Воздушно-десантные операции второй мировой. Вдв в период великой отечественной войны Операции вдв

Воздушно-десантные операции, проведенные советским командованием в годы Великой Отечественной войны, можно выстроить в следующий хронологический рад.
22 сентября 1941 года в боях под Одессой за полчаса до высадки десанта с моря в расположение фашистов была выброшена группа парашютистов. Внезапно напав на позиции дальнобойной артиллерии, они вывели орудия из строя, посеяли панику, дезорганизовали управление.
31 декабря 1941 года на Керченском полуострове был высажен воздушный десант в составе батальона, которым командовал майор Няшин. Десантники успешно взаимодействовали с высадкой с моря в районе Феодосии и Керчи.
27 января 1942 года. Началась выброска в районе Вязьмы 8-й бригады 4-го воздушно-десантного корпуса, которая продолжалась шесть суток и закончилась 2 февраля 1942 года. По одним сведениям, в этот период в тыл противника было выброшено 2081 человек, по другим данным - 2497 человек.
18 февраля 1942 года. Начало Юхновской воздушно-десантной операции. Десантирование продолжалось до 23 февраля. Всего в тыл противника было выброшено 7373 человека, 1525 парашютно-десантных мягких мешков с боеприпасами, продуктами, медикаментами. Погиб командир корпуса генерал-майор А. Ф. Левашов. На этом посту его заменил начальник штаба полковник А. Ф. Казанкин. Запланированное соединение 50-й армии, наступавшей с фронта, с 4-м воздушно-десантным корпусом не состоялось, и корпус, обороняясь и ведя диверсионные действия, «задержался» за линией фронта на целых пять месяцев.
29 мая 1942 года. Начало вызволения 4-го воздушно-десантного корпуса из окружения. По распоряжению командующего Западным фронтом в тыл противника было десантировано более 4000 человек из состава 23-й и 211-й воздушно-десантных бригад. Десантирование закончилось 5 июля, и к 28 июля остатки 4-го воздушно-десантного корпуса с боем прорвались через оборонительные порядки немцев и вышли на передовую полосу 10-й армии.
24 сентября 1943 года. Днепровская воздушно-десантная операция, предпринятая с целью овладения плацдармом на правом берегу Днепра. Состав десанта: 1-я, 3-я и 5-я отдельные воздушно-десантные бригады под командованием генерал-майора И. И. Затевахина, заместителя командующего ВДВ. Цель боевых действий - не допустить выхода резервов противника к Букринскому плацдарму - не была выполнена. Только 6 октября командование фронта установило связь с десантниками. Всего в тыл противника было выброшено 4575 парашютистов и 600 мешков с грузами. Немцы организовали настоящую охоту за десантниками и объявили о вознаграждении за каждого пойманного, которое составляло 6 тысяч оккупационных марок. 28 ноября можно считать днем завершения операции. Примечательна реакция Верховного Главнокомандующего И. В. Сталина на неудачное проведение десантной операции на Днепре. В приказе, в частности, говорилось: «Выброска массового десанта в ночное время свидетельствует о неграмотности организаторов этого дела».
Весьма существенной является деталь: сформированные по ходу боевых действий воздушно-десантные дивизии, в каком бы качестве они ни применялись, носили звание гвардейских. Страницы истории Великой Отечественной войны наполнены примерами непревзойденного мужества и героизма воинов-десантников.
Дважды удостаивались звания Героя Советского Союза генералы В. А. Глазунов и А. И. Родимцев.

Прекрасный полк, надёжный, верный полк -
Отборные в полку головорезы.

Владимир Высоцкий «Целуя знамя в пропылённый шёлк...»

Воздушно-десантные войска отжили свой век еще во вторую мировую войну, полностью раскрыв свою неэффективность и бесполезность. Напрасно их так интенсивно готовили к массовым заброскам в тридцатые годы, - в конечном счете, их использовали так же, как и простую пехоту.
Первыми в этой войне применили воздушный десант немецкие соединения в Бельгии, Нидерландах, Норвегии и Греции. Изначально это были локальные высадки в размере одной роты, но уже для захвата Коринфского канала был сброшен целый полк, а на Крит, - 7-я дивизия. В Польше же десантировались без парашютов посадочным способом для захвата аэродромов.

Все эти упомянутые операции имели успех при соблюдении одного условия, - парашютисты сбрасывались в самом начале агрессии на другую страну, еще пребывающую в состоянии мира. Позднее, операции по десантированию крупных соединений немцами больше не проводилось, - сказывались большие потери и малая эффективность. Именно поэтому, впоследствии работали только одиночные группы профессионалов высокого класса, вроде Отто Скорцени, да и то, зачастую они высаживались на планерах, а не с парашютов.

В Советском Союзе в довоенное время парашютной подготовке тоже уделяли большое внимание, - именно у нас, под Воронежем прошли первые учения ВДВ. Однако, Великая Отечественная война не дает нам примеров их эффективного массового применения, - целые корпуса оказались невостребованными в том качестве, в котором создавались. Заброски парашютистов в тыл иногда все же производились, правда, в ночное время. А все почему? Делалось это для того, чтобы хоть как-то противодействовать зенитным орудиям. В результате часть сброшенного соединения гибла при десантировании, часть не находила друг друга, и истреблялась поодиночке.

Попытки использовать для парашютного десанта более крупные соединения, - бригады и полки, неизменно заканчивались неудачей. Один из первых провалов в этом ряду, - десант 201 бригады в феврале 1940 года, брошенной в тыл финских войск. Негативный опыт не был учен, и в Великую Отечественную войну были произведены две массовых операции по заброске крупных воинских формирований, - Вяземская в начале 1942 и Днепровская в 1943 году, которые, в конечном итоге, тоже оказались неудачными. На первом этапе Ржевско-Вяземской с парашютов высаживалась только 201 бригада, при этом в ночное время. Попытка отправить в тыл 4-й воздушно-десантный корпус начиналась с полного провала. Из-за налетов вражеской авиации была уничтожена значительная часть самолетов, предназначенных для заброски. В итоге, в первой партии из двух высадили только 3 батальона 8-й воздушно-десантной бригады, да и то, из 2497 парашютистов на место сбора добрались только 1300. К тому же, большая часть груза в 34 тонны, - в основном боеприпасы и артиллерия, оказались потеряны. Одним словом, наиболее эффективно в этой операции действовал прорвавший фронт 1-й гвардейский кавалерийский корпус генерала Белова, к которому, в конце концов, и перешли в подчинение десантники.

Что же касается Днепровской операции, или Букринского десанта, то он тоже оказался провальным. Из-за действий зенитной артиллерии выброска состоялась не с запланированных 600 метров высоты, а с 2000, причем в ночное время, в результате чего полоса разброса составила 60 километров. Многие просто утонули в Днепре, а остальных истребляли поодиночке и захватывали в плен. Всего было выброшено 4575 парашютистов 3-й и 5-й воздушно-десантных бригад (из них 230 по ошибке над своей территорией). Уже за первые сутки 700 из них было убито, 200 взято в плен, а сумевшие соединиться с остальными, всего около 2300 человек, были разбросаны среди 35 групп, которые вели бои в окружении. Связь с ними оказалась потеряна из-за гибели радистов и офицеров-кодировщиков, - в результате от высадки второго эшелона отказались.
Одним словом, наиболее эффективными оказались действия небольших диверсионных групп, вроде десанта из 37 добровольцев на Майковский аэродром, из которых выжил, и за 22 дня к месту назначения добрался всего лишь 21 человек. За время короткого боя ими было уничтожено по разным сведениям от 10 до 20 самолетов. Главный итог этой операции, - пришли к выводу, что подобные действия все же лучше производить с помощью налетов авиации.

Рано или поздно подобная ситуация сложилась и у союзников, - массовая высадка воздушного десанта в Нормандии, оказалась первой и последней операцией подобного рода. С тех пор на подобное уже не решались, учитывая полученный негативный опыт. Одна из причин, хотя и не главная, все та же, - существовала вероятность, что скорее противник мобилизуется против внезапного десанта, чем те подразделения, которые были сброшены в хаотичном порядке, найдут, наконец, своих командиров и перегруппируются.

Время ВДВ ушло, так и не начавшись. Парашют, изобретенный сто лет назад, как способ переброски воинских соединений, уже морально устарел, и годен, пожалуй, только для спасения экипажей летательных аппаратов. С введением в строй вертолетов, парашютисты вообще стали терять свое значение, и практически не применялись в боевой обстановке. Даже в Афганистане, единственный случай, который могут припомнить в качестве примера их применения, - это упомянутый Громовым эпизод во время операции «Магистраль» в 1987 году. Да и то, с парашютов сбрасывали не живых людей, а манекены, дабы засечь огневые точки «душманов» и подавить их огнем артиллерии. Поэтому если в Афганистан еще брали с собой купола, то на Кавказ уже нет,- лишняя и совершенно бесполезная обуза.

В том же Афганистане десантные операции все же проводились, но при этом исключительно с помощью вертолетов, - например, в ходе Кунарской операции в 1985 году или в Пандшерском ущелье. В случае, если бы вдруг пришлось воевать не в локальных конфликтах с партизанскими формированиями, а против современного государства, здесь бы наша техника не оправдала возложенных на нее надежд.

Я напомню, что если не считать Ми-28, разработанного только в 1987 году, до введения в строй так называемой «Черной акулы» (Ка-50), и сменившей ее Ка-52, советская фронтовая авиация отличалась фактически отсутствием вертолета огневой поддержки. Что же касается имевшегося в наличии «летающего БМД» Ми-24, обладающего признаками как десантного, так и огневого вертолета, то этот гибрид оказался довольно слабым из-за совмещения этих качеств. Ни то, ни се. Я видел его в бою, когда он обстреливал соседние сопки, - выглядело это эффективно, но все равно, из-за отделения для десанта, ТТХ срезаются. Одним словом, у нас нет в достаточном количестве альтернатив Апачу и Команчу, - пока вся надежда на недавно разработанный Ми-28Н.

Произошло все это из-за того, что в свое время СССР сделал ставку не на оборонительную, а на наступательную доктрину внезапной агрессии. Ради того, что бы однажды выбросить огромный десант в тыл противника, и содержится огромный авиапарк самолетов Ан-12 и Ил-76, хотя на практике они применялись для десанта посадочным способом.

Ориентированная на сброс в район боевых действий единственный раз и только в случае внезапной агрессии БМД (боевая машина десанта), уступает по всем параметрам пехотной БМП (боевой машине пехоты), - не случайно новороссийские десантники не стали их брать во время прорыва Басаева в Ботлих. И все только из-за того, что требовалась машина, которую можно было сбросить в тыл, вместе с парашютным десантом. Вы можете назвать мне хоть один случай, когда это производилось не на учениях? Мне вот как-то довелось однажды в гостинице «Салют» выпивать с самим Маргеловым-младшим, известным за десантирование внутри БМД (спустя двадцать лет он даже получит за это звезду Героя России). Нет слов, не каждый бы на такое решился. Однако, с практической точки зрения, от испытанных им дорогостоящих систем «Кентавр» и «Реактавр» нет никакого толка. Кроме учений, они так и не применялись на практике.
А между тем, время этой крылатой пехоты, уже ушло.

У меня плохие новости для войск ВДВ, - со времен 40-х годов войска ПВО шагнули далеко вперед, и теперь насчитывают в своем составе зенитно-ракетные комплексы и реактивную авиацию. В настоящее время уже не стоит никакого труда засечь в любое время суток даже одного парящего вниз парашютиста, вооруженного металлическим оружием. Здесь можно было бы сказать, что уже по приземлению его накроет артиллерийским огнем, но, боюсь, и до этого не дойдет. Все дело в том, что ни Ил-76, ни Ан-12, ни даже Ан-70 не оснащены технологией «Stealth», делающей их невидимыми на экране локаторов, - овчинка выделки не стоит. А посему, с их габаритами, дозвуковой скоростью и большой высотой полета, - они самая лакомая мишень для современной противовоздушной обороны. Вопрос даже не в том, сколько процентов самолетов при массовом набеге успеет сбросить десант, - все гораздо хуже. Я бы поставил его иначе, - сколько раз подряд успеют сбить все транспортные самолеты? Поэтому совместных учений ВДВ и ПВО никогда не будет, - все сведется к фразе: «парни, можете не прыгать, мы Вас уже 10 раз условно уничтожили»
Поверьте, массовая высадка, на которую до сих пор готовят целых четыре дивизии ВДВ в России, - не более, чем глупая утопия, осознание которой недоступно только интеллекту «аналитиков» из их структур. Такое еще было возможно в 1940-1950-е годы, да и то, только ночью.

Всё. Время парашютистов ушло в прошлое. Пока для десанта разрабатывали боевую технику, у которой только одно достоинство, - ее можно было сбрасывать с воздуха, во всем мире, в том числе и у нас, развивались средства ПВО, которые давно свели на нет все перспективы этого рода войск.

В отличие вертолета, Ил-76 и Ан-70 не умеют летать на сверхмалых высотах в складках местности, прячась от локаторов, да и при современном уровне развития ПВО, уже и это не спасает. На противоракетные маневры эти медленные тяжеловозы тоже не способны, - их будут расстреливать как в тире. Один единственный зенитно-ракетный комплекс, даже без аврала, с ленцой, может уничтожить целую дивизию ВДВ в воздухе, - то же самое под силу современному истребителю.
Я не понимаю смысла парашютной подготовки в условиях современной войны. Вертолет высаживает десант и без выброски с высоты посадочным способом, просто приблизившись к земле. В свою очередь транспортные самолеты смогут безопасно работать над чужой территорией только тогда, когда ПВО страны, в которую намечается агрессия, будет полностью уничтожена. То есть, когда уже не будет никакой надобности в том десанте. Так для чего же тогда нужна это подготовка, невостребованная уже несколько десятилетий подряд? Для чего в Российской армии содержат 4 дивизии ВДВ (в США, в настоящее время и то, только 2), которые большую часть учебного времени учат навыкам, которые им никогда не пригодятся на войне?

Я долго попытался найти в истории тот самый последний раз, когда был осуществлен последний боевой массовый десант с парашютов, который так старательно отрабатывают 4 дивизии на учениях. Чем больше я изучаю этот вопрос, тем больше убеждаюсь, что в 1945 году, в ходе разгрома японских войск. Как правило, десантировались небольшими подразделениями, - около роты, и, как правило, не всегда с парашютов, а в основном посадочным способом, с помощью транспортных самолетов Ли-2 и С-47.

Последний советский боевой парашютный десант состоялся 24 августа 1945 года, когда в районе Тойохара, то есть Южно-Сахалинска, было сброшено около батальона 113 стрелковой бригады. Командование вынуждено было пойти на риск из-за спешки, - торопились быстрее создать плацдарм для оккупации Хоккайдо, хотя американцы возражали против вторжения наших войск на японскую территорию, и по этому поводу еще продолжались переговоры.

И всё. Конница и то в Великую Отечественную войну сыграла на порядок большую роль. Впору уже готовить к выпуску юбилейную медаль, - «70 лет без боевого десанта с парашюта».

Как ни пытался я найти нечто, похожее на массовый воздушный десант в послевоенной истории, - все было тщетно. Как мы уже с Вами выяснили, в Афганистане не было забросок с парашюта. Даже во время вторжения в конце 1979 года 103 гвардейская воздушно-десантная дивизия выгружалась посадочным способом в Кабуле и Баграме. Да, держали наготове два батальона для высадки с парашютов, но они не пригодились. Не было выброски и во время вторжения в Чехословакию, - аэродром для посадки был захвачен обманным путем, - пассажирский самолет с диверсантами 7-й ВДД совершил аварийную посадку якобы из-за имевшейся на борту неисправности.

Какое-то время, в 1946-1948 годах, в названии частей ВДВ даже стало появляться название «посадочные», - подразумевалось, что они будут сажаться на захваченные аэродромы с помощью транспортной авиации или планеров. Более того, в ходе учений в конце 40-х именно планерам отводилась особая роль, - от их использования не отказались и в 50-х. То есть, по итогам войны, тогда всем было понято, что массовых десантов с парашюта уже никогда не будет.

Что у нас еще было? Захват 3 ноября 1956 года аэродрома Текель, что в 17 километрах от Будапешта, 3-й ротой под руководством гвардии капитана Николая Харламова, что позволило высадиться на транспортных самолетах всему 108 ПДП. Я вот все искал свидетельства, - каким образом была высажено его подразделение, - на парашютах, или все же «посадочным способом», как утверждает большинство источников? Маргелов при планировании операции по вторжению, вообще изначально исключал парашютный десант. Возможно, что садились они на планерах. Тем не менее, аэродром они захватили, обслугу и расчеты зенитных орудий «обезоружили». А после «обезоруживали» солдат, перешедших на сторону «контрреволюции», студентов и других «мятежников». Возможно даже женщин, которые активно помогали восставшим. Именно Харламову удалось пройти по трупам и взять штурмом кинотеатр «Корвин». Его подвиг был высоко оценен Родиной, - получил Золотую звезду Героя Советского Союза за то, что потопил в крови выбор народа.

Одним словом, внимательно приглядевшись к истории этого рода войск, я прихожу к выводу, что любимый сюжет наших кинорежиссеров, - с воздуха в бой, так старательно отрабатываемый на учениях, - глупая утопия, годная лишь для «показухи» и патриотических киносъемок. Это скорее высокомобильные войска, предназначенные для того, чтобы высаживаться на аэродромах не противника, а в тех республиках, которые вот-вот могут выйти из-под контроля Кремля. Одним словом, это политические жандармы и палачи, не более того. Отсюда и столь трепетное снабжение, не идущее ни в какое сравнение с остальными войсками.

Ну, а вся эта бутафория с парашютной подготовкой, от которой так и не отказались за 68 лет после Южно-Сахалинского десанта, нужна для оправдания существования этого рода войск. А еще, - это дополнительный элемент дрессировки, который позволят тренировать самые дисциплинированные войска, которые ни на секунду не усомнятся самом бессмысленном и кровавом приказе.

Повторю, - по своему духу, это войска политического контроля. Чем они отличаются от внутренних войск? Тем, что не оставляют в живых

18 января 1942 года началась Вяземская воздушно-десантная операция — одна из крупнейших в ходе Второй мировой. 201-я воздушно-десантная бригада и 250-й стрелковый полк были высажены в тыл немецкой группы армий «Центр» южнее Вязьмы. Высадка проводилась ночью, в сильный мороз. Тем не менее, советские бойцы сумели перехватить коммуникации противника. К 1 февраля в район Озеречни было десантировано еще три батальона общей численностью 2497 человек. Через несколько дней десантники сумели вывести из строя участки железной и автомобильной дорог, захватить ряд населённых пунктов и уничтожить штабы немецких частей.

В конце февраля 1942 года в районе поселка Желанье высадились главные силы 4 воздушно-десантного корпуса. Утром 26 февраля головной батальон капитана Плотникова с ходу двинулся в атаку на деревню Бородино. Не прошло и часа, как деревня была очищена от фашистов. Затем батальон захватил и деревню Горбачи, уничтожив до сотни немецких солдат и офицеров. 2-й батальон капитана Смирнова внезапной атакой овладел деревней Тыновка, 4-й батальон капитана Бибикова захватил деревню Куракино. 28 февраля, после трехдневных упорных боев, 9-я воздушно-десантная бригада полковника Курышева овладела деревней Ключи. В результате боев были разгромлены два батальона и штаб 12-го пехотного полка фашистов. Немцы потеряли только убитыми до 600 солдат и офицеров.

Мы сделали подборку из наиболее известных подвигов десантников в Великой Отечественной войне.

Майкопский десант

В ночь на 24 октября 1942 года на Майкопский аэродром был выброшен советский воздушный десант из 38 моряков, чтобы уничтожить самолеты Люфтваффе. К операции готовились по специальному плану: моряки отрабатывали прыжки с парашютом, навыки стрельбы и рукопашного боя, изучали трофейное оружие, учились снимать часовых. Десантники изучали по фотоснимкам места расположения бензобаков на «мессершмитах» и «юнкерсах», и наиболее эффективные способы их подрыва.

Операция началась 23 октября 1942 года в 21 ч. 19 минут. Накануне воздушной разведке не удалось вскрыть всю систему обороны вражеского аэродрома. Поэтому один из самолетов, ТБ-3, попал под обстрел и загорелся. Его пилот, старший лейтенант Гаврилов , несмотря на ожоги лица и рук, продолжал управлять самолетом, чтобы обеспечить выброску десантников. Многие из парашютистов прыгали, получив сильные ожоги и сбивая с себя пламя.

В результате операции на аэродроме были уничтожены 13 и повреждены 10 вражеских самолетов. В ходе боев на аэродроме и при отходе десантников в горы были уничтожены более 40 гитлеровцев, около 15 казаков-предателей, 4 пулемета, перерезаны 11 линий телефонной связи и один кабель. Наши потери составили 22 человека погибшими и сбитый ТБ-3.

К 25 декабря 1941 года войска Манштейна находились буквально в двух шагах от Севастополя. Чтобы оттянуть силы врага, было решено осуществить высадку морского десанта на Керченский полуостров и в Феодосийский порт.

26−27 декабря были высажены десантные отряды на несколько плацдармов к северу и югу от Керчи. Наши войска понесли ощутимые потери. Положение усугубилось в последующие два дня, когда сильный шторм и замерзание Азовского моря сорвали доставку подкреплений на плацдармы.

В ночь с 28 на 29 декабря началась высадка в Феодосии. Первым в акваторию порта ворвались два наших катера «морской охотник», которые промерили глубины. Вслед за ними вошли эсминцы «Шаумян», «Незаможник» и «Железняков», а также крейсеры «Красный Кавказ» и «Красный Крым». Артиллерия крейсеров — 180-мм главный калибр — подавила батареи противника, уничтожила несколько танков, рассеяла колонну автомобилей с пехотой, подходившую к городу. В 7.20 утра в захваченном порту ошвартовался транспорт «Кубань», с которого были высажены 627 бойцов, выгружены 9 орудий, 6 минометов, 15 автомашин и порядка 112 тонн.

Начались уличные бои, и к вечеру город был взят. Константин Симонов , прибывший в Феодосию 1 января 1942 года, застал такую картину: «У низкой портовой стенки, которую я помнил в с детства, валялись скрюченные трупы немцев… Валявшиеся на улицах трупы иногда были полуголые: немцы, застигнутые врасплох, часто выскакивали из домов в чем попало, а многих убили прямо в домах».

Десант в Феодосию заставил немцев немедленно выводить войска из Керчи. Таким образом, Керчь была взята с минимальными усилиями, по существу бескровно.

В ноябре 1943-го Керченский полуостров оборонял 5-й немецкий армейский корпус, усиленный артиллерией, танками и авиацией — всего 85 тысяч солдат и офицеров. Керченский пролив и подходы к нему были минированы. Противник построил три рубежа обороны общей глубиной до 80 км. Наши сторожевики и эсминцы не могли войти в Керченский пролив из-за малых глубин и минной опасности.

Высадка десанта была назначена в ночь на 1 ноября. Однако 31 октября стало сильно штормить. Генерал Петров сначала приказал продолжать операцию, а через некоторое время вынужден был отменить высадку основного десанта. В это время десант в Эльтиген был уже на полпути к цели, и отменять операцию было поздно.

Десантники высаживались на берег, иногда вплавь в ледяной воде. К исходу 1 ноября моряки овладели плацдармом шириной до пяти и глубиной до двух километров. С наступлением темноты началась высадка последующих эшелонов войск. Всего к исходу 3 ноября в район Эльтигена было доставлено 9418 человек с орудиями, минометами и боеприпасами.

За 26 суток катерам лишь 16 раз удалось прорваться к плацдарму. Десант испытывал острый недостаток в боеприпасах и продовольствии, не мог эвакуировать раненых. В то же время, он выполнил свою задачу, значительно облегчив высадку основных сил десанта севернее Керчи.

В начале 1942-го немцы вплотную подошли к Севастополю. Чтобы оттянуть силы противника от главной базы Черноморского флота, командование приняло решение высадить на крымское побережье несколько тактических десантов, в том числе в Евпатории. В десант пошли 533 моряка, три группы разведчиков штаба Черноморского флота, и сводный отряд пограничников и милиционеров.

5 января отряд кораблей в составе быстроходного тральщика «Взрыватель», семи сторожевых катеров и буксира достигли Евпаторийской бухты. Осуществив высадку и забрав первых раненых, корабли ушли в Севастополь. На рейде остались тральщик и морской охотник «081».

Корабли продолжали маневрировать в бухте до вечера, поддерживая огнем атакующих и отбиваясь от атак вражеских самолетов. К вечеру на тральщике оставалось в живых менее трети экипажа. Поврежденный корабль потерял ход и был выброшен на мель. Утром 6 января немецкие танки начали в упор расстреливать судно. Команда тральщика приняла решение взорвать корабль. Но погибнуть всем вместе не удалось, не хватило боеприпасов. Командир тральщика капитан- лейтенант Виктор Трясцин , простившись с матросами, бросил себе под ноги гранату, чтобы не попасть в плен. Когда кончились все патроны, пятеро последних оставшихся в живых моряков экипажа кинулись в море.

На Пассажирской пристани высадка десанта проходила в условиях наиболее ожесточенного сопротивления фашистов. Часть настила пристани была взорвана. Чтобы ускорить бросок на берег, группа бойцов во главе с комиссаром бросились вводу, достигли берега и, разобрав киоск на берегу, соорудили временный настил. Десантники, стоя в ледяной воде, подпирали настил собственными плечами, и по их плечам шли на берег танкетки и противотанковые пушки.

На берегу завязался жестокий бой. Для борьбы с десантом гитлеровцы срочно направили в Евпаторию 105 пехотный полк, 22-й разведывательный и 70-й саперный батальоны, несколько артиллерийских батарей, танки, самоходные орудия и авиацию. К 10 часам утра немцы имели уже более чем 5-кратное превосходство в живой силе и подавляющее преимущество в технике.

Десантный батальон, прижатый к морю, яростно отбивал атаки врага. Сутки в городе не прекращалась стрельба. Вечером 6 января десантники приняли решение вырваться из окружения. Только четверым во главе с капитан-лейтенантом Иваном Литовчуком удалось достичь Севастополя и принести весть о разгроме десанта.

Реальные фотографии наших десантников времен Великой Отечественной войны.

Приказ о развертывании Воздушно-десантных войск Красной Армии № 0083
4 сентября 1941 г.
1. Утвердить план развертывания Воздушно-десантных войск Красной Армии.
2. Начальникам управлений и главных управлений НКО обеспечить развертывание Воздушно-десантных войск Красной Армии вооружением и материальной частью в сроки, указанные в плане.
3. Рядовой и младший начальствующий состав выделить на укомплектование Воздушно-десантных войск по специальному отбору Главного управления Воздушно-десантных войск из войсковых частей и соединений сухопутных и воздушных сил Красной Армии, а также за счет призыва молодежи рождения 1922 года и добровольцев.
4. Укомплектование начальствующим составом развертываемых воздушно-десантных частей и соединений произвести лавному управлению Воздушно-десантных войск за счет войсковых частей, штабов и центральных управлений сухопутных и воздушных сил Красной Армии.
5. Для подготовки кадров начальствующего состава воздушно-десантных войск Красной Армии создать:
а) курсы усовершенствования старшего и среднего командного состава с количеством слушателей в 500 человек. Курсам дислоцировать в г. Саратов;
б) воздушно-десантное училище для подготовки командиров взводов всех специальностей с числом курсантов в 1000 человек. Училище сформировать на базе Куйбышевского пехотного училища;
в) планерную школу Воздушно-десантных войск для подготовки планеристов-буксировщиков численностью переменного состава в 400 человек. Школу сформировать на базе Саратовской школы пилотов первоначального обучения Военно-воздушных сил Красной Армии…
Народный комиссар обороны СССР И. СТАЛИН
Подразделение советских десантников на летном поле аэродрома у бомбардировщиков ТБ-3

Советские десантники на зимнем аэродроме у самолета ТБ-3. Автор: Семен Фридлянд
Советские десантники на зимнем аэродроме у самолета ТБ-3.

Автор: Семен Фридлянд

Автор: Семен Фридлянд

Автор: Семен Фридлянд



Автор: Семен Фридлянд

Автор: Семен Фридлянд

Автор: Семен Фридлянд
Инструктаж советских парашютистов-десантников перед погрузкой в бомбардировщик ТБ-3 на Северо-Кавказском фронте. Бойцы вооружены пистолетами-пулеметами системы Шпагина (ППШ-41).

Время съемки: 1943
Лыжный отряд советских разведчиков-десантников уходит на задание.

Место съемки: Мурманская область. Время съемки: 1943. Автор: Роберт Диамент
Советские десантники наблюдают за подрывом железной дороги в тылу немецких войск под Москвой.

Источник информации о фото: Газета «Красная Звезда» №011 (5075) от 14 января 1942 года. Автор: Олег Кнорринг.
Посадка в самолет ТБ-3 советской авиадесантной группы.

Время съемки: 1942. Автор: Марк Редькин
Высадка советского десанта из самолетов Ли-2

Время съемки: 11.11.1944. Автор: Михаил Трахман
18 января 1942 года началась Вяземская воздушно-десантная операция – одна из крупнейших в ходе Второй мировой.

201-я воздушно-десантная бригада и 250-й стрелковый полк были высажены в тыл немецкой группы армий «Центр» южнее Вязьмы. Высадка проводилась ночью, в сильный мороз. Тем не менее, советские бойцы сумели перехватить коммуникации противника. К 1 февраля в район Озеречни было десантировано еще три батальона общей численностью 2497 человек. Через несколько дней десантники сумели вывести из строя участки железной и автомобильной дорог, захватить ряд населённых пунктов и уничтожить штабы немецких частей.
Воздушно-десантные операции, проведенные советским командованием в годы Великой Отечественной войны, можно выстроить в следующий хронологический рад.
22 сентября 1941 года в боях под Одессой за полчаса до высадки десанта с моря в расположение фашистов была выброшена группа парашютистов. Внезапно напав на позиции дальнобойной артиллерии, они вывели орудия из строя, посеяли панику, дезорганизовали управление.
31 декабря 1941 года на Керченском полуострове был высажен воздушный десант в составе батальона, которым командовал майор Няшин. Десантники успешно взаимодействовали с высадкой с моря в районе Феодосии и Керчи.
27 января 1942 года. Началась выброска в районе Вязьмы 8-й бригады 4-го воздушно-десантного корпуса, которая продолжалась шесть суток и закончилась 2 февраля 1942 года. По одним сведениям, в этот период в тыл противника было выброшено 2081 человек, по другим данным - 2497 человек.
18 февраля 1942 года. Начало Юхновской воздушно-десантной операции. Десантирование продолжалось до 23 февраля. Всего в тыл противника было выброшено 7373 человека, 1525 парашютно-десантных мягких мешков с боеприпасами, продуктами, медикаментами. Погиб командир корпуса генерал-майор А. Ф. Левашов. На этом посту его заменил начальник штаба полковник А. Ф. Казанкин. Запланированное соединение 50-й армии, наступавшей с фронта, с 4-м воздушно-десантным корпусом не состоялось, и корпус, обороняясь и ведя диверсионные действия, «задержался» за линией фронта на целых пять месяцев.
29 мая 1942 года. Начало вызволения 4-го воздушно-десантного корпуса из окружения. По распоряжению командующего Западным фронтом в тыл противника было десантировано более 4000 человек из состава 23-й и 211-й воздушно-десантных бригад. Десантирование закончилось 5 июля, и к 28 июля остатки 4-го воздушно-десантного корпуса с боем прорвались через оборонительные порядки немцев и вышли на передовую полосу 10-й армии.
24 сентября 1943 года. Днепровская воздушно-десантная операция, предпринятая с целью овладения плацдармом на правом берегу Днепра. Состав десанта: 1-я, 3-я и 5-я отдельные воздушно-десантные бригады под командованием генерал-майора И. И. Затевахина, заместителя командующего ВДВ. Цель боевых действий - не допустить выхода резервов противника к Букринскому плацдарму - не была выполнена. Только 6 октября командование фронта установило связь с десантниками. Всего в тыл противника было выброшено 4575 парашютистов и 600 мешков с грузами. Немцы организовали настоящую охоту за десантниками и объявили о вознаграждении за каждого пойманного, которое составляло 6 тысяч оккупационных марок. 28 ноября можно считать днем завершения операции. Примечательна реакция Верховного Главнокомандующего И. В. Сталина на неудачное проведение десантной операции на Днепре. В приказе, в частности, говорилось: «Выброска массового десанта в ночное время свидетельствует о неграмотности организаторов этого дела».
Весьма существенной является деталь: сформированные по ходу боевых действий воздушно-десантные дивизии, в каком бы качестве они ни применялись, носили звание гвардейских. Страницы истории Великой Отечественной войны наполнены примерами непревзойденного мужества и героизма воинов-десантников.
Дважды удостаивались звания Героя Советского Союза генералы В. А. Глазунов и А. И. Родимцев.

К рупнейшей воздушно-десантной операцией советских войск в ходе Великой Отечественной войны стала Вяземская десантная операция, проведенная во время наступательной фазы Московской битвы зимой 1942 года. Увы, затянувшись почти на два месяца (с 4 января по 28 февраля она не привела к достижению желаемых результатов.

К началу января 1942 года под Москвой сложилась чрезвычайно сложная для обеих сторон обстановка. Советские войска, уже почти месяц ведущие активное наступление, были в достаточной степени измотаны, в то время как германские войска, потерпевшие серьезное поражение, оказались обескровлены и деморализованы. В условиях холодной зимы обе стороны испытывали недостаток снабжения: части Красной армии — из-за того, что далеко оторвались от налаженных коммуникаций и продвигались по выжженной противником территории, немцы — из-за слабости железнодорожной и автомобильной сети, к тому же постоянно подвергавшейся ударам партизан.

Наибольшего успеха в декабрьских боях достигли подразделения Западного фронта. За неполный месяц они прошли с боями от 100 до 300 километров, причем части 10-й армии генерала Голикова и 1-го гвардейского кавалерийского корпуса генерала П. А. Белова далеко опередили своих соседей и, окружив немецкий гарнизон в Сухиничах, вышли на железную дорогу Москва-Брянск севернее города.

Голиков Филипп Иванович Белов Павел Алексеевич

Передовые части корпуса генерала Белова находились всего в 8 километрах от Варшавского шоссе. Правее них вели наступление 50-я, 49-я и 43-я армии, последняя 1 января 1942 года заняла Малоярославец. В немецкой обороне наметился 40-километровый прорыв на линии Сухиничи—Бабынино, создавалась реальная возможность выхода советских войск в район Юхнова на Варшавское шоссе и дальнейшего продвижения к Вязьме — в тыл немецкой 4-й и 4-й танковой армиям и на жизненно важные коммуникации группы армий «Центр».

Для оказания помощи 43-й и 49-й армиям, продвигавшимся с северо-востока по обе стороны Варшавского шоссе, командование Западного фронта решило высадить воздушный десант. Десант должен был перерезать шоссейную дорогу из Медыни на Гжатск, захватить станцию Мятлево и пресечь движение из района Калуги на Вязьму, а также воспрепятствовать отходу войск 57-го армейского корпуса немцев по Варшавскому шоссе от Малоярославца и Алешково через Медынь на Юхнов и прикрыть подходы к станции Мятлево от возможного контрудара противника из района Юхнова.

Основные силы десанта составлял 250-й воздушно-десантный полк майора Н.Л. Солдатова в составе 1300 человек, который предполагалось высаживать посадочным способом.

Солдатов Николай Лаврентьевич

Обеспечить эту высадку должны были два парашютных отряда. Один отряд в составе 202 человек должен был высадиться на аэродроме у Большого Фатьянова (в 5 км восточнее Мятлево, на западном берегу реки Шани захватить аэродром и подготовить его к приему посадочного десанта. Второй парашютный отряд из 348 человек выбрасывался в районе сел Гусево, Бурдуково и Гусаково в 12-15 км северо-западнее Медыни возле шоссе Медынь—Гжатск, он должен был поставить заслон от продвижения противника со стороны Гжатска, а затем выйти на Варшавское шоссе и, взорвав мост через реку Шаня (в 10 км юго-восточнее Медыни), прикрыть район высадки основных сил от наступления противника со стороны Малоярославца.

Для операции были выделены 21 самолет ТБ-3 и 10 самолетов ПС-84.

Всю высадку предполагалось проводить в четыре рейса — первыми перебрасывались парашютисты, а затем тремя рейсами доставлялись пехотинцы и снаряжение. Однако позднее планы были изменены, и первым рейсом в ночь на 4 января был отправлен только один парашютный отряд для захвата аэродрома Большое Фатьяново, численность которого увеличили до 416 человек. Десант был выброшен в стороне от аэродрома и с боем захватил его только к исходу дня 4 января.

Однако из-за начавшейся снежной метели операцию решено было прекратить и высадку посадочного десанта отменить. В дальнейшем парашютисты действовали как диверсанты — они захватили станцию Мятлево, уничтожили находившиеся здесь два эшелона с техникой, а 19 января вышли в расположение 49-й армии.

7 января 1942 года была подписана директива Ставки ВГК, определявшая задачи стратегической операции по окружению и разгрому основных сил группы армий «Центр». Левое крыло Западного фронта силами 43-й, 49-й, 50-й армий и 1-го гвардейского кавкорпуса должно было нанести фланговый удар из района Калуги и Мосальска в общем направлении на Юхнов—Вязьму с одновременным фронтальным наступлением армий правого крыла на Сычевку и Гжатск. Одновременно правое крыло Калининского фронта в составе 22-й и 39-й армий, имея в резерве 29-ю армию, наносило удар с севера на Ржев и Сычевку. Обе ударные группировки должны были встретиться в районе Вязьмы, довершив окончательный разгром основных сил группы армий «Центр».

8 января ударная группировка Калининского фронта прорвала вражескую оборону северо-западнее Ржева. Уже 10 января передовые части 39-й армии перерезали шоссе Ржев—Великие Луки и достигли района Сычевки. Штаб 9-й немецкой армии, оборонявшей ржевский участок фронта, чтобы не попасть в окружение, переместился в Вязьму.

Вальтер Модель (слева) и Вильгельм Гудериан

Командующий армией генерал-полковник Штраус подал в отставку и был заменен генералом Вальтером Моделем.

На юхновском направлении к середине января тоже наметился успех: подразделения 49-й армии подошли вплотную к станции Мятлево, части 43-й армии заняли Медынь и через Шанский завод продолжали наступление на запад. 14 января 1942 года командующий Западным фронтом Г. К. Жуков отдал приказ: 49-й армии — к 15 января выйти в район Погорелое, 43-й армии — не позднее 16 января овладеть Мятлево, 50-й армии — до 17 января взять Юхнов, 1-му гвардейскому кавалерийскому корпусу Белова — к 20 января прорвать оборону противника и выйти к Вязьме.

кавалеристы П.А. Белова

Для обеспечения этих действий в ночь на 16 января в помощь наступающим войскам в 20 км северо-западнее Медыни была выброшена усиленная парашютная рота из состава 1-го батальона 201-й вдбр. Десантники действовали на путях отхода немецких войск, а позднее соединились с вышедшими сюда частями 43-й армии.

Отчасти результатом действий этой десантной группы было решение немецкого командования отводить свои подразделения не на северо-запад, а на запад от Медыни. В результате во вражеской обороне образовалась брешь, куда вошла наступавшая севернее 33-я армия генерала М. Г. Ефремова, нарушив контакт между 4-й танковой и 4-й общевойсковой армиями противника.

Ефремов Михаил Григорьевич

Основные силы 4-й немецкой армии, насчитывавшие под Юхновым до 9 дивизий, оказались под угрозой обхода с севера. Южнее Юхнова к 20-м числам января подразделения правого фланга 10-й армии вышли на железную дорогу Вязьма—Брянск в районе Кирова, нарушив рокадное сообщение между 4-й танковой и 4-й общевойсковой армиями противника. Однако части 50-й армии и корпуса генерала Белова все еще стояли в 10—15 км от Варшавского шоссе, а основные силы 10-й армии совместно с 16-й армией были заняты ликвидацией окруженной в Сухиничах группы генерала фон Гильза (6 пехотных батальонов) и отражением контрудара 24-го танкового корпуса немцев, 16 января начавшего наступление из района Жиздры на Сухиничи с целью деблокировать город.

Подготовка Вяземской воздушно-десантной операции и расположение сил на 27 января 1942 года.

В этих условиях командование Западного фронта решило поддержать наступление 50-й армии и корпуса Белова высадкой в тылу противника воздушного десанта. Местом высадки десанта был район поселка Знаменка и деревни Желанье в 40 км южнее Вязьмы. В задачу десанта входило перерезать шоссе из Вязьмы на Юхнов и железную дорогу Вязьма—Брянск, перехватить коммуникации противника и содействовать войскам Западного фронта в окружении его юхновской группировки. Одновременно наступлением в направлении деревни Темкино десант должен был содействовать продвижению 33-й армии.

В состав десантной группы включался тот же 250-й воздушно-десантный полк, а также 1-й и 2-й батальоны 201-й воздушно-десантной бригады (из состава 5-го воздушно-десантного корпуса). Общая схема высадки оставалась той же, что и при несостоявшейся операции в районе Большого Фатьянова, десант выбрасывался в три приема — сначала группа парашютистов должна была захватить Знаменский аэродром, через 2,5 часа выбрасывалась стартовая команда для его оборудования и подготовки к приему посадочного десанта, а затем группами по 3—4 самолета (во избежание скопления большого количества техники) на аэродром перебрасывались пехотинцы. Для перевозки десантников был выделен 21 самолет ПС-84, а для транспортировки 45-мм противотанковых орудий предназначались 3 бомбардировщика ТБ-3. Исходным пунктом операции был подмосковный аэродром Внуково.

ПС-84

Из-за сильной метели и низкой облачности намеченная на утро 17 января высадка была перенесена на следующую ночь. В ночь на 18 января 1942 года в районе деревни Желанье с 16 самолетов ПС-84 были выброшены подразделения 201-й вдбр — 2-й батальон капитана Н.Е. Калашникова и две роты 1-го батальона под командованием капитана И.А. Суржика общей численностью 452 бойца.

Следующей ночью здесь удалось высадить еще 190 парашютистов (из 10 вылетевших машин часть вернулась по причине плохой погоды). Всего к 8 часам утра 19 января в районе Желанье собралось 642 десантника, общее командование над ними принял капитан Суржик. Предпринятая накануне попытка захватить Знаменский аэродром не увенчалась успехом, поскольку подходы к нему оказались сильно укреплены. Однако в полутора километрах к югу от Знаменки разведывательной группой десанта был обнаружен другой аэродром, куда после расчистки площадки в 17.50 18 января удалось принять четыре самолета ПС-84 с 65 бойцами стартовой команды. Однако, не имея лыжного шасси, самолеты не смогли взлететь с площадки. На следующий день немцы атаковали аэродром и уничтожили все машины, а стартовая команда и десантники отошли в район Желанье на соединение с главными силами отряда.

Тем временем бойцы капитана Суржика, соединившись с партизанским отрядом А.А. Петрухина (около 1000 человек), с помощью жителей близлежащих сел начали подготовку снежного аэродрома возле села Плеснево. В ночь на 20 января сюда была принята первая группа самолетов, а всего до 22 января было доставлено 1643 десантника из состава 250-го полка во главе с командиром полка майором Н.Л. Солдатовым, а также вооружение и боеприпасы. Противник обнаружил аэродром и атаковал его с воздуха, при этом было потеряно 3 самолета ПС-84, а также 27 человек убитыми и 9 ранеными. Всего десантникам было доставлено два 45-мм орудия, 34 миномета калибром 82 и 50 мм, а также 11 противотанковых ружей.

Уже 20 января 250-й полк получил по радио приказ генерала Г.К. Жукова: «К утру 21 января частью сил захватить Ключи и ударом в тыл противника в направлении Людиново содействовать группе Белова и войти с ней в связь ». Вскоре последовало уточняющее распоряжение: «Первое — из района Знаменка, Желанье, Луги не уходить и во что бы то ни стало удержать район, заняв Знаменку; второе — наши части (соединения 33-й армии) 22 января выходят в район Темкино, им поставлена задача связаться с вами; третье — Белову оказать помощь частью сил, примерно двумя батальонами; четвертое — во что бы то ни стало прекратить движение войск противника по большаку Юхнов—Вязьма ». По решению командира полка 1-й и 2-й батальоны 201-й вдбр под общим командованием капитана Суржика направлялись в район Ключи для последующего наступления на Людиново.

Пройдя по тылам противника, отряд Суржика занял несколько сел, уничтожив в них вражеские гарнизоны, и 28 января в деревне Тыновка соединился с конниками генерала Белова. Тем временем остальные подразделения десанта (так называемая «группа Солдатова») вместе с партизанами удерживали захваченный район. 22 и 23 января они несколько раз пытались атаковать Знаменку, но были отбиты превосходящими силами противника. 1-й батальон 250-го полка атаковал станцию Угра на магистрали Брянск-Вязьма, занимаемую подразделениями 365-го немецкого резервного пехотного полка, и в двух местах разрушил большие участки железнодорожного полотна. 3-й батальон 250-го полка и часть 1-го батальона 201-й вдбр блокировали шоссе Юхнов—Вязьма, препятствуя движению войск противника. Однако Знаменка, являвшаяся крупным опорным пунктом на этом шоссе, все еще оставалась в руках противника — несмотря на возобновление ожесточенных атак в ночь с 29 на 30 января.

Д ля завершения окружения вяземской и юхновской группировок немецких войск было решено выбросить новые воздушные десанты. С этой целью в оперативное подчинение командующего Западным фронтом был передан 4-й воздушно-десантный корпус генерал-майора А.Ф. Левашова.

Алексей Фёдорович Левашов

Разработка плана высадки и организация всей операции возлагалась на штаб ВДВ РККА. Для высадки корпуса было выделено 65 транспортных самолетов и 30 истребителей прикрытия, однако фактически в распоряжении десантных войск оказались только 80 машин: 22 самолета ТБ-3 из состава 23-й авиадивизии, 39 транспортных машин ПС-84 и 19 истребителей — четыре звена из 402-го истребительного авиаполка ПВО и отдельная группа двухмоторных истребителей Пе-3 из состава 9-го отдельного бомбардировочного авиаполка (последние вели дальнюю разведку в интересах операции).

Для размещения этих сил и в качестве исходного района операции отводились три аэродрома в районе Калуги, в 180—200 км от места высадки.

Решение о проведении операции было принято еще 17 января, первоначально она была намечена на 21 января. Однако направленный в Калугу по железной дороге 4-й воздушно-десантный корпус задержался в районе Алексина из-за взорванного моста через Оку и в район сосредоточения к нужному времени не прибыл. Поэтому дата высадки была перенесена на 27 января.

Тем временем корпус генерала Белова 26 января наконец-то прорвал оборону 40-го танкового корпуса противника, на следующий день пересек Варшавское шоссе, вышел в долину рек Попольта и Ресета и двинулся к Вязьме. С востока сюда же наступали части 33-й армии, нащупавшие брешь в немецкой обороне, а с севера двигались подразделения Калининского фронта. В прорыв возле Сычевки были введены 29-я армия и 11-й кавалерийский корпус, устремившиеся на юг. Уже 27 января подразделения 11-го кавкорпуса вышли к Минскому шоссе и железной дороге на Смоленск западнее Вязьмы. Образовался «слоеный пирог», окружение грозило уже основным силам группы армий «Центр» — 9-й и 4-й танковой армиям.

4-й воздушно-десантный корпус имел следующие задачи:

8-я вдбр — высадиться в районе Озеречня, занять оборону на рубеже Реброво—Градино—Березники и не допускать отхода противника на запад;

9-я вдбр — высадиться в районе Горяиново—Ивановка—Попово, оседлать шоссе и не допустить подхода противника с запада;

214-я вдбр — вместе с отдельным танковым батальоном и артдивизионом десантироваться в районе Высоцкое—Плешково— Уварово и оставаться в резерве корпуса.

Таким образом, подразделения корпуса высаживались в далеко отстоящих друг от друга пунктах и возможность быстрого установления связи между ними оставалась весьма сомнительной. Для разведки и обеспечения высадки в 16 часов 27 января, то есть за полтора часа до выброски основных сил, в районах десантирования было высажено 7 диверсионных групп по 20—30 парашютистов. Кроме того, несколько групп было выброшено для установления связи с группой Солдатова (201-я вдбр и 250-й сп) и 11-м кавкорпусом.

Из-за малого количества транспортных самолетов высадка соединений корпуса производилась поочередно. Первым высаживался 2-й батальон 8-й бригады, имевший задачу подготовить снежный аэродром для принятия остальных частей бригады. Однако из-за ошибки пилотов он был выброшен не у Озеречни, а в 15 км южнее, в районе деревни Таборье. Выброска проводилась в один заход, с большой высоты, поэтому десантников разбросало на очень большом пространстве (до 20-30 км). К утру 28 января в район сбора вышли только 476 человек из 638 сброшенных.

В ту же ночь, пользуясь слабостью советской ПВО в районе Калуги, вражеская авиация силами 24 самолетов Ju-88 и Мe-110 совершила налет на один из аэродромов сосредоточения десанта.

Технические данные Ju 88А-5

  • Экипаж: 4 человека
  • Максимальная взлетная масса: 13000 кг
  • Размеры длина х высота х размах крыла: 14,36 х 4,85 х 20,08 м
  • Силовая установка, количество двигателей х мощность: 2 х 1200 л. с.
  • Максимальная скорость полета на высоте 5500 м.: 440 км/ч
  • Скороподъемность: 9,2 м/с
  • Практический потолок:. 8230 м
  • Дальность полета: 2730 км
  • Вооружение: 4 х 7,92-мм пулемета MG-15

Технические характеристики Bf 110C-4

  • Экипаж: 2 человека
  • Максимальная взлетная масса: 6750 кг
  • Размеры: длина х высота х размах крыла: 12,65 х 3,50 х 16,27 м
  • Силовая установка, количество двигателей х мошность: 2 х 1100 л. с.
  • Максимальная скорость полета на высоте 7000 м.: 560 км/ч
  • Скороподъемность: 11 м/с
  • Практический потолок: 10 000 м
  • Дальность полета: 775 км
  • Вооружение: 4 х 7,92-мм пулемета МG 17, 2 х 20-мм пушки МС 151/20 1 х 7,92-мм пулемет МС 15 или спаренный пулемет MG 81Z

Было уничтожено 7 самолетов ТБ-3, один истребитель и склад горючего. В последующие ночи налету подверглись все аэродромы, с которых должен был десантироваться 4-й воздушно-десантный корпус. Ранее этими аэродромами пользовалась немецкая авиация, и немцы отлично знали их расположение, подходы и особенности обороны.

В таких условиях до 2 февраля было десантировано только 2323 десантника из состава 8-й вдбр и 34 400 кг груза. Выброска парашютистов производилась на большой площади, поэтому в районы сбора вышли только 1320 человек, а 1003 человека (43% высадившихся) в бригаду так и не пришли.

Не получая донесений от командования бригады, штаб корпуса был вынужден устанавливать с ней связь путем посылки разведывательных самолетов Пе-3 и офицеров связи на легких машинах У-2, оснащенных лыжным шасси. Зачастую с помощью таких самолетов устанавливалась связь штаба бригады (некоторое время находился в деревне Андросово в 12 км южнее поселка Алферово) с другими подразделениями бригады.

У-2 (ПО-2)

С выходом в район действий 8-й вдбр и группы Солдатова 1-го гвардейского кавалерийского корпуса десантники были переданы в подчинение генералу Белову. 2 февраля корпус генерала Белова подошел к Вязьме, куда накануне вышли передовые части наступавшей с востока 33-й армии. Юхновская группировка противника, то есть ядро сил 4-й немецкой армии, командующим которой с 21 января вместо генерала Кюблера был назначен пехотный генерал Хейнрици, утратила связь на только с левым крылом армии, но и со своим тылом и фактически была окружена.

Готхард Хейнрици

Однако сил удержать кольцо у советских ударных частей уже не было — из 28 000 человек, имевшихся в корпусе Белова на 10 января, к 7 февраля у него осталось не более 6000 бойцов. С 26 января в районе Шанского завода шли непрерывные бои — подразделения 4-й немецкой армии генерала Хейнрици пытались прорваться на север и соединиться с 4-й танковой армией генерала Руофа. В конце концов 3 февраля им это удалось — три дивизии 33-й армии (113-я, 160-я и 138-я) были отрезаны от основных сил фронта и заняли круговую оборону юго-восточнее Вязьмы. В последующие дни немецким войскам удалось восстановить линию обороны по Варшавскому шоссе и корпус Белова тоже оказался в окружении.

В этих условиях командование Западного фронта решило возобновить выброску в помощь частям 1-го гвардейского кавкорпуса и группы Солдатова оставшихся сил 4-го воздушно-десантного корпуса для оказания поддержки 50-й армии в прорыве фронта противника по Варшавскому шоссе и окончательном окружении юхновской группировки. В состав десанта должны были войти оставшиеся две бригады корпуса — 9-я и 214-я, а также последний батальон 8-й бригады. Местом высадки был назначен район восточнее станции Угра — место действия группы Солдатова и партизанского отряда полковника М.Г. Кириллова (к этому моменту насчитывавшего около 1200 человек).

После высадки десант должен был наступать на юго-восток, выйти в район поселка Песочня, заняв рубежи Куракино—Бородина—Подсосонки и Ключи—Тыновка—Леонова. В дальнейшем ему предписывалось нанести по противнику удар с тыла, выйти на Варшавское шоссе и соединиться с наступающими частями 50-й армии.

Руководство десантированием было возложено на командующего ВДВ РККА - В.А. Глазунова.

Василий Афанасьевич Глазунов

Исходным районом операции назначался хорошо прикрытый силами ПВО московский аэродромный узел, место высадки отстояло от него на 300 км. В операции участвовало 23 самолета ТБ-3 и 41 самолет ПС-84. Из-за малого количества машин высадка вновь осуществлялась группами на протяжении нескольких ночей. При этом из состава первой группы в 20 самолетов ТБ-3, вылетевшей в ночь на 17 февраля с батальоном 214-й вдбр, 19 машин не нашли района высадки и вернулись обратно. Один самолет выбросил десант, но эти парашютисты с бригадой впоследствии так и не соединились и сведений о них больше не поступало. На следующую ночь в этом же районе с 12 машин ПС-84 было выброшено 293 человека и 32 тюка с вооружением.

Экипировка парашютиста

Снаряжение стрелка-парашютиста при совершении прыжков в летних и зимних условиях состояло из:

1. Плечевой лямки. 2. Поясного ремня. 3. Поясной патронной двухгнездной сумки.

4. Поясной запасной патронной сумки (для ВВ — 400 г и ружейной принадлежности).

5. Фляги с чехлом. 6. Сумки продуктовой.

7. Двух унифицированных чехлов — для малой лопаты (малого топора) и для ручных гранат.

8. Подсумка для магазинов СВТ (на два магазина). 9. Плаща-палатки (берется только летом).

В течение следующей недели десантирование частей 4-го воздушно-десантного корпуса осуществлялось каждую ночь. В ночь на 19 февраля всеми транспортными самолетами типа ПС-84 и тяжелыми бомбардировщиками ТБ-3 было произведено 89 самолето-вылетов, выброшено 538 человек и 96 тюков груза. В ночь на 20 февраля высадка была особенно массовой — в тылу противника высадился 2551 человек. В следующую ночь выброска десанта была ограниченна в связи с ухудшением погоды (туман, высота облачности 300-400 м). Несмотря на это, вылеты совершили 37 экипажей, было выброшено 476 человек и 73 тюка с вооружением. В ночь на 22 февраля высадка опять была массовой — десантировано 1676 человек. 23 февраля высадилось 1367 человек, 24 февраля было произведено 38 самолето-вылетов и выброшено 179 десантников. На этом высадка корпуса завершилась.

Всего с 17 по 24 февраля для выброски воздушного десанта было произведено 612 самолето-вылетов, из них 443 — успешных, не вернулись с боевого задания 3 экипажа. За это время было высажено и выброшено 7373 человека и 1524 тюка с боеприпасами, вооружением, продовольствием и различным имуществом.

Однако из-за разброса на большой площади сборы корпуса проходили медленно. В первые дни собралась только половина личного состава корпуса, а 30% десантников так и не соединились со своими подразделениями — часть из них пропала без вести, часть действовала в качестве партизан. В ходе высадки авиация противника оказывала сильное противодействие. 23 февраля при атаке немецким истребителем Ме-110 самолета ТБ-3 со штабом корпуса погиб командир 4-го воздушно-десантного корпуса генерал-майор А.Ф. Левашов. Однако пилоту удалось посадить тяжело поврежденную машину на снег и спасти остальных десантников. В командование корпусом вступил начальник штаба полковник А.Ф. Казанкин.

Обстановка на юхновско-вяземском направлении к 18 февраля 1942 года и задачи 4-го ВДК

Лишь к 24 февраля корпус начал выполнение своей задачи. Однако наступление велось медленно — противник успел подтянуть к месту высадки свои резервы и оборудовать оборонительные позиции. Только 27 февраля частям корпуса удалось захватить деревню Ключи в 10 км севернее Варшавского шоссе, на следующий день они вышли на рубеж, назначенный для встречи с 50-й армией.

Однако части 50-й армии успеха практически не имели и на Варшавское шоссе так и не вышли. Линия фронта на этом участке стабилизировалась вплоть до весны 1943 года, когда немцы оставили Ржевско-Вяземский выступ. 4-й воздушно-десантный корпус, соединившись с корпусом генерала Белова и остатками 33-й армии, до лета продолжал действовать в тылу противника вдоль железных дорог Вязьма—Брянск и Сухиничи—Смоленск. 24 июня 1942 года остатки корпуса в количестве 2800 человек вышли в расположение 10-й армии Западного фронта.

А.Ф. Казанкин с десантниками

О дновременно с Вяземским десантом имело место частное применение воздушно-десантных подразделений в районе Ржева. Во время прорыва окруженной возле Оленино немецкой группировки из состава 9-й армии в свою очередь была окружена часть сил 29-й армии Калининского фронта. Для оказания им помощи было решено высадить в этом районе воздушный десант в составе одного батальона 204-й вдбр в составе 425 человек под командованием лейтенанта П.Н. Белоцерковского. Исходным пунктом десантирования был один из аэродромов Калининского аэроузла, местом высадки назначался район сел Мончалово и Окороково, где держали оборону подразделения 29-й армии.

Выброска парашютистов и грузов осуществлялась в ночь на 17 февраля с самолетов ТБ-3. Однако из-за того, что район окружения не превышал в диаметре 4 км, значительная часть парашютистов приземлилась вне его. Всего в указанном районе было сброшено 312 десантников, еще 38 человек по ошибке десантировались в своем тылу (возле Старицы), а 75 бойцов прыжок не совершали и были привезены обратно. Из осуществивших успешную высадку в расположение 29-й армии пробились только 166 человек, при этом одной из групп десантников удалось уничтожить вражескую артиллерийскую батарею. Неделю спустя, в ночь на 24 февраля, подразделения 29-й армии прорвались в юго-западном направлении и соединились с частями 39-й армии.

памятник у штаба десантирования