Дивергентное мышление. Конвергентное и дивергентное мышление: какой вид преобладает у вас

Здравствуйте уважаемые читатели!

Я хотел бы поблагодарить всех читателей, оставивших комментарий к предыдущей . Не стесняйтесь, пишите, задавайте вопросы, обсуждайте.

Продолжим нашу тему «Мышление» .

Думаю, что читателям знаком такой старый анекдот:
Висит банан, выпустили обезьяну, попрыгала — не достать, потрясла пальму – не падает, взяла палку – сбила банан и съела.
Предложили решить эту задачу (дальше можно подставить студенту, школьнику…). Прыгает, прыгает – не достать, ему говорят — ты подумай,… подумал – стал трясти, не падает. Ему- еще подумай. Он думал-думал и говорит «А что тут думать, трясти надо».

В какой-то степени этот пример показывает, как работает конвергентное и дивергентное мышление .

Конвергентное мышление

Конвергентное мышление (от лат. соnvergere — сходиться) использует предварительно усвоенные алгоритмы решения определенной задачи. Предполагает точное следование инструкции или последовательности действий по решению задачи.

Конвергентное мышление – это линейное мышление, логическое мышление, предполагающее одно единственно правильное решение задачи.

Обычно ассоциируется с тестами IQ и свойственно классическому типу преподавания.

Люди с конвергентным мышлением, считают, что существует только единственно правильное решение. Они пытаются использовать имеющиеся знания и логические рассуждения, чтобы найти это решение.

Не секрет, что почти все наше обучение направлено на формирование конвергентного мышления. И как результат этого обучения – поиск единственно правильного ответа по типу экзамена ЕГЭ. Экзамен построен на знании фактов, но факты – это еще не все.

Такой вопрос – впадает ли Волга в Каспийское море? Ответ вроде бы очевиден.

Но миллионы лет назад она впадала в Азовское, а не Каспийское море. А сейчас она скорее впадает в реку Кама и уже далее в Каспийское море. Но кого это интересует? Хотя это такая интересная тема для развития кругозора и мышления в том числе. Но нам нужна только галочка в нужном ответе (единственно верном). А начнешь рассуждать – не сдашь экзамен.

Вот так со временем развивается наиболее значительный недостаток человеческого интеллекта – цепляться за собственные убеждения и игнорировать все что им противоречит.

Человек ищет в поступающей информации именно ту, которая подтверждает правильность его выводов и игнорирует ту, которая их опровергает. Не замечали? Попробуйте обратить на это внимание.

Небольшое отступление в сторону :
Ведь вы уверены в том, что гипотеза — человек произошел от обезьяны, принадлежит Ч. Дарвину.
Однако Дарвин никогда не утверждал, что человек эволюционировал от обезьяны: он говорил, что у обезьяны и человека есть общий предок. Но миллионы людей до сих пор повторяют то, о чем услышали, но не изучили более внимательно, хотя бы прочитав его «Происхождение видов».

Хороший пример , конвергентного мышления: человек зашел в комнату, увидел юридический справочник и принял «единственно верное решение»: хозяин – юрист.

Ну а кто же еще? Вот примерно так мы судим и о многом другом.

Дивергентное мышление

Дивергентное мышление (от лат. divergere – расходиться) - метод творческого мышления, заключающийся в поиске множества решений одной и той же задачи. В отличии от линейного конвергентного, этот тип мышления иногда называют параллельным.

Дивергентные способности проявляются в умении выдвигать большое количество интересных и необычных идей, в отказе от стереотипов. Хороший пример дивергентного мышления — мозговые штурмы.

Характеристики дивергентного мышления:
1. Беглость восприятия (способность генерации множества идей).
2. Гибкость (способность переходить с одной точки зрения на другую).
3. Оригинальность (способность выдвигать нетривиальные идеи).

Впервые в науку понятие “дивергентное мышление” ввел Дж. Гилфорд (1967).

Джой Пол Гилфорд (1897—1987), — американский психолог. Известен как создатель модели структуры интеллекта. Занимался исследованиями интеллекта в части памяти, мышления, внимания, творчества и темперамента.

Он указал на принципиальное различие между двумя мыслительными операциями: конвергенцией и дивергенцией. Дивергентное мышление – это «тип мышления, ищущий в различных направлениях ».

Именно оно рождает множество оригинальных идей и предполагает, что на один вопрос может быть несколько ответов. А ведь именно это является условием самовыражения личности.

Добавлю, что дивергентность рассматривается в психологии как базовая черта личности , обеспечивающая самостоятельность мышления и последующих действий.

Обращу ваше внимание на такой важный момент.
Если рассмотреть полный цикл продуктивного мыслительного процесса, то он включает:
1. формулирование проблемы,
2. формулирование мыслительной задачи,
3. поиск решения и его обоснование.

И вот что важно: этап формулирования проблемы рассматривается как наиболее важный в творческом процессе мышления.

Замечу : в бизнесе наиболее важным является способность руководителя найти и сформулировать проблему. Этой способности как раз и не хватает, и об этом часто упоминается.
Вся система образования (от ВУЗа до МBА) строится на обучении решать проблемы, но в меньшей мере – выявлять их.

Аналогично, при чтении. Если у человека возникают вопросы – он ищет ответы на них, в книгах и других источниках. Если вопросов нет – то и искать незачем, что собственно и происходит.

Так что обратите на это внимание: вопросы, проблемы (кто не любит это слово – пусть будет задачи) способствуют вашему развитию, поиску решений, самостоятельному поиску. И дивергентное мышление будет только в помощь таким поискам.

*****
Но как увязать дивергентное мышление, предполагающее множество ответов на один вопрос и нашу современную школу – школу «правильного ответа » и «точного решения ».

Вы уже понимаете, что такая одномерность мышления (только конвергентное) вряд ли способствует адекватному пониманию ситуации, восприятию других людей и событий.

В то же время дивергентное мышление развивает исследовательский интерес и способность оценивать, сравнивать, анализировать и классифицировать, строить гипотезы.

Наша система взглядов задает для нас рамки, и мы воспринимаем мир через эти рамки. Но мы должны быть готовы к признанию того, что наша точка зрения лишь одна из многих, и мы можем ее пересмотреть по мере поступления новой информации.

Можно предполагать, что должен быть переход к формированию дивергентного мышления. Об этом мы будем говорить в следующих статьях блога.

А пока я бы не хотел, чтобы у вас сложилось неверное представление, что конвергентное мышление это плохо.
Конечно нет, иначе любое действие мы бы подвергали сомнению и анализу.

Важны оба мыслительных процесса. Конвергентное мышлении дает нам возможность использовать имеющиеся знания для изучения новых концепций и не отказываться сразу от всего нового, что не соответствует нашим текущим знаниям и убеждениям.

В процедуре мозгового штурма есть два этапа: этап конвергентного мышления – задающего рамки проведения этого мероприятия, и есть этап дивергентного мышления , когда идет генерация идей.

Хороший пример синергии двух видов мышления: композитор, сочиняя произведение, сначала использует дивергентное мышление – сочиняя оригинальную мелодию. Но затем он начинают использовать конвергентное мышление, которое позволяет ему оформить музыкальный фрагмент в соответствии с правилами гармонии.

Пример с определением профессии юриста, приведенный выше, когда рассматривалось конвергентное мышление можно видоизменить для случая дивергентного мышления.

Человек входит в ту же комнату и смотрит по сторонам. Что он замечает: картины на стенах, цвет ковра, на полке юридическую литературу, семейную фотографию и кошку, спящую в уголке и тд. Это параллельное мышление (дивергентное). Если бы ему необходимо было определить профессию хозяина комнаты, то, скорее всего он бы определил, что хозяин –юрист. Но этот вывод он сделал бы по нескольким признакам, сопоставив множество факторов. Ведь не факт, что хозяин — юрист.

Еще пример:

Вы подошли к своей квартире и не можете найти ключей. Действует конвергентное мышление – достаете ключи – открываете – входите. Но если ключи потеряны. Конвергенция не поможет, процедура нарушена.

Вы начинаете перебирать варианты: забыли ключи в машине, можно вызвать слесаря или специальную службу, можно дождаться другого члена семьи, у которого есть ключи. Можно было бы задействовать и стратегическое мышление, но чуть раньше – оставив запасной комплект ключей у рядом живущих родственников. Вот примерно так работает дивергентное мышление в простой житейской ситуации.

Оба типа мышления одинаково важны. Ни один не лучше и не хуже другого. Важно уметь применять в соответствующих ситуациях оба этих метода мышления.

Резюмируя сказанное, сведем результаты в таблицу:

Надеюсь, что общее представление о типах мыслительных процессов вы получили.

Вы узнали, что использование одного типа мышления – ограничивает наши возможности, делает нас упертыми в своей правоте. Хотя мы же понимаем, что наши знания всегда будут неполными, а следовательно возможны и другие мнения, основанный на новой, пока неизвестной нам информации.

Действовать по принципу «если есть А, то значит будет B » не всегда верный путь, возможно и C и D и тд. Логика важна, но мир слишком многообразен, чтобы существовали только однозначные решения.

Безусловно, развития требует и логическое, а не только творческое мышление. Об этом в следующих статьях на блоге.

Пишите, какие возникли вопросы, мнения, пожелания. Всегда буду рад вашим комментариям.

С уважением, Медведев Николай.

Мышление – это объект внимания всех психологов, изучающих интеллект, существует теория Гилфорда, которая детально описывает конвергентное и дивергентное мышление.

Суть мышления

В течении изучения окружающего мира люди суммируют приобретённый опыт, определяя взаимосвязь между предметами, тем самым устанавливая общее свойство вещей. Таким образом, человек решает конкретные познавательные задачи. Однако не на все вопросы мы способны дать ответ, именно в таких ситуация, приходиться обращаться к мышлению. Оно позволяет людям ориентироваться в любых ситуациях. Знание связей и законов объективной действительности разрешает определить разумную деятельность человека. Дивергентное и конвергентное мышление – это поиск стремления к осмыслению всевозможных ответов, оно активизирует различные виды умственной деятельности, к примеру, любознательность и воспоминания, внимание и наблюдение, суждение и воображение.

Суть интеллекта

Когда мы характеризуем человека с точки зрения психологии, то используем широко известное слово «интеллект». До сих пор ученые всего мира, не могут дать конкретное определение, этому понятию. Но многие специалисты утверждают, что интеллект, это способность, которая присуща каждому человеку для познания мира в целом.

Конвергентное мышление

Сперва дадим определение, конвергентное мышление – это способность интеллекта адаптироваться в заданных условиях той или иной деятельности. Конвергентное мышление определяется тремя свойствами:

Комбинаторность – умение сочетать элементарные задачи с имеющимся багажом знаний, выявление взаимосвязей, закономерностей и различных соотношений.
Уровневость – концентрация внимания, скорость восприятия, сенсорное различение, словарный запас и т.д.
Процессуальность – стратегия трансформирования приобретённых сведений, методы интеллектуальной деятельности.

Эти свойства характеризуют конвергентное мышление в полном объеме.

Дивергентное мышление

Дадим определение, дивергентное мышление – это креативность, умение выдвигать наиболее необычные и интересные идеи в условиях деятельности, за исключением регламента. , имеет отличительную особенность, а именно готовность озвучивать большое количество равноценных идей по правильности применительных друг к другу или к одному объекту. Другими словами, креативность – это способность не следовать стереотипам. Дивергентное мышление представлено в нескольких критериях:

Беглость – число идей, которые рождаются в конкретный временной промежуток.
Оригинальность – умение отойти от шаблонов и стереотипов, высказывание идей отличительных от типовых.
Чувствительность – это умение воспринимать необычные жизненные ситуации во всех деталях, видеть противоречия или неопределенность, а также способность быстро переключаться от одной идеи к следующей.
Образность – предпочтение выражать свои мысли при помощи символов и ассоциаций, работать в придуманном контексте, способность находить сложное на первый взгляд, в абсолютно простых вещах.

Ярким примером дивергентного мышления могут служить интеллектуальные карты и мозговой штурм. А конвергентное мышление (логическое или линейное), является основой тестов на и классических методик преподавания. Конвергентное и дивергентное мышление нужно и можно развивать, если понимать его особенность, то можно добиться потрясающих результатов.

Хотелось ли вам когда-нибудь выйти за рамки мира стереотипов, шаблонов? Найти нечто новое, способное вдохновлять, взглянуть на обыденные вещи под иным углом? Если да, тогда дивергентное вам в помощь. Развивая его, открывается возможность во время разрешения какой-либо проблемы, задачи видеть сразу несколько решений.

Иными словами, данное мышление лежит в основе креативности, и дивергентные способности называются не иначе, как проявление нестандартности мысли. Оно является фундаментом любого творчества. Рассмотрим более детально, в чем заключается природа такого вида мышления и как его развить.

Природа дивергентного мышления

Как было сказано ранее, дивергентное – это сознание, одновременно развивающееся в нескольких направлениях. Его главная задача – создать великое множество вариантов решения задачи. Именно благодаря ему рождаются творческие идеи, способные порою начать новую главу в развитии человечества.

Исследованиями этого мышления занимались такие ученые как: Д. Роджерс, Э.П. Торранс, Д. Гилфорд и т.д. Последний, являющийся основателем дивергентной концепции, в своей книге «Природа человеческого » называл дивергентное «расходящимся» мышлением. В 1950-х годах вся его научная деятельность была посвящена изучению творческого потенциала личности. Именно в этот период он предложил свою концепцию Американской психологической ассоциации. В 1976 г. предоставил усовершенствованную модель, назвав дивергентное мышление составной частью творчества и описав основные его характеристики:

  1. Способность разрабатывать, детализировать идеи, не забывая воплощать их в жизнь.
  2. Беглость в создании большого количества идей или во время разрешения проблемы.
  3. Умение производить оригинальные идеи, не затертые стереотипным мышлением.
  4. Проявление гибкости в одновременном поиске подходов к каждой отдельной проблеме.

Дивергентное и конвергентное мышление

Противоположностью рассматриваемого мышления есть конвергентное, что направлено на поиски одного единственно верного решения. Так, существует тип людей, который всегда убежден в существовании одного правильного пути. Задачи решают посредством уже накопленных знаний и с помощью цепочки логических рассуждений. Большая часть современного обучения в ВУЗах основана именно на конвергентном мышлении. Для творческих личностей такая система образования не позволяет раскрыть свой творческий потенциал. За примером не нужно далеко ходить: А. Энштейну было не сладко учиться в школе, но не по причине какой-либо его недисциплинированности. Преподавателям сложно было вынести его манеру отвечать на вопросы. Так, ему свойственно было спрашивать нечто наподобие: «А если рассмотреть вариант, что это не вода, а…?» или «Рассмотрим этот вопрос с другой точки зрения…». Вот в этом случае и проявлялось дивергентное мышление маленького гения.

Развитие дивергентного мышления

Одной из технологий, способствующей развить такое мышление, есть решение изобретательских задач:

  1. Необходимо придумать слова, что заканчивались бы на «т». Вспомнить, какие слова начинаются на «с», и в каких третья буква от начала – «а».
  2. Из начальных букв создать полноценное предложение: В-С-Е-П. Это упражнение развивает как дивергентное, так и беглость мышления.
  3. Проверьте свои умения находить причинно-следственную связь, продолжив выражение: «Вчера вечером она замерзла…».
  4. Продолжить численный ряд: 1, 3, 5, 7.
  5. Исключить лишнее: черника, манго, слива, яблоко. Это упражнение направлено на умение выделять существенные признаки.

Для того чтобы человеку эффективно справляться с проблемами, появляющимися на жизненном пути, нужно обратить внимание на . Изучая вопросы мышления и интеллекта, американский психолог в 60-х годах ХХ века разработал теорию креативности, согласно которой человеческое мышление может быть направленным на одновариантное решение проблемы по чёткому алгоритму (конвергентное мышление), а может предполагать обширную вариативность решения одной проблемы (дивергентное мышление). Давайте разберёмся, в чём ценность дивергентного мышления и его значение для успешного решения любых задач.

Особенности мышления

Главная роль в деле поиска оптимальных решений, в том числе и , принадлежит мышлению. Суть мышления – в поиске ответов и стремлении к осмыслению действительности. Когда человек размышляет, он активизирует множество процессов умственной деятельности: внимание и наблюдение, любознательность и воспоминания, оценку и интерпретацию, воображение и фантазию, память и познание.

Бывает так, что человек хорошо образован, он много знает. Все ли такие люди могут с успехом решать жизненные и профессиональные проблемы? Наличие большого количества знаний у человека вовсе не гарантирует ему то, что он сумеет быстро и по делу воспользоваться этим багажом. Столкнувшись со сложной задачей, даже эрудит может потеряться и не отреагировать быстротой и качеством предлагаемого решения. В этом случае важно уметь качественно мыслить. А научиться мыслить быстро и к тому же, предлагая несколько вариантов решения проблемы, поможет развитие творческого мышления, одним из видов которого является дивергентное мышление.

Характеристики дивергентного мышления

«Гилфорд – первый, кто начал рассматривать с разных сторон. Он описал 120 разнообразных с пособностей интеллекта и 15 факторов их определения. Дивергентное мышление относится к важнейшим операциям ума в процессе обработки информации».

Итак, – (от лат. divergere «расходиться, отклоняться») – это способность человека выдать большое количество решений, основанных на одних и тех же данных.

А конвергентное мышление – (от лат. cоnvergere – «сходиться к одному центру») – это фокусировка человека на одном главном решении проблемы. Дивергентное мышление – это способность искать решение проблемы в разных направлениях. С помощью каких механизмов это происходит? Гилфорд считал, что дивергентность – это основа креативности, основными показателями которой являются беглость, гибкость, продуктивность и сложность (разработанность). Учитывая возможный вклад указанных показателей, дивергентный ум ищет инновационные пути и нестандартные идеи. Таким образом, ценность обладателя дивергентного мышления в том, что он сможет быстро и продуктивно предложить несколько вариантов идей, одна из которых и станет лучшим решением.

Как развивать дивергентное мышление?

Чтобы стать человеком, способным быстро вырабатывать большое количество идей, причём оригинальных, неповторимых, хорошо проработанных, можно использовать следующие методы и упражнения для каждого навыка:

  1. – теория решения изобретательских задач. Один из методов развития дивергентного мышления. Лучше тренировать изобретательские задачи в парах и не пытаться подглядеть решение в интернете. К примеру, решите задачу «Лампочка». Вообразите, что у вас перегорела лампочка. Чем вы её замените, чтобы в комнате стало светло? Придумайте около 10 реально подходящих для этой цели вариантов, и вы увидите, что из любой ситуации есть множество решений. Время на выполнение – 5 мин.
  2. Напишите список из слов (существительных), которые бы заканчивались бы на букву «т». Следующим моментом тренировки могло бы стать создание списка слов, начинающихся на букву «л». Попробуйте также создать список из слов, в которых третьей буквой является «а». Меняйте буквы и выполняйте упражнение за определённый промежуток времени, допустим, за 3 или 5 минут. Так вы увидите динамику развития вашего мышления.
  3. Возьмите любое слово (к примеру, БУЛКА или МЕДВЕДЬ). Задание состоит в том, чтобы из начальных букв создать полноценное предложение. Измеряйте время, которое потребовалось на выполнение задания: так вы отследите беглость мышления.
  4. Продолжите ряд чисел 2, 4, 6, 8, 10 и т. д. на скорость.
  5. Выполните упражнение на нестандартное мышление «Способы необычного применения обычных предметов». Его тоже лучше выполнять в парах. Обменяйтесь с партнёром по развитию дивергентного мышления наименованиями обычных предметов (например, КУСОК КАРТОНА и РАДИАТОР). За 3 минуты нужно как можно больше придумать необычных способов использования этих предметов с описанием. Кто больше?

С помощью этих простых методов и упражнений вы сможете значительно улучшить продуктивность и приобрести способность неординарно подходить к решению задач.

Как вы считаете, чем может помочь дивергентное мышление в вашей профессиональной деятельности?

(от лат. cоnvergere - сходиться) - форма мышления - . Основано на стратегии точного использования предварительно усвоенных алгоритмов решения определенной задачи, т.е. когда дана инструкция по последовательности и содержанию элементарных операций по решению этой задачи.

Психологический словарь . 2000 .

Смотреть что такое "Конвергентное Мышление" в других словарях:

    конвергентное мышление - Этимология. Происходит от лат. cоnvergere сходиться. Категория. Форма мышления. Специфика. Основано на стратегии точного использования предварительно усвоенных алгоритмов решения определенной задачи, т.е. когда дана инструкция по… …

    конвергентное мышление - konvergentinis mąstymas statusas T sritis švietimas apibrėžtis Vienkryptis mąstymo būdas, padedantis rasti teisingus problemos sprendimus, gauti teisingas išvadas. kilmė lot. convergens (kilm. convergentis) – susieinantis, suartėjantis… … Enciklopedinis edukologijos žodynas

    Конвергентное мышление - мышление, ориентирующееся и опирающееся на известное или подходящее решение проблемы … Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов

    Конвергентное мышление - вид мышления, который предполагает, что существует лишь одно правильное решение проблемы. В некоторых случаях данное понятие используется как синоним «консервативного» или «ригидного» мышления … Психология человека: словарь терминов

    Мышление дивергентное - (лат. divergere отклоняться, расходиться) характеризует движение мысли в разные стороны с целью охватить различные аспекты проблемы в поисках её решения или рассмотреть возможность решения проблемы с разных углов зрения. Такое мышление, как… …

    МЫШЛЕНИЕ, КОНВЕРГЕНТНОЕ - Мышление, которое характеризуется сведением вместе или синтезом информации и знаний, сосредоточением на решении проблемы. Такое мышление часто связано с решением задач, особенно с проблемами, которые имеют только одно правильное решение. Ср. с… … Толковый словарь по психологии

    Мышление конвергентное - (лат. convergere приближаться, сходиться) характеризуется сведением вместе всех сведений относительно имеющейся задаче, то есть синтезом информации о проблеме в поисках её решения. Такое мышление часто связано с решением задач, имеющим только… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    дивергентное мышление - Этимология. Происходит от лат. divergere расходиться. Категория. Форма мышления. Специфика. Основано на стратегии генерирования множества решений одной единственной задачи. Психологический словарь. И.М. Кондаков. 2000 … Большая психологическая энциклопедия

    - (от лат. divergere – расходиться) метод творческого мышления, применяемый обычно для решения проблем и задач. Заключается в поиске множества решений одной и той же проблемы. Исследованиями дивергентного мышления занимались Е. Торранс, Д. Гилфорд … Википедия

    Нововведение (инновация) - в социально психологическом ракурсе рассмотрения это целенаправленное внедрение качественных изменений в большей или меньшей, но все же значительно сущностно заметной степени преобразующих реальную социальную практику актуального взаимодействия и … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике