универсальный по содержанию.

Затраты времени при составлении опорного конспекта зависят от сложности материала по теме, индивидуальных особенностей студента и определяются преподавателем.

Ориентировочное время на подготовку -2ч, максимальное количество баллов - 4.

Дополнительное задание по составлению опорного конспекта вносятся в карту самостоятельной работы в динамике учебного процесса по мере необходимости.

Роль преподавателя:

Помочь в выборе главных и дополнительных элементов

    консультировать при затруднениях;

    периодически предоставлять возможность апробирования эффективности конспекта в рамках занятия.

Роль студента:

    представить характеристику элементов в краткой форме

    выбрать опорные сигналы для акцентирования главной информации и отобразить в структуре работы

    оформить работу и предоставить в установленный срок.

Критерии оценки:

    соответствие содержания теме;

    правильная структурированность информации;

    наличие логической связи изложенной информации;

Аккуратность и грамотность изложения и представления

Работа сдана в срок

5. Составление тестов и эталонов ответов к ним - это вид самостоятельной работы студента по закреплению изученной информации путем ее дифференциации, конкретизации, сравнения и уточнения в контрольной форме (вопроса, ответа) (приложение 8). Студент должен составить как сами тесты, так и эталоны ответов к ним. Тесты могут быть различных уровней сложности, целесообразно предоставлять студенту в этом свободу выбора, главное, чтобы они были в рамках темы. Количество тестов (информационных единиц) можно определить либо давать произвольно. Контроль качества тестов можно вынести на обсуждение ("Кто их больше составил?", "Чьи тесты более точны, более интересны?" и т. д.) непосредственно на практическом занятии. Оценку их качества также целесообразно провести в рамках занятия. Задание оформляется письменно.

Затраты времени на составление тестов зависит от объема информации, сложности ее структурирования и определяются преподавателем. Ориентировочное время на подготовку одного тестового задания - 1 ч, максимальное количество баллов - 0,5.

Роль преподавателя:

    познакомить с вариантом тестов;

    проверить исполнение и оценить в конце занятия.

Роль студента:

    изучить информацию по теме;

    провести ее системный анализ;

    создать тесты;

    создать эталоны ответов к ним;

Критерии оценки:

    соответствие содержания тестовых заданий теме;

    включение в тестовые задания наиболее важной информации;

    Плюсы и минусы.

    Изложение собственного подхода / идеи.

Необходимые ресурсы для воплощения данного подхода. План мероприятий по воплощению идеи.

Перспективы использования данного подхода / его разработки

    Плюсы и минусы предложенной идеи.

6 Составление кроссвордов по теме и ответов к ним - это разновидность отображения информации в графическом виде и вид контроля знаний по ней. Работа по составлению кроссворда требует от студента владения материалом, умения концентрировать свои мысли и гибкость ума. Разгадывание кроссвордов чаще применяется в аудиторных самостоятельных работах как метод самоконтроля и взаимоконтроля знаний.

Составление кроссвордов рассматривается как вид внеаудиторной самостоятельной работы и требует от студентов не только тех же качеств, что необходимы при разгадывании кроссвордов, но и умения систематизировать информацию. Кроссворды могут быть различны по форме и объему слов.

Затраты времени на составление кроссвордов зависят от объема информации, ее сложности и определяются преподавателем. Ориентировочное время на подготовку одного кроссворда объемом не менее 10 слов - 1 ч, максимальное количество баллов - 1.

Роль преподавателя:

Конкретизировать задание, уточнить цель;

Роль студента:

    изучить информацию по теме;

    создать графическую структуру, вопросы и ответы к

Представить на контроль в установленный срок.

Критерии оценки:

    соответствие содержания теме;

    грамотная формулировка вопросов;

    кроссворд выполнен без ошибок;

    работа представлена на контроль в срок.

7. Решение задач – это вид самостоятельной работы, который позволяет использовать различные виды познавательной деятельности для решения задач, применять основные методы познания (наблюдение, описание, измерение, эксперимент) для изучения различных сторон окружающей действительности. Умение решать физические задачи определяет степень и глубину понимания физических явлений. В связи с этим практические занятия являются чрезвычайно важным видом учебных занятий. При решении задач по физике следует помнить, что в них отражается физическая реальность окружающего нас мира. Решение любой задачи, даже очень простой, должно начинаться с распознавания явления и мысленного его представления. И только после этого можно приступить к решению.
Затраты времени на решение задач зависит от сложности ее и определяются преподавателем. Ориентировочное время на решение задачи от 0.5 до 1 ч, максимальное количество баллов - 5.

Роль преподавателя:

    конкретизировать задание

    объяснить «ключевые ситуации», на которых основано большинство задач по этой теме.

    постановка задачи совместно со студентами.

    проверить выполнение и оценить.

Роль студента:

    постановка задачи;

    решение задачи;

    анализ решения.

    формулировка ответа

Критерии оценки:

    краткая запись условия.

    запись единиц измерения и перевод их в СИ.

    запись формул.

    осуществление решения

    анализ полученных результатов

8 Составление синквейна требует от студента умения находить в учебном материале наиболее существенные учебные элементы, делать заключение и кратко выражать. Использование современных образовательных технологий является необходимым условием достижения нового качества образования. Государственные образовательные стандарты по дисциплинам предполагают овладение студентами рядом исследовательских, проектных, информационно – коммуникативных умений. Используя в практике своей работы элементы технологии развития критического мышления, преподаватель раскрывает духовный потенциал студента, а также предоставляет возможность бороться с собственными недостатками и преодолевать сомнения в собственных силах и возможностях.

Синквейн – концентрация знаний, ассоциаций, чувств; сужение оценки явлений и событий, выражение своей позиции, взгляда на событие, предмет.

Написание синквейна является формой свободного творчества, которое осуществляется по определённым правилам. Традиционный синквейн состоит из пяти строк и основан на подсчёте слогов в каждом стихе, его слоговая структура - 2-4-6-8-2".

Правильно составленный синквейн имеет ярко выраженную эмоциональную окраску.

Роль преподавателя:

Конкретизировать задание, уточнить цель;

Проверить исполнение и оценить в контексте занятия.

Роль студента:

    изучить материалы темы, выбрать главное и второстепенное;

    установить логическую связь между элементами темы

    представить характеристику элементов в краткой форме

    оформить работу и предоставить к установленному сроку.

Критерии оценки:

    Соответствие тематике (тема урока и синквейна совпадают).

    Грамотность (в содержании нет орфографических и пунктуационных ошибок).

    Наличие афоризма (в синквейн включены цитата или крылатое выражение).

    Художественность образов (передача настроения, состояния, характера человека, окружающей среды, мероприятия).

    Оригинальность исполнения (общее впечатление о синквейне).

9. Составление сводной (обобщающей) таблицы по теме – это вид самостоятельной работы студента по систематизации объемной информации, которая сводится (обобщается) в рамки таблицы (приложение 6). Формирование структуры таблицы отражает склонность студента к систематизации материала и развивает его умения по структурированию информации. Краткость изложения информации характеризует способность к ее свертыванию. В рамках таблицы наглядно отображаются как разделы одной темы (одноплановый материал), так и разделы разных тем (многоплановый материал). Такие таблицы создаются как помощь в изучении большого объема информации, желая придать ему оптимальную форму для запоминания. Задание чаще всего носит обязательный характер, а его качество оценивается по качеству знаний в процессе контроля. Оформляется письменно. Затраты времени на составление сводной таблицы зависят от объема информации, сложности ее структурирования и определяется преподавателем. Ориентировочное время на подготовку – 1 ч, максимальное количество баллов – 1. Задания по составлению сводной таблицы планируются чаще в контексте обязательного задания по подготовке к теоретическому занятию.

Роль преподавателя:

Определить тему и цель;

Осуществить контроль правильности исполнения, оценить работу.

Роль студента:

Изучить информацию по теме;

Выбрать оптимальную форму таблицы;

Информацию представить в сжатом виде и заполнить ею основные графы таблицы;

Пользуясь готовой таблицей, эффективно подготовиться к контролю по заданной теме.

Критерии оценки:

Соответствие содержания теме;

Логичность структуры таблицы;

Правильный отбор информации;

Наличие обобщающего (систематизирующего, структурирующего, сравнительного) характера изложения информации;

Соответствие оформления требованиям;

Работа сдана в срок.

Критерии оценки внеаудиторной самостоятельной работы студентов

Качество выполнения внеаудиторной самостоятельной работы студентов оценивается посредством текущего контроля самостоятельной работы студентов с использованием балльной системы. Текущий контроль ВСРС - это форма планомерного контроля качества и объема приобретаемых студентом компетенций в процессе изучения дисциплины, проводится на практических и семинарских занятиях и во время консультаций преподавателя.

Максимальное количество баллов самостоятельной работы студента по каждому виду задания, студент получает, если:

    обстоятельно с достаточной полнотой излагает соответствующую тему;

    дает правильные формулировки, точные определения, понятия терминов;

правильно отвечает на дополнительные вопрос преподавателя, имеющие целью выяснить степень понимания студентом данного материала.

70~89% студент получает, если:

    неполно (не менее 70% от полного), но правильно изложено задание;

    при изложении были допущены 1-2 несущественные ошибки, которые он исправляет после замечания преподавателя;

    дает правильные формулировки, точные определения,

понятия терминов;

    может обосновать свой ответ, привести необходимые примеры;

    правильно отвечает на дополнительные вопросы преподавателя, имеющие целью выяснить степень понимания студентом данного материала.

50~69% от максимального количества баллов студент получает, если:

Неполно (не менее 50% от полного), но правильно изложено задание;

    при изложении была допущена 1 существенная ошибка;

    знает и понимает основные положения данной темы, но допускает неточности в формулировке понятий;

    излагает выполнение задания недостаточно логично и последовательно;

    затрудняется при ответах на вопросы преподавателя.

    49% и менее от максимального количества баллов студент получает, если:

    неполно (менее 50% от полного) изложено задание;

    при изложении были допущены существенные ошибки.

Примерный объем времени на выполнение заданий

Приложение 1

Образец титульного листа реферата

Министерство общего и профессионального образования

Ростовской области

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Ростовской области

«Каргинский аграрно-технологический техникум»

РЕФЕРАТ
Тема: «___________________________»

по дисциплине «____________________________________________»

Проверил: преподаватель­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ ­___________________

Выполнил: студент ___________________ курса, группы

Ф.И. студента

Приложение 2

Образец оформления презентации

На первом слайде указывается Тема информационного сообщения (или иного вида задания):

Подготовил: Ф.И.О. студента, курс, группа, специальность Руководитель: Ф.И.О. преподавателя

.

На втором слайде представить план изложения информации

На третьем слайде т.д. лаконично раскрывается содержание информации, можно включать рисунки, автофигуры, графики, диаграммы и другие способы наглядного отображения информ

Приложение 3

Образцы составления тестов

Типы тестовых заданий

По способу ответа, тестовые задания могут быть следующих основных типов:

1. Закрытые тесты с одним правильным ответом,

в которых необходимо выбрать из предложенных вариантов

только один правильный ответ.

Например: Определите единицу измерения скорости в Международной системе СИ... А) км/с. Б) м. В) м/с. Г) м/.

2. Закрытые тесты с двумя и более правильными
ответами,
в которых из предложенных вариантов
необходимо отметить не менее двух правильных ответов.

Например: Выберите величины, от которых зависит импульс тела

а) масса б) вес в) скорость

3. Закрытые тесты на нахождение соответствия,

Например: Укажите, какой деформации испытывает:

1. шатун а) растяжение

2. заклепка б) сжатие

3. вал отбора мощности в) сдвиг

г) кручение

4. Закрытые тесты на нахождение последовательности, где предложенные варианты событий, явлений, понятий требуется разместить в оговоренной в условии теста последовательности.

Например: используя приведенные ниже слова и словосочетания, сформулируйте определение колебательного контура:

А) состоящая б) система в) из конденсатора г) в которой могут происходить д) и катушки е) свободные электрические колебания

5. Открытые тесты, в которых отсутствуют варианты правильных ответов, студент должен дать единственно правильный ответ самостоятельно. Как правило применяется при формировании тестов, предполагающих ответ в виде результата вычислений, по данным в тесте условиям.

Например: Какова сила тока в цепи, если на резисторе с электрическим сопротивлением 2∙10 3 кОм напряжение равно 15B? При этом нужно внимательно следить за использованными в ответе един

ицами измерения и погрешностью вычисления.

Приложение 4

Образец решения задачи

Задача: Какова сила тока в цепи, если на резисторе с электрическим сопротивлением 2∙10 3 кОм напряжение равно 15B?

Дано: СИ Решение:

R=10 3 кОм = 10 6 Ом J =

U=20 В J =6 = 2∙10 -6 A

J-? Ответ: J = 2∙10 -6 A

Приложение 5

Образец составления синквейна

Задание: Составить синквейн: тема «Строение вещества»

Молекула. Маленькая, подвижная.

Движется, притягивается, отталкивается.

Молекула – это то, из чего состоит вещество.

Приложение 6

Образец составления сводной таблицы

Вид поля

Электростатическое

Магнитное

Вихревое электрическое

Вихревое электрическое

Источник поля

Электрические заряды

Движущиеся заряды, ток

Изменяющееся магнитное поле

Индикатор поля

Электрические заряды

Движущиеся заряды,ток

Электрические заряды

Потенциальное или вихревое

Потенциальное

Вихревое

Вихревое

Работа поля по замкнутому контуру

Равна нулю

Не равна нулю

Не равна нулю

Линии поля (замкнутые или незамкнутые)

Не замкнуты, начинаются и кончаются на зарядах

Замкнутые

Замкнутые

Список использованной литературы

1. Алханов,А. Самостоятельная работа студентов / А.Алханов // Высшее образование в России. – 2005. – №11. – С.86-89. 2. Измайлова М.А. Организация внеаудиторной самостоятельной работы студентов: Методическое пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2008. – 64 с. 3. Плотникова,О. Самостоятельная работа студентов: деятельностный подход / О.Плотникова // Высшее образование в России. – 2005. – №1. 4. Портных,В. О воспитании самостоятельности студентов / В.Портных // Высшее образование в России. – 2006. –№7. – С.155-157. 5. Росина,Н. Организация СРС в контексте инновационного образования / Н.Росина // Высшее образование в России. – 2006. – №7. – С.109-114. 6. Рубаник,А. Самостоятельная работа студентов /